Кто такой сухомлинский

Сухомлинский, Василий Александрович

Василий Александрович Сухомлинский
укр. Василь Олександрович Сухомлинський
Дата рождения 28 сентября 1918
Место рождения
  • Василевка, Василевская волость, Александрийский уезд, Херсонская губерния, Украинская держава
Дата смерти 2 сентября 1970 (51 год)
Место смерти
  • Павлыш, Онуфриевский район, Кировоградская область, Украинская ССР, СССР
Страна СССР СССР
Альма-матер
  • Полтавский национальный педагогический университет имени В. Г. Короленко
Учёная степень кандидат педагогических наук
Учёное звание член-корреспондент АПН СССР
Известен как педагог-новатор, детский писатель, директор школы
Награды и премии
Цитаты в Викицитатнике

Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский (укр. Василь Олександрович Сухомлинський; 28 сентября 1918, с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии, Украинская Держава — 2 сентября 1970, пос. Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области, Украинская ССР) — советский педагог-новатор, детский писатель.

Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968).

Биография

Родился будущий педагог-новатор в 1918 году в селе Васильевка (ныне Кировоградская область) в бедной крестьянской семье. Здесь прошли его детство и юность. Отец Василия Александровича — Александр Емельянович Сухомлинский (1893—1930) — до Октябрьской революции работал по найму, как плотник и столяр в помещичьих хозяйствах («экономиях»), и сдельно — в крестьянских хозяйствах. В советское время Александр Емельянович стал одним из передовых людей села — был общественником активистом, принимал участие в руководстве потребительской кооперацией и колхозом, выступал в газетах как селькор, заведовал колхозной избой-лабораторией, руководил трудовым обучением (по деревообрабатывающему делу) в семилетней школе. Мать В. А. Сухомлинского, Оксана Авдеевна (1893—1931), была домашней хозяйкой, выполняла мелкую портняжную работу, трудилась в колхозе. Вместе с Александром Емельяновичем она воспитала, кроме Василия, ещё троих детей — Ивана, Сергея и Меланию. Все они стали сельскими учителями.

Летом 1933 года Василий поехал учиться в Кременчуг. После окончания рабфака он поступил в педагогический институт; в 17 лет стал учителем в заочной школе недалеко от родного села. Перевёлся в Полтавский педагогический институт и успешно закончил его в 1938 году, затем возвратился в родные места, где стал преподавать украинский язык и литературу в онуфриевской средней школе.

В 1941 году Сухомлинский добровольцем ушёл на фронт.

В январе 1942 года он, младший политрук, был тяжело ранен, защищая Москву, и лишь чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После лечения в госпитале на Урале просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже ограниченно годным. После освобождения Украины от фашистов вернулся в родные края и узнал, что его жену и маленького сына замучили в гестапо.

В 1948 году он стал директором Павлышской средней школы, которой бессменно руководил до конца своей жизни. Дочь В. А. Сухомлинского — доктор педагогических наук, профессор Ольга Васильевна Сухомлинская. Пошла по стопам отца, сейчас работает в Национальной академии педагогических наук Украины.

Василий Александрович Сухомлинский — автор сорока монографий и брошюр, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Научные монографии и статьи Василий Александрович писал на русском языке. Художественную прозу — на украинском. Общий тираж его книг составил около четырёх миллионов экземпляров на различных языках.

Педагогическая деятельность

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений, чтению книг.

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.

В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967) и других произведениях. Его идеи воплощены в практике многих школ. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).

Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям» (Государственная премия УССР 1974 года, посмертно). Его жизнь — воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

В своей книге «100 советов учителю» Сухомлинский писал о том, что ребёнок является существом, которое мыслит, познает мир не только вокруг себя, но ещё и познает самого себя. При чём это знание приходит не только умом, но и сердцем. По-настоящему любит свой предмет лишь тот педагог, который на уроке излагает сотую долю того, что знает. Чем богаче знания педагога, тем ярче раскрывается его личное отношение к знаниям, науке, книге, умственному труду, интеллектуальной жизни. Это интеллектуальное богатство и есть влюбленностью учителя в свой предмет, в науку, школу, педагогику. Учитель — это не только специалист, который умеет передавать знания следующему поколению, но также он играет большую роль в том, чтобы сделать из ребёнка человека, а именно человека будущего, от которого зависит будущее целой страны. Учитель должен не только уметь анализировать причины влияния на ребёнка, но и должен придерживаться того, чтобы изучение предмета стало цельным. Труд должен стать главным в жизни ученика. Народная педагогика знает, что ребёнку посильно и что непосильно. Потому что в ней органически сочетается жизненная мудрость с материнской и отцовской любовью. Чтобы ребёнку хотелось хорошо учиться, и этим он стремился приносить радость матери и отцу, нужно беречь, лелеять, развивать у него чувство гордости труженика. Это значит, что ребёнок должен видеть, переживать свои успехи в учении. Человеческие отношения раскрываются ярче всего в труде — когда один что-то создаёт для другого. Задание педагога — не только уметь правильно определять причины и последствия в воспитании, но и влиять на жизнь ребёнка, при этом разделять свои заботы с родителями. Педагогу нужно работать, чтобы у матери и отца было единое представление о том, кого они вместе со школой воспитывают, а отсюда и о единстве их требований, прежде всего — к самим себе. Добиться того, чтобы отец и мать как воспитатели выступали в единстве — это значит научить мудрости материнской и отцовской любви, гармонии доброты и строгости, ласки и требовательности. Педагог становится светочем знаний — и поэтому воспитателем — лишь тогда, когда у воспитанника появляется желание знать несравненно больше, чем он узнал на уроке, и это желание становится одним из главных стимулов, побуждающих воспитанника к учению, к овладению знаниями.

Примечания

  1. 1 2 Сухомлинский Василий Александрович // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 т., т. 1, c. 167

    Учение — не механическая передача знаний от учителя к ребенку, а прежде всего человеческие отношения.

  3. 1 2 Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 т., т. 1, c. 147

    Важная задача школы — воспитать человека пытливой, творческой, ищущей мысли. Я представляю себе детские годы как школу мышления, а учителя — как человека, заботливо формирующего организм и духовный мир своих воспитанников.

  4. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 т., т. 1, c. 87

    Отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость. Если учитель усматривает в двойке и единице кнут, которым можно подстегивать ленивую лошадь, а в чеверке и пятерке пряник, то вскоре дети возненавидят и кнут и пряник.

  5. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 т., т. 1, c. 197

    Я стремился к тому, чтобы каждый ребенок постепенно создавал личную библиотеку, чтобы чтение становилось важнейшей духовной потребностью детей…Если в течение месяца семейная библиотечка не пополнялась ни одной книгой, я считал это тревожным явлением.

  6. http://klasnaocinka.com.ua/uk/article/sukhomlinskii-100-sovetov-uchiteliu.html
  7. Сухомлинский В.А.]] Рождение гражданина. — М.: Молодая гвардия, 1971. — Тираж 100 000 экз. — С. 9 — 10

Родословная педагога Сухомлинского

Ищем родственников! 89262371485@mail.ru
========================
Музей им.В.А.Сухомлинского
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №67» Кировского района г.Казани
г. Казань, ул. Дежнева, д. 1 8 (843) 562-29-06, s67.kzn@edu.tatar.ru
…………
Нисходящая роспись: Сухомлинский Емельян …
Поколение 1
1. Сухомлинский Емельян …
Мать ребёнка: …
Сын: Сухомлинский Александр Емельянович (2-1)
Поколение 2
2-1. Сухомлинский Александр Емельянович
Родился: 1893. Умер: 1930. Продолжительность жизни: 37
Отец: Сухомлинский Емельян … (1)
Мать: …
Мать детей: … Оксана Иудовна
Сын: Сухомлинский Василий Александрович (3-2)
Сын: Сухомлинский Иван Александрович (4-2)
Сын: Сухомлинский Сергей Александрович (5-2)
Дочь: Сухомлинская Мелания Александровна (6-2)
Поколение 3
3-2. Сухомлинский Василий Александрович
Родился: 28.09.1918. Умер: 02.09.1970. Продолжительность жизни: 51
Отец: Сухомлинский Александр Емельянович (2-1)
Мать: … Оксана Иудовна
Жена: Повная Вера …
Сын: Сухомлинский … (8-3(1))
Жена: Девятова Анна …
Сын: Сухомлинский Сергей Васильевич (7-3(2))
Дочь: Сухомлмнская Ольга Васильевна (9-3(2))
4-2. Сухомлинский Иван Александрович
Родился: ?
Отец: Сухомлинский Александр Емельянович (2-1)
Мать: … Оксана Иудовна
5-2. Сухомлинский Сергей Александрович
Родился: ?
Отец: Сухомлинский Александр Емельянович (2-1)
Мать: … Оксана Иудовна
6-2. Сухомлинская Мелания Александровна
Родилась: ?
Отец: Сухомлинский Александр Емельянович (2-1)
Мать: … Оксана Иудовна
Поколение 4
7-3(2). Сухомлинский Сергей Васильевич
Родился: 1945. Возраст: 73
Отец: Сухомлинский Василий Александрович (3-2)
Мать: Девятова Анна …
Жена: …
8-3(1). Сухомлинский …
Родился: ?
Отец: Сухомлинский Василий Александрович (3-2)
Мать: Повная Вера …
9-3(2). Сухомлмнская Ольга Васильевна
Родилась: 1946. Возраст: 72
Отец: Сухомлинский Василий Александрович (3-2)
Мать: Девятова Анна …
Муж: …
=====================================================
Родился будущий педагог-новатор в 1918 году в селе Васильевка (ныне Кировоградская область) в бедной крестьянской семье. Здесь прошли его детство и юность. Отец Василия Александровича — Александр Емельянович Сухомлинский (1893—1930) — до Октябрьской революции работал по найму как плотник и столяр в помещичьих экономиях и сдельно — в крестьянских хозяйствах. В советское время Александр Емельянович стал одним из передовых людей села — был общественником активистом, принимал участие в руководстве потребительской кооперацией и колхозом, выступал в газетах как селькор, заведовал колхозной избой-лабораторией, руководил трудовым обучением (по деревообрабатывающему делу) в семилетней школе. Мать В. А. Сухомлинского, Оксана Иудовна (1893—?), была домашней хозяйкой, выполняла мелкую портняжную работу, трудилась в колхозе. Вместе с Александром Емельяновичем она воспитала, кроме Василия, ещё троих детей — Ивана, Сергея и Меланию. Все они стали сельскими учителями.
Летом 1933 года Василий поехал учиться в Кременчуг. После окончания рабфака он поступил в педагогический институт; в 17 лет стал учителем в заочной школе недалеко от родного села. Перевёлся в Полтавский педагогический институт и окончил его в 1938 году, затем возвратился в родные места, где стал преподавать украинский язык и литературу в онуфриевской средней школе.
В 1941 году Сухомлинский добровольцем ушёл на фронт. В январе 1942 года он, младший политрук, был тяжело ранен, защищая Москву, и лишь чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После лечения в госпитале на Урале просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже ограниченно годным. Как только родные места были освобождены, Сухомлинский вернулся на родину. В 1948 году он стал директором павлышской средней школы, которой бессменно руководил до конца своей жизни.
Василий Александрович Сухомлинский — автор 40 монографий и брошюр, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Научные монографии и статьи Василий Александрович писал на русском языке. Художественную прозу — на украинском. Общий тираж его книг составил около 4 миллионов экземпляров на различных языках.
=====================
В книге «Сердце отдаю детям» в главе «Что такое империализм» Сухомлинский сообщает, что был также в Мексике, Бразилии, Парагвае, Чили, Аргентине и в Колумбии.
События в книге происходят в 1951 году. Стало быть, эта поездка состоялась где-то в 30-50 гг. В 30-е на Украине был голодомор, потом война, послевоенная разруха. Откуда в те годы Сухомлинский смог раздобыть деньги на путешествие, которое и сегодня-то доступно, наверное, только элите? И опять же – как он преодолел железный занавес?! Нигде в его биографии об этом ни слова.
================
…. есть только одно соображение: поездки оплачивало государство для выполнения партийного задания. Какого именно? Полагаю, того же самого, что было у Ю.Гиппенрейтер: понабраться ума-разума у западных гуманистов. По возвращении Сухомлинского назначили директором целой школы, которая стала экспериментальной.
===============

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *