Метро храм Христа спасителя

Храм Христа Спасителя в Москве

Храм Христа Спасителя — это большой Кафедральный собор, историческая, культурная и духовная значимость которого очень высока. Это одновременно и памятник павшим в Отечественной войне 1812 года, и благодарность людей Богу за защиту России. Сегодня храм находится в ведении РПЦ, здесь проводятся Архиерейские соборы и другие важные мероприятия.

История

Первые попытки строительства храма Христа Спасителя были предприняты еще при императоре Александре I в. честь победы России над армией Наполеона. Николай I, сменивший Александра I на престоле, в 1832 году пригласил для работ над храмом другого архитектора — Константина Тона, который занимался изучением и применением традиций древнерусского зодчества. Храм решили поставить на месте бывшего Алексеевского женского монастыря, откуда он был бы виден с любой точки Москвы, к тому же, соседство с Кремлем подчеркивало бы глубокую связь храма Христа Спасителя с русской историей и культурой. Храм строился почти 40 лет: с 1839 по 1883 год.

Наконец, 26 мая 1883 года он был освящен в присутствии Александра III и императорской семьи. Вместимость храма составляла до 7200 человек. Фасады храма были оформлены мраморными горельефами работы скульпторов Иванова, Логиновского и Рамазанова, входные двери собора выполнили из бронзы, интерьер собора украшали росписи и каменная отделка (лабрадор, порфир, мрамор). Над украшением храма работали известные русские художники: В. Верещагин, В. Суриков, И. Крамской и другие виднейшие представители академической школы живописи.

Сооружение опоясывала галерея, ставшая первым музеем войны 1812 года: на её стенах находились мраморные доски с летописями Отечественной войны.

Храм Христа Спасителя просуществовал 48 лет.

Решением советской власти в 1931 году стало уничтожение храма и расширение близлежащей территории для нужд государства. Вместо храма Христа Спасителя планировалось возведение Дворца Советов — утопического проекта самого высокого в мире здания с вращающимся памятником В. И. Ленину на крыше. Однако снести храма Христа Спасителя оказалось не так просто: только два взрыва смогли его, наконец, уничтожить.

Сохранившиеся элементы белокаменного декора после взрыва были вмонтированы в стену Донского монастыря.

Поборов грунтовые воды, строители завершили фундамент Дворца Советов и начали возведение каркаса, однако дефицит стройматериалов во время Великой Отечественной войны скорректировал планы. Фундамент здания использовали для строительства круглогодичного плавательного бассейна «Москва», который стал одним из крупнейших в мире бассейнов под открытым небом. Несмотря на неоднозначную реакцию общественности, бассейн был уникален с точки зрения инженерной конструкции и просуществовал с 1960 по 1994 год, и был закрыт только в связи с экономическими затруднениями в стране.

Идея восстановления храма Христа Спасителя на его историческом месте возникла еще 1980-х годах. К работе над проектом были привлечены реставраторы, однако окончательный вариант внешнего декора храма принадлежит Зурабу Церетели, выполнившему бронзовые медальоны для кокошников.

Строительство и отделочные работы были символично завершены к 2000 году — наступлению нового тысячелетия. Сегодня храм является крупнейшим в России, он вмещает в себя 10000 человек.

В 2000 году в храме Христа Спасителя была канонизирована царская семья.

Святыни и иконы храма Христа Спасителя

Храм очень значим для православных христиан и является объектом паломничества.

Его внутреннее убранство, изобилующее сусальным золотом, мрамором, порфиром и лабрадором, гармонирует с величием экстерьера. На стенах галереи, расположенной по периметру здания, представлена военная история русского могущества: на мраморных досках сохранены для потомков значительные сражения, в которых принимала участие наша армия, имена полководцев, офицеров и простых солдат, воевавших во славу Родины.

По высоте внутренние помещения храма достигают 79 метров, а удивительный иконостас, расположенный на одной оси с главным входом, представляет собой восьмигранную часовню из белого мрамора. Ее вершину венчает золотой шатер.

Время от времени в храме Христа Спасителя выставляются православные реликвии из различных святых мест (Пояс Пресвятой, Богородицы, крест апостола Андрея, Дары волхвов, мощи святителя Николая).

Постоянно в храме находятся:

Мощи святителя Филарета Московского. Святой, прославившийся благодаря деятельности пастыря и богословским трудам, запомнился современникам христианским благородством. Его речи и помыслы были искренними, а отношение к миру — смиренным. Митрополит Филарет, стоявший во главе Русской Православной церкви в течение 46 лет, был одним из наиболее образованных иерархов. Благодаря ему Ветхий и Новый завет были переведены на русский язык, а при Московской епархии появилось несколько новых женских монастырей. Святитель милостив и щедр и сейчас, после смерти. У его чудотворных мощей, помещенных в Храм Христа Спасителя в 2004 году, просят помощи и получают ее.

Частица ризы Иисуса Христа. Ключарь Храма Христа Спасителя уверен, что небольшой фрагмент хитона, полученного одним из воинов — свидетелей распятия Сына Божьего, является главной святыней обители. Он хранится в особом аналое, расположенном отдельно от других реликвий. 23 июля, во время Праздника положения Ризы Господней, сокровище, обнаруженное среди экспонатов Ярославского музея-заповедника в 2002 году и переданное Храму Христа Спасителя в 2007 году, выносят к прихожанам.

Частица ризы Богородицы. Хитон Девы Марии, завещанный ею перед Успением ее прислужницам-вдовицам, долгое время хранился на Святой земле. В V веке реликвия была хитростью похищена и перевезена в Константинополь, где не раз творила чудеса. Фрагмент, ставший одной из наиболее значимых святынь Храма Христа Спасителя, был подарен РПЦ Кремлевским музеем в 2008 году. Для ризы также создан отдельный аналой, дающий верующим возможность помолиться и попросить о помощи.

Гвоздь Христа-Спасителя. Подлинный кусок железа, пригвоздивший Иисуса к кресту, попал в Россию в XVII веке. Наряду с другими святынями, он долго хранился в Кремлевском музее и лишь недавно стал достоянием церкви. Его длина составляет 14,5 см, а вес — чуть больше 80 граммов.

Также в храме хранятся чудотворные иконы, многие другие святыни и лики, творящие чудеса. Среди них пять старинных икон, изображающих Святителей Московских, образ защитницы от бедствий, злых людей и катастроф — Смоленской Божьей Матери, чтимый лик Николая-Чудотворца и древний Спас Нерукотворный. В Храме периодически «гостят» и святыни Афона.

Расписание богослужений в храме Христа Спасителя в Москве

Богослужения в храме Христа Спасителя проходят по расписанию, с которым вы можете ознакомиться на официальном сайте. Летом с пиком наплыва туристов будничные службы переносятся в храм «Державной» иконы Божией матери, в выходные проходят в храме Христа Спасителя. Однако перед посещением службы в этот храме лучше уточнить актуальную ситуацию на сайте.

Музей в храме

В храме расположен Патриарший музей церковного искусства, где можно увидеть уникальные предметы православной культуры. Среди свидетельств, посвященных основанию, уничтожению и восстановлению храма, есть чудом сохранившиеся экспонаты: закладная доска со строительства в 1839 году и элементы мемориальных плит. Вход в музей бесплатный, но экскурсия предоставляется только комплексно по всему храму Христа Спасителя и только в составе экскурсионных групп.

На нижнем ярусе храма находится площадка «Центр искусств. Москва», где проводятся выставки, лекции и концерты.

Зал Церковных Соборов

Это один из самых известных и значимых залов для проведения подобных мероприятий. Он открылся в 2008 году и является частью восстановленного храма Христа Спасителя. Зал способен вместить до 1250 посетителей. Его украшают фрески и мозаичные панно, потолок — звездное небо, а в центре находится композиция, показывающая сошествие Святого Духа на апостолов — важное событие, описанное в Новом Завете. По обе стороны от нее размещаются мозаики, изображающие два Града — «Град Небесный» и «Град Земной». Украшением четырех круглых колонн служат портреты известных людей Земли Русской — святых, государственных деятелей, воинов Господних. Помимо роскошного внутреннего убранства, зал отличают удобные кресла и отличное техническое обеспечение. Необычное устройство, в котором зрительный зал не отделен от фойе, создает особую акустику и приятную прохладу. В фойе, любимом уголке гостей, находится зимний сад, полный цветов и дивных растений, маленьких водопадов и скульптур, изображающих фантастических зверей.

В Зале Церковных Соборов регулярно проводятся всевозможные культурные программы — концерты церковных хоров и духовной музыки, детские праздники, фестивали, собрания и конференции. На мероприятия лучше приходить заранее, чтобы избежать очередей на входе и в гардеробе.

Смотровая в храме Христа Спасителя

Еще в дореволюционные времена обзорная площадка в храме Христа Спасителя была одной из самой высоких в Москве. Отсюда было снято много известных исторических фотографий города. С новой смотровой восстановленного храма, возвышающейся на 40-метровой высоте и представляющей собой 4 площадки между храмовыми колокольнями, объединенными воедино, можно рассмотреть все важные строения как советского, так и современного периода. Отсюда видно, как росла и менялась Москва, как живописны Патриарший и Большой Каменный мосты, Кремлевская набережная и Москва-река.

Посещение смотровой площадки часто совмещают с экскурсией по храму. Подъем наверх проводится в сопровождении экскурсовода, можно присоединиться к любой из групп по расписанию. Осмотр длится 30 минут, стоимость составляет 400 рублей. Обратите внимание, что подниматься туда придется пешком. За безопасность волноваться не стоит, смотровая площадка огорожена балюстрадой с кованой решеткой.

Экскурсии

Все экскурсии по храму Христа Спасителя проводятся для посетителей только в составе экскурсионных групп. Группы формируются в туристических фирмах при покупке соответствующего билета. Для индивидуальных посетителей экскурсии не проводятся.

Группам туристов доступны не только внутренние посещения, но и смотровая площадка храма Христа Спасителя.

Стоимость экскурсий в 2019 году

Обзорная экскурсия по комплексу Храма Христа Спасителя длиться 1 час 10 минут. В цену билета для граждан РФ входит посещение Верхнего и Нижнего храм, Зала церковных соборов, смотровой площадки

  • группа 1-4 человека — 1200 рублей с человека, льготный — 800 рублей,
  • группа 5-10 человек — 5500 рублей с группы, льготный — 3500 рублей,
  • группа от 10 человек — 550 рублей с человека, льготный — 350 рублей.

© Нина Нина

Елка в храме Христа Спасителя

Уже 15 лет в стенах прекрасного храма проводится одно из лучших праздничных представлений для детей в Москве — новогодняя елка. Музыкальная сказка «Дорога в Рождество», основанная на библейских сказаниях, доступно и интересно показывает важность Рождества и православных ценностей в жизни каждого ребенка. Это чудесный рассказ о добре и вере, любви, поддержке и сострадании, гармонично сочетающий традиционный русский дух с новыми технологиями.

«Хозяин Зимнего леса» отправляет гостей в настоящую русскую чащу, где обитают чудеса, герои сказок и невиданные былинные звери. Малышам предстоит помочь главным героям и развить сюжет, участвуя в своеобразном квесте. В храме можно также навести праздничный аквагрим и сфотографироваться с любимыми персонажами.

На Рождество 2019 года творческий коллектив подготовил для детей новое интересное представление — «Особенный день». Девочка Маша совершит путешествие во времени и узнает, откуда произошло Рождество и почему за 2000 лет, прошедших с рождения Христа, люди не перестали верить в чудо. Конечно, на пути главной героини встретятся и трудности, и злодеи.

Празднование Нового года и Рождества в Храме Христа Спасителя пройдет с 23 декабря по 8 января. Продолжительность представлений — от 1 часа, возраст гостей — от 3 лет.

Часы работы

Храм Христа Спасителя принимает посетителей с 10.00 до 17.00 во все дни, кроме понедельника. В этот день его двери открыты с 13.00 до 17.00.

Видео-экскурсия по храму Христа Спасителя в Москве

Как добраться до храма Христа Спасителя

Одна из главных православных достопримечательностей столицы расположена недалеко от Московского Кремля (дорога пешком займет около 10 минут), а ее осмотр может стать продолжением прогулки по историческому центру. Храм возвышается на берегу Москва-реки, а ведущий на другую ее сторону Патриарший мост станет отличным местом для фотосессии.

Транспорт до храма — метро, автобусы и такси.

Метро до храма Христа Спасителя

Если вы следуете на метро, то вам необходимо ехать по красной линии до станции «Кропоткинская». Выход из метро расположен непосредственно рядом с храмом Христа Спасителя, путь до места займет меньше пяти минут. Чуть дальше, чем станция «Кропоткинская» расположены подходящие вам «Боровинская» и «Библиотека им. Ленина». Дорога от них займет в среднем 15 минут.

Наземный транспорт

На автобусах и троллейбусах вы также можете доехать до храма.

Пешком вы можете дойти до храма Христа Спасителя через Патриарший мост, Кремлевскую набережную. Отсюда рукой подать до самых знаменитых достопримечательностей Москвы: Красной площади и Старого Арбата.

Также для поездок по Москве пользуйтесь приложениями такси Uber, Яндекс такси, Gett Taxi, Максим, ЕСТ и другими.

Выход из метро перед храмом Христа Спасителя — панорама Яндекс Карты

Храм Христа Спасителя, Москва. Как доехать

Храм Христа Спасителя – относится к РПЦ, глава которой – Патриарх Московский и всея Руси Кирилл является его настоятелем.

Современное строение – воссозданная копия храма, построенного в XIX веке по проекту русского архитектора К. Тона и разрушенного в 1931 году в рамках сталинской реконструкции столицы.

На месте, где находился собор, задумано было возвести грандиозное сооружение – Дворец Советов. Осуществлению данных планов помешала Великая Отечественная война. Вместо него был создан бассейн «Москва», просуществовавший с 1960 по 1991 годы.

С 1994 по 1999 продолжалось воссоздание храма. Собор выполнен в русско-византийском стиле. Имеет три прихода: главный, южный и северный. ХХС самый крупный в нашей стране. Его вместимость составляет 10 тысяч человек. Является кафедральным собором РПЦ.

Сегодня в храме проводятся отпевания выдающихся людей России. Здесь хранится большое количество святынь, среди который частица ризы Христа и риза Богородицы. В соборе также имеется музей церковного искусства, где собраны экспонаты, рассказывающие о православной культуры.

Вход в музей бесплатный, однако, попасть туда получится только в составе экскурсионной группы. Также в рамках экскурсии можно посетить смотровую площадку, расположенную на 40-метровой высоте. Отсюда открывается вид на центр столицы, Кремлёвскую набережную, Москву-реку, здание МИДа.

Стоит отметить, что экскурсии проводятся исключительно для организованных групп (заказать индивидуальную невозможно). Цены на 2019 год варьируются от 550 до 1200 рублей и зависят от количества человек в группе. Существуют льготы.

В Зале Церковных Соборов, на территории храма, проводятся различные культурные мероприятия, среди которых: концерты духовной музыки и церковных хоров, фестивали, детские праздники, собрания и конференции. Зал был открыт в 2008 году. Вмещает в себя 1250 посетителей.

Зал церковных соборов

В ХХС проходят богослужения, расписание которых можно посмотреть на его официальном сайте: new.xxc.ru.

Часы работы: с 10:00 до 17:00 (в понедельник открывается с 13:00). Вход свободный.

Адрес: город Москва, улица Волхонка, дом 15.

Как добраться

Метро

Храм Христа Спасителя расположен рядом со станцией метро «Кропоткинская» Сокольнической (Красной) линии. Прибыв на станцию, следует выходить в город, ориентируясь по указателям к храму. Дорога от станции до собора займёт несколько минут.

Проложить маршрут в подземке, узнать количество пересадок и рассчитать время в пути можно на интерактивной схеме Московского метро

Как добраться на метро до Храма Христа Спасителя

Городской наземный транспорт

Вблизи собора находятся остановки автобусов и троллейбуса. Из автобуса А, №15 и №М3 следует выходить на остановке «Метро Кропоткинская», а из №255 – на «Храм Христа Спасителя». Троллейбус №33 останавливается на «Пречистенской набережной». Посмотреть, как ходит наземный транспорт в Москве, и выбрать удобный маршрут помогут .

Такси

Добраться до кафедрального собора можно на такси. Выгоднее всего будет воспользоваться такими приложениями как: «Uber», «Яндекс.Такси», «Gett», «Ситимобил».

Маршрут до храма на такси

Пешком

Самый большой храм России является популярной достопримечательностью столицы, посещение которой для многих путешественников обязательно, наряду с Кремлём, Красной площадью, Историческим музеем. Ввиду близости этих мест друг от друга, их удобно осмотреть за один день, преодолев расстояние пешком. По Красной площади следует дойти до Собора Василия Блаженного, далее двигаться по Васильевскому спуску до Москвы-реки. Минуя Кремлёвскую и Пречистенскую набережные повернуть направо у моста.

С самого патриаршего моста получаются отличные фото

Т.к. ХХС виден издалека, дойти до него не составляет труда.

nasedkin


Помнится, когда я в детстве штудировал энциклопедию «Москва» 1979 года издания, то обратил внимание на маленькое упоминание о храме Христа Спасителя. В частности, там указывалось, что храм был разобран. Однако, даже мне, ребёнку, было понятно — такую махину нельзя вот так просто взять и разобрать. Как бы то ни было, сегодня грустная дата — ровно 87 лет назад, 5 декабря 1931 года, храм исчез с лица столицы. Как (вроде бы) сказал тогда Лазарь Каганович — «задрали подол матушке-России».
В 1922 году Сергей Миронович Киров на Первом Всесоюзном съезде Советов впервые озвучил идею возведения в Москве Дворца Советов. И лучшего место, чем то, которое занимал ХХС, придумать было сложно. Однако, у данного события есть небольшая предыстория. Так, в декрете о памятниках республики, принятом Советом Народных Комиссаров 12 апреля 1918 года, «твёрдо и чётко» указывалось: «Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера. …». Ну, то есть, понятно, да?


С самого начала новой революционной жизни постепенно в норму вошли убийства священнослужителей, конфискации церковного имущества, вскрытия святых мощей, запрещения крестных ходов, осквернения церквей и монастырей, их закрытие. Первые сносы храмов обосновывались необходимостью расширения и выпрямления улиц с целью решения транспортных проблем. В июне же 1928 года совещанием в агитационно-пропагандистском отделе ЦК ВКП (б) по вопросам антирелигиозной пропаганды, началась эпоха прямого наступления на религию. Уже в первой половине 1929 года закрылось более 400 храмов, в августе та же участь постигла еще 103 храма. В конце 1929 года было впервые проведено так называемое «антирождество», приуроченное к празднику Рождества Христова — в парке культуры и отдыха имени Горького в Москве собралось около 100 тысяч человек. «…Стихийно вспыхивали то там, то здесь костры из икон, религиозных книг, карикатурных макетов, гробов религии и т.д.». На катке «Красные Хамовники» шло представление: «Боги и попы с церковными песнями бросились, махая крестами, на пятилетку, появился отряд буденовцев и дал залп, от выстрелов загорелась церковь…».

В 1930 году были проведены уже две кампании — антипасхальная и антирождественская, продублированные годом позже. Проходили они под лозунгами «За безбожную Москву, за безбожную колхозную деревню». На этом фоне советским руководством принимается решение о сносе храма Христа Спасителя и строительстве на его месте здания Дворца Советов. К реализации этого предложения Кирова советское правительство приступило лишь через 10 лет — в начале 1931 года. С февраля по май был организован первый, предварительный конкурс по строительству Дворца Советов, носивший закрытый характер и особое значение уделявший именно выбору места для памятника. 2 июня 1931 года на заседании у Молотова окончательно решилась судьба храма. По личному распоряжению Сталина храм Христа Спасителя был предназначен к сносу.

16 июня 1931 года на заседании комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК принимается следующая резолюция: «Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок и представить общине верующих и Синоду соответствующее помещение. Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК».
18 июля 1931 года в «Известиях» публикуется «Постановление о конкурсе на составление проектов Дворца Советов» на месте Храма Христа Спасителя. Только в 1933 году, 10 мая, постановлением Совета Строительства Дворца Советов был принят за основу проект архитектора Б. Иофана, по которому храм должна была заменить гигантская башня, увенчанная колоссальной статуей Ленина. Общая высота Дворца Советов составила бы 415 метров — оно должно было стать самым высоким не только в Москве, но и во всем мире. Вот так мог бы выглядеть столичный пейзаж, осуществись тогда эта затея.

ХХС стоял на очень выгодном с архитектурной точки зрения месте — на холме, он легко просматривался со всех сторон. Вдобавок, причиной спешки, с которой было принято решение о его сносе, стала совокупность некоторых юбилейных дат. В 1932 году исполнялось 120 лет со времени Отечественной войны 1812 — 1814 годов и 100 лет со дня опубликования подписанного Николаем I Манифеста о строительстве храма по проекту К.А. Тона. Храм — символ старой России — православной, буржуазной, купеческой, не должен был праздновать свое столетие. Кроме того, на 1932 год приходились еще две юбилейные даты — 15-летие революции и 10-летие создания СССР, которые хотелось отметить началом сооружения монумента, увековечивающего оба этих события.
Подготовка к сносу храма Христа Спасителя началась сразу же после публикации 18 июля 1931 года в «Известиях» постановления о конкурсе на проектирование Дворца Советов. Однако «общественное мнение» готовили несколько лет, задолго и вне прямой связи со сносом храма. Так, например, академики архитектуры публично клялись, что он не имеет художественной ценности и не является произведением искусства. Однако, было и немного защитников, в числе которых оказался художник Аполлинарий Михайлович Васнецов.

В день публикации постановления о конкурсе (18 июля 1931 года) начала действовать организованная Комиссариатом народного просвещения Комиссия по выявлению подлежащих музеефикации ценностей ХХС. В итоге продолжавшейся в течение месяца работы Комиссией был составлен список подлежащих сохранению памятников. Небольшие фрагменты настенных росписей, малая часть церковной утвари, несколько горельефов были признаны предметами, имеющими художественное значение, и переданы в музеи. Все остальное безвозвратно погибло.
18 августа 1931 года, ровно через месяц после публикации в «Известиях» постановления о конкурсе на Дворец Советов, на месте Храма Христа Спасителя начались работы по его разборке. Территорию, прилегающую к Храму, обнесли забором. Осенью 1931 года разборка здания шла уже полным ходом, причем снаружи и внутри одновременно. Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. Сброшенный с Храма крест не упал вниз, а застрял в арматуре купола.

Из воспоминаний кинооператора В.Микоши: «Шло время, оголились от золота купола, потеряли живописную роспись стены, в пустые провалы огромных окон врывался холодный со снегом ветер. Работающие батальоны в будёновках начали вгрызаться в трёхметровые стены. Но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжёлые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня. Храм был сложен из огромных плит песчаника, которые при кладке заливались вместо цемента расплавленным свинцом. Почти весь ноябрь ожесточённо работали военные батальоны и ничего не могли сделать со стенами. Они не поддавались. Тогда пришёл приказ. Мне сказал под большим секретом симпатичный инженер: «Сталин был возмущен нашим бессилием и приказал взорвать собор. Даже не посчитался с тем, что он в центре жилого массива Москвы…»»

5 декабря 1931 года в 12 часов дня главный храм России был взорван. Однако, после первого взрыва он устоял и пришлось закладывать новый заряд взрывчатки. В течение нескольких часов вся «спецоперация» была завершена. Впоследствии мрамором из храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», а скамейки нашли пристанище на станции «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий. А горельефы и поныне украшают погост Донского монастыря.
Открытие Дворца Советов должно было состояться в 1933 году, но только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Строительство Дворца Советов, реально начатое только в 1937 году, не суждено было завершить. К 1939 году закончилась кладка фундамента высотной части, главного входа и стороны, обращённой к Волхонке. Однако, уже в сентябре — октябре 1941 года из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем — после оккупации Донбасса в 1942 году стальные конструкции Дворца Советов были демонтированы и использованы для сооружения мостов на железной дороге, построенной для снабжения северным углём центральных районов страны.

85 лет назад был взорван Храм Христа Спасителя в Москве


5 декабря 1931 года — черная дата в отечественной истории, 85 лет назад в этот день был взорван Храм Христа Спасителя (ХХС) в Москве — Храм-Памятник Великой Победе в Отечественной Войне 1812 года. Храм, создававшийся на всенародные пожертвования, в продолжение древнерусской традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших.
Этот акт позорного вандализма по отношению к русской истории и культуре был осуществлён советскими террористами-варварами во исполнение разрушительной антинациональной политики большевиков по личному распоряжению Джугашвили (Сталина).

Перед разрушением (Б. Деку, 1931)



Был план построить на месте Храма безбожный коммунистический Дворец Советов.
13 июля 1931 года состоялось заседание ЦИК СССР под председательством М. И. Калинина. На этом заседании было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».
Это решение было ранее подготовлено на заседании Политбюро ВКП(б) 5 июня 1931 года, посвящённом проекту реконструкции Москвы; спустя 11 дней (16 июня) появилось резолюция Комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК:
Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок… Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК.

Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва — после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям потрясённых свидетелей, мощные взрывы сотрясли не только близстоящие здания, но и ощущались на расстоянии нескольких кварталов.
Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Как в случае с большинством советских «строек века», в СССР уже не было специалистов, способных вести такие работы, и к строительству новой «Вавилонской Башни» с гигантским идолом Ленина наверху были привлечены американские инженеры. Но строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться, началась Великая Отечественная война. Из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем. От идеи строительства Дворца Советов окончательно отказались в 1956 году.
Мрамором из Храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», скамьи из мрамора, украденного в Храме установили на станции «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной Войны 1812 года раскрошили и крошкой посыпали дорожки в московских парках. Мрамор из Храм Христа Спасителя применялся при отделке гостиницы «Москва».
Фрагменты первого Храма, сохранившиеся в Донском монастыре

Долгое время, начиная с 1960 года, на месте взорванного Храма был открытый плавательный бассейн «Москва», гротескно и не к месту устроенный в историческом центре Москвы.
Храм Христа Спасителя был заново восстановлен в 1994—1997 годах.

Полное название — Кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве.
Увы, существующее здание новодельное. Оригинал храма был воздвигнут по проекту архитектора К. А. Тона. Он был заложен 23 сентября 1839 года и возведён в традициях русско-византийского стиля. Как ни странно, но этот храм появился исключительно благодаря воровству и распилу того времени…
В 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием знаменитых архитекторов. Победил проект 28-летнего Карла Витберга. Его храм был втрое больше существующего (высотой 240 метров), включал Пантеон погибших, колоннаду (600 колонн) из трофейных пушек, а также памятники монархам и видным полководцам. Немного похож на приплюснутый Исаакий .
Разместить сооружение было решено на Воробьёвых горах. Средства на строительство выделили огромные: 16 млн рублей от казны и немалые народные пожертвования. Строительство начали в 1817 году, в пятилетнюю годовщину ухода французов из Москвы. Стройка вначале шла энергично (в ней участвовали 20 000 подмосковных крепостных). Директором строительства был назначен сам Витбергкоторый опыта не имел, должного контроля не вёл, к подрядчикам относился излишне доверчиво. За первые 7 лет не удалось завершить до конца даже «нулевой цикл», а деньги закончились.
По восшествии на престол Николая I строительство пришлось остановить, потому что деньги просто осваивались, а храм не строился. Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах. Процесс длился 8 лет. Подсудимых оштрафовали на миллион рублей Витберга сослали в Вятку, а всё его имущество было конфисковано.
Новый храм строился уже под жестким контролем. Первый камень для закладки был привезён с места прежней закладки на Воробьёвых горах. Как и его не украли, даже странно. Храм строили 44 года. Не смотря на более скромные размеры, в свое время это был самый большой храм в России. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 80 м шириной.
Высота храма с куполом и крестом составляет 103 м (на 1,5 м выше, чем Исаакиевский собор). Роспись внутри храма занимает около 22 000 м2
Идея построения храма-памятника была впервые высказана в декабре 1812 года генералом П. А. Кикиным, весьма близким к императору Александру I (ниже на картине).
Тайный советник и архитектор К. А. Тон.
Портрет работы Карла Брюллова
Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года. Заново отстроен в 1994—1997 годах. 13 июля 1931 года состоялось заседание ЦИК СССР под председательством М. И. Калинина.
На этом заседании было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».

В 1930 году поэт Николай Арнольд написал о готовившемся разрушении храма:
Прощай, хранитель русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал…
…Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что «шапка золота литого»
Легла на плаху под топор.
Храм был взорван…
Так бы «Дворец советов» выглядел сегодня… но не сложилось. Может и к лучшему, фашисты его обязательно бы разрушили.
В 1960 году на месте собора появился открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 года. Бассейн был открыт круглый год, даже зимой и над всем сооружением постоянно стояла стена из пара. Это даже являлось причиной коррозии у соседних зданий.
Фото (С)http://varlamov.me/img/—/800_e549566d915f614a235b53c135ef72b4.jpg
Ходило много слухов потому что тут много тонуло людей, особенно зимой. Якобы работала черная секта «топителей»…
В апреле 1988 года в Москве была организована инициативная группа за воссоздание храма Христа Спасителя, одной из движущих идей была идея покаяния. В 1994 году было начато строительство. Проект нового храма выполнен архитекторами Михаилом Посохиным, Алексеем Денисовым и др.
Фото (С) Игорь Пальмин 1996г.
Завершал проект Зураб Церетели, который отступил от первоначального проекта Денисова, утверждённого московскими властями и наваял там кучу разных скульптур вокруг храма и даже на крыше. На белокаменных стенах появились не мраморные (некоторые оригиналы сохранились), а бронзовые горельефы.
К 1999 году новый храм Христа Спасителя был сооружён как условная внешняя копия своего исторического предшественника: сооружение стало двухуровневым, с храмом Спас-Преображения в цокольном уровне. Ныне храм имеет статус Патриаршего подворья.
9 декабря 2008 года здесь состоялось отпевание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 27 января 2009 года на Поместном соборе, проходившем в стенах храма, был избран новый Святейший Патриарх Московский и всея Руси, а 1 февраля 2009 года в храме состоялась интронизация Святейшего Патриарха Кирилла. В храме происходили прощания с Георгием Свиридовым, Борисом Ельциным, Мстиславом Ростроповичем, Игорем Моисеевым, Людмилой Зыкиной, Сергеем Михалковым, Вячеславом Тихоновым, Галиной Вишневской, Еленой Образцовой, Валентином Распутиным, Андреем Карловым.
В храме Христа Спасителя постоянно находятся: частица Ризы Иисуса Христа, частица Ризы Богородицы, частица мощей апостола Андрея Первозванного, глава святителя Иоанна Златоуста, частицы мощей святителей Петра, митрополита Московского и Ионы, митрополита Московского, святых благоверных князей Александра Невского и Михаила Тверского, преподобной Марии Египетской, один из чудотворных образов Владимирской Божией Матери, чудотворный образ Смоленской-Устюженской Божией Матери, икона Рождества Христова, привезённая патриархом Алексием из Вифлеема и др…
21 февраля 2012 года участницы панк-рок-группы Pussy Riot совершили акцию, названную ими «восстание блядей» «панк-молебном», попытавшись исполнить в костюмах телепузиков песню «Богородица, Путина прогони!»… странным образом вокруг оказалось много фотографов и блогеров разных мастей. Кому интересно, ниже под ссылкой видео есть.
«Восстание блядей». Ничего личного, только недоумение…
На днях зашел на официальный сайт храма, а там… «Осторожно мошенники!» Респект РПЦ — самокритично…
Скан официального сайта храма.
Но храм красив! Настоящее украшение Москвы.

Разрушение

«… взрыв Храма Христа Спасителя явился апогеем и символом разрушения и насилия, высшей степенью унижения русского народа, точно так же его возрождение на старом месте явится возрождением, воскресением России»
Владимир Солоухин
«Последняя ступень»

История гибели Храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 году, началась почти за полтора десятилетия до его физического уничтожения с факта, не связанного напрямую со сносом Храма. В 1918 году в сквере возле Храма Христа Спасителя был демонтирован памятник Императору Александру III.

Декрет о памятниках республики, принятый Советом Народных Комиссаров 12 апреля 1918 года, гласил: «Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера…».

Культурная, социальная, идеологическая, государственная политика новой власти практически не оставляла шансов старой России.
Трагическая статистика первых лет революции фиксирует убийства священнослужителей, конфискации церковного имущества, вскрытия святых мощей, запрещения крестных ходов, осквернения церквей и монастырей, их закрытие. Первые сносы храмов стыдливо обосновывались необходимостью расширения и выпрямления улиц с целью решения транспортных проблем. В июне же 1928 года совещанием в агитационно-пропагандистском отделе ЦК ВКП (б) по вопросам антирелигиозной пропаганды началась эпоха оголтелого наступления на религию. Уже в первой половине 1929 года в стране закрылось более 400 храмов, и темпы нарастали: в августе та же участь постигла еще 103 храма. В конце 1929 года была впервые проведена едва ли не самая кощунственная акция XX века — антирождество, приуроченное к празднику Рождества Христова — глумливое гуляние: в парке культуры и отдыха имени А.М. Горького в Москве собралось около 100 тысяч человек. «…Стихийно вспыхивали то там, то здесь костры из икон, религиозных книг, карикатурных макетов, гробов религии и т.д.» На катке «Красные Хамовники» шло представление: «Боги и попы с церковными песнями бросились, махая крестами, на пятилетку, появился отряд буденовцев и дал залп, от выстрелов загорелась церковь…». (1)

1929 год стал переломным и еще в одном отношении. Изменилась техника уничтожения зданий — их начали взрывать…

В 1930 году были проведены уже две кампании — антипасхальная и антирождественская, в 1931 году — тоже. Они проходили под лозунгами «За безбожную Москву, за безбожную колхозную деревню». (2)

«Мы ставим задачу, — писали руководители Союза Воинствующих Безбожников, — добиться закрытия церквей и других молитвенных домой г. Москвы в рабочих центрах и в районах сплошной коллективизации, а также роспуска церковных Советов…» (3)

И вот на этом фоне, в атмосфере подъема безбожного ударничества и антирелигиозной истерии, советским руководством принимается решение о сносе Храма Христа Спасителя и строительстве на его месте грандиозного здания Дворца Советов.

Предложение воздвигнуть «новый дворец рабочих и трудящихся крестьян» на месте «дворцов банкиров, помещиков и царей» внес С.М. Киров на I-ом съезде советских депутатов, проходившем в 1922 году. А в 1924 году возникла необходимость увековечить память В.И. Ленина в связи с его смертью.

Сначала обе идеи существуют порознь, и лишь на определенном этапе возникает мысль об объединении в одном грандиозном сооружении памятника вождю мирового пролетариата и Дворца Советов.

Еще одной точкой отсчета в развитии движения, приведшего в итоге к разрушению Храма Христа Спасителя, стала опубликованная 2 февраля 1924 года статья Л.Б. Красина, предложившего увековечить память В.И. Ленина в целом ряде архитектурных памятников на всем пространстве СССР. И вот в 1924 году появляется предложение выпускника ВХУТЕМАСа, одного из лидеров Ассоциации Новых Архитекторов (АСНОВА) В. Балихина, по сути сумевшего синтезировать в единую архитектурную программу предложения Кирова и Красина. Балихин предложил соорудить на месте Храма Христа Спасителя грандиозное здание, которое должно стать одновременно памятником Ленину, Коминтерну и образованию Союза ССР.

Но предложение соорудить памятник Ленину на месте Храма Христа Спасителя, видимо, показалось вначале кощунственным даже партийным функционерам, не решившимся сразу заменить Храм во имя Богочеловека на памятник обожествлявшемуся таким образом в массовом сознании вождю — памятник «Человекобогу». К реализации предложения Кирова о создании Дворца советское правительство приступило почти через 10 лет — в начале 1931 года. В феврале — мае 1931 года был организован первый, предварительный конкурс по строительству Дворца Советов, носивший закрытый характер и особое значение уделявший именно выбору места для памятника.

2 июня 1931 года на заседании, проходившем в кабинете Молотова, окончательно решилась судьба Храма — по личному распоряжению И.В. Сталина Храм Христа Спасителя был предназначен к сносу для строительства на его месте «главного здания страны» — Дворца Советов.

16 июня 1931 года на заседании комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК принимается следующая резолюция: «Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок и представить общине верующих и Синоду соответствующее помещение. Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК».

18 июля 1931 года в «Известиях» публикуется «Постановление о конкурсе на составление проектов Дворца Советов» на месте Храма Христа Спасителя. Только в 1933 году, 10 мая, постановлением Совета Строительства Дворца Советов был принят за основу проект архитектора Б. Иофана, по которому (после его доработки с привлечением соавторов — архитекторов А. Щуко и Г. Гельфрейха) Храм должна была заменить гигантская «вавилонская башня», увенчанная колоссальной статуей Ленина (учитывая низкую облачность, монумент был бы виден целиком в самые ясные, солнечные дни). Общая высота Дворца Советов составила бы 415 метров — оно должно было стать самым высоким не только в Москве, но и во всем мире).

Очень выгодное с градостроительной точки зрения место — Храм стоял на холме, легко просматривался со всех сторон и был расположен вблизи Кремля, а также совокупность некоторых юбилейных дат, стали причиной спешки, с которой было принято решение о сносе Храма Христа Спасителя. В 1932 году исполнялось 120 лет со времени Отечественной войны 1812 — 1814 годов и 100 лет со дня опубликования подписанного Николаем I Манифеста о строительстве Храма по проекту К.А. Тона. Храм — символ старой России — православной, буржуазной, купеческой, национальный Храм-памятник не должен был праздновать свое столетие. Кроме этого, на 1932 год приходились еще две юбилейные даты: 15-летие Октябрьской революции и 10-летие создания Союза Советских Социалистических Республик, которые хотелось отметить началом сооружения грандиозного монумента, увековечивающего оба этих события. Вокруг Дворца Советов должна была формироваться новая Москва, в которой не было бы места «проклятому прошлому и его памятникам».

Подготовка к разборке Храма Христа Спасителя началась сразу же после публикации 18 июля 1931 года в «Известиях» постановления о конкурсе на проектирование Дворца Советов. Однако «общественное мнение» готовили несколько лет, задолго и вне прямой связи со сносом Храма. Была развернута настоящая травля Храма Христа Спасителя: академики архитектуры публично клялись, что он не имеет художественной ценности и не является произведением искусства. Не стеснялись ни откровенно лгать, ни очернять русскую историю, в общем потоке лжи и брани тонули одинокие голоса тех, кто пытался остановить преступление. В числе немногих защитников — художник Аполлинарий Михайлович Васнецов — сын священника, уроженец Вятской земли, москвич душой, воспевший древнюю столицу в своих полотнах. Отдадим дань уважения светлой памяти этого русского человека и всех защитников Храма Христа Спасителя.

В день публикации постановления о конкурсе (18 июля 1931 года) начала действовать организованная Комиссариатом народного просвещения Комиссия по выявлению подлежащих музеефикации ценностей в уже не единожды ограбленном Храме Христа Спасителя (изъятие ценностей из ризницы Храма производилось неоднократно). В итоге продолжавшейся в течение месяца работы Комиссией был составлен список подлежащих сохранению памятников: небольшие фрагменты настенных росписей, малая часть церковной утвари, несколько горельефов были признаны предметами, имеющими художественное значение, и переданы в музеи. Все остальное погибло безвозвратно.

18 августа 1931 года, ровно через месяц после публикации в «Известиях» постановления о конкурсе на Дворец Советов, на месте Храма Христа Спасителя начались работы по его разборке. Территорию, прилегающую к Храму, обнесли забором. Осенью 1931 года разборка здания шла уже полным ходом, причем снаружи и внутри одновременно. Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. Сброшенный с Храма крест не упал вниз, а застрял в арматуре купола (видимо, тогда и был сделан снимок, размещенный здесь). Красавец-Храм умирал на глазах у всей Москвы и России.

Разобрать Храм до основания не получилось, тогда было решено его взорвать.
5 декабря 1931 года в 12 часов дня Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен.
После первого взрыва Храм устоял, пришлось закладывать новый заряд взрывчатки. В несколько часов все было кончено. Национальная духовная святыня России была превращена в руины…

Мрамором из Храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», скамейки украсили станцию «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий…

Открытие Дворца Советов должно было состояться в 1933 году, но только для разборки обломков Храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Строительство Дворца Советов, реально начатое только в 1937 году, не суждено было завершить. К 1939 году закончилась кладка фундамента высотной части, главного входа и стороны, обращенной к Волхонке. Однако уже в сентябре — октябре 1941 года из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем: после оккупации Донбасса в 1942 году стальные конструкции Дворца Советов были демонтированы и использованы для сооружения мостов на железной дороге, построенной для снабжения северным углем центральных районов страны.

После войны еще существовало управление строительства Дворца Советов, архитектор Иофан продолжал совершенствовать свой несбыточный проект. И только в 1960 году дальнейшее проектирование Дворца Советов решено было прекратить. На строительной площадке у Кремля царило запустение, и не только потому, что у восстающей из руин страны не было сил и средств на грандиозное строительство — строили же в те годы знаменитые московские «высотки». Умерла идея, вдохновлявшая творцов гигантского проекта. Слишком многое изменилось в сознании людей после Великой Отечественной войны…

…Многие годы после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году, в хрущевскую безбожную «оттепель» появился бассейн «Москва», как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в шаблоны задач «строителей коммунизма».

Московский речевой обиход, обычно быстро откликающийся на всякого рода новшества в городской жизни, так оценил это событие: «Сперва был Храм, потом — хлам, а теперь — срам».

И все же уничтоженный в 1931 году Храм продолжал жить, хотя на его месте плескались сильно хлорированные воды открытого бассейна. Память о Храме хранили страницы книг русских классиков, произведения мемуарного жанра, живые московские предания. Вот например, еще в 1930 году москвичи и все те, кому был дорог Храм Христа Спасителя, переписывали от руки стихотворение Н.В. Арнольда, посвященное Храму.

Храм Христа Спасителя продолжал жить, потому что стал для многих и многих людей олицетворением потерь, понесенных Россией в XX веке, символом русской Голгофы.

Исконная, коренная, православная Москва берегла память о Храме в своем сердце. И вот в конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян по возрождению Храма, и на этом этапе начинается его новая история — история воссоздания.

Проклятие Храма Христа Спасителя

Проклятие Храма Христа Спасителя – это легенда о том, что место, на котором построен нынешний Храм Христа Спасителя – проклято.
История проклятия Храма Христа Спасителя начинается с Зачатьевского монастыря, построенного в стороне от нынешнего местонахождения Храма Христа Спасителя. Зачатьевский монастырь был основан около 1360 года митрополитом Алексием (в миру был известен как Елевферий Фёдорович Бяконт). Официально монастырь именовался Зачатьевским — в честь Зачатия Богородицы святой Анной, но также именовался Алексеевским – по имени митрополита Алексия и Стародевичьим — монастырь был первым женским монастырём на территории Москвы. Согласно монастырским легендам, первыми его обитательницами стали родные сёстры митрополита Алексия.
В 1547 году монастырь оказался полностью уничтожен пожаром. На месте пожарища осталась небольшая православная община, впоследствии сумевшая к 1584 году восстановить статус Зачатьевского монастыря, однако в первое время после пожара, крупные православные деятели не верили в успех общины, а потому решили «перенести» монастырь ближе к центру города – на месте современного Храма Христа Спасителя был основан Алексеевский монастырь. В то время эта улица называлась Чертольской, своё «чертовское» название она носила до 1658 года, пока не была переименована в Пречистенку — в честь иконы Пречистой Божией Матери Смоленской, находившейся в Новодевичьем монастыре, у которого улица и заканчивалась.
Алексеевский женский монастырь на Пречистенке просуществовал всего около 50 лет и оказался разрушен поляками в 1612 году, на руинах монастыря произошла кровопролитная битва войск князя Пожарского и польского гетмана Ходкевича. Много крови тогда пропитало эту землю, некоторые люди считают, что души убитых солдат являются проклятием этого места.
В 1625 году под руководством царя Михаила Фёдоровича и Патриарха Филарета, Алексеевский монастырь был восстановлен, однако уже в 1629 году он полностью сгорел. В том же году у царя родился сын Алексей, названный в честь давно усопшего митрополита Алексия, основателя первого Зачатьевского монастыря. Дабы почтить память православного святого и честь сына, царь приказал вновь восстановить монастырь. При этом на территории обители был построен уникальный двухшатровый храм, до этого не имевший аналогов в архитектуре. Эта уникальная постройка значительно повлияла на будущую популярность многошатровых православных храмов.
В данном виде Алексеевский женский монастырь просуществовал до сентября 1839 года, пока не был перенесён на Верхнюю Красносельскую улицу – старые здания монастыря были разрушены, чтобы построить вместо них гигантский Храм Христа Спасителя.
Идея строительства Храма Христа Спасителя к тому времени была уже не нова: ещё в 1812 году ею загорелся император Александр I, выделивший на строительство рекордные 16 миллионов рублей. К тому же, был запущен сбор дополнительных народных пожертвований на строительство храма. По замыслу императора, храм должен был восславить память русских солдат, отдавших жизнь за победу в Отечественной войне 1812 года.
Изначально планировалось построить храм на Воробьёвых горах, был открыт конкурс, на который именитые архитекторы присылали свои проекты, однако победил проект художника Александра Витберга, даже не имевшего архитектурного образования. По проекту художника храм получался в три раза больше нынешнего, отличался большим количеством статуй и памятников, ну и вообще, выглядел роскошно.
Александр Витберг был явным фаворитом на победу в конкурсе, но мешало то, что он был открытым масоном и лютерианцем. Впрочем, эта проблема решилась элементарно – художник попросту принял православие, отказавшись от своей старой веры ради славы и денег.
Строительство на Воробьёвых горах было начато в октябре 1817 года, всеми работами Витберг руководил лично, но вскоре выяснилось, что руководитель из него совершенно никакой. Он не обладал нужными знаниями, был доверчивым и ленился проверять работу своих подчинённых. За 7 лет строительства ничего так и не было сделано, однако выделенные деньги стабильно уходили в чьи-то карманы.
В 1825 году на престол взошёл император Николай I, практически сразу же остановивший строительство, официальным поводом для этого стали заявления специалистов, что гора попросту не выдержит тяжести массивного храма — начнутся оползни, опасные для Москвы. Вскоре после этого, участников мошеннического строительства на Воробьёвых горах начали отлавливать, дабы предать заслуженному наказанию. Удивительно, но главный зачинщик – Александр Витберг, отделался короткой ссылкой в Вятку и впоследствии продолжил работать художником.
В 1831 году император Николай I лично выбран архитектора Константина Тора, которому было поручено разработать проект Храма Христа Спасителя, аналогичным образом император выбрал и место – Пречистенка, бывшее Чертолье. Городские власти выкупили большую часть построек в обозначенном для строительства месте, куда попал и Алексеевский женский монастырь. Иконостасы и реликвии монастыря были распределены между различными православными обителями Москвы, а сами монахини были отправлены в Красное Село, там они основали Ново-Алексеевский женский монастырь.
Вскоре после выселения монастыря в народе пошли слухи, что игуменья Клавдия, разъярённая самовольством императора, прокляла землю, на которой стоял Алексеевский монастырь – дескать, ничто на нём больше не выстоит долго.
Храм был заложен в 25-ю годовщину Бородинского сражения — 26 августа 1837 года. Строительство длилось 44 года и потребовало финансирования на более чем 15 миллионов рублей, полностью выделенных из государственной казны.
Храм был освящён 20 августа 1882 года, после этого он действовал до 1931 года – всего 49 лет, пока не был разрушен коммунистами, желавшими построить на месте Храма Христа Спасителя грандиозное сооружение – 495 метровый Дворец Советов. В 1931 году специалисты-взрывники со второй попытки смогли уничтожить Храм Христа Спасителя, а в течение полутора лет после этого продолжался разбор завалов. Началось строительство, был вырыт огромный котлован для фундамента будущего гигантского здания, начали подготавливаться различные металлические конструкции, однако началась Великая Отечественная война 1941-1945 годов, и все готовые металлические конструкции были пущены на создание противотанковых ежей для обороны Москвы.
В 1950-х годах предпринимались слабые попытки возобновить строительство, но, в конце концов, от проекта отказались, решив сосредоточиться на восстановлении страны. Вырытый котлован решили не бросать, а создали на его основе крупнейший в мире открытый плавательный бассейн «Москва», работающий круглый год – даже зимой. Бассейн действовал с 1960 по 1994 год.
Бассейн «Москва» был окончательно закрыт в 1994 году, было решено на его месте вновь построить Храм Христа Спасителя. Строительство было окружёно стеной общественных обвинений в коррупции. Весь проект изначально позиционировался как «воссоздание оригинального храма», к чему стремился Алексей Михайлович Денисов — один из руководящих проектом архитекторов, однако по не выясненным причинам, Денисов уступил своё место Зурабу Церетели, при котором от утверждённого проекта сразу стали «тихонько отходить».
Необоснованная экономия на материалах, подмена оригинальных мраморных горельефов бронзовыми поделками, неожиданная смена изначальной белокаменной облицовки храма на мраморную… Примечательно, что внутренние росписи выполняли исключительно те художники, с которыми Церетели дружит, некоторые из этих росписей были столь низкокачественны, что даже многие представители РПЦ отмечали это, но как обычно – городские власти и руководители стройки на общественное мнение «забили».
Нынешний Храм Христа Спасителя действует с 1999 года – он был построен в разы быстрее своего оригинала, но некоторые люди считают, что при этом было сэкономлено на безопасности конструкции, что в будущем может ещё аукнуться.
Если верить легендам о проклятии Храма Христа Спасителя, то долго современная обитель не простоит, возможно, что даже меньше оригинала, продержавшегося всего 49 лет. Первый тревожный звоночек прозвучал в 2012 году, когда безумные политически-ангажированные представительницы группы «Pussy Riot» осквернили Храм Христа Спасителя своим богохульным выступлением. Как утверждают некоторые православные деятели, Бог отворачивается от «осквернённых мест» — если это так, то Храм Христа Спасителя больше не находится под божественной защитой…
Впрочем, в декабре 2016 года вездесущий Лужков Юрий Михайлович сделал сенсационное заявление, согласно которому, он является действующим борцом с проклятиями: якобы именно бывший градоначальник Москвы предложил в первую очередь построить на месте недостроенного Дворца Совета небольшой Храм Преображения Господня (также именуется как Нижний Храм современного Храма Христа Спасителя). По замыслу политика, это решение позволило получить прощение давно усопшей игуменьи Клавдии, бывшей настоятельницы разрушенного Алексеевского монастыря.

Алексеевский монастырь (Москва)

У этого термина существуют и другие значения, см. Алексеевский монастырь.

Монастырь

Алексеевский стародевичий монастырь


Алексеевский монастырь.
Картина Карла Рабуса, 1838

Страна

Россия

Местоположение

Москва

Конфессия

православие

Тип

женский

Основатель

Алексий (Бяконт) (1360-е)

Первое упоминание

1360 год

Дата упразднения

1837 год

Состояние

уничтожен; существует на другом месте под именем Ново-Алексеевского монастыря

Медиафайлы на Викискладе

Алексе́евский староде́вичий монасты́рь в Москве — не сохранившийся православный женский монастырь, находившийся на месте храма Христа Спасителя.

История

Первый Алексеевский монастырь в районе Хамовники, между улицей Остоженкой и рекой Москвой основал в 1360-е годы митрополит Алексий на митрополичих землях. Первоначально был построен небольшой деревянный храм во имя преподобного Алексия человека Божия; затем был построен собор Зачатия святой Анны, вероятно, тоже деревянный. Соответственно, монастырь стал именоваться Зачатьевским, но осталось и наименование «Алексеевский» — по посвящению первого храма. Тогда же, по старшинству над прочими возникшими вслед за ним женскими монастырями в Москве, он стал именоваться стародевичьим.

Первыми монахинями, по преданию, стали родные сёстры митрополита, принявшие в монашестве имена Иулиании и Евпраксии. Впоследствии в обитель были переведены инокини Зачатейского-Алексеевского монастыря.

В 1514—1518 годах архитектор Алевиз Новый построил в монастыре каменный собор Алексия человека Божия.

Зачатьевский (Алексеевский) монастырь был уничтожен пожаром в 1547 году и возобновлён ближе к центру города, в Чертолье, на месте, где сейчас стоит Храм Христа Спасителя. На старом месте позднее был вновь устроен Зачатьевский монастырь.

Во время Смуты Алексеевский монастырь был разрушен. В 1625 году царь Михаил Фёдорович и патриарх Филарет восстановили обитель и построили в ней в 1625 году новую тёплую каменную церковь преподобного Алексия человека Божия с приделами Тихвинской иконы Божьей Матери и Зачатия святой Анны.

Копия одной из церквей Алексеевского монастыря, выстроенная в Барвихе

В 1629 году пожар вновь уничтожил все постройки монастыря, но в марте этого же года у царя Михаила Фёдоровича родился наследник Алексей, названный в честь преподобного Алексия человека Божия, и Михаил Фёдорович выделил значительные средства на восстановление обители, тезоименитой сыну. К 1634 году мастера Антип Константинов и Трефил Шарутин построили в монастыре шедевр архитектуры XVII века — двухшатровый храм, один главный престол которого был освящён во имя Преображения Господня с Тихвинским и Зачатьевским приделами, а второй — главный престол — во имя Алексия человека Божия. Фактически собор состоял из двух равнозначных храмов. Он оказал значительное влияние на последующее развитие многошатровых храмов и определил дальнейшую популярность композиции парных шатров, получившей распространение в 1640-е годы.

В 1837—1838 годах в связи со строительством храма Христа Спасителя монастырь был перемещён на Верхнюю Красносельскую улицу, иконостас перенесён в верхний храм Церкви Смоленской иконы Божией Матери в селе Бородино, а все его постройки, в том числе и уникальный двухшатровый храм, были разрушены. С этого времени история собственно Алексеевского монастыря прекратилась, а в Красном Селе началась история Ново-Алексеевского монастыря.

В память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре сооружена Преображенская церковь нового храма Христа Спасителя. В монастыре в период его существования хранилась чудотворная Грузинская икона Божией Матери.

Примечания

  1. Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
  2. 1 2 Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем. В 3 т. — Т. I. Преобразования старых и учреждения новых монастырей с 1764-95 по 1 июля 1890 года. — СПб.: Тип. В. Безобразова и компании, 1890. — С. 72—73. — 294 с.
  3. Выголов В. П. К вопросу о постройках и личности Алевиза Фрязина // Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. — СПб, 1997.
  4. Заграевский С. В. Новые исследования памятников архитектуры Александровской слободы. — М., 2008. — Гл. 3.
  5. Тарабарина Ю. В. Собор Алексеевского монастыря в Чертолье.
  6. Смоленский храм // Московская епархия.
  7. Преображенская церковь (недоступная ссылка). Дата обращения 16 июля 2009. Архивировано 24 апреля 2009 года.

> Литература

  • Баталов А. Л., Беляев Л. А. Сакральное пространство средневековой Москвы. — М.: Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 400 с. — ISBN 978-5-4284-0001-4.

Ссылки

  • Летопись Алексеевского монастыря.

Словари и энциклопедии

Действующие
мужские женские

  • Андроников
  • Крутицкое
  • Никольский (единоверческий)

Недействующие
сохранившиеся частично
сохранившиеся
Несохранившиеся

Инославные
католические старообряческие

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *