Литургии преждеосвященных даров

Вечерня по своему составу напоминает и изображает времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение первых людей, изгнание их из рая, раскаяние и молитву их о спасении, затем, надежду людей, согласно обетованию Божию, на Спасителя и, наконец, исполнение этого обетования.
Еще в ветхозаветные времена, на закате солнца, на алтаре Храма приносилась вечерняя жертва, и священнослужители возжигали светильники – эмблему света благодати Божьей, также и человеческой души, пылающей пламенем веры.
Вместе с кадильным дымом, символом благодати молитвы, возносились к Господу и сами молитвы – искренние псалмы благодарности за то, что даровал Он силы народу Своему выполнять Заповеди Его в продолжение дня.

С приходом на землю обещанного Спасителя Иисуса Христа, Сына Божьего, был упразднен благовестный закон жертвоприношения животных.
Сам Господь стал правдивой Жертвой, Тем Агнцем Непорочным, Который взял на Себя грех мира, добровольно отдав Себя на распятие за наши прегрешения.
Изменились и обряды Новозаветной Церкви, хотя кое-что из ветхозаветной обрядности все-таки сохранилось (впрочем, приобретя новые формы и символическую нагрузку).
Так постепенно сформировался чин богослужений Нового Завета.

Богослужение начинается открытием Царских дверей.
Священник с дьяконом кадит алтарь; затем дьякон возглашает на амвоне:

“Восстаньте!” (здесь – встаньте к молитве, поднимитесь как духовно, так и буквально), а священник в алтаре: “Слава Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троице всегда – ныне, и во всякое время, и на веки вечные…” Миряне подхватывают – “Аминь!”
Тогда священник трижды призывает верующих прийти и поклониться Христу, Царю и Богу нашему, и звучит 103 (104) псалом, прославляющий Бога-Творца ( “Благослови, душе моя, Господа!..” ).
Во время его пения отворяются Царские врата (символ дверей Рая), и происходит каждение всего храма.
На языке символов это напоминает нам времена от создания мира, когда открыты были пред родом человеческим двери Рая, и все творение радостно пело Богу песню хвалы.
Но, к сожалению, после грехопадения первых людей веры, изображенных в Библии в образах Адама и Евы, вошли в жизнь первоначальной церкви стыд, страх, боль, моральное обнищание и духовная смерть.
Двери Рая закрылись перед человеком, что и символизируется на вечернем богослужении закрытием после каждения и пения псалма Царских врат.

Дьякон выходит на солею (алтарное возвышение перед иконостасом), и возглашает большую (великую) ектенью (старательное, внимательное, ревностное моление).
Великая, или мирная ектенья, как и на Литургии, начинается словами:

“В мире (в покое) Господу помолимся…” Это молитва за мир с Неба и спасение душ наших; за мир всего мира, за доброе состояние святых Божьих церквей и за соединение всех; за святой храм сей, патриарха, епископа, все духовенство, причет и людей; за державу нашу; за город, село, и за всякий город, село и страну; за благорастворение воздухов, за урожай плодов земных и за времена спокойные.
В конце же моления звучит призыв всю жизнь нашу Христу-Богу отдать.

Как ответ на эту искреннюю молитву – звучит 1-й библейский псалом:

“Блажен муж, который за советом несправедливых не ходит…”

Раньше во время пения псалмов верные сидели; когда же звучала ектенья – то вставали.
И дьякон, призывая всех подняться к молитве, возглашает малую ектенью:

“Еще и еще в мире Господу помолимся…” После того возносятся глаголы 140 (141)-го псалма Давида, изрекающие печаль об утраченной нами связи с Богом, и желание отыскать её, и служить Богу от чистого сердца: “Господи, взываю к Тебе…”
И снова происходит каждение всего храма – символ искренней молитвы покаяния, литании пред закрытыми вратами Рая…
Поются стихиры – гимны, состоящие из определенного количества стихов, коими сопровождается исполнение псалмов; а также Богородичный (песнопение, содержанием которого есть прославление и восхваление Пресвятой Богородицы – Истока нашего искупления).

Во время пения Богородичного начинается обряд входа, который припоминает нам обычай, существовавший при храме Гроба Господнего в Иерусалиме, когда верные собирались в церкви значительно раньше начала богослужения и пели псалмы, гимны и молитвы, а епископ приходил позднее, и торжественно вступал в Храм.
Вообще же вход с кадилом знаменует собою ожидание людьми обещанного Богом Спасителя.
“Премудрость. Станьте просто!” – громко возглашает дьякон (символ Предтечи Господнего – Иоанна Крестителя), и священник (тень мессианского пророчества, знак грядущего пришествия Сына Божьего), выйдя на солею северной боковой дверью, благословив молящихся – торжественно вступает в алтарь.
Кадило с фимиамом при вечернем входе означает что молитвы наши, как фимиам, поднимаются к Богу, и так нисходит на нас благодать Всесвятого Духа.
Крестообразное же благословение входа – то, что лишь крест Господний, Крест смирения может отворить нам двери Рая… В этот момент в храме поется вечерняя песня, которая известна нам еще со времен гонений на первых христиан:

«Свете тихий (свет Христовой благодати – сладчайший свет Смирения и Любови Божьей: “Тайна, сокрытая от веков и поколений, а ныне явленная Его святым, коим Бог захотел показать…, а она – Христос в вас, надежда славы!” (Колосянам, 1 глава, 26-27 стихи)) святой славы (слава – синоним присутствия Божества: ибо как прославим Того, Кого не видим, и присутствия Кого не ощущаем) Бессмертного Отца Небесного, Святого, Блаженного – Иисуса Христа!»,

Дожив до захода солнца, увидев свет вечерний воспеваем Отца, Сына и Святого Духа – Бога (Отец – через Сына – Духом Своим Святым дает нам познавать Себя, любить и прославлять).

Достойно есть во всякое время прославлять Тебя голосами преподобными (голосами тех верующих и верных, которые стремятся возвратить, и действительно возвращают утраченное человеческим племенем подобие Божье) , Сыне Божий, жизнь дающий; посему и мир Тебя прославляет”.

После этого, если праздник, читаются отдельные отрывки из Библии, так называемые паремии (отрывки со Святого Письма Старого, реже – Нового Завета, содержание которых касается того священного лица или события, чей праздник отмечают).
Перед чтением паремий произносятся стихи из Псалтыря – прокимны (предваряющие стихи).
Ныне паремии читают лишь перед большими праздниками, тем не менее прокимны после входа – возглашаются всегда.

После прокимна и трех паремий звучит тройная ектенья (“Промолвим все от всей души, и от всего разумения нашего, промолвим…”) , и поется вторая песня Церкви времен первых христиан:

“Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохраниться нам. Благословен еси, Господи, Боже отцов наших, и хвалимое, и прославляемое Имя Твое во веки. Аминь.

Да будет, Господи, милость Твоя на нас – ибо мы надеемся на Тебя. Благословен еси, Господи, научи нас заветов Твоих. Благословен еси, Владыко, вразуми нас заветами Твоими. Благословен еси, Святый, просвети нас заветами Твоими.

Господи, милость Твоя во век. Не отвергни творения рук Твоих.

Тебе подобает хвала, Тебе подобает прославление, Тебе слава принадлежит – Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне, и во всякое время, и на веки вечные. Аминь”.

И снова звучит ектенья. На этот раз – просительная (“Восполним вечернюю молитву нашу Господу…”).

Перед большими праздниками правится также и лития (на греческом – усиленное общее моление).
Этот обряд дошел до нас от монастырей Палестины и Афона, и был известен со времен первых христиан (во время гонений на Церковь, чтобы не претерпеть преследований от язычников, крестные ходы приходилось осуществлять с опаской, по ночам).
Тогда процессия шла к святыням обители (позднее заменено выходом в притвор храма, сегодня же – в западную часть церкви, что делается для того, чтобы возвестить оглашенным и тем, кто стоит в притворе и кается, о празднике, и вместе с ними помолиться).
Возле святынь молились за живых и умерших, а затем происходила братская трапеза для подкрепления сил верных (раньше всенощные – не только в монастырях, но и в мирских храмах, – начинались с вечера, и заканчивались на утро, что, понятно, было немало утомляюще для молящихся). Перед началом этой короткой трапезы освящались хлеб, вино и оливковое масло, и раздавались присутствующим.
Ныне осталось лишь это освящение, которое напоминает о том, что Господь подает нам как духовную, так и земную пищу, за которые мы должны Его всегда благодарить.

Эта часть всенощного бдения совершается так: все священнослужители выходят из алтаря в западную часть храма; на клиросе поются соответствующие стихиры литийные, а после них дьякон возглашает литийную ектенью: “Спаси, Боже, людей Твоих…”
Далее поем стихиры стиховны (стихиры со стихами – специально подобранными стихами псалмов, посвященными празднику).
А затем – поднимается в Небо песня святого Симеона Богоприимца, который, по обету Божьему, встретился в святом храме с маленьким Иисусом (вспомните праздник Сретения Господнего – встречу Старого и Нового Заветов: заветов рабства и свободы, покорности и смирения, страха и любви), и принял Бога Спасителя на праведные свои руки, а в сердце свое – невыразимую благодать смирения, “зачаток Духа”, дивное причастие рождества Христова, чудесное рождение свыше (см. Луки, 2 глава, 22-39 стихи).

Эта песнь припоминает нам явление ангела Симеону, которое произошло незадолго до пришествия Спасителя.
Тогда вестник Божий объявил святому старцу о том, что тот не умрет, пока не увидит Христа-Спасителя:

“Ныне отпускаешь в мире (в духовном ощущении мира, в блаженном состоянии смирения Божьего) раба Твоего, Владыко (рабская, подзаконная вера покорности, вера, совершаемая страхом – переходит на новый уровень, становится сыновней, подблагодатной верой смирения: верой, которая вершится любовью; “отпускаешь раба” – ибо приходит сын…), как и сказал Ты.
Яко увидели очи мои спасение Твое (увидели Христа как путь спасения – путь покаяния, самоотречения, смирения и любви; увидели не просто в теории /Евангелие как духовное учение смирения/, но и практически /руки – дела веры/, и, что важнее всего, – мистически /молитва сердца, слезы умиления, внутреннее ощущение благодати/), которое приготовил Ты всем людям: свет для просвещения народов, и славу людей Твоих, Израиля (нас с вами – духовного Израиля, народа Божьего, верующих и верных потомков Авраама, Исаака и Якова по благодати Христовой)”,

Далее трижды поется тропарь праздника с каждением тетрапода (невысокого четырехугольного церковного столика, который устанавливают посреди храма верных для совершения некоторых богослужений: Таинств Крещения и Брака, разнообразных освящений; на разговорном языке – аналойчик), и происходит благословение хлебов (точнее – пяти хлебов /просфор/, пшеницы, вина и елея /сегодня это ароматное масло, которое используют во время определенных священнодействий для помазания людей и церковных предметов/).
Священник молится и просит Бога, чтобы приумножил их, также и о том, чтобы освятил верных Своих, будущих вкушать от сих хлебов и вина. Елей, освященный в это время, используется для помазания тех, кто молится на всенощном бдении; пшеница же – используется в пищу.

Пять хлебов, освященных в данном случае, напоминают нам о том чуде, которое совершил Господь нашего Иисус Христос во время Своей жизни на земле, когда Он пятью хлебами насытил пять тысяч народа; а также то, что Он и есть Тот “Хлеб Жизни, Который с Неба сошел”, и что только Духом Святым Христовым дается нам правдивое духовное понимание Писания – разламывается хлеб Слова Божьего, “хлеб наш насущный”, становящийся в нас хлебом веры и благодати…

Если же служба воскресная, то после “Ныне отпускаешь…” бывает пение молитвы “Богородице, Дево, радуйся…” , которая составлена из слов ангельского приветствия Богородице:

“Богородице, Дево, радуйся! Благодатная Мария, Господь с Тобою. Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего, ибо Ты породила Спаса душ наших”.

Молитва эта припоминает нам событие Благовещения – добрую, радостную весть о том, что Господь избрал Деву Марию быть Матерью Спасителя мира, и что вот началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти (см. Луки, 1 глава, 26-38 стихи).

Вечерня заканчивается 33-м (34-м) псалмом “Благословлю Господа во всякое время…” , и завершающим благословением священника:

“Благословение Господне на вас, Его благодатью и человеколюбием, всегда – ныне, и во всякое время, и на веки вечные”.
Люди все вместе отвечают – “Аминь”.

Что такое литургия Преждеосвященных Даров?

Наша Церковь постановила каждую среду и пятницу Великого поста служить литургию Преждеосвященных Даров. Во время этой литургии не совершается Жертва – претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Честные Дары, хлеб и вино, уже готовы, освящены заранее во время воскресной Божественной литургии (отсюда и название: “Преждеосвященных Даров”), а значит – уже претворены в Тело и Кровь Христовы и даются верующим во время Причастия.

Каждую воскресную литургию священник отрезает от просфоры так называемый Агнец – квадратную часть печати с надписью “ΙΣ-ΧΣ ΝΙ-ΚΑ” (“Иисус Христос побеждает”) – и кладет его на дискос. Через некоторое время, по время пения “Тебе поем…”, Агнец по благословению иерея претворяется в Тело Христово, а вино, находящееся в святом потире, в Кровь Христову.

Но когда мы проходим через скорбный период Великого поста, иерей во время воскресной литургии отрезает от просфоры не одну частицу, как мы сказали выше, а несколько (как правило, три), в зависимости от числа литургий Преждеосвященных Даров, которые будет совершены в течение недели.

Эти частицы (которые отрезаются не от одной просфоры, а каждая от своей) будут в соответствующее время благословлены иереем и претворены в Тело Христово. Одна из частиц будет использована для Святого Причастия в тот же день (воскресенье), а другие (обычно две) погружены в потир со святой Кровью Христовой и будут храниться в специальном сосуде – артофоре и использоваться на литургиях Преждеосвященных Даров, совершаемых в течение недели. На этих литургиях священник выносит верующим на Причастие эти Преждеосвященные Дары.

Литургия Преждеосвященных Даров тесно связана с вечерней, то есть совершается вечером. Это было установлено потому, что в древности христиане в дни Великого поста ничего не ели до наступления вечера, а значит, могли причаститься во время вечернего богослужения.

В наши дни литургия Преждеосвященных Даров также иногда совершается вечером, но чаще – в утренние часы, как это привычней для верующих.

Эта литургия лишена праздничной и торжественной атмосферы других литургий. В ней преобладает сокрушенное и благочестивое настроение.

Литургия Преждеосвященных Даров совершается по средам и пятницам Великого поста. Во время Страстной недели ее служат лишь в первые три дня: Великий понедельник, Великий вторник и Великую среду. Также эта литургия совершается по праздничным дням, выпадающим на период Великого поста.

По великопостным субботам и воскресеньям эта литургия не служится.

Иерей, имея записки с именами, не поминает их во время приложения Честных Даров, оставляя эти записки на субботнюю или воскресную литургию.

Кроме того, в течение литургии Преждеосвященных Даров не совершается поминовение усопших.

Архимандрит Эпифаний Феодоропулос.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

История

Литургия Преждеосвященных Даров восходит к апостольским временам . Великий Григорий I (папа римский) Двоеслов восстановил широкое употребление этой литургии в Римской и других западных церквах. Иерусалимский патриарх Досифей II (XVII век) пишет: «Преждеосвященная литургия принята от преемников апостольских и не есть творение Григория Двоеслова». Однако в некоторых богослужебных рукописях с XVI века составление литургии Преждеосвященных Даров приписывается святителю папе римскому Григорию Двоеслову.

Шестой Вселенский Собор 52-м правилом утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы, чтобы не лишать верных таинственного общения с Господом и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии.

В современной практике Православной Церкви служится в среду и пятницу Святой Четыредесятницы, в полиелейные (Иверской иконы Божией Матери, 1-го и 2-го Обретения главы Иоанна Предтечи, 40 Севастийских мучеников), храмовые праздники, в четверг 5-й седмицы Великого поста и с понедельника по среду Страстной Седмицы. Возможно её совершение в канун праздника Благовещения (24 марта (7) апреля). До 1930 года в Киево-Печерской Лавре также совершалась ежедневно в седмичные дни Великого поста (кроме его первых двух дней), что было пережитком Студийского Устава, который господствовал в Русской Церкви до XV века. В настоящее время эта традиция утеряна.

Чинопоследование

Литургия Преждеосвященных Даров по сути является вечерней, на которой происходит торжественное причащение. В связи с этим первая часть литургии практически не отличается от вечерни (до вечернего входа и паремий), а вторая схожа с литургией верных «полной литургии», но без евхаристического канона.

Первая часть

Как и вечерня, литургия Преждеосвященных Даров начинается с предначинательного 103-го псалма и великой ектении. Затем следует кафизма (чаще всего 18-я) — «псалмы степени» (церковно-слав, в Синодальном переводе «псалмы восхождения» — с псалма 119-го до псалма 133-его с малыми ектениями на каждой «Славе». Традиция связывает 15 — количество псалмов восхождения с 15 ступенями Иерусалимского храма, на которых они пелись ветхозаветными священниками. Последование вечерни сопровождается в алтаре литургическими элементами: во время первого антифона священник извлекает из дарохранительницы (во многих храмах в качестве дарохранительницы в данном случае используется дискос с звездицей и покровцом небольшого размера, который накрывается специальным колпаком, от попадания пыли) прежде освящённый (то есть освящённый раньше — в предшествующее воскресение) Агнец и помещает его на дискос, во время второго — кадит алтарь и находящиеся там Дары, во время третьего — переносит Дары с престола на жертвенник, проходя через Горнее место. В связи с этим во время третьего антифона все присутствующие в алтаре, а по благочестивой традиции и все молящиеся во храме, преклоняют колени.

После третьей краткой ектении вновь возобновляется последование вечерни — поются 140, 141, 129, 116 псалмы с соответствующими стихирами (то есть стихиры на «Господи, воззвах»), осуществляется вечерний вход с кадилом (если на литургии читается Евангелие, то с ним), поётся «Свете тихий» и читаются две паремии, предваряемые прокимнами. В течение шести недель Четыредесятницы первая паремия берётся из Книги Бытия, вторая — из Притчей Соломоновых; в великие Понедельник, Вторник и Среду — из Книг Исход и Иова соответственно.

Характерной особенностью литургии Преждеосвященных Даров является благословение священником молящихся со словами «Свет Христов просвещает всех» и зажжённой свечой и кадилом в руках, происходящее между чтениями паремий. По обычаю, все молящиеся принимают благословение коленопреклоненно. Это благословение связано с раннехристианским обычаем зажжения светильника на вечерне (с ним же связано название тайных молитв священника на вечерне — «светильничные»).

Завершается первая часть литургии Преждеосвященных Даров пением избранных стихов 140-го псалма с рефреном («Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою…»). По Уставу стихи читает чтец, а рефрен исполняется хором. В богослужебной практике нередко стихи поёт хор, а рефрен — молящиеся в алтаре. При этом все молящиеся преклоняют колена. Вслед за этим священник в алтаре возглашает молитву Ефрема Сирина, сопровождаемую тремя земными поклонами.

Если в этот день полагается чтение Евангелие (в великие Понедельник, Вторник, Среду и некоторые другие дни), оно читается после 140-го псалма.

Вторая часть

  • Сугубая ектения,
  • Первая и вторая молитвы верных,
  • Великий вход,
  • Молитва Ефрема Сирина,
  • Просительная ектения («Исполним вечернюю молитву нашу…»),
  • Отче наш,
  • Главопреклоненная молитва,
  • Возглас священника «Преждеосвященная Святая святым» и приобщение духовенства и мирян.

В связи с тем, что Дары уже освящены ранее, молитвы верных посвящены не просьбе о принятии и освящении Даров, а о достойном их причащении. Великий вход на литургии Преждеосвященных Даров существенно отличается от аналогичного входа на «полной» литургии тем, что в процессии переносятся с жертвенника на алтарь уже освящённые Дары, то есть Тело Христово. В связи с этим, чашу и дискос несёт священник, держа дискос правой рукой над чашей «близ чела», диакон предшествует ему, обратив лицо к Дарам (то есть идёт, пятясь) и часто кадит, а молящиеся преклоняют колена. Великий вход сопровождается особенным песнопением, разделяемым на две части:

«Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се, бо входит Царь Славы: се Жертва тайная совершена дориносится (то есть торжественно переносится).»

  • Вход со Святыми Дарами,

«Верою и любовию приступим, да причастницы Жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.»

Особенно торжественно этот Великий вход происходит в греческих Церквах, где сохранился обычай совершать полный вход, то есть священник и диакон выходят из алтаря северными вратами, идут по храму вплоть до западных врат и затем возвращаются в алтарь через Царские врата.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *