Мерзликин Андрей отец

Актер Андрей Мерзликин о «Домострое», любви и ивантеевских бандитах

29 января выходит семейная комедия про влюбленных собак…
Да! Сложнейший жанр для актера: играть и ничего не играть, быть убедительным для пятилетних. Надо найти грань, как правильно шутить, быть смешным и при этом не выглядеть глупо. Оказалось, психологическая драма в разы, в десятки раз легче.

Твой персонаж — неудачливый грабитель, план которого рушат два очаровательных пса. Я знаю, что на сакраментальный вопрос «Кошки или собаки?» у тебя есть правильный ответ. Расскажи, какие питомцы были у тебя в детстве?
Дворняги. К нам на дачу из леса приполз щенок. Осенью мы забрали его домой. Очень переживали, что придется его перевоспитывать, но не потратили на это ни часа! Мы не слышали от него ни одного громкого звука, он не порвал ни одной вещи. У дикого, уличного животного было абсолютно адекватное цивилизованное понимание существования. Поразительно, насколько собака может быть человечной. Он погиб — горько и обидно, попал под грузовик, как раз в день рождения моей мамы. Но именно в то утро наш малыш стал мужчиной. Встретил во дворе боксершу и что-то хорошее оставил. Не только приятные воспоминания в кругу нашей семьи. Были собаки, которых я приносил, и, как в детских книгах, родители заставляли меня возвращать их на место.

Теперь ты сам можешь решать, кого завести.
Сейчас в моей семье появился британец. Я не большой кошатник, но он на редкость общительный, позволяет дружить с ним, гладить, брать на руки. Я вырос в атмосфере жесткой диктатуры, родители мне объясняли, что домашнее животное должно быть как можно ближе к воле. Так я воспитываю своих детей. Собаки — это не игрушки, которые заставляют умиляться, радоваться, сюсюкать. Чтобы объяснить это, мы брали у родственников пуделя, восьмилетний Федор ухаживал за ним. Сын сделал это на отлично, каждый день вставал в 6 часов, одевался, брал животное и шел гулять. Я не мог найти слабую точку, чтобы сказать: «Федь, видишь, ну рановато еще заводить питомца». Но мы нашли общий язык, он согласился, что собака — большая ответственность.

Судя по твоим интервью, складывается впечатление, что у тебя вообще гиперответственные дети (у Андрея сын и две дочки).
Не дети, а родители, особенно моя супруга. У Ани характер сибирский, суровый, она дает выбор только один раз. Ты можешь решить, что надеть или не надеть, что сделать или не сделать, но один раз, второго шанса не будет. Приходится думать, прежде чем исполнить свою прихоть. На меня это тоже распространяется, но я хитрее. Мы же с годами учимся быть более «умными», умеем обмануть не только других, но и себя, а потом жить в заблуждении и пожинать плоды своих ошибок.

Твоя жена — психолог. Как это сказывается на отношениях?
Это чувствуется во всем. Ни одна моя вспышка плохого настроения ни разу не нашла отражения в моей жене, ни разу Анна не пошла у меня на поводу, любой мой внутренний или внешний конфликт, как капля в море, пропадал, и мы всегда находили момент, когда можно договориться. Со временем мое желание выяснять отношения стало гаснуть. Сейчас этого даже и не хочется. За всю историю нашей молодой, но уже с опытом семьи — скоро 10 лет — дети никогда не были свидетелями ссор, они не знают, что такое — разговаривать на повышенных тонах.

  • Фото: Илья Девин

Я знаю две разные версии того, как ты стал актером. То ли ребята из Ивантеевской группировки порекомендовали тебе, то ли подруга.
Это было в санатории. Ребята из Ивантеевской группировки, модного тогда движения, там отдыхали. В компании их лидера по кличке Курган — если бы ты еще видела его лицо, только в кино такое показывают — мы уже пятый день жарили спирт. От него и сидящей рядом девушки я узнал о существовании театральных вузов. Не поверил ни одному слову, но был настолько заинтригован, что отправился в Москву. Увидел, что есть институты, и их много. Тут я вообще упал в обморок и подал заявления во все пять.

Зачем?
Да я сам не знаю. Это была авантюра! Все пробовали новое. Тогда говорили: куй железо, пока Горбачев. И каждый что-то делал, экспериментировал. Никто вообще не знал, как себя вести.

Ты умеешь планировать? Мне кажется, люди, которые застали перестройку, очень плохо это делают, потому что не привыкли к стабильности.
Абсолютно. Те люди, которые умели уже в то время строить планы, сейчас олигархи, а остальные хорошо освоили стиль плавания «щепка в море»: несет куда-то, и ты пытаешься на плаву удержаться. Есть шанс стать хорошим серфером. Быть спокойным в штиль и поймать волну в шторм. Серфером я оказался нормальным. У меня одни положительные впечатления от жизни. Нет такого периода, за который мне стыдно, который я бы скрывал или на который закрывал глаза.

Задаю вопрос о его коллеге, ответ на который Мерзликин соглашается дать не под запись. В итоге наш разговор выруливает на тему места женщины в обществе.
В связи с повышенной эмансипацией во всем мире наши девочки тоже набирают обороты, и, думаю, скоро наступят времена, когда и мы будем переживать, что нас переплюнули в бизнесе, вождении, умении ориентироваться в современном пространстве. Геном хищника стал вам более привычен, чем самцам. И женственность стала проявляться в части представителей сильной половины. Такой переворот. (Смеется.)

Что плохого в том, что мы преуспеваем в мужских сферах? Ты веришь в равенство полов?
Как в театре, в кино. Мы с режиссером на площадке равны? Да, но есть иерархия. Если я ему буду говорить, как снимать, получится хороший фильм? А если я продюсеру стану рассказывать, как надо распоряжаться деньгами? Вот в этой жесткой иерархии и добровольной диктатуре я за равноправие. Только когда мужчина и женщина о чем-то договариваются, они свободны. А иначе каждый раз идет столкновение двух правд, и это — абсолютный корень будущего конфликта, который, как маленький, незаметный кариес, разрушает весь организм.

И что ты понимаешь под иерархией в семье?
Подразумеваю, что брак строится на одном важном принципе: спасение друг через друга. Всю ответственность несет мужчина, а женщина — тот самый кит, остров, на котором строится семья. В том, что касается дома, очага, — я за традиционную форму отношений.

Почему?!
Да потому что такой закон. Воспитан на «Домострое». Женщина сделана как усовершенствованный вариант мужчины — ему же в помощь. Она всегда будет делать все лучше. При этом ее тщеславие априори сильнее его. И чтобы усмирять ее, Господь и сделал нас главнее. Мужчина, который умеет ценить свою женщину, понимает, что без нее он вообще ничто и никуда, дает ей цвести, вдохновляет. И тогда у нее вырастают крылья. Она осознает, что мужчина не просто ценит ее за красоту, но и за умение совершенствоваться, за ее поступки в направлении создания и укрепления семьи. Он ей позволяет быть первой, она ему — чувствовать себя первым.

Какая сложная схема.
Простая. Если ты не хочешь в мужчине убить мужчину, то не нужно отрезать яйца.

Мир же меняется. Есть столько разных форм отношений…
Меняется, поэтому он и катится в тартарары. Мы не думаем о следующих поколениях, а они нас будут благодарить — в кавычках.

И какие же советы ты да-ешь сыну?
А никакие. Стараюсь важные вещи заложить в детей. Чтобы стать либеральным, нужно быть отчасти консервативным. Для того чтобы в восемнадцать лет пройти этап максимализма, агрессии к родительским ценностям, должно быть традиционное воспитание. Невозможно быть радикально настроенным по отношению к радикализму. Нужно то, куда ты можешь вернуться. Когда есть тепло и холод, ты можешь стать смесителем. А если вода только холодная или горячая — в чем тут свобода?

Дай свое определение любви.
Это дар Божий. От человека ничего не зависит, только его тщеславие и гордыня. Смешно смотреть, когда молодой человек знает, как Она выглядит. Это всегда так разнится с тем, что ему необходимо на самом деле. Внутренние фары дальнего света так сильно бьют, что он совершенно не замечает: то, что ему так нужно, уже давно рядом. Стоит только оглянуться и увидеть. И хорошо, если успеет вовремя, а иногда только спустя годы осознает: ай! ой! ай! И этому миллионы примеров перед глазами. Я долго могу на эту тему говорить.

Ну ты же жену тоже не сразу разглядел?
Да! Точнее, рассмотреть в ней жену я смог не сразу. Хорошо, что локаторы сканировали этот объект и он не выходил из поля зрения. Но это был НЛО, я просто не понимал, какое дать ему определение. Вся моя жизненная логистика, личный опыт совершенно не могли идентифицировать его. Если руководствовался бы внутренним «я», ничего хорошего бы не вышло. Надо дать возможность чуду произойти, нужно уметь впускать в себя высшую импровизацию, не бояться перешагнуть на ту сторону, где не ты принимаешь решения.

Интересно…
Хочу знать все, что происходит в жизни звезд. ОК Я соглашаюсь с правилами сайта Спасибо. Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.

Андрей Мерзликин

17 февраля 2009

  • Звёзды
  • /

  • Интервью

Актер впервые показывает свою дочку Серафиму и рассказывает о том, как его дружному семейству живется в период финансового кризиса

Фотография: Татьяна Пеца

Несмотря на то что актерское образование Андрей получал во ВГИКе, он предан театру: играет в труппе под руководством Армена Джигарханяна. Все время, что остается от репетиций и спектаклей, Мерзликин проводит с семьей. Женился актер три года назад, и за этот небольшой срок его семейство увеличилось вдвое: у Андрея и его жены Ани уже есть сын и дочка. Маленькой Серафиме всего четыре с половиной месяца, и это первая съемка для журнала в ее жизни. Кстати, для этого есть и подходящий повод — день рождения семьи Мерзликиных. Андрей и Аня традиционно отмечают этот праздник в Прощеное воскресенье — в одно из них они полюбили друг друга, а в другое, годом позже, сыграли свадьбу.

Андрей, к созданию семьи вы пришли сознательно или это стечение обстоятельств?

У меня все это совпало. Я приближался к 33 годам — к тому замечательному зрелому возрасту, когда все чаще задумываешься о своем социальном положении, размышляешь о личной жизни. Не то чтобы постоянно ходишь и думаешь об этом, но люди, и уже даже неблизкие, как-то косо начинают поглядывать. Быть неженатым в 33 подозрительно, о тебе начинают думать, что ты убежденный холостяк. А я таким никогда себя не считал. Я всегда был за институт брака. И вот в это время, абсолютно случайно — хотя в случайности мы не верим — я встретил Аню.

Вы актер, Аня психолог, как вы сумели найти друг друга?

Да, моя профессия очень ограничивает общение с людьми: ты находишься в узкой среде, живешь как будто в конвейерном потоке. А я уже на тот момент пришел к внутреннему убеждению, что с актрисой не собираюсь создавать семью, потому что это практически невозможно. И я ждал такой встречи. И вот однажды, это было 9 Мая, мы с друзьями отмечали праздник за городом, и к моему другу, актеру Стасу Дужникову, приехала жена с подружками. Среди них мне запомнилась одна девочка, которая по степени своей открытости очень сильно резонировала со мной — по тому, как она общается, как она прямо смотрит в глаза и говорит то, что думает. И глаза такие большие, светятся.

Любовь с первого взгляда?

Нет. Тогда ничего внутри не щелкнуло, просто обратил на нее внимание. Подумал: какой интересный, светлый человечек. Прошел год. И вот как-то Стас мне говорит: «Я еду в гости, не хочешь со мной? Может, помнишь Аню?» Конечно, я ее помнил. Я тогда шел с катка, собрался тут же и поехал с ним. Это был конец Масленицы, Прощеное воскресенье, и мы, собственно, запасясь водкой и икрой, ехали на блины.

Тогда все и началось?

Да я в принципе из гостей и не выходил. Мы проговорили весь вечер, и вот тогда, видимо, и произошло то волшебство, та химия, о которых принято говорить. На душе стало как-то тихо, спокойно. Никаких вспышек, страстей и агоний. Просто раз — и ты уже знаешь, что это твой человек. Прошел год, и я сделал предложение, которое так сложно дается мужчинам.

Вам оно тоже сложно далось? Даже после «волшебства и химии»?

Ну конечно. Я пытался быть взрослым, отвечать за свои поступки, и таких предложений я еще не делал в своей жизни. Поэтому все взвешивал, все проверял. Как только я «осмелился», началась самая счастливая и самая тяжелая пора — подготовка к свадьбе. Удивительно слышать эти слова от мужчины. Свадьба — это праздник, который ты хочешь подарить своей любимой. Все девчонки мечтают в этот день почувствовать себя особенными, принцессами… Мы сняли кинотеатр «Фитиль» и создали там атмосферу «Новогоднего огонька». Как сказал потом Леонид Ярмольник, который был у нас свадебным генералом: «Главное, чтобы ваша совместная жизнь не была похожа на сатирический журнал «Фитиль». В общем, у нас получилась замечательная свадьба, было человек 120 гостей. Приехали все родственники — я не ожидал, что с Аниной стороны их так много. Моих они явно победили численностью! (Смеется.) У нее родственники по всей Сибири. Она у меня сибирячка, что для меня немаловажно.

Почему?

Я думал раньше, что было бы здорово, если бы жена у меня была не москвичка. А сибиряки вообще особенные люди. В них от природы очень много энергии, не поддающейся осмыслению.

Сейчас Аня не работает?

Да, у нас двое детей, и сейчас для нее основная профессия — быть мамой. Феде два года и три месяца, Серафиме — четыре с половиной месяца. Первые годы детей очень важны для их развития, и мы стараемся, чтобы Аня все время была рядом с ними.

А как вам роль отца?

Роль отца мне еще непонятна. Я думаю, осознаю ее, когда появятся первые проблемы и нужно будет воспитывать детей. Сейчас они оба зависят только от Ани. Федя у нас ревнует маму, но, что интересно, при этом обожает Серафиму. С первых ее дней несет ей машинки, книжки, пытается ей что-то объяснить, потом вдруг возьмет двумя руками за голову и начинает целовать. Любит повторять, что у нас большая семья: мама, папа и Мима — так он называет Серафиму. А мы смеемся и говорим: «Федь, ну как же мимо-то? Это мама, папа и попал!» Мальчики, говорят, вообще ближе к мамам. Я думаю, папа в жизни Феди появится, когда ему понадобится мужская поддержка. Как отец я скорее жду, когда подрастет Серафима, надежды возлагаю на нее. (Смеется.) Она сейчас уже всем своим видом говорит: «Я беззащитная, я нуждаюсь в тебе…» Она меня узнает, улыбается мне. Ну что я буду говорить, любой родитель тает в таких случаях!

Многочисленные родственники вам помогают с детьми?

Конечно, нам вообще очень повезло: у нас большая и дружная семейная община. Когда Аня идет на занятия или ей нужно время — она сейчас учится кукольному делу, — дети у моей мамы, благо она живет в соседнем районе. А раз в неделю, на выходные, мы все собираемся у другой бабушки, у Аниной мамы. У двух Аниных сестер уже тоже по двое детей, все приезжают, и сказать, что там становится шумно — не сказать ничего. Все вместе обедают, вместе выходят на улицу, идут в лес, с санками, на горки, на качели — мамы, папы, дети…

Будучи отцом двух детей, вы себя чувствуете взрослым?

Слава богу, нет! Я сам опасался возможной перемены. Так же как после свадьбы я проснулся и стал думать, что изменилось. И очень смеялся, когда понял, что ничего не произошло. Кстати, мы с Аней решили, что на свадьбе было так весело, что было бы неплохо ее повторить. Причем нам еще надарили столько подарков, что я даже подумал, что это очень рентабельное дело — повеселились, да еще и окупились! (Смеется.) А после появления детей у меня, наоборот, появилась какая-то детскость. Но я еще раз скажу, что эту возможность мне предоставляет Аня: 99 процентов работы она берет на себя. Это такой колоссальный труд, а когда воздастся, еще неизвестно. Дети — самый сложный творческий проект. Но через этих оглоедов и мы с Аней стали еще более детьми. Мы играем все вместе, все стоим на ушах, и еще вопрос, кто заводила.

Федя знает, кем папа работает?

Он еще не знает, что такое работа. А когда видит меня по телевизору, говорит: «Ой, папа!» и тут же отворачивается. К телевизору он вообще относится очень спокойно. Андрей, а Ане трудно было принять вашу профессию и ваш образ жизни? Трудности есть, не буду отрицать. Тут главное понимать, что профессия сложна. Она связана с тщеславием: актеры стремятся быть на виду, вертеться в гуще событий, ходить на премьеры друзей. Это не сама профессия, но это часть ее. Я для себя сделал выбор: чтобы не травмировать лишний раз Аню, я отказался от всего этого. Осталась собственно работа: спектакли, репетиции и самый грустный для Ани момент — киноэкспедиции.

Грустный, потому что уезжаете надолго?

Конечно. А ей нужна помощь. Даже ежевечернее купание детей — это очень тяжело. Особенно когда их двое. Поэтому я максимально стараюсь отдавать семье то время, которое у меня остается от работы. Творчество требует самопожертвования, так же как и личная жизнь. Если ты хочешь добиться высокого результата, ты должен отдаться делу. Аня меня понимает — в этом ее мудрость и талант. Она меня освобождает от всего, когда видит, что мне нужно погрузиться в работу. И я в ответ испытываю самые лучшие чувства и при первой же возможности бросаюсь ей помогать. Думаю, все было бы иначе, если бы она меня упрекала и пилила.

Вашему единодушию можно только позавидовать.

Да, нам как-то удается договариваться. А сейчас тем более наступил кризис, я теперь намного свободнее. Хорошо, что это случилось. Это необходимо. Все стали общаться, ходить друг к другу в гости, прекратили лихорадочную гонку за деньгами. Я теперь могу спокойно заниматься театром.

А у вас есть уверенность, что вы всегда сможете прокормить семью?

Нет. Моя профессия в этом плане не дает никаких свобод и надежд. Любой актер понимает, что сегодня работа есть, а завтра ее нет, поэтому многие пытаются искать альтернативу. Я пока не задумываюсь, чем бы мог заниматься еще. Как-то отпускаю себя и думаю: как будет, так и будет. Но это потому, что Аня меня поддерживает. Говорит: «Андрей, как-нибудь да проживем, что-то да будет. Даже если дойдем до крайности, все ведь дойдем. Кто-то поможет, кому-то мы поможем, как-то да выживем». Сейчас ведь актерам снижают зарплаты, опускают ставки в геометрической прогрессии. И Аня мне говорит: «Не снимайся там, где ты не хочешь, не надо из-за кризиса». У меня были предложения играть в сериале за небольшие деньги. Она мне сказала: «Ты лучше эти четыре месяца проведи с нами, не трать их на работу, за которую заплатят всего ничего, а потом еще и будет стыдно и придется говорить: «Извините, был кризис».

Мудрая какая у вас жена.

Да, с ее стороны одна поддержка. Конечно, я волновался как отец семейства, думал о деньгах, а тут как камень с плеч свалился. И я вот живу на зарплату, которую получаю в театре, пытаюсь распределить ее, понимаю, что к чему в жизни и как это, когда коммунальные платежи или услуги няни больше твоей зарплаты. (Смеется.) И думаю: ох, как хорошо кризис-то случился, а то живешь по накатанной и ни о чем не задумываешься. Это не столько хорошее время, сколько необходимое. Многие вообще ведь не понимают, что происходит, и говорят, что кризис в головах. Вот и отдыхать мы теперь будем в стране — поедем на Черное море или, может, на Иссык-Куль махнем, у меня теперь в Казахстане появились друзья.

Снимались там?

Да, я закончил большую работу, и это самая ожидаемая мной премьера. Это второй раз после «Бумера», когда съемки вызвали у меня ощущение дебютанства: казалось, что ты в профессии первый раз, тебе подарили эту возможность, ты дорвался и счастлив. Я провел целый месяц в степи и встретил людей, которые смотрят на жизнь так же, как я, — удивительно!

И что это за люди?

Это режиссер Ахан Сатаев и сценарист Тимур Жаксылыков. А рабочее название фильма, который мы снимали, — «Заблудившийся». Это мистический триллер, а по сути — притча о грехах и прозрении, о падении и возможности подняться. Я знаю только, что фильм взяли на внеконкурсный показ в Канны, а как будет развиваться его прокатная судьба в России, пока неизвестно. Я впервые столкнулся с фестивальным кино, когда ты не просто рассказываешь историю, а пытаешься что-то сказать. Это здорово.

Вы сравнили эту работу с «Бумером». Почему тогда здорово работалось?

Это тоже было связано с попыткой задавать вопросы. «Бумер» — это же еще и производное от «бумеранга», а все в нашей жизни возвращается к нам, как бумеранг. Это был такой месседж, как говорится, и мы были искренни в желании его донести.

Вас все еще ассоциируют с этим фильмом?

Да, и слава богу. Я подписываюсь под каждым словом и каждым кадром. И кстати, в этой новой работе мы с Аханом Сатаевым попытались использовать моего героя из «Бумера». Это история о том, что могло бы быть с этим человеком, с Димоном Ошпаренным, если говорить о его дальнейшей судьбе.

Очень живые у вас получились в «Бумере» персонажи, кстати. Ваша четверка так замечательно сыграла, что всем теперь кажется, что вы и по жизни дружите.

Мы увидели друг друга впервые на пробах. Петя Буслов, режиссер, сказал: «У нас нет времени, чтобы вы притирались, вы — друзья, люди, которые знают друг друга очень давно». Уважение к режиссеру было грандиозным, и тяжелые условия съемок нас объединили, поэтому сложилось впечатление, что мы настоящие друзья. Володя Вдовиченков рассказывает, что его на заправке спрашивают: «А где остальные?» А меня гаишники спрашивают: «Где твой бумер?» Если человек шутит при этом, я шучу в ответ. А если вижу, что на полном серьезе, говорю: «Бумер в ремонте».

Вы общаетесь с ребятами?

Да все заняты, у всех семьи, мы редко встречаемся, да и необходимости в этом нет. Но если встречаемся, очень рады другу другу. А так мы Петей Бусловым смеемся: вот будем старые и снимем «Бумер-3», как про мушкетеров сейчас продолжение сняли. Наврем, что все выжили…(Смеется.)

Ада Солнцева

«Нас с ребенком выгнали из храма!»

Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости

Такие жалобы не редкость на родительских форумах. Претензии к маленьким прихожанам стандартные: плачет, хулиганит – в общем, мешает службе и молитве. Претензии есть и к мамам: плохо воспитываете!

Мамы, и без того замученные высокими стандартами современного родительства, пытаются отвечать: мол, стараемся, но не всегда удается справиться. В жалобах мамочек сквозит обида, а иногда – даже отчаяние. «Я так хочу ходить в храм и ребенка водить, но после произошедшего не могу заставить себя, а муж говорит, зачем вообще ходить туда, откуда выгоняют», — пишет в сети одна из пострадавших.

Между тем есть придуманные опытными родителями и не менее опытными священниками лайф-хаки, позволяющие решить проблему.

«Чем вам мешает мой ребенок?»

«Нужно понимать, что вопрос этот крайне субъективный. Степень «мешания» бывает разная, — говорит отец девяти детей протоиерей Максим Первозванский. — Я знал одного священника, который останавливал службу, если в храме скрипела половица. По его мнению, любой шум нарушал благоговение.

Видел я и храм, буквально напоминавший вокзал: служба идет, а большая часть прихожан (безо всяких детей) постоянно перемещается: записки пишут, передают свечи, и ничего толком не слышно из алтаря.

А как правильно? Да и так можно, и так. Но все же дети не должны носиться по храму, мешать людям молиться, сшибать подсвечники.

Мой критерий таков: все, что превышает громкость хора и священников – недопустимо».

Что же делать, если все описанные выше «грехи» касаются вашего ребенка? Для начала, определиться, почему это происходит. Если сын или дочь гиперактивны и демонстрируют подобное поведение не только в храме, но и в других местах, лучшее, что можно сделать, по совету многих священников, – приходить на службу максимально близко к причастию. Это сэкономит нервы не только озабоченным тишиной прихожанам, но и самому маленькому возмутителю спокойствия и его маме.

«В том, чтобы с маленьким ребенком «вбежать в храм, причастить его и выбежать», нет ничего стыдного.

Такова практика, что родители с маленькими детьми приезжают не к началу богослужения, а к тому моменту, сколько может ребенок быть в храме.

Можете к «Херувимской»? Замечательно! Можете к «Символу веры»? Чудесно! Можете только к «Отче наш»? Ну давайте так», — комментирует отец Максим.

«Не берите в храм тяжелые машины»

Особая тема — ребенок в монастыре. Некоторые монастыри прямо указывают на то, что визит на службу с малышами нежелателен.Фото: Константин Чалабов / РИА Новости

Если удается отвлечь уже умеющего ходить малыша во время службы игрушками – это настоящее спасение. Но и тут, оказалось, могут быть проблемы. «Пашка достал маленькую машинку и в уголке ее тихо возил. Но нашлась женщина, которая подошла и стала ему замечание делать, выговаривать, что так нельзя, что тут храм Божий. Я ничего не ответила, просто молча забрала машинку у ребенка и спрятала.

Ну и, конечно, вслед за этим мне пришлось всю службу с малышкой капризной на руках еще и за ним гоняться, отдергивать, извиняться перед людьми», — жалуется в сети мама двоих детей Анастасия Молодчикова.

Грешно ли катать машинку в храме, всерьез обсуждают мамочки на православном форуме. Если это делать тихо, то не грешно, спешит успокоить протоиерей Максим Первозванский. Также не возбраняется малышам рисовать на записках и ставить свечи – а ведь и эти нехитрые действия часто вызывают сомнения у особо ретивых прихожан, любящих делать замечания.

Но все же ребенка надо постепенно приучать к тому, что в храме – не как в магазине.

«Это, наверное, главное в детском воспитании: постепенно подвести к понимаю того, что храм – это не еще одно место, где можно поиграть. Дети, конечно, разные, и некоторые довольно быстро приучаются к адекватному поведению, а другим требуется время.

Что такое благоговение для ребенка? Это тишина. Не носись, не кричи. Ты находишься в месте, куда люди специально приходят, чтобы славить Бога», — объясняет отец Максим.

Советы священника готовы дополнить бывалые мамочки. При выборе игрушки в храм предпочтение стоит отдавать вещам не шумным. Разумеется, полностью исключены игрушки музыкальные.

В дилемме металлическая или пластиковая машинка выбор стоит остановить на последней: если расшалившееся чадо ее кинет, народ рядом не вздрогнет. Куклы или плюшевые звери – отличный выбор. Можно взять и книги – и тихонько листать их, присев в уголке (если есть на чем).

Ну а самые умелые мамы и вовсе могут развлечь чадо с помощью пальчиковых игр или… носового платка. Если заранее научить ребенка вертеть из него разные фигурки, завязывать узелки, делать небольшую куколку из кусочка ткани – можно выгадать минут 20-30 свободного времени.

Я до сих пор вспоминаю случай, когда меня чрезвычайно выручил духовник нашей семьи. Видя, как мается на вечерней службе мой пятилетний сын, он, выйдя из алтаря, дал ему небольшой кусочек свечного воска — и ребенок был занят лепкой, пока я исповедовалась.

«В шапке и без юбки – можно»

«Когда у нас в храме еще не было детской комнаты, было крайне неудобно. Потому что у нас нет ни дворика, ни своей территории, и двери выходят прямо на проезжую часть. Но когда мы эту комнату завели, количество детей, которых родители приводят в храм, резко увеличилось» — делится своим опытом протоиерей Максим Первозванский. Фото: Илья Тимин / РИА Новости

Случается, что скандал с ребенком зреет уже на подходе к храму. Скажем, мой сын, трехлетний, но упрямый, зимой категорически не хочет снимать в притворе шапку. Торговаться с ним на эту тему мы можем минут по сорок.

У него есть «коллега» — двухлетняя девочка, не желающая надевать поверх теплых штанов от комбинезона юбку и напрочь отрицающая платок.

Борьба с шапкой у нас продолжалось несколько месяцев, пока я не решилась на обходной маневр и завела ребенка в храм в шапке. Он добровольно снял ее через пять минут, сохранив мне нервы и преподав урок: да здравствует гибкость мышления!

«Если ребенок маленький, ничего страшного в нарушении каких-то канонов нет. Важно другое, и тут я готов давать совет скорее не как священник, а как многодетный отец, — комментирует протоиерей Максим Первозванский. —

Ребенка, особенно маленького, сложно переупрямить, но его можно творчески обхитрить. Вот и относитесь к ситуации творчески – не паникуйте, а обыгрывайте».

«Моя младшая дочка – ей скоро два года — категорически отказывается надевать платок. Я не настаиваю. И вообще, если поведение детей не мешает окружающим, я не обращаю на него особого внимания. Ну хочет ребенок полежать на полу – пусть полежит. Не хочет пока заходить в храм – мы постоим на улице.

Главное, что я считаю важным воспитать – это уважение к другим людям. И сама тоже стараюсь быть уважительной.

Если нам и делают замечание про то, что дочка без платка стоит – спокойно говорю «спасибо» и не развиваю тему», — рассказывает многодетная мама Анна Кропоткина.

«Помогите, меня прогнали!»

«Ищите дружественный приход. Не пытайтесь пробить лбом стену в месте, где вам не рады», — советует отец Максим Первозванский. Фото: Ольга Бутеноп / РИА Новости

Как бы ни старалась мама минимизировать ситуации, когда ей могут указать на выход, они все же случаются. Чаще под благовидным предлогом: «Погуляйте рядом с храмом, ваш ребенок мешает своим криком». Реже – в резкой форме.

За этим обычно следует жгучая обида, слезы, порой и вовсе нежелание больше в храме появляться. Как реагировать правильно?

«Можно в ответ спросить спокойно, без нервов: «У вас есть благословение из храма выгонять и замечания делать? Кто вас благословил? Я сама поговорю об этом с батюшкой», — советует мама и теперь уже молодая бабушка, москвичка Наталья Каленкова.

На эту ситуацию можно реагировать внешне и внутренне, считает протоиерей Максим Первозванский. Когда речь идет о внешней реакции, безусловно, необходимо сохранять спокойствие, уважение. Ну а если необходимость в таких просьбах становится системной — подойти к настоятелю и поговорить с ним.

«Я знаю священников, которые с амвона запрещали делать какие бы то ни было замечания в храме вообще. Говорили: в храме замечания делаю только я».

Но есть и второй план – наша собственная обида, злость, раздражение. «Выскажу, быть может, непопулярную мысль. Рожаете ребенка вы прежде всего для себя, для своей радости. И если все время помнить, что окружающие не обязаны вам автоматически помогать и умиляться на ваше по-разному ведущее себя чадо – жить совершенно точно вам станет проще.

Это такой маленький пункт христианского смирения для самого человека. Скажите себе мысленно: «Мне никто ничего не должен». Тогда, в случае, если вдруг неожиданно придет помощь, или даже хотя бы не последует в вашу сторону осуждения, вы уже будете рады», — говорит отец Максим.

«Детская комната любовь к Богу не воспитает»

В детской комнате при храме все подчиняется правилам безопасности. Игрушки — только мягкие, никаких острых углов и травмоопасных предметов. Уборка проводится каждый день. Фото: Павел Смертин

Поводы ко многим конфликтам между прихожанами можно снять, если тема «мама в храме» продумывается на уровне проекта нового храма. Будет ли в нем место, где мама с детьми может спокойно раздеться, оставить коляску? Можно ли куда-то из храма «выйти», кроме как на дождь и мороз, если ребенок «зашумел»?

Для многих храмов отличным решением стала особая детская комната: для детей и мам с малышами.

В новых столичных церквях, которые строятся сегодня в спальных районах, детские комнаты бывают заложены уже в проект. Например, при строительстве храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле. Его настоятель отец Василий Биксей рассказывает, что сразу понимал: малышам нужно свое пространство.

Протоиерей Василий Биксей, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского и храма-часовни Архангела Гавриила на Ходынском поле в детской комнате храмового комплекса. Фото: Павел Смертин

«Приход у нас молодой: самому взрослому члену общины около 50 лет, но в основном это именно семьи с детьми из соседних домов. На праздник, бывает, до 70-100 ребятишек причащается. Конечно, хаоса не избежать, хоть он и никого не раздражает – у нас ведь нет строгих бабушек», — говорит отец Василий.

Тем не менее, на время службы у малышей в храме есть свое помещение. Вдоль северной стены проложен коридор, за ним – несколько отдельных комнат. Одна из них – игровая, с ковром, стульчиками, мягкими игрушками. Здесь с воспитателем или кем-то из родителей могут побыть самые маленькие.

В соседней комнате ребята 5+ с преподавателями воскресной школы за час до причастия, пока их родители молятся за литургией, успевают сделать поделку или обсудить праздник, прочесть отрывок из Евангелия.

Такая практика, когда занятия воскресной школы проходят не после, а во время воскресной службы, уже получила широкое распространение. Например, в храме во имя иконы Казанской Божьей матери в Ростове-на-Дону детскую комнату с функциями воскресной школы и мини-детского сада организовали по инициативе супруги настоятеля храма, матушки Елены Миляевой.

В комнате для ребят постарше — парты, доска, материалы для совместного творчества и книги. Здесь проходят занятия воскресной школы Фото: Павел Смертин

Под присмотром педагога дети играют, рисуют, учат стихи и даже готовятся к утренникам. А затем, взявшись за руки, идут в храм к родителям, на причастие. Довольны и дети, и родители. «Мамам младенцев есть где «пересидеть», если малыш раскричался. Для родителей с детьми постарше это отличная возможность спокойно молиться на службе, зная, что ребенок не один и не просто «под присмотром», а делом занят, с ним добрые люди и он тоже причастится», — рассказывает матушка Елена.

Матушка не скрывает, что детскую комнату создавала, в том числе, и для себя: в семье настоятеля храма четверо детей.

«Мне все эти проблемы очень знакомы. Если брать на службу всех вместе, то они начинают разговаривать между собой, иногда и драться. Старшая дочка у нас уже большая, поет на клиросе. А с младшими поступаю так: одного беру с собой на службу, а двоих оставляю в комнате. И по очереди меняю потом, чтобы они постепенно приучались быть в храме», — делится Елена Миляева своими лайф-хаками.

Хорошо ли это, что дети играют или общаются друг с другом во время службы? Отец Василий Бексей не видит в этом ничего страшного.

«Раньше проблема детей в храме так остро не стояла. Но в советское время традиция прервалась, и сегодня нам приходится начинать все заново. Но создание подобного рода условий нужно, чтобы не убить в родителях желания водить детей в храм», — считает отец Василий Биксей. Фото: Павел Смертин

«Вспоминаю свое детство: в подростковом возрасте, например, для меня важнее было то, что в храме я мог увидеться с друзьями, а служба была на втором месте.

Но может быть, именно эта возможность меня сохранила, не дала мне уйти из храма. Как своеобразная подпорка, это позволяет ребенку окрепнуть и дает шанс остаться с Богом, — говорит отец Василий.

— Единственное, о чем стоит помнить родителям, полагаясь на помощь опытных педагогов и нянечек – это то, что в любом случае именно родители несут ответственность за духовное воспитание своих детей. Любовь к Богу, любовь к молитве не воспитать ни за счет детских комнат, ни за счет воскресной школы – это дело родителей».

Великолепно сыграв роли настоящих мужчин — сильных, мужественных, честных — актёр Андрей Мерзликин навсегда завоевал любовь зрителей. Известнейшие режиссёры — Михалков, Тодоровский, Буслов, Бондарчук — с удовольствием работают с ним. Актёр одинаково убедительно исполняет роли отрицательных и положительных героев. Трудно поверить, что в юности он не мечтал стать артистом.

Краткая информация

Мерзликин Андрей Ильич — заслуженный артист России (2018), актёр театра и кино, телеведущий, кинорежиссёр. Он родился 08.07.1976 в городе Калининграде Московской области (сейчас Королёв).

Информация об артисте:

  1. В 1992 году получил диплом техникума космического машиностроения Калининграда по специальности «Приборы управления».
  2. В 1996 году окончил с отличием Государственную академию сферы быта и услуг, квалификация — менеджер.
  3. В 1998 году получил красный диплом ВГИКа (курс Е. А. Киндинова).
  4. С 2001 по 2011 г. — входил в состав труппы Московского драматического театра под управлением А. Б. Джигарханяна.
  5. Вес — 83 кг.
  6. Рост — 181 см.
  7. Мать — Нина Мерзликина, бухгалтер.
  8. Отец — Илья Мерзликин, водитель.
  9. Сестра — Елена Мерзликина.
  10. Жена — Анна Осокина, психолог, пресс-секретарь, директор мужа.
  11. Дети — Фёдор (02.12.2006), Серафима (29.09.2008), Евдокия (25.08.2010), Макар (24.01.2016).

Детские годы и юность

Будущая звезда российского кино появился на свет в подмосковном Калининграде, позже переименованном в Королёв. Семья была дружной и счастливой. Папа — профессиональный шофер, мама — бухгалтер. Андрей воспитывался вместе с сестрой, которая была младше его на несколько лет. Родители актёра обожали детей, уделяли им много времени, старались привить верные моральные ценности, которые помогли сыну во взрослой жизни. Когда артист стал популярным, появились слухи о том, что актёр Николай Мерзликин — отец Андрея Мерзликина. Это не так, они не являются родственниками. Родителей артиста зовут Илья и Нина.

Как и многие мальчишки того времени, в подростковом возрасте он мечтал полететь в космос. Для начала решил по окончании восьмого класса в 1988 году поступить в техникум космического машиностроения. Но в 90-е годы космическая промышленность не развивалась. Поэтому, окончив учебное заведение и получив корочку радиотехника, будущий актёр решает отучиться на менеджера в академии сферы быта и услуг. В 1996 году им был получен красный диплом этого вуза.

Примечательно, что дипломной работой артиста был проект восстановления фабрики Сапожниковых, создателем которой был брат Станиславского. Предприятие находилось в имении Станиславских, где с Немировичем-Данченко разыгрывались первые спектакли. В смету восстановительных работ Андрей включил взятки. В 90-х это было нормальным. Преподаватели улыбнулись, но находчивость оценили.

Менеджером артисту также не суждено было стать. Во время учёбы в ВУЗе он отправился с сокурсниками на базу отдыха в Ивантеевку. Там Андрей познакомился с местной бандитской группировкой. Их бригадир и посоветовал ему поступить в институт кинематографии. Юноша не знал о существовании таких учебных заведений и считал, что актёр — это призвание, которому научиться невозможно. В 1996 году он с успехом проходит вступительные испытания на актёрский факультет ВГИКа. Следующие два года его учёба проходит в двух ВУЗах сразу.

Будучи студентом, артист получал отличные оценки, но поведение его не было примерным. За очередную драку он был отчислен с бюджетного отделения ВГИКа. Но без лицедейства будущее ему уже не представлялось. Пришлось перейти на коммерческое обучение. Чтобы оплачивать учёбу, Андрей брался за любые роли. Благодаря этому, его актёрская карьера началась во времена студенчества. Играл он в картинах молодых режиссёров — О. Дарфи, И. Хотиненко и других.

Первые роли и успех

Одна из дебютных работ в кино — участие в короткометражной ленте Натальи Погоничевой «Как я провела лето». За эту роль в 1999 году на Международном студенческом фестивале ВГИКа он получил первую награду в номинации «За лучшую мужскую роль». В 2000 году принимает участие в международной театральной постановке режиссёра И. Поповски «Отель «Европа». С этой программой удалось поучаствовать в важнейших театральных фестивалях Европы.

Поступив в 2001 году в Московский драмтеатр, актёр играет на его сцене в течение 10 лет. Растёт профессионализм Андрея, оттачивается умение перевоплощаться. Он работает в самых разных спектаклях — от комедии до трагедии.

Постановки с участием актёра:

  1. «Безумный день, или женитьба Фигаро»;
  2. «Tiny Alice, или Крошка Алиса»;
  3. «Ревизор»;
  4. «Три сестры»;
  5. «Пороховая бочка».

В начале карьеры было мало главных ролей. Большая часть сыгранного — персонажи второстепенные, что не радовало. Его приглашали в кино, но и там режиссёры не предлагали играть ярких героев. Список картин тех лет, в которых снялся Мерзликин:

  1. «Почему ты меня любишь?»;
  2. «Финал»;
  3. «Любить по-русски»;
  4. «Лицо французской национальности»;
  5. «Старые клячи».

Немногие зрители вспомнят в этих фильмах роли Андрея, они остались «проходными». Всё изменило приглашение в фильм Петра Буслова «Бумер». После исполнения роли Ошпаренного карьера артиста пошла в гору. Картина полюбилась зрителям, была высоко оценена критиками. Актёры, участвовавшие в съёмках, получили всенародную любовь и признание. Наконец, Мерзликин становится известным на всю страну. Режиссёры наперебой приглашают его сниматься в своих фильмах. Андрей участвует в роли Димона и в продолжении ленты. «Бумер-2» вышел на экраны в 2006 году.

В последующие годы творческая копилка популярного актёра пополняется ролями в кинофильмах:

  1. «Утомлённые солнцем-2»;
  2. «Семейный дом»;
  3. «Борис Годунов»;
  4. «Качели»;
  5. «Брестская крепость».

За роль в последней картине актёр отмечен специальной наградой ФСБ в номинации «Актёрская работа». В дальнейшем Мерзликин начинает активно сниматься в сериалах, которые только увеличивают его популярность.

Расцвет карьеры

В 2011 году артист испытал силы в режиссуре. Премьера короткометражного фильма Андрея Мерзликина «GQ» состоялась в 2012 году. По признанию критиков и режиссёров, талант актёра многогранен. Он одинаково великолепно может сыграть практически в любом жанре. Герои войны и бандиты 90-х в его исполнении выглядят максимально убедительно.

Фильмография артиста насчитывает более ста кинолент. Его рады видеть в своих фильмах именитые режиссёры. Он сыграл со многими известными актёрами. Например, Мария Миронова стала его партнёршей в мелодрамах «Качели», «Измена».

Любителям детективов и военных драм станут интересны картины:

  1. «Родина»;
  2. «Ладога»;
  3. «Пётр Лещенко. Всё, что было…»;
  4. «Ленинград 46»;
  5. «Чкалов».

Драма «Училка», где Мерзликина можно увидеть в роли полковника спецназа Кадышева, вышла на экраны в 2015 году. Любопытно, что Андрей некогда учился в школе, где происходили съёмки фильма.

В фильм 2015 года «Зелёная карета» артист получил приглашение на главную роль от режиссёра Олега Асадулина. Характер основного героя и сюжет киноленты перекликаются с жизнью Мерзликина. Он боялся переноса вымысла в реальность, поэтому сниматься согласился только после третьего предложения и с благословения духовника. Картина повествует о жертвах, на которые приходится соглашаться талантливому актёру, чтобы добиться признания в профессии.

Лента «Пьяная ферма», где артист перевоплотился в Анатолия Чубайса, увидела свет в 2016 году. Следом снималась экранизация романа «Хождение по мукам». Андрей исполнил роль поручика Жданова, Светлана Ходченкова — медсестры Лизы, его возлюбленной.

В том же году актёр играет Я. И. Джугашвили в драме «Яков. Сын Сталина». Лента повествует о последних днях сына вождя народов, проведённых в концлагере. В сериале «Молодёжка» актёр предстаёт в роли Максима Стрельцова, тренера хоккейной команды. Здесь пригодилось умение хорошо кататься на коньках.

Удачным творческим проектом в карьере Мерзликина стал детектив «Трасса смерти». Артисту достался центральный образ майора полиции. Сюжет основан на реальных событиях, имевших место в 2009—2014 гг. на российской федеральной трассе. Сериал получился захватывающим, остросюжетным. Роль офицера полиции признана критиками одной из лучших в фильмографии актёра. За последние годы актёрский багаж звезды пополнился ролями в фильмах «Черновик», «Танки», «Тайна печати дракона».

Личная жизнь

Важная часть биографии Андрея Мерзликина — семья, дети. Сейчас это основа его жизни. Но так было не всегда. Женился он довольно поздно, в 33 года. Друзья считали, что он так и останется холостяком. Но его приятель, Стас Дужников, познакомил звезду российского кино с подругой жены Анной Осокиной. Актёру девушка понравилась, но тогда никаких действий он не предпринял.

Будущие супруги встретились вновь только год спустя, опять в гостях у друзей. Тогда Андрей свой шанс не упустил. Молодые люди стали встречаться. Предложение суженной артист сделал ещё через год. В марте 2006 года они расписались. Было и церковное венчание. Фёдор, старший сын пары, родился в том же году. Через два года родилась Серафима. Ещё через два — дочь Евдокия. В 2016 году семья пополнилась четвёртым ребёнком. Сына назвали Макарием.

Андрей, Анна и их дети — пример большой, дружной, крепкой семьи. Подобные союзы сегодня встречаются редко, особенно в творческой среде. Отправляясь на съёмки, актёр часто берёт с собой супругу. Это позволяет проводить больше времени с семьёй. Вторая половина артиста — профессиональный психолог, а по совместительству — его пресс-секретарь и директор. Даже аккаунтом актёра в инстаграм занимается Анна Осокина, жена Мерзликина.

У артиста есть любимое хобби — фотография. В его доме всегда наготове два фотоаппарата. Актёр обожает снимать счастливые семейные моменты. Физическую форму ему помогают поддерживать спортивные тренировки минимум три раза в неделю. Благотворительность также является частью жизни артиста. Он помогает Фонду поддержки семьи и детей.

Основой семьи супруги считают любовь и уважение. Пара избегает ссор, скандалов. Свободное время проводят весело, иногда устраивая дружеские вечеринки. В интервью Андрей называет своих родителей примером настоящей любви, прочной семьи. Их крепкому союзу уже более полувека.

Православная вера

Супружество сделало актёра семейным, «домашним», уравновешенным. Было время, когда он не пропускал ни одну шумную вечеринку с друзьями. Переломный момент в жизни Андрея настал 2004 году. Он, возвращаясь с очередной «пирушки» в компании друзей, не справился с управлением. Машина снесла ограждение, оказавшись на заледенелой Москве-реке. Автомобиль практически целиком ушёл под воду. Только чудо не дало погибнуть Мерзликину и его друзьям. Хмель слетел с них мгновенно.

Прибывшие на место события спасатели обратили внимание участников аварии на купола монастыря, которые виднелись по другую сторону реки, сказав, что товарищам нужно благодарить Бога за спасение. Это происшествие помогло прийти артисту к православной вере. Сейчас он является воцерковлённым, глубоко верующим человеком.

В 2017 году артист вместе с миссией фонда Андрея Первозванного и М. Захаровой, представителем МИД России, совершил паломническую поездку в Иерусалим. Из Храма Воскресения Христова делегация доставила Благодатный огонь к Пасхальному богослужению патриарха. Многочисленным поклонникам имя актёра в титрах гарантирует достойный фильм. Это значит, что Андрей Мерзликин выбрал верный профессиональный и жизненный путь.

Отзывы зрителей

Андрей Ильич — один из моих обожаемых актёров. Хочется ему пожелать сил и энергии для новых творческих свершений. Радуйте нас и дальше!

Елена Петровская

Огромная благодарность Андрею за «Брестскую крепость». Так реалистично передана трагедия первых дней ВОВ, что я плакала и не могла остановиться. Считаю Мерзликина настоящими народным артистом!

Екатерина

Хороший артист. Современное кино не очень нравится, но фильмы «Синдром дракона», «Крик совы» произвели впечатление. Из нового видел «Трассу смерти». Андрей играет очень достойно. Да, и человек он, видимо, неплохой.

Евгений

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *