Кураев отлучен от церкви

Епископоцентричность

Велик подвиг епископа, но велика и его духовная власть. Господь дал святым апостолам, а через них и нам, их преемникам, прощать и удерживать грехи.
Один епископ за некую вину отлучил священника от службы Божией. Вскоре случилось, что этот священник отправился в другую область и был схвачен там язычниками. Его принуждали принести жертву идолам, но он отказался и был замучен.
Тело мученика христиане принесли в ближайший город и стали почитать его. Градоначальник, видя чудеса от мощей мученика, построил в честь его церковь, устроил для мощей раку и пригласил епископа для освящения храма.
Но едва началось богослужение, как рака, никем не тронутая, вышла из церкви. Все находившиеся в храме пришли в ужас. Епископ был смущен, народ плакал. Настала ночь, и святой мученик явился епископу. Он сказал: «Не скорбите о том, что не остался с вами в храме Господнем. Я умоляю тебя, сходи в такой-то город к святителю и упроси его, чтобы он снял с меня запрещение. Я отлучен от священнодействия и потому не могу вместе с вами служить в церкви, хотя и принял мученический венец, но не видел лика Христова. Пойди к епископу, запретившему меня, и умоли его снять с меня запрещение».
На следующий день епископ вместе с клиром отправился к названному мучеником святителю и рассказал ему обо всем случившемся. Святитель тотчас отправился в путь и, придя на место, где находилась рака с мощами, преклонил колена и сказал: «Христос, связавший тебя через меня, смиренного раба Своего, да разрешит тебя ныне за пролитие крови твоей во славу имени Его! Внииди в храм Господень и пребуди с нами». Тогда мощи с подобающими почестями внесли в церковь, где была совершена литургия. После того как мощи остались в храме и стали чудотворными, народ Божий убедился, насколько велик святительский сан.
***
Вы будете смеяться… Но это из слова, которым Филарет Денисенко напутствовал Иакова Панчука 13 декабря 1990 года. Через год эта парочка ушла в раскол.
Но это главный догмат нашей иерархии: Христос без их резолюций — никто.
Да, Христос говорил: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.» (Мф.18:18)
А точно ли «вы» в этой фразе это корпорация епископов? Понятно, что епископы навязали толкование той фразы в пользу своей беспредельности и самомнения. Но, может, «вы» это христиане как таковые, а не только с большими погонами?
Мы слышали, как Господь увещевает об этом, да с таким тщанием, что Сам добавляет: Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Как ты начинаешь принимать брата твоего за чужого, так связываешь его на земле; только смотри, чтобы было это справедливо. Несправедливые узы справедливостью разрываются. А когда обличишь его и придешь к согласию с братом твоим, ты разрешишь его на земле. Разрешишь на земле, будет то разрешено и на Небе. Большое дело сделаешь — не себе, а ему: ибо он много навредил — не тебе, а себе.
Августин Иппонский, Проповеди 82.
(источник цитированного Филаретом апокрифа — безымянное «Училище благочестия»: то есть там ни даты, ни имен, ни места не указано. Просто верьте сказанному).

Долгое время ожидалось, когда же церковники отлучат Кураева от церкви. Ведь он раскрыл «голубой скандал», в результате чего была проверка, где подтвердилось, что это действительно имело место.

Однако какая была реакция церковников? Они выступили против Кураева. Он лишился должности в московской православной духовной академии и в МГУ. Кураев по этому поводу писал:

«Контекст увольнения интересен. Когда в середине учебного года увольняют преподавателя, значит – «натёрло» и нельзя было отложить. Не подождали, не объяснили никакими финансовыми, штатными и другими причинами, избрав самый скандальный способ увольнения. Это означает, что что-то произошло сейчас, реакция была сиюминутная. Этим сиюминутным были в декабре прошлого года мои публикации в защиту казанских семинаристов, публикации о гомосексуальных домогательствах. Мой коллега метко сказал, что гомосексуализм в церкви – это продукт премиум-класса и разрешается только епископам, а всем остальным будет за это «бо-бо»».

Получается, что разоблачать насилие (когда «святые отцы» насилуют учеников) в т. н. духовной семинарии ни в коем случае нельзя. Это, видимо, такая «традиция» церковная.

И обошлось все для участников скандала очень легко. Насильников просто перевели в другие места, а правоохранительные органы даже не заинтересовались подобной проблемой. Видимо, если преступление происходит в церкви или в других церковных учреждениях, то судить может только бог.

Кураеву теперь грозит отлучение от РПЦ. В блоге он пишет:

«Ранее неизвестная мне сфера ее деятельности — судебная — приоткроется 16 ноября.
В этот день дисциплинарная комиссия Московской городской епархии приезжает ко мне в храм и вызывает меня.
Секретарь комиссии отказался сообщить мне тему разбирательства.
Науке мало что известно о «дисциплинарных комиссиях». Положение об их деятельности если и есть, то оно не опубликовано».

Далее он цитирует текст, где указывается, что будет с осужденным:

«- Сейчас дисциплинарная комиссия сохраняется? Как разделяются полномочия суда и этой комиссии?
— Да, комиссия сохраняется. Полномочия разделяются просто. Судебные решения по отношению к священникам — это, например, извержение из сана, пожизненное или временное запрещение в служении. Но ведь бывают и меньшие прещения, которые, собственно, не являются судебными наказаниями, а дисциплинарными санкциями: выговор, замечание, перемещение по должности, связанное с заключением, что на прежней должности человек оказался не на месте, неадекватен, — то есть понижение по должности в порядке наказания, — это за пределами компетенции Епархиального суда, потому что, по существу дела, это не судебные дела.
Хотя не всякое административное перемещение, кажущееся понижением, может и должно рассматриваться как наказание. Например, если священника из богатого прихода перемещают в бедный, это не значит, что его наказывают. Это может быть проявлением особенного к нему доверия, основанного на убеждении, что он может этот захудалый приход поднять».

Т. е. то, что Кураев виновен, уже никаких сомнений не вызывает. По всей видимости, формальный предлог – иск митрополита Тихона (из Новоссибриска). Из текста:

«Обстоятельства, на которых заявитель основывает свои утверждения, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства:
Приведем цитаты (они даны курсивом) из сообщений протодиакона Андрея Кураева, в которых содержат оскорбительные, порочащие, клеветнические и бранные выражения в адрес Высокопреосвященнейшего Тихона, митрополита Новосибирского и Бердского, управляющего Новосибирской Епархией Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и управляемой им епархии. Оскорбительные, порочащие, клеветнические и бранные выражения выделены нами жирным шрифтом. Темы сообщений протодиакона Андрея Кураева так или иначе связаны с заявлением Высокопреосвященнейшего Тихона в правоохранительные органы в связи с кощунственной постановкой оперы «Тангейзер» в Новосибирском Государственном Академическом Театре Оперы и Балета (среди декораций которой было, в частности, изображение Господа нашего Иисуса Христа, распятого в промежности совершенно голой женщины)».

Так что Кураев действительно грешен перед РПЦ. Он не только разоблачил насильников, но еще посмел усомниться в «оскорбленности» высокопреосвященнейшего Тихона. Это те самые «вечные моральные ценности», которые так бережно защищает РПЦ в современном обществе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *