Культ девы Марии

Scisne?

Напомню, что на этой неделе Патриарх Кирилл встретился с Константинопольским Патриархом Варфоломеем. После чего сказал, что «Ну вот, поговорили, ничего такого сказано не было». После чего тут же выяснилось, что вот это как про «Курск» спросили, да? И был ответ «Она утонула». Вот, ничего такого не произошло, ну, просто Вселенский Патриарх Варфоломей принял решение о провозглашении автокефалии украинской церкви и сказал это Патриарху Кириллу.
И, собственно, это называется «доигрались», потому что вообще надо сказать, что все на свете расколы этой неделимой и замечательной организации, обладающей единственной монополией на истину, — они вообще всегда начинались по политическим причинам, к которым тут же подбиралась идеологическая подоплека. И если… Вы знаете, я еще удивлена, что если б дело было бы в XV-м веке, тут бы еще украинцы нашли какую-нибудь древнюю книжку и сказали бы, что, вот, значит, Московская Патриархия крестится не так или поет не так, или гимны у нее не в том порядке.
Но, конечно, это называется «За что боролись, на то и напоролись», потому что была долгая борьба за то, чтобы украинская церковь получила автокефалию. Было, значит, всяческое поощрение сепаратистов, были чуть ли не склады оружия в Лаврах. Были проповеди о том, что сланцевый газ есть сатанинское дело (я их своими ушами слышала в Украине, очень было смешно).
Были батюшки, которые отказывались отпевать участников АТО с украинской стороны за участие в братоубийственной войне. Но донецких боевиков они отпевали без проблем.
Был замечательный священник Запорожский, про которого я вам рассказывала полгода назад, который отказался отпевать двухлетнего ребенка, крещенного в Киевском Патриархате. Сказал, что «Ну, как же? Ну да, малыш не крещенный, значит, не крещенный будет в аду». Причем и архиепископ Запорожский Лука, и сама Москва сказали «Да, парень, ты поступил правильно».
И, соответственно, вот, ребят, вы чего хотите? Вы думали, это будет безнаказанно? Ну, почему вы это думали, это, как бы, вопрос из области психологии и даже психиатрии.
А я напоследок не могу не рассказать замечательную историю, как раз одну из таких политических историй. Вот то, как политика превращается в теологию.
Эта история случилась очень давно, больше, чем 1,5 тысячи лет назад. В 400-х годах, когда от Римской империи уже остался ее константинопольский клочок и там помер предыдущий император, и у него осталось двое детишек. Одного звали Феодосием (ему было 13 лет), а другая была девочка, Пульхерия ее звали (ей было 14 лет). Она была старше своего брата всего на год. Тем не менее, девочка была, конечно, необыкновенная, потому что она сказал, что «Знаете, а править буду я».
Она официально провозгласила себя опекуном императора. Получила титул Августа, который полагался доселе лишь государственной супруге. Полностью взяла на себя задачу воспитания брата. И дальше возникла проблема, потому что в Риме не было ни малейшей традиции женской власти. Вот, вообще как могла 14-летняя девочка сохранить власть над миром? Потому что, ну, она бы должна была выйти замуж, и тут же ее супруг стал бы господином соответственно тому же Римскому праву.

И Пульхерия блестяще разрешила обе проблемы. Она объявила себя пожизненной девственницей во имя Христа. А самое главное, она начала поощрять, именно при ней возникла вещь, которую мы все сейчас очень хорошо знаем: это культ Девы Марии, девственной матери Христа.
Дело в том, что до госпожи Пульхерии вы нигде Девы Марии в качестве серьезного персонажа в христианских преданиях практически не встретите. Даже Константин, как вы помните, построил Собор Святой Софии в центре Константинополя, а вовсе не Девы Марии.
И вот, значит, тут оказалось при Пульхерии, что есть Дева Мария, которая родила бога и искупила грех Евы, и есть дева Пульхерия, которая посвятила себя своему брату и Христу, и повторила подвиг Девы Марии.

Элия Пульхерия Августа (греч. Αιλία Πουλχερία; 19 января 399—453) — регент Византийской империи с титулом августы при своём младшем брате императоре Феодосии II в 414—421 годах. Вновь стала править империей (450—453 годы) после его смерти, взяв в мужья и сделав императором полководца Маркиана. Канонизирована церковью в лике благоверных, память 10 сентября (по юлианскому календарю).

Соответственно, константинопольская толпа была в восторге. Но главным союзником Пульхерии был Патриарх Кирилл… Тоже, знаете вот, историческое совпадение: его тоже звали Кирилл. Но он был Патриархом Александрии, и у него была еще своя банда, которая называлась «Парабалани». Парабалани — это вообще-то формально были люди, которые должны были в госпиталях ухаживать за больными, но, на самом деле, это были боевики, которые громили синагоги и еретиков. Это как раз они, вот, растерзали на куски знаменитую Гипатию.
И, соответственно, не все были рады этим теологическим новшествам, имевшим явный политический подтекст. И Константинопольский Патриарх Несторий очень удивился, и он заявил. что, знаете, божественная и человеческая природа Христа различна, потому что, — заявил он, — Дева Мария родила младенца в пеленках, но не Христа. И даже когда на Пасху пришла новая Богородица Пульхерия принимать причастие в святая святых, куда, собственно, не было доступа женщинам, значит, Несторий преграждает ей дорогу и между ними состоялся следующий диалог.
«Разве я не родила бога?» — сказала Пульхерия, хотя, она, в общем-то, никого не рождала, да? Она уже, видимо, в этот момент так себя отождествила с Девой Марией, как, значит, Наталья Поклонская духовной супругой Николая Второго. И Несторий возражает: «Ты родила Сатану!».
Это я к тому, что, вот, чисто политические истории, из них родился совершенно неразрешимый вопрос об отношении между божественной и человеческой природой Христа. И, собственно, Несторианство сильно… То есть различные такого рода богословские споры — они сильно способствовали дальнейшему краху Византии. И, соответственно, для разрешения этого теологического вопроса в 431 году созывается Эфесский собор.
Это был удивительный собор, потому что… Значит, в Донбассе обзавидовались бы, потому что как раз Кирилл Александрийский принялся решать этот теологический вопрос с помощью колюще-режущих предметов с бандами вот этих титушек. Они просто заняли помещение собора, приняли диктовать ему условия. Причем, по словам очевидцев (правда, этот очевидец был тот же Несторий), эти боговдохновенные люди были еще, значит, вдобавок мертвецки пьяные. Ну, представляете?

Нестория сместили. Толпа орала «Дева Мария низложила Нестория! Многие лета Пульхерии!» и так далее. Соответственно, так родился культ Девы Марии. Дева Пульхерия сосредоточила в своих руках необъятную власть. Поскольку большинство событий, которые к тому времени описаны, известны со слов церковных историков, то они были, конечно, в полном восторге. Они описывали, как вот… Созомен описывал, как Дева Пульхерия неуклонна в своих посещениях домов молитв, как она раздает милостыню, как она провозглашает хвалу господу день и ночь.
Но это была присказка, а сказка началась тогда, когда в 420-м году, благодаря Деве Пульхерии, империя ввязалась в войну с Персией. Персия всегда оставалась страшным противником для Римской империи. В конце концов, именно возникновение династии Сасанидов послужило спусковым крючком для дезинтеграции империи в начале III-го века.
И вот между обеими державами царил мир, и обе державы имели право проповедовать на территории друг для друга, что, конечно, давало преимущество именно Греческой империи, потому что христианство на территории Персии было представлено достаточно существенно, а, так сказать, зороастрийских проповедников как-то в империи практически не наблюдалось.
И там случилась абсолютно классическая история, как, типа, отравление Скрипалей в Лондоне. Потому что один из христианских епископов в Персии взял и разгромил зороастрийский алтарь. Нарушителя казнили и можно было утереться и забыть. Но Пульхерия — она же была Дева Мария, она послала в Персию войска.
Опять это поставило ее в затруднительное положение, потому что император всегда в течение всей жизни Римской империи это прежде всего военный вождь, он командовал войсками. Да? А как можно было в данном случае героизировать императора, который сидит в своем дворце, не имеет к войскам никакого отношения? И, вот, каким боком к войне, к римской войне можно было привязать девственницу Пульхерию?
Значит, пиар-ответ был найден и тут. Было заявлено, что император одержал победу над персами, благодаря девственности своей сестры. И действительность, как вы понимаете, была менее радужной, потому что не только не была война победоносной. В лучшем случае на была ничьей, но самое страшно было другое. Потому что, собственно, кто воевал-то в этот момент? Войну вели, естественно, готы. Войну вели, естественно, не римляне и не греки. Их боевой силой были варвары.
И, соответственно, эти варвары, гот по имени Ардавур, который стал новым магистром милитум Востока Востока и стал реальным хозяином Римской империи. Его сын Аспар и внук его тоже Ардавур — они управляли после этого Константинополем на протяжении 3-х поколений.
И что интересно, что когда в 450-м году император Феодосий помер, неудачно свалившись с лошади, то вот эти вот самые Аспары — они сделали императором начальника своей гвардии Маркиана. А чтобы как-то его легитимизировать, они выдали за него замуж девственницу Пульхерию, каковой девственнице к тому времени стукнуло 52 года отроду. Надо же: мы ровесницы.
Так это я к чему? Вот, мы с тех пор полторы тысячи лет имеем культ Богородицы, а про Пульхерию-то уже все забыли. А культ Богородицы есть. Такова сила некоторых мемов деструктивных и просто культурных. Они появляются в силу какой-то политической необходимости, а существуют сами по себе.

И, собственно, вот, то же самое с украинской автокефалией. Появилась она исключительно потому, что нам захотелось устроить Донбасс. Но будет она продолжать существовать, когда никакого Донбасса уже не будет и все забудут, как звали Захарченко, и даже, думаю, забудут, как звали Патриарха Кирилла.
Юлия Латынина
«Код доступа»

О почитании Богородицы

Церковь почитает Деву Марию, Богородицу, превыше всех святых, превыше ангелов. Ей молятся о спасении. Об этом знают все, но не все понимают – почему.

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

Здравствуйте. Меня давно волнует вопрос, на который я не могу сама найти ответ.

Сама я человек верующий, но православной себя считать не могу. А вот моя покойная мама ходила в православную церковь. У нас в квартире было много икон, и больше половины из них – различные иконы Богородицы. Я помню, как мама почитала ее, молилась ей и постоянно учила меня: И в горе, и в радости обращайся с молитвой к Божьей Матери, она поможет тебе.

Но у меня – большие сомнения. Я знаю, что культ Богородицы есть только у православных и еще у католиков. А другие христиане, например баптисты, относятся к ней гораздо более сдержанно.

Почему же в Православии такое огромное значение придается Богородице? Почему ее так почитают? Да, она была великой праведницей, она получила от Бога повеление и выполнила его. Но ведь было множество других святых людей, тоже праведных, тоже слушавших Бога и во всем поступавших благочестиво. Чем Дева Мария отличается от них, почему ее ставят на первое место?

К тому же в Библии о Марии говорится очень скупо, и культ ее возник только спустя несколько веков после земной жизни Христа. Как это объяснить? Откровенно говоря, сразу закрадывается мысль, что причиной тут просто особенности человеческой психологии. У язычников же были невероятно развиты культы различных богинь: материнства, плодородия и т. п. Видимо, у людей была психологическая потребность поклоняться божествам женского пола, покровительствующих семье, деторождению, плодородию. Вряд ли с принятием христианства так уж сильно изменилась человеческая психология. Вот потому-то у христиан со временем тоже возникла тоска по великой богине-матери.

А в итоге получилось, что самую обычную женщину, земную мать Христа, фактически объявили богиней. Богородице молятся чаще, чем Христу. Об иконах ее и говорить нечего – их, как я слышала, несколько сотен. Гораздо больше, чем икон Христа.

Поверьте, я спрашиваю не из любопытства. Мне действительно важно понять, почему ей так горячо молилась моя мама.

Светлана, г. Санкт-Петербург

В письме фактически два вопроса. С одной стороны, автора смущает конкретная историческая традиция. Светлана даже пытается психологически связать культ Богородицы и богини-матери. С другой стороны, Светлана очень остро переживает вопрос – почему ее мама так горячо молилась Богородице?

На первый вопрос ответить легко и никакой связи с культом богини-матери в церковном почитании Богородицы, конечно, нет. Ниже я попытаюсь объяснить, на чем основано почитание Пречистой Девы.

Со вторым вопросом гораздо сложнее. Боюсь, что, ответив на первый, я нисколько не помогу Светлане разобраться со вторым. Потому что здесь речь идет о духовном опыте мамы и дочери, и он, очевидно, разный. Светлана сама говорит об этом в письме и очень переживает. Здесь я помочь не могу. Помочь может сама мама, если за нее помолиться и попросить об этом. Ведь мама по-прежнему любит свою дочь и по-прежнему любит Матерь Божию, если она любила их при своей земной жизни. Любовь – это то единственное, что не умирает никогда и проникает даже за порог смерти. А еще любовь обладает свойством передаваться тому, кого любишь. Поэтому мама сумеет научить свою дочь любить Матерь Божию…

Церковь действительно ставит мать Иисуса Христа, Богородицу, выше всех святых, выше всех ангелов. Еще в первые века христианства появилась молитва «Богородице, Дево, радуйся», которую можно услышать на самых разных языках. Знаменитая «Ave, Maria» – это та же молитва на латыни. В церковных песнопениях говорится, что Божия Матерь стоит превыше Херувимов и Серафимов – высших ангельских чинов.

Есть несколько сотен разных икон Богородицы, среди которых, например, знаменитая византийская икона, известная у нас как «Владимирская», грузинская, называемая «Иверской», почитаемые также и у католиков – «Ченстоховская» и «Умиление», наконец, чудесным образом найденная в Казани «Казанская» икона Божией Матери.

К Деве Марии обращаются с просьбой о спасении, хотя, казалось бы, просить об этом можно только Самого Бога. И даже личные местоимения «Она», «Ее», если речь идет о Богородице, пишутся с заглавной буквы, как и местоимения, относящиеся к Богу. Все это свидетельствует о том, насколько чтит Ее Церковь, насколько в христианском сознании Она выше даже самых почитаемых святых.

И тем не менее в Евангелии о Божией Матери действительно сказано крайне мало. Соответствующие места составляют доли процента по отношению к общему объему Евангелия. О Ней говорится в связи с рождением и юностью Христа, дважды Она упоминается в контексте земного служения Спасителя. Сначала, когда по просьбе Матери Господь совершает Свое первое чудо – превращает воду в вино на свадьбе в Кане Галилейской. Второй раз – в ответ на реплику, что Его ждут Мать и братья, Христос ведет Себя, казалось бы, непочтительно. Указывая на Своих учеников, Он говорит: «…Вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12:49-50). И дальше мы видим Богородицу уже в самый трагический момент евангельской истории, когда Она стоит под Крестом Своего распятого Сына.

Почему же Она упоминается так редко? Как совместить церковное почитание Божией Матери и скупость евангельского повествования о Ней? Спор о почитании Богородицы очень давний, и противники Ее почитания в первую очередь ссылаются именно на Евангелие, вернее, на то, что там крайне мало информации о Деве Марии. Но к Евангелию (как и к Церкви) неприменим статистический анализ. Смотреть нужно не на количество строк, а на то, что в них сказано. Безусловно, Священное Писание обладает огромным авторитетом, но ведь оно само порождено Церковью. А Церковь своей двухтысячелетней историей ответила на вопрос, почему христиане почитают Божию Матерь.

Но обратимся к самому евангельскому тексту. Там есть пророчества о почитании Богородицы. Это слова Архангела Гавриила, который приносит Деве Марии весть о том, что Она будет матерью Спасителя. Короткая фраза «Благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28). Благословенна – означает прославлена. И Архангел произносит это не от себя, он всего лишь посланник Божий. И Богородица, встречаясь со Своей родственницей Елисаветой, прямо говорит, что Бог сделал Ее великой и люди прославят Ее (Лк. 1:48-49). Поэтому Церковь всегда отвечала тем, кто, ссылаясь на Евангелие, отказывался почитать Богородицу: тем самым вы отказываетесь исполнять то, к чему призывает христиан Евангелие: почитать Божию Матерь.

А кроме того, авторы Евангелий нередко говорили о себе в третьем лице или не упоминали вовсе. Например, Евангелие от Марка опирается на рассказы апостола Петра (Марк был его учеником). Согласно церковному Преданию, Богородица рассказывала о Христе апостолу Луке. Он сам свидетельствует об этом, говоря, что все события земной жизни Христа, все Его слова и все, что говорили Ему, Богородица «слагала в сердце Своем» (Лк. 2:19). Затем апостол Лука эти слова записал. Таким образом, Она свидетельствовала о Христе не меньше евангелистов.


Александр Иванов. «Богоматерь, ученики Христа и женщины, следовавшие за Ним, смотрят издали на Распятие»

Наконец, посмотрим, как Сам Иисус относился к Матери. В Евангелии можно увидеть две, казалось бы, конфликтные ситуации. Первая произошла, когда Христу было двенадцать лет. Он с родителями – Марией и Иосифом – возвращался из Иерусалима и потерялся. Через три дня они нашли Иисуса в Иерусалимском Храме. Там Господь беседовал с религиозными учителями Израиля. Дальше Евангелие повествует: «… Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем вам было искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» (Лк. 2:48-49). О втором случае (Мф. 12:49-50) уже говорилось выше. Толкование этих евангельских мест – большая, отдельная тема. А в двух словах – ничего конфликтного в обоих случаях не было. Наличие у Спасителя земных родителей вовсе не отрицает Его зачатия от Духа Святого и того, что Христос был Сыном Божиим.

Евангелие прямо говорит о том, что Господь был в повиновении у Иосифа и Марии (Лк. 2:51) и даже спорил с религиозными учителями, пытавшимися обойти Божию заповедь: «Почитай отца твоего и мать». А в самый страшный момент Своего земного служения Спаситель, уже страдая на Кресте, позаботился о том, чтобы Его Мать не оказалась одинокой, поручив заботу о Ней апостолу Иоанну Богослову.

А самое главное заключается вот в чем. Человечество ждало Спасителя много веков. В Ветхом Завете Бог через пророков говорил, что Он войдет в мир через женщину, родившись без участия мужского семени. Но от женщины, которая должна была стать земной Матерью воплотившегося Бога, требовался величайший подвиг. И Дева Мария добровольно и свободно пошла на это. Богородице хватило веры, чтобы не усомниться в Своем предназначении, у Нее было достаточно духовных сил, чтобы не возгордиться, и достаточно смирения, чтобы нести Свой крест. Ведь она с самого начала знала, что земное служение Ее Сына окончится трагически. И как верующий человек, и как Мать Она перенесла немыслимые страдания. А пошла Она на это, потому что хотела спасения всем нам, всему человеческому роду. Как же Церкви не почитать Ту, без подвига Которой стало бы невозможным Боговоплощение – а значит, и наше спасение?

И тем не менее всегда находились люди, воспринимавшие почитание Богородицы как идолопоклонство. Они, к сожалению, не понимали внутренней сущности Церкви. Православная Церковь – это живые люди, ее можно сравнить с большой семьей. Глава семьи – Христос, а все члены семьи, где бы они ни находились, в каком бы веке они ни жили, через Христа духовно связаны и друг с другом.

В Церкви есть святые. Это люди, которые так сильно стремились к Богу при жизни, что после смерти оказались в особой близости к Нему. И если в обычной семье старшие дети помогают младшим, могут попросить отца за них, то почему это не может происходить в семье церковной? Почему те, кто уже достиг святости, не могут просить Бога за тех, кто находится еще в пути?! Если человек приходит в храм и пишет записку о здравии или упокоении, тем самым прося священника помолиться за него, так почему тот же человек не может обратиться к людям, которые уже находятся рядом с Богом? И чем ближе эти люди к Богу, тем больше надежд мы возлагаем на их заступничество, на их любовь к нам.

А ближе всех к Богу – Его Мать. Ее подвиг отличается от подвига святых качественным образом. Любой христианский подвиг связан с самопожертвованием, но в то же время «нет человека, который не согрешил бы». Поэтому даже величайшие святые не были до конца свободны от человеческой «самости». Церковь знает только одного человека, который был свободен от себялюбия совершенно, который от начала до конца своей жизни всегда отдавал всего себя Богу, ничего не ожидая взамен. Это – Матерь Божия. Самый совершенный дар Божий человеку – быть матерью, утешенной удивительной связью со своим ребенком, для Богородицы был с самого начала подвигом, от которого, как Она знала, Ей не должно было достаться никакого обычного материнского утешения.

Церковь не обожествляет Богородицу. Она – человек. Но при том Христос назвал Ее матерью, а Она Его – Сыном. Что может быть ближе этого? И, будучи в Таинстве Крещения связанными со Христом, христиане тем самым теснейшим образом духовно связаны с Его Матерью. Это знает любой человек, искренне когда-либо Ей молившийся.

Именно поэтому за помощью к Богородице обращаются намного чаще, чем к другим святым, поэтому Ей посвящено так много храмов, поэтому написано столько Ее икон. Каждая икона – это случай реальной помощи, которую получили люди, обращаясь с молитвой к Божьей Матери. Каждый воздвигнутый в Ее честь храм – это свидетельство того, что люди всегда чувствуют силу Ее любви, которой с избытком хватает для каждого человека.

О Божией Матери

  • Основы Православия
    • Введение. Человек и его вера
    • Начальные понятия о Боге и духовной жизни
      • Бог — Отец наш Небесный
      • Без Бога ни до порога
      • Откуда мы знаем о Боге
      • Свойства Божии
      • Где и как общаться с Богом. Крестное знамение
      • Храм — дом Божий
      • О Божией Матери
      • Человек — образ Божий
      • Семья — малая Церковь
      • Православные — право славящие Бога
    • Молитва — дыхание души
      • тест 3
        • test 5
      • test 5
      • Молитва — дыхание души
      • test2
      • Молитвенное правило
      • Детская молитва
      • Первые молитвы и объяснение их
    • Священная и церковная история
      • Божественное Откровение
      • Священное Писание
      • Библейские рукописи
      • Священная история Ветхого Завета
        • Сотворение мира
        • Сотворение мира и наука
        • Земной рай и грехопадение
        • Первое обетование о Мессии
        • Падшие прародители изгоняются из рая
        • Дети Адама
        • Всемирный потоп
        • Возобновление Завета. Божественное благословение
        • Вавилонское столпотворение
        • Появление идолопоклонства
        • Призвание патриарха Авраама
        • Патриарх Исаак
        • Патриарх Иаков (Израиль)
        • Патриарх Иосиф
        • Праведный Иов: тайна страдания праведника
        • Пророк Моисей
        • Исход из Египта. Первая Пасха
        • Бог дал народу закон
        • Скиния — походный храм
        • Ветхозаветное священство
        • Сорок лет странствия в пустыне
        • На Моавитских равнинах
        • Перепись народа
        • Смерть пророка Моисея
        • Иисус Навин ввел народ в землю обетованную
        • Господь посылает судей
        • Пророк Самуил
        • Царь Саул — первый царь Израиля
        • Давид избирается на царство
        • Гонимый помазанник
        • Давид — царь над всем Израилем
        • Моровая язва — последняя скорбь царя
        • 90-й псалом
        • «Вот, я отхожу в путь всей земли»
        • Псалмы царя Давида
        • Царствование Соломона
        • Иерусалимский храм
        • Книга Екклесиаст
        • Два царства
        • «И делал Иуда неугодное пред очами Господа»
        • Новая столица Израильского царства
        • Ахав вводит культ Ваала
        • «И восстал Илия пророк, как огонь…»
        • Наказание за нечестие — засуха
        • Благочестивая вдовица
        • Испытание веры
        • Пророк Божий Елисей
        • Пророк Иона
        • Конец Израильского царства
        • Иудейское царство
        • Царь Иосафат
        • Царь Езекия
        • «Ветхозаветный евангелист» — пророк Исаия
        • Царь Манассия: нечестие и покаяние
        • Благочестивый царь Иосия
        • Последние иудейские цари
        • Пророк Иеремия
        • Вавилонский плен
        • Пророк Иезекииль
        • Пророк Даниил
        • Конец плена
        • Второй Иерусалимский храм
        • Неемия: восстановление стен Иерусалима
        • Малахия — последний пророк
        • Религия в жизни избранного народа
        • Между двумя Заветами: ожидание Мессии
        • Языческий мир в ожидании Спасителя
      • Евангельская история
        • Ангел возвещает о рождении Иоанна Предтечи
        • Архангел Гавриил возвещает о рождении Христа
        • Богородица спешит к Елисавете
        • Ангел извещает Иосифа о рождении Христа
        • Рождение Иоанна Предтечи
        • Рождество Христово. Поклонение пастухов
        • Обрезание Христово. Сретение Господне
        • Поклонение волхвов и бегство в Египет
        • Отрок Иисус в Иерусалимском храме
        • Проповедь Иоанна Крестителя
        • Крещение Господа Иисуса Христа
        • Сорокадневный пост и искушения Господа
        • Первые ученики Христовы. Чудо в Кане
        • Изгнание торгующих. Беседа с Никодимом
        • Беседа с самарянкой
        • Взятие под стражу Иоанна Крестителя
        • Нагорная проповедь
        • Чудеса Христовы
        • Убиение Иоанна Крестителя
        • Послание на проповедь двенадцати апостолов
        • Учение о Царствии Небесном в притчах
        • Чудо насыщения пятью хлебами
        • Христос идет по водам за Своими учениками
        • Христос беседует о хлебе жизни
        • Апостол Петр исповедует Иисуса Христом
        • Преображение Господне
        • Исцеление бесноватого отрока
        • Господь покидает Галилею и идет в Иудею
        • Притча о добром самарянине
        • Исцеление десяти прокаженных
        • Притчи и поучения о молитве
        • Обращение мытаря Закхея
        • Притчи и поучения о покаянии
        • Беседа с богатым юношей
        • Господь благословляет детей
        • Притча о богаче и Лазаре
        • Воскрешение Лазаря
        • Вифанское помазание
        • Вход Господень в Иерусалим
        • Господь обличает иудеев
        • Иудеи задают Господу искусительные вопросы
        • Беседа Господа на горе Елеонской
        • Иуда решается предать Господа
        • Тайная Вечеря
        • Предсказание отречения Петра
        • Гефсиманская молитва. Взятие Господа под стражу
        • Суд над Иисусом Христом
        • Суд у первосвященника Каиафы
        • Распятие. Смерть и погребение Господа
        • Погребение. Стража у гроба
        • Жены-мироносицы у гроба. Явление Ангелов
        • Явления воскресшего Господа
        • Вознесение Господне
      • История Церкви
        • История Церкви
        • Рождение Церкви Христовой
        • Церковь Христова в апостольское время
        • Распространение Церкви Христовой
        • Мученики и исповедники Христовы
        • Святители — домостроители тайн Божиих
        • Монашество. Преподобные и подвижники
        • Спасение в миру. Святые праведники
    • Вера христианская
      • Вера в Бога и смысл человеческой жизни
      • Символ веры
      • Кратко о церковных Соборах
      • Иноверие и инославие
      • Мысли святителя Феофана Затворника
      • Вера и наука
    • Духовная жизнь
      • Грех и борьба с ним
      • Почему добрые дела творить сложнее
      • Что такое страсти
      • Посты и их духовный смысл
      • Заповеди Божии
      • Евангельские заповеди блаженства
    • О храме и богослужении
      • Почему мы молимся в храме?
      • Храм и его устройство
      • Внутреннее устройство храма
      • Колокольный звон
      • Степени священства
      • Монашество и монастыри
      • Богослужения суточного круга
      • Всенощное бдение
      • Божественная литургия
      • Семь Таинств Церкви
      • Молебен
      • Освящение жилища
      • Загробная участь души и поминовение усопших
    • Церковные праздники
      • Праздник в жизни православного христианина
      • Пасха Христова и подвижный богослужебный круг
      • Праздники месяцеслова (непереходящие)
      • Дни памяти святых. Чины святости
      • Икона — образ невидимого горнего мира
    • Духовный мир
      • Мир ангельский
      • Духовность истинная и темная
      • Православные чудеса
      • Схождение Благодатного огня
      • Облако на горе Фавор
      • Чудо крещенской воды
      • Мироточивые иконы и святые мощи
      • Туринская плащаница

Русские праздники как отражение духа народа

Богородичные праздники имеют особое значение в духовной жизни русского народа

Издревле, с первых лет крещения Руси, культ Cвятой Девы Богородицы приобрел колоссальное значение в духовной жизни русского народа. Одна из первых церквей в Киеве – Десятинная, построенная, как считается, еще при князе Владимире, посвящена Богородице. В XII веке Андрей Боголюбский, согласно традиционной исторической версии, ввел в русский церковный календарь праздник – Покров Пресвятой Богородицы, выразив идею покровительства Божией Матери Русской земле. Им же во Владимире будет воздвигнут белокаменный Успенский собор, который после перенесения туда из Киева иконы Владимирской Божией матери будет именоваться Домом Богородицы. А в XIV веке миссию града Богородицы возьмет на себя Москва, где также будет воздвигнут Успенский собор, во многом созданный по образцу владимирского.

Пресвятая Богородица «Серафимо-Дивеевская»

Но уже задолго до этого разные княжения Русской земли, несмотря на имевшиеся у них политические противоречия, в равной степени будут осознавать себя уделом Пресвятой Богородицы.

Успенский собор в Москве (megabook.ru)

За 10 веков христианской культуры в России создано множество икон Богоматери. Эти иконы отличаются от икон других святых и ангелов разнообразием иконографических типов, их количеством и интенсивностью почитания. Календарь Русской Церкви насчитывает около 300 икон Богоматери, прославленных чудесами и литургически празднуемых. Сергиевская Минея 1901 года издания перечисляет 700 наименований Богородичных икон.

Впрочем, особо чтимые русским народом иконы Богоматери – Казанская, Владимирская, Смоленская, Курская, Донская и прочие – заслуживают отдельного рассказа.

Богородица «Владимирская»

В целом же упомянем только, что Русская православная церковь отмечает следующие праздники, так и именуемые Богородичными:Рождество Пресвятой Богородицы (8 сентября по юлианскому календарю / 21 сентября по григорианскому календарю); память Ее родителей, Святых Праведных Иоакима и Анны (9 сентября / 22 сентября); Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября / 4 декабря); Зачатие Праведной Анной Пресвятой Марии (9 декабря / 22 декабря); Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря / 8 января); Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта / 7 апреля); Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста) (5-я суббота Великого поста); Обновление (т. е. день освящения) храма Пресвятой Богородицы у Живоносного Источника в Константинополе (пятница Светлой седмицы), Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (2 июля / 15 июля); Успение Праведной Анны (25 июля / 7 августа); Успение Пресвятой Богородицы (15 августа / 28 августа); Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии (31 августа / 13 сентября), а также многочисленные праздники в честь чудотворных икон Божией Матери.

«Успение Богородицы» (megabook.ru)

Четыре важнейших Богородичных праздника, касающиеся основных событий земной жизни Пресвятой Богородицы, – Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы, относятся к т. н. двунадесятым праздникам, т. е. 12 важнейшим праздникам, помимо Праздника Праздников Пасхи, отмечаемым Православной Церковью.

С большой торжественностью в Русской православной церкви празднуется также Покров Пресвятой Богородицы(1 октября по юлианскому календарю, 14 октября по григорианскому), который хотя и не причислен к двунадесятым праздникам, но все же имеет статус «великого».

Благовещение Пресвятой Богородицы

Надо, однако, указать, что высокая популярность Богородицы на Руси во многом была подготовлена дохристианскими культами. Как указывают исследователи, непосредственным источником почитания Богородицы является культ Параскевы-Пятницы, а в более раннее время вероятна связь этого праздника с культом Мокоши – одного из ведущих женских персонажей дохристианского пантеона.

Культ Пятницы же является языческим сам по себе и существует с незапамятных времен. Надо пояснить, что у славян в дохристианскую эпоху недели были пятидневными. Заимствованные из иудейской традиции суббота (шаббат) и христианское воскресенье были привнесены в традиционный славянский календарь уже после Крещения Руси. А до тех пор, по народным традициям, пятница, или «неделя» (показательно, что украинцы сейчас называют «неделями» именно воскресенья, подразумевая итоговый день недели), была днем, когда работать не полагалось – за исключением разве что женских работ-развлечений вроде коллективных вышиваний или вязания на посиделках.

«Пятница» воспевалась в притчах в течение многих веков. А известная шутка про семь пятниц на неделе уходит в ту же глубокую старину, предполагая безделье и даже, в некотором роде, выпадение из общинного коллектива. Впрочем, совсем уж «бездельной» пятница не была: в течение многих столетий день пятницы считался торговым днем.

Богородица «Умиление» (megabook.ru)

В целом же, как писал профессор А.Г. Кузьмин, «культ Богородицы характерен для древнерусского общества именно потому, что восходил он через Параскеву-Пятницу к древним земледельческим культам, где «мать сыра земля» занимала первостепенное место. И недаром именно Богородице на Руси посвящались многие храмы. Когда при Ярославе под влиянием Константинополя стали строить храмы в честь «Софии Премудрости Божией», на Руси даже не осознали, что греческая «София» – это «мудрость Христа». На Руси почти изначально «София» воспринималась как женское существо и отождествлялась с Богородицей».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *