Meus adjutor vince in hoc dominus agla

Сим победиши!

Герб Российского государства при А. В. Колчаке (проект Г. А. Ильина)Монета 1721 года, на реверсе которой изображён крест ордена Христа и помещён девиз португальских монархов In hoc signo vinces

«Сим победи́ши!» (ст.‑слав. Си́мъ побѣди́ши) — старославянский перевод фразы (лозунга), которую, по преданию, будущий римский император Константин I Великий увидел в небе рядом с крестом перед победоносной битвой с тогдашним правителем Древнего Рима императором Максенцием.

В православной христианской традиции лозунг утверждает всепобеждающую веру в Христа. Первое упоминание этой фразы дошло до нас в сочинении Евсевия Кесарийского «О жизни Константина», написанном на греческом языке — «ἐν τούτῳ νίκα» (ст.‑слав. Си́мъ побѣжда́й, рус. Этим побеждай). Латинский вариант этой фразы — In hoc signo vinces (рус. Под этим знаком ты победишь) — стал крылатым выражением и девизом, широко используемым в западной культуре.

История возникновения

После того как престарелый император Диоклетиан отрёкся от престола и удалился в свой родной город Салоны, в государстве началась жестокая борьба за власть между его соправителями, победителем в которой стал сын одного из них Константин. Согласно церковному преданию (Евсевий, «Жизнь Константина», I, 28), накануне решающей битвы со своим соперником Максенцием у Мульвиева моста недалеко от Рима в 312 году н. э. Константин увидел знак. Вот как император описал его, в передаче Евсевия: «Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, — говорил василевс, — я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью: ΤΟΥΤΟ ΝΙΚΑ». Он приказал изобразить крест на щитах своих солдат и, несмотря на преимущество противника в численности, одержал победу. Впоследствии эти слова были вышиты на его знамени, Константин запретил гонения на христиан и на смертном одре принял христианство.

Впоследствии получила распространение христограмма (анаграмма) «IHS», которая одновременно является сокращением латинизированно-греческой формы имени Иисус — IHSOVS (из Ιησούς) и аббревиатурой первых трёх слов латинского перевода фразы «IN HOC SIGNO». Позднее буквы IHS были помещены на эмблеме ордена иезуитов.

Распространение

В русской культуре

На гербе правительства Российского государства надпись «Симъ побѣдиши» на лазоревой андреевской ленте венчала весь государственный символ и отсылала к видению перед битвой символа Креста с этими словами царю Константину.

В западной культуре

Эмблема иезуитов

Латинский перевод этой фразы — In hoc signo vinces — широко используется в западной культуре. В частности, он является:

  • девизом португальских монархов;
  • девизом рода Собеских после Яна Собеского;
  • девизом студенческого братства «Sigma Chi»;
  • девизом на гербе мальтийского города Биркиркара;
  • девизом Священного военного Константиновского ордена Святого Георгия
  • эмблемой ордена рыцарей-тамплиеров
  • публичным девизом Лиги Английской обороны, вписан в логотип группы.
  • девизом множества военных подразделений (в частности 2 роты 261 десантного батальона Бундесвера), вооружённых формирований, школ, спортивных сообществ и др.

Кроме того, эта фраза помещена на пачке сигарет Pall Mall.

Употребление в художественной литературе

Обители севера строгого,
Накрытые небом, как крышей!
На вас, захолустные логова,
Написано: сим победиши.

Борис Пастернак

Этим знаком , — сказал он, — вы можете сдвинуть землю; этим знаком вы будете разрушать, этим знаком вы будете создавать: in hoc signo vinces!

Раньше на старом стяге было написано: «Сим победиши!» Теперь, вместо Сима, пришла пора другого Ноева сына… На русском стяге красуется по новому правописанию: «Хам победиши!»

Аркадий Аверченко. «Аристократ Сысой Закорюкин», из сборника «Кипящий Котёл», 1922 г.

Битве у Мульвийского моста посвящён роман В. Крыжановской-Рочестер «Сим победиши! (In hoc signo vinces!)» (1893). Название пьесы М. Шатрова «Так победим!», вероятно, восходит к этому же выражению.

Надпись на пачке сигарет Pall Mall — In hog signo vinces — упоминается в романе Стивена Кинга «Роза Марена».

Примечания

  1. Eusebii Pamphili. De vita Constantini. Libri IV. P. 44. 3-4 строки.
  2. Цыбульник Ю. С. Крылатые латинские выражения. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. — С. 79—80. — 830 с. — 5000 экз. — ISBN 5-17-016376-2.
  3. Кручинин А. С. Адмирал Колчак: жизнь, подвиг, память / Андрей Кручинин. — М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. — 538, с.: ил. ISBN 978-5-17-063753-9 (АСТ), ISBN 978-5-271-26057-5 (Астрель), ISBN 978-5-4215-0191-6 (Полиграфиздат)
  4. EDL Appoints Tim Ablitt As New Chairman After Departure of Tommy Robinson And Kevin Carroll.
  5. Дюма А. Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя. — Алма-Ата: Казахское гос. изд-во худож. лит., 1959. — Т. 1. — С. 688.

Константин Великий.
Император Константин, как и все предыдущие римские правители, был язычником и посещал языческие святыни в священной роще бога солнца Аполлона. В 312 году Константину во сне явился Христос, повелевший начертать на воинских щитах и знамёнах римской армии греческие буквы ΧΡ, а на следующий день Константин увидел в небе видение креста и услышал голос, говорящий: «Ἐν τούτῳ νίκα» (лат.: «In hoc signo vinces»; др.рус.: «Симъ побѣдиши»; рус.: «Под этим знаком ты победишь»).

На картине Рафаэля изображена сцена видение Креста и греческие письмена: «Ἐν τούτῳ νίκα» в небе, событие произошедшее перед битвой вид с Мильвийского моста.


Буквы ΧΡ (Хи-Ро) являются монограммой имени Христа по-гречески ΧΡΙΣΤΌΣ. Скрещённые между собой буквы Χ (хи) и Ρ (ро) называют Хризма. По краям монограммы имени Христа помещают греческие буквы Альфа и Омега — Α и ω.

Употребление этих букв восходит к тексту Апокалипсиса: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откровения 1:8; Откр. 22:13).

Государственное знамя императорского Рима (Лаба́рум — Labarum), и военные штандарты римской армии были увенчаны монограммой Иисуса Христа — ΧΡ (Хризмой) на конце древка.

На римских знамёнах делали надпись: «Hoc vince» (старославянский -«Симъ побѣдиши!»).

Хризма стала появляться в эпиграфике, в мозаиках храмов, на рельефах саркофагов. Знак Хризмы восходит к апостольским временам.
Разбив своих противников на Западе в 313 году Константин, отступился от языческих богов, которыми поклонялся Рим, и объявил себя приверженцем христианства.

При поддержке императорской власти во времена правления Константина христианство стало обретать в Восточной Римской империи статус государственной религии. Сам Константин принял крещение только перед смертью.

В 330 году римский император Константин Великий перенёс столицу Римской империи на восток, в древний город Византий, основанный около 660 до нашей эры греческими мореходами и рыбаками из Мегары, на острове между бухтой Золотой Рог (греч. Χρυσóχερας) и Мраморным морем.

С 330 года город Византий, расположенный на европейской стороне Боспора Фракийского, стал называться Константинополем, в честь римского императора.

Создавая новую столицу Восточной Римской империи, Император Константин делал всё, чтобы она превзошла великолепием и красотой «вечный город» Рим.

По его приказанию из Афин, Эфеса, Коринфа, Антиохии и других городов сюда были привезены лучшие скульптуры, ценные древние рукописи, золотая храмовая утварь, мощи святых.

Он предоставлял переселенцам со всего Средиземноморья множество льгот. Архитекторы, скульпторы, живописцы, каменщики, плотники, строители освобождались от многих государственных повинностей, службы в армии, общественных работ.


Константин приказал за счёт казны выдавать жителям Константинополя хлеб, масло, вино, топливо…
Раскинувшийся на семи холмах, Константинополь, был прекрасен, как и Рим. Широкие улицы с триумфальными арками и просторными площадями, великолепными дворцами и храмами украшенными статуями богов, галереями колонн, восхищали всех, кому доводилось в Константинополе. Дело строительства «Нового Рима» в Византии, начатое императором Константином, продолжили и его потомки. Римский император Юстиниан I.

На гербе правительства адмирала А.В. Колчака надпись «Симъ побѣдиши» на лазоревой андреевской ленте венчала весь государственный символ и отсылала к видению перед битвой символа Креста с этими словами царю Константину.

Эмблема иезуитов

Латинский перевод этой фразы — In hoc signo vinces — широко используется в западной культуре. В частности, он является:

  • девизом португальских монархов;
  • девизом рода Собеских после Яна Собеского;
  • эмблемой масонской ложи «Knights Templar»;
  • девизом студенческого братства «Sigma Chi»;
  • девизом на гербе мальтийского города Биркиркара;
  • девизом множества военных подразделений, вооружённых формирований, школ, спортивных сообществ и др.

Кроме того, эта фраза помещена на пачке сигарет Pall Mall.

Обители севера строгого,
Накрытые небом, как крышей!
На вас, захолустные логова,
Написано: сим победиши.

Борис Пастернак

Этим знаком , — сказал он, — вы можете сдвинуть землю; этим знаком вы будете разрушать, этим знаком вы будете создавать: in hoc signo vinces!

  • Название пьесы М. Шатрова «Так победим!», очевидно, восходит к этому же выражению.
  1. Eusebii Pamphili. De vita Constantini. Libri IV. P. 44. 3-4 строки.
  2. Цыбульник Ю. С. Крылатые латинские выражения. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. — С. 79—80. — 830 с. — 5000 экз. — ISBN 5-17-016376-2
  3. Кручинин А. С. Адмирал Колчак: жизнь, подвиг, память / Андрей Кручинин. — М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. — 538, с.: ил. ISBN 978-5-17-063753-9 (АСТ), ISBN 978-5-271-26057-5 (Астрель), ISBN 978-5-4215-0191-6 (Полиграфиздат)
  4. Дюма А. Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя. — Алма-Ата: Казахское гос. изд-во худож. лит., 1959. — Т. 1. — С. 688.

Другое “Сим победиши”

Все мы со школьных лет знаем историю Константина Великого и его Божественный знак – явление Креста и фразу “Сим победиши”. Однако история доносит до нас и другой подобный случай из той же эпохи. И, хотя мы не знаем о нем, он не менее интересен.

Прежде чем рассказать об этом, считаем нужным освежить в памяти наши исторические знания о том времени. В конце III века император Диоклетиан (284-305) реорганизовал систему управления римским государством. Он назначил соправителем Максимиана (286 год) и вверил ему западную часть империи. Официальным титулом их обоих был “август”. Затем два августа назначили двух преемников, носящих титул кесарей. Эта система управления называлась тетрархией. Тетрархия рассматриваемой нами эпохи выглядела таким образом: на Западе правили Максенций (Италия) и Константин, впоследствии Великий, (остальная часть Запада империи). На Востоке, в Восточной Европе, властвовал Лициний, в то время как в остальной части Востока – Максимин.

В период тетрархии развернулись величайшие и наиболее жестокие гонения на христиан, и завершились решающие изменения, приведшие к победе христианства.

В 312 году на Мульвийском мосту в Риме состоялась известная битва между Максенцием и Константином, который в итоге одержал победу. С этой битвой и связано Божественное знамение, о котором мы уже упоминали. В следующем году случился конфликт между Лицинием и Максимином, в результате которого второй потерпел поражение. В этом столкновении и произошел случай, которому посвящено наше повествование.

Начнем с небольшой исторической ретроспективы. Лициний после победы Константина в Риме отправился в Милан, чтобы заключить с ним обоюдный мирный договор. Здесь он женился на сестре Константина. Максимин, воспользовавшись отъездом Лициния с Востока, собрал армию, намереваясь захватить Византию. Узнав об этом, Лициний поспешил вернуться. Он добрался до Адрианополя и попытался скорее сформировать армию. Его личная армия была далеко. С помощью созданного им военного формирования он надеялся лишь задержать силы противника, пока не подоспеет его регулярная армия.

Войска противников собрались друг напротив друга. Битва должна была начаться в ближайшие дни. Максимин принес жертву Зевсу, пообещав, что в случае победы сотрет с лица земли всех христиан. Лициний, который также являлся язычником, был очень озадачен. Когда же ночью, он, наконец, заснул, Ангел Господень разбудил его и посоветовал подготовить армию к молитве Всевышнему Богу.

Ангел продиктовал ему и молитву, сказав также, что если Лициний образумится, Бог обещает ему победу.

Проснувшись и придя в себя, Лициний позвал своего тайного секретаря и сказал ему молитву, услышанную от Ангела. Она звучала так: “Всевышний Боже, мы молимся Тебе! Святой Боже, просим Тебя! Взываем ко всей Твоей справедливости, ко всему Твоему милосердию, всем царством умоляем Тебя! Благодаря Тебе, мы живем. С Твоей помощью мы станем счастливыми победителями. Всевышний Боже, Святой Боже, услышь наше прошение. Наше войско доверяется Тебе. Внемли нам, Святой, Всевышний Боже”. Затем Лициний отдал приказ переписать молитву и раздать всем офицерам армии.

Этот Божественный знак воодушевил все войско. Все уверовали, что победа была обещана Богом. Через два дня, 1 мая, Лициний выстроил свою армию для сражения. Воины Максимина также выстроились в боевой порядок. Число их доходило до семидесяти тысяч, в то время как у Лициния было лишь тридцать тысяч солдат.

По приказу офицеров воины Лициния сложили свои щиты и сняли шлемы. Следующий приказ велел им воздеть руки к небу и начать вместе произносить слова молитвы. Гул молящихся солдат был слышен издалека. Они повторили эту молитву дважды. Сердце их наполнилось отвагой. Они вновь надели шлемы и подняли щиты.

Войска Лициния получили приказ идти на врага. Между тем Максимин возглавил войско и стал приближаться к противнику. Громким голосом он обещал нападавшим дары и другие блага, если они покинут поле битвы. Но никто не ответил на его призывы. Напротив, они стали наступать еще сильнее. Войско Максимина беспорядочно отступало. Вскоре противостояние завершилось. Армии Максимина был нанесен огромный урон. Сам он снял свою одежду и переоделся рабом, чтобы спастись. Последовало беспорядочное бегство.

Самое печальное в этом великом событии – это то, что Лициний не усвоил очевидный урок, преподанный ему Всевышним Богом, поскольку впоследствии он продолжил гонения на христиан. Десять лет спустя Константин Великий и Лициний встретились на поле битвы в качестве противников. В этом противостоянии победило христианство.

Симъ — победiши! Русский Вестник 13 2004 год

Небо хмурилось. Тучи ползли совсем низко над Ярославским шоссе, почти касаясь дороги темным, бугристым брюхом…Но над Сергиевым Посадом ясно в любую погоду – высоко в небе сияют солнечным золотом купола Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, духовного сердца Российского Православия. Голосистые колокола рассыпным, переливчатым звоном отпугивают хмурых вестников дождя, заставляя их обходить город стороной. И душа радостно поет в унисон благовесту: «С нами Бог! С нами – БОГ!».
Второй традиционный юношеский турнир по рукопашному бою имени В.И. Афонченко, организованный детским центром образования «Пересвет» при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре – это выдающееся событие в православном мире. В турнире приняли участие православные школы по рукопашному бою разных стилей из разных городов России, но объединенные общей задачей – подготовить православных воинов, защитников Отечества в это, щедрое на события, время, когда наша, изнемогающая от испытаний, Россия тщетно пытается встать с колен…
Вот они, одни из многих приглашенных для участия в турнире. Их семеро, ребята от 12 до 17 лет, под руководством Владимира Сергеева, старшего тренера и основателя школы армейского рукопашного боя «Симъ Победиши» при спортивном клубе «Юность»
г. Москвы. В глазах – искорки задора, спокойствие и уверенность в себе. Они приехали побеждать. Сережа Шишулин самый маленький из них, 12 лет, весовая категория до 41 кг, ясноглазый и улыбчивый. Это будет его первая победа. Володя Захаров, слишком высокий для своих 12 лет (категория до 56 кг), решительный и порывистый. Скорее бы в бой! Товмасян Артем, 15 лет (категория до 65 кг), спокойный взгляд темных глаз, молчаливая сдержанность и… чуткая, ранимая, душа. Три дня, программа чрезвычайно насыщена, а сроки предельно сжаты.
День первый. Суббота. Завтрак в монастырской трапезной, экскурсия по монастырю. И обязательно, со священным трепетом, благоговейно поклониться мощам святого преподобного Сергия Радонежского и испросить благословение на победу. После Воскресной Всенощной в Успенском Соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, размещение в гостинице. Настроение боевое. Ребята долго не могут уснуть, обсуждают грядущий турнир, делятся идеями и новыми впечатлениями. Наконец, в гостиничных коридорах воцарилась тишина. Но тренер, волнуясь, уснет еще не скоро…А вставать рано – к 8 утра на Божественную литургию.
Владимир Сергеев – тренер волей Божьей. Для него эти мальчишки – не простые подопечные. Отдать все свое умение, вложить в любимое дело душу – в этом он весь. Его задача не только подготовить сильных, умеющих постоять за Отечество, ребят. Главное – укрепить Веру, силу духа, воспитать ратников, воинов Христовых. Больше 20 лет тренерской работы. У него своя методика рукопашного боя, свой, неповторимый стиль. Владимир не только тренер. Он – алтарник храма Святителя Николая в Пыжах, где настоятелем является протоиерей Александр Шаргунов, духовник клуба.
День второй. Наконец-то, солнце! Раннее утро, всего только пол-седьмого. Подъем!
Божественная литургия в Церкви Покрова Божьей Матери в здании духовной академии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. «Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея…» Слова Сугубой ектении звучат в душе торжественным гимном. Вездесущие лучи утреннего майского солнышка настойчиво проникают в храм, дробятся солнечными бликами, и, многократно отражаясь в золотых окладах иконостаса, у Царских Врат набирают силу и мощными потоками изливаются на молящихся в храме, освещая их лица словно бы изнутри. И кажется, что весь воздух, пронизанный тончайшими золотыми нитями, светится благодатью Божией… «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков.» Аминь!
Скорый завтрак в монастырской трапезной. Нужно еще успеть пройти взвешивание, ведь в 12 – уже начало полуфинала.
Так уж заведено на Руси — каждое дело начинать молитвой. Молебен отслужили перед иконой святого преподобного Александра Пересвета, щедро окропив святой водой участников турнира и гостей. «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!» Лица сияют, светятся пасхальной радостью.
Ну, с Богом!
Участники внимательно слушают последние наставления своих тренеров. Благословив каждого, внешне спокойный, Владимир внимательно следит за ходом боя. Дима Климов 15 лет выступает в весовой категории до 52 кг. Уверенный взгляд, четкие, продуманные движения, каждое – красивое, образцово – показательное. Но Дима не красуется. Он живет этим поединком. Лемонджава Леван, обаятельный и смешливый, душа компании, 17 лет, весовая категория до 60 кг, классная, идеальная техника ведения боя. Глаза сияют. У него сегодня – день рождения. Саша Шеин, 17 лет, весовая категория от 80 кг, занимается армейским рукопашным боем всего два месяца. Но с этим парнем воистину Благодать Божия. Стать русского богатыря, могучая ратная сила и…открытый взгляд ребенка, удивительная доброта и чувство справедливости. Щеканов Артем – 14 лет, пришел в группу совсем недавно. Это соревнование для него – как один из этапов в возрастании ратного мастерства. И его победы – еще впереди.
Владимир не отвлекает ребят бесполезными азартными криками, зная сильные и слабые стороны каждого. Но, в нужный момент — короткие, как удар, отточенные, меткие фразы. Победа! Из семи участников в финал вышли шестеро.
Вечером – просмотр записей боев, разбор ошибок. С каждым нужно поговорить, обсудить тактику ведения боя. Мальчишки смотрят на своего тренера с восторженным обожанием.
День третий. Финальные соревнования начинаются в 12ч. В 11 – просмотр нового фильма корреспондента «Русского дома» Андрея Полушина «Русский Крест». Это как раз то, что сейчас нужно ребятам. Яркий, сильный, знаковый фильм. Взгляды ребят изменились. В них смесь чувств – боль за Россию, молчаливое одобрение, спокойная решимость. Лица – открытые, светлые, одухотворенные.
Финал. Короткая торжественная речь протоиерея Димитрия Болтрукевича, директора детского центра образования «Пересвет» и одного из организаторов турнира. Молебен перед началом финальных боев отслужил иерей Василий Щелкунов, духовник ДЦО «Пересвет». Его сын, Дмитрий, учащийся духовной семинарии, тоже участвует в турнире и принесет своему отцу победу – почетное второе место. Батюшка духовно окормляет клуб и переживает за каждого из участников, буквально не отходя от ринга.
Финал очень напряженный, бои следуют один за другим, победы, поражения, борьба за призовые места. Но ребята знают, главное — не победа. У них другая цель – ратное мастерство и духовное возрастание в вере православной. И одно нераздельно связано с другим. Весь дух турнира ощутимо пропитан Божьим произволением. Чудна дела Твоя, Господи!
Удар гонга! Турнир завершен! Церемония награждения участников, круг почета, благодарственный молебен. Клуб «Симъ победиши» увозит кубок за лучшую технику ведения боя (Лемонджава Леван), 5 медалей за первые места и одну за второе. А Владимир Сергеев и один из тренеров его клуба, Александр Иванов – 5 медалей «Тренер чемпиона».
Вглядитесь в их лица. Эти ясноглазые мальчишки и есть те самые семена, которые, упав в благодатную почву Веры Христовой, дадут ростки нового поколения – сильного – физически и духовно, готового отдать жизни свои за Отечество, Святую, благословенную матушку-Русь. И это — начало возрождения НАШЕЙ, Православной, России.
Симъ – победиши!
Май 2004

> Сим победиши

Крест – символ христианства

Крест – основной символ христианства. В прежние времена ребенка с раннего детства учили складывать пальцы и креститься… Теперь многим из нас приходится учиться этому движению в зрелом возрасте. О крестном знамении, таком простом и так много значащем движении руки, рассказывает священник из Петербурга отец Геннадий.

– Скептики говорят: ну что вы креститесь, что вам это дает, просто машете перед собой рукой…

– Действительно, для неверующего это действо, может быть, ничего и не значит. Не так для православного. Во-первых, крест – это наша защита. Ведь человек пребывает в мире не только физическом, но и духовном. В этом духовном мире мы находимся между двумя полюсами. С одной стороны – сила Божественной любви, с другой – злоба, противодействующая ей, говоря современно-наукообразно, темная отрицательная энергия, в народе же ее называют проще – бесы, нечистая сила. И крест – наша защита от нее.

– Это было “во-первых”. А “во-вторых”?

– Во-вторых, а если быть точным, то прежде всего: мы, когда крестимся, ИСПОВЕДУЕМ СВОЮ ВЕРУ. Крестное знамение – это самый краткий символ веры, бессловесный и абсолютно всем доступный. Вот мы складываем три первых пальца “щепотью”, вместе, – это в знак того, что мы верим в Бога-Троицу: Отца, Сына и Святого Духа.

Безымянный палец и мизинец твердо прикладываем к ладони, как бы утверждая, что одно из лиц Троицы – Христос, Сын Божий – сходит на землю, чтобы быть нашим Спасителем. Почему именно два пальца? Потому, что Иисус Христос – Бог и человек одновременно.

Далее. Три перста прикладываем ко лбу, затем кладем на живот, на правое и на левое плечо. И в это время говорим “Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь”, призывая Бога-Троицу.

Наше чело как бы символизирует небеса, чрево – землю, а поперечная перекладина – то, что Святой Дух охватывает все, от края и до края. Бывают и другие объяснения – ведь перед нами ТАЙНА, и познать, вычерпать глубину ее смысла человек никогда не сможет.

– А как складывали пальцы в Древней Руси? Что это означало?

– Обозначало то же самое, что и сейчас, только крестились двумя перстами – указательным и средним – а остальные три складывались вместе. А в первые века христианства крестились и одним пальцем, выражая этим веру в единого Бога среди окружающего языческого многобожия.

– Тем не менее, старообрядцы придавали большое значение тому, как складывать пальцы. Это, действительно, так принципиально?

– Было бы принципиально, если бы искажался смысл, а ведь смысл один и тот же… Обе эти практики достаточно древние. В Древней Руси, до патриарха Никона, перстосложение было двоеперстное. Но в Византии и у православных во всем мире примерно с 13 века укрепилось троеперстие. И, когда в 17 веке встал вопрос о единстве христиан, патриарх Никон пожертвовал формой в пользу всеправославного единства. Сейчас, решением Собора Православной церкви 1972 года, оба перстосложения признаны “равночестными”, то есть каждый человек вправе выбрать такое, какое ему нравится.

– Вернемся к вопросу о смысле и роли крестного знамения. Скажем, наши предки – когда и зачем крестились?

– И раньше, и теперь – верующий человек всегда начинал свой день с крестного знамения и, отходя вечером ко сну, тоже осенял себя крестом. С креста начиналось всякое дело, дорога, например. Раньше мать не выпускала ребенка из дому, не перекрестив его. Крестом знаменовали “яствие и питие”, то есть еду и питье, которые стояли на столе. Мы сейчас заботимся о гигиене, об экологической чистоте пищи, но забываем, что она должна быть не только чистой, но и благословенной!

Вообще все значимое в жизни должно начинаться с креста. У наших предков это иногда распространялось даже на подпись: она начиналась с креста или заменялась им. И вовсе необязательно по неграмотности – так еще в древности писали даже очень грамотные византийцы. В Византии был обычай: в особо важных документах ставить вместо имени три креста. Поставить такую подпись было более ответственно, чем написать свое имя. Это значило поручиться крестной силой, именем Божиим.

– Надо ли перекреститься, входя в храм?

– Не только входя в храм, но и проходя мимо него – иначе мы выкажем неуважение к храму. Войдя туда, как говорится, по уставу, нужно перекреститься и поклониться три раза, а уходя, повернуться и тоже перекреститься на алтарь.

– А некрещеным?

– От них этого не требуется, но и не запрещается.

– Себя мы крестим справа налево. А другого человека как?

– Тогда крест кладется слева направо. Мы как бы обращаем его от себя.

– Обязательно ли православному носить нательный крест?

– А обязательно ли документу иметь печать? Без печати он недействителен. Так и христианин без креста “недействителен”. В древности, например, свидетельств о крещении не выдавали – единственным свидетельством был крест. Это знак нашей веры, та крестная сила, которая с нами. Как же не носить его?

Кстати, НАТЕЛЬНЫЙ крест потому так и называется, что его носят на теле, под одеждой, никогда не выставляя наружу (снаружи крест носят только священники).

Раньше в России крест, данный при крещении, хранили всю жизнь, и с ним человека клали в могилу. Так и говорили: “Прожить жизнь от креста до креста” – от крестильного до могильного. Нательный крест не должно снимать никогда.

– Даже в бане?

– Даже в бане. Между прочим, в старину в России были особые банные кресты. Они висели в предбаннике. Человек, входя, надевал деревянный крест и только тогда снимал металлический.

– Зачем же так сложно?

– А вдруг в это самое мгновение он умрет?! Самое страшное для русского человека было умереть без креста!

– Кстати, о крестах на храмах. Одни из них четырехконечные, но есть и иной формы, со скошенной перекладинкой внизу. Что они означают?

– Это традиционный православный восьмиконечный крест – вертикаль с тремя перекладинами. Две из них горизонтальные, а третья, нижняя, скошена. Верхняя линия изображает ту надпись, которая была прибита на Голгофском кресте – имя распятого и его вина. Там было написано: “Иисус Назарет, Царь Иудейский”. Но на кресте устраивалось еще подножие – потому что человеческие руки неспособны выдержать тяжесть тела. Распятый не висел, а как бы стоял на кресте. Скошенная палочка и означает это подножие.

– Почему она скошена?

– Вместе с Христом были распяты два разбойника. Они оказались по разные стороны от него и в прямом, и в духовном смысле. Один из них хулил Христа, а другой поверил в Него и покаялся, прямо там, на кресте. И Христос сказал раскаявшемуся разбойнику: “Ныне же будешь со мной в раю.”

Гак что тот, кого распяли справа от Спасителя, восшел с ним в обители райские, а тот распятый, что слева, нераскаянный, – ниспал в бездну ада. Потому и перекладина скошена – выбирай, с КЕМ ты, КУДА идешь?..

Для любого из нас крест – это распутье. Тут мы останавливаемся перед выбором. Возможны два пути: вверх или вниз. И только от самого человека зависит, каким путем ему двигаться…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *