Литургия в церкви

№15 КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ СВТ. ИОАННА ЗЛАТОУСТА (чинопоследование и символика)

В наш мир, в котором так много зла и несправедливости, две тысячи лет назад пришел Бог и стал Человеком. Он пришел, чтобы спасти нас от зла, от одиночества, от смерти души. Когда после Его крестной смерти Его ученики собирались вместе, Он, воскреснув из мертвых, приходил к ним, беседовал и, даже, ел с ними. Он продолжает приходить к нам в наши дни, когда мы собираемся вместе на Божественную Литургию.

Божественная Литургия (от греч. – «общее дело») – это главное из общественных богослужений, во время которого совершается Великое Таинство Церкви – Таинство Причащения или Евхаристия (от греч. – «благодарение»). Участвуя в этом Таинстве, христиане благодарят Бога за дар жизни, за прощение грехов, за все радости и скорби, ниспосылаемые Промыслом Божиим. Первую Литургию совершил Господь наш Иисус Христос в Сионской горнице на Тайной Вечере, и каждая Литургия является таинственным продолжением этого события. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе «едиными устами и единым сердцем» прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин. Перед началом литургии, священник и диакон совершают пред Царскими Вратами входные молитвы. Затем, попросив друг у друга и у народа прощение, они входят в св. Алтарь и прикладываются к св. Престолу, Евангелию и Кресту. После этого, они облачаются в святые ризы со чтением соответствующих молитв. В Литургии можно выделить три основные части:

I. ПРОСКОМИДИЯ
(от греч. – «принесение», «подношение»)
Во время этой части приготовляются литургический хлеб (просфоры) и вино для Евхаристии; поминаются имена Богородицы, святых и христиан (живых и усопших), за которых священник в Алтаре на жертвеннике вынимает частицы из просфор. Поэтому каждый, кто присутствует в храме в это время, должен подавать поминовение о здравии и о упокоении своих православных родных и близких.
• В храме обычно в это время чтец читает особое молитвословие – Часы (3-й и 6-й час), а также последование ко Св. Причащению. Во время чтения Часов мы призваны вспоминать о суде над Христом у Пилата, о Его поругании и избиении, о том, как Он был веден на Голгофу, как Он был распят на Кресте, как сделалась тьма по всей земле (Лк. 23, 44), и т.д.
• Перед началом Литургии священник или диакон с кадилом совершают каждение Алтаря, церковнослужителей и всех молящихся в храме. Кадильный дым – символизирует действие Святого Духа, наполняющего храм Божией благодатью, освящая верующих.

II. ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ
На этой части Литургии могут присутствовать оглашенные, т.е. те люди, которые готовятся к принятию Святого Крещения и получают наставление (оглашение) в христианской вере.
• Диакон: «Бла́гослови, влады́ко».
Литургия начинается возгласом иерея, прославляющего Царство Святой Троицы – Царство мира, правды и Света, которое Христос принёс на землю: «Благослове́нно Ца́рство Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.». Славословие – высшая форма молитвы, в которой человек как бы забывает самого себя и устремляет все силы своей души к восхвалению, прославлению Творца. Услышав произнесенное священником начальное благословение, церковная община, от имени которой выступает хор, присоединяется к прославлению Царства Божия пением «Ами́нь», что означает «истинно так».
• Диакон (или священник) возглашает ми́рную или великую ектению́ (от греч. – «протяжное моление»), призывая всех христиан в мире с Богом и ближними совершать молитву о спасении душ, о мире, о Церкви, о храме, о молящихся, о Патриархе, о правящем архиерее, о священнослужителях, о церковнослужителях, об Отечестве, о властях, о воинстве, о всех верующих, о плодородии земли, о путешествующих, о страдающих, о плененных, об избавлении от скорбей и всецелом вверении себя, своей жизни Богу – всего 11 прошений. Мирная ектения заканчивается возгласом иерея:
«Я́ко подоба́ет Тебе́ вся́кая сла́ва честь и поклоне́ние, Отцу́ и Сыну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
• Далее хор поет 1-ый антифон (от греч. – «вторящий»): «Благослови́, душе́ моя́, Го́спода…» – это избранные стихи 102 псалма. Первый антифон призывает верующих к внутреннему сердечному прославлению Бога, по слову святого апостола Павла, заповедовавшего христианам сердцем веровать в правду Божию, а устами исповедовать Бога во свое спасение.
Диакон совершает малую ектению: «Па́ки и па́ки (еще и еще) ми́ром Го́споду помо́лимся…».
Иерей: «Я́ко Твоя́ держа́ва, и Твое́ есть Ца́рство, и си́ла, и сла́ва, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
• Затем хор поет 2-ой антифон: «Хвали́ душе́ моя́ Го́спода …» (145 псалом).
Во втором антифоне христиане призываются исповедовать Бога не только устами, но и всей своей жизнью. И надеяться только на Бога, а не на людей, даже обладающих властью и богатством. Этот антифон заканчивается песнопением Иисусу Христу «Единородный Сыне…», в котором мы просим Христа спасти нас. В нем также раскрывается учение о Спасителе, как о Боге воплотившемся от Девы Марии и о спасении рода человеческого через Его искупительную смерть на Кресте и Воскресение.
Диакон: «Па́ки и па́ки ми́ром Господу помо́лимся…».
Иерей: «Я́ко Благ и Человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем: Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
• Во время пения третьего антифона «во Ца́рствии Твое́м, помяни́ нас Го́споди…» – 9-ти Заповедей блаженств, преподанных Иисусом Христом в Нагорной проповеди (Мф. 5:1- 7:29; Лк. 6:12-41), совершается Ма́лый Вход с Евангелием, который символизирует выход Христа Спасителя на проповедь о Царствии Божием и о Покаянии. Свещеносец со свечой, идя перед диаконом, знаменует свет Новозаветной благодати. Евангелие, которое несет диакон, означает Христа Спасителя, священник являет образ святых апостолов. В Царских вратах диакон совершает Евангелием знак Креста и входит в Алтарь. Этим символизируется, что через крестные страдания Спасителя всем верующим открывается вход в Царствие Небесное. А возглас диакона «Прему́дрость, про́сти» – это призыв к верующим внимать премудрости Божией, стоя благоговейно.
Если воскресный день, то хор поет: «Прииди́те, поклони́мся и припаде́м ко Христу́. Спа́си ны, Сы́не Бо́жий, воскресы́й из ме́ртвых, пою́щия ти́ : Аллилу́йя». Если Богородичный праздник, то вместо «Воскресы́й из ме́ртвых» поют «Моли́твами Богоро́дицы». Если память святого, то – «Во святы́х ди́вен Сый».
• Далее хором, попеременно с духовенством, поются тропари и кондаки, в которых отражается смысл праздника данного воскресного дня или память святого.
Диакон:»Го́споду помо́лимся».
Иерей: «Я́ко свя́т еси, Бо́же наш, и Те́бе сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Духу́, ны́не и при́сно».
Диакон попеременно с хором: «Го́споди, спаси́ благочести́выя…»; «…И услы́ши ны́ «.
Диакон: «…И во ве́ки веко́в».
Хор: «Ами́нь».
Хор поет: «Святый Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй на́с». (3 раза).
Эта молитва называется Трисвятое, и представляет собой ангельское пение (славословие) Серафимов перед Престолом Господа Саваофа в видении пророка Исайи (Ис. 6:3) с наименованием лиц Пресвятой Троицы и с прошением о помиловании нас, грешных. Во время пения Трисвятого, священник в Алтаре становится на Горнем месте, за Престолом, лицом к народу. (Это означает завершение спасения Христом Спасителем всего рода человеческого и восшествие Его в Царствие Небесное к Богу Отцу). Затем совершается чтение отрывков из Апостола и Евангелия.
• Чтение книги Апо́стол напоминает нам о проповеди святых апостолов. К внимательному чтению Апостола верующие приготовляются возгласами: «Во́нмем» (будем внимать!).
• Чтение Ева́нгелия – проповедь Самого Христа. В некоторых храмах после чтения Евангелия священник произносит проповедь.
• После Евангелия и проповеди диаконом совершается сугу́бая (усиленная) ектения́ о здравии и спасении всех верующих с возгласом иерея: «Я́ко Ми́лостив и Человеколю́бец Бог еси́, и Тебе сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Духу́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
• Затем произносится заупоко́йная ектения́ с возгласом — «Я́ко Ты еси́ Воскресе́ние и Живо́т (жизнь), и поко́й усо́пших ра́б Твои́х (имена), Христе́ Бо́же на́ш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Духом, ны́не и при́сно и во ве́ки ве́ков». Хор: «Ами́нь», на которой мы поминаем усопших православных христиан.
После следуют три екте́нии: первая – об оглаше́нных, т.е. о тех, кто готовится к Таинству Крещения (иногда она опускается). Следующие две – о верных, т.е. о верующих, принявших Крещение. По окончании третьей ектении иерей произносит возглас: «Я́ко да под держа́вою Твое́ю всегда́ храни́ми, Тебе сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Духу́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в».
Хор поёт протяжное: «Ами́нь».

III. ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ
Так называется третья часть Литургии, потому что на ней могут присутствовать только верные, т.е. крещеные и воцерковленные. После повеления оглашенным удалиться из Храма – «Ели́цы (от греч. – «те, которые») оглаше́ннии изыди́те…», поется Херувимская песнь. Это песнопение призывает верующих оставить всякие мысли о житейских проблемах и уподобиться Херувимам, которые находятся близ Бога на Небе, воспевая вместе с ними Трисвятую песнь. Во время пения в Алтаре иерей произносит: «И́же Херуви́мы та́йно образу́юще и Животворя́щей Тро́ице Трисвяту́ю песнь припева́юще, вся́кое ны́не жите́йское отложи́м попече́ние.».
Диакон: «Я́ко да Ца́ря всех поды́мем, а́нгельскими неви́димо дориноси́ма чи́нми. Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа.».
По-русски: «Мы, таинственно уподобляясь Херувимам и воспевая Трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо ангельские чины торжественно прославляют. Хвала Богу». (3 раза).
• После исполнения хором слов: «Вся́кое ны́не жите́йское отложи́м попече́ние …» священник и диакон торжественно выносят св. Чашу и Дискос (от греч. – «круглое блюдо») с приготовленными для Евхаристии вином и хлебом из северных дверей Алтаря. Остановившись на солее, лицом к народу духовенство возглашает молитву о священноначалии и о всех, кого мы особенно поминаем: братию храма, прихожан, болящих, певчих, благотворителей, и т.д. Затем через Царские врата духовенство входит в Алтарь и поставляет св. Чашу и Дискос на св. Престол. Великий вход знаменует собой торжественное шествие Иисуса Христа на вольные страдания и крестную смерть. Хор заканчивает Херувимскую песнь словами «Я́ко да Царя́ всех поды́мем …».
• После «Херувимской» диакон произносит просительную ектению «Испо́лним моли́тву на́шу Го́сподеви…», которая заканчивается возгласом иерея: «Щедро́тами Единоро́днаго Сы́на Твоего́ , с Ни́мже благослове́н еси́ , со Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в …».
Хор: «Ами́нь».
Иерей: «Мир всем». Хор: «И ду́хови твоему́».
Диакон: «Возлю́бим друг дру́га, да единомы́слием испове́мы».
Хор: «Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Тро́ицу Единосу́щную и Неразде́льную».
В это время в Алтаре священники целуют покрытые Возду́хом Священные Сосуды и друг друга в плечи со словами: «Христо́с посреде́ нас — е́сть и бу́дет». Это же действо могут совершать стоящие рядом в храме верующие, как это было принято в Древней Церкви. После возгласа диакона: «Две́ри, две́ри, прему́дростию во́нмем» — начинается пение наизусть «Символа веры» всеми прихожанами стоящими в храме. Этот возглас диакона может пониматься как призыв затворить двери своего сердца для всего постороннего, суетного, греховного, и всецело сосредоточиться на предстоящем священнодействии, чтобы проникнуться высшей мудрости во время совершения Таинства Жертвы Христовой за нас, недостойных.
• В Символ веры входят 12 главных догматов или Божественных Истин о Православной вере, которые были утверждены Святыми Отцами на I-ом Вселенском Соборе в Никее (325 г.) и II-ом – в Царьграде (381 г.). Православная Церковь сохранила их в чистоте от ересей и до наших дней.
• Далее наступает главная часть Литургии – Евхаристический канон, на котором совершается Святое Таинство Евхаристии – преложение хлеба и вина в Истинное Тело и Истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа.
Диакон: «ста́нем до́бре, ста́нем со стра́хом, во́нмем, свя́тое возноше́ние в ми́ре приноси́ти» (т.е., наступило время Таинства к которому надлежит приступать с умиротворенным сердцем).
Хор: «Ми́лость ми́ра, же́ртву хвале́ния» (т.е. будем приносить жертву, которая примирила бы нас с Богом, а мы Его благодарим делами любви и милосердия).
Иерей (обращаясь к народу): «Благода́ть Го́спода на́шего Иису́са Христа́, и любы́ (любовь) Бо́га и Отца́, и прича́стие (общение) Свята́го Ду́ха, бу́ди со все́ми ва́ми». Это пожелание верующим ныне удостоиться спасительной силы Христовой, любви Отца Небесного и очищения от Св.Духа.
Хор: «И со ду́хом твои́м».
Иерей: «Горе́ (к Богу) име́им сердца́».
Хор: «И́мамы ко Го́споду (мы отдаем всего себя Господу)».
Иерей: «Благодари́м Го́спода».
Хор: «Досто́йно и пра́ведно есть поклоня́тися Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, Тро́ице Единосу́щней и Неразде́льней».
В Алтаре при этом тайно священником произносятся евхаристические (благодарственные) молитвы Богу за сотворение и искупление человеков, за Его великие милости и терпение к нам, грешным.
Иерей: «Побе́дную песнь пою́ще, вопию́ще, взыва́юще и глаго́люще». По возгласе священника хор поет: «Свят, свят, свят Господь Саваоф…».
Эти слова напоминают видение зрителя неизреченных Божиих Таин апостола Иоанна Богослова, видевшего у Престола Божия четырех животных подобных орлу, тельцу, льву и человеку, которые «ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: «свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет» (Откр. 4.6-8.) Звучит торжественная песнь: «Свят, свят, свят Госпо́дь Савао́ф, испо́лнь не́бо и земля́ сла́вы Твоея́; оса́нна (евр. – спаси, помоги Бог) в вы́шних (в Небесах), благослове́н Гряды́й (Идущий) во и́мя (во славу) Госпо́дне, оса́нна в вы́шних». Словами 2-ой части этого песнопения встречали Господа при Входе Его на осле в Иерусалим.
Иерей во время пения совершает тайные молитвы, затем, указуя на Дискос, возглашает:
«Приими́те яди́те сие́ (это) есть Те́ло Мое́, е́же (которое) за вы (за вас) ломи́мое (преломляемое) во оставле́ние (прощение) грехо́в». Хор: «Ами́нь».
Иерей, указуя на Чашу, возглашает: «Пи́йте от нея́ вси, сия́ (это) есть Кровь Моя́ Но́ваго Заве́та, я́же (которая) за вы (вас) и за мно́гия (за многих людей) излива́емая, во оставле́ние грехо́в».
Хор: «Ами́нь».
Иерей возглашает: «Твоя́ от Твои́х, Тебе́ принося́ще, о всех и за вся». (т.е. Твои Дары, Боже, приносятся Твоими слугами, как умилостивительная от всех нас и благодарственная жерта, за всë Тобою соделанное для искупления наших грехов и нашего спасения). И совершает возношение Дискоса и Чаши.
• Во время пения хором: «Тебе́ пое́м, Тебе́ благословим, Тебе́ благодари́м, Го́споди, и мо́лим Ти ся, Бо́же наш», каждый из нас призван вспомнить: — бесчисленные милости, которые во изобилии мы получаем из рук Божиих в течении всей своей жизни; — Его чудное милосердие к нам и Его долготерпение нас, почти всегда маловерных, непостоянных и неблагодарных; — Его непоколебимую любовь к нам непослушным, оскорбляющим Его словом, делом помышлением; — предающим Его своей неверностью, своими бесчисленными явными и тайными грехами; — всегда ищущими повод, чтобы отказаться от Его приглашения разделить с Ним божественную трапезу в таинстве святой Евхаристии. Поэтому покрытые стыдом и раскаянием на коленях воскликнем мысленно: «Тебе воспеваем. Тебя благодарим, Господи, — молимся Тебе, Боже наш».
Иерей в это время у Престола совершает эпиклезу (от греч. – «призывание»), т.е. молитву о снисхождении Святого Духа на предложенные Дары и на предстоящих людей, чтобы Он освятил их.
• Затем иерей с воздетыми руками в полголоса читает молитву: «Го́споди, И́же Пресвята́го Твоего́ Ду́ха в тре́тий час апо́столом Твои́м ниспосла́вый, Того́, Благи́й, не отыми́ от нас, но обнови́ нас, молящих Ти ся́» (3 раза). А диакон произносит 12-й и 13-й стихи 50-го покаянного псалма: «се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й»; «не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́, и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́».
В заключение иерей производит тайносовершительные священнодействия, в результате которых Святым Духом Хлеб на Дискосе претворяется в Тело Христово, а Вино – в Кровь Христову. Все в Алтаре совершают перед Святыми Дарами земной поклон как Самому Царю и Богу. Это самый важный момент Литургии. В храме все молящиеся при этом пении становятся на колени.
• Завершается Евхаристический канон возгласом иерея: «Изря́дно (особенно) о Пресвяте́й, Пречи́стей, Преблагослове́нней, Сла́вней Влады́чице на́шей Богоро́дице и Присноде́ве Мари́и» и пением хором хвалебной песни Богородице «Досто́йно е́сть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, присноблаже́нную и пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и Славне́йшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем». (Все в храме поднимаются с колен). А священник обращается к святым данного богослужебного дня по месяцеслову, и молится о живых и усопших христианах и о многих других благодеяниях Божиих.
• После возгласов иерея: «В пе́рвых помяни́, Го́споди…»; «И даждь нам еди́неми усты́ и еди́нем се́рдцем…»; «И да бу́дут ми́лости вели́каго Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́ со все́ми ва́ми» – диакон совершает просительную ектению «Вся святы́я помяну́вше…», «о принесе́нных и освяще́нных Честны́х Даре́х Го́споду помо́лимся…». На Литургии мы участвуем в теснейшем общении со всеми святыми, поэтому снова поминаем их как наших ближайших ходатаев перед Богом и особо молимся об освященных Дарах.
• После возгласа иерея: «И сподо́би нас, Влады́ко, со дерзнове́нием, неосужде́нно сме́ти призыва́ти Тебе́, Небе́снаго Бо́га Отца́ , и глаго́лати…» диакон с народом поет молитву Господню «Отче наш…». Эту молитву каждый христианин должен не только знать наизусть, но и понимать, о чем в ней говорится. Заканчивается пение возгласом иерея: «Я́ко Твое́ есть Ца́рство, и си́ла, и сла́ва Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
Иерей: «Мир всем».
Хор: «И́ ду́хови твоему́ «.
Диакон: «Главы́ ва́ша Го́сподеви приклони́те». Хор: «Тебе́ Го́споди».
Иерей: «Благода́тию и Щедро́тами и Человеколю́бием Единоро́днаго Сы́на Твоего́ , с Ни́мже благослове́н еси́, со Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».
Хор протяжно: «Ами́нь».
Диакон протяжно: «Во́нмем». Царские врата закрываются.
• Иерей в Алтаре, вознося Святой Агнец, возглашает «Свята́я святы́м». Этот возглас означает, что Святое Причастие предназначено для тех христиан, которые стремятся к духовному совершенству и ревнуют о своем Богоугождении, преображении и спасении своей души. В Алтаре после этого совершаются молитвословия и священнодействия к причащению духовенства и народа.
В это время хор поет праздничные песнопения, после чего читаются молитвы ко Святому Причащению.
• Затем царские врата отверзаются, диакон возглашает «Со стра́хом Бо́жиим и ве́рою приступи́те!» и выносит Чашу со Святыми Дарами, а иерей произносит молитву святителя Иоанна Златоустаго: «Ве́рую, Го́споди, и испове́дую, я́ко Ты еси́ вои́стинну Христо́с, Сын Бо́га Жива́го…» (эту молитву должен знать наизусть каждый причастник). К причастию Святых Христовых Таин поочередно подходят сначала дети, затем мужчины, и после них женщины, а весь народ поет: «Те́ло Христо́во приими́те, / Исто́чника безсме́ртнаго вкуси́те».
• После Причащения частицы, вынимавшиеся из просфор на Проскомидии иерей на Престоле с дискоса погружает в святую Чашу со словами: «Отмы́й, Го́споди, грехи́ помина́вшихся зде Кро́вию Твое́ю Честно́ю, моли́твами святы́х Твои́х». По Дару Христову и по Вере Святой Церкви многие грехи живых и усопших прощаются любящим нас Спасителем. Однако, для здравствующих христиан эта Благодать Христова не может заменить личное покаяние (Таинство Исповеди).
• После этого иерей благословляет народ воз- гласом: «Спаси́, Бо́же, лю́ди Твоя́ , и благослови́ достоя́ние Твое́». Затем он, держа в руках Чашу со Святыми Дарами возглашает в Царских вратах: «всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в» и относит Святые Дары на Жертвенник со словами: «Вознесы́йся на небеса́, Бо́же, и по всей земли́ сла́ва Твоя́». Этим мы воспоминаем Вознесение Господа Иисуса Христа в Небесное Царство, Его всегдашнее пребывание с верующими на земле в Таинствах Церкви и будущее Его Второе славное Пришествие. Хор поет: «Ви́дехом свет и́стинный, прия́хом Ду́ха Небе́снаго…», а также «Да испо́лнятся уста́ на́ша хвале́ния Твоего́ Го́споди…».
• В конце Литургии диакон возглашает благодарственную ектению за полученное Причастие Тела и Крови Христовых «Про́сти прии́мше…». Эта ектения заканчивается возгласом иерея: «Я́ко Ты еси́ освяще́ние наше, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в» и заамвонной молитвой: «Благословля́яй благословя́щия Тя, Го́споди, и освящаяй на Тя упова́ющия, спаси́ лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́ …».
• После отпуста Литургии, на котором иереем поминаются, Господь наш Иисус Христос, Пресвятая Богородица, святые храма и святые дня, хор поет многолетие и произносится проповедь. Затем все верующие прикладываются к кресту, а причастники слушают благодарственные молитвы по Святом Причащении и расходятся по своим домам, стараясь не растерять в суетных делах полученную благодать Божию, употребляя оставшиеся время дня на совершение добрых дел и пребывание с Богом в молитве.

В заключении следует отметить, что все изложенное в данном издании является лишь видимой и слышимой формой Литургии. Многое сокрыто от молящихся, особенно, в части тайных молитвословий и священнодействий, совершаемых священником в Алтаре у св. Жертвенника и у св. Престола. Все эти молитвословия благодатно связаны в одну ликующую и благодарственную песнь Христу-Спасителю. И для верующего христианина Литургия протекает «на одном дыхании», поскольку он ощущает себя уже не на земле, а в радостном Царстве Небесном! Литургия роднит нас со Христом и соединяет с нашим Небесным Отечеством. И, если мы через Литургию полюбим Его здесь, на земле, то обретем Его и в Вечности. В завершении необходимо отметить, что Литургия является неотъемлемой частью Всенощного бдения, которое пропускать нельзя, особенно тем, кто желает причаститься Святых Христовых Тайн.

Литургия — главное Церковное богослужение. Во сколько начинается литургия и сколько она длится по времени? Почему и когда литургия проходит вечером или ночью?

Ниже — главное, что надо знать о времени и продолжительности Литургии в православных храмах.

Литургия проходит в каждом храме

Божественная Литургия — это центральное богослужение, поскольку во время него происходит Таинство Евхаристии и причастие (вернее сказать, сама Литургия сопровождает эти Таинства). Все остальные службы так или иначе предваряют Литургию — хотя, могут проходить и накануне вечером или даже еще раньше.

фото: patriarchia.ru

Литургия проходит, как минимум, каждое воскресенье

Регулярность богослужений зависит от храма: места, где храм находится, и количеством прихожан. Иными словами, Литургия проходит в храме так часто, как это на самом деле нужно.

Например, в монастырях службы идут каждый день: поскольку смысл монастыря для его насельников-монахов — служение Богу, и Литургия для них это не обязанность, а жизнь.

В некоторых немонастырских храмах Литургии также могут служиться ежедневно.

В сельских и небольших городских храмах Литургия, как правило, совершается минимум один раз в неделю (в воскресенье) и по большим Церковным праздникам.

Литургия служится утром

Когда начинается Литургия? Время начала также может меняться от храма к храму. Но, как правило, служба начинается не раньше семи утра и не позже десяти.

Например, на Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве расписание Литургий такое:

  • будни и суббота — начало Литургии в 8 утра;
  • воскресенье и дни больших Церковных праздников проходят две литургии: ранняя в 7 утра и поздняя — в 9 утра.

В любом случае очное расписание богослужений можно всегда узнать на сайте храма или на его территории.

Троицкий храм. Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

В Великий пост Литургии служатся не каждый день

Разницу в расписании великопостных богослужении можно увидеть только на примерах храмов, где службы проходят ежедневно. В субботу и воскресенье Литургии служатся, как и всегда, а вот в будни — только в среду и пятницу (так называемые Литургии преждеосвященных Даров). Более того, в большинстве храмов будничные великопостные Литургии проходят во второй половине дня.

А иногда Литургии служатся ночью

Ночные литургии проходят в самые главные христианские праздники — на Пасху и в Рождество. Есть и другие исключения. Например, на том же Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры ночная Литургия проходит в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Достойно Есть» — в храме находится эта чтимая икона Богоматери, которую привезли с Афона.

Икона Божией Матери «Достойно есть» на Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Сколько длится литургия в храме?

Продолжительность литургии в зависимости ото дня или храма может различаться. Но это не значит что каким-то коренным образом меняется состав богослужения. Например, в особо торжественные дни часть молитв, которые в иной раз прочитываются чтецом, на этот раз поются хором.

Кроме того, на то, сколько длится литургия, могут оказывать влияние такие, казалось бы, незначительные факторы, как скорость, с которой служат священник и диакон: один ведет службы быстрее, другой медленнее, один читает Евангелие в одном темпе, другой — более размеренно. И так далее.

Но если говорить в общих чертах, то в дни Больших праздников Литургия длится дольше, чем в обычные — иногда до двух часов.

В Пасхальную ночь или Рождественскую Литургия длится не дольше обычного, но само ночное богослужение получается многочасовым — поскольку Литургию предваряет продолжительное Всенощное бдение.

Ночное богослужение в храме Христа Спасителя, фото: patriarchia.ru

Во сколько начинается утренняя служба в церкви?

С одной стороны, ответ на этот вопрос чаще всего такой же, как на вопрос: «Во сколько начинается Литургия», поскольку почти во всех немонастырских храмах единственная утренняя служба — это и есть Литургия.

Другое дело, что в некоторых церквях (там, где только один священник) исповедь иногда проходит не во время богослужения, а перед ним, и поэтому те, кто хочется исповедаться или причаститься, приходят раньше.

А вот в монастырях утренние службы начинаются гораздо раньше, поскольку там проводится полный суточный круг богослужений.

Например, перед литургией в монастырях обязательно читаются Часы (это небольшая служба, которая включает в себя чтение определенных молитв и отдельных псалмов), а в большинство дней служится еще и полунощница, которая может начинаться и в 6 утра, и раньше.

Кроме того, устав некоторых монастырей предполагает еще, допустим, и ежедневное утреннее чтение акафистов, и молитвенное правило, которое также будет проходить в храме. Поэтому в некоторых монастырях утренние службы, по факту, растягиваются на несколько часов, а Литургия, как и полагается, венчает этот цикл.

Это не значит, что причащающимся мирянам нужно присутствовать на всех монастырских службах — они предназначаются в первую очередь для насельников монастыря (монахов, послушников и трудников). Главное прийти к началу Литургии.

Во сколько начинается вечерняя служба в церкви

Как и в случае с утренними службами, конкретное время начала вечернего богослужения определяется уставом храма или монастыря (их всегда можно найти или на сайте или на дверях храма). Как правило, вечернее богослужение начинается в промежутке от 16 часов до 18 часов.

Сама служба, в зависимости от дня или устоев того или иного храма, продолжается от полутора часов до трех. В монастырях в торжественные дни вечернее богослужение может продолжаться гораздо больше.

Вечернее богослужение является обязательным для тех, кто собирается на следующее утро причаститься. Это связано с тем, что в Церкви принят суточный круг богослужений, который начинается вечером, а утренняя Литургия венчает его.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Сколько длится богослужение в церкви: правила поведения

Я посещаю церковь несколько раз в неделю и стараюсь не пропускать воскресные службы. Даже если вы редко ходите в храм, вы можете исправить эту ситуацию и приобщиться к вере в любой момент. А я расскажу, сколько обычно длится служба в церкви и когда она начинается.

Круг богослужения

Богослужения — это главное назначение всех храмов, они совершаются там ежедневно, и посетить их может каждый верующий. Не каждый человек знает, во сколько начинается служба в церкви, а так же о том, что существует суточный круг богослужений, который как раз и включает в себя все три вышеуказанные службы.

Какого-то общего правила нет, особенно это касается будних дней. Храмы всегда открыты уже самым ранним утром, поэтому время служб, чаще всего, устанавливается священником с учетом пожеланий людей, посещающих данных храм. Однако есть некоторые правила, составляющие суточный круг богослужений:

  1. Утренняя литургия или заутреня проводится в любой период времени с полуночи или 1 часа ночи. По воскресным дням время отодвигается до 7-8 часов утра — это стандартное время для воскресных утренних служб. Такое раннее, можно сказать, ночное время, выбрано не случайно. Не каждый знает, что началом новых суток считается не полночь, а 6 часов вечера — так повелось еще с ветхозаветных времен.
  2. Дневное богослужение — обедня. Может начинаться в 15 до 18 часов дня.
  3. Вечерняя литургия или вечерня. По времени это 19-20 часов.

Утреннее богослужение

Именно утреннему богослужению уделяется в православной церкви наибольшее внимание. По этой же причине именно утренняя литургия самая продолжительная по времени. Это богослужение посвящено жизни Бога на земле, поэтому в данную литургию входит много молитв — благодарственных, покаянных.

Однако утренняя служба включает в себя еще несколько. Например, первая начинается в 7 часов утра и занимает по времени примерно один час. Это самая непродолжительная служба. Она посвящена тому моменту, когда Творец пребывал на суде первосвященника.

3-й час службы приходится примерно на 9 утра. Главная тема здесь — события в Сионской горнице, послание Святого духа на апостолов, вынесение смертного приговора Иисусу преторием Пилатом.

В полдень начинается шестой час утрени с упоминанием распятия Христа. Наконец, в 3 дня — завершающая служба утрени — 9-й час. Посвящается он непосредственно смерти Иисуса Христа.

Дневное богослужение

Это богослужение состоит из 3-го, 6-го часа и Литургии. Это самые важные часы, ведь это самые значимые события в жизни Христа — суд, распятие, Его мучения и крестные страдания.

Третий и шестой час совершаются непосредственно в храме или в притворе. Иногда 3-й, 6-й и 9-й часы могут совершаться вместе, но всегда отдельно от Божественной Литургии.

Вечернее богослужение

Это богослужение включает в себя 9-й час, повечерие и вечерню. 9-й час — это, как уже упоминалось, смертные муки Христа и смерть Его. Поэтому в это время очень важно свершать молитву, это упоминалось еще в Апостольских постановлениях. Неспроста 9-й час может быть присоединен как к обедне, так и к вечерне. Как правило, он совершается перед вечерней, но его принято проводить с богослужениями прошедшего дня.

Повечерие — это вечернее богослужение, совершаемое после вечерней еды. Оно совершается не всегда, а только в дни Великого поста, на Рождество и Богоявление. В прочие дни обходятся малым повечерием, включающим «Отче наш», псалмы, Великое славословие, канон (но не всегда).

Вечерняя служба в церкви может быть вседневной (проводится по будним дням), малой (совершается перед всенощными бдениями) и великой (та, которая идет под праздники или в воскресенье). Великая вечерня самая обширная, она включает в себя множество молитв, псалмов, стихов и прочего. Малая вечерня — это сокращенный вариант вседневной. Именно она вместе с Великой вечерней, утреней и первым часом называется всенощным бдением.

Для чего нужно богослужение в храме

В Библии существует немало мест, в которых упоминается, что верующий человек должен посещать Богослужения. Это необходимо не столько Богу, сколько самому человеку. Бог не нуждается ни в чем, Он дает жизнь и дыхание. Основной смысл церкви — исполнять великий замысел Творца, то есть наполнять все вокруг познанием славы Божьей. И только если все верующие люди объединятся, этот замысел может осуществиться. Взамен этого христиане получают поддержку, радость и ободрение — как от Бога, так и друг от друга. Богослужения сближают людей, они укрепляются верой друг в друга. Коротко целями посещения Богослужений можно назвать:

  1. Общение. Причем это достаточно специфическое общение, когда все присутствующие люди ощущают себя братьями и сестрами.
  2. Молитва, особенно совместная, очень продуктивна и обладает огромной силой.
  3. Проповеди, читаемые в храме. Это неиссякаемый источник духовной пищи для человека.
  4. Пение молитв и псалмов, опять же, особенно совместное. Это своего рода очищение.

Правила поведения

Направляясь в церковь вообще и на Богослужение в частности, следует помнить, что храм — особенный мир, со своим уставом и правилами. Нормы поведения там достаточно строги, что может несколько напугать людей, которые ранее не посещали это место или делали это очень редко.

  1. Перед посещением Богослужения лучше отказаться от приема пищи, ведь каждое церковное таинство совершается натощак.
  2. Самое важное, даже при простом посещении церкви, не говоря уж о Богослужении, это опрятность в одежде. Не нужно путать это понятие с дороговизной с материальной точки зрения. Все имеющиеся украшения не должны привлекать постороннего внимания. Аккуратность и только она важна — это своего рода дань уважения к Господу. Причем, это касается как женщин, так и мужчин. Наиболее приветствуется одежда светлых тонов, за исключением, конечно, скорбных событий — в этом случае только темная.
  3. Мужчинам желательно отказаться одежды, которая оголяет конечности — футболок и шорт, желательно, чтоб эти части были прикрыты. При посещении храма мужчинам лучше избегать ярких красок, надписей, дыр на одежде. Голова у мужчины в церкви всегда не покрыта.
  4. Примерно те же правила касаются и женщин. Так же важно, чтоб одежда не была слишком сильно обтягивающей. Голова женщины, наоборот, покрыта — это тоже считается знаком уважения к Богу.
  5. Перед входом человек обязательно должен посмотреть на крест, расположенный на дверях, и трижды перекреститься, сопровождая это действие поклонами. В притворе, который расположен за дверями храма, нужно снова проделать эту процедуру и тогда можно будет заходить в сам храм.
  6. Выбирать себе место можно любое с одним лишь правилом: женщины стоят слева, мужчины справа. Кроме того, не следует загораживать главный проход. Если имеются лавочки, то нужно уяснить себе, что они созданы для тех, кто не сможет выстоять службу — инвалиды, дети, пожилые люди. Сидеть на лавочке нужно скромно, не раскидываться и занимать как можно меньше места. Нельзя стоять или сидеть спиной к алтарю. Не допускается наличие включенных мобильных устройств, поэтому об этом нужно позаботиться заблаговременно.
  7. Не нужно в храме держать руки в карманах, скрещивать на груди или за спиной. Нельзя толкаться, громко разговаривать — вообще лучше соблюдать полнейшую тишину.
  8. На службу лучше приходить заранее, это время уйдет на то, чтобы поставить свечи, приложиться к иконам, подать записки.
  9. Если в церкви присутствует маленький ребенок и родителям не удается добиться от него надлежащего поведения, то будет лучше вывести его, дабы не нарушать таинство и не создавать проблем для прочих прихожан.
  10. Не следует покидать храм раньше, чем служба закончится. Не слишком просто выстоять ее всю, ведь вечерняя служба в церкви может занять до 3 часов, но стоит запастись терпением. Если возникают веские причины покинуть церковь раньше окончания богослужения, то это нужно сделать как можно более незаметно. Сколько длится то или иное таинство — подскажет священник, если поинтересоваться у него заранее.
  11. Иногда свечу некуда установить. В этом случае можно просто положить свечу рядом, она обязательно будет поставлена, как только в подсвечнике появится место.

Очень много вопросов возникает по поводу того, можно ли женщинам в критические дни посещать церковь. Запрета не существует, рекомендуется только по возможности отказаться от участия в таинствах, а просто приходить для того, чтобы помолиться, поставить свечи.

Не все знают, куда какие свечи ставят, а это очень важно. Нет сомнений, за здравие их ставят перед ликами святых. Для свечей за упокой имеется панихидный столик, представляющий собой подсвечник с распятием. Многие желают подать записки — их передают служкам, которые, в свою очередь, перенаправят их священнику.

При выходе из храма так же нужно 3 раза крестятся, стоя лицом к фасаду. Все эти же правила нужно соблюдать и при посещении монастырей.

  1. Утреннее богослужение обязательно должно быть проведено до восхода солнца.
  2. Вечерня — это богослужение, которое совершается в вечерние часы. По праздничным дням его совмещают с ночными бдениями или утреней.
  3. Если человек не знает всех молитв и псалмов, не возбраняется взять в церковь молитвослов.

Литургия

(94 голоса: 4.5 из 5)

См. раздел ЛИТУРГИЯ — ГЛАВНАЯ СЛУЖБА ЦЕРКВИ

  • Божественная Литургия: текст, пояснения и аудио
  • Литургия в вопросах и ответах
  • Литургия свт. Иоанна Златоуста с переводом
  • Литургия свт. Иоанна Златоуста и Василия Великого – в чем разница? свящ. Феодор Людоговский
  • Литургия протопр. Александр Шмеман
  • Фоторассказ о Литургии
  • Видео о Литургии
  • Аудио о Литургии
  • Схема Литургии
  • Тест: Литургия

Боже́ственная Литурги́я (от греч. λειτουργία (литургиа) — общее дело) — главное христианское богослужение, во время которого совершается Таинство Причащения или Евхаристия (от греч. εὐχαριστία (евхаристиа) — благодарение, благодарность).

Первую Литургию совершил Господь наш Иисус Христос в Сионской горнице и каждая Литургия является таинственным продолжением этого события.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «…в нас нет истинной жизни без источника жизни – Иисуса Христа. Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь. Владыка жизни преподает Себя Самого в пищу и питие верующим в Него и в избытке дает жизнь причастникам Своим… Наша Божественная Литургия, и в особенности Евхаристия, есть величайшее и постоянное откровение нам любви Божией».

Три вида Литургии

В наше время общеупотребительны три вида Божественной Литургии: Литургия свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого и Литургия преждеосвященных Даров, или св. Григория Великого, Двоеслова, папы Римского.

1. Литургия свт. Иоанна Златоуста совершается в течение всего года, когда не положено совершать двух остальных литургий.

2. Литургия свт. Василия Великого совершается десять раз в году: во все Воскресные дни Великого поста, исключая Вербное воскресенье; в Великий четверг и субботу на Страстной неделе; 14 января (память свт. Василия Великого) и накануне или в самый день праздников Рождества Христова и Крещения Господня.

3. Литургия Преждеосвященных Даров совершается в Великий Пост:

  • по средам и пятницам,
  • в четверг 5-ой седмицы Великого поста,
  • в понедельник, вторник и среду на Страстной седмице,
  • в дни памяти св. Иоанна Предтечи (9 марта в невисокосн. г., 8 марта – в високосн. г.) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого Поста и не попадают на воскресенье,
  • в храмовый праздник и в праздник чтимого святого (кроме праздника Благовещения), случившиеся в указанный период.

Эта литургия называется так потому, что на ней приобщаются Святыми Дарами, освященными ранее на литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого.
Повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы утверждено 52-м правилом Шестого Вселенского Собора, и имеет целью не лишать верующих таинственного общения с Господом и, вместе с тем, не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии.

Три части Литургии

1. Проскомидия, во время которой приготовляется вино и хлеб (просфоры) для Евхаристии и поминаются души христиан живых и усопших, за которые священник вынимает частицы из просфоры. В конце службы эти частицы погружают в Чашу с Кровью с молитвой «Отмый, Господи, грехи всех зде поминавшихся Честною Твоею Кровию молитвами святых твоих».
Поминание живых и усопших на Проскомидии является самой действенной молитвой. Проскомидия совершается священнослужителями в алтаре, в храме обычно в это время читаются Часы.

2. Литургия оглашенных, которая начинается словами священника:»Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков» и оканчивается словами: «оглашеннии, изыдите».
На этой части могли присутствовать оглашенные, которые слушали чтения из Евангелия и Апостола.

3. Литургия верных, которая начинается словами: «елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся…» и кончается отпустом.
«В настоящее время требование о присутствии на Литургии верных только воцерковлённых людей (верных) на практике не выполняется; однако на более глубоком уровне оно всё-таки реализуется, потому что все, что будет дальше происходить на Литургии, совершенно закрыто от непосвящённого, нецерковного сознания. Литургия воспринимается только верою и понимается только после вхождения в традицию церковной жизни и знакомства с учением Церкви».
На Литургии верных совершается наиболее важный момент в Литургии – Анафора (Евхаристический канон). Он начинается словами священника «Благодать Господа Нашего Иисуса Христа будет со всеми вами» и оканчивается словами «И да будут милости Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами».

Анафора – сердцевина Литургии

Центральной частью христианской Литургии, во время которой происходит преложение Святых Даров, является Анафора (Евхаристическая молитва, Евхаристический канон). Древнейшая по своему происхождению она является наиболее важным моментом всего православного богослужения в целом.

Во всех Анафорах можно выделить несколько основных частей:
1. Praefatio (лат. введение) – начальная молитва, содержащая славословие и благодарение Богу.
2. Sanctus (лат. святой) – гимн «Свят, Свят, Свят…».
3. Anamnesis (лат. воспоминание) – воспоминание Тайной Вечери с произнесением таиноустановительных слов Иисуса Христа.
4. Epiclesis (лат. призывание) – призывание Святого Духа на «предлежащие» Дары.
5. Intercessio (лат. заступничество, ходатайство) – молитвы за живых и усопших, составляющих Церковь, с воспоминанием Богородицы и всех святых.

Время и дни совершения Литургии

Совершается Литургия в крупных храмах ежедневно (за исключением дней, когда она не может совершаться), в большинстве других – каждое воскресенье. Начало Литургии обычно в 9-10 часов утра, в храмах, где более одного престола, может совершаться также и ранняя литургия (в 6-7 часов утра). Продолжительность службы (в зависимости от того, совершается она священником или епископом): 1,5–2 часа.
Что касается Типикона (глава 8-я: О литургиях), то там дается время начала Литургии и время поставления трапезы на различные дни (сб, вс, праздники). Разница между тем и другим равняется 1 часу.

Литургии не положено в следующие дни.
1. В среду и пятницу Сырной седмицы (седмица перед Великим постом).
2. В понедельник, вторник и четверг седмиц Великого поста.
3. В Великую Пятницу, если этот день не совпадает с Праздником Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), когда положена Литургия святителя Иоанна Златоуста.
4. В пятницу, предваряющую праздники Рождества Христова и Богоявления Господня, если сами дни праздников выпадают на воскресенье или понедельник.

Литургия и Таинство Святого Причащения

Причастие это не обязанность, а привилегия христиан. Преподобный Серафим Саровский говорил, что человек регулярно причащающийся св. Христовых Тайн постепенно освящается. Сам Господь говорил: «Кто не ест Тело Мое и не пиет Крови моей, не имеет жизни вечной». Древняя практика предусматривала еженедельное и даже ежедневное Причастие. См. раздел: Как часто причащаться.

Желающий причаститься за Литургией Святых Христовых Тайн, должен сначала очистить свою совесть в Таинстве Покаяния (Исповеди). Также перед Причастием положен литургический пост. Смысл Таинства раскрывается в молитвах ко св. Причащению, которые можно найти в молитвослове. К Причастию нужно готовиться, но полностью к нему готовым не может быть никто.

Примечание. В современной приходской практике на праздники Пасхи и Рождества Христова литургия служится после полуночи (в этом случае евхаристический пост составляет 6 часов).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *