Лилит кто она

Здравствуйте, друзья! Является ли Ева первой женщиной и единственной супругой Адама? Нет. В Библии отсутствуют упоминания, что девушка по имени Лилит – первая жена Адама, однако эта информация встречается в более древних записях.

На Десятом Римском Соборе был утвержден тот вариант Священного Писания, который после получил распространение в мире и стал каноном. В него не вошли многие тексты, в том числе история Лилит.

Возникает вполне закономерный вопрос: если персонаж фигурировал в ранних христианских произведениях, то почему его исключили из Библии?

Дело в том, что история о первой женщине очень неоднозначна, в определенной степени трагична и греховна. Даже имя девушки имеет темную окраску. Ее связывают с истинным злом, потому церковь просто не могла допустить упоминания о ней.

О Лилит, первой жене Адама, рассказывается в некоторых иных традициях. Например, она выступает одним из важных персонажей в Каббале. Однако чаще ее связывают с демонологией, с оккультными учениями и легендами о злых темных силах. Это оправданно за счет той трансформации, которая происходит с персонажем по мере развития его истории.

Стоит ли безоговорочно верить в сказания, изложенные в старинных апокрифах? Каждый решает сам. Но не будет лишним составить представление о том, кем была Лилит, что с ней произошло, как ее описывают в разных традициях.

Кто такая Лилит

Кем является Лилит? На этот вопрос можно дать сразу несколько вариантов ответов. Они переплетаются, пересекаются между собой и позволяют составить точное представление о героине мифов.

  1. Лилит – первая женщина. В отличие от Евы, создал ее Бог с помощью глины и огня. Возможно, огненная стихия и наделила ее сильным и в некоторой степени строптивым характером.
  2. Лилит – первая жена Адама. В одной версии истории они прожили вместе совсем недолго. В иной трактовке говорится, что Лилит была верной, любящей и преданной супругой. Существует и третий взгляд на отношения между Лилит и Адамом. В нем говорится о том, что позднее, когда Еву уже сотворил Бог, первая женщина временами возвращалась к Адаму, вступала с ним в сексуальные отношения.
  3. Лилит – одна их верховных демониц, Царица Темного Мира. Традиционно ее называют супругой Самаэля (Самаила). Это имя фигурирует в разных писаниях и легендах. В классическом понимании Самаэль – прародитель демонов и ангел смерти. Иногда мужем Лилит называют Сатану, Дьявола, Люцифера.
  4. Лилит – мать многочисленных темных сущностей. Лилит породила легионы низших (мелких) демонов. Ее также иногда называют матерью всех ведьм и всех вампиров. В сказаниях встречается предположение, что она родила Каина, оставив его на воспитание Еве и Адаму. В других версиях мифов сказано, что Лилит – супруга Каина, а не его мать.
  5. В таинственной книге «Стучащему, да откроется», чье авторство остается по сей день неизвестным, Лилит представляется как некое густое эфирное или астральное тело нашей планеты.
  6. В различных религиозных традициях персонаж также упоминается, зачастую трактуется как нечто демоническое, связанное с темнотой, ночью, духами и призраками.

Наиболее известные значения имени:

  • Ночь;
  • Ночная;
  • Темная (черная) женственность;
  • Ночной монстр или ночное существо;
  • В книге Исаии имя используется для обозначения таинственного ночного призрака;
  • В переводе с иврита «lilith» означает «сова», «неясыть», «сыч».

Легенда первой жены

Вслед за первым мужчиной Бог сотворил по образу и подобию своему женщину. Она отличалась красотой, но была упряма, свободолюбива и независима. Женщина получила имя Лилит и стала первой женой Адама. Поселились супруги в Эдеме. И, несмотря на то что почти сразу между ними начали происходить ссоры, долгое время они жили вместе.

Лилит, стараясь контролировать свой взрывной характер, во многом потакала Адаму, подчинялась ему. Она демонстрировала, как могла, свою любовь и к мужу, и к Божественному Творцу. Однако взамен, как ей казалось, не получала ничего.

Постепенно желание быть во всем равной мужчине затмило разум девы. Она потребовала от Адама, чтобы тот считался с ней, советовался, вместе с ней принимал решения. Кроме того, Лилит не желала быть под своим мужем: она хотела заниматься любовью ради удовольствия, а не для продолжения человеческого рода, и при этом быть сверху.

Разозленный и обиженный Адам рассказал обо всем Богу. Творец также резко негативно воспринял такие требования от юной женщины. Тогда Лилит, не желая и дальше оставаться первой женой Адама и жить с ним, произнесла тайное имя Бога – Ягва. В тот же миг за ее спиной выросли огромные крылья. Она оттолкнулась от земли и улетела прочь из рая.

Господь, хоть и был разгневан ее поступком и непослушанием, не желал, чтобы созданная им дева отрекалась от него. Он готов был простить ее и принять обратно. В погоню за беглянкой отправились по воле Бога три ангела: Семангелоф (Semangelof), Сеной (Sanvi) и Сансеной (Savansi).

Божьи посланники нагнали Лилит возле берегов Красного моря. Первоначально они попытались уговорить ее вернуться, извиниться перед мужем и Господом. Но девушка наотрез отказалась от подобного. Тьма, живущая в ней, уже полностью захватила и сердце, и разум. Необратимая трансформация в демона началась.

Несмотря на всю ненависть и злость, что кипели внутри, Лилит, бывшая первая жена Адама, согласилась на «сделку» с ангелами, чтобы те не убили ее. Она заявила, что не сможет причинить вреда тем детям – потомкам Евы и Адама, – которые будут защищены именами ангелов. Не приблизится и к тем, у чьих постелей повесят таблички с ее – Лилит – именами.

Заключив такой договор, Сеной, Сансеной и Семангелоф все равно жестоко покарали демоницу. В мифах изложено три версии наказания:

  1. Каждую ночь в течение вечности у нее будет рождаться и сразу умирать сотня детей;
  2. Демонесса не сможет иметь потомство (кара бесплодием);
  3. Все ее отпрыски будут уродливыми, больными или вовсе родятся демонами.

В старинной легенде не говорится, куда исчезла главная героиня сказания после разговора с божьими посланниками. Дальнейшая ее история уже связана с падшими ангелами, демонами и прародителем всякого зла.

Есть версия, что первая женщина, потеряв свою красоту и обратившись в существо с крыльями, чье тело густо покрыто шерстью, полетела к Самаэлю. Став его возлюбленной супругой, она получила возможность перевоплощаться из демонического существа в прекрасную деву с соблазнительными формами, очень сексуальную и ненасытную.

Часто Лилит описывается как стройная молодая девушка с серыми (голубыми) или зелеными глазами. Волосы у нее длинные, чуть вьющиеся; локоны или черные, или огненно-рыжие. Она не болтлива и часто задумчива.

Ее основные функции:

  • Убийство младенцев; Лилит, потеряв «звание» первой жены Адама, душит детей, щекочет их во сне до смерти или выпивает их кровь; иногда она подменяет человеческих детей на своих отпрысков;
  • Соблазнение одиноких юношей и женатых мужчин; демонесса готова подарить им драгоценные минуты наслаждения, исполнить все сексуальные мечты; она влюбляет их в себя, тем самым разрушая семьи или забирая душу у молодого человека; считается, что от нее пошли все суккубы и инкубы;
  • Порождение детей Тьмы: астральных существ, например, лярв, низших демонов, вампиров, ведьм и так далее.

Распространено мнение, что Лилит – бессмертна. Из-за своей способности к оборотничеству демоница может принимать любое обличие, обращаться и девушкой неземной красоты, и ночным призраком, и монстром или зверем. Она живет среди людей до сих пор. Потому и сейчас большое количество ее детей обитает на Земле.

Лилит – первая жена Адама – не знает ни добра, ни зла. В отличие от Евы, она не вкусила запретный плод в Эдемских садах, ей недоступны великие знания. При этом такая героиня мифов владеет магией, хорошо знакома с различными оккультными учениями. Она умеет путешествовать в различные миры, брезгливо избегая только рая.

Дети Лилит и Адама

В ранних версиях преданий у первого мужчины и Лилит не было детей. Позднее появились предположения, что матерью Каина выступает не Ева, а как раз демоница Лилит, первая жена Адама. Такое предположение условно объясняет, откуда в Каине было много злобы и почему он возжелал убить Авеля.

В литературном произведении, написанном Данте Габриелем Россетти, упоминается, что героиня древних сказаний стала матерью блистательных сыновей и сверкающих дочерей, отцом которых выступал первый мужчина, сотворенный Богом. Однако это лишь художественный текст.

Большая часть потомства Лилит появилась от связей с демонами, а также, как ни странно, с ангелами. Ее потомки свободно существуют в мире смертных людей. Им подвластна магия, они умеют убивать одним лишь взглядом и перевоплощаться в различных существ, легко проходят сквозь любые преграды и владеют пирокинезом.

Меньшая часть детей демонессы появилась от совокупления со смертными мужчинами. Подобные отпрыски отличаются взрывным характером, они самостоятельны с раннего детства, любят свободу. Для них ненавистен дневной свет, а ночами они способны покидать свое физическое тело и путешествовать по тонким мирам.

Есть также версия, что одна из первых дочерей Лилит, которая, как считают некоторые теологи и исследователи, могла носить такое же имя, стала женой Каина.

Про Лилит в разных традициях

С точки зрения Кабаллы, Лилит не столько первая жена Адама. Она представлена в виде демонессы-суккуба. В темные ночи она посещает молодых людей, совокупляется с ними, находясь сверху. При этом способна прийти не только в реальности, но и во сне. Также иногда ее изображают в виде змеи-искусительницы.

В рамках еврейской традиции нередко фигурирует информация, что Лилит – не одна. Есть Старшая, которая является вечной любимой супругой Самаэля. И Младшая – жена демона Асмодея.

В иудейской мифологии описаны способны защиты от демоницы. Кроме табличек с именами ангелов и именами самой Лилит, от ее воздействия уберегает красный цвет. Традиционно красная ниточка на запястье – оберег не просто ото всех несчастий, но и конкретно от демонических чар.

В древние времена, чтобы уберечь новорожденных от ночной гостьи, вокруг колыбелей чертили белым мелом (или насыпали соль) охранный круг. Для мальчиков его сохраняли в течение девяти дней, для девочек – не менее двадцати суток.

В легендах и сказаниях древних шумер присутствует героиня с таким именем. Кто она? Некая Верховная Богиня, которая сочетает в себе добро и зло, тьму и свет. Она выступает покровительницей всех шумер. Когда Богиня плачет, из ее слез появляется новая жизнь. Поцелуи же ее сладки, но способны убить.

На основе Алфавита Бен-Сиры получилось составить список имен, которыми наделено существо. Вот некоторые из них:

  • Аморфо – не имеющая формы, дух;
  • Батна, означает «чрево»;
  • Кле Птуза – похитительница детей;
  • Одем – красный, огненный, краснота;
  • Кходс – умеющая летать, крылатая.

Встречается упоминание о персонаже в Эпосе о Гильгамеше, в арабских фольклорных записях и в сказаниях древних греков. У последних демоница Лилит, первая жена Адама по одной из теорий, фигурирует под именем Ламия.

Ввиду изложенного выше материала, вопрос «почему считают плохой деву, сотворенную из огня и глины?» уже становится не актуальным. А из-за того, что образ героини древних сказаний нашел отражение в демонологии, Лилит в принципе непросто воспринимать как персонажа хоть сколько-нибудь положительного и доброго.

Лилит в демонологии

В учениях, связанных со злыми силами и Тьмой, имя демонессы мелькает очень часто. Она практически не упоминается лишь в сатанинском направлении, созданном Антоном Шандором Ла-Веем.

В остальных демонологических традициях Лилит фигурирует не как первая жена Адама, а как Верховная демонесса, жена Сатаны, мать всех демонов и ночных ведьм. Она – властная и могущественная Царица Тьмы.

Некоторые исследователи полагают, что Лилит уместно вносить в мировой список древних Черных Богинь, в числе которых находятся, к примеру, Хель и Кали.

Демонология также переняла идею о двух существах с таким именем, которая упоминается в Каббале. Такой взгляд на персонажа присутствует в книге «Люциферианское Ведьмовство».

В издании от «Храма Черного Света» жена Сатаны входит в число одиннадцати верховных демонов. Она – прародительница принцессы Нааму. Она носит титул Верховной Царицы Темных Измерений и Княгини Хаоса.

В темных писаниях, созданных последователями и жрецами Храма Лилит, говорится, что демонесса – Мать Жизни и Мать Смерти. Интересно, что эта трактовка очень созвучна с представлением древних шумеров о Лилит первой жене Адама.

В «The Complete Book of Demonolatry» представлена та, что ушла от Бога, в виде наследной принцессы или княгини Ада. Она также входит в число десяти самых могущественных демонов.

В демонологических учениях имя демоницы трактуют как сборное. В нем кроется отсылка к трем шумерским демонам:

  1. Ардат Лили;
  2. Лилу;
  3. Лилиту.

Мнение диакона православной церкви о Лилит

Андре́й Вячесла́вович Кура́ев (15 февраля 1963, Москва) — протодиакон Русской Православной Церкви; профессор Московской духовной академии; старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ; писатель, богослов, философ и публицист, светский и церковный учёный, проповедник и миссионер, автор официального учебника по Основам православной культуры. Клирик храма Архангела Михаила в Тропарёве.

>Вопрос:

Что Церковь говорит о Лилит, первой женщине?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

В еврейской демонологии времени формирования Талмуда Лилит (евр. Lilith) – злой дух женского рода. Обычно предлагается два объяснения имени. 1. От названий трех вредоносных духов шумеро-аккадской мифологии: Лилу, Лилиту и Ардат Лили. 2.От еврейского существительного lail – ночь. В представлении древних евреев это страшное демоническое существо насылает бесплодие или болезни на рожениц, губит младенцев или похищает их, чтобы пить кровь или сосать костный мозг новорожденных. Она насилием принуждает мужчин сожительству, чтобы зачать от них многочисленных детей.

Ни в одной библейской книге она не упоминается. В еврейском тексте книги Исаии (34:14) говорится о запустении Идумеи после Божественного суда: И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником – твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение (lilith) и находить себе покой (Ис.34:13-14). Из текста ясно, что речь идет о животном, а не о духе, который в отдыхе и покое не нуждается. Это подтверждается и текстом Септуагинты. Переводчиками на греческий язык были посланные первосвященником иудеи, глубоко сведущие в священных книгах и приобщенные традиции. В греческом тексте они поставили не lilith (имя собственное должно было бы сохраниться), а – onokentavros (получеловек-полуосел). В славянской Библии слово дано без перевода: ту почиют онокентаври , обретшее себе покоища. В русской Библии lilith рассматривается как прилагательное ночное от lail (ночь). Поэтому переводчики поставили: ночное приведение, имея ввиду животное, обитающее ночью и наводящее на человека страх.

В некоторых трактатах Талмуда (Шаббат, Эрубин, Нидда, Баба Батра) о Лилит упоминается как о страшной демонице, но ничего не говорится о ней как о первой женщине, жене Адама. Миф этот родился у средневековых иудеев на почве антихристианского оккультизма. Наиболее ранняя письменная фиксация этого мифа содержится в еврейском сочинении «Алфавит Бен-Сира» (8-10 вв. по Р.Х.). К сожалению, придется цитировать пошлости, но это является самым лучшим способом показать духовный и интеллектуальный уровень «первоисточника», содержащего басню, которую пытаются использовать для дополнения Священного Писания: «Он создал женщину, тоже из праха и назвал ее Лилит. Они немедленно побранились. Она сказала: «Я никогда не лягу под тебя! Он сказал: «Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя. Тебе быть пригодной быть подо мной, и мне сверху тебя». Она отвечала: «Мы оба равны, потому, что мы оба из праха». Никто из них не слушал другого. Когда Лилит поняла, что произойдет, то произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела» (23а). Никаким каноническим авторитетом «Алфавит Бен-Сира» в иудаизме не пользуется. Она относится к разряду сфарим хицоним («внешние книги»), не священные. Такого рода сочинения не имеет религиозной ценности.

Миф этот абсолютно несовместим со Священным Писанием. Главная мысль этой басни (превращение человека в злого духа) с точки зрения библейского богословия является безграмотной. Злые духи – падшие ангелы. Человек превратиться в демона не может. Священное Писание не оставляет места для домыслов: прежде создан Адам, а потом Ева (1Тим.2:13). Мнение, что в книге Бытия содержится два разных рассказа о сотворении прародителей, совершенно поверхностно и произвольно. В первой главе находится рассказ о сотворении мира в целом. О создании человека говорится лаконично (1:27). Цель бытописателя – показать выделенность человека (по образу Божию) и место в истории мироздания. Во второй главе, приступая к истории грехопадения и Домостроительства нашего спасения, пророк Моисей повторяет рассказ о создании человека, прибавляя очень важные с точки зрения библейской антропологии подробности: Господь Бог создал человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни (Быт.2:7). Создание жены из ребра Адама имеет принципиальное значение для утверждения единства природы мужа и жены и физического единства всего рода человеческого. Поэтому сказано: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию (Деян.17:26).

Примитивная басня о Лилит владеет умами многих, среди которых не мало тех, кто считает себя интеллектуалом. Почвой для этого является массовое безверие. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2Тим.4:3-5).

Лилит

У этого термина существуют и другие значения, см. Лилит (значения).

Лилит

ивр. ‏לילית‏‎


«Адам, Ева и Лилит». Миниатюра XV века

Пол

женский

Имя на других языках

лат. lilith

Местность

Эдем

Упоминания

Ис. 34:14

Отец

не было

Мать

не было

Супруг

Адам

Связанные понятия

Эдемский сад
Самаэль
Дьявол
Первородный грех

Связанные события

Сотворение человека
Грехопадение

Цитаты в Викицитатнике

Медиафайлы на Викискладе

Лили́т (ивр. ‏לילית‏‎) — демоница в еврейской мифологии. В каббалистической теории — первая жена Адама.

Лилит упоминается в Талмуде; как первая жена Адама, описывается в Алфавите Бен-Сира (700—1000 годы н. э.) и каббалистической Книге Зогар. Согласно преданию, расставшись с Адамом, Лилит стала злой демоницей, убивающей младенцев.

В тексте Танаха слово ‏לילית‏‎ — «лилит» появляется в Книге Исаии, но традиционно переводится как «ночное привидение» (Ис. 34:13, 14).

В мифологии Древней Месопотамии подобное имя носят ночные демоницы, которые убивают детей и издеваются над спящими мужчинами. Возможно, с Лилит отождествляется одна из персонажей Эпоса о Гильгамеше.

Демоницы-соблазнительницы и демоницы, вредящие роженицам и новорожденным, с чертами, позволяющими отождествить их с Лилит, упоминаются в Свитках Мёртвого моря, в некоторых ранних апокрифах христианства, и в арабских мифах.

Этимология

Еврейская народная этимология связывает имя Лилит со словом ивр. ‏לילה‏‎ — «ночь». В семитских языках, в частности в иврите, слово «лейлит/лилит» является прилагательным женского рода со значением «ночная».

Имя Лилит, как и ее образ, считается заимствованным из вавилонской (возможно, и шумерской) мифологии. В шумерском языке лиль обозначает «воздух», «ветер»; «дух», «призрак».

Шумеролог В. В. Емельянов предполагает, что в имени демонов-лилиту заключена игра слов из разных языков, смешивающая шумерское лиль («дух») и аккадское лилу («ночь»), и приводящая к смеси представлений о демонах этого рода, как о исключительно ночных привидениях.

Кроме этого, в иврите (а возможно, и в других семитских языках) словом «лилит» обозначается птица неясыть, разновидность сов. Возможно, именно поэтому Лилит иногда изображается вместе с совой.

Помимо обозначения конкретного персонажа, «лилит» в еврейской демонологии служит нарицательным для демона женского рода.

Лилит в месопотамской традиции

Рельеф Бёрни («Царица ночи») согласно одной из версий — изображение Лилит; начало II тыс. до н. э. Британский музей

С. Н. Крамер в 1930-е гг. впервые отождествил демонессу ki-sikil-lil-la-ke, фигурирующую в прологе шумерской версии эпоса о Гильгамеше, с Лилит. Согласно этому древнему тексту, демонесса поселилась в кроне дерева, посаженного богиней Инанной в своём саду, и отказывалась покинуть его, пока Гильгамеш её не изгнал. Интерпретация всего этого эпизода Крамером вызвала сомнения других специалистов.

В вавилонской и ассирийской мифологии фигурирует бес мужского пола — лилу, и бесы женского пола лилиту и урдут лилита. Сохранившиеся заговоры против этих духов почти не разделяют эту демоническую тройку. Они описываются как импотентные и бесплодные. Тем не менее, лилиту и урдут лилита соблазняют мужчин; кроме того, они вредят роженицам и новорожденным. О урдут лилита говорится:

«Женщина из дома бури ополчается против женщины в доме; ардат лили, которая находится в доме, устремляется против мужчины; ардат лили, к которой никто из мужчин не приближается как к женщине; ардат лили, которая в объятиях мужа не обнажает своих прелестей; ардат лили, которая в объятиях своего мужа не снимает своих одеяний; ардат лили, девственность которой не нарушил никакой любовник (?); ардат лили, в груди у которой нет молока…».

Возможно, эти бесы перешли к вавилонянам и ассирийцам из шумерской мифологии (большинство имен демонов в ассирийской магии имеет шумерское происхождение). Шарль Фоссе видит в еврейской Лилит несомненное продолжение образа ассирийских демониц, при этом он отмечает, что Лилит — единственный ассирийский демон, представления о котором встречаются у других семитских народов.

В. В. Емельянов в предисловии к «Ассирийской магии» Шарля Фоссе пишет об этих духах :

Скорее всего, их можно сопоставить со славянскими заложными покойниками — то есть с людьми, умершими неестественной смертью и раньше срока. Во всяком случае, они всегда отличаются от гадим — обычных духов умерших предков (хотя и для последних характерны необычные случаи смерти). Вполне возможно, что люди, превратившиеся в духов лилу, при жизни были безбрачны и не оставили потомства. Так можно объяснить склонность мужчин-лилу вступать в связь с земными женщинами (причём от этих связей у них рождаются либо уроды, либо такие же демоны).

В тексте Библии и в переводах

В тексте Библии слово др.-евр. לילית (lilith) встречается лишь один раз, когда в книге Исаии говорится о запустении Идумеи после Божьего суда:

И зарастут дворцы её колючими растениями, крапивою и репейником — твердыни её; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение (lilith) и находить себе покой.

— Ис. 34:13-14 (Синодальный перевод)

Большинством исследователей и комментаторов это место толкуется как название беса, другими же — как название ночной птицы. Джудит Блэр в своей докторской диссертации (2009) показывает, что в оригинальном библейском тексте подразумевалась птица. В кумранском «Свитке Исайи» (1Qlsa) это же слово появляется во множественном числе. Архимандрит Иов (Гумеров) считает, что из текста Исайи ясно, что речь идет о животном, а не о духе, который в отдыхе не нуждается, и под «ночным привидением», переводчики имели в виду животное, обитающее ночью и наводящее на человека страх.

При создании Септуагинты, перевода Ветхого Завета на древнегреческий язык в III—I веках до н. э, учёные-раввины в греческом тексте слово lilith не оставили (имя собственное должно было сохраниться без изменений), а перевели его как Ονοκένταυροι (получеловек-полуосёл). В славянской Библии оно дано уже без перевода: «ту почиют онокентаври, обретшее себе покоища». При создании Вульгаты в IV—V веках н. э, было использовано слово лат. Lamia, Ламия — род чудовища женского пола. Многие последующие переводы на другие языки (в частности, английский) использовали это же слово.

В английском тексте Женевской Библии 1560 года и Библии короля Якова 1611 года говорится (в женском роде) о «screech owl» (сипуха) : «the screech owl also shall rest there, and find for herself a place of rest». В более поздних переводах на английский фигурирует «ночная сова», «ночное чудовище» и Лилит.

Лилит в еврейской традиции

В Талмуде Лилит описывается как демон с женским лицом, длинными волосами и крыльями, которая может овладеть одиноко спящим мужчиной, действуя на его воображение. Она называется матерью Ахримана (олицетворение зла зороастризме); рассказывается, что она танцевала перед царем Соломоном, который имел власть над всеми духами. Лилит связывается легендой о том, как Адам после грехопадения на 130 лет расстался с Евой, произведя за это время от связи с духами демонов-лилин.

Согласно Алфавиту Бен-Сиры, первой женой Адама была Лилит. Она не пожелала подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением бога, как и Адам.

Произнеся тайное имя бога Ягве, Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Ягве с жалобой на бежавшую жену. Ягве послал вдогонку трёх ангелов, известных под именами Сеной, Сансеной и Самангелоф (Snvi, Snsvi, и Smnglof).

Три ангела настигли Лилит у Красного моря, и она наотрез отказалась возвратиться к мужу.

После угрозы убить её Лилит поклялась, что она была послана Богом и что, хотя её «функцией» является убийство младенцев, она пощадит любого ребёнка, защищенного амулетом или пластинкой с её именем (вариант — именами ангелов). Ангелы наказали её. Есть три версии этого наказания в литературе: сотня её младенцев будет умирать каждую ночь; она обречена рожать детей — демонов; или Бог сделает её бесплодной.

В иудейском быту волосатая и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь новорождённых, высасывает мозг из костей и подменяет их. Ей также приписывалась порча рожениц и бесплодие женщин.

Именно легенды, говорящие о Лилит как об убийце новорождённых, объясняют традицию вешать амулет с именами ангелов возле колыбельки еврейского ребёнка. Амулеты и заговоры для роженицы против Лилит должны содержать не только имена трёх ангелов, пытавшихся возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: Батна (чрево), Одем (краснота) или Аморфо (не имеющая формы). Также с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) — считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца — чтобы уберечь ребёнка от Лилит, его отец должен всю ночь напролёт читать отрывки из «Зоар» и других книг Каббалы.

Некоторые мидраши и каббалистические источники говорят о двух Лилит:

  • Старшая Лилит («Бабушка Лилит») — царица и мать демонов, жена Самаэля (часто отождествляемого с Сатаной.).
  • Младшая Лилит — супруга Асмодея.

При этом речь идет о двух образах одной дьяволицы.

Лилит в каббалистической традиции

В каббале Лилит — дьяволица, являющаяся во сне неженатым молодым мужчинам и соблазняющая их.

Согласно каббалистической книге Зоар, Лилит стала женой Самаэля и матерью демонов. По мнению Гершома Шолема, представление о Лилит, как первой жене Адама, было заимствовано автором книги из «Алфавита бен Сиры».

Согласно Трактату о левой эманации, от связи Лилит и Самаэля родился слепой Дракон. Дракон кастрирован, «чтобы яйца гадюки (ехидны) не вылупились в мир». Те, кто вылупляется из таких яиц, называются Лилин. Они покрыты волосами целиком, за исключением только головы.

В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала уже не змеёй, а духом ночи. Иногда она предстаёт в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда — демоном, досаждающим спящим в одиночку или одиноко бредущим по дороге. В народном воображении она предстаёт в виде высокой молчаливой женщины с длинными чёрными распущенными волосами.

В других традициях

О Лилит упоминается в сирийских магических формулах, которые были опубликованы Голлендом, и в заклинаниях на магических чашах из Британского Музея и Лувра. В надписи-заклинании VIII—VII веков до н. э. из Арслан-Таша (Северная Сирия), написанной на хааненейском или иврите, возможно, содержится имя Лилит: «Летающей в темных покоях — уйди быстрее, Лл».

Лилит — демоница, губительная для новорожденных и рожениц, встречается также в христианской литературе византийской и более поздней эпохи. В арабской демонологии такая демоница известна под именами Карина или Таби‘а.

Лилит в современном сатанизме

В этой статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке.

Лилит в современной демонологии — уже не только богиня, пожирающая детей. Являясь подругой Сатаны (или Самаэля), она соответствует в той или иной степени всем дьяволицам, всем Чёрным Богиням. В этом случае она отождествляется с Кали, Умой, Гекатой, Хель и Эрешкигаль, хотя некоторые традиции четко разделяют Тёмных Богинь. Зачастую также речь идет о старшей и младшей Лилит, например, в «Люциферианском Ведьмовстве» Майкла Форда (Luciferian Witchcraft, Michael Ford).

В этом смысле в имени Лилит скрыто значение — Тёмная Мать, Чёрная женственность. В любом случае, сохраняется и изначальное значение — Чёрная Богиня, губительница зародышей Света.

Исключением является Лавеевская традиция. В ней Лилит почти не упоминается. В остальных случаях её упоминают среди высших дьяволов:

  • Мать Жизни и Смерти согласно материалам Templium Lilithi (Храма Лилит).

….Из бездонных глубин предначального Мрака восстала в явь Ты, о Мать Жизни и Смерти, Мать всех колдовских чар, Дьявольских Искусств и сокровенного мастерства порождений древнейшей Ночи, Дарительница губительной тайны огненного бытия.

Ты породила малых и великих Нечистого Племени и увлекла их за собой на штурм небесного града….

  • Мать Демонов согласно Книге Десяти Воззваний (Codex Decium) Валентина Скавра.

О, Мать Лилит, Мать Демонов,
К Тебе взываю, Тебя приглашаю…
Царица Тьмы и нечистых чар,
Лица Твои — Ночь и Ужас,
Сердце Твое — средоточие Зла. Книга Десяти Воззваний (Codex Decium)

  • Одна из 11 высших дьяволов и супруга Сатаны в Либер Азерате (Liber Azerate), изданной Храмом Чёрного Света (TOTBL).

От Адрамелека, властителя всей красоты, ослепляющей слабых, яд ярящегося хаоса потёк дальше и создал десятую антикосмическую богиню, Лилит, и восьмое остриё Разомкнутой Пентаграммы.

От Лилит, царицы тёмных измерений и княгини ярящегося хаоса, холодное семя дракона смерти потекло дальше и создало одиннадцатую антикосмическую демоницу, принцессу Нааму, и десятое остриё Разомкнутой Пентаграммы.

  • Мать Каина и супруга Сатаны в книге Майкла Форда «Люциферианское Ведьмовство» (Luciferian Witchcraft, Michael Ford)

Методология совершения этого великого греха такова — зороастрийские и еврейские жрецы писали, что Ариман-Самаэль не имеет способности к предвидению, так что лишь через соединение с Лилит, Невестой, которая также является огнём и Тьмой, как и её близнец, может стать целостным Противником и обрести способность предвидеть, а также управлять их страстями. Этот сама суть процессов Магии, пути Yezer Ha-Ra, воплощение страстей Мага. (M.Ford, Liber HVHI.)

  • Одна из девяти высших дьяволов в «Полной Книге по Демонолатрии» (The Complete Book of Demonolatry).

Лилит. В еврейском мифе первая жена Адама. Позднее жена Сатаны. Согласно многим Демонологам, Лилит управляет суккубами. О Лилит говорят, что она стремится уничтожать новорождённых младенцев. По этим причинам евреи ввели практику написания формул на дверях, предназначенных, чтобы вынудить Лилит уйти.

Лилит — княгиня (принцесса) Ада.

  • Мать племени демонов в Inferion.

Я — матерь племени Демонов.
Как ночь, я являю атрибуты своей власти.
Мое немилосердное присутствие
Обескровливает Вселенную.

Необходимо отметить, что перечисленные труды относятся к различным традициям, имеющим разный взгляд на предмет.

Использование имени

Имя Лилит является популярным женским именем у армян. В отличие от сложившегося в мировой истории и культуре стереотипа, в Армении это имя считается дающим его обладательнице такие свойства и черты характера, как женственность, хозяйственность, плодовитость.

В культуре

В Европе эпохи Возрождения интерес к Каббале привел к вхождению сюжета о Лилит, как первой жене Адама, в европейскую литературу; при этом она стала описываться как прекрасная женщина (в отличие от Лилит в еврейской традиции, где прекрасный образ — только личина). В становлении привлекательного, романтического образа Лилит значительную роль сыграла живопись художников-прерафаэлитов. Образ магически соблазнительной Лилит фигурирует в литературе XIX и XX века (например, роман шотландского писателя Макдональда «Лилит», рассказ Франса «Дочь Лилит»); противопоставление будничной Евы и влекущей Лилит — мотив, появляющийся в многих произведениях (стихотворение Цветаевой «Попытка ревности», поэма в прозе Исаакяна «Лилит», повесть (1966) Обуховой «Лилит»).

В этом разделе могут перечисляться малозначимые либо слабо связанные с объектом статьи его упоминания и изображения в произведениях культуры. Пожалуйста, отредактируйте его так, чтобы показать влияние объекта статьи на значимые произведения искусства, основываясь на авторитетных источниках, избегайте перечисления незначительных фактов.
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 25 июля 2019 года.
  • 1960 — Личная жизнь Адама и Евы (США) — роль Лилит исполнила Фэй Спейн
  • 1972 — Лилит (СССР) — мультипликационный короткометражный фильм. Режиссёр Роберт Саакянц
  • 1995 — Логово змея (США) — роль Лилит исполнила Лиза Барбуша
  • 1995 — Евангелион (Япония) — в Евангелионе Лилит представлена, как гуманоидное существо, от которого произошли «лилин», люди
  • 1996 — Байки из склепа: Кровавый бордель (США) — роль Лилит исполнила Энджи Эверхарт
  • 2007 — Дьявол в женском обличии (США) — роль Лилит исполнила Натали Шперл
  • 2007—2009 Сверхъестественное (США) — Лилит является главным антагонистом третьего и четвёртого сезонов сериала «Сверхъестественное». Роль исполнили Сиерра МакКормик и Рэйчел Патти
  • 2009 — Ангел зла (США) — Лилит вселяется в тела недавно умерших женщин
  • 2009 — Гольфстрим под айсбергом (Россия, Латвия) — киноальманах из 3-х новелл, объединённых мифом о Лилит
  • 2018 — Сумеречные охотники (США) — роль Лилит исполнила Анна Хопкинс
  • 2018—2019 — Леденящие душу приключения Сабрины (США) — роль Лилит исполнила Мишель Гомес
  • 2019 — Люцифер (США) — в четвёртом сезоне Лилит упоминается как мать демона Мейзикин (Лэсли-Энн Брандт), а также, по рассказам Евы (Инбар Лави), — первая и любимая жена Адама
  • 2019 — Покои (США) — в сериале группа религиозных людей пытается привести дух Лилит в реальный мир
  • 2019 — Diablo 4 (США) — Лилит — дочь Мефисто, которая, по преданию, положила начало роду человеческому. Появляется в роли главного злодея.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Лилит — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  2. 1 2 3 В. В. Емельянов. Шарль Фоссе и ассирийская магия // Ассирийская магия. — Евразия, 2001. — С. 7.
  3. John M. Riddle. Goddesses, Elixirs, and Witches: Plants and Sexuality throughout Human History. — NY: Palgrave Macmillan, 2010. — P. 14-15.
  4. Крамер С. Н. История начинается в Шумере / Пер. Ф. Л. Мендельсона. — М.: Главная редакция восточной литературы, 1965. — С. 228.
  5. Dietrich Opitz. Ur // Archiv für Orientforschung, 8. Bd. (1932—1933), S. 328—331.
  6. 1 2 Шарль Фоссе. Гл. I Демоны // Ассирийская магия. — Евразия, 2001. — С. 29—30.
  7. 1 2 Blair, 2009.
  8. Иов (Гумеров) Что Церковь говорит о Лилит, первой женщине?
  9. Лилит // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  10. Символы, знаки, эмблемы — Энциклопедия, 2004, с. 283.
  11. 1 2 3 Папазян А. А. Лилит // Мифологический словарь/ Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.:Советская энциклопедия, 1990. — 672 с.
  12. Папазян А. А. Самаэль, Саммаэль // Мифологический словарь/ Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.:Советская энциклопедия, 1990. — 672 с.
  13. Гершом Шолем. Гл. 5, Зогар // Основные течения еврейской мистики. — Мосты Культуры — Гешарим, 2004. — С. 227.
  14. 1 2 3 4 Либер Азерате, Храм Чёрного Пламени (Liber Azerate, TOTBL), офиц. перевод E.T. (недоступная ссылка). Дата обращения 26 июля 2009. Архивировано 26 октября 2011 года.
  15. 1 2 Люциферианское Ведьмовство, Форд М, Суккубус Паблишинг (Luciferian Witchcraft, Succubus Publishing, Michael Ford), MMV
  16. Официальный сайт Храма Лилит (недоступная ссылка). Дата обращения 17 августа 2009. Архивировано 19 апреля 2009 года.
  17. 1 2 Книга Десяти Воззваний (Codex Decium), на англ. и лат. языках опубликовано в издании «A.M.S.G.», V.Scavr, русская официальная публикация
  18. The Complete Book of Demonolatry, S.Connoly, ISBN 978-0-9669788-6-5
  19. Inferion, Vox Inferni Press, 2008 (недоступная ссылка). Дата обращения 17 августа 2009. Архивировано 29 января 2010 года.
  20. Г. Ю. Завгородняя. Лилит в русской литературе рубежа XIX-XX веков // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2015. — № 6 (20 июня).
  21. Мефисто. Diablo Wiki. Дата обращения 3 ноября 2019.
  22. Diablo 4 — Official Announcement Cinematic Trailer | Blizzcon 2019 (рус.) (неопр.) ?. Дата обращения 3 ноября 2019.

Литература

  • Лилит — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • В. Андреева, В. Куклев, А. Ровнер. Лилит // Символы, знаки, эмблемы — Энциклопедия. — АСТ — Астрель, 2004. — С. 283—285.
  • О. П Валянская. Женщина в мифах и легендах: Энциклопедический справочник. // Ташкент, Глав. ред. энциклопедий, 1992, ISBN 5-89890-074-8
  • К.М. Королев. Лилит // Энциклопедия символов, знаков, эмблем. — Мидгард, 2005. — С. 330—331.
  • Е. Носенко. Амбивалентность образа Лилит в народной еврейской демонологии и народные магические приемы, направленные на борьбу с ней // Еврейская старина. — № 4.
  • А. А. Папазян. Лилит // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский.. — М.: Советская энциклопедия, 1990.
  • Руслан Хазарзар. Лилит и другие
  • Susannah Heschel. Lilith // Encyclopaedia Judaica / Ed. Fred Skolnik, Michael Berenbaum. — Second edition. — Macmillan Reference USA, 2007. — Vol. 13 (Lif-Mek). — P. 17—20. — ISBN 978-0-02-865941-1.
  • Гершом Шолем. Lilith // Kabbalah. — Meridian, 1978. — С. 356—360.
  • E.R. Vernor. Lilith From Ancient Lore To Modern Culture. — Dark Moon Press, 2017. — ISBN 978-1-387-08421-0.
  • Siegmund Hurwitz. Lilith-The First Eve: Historical and Psychological Aspects of the Dark Feminine = Lilith — Die erste Eva: Eine historische und psychologische Studie über dunkle Aspekte des Weiblichen. — Daimon Verlag, 1992. — ISBN 978-3856305222.
  • Judit M. Blair. De-Demonising the Old Testament. An Investigation of Azazel, Lilith, Deber, Qeteb and Reshef in the Hebrew Bible. — Mohr Siebeck, 2009. — ISBN 3-16-150131-4.

Ссылки

В родственных проектах

  • Цитаты в Викицитатнике
  • Медиафайлы на Викискладе

Кто такая Лилит из Библии?

Василий (*«Minimorum«*) Декабрь 31, 2017 0:58

Св. Писание, книга Бытие, глава 1, стихи 27, 28:
“И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.”

Св. Писание, книга Бытие, глава 2, стихи 18 – 23:
“И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию.
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.”

Сам собою возникает вопрос: а куда же вдруг подевалась та первая женщина, которая, согласно стиху 27 главы 1, была сотворена одновременно с Адамом, и которая вместе с Адамом получила то первое благословение Божие, которое приведено в следующем, 28-м стихе 1-й главы? Ведь это первое благословение Божие было дано двоим, а не одному Адаму (*”И благословил их Бог, и сказал им Бог” — употреблены местоимения множественного числа: “их”, “им”, а не единственного: “его”, “ему”, которые должны были бы быть употреблены, если бы это благословение Адам получил один*) , и дано оно было ещё прежде того, как Адам нарёк имена всем животным: т.к. в этом первом благословении Адам и та, сотворённая одновременно с ним, первая женщина получили, помимо всего прочего, власть над всеми животными, дающую право нарекать им имена (*ибо, как известно, нарекать имя другому может только тот, кто имеет над ним полную власть*) — а значит, это первое благословение, данное не одному только Адаму, а “им”, т.е. двоим или более личностям, дано было ещё прежде сотворения Евы из адамова ребра: так кто же была та, которая получила это первое благословение вместе с Адамом, и почему о её дальнейшей судьбе ничего не сказано во всём Св.Писании и даже её имя нигде в нём не названо? (*слово “lilith” в книге св.пророка Исайи, по-видимому, является нарицательным, а не именем собственным — по крайней мере, оно там никак не соотнесено с той первой женщиной, которая, согласно стихам 27 и 28 первой главы книги Бытия, была сотворена одновременно с Адамом и вместе с ним получила первое Божие благословение*) . Невольно возникает такое предположение, что все сведения об этой первой женщине и даже само её имя были преднамеренно исключены и стёрты из всех текстов Св.Писания, чтобы таким образом истребить всякое упоминание о ней и скрыть от людей сам факт её существования — и только лишь в тех самых стихах 27 и 28 первой главы книги Бытия остался невнятный и малозаметный намёк на её существование.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *