Кто такой Всеволод чаплин

«Что делать с тихим предательством и шкурничеством наших элит?»

Всеволод Чаплин рассказал «URA.Ru», что есть настоящая православная вераФото: Антон Белицкий © URA.Ru

Протоиерей Всеволод Чаплин несколько месяцев назад оказался в списке «опальных священников». Сегодня он почти не появляется в радио- и телеэфирах, на страницах газет, при этом остается членом Общественной палаты России и, что для него, пожалуй, самое главное — служит в церкви. В один из дней страстной седмицы журналисты «URA.Ru» встретились с отцом Всеволодом в храме исповедника преподобного Федора Студита у Никитских ворот в Москве. О своем пути к Богу, современных прихожанах, слиянии светской и церковной жизни — в ИНТЕРВЬЮ Всеволода Чаплина «URA.Ru».

— Отец Всеволод, у каждого человека свой путь к вере. Как вы пришли к Богу? Это было осознанное решение?

— Приход человека к вере всегда связан с Божьим действием — даже в семьях, где дети растут у верующих родителей. Нередко бывает так, что вера воспринимается как нечто обыденное, затем происходит бунт против Бога и родителей, а потом человек вдруг слышит Божий голос, и все в жизни меняется.

У меня были какие-то духовные поиски, но очень недолгие. К вере я пришел в 13 лет. К этому времени я уже перечитал массу атеистической литературы, слушал радиоголоса, где много говорилось на религиозные темы, но

в конце концов в какой-то момент без всякого внутреннего интеллектуального диалога я понял, что Бог есть, и он призывает меня.

Утром в страстную седмицу в храме всего несколько прихожан. Но отец Всеволод отслужил утреню «от» и «до». Фото: Владимир Андреев © URA.Ru

— Вы помните день, когда впервые зашли в храм? Какие были ощущения? Изменились ли они как-то с годами?

— Это произошло в Богоявленском соборе в Москве, куда я зашел почти случайно, чтобы купить крестик (крестики тогда были в моде). Я буквально сразу понял, что здесь останусь. В храмах тогда в основном были пожилые женщины, но приходили и молодые активные люди с полудиссидентским менталитетом. Это был 1981 год — тогда среди молодежи было много людей ищущих, и многие нашли себя в вере.

Рад, что тогдашний выбор меня никак не обманул, ведь, как я уже сказал, это был Божий призыв. Бог обмануть не может. Да, поменялись люди в храмах, да, храмов стало больше, но то присутствие Бога, которое я ощутил тогда, никак не изменилось. Ведь главное в церкви — это он, а не меняющаяся реальность. Бог неизменен, он-то и есть самая настоящая реальность. То, что окружает нас, — лишь отражение его света, к тому же перемешанное с нашей тьмой.

— В начале 90-х, когда церкви стали возвращать храмы, люди массово крестились. Не обобщаю, конечно, но в большинстве случаев тогда представлялось, что это было данью моде. С тех пор православная вера укрепилась в людях?

— Какая-то поверхностная мода, конечно, была — и даже не в 90-е годы, а в конце 80-х, когда слишком многие отождествляли религию с диссидентством. Кстати, значительная часть этих людей потом ушла из Церкви. Но, поверьте, выгоды от того, чтобы быть верующим, ни в 80-е, ни в 90-е годы не было. Взаимная поддержка среди православных людей у нас не очень большая. Исповедание веры могло, конечно, на какое-то время сделать человека популярным, но эта популярность, как и мода, была эфемерной и в житейском смысле особо ничего не давала.

Я убежден: люди, включая самых простых, приходили к Богу и к вере искренне. Причем у простых людей приход к Богу оказался гораздо прочнее, чем у некоторых мятущихся интеллигентов, которые, может быть, действительно искали популярности, диссидентства, славы, возможности самовыразиться. А среди простых людей, конечно, вера укрепилась — она коснулась десятков миллионов наших соотечественников. Именно крепость в вере и показывает, кто пришел к Богу, чтобы жить с ним и в нем, а кто следовал переменчивым модам.

— Насколько для церкви важен «количественный» фактор? То массовое обращение к Богу, что было в 90-х, сейчас уже неактуально? Это хорошо или плохо?

— Православные христиане верят, что именно принятие Христа открывает двери рая, двери блаженной вечности. Поэтому, конечно, важно, пришел человек к истинной вере или нет. Хорошо, что это сегодня происходит — обычно без всяких громких публичных историй, без навязчивого миссионерства. Приходят через воскресные школы, жизнь приходской общины, преподавание основ православной культуры, социальную работу, чтение книг и церковных материалов в СМИ — пусть даже иногда скучноватых, но не будем забывать, что кому-то нужна яркая фраза, а кому-то тихий, спокойный язык. Нужно и то, и то. В итоге

мы сегодня имеем гораздо больше приходящих к вере людей, чем в 80-е и даже в 90-е годы.

Всеволод Чаплин еще недавно был вхож в самые высокие кабинеты. Теперь все иначе Фото: Константин Новик © URA.Ru

— На Урале, несмотря на экономические сложности, продолжают строить храмы. Но прихожан там совсем немного, во всяком случае, меньше, чем в московских храмах. Есть ли у церкви какая-то системная работа по привлечению новых прихожан? Не важнее ли это с точки зрения стратегии, чем возведение новых церквей?

— Я несколько раз был в крупных уральских городах, в частности, в Екатеринбурге. И видел, что храмы вовсе не пустуют, если, конечно, взять время, когда совершаются богослужения, особенно воскресное или праздничное. В будние дни, когда нет общего богослужения, в храм всегда заходят лишь отдельные люди — так было всегда и так есть во всем мире. Вспомним, что апостольские общины тоже собирались вместе в основном по особым дням.

Но очень важно, чтобы люди чувствовали себя вместе и друг с другом, и с Богом именно в полноценной церковной общине. Сейчас ведь храм — это не только богослужение. В приходе, как не раз подчеркивал святейший патриарх Кирилл, должна вестись и образовательная, и миссионерская, и молодежная, и социальная работа. Люди призваны не только приходить на службы, но и проводить вместе хотя бы половину воскресного дня. Без храмового здания и без сопутствующих ему помещений все это невозможно. Храм должен объединять местную церковь квартала, района. Посмотрите, сегодняшний многоквартирный дом — это, по меркам XIX века, целое большое село, в нем живет несколько сотен, а то и больше тысячи людей. Что уж говорить о целом квартале, где, бесспорно, всегда найдутся и люди, и дела, которые смогут сплотить церковную общину.

— Кто сегодня приходит в храм из «новичков»? Опять же, вспоминая 90-е: тогда массово шли бывшие коммунисты, замполиты, чиновники, даже бандиты. Сегодня есть та или иная сословная группа такого рода?

— Насчет сословий я не уверен. Знаю, что в Москве есть храмы, куда больше ходит творческая интеллигенция — или, например, военные, или медики, или члены спортивно-патриотических обществ. Но, поскольку сословия у нас сегодня размыты, нет в полном смысле сословных приходов, какие существовали до революции. Их, наверное, и не должно быть. Церковная община призвана объединять людей богатых и бедных, молодых и пожилых, интеллектуально развитых и простецов. Практически везде, где я служил в Москве, так и было.

Впрочем, сейчас в большинстве московских храмов преобладают молодые семьи с детьми: дети учатся в воскресной школе, вместе с ними ходят родители, которые тоже обретают веру, если кто-то из них был неверующим или маловерующим. Дети взрослеют — кто-то уходит, а кто-то приводит в общину уже своих детей. Так восстанавливается почти утерянная в советское время связь нескольких поколений в церковной общине. Старушек сегодня во многих храмах меньшинство. И, наверное, наступает время, когда нужно их беречь, а не критиковать без конца, как это происходило в 90-е годы, в которые возник несколько надуманный образ злой церковной бабки.

Отец Всеволод — священник «новой формации»: ему не чужды современные гаджеты, он знает правила PR, но в храме он — только Божьий слуга. Фото: Владимир Андреев © URA.Ru

— Официально в России церковь отделена от государства. Вместе с тем на всех больших светских мероприятиях, даже политических, таких, как, к примеру, оглашение послания президента Федеральному Собранию, присутствует патриарх, духовенство. Нет ли здесь противоречий?

— Я хотел бы заметить, что в Конституции говорится об отделении от государства религиозных объединений, то есть организационных структур религиозных общин. Это значит, что они не являются органами власти, а государство не вмешивается в их жизнь, если они не нарушают закон.

В то же время Церковь — это большинство нашего народа. Это все крещенные православные христиане. И Церковь имеет ровно такие же права на участие в общественной жизни, как и, положим, творческие союзы, благотворительные организации, иные общественные объединения.

Более того, считаю, что сегодня это участие недостаточно. Некоторые власть имущие стараются ограничить вовлеченность духовенства в общественные дебаты, потому что боятся, что нравственное обличение затронет и их собственную жизнь, в том числе так называемую личную — а у политика личной жизни, закрытой для общества, быть не может. Иногда и церковное начальство боится независимого голоса духовенства, считая, что имеет монополию на отношения с государством и на общественно значимые высказывания.

Убежден, что эта ситуация будет стремительно меняться. Среди духовенства, монашествующих много мыслящих и активных людей, и, конечно же, чем дальше, тем больше они будут высказываться по волнующим общество проблемам — от социальной политики до нравственного облика наших правителей.

— Многие считают, что сегодня в России делается все, чтобы отвлечь людей от государственных, экономических проблем — через церковь, через телевидение. Вы согласны с этим? Можно ли говорить, что церковь — это своего рода инструмент в руках власти?

— Без Церкви нет истинной веры. То, что Церковь через разные уста — от патриарха Кирилла до диакона Андрея Кураева — сегодня говорит о Боге и его отношении к людям и к народу, на самом деле гораздо важнее, чем вся политическая конкретика, государственное управление или состояние экономики. Хотя это все, конечно, включено в сферу христианского нравственного суждения.

У меня как раз создается впечатление, что эти главные вопросы пытаются сегодня исключить из дискуссии, без конца говоря только о частностях политических или экономических процессов. А вот

правильный ли у нас государственный строй? А нужно ли исправлять несправедливость, доставшуюся от 1991 и 1993 годов? Что делать с нравственной нечистотой среди власть имущих, с тихим предательством и шкурничеством наших элит?

Эти вопросы нужно ставить, и ставить прежде всего с нравственной точки зрения. Вместо этого нам слишком много говорят о десятых долях процента какого-нибудь рейтинга. Все это, извините, мелочи. Мы должны говорить о главном.

— Допускаете ли вы, что рано или поздно политика станет открыта для духовенства, скажем, священники будут баллотироваться на выборах? Да и вообще, что грань между церковной и светской жизнью постепенно будет стираться? Отец Фотий уже подал пример участия в абсолютно светском проекте «Голос».

— Опыт участия духовенства в парламентской деятельности существовал в 90-е годы, но он оказался не очень удачным. С одной стороны, в парламенте присутствовали иерархи, которые, как правило, отстаивали практические интересы церковных общин и больше ничем не занимались. С другой стороны, была группа политизированных священников, большинство которых потом нашу Церковь покинуло — политика оказалась важнее. Когда-то, может быть, и стоило бы вернуться к дискуссии об участии духовенства в парламенте, но не уверен, что это будет полезно в обозримом будущем.

Проповедь — неизменный элемент службы — для отца Всеволода возможность донести свои мысли до прихожан. Фото: Владимир Андреев © URA.Ru

Грани между церковной и светской жизнью не было никогда — ее придумали в советский период. И священнослужители, и миряне должны именно в качестве христиан участвовать в жизни общества — в этом нет ничего противоестественного. Сама картинка, в рамках которой церковная жизнь воспринимается как нечто непонятное, происходящее за оградой храмов и отделенное от общества, — это совершенно неправильная картинка. Мы не полностью изжили ее из своего сознания, но я надеюсь, что изживаться она будет.

Что касается поступка отца Фотия, к нему относятся по-разному. Я считаю, что это поступок неплохой. Человек в очередной раз показал, что священнослужители, даже монахи, — нормальные люди, в том числе склонные к творчеству. Я бы только произведения подобрал другие: говорящие о высшем измерении жизни человека.

— Интернет переполнен фотожабами, где священнослужители на Пасху, кроме христианской атрибутики, несут портреты Ленина — намек на «всеядность» руководства РПЦ. Как вы к этому относитесь? Не обидно?

— Диалог нужно вести с людьми разных убеждений, в том числе с коммунистами, сторонниками советской культуры, людьми, которые ценят достижения советского периода. Точно так же его нужно вести и с либералами, и с ультраконсерваторами, и с людьми разных национальностей. Впрочем, такой диалог не означает, что Церковь будет поддерживать какую-либо одну политическую силу.

Фотожабы фотожабами, но

за все последние 25 лет относительно свободной политической жизни в стране вы не найдете случая, когда Церковь на уровне официальных заявлений поддержала бы КПРФ, «Единую Россию» или другую партию.

В 90-е годы были отдельные священники, которые вели агитацию, но это были, скорее, эпизоды, быстро ушедшие в историю. Я последние 20 лет как раз следил за тем, чтобы это все оставалось только эпизодами. В общем, получалось.

— У каждого человека свое понимание о счастье. Что для священника является счастьем?

— Слушать голос Божий и стараться доносить его до людей. Честно, прямо, не заискивая перед ними, не стремясь обязательно понравиться, помня прежде всего о Божией правде. Это всегда вызовет массу неприятия, но потом многие люди скажут тебе спасибо.

>
Всеволод Чаплин

Монашество

С 1990 года Всеволод становится рядовым сотрудником штата Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. В 1991 году Всеволода Анатольевича рукополагают в диакона и повышают в должности до заведующего сектором общественных связей, где Чаплин трудился в течение 6 лет. В 1992 году на Рождество Всеволод становится иереем православной церкви. В это же время Чаплин входит в ЦК Всемирного совета церквей и Конференции европейских церквей.

Всеволод Чаплин – иподиакон митрополита Питирима

В 1996 году отца Всеволода приглашают на общественный пост в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации и экспертную группу ОБСЕ по вопросам свободы религии и убеждений. Через год Чаплин получает должность секретаря ОВЦС МП в связи с проводимой митрополитом Кириллом (Гундяевым) структурной реорганизацией.

Всеволод Чаплин и патриарх Кирилл

В 1999 году отца Всеволода рукополагают в протоиереи. В 2001 году священник становится заместителем председателя ОВЦС МП. С 2005 года входит в группу экспертов Священного Синода по разработке «концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений». В конце 2008 года становится членом Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви, который состоялся в конце января 2009 года.

Всеволод Чаплин в Троице-Сергиевой Лавре

В марте этого же года получает должность председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества, с мая начинает работу в Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. С 2010 года работал в составе Патриаршего совета по культуре.

Блог и скандалы

Всеволод Чаплин регулярно выступает на телевидении и на радио. На телеканале «Союз» священник ведет программу «Комментарий недели», на радио «Русская служба новостей» – «Час доверия», на радиостанциях «Радонеж» и «Голос России» – передачу «О главном». В 2003 году в прессе были опубликовано интервью, в котором протоиерей выступал в защиту верующих, разгромивших выставку «Осторожно, религия», прошедшую в музее им. Сахарова. На экспозиции были представлены картины, инсталляции и фото, оскорбляющие чувства верующих.

Протоиерей Всеволод Чаплин

Консервативность отца Всеволода проявилась в призывах к москвичам игнорировать выступление американской певицы Мадонны, которое проходило в Москве в 2006 году, так как в шоу использовалась христианская символика в кощунственных сценах.

В 2010 году Всеволод Чаплин призывал ввести в программу общеобразовательной школы предмет «Основы православной культуры» и заменить им «Основы религиозных культур и светской этики». Общественность встретила призыв клирика РПЦ негативно. В этом же году протоиерей высказался по поводу внешнего вида российских женщин, который часто вызывает сексуальную агрессию у мужчин. Чаплин предложил выработать общероссийский дресс-код, но дальше петиции дело не пошло.

Группа Pussy Riot в храме Христа Спасителя

В 2012 году после скандала, произошедшего в храме Христа Спасителя с участием женской группы Pussy Riot, отец Всеволод призвал общество дать правильную правовую оценку хамскому поведению феминисток. В этом же году от Чаплина поступило предложение о создании христианской политической партии, которая сможет полноценно участвовать в политической жизни страны.

Священник РПЦ также выступает против эволюционной теории Дарвина, называя ее гипотезой, против эвтаназии, абортов и гомосексуальных браков.

Всеволод Чаплин в церкви

К 2015 году отношения протоиерея и Патриарха Кирилла начали ухудшаться. Всеволод Чаплин вступил в полемику с руководителем церкви по поводу проводимого диалога с властью. Свои высказывания протоиерей озвучивал на официальном сайте РПЦ и на личной страничке в ЖЖ. Чаплин также в открытую критиковал нежелание Патриарха решать многие вопросы коллегиально.

Всеволод Чаплин на митинге

По словам протоиерея, РПЦ не должна заискивать ни перед представителями правительства, ни перед общественностью и при необходимости должна твердо отстаивать свою точку зрения. В августе Всеволод Чаплин призвал коррумпированную политическую элиту освободить место для верующих политических и экономических лидеров. В результате в конце 2015 года Синодальный отдел по связям с общественностью прекратил работу, а Всеволод Анатольевич был снят с руководящего поста. Отставку священника и закрытие отдела Священный Синод объяснил оптимизацией неэффективно работающих отделов.

>Личная жизнь

Всеволод Чаплин ведет монашеский образ жизни, у него нет семьи и детей.

Всеволод Чаплин сейчас

В 2016 году Всеволода Чаплина исключают из состава Межсоборного присутствия, после чего в ЖЖ «Православная политика» появляется высказывание протоиерея о Патриархе Кирилле как о еретике. В феврале 2017 года выходит книга отца Всеволода «Вера и жизнь», в которой священник описывает факты собственной биографии и внутреннее устройство РПЦ. Весной в передаче на радио «Эхо Москвы» Чаплин положительно высказался о Сталине, назвав диктатора «Невольным Божиим слугой», через которого многие коммунисты получили наказание.

Всеволод Чаплин в 2017 году

В июне 2017 года на программе «Пусть говорят», в которой речь шла об Илоне Новоселовой, участнице «Битвы экстрасенсов», и ее трагической кончине, Всеволода Чаплина выдворили из студии. До начала эфира священника пригласили прокомментировать ситуацию вокруг самоубийства девушки, но родственники, узнав об участии представителя РПЦ в эфире, попросили не пускать его в студию.

Сейчас в интернете и прессе идет обсуждение последней новости, связанной с фильмом «Матильда» режиссера Алексея Учителя. Всеволод Чаплин разместил на видеохостинге YouTube обращение к гражданам России с призывом требовать запрета на показ данного фильма, который является «плевком в нашу историю» и оскверняет память царя-мученика Николая II.

Чем прославился протоиерей Всеволод Чаплин. Топ его самых скандальных заявлений

Вчера неожиданно для многих в отставку был отправлен, казалось бы, непотопляемый глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Всеволод Чаплин. Он тут же подверг резкой критике патриарха Кирилла, что вызвало бурю обсуждений в сети. Между прочим, еще в октябре я писал в своем блоге, что «власть, в условиях нарастающего кризиса и социального недовольства, может вновь попытаться сделать ставку на авторитет РПЦ, укрепляющий политический режим, однако для этого надо прежде очистить руководящие органы церкви от наиболее скандальных и одиозных фигур (вроде Всеволода Чаплина, Димитрия Смирнова, патриарха Кирилла). Собственно именно это Кремль уже неоднократно проделывал с той же Госдумой, задвигая подальше депутатов, вызывающих слишком сильное раздражение в обществе». Иными словами, отставка Чаплина может быть элементом некой большой игры, связанной с переформатированием сил в РПЦ в целом.
О чем-то похожем написал на своей странице в фейсбуке и известный политолог Александр Морозов: «что касается практически одновременных отставок Сергея Чапнина (из Издательского Совета) и прот.Всеволода Чаплина (из ОВЦС), то, в первую очередь, надо спросить: а кто выигрывает от всего этого? кто окончательно занимает системный идейный центр в Патриархии. Я думаю, что выигрывает еп.Тихон (Шевкунов) и его круг. Ведь исторические выставки в Манеже — это не столько выставки как таковые, сколько достаточно обширная машина по производству новой церковно-государственной идеологии. Вот, собственно, в этом направлении все и должно развиваться дальше. При этом — с точки зрения прот.Чаплина — «идеология сретенского монастыря» слишком конформистская и стилизаторская,а с точки зрения С.Чапнина — слишком «неосоветская». Действительно, стилистика этих выставок — это такое «православно-чекистское барокко»…Вот это барокко — оно и исторгает из себя на новом этапе — и Кураева, и Чапнина, и Чаплина…»
Как бы то ни было, уход Чаплина из ближайшего окружения патриарха Кирилла — это знаковое событие. В связи с этим, я решил вспомнить о наиболее скандальных высказываниях отца Всеволода, а писал я о нем в последние годы много и подробно. Итак, мой личный топ заявлений Всеволода Чаплина:
18 января 2011. Глава синодального Отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин предложил придумать «общероссийский дресс-код», который регулировал бы нормы внешнего вида мужчин и женщин в общественных местах за исключением «стрип-баров и публичных домов».
http://lenta.ru/news/2011/01/18/dresscode/
25 апреля 2012. Протоиерей Чаплин допустил легализацию судов шариата в России
http://lenta.ru/news/2012/04/25/shariat/
13 мая 2012. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин поддержал помещение в психбольницу карельского блогера, критикующего Русскую Православную Церковь.
http://www.rbc.ru/society/13/05/2012/650104.shtml
25 июня 2012. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что ему было божественное откровение о том, что Бог осуждает участниц Pussy Riot, которые проходят обвиняемыми по cкандальному делу о хулиганстве панк-группы в храме Христа Спасителя. «Я убежден, что Господь осуждает то, что они совершили. Я убежден, что этот грех и в этой жизни, и в будущей жизни будет наказан», — заявил священник во время круглого стола, проведенного журналом New Times о границе между искусством и кощунством.
http://philologist.livejournal.com/2108538.html
24 июля 2012. «Должно быть лицо в стране – президент, монарх, кто-то еще, – который имел бы право не просто в резонансных случаях, а в любых случаях, которые требуют незамутненного нравственного суждения, на абсолютное помилование или на абсолютно жесткую кару. Это не соответствует западной политической системе, но именно в этом она и неправа», — заявил Всеволод Чаплин в интервью порталу «Православие и мир».
http://philologist.livejournal.com/2247747.html
2 августа 2012. Протоиерей Всеволод Чаплин: «Сам Господь не прощает грешника без покаяния, — напомнил священник. — Об этом в Евангелии говорится далеко не один раз. Упорствующих в грехе Господь сравнивает с нечистыми животными, называет их проклятыми, обрекает их на вечные мучения с диаволом и его ангелами. Так что Божие прощение имеет пределы и пределы очень жесткие. Более того, Господь говорит, что многие идут путем, ведущим в погибель, — лишь немногие идут узким путем в Царствие Небесное. Нравится это отцу Андрею или нет, Господь говорит, что многие погибнут. Какой именно процент, я не знаю. Очевидно, по крайней мере, 51%. И значит, милосердие Божие не простирается на большинство людей, которые являются не кающимися грешниками. Молчать об этом или пытаться спорить с этим значит пытаться спорить с Евангелием — потому что это говорит Премилосердный Господь».
http://philologist.livejournal.com/2299644.html
27 августа 2012. Глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин считает, что священнослужители не должны стесняться принимать дорогие подарки, поскольку люди высказывают этим свою любовь
http://philologist.livejournal.com/2454007.html
18 декабря 2012. Председатель Синодального отдела по взаимоотношению церкви и общества священник Всеволод Чаплин рассказал «Газете.Ru», что фактически поддерживает законопроект о запрете на усыновление российских детей гражданами США.
http://philologist.livejournal.com/3136127.html
5 апреля 2013. Очередное объяснение тяги православных иерархов к роскоши дал глава синодального отдела РПЦ по взаимодействию с обществом митрофорный протоиерей Всеволод Чаплин. По его словам, даже самые скромные епископы в соответствии с традициями должны пользоваться дорогими вещами. «Если говорить о епископе, здесь надо учитывать: традицией Православной церкви всегда предполагалось, что он окружен определенным почетом. Люди заботятся о том, чтобы у него были достойная машина и резиденция. Он во время богослужения, а иногда и на некоторых мероприятиях восседает на троне, у него есть особое место в храме — кафедра, которая возвышает его над остальными людьми. Такова православная традиция. Епископ — образ царствующего Христа, и эту традицию в Православной церкви надо всячески поддерживать», — заявил Чаплин в интервью РБК.
http://philologist.livejournal.com/3847280.html
17 мая 2013. Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, выступивший в пятницу на форуме партийных проектов «Единой России», сравнил нынешнюю ситуацию в России с 1917 годом и выразил надежду, что действующая власть сможет справиться с «антипатриотическими» силами. «Я рад, что патриотическая платформа «Единой России», в целом партия видит инициативы народа и поддерживает их», — отметил Всеволод Чаплин.
29 мая 2013. Глава синодального отдела по взаимоотношениям Русской Православной церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что русский народ с симпатией относится к главе Чечни Рамзану Кадырову. «Я знаю, как среди чеченского народа позитивно относятся к президенту России господину Путину, я знаю, что в русском народе уважают и с симпатией относятся к Главе Чеченской Республики господину Рамзану Кадырову. Но есть, конечно, люди, которые его критикуют, но, заметьте, что, как правило, это те самые люди, которые, находясь в России, критикуют и Россию, считают, что ее народ слишком глуп, чтобы решать свою собственную судьбу», – отметил глава отдела по взаимоотношениям РПЦ и общества. «Есть такая прослойка в Москве, в некоторых других российских городах, которая не воспринимает уважительно ни российскую власть, ни самое главное – российский народ. Вот эти люди критикуют сегодня то, что происходит в Чеченской Республике, и, как правило, это люди, которые не друзья ни чеченскому народу, ни русскому народу», – подчеркнул отец Всеволод.
http://philologist.livejournal.com/4168871.html
7 июня 2013. Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин призвал прописать в региональном законодательстве нормы поведения в обществе. Говоря об этом, представитель Церкви сослался на законодательство многих стран мира, где, по его словам, «фиксируется совершенно четко, что ты можешь делать в общественном пространстве, а что — нет».
http://philologist.livejournal.com/4223300.html
18 июня 2013. Протоиерей Всеволод Чаплин: «…нужно избегать потребительского отношения к причащению. Приходит много людей, которые причащаются лишь потому, что их об этом просят родственники, родители, друзья. Многие приходят к причастию для того, чтобы облегчить свое состояние здоровья или по другим чисто утилитарным причинам: перед началом нового дела, перед тем, как лечь в больницу. К этому тоже надо относиться достаточно критично».
http://philologist.livejournal.com/4297982.html
25 июня 2013. Протоиерей Всеволод Чаплин: «Россия поддерживает и традиционный ислам, и должна поддерживать его»
http://philologist.livejournal.com/4339627.html

30 июня 2013. Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, протоиерей Всеволод Чаплин считает меру наказания за оскорбление чувств верующих в виде трехлетнего тюремного срока слишком мягкой, передает ИТАР-ТАСС.
http://philologist.livejournal.com/4378602.html
4 июля 2013. Член Общественной палаты России и глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил о необходимости введения критериев дееспособности для российских ученых
http://philologist.livejournal.com/4412803.html
5 июля 2013. По словам Чаплина, если в приходе, где живут богатые или по крайней мере небедные люди, священник бедствует и вынужден постоянно ходить с протянутой рукой, «это позор для паствы, для той церковной общины, того социального круга, который присутствует в том месте, где этот священник служит». «Не стоит идти на поводу у тех людей, которые настаивают на том, что священник не может жить достойно в материальном отношении», — подытожил глава ОВЦО.
http://philologist.livejournal.com/4424554.html
8 июля 2013. Протоиерей Всеволод Чаплин осудил западные тенденции по формированию «нового человека», лишенного национальности и религиозных, а порою и гендерных отличий”.
http://philologist.livejournal.com/4448128.html
11 августа 2013. Страны, большинство населения которых исповедует православие, имеют больше шансов на экономическое процветание в будущем. Как сообщает «Интерфакс», об этом заявил глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
http://philologist.livejournal.com/4716743.html
28 сентября 2013. Всеволод Чаплин о деле Pussy Riot: «Я не вижу прогресса в их духовном состоянии. И на отсутствие этого прогресса вряд ли повлияет что продолжение заключения, что освобождение. Мне приходилось объяснять в прямом письме госпоже Толоконниковой, в чем она не права. Совершенный ей грех если не будет раскаян на исповеди, если она не пересмотрит своё к нему отношение, наказывается Богом гораздо страшнее, чем наказание любого земного суда: наказывается вечными муками».
http://philologist.livejournal.com/5034869.html

14 октября 2013. Протоиерей Всеволод Чаплин: «Люди вправе ожидать, что преступник понесет кару. И в данном случае, как и в других подобных случаях, когда убийство сопровождается крайним цинизмом, вызовом нравственным нормам и нормам культуры, наказание должно быть особенно жестким, неотвратимым, демонстративным»
http://philologist.livejournal.com/5141692.html
29 января 2014. Глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин призвал власти законодательно запретить любые проявления кощунства в искусстве, в частности, в театре.
http://philologist.livejournal.com/5725480.html
1 апреля 2014. Всеволод Чаплин: «Мы должны обеспечивать то, чтобы центры генерации идей внутри России были собственно российскими, управлялись отсюда и отвечали интересам нашего собственного народа. Поэтому очень важно, чтобы деятели, которые нацелены на ключевую роль в собственной стране в той или иной области, включая религиозную, обучались бы только внутри страны»
http://philologist.livejournal.com/5968149.html
1 августа 2014. Западные санкции дадут России возможность сделать свою экономику более нравственной. Такое мнение высказал глава Синоидального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
http://philologist.livejournal.com/6547855.html
7 августа 2014. Ограничения на импорт ряда товаров помогут россиянам «перестать гнаться за западным стандартом потребления». Об этом, как передает РИА «Новости», заявил председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. По его мнению, россиянам придется пережить непростые времена с точки зрения экономики, и не только в связи с уже введенными и возможными новыми санкциями в отношении России. Эти времена, по словам священнослужителя, наступили еще до введения ограничительных мер.
http://philologist.livejournal.com/6580368.html
24 декабря 2014. Всеволод Чаплин полагает, что доминирование США в мире подходит к концу и именно Россия может его окончательно свести на нет. «Не случайно мы часто ценой собственной жизни, ценой очень серьезного физического ослабления государства останавливали все глобальные проекты, которые не были согласны с нашей совестью, с нашим видением истории и, я бы сказал, с Божией правдой. Это наполеоновский проект, это гитлеровский проект. Остановим и американский проект», — приводит «Интерфакс» слова священника.
http://philologist.livejournal.com/7111619.html
19 февраля 2015. Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества (ОВЦО) РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин признался в интервью корреспонденту «Независимой газеты» Игорю Гашкову, что пишет рассказы под псевдонимом Арон Шемайер и наравне с другими пользователями выкладывает их в Интернет. В рассказе Чаплина «Машо и медведи» показана Москва 2043 года – воплощенная антитеза традиционной морали. Красную Пресню переименовали в Голубую, Церковь распустила себя сама, а новый общественный строй, вдохновляющийся идеалами «Великой сексуальной революции», держится на штыках легионеров-африканцев. Жители Москвы 2043 года существуют, погрузившись в себя, в то время как власти сосредоточились на защите меньшинств и пропаганде телесного низа. Вот один из характерных образцов авторского стиля Арона Шемайера: «Это что за дивный новый мир? – завелось Машо. – Вот я сюда пришло. Я интерсексуал. Могу быть и садо, и мазо, и гомо, и гетеро, и зоо, и педо, и некро, и техно. А могу – никем из вышеперечисленного. Вам что, не объясняли, что такое zero tolerance к дискриминации?»
http://philologist.livejournal.com/7291999.html
7 марта 2015. Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин считает неправильным отождествлять христианство с гуманизмом и пацифизмом. Об этом он написал в статье «Истинное христианство или культ слезы ребенка?», опубликованной накануне на сайте «Интерфакс-Религия». «Гуманность, человечность — это христианская ценность, тогда как гуманизм — это идеология, ставящая грешного человека в центр вселенной. Это предтеча религии антихриста. Не случайно западные воинствующие атеисты называют себя именно гуманистами», — пишет священник в статье «Истинное христианство или культ слезы ребенка?»
http://philologist.livejournal.com/7328124.html
24 марта 2015. Новосибирскую постановку оперы «Тангейзер» следует проверить на содержание в ней порнографии и пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних, заявил «Интерфаксу» глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. «Если руководство театра говорит о доброй воле в диалоге с верующими, как оно может игнорировать то, что верующие говорят: изображение Христа (а режиссер признается, что изображается именно Христос) на фоне полураздетых женщин, целующихся друг с другом, — это, конечно, осквернение почитаемого христианами символа — лика Христа, его образа», — сказал он.
http://philologist.livejournal.com/7374666.html
2 апреля 2015. Всеволод Чаплин, выступивший на круглом столе в Москве, высказал убеждение, что в России следует реализовать такую политическую систему, которая бы сочетала элементы жесткой централизованной власти и социального государства. «Державность, справедливость и солидарность — это три ценности, на основе которых нам нужно строить систему, которая бы объединила монархию и социализм», — приводит портал «Интерфакс-Религия» слова представителя РПЦ.
http://philologist.livejournal.com/7403295.html
19 мая 2015. Чаплин обвинил в атаке на Чечню противников традиционной семьи
http://philologist.livejournal.com/7536846.html
19 июня 2015. В интервью радиостанции «Эхо Москвы» председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин выразил надежду, что спокойствие и мир скоро закончатся. По его мнению, слишком комфортная и спокойная жизнь вредит обществу. «Светскость — это мертвая идеология, — заявил Чаплин в ходе дискуссии о балансе светского и религиозного в России. — Если общество живет в условиях относительного мира, — спокойствия, сытости, — какое-то количество десятилетий, парочку-троечку, оно может прожить в условиях светскости. Никто не пойдет умирать за рынок или демократию, а необходимость умирать за общество, его будущее рано или поздно возникает. Мир долгим не бывает. Мир сейчас долгим, слава Богу, не будет. Почему я говорю “слава Богу” — общество, в котором слишком много сытой и спокойной, беспроблемной, комфортной жизни — это общество, оставленное Богом, это общество долго не живет.
http://philologist.livejournal.com/7624639.html
13 августа 2015. Всеволод Чаплин: РПЦ должна влиять на все сферы жизни общества
http://philologist.livejournal.com/7760085.html
30 августа 2015. В Русской православной церкви призвали сменить «коррумпированные и циничные элиты», правящие в России. Об этом заявил глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в воскресенье на международном православном молодежном форуме в Казани. В начале августа он уже призывал «молодежь с горящими глазами» к смене элит. Сейчас же самые деятельные «уходят в ИГИЛ», посетовал он.
http://philologist.livejournal.com/7806762.html
11 сентября 2015. Председатель синодального отдела РПЦ по взаимодействию с обществом протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что Конституция России 1993 года нелегитимна. Он обосновывает это тем, что в ее обсуждении не участвовали православные. Заявление Чаплина прозвучало в выпуске видеоблога «Царьград ТВ», опубликованном на YouTube еще в августе.
http://philologist.livejournal.com/7843376.html
11 ноября 2015. РПЦ намерена добиться того, чтобы ее голос был определяющим при принятии любых решений. Такое мнение высказал глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин на встрече с епархиальными отделами по взаимоотношениям церкви и общества. «Нам не нужно выступать как агрессорам, пытаться проповедовать клерикализм, то есть систему, в которой духовенство управляло бы государством. Но мы вместе, духовенство и миряне, имеем полное право на то, чтобы наш голос, голос большинства, был определяющим для принятия любых решений, касающихся настоящего и будущего», — цитирует Чаплина «Интерфакс».
http://philologist.livejournal.com/7977721.html
19 ноября 2015. Чаплин призвал обсуждать смертную казнь без оглядки на мнение Запада. По его словам, в основах социальной концепции РПЦ говорится, что лучше обходиться без смертной казни, если решение об её отмене принято обществом, но когда возникают серьёзные угрозы безопасности, люди могут опять решить, что смертная казнь возможна.
http://philologist.livejournal.com/8007090.html
24 ноября 2015. Всеволод Чаплин призвал воплотить в России идеалы халифата. Как сообщает «Интерфакс», священник поставил в один ряд СССР, «Святую Русь» и «халифат», призвав реализовать сегодня идеалы этих систем правления. «Люди ищут справедливости, высших смыслов, переустройства мира. Нам нужно дать им возможность осуществить то, что они хотят, мирными, законными, но очень прямыми способами. Мы должны объединить этих людей. Мы должны здесь, в России, осуществить лучшие идеалы Святой Руси, халифата, СССР, то есть тех систем, которые бросают вызов несправедливости и диктату узких элит над волей народов».
http://philologist.livejournal.com/8018446.html
Вы также можете подписаться на мои страницы:
— в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
— в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
— в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

>

Scisne?

Главный эфир Чаплина

С.ДОРЕНКО: Всеволод Анатольевич, здравствуйте. Вы знаете, я здесь…
В.ЧАПЛИН: С кем имею честь?
С.ДОРЕНКО: Доренко.
В.ЧАПЛИН: А, здравствуйте, приветствую вас.
С.ДОРЕНКО: Всеволод Анатольевич, я, если позволите, высказал два критических соображения в ваш адрес в своей утренней программе «Подъем».
В.ЧАПЛИН: Пожалуйста.
С.ДОРЕНКО: И тотчас сказал, что абсолютно небезынтересна была ваша деятельность по выходу церкви на улицу, в некое подобие христианской демократии в политике, что, наверное, абсолютно нужно русской политической жизни. Вот, смотрите, критическое соображение заключается в том, что вы, конечно, не можете спорить с патриархом, и не может быть равновеликим или даже одного порядка. А позитив, мой интерес к вам, как к политику, что церковь необходима создать некую христианскую демократию и прийти не только к людям воцерковленным, но и к людям колеблющимся, атеистам – ко всем. И здесь я вижу ваш вклад. Вот, пожалуйста, прокомментируйте.
В.ЧАПЛИН: Я бы не называл это обязательно демократией, но общественное христианское действие нам, конечно, нужно, и оно должно быть смелым, оно должно быть откровенным, нам не нужно бояться каких-то людей власть имущих, даже высокопоставленных, спорить с ними, говорить, в чем они правы, а в чем нет. И говорить это нужно сегодня не кулуарно, а как можно более широко, открыто, чтобы все люди это слышали, потому что кулуарными методами сегодня уже ничего не добьешься, нужно какое-то общественное действие. Ну а то, что касается святейшего патриарха, вы знаете, все было нормально, пока этот человек не перестал понимать, что он – это коллективный проект, он должен выражать не только свое мнение, а мнение разных людей в церкви, которые, в общем, этот проект «патриарх Кирилл» создали. Когда он решил, что он есть в церковном общественном пространстве только один и сам, все и поплыло, извините, начиная еще с Андрея Кураева и заканчивая не только ситуацией со мной, а еще, я думаю, многими и многими ситуациями.
С.ДОРЕНКО: В ваших словах почти сомнение, что он удержится, что сумеет удержать власть.
В.ЧАПЛИН: Думаю, что не сумеет.
С.ДОРЕНКО: Не сумеет?
В.ЧАПЛИН: Думаю, что это противоречие между верой в личную харизму, и только в нее, и окружающей реальностью будет усиливаться. Жалко, конечно, человека, но мне кажется, он не на правильном пути.
С.ДОРЕНКО: Всеволод Анатольевич, получается, что патриарха привела к власти какая-то группа, а могла не привести…
В.ЧАПЛИН: Просто все надеялись, что человек будет выслушивать разные точки зрения, консультироваться с людьми, принимать решения системно. Сейчас, увы, очень многие решения принимаются без всякого обсуждения, на ходу, где-нибудь в коридоре, люди начинают с серьезными вопросами за ним бегать, пытаться в течение минуты, полминуты что-то обсудить – и так принимаются важнейшие решения, в то время как системные документы лежат иногда по нескольку месяцев и не рассматриваются. Момент в чем – очень много вопросов замкнуто лично на его святейшестве, он не способен, как никакой человек не был бы способен, все эти вопросы рассмотреть сам. Поэтому нужно было вовремя передавать полномочия, а не пытаться сделать все самостоятельно и замыкать всю власть на себя.

С.ДОРЕНКО: А может быть, что это ваше личное? Иногда же бывает трудно отделить личное ощущение от общественного, потому что мы в конечном итоге через себя пропускаем. Может оказаться, что вы были допущены чаще и больше, входили в кабинет чаще, были востребованы, а затем что-то поменялось, и вы говорите о лично своих обидах и ощущениях?
В.ЧАПЛИН: Вы знаете, нет. Дело в том, что практически все синодальные учреждения лишены возможности в системном режиме обсуждать вопросы, которые их касаются, бумаги иногда не просматриваются по несколько месяцев. Высший церковный совет, который, по-хорошему, должен был бы обсуждать каждую проблему, собирается несколько раз в год и занимается очень избранными вещами. Так что адекватной возможности к доступу принятия решений нет почти ни у кого, если считать адекватной возможностью ловлю начальника в коридоре, чтобы по ходу дела что-то решить, то это адекватной возможностью не является. То есть сама система работает, мягко говоря, странно, и выхода из этого положения два. Нужно все-таки не брать все полномочия и всю власть на себя, либо смиряться с тем, что нужно каждый день совещаться с людьми, а не исчезать куда-то на день, два, неделю и так далее.
С.ДОРЕНКО: Ого! Ничего себе. Скажите, пожалуйста, у вас отберут приход? Вы знаете, мне пишут очень интересные вещи. У меня есть ник, и очень давно. После того, как меня в 1999 году выгнали из Союза журналистов, в котором я никогда не состоял, я в интернете взял ник Расстрига. И мне пишут: так вот настоящий расстрига. В каком смысле вы расстрига? Разве вы расстрига? Сана вас не лишат. А прихода, например, могут лишить?
В.ЧАПЛИН: Я не боюсь и ничего не жду, мне, по большому счету, все равно, в каком статусе я буду находиться в церковной системе, и буду ли я в ней находиться. Никто не отнимет у меня возможности говорить все то, что я хочу. Меня, конечно, можно, что называется, грохнуть, но хуже будет тем, кто это сделает…
С.ДОРЕНКО: Но приход, именно приход? Помните приход, где мы с вами вместе разговлялись вместе с Рюриковым. Я сегодня описывал это, весьма скромная еда была.
В.ЧАПЛИН: Ну да. Еще раз хочу сказать: не боюсь ничего потерять, и ничего не жду.
С.ДОРЕНКО: То есть прихода вы можете лишиться? А имеет ли право церковное начальство сказать вам, как в армии, что вы едет в Благовещенск или, может быть, в Омскую область?
В.ЧАПЛИН: Видите ли в чем дело – оно может сказать что-то, но я могу это не принять. Еще раз говорю, я не держусь ни за какие должности, за прежнюю должность не держался никогда, так что мне дороже моя свобода и возможность напрямую и с церковью, как к обществу миллионов православных христиан, и с обществом в целом, обсуждать вещи, которые я считаю нужным обсуждать.
С.ДОРЕНКО: Скажите все-таки: вы расстрига? Или не расстрига? Слова расстрига должно означать что-то другое?
В.ЧАПЛИН: Расстрига – это монах, который ушел из монастыря и оставил свои обеты. Я никогда монахом-то не был.
С.ДОРЕНКО: Скажите теперь, пожалуйста, об общественной роли церкви. Меня интересует общественная роль церкви. Существует две тенденции. Одна из них на сохранение, направленная вовне, на укрепление ядра, в сущности, воцерковленных, верующих и так далее. Вот мне пишут: в Бразилии, в одной протестантской церкви, отмечают крестиками по спискам присутствие на службе. Это сохранение ядра. А второе движение есть миссионерское движение – нести благую весть. И участвовать в общественной жизни. Вот этот баланс труден, наверняка вокруг него идут споры. Мне кажется, что вы, конкретно вы, занимались той частью духовной деятельности, которая была направлена на движение вовне. Хорошо ли она сейчас развита? Больше ли нужно в церкви? Меньше ее нужно? Сколько ее нужно в церкви?
В.ЧАПЛИН: Ее может быть, конечно, больше, но она может быть только децентрализованной. Ошибкой является попытка закрутить эту деятельность сверху, в то время, как есть огромное количество людей, которые сами проявят инициативу в разных местах, это и Москва, и провинция. Вот мы буквально несколько дней назад в Общественной палате собирали православные общественные организации, приехали люди из многих регионов, и все они что-то делают – выставки, концерты, устраивают благотворительные инициативы. Вот такой деятельности сейчас очень много, и она по определению связана не с какими-то импульсами сверху, а с собственной инициативой людей. Вот так это будет развиваться, благодаря церковной бюрократии или вопреки церковной бюрократии. Церковная бюрократия в данном случае должна поддерживать инициативу людей, если это разумная инициатива. Вот этим я и пытался заниматься. Иногда надо просто не мешать, и дать церковную санкцию хорошей инициативе людей.
С.ДОРЕНКО: Скажите, пожалуйста, а может создастся ситуация, что вы как будто бы находитесь в диалоге с теми, кого вы называете церковной бюрократией, а они вам не отвечают. Вот например, наша служба информации только что позвонила Александру Волкову, руководителю пресс-службы патриарха московского и всея Руси, и он нам сказал: вступать в полемику не собираюсь, высказывания Чаплина на его совести. И у меня прервалось сообщение. Суть в то, что вы выступаете с вашей точки зрения с концептуальными замечаниями, а они делают вид, что вы просто вздорите из-за того, что лично обижен, и никто не отвечает.
В.ЧАПЛИН: Это одна из сегодняшних проблем. У нас очень многие церковные институции превращаются в ноу-коммент-офис, учреждения, из которых нельзя получить никакой церковной позиции. Почему? Потому что люди боятся. Люди понимают, что его святейшество читает интернет, читает материалы СМИ, иногда начинает возмущаться по поводу того, что кто-то сказал. Поэтому да, реакция очень часто бывает спонтанной, несправедливой, и не фундированной, что называется. Поэтому люди стали боятся говорить, и поэтому сейчас очень мало какие люди церкви ходят в прямые эфиры, не контролируемые ими самими или их подчиненными или их союзниками, потому что боятся прямых вопросов. Я, как вы знаете, старался всегда вести программы в прямом эфире сам, принимая абсолютно все звонки..
С.ДОРЕНКО: Да, да, вы принимали.
В.ЧАПЛИН: Надо не боятся ответить ни на какой вопрос, но к сожалению, страх сегодня присутствует, и вот эта ситуация ноу-коммент-офис почти везде в церковной системе присутствует.
С.ДОРЕНКО: Насколько я понимаю, патриарху поставили интернет, и приучили, и приобщили примерно в 2008 — 2009 году, мне говорил об этом один из высокопоставленных чиновников светской администрации ,что патриарх очень досадовал тогда, в 2008 или 2009 году, когда впервые с головой погрузился, очень досадовал на неправду и все такое. И с тех пор так и осталось – он читает?
В.ЧАПЛИН: Да, конечно, абсолютно все, и критические моменты, и, к сожалению, все сплетни, все гадости, которые пишут, в том числе несправедливые гадости. Еще одна большая беда, что некоторые интернет тролли научились его дрессировать, научились ставить его психологическое состояние в зависимость от того, что они вылили в очередные сутки в интернет. Человеку нужно уметь, что называется, проигнорировать такие вещи…

С.ДОРЕНКО: Конечно.
В.ЧАПЛИН: А его святейшество человек эмоциональный, и его искренне жаль, потому что иногда он придает слишком большое значение всей той дряни, которую пишут в интернете. А эти вещи нужно знать, но в то же время нужно уметь чувствовать собственную правоту и не обращать внимания ни на какой…
С.ДОРЕНКО: И потом, это же может быть, в сущности, вражеским ударом, Сун Цзы в «Искусстве войны» пишет.
В.ЧАПЛИН: К сожалению, это иногда специально делается некоторыми церковными оппозиционерами, некоторыми светскими оппозиционерами, пытаются травить человека через комменты, посты в соцсетях, зная, что он их читает, и пытаясь его психологически дестабилизировать. К сожалению, отчасти им это удалось, и хочется пожелать его святейшеству не обращать на все это внимания, и не в бюрократических вопросах, а в вопросах высшей правды идти божьим путем, а не подстраиваться под так называемое общество, которое лается в интернете. А это ведь не общество, это, знаете, несколько маленьких групп, несколько секточек, скажем так.
С.ДОРЕНКО: Кураев сказал, что вы циник и атеист.
В.ЧАПЛИН: Знаете, если бы я был атеистом, я бы прожил немножко другую жизнь. Я еще в юные годы пришел в церковь, абсолютно идя против течения, это был 1981 год. В начале 1990-х открывались огромные карьерные перспективы в светском мире, в бизнесе – я всем этим заниматься не стал. Если бы я был циником и атеистом, наверное, я бы не прожил ту жизнь, которую прожил.
С.ДОРЕНКО: Хорошо, у вас изменились какие-то оценки? Вот нас спрашивают про яхту, про часы, про Пусси Райт. Какие-то ваши прежние оценки изменились сегодня, когда вы не связаны бюрократической дисциплиной?
В.ЧАПЛИН: В минимальной степени. Я считаю, что тот же патриарх имеет право на достойную резиденцию, где можно принять главу того или иного государства, посла, главу той или зарубежной религиозной общины. Конечно, люди делают ему подарки, в том числе дорогие. Что, он должен эти подарки возвращать обратно? Это было бы достаточно странно, как и странно было бы их продавать. Частью нашей традиции является такое особое положение каждого епископа, а тем более…
С.ДОРЕНКО: Да, и на этот счет есть крупное церковное решение много веков назад, мы это знаем.
В.ЧАПЛИН: Но при этом сейчас идет вопрос о кадровой структуре церковного управления. К сожалению, в этой структуре остается все меньше людей, которые ведут содержательную работу, и все больше людей, которые являются личной челядью. Эти люди обслуживают резиденции, занимаются личным делопроизводством его святейшества, эти люди занимаются его бытом, питанием и так далее. Вот если кого-нибудь сейчас сокращать, если кому-то не платить зарплату, то я думаю, что в первую очередь все-таки…
С.ДОРЕНКО: Челяди.
В.ЧАПЛИН: Должна идти речь о этой челяди и личных ассистентах, и во вторую очередь о тех людях, которые пишут тексты, занимаются аналитической работой, присутствуют в обществе, действуют в направлениях сущностных.
С.ДОРЕНКО: Я вот вспоминаю Константина Победоносцева, по-моему, не нужны никакие направления сущностные, потому что Константин Победоносцев точно указывал, что русский православный человек напрямую ведет диалог с господом. Зачем все эти премудрости? Напрямую – и все.
В.ЧАПЛИН: Вы знаете, нужно образование, нужна социальная работа, нужно миссионерство – а для этого все-таки нужны люди, которые помогают человеку измениться в его диалоге с богом.
С.ДОРЕНКО: Спасибо вам большое, спасибо. Вы очень хорошо держитесь, я знаю, что вы не можете не быть взволнованным, но вы очень хорошо держитесь.
В.ЧАПЛИН: Вы знаете, сплю спокойно и считаю себя правым.
С.ДОРЕНКО: Спасибо. Счастливо! До свиданья.
В.ЧАПЛИН: Успехов в добрых делах, всего доброго! До свидания.

Чаплин, Всеволод Анатольевич

Протоиерей Всеволод Чаплин

2014

1-й председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата

31 марта 2009 года — 24 декабря 2015 года
Церковь Русская православная церковь

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей

27 декабря 2001 года — 31 марта 2009 года
Преемник Филипп (Рябых)

Секретарь Отдела внешних церковных связей по взаимоотношениям Церкви и общества

21 августа 1997 — 27 декабря 2001
Имя при рождении Всеволод Анатольевич Чаплин
Рождение 31 марта 1968 (50 лет)
Москва, РСФСР, СССР
Отец Анатолий Фёдорович Чаплин
Принятие священного сана 21 апреля 1991
Награды

Протоиерей Всеволод Чаплин на Викискладе

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Чаплин.

Запись голоса В.А. Чаплина

Из интервью «Эхо Москвы»
28 апреля 2014

Помощь по воспроизведению

Все́волод Анато́льевич Ча́плин (31 марта 1968 года, Москва) — священник Русской Православной Церкви, протоиерей; c 31 марта 2009 года по 24 декабря 2015 года Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, член Общественной палаты Российской Федерации с 24 сентября 2009 года по 17 июня 2017 года. Настоятель московского храма святого Феодора Студита у Никитских ворот. Член общественной палаты Союзного Государства России и Беларуси с июля 2017 года.

Биография

Родился в семье профессора-агностика Анатолия Фёдоровича Чаплина. Приемный дед по линии матери – Всеволод Вениаминович Костин, внук К. Э. Циолковского. Обучался в средней школе № 836 в московском районе Гольяново. По собственным словам Чаплина, он вырос «в безрелигиозной семье» и к вере пришел сам, когда ему было тринадцать лет. Чаплин рассказывал, что почти не учил физику, химию и математику в старших классах школы, зная, что эти предметы в жизни ему не пригодятся, а «удовлетворительно» ему все равно поставят.

После окончания школы в 1985 году был зачислен в штат сотрудников Издательского отдела Московского Патриархата в отделе экспедиции; по рекомендации председателя Отдела митрополита Питирима (Нечаева) поступил в Московскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1990 году.

С октября 1990 года по март 2009 года в штате Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (под началом митрополита Кирилла (Гундяева)) как рядовой сотрудник (1990—1991), затем зав. сектором общественных связей (1991—1997), секретарь по взаимоотношениям Церкви и общества(1997—2001) и заместитель председателя (2001—2009).

В свободное от работы время проходил обучение в Московской духовной академии, ещё до окончания которой (1994) был рукоположен сначала в сан диакона (21 апреля 1991), а затем и священника (7 января 1992). Кандидат богословия. Защитил кандидатскую диссертацию «Проблема соотношения естественной и богооткровенной новозаветной этики в современной зарубежной инославной и нехристианской мысли».

С 4 марта 1996 года по 14 мая 1997 года — член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.

21 августа 1997 года в связи с проведённой структурной реорганизацией ОВЦС митрополитом Кириллом (Гундяевым) назначен главой новообразованного Секретариата ОВЦС по взаимоотношениям Церкви и общества.

В 1999 году возведён в сан протоиерея.

Всеволод Чаплин и Валиулла Якупов в 2006 году

В 1990-х и 2000-х годах был членом ЦК Всемирного совета церквей и Конференции европейских церквей, комиссии ВСЦ по международным делам, сомодератором комиссии «Церковь и общество» КЕЦ. Являлся членом экспертного совета при Комитете Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, Консультативного совета ОБСЕ по вопросам свободы религии и убеждений.

16 июля 2005 года решением Священного Синода включён в синодальную рабочую группу по разработке «концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений». Исполнял функции ее секретаря. Итогом работы группы стали «основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые в 2000 году.

10 декабря 2008 года решением Священного Синода включён в состав Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви, прошедшего 27 по 28 января 2009 года.

С 31 марта 2009 года — председатель новообразованного Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества.

С 28 мая 2009 года по 15 января 2016 года — член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.

С 4 января 2010 года — член Российского организационного комитета «Победа».

С 26 июля 2010 года по 10 марта 2016 года — член Патриаршего совета по культуре.

24 декабря 2015 года решением Священного Синода освобождён от должности председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и члена Межрелигиозного совета России.

Был членом бюро президиума, затем заместителем главы Всемирного русского народного собора.

Вёл программы «Земля и люди» (телеканал «Мир», совместно с Андреем Быстрицким), «Вечность и время» (телеканал «Спас»), «Комментарий недели» (телеканал «Союз»), на радио «Русская служба новостей», затем Радио Комсомольская правда передачу «Время доверия». Постоянно публиковался в газете «Русь Державная».

16 апреля 2016 года исключён из состава Межсоборного присутствия.

Не женат. Детей нет.

Некоторые резонансные суждения. Критика

Известен рядом высказываний по различным вопросам, включая общественно-политические, вызвавших неоднозначную реакцию:

  • На письмо десяти отреагировал публичным заявлением: «Надо, наконец, развенчать химеру так называемого научного мировоззрения». (недоступная ссылка)
  • Высказался против смешения понятий религия и конфессия, напомнив, что слово «конфессия» (вероисповедание) употребляется во всем мире как внутрихристианский термин и не может быть синонимом понятия «религиозное объединение».
  • Высказывался за создание «православных народных дружин».
  • Подверг критике принятую Парламентской Ассамблеей резолюцию об опасности преподавания в школах креационизма и выразил мнение, что было бы неплохо рассказать школьникам о 5-10 других теориях происхождения человека, а эволюция не должна считаться «непререкаемой истиной», так как она, по мнению Чаплина, не получила достаточного количества доказательств в науке.
  • Сказал, что «от публичных или частных молитв православных с инославными стоит отказаться».
  • В конце 2010 года Чаплин высказал мнение, что женщины своим вызывающим видом и манерами могут спровоцировать мужчин на изнасилование.
  • Заявил, что у интеллигенции есть грех русофобии, и что не надо бояться говорить об этом.
  • В марте 2010 года в газете «Коммерсантъ» сообщалось о письме Виктору Зубкову от Всеволода Чаплина, где высказывалась просьба предоставить возможность предприятиям химической промышленности Украины закупать газ напрямую у «Газпрома» и других российских добывающих компаний или снизить стоимость газа для украинских предприятий, поставляя его по «ценам, позволяющим выпускать конкурентоспособную продукцию».
  • В феврале 2012 года на встрече со студентами Высшей школы телевидения МГУ заявил:

«Я на самом деле считаю, что наши верующие в 1920-е годы, когда Ленин инициировал репрессии против них, должны были отвечать иначе, чем они отвечали. Они должны были отвечать всей силой оружия и силой народного сопротивления против большевиков.»

— Интерфакс, 21.03.2012

  • В сентябре 2011 после съезда Единой России, на котором Дмитрий Медведев, упомянув о заранее запланированной «рокировке», выдвинул кандидатом в президенты Владимира Путина, Чаплин заявил, что это настоящий пример доброты и нравственности в политике». Это заявление вызвало негативный отклик среди оппозиционных пользователей интернета.
  • 27 августа 2012 года на пресс-конференции в Ставрополе заявил, что «если кто-то дарит патриарху облачение, икону, машину, часы — это проявление любви к патриарху, которое совершенно естественно».
  • В декабре 2014 года высказал мнение, что доминирование США в мире подходит к концу и Россия призвана свести его на нет
  • 20 декабря 2014 года в интервью Казанской газете «БИЗНЕС Online» Чаплин заявил, что от «оранжевой революции» в России никто не выиграет.
  • Назвал военную операцию России в Сирии частью «священной борьбы» против мирового терроризма. Это заявление вызвало протест со стороны сирийской христианской церкви. В частности, сирийский епископ Ильяс Тума указал: «Не может быть в христианстве никакой священной войны! Независимо от того, согласен кто-то с этим или нет».
  • Высказывался в эфире радио «Эхо Москвы» о необходимости убийств ракетными ударами с воздуха политических эмигрантов на территории государств, куда те уехали, и созданию спецподразделений, что будут исполнять казни на территории других государств. Заявил, что подобные политические убийства — в рамках истинного христианства и похвалил Меркадера, убийцу Троцкого; ранее призывал к политическим репрессиям, заявив, что государство, народ и святыни важнее человека, и заявил, что гуманизм — сатанинская идеология, заповедь «не убий» применима лишь к узкому кругу праведных, а также оправдывал применение ОМП тем, что массовые убийства санкционированы Богом в Библии.
  • Летом 2018 года заявил о недопустимости повышения пенсионного возраста в России при существующей продолжительности жизни и ситуации на рынке труда, выступив за наполнение пенсионного фонда сверхдоходами олигархов.

Сочинения

  • «Лоскутки». Из дневниковых записей протоиерея Всеволода Чаплина. Москва, «Дар», 2007 г., ISBN 978-5-485-00138-4
  • «Лоскутки-2». Москва, «Дар», 2009 г., ISBN 978-5-485-00254-1
  • «Церковь в России: обстоятельства места и времени». Москва, Издательский совет Русской Православной Церкви, издательство «Арефа». ISBN 978-5-94625-293-5
  • «Бог, человек, Церковь». Москва, «Дар», 2008 г. ISBN 978-5-485-00164-3
  • «Вера и жизнь». Москва, «Алгоритм», 2016 г. ISBN 978-5-906861-49-8
  • «Тайны Церкви». Москва, АСТ, 2017 г. ISBN 978-5-17-098986-7
  • «Православие. Честный разговор». Москва, АСТ, 2017 г. ISBN 978-5-17-098990-4

Арон Шемайер

Является автором нескольких фантастических произведений, опубликованных под псевдонимом Арон Шемайер. В 1998 году написал повесть «Первая схватка». Рассказ «Машо и медведи» вышел в 2014 году в сборнике «Семьи.net». На конвенте писателей-фантастов «Басткон» 2015 года этот рассказ получил премию «Бесобой» за «достижения в мистической (сакральной) фантастике» (вручается по решению малой коллегии ЛФГ «Бастион»). Чаплин откровенно ответил на вопросы журналиста о своем литературном увлечении и в частности о выборе псевдонима:

— А почему такой псевдоним — Арон Шемайер?
– Как вы знаете, я большой юдофил. Ну вот так вот я его и придумал еще примерно 20 лет назад.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *