Макариос III

Макариос III

В Википедии есть статьи о других людях с именем Макарий.

16 августа 1960 — 15 июля 1974

7 декабря 1974 — 3 августа 1977

20 октября 1950 — 3 августа 1977

Архиепископ Макариос III
Αρχιεπίσκοπος Μακάριος Γ’

Архиепископ Макарий в 1962 году.

Президент Кипра
Предшественник должность учреждена
Преемник Никос Сампсон (и.о.)

Президент Кипра
Предшественник Глафкос Клиридис (и.о.)
Преемник Спирос Киприану
Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра
Предшественник Макарий II
Преемник Хризостом I
Вероисповедание православие
Рождение 13 августа 1913
деревня Пано-Панайя, округ Пафос, Кипр
Смерть 3 августа 1977 (63 года)
Никосия, Республика Кипр
Место погребения
  • Монастырь Киккос
Партия
  • независимый
Образование
  • Афинский университет (1942)
  • Бостонский университет (1948)
Автограф
Награды
Макариос III на Викискладе

Статуя Макариоса.Дмитрий Медведев возложил венок к памятнику первому президенту Кипра архиепископу Макариосу III.

Архиепи́скоп Мака́рий (Мака́риос) III (греч. Αρχιεπίσκοπος Μακάριος Γ’, в миру Михаил Христодулу Мускос, греч. Μιχαήλ Χριστοδούλου Μούσκος; 13 августа 1913 — 3 августа 1977) — предстоятель автокефальной Кипрской православной церкви (1950—1977), избранный первым Президентом Республики Кипр (на посту в 1960—1977).

Биография

Михаил Мускос родился 13 августа 1913 года в деревне Пано-Панайя в округе Пафос, в западной части Кипра, который был в то время британской колонией. Его отец Христодул Мускос был бедным крестьянином, а мать Елена Афанасиу умерла вскоре после его рождения.

Окончил начальную школу в родном селе. В 1926 году в возрасте 13 лет был зачислен послушником в монастырь Божией Матери Киккской, один из самых богатых и самых известных на Кипре. В возрасте 20 лет был отправлен обучаться в Панкипрскую гимназию в Никосии, которую окончил в 1936 году.

Вернувшись в Кикос, 7 августа 1938 года принял постриг с именем Макарий и был рукоположён во диакона.

Месяц спустя в качестве стипендиата Киккского монастыря направлен для обучения на богословский факультет Афинского университета. По его завершении в 1942 году поступил на юридический факультет, где учился до освобождения Греции от немецкой оккупации, после чего ненадолго вернулся на Кипр.

По возвращении в Афины 13 января 1946 года был рукоположён во пресвитера и возведён в сан архимандрита в храме святой Ирины, где до этого в течение пяти лет служил диаконом у митрополита Гирокастринского Пантелеимона (Котокоса).

В том же году прибыл в США для продолжения богословского образования. В течение двух лет посещал лекции в Бостонском университете по специальности «Социология религии».

8 апреля 1948 года, когда Макарий пребывал на учёбе в Бостоне, он был избран митрополитом Китийским. Хиротония состоялась 13 июня.

Вернувшийся на Кипр, находившийся тогда под британским колониальным управлением, митрополит Макарий вскоре превратился в авторитетного и харизматичного лидера, активно выступавшего за предоставление национальной независимости и объединение с материковой Грецией — Энозис.

20 октября 1950 года был избран архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра и этнархом.

Возглавив Кипрскую Церковь, развернул широкую деятельность за свободу Кипра. В связи со второй годовщиной со дня проведения плебисцита и основания Всекипрской организации молодёжи, в воскресенье 13 января 1952 года был совершён молебен в храме Явленного Образа Божией Матери («Панагиа Фанеромени»). В специально-составленной Архиепископом Макарием к этому торжеству молитве призывалась помощь Божия угнетённому кипрскому народу в его стремлении освободиться от рабства и достигнуть многожеланной свободы. После молебна Архиепископом Макариосом была произнесена патриотическая речь, встреченная восторженно народом, и зачитано постановление кипрского греческого всенародного собрания, в котором выражалась решимость православных греков продолжать борьбу за свою независимость.

В феврале 1952 года обратился со специальным заявлением к постоянному заместителю министра колоний сэру Томасу Ллойду, посетившему тогда Кипр, в котором напомнив Декларацию Объединенных Наций о правах человека, самоопределении и свободе народов, Архиепископ Макарий выразил уверенность, что Великобритания из уважения к правам и воле кипрского народа предложит Ассамблее Организации Объединенных Наций рассмотреть кипрский вопрос. В сентябре 1952 года направил телеграмму председателю комиссии ООН о несамоуправляющихся странах, в которой напомнил, что греческий народ, составляющий 81 % населения Кипра, желает свободы и не прекратит борьбы за неё, пока не осуществит этого своего желания. Несколько дней спустя, Архиепископ Макарий передал британскому военному министру Энтони Хенту, посетившему проездом Кипр, решительный протест греческого народа острова против ограничения самоуправления, против продолжения английского режима на Кипре и размещения на нём военных баз.

В 1962 году

1 апреля 1955 года на Кипре вспыхнуло восстание за освобождение острова. Между английским губернатором Кипра фельдмаршалом Хардингом и Архиепископом Макарием как вождем кипрского народа начались переговоры, которые длились с октября 1955 по март 1956 года, но к соглашению сторон не привели. Когда Архиепископ Макариос отказался принять навязываемый англичанами план решения кипрского вопроса, английское правительство 5 марта 1956 года официально заявило, что переговоры между британцами и киприотами прерваны.

За активную борьбу за права греков-киприотов Архиепископ вместе с митрополитом Киренийским Киприаном по приказанию губернатора Хардинга 9 марта 1956 году был тайно взят под стражу и сослан на Сейшельские острова. Здесь Архиепископ Макарий построил на свои средства школу для детей из местного населения.

В 1957 году под давлением киприотов и мировой общественности Архиепископ Макарий и митрополит Киренийский Киприан были освобождены с условием, чтобы, оставив место заключения, они отправились куда угодно, но не на Кипр, после чего оба уехали в Афины.

Находясь в изгнании, решительно выступил против осуществления на острове «плана Макмиллана», заключавшегося в сохранении Кипра в качестве военной базы.

В феврале 1959 года участвовал в Лондонском совещании, явившемся продолжением переговоров в Цюрихе. В Лондоне были подписаны соглашения, на основе которых позднее острову была предоставлена самостоятельность. В марте того же года, после принятия Цюрихско-Лондонского соглашения, Архиепископ Макарий и митрополит Киприан уже смогли возвратиться на Кипр. В апреле вернулся на Кипр и митрополит Пафский Фотий.

В декабре 1959 года в ходе первых президентских выборов при поддержке ЭОКА был избран президентом независимого Кипра и занял свой пост 16 августа 1960 года.

В конце декабря 1963 года были спровоцированы вооруженные столкновения между греческим и турецким населением Кипра, приведшие к многочисленным жертвам. Англия, Турция и Греция вмешались в конфликт с целью навязать свои планы урегулирования конфликта. На остров были введены войска ООН, а общины сгруппированы по нациям. В июне 1964 году в Вашингтоне был создан план Ачесона, предусматривающий присоединение острова к Греции.

Однако позже на протяжении его президентства организация Георгиоса Гриваса ЭОКА неоднократно предпринимала попытки убийства архиепископа Макариоса, пока не свергла его 15 июля 1974 года в результате государственного переворота, спровоцировавшего турецкое вторжение на Кипр.

Путч ЭОКА, инспирированный режимом «черных полковников» в Греции, вынудил Макариоса ненадолго эмигрировать в Лондон, однако в 1975 году он возвратился на Кипр и вновь занял пост президента, управляя контролируемой греческой общиной южной частью острова до своей кончины 3 августа 1977 года.

Его опорой в последние годы правления стала завоевавшие все места в парламенте на выборах 1976 года широкая коалиция, которая включала либералов (Демократическая партия), коммунистов (Прогрессивная партия трудового народа Кипра) и социал-демократов (Движение за социал-демократию). Архиепископ, находивший общий язык с коммунистами как внутри страны, так и на международной арене (и как партнёр СССР и его союзников, к которым обращался за помощью в периоды обострения отношений с западными странами или Турцией, и как активный участник Движения неприсоединения), получил прозвище «средиземноморский Кастро»».

> Литература

МАКАРИЙ (МУСКОС)

Макарий III, архиепископ Кипрский

Макарий III (Мускос) (1913–1977), архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра, этнарх, основатель и первый президент Республики Кипр

В миру Михаил Мускос, родился 13 августа 1913 года в местечке Ано Панагия близ Пафоса, Кипр. Родителей его звали Христодул Мускос и Елена Афанасиу. В 1926 году Михаил был зачислен послушником в монастырь Божией Матери Киккской. По окончании Всекипрской гимназии в 1936 году назначен ректором греческой школы Киккоса, а затем секретарем административного совета монастыря.

7 августа 1938 года принял постриг с именем Макария и был рукоположен во диакона. В тот же год в качестве стипендиата Киккского монастыря направлен для обучения на богословский факультет Афинского университета. По его завершении в 1942 году поступил на юридический факультет, где учился до освобождения Греции от немецкой оккупации, после чего ненадолго вернулся на Кипр. По возвращении в Афины 13 января 1946 года был рукоположен во пресвитера и возведен в сан архимандрита в храме святой Ирины, где до этого в течение пяти лет служил диаконом у митрополита Гирокастринского Пантелеимона. В тот же год, получив стипендию Всемирного Совета Церквей, прибыл в США для продолжения богословского образования. В течение двух лет посещал лекции в Бостонском университете по специальности «Социология религии».

Митрополит Китийский

8 апреля 1948 года избран митрополитом Китийским. Архиерейская хиротония состоялась 13 июня. За время пребывания на Китийской кафедре владыка Макарий развил плодотворную деятельность: обновил митрополичий дом в Ларнаке, улучшил экономическое положение клира, основал несколько братств помощи бедным, воодушевлял униженный народ. В качестве председателя кабинета этнархии в 1949 году ездил в Грецию для переговоров с королем, премьер-министром и другими официальными лицами по кипрской проблеме. По предложению преосвященного Макария Священный Синод Кипрской Православной Церкви организовал 15 января 1950 года всенародный референдум, во время которого 97 % населения проголосовало за объединение Кипра с Грецией.

Архиепископ Кипрский

20 октября 1950 года митрополит Макарий был избран архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра и этнархом. Сразу после избрания основал Всекипрскую национальную организацию молодежи. Чуть позже снова посетил Грецию, пытаясь убедить греческое правительство обратиться в ООН по кипрскому вопросу. По возвращении на Кипр подал протест в комиссию по несамоуправляемым территориям ООН на Великобританию, которая не предоставила в ООН отчета о политическом положении на Кипре.

В октябре 1952 года в Нью-Йорке на 7-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН выступал по кипрскому вопросу, ознакомив с ним мировую общественность. Вернувшись на Кипр, обратился с письмом к губернатору острова с требованием соблюдать право нации на самоопределение. Ответ губернатора был отрицательным, и архиепископ осудил политику Великобритании на Кипре. В августе 1953 года он обратился с ходатайством к Генеральному Секретарю ООН о включении в повестку дня 8-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН вопрос об использовании кипрским народом права на самоопределение.

9 марта 1956 года был сослан на Шейхельские острова, поскольку переговоры с губернатором о будущем Кипра к согласию не привели. После освобождения, примерно год спустя, Британское правительство пригласило архиепископа Макария в Лондон, где и было подписано Лондонское соглашение, ставшее продолжением Цюрихского соглашения. По этим документам Кипру предоставлялась независимость.

Президент Республики Кипр

16 августа 1960 года после объявления Кипра независимой республикой архиепископ Макарий принял на себя обязанности президента страны, победив на выборах 13 декабря 1959 года и набрав 66,29 % голосов избирателей. В феврале 1968 года архиепископ Макарий был повторно избиран президентом Кипрской республики.

8 марта 1970 года была предпринята попытка покушения на архиепископа во время его посадки в вертолет, который должен был доставить архиепископа в монастырь Божией Матери Махэра на панихиду по заместителю командующего Национальной организацией кипрских борцов Григорию Авксендиу. В результате покушения архиепископ Макарий не пострадал, но был ранен пилот вертолета, которому тем не менее удалось посадить машину на площадку рядом со зданием архиепископии.

Особая связь соединила архиепископа Макария с Кенией. В апреле 1957 года он участвовал в богослужении в Космодамиановском кафедральном соборе в Найроби; в 1970 году, уже как глава государства, совершил государственный визит в Кению как гость и друг президента Республики Джомо Кениаты, а в марте 1971 года снова прибыл как пастырь и организовал массовые крещения в Найроби и Ньери, крестив около пяти тысяч представителей местных народов. В то же время он торжественно заложил первый камень в основание православной духовной семинарии в Найроби, строительство которой на средства архиепископии было завершено в 1974 году .

В феврале 1973 года архиепископ Макарий в третий раз был избран президентом Кипрской республики. 7 марта того же года три митрополита Кипрской Церкви приняли решение извергнуть своего предстоятеля из священного сана и перевести в разряд мирян, поскольку тот не пошел навстречу их требованию отказаться от должности президента. Деяние митрополитов было осуждено народом и не было признано предстоятелями Поместных Православных Церквей. С 5 до 14 июля 1973 года в Никосии проходил Великий Собор, на котором решение митрополитов было объявлено неканоническим и не имеющим силы. На призыв восстановить прежнюю каноническую связь с архиепископом преосвященные, несмотря на увещания и убеждения, ответили отказом, за что и были извергнуты из сана.

Свержение и последние годы

15 июля 1974 года военная хунта «чёрных полковников» в Греции совершила государственный переворот с целью свергнуть президента архиепископа Макария. Ему насилу удалось спастись и на следующий день через Мальту он уехал в Великобританию, а оттуда в США, где выступил с речью перед Советом Безопасности ООН. 20 июля того же года под предлогом государственного переворота Турция ввела на Кипр свои войска и захватила примерно 36 % территории Кипрской республики, изгнав 28 % греков-киприотов из отеческих мест, убивая безоружных и причиняя огромные разрушения.

3 августа 1977 года архиепископ Кипрский Макарий III скончался.

Первый президент Кипра Архиепископ Макариос III

Первый президент Кипра
Архиепископ Макариос III.

Лидер национально-освободительной борьбы кипрского народа Архиепископ Макариос III вошел в историю и как первый Президент независимого кипрского государства. Он не только объединил в одном лице духовную и светскую власть, но и стал истинным народным вождем. 3 августа исполнилось 34 года со дня его смерти.
К сожалению, о его частной жизни известно немного: во-первых, Макариос был духовным лицом, а во-вторых – он всего себя отдавал тому делу, которое считал главным в своей жизни. Одно можно сказать: он был наделен особым магнетизмом, который притягивал людей, а врожденная харизма и талант оратора, отточенный ум и гибкость мышления стали залогом его успеха. А еще он отличался подлинным патриотизмом и неистребимой верой в свой народ.
ЮНОСТЬ И ЗРЕЛОСТЬ
Биография Макариоса поразительна: будучи выходцем из простой крестьянской семьи, он достиг более чем впечатляющих высот.
Будущий предстоятель автокефальной Кипрской Церкви Михаил Христодулу Мускос родился 13 августа 1913 года в деревне Панагийя под Пафосом. В 1926 году он поступил послушником в Киккский монастырь. Обучался в монастырской школе. В 1933 году старательный ученик получил специальную стипендию на обучение в столичной Всекипрской гимназии.
После окончания учебного заведения с отличием молодой человек вернулся в Киккос, чтобы преподавать в монастырской школе. Продолжил свое образование Макариос уже в Афинском университете, изучая на богословском отделении социологию религии, и в 1938 году получил свой первый священный сан дьякона и духовное имя – Макариос Киккотис. В том же году, за отличную учебу Всемирный совет Церквей отправил его учиться в Бостонский университет, где в 1942 году Макариос защитил диплом магистра теологии.
В 1946 году Макариос был рукоположен в сан архимандрита. Именно в это время Кипрская Церковь вернула себе право самостоятельно выбирать высшее духовенство, и очень скоро Макариос узнает о его избрании епископом Китийским.
ВЫХОД НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ АРЕНУ
С 1948 по 1950 годы Макариос служил в епископском сане. При его содействии были учреждены благотворительные фонды и организации, издавался журнал «Эллинистический Кипр», пропагандировалось образование. Однако постепенно происходило и выдвижение Макариоса-политика, сделавшего своей целью защиту национальных интересов. Вскоре он превратился в авторитетного и харизматического лидера острова, активно выступавшего за предоставление национальной независимости и объединение с материковой Грецией – «энозис».
Осенью 1950-го епископ Китийский единогласно избран архиепископом Кипра – самым молодым в истории Кипрской Церкви. Ее глава традиционно, кроме власти религиозной, имеет еще огромные рычаги влияния и на власть светскую. Так и Макариос, заняв почетное место архиепископа, одновременно стал обладателем звания этнарха – национального вождя.

ВО ГЛАВЕ ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ
Основной целью Макариоса было избавление страны от британского ига. Но ситуация складывалась неоднозначная, и прежде всего в Греции, которая на тот момент находилась почти в полной зависимости от Великобритании и США.
Значительную часть церковной казны, которой распоряжался Макариос на правах архиепископа, он направлял на создание боевых молодежных организаций, откуда впоследствии вышли знаменитые борцы ЕОКА. Макариос выступил учредителем Национальных ассамблей, на которых делегаты от народа разрабатывали программу, призванную определить ход освободительной борьбы. Естественно, это вызвало недовольство британских властей, объявивших Макариоса «кровожадным священником-террористом».
В 1954 году кипрский вопрос впервые был вынесен на рассмотрение ООН. К сожалению, обсуждение не принесло положительных результатов, и Макариос отдал приказ о начале вооруженного выступления. Эти события вынудили британские власти наконец-то признать существование кипрской проблемы. Лондонскую трехдневную конференцию, на которой, кроме Кипра, были представлены Великобритания, Греция и Турция, Макариос назвал «ловушкой», а «потерянной возможностью» стали позднее и прямые переговоры нового губернатора Кипра Хартинга с архиепископом: лидер кипрского народа не принял двусмысленных предложений наместника Великобритании.
И тогда британцы решили проблему кардинально. В марте 1956 года за поддержку мятежного полковника Георгиоса Гриваса Макариос был арестован и вместе с тремя другими священниками сослан на Сейшельские острова. Это вызвало массовые недовольства в Греции и на Кипре. Демонстрации протеста собирались у американских и британских посольств. На острове были введены строжайшие меры безопасности, когда под запретом оказалось любое передвижение. После года ссылки Макариоса освободили, но при одном условии – ему запретили въезд на Кипр.
ПЕРВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ КИПР
Только в марте 1959 года, уже после заключения известных соглашений в Лондоне и Цюрихе, согласно которым Кипру гарантировался статус независимого государства, Макариос вернулся на родину, и уже на декабрьских выборах Архиепископ Макариос III был провозглашен Президентом Республики Кипр.
Официально Макариос приступил к своим президентским обязанностям с 15 августа 1960 года, когда была провозглашена Республика Кипр. Президент сразу столкнулся с грузом почти неразрешимых проблем. Первой из которых была новая Конституция – причина межэтнических конфликтов и разногласий.
Уже в 1963-64-х годах противостояние турок-киприотов и греков-киприотов перешло к вооруженным столкновениям. В условиях давления со стороны Турции Макариосу удалось сохранить целостность молодого государства, но на остров были введены миротворческие силы ООН.
В 1968 году Макариос переизбран на пост Президента Республики Кипр: за него проголосовало 95,45% населения страны! Тем временем в Греции власть захватили «черные полковники». Они всячески пытались нейтрализовать Макариоса, который к тому времени уже отошел от идей энозиса. Выражая мнение подавляющего большинства киприотов, Президент заявил, что Кипр не присоединится ни к какому политическому или военному блоку и не согласится ни с каким иностранным вмешательством в свои внутренние дела.
Афины же, напротив, мечтали о присоединении острова, преподнося это как единственно возможное разрешение по-прежнему остро стоящей кипрской проблемы и используя боевиков ЭОКА-2. Бывшие друзья и союзники превратились в смертельных врагов. В марте 1970 года было совершено первое покушение на Макариоса.
В начале июля 1974 года на Кипре произошел военный переворот, вынудивший Макариоса покинуть страну. 20 июля началось турецкое вторжение, повлекшее за собой разделение острова. И только 7 декабря Макариос вновь ступил на родную землю. Все ждали от мудрого Президента решения серьезнейших проблем, экономических и политических, но Макариос не успел выполнить поставленные перед ним задачи. Во время Святой литургии 3 апреля 1977 года у архиепископа случился инфаркт, а четыре месяца спустя, 3 августа, он скончался.
Это была национальная трагедия. Перед гробом Архиепископа Макариоса, установленным для прощания в Кафедральном соборе Св. Иоанна, прошли почти все жители страны. Архиепископ Макариос III был торжественно похоронен 8 августа 1977 года. Когда первого Президента провожали в последний путь, народ стоял сплошной цепью по всей дороге от Никосии до Киккского монастыря.

Могила первого президента
Архиепископ Макариос III.

Могила Президента, согласно его воле, находится на горе Трони, недалеко от монастыря Киккос. Ежегодно в день кончины первого Президента Кипра во всех храмах страны проводится панихида. На официальной церемонии, которая обычно проходит в Киккосе, присутствуют все высокопоставленные лица государства во главе с действующим Президентом страны, отдавая дань уважения выдающемуся общественному и религиозному деятелю. Память об Архиепископе Макариосе навсегда останется не только в сердцах киприотов, но и всех тех, кто с сочувствием и пониманием относился и относится к борьбе кипрского народа за свою независимость и территориальную целостность.
Подготовил Игорь БАЛТИЙСКИЙ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *