Литературные игры для детей

Картотека дидактического материала по теме «Литературные игры для дошкольников» картотека (средняя группа) по теме

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 79 «Садко»

Картотека дидактического материала по теме «Литературные игры для дошкольников»

Дидактический материал «Литературные игры для дошкольников» составлен на основе методических разработок З.А.Гриценко, Л.М.Гурович и интернет-источников.

Цели пособия:

  • Приобщение детей к миру художественной литературы.
  • Развитие творческих и интеллектуальных способностей через активное участие в игровом процессе.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о литературных произведениях.
  • Обучать детей умению анализировать прочитанное.
  • Развивать речевую культурую.
  • Развивать психологическую базу речи: внимание, память, мышление.

Пособие может быть использовано педагогами, родителями в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Литература:

  • Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников. – Академия, 2012.
  • Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова. В.И. «Ребенок и книга»( пособие для воспитателя детского сада. под ред. В.И. Логиновой) — . Издание 2-е., Издательство “Акцидент” С-Петербург, 1996.

«Литературное лото»

Эта игра – одна из самых простейших,

позволяющих реализовать книжные знания детей.

1 вариант

Материал: карточки с изображением литературных героев.

Правило: игроки поочередно достают карточки

с персонажем и называют его характеристики.

Например: «Лиса» — хитрая, рыжая; «Колобок» —

круглый, вкусный и т.д.

2 вариант

(без карточек) Ведущий называет имя персонажа,

а второй игрок – его характеристику.

Еще интереснее, когда ведущий, задавая свой вопрос,

в это время кидает игроку мяч, тот дает свой ответ,

бросая мяч обратно.

«Спой вместе с героем»

Ведущий предлагает вспомнить, какие песенки

пелись героями разных сказок. Если дети

испытывают затруднение, он сам дает им подсказки.

Итак. как:

  1. пела свою песенку мама-коза, когда возвращалась

к своим детушкам-козлятушкам из леса?

(«Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся,

ваша мама пришла, молочка принесла. Бежит молочко

по вымечку. Из вымечка – по копытечку, из копытечка

– во сыру землю»);

  1. пел песенку Колобок, когда катился по лесу?

(«Я – Колобок, Колобок, по сусеку скребен, на

сметане мешон, на окошке стужен, я от бабушки

ушел, я от дедушки ушел»);

  1. пела песенку хитрая лисичка-сестричка,

когда ехала верхом на сером волке?

(«Битый небитого везет, битый небитого везет»);

и другие.

Пусть ребята поочередно назовут эти песенки

и персонажей, которые их пели.

«Стань волшебником»

Ведущий предлагает детям вспомнить, какие волшебные слова употребляли герои разных сказок, чтобы совершить то или иное волшебство. Пусть каждый из них на время станет персонажем этой сказки и произнесет нужные слова.

1. С помощью каких слов можно было сварить в горшочке вкусную сладкую кашу? («Раз, два три, горшочек вари!»)

2. Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в прорубь? («По щучьему велению, по моему хотению»)

3. Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот Базилио, утверждая, что они волшебные? («Крекс, фекс, пекс»)

4. С помощью каких слов можно было вызвать Сивку-бурку? («Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой»)

5. В книге писательницы Валентины Осеевой был мальчик по имени Павлик, который узнал волшебное слово. Что это было за слово? («Пожалуйста»)

6. В восточной сказке «Али-баба и сорок разбойников» были волшебные слова, которые помогли открыть дверь в пещеру. («Симсим, открой дверь!»)

7. В сказке «Баранкин, будь человеком!» герой книги Юра Баранкин и его друг Костя Малинин превращались то в муравья, то в бабочек, то в воробьев. Какие слова они произносили, чтобы стать муравьями? («Вот я, вот я превращаюсь в муравья!»)

«Волшебные предметы»

А теперь давайте вспомним волшебные предметы, которые так и остались существующими лишь в сказках. Итак, как назывались:

— волшебный предмет, который в сказке А.С. Пушкина умел разговаривать (зеркальце)

— головной убор, который делал своего владельца невидимым (шапка-невидимка)

— длинный тоненький предмет из дерева. Стоит взмахнуть этим предметом, как он исполнит любое желание его владельца (волшебная палочка)

— волшебное оружие, владелец которого непременно побеждал неприятеля (меч-кладенец)

«Прогулка по сказкам»

Воспитатель совместно с детьми рассматривает иллюстрации в знакомых книгах, уточняя названия произведений.

Игры на воспроизведение содержания сказки

по мнемотаблице

— «Какая сказка спряталась в этом рисунке?»

— Про кого эта сказка?»

(предложить педагогам нарисовать сказку)

Для детей младшего возраста предлагаются цветные мнемотаблицы, в которых цвет тесно связан с характерными особенностями сказочного образа: лиса – рыжая, цыплята – желтого цвета и пр.

Отгадай загадку по предметам

в волшебном сундучке»

Дети по очереди достают предметы или картинки из волшебного сундучка и называют сказку, в которой встречается тот или иной предмет (картинка): кувшин («Лиса и кувшин»), стрела («Царевна-лягушка»), ложка («Жихарка») и т.д. Хорошо, если предмет или картинка вызывает ассоциации с несколькими сказками. Например, скалка может принадлежать лисе из сказки «лиса со скалочкой», или Василисе Прекрасной («Царевна- лягушка»).

«Найди свою сказку»

Каждый из детей получает по картинке-эпизоду из сказки. По сигналу играющие определяют свою принадлежность к той или иной команде и выстраиваются в соответствии с имеющимися у них картинками, воспроизводя последовательность действий в сказке.

«Полетушки»

Все игроки садятся вокруг стола, каждый кладет руку с вытянутым указательным пальцем в центр стола. Ведущий поочередно называет персонажей разных литературных произведений – живых и неживых, причем к каждому слову он прибавляет глагол «летает».

— Баба Яга летает! Колобок летает! Серый волк летает! Змей Горыныч летает! Красная шапочка летает! Карлсон летает!

Ведущий сам поднимает руку с вытянутым пальцем каждый раз, когда произносит очередное словосочетание – независимо от того, действительно летает этот предмет или нет. Его задача запутать игроков.

Игра продолжается, пока у ведущего не иссякнет перечень героев или пока не останется один игрок – победитель.

Загадки «Вчера и сегодня»

Предложите детям отгадать загадки о чудесах и разных дивных предметов, встречающихся в волшебных сказках, которые стали прототипом будущего технического изобретения?

Например:

  • предметы с помощью которых можно было очень быстро преодолевать большие расстояния

Конек-горбунок (космическая ракета)

Ковер-самолет (самолет, вертолет)

Сапоги-скороходы (поезд)

  • предметы с помощью которых показывали все, что делается на белом свете

наливное яблочко и серебряное

блюдечко (телевизор)

волшебное зеркало

  • предмет, который показывал путникам дорогу

клубочек (компас)

  • предмет, который освещал все вокруг

Перо Жар-птицы (фонарик, прожектор)

  • предмет, извещающий о том, что нападают враги

Золотой петушок (радиолокатор)

И другие.

«Стань волшебником» (продолжение)

8. В сказке писателя Валентина Катаева «Дудочка и кувшинчик» волшебная дудочка помогала девочке Жене найти землянику на лесной лужайке. Что для этого надо было сказать? («Дудочка, играй»)

9. В сказке писателя Валентина Катаева девочке Жене подарили волшебный цветик-семицветик, у которого каждый лепесток мог выполнить любое желание. Какие слова при этом надо было произнести? («Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели!»).

10 В сказке «Волшебник Изумрудного города» злая волшебница Бастинда вызывала летучих обезьян этими слорвами. («Бамбара, чуфара, лорики. Ерики, пикапу, трикапу, скорики, морики»).

«Волшебная корзинка»

Предварительная подготовка: вспомнить, какие у героев известных сказок имелись волшебные предметы, и нарисовать их на листочках бумаги.

Ведущий дает подсказку – имена героев, после чего дети называют волшебный предмет. Ведущий распределяет, кто из ребят будет что рисовать – чтобы предметы не повторялись.

1. Буратино (ключик)

2. Оле -Лукойле (зонтик)

3. Девочки Жени из сказок В. Катаева (дудочка и цветик семицветик)

4. Муми-тролля (волшебная шляпа – черный цилиндр)

5. Аладдина (лампа)

6. Солдата из сказки Г.Х. Андерсена (огниво)

7. Элли (серебряные башмачки)

8. Маленького мука (туфли)

9. Мери Поппинс (ковровая сумка и зонтик с головой попугая)

10. Баба Яга (ступа, помело)

11. Старик Хоттабыч (ковер-самолет)

После все рисунки надо сложить в одну корзинку. Ведущий читает стихи:

В нашей волшебной корзинке

Лежат расписные картинки

Ну-ка, ну-ка, ты давай

Быстро сказку угадай.

Ведущий поочередно вытаскивает рисунки с изображением волшебных предметов, а дети должны назвать персонажа (название сказки), которому этот предмет принадлежал.

«Отгадай сказку»

Дети по очереди выбирают картинки, на которых изображены сказочные герои, и называют сказку. Предполагается, что правильных ответов может быть несколько, например лиса может быть из сказки «Лисичка со скалочкой» или «Жихарка».

«В какую сказку попал Колобок»

Детям объясняется, что сказки могут изменяться. Сегодня Колобок отправился в путешествие по сказкам:

— Угадайте, в какую сказку он попал?

«Отгадай сказочного героя»

Игрушку – сказочного героя прячут за ширму. Педагог от лица героя сказки односложно отвечает на вопросы детей: «да» или «нет». Играющие задают вопросы, сужающие круг поиска. По ответам дети должны догадаться, кто прячется за ширмой. Например: «ты человек? — Нет. – Ты животное? – Нет. – Ты большой? – Нет. – Ты круглый? – Да. – Тебя сделали из муки? – Да».

Вариант. На ребенка надевают сказку сказочного героя так, чтобы он не знал, какого именно. Он должен догадаться, чья эта маска, задавая остальным детям наводящие вопросы

Литературная игра «Путешествие в сказочную страну». Сценарий для старших дошкольников

Спицына Елена
Литературная игра «Путешествие в сказочную страну». Сценарий для старших дошкольников

Литературная игра «Путешествие в сказочную страну»

для дошкольников старшего возраста

Цель: Формирование интереса к сказкам, развитие речи, мышления, воображения и внимания.

Задачи:

• обобщить знания детей по сказкам;

• привить интерес к чтению;

• учить узнавать сказку по прочитанному эпизоду;

• воспитывать в процессе игры дружбу, товарищество;

• создать положительный эмоциональный настрой на дальнейшую работу.

Оборудование:

• билеты на паровозик;

• иллюстрированные книги со сказками;

• фонограммы с мелодиями из мультфильмов;

• портреты сказочных героев;

• сундучок со «сказочными» вещами;

(сл. 1)

Библиотекарь. Добрый день ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочную страну. Путешествие – это всегда весело и интересно, если путешествуешь с друзьями.

Наш маршрут — в Сказочную страну!

Но прежде чем попасть в страну сказок нам надо с вами подготовиться, и узнать что такое сказка.

(сл. 2)

Сказка – чудотворный источник добра, любви, мужества, мудрости. В каждой сказке за ними победа.

(сл. 3)

Сказка родилась в народе. Есть сказки русские, украинские, белорусские, шведские, английские, африканские.

(сл. 4)

Сказки – это первые детские книги. Сказки очень добры, поэтичны, поучительны. Жизнь без сказок трудно представить. Они рассказывают о добрых и злых поступках, развивают фантазию и воображение.

(сл. 5)

Есть авторские сказки. Эти сказки были созданы писателями.

Попасть в сказку не просто, нужно получить пропуск-билет. Каждый из вас должен назвать одного сказочного героя. Тот, кто назовет героя, получит билет на паровозик.

(сл. 6)

Дети называют сказочных героев, ведущий раздает им билеты. Ребята становятся друг за другом, по кругу едут паровозиком, под музыку.

Библиотекарь. Наша с вами страна состоит из городов, поселков, а волшебная страна — из волшебных станций. Именно на них мы с вами сегодня и побываем.

(сл. 7)

Первая станция «Дружная».

Библиотекарь. Ребята, мы прибыли на станцию «Дружная».

Вам письмо!

Ведущий зачитывает письмо от Василисы:

«Дорогие ребята,

помогите мне, меня похитил Кощей Бессмертный, я у него в замке.

Он очень злой и просто так меня не отпустит, он попытается и вам помешать, но я уверена, что вы сможете мне помочь. Я жду вашей помощи!

Василиса Премудрая. «

Библиотекарь. Ну, что ребята, поможем Василисе Премудрой? Давайте посмотрим, что она нам приготовила.

(сл. 8) (презентация «Угадай героя из сказок»)

Библиотекарь. Молодцы ребята, справились дружно с первым заданием, недаром и станция называется дружная. Отправляемся дальше в путь-дорогу.

(сл. 9)

Вторая волшебная станция «Сказочный сундучок»

Ведущий достает из сундучка вещи.

Библиотекарь. Ребята, смотрите, кто-то в сундук сложил вещи из разных сказок.

Непорядок, надо их вернуть хозяевам. Кто сможет помочь мне и назвать из каких они сказок. Кто смелый подходите ко мне. Достаем, не глядя из сундучка 1 вещь. Отгадываем, кто потерял её:

-Золотой ключик — Буратино

-Шприц – Доктор Айболит

-Корзинка – Красная Шапочка

-Яйцо — курочка Ряба

-Горшочек с медом — Вини Пух

-Горох — принцесса на горошине

-Мочалка – Мойдодыр

-Игла – Кощей бессмертный

-Скалка – Лисичка

-Хвостик – Иа

-Яблоко – Ведьма (мачеха)

(сл. 10)

Библиотекарь. Ребята мы с вами приближаемся к волшебной станции «Сказочная разминка».

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем — и снова в путь!

Физминутка: (Дети повторяют описываемые движения.)

Пришла матушка зима,

Все метелью замела.

По сугробам мы идем.

В лес дремучий напролом (шагают).

Вот синичек увидали

И им ручкой помахали (машут рукой).

Но синички вдруг вспорхнули

И за сосны упорхнули

Мы же ручки все подняли

И как птички полетали (руки в стороны, летают).

Прилетели на полянку

И окинули все взглядом (смотрят под козырек).

Прибежал тут заяц белый

Начал по полянке бегать (бег на месте).

Мы за ним подскоками,

Мы за ним прискоками (скачут подскоками).

Будем, будем догонять,

Будем весело скакать.

Нам советует Мальвина:

— Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево — вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

— Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной Шапочки совет:

— Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь!

(сл. 11)

Библиотекарь: Отправляемся с вами дальше в путь и следующая станция «Деревня Загадкино».

На нашем пути деревня «Загадкино». Чтобы продолжить наше путешествие нужно отгадать, загадки.

А сейчас, друзья, узнайте, о каких сказках пойдет речь.

1. В сказке лисонька плутовка

Обманула зайку ловко,

Из избушки выгнав прочь.

Плакал зайка день и ночь.

Но в беде ему помог

Один смелый петушок.

(Зайкина избушка)

2. Утащили злые птицы

Кроху-братца у сестрицы,

Но сестричка, хоть мала

Все же малыша спасла.

Что за птицы в сказке были

И кому они служили?

(Гуси лебеди и баба Яга)

3. Колотил да колотил по тарелке носом —

Ничего не проглотил

И остался с носом.

(Лиса и журавль)

4. Нос не в свои дела суют,

Носами перед сном клюют,

Зато один веселый нос

Папаша Карло нам принес.

(Буратино)

5. Ах ты Петя-простота,

Сплоховал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

(Петушок золотой гребешок)

6. По тропе шагая бодро,

Сами воду носят ведра.

(По щучьему веленью)

7. Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

8. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка…

(Снегурочка)

9. И мама лук, и папа лук,

Редиска — самый лучший друг.

А помидор немало слёз

Пролил из-за его волос.

(Чипполино)

10. Бабке Ёжке птицы служат —

Над деревней стаей кружат.

Ищут маленьких ребят,

Утащить их в лес хотят.

(Гуси-лебеди)

11. Он на шарике летал,

Пчёлок обмануть мечтал.

Тучкой притворялся мишка,

Мёд хотел стащить воришка.

(Вини-Пух)

12. Её узнают все по шапочке красной.

Однажды ей волк повстречался опасный.

Он девочку съел бы и не подавился,

Но тут дровосек с топором появился.

(Красная Шапочка)

13. Тридцать три года жил я у моря,

Рыбу ловил со стихиями споря,

Невод тянул, выбиваясь из сил,

Но чудесный улов все же я отпустил.

(Сказка о рыбаке и рыбке)

14. Достался я младшему из братьев.

В отличье от своих собратьев.

Ношу я сапоги на лапах

И с перьями большую шляпу.

Я великана одолел

Его я в прямом смысле съел

(Кот в сапогах)

15. В день именин она разбогатела.

Попировать с друзьями захотела,

Но тут ее злодей задумал погубить,

Решил ее он задушить.

Это скандал, это кошмар.

Но помешал ему комар!

(Муха-цокотуха)

16. Мух ловил под потолком,

Ездил на печи потом.

Щуку он в реке поймал,

Слово хитрое узнал.

(Емеля)

(сл. 12)

Библиотекарь: Подошло к концу наше путешествие по сказкам, которое показало, что вы настоящие друзья, никого не бросаете в беде, знаете и любите сказки. Но на свете очень много сказок, которые вами не прочитаны, я вас приглашаю в библиотеку, чтобы прочитать новые интересные сказки и рассказы. Вас там ждут интересные и неожиданные встречи с героями новых сказок.

Кому из вас понравилось наше путешествие?

Какое настроение у вас осталось после встречи со сказками?.

Библиотекарь. (сл. 13)

Глазки закрываем:

Уезжаем мы из сказки,

Раз, два, три, четыре, пять –

В сад вернемся мы опять.

Мы с вами прощаемся, до новых встреч!

Литературная игра «По страницам литературных произведений». 3-й класс

Цель: прививать любовь к литературному чтению и книгам.

Задачи:

  • Закрепить и обобщить полученные знания о литературных и народных сказках.
  • Показать детям величие и красоту народных и литературных сказок.
  • Способствовать обогащению знаний, развитию речи.

Ход игры

— Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы собрались, чтобы проверить вашу эрудицию и сообразительность, знание текстов книг русских и советских писателей.

Выбор капитанов команд, названия команды и девиза. Представление.

Конкурс “Разминка”

Задание – за одну минуту ответить на большее количество вопросов.

Вопросы первой команде:

  1. Кто на себе свой дом носит? (Улитка.)
  2. Как называлась газета, которую выпускал В. Бианки? (“Лесная газета”)
  3. В названии какой птицы сорок гласных букв? (Сорока.)
  4. Самая первая обувь малыша. (Пинетки.)
  5. Какие дрова самые жаркие? (Дубовые, берёзовые.)
  6. Какая рыба называется именем человека? (Карп.)
  7. Друг Винни-Пуха. (Пятачок.)
  8. Самый маленький палец руки. (Мизинец.)
  9. Модель Земли. (Глобус.)
  10. Что вытаскивали дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка? (Репку.)

Вопросы второй команде:

  1. Какие города носят названия рыб? (Судак. Калуга.)
  2. Что растёт на ёлке? (Шишки да иголки.)
  3. Последний день недели. (Воскресенье.)
  4. Лучшее лекарство для Карлсона. (Варенье.)
  5. Начинка для мясного пирога. (Фарш.)
  6. Что растёт со шляпкой? (Гриб.)
  7. Самая длинная параллель земного шара. (Экватор.)
  8. Первый в мире лётчик-космонавт. (Ю.Гагарин.)
  9. Что выманивала Лиса у Вороны в басне И. Крылова? (Сыр.)
  10. Сколько нулей в числе сто? (Два.)

Вопросы третьей команде:

  1. Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, василёк, иван-да-марья.)
  2. Как называются крестьянские сани, на которых в песенке про ёлочку мужичок вёз дрова? (Дровни.)
  3. Наивысшая оценка в школе? (Отлично.)
  4. Автор сказки “Колобок”. (Русская народная сказка.)
  5. У каких деревьев осенью листья краснеют? (У клёна, рябины, осины.)
  6. Цветок, похожий на ежа. (Кактус.)
  7. В кого превратился гадкий утёнок? (В лебедя.)
  8. Сумчатое животное, живущее в Австралии? (Кенгуру.)
  9. Какая птица носит название танца? (Чечётка.)
  10. Русский полководец, взявший Измаил. (А. Суворов.)

Конкурс капитанов “От мухи до слона”

Задание: дописать на карточке недостающие части имён литературных героев.

  • Муха… (Цокотуха)
  • Удав.. (Каа)
  • Ослик … (Иа-Иа)
  • Братец… (Кролик)
  • Обезьяна… (Чичи)
  • Пудель…(Артемон)
  • Сивка…(Бурка)
  • Лиса…(Алиса)
  • Змей…(Горыныч)
  • Пчела…(Майя)
  • Курочка…(Ряба)
  • Черепаха… (Тортила)
  • Оленёнок…(Бемби)
  • Конёк…(Горбунок)
  • Поросёнок…(Пятачок)
  • Винни… (Пух)
  • Крокодил…(Гена)
  • Акула…(Каракула)

Конкурс “Портретная галерея”

Ведущий зачитывает командам задания по очереди. Если команда не может ответить на своё задание, то право ответа переходит к соперникам.

Вопрос: Кто это, откуда?

  1. Ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами, да с аршинными ушами. Он хоть роста небольшого, да сменит коня другого. “Как пущусь да побегу, так и беса настигну” — говорит о себе. (Конёк-Горбунок. П.П. Ершов “Конёк-Горбунок”)
  2. Это весёлый пёсик, у него чёрная шерсть, остренькие уши и маленькие, забавно блестящие глазки. Из-за него его хозяйка попала в Волшебную страну. (Тотошка. А.М. Волков “Волшебник Изумрудного города”)
  3. Это страшный великан. Он рыжий, усатый, рычит и кричит, может шевелить усами. Его боятся все звери и разбегаются по лесам, по полям, лишь завидев его. Сидят и дрожат под кусточками, прячутся за болотными кочками. (Тараканище. К.И. Чуковский “Тараканище”)
  4. Когда он появился на свет, то был огромный и некрасивый, не как его братья и сёстры. Его мама считала, что он хоть и некрасив, но у него доброе сердце, что когда он вырастет, то похорошеет или станет со временем поменьше. Его долго все обижали, он перенёс много горя и бед. И в конце концов он стал прекраснейшим между прекрасными, но нисколько не возгордился: доброе сердце не знает гордости. (Гадкий утёнок. Г.Х. Андерсен “Гадкий утёнок”)
  5. Этот козёл особенный. Ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка лёгонькая, а на рожках по пяти веточек. В каком месте топнет правой передней ножкой – там и появится дорогой камень, два топнет – два камня, а где ножкой бить станет – там груда дорогих камней. (Серебряное копытце. П.П. Бажов “Серебряное копытце”)
  6. Это маленький, но храбрый зверёк. В ночь, когда луна была полной и светлой, мама первый раз в жизни послала его к быстрому ручью за раками. Ему надо было перейти через большое дерево, которое было перекинуто через пруд. Но ему кто-то мешал. Не помог ни большой камень, ни палка, ни страшные рожи, а помогла выполнить поручение…улыбка. (Крошка Енот. Л.Муур “Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду”.)

Конкурс “Кто здесь был и что забыл?”

Для конкурса нужны предметы или их изображения. Ведущий показывает командам предмет-загадку. Задание – назвать произведение (и его автора), где этот предмет встречается.

Предметы-загадки:

  1. Азбука. (А.Толстой “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.)
  2. Веретено. (Ш. Перро “Спящая красавица”.)
  3. Короб. (Русская народная сказка “Машенька и медведь”.)
  4. Красная шапочка. (Ш. Перро “Красная шапочка”.)
  5. Горошина. (Г.Х. Андерсен “Принцесса на горошине”, “Пятеро из одного стручка”.)
  6. Туфелька. (Ш.Перро “Золушка”.)
  7. Монетка. (К.Чуковский “Муха-Цокотуха”, А.Толстой “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.)
  8. Сапог. (Ш. Перро “Кот в сапогах”.)
  9. Горшочек. (Братья Гримм “Горшочек каши”)
  10. Верёвка. (А.Пушкин “Сказка о попе и работнике его Балде”.)
  11. Воздушный шарик. (А.Милн “Винни-Пух и все-все-все”.)
  12. Банка с вареньем. (А.Линдгрен “Малыш и Карлсон”.)

Конкурс “Сказочный алфавит”

Каждая команда получает лист бумаги с написанным на нём алфавитом. Задание- вспомнить и написать персонажей произведений на каждую букву алфавита.

Примеры:

А – Алёнушка, Айболит, Алиса;

Б – Буратино, Базилио

В – Винни-Пух, Василиса Премудрая;

Г – Герда, крокодил Гена, Гулливер;

Д – Дюймовочка, дядя Фёдор;

Е – Емеля, Елена Прекрасная, Елисей;

Ж – Жучка;

З – Золушка;

И – Иванушка;

К – Колобок, Кай;

Л – лягушка-путешественница;

М – Мауги, Машенька;

Н – Незнайка;

О – Оловянный солдатик, Оле-Лукойе;

П – Пятачок;

Р – Рикки-Тики-Тави, Рике с хохолком;

С – Салтан, Суок, дядя Стёпа;

Т – Том Сойер, тараканище;

У – Урфин Джюс;

Ф – Финист, Федора;

Х – Хаврошечка, Хоттабыч;

Ц – Царевна-лягушка;

Ч – Чиполлино, Черномор;

Ш – Шапокляк;

Щ – щука;

Э – Элли, эльфы;

Я – баба Яга.

Конкурс-игра “Устами младенца” по сказкам А.С. Пушкина

— 10 февраля мы будем отмечать очередную дату со дня смерти великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Поэтому следующий конкурс будет посвящён сказкам А.С. Пушкина, которые любят и знают дети. Наш конкурс будет называться “Устами младенца”, так как по детским словам вы должны будете определить героя или название сказки А.С. Пушкина. А задание для вас должна разыграть (инсценировать) команда противника.

  1. Это такой предмет, он не волшебный, но если б его не было, то не было бы и сказки.
  2. Эта вещь длинная и крепкая.
  3. Но она как бы вся рваная.
  4. Ею можно кого-то поймать.

(Сети в “Сказке о рыбаке и рыбке”)

  1. Это одежда, но не совсем, просто одежда из неё состоит.
  2. В неё одеты много героев из одной сказки.
  3. Она блестит.
  4. А в сказке сказано, что “как жар горит”.
  5. Это есть и у рыбок.

(Чешуя. “В чешуе, как жар горя, 33 богатыря”)

  1. Это бедный человек и плохо одетый.
  2. У него нет денег, но он работает, только не на работе.
  3. Он добрый и сильный. Он никого не обижает, но может и обидеть.
  4. Он больно щёлкнул одного дядьку по лбу.

(Балда)

  1. Она красивая, очень даже красивая.
  2. Она волшебная.
  3. Она царица, наверное.
  4. Она может выполнить любые просьбы.
  5. Если её поймать.

(Золотая рыбка)

  1. Он очень волшебный. Может, в него превратился волшебник.
  2. Но вообще-то это не человек
  3. В сказке он приносит пользу для страны.
  4. В конце сказки он сильно наказывает царя.
  5. Это птица такая.

(Петушок. “Сказка о золотом петушке”)

  1. Это предмет. Он деревянный, но может, и не совсем.
  2. Он может плыть.
  3. Но может и утонуть, если есть щели.
  4. В нём много человек поместится.
  5. А в сказке там были двое.
  6. Они не утонули, а выбрались на берег.

(Бочка. “Сказка о царе Салтане”)

  1. Это такая тётенька. Она злая.
  2. Она, может, и не злая, просто боится.
  3. Она боится царицу.
  4. Царица злая, а если бы была добрая, то и сказки бы не было или была бы совсем другая.
  5. Эта тётенька служанка и у неё плохое имя.
  6. Это не имя, а прозвище. Наверное, она делает грязную работу и одета в чёрную одежду.

(Чернавка. “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”.)

Конкурс “Эрудит”

Задание: составить как можно больше слов из слова СНЕГУРОЧКА за определённое время.

Конкурс “Продолжи стихотворение”

Ведущий начинает читать стихотворение, а команда должна продолжить его (несколько строк), вспомнить автора и название.

1. А.С. Пушкин “Сказка о попе и о работнике его Балде”.

Жил-был поп,
Толоконный лоб…
(Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.)

2. С.А. Есенин “Берёза”.

Белая берёза
Под моим окном…
(Принакрылась снегом,
Точно серебром.)

3. А.С. Пушкин “Уж небо осенью дышало…”

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало…
(Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.)

4. С.Я. Маршак “Вот какой рассеянный”.

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать…
(Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки.)

5. Н.А. Некрасов “Крестьянские дети”.

Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел…
(Был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.)

6. К.И. Чуковский “Тараканище”

Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот…
(Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.)

Стихотворный конкурс

На экране вы видите рифмы. Задание: сочинить по предложенным рифмам небольшое стихотворение.

…лета …глазами
…полевой …межу
…где-то …на память
… домой …посажу

Конкурс “Сочини сказку”

До мероприятия дети по ключевым словам: заяц, карандаш, ручей, март, торт – должны сочинить небольшую сказку (тетрадный листок). Зачитывают произведения.

Конкурс “Музыкальный”

Вспомнить и исполнить песни (отрывок) из кино- и мультфильмов. Команды поют по очереди. Кто больше?

Предлагается разучить:

Песня “Если с книгой дружишь ты” (на мотив песни “Если с другом вышел в путь”)

Если с книгой дружишь ты,
Если с книгой дружишь ты –
Веселей живётся.
А без книги, ты пойми,
А без книги, ты пойми,
Всё трудней даётся.

Припев:

Что мне А, что мне Б,
Что мне А, Б, В, Г, Д,
Когда я буквы знаю все!

На уроках я всегда,
На уроках я всегда
Отвечаю чётко.
Книга верная моя,
Книга верная моя,
Мне во всём подмога.

Припев:

Что мне А, что мне Б,
Что мне А, Б, В, Г, Д,
Когда я буквы знаю все!

И скажу я вам, друзья,
И скажу я вам, друзья, —
С книгой вы дружите.
Книги – верные друзья,
Книги – верные друзья.
Книги вы любите!

Подведение итогов. Награждение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *