Любовь с греческого

7 и более видов любви в греческом языке

7 что за номер
В русском переводе Библии, слово любовь часто употребляется в своём обычном значении,
тогда как в греческом оригинале применены разные значения слова любовь.
И чтобы лучше понять Писание, желательно знать значение тех слов, которые применены в оригинале Нового Завета.
Можно для начала выделить четыре основных типа любви :
1.eros(эрос),2.stergo(стэрго),3.phileo(филео),4.agape(агапе).
Все четыре обозначения описывают четыре различных друг от друга разновидности любви :
1.eros-обозначает любовь физическую,желание интимной близости,сексуальное влечение.Однокоренное слово eros в греческом языке так же значит просить,требовать,умолять.
В греческой культуре слово eros описывало страстное,пламенное чувство для удовлетворения сексуальных желаний.Отсюда и поизошло значение слова-эротика.
2.stergo-это слово означает любовь привязанность,родство.Этим словом греки означали любовь народа к своему правителю,любовь к родине.Так же любовь stergo греки называли любовь родителей к детям и детей к родителям.stergo означало и любовь раба к своему господину и т.д.
3.phileo-любовь к друзьям,братская любовь.Любовь к пришлым странникам,гостеприимство,доброхотность.
4.agape-этим словом греки называли самую наивысшую форму проявления любви.
Любви чистой, жертвенной, безусловной. Любовь,которая не ищет своего, но жертвует собой ради того кого любит. Любовь,которую ничто не сможет поколебать. agape-любовь безусловная,т.е. без — условий.
Это слово применяется для обозначения Божией любви.
Кроме этого есть подразновидности и сочетания, выделяющие большую палитру слова Любовь.
Семь основных разновидностей, включая четыре основных :
Эрос. Восторженная, пылкая влюбленность, основанная в первую очередь на преданности и привязанности к любимому, а потом уже на сексуальном влечении. При такой любви влюбленный порой начинается чуть ли не поклоняться возлюбленному(ой). Появляется желание полностью обладать им. Это любовь — зависимость. Происходит идеализация любимого. Но всегда следует период когда «открываются глаза», и, соответственно, происходит разочарование в любимом. Данный вид любви считается разрушительным для обоих партнеров. После наступившего разочарования, любовь проходит, и начинается поиск нового партнера.
Людус. Любовь — спорт, любовь — игра и состязание. Данная любовь основана на половом влечении и направленна исключительно на получение удовольствий, это потребительская любовь. В таких отношениях человек настроен больше получать, чем что-то давать своему партнеру. Поэтому чувства носят поверхностный характер, а значит не могут удовлетворить партнеров полностью, им всегда чего-то не хватает в отношениях, и тогда начинается поиск других партнеров, других отношений. Но параллельно могут сохраняться отношения и со своим постоянным партнером. Недолговечна, продолжается до появления первых проявлений скуки, партнер перестает быть интересным объектом.
Сторге. Любовь — нежность, любовь — дружба. При данном виде любви партнеры являются одновременно и друзьями. Их любовь основывается на теплых дружески-партнерских отношениях. Данный вид любви часто возникает после многолетней дружбы или после много лет совместного брака.

Филия. Платоническая любовь, названная так потому, что в своей время именно данный вид любви возносился Платоном как настоящая любовь. Данная любовь основана на духовном притяжении, при такой любви происходит полное принятие любимого, уважение и понимание. Это любовь к родителям, детям, к лучшим друзьям, к музе. Платон считал, что это единственный вид любви, который является истинной любовью. Это безусловная любовь. Бескорыстная любовь. Любовь в чистом виде. Это любовь ради любви.
Мания или как называли данный вид любви древние греки: «безумие от богов». Данный вид любви является комбинацией эроса и людуса. Любовь — манию считали и считают наказанием. Это любовь — одержимость. Она заставляет страдать влюбленного человека. И она же несет страдания и объекту страсти влюбленного. Любящий стремится все время быть рядом с возлюбленным, пытается контролировать его, испытывает безумную страсть и ревность. Также, влюбленный испытывает душевную боль, смятение, постоянное напряжение, неуверенность, тревогу. Он полностью зависим от объекта обожания. Возлюбленный же после некоторый периода такой пылкой любви со стороны влюбленного, начинает его избегать и делает попытки разорвать отношения, исчезнуть из его жизни, оградить себя от одержимого любовью. Данный вид любви деструктивен, несет разрушение как влюбленному, так и возлюбленному. Такой вид любви не может долго существовать, за исключением садомазохистских отношений.
Агапэ. Наивысшая степень любви, Любовь Бога.
Это жертвенная, бескорыстная любовь. Любящий готов к самопожертвованию во имя любви. В такой любви происходит полная самоотдача любимым, полное принятие и уважение любимых. Данная любовь сочетает в себе милосердие, нежность, надежность, преданность, страсть. В такой любви партнеры совместно развиваются, становятся лучше, избавляются от эгоизма, стремятся больше отдавать, чем что-то брать в отношениях. Но надо отметить, что этот вид любви можно встретить и у друзей, но в таком случае, будет отсутствовать сексуальное влечение, всё остальное сохраняется. Также о такой любви говорится в христианстве — жертвенная любовь к ближнему своему. Сохраняться всю жизнь. Но встречается очень редко.
Прагма. Данный вид любви является комбинацией людуса и сторге. Это рациональная, рассудочная любовь или любовь по «расчету». Такая любовь возникает не от сердца, а от ума, то есть она рождается не от чувств, а от осознанно принятого решения любить конкретно человека. И данное решение основывается на доводах рассудка. Например, «он меня любит», «он обо мне заботится», «он надежный» и т.д. Этот вид любви носит корыстный характер. Но может сохраняться всю жизнь, и пара при таком виде любви вполне может быть счастлива. Также прагма можете со временем перерасти в другой вид любви.
Так же, для полноты картины, есть эти и ещё другие варианты со значением и транслитерацией в оригинале :
Про Агапе уже писалось выше, поэтому здесь приведены некоторые подробности :
Αγάπη ,
Σ’ αγαπώ (σ’ αγαπάω) – Я тебя люблю. Оба варианта произношения глагола правильные и используются в разговорной речи.
Причем существует и выражение
Όπως αγαπάτε – как вам угодно, как вам больше нравится.
Эрос.
Eρωτας , έρως – любовь чувственная, эротическая. Когда хотят сказать «Я влюблен», говорят «Είμαι ερωτευμένος»
Филео.
Фιλία – это дружба, дружеские чувства.
Ο φίλος μου – мой друг
Η φίλη μου – моя подруга, ещё используется слово φιλενάδα
Вполне допустимо говорить:
Αγαπώ τον φίλο μου τον Ηλία – я люблю моего друга Илью
И это совсем не звучит как-то двусмысленно. Часто используют выражение, если хотят отказать в какой-то просьбе:
Σ’αγαπώ, σ’εκτιμώ, αλλά…. – я тебя люблю, я тебя уважаю, но…. И далее следует обоснование отказа.
Сторге
Σ τοργή – нежность. Может относиться к любимому человеку, родителям, ребенку – к любому человеку.
Στοργικός πατέρας – нежный отец
Капсура.
Κ αψούρα — безответная любовь, любовь-страдание (но сладкое страдание).
Страдальца такого называют καψούρης .
Даже многие песни о безответной любви так и называют καψούρικα τραγούδια .

Поделиться новостью :

Агапэ

Межличностные отношения

Типы отношений

События

Чувства и эмоции

Насилие в отношениях

Ага́пэ, ага́пе, иногда также ага́пи (др.-греч. ἀγάπη) — одно из четырёх древнегреческих слов (другие: э́рос, фили́я, сторге́), переводимых на русский как «любовь». В современном понимании — одна из разновидностей любви.

Древние греки так называли мягкую, жертвенную, снисходящую к ближнему любовь. В позднейшем христианском представлении любовь-агапэ (лат. caritas, dilectio) мыслится как обусловленная и опосредованная любовью к Богу: она возникает не в результате влечения к конкретному возлюбленному, вызванного его внешними и внутренними достоинствами, а как проявление любви к ближнему, присущей данному человеку в целом.

Чарльз Сандерс Пирс в своей философской системе утверждал, что «агапэ» представляет собой творящую энергию эволюции природы.

В современной социальной психологии популярна концепция Джона Алана Ли, выделяющего шесть стилей, или «цветов», любви: в этой концепции агапэ, бескорыстная любовь-самоотдача, понимается как синтез трёх базовых видов любви — эрос, филия и сторге.

Согласно представителю экзистенциальной психологии и психотерапии Р. Мэю, агапе представляет собой форму бескорыстной любви, связанную с беспокойством по поводу благополучия других людей. Её нельзя понимать как имеющую отношение к эксплуататорским наклонностям, скорее следует говорить о том, что она находит своё выражение в непрекращающейся отзывчивости и постоянном беспокойстве по поводу других людей.

В Новом Завете это слово использовалось как синоним слову филия.

> См. также

  • Агапа
  • Любовь (христианская добродетель)

Примечания

  1. Демидов А. Б. Любовь // Феномены человеческого бытия. — Мн.: ЗАО Издательский центр «Экономпресс», 1999.
  2. Апресян Р. Г. Любовь // Этика: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики, 2001. — С. 241—245.
  3. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. — Т. 4. От романтизма до наших дней. — СПб.: Петрополис, 1997. Архивировано 9 ноября 2007 года. Архивная копия от 9 ноября 2007 на Wayback Machine
  4. Кон И. С. Дружба. — 4-е изд. — СПб.: ИД «Питер», 2001. — С. 269. — ISBN 9785469001805.
  5. Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 16.
  6. См. употребление этих слов в Новом Завете в статьях агапэ и филия в Викицитатнике.

Литература

  • Чанышев А. Н. Любовь в античной Греции // Философия любви. — М., 1990. — С. 44—46, 53—56.
  • Христианство. Энциклопедический словарь. — М., 1993—1995.
  • Lewis C. S. The Four Loves. — Fount. — ISBN 0-00-628089-7.
  • Lee J. A. Colours of love: an exploration of the ways of loving. — N. Y.: New Press, 1973. — ISBN 0-88770-187-6.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4137507-5 · LCCN: sh85002041

Фундаментальные эмоции
(по К. Изарду)

интерес-возбуждение · радость · удивление · горе-страдание · гнев-ярость · отвращение · презрение-пренебрежение · страх · стыд-застенчивость · вина-раскаяние

Эмоции и чувства

Агапэ · Антипатия · Апатия · Беспокойство · Благоговение · Благодарность · Боязнь · Вина · Влечение · Влюблённость · Возмущение · Восхищение · Враждебность · Гнев · Гордость · Грусть · Досада · Жалость · Зависть · Замешательство · Злорадство · Злость · Изумление · Интерес · Любовь · Метанойя · Надежда · Напряжённость · Нежность · Ненависть · Неприятие · Неуверенность · Ностальгия · Обида · Огорчение · Одиночество · Отвращение · Отчаяние · Презрение · Печаль · Пренебрежение · Привязанность · Радость · Раздражение · Разочарование · Раскаяние · Ревность · Симпатия · Скорбь · Скука · Сторге · Счастье · Сожаление · Страсть · Страх · Стыд · Тоска · Тревога · Трепет · Увлечённость · Удивление · Уверенность · Удовлетворение · Удовольствие · Унижение · Филия · Фрустрация · Эйфория · Энтузиазм

Аффекты Испуг · Паника · Ужас · Эйфория · Экстаз · Ярость
Настроения Скука · Уныние · Гипотимия · Гипертимия

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Владимир_Гринчув О любви: эрос, филос, агапе …

Новый Завет был написан на общенародном греческом того времени – койнэ. Люди, которые тогда его читали, понимали, о чем идет речь. По крайней мере слова-то они понимали – родные же слова, греческие. И что интересно – слово агапе уже существовало в этом языке. То есть оно появилось раньше Нового Завета. И если это слово значит особую Божию любовь, то естественно задать вопрос: любовь какого бога могли иметь в виду греки, произнося это слово? Зевса? Диониса? Меркурия? Понятно, что агапэ должно было иметь какое-то другое значение. Хотя некоторые богословы считают, что Новый Завет был написан на некоем особом греческом «языке Святого Духа», и что изучение произведений языческих авторов для лучшего понимания языка оригинала является ересью. Впрочем эту точку зрения не стоит даже и рассматривать…

Приблизительно между 250 и 150 годами до нашей эры был сделан перевод еврейской Библии на греческий язык. Этот перевод называется Септуагинта. Судя по тому, что авторы Нового Завета чаще всего цитируют еврейские Писания не с иврита, а именно из Септуагинты, ясно, что он был широко распространен и являлся для грекоговорящих евреев и новых христиан из греков тем, чем для русскоязычных читателей является Синодальный перевод Библии. Это была их Библия.

Истинная Любовь требует ощущения воздуха, полета и свободы. Люди, разделяющие ее, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности. Они подобны двум колоннам, поддерживающим крышу одного храма. Благодаря тому, что любящие связаны между собой словно сообщающиеся сосуды, любовь, живущая в них, становится великой силой, приносит вдохновение и благословение…

В Новом Завете есть три разных греческих слова, обозначающих любовь: эрос, филос и агапе. Среди людей путаница в отношении любви во многом связана с непониманием этих разных видов любви.
Физическая любовь (Эрос)
Эта любовь связана с тем, что приятно нашим физическим телам. Пища, питьё, секс и угождают именно человеческим телам и желаниям. Любовь эрос не плоха, но это наиболее опасный вид любви, потому что передозировка любой из этих «приятностей» может оказаться разрушительной.
Эмоциональная любовь (филос)
Её часто называют «братской любовью». Этот вид любви связан с нашими эмоциями и является ключевым в «влюблённости». Такая любовь простирается гораздо дальше просто физической любви, потому что она проникает глубоко в наши чувства. Эта любовь чудесна, и именно благодаря этой любви многие из нас вступают в брак и надеются жить после этого вместе долго и счастливо. Проблема с этой любовью состоит в том, что она сосредоточена на чувствах, эмоциях, а те в свою очередь ненадёжны. Многие браки разрушаются из-за одного прискорбного факта: «Я тебя больше не люблю!»
Духовная любовь (агапе)
Духовная любовь никоим образом не связана с эросом или филосом. Эта любовь находится только глубоко внутри нашего человеческого духа. Эта любовь неэгоистично заботится о других. Иисус сказал: «Никто не имеет большей любви, чем та, чтобы кто-нибудь свою жизнь положил за своих братьев». Отношения, строящиеся на этой любви агапе, сильны, истинны и долговечны, потому что они не зависят от физической или чувственной любви.
Апостол Павел объясняет: «Любовь долготерпелива. Любовь добра; она не ревнует. Любовь не хвастается, не бывает надменной; не поступает неприлично, не ищет своего; не раздражается, не ведёт счёт злу; не радуется неправедности, но радуется вместе с истиной; всё покрывает, всему верит, на всё надеется, всё терпит. Любовь никогда не проходит».

Великая любовь не падает с неба — хотя опускается, похоже, именно оттуда. Она заслуживается. Она приходит тогда, когда человек перестает требовать ее от судьбы, приходит как выстраданный результат его мечтаний и сражений.
Путь, ведущий к любви, тернист. Он имеет свои этапы и свои испытания. Пугаясь их, многие сворачивают с этого пути и довольствуются суррогатами — поверхностными отношениями, легко достижимыми, но ничего не дающими душе.

Любовь — употребление этого слова для объяснения многих разных понятий ведет к путанице и к абсурдным сравнениям. Например, мы любим супругу с которой прожили всю жизнь, но мы также любим и жареную курицу или пирог; получается, что мы сравниваем любовь к супруге с творожным пирогом! Мы любим своих родителей и детей, но мы также любим и книги, и футбол, и лыжные прогулки и как будто этим ставим своих отца и мать на один уровень с воскресным отдыхом Джона. Мы, конечно, любим свободу более глубокой любовью, чем свою сверкающую машину, стоящую в гараже. Однако, мы любим и новую машину; любим свою кошку и альбом пластинок, купленных на прошлой неделе. Мы любим не только Господа Иисуса Христа, Царя царей и Господа господствующих, но любим актеров Роберта Редфорда или Боба Хоупа. Такое небрежное употребление слова «любовь» вносит в разговор неразбериху и неопределенность.

Путаница увеличивается, когда мы читаем книги, главной темой которых является любовь. Один автор говорит о любви, имея в виду плотское влечение. Другой автор говорит о каком-то абстрактном идеальном чувстве любви. Третий описывает романтическую любовь, или подчеркивает прочную семейную верность. Четвертый автор драматически описывает нерушимую дружбу. Как видно, каждый из авторов имеет в виду особые взаимоотношения. Однако, все они употребляют одно и то же слово «любовь» для того, чтобы дать определение этим взаимоотношениям.

К счастью, в данной книге о любви в браке, мы можем обратиться за помощью к четкому и точному древнегреческому языку Нового Завета. Как отметил один ученый: «Греческий является гибким языком, состоящим из слов, передающих неуловимые оттенки, выражающие малейшие различия в значениях». В новозаветное время греки пользовались по крайней мере пятью различными словами для того, чтобы отличить и объяснить различные аспекты любви в браке.
Читая объяснения значения этих пяти греческих слов в контексте брачной жизни, помните, что это не языковое упражнение, а практическое объяснение любви в браке, которая полностью выражается во взаимоотношениях.
Однако не следует думать, что можно выбрать одни род любви, а другие отложить в сторону, как это мы делаем, выбирая товар в витрине магазина. Все они дополняют друг друга. Каждый аспект любви имеет свое особое, важное место, как это вы узнаете, когда начнете применять их в брачной жизни. Однако даже отличаясь друг от друга, в то же время они настолько взаимосвязаны, что физические, эмоциональные и духовные процессы совпадают и взаимно укрепляют друг друга в акте любви.

Первый аспект любви, который мы будем рассматривать выражен греческим словом, которое Библия нигде не называет любовью. Тем не менее слово это выражает очень важный аспект любовной связи между мужем и женой. Это слово — эпитумия, означающее любое сильное желание, как хорошее, так и плохое. То есть захотеть всем сердцем, стремиться к чему-то законно или незаконно; или — домогаться. Когда эпитумия употребляется в Библии в негативном смысле, оно переведено как похоть, а когда в позитивном, как желание, то есть в том значении, которое мы имеем здесь в виду. В брачной жизни муж и жена должны иметь друг к другу сильное физическое влечение, которое проявляется в доставляющей удовольствие интимной связи.

Половая связь не является самым важным аспектом взаимоотношений, однако она является четким показателем благосостояния брака. Если между супругами возникают натянутые отношения в других аспектах жизни, то они обычно проявятся в половой жизни. С другой стороны, если у супругов нет половой близости, то в результате это может отразиться на другие аспекты взаимоотношения. Иногда половое влечение отсутствует из-за различных переживаний или проблем. Это не является чем-то необычным и почти во всех случаях может быть исправлено. Даже когда супруги ищут выхода из затруднений в других аспектах своих взаимоотношений, они могут вместе учиться достигать совершенства в физической связи и переживать взаимное удовлетворение в половой жизни для того, чтобы восстановление и укрепление полового влечения стало важной частью в достижении влюбленности друг в друга. Самые счастливые браки, бывают тогда, когда супруги находят, что они всегда могут улучшать свою половую жизнь в результате большего взаимопонимания и большей чувствительности друг к другу. Никогда не пренебрегайте в браке аспектом любви, известным как половое влечение!

Следующий аспект любви, происходит от греческого слова, которое не упоминается в Новом Завете, хотя его синоним на древнееврейском языке употребляется в Ветхом Завете. Я говорю о слове — эрос, означающем любовь, которая более всего содержит в себе идею романтической любви. Иногда эрос, эротический, всецело относят к физической близости, но это не правильно. Эрос не всегда имеет значение лишь чувственного удовольствия, но оно содержит также идею стремления соединиться с возлюбленным, желание обладать им. Эрос — это нечто романтическое, страстное и в то же время сентиментальное. Часто это начало желания вступить в брак. Это чувство любви, которое испытывает каждый влюбленный человек. Это чувство воспето в стихах, о нем сложены песни. Это чувство восхищения, изысканного удовольствия; это любовь — нежная, сильная, прекрасная, и в то же время, мучительная, потому что это всепоглощающее чувство.

Однако, у эроса есть проблема. Этому аспекту любви нужна помощь, потому что такая любовь изменчива и не может сама собой продолжаться всю жизнь. Эрос хочет обещать, что его отношение будет вечным, но сам по себе он не может сдержать этого обещания.

В свете этого нужно подчеркнуть различие между неразумным временным увлечением и истинной романтической любовью, которую можно найти в браке предопределенном Богом. Временное увлечение можно назвать эмоциональной, плотской реакцией на поверхностное впечатление, от внешности человека, в результате которого возникает половое влечение. В противоположность этому, — это истинная любовь духовный, умственный, эмоциональный и физический отклик на подлинный характер и все существо другого человека (мужчины или женщины), который является воплощением качеств, представляющим ценность и предмет восхищения в течение долгого времени.

Если в христианском браке существует любовь, определяемая словом эрос, такой брак полон восхитительных чувств и дает глубокое удовлетворение, будучи даром и творением Самого Бога. Такого рода любовь полностью является эмоциональной и не может быть вызвана силой воли, но появляется как искренний отклик, на все другие аспекты любви в браке, которые уже находятся в действии. Вы можете пережить любовь-эрос в ее богатом, зрелом, радостном проявлении, когда достигнете совершенства в искусстве любви. Больше, чем всякий другой аспект любви, эрос скрашивает обыденное, серое существование в веселые, яркие цвета. Это прекрасная часть любви, предназначенная для брака.

Третий аспект любви характеризуется греческим словом сторге когда любовь проявляется, как удобные, привычные взаимоотношения, состоящие из естественных чувств расположения и сознания принадлежности друг к другу. Эта любовь, несколько раз упомянутая в Новом Завете, является чувством, которое существует между родителями и детьми или братьями и сестрами. Такое чувство Роберт Фрост называет семейным очам, «местом, где вас принимают, и не надо иметь заслуг, чтобы приходить туда». Любовь сторге в браке восполняет нашу общую нужду быть частью тесного круга частью семьи, где люди заботятся и проявляют искреннюю верность друг ко другу. По сравнению с отношением холодного мира, любовь — сторге дает нам чувство эмоционального убежища. Брак, в котором отсутствует такая любовь подобен дому с протекающей крышей. А там, где присутствует сторге создается атмосфера уверенности, в которой все остальные аспекты любви могут безопасно жить и развиваться.

Четвертое качество любви объясняется греческим глаголом филео, которое часто употребляется в Новом Завете. Филео — это чувство нежности по отношению к возлюбленному, но всегда ожидание ответного чувства. Такая любовь проявляется в чувстве товарищества, общительности в обмене советами, дружбе. В то время как эрос — это чувство людей влюбленных, филео создает чувство неразлучной дружбы, близкие взаимоотношения. В такой любви, люди делятся мыслями, чувствами, отношениями, планами и мечтами — самым интимным, чем они не будут делиться с другими. Они также проводят время сообща и разделяют общие интересы. Разумеется, для полного наслаждения в любви-филео требуется участие обоих супругов. Однако, если в попытках восстановить любовь в браке, ваш партнер не откликается на усилия с вашей стороны, можно самим проявлять любовь, ожидая в будущем ответного интереса со стороны брачной половины, при выполнении на практике библейских принципов. Брак без филео не может быть удовлетворительным, даже при проявлении страстных чувств уединившись в спальне. Только при наличии филео брак будет несомненно интересным и вознаграждающим.

А теперь, от описания физической стороны в аспектах любви, мы переходим к духовной. Напоследок я сберег самое лучшее — агапе. Это вид совершенно бескорыстной любви, которая способна отдавать, не ожидая ничего взамен. Сравнивая с филео, при которой партнеры берегут и наслаждаются друг другом, агапе означает ценить и служить другому. Новый Завет часто говорит об агапе, потому что такая любовь побудила Христа сойти на землю в образе человека ради нашего искупления. Бог любит все человечество любовью-агапе. Кроме того, Он любит и любовью-филео тех, кто находится в общении с Ним через Иисуса Христа.

Любовь-агапе имеет особенно важное значение для тех кто старается спасти свой брак и восстановить потерянную любовь. Из всех аспектов любви, агапе можно немедленно вводить в свою брачную жизнь, потому что она осуществляется посредством воли и не полагается на чувства.

Это — деятельная, а не эмоциональная любовь. Она концентрируется на делах, а не на чувствах. К.С. Льюис показал разницу между агапе и другими формами любви, используя картину сада. Он пояснил, что естественные формы любви, как сад, быстро зарастают сорной травой, если его не полоть. Это неизбежно из-за эгоцентризма, своеволия и других грехов человека в результате грехопадения. Агапе действует подобно граблям, мотыге, ножницами удобрению в руках умелого садовника, который содержит сад в цветущем, аккуратно ухоженном и красивом состоянии. Когда Бог насадил сад нашего естества и сделал так, чтобы в нем все цвело и приносило плоды любви, Он также наделил нас волей, чтобы ухаживать, следить и заботиться о нем, как это делает мудрый садовник. Такая деятельность воли проявляется в любови-агапе. Это сознательное и великое чувство любви, при которой человек всегда старается делать для своего возлюбленного самое лучшее.

Брак, в котором существует любовь агапе может пройти через все испытания! Агапе сохраняет брак нерушимым, когда естественные проявления любви слабеют и умирают.

Любовь-агапе, это ничто другое, как одна из самых волнующих истин во всем Писании: Любовь-агапе связана с вечным источником силы и может действовать, когда откажут все остальные виды любви. Но это еще не все. Агапе — это чувство любви, независимо от того, недостоин ли объект любви этого чувства. Агапе не ставит условий также, как безусловная Божья любовь. Это чувство основанное на разуме и решительном волевом выборе. Поэтому можно принять решение начать любить свою брачную половину любовью-агапе, даже если вы встречаете в ответ безразличие или отвержение.

Такое чувство пережил один человек. Он написал: «Я действительно оценил ваши наставления на тему «Любовь в браке». Особенно о любви агапе, потому что только это чувство сохраняет наши взаимоотношения от распада. Мы с женой разговариваем о детях, о знакомых, о работе и т.д., но никогда ни о чем личном. Катя не позволяет мне обнять себя, поцеловать или вообще прикоснуться к ней. Когда я покупаю для нее подарки, она не принимает их, или когда говорю ей комплимент, она говорит: «Это неправда», или спрашивает: «Это серьезно?», или еще что-то другое, сводя на нет мои слова. Мы не имеем интимной близости. Я хочу иметь с Катей полноценные любовные взаимоотношения, но ничего не выходит, хоть бейся головой о стену. Я прошу у Бога, чтобы Он помог мне любить ее и удовлетворять её потребности, хотя у нас с ней нет взаимности». Какая живописная картина любви-агапе в действии, сохраняющая брак и семью, которые иначе бы распались! Но это не конец истории этой супружеской пары. И все, благодаря любви-агапе. Но прежде всего нужно быть уверенным в этой фундаментальной истине. Священное Писание повелевает иметь любовную связь с брачной половиной!

Агапе — древние греки так называли мягкую, жертвенную, снисходящую к ближнему любовь. Ранние христиане называли агапами «вечери Господни», или, в переводе, «трапезы любви», которые они устраивали в память о Тайной вечере. Агапа упоминается, например, в Послании Иуды.

По мнению Э.Фромма, Агапэ – это любовь равных. Но в действительности, даже будучи равными, мы не всегда равны. Поскольку все мы люди, всем нам нужна помощь: сегодня мне, завтра тебе. Однако то, что мы нуждаемся в помощи, еще не значит, что одни из нас беспомощны, а другие могущественны. Беспомощность – преходящее состояние. Любовь к слабому, любовь к бедняку и чужестранцу есть начало Ага́пэ. Любить собственную плоть и кровь – не бог весть какое достижение. Животное тоже любит своих детенышей и заботится о них. Беспомощный любит своего хозяина, потому что от него зависит его жизнь. Ребенок любит своих родителей, потому что они ему нужны. И только в любви к тем, кто не служит никакой цели, любовь начинает раскрываться по-настоящему. Сочувствуя беспомощному, человек развивает в себе любовь к брату. И в любви к самому себе он тоже любит того, кто нуждается в помощи, любит хрупкое, беззащитное существо.

  • Агапе — любовь, основанная на принципах.
  • Агапе — это глубокое нравственное чувство, возникающее не спонтанно, а сознательно, на основании моральных принципов, чувства долга, приличия и чести. И все же агапе не лишено теплоты и силы.
  • Агапэ — жертвенная любовь с забвением собственных интересов в заботах и во имя любимого.
  • Агапэ — жертвенная любовь, бескорыстная самоотдача, растворение любящего в заботе о любимом.
  • Агапэ — это просто любовь, без всяких религиозных домыслов, которая бывает самого разного толка.
  • Агапэ — любовь-эволюция, где партнеры движутся от противоположности к тождеству.
  • Агапэ — любовь как сочувствие.

Рассмотрим этот вопрос с библейской точки зрения. Книга Бытия показывает, что женщина была сотворена для того, чтобы восполнять нужду мужчины, находящегося в одиночестве и быть его другом и возлюбленной на протяжении всей жизни. Мужчине было заповедано оставить все остальное, нераздельно прилепиться к своей жене и интимно познавать ее всю жизнь. Таков процесс создания неразделимой любовной связи между мужем и женой. Ветхозаветные Писания показывают отдельные эпизоды в отношении романтических и интимных связей в жизни патриархов. Обращаясь к другим книгам Священного Писания, мы читаем о сугубо личных интимных взаимоотношениях мужа и жены, выраженных в романтической любви и половом наслаждении.

В Псалме 44, названном Песнью любви, автор говорит о бракосочетании, царя и предлагает царице обратить внимание на прекрасную внешность, славу, честь и величие супруга и забыть свою страну, народ и дом отца. Взамен того: «И возжелает Царь красоты твоей»; Детали любовной связи царя и его невесты утонченно описаны в Песне Песней Соломона как пример, которому должны следовать все благочестивые влюбленные.

Повеление на всю жизнь соединиться в любовной связи со своей брачной половиной находится в Притчах Соломона, в книге, которая дает специальные практические, крайне необходимые советы для решения ежедневных, жизненных проблем. Это советы Самого Мудрого Создателя. Притчи всегда указывают на причину и следствие: если вы сделаете что-то хорошее в согласии с Божьей мудростью, то это принесет добрый результат. Но если вы сделаете что-то против воли Божьей и всякого разумного поведения, то несомненно получите неприятные последствия. Из 5 главы Книги Притчей можно сделать следующей вывод: держись подальше от блудницы и будь всегда безумно влюблен в свою жену. Вот сама суть наставления и точного повеления: «Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланию и прекрасною серною; груди ее да упояют тебя во всякое время; любовию ее услаждайся постоянно».

Уже сделано предупреждение мужу избегать блудницы, так как иначе она разрушит его жизнь в половом, духовном и социальном отношениях. Тот же принцип применим к жене, потому что ее жизнь пострадает таким же образом вследствие прелюбодеяния.

Но дальше описывается как богата награда за брачную верность! Здесь и в Песне Песней Соломона, изображена жена, в виде водоема, колодца, скрытого источника, фонтана воды который льются, чтобы полностью утолить жажду мужа. Но даже и это описание не до конца передает суть притчи. «Услаждаться» в древне-еврейском языке обозначает шататься, как бы от опьянения, быть в восхищении, в оживленном состоянии. Быть «напоенным», утолить жажду, напиться т.е. полностью исполниться тем, что приносит удовлетворение.

То, что здесь описана физическая любовная связь, ясно видно из оригинального текста. Знатоки древне-еврейского языка считают, что это место — одно из самых живописных описаний во всем Священном Писании, где буквально говорится о сосках жены, и потом метафорически описываются, как источники вина, опьяняющие мужа любовью. Обратите внимание, что это говорится о жизни с «женою юности твоей», и указывается на продолжительность любовной связи, и что повеление «утешаться» было установлено как неотъемлемая часть брачной жизни с самого начала и до конца.
Но здесь имеется в виду нечто больше, чем просто физическая любовь. Слово, которое переведено здесь словом — «любовь» («любовию ее услаждайся постоянно») — это еврейское слово — ахава, которое содержит в себе элемент лишь эмоциональной любви в ответ на привлекательность, хотя и не исчерпывается эмоциональностью. Фактически, ахава, это то же самое, что и новозаветное слово агапе, которое обозначает любовь человеческого духа и воли, направленную на то, чтобы всегда делать самое лучшее для возлюбленного. Итак, мы видим, что согласно этому стиху Писания мы должны проявлять в брачной жизни любовь-агапе с ее духовными аттрибутами посредством эмоциональных и физических сил нашего существа для полного удовлетворения своей брачной половины. Тут нет никакой жертвенности, потому что поступая так, мы сами тоже получаем удовлетворение.

Итак мы видим здесь любовную связь, заповеданную Богом каждому мужу и каждой жене: всепоглощающее, восхитительное общение ума, тела, духа и чувств. Ясно, что существуют важнейшие причины, почему необходимо следовать Библии в вопросе брачной жизни! Мы можем воспользоваться свободой, чтобы воспротивиться любви и отказаться от радости. Ничто не может заставить нас свернуть с этого пути, если мы изберем его для себя. Но подобным же образом мы можем воспользоваться свободой для того, чтобы любить, и если будем поступать следуя библейским указаниям, то будем постоянно испытывать счастье полноценной любви в супружеской жизни.

7 видов любви у древних греков

15 Авг

  • Flammia Svart
  • 0

С появлением интереса к Античности и качественных переводов греко-римской литературы многие западные мыслители обратили внимание на то, что любовь у них понималась совсем иначе. Западный (и русский) человек привык к одному слову, которое может обозначать очень разные вещи — от любви к еде до любви к Родине, и от любви к одному человеку до любви всеобщей или к Богу. Как же понимали любовь древние греки и сколько всего типов у них было.
Особенно четко акцентировал внимание на этом различии Фрейд, который заметил, что современный человек слишком сильно переносит значимость в любви на объект. Тем самым получается, что сам объект любви задает те чувства, которые вы переживаете. Античные люди напротив уделяли больше внимания на сам характер чувств, понимая что объект может оказаться случайным.

Итак, давайте сперва разберемся с видами любви. Уже у Платона упоминается различие трех видов любви, каждый их которых отличается прежде всего тональностью, эмоциональным окрасом. Вот эти три вида: эрос, сторге и людус.

Иногда к ним добавляют еще греческое слово «филиа», которое также переводят как «любовь». Но все-таки для греков вопрос любви — это прежде всего что-то что касается телесной любви двух живых существ. Филиа в данном случае стоит в стороне, так как это слово более абстрактное и лучше перевести как «принятие», «расположение». Именно поэтому корень «-фил-» активно вошел во все научные названия. Философия и филокартия, библиофил, хлорофил и гидрофильность — все эти слова означают не столько «любовь к чему-то», сколько расположение. Поэтому сами греки филией называли главным образом либо отношения братьев и сестер (приязнь, принятие близости здесь обусловлено фактом рождения, но не отменяет конкуренции, зависти и даже ненависти), либо что-то совершенно отвлеченное — любовь к искусству, мудрости, музе.

Что же представляют собой оставшиеся три вида любви. Их стоит описать как три разных состояния желания (это то, что упущено в некоторых описаниях).

Эрос — это эгоистичная любовь, любовь-жажда. Говоря терминами психологии — это романтическая влюбленность, в которой очень важны новизна, динамика, еще не в полной мере удовлетворенное желание обладания. Эрос всегда строится на некоторой идеализации объекта, что заставляет чувствовать себя лишенным чего-то, что может дать только возлюбленный/ая. При этом греки считали, что именно эрос управляет продолжением рода.

Людус — это любовь-времяпрепровождение, любовь-игра. Людус для греков — это аналог слова «забава» (или play в англ.). Людус не превозносит свой объект, он скорее акцентирован на себе — своем увлечении, своем умении добиться. При этом людус не ревнив и не требует обладания, а вот там, где возникает элемент состязания — чувства будут довольно сильны.

Сторге — это любовь-забота, любовь-нежность. Во многих описаниях ее почему-то называют любовью-дружбой, что все-таки крайне неточно. Сторге — скорее любовь равных, в которой нет элемента достижения. Вероятно она строится на некотором элементе интеллектуального принятия личности другого человека, что остужает страсти и эмоции. Также именно в сторге наиболее ощутим социальный момент — это может быть любовь в силу принадлежность возлюбленного к опредленным роду или группе.

Также иногда встречается идея о соединении двух видов любви, что порождает еще три смежных формы: мания, агапэ и прагма.

Манией можно назвать пересечение эроса и людуса. Это любовь-наваждение, в которой незвоможно заполучить желаемое. Это сильное чувство, раскачивающее психику как качели — от маниакальной эйфории до тяжелейшей депрессии. Греки считали такое чувство наказанием богов.

Агапэ — это гармоничный союз эроса и сторге. Это любовь-преданность. Иногда ее называют самопожертвованием, но этот смысл привнесло в слово агапэ христианство. Греки вероятно смотрели на это проще: они считали, что это любовь, которая начинается со страсти, но затем смягчает свой эгоизм и переходит к уважению и желанию скорее отдавать партнеру и развивать его.

Прагма возникает на основе людуса и сторге. Это любовь-обмен. Ее опять-таки несправедливо называют корыстной или любовью по расчету. Подобные вещи греки просто не называли любовью. Прагма — это спокойное чувство, строящееся на чувстве собственного достоинства и требовательная к партнеру. Прагма — не от слова «прагматизм», а от слова «действие». В такой любви партнеры ищут удовлетворения своих потребностей, поэтому она существует только если каждый что-то делает для другого.

Эрос. Восторженная, пылкая влюбленность, основанная в первую очередь на преданности и привязанности к любимому, а потом уже на сексуальном влечении. При такой любви влюбленный порой начинается чуть ли не поклоняться возлюбленному(ой). Появляется желание полностью обладать им. Это любовь — зависимость. Происходит идеализация любимого. Но всегда следует период когда «открываются глаза», и, соответственно, происходит разочарование в любимом. Данный вид любви считается разрушительным для обоих партнеров. После наступившего разочарования, любовь проходит, и начинается поиск нового партнера.

Людус. Любовь — спорт, любовь — игра и состязание. Данная любовь основана на половом влечении и направленна исключительно на получение удовольствий, это потребительская любовь. В таких отношениях человек настроен больше получать, чем что-то давать своему партнеру. Поэтому чувства носят поверхностный характер, а значит не могут удовлетворить партнеров полностью, им всегда чего-то не хватает в отношениях, и тогда начинается поиск других партнеров, других отношений. Но параллельно могут сохраняться отношения и со своим постоянным партнером. Недолговечна, продолжается до появления первых проявлений скуки, партнер перестает быть интересным объектом.

Сторге. Любовь — нежность, любовь — дружба. При данном виде любви партнеры являются одновременно и друзьями. Их любовь основывается на теплых дружески-партнерских отношениях. Данный вид любви часто возникает после многолетней дружбы или после много лет совместного брака.

Филия. Платоническая любовь, названная так потому, что в своей время именно данный вид любви возносился Платоном как настоящая любовь. Данная любовь основана на духовном притяжении, при такой любви происходит полное принятие любимого, уважение и понимание. Это любовь к родителям, детям, к лучшим друзьям, к музе. Платон считал, что это единственный вид любви, который является истинной любовью. Это безусловная любовь. Бескорыстная любовь. Любовь в чистом виде. Это любовь ради любви.

Кроме того, древние греки выделяли еще три вида любви, которые являются сочетанием основных видов:

Мания или как называли данный вид любви древние греки: «безумие от богов». Данный вид любви является комбинацией эроса и людуса. Любовь — манию считали и считают наказанием. Это любовь — одержимость. Она заставляет страдать влюбленного человека. И она же несет страдания и объекту страсти влюбленного. Любящий стремится все время быть рядом с возлюбленным, пытается контролировать его, испытывает безумную страсть и ревность. Также, влюбленный испытывает душевную боль, смятение, постоянное напряжение, неуверенность, тревогу. Он полностью зависим от объекта обожания. Возлюбленный же после некоторый периода такой пылкой любви со стороны влюбленного, начинает его избегать и делает попытки разорвать отношения, исчезнуть из его жизни, оградить себя от одержимого любовью. Данный вид любви деструктивен, несет разрушение как влюбленному, так и возлюбленному. Такой вид любви не может долго существовать, за исключением садомазохистских отношений.

Агапэ. Данный вид любви является сочетанием эроса и сторге. Это жертвенная, бескорыстная любовь. Любящий готов к самопожертвованию во имя любви. В такой любви происходит полная самоотдача любимым, полное принятие и уважение любимых. Данная любовь сочетает в себе милосердие, нежность, надежность, преданность, страсть. В такой любви партнеры совместно развиваются, становятся лучше, избавляются от эгоизма, стремятся больше отдавать, чем что-то брать в отношениях. Но надо отметить, что этот вид любви можно встретить и у друзей, но в таком случае, будет отсутствовать сексуальное влечение, всё остальное сохраняется. Также о такой любви говорится в христианстве — жертвенная любовь к ближнему своему. Сохраняться всю жизнь. Но встречается очень редко.

Прагма. Данный вид любви является комбинацией людуса и сторге. Это рациональная, рассудочная любовь или любовь по «расчету». Такая любовь возникает не от сердца, а от ума, то есть она рождается не от чувств, а от осознанно принятого решения любить конкретно человека. И данное решение основывается на доводах рассудка. Например, «он меня любит», «он обо мне заботится», «он надежный» и т.д. Этот вид любви носит корыстный характер. Но может сохраняться всю жизнь, и пара при таком виде любви вполне может быть счастлива. Также прагма можете со временем перерасти в другой вид любви.
(с) с просторов инета

Метки: Психология, Размышлизмы, Любовь, Любовная магия
Поделится этой записью:

Сколько видов любви различали древние греки?

Основные Виды любви, которые объемлют все разнообразие этого чувства, как считали греки, насчитывали по количеству – четыре.

Любовь «агапэ» — это духовная любовь, которая преображает человека. Греки считали этот вид любви (агапэ) высшей любовью слияния душ, не отменяющая, впрочем, и телесного единения.Вот как описывает агапэ стихотворение Арсения Тарковского —

Любовь не ради себя как «эрос», а ради другого. Больше напоминает материнскую любовь, полную великодушия и самоотверженности. Особенно в период эллинизма у греков агапэ была не только любовным чувством, но и идеалом гуманной любви к ближнему человеку.

Следующий тип любви – Филадельфия (филиа), любовь-дружба любовь братская, братолюбие. Это такое родство душ, когда люди понимают друг друга без слов, могут понять другого, сопереживать ему. У Платона она была поставлена на высшую ступень учения о любви.

Сторгэ – любовь-нежность. Чувство, которое берет начало из естественной привязанности к своим близким. Объясняется как сыновья, дочерняя любовь к отцу, матери это любовь к своей семье, к месту, где ты живешь и родился. Любовь переходит и распространяется к своему народу, Отечеству.

Эрос — такая любовь, которая не менее загадочная и великая, трагичная любовь – «эрос». Любовь страстная, чувственная. Это страсть больше для себя, чем для другого (Я-центризм). Непреодолимое влечение к обладанию любимым человеком. Сила этой любви является движущей силой эволюции человеческой истории.

Кроме этих перечисленных видов любви греки выделяли еще и влюблённость. В античном мире влюбленность описывается как опьяненность, любовный эликсир, колдовское очарование, наваждение. Переводя на современный язык, как сейчас сказали бы – «дурь, зацикленность»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *