Кто такой звонарь

Звонарь Елена ШАТЬКО: «У нас сохранились одни из самых уникальных колоколов в мире»

Испокон веков у колоколов сложилось свое особенное призвание — предупреждать. Тревожно били в набат во время пожаров, вьюг и метелей, скорбно — если провожали кого-то в последний путь, с ликованием — в дни побед или венчаний, а с благоговением — на богослужение. «Колокольный звон — душа храма», — считает Елена Шатько, которая несколько десятков лет посвятила изучению этого живого инструмента. Она рассказала нам о тайнах колокольного звона, своих многолетних экспедициях и самых старинных колоколах в стране.

Звук, который всегда с тобой

По крутой, тускло освещенной лестнице поднимаюсь на колокольню храма Покрова Пресвятой Богородицы, что находится в столичных Крупцах. Елена Геннадьевна этот путь может преодолеть с закрытыми глазами: кажется, ее ведет едва слышный звон колышущихся на ветру маленьких колоколов. С высоты открывается роскошный вид на город, ярким блеском отзывается в церковных куполах солнечный свет — это место наполнено таким спокойствием, что все свои проблемы и невзгоды хочется оставить там, внизу.
— Впервые колокольный звон я услышала в Киево-Печерской лавре: ездила туда на экскурсию, еще будучи студенткой училища имени Михаила Глинки. Знаете, мы, музыканты, всегда ищем звук, который нас вдохновит, тронет до глубины души. И вот, услышав колокольный звон, я поняла, что нашла этот звук. Уже будучи выпускницей консерватории, узнала о том, что в Минске открылась школа звонарей при храме иконы «Всех скорбящих Радость». Сразу решила осуществить мечту: пошла туда учиться. Это было почти 20 лет назад.
Елена Геннадьевна трепетно проводит рукой по самому большому колоколу — «благовесту». Он весит три тонны и похож на могучего богатыря. Мягкими движениями веревок звонаря он начинает «петь» — этот голос прихожане знают уже давно.
— Это язык, который мы иногда называем сердцем колокола, а это уши — без них невозможно его подвесить, — рассказывает Елена Шатько о частях инструмента. — Колокола требуют особого отношения, потому что металл стареет, может разрушаться. Перед тем как играть, инструмент нужно «разогреть» — первые удары языком должны быть мягкими. Многие ошибочно думают: чем сильнее ударишь, тем громче будет звук. Но на самом деле соприкосновение должно быть минимальным, иначе колокол разобьется. Он и упасть может — знаю, были такие случаи.
Звонница заполнилась переливами колокольной трели — 11 инструментов сложились в стройный хор. Елена Геннадьевна ловко меняет «голоса», украшает мелодию высокими нотками маленьких колоколов и, дойдя до кульминации, замирает. Отголоски-обертоны еще долго окутывают нас…

— Монастырский звон отличается от мирского. — сравнивает Елена Геннадьевна. — Он бесстрастный, в нем меньше эмоций, возрождается традиция. В больших городах она утрачена: быстрый темп жизни накладывает определенный отпечаток. Вот в деревнях звон гораздо медленнее: он не скучный, а такой простой и родной. Неслучайно многих людей тянет домой, на малую родину, — они хотят услышать звук своего детства.

Кстати, раньше при необходимости позвонить в колокол мог каждый: веревка, ведущая к «языку», была спущена с колокольни вниз до земли. Инструмент служил своеобразным средством связи, поэтому если люди слышали удары в колокол — понимали эту звуковую информацию без слов. Елена Геннадьевна говорит, что по звону могли догадаться, в какой деревне умер человек, мужчина это или женщина.

Колокол животворящий

— Для меня звон — это духовная радость, — делится Елена Геннадьевна. — Музыканты, особенно имеющие профессиональное образование, на колокольне могут самовыражаться и порой шалить — вызванивать джазовые композиции, например. Но это не приветствуется, все должно быть по канону.
Собеседница удивляет: у колокольного звона есть инфразвук и ультразвук, который обладает лечебными свойствами. Она подкрепляет свои слова парой примеров.
— В экспедициях обратила внимание, что звонари живут долго, некоторые — до девяноста лет. Например, дедушка один мне рассказывал, что его в свое время в армию не взяли из-за пятна на легком. Пророчили пару лет, а ему уже, слава Богу, больше восьмидесяти. В Ракове тоже был звонарь: сначала даже подняться на колокольню не мог: спина и ноги отказывали, а потом силы откуда-то взялись. Еще у кого-то были сильные головные боли, но как только человек начал звонить, они куда-то подевались. А вот одна история меня вообще поразила: будущий священник, на момент нашего общения — семинарист, рассказывал, что перед Пасхой заболел гнойной ангиной. Но ему нужно было отзвонить на праздник и только потом отправляться на больничный. С температурой поднялся на колокольню Свято-Троицкой Сергиевой лавры и внезапно ощутил в горле какой-то щелчок. Утром поехал в больницу, но абсцесса уже не было. Врач удивился: как удалось так быстро вылечиться? Чудеса!
Елена Геннадьевна признается, что с детства боится высоты. Однако в жизни ей приходилось подниматься очень высоко. Колоколен только в Беларуси более 500, и везде она побывала.
— За многими колоколами десятки лет никто не ухаживал, вот и приходилось мне их мыть. Это все работа на большой высоте…

Истории на пожелтевших страницах

Елена Геннадьевна так сильно влюбилась в колокольный звон, что написала три книги — называет их «трудами всей жизни». Как говорится, нет худа без добра — в ее судьбе так и получилось.
— В начале своего пути я в воскресные дни звонила в храме Владимирской иконы Божией Матери в Минске. Прихожу туда однажды, а настоятель говорит: «Нам запретили звонить». Оказалось, женщину, жившую поблизости, раздражали звуки колоколов, и она написала жалобу. Батюшка меня попросил: «Звони словом». Я не понимала, как это, ведь со школьных лет не любила писать. Но еще учась в школе звонарей, задавалась вопросом: неужели ничего неизвестно о традиции белорусского звона? В Национальной библиотеке нашла всего три статьи про колокола и поняла: ответы получить неоткуда. Месяц мучилась, но написала первую статью. А потом мне предложили написать научную работу на тему истории колоколов и колокольного звона. Она выросла в диссертацию, а потом и в первую книгу. А недавно при финансовой поддержке Министерства информации вышла третья — «Колокольный звон — душа народа».
Свои путешествия по стране и ближнему зарубежью Елена Геннадьевна называет экспедициями. Сначала она ездила только по выходным, но потом поняла: так и всей жизни не хватит, чтобы посетить многие исторические места. Поэтому начала заниматься этим во время отпуска на основной работе. Она кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и методики преподавания искусства БГПУ.
— Останавливалась где придется: добрые люди давали кров и пищу. Некоторые рассказывали о том, как спасали колокола, закапывая их в землю и оставляя в погребах. Больше всего колоколов у нас в Брестской и Гродненской областях, а также в части Минской и Витебской областей. Например, самый старый колокол, датированный 1593 годом, находится в деревне Молодово Брестской области. Он поврежден, с трещинами, уже звонить не будет — ему бы «на заслуженный отдых» в музей. Есть и другие колокола, с изображениями, гербами, надписями, которые нужно изучать…
Елена Геннадьевна сетует: у звонарей появился конкурент — электронный робот.ш
— Система продумана так, что, находясь в Витебске, можно нажать на кнопку, а в Минске в храме зазвонят колокола. Технологии — это хорошо, но не в этом деле. Здесь должна быть душа. А еще я надеюсь, что придет время и у нас появится музей колоколов, как в России и Китае. К старинным иконам мы относимся трепетно, понимаем, что они одновременно и святыни, и материальные памятники. Но вот к колоколам такого отношения, как к памятнику историко-культурного наследия, нет. Хотя они могли бы стать брендом, визитной карточкой страны. У нас сохранились уникальные колокола XVI—XVII веков, и, поверьте, их очень много. Такую историю надо оберегать.

ТЕХНИКА КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА

осторожно использовать трезвоны, особенно там, где наборы колоколов небольшие.

Одинаково трезвонить в будни и праздники нежелательно.

Вседмичные дни перед богослужениями благовестят в простодневный колокол.

Трезвон в эти дни бывает без первых четырех колоколов1. Но если будет служба с великим славословием, то в трезвон включают и 4 й колокол,

просто дневный.

Использование будничного колокола не только в качестве благовестника, но и включение его в трезвон, выделяет славословную службу из будничного ряда как малый праздник.

Вседмичные дни к вечерне примыкает 9 й час, поэтому благовестят перед началом 9 го часа, а перед вечерней трезвонят.

«И по конце 9 го часа знаменует в 2 или 4 кампана по уставу» («Типикон», гл. 9).

К повечерию будничному в главе 9 «Типикона» указано звонить только в било. На практике била почти не используют, поэтому в настоящее время следует использовать простодневный колокол.

К повечерию после великой вечерни, если не положено по каким либо причинам бдение, «клеплет в малый кампан или в ручное клепало по обычаю» («Типикон», гл. 7).

Вто время, когда составлялся «Типикон», еще было в обычае употребление клепал, которые использовались наряду с колоколами. В настоящее время это просто звон.

К полунощнице вседневной благовест совершается редкими ударами в малый колокол.

Как указано в «Типиконе», «по скончании же полунощницы… параекклесиарх…

благословився у предстоятеля и клеплет в кампаны, ударяет же тяжким ударением редко, елико рещи псалом 50 й весь». В данном случае дается рекомендация звона к утрени, следующей за полунощницей. Звонят недолго, около двух минут, по мере прочтения 50 го псалма.

Однако если утреня совершается отдельно, без вечерни, то вначале совершают благовест в назначенный колокол, затем двузвон.

К литургии благовест в простодневный колокол, трезвон без больших, но с простодневным.

Как правильно звонить? Вопрос не праздный, он волнует не только начинающих звонарей, но и настоятелей храмов. Известны случаи, когда из за неправильного звона от чрезмерного усердия неопытные звонари разбивали колокола.

Колокол, как и певец, должен петь, а не кричать. Иногда на колоколе и его языке встречаются следы ударов такой силы, как будто на нем не звонили, а ковали. При правильном звоне вмятины очень малы, а трещин вообще не должно быть.

Цель этой статьи донести до начинающего звонаря, что такое колокольный звон. Конечно, никакой самоучитель не заменит живое участие наставника в процессе обучения, но там, где наставника нет, надеемся, что рекомендации будут полезны.

Некоторые считают, что вполне достаточно раз другой показать новичку, как нужно правильно звонить, чтобы он стал звонить «как надо». Для «простого» звона, каким является благовест, может быть этого и достаточно, но для освоения трезвона приема «увидел повторил» явно мало. Процесс освоения техники колокольного звона сравним с занятием музыкой, где требуется внимательность, терпение и усидчивость.

Нами даны рекомендации по использованию имеющихся колокольных наборов

1 Праздничного, воскресного, полиелейного, простодневного

«Каждый удар колокола отражается в вечности». Почему звонарское послушание – страшное

Для Алексея Талашкина открытие мира колокольных звонов началось во время репетиций спектакля «Вий» по повести Гоголя. Его путь в этот мир пролегал издалека, с событий, совершенно не связанных с православной службой и колокольным звоном. В детстве он выучил с пластинки несколько юморесок и смешил знакомых родителей. Позже выступал в школьной и университетской командах КВН. На разборе выступлений Клуба веселых и находчивых в Казани встретился с режиссером Ильей Рутбергом, влюбился в его талант и сразу же записался к нему на курс пантомимы. А на четвертой сессии получил роль семинариста в постановке «Вий».

– В роли семинариста сценарист видел не меня, а моего однокурсника – стриптизера Василия с большими пластическими возможностями, – рассказал Алексей. – Но, видимо, Бог как-то иначе решил, отвел его. Так или иначе, Вася бросил учебу. И единственной подходящей кандидатурой оказался я, но мои пластические возможности были несоизмеримо беднее задуманных в сценарии, поэтому было решено, что панночка будет двигаться, а бурсак – говорить. Получился интересный эффект на стыке двух миров: потусторонняя жуткая пластика и текст. На репетициях я впервые в жизни увидел вблизи текст 90-го псалма, начал ходить в московские храмы, чтобы напитаться церковной атмосферой. Репетировали мы каждый день и подолгу. Постепенно в моем сознании стерлась грань между вымыслом и реальностью.

Фрагмент учебной постановки «Вий. Три ночи». Режиссер – В. Проскуряков. Панночка – Наталья Егорова. Хома – Алексей Талашкин. Москва, 2002 г. Фото: Андрюс Майминас

Композитор Николай Бабич предложил создать голос панночки из фрагментов композиций одной певицы, которая, кажется, была даже запрещена в США из-за своего сатанинского репертуара. На первом просмотре, когда по сценарию ночью панночка начинает выходить из гроба, я выкладывал круг из листов с текстом спасительной молитвы. Она не могла пройти эту прозрачную стену, начинала поднимать и бросать меня. После одного такого удара я на несколько секунд впал в ступор: забыл, как меня зовут, не понимал, где нахожусь, что делаю и почему на меня смотрят какие-то люди. В кульминации этой борьбы я находил веревку от большого колокола и звонил набат. Колокол был воображаемым, но звонил я по-настоящему. На меня так сильно повлияла эта работа, что после ее выпуска, вернувшись домой, я пошел учиться в школу звонарей.

– Звонарь – полноправный участник литургии?

– И литургии, и всенощного бдения – любого богослужения. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал, что богослужение начинается с первым ударом колокола. Церковный звон призывает на молитву, выражает торжество, настраивает на церковный день, несет проповедь, всё это не может случиться без живого участия звонаря. И когда в суете, шуме мегаполиса вдруг раздается уверенный и чистый голос церковного колокола, каждый в этот момент понимает, что изменяется само пространство – земная Церковь соединяется с небесной. Здесь правильно говорить о синтезе церковных искусств: архитектуре, иконописи, церковном пении, церковном чтении и колокольном звоне. Все едино. Вырви что-нибудь одно, и служение будет неполноценным.

Алексей Талашкин на звоннице храма во имя Михаила Архангела. Новосибирск. Фото: Андрей Пристяжнюк

Наши священники говорят, что на колокольню нужно входить, как в алтарь. Я спрашиваю себя: «А как я? С таким же благоговением?» Когда звоню, часто испытываю внутреннее ликование. Я понимаю, что звуки колокола, с одной стороны, земные, а с другой стороны – это голос Горнего мира, голос рая. Еще до революции на колоколах писали: «Благовествуй, земле, великую радость, хвалите, небеса, Божию славу».

Как говорит руководитель Сибирского центра колокольного искусства Новосибирской митрополии игумен Владимир Соколов, каждый удар колокола отражается в вечности: он слышен и на земле, и на небе. В этом смысле, звонарское послушание – страшное. Если неготовый звонишь, в нечистоте, тем более в гордости или прелести – это сразу слышно, на это сразу обращается внимание. Если воспринимать колокольный звон как духовное оружие, то получается, что это меч обоюдоострый, направленный и на меня тоже.

Игумен Владимир Соколов в цехе перед отливкой колоколов. Фото: Алексей Танюшин

– На колоколах можно любую мелодию сыграть?

– Можно, но только на западных. В Европе получили распространение колокола, отлитые особым образом. Они звучат точно в ноту, на таких инструментах можно сыграть любую мелодию, хоть «Спокойной ночи, малыши», хоть произведения Генделя – все, что написано для фортепиано или органа. В Россию карильоны привез царь Петр I, сегодня они звучат в Петропавловской крепости, в Петергофе.

Изучая колокольные звоны, я мечтал услышать карильон, и когда встретился с ним в Петергофе – сразу узнал. Но чем больше слушал, тем больше мне становилось грустно – не такого звона я ожидал. Чего именно я ожидал – я и сам не понимал, но, в сравнении с церковным звоном, музыкальный хоть и представляет определенный интерес – проигрывает. Он говорит о земном, а церковный – о небесном.

Карильон в Петергофе. Фото: Алексей Талашкин

Русская традиция колокольного звона иная. На Руси колокола подбирали по благозвучию. У русских колоколов свой особый путь, как и у России, своя особая культура, свой способ звона. На православных можно вызвонить не мелодию, а короткие фразы-попевки – перекличку двух-трех колоколов. Единственное известное нам исключение, когда в колокольный звон вливается мелодия – трезвоны Московского Свято-Данилова монастыря. Старший звонарь иеродиакон Роман Огрызков, подняв архивные документы, узнал, что раньше в колокольный звон вплетали мелодию тропарей и в монастыре стали вызванивать тропарь Пасхи, тропарь Кресту. И, когда колокольный подбор целиком вернулся в Москву из Гарварда, восстановил эти звоны. Но это уникальный случай.

– Внутреннее состояние человека, его характер отражается в звоне?

– У каждого звонаря свой почерк. Имея определенный опыт слушания звонов и зная конкретных звонарей, можно определить, кто звонит. Мы в школе звонарей уже научились слышать и внутреннее состояние ученика – страх, смятение, душевное спокойствие или внутреннее воодушевление. Есть такое понятие, как пустозвон, когда просто звонят руки – без малейшей работы души. Но если в звонаре есть хотя бы капелька молитвы, если он хотя бы краем сознания осознает, что делает, для чего его батюшка благословил, если он в звон вкладывает хотя бы каплю своего сердца – Господь достраивает недостающее. Бывает, звонарь неумелый, а прихожане восторгаются звоном, плачут.

Алексей Талашкин. Фото: Владимир Осинцев

– Что вы переживаете на колокольне?

– Первоначальная влюбленность и восторг прошли. Возникла ответственность, но до сих пор я ощущаю радость. Обыденность не наступает, ей нет места, когда богослужение живет и оживляет: каждый день в церкви читают разные места из Евангелия, будничный день отличается от воскресного, а воскресный от праздничного. Стараешься выразить это в звоне.

Бывает, что-то случится и не чувствовать этого нельзя. В этом году отрок попал под поезд. Мне отец Роман звонит и говорит: «Я сейчас еду отпевать Никиту». Как раз в это время оказался в храме и отзвонил погребальный звон. звон

Сейчас в России звонят погребальный звон после молебна 9 мая. Звон этот призван почтить память воинов, погибших за Родину, всех, кто работал в тылу, всех, кто не жалел своей жизни ради Великой Победы. И когда в этот день стою на колокольне, с одной стороны, оживают образы моих дедов, а с другой – возникают образы известных и незнакомых воинов, они как будто смотрят на нас, как смотрят персонажи с полотен Глазунова. Эту связь нельзя не ощущать в звоне.

Последние пять лет наша передвижная звонница участвует в военном параде 9 мая в Новосибирске. Это важно для меня лично и имеет большое значение для всех новосибирцев, которые приходят на главную площадь города. Это видно по глазам людей, которые проходят мимо колоколов и слышат эти звоны.

Алексей Талашкин на параде Победы 9 мая в Новосибирске

Сегодня многие из нас утратили понимание колокольного звона и не все могут отличить, например, перезвон от трезвона. Но в шествии Бессмертного полка оживает память поколений, и каждый, кто несет портрет своего деда или прадеда, узнаёт этот погребальный звон о каждом, кто отдал жизнь за «други своя». Погребальный звон, звучащий над площадью надо всеми, сразу окрашивает происходящее любовью, ради которой эти колокола и отливаются, ради которой они и поют. А завершается шествие всегда кратким, но торжественным проводным трезвоном, символизирующим надежду на воскресение души и жизнь вечную, как это положено по уставу Православной Церкви.

– Алексей, расскажите о проекте, как родилась идея собирать и восстанавливать разбитые колокола?

– Все началось с коллекции из нашего Музея колокольного звона. Здесь собрана целая коллекция колоколов дореволюционного литья, большинство из которых имеют трещины и лишены голоса. Ремонтировать колокола очень непросто, а в ряде случаев – просто невозможно. Например, если колокол является экспонатом какого-нибудь краеведческого музея. А как он звучал – узнать очень хочется. Вот мы и решили повторить внешний и внутренний профиль колокола, а также химический состав каждого изделия. Так мы надеемся в некоторой степени приблизиться к потерянному оригинальному звучанию. Наш проект мы назвали «Вернем колоколу голос», его реализует приход храма во имя Михаила Архангела в Новосибирске в партнерстве с Сибирским центром колокольного искусства, а финансирует Фонд президентских грантов. На выделенные деньги мы сможем восстановить 22 колокола. Разбитые колокола мы искали по сибирским регионам: более одиннадцати тысяч километров проехали от Тюмени до Иркутска.

Фото: Владимир Осинцев

– Были неожиданные находки?

– Когда мы приехали за одним из колоколов в Тюмень, оказалось, что он пропал с колокольни Знаменского собора. И тут с нами связался звонарь Игорь Лисуконь из села Угловского Алтайского края и предложил восстановить лопнувший колокол из местного краеведческого музея. Пожалуй, одним из самых интересных колоколов проекта является экспонат Музея истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. Его привез в Новосибирск в 1969 году академик А.П. Окладников из своей Зашиверской экспедиции. В этом колоколе всё необычно: и форма, и орнамент, и химический состав. Если классическая колокольная бронза состоит на 80% из меди и на 20% из олова, то здесь олова меньше процента, а заменено оно в полном объеме на цинк. Колокол разбит, и услышать его голос – особая радость.

Колокол, привезенный из Зашиверской экспедиции. Фото: Алексей Талашкин

– Еще интересные находки привезли из экспедиции? Какой колокол самый старый?

– Самый древний датированный колокол в проекте отлит из сибирской полевской меди в Екатеринбурге в 1731 году, попал в проект благодаря надписи. У Барабановского колокола из Красноярского края интересный растительный орнамент и глухой звук. У колокола из небольшого села в Тюменской области голос сохранен, значит, можно будет сравнить его звучание с голосом копии и увидеть, насколько удается его повторить при восстановлении. Всего три колокола, изготовленных на заводе Шишкина, обнаружено в Сибири, два из них в нашем проекте. Колокол, предположительно отлитый на фабрике «Якима Рязанова наследники», пострадал во время пожара. Единственный из подлинных колоколов Троицкого Рафаилова мужского монастыря с большой трещиной, которая проходит через все тело. Вообще у каждого из колоколов проекта своя история, каждый по-своему уникален.

Алексей Талашкин. Фото: Владимир Осинцев

– Ваша книга «Зов Чингисского колокола», получившая звание «Книга года» в номинации «церковно-краеведческая литература» на конкурсе «Сибирь-Евразия 2019», написана после экспедиции в село Чингис, где, по рассказам местных жителей, разбили и затопили колокола с местного храма. Сегодня поиски завершены?

– На первом этапе мы нашли пять осколков. На втором этапе в поисках баржи с разбитыми колоколами мы исследовали акваторию Оби, выяснили рельеф дна, нашли перепады до нескольких метров, но основную массу осколков разбитых в 1937 году колоколов обнаружить пока не удалось. Сейчас поиски чингисских колоколов приостановлены. Мы сделали все, что в наших силах, ждем: может быть, откроется какая-то новая информация или свидетельство.

Недавно позвонил выпускник звонарской школы и сказал, что совсем в другом месте – в районе Огурцово – рыбаки нашли колокол в Оби. Мы ездили туда перед самым ледоставом, но пока безрезультатно. В этом году продолжим поиски, еще раз пройдем по участку с цепью – если колокол выступает из дна даже на двадцать сантиметров, мы зацепим и вытащим его.

Участники проекта «Вернем колоколу голос» сканируют колокол, отлитый на заводе П.И. Гилева сыновей в Тюмени. Фонды музейного комплекса им. И.Я. Словцова, Тюмень, 2019. Фото: Алексей Талашкин

– Защита диссертации стала естественным продолжением вашего служения? Звонарю обязательно применять в своей работе научный подход?

– Существует много споров, достаточно ли церковному звонарю умения владеть колоколами или нужно изучать и кампанологические (кампанология – наука о колоколах) исследования. Мое мнение таково: как нельзя птице лететь с одним крылом, так нельзя звонарскому искусству развиваться без науки и без практического освоения. Одно помогает другому. Еще пятнадцать лет назад в кампанологической среде считалось, что колокола в Сибири не отливались, а привозились из Москвы, а нам удалось найти уже около ста фактов отливки колоколов в Сибири. Удалось собрать данные почти о трехстах колоколах, обнаруженных в Сибири. Собрали сведения о бытовавших до революции колокольных звонах, звонарях, о колокольных подборах.

– Кто может учиться на звонаря?

– Учиться может, наверное, каждый, но стать церковным звонарем сможет только человек верующий. Ведь, поднимаясь на колокольню, звонарь должен понимать: зачем он идет к колоколам. Музыкальное образование кому-то может помочь, а кому-то даже помешать. Но умение слышать инструмент, умение вычленить из общей массы звучания отдельные голоса каждого колокола – всегда пригодится звонарю. Я много лет звонил, не слушая колокола, только следил за ритмом. Но оказалось, это только необходимый минимум. Умение слышать каждый голос, умение пробудить этот голос, чтобы он был полногласным, без хрипов, без криков, чтобы колокола звучали и пели – это ключевые навыки звонаря.

Фото: Владимир Осинцев

– Есть мнение, что звонари со временем глохнут…

– Полноценных исследований на эту тему пока нет, поэтому говорить, что слух снижается – не совсем корректно. Да, бывает, что у звонаря развивается тугоухость, но неизвестно: связано ли это с колокольным звоном или, например, с возрастными изменениями. Кто-то пользуется наушниками и берушами, кто-то ничем не пользуется для защиты слуха. Поначалу я звонил только в наушниках, но потом постепенно отказался от этого – мне хочется слышать колокола во всей полноте. В учебном классе, когда ученики подолгу отрабатывают на тренажере какие-то элементы, конечно, лучше гасить вредные частоты.

– Почему так важно восстановить старые колокола?

– Колокол способен выразить то, что мы не можем выразить словом или мыслью. Он пронизывает звуком весь мир, проникает сразу в глубину души и связывает нас с небом. Поэтому мы так стремимся приблизиться к голосам старинных сибирских колоколов. Приблизиться к колокольным мастерам, к той утраченной и звонарской, и колокольнолитейной культуре – это значит еще глубже понять утраченное, войти в то состояние, которое было до катастрофы, случившейся с нашей Родиной в ХХ веке. И, конечно, хочется расслышать эти голоса.

Оживить это все – наша задача в проекте «Вернем колоколу голос». Как-то батюшка игумен Владимир Соколов пришел в цех благословить литье колоколов. Глянул на стену, на которой висят фотографии-портреты наших колоколов, отливаемых в проекте, и предложил дать им имена. Для него это все живое.

Фото: Владимир Осинцев

Это важно не только для нас, но и вообще для всех, кто проникается нашей идеей. Выпускники нашей школы звонарей, посетившие литье колоколов, рассказывают, что теперь иначе подходят к колоколам, а когда звонят, то в их сознании колокола как бы расцветают, становятся алыми, какими были во время заливки.

Если внутри будет мертво, то электронные звонари нас вытеснят за несколько лет. Технически они звонят лучше, чем люди, могут исполнить Московский, Ростовский и многие другие звоны. Но если самый неумелый звонарь вкладывает сердце, разум, память, любовь, ответственность, хотя бы в малой степени, его звон будет лучше самой искусной колотушки.

Колокольный звон

  • Основы Православия
    • Введение. Человек и его вера
    • Начальные понятия о Боге и духовной жизни
      • Бог — Отец наш Небесный
      • Без Бога ни до порога
      • Откуда мы знаем о Боге
      • Свойства Божии
      • Где и как общаться с Богом. Крестное знамение
      • Храм — дом Божий
      • О Божией Матери
      • Человек — образ Божий
      • Семья — малая Церковь
      • Православные — право славящие Бога
    • Молитва — дыхание души
      • тест 3
        • test 5
      • test 5
      • Молитва — дыхание души
      • test2
      • Молитвенное правило
      • Детская молитва
      • Первые молитвы и объяснение их
    • Священная и церковная история
      • Божественное Откровение
      • Священное Писание
      • Библейские рукописи
      • Священная история Ветхого Завета
        • Сотворение мира
        • Сотворение мира и наука
        • Земной рай и грехопадение
        • Первое обетование о Мессии
        • Падшие прародители изгоняются из рая
        • Дети Адама
        • Всемирный потоп
        • Возобновление Завета. Божественное благословение
        • Вавилонское столпотворение
        • Появление идолопоклонства
        • Призвание патриарха Авраама
        • Патриарх Исаак
        • Патриарх Иаков (Израиль)
        • Патриарх Иосиф
        • Праведный Иов: тайна страдания праведника
        • Пророк Моисей
        • Исход из Египта. Первая Пасха
        • Бог дал народу закон
        • Скиния — походный храм
        • Ветхозаветное священство
        • Сорок лет странствия в пустыне
        • На Моавитских равнинах
        • Перепись народа
        • Смерть пророка Моисея
        • Иисус Навин ввел народ в землю обетованную
        • Господь посылает судей
        • Пророк Самуил
        • Царь Саул — первый царь Израиля
        • Давид избирается на царство
        • Гонимый помазанник
        • Давид — царь над всем Израилем
        • Моровая язва — последняя скорбь царя
        • 90-й псалом
        • «Вот, я отхожу в путь всей земли»
        • Псалмы царя Давида
        • Царствование Соломона
        • Иерусалимский храм
        • Книга Екклесиаст
        • Два царства
        • «И делал Иуда неугодное пред очами Господа»
        • Новая столица Израильского царства
        • Ахав вводит культ Ваала
        • «И восстал Илия пророк, как огонь…»
        • Наказание за нечестие — засуха
        • Благочестивая вдовица
        • Испытание веры
        • Пророк Божий Елисей
        • Пророк Иона
        • Конец Израильского царства
        • Иудейское царство
        • Царь Иосафат
        • Царь Езекия
        • «Ветхозаветный евангелист» — пророк Исаия
        • Царь Манассия: нечестие и покаяние
        • Благочестивый царь Иосия
        • Последние иудейские цари
        • Пророк Иеремия
        • Вавилонский плен
        • Пророк Иезекииль
        • Пророк Даниил
        • Конец плена
        • Второй Иерусалимский храм
        • Неемия: восстановление стен Иерусалима
        • Малахия — последний пророк
        • Религия в жизни избранного народа
        • Между двумя Заветами: ожидание Мессии
        • Языческий мир в ожидании Спасителя
      • Евангельская история
        • Ангел возвещает о рождении Иоанна Предтечи
        • Архангел Гавриил возвещает о рождении Христа
        • Богородица спешит к Елисавете
        • Ангел извещает Иосифа о рождении Христа
        • Рождение Иоанна Предтечи
        • Рождество Христово. Поклонение пастухов
        • Обрезание Христово. Сретение Господне
        • Поклонение волхвов и бегство в Египет
        • Отрок Иисус в Иерусалимском храме
        • Проповедь Иоанна Крестителя
        • Крещение Господа Иисуса Христа
        • Сорокадневный пост и искушения Господа
        • Первые ученики Христовы. Чудо в Кане
        • Изгнание торгующих. Беседа с Никодимом
        • Беседа с самарянкой
        • Взятие под стражу Иоанна Крестителя
        • Нагорная проповедь
        • Чудеса Христовы
        • Убиение Иоанна Крестителя
        • Послание на проповедь двенадцати апостолов
        • Учение о Царствии Небесном в притчах
        • Чудо насыщения пятью хлебами
        • Христос идет по водам за Своими учениками
        • Христос беседует о хлебе жизни
        • Апостол Петр исповедует Иисуса Христом
        • Преображение Господне
        • Исцеление бесноватого отрока
        • Господь покидает Галилею и идет в Иудею
        • Притча о добром самарянине
        • Исцеление десяти прокаженных
        • Притчи и поучения о молитве
        • Обращение мытаря Закхея
        • Притчи и поучения о покаянии
        • Беседа с богатым юношей
        • Господь благословляет детей
        • Притча о богаче и Лазаре
        • Воскрешение Лазаря
        • Вифанское помазание
        • Вход Господень в Иерусалим
        • Господь обличает иудеев
        • Иудеи задают Господу искусительные вопросы
        • Беседа Господа на горе Елеонской
        • Иуда решается предать Господа
        • Тайная Вечеря
        • Предсказание отречения Петра
        • Гефсиманская молитва. Взятие Господа под стражу
        • Суд над Иисусом Христом
        • Суд у первосвященника Каиафы
        • Распятие. Смерть и погребение Господа
        • Погребение. Стража у гроба
        • Жены-мироносицы у гроба. Явление Ангелов
        • Явления воскресшего Господа
        • Вознесение Господне
      • История Церкви
        • История Церкви
        • Рождение Церкви Христовой
        • Церковь Христова в апостольское время
        • Распространение Церкви Христовой
        • Мученики и исповедники Христовы
        • Святители — домостроители тайн Божиих
        • Монашество. Преподобные и подвижники
        • Спасение в миру. Святые праведники
    • Вера христианская
      • Вера в Бога и смысл человеческой жизни
      • Символ веры
      • Кратко о церковных Соборах
      • Иноверие и инославие
      • Мысли святителя Феофана Затворника
      • Вера и наука
    • Духовная жизнь
      • Грех и борьба с ним
      • Почему добрые дела творить сложнее
      • Что такое страсти
      • Посты и их духовный смысл
      • Заповеди Божии
      • Евангельские заповеди блаженства
    • О храме и богослужении
      • Почему мы молимся в храме?
      • Храм и его устройство
      • Внутреннее устройство храма
      • Колокольный звон
      • Степени священства
      • Монашество и монастыри
      • Богослужения суточного круга
      • Всенощное бдение
      • Божественная литургия
      • Семь Таинств Церкви
      • Молебен
      • Освящение жилища
      • Загробная участь души и поминовение усопших
    • Церковные праздники
      • Праздник в жизни православного христианина
      • Пасха Христова и подвижный богослужебный круг
      • Праздники месяцеслова (непереходящие)
      • Дни памяти святых. Чины святости
      • Икона — образ невидимого горнего мира
    • Духовный мир
      • Мир ангельский
      • Духовность истинная и темная
      • Православные чудеса
      • Схождение Благодатного огня
      • Облако на горе Фавор
      • Чудо крещенской воды
      • Мироточивые иконы и святые мощи
      • Туринская плащаница

Женщина-звонарь (англ. Bell Ringer) — сильный противник в игре Bloodborne.

Описание Править

Дева, исполненная печали, одета в черную вуаль (на боссе Возродившийся — в красную вуаль), имеет при себе колокол призыва и ритуальный кинжал. Является отголоском тени Птумерианских кровей.

Один из самых опасных рядовых противников в игре, когда она на расстоянии, вне поля видимости. Очень быстро воскрешает падших Апостолов Кошмара и Смотрителей лабиринта в подземельях. В основной игре может воскрешать троллей, бешеных собак, колясочников, заразившихся ярнамитов и ведьм. Вызванные враги отличаются красной аурой и повышенной защитой. При смерти Женщины-звонаря умирают и вызванные ею противники в подземельях. В основной игре они хватаются за голову и, потеряв дополнительную защиту, значительно ослабевают.

Женщина-звонарь играет большое значение в PvP режиме. Она соединяет миры игроков в определенных локациях — Границе Кошмара, Кошмаре Менсиса. Пока слышится звон колокола, игроки из других миров будут вторгаться бесконечно. Главное обнаружить её — в ближнем бою она вам вряд ли преподнесет сюрпризы.

Атаки Править

  • Атака кинжалом — достаточно медленно заносит руку с кинжалом для первой атаки, но вторая атака очень быстрая. Главное отойти от девы во время её замаха. Серия из двух ударов, иногда трех.
  • Воскрешение одного противника — передвигается обычно по периметру той местности, в которой она находится, и неспешно призывает противников, появляющихся за её спиной. Некоторые девы стоят на одном месте, почти всегда те, что вызывают других игроков.
  • Воскрешение сразу трёх противников — это заклинание длительнее, чем предыдущее — она приподнимает колокол и какое-то время стоит недвижимо, колдуя. Затем разом перед ней появляются три-четыре противника. Удобней всего игнорировать основную массу вызываемых противников, ибо за них ничего не дают, даже минимального количества отголосков крови. Если есть возможность, то атакуйте именно её. После смерти Звонаря все вызванные враги умирают, но не моментально, а через 1-2 секунды. За это время они могут успеть нанести удары, так что не теряйте бдительности.
  • Создание круговых волн — заклинание с долгим кастом, которое она использует, если рядом находится охотник. Выглядит как мерцающий синий магический круг, то появляющийся, то исчезающий из поля зрения. Действие заклинания длительно. Необходимо уходить из зоны его действия. Урон у него периодический, а не разовый. Может снять больше половины жизней.

ИнформацияПравить

Будучи слабыми и в основном беззащитными сами по себе, Звонари будут постоянно призывать других врагов, пока вы не найдете и не убьёте Звонаря. Враги, призванные ими, идентифицируются по их красным аурам и будут получать защитные бонусы до тех пор, пока Звонари живы. Вы услышите контрольный звонок, даже если Звонарь находится далеко (как это обычно и бывает). Хотя выслеживание каждого Звонаря может показаться игрой в прятки, их убийство стоит того, если вы хотите исследовать локацию. После смерти Звонарей все враги, находящиеся под их контролем, схватятся за головы и будут ошеломлены на нескольких секунд; с этого момента они теряют свои защитные эффекты и больше не будут появляться после своей смерти. В подземельях, смерть Звонарей немедленно убьет вызванных ими врагов. Когда вы выследили Звонарей и заставили их вступить в бой, они окажут небольшое сопротивление слабыми ударами и медленными комбинациями с использованием своего кинжала. Скорее всего вы убьёте их, прежде чем увидите атаку Тёмного Тумана, но если всё таки увидели, просто отступите, пока темнота не исчезнет, а затем атакуйте их. Звонари имеют низкую защиту и здоровье, уязвимы для парирования и ошеломления, это делает их одинаково восприимчивыми практически к любой форме атаки.

Трудная задача найти место, где прячутся Звонари, но после того как вы найдёте их, они не смогут сделать ничего такого, чтобы помешать вам окрасить булыжники их кровью. Хорошая идея, зайти им за спину, чтобы избежать ударов их кинжала и комбо-атак, у них очень низкая супер броня, и серия R1 не позволит им ударить вас, если вы первый начали атаку. Метательное оружие и расходные материалы будут пустой тратой; оружие ближнего боя сделает работу быстрее и намного эффективнее.

Локации
Яаар’гул, Духовная Деревня 518 901 89 89 89 89 45 68 72 250 300
Яаар’гул, Духовная Деревня
/поддержка босса/
345 901 89 89 89 89 45 68 72 250 300
Кошмар Охотника 1.036 710 90 90 90 90 52 93 99 250 300
Зал Исследований 1.147 2.287 94 94 94 94 54 96 102 250 300
Рыбацкая Деревня 1.191 1.042 99 99 99 99 57 102 108 250 300
Подземелья Чаши /базовый/ 211 114 73 73 73 73 45 68 72 250 300
  • Слабость —
  • Встречается в Предустановленных Подземельях Чаши: Лабиринт Птумеру, Центральный Лабиринт Птумеру, Дальняя Гробница, Нижний Лабиринт Птумеру, Больной Лоран, Нижний Лоран.
Локации Предметы
Яаар’гул, Духовная Деревня Ртутные Пули х3 — х2 .
Яаар’гул, Духовная Деревня
/поддержка босса/
Ртутные Пули х3 — х2 .
Кошмар Охотника без дропа
Зал Исследований без дропа
Рыбацкая Деревня без дропа
Подземелья Чаши /базовый/ Ртутные Пули х3 — х2 .

Основной /по всему Ярнаму/Поддержка босса /Яаа’ргул/
Добавить фото в галерею

Местонахождение (онлайн)Править

  • Центральный Ярнам: Сухой Док — стропила в боковой зоне с Эйлин, ворон-охотник.
  • Соборный округ: вверх по лестнице за воротами Часовни Идон.
  • Старый Ярнам: Площадь Охотника на которой находится Союзник Джуры.
  • Кладбище Хемвика: 2-й этаж Конюшни, через стропила.
  • Запретный Лес: большая Ветряная Мельница позади Пушечной Аллеи рядом с Пушкой.
  • Замок Кейнхёрст: Библиотека на крыше рядом со шпилем крыши.
  • Бюргенверт: Колледж: Верхние Этажи.
  • Верхний Соборный Округ: далее по коридору Сиротского Приюта на верхнем этаже.
  • Граница Кошмара (присутствует с самого начала): Верхняя Пещера, вход в начале Центрального болота.
  • Кошмар Менсиса (присутствует с самого начала): Лофт Мерго (начало): Зараженная Часовня правый балкон; Лофт Mерго (середина): в конце Лунного Пути; Лофт Мерго (конец): на Крыше.
  • Кошмар Охотника: слева от верхней лестницы перед Большим Собором Кошмара; самый дальний левый тупик в Овраге Трупов перед тропой к Кровавой Площади.
  • Зал Исследований: верхний левый угол на 3 этаже и верхний левый угол на 5 этаже.
  • Рыбацкая Деревня: по тропе вдоль утёса от Деревенской Площади, рядом с лестницей срезом пути; Пещера с Лифтом: в яме внизу, перед побережьем, где находится Сирота Кос.

Разновидности Править

Имеются две версии, которые никак визуально не отличаются, но в корне отличаются в своих действиях.

Первая — как в основной игре, так и в чашах, просто звонит в Зловещий колокол и вызывает враждебных игроков-противников. Не появляется в игре без сети. В чашах стоит обычно в хорошо просматриваемых коридорах или около лестничных пролетов. Начинает звонить в колол, даже если вы не звали подмогу или не звонили в Зловещий звонкий колокол.

Причем в чашах встречается обычных, не Зловещих, а с обычными — проклятыми, сгнившими или зловонными подношениями.

Вторая — в Зловещий колокол никогда не звонит, появляется как в онлайне, так и без, и только вызывает волны рядовых противников — красных пауков и т.п. Стоит обычно в отдельных комнатах за дверьми. Иногда по двое.

Примечательно то, что одновременно эти два типа Женщин-звонарей никогда в одной чаше не встречаются, даже на разных слоях. Если встретили одну, второй уже не будет. Скорее всего, это такой случайный эффект чаши, указывающий на то, какого типа будут в ней Женщины-звонари. Но в онлайне, если вы призвали подмогу или позвонили в Зловещий колокол в чаше со вторим типом Звонарщиц (не зловещих чашах), то появятся ещё и первые и будут звонить в колокол, призывая вторженцев.

Примечания Править

  • Звонница звонит в колокол и призывает подкрепление из кошмара, но если успеть прервать её или убить — появление поддержки не состоится.
  • В онлайн режиме появляется на различных локациях и начинает звонить в колокол в поисках вторженцев, которых призывает в случае удачной проверки уровня. Если деву убить, то вторжение к игроку будет невозможно. После вашей смерти дева не появится снова, но воскреснет, если позвонить в Зловещий колокол, либо призвать кооператора (при помощи колокольчика), и её снова нужно будет убить, если вы хотите избежать вторжений.
  • Не появится, если босс локации убит.
  • Единственный рядовой противник, который назван в игре. Её имя видно на сообщении, которое выдаётся при начале звона ею в колокол.

Галерея Править

Начать обсуждение Обсуждение статьи «Женщина-звонарь»

  • Женщина звонарь в духовной деревне

    2 сообщений

    • Не могу найти звонвря возле амигдалы, стреляющей лазером. Уже все вдоль и поперек облазил. Помогите Пожалуйста! 2017-04-09T11:50:36Z
    • Она находится внутри собора, где ключ от локации Хор. P.S…Аккуратнее там;) 2017-04-10T05:05:39Z

Здравствуйте, я девушка — церковный звонарь

≡ 10 Июнь 2014
А А А

Привет, я звонарь. Девушка-звонарь. Сама себе Квазимодо, можно сказать. Работа у меня отличная, не променяю ни на какую другую. Но есть моменты, которые меня достали.

Во-первых, это «цивилы». Не обязательно наши прихожане, ибо последние как раз знают обычно правильные ответы на следующие вопросы:

— Ой, а ты же такая хрупкая, это же силу надо!

А пианистка, простите, свой рояль таскать должна? Тогда почему ей такого вопроса не задаёте? Умные люди давно придумали систему подвязки, блоков, педалей и прочего. Лет этак шестьсот назад.
Кстати, растолкать даже 150-килограммовый язык не так и сложно. Физику учить надо. Нет, здорового во́рота, как в католических храмах, у нас нет. И это видно невооружённым глазом. Даже снизу.

— А как ты не глохнешь?

Так же, как прочие люди, работающие в шуме — от клепальщиков до барабанщиков в группах. Есть беруши, наушники — да просто вата, в конце концов. И да — Квазимодо оглох, потому что катался на колоколах. А у меня слух даже улучшился. И коллега работает в оркестре, если что.

— Ты монашка? А почему не в рясе?

Потому что не монашка. Вам почитать Студийский устав XV века или обойдёмся современностью? Звонарём может быть мирянин. У монахов свои проблемы.

— Ты училась в консерватории/семинарии?

Нет, на звонарей учат по-средневековому — методом подмастерья. И академическая музыка ну совсем уже ни при чём. В семинарии учат на регентов хора. Понимаю, мало информации, но вопрос уже достал.

— А можно мне подёргать/пригласить друзей?

Нет. Я же не прошусь к вам на работу поглазеть на фрезерный станок или покликать в вашем компе. Вашу лажу услышит полрайона, неумелым ударом можно порвать верёвку или даже разбить колокол (у нас таких три висит, семинаристы расколотили). И колокольня — не проходной двор, а высотное сооружение, к тому же церковное. Фиг вас кто пустит в трапезную, а я почему должна? Если очень хочется — есть пасхальная неделя, когда мы под присмотром пускаем позвонить всех. Отлавливаем любителей полазить по крыше, придерживаем тросы от желающих вдарить по-молодецки и успокаиваем боящихся высоты. Но за это нам и премия пасхальная полагается.

— Врёшь! Женщинам нельзя звонить!

А кто в женских монастырях, простите, звонит? Опять-таки, мирянин может быть любого пола. Не верите — берите бинокль и приходите в указанное время под собор. А врать — вообще грех.

Отдельный пункт — сердобольные старушки, пытающиеся устроить срочно замуж за своих внуков. Нет, это не послушание перед уходом в монастырь с горя (видимо, от отсутствия вашего внука в моей жизни). Это просто любимая работа. С личной жизнью у меня всё в порядке.

Задолбал один из священников. Все люди как люди — и на весь храм один, простите, неумный.

— Почему тихо звоните? (Он сидел в подвале, в трапезной, а не смотался домой, как обычно.)

Ну, нет у нас регулятора громкости. А в подвале, тем более зимой, когда выставлены двойные двери, ты ядерный взрыв не услышишь.

— А чего так медленно?

Потому что пост. Великий. И устав читать надо. Или хотя бы учебники для воскресной школы. Мы и так учитываем, что храм регулярно встречает архиерея, и вообще, надо красиво звонить.

— Почему похоронный играли перед службой?

Это благовест! Одиночные удары на похороны бьют католики. А вы просто приехали раньше времени и попали на начало звона. А похоронный — это перебор от малого к большому. Откройте, что ли, Закон Божий, если забыли.

— Почему так мало?

Полчаса. Вопреки всем нормам. И ровно столько же, сколько обычно. Под хороший звон время идёт незаметно, это только мы за часами следим. А зимой это вообще издевательство. Нет, варежки не спасут. Никакие. А те, что спасут, две моих зарплаты стоят. В секонд-хенде.

— А где твой жених? И почему он волосатый? Какой музыкант? Выходи за нашего семинариста!

Извините, отец ***, а вот это уже точно не ваше дело. Духовник у меня другой. А ваши семинаристы меня вдвое младше, это уже педофилия.

А в целом все мои начальники, коллеги и наш причёт — обалденные, действительно добрые люди. Даже отец ***. Он же просто беспокоится. Ну, обделил Бог некоторыми качествами — пожалеть человека надо.

И да, господа журналисты!

Не лазьте вы по крыше ради удачного кадра. В последний раз её перекрывали при царе Горохе, а нам плохая статистика ни к чему.

Не пишите слёзных историй о девочке-припевочке в церкви. Я здоровая баба со вполне заурядной биографией. Нет, никакое несчастье или раскаяние не обратили меня к Богу. Мне просто так захотелось. И научитесь писать моё гражданское имя. Или хотя бы не коверкать крещёное.

Не просите прочитать вам лекцию на тему истории звона, храма, всех святых земли русской и т. д., если вы всё равно оставите минуту со словами: «А в Пасху можно приходить всем!», а вокруг требуют нашего внимания прихожане, впервые зашедшие на колокольню. И если вы не готовы запомнить термины и даты, пишите их на бумажке или не спрашивайте, чем потом нести чушь на всю страну.

С праздниками, в общем! Аминь.

Метки: звонарь • интересно • истории • люди • психология • работа • рассказы • церковь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *