Мифы о христианстве

Содержание

Христианская мифология

Гравюра Святой Георгий и дракон, художник Гюстав Моро.

Христианская мифология — комплекс мифологических представлений, образов и символов, связанных с христианством и развивающихся во взаимодействии христианской доктрины с фольклорными традициями христианских народов.

Соотношение с христианской доктриной

Соотношение между христианской доктриной и христианской мифологией весьма противоречиво. Христианская доктрина в своём обязательном для верующего виде — это теология — система догматов и моральных принципов, сознательно противопоставленных чувственной наглядности и житейским ценностям. Эта система стадиально отлична от мифологии и противоположна принципу мифологии как обобщения архаического обычая, поскольку противопоставляет данности обычая потустороннюю «истину». Уже иудаистическая мифология представляет собой сложный феномен, определённые черты «обычной» мифологии в ней отсутствуют. Целые пласты мифологического материала (например, подробные сведения по фантастической космологии и др.), богато представленные в буддийской, джайнской мифологии и др., практически отсутствуют в каноне христианского Священного Писания и Священного Предания. Они имеются в христианских апокрифах, в фольклорных и полуфольклорных текстах. Они обособлены от официальной, общеобязательной доктрины.

Хронологическое расширение и развитие мифической фабулы

Убийство Левиафана. Гравюра. Гюстава Доре, 1865 г.

Ветхий Завет

Мифические модели, такие как изначальная борьба между добром и злом, появляются на протяжении всего Танаха (или Ветхого Завета), включая отрывки, описывающие исторические события. Отличительной чертой Танаха является переосмысление мифа на основе истории, как в Книге Даниила, запись опыта евреев периода Второго Храма под чужой властью, представленная как пророчество о будущих событиях и выраженная языком «мифических структур» с «эллинистическим царством, изображаемым как страшное чудовище, которое не может не напоминать о драконе хаоса».

Новый Завет и раннее христианство

По мнению некоторых учёных, занимающихся антропологией религии, история Христа содержит такие мифологические сюжеты, как спуск в подземный мир, героический миф и умирающий бог.

Средневековье

Согласно Мирче Элиаде, Средневековье пережило «расцвет мифического мышления», в котором каждая социальная группа имела свои «мифологические традиции». Часто у профессии был свой собственный «миф о происхождении», который устанавливал образец для её представителей; например, рыцари пытались подражать Ланселоту или Парсифалю. Средневековые труверы разработали «мифологию женщины и любви», которая включала христианские элементы, но в некоторых случаях противоречила официальному церковному учению.

Возрождение и Реформация

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Просвещение

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Новейшее время

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Мифические темы и персонажи

Восхождение на гору

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Ось мира

Многие мифологии включают «центр мира», который часто является священным местом творения; этот центр часто принимает форму дерева, горы или другого вертикального объекта, который служит axis mundi, осью мира. Ряд учёных связал христианскую историю распятия на Голгофе с этой темой космического центра. В «Мифах творения мира» Дэвид Лиминг утверждает, что в христианской истории о распятии крест служит «осью мира, центром нового творения».

Согласно традиции, сохранившейся в восточно-христианском предании, Голгофа была вершиной космической горы в центре мира и тем местом, где Адам был как создан, так и похоронен. Согласно этой традиции, при распятии Иисуса Христа Его кровь упала на прах Адама, похороненного в этом месте, и таким образом произошло его искупление. Джордж Эвери рассматривает связь между космическим центром и Голгофой в своей книге «Христианская мифология», отмечая, что образ черепа Адама под крестом появляется во многих средневековых представлениях о распятии.

В «Мифах творения мира» Лиминг предполагает, что Эдемский сад также может считаться центром мира.

Райская птица с головой девы, христианизированное представление языческих русалок — вил

Миф о битве

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Спуск в преисподнюю

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Сотворение мира

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Мифы о герое

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Рай

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Жертва

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Всемирный потоп

Основная статья: Всемирный потоп

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

> См. также

  • Космология в иудаизме
  • Народная религия
  • Сравнительная мифология
  • Народное христианство
  • Христианская демонология

Примечания

  1. 1 2 Аверинцев С. С. Христианская мифология // Мифы народов мира : Энциклопедия. Электронное издание / Гл. ред. С. А. Токарев. М., 2008 (Советская Энциклопедия, 1980). С. 1061—1066.
  2. 1 2 Christianity (англ.), Encyclopedia Britannica. Дата обращения 7 мая 2017.
  3. Leeming. Christian Mythology.
  4. Dundes. The Hero Pattern and the Life of Jesus. — С. 186.
  5. Leeming. Dying God.
  6. 1 2 Eliade. Myths, Rites, Symbols.
  7. 1 2 3 4 D.A.Leeming. Creation Myths of the World (англ.) // Greenwood Publishing Group.
  8. 1 2 3 George Every. Christian Mythology. — The Hamlyn Publishing Group.

Литература

Неоязыческие мифы о Христианстве

Язычников правильнее называть «неоязычниками» — как их религиоведы и этнографы обычно и именуют. Неоязычников от исторических язычников отличает прежде всего факт РЕКОНСТРУКЦИИ мифологем и обрядов, философских и мистических представлений, свойственных традиционным «этническим» религиям. Кстати сказать, русское слово «язычники» происходит от старославянского «яза» — «жертва», происходящее от санскритского слова слово «яажака» — yājaka — «жертва». Оно состоит из корня «yaj» и семемы «-ka». Воспринимать слово yājaka — «жертва» нужно в широком смысле, а именно, «как молящийся, славящий».

Миф 1:
«Жидохристианство (иудео-христиантсво) — «христианство — есть жидовская религия, переделанная жидами из ихнего иудаизма, чтобы порабощать белые арийские народы»
На самом деле:
Христианство имеет к иудаизму отношение весьма посредственное, так как не содержит в себе многих религиозных постулатов, присущих иудаизму: обрезание, почитание субботы, ограничения в пище, имеются в виду кошерные продукты и т.д. Но это частности, обрядовые тонкости. Эти религии различают сами цели их существования: в иудаизме — это господство еврейского народа над всеми остальными, буквально порабощение, в христианстве же, это приобщение к Богу, спасение души, самосовершенствование. Также иудаизм отличает неприятие центральной личности христианства — Иисуса Христа, а вместе с ним и Его Завета, что объясняется также коренным отличием идей Нового Завета от идей иудаизма. Касаемо книг также замечу, что главными книгами иудеев являются Тора и Талмуд. Тора является Пятикнижием, написанным Моисеем, она содержит 10 Заповедей и древние законы, по которым жили евреи, Талмуд же — есть сборник толкований на Тору и другие священные книги, в котором и содержатся все идеи современного иудаизма.

Миф 2:
«Христианство — религия рабов, настоящий славянин не может её исповедовать.»
На самом деле:
Религией рабов Христианство нельзя считать по нескольким причинам:
1) исторической: на самой заре своего существования Христианство принимали в основном люди среднего и низкого достатка (это были в основном ремесленники, мелкие купцы, беднота), также бывали случаи крещения высокопоставленных чиновников, знати. Яркий пример — принятия христианства римским гражданином апостолом Павлом, или принявшая христианство Лаодикийская община, практически сплошь состоявшая из богатых купцов и знати. Рабы стали появляться в христианстве только со временем, вследствие распространения Христианства по Римской империи. Так продолжалось до 4 века, когда количество свободных людей из всех слоёв населения римского общества принявших христианство превысило количество рабов.

2) вероучебной: многие неоязычники указывают на то, что верующий человек называет себя «раб Божий», в реальности это означает лишь проявление уважения со стороны человека Богу, Творцу. Верующий христианин называл себя «отрок Божий», то есть послушный ученик, как дитя, внемлющий Богу безмолвно, ибо «от-рок» означает «отринутый от речи», не имеющий права говорить.
Что касается «религии для славян»: именно Православное Христианство лучше всего подходит менталитету славян, русских, так как оно содержит учение о свободе Воли, то есть каждый человек идёт по жизни сам и сам выбирает себе дорогу, только от него зависят его поступки, действия и за них же он будет нести ответ в конце жизни. Замечу, что это нехарактерно для западных христиан: католиков и протестантов.

Миф 3:
«Православие — от слов «славить правь!», а ваша религия называется правоверие!»
На самом деле:
Православие — прямой перевод с греческого orthodoxia — «правильное суждение, учение». Основное значение слова «doxa» (докса) так как оно употребляется в Новом Завете — это «слава» в нашем понимании, а также «блеск, сияние, яркость» — по-гречески это одно и то же. В таких же значениях это слово употребляется в Септуагинте (греческий перевод Ветхого Завета).
Само слово СЛАВЯНЕ означает «славные», на санскрите слово «śravaṇīya» (щраваньа) — «приобретение знаний на слух, обучение» и śrāvaṇa (шраванья) — «учение, постижение Веды».
Одно из первых упоминаний слова Православие :
Правило 7 Святого Вселенского II Собора, Константинопольского собравшегося в 381 году от Р.Х.:
«Присоединяющихся к Православию и к части спасаемых из еретиков приемлем, по следующему чиноположению и обычаю.»
В греческой книге «Лавсаик», написанной в V веке, уже употребляется это слово, в переводном русском варианте — «Православная» вера.

Миф 4:
«Русь крестилась насильно, князь Владимир утопил её в крови!»
На самом деле:
Никакого «насильственного крещения» Руси не было. На юге Руси христианство восприняли совершенно нормально и без крупных волнений, В Крыму христианство распространилось благодаря проповедям Святого Климента, 4-Папы Римского, сосланного в Инкерман, и принявшего там мученическую смерть 98 году. На севере Руси, в Великом Новгороде принятию новой религии сопротивлялись, однако замечу, что это не было сопротивление христианизации — как на юге, так и на севере оно было известно задолго до Владимира, но прежде всего это сопротивление политическое — Новгород считал, что приняв новую веру, он попадёт под власть Киева, однако, как видно из истории, этого не произошло. Известно, что окончательный конец «вечевой демократии» Новгорода положил только Иван-3. Мнение «о кровавой христианизации Руси» родилось недавно и принадлежит оно не профессиональным историкам, а публицистам, которые, пытаются подрывать основы Православия, противопоставляя и идеализируя русское язычество, появившееся, как наследие антицерковной политики СССР. Так, далеко не консервативный учёный С.Ф. Платонов писал: «По преданию, новая христианская вера распространялась на Руси мирно, за исключением немногих мест» (Полный курс лекций по Русской истории, СПб., 1999, с. 85). Это мнение выгодно прежде всего тем людям, кто хочет очернить всю нашу историю после крещения Руси в 988 году, отречься от завоеваний, имперского прошлого и великой культуры, ведь в отличие от них, мы не отвергаем имена великого князя Святослава Храброго, завоевателя, Рюрика, языческих правителей других славянских государств и племён — всё это тоже наша история, история русских, история славян и мы гордимся ею не меньше, чем историей России, Российской империи.

Миф 5:
«Ваше православие — то же самое язычество, посмотрите, сколько в нём осталось от него!»
На самом деле:
Православие — самостоятельная религия, ничего общего с язычеством не имеющая. То, что приписывают Православию — на самом деле так называемое «народное христианство», которое действительно вобрало многие пережитки языческих верований, впрочем во многом утратив их первоначальный смысл (это и Масленица и Иван Купала и «Яблочный Спас» и др.). Также часто указывают на якобы тождество славянских богов и христианских святых (Перун — Илья Пророк, Святовит — святой Вит и .т.п.), однако это тоже пережитки «народного христианства», разница между языческими богами и святыми огромна — святые не повелевают силами природы, они сами по себе не дают богатство, удачу — они всего лишь молитвенники и заступники за людей пред Богом.

Миф 6:
«Всё Христианство — продажная религия. Церковь просто наживается на людях, которые в неё верят.»
На самом деле:
Это также не соответствует действительности. Православная Церковь живёт на пожертвования, других источников финансирования просто нет, ведь, церковь отделена от государства. А нужно и содержать храмы и ремонтировать их, закупать свечи, масла, жить священнику и его семье, а семьи эти, как правило, многодетны. К тому же, никто никого не заставляет платить деньги: человек хочет жертвовать — он жертвует, нет, так нет.

Миф 7:
«Все христиане поклоняются трупам: самому главному — распятому Христу и остальным — трупам своих святых.»
На самом деле:
Начнём со старой греческой мудрости: «о мёртвых либо хорошо, либо никак» — уважение всё-таки проявлять надо. Второе: сам символ крестного распятия означает намного больше, чем просто орудие казни, как полагают недалёкие язычники. Крестное распятие — это символ Спасения, возможности вечной Жизни, а распятый Иисус — жертва, принесённая Богом за грехи человечества. В отличии от всех других религий христианский Бог Воскрес и Он Жив! Христиане молятся ЖИВОМУ Богу. Мощи же святых — отдельный вопрос. Многие «критики», не понимая и не желая понимать смысла, критикуют «культ мощей». Попробуем рассмотреть, его не прибегая к богословским терминам. Христианство — религия жизни, жизни вечной. Человек умирает на этой земле, прожив жизнь и после смерти обретает Жизнь вечную, но происходит это в несколько этапов. Почему же, несмотря на свое совершенство и любовь к Христу, все святые, мощи которых мы почитаем, все равно умерли, а умерев, не воскресли? С одной стороны, человек уже спасен Христом, уже искуплен. С другой стороны, человек ещё сам должен принять участие в своем спасении, и для этого в своей жизни пройти те же этапы, которые прошел Христос — а Он, прежде чем воскреснуть, вначале умер.
Православные христиане верят, что, живя в Церкви и участвуя в Таинствах, человек приобщается ко Христу, а следовательно, и к Его бессмертию. Они стремятся к бесконечному единению с Богом, то есть, по удивительному выражению ранних Отцов, к «обожению».
Дело в том, что святой человек становится фактически живым храмом Бога. Благодаря этому иногда даже встречается частичное или полное нетление мощей святых, а в будущем смерть и тлен вообще исчезнут как таковые, потому что мы все воскреснем.

Церковь верит, что воскреснут в конце времен все люди, а не только святые. И это ничуть не странно, ведь если Бог когда-то без труда уже сотворил весь мир и человека из ничего, то тем более Ему будет просто восстановить Свое творение из уже существующих материалов. Тем более, что душа любого человека бессмертна.
Миф 8:
«Ваш Христос — то же самое, что и Осирис, Дионис и Коляда у славян, они тоже умирали и воскресали, вы украли эту идею у язычников!»
На самом деле:
Представления об умирающем и воскресающем божестве были у многих народов: у египтян это Осирис, у греков — Дионис. Однако дело в том, что эти боги олицетворяли собой явление природы — смену времён года и, соответственно, их процесс смерти-воскрешения повторялся каждый год, проявляясь в переходе зима-весна. Христос же, во-первых, умер и воскрес всего один раз, и ежегодный праздник Воскресения Христова — Пасха — напоминание об этом событии, во-вторых Его смерть и воскресение не были привязаны к природным явлениям, они были именно жертвой, которую принёс Бог за людей.
Миф 9:
«Вся Библия — совершенно нелогичная непонятная книга, которую по желанию можно толковать и так и сяк.»
На самом деле:
Такое часто можно услышать от большинства молодых людей, прочитавших «неоязыческий науч-поп» — книги типа «Удар русских богов», сочинения Доброслава, Трехлебова и т.п. Так вот, не смотря на всю свою сложность (Библия всё-таки не букварь), её можно понять, если читать её с желанием понять, и опираться на толкования святых Отцов. Также в ней можно встретить на первый взгляд малопонятные слова, сюжеты. Вот и на этот счёт существует Священное Предание Отцов Церкви, в котором и даны все толкования этих непонятных мест. Сразу возникнет вопрос неуча: «Почему я должен доверять каким-то дядькам, которые когда-то там собрались и решили как мне это понимать?». Все решения принимались на основе долгого анализа священных текстов — Соборы заседали долго, если кто-то сомневается в толкованиях Священного Писания, то он может либо посмотреть сочинения Отцов Церкви, либо постановления Вселенских Соборов, которых было всего 7.
«Православный националист — звучит смешно, абсурдно и не вяжется с христианством»
Если понимать национализм как тупое «расия для руских» — да-да, именно так с ошибками пишут неучи, то дальше можно и не читать их измышлений, пронизанных ненавистью к «не русским». Итальянский писатель Умберто Эко ещё в 1995 году составил 14 признаков фашизма, который и начинается с ненависти к другим. Как справедливо заметил Стругацкий «Патриотизм — это любовь к своему народу, а национализм — это ненависть к чужому». Национализм не существует без ненависти к другим. Россия многонациональная страна, с уважением относящаяся ко всем национальностям. Проявление патриотизма основано на любви к своей многонациональной Родине, к своей «малой родине», то есть месту, где ты родился, любви к своей нации, её культуре, истории, героям, достижениям, отнюдь не противоречит любви у уважению к другим народам и нациям, как к многообразию, сотворённому Богом. Именно, это по-христиански!
Православный патриот не только любит свою Родину и свой народ, бережёт свои национальные традиции, знает свою историю, культуру, литературу, но он может и должен уметь защищать свои материальные и духовные ЦЕННОСТИ.
Стремление глобалистов стереть все национальные черты, вырвать корни национального самосознания из памяти народа, извратить историю народа и нашей страны, встречают твёрдый отпор в православной среде.
В 1945-м году директор ЦРУ США Ален Даллес, поняв, что русских уничтожить можно только изнутри, написал: «Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем таким образом расшатывать поколение за поколением. Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку всегда будем делать на молодёжь, станем разлагать, развращать, растлевать её. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов».
Даллес ничего нового не придумал, он просто своими словами пересказал Библию, в которой написано: «Народ, потерявший нравственность, потеряет свою землю». Именно, земля России с её ресурсами является истинной целью наших европейских и заокеанских «друзей». Времена изменились, и сегодня уже оказалось, что, «что немцу хорошо — русскому смерть».
Православие — это отнюдь не религия пораженчества, воинственный дух православия проявился в делах, поступках православных мучеников, ценою своей жизни защищающих ценности своей веры, истины, справедливости, убеждений.
Приведу несколько цитат из Нового Завета и из Отцов Церкви и святых Старцев:
— Не заключим мира во вред учению истины. (Св. Григорий Богослов)
— Нынешняя жизнь-время борьбы, подвигов непрестанных, а будущая жизнь-жизнь вечного покоя, торжества, радости, блаженства.
Есть из-за чего подвизаться даже до крови. (Св.преподобный Иоанн Кронштадский)
— Продай одежду свою, и купи меч! (Евангелие от Луки 22, 36)
— Не мир принёс я, но меч! (Евангелие от Матфея гл.10)
— Даст Господь полную победу поднявшим оружие за Него, за Церковь и за благо нераздельности Земли Русской… (Преподобный Серафим Саровский)
Когда инквизиторы спросили Жанну Д`Арк: «Ты считаешь своё дело правым, зачем же ты призывала солдат сражаться? Разве Бог не заступился бы за правое дело?». Орлеанская Дева ответила им знаменитой фразой: «Чтобы Бог даровал победу, солдаты должны сражаться!»
Православные язычникам или неоязыческие мифы о язычестве.
В последнее время многие люди называют себя язычниками, при этом, упорно отстаивая своё право именоваться «родноверами» и отстаивают «традиционность» своих религиозных убеждений. Рассмотрим их претензии на это.
Исконность веры.
Язычники: Наша вера — древняя непрерывная Традиция, которая идёт из глубины веков в настоящее время и, хотя многое было уничтожено христианами, мы имеем те знания, на которые опирались наши предки.
На самом деле: В исконности таких «традиций» можно сомневаться по многим пунктам:
А) По сохранности источников: до нашего времени не дошло ни одного письменного памятника дохристианской культуры, который точно воспроизводил бы обряды, мировоззрение, пантеон и мифологию. Но что об этом говорят сами язычники?
Иггельд, «Круг Бера”:
«До наших дней, к счастью, сохранилось некоторое количество первоисточников, из которых мы можем черпать сведения о действительном положении вещей в язычестве древних, по которым можно понять, что и как следует возрождать. Что было, а что является домыслом современных популяризаторов.
Это в первую очередь священные тексты разных народов, которые были первейшими изустными учебниками язычников глубокой древности: «Ригведа», «Атхарваведа», «Упанишады», «Авеста», Орфические и Гомеровские гимны, песни «Старшей Эдды» и т.д.
Несколько сложнее обстоит дело с язычеством древних славян. Но и тут мы можем использовать целый ряд сохранившихся документов: фрагменты из русских летописей; «Слово о полку Игореве»; западные средневековые хроники о германцах и их соседях — западных славянах, сообщения арабских путешественников 9-11 вв. н.э. по землям; труды польских авторов 14-15. Для исследователя Традиционной славянской культуры остается также: чешский средневековый словарь «Mater Verborum»; всевозможные поучения против язычества и т.д. Кроме того, с определенной осторожностью (при условии воспроизводимости) можно использовать народный фольклор: заговоры, сказки, былины, духовные стихи».
Таким образом возрождать мы что-либо можем только по древнеиндийским, иранским, германским и кельтским преданиям — соответственно получая индийское, иранское, германское язычества.
Где тут русское или славянское? Всё в фольклоре! Каждый народ вносил в своё язычество какие-то, присущие только ему дополнения, искажения, связанные с изменением языка, сменой погодных условий и т.п. То есть реконструкция язычества с использованием родственных верований малопригодна и недостоверна.
А сведения, сохранившиеся в летописях, фольклоре? Им можно доверять также, как и инородным заимствованиям: что-то искажено, что-то христианизировано — достоверно установлены крупицы, но никак не тот объём информации, какой подчас демонстрируют язычники в обрядах и подходах к вероучению. К тому же это очень серьёзный и сложный труд — изучение русского язычества, учёные занимаются этим постоянно, отдавая долгие годы своей жизни делу, и даже сейчас не могут ответить на те вопросы, на которые с лёгкостью отвечают наши «волхвы».
отсюда
>Мифы о православии

Нас же ничему не учили

  • Протодиакон Андрей Кураев. Исповедь сверстнику
  • Протоиерей Михаил Шполянский. Жизнь, словно под гипнозом, или «Нас этому не учили»
  • Смысл жизни: путь бабочки

Все религии, не только христианство, ведут к одному Богу

  • Протодиакон Андрей Кураев. Если Бог есть любовь
  • Профессор Алексей Осипов. Сущность христианства и его искажение
  • Протоиерей Алексий Уминский. Почему люди выбирают разные религии?
  • «Диалог религий»: идеология и практика
  • Протоиерей Михаил Шполянский. Почему – Бог, почему – Христос, почему – православие?
  • Протодиакон Андрей Кураев. Почему христиане говорят Богу «Ты»?
  • Сергей Худиев. Религии разные, а Бог…?
  • Как я перешел из католицизма в православие
  • Михаил Эпштейн о надконфессиональной вере
  • Профессор Алексей Осипов. Чем православие отличается от католицизма и протестантизма?
  • Профессор Алексей Осипов. Почему именно православие – истинная вера?

Христианство, православие – это всего лишь компиляция сюжетов древних религий

  • Профессор Алексей Осипов. Что дает человеку православие?
  • Профессор Алексей Осипов. В чем сущность православия?
  • Христианство и подделки под него
  • Христианство как истинная религия
  • Александр Ткаченко. Бог, Которого мы можем уважать

Бог у меня в душе, и посредники для общения с Ним не нужны

  • Протодиакон Андрей Кураев. Зачем ходить в храм, если Бог у меня в душе?
  • Епископ Пантелеимон (Шатов). Почему для прощения грехов нужен священник?
  • Протоиерей Сергий Круглов. Не такие священники
  • Между нами… священнослужителями
  • Игумен Нектарий (Морозов). Пастырь добрый – «жестокий»
  • Валерий Панюшкин vs протоиерей Сергий Круглов. Бытовые подробности, или Плохая ли примета – встретить попа?
  • Епископ Пантелеимон (Шатов). Как начать разговор со священником?
  • Как найти «своего» священника для исповеди?
  • Протоиерей Сергий Правдолюбов: Справедливая критика нам полезна
  • Валерий Панюшкин vs протоиерей Сергий Круглов. Тайны ремесла

Неважно, как и во что верить, важно быть хорошим человеком

  • Клайв Льюис. Разве нельзя быть хорошим человеком и без христианства?
  • Сергей Худиев. Можно быть просто хорошим, не ходя в храм?
  • Священник Сергий Фейзулин. Что важнее – ходить в церковь или быть хорошим человеком?
  • Профессор Андрей Зубов. Что такое религия и что такое вера? (+ видео)
  • Диалог христианина с атеистом: митрополит Антоний Сурожский и Марганита Ласки

Библия не настоящая, потому что в ней по-разному описываются одни и те же события

  • Андрей Десницкий. Библеистика: пределы научного знания и личной веры
  • Андрей Десницкий. Библия: проблема авторства
  • Документальная гипотеза для Пятикнижия
  • Точно ли автором Пятикнижия был Моисей?
  • Библия: ключевые события и скепсис историков
  • Что может библеистика? – о «британских» ученых, громких сенсациях и достоверности
  • Зачем нужна библеистика?
  • «Аще бабы слышала еси», или К вопросу о переводе
  • Был ли всемирный потоп всемирным?

Больше смотрите в разделе БИБЛЕИСТИКА

Эволюция

  • Эволюция без истерики, или Может ли православный произойти от обезьяны?
  • Эволюция, «прогресс» и проблема природного зла – лекция профессора Джеффри Шлосса
  • Темплтонский лауреат Франциско Айала: Эволюция и христианство совместимы
  • Что было в начале? О новом материализме из нафталина
  • Правнучка Дарвина – искренняя христианка
  • Интервью об эволюции, креационизме и творении мира со священником Александром Тимофеевым
  • Алексей Гоманьков, доктор геолого-минералогических наук. Как писать историю мира? Теория эволюции, креационизм и христианское вероучение
  • Сергей Худиев. Еще раз о происхождении от обезьяны
  • Протоиерей Андрей Лоргус. Происхождение человека от обезьян – предмет науки или веры?
  • Главный атеист Ричард Докинз против архиепископа Роуэна Уильямса – диспут о Боге и эволюции
  • Противоречит ли теория эволюции Божественному откровению?
  • Православие не учит людей биологии, оно лечит грех

Церковь всегда боролась с просвещением, со знанием и с наукой

  • Марина Журинская. Только плохая наука отрицает религию, только дурная религия отрицает науку…
  • Сергей Худиев. Так сколько ученых сожгли церковники?
  • Протодиакон Андрей Кураев. О вере и знании
  • Митрополит Иларион (Алфеев). Интеллектуальное свидетельство о вере
  • Патриарх Кирилл: Научный поиск часто связан с подвигом всей жизни
  • Владимир Щелкачев. Наука и религия
  • Протодиакон Андрей Кураев. Что было случайным в отношениях веры и науки: конфликт или союз?
  • Владимир Легойда. «Мученики» науки: Галилей и инквизиция
  • Протодиакон Андрей Кураев. Церковь и рождение научной традиции
  • Инквизиция. Просто статистика

Вера противоречит научным данным и открытиям

  • Протоиерей Глеб Каледа. Библия и наука о сотворении мира
  • Профессор Александр Соболев о конфликте науки и веры, активных профанах и биологии в МДА
  • Сергей Худиев. О науке и вере
  • Протоиерей Алексий Уминский: Бог пришел в этот мир, чтобы по-настоящему сродниться с нами
  • Андрей Десницкий. Библейский исход глазами ученого
  • Светлана Шмелёва. Аллергия на религию?
  • Елена Садовникова. Сомнение, вера и наука

>Бога же нельзя доказать!

  • Сергей Худиев. О научных доказательствах бытия Божия
  • Проблема чуда и современное научное мировоззрение

>Православие – русская религия

Православие и антисемитизм

Православие – чуждая вера, навязанная русскому народу

  • Мешает ли православие развитию России?
  • Православие благословляет отсталость?
  • Выбор князя Владимира – глобализация по-византийски – под огнем критики Владимира Познера
  • Дмитрий Соколов-Митрич. Добрые и злые

Церковь – инструмент власти для управления народом

  • Диспут: протоиерей Алексий Уминский vs режиссер Александр Сокуров – о православии и вере в России
  • Андрей Десницкий. Симфония властей и непокорное христианство
  • Патриарх Кирилл: Распространение мифа о сращивании Церкви и государства – один из способов борьбы с Православием
  • Россияне о религии и Церкви: о возрождении страны и влиянии на власть – комментарии экспертов
  • Профессор Андрей Зубов: От Церкви сегодня ждут добра
  • Митрополит Антоний Сурожский. Свободная Церковь?
  • Церковь под защитой
  • Царство кесаря
  • Патриарх Кирилл: Мы не хотим стать государственной Церковью

Православие – религия неудачников, успешным людям она ни к чему. Творческие люди и ученые не верили в Бога

  • Монахиня Иулиания (Денисова). Почувствовать последний призыв
  • Иннокентий Смоктуновский: Без веры человек не вышел бы из лесу
  • Астроном Владимир Сурдин: Я хотел бы «прожить» всю историю Вселенной
  • Протоиерей Кирилл Копейкин – о физике без ответа и самом большом чуде
  • 6 вопросов священнику-физику
  • Михаил Цфасман. Бог и большая математика
  • Параллельные миры пересекаются… в человеке – опрос среди ученых
  • Блез Паскаль. Вероятность веры
  • Всеволод Твердислов: Всё, чем я занимался в науке, придумывал сам
  • Михаил Васильевич Ломоносов: «Но восприял меня Творец…»
  • Андрей Десницкий. Почему приличный человек может быть христианином?
  • Владимир Гурболиков. Разговор начистоту
  • Современное искусство и христианство – взаимная ненависть или попытка диалога?
  • Кшиштоф Занусси. О трудном выборе, культуре, человеке и Боге

Церковь прокляла Льва Толстого за то, что он ее разоблачал

  • Александр Ткаченко. Проклятье, которого не было
  • Анафема Льву Толстому: «Убрать мое тело без заклинаний и молитв»
  • Сергей Худиев. Беда Льва Толстого

Священники живут очень богато

  • О мобильниках, иномарках и золотых куполах
  • Патриарх Кирилл о священниках и дорогих машинах
  • Сергей Худиев. О машинах священников
  • Патриарх Сербский Павел о священниках и богатстве
  • Священник с видом «на Лондон»
  • Протоиерей Георгий Митрофанов: Священнику стыдно жить лучше его прихожан
  • Патриарх Кирилл: Недопустимо, чтобы покои наместников монастырей превращались в подобие пятизвездочных апартаментов
  • Священники тоже люди

Церковь обирает прихожан, принимает от бизнесменов деньги, украденные у народа

  • Разговор о деньгах с сельским священником
  • Откуда у Церкви деньги?
  • Протодиакон Андрей Кураев. Откуда у Церкви деньги?
  • Откуда у прихода деньги?
  • Воровать и жертвовать? – продолжение разговора
  • Наворовал, а потом откупается? Смотрим на динамику
  • Иеромонах Макарий (Маркиш). Воровать, но отдавать часть денег на благие дела?
  • Украл, но построил приют? Обойдемся без философии
  • Жертва Господу Успеху, или «Грешить разрешили»
  • Временно доступен: протоиерей Алексий Уминский о Великом посте и сути христианства (+видео)

Православие – религия мрачных унылых людей

  • Постные лица, испуганные глаза, виноватые взгляды – это православные?
  • Почему боятся православных?
  • Кислые лица, согбенные позы, шаркающие ноги – а где же радость о Христе?
  • Улыбка победившего

Исповедоваться надо только перед смертью и только плохим людям

  • Игумен Агафангел (Белых). Что мы называем исповедью?
  • Таинство любви. Исповедь
  • Епископ Пантелеимон (Шатов). Как не бояться исповедоваться
  • Священник Сергий Круглов. Несколько досужих мыслей по поводу разговора про исповедь
  • Митрополит Антоний Сурожский. О поверхностной исповеди
  • Протопресвитер Александр Шмеман. Эволюция таинства покаяния
  • Протоиерей Владимир Вигилянский. Исповедь всё расставляет на свои места
  • Почему после исповеди становится легче, и что делать, если исповедался «не до конца»
  • Игумен Нектарий (Морозов). Отчего радуется священник на исповеди

Если к больному позвать священника, это – к смерти

  • Протоиерей Валентин Асмус, Алексей Соколов. Соборование. Таинство больных и здоровых
  • Соборование. Ответы на вопросы
  • О чем говорят священник и больной онкологией
  • Священник Игорь Блинов. Диагноз как начало спасения
  • Протоиерей Сергий Николаев. В вашей семье – больной

Православие – рассадник суеверий

  • Схиархимандрит Авраам (Рейдман). Сектантское движение внутри Церкви
  • «Хлеб из монастыря Матроны Московской»: спекуляция на святыне
  • Иерусалимский хлеб, или Закваска от лукавого
  • Отчитка бесноватых?
  • Имеет ли крестное знамение «бактерицидный эффект»?
  • Верить ли суевериям?

Астрология, порча, сглаз, экстрасенсы

  • Сергей Худиев. Не будь козерогом, или О том, почему Церковь не одобряет астрологию
  • Софья Зеленова, кандидат математических наук. Почему астрология – не наука?
  • Протоиерей Александр Ильяшенко. Возможна ли православная астрология?
  • Игумен Нектарий (Морозов). Любовь к экстрасенсам
  • Схиархимандрит Авраам (Рейдман). Бояться ли барабашек?
  • Протоиерей Игорь Прекуп. Заговор
  • Магия – поиск безопасности?

Целители – люди от Бога

  • Какой властью они это делают?
  • Откровения Ванги – одержимость злыми духами
  • Исцеляют ли знахари
  • Судьба легкого поведения, или Как работают гадалки – расследование
  • Природа целительства: Бог, сатана, человек или космос?

Современное язычество

  • Протодиакон Андрей Кураев. Чем опасен день Нептуна?
  • Хэллоуин: голова или тыква?
  • Хэллоуин: о веселом празднике тыквы
  • О современном идолопоклонстве (в день пророка Божия Илии)
  • Границы священного, или Откуда берутся идолы

Стала известна дата конца света

  • Протодиакон Андрей Кураев. Когда наступит конец света?
  • Аркадий Малер. «Конец света» – миф?
  • Ксения Кириллова. 20 концов света
  • Игумен Адриан (Пашин). Конец света действительно будет
  • Почему люди ждут конца света?
  • Конец света сегодня? Что такое конец света?

В православии семья не для радости, а для чадородия. Все семьи верующих должны быть многодетные

  • Женщина спасается чадородием?
  • Протоиерей Александр Ильяшенко. Семья – дар любви
  • Протоиерей Алексий Уминский. «Школа любви»: о семье – важнейшей ценности жизни
  • Протоиерей Максим Первозванский. О важных мелочах счастливой жизни
  • «На грани развода они спрашивают: а как по-Божьему должно быть?»
  • Священник Сергий Круглов. Есть ли в супружеских отношениях место Богу?
  • Митрополит Лимассольский Афанасий о наставничестве
  • Иеромонах Макарий (Маркиш). Псевдоблагочестие в семье
  • Протоиерей Максим Козлов. О супружеских отношениях
  • Протоиерей Геннадий Нефедов. Улыбайтесь Богу и людям!
  • Священник Михаил Немнонов. Брак – последний уголок рая на земле

Женщина в православии – существо второго сорта

  • Матушка Галина Соколова: Три вещи нужны для счастья
  • Будни грузинской матушки
  • Ирина Семина. Секреты счастья и лайфхаки многодетной матушки
  • «Матушкины цветочки»: книга на обоях о буднях счастья
  • Выхожу себя искать, или Материнство и самореализация
  • Кира Поздняева: Моя жизнь – сплошное счастье!
  • Ася Штейн. Остановиться и начать жить

Мрачные монахи – унылые люди, не нашедшие себя в «нормальной» жизни

  • Монах – тайна Христова
  • Архимандрит Савва (Мажуко). Когда умрет последний монах
  • Епископ Иона (Черепанов). Два пути спасения
  • Митрополит Архангельский Даниил. Несвятые святые Троице-Сергиевой Лавры
  • Дом счастливых монахинь
  • Граждане Неба. Монахи в объективе священника Андрея Рассанова (фото)
  • Илья Муромский и его братья, или Где искать смысл жизни
  • Игумен Нектарий (Морозов). О тайне монашества
  • Братья по духу и плоти. Монахи-близнецы пишут докторские и спасают сирот
  • Зазеркалье
  • Иные люди
  • О современном монашестве с любовью: «плач третьей птицы»

МИФЫ О ПРАВОСЛАВИИ (ПРАВОСЛАВИЕ — ЭТО ОБМАН?)

Вокруг православия накопилось столько мифов и легенд, что стыдно за неграмотность наших сограждан, с легкостью верующих в то, что священники ходят чуть ли ни в лаптях, а православные мужики все сплошь с бородами и напоминают вышедших из леса вятичей. Троллить тоже надо уметь, и на некоторые уж очень толстые обвинения так и хочется сказать — «толсто, Господа»! Предлагаю пари. Читаете статью, проверяете мои тезисы. Ловите меня на обмане — кидаете в меня лаптями.

Попы гребут бабки и церковь существует для выкачки денег

Почти все ложь. Проверяем меня. Идем в храм. Заходим. Стоим службу. Выходим. Делаем так несколько дней подряд. НИКТО не попросит у вас ни копейки. Свечи вы не обязаны покупать, никакого турникета на входе, ждущего в свою чрево монетку, тоже нету. Бабушки с подносами, иногда ходящие по храму, вовсе не вынуждают вас бросать на поднос деньги. Это добровольно.
Вы можете ходить в храм годами, не тратя ни рубля. Что точно стоит денег? Крещение. И то, сам своими глазами видел, как плохо одетая женщина уговаривала крестить сына бесплатно из-за отсутствия денег и просьба была удовлетворена. Ну а платное крещение — это нормально. Вас крестят не на улице, не в канаве, а в теплом отапливаемом помещении, которое нужно содержать, красить, белить, убирать и мыть.
Причем стоимость крещения не запредельна и сравнима по цене со стоимостью похода в кино. Не говоря уже о том, что в стоимость входит набор для крещения (крестик, катехизационный набор). Также стоит денег отпевание умерших. Но стоимость священника и его помощи нельзя даже сравнить со стоимостью агентства ритуальных услуг. Похороны — дело дорогое.
А теперь спросите себя. Неужели кого-то ЗАСТАВЛЯЮТ креститься или отпевать дорогого Вам человека? Если некто считает крещение и отпевание не ценным, ничего не стоящим фиглярством — ему никто ничего и не навязывает. Но если человек видит в крещении и тем более отдании покойному последней дани уважения некую объективную ценность, неужели это не стоит цены, равной походу в кино с девушкой? Тем более что и крещение и отпевание у каждого отдельно взятого человека бывает лишь в раз в жизни.
Само собой, отдельно взятый священник может быть вполне состоятелен. Обычно это происходит с популярными священниками, известными своими проповедями или удачным географическим местоположением храма.

Но купола золотятся точно не на копейки бабушек. Спонсоры и чиновники часто помогают храмам в рамках программы по развитию области, да и епископ области обычно в хороших отношениях с губернатором и это дает куда большие плоды, чем те 20 рублей, которые вы вдруг потратите на церковную свечу.

Священники и бабушки в храме промоют мозги

Аналогично. Походите в храм несколько дней подряд. Вы удивитесь обратному — тактичности к вашей персоне. Служба идет, совершается некое действие, вы просто стоите и слушаете молитвы на мало понятном церковно-славянском языке. Потом столь же тихо выходите. С вами никто ни о чем не говорит и посещение храма может напомнить посещение музея с особо строгой обстановкой. Православные христиане ценят возможность побыть с Богом наедине и именно это вы сможете ощутить в строгой и тихой атмосфере внутри церкви.
Многие видят проблему в ненавязчивости Православия. Христианские протестансткие церкви уже на первом вашем визите подойдут к вам, возьмут ваш номер телефона, контакты, и вообще постараются завязать плотный диалог.
Православную церковь часто упрекают именно за отсутствие мнимого интереса к прихожанам (интерес есть, но он основан на вашем первом шаге). Так о какой промывке мозгов может идти речь, если Православие настолько ценит человеческую свободу, что в храм можно годами (!!) ходить абсолютно анонимно, не разговаривая ни с одним человеком, поверяя свои мысли и свои трудности лишь Богу?
Так может речь идет о том, что священники активно ходят и проповедуют? Я ни разу не видел священника, который бы позвонил в мою квартиру и предложил «поговорить об Иисусе». А Вы? Зато я много видел молодых ребят характерного вида, ходящих парами и предлагающих «прийти в нашу церковь» (не православную) и они-то точно активно работают. Но причем тут Православие? Да, коллеги из протестанских церквей активно ходят и проповедуют по домам, на улицах и переходах. Но ругают за навязчивость почему-то не протестантов, а Православие. Где логика?
Или кто-то перевозбудился из-за того, что священники начали довольно часто выступать по телевидению? Ну ведь пульт от телевизора остается в вашей власти, священник не претендует на контроль над вашим телевизором. Просто переключите канал, коих накопилось в некоторых телевизорах более 200.
И уж точно нельзя судить о Православии по действиям православных активистов. Православный активизм, как и любое молодежное движение, явление молодое и пока мало кто понимает, каким должен быть православный активист.
Идет активный поиск идеальной формы современного активизма и в этом поиске могут быть перегибы. Но вы не найдете в Евангелии инструкции по «вступлению в молодежную организацию». Это современный артефакт, не имеющий прямого отношения к Православию, скорее это элемент молодежного самовыражения.

Все они мракобесы…

Вы удивитесь количеству священников, способных порассуждать о двойственности Шопенгауэра, или дать развернутый анализ раннему гностицизму Платона. Да что далеко за примерами ходить. Микробиолог Гельфанд в известном диспуте с о. Андреем Кураевым убедительным не выглядел. Притом что о. Андрей вел диалог на сугубо научном языке, никакой проповеди, только исторические факты.
Насладитесь, это правда интересно:

Они верят во всякую ерунду!

Нуу… Православие верит, что 2000 лет назад на земле родился человек (это уже исторический факт), но не такой, как вы или я, Он обладал особыми способностями, которые позволяли считать Его Богом. И в конце своей земной (довольно короткой) жизни, этот Человек умер на кресте (тоже исторический факт). Православные верят, что своей смертью Иисус Христос открыл для нас необычные возможности, которые сполна раскроются после нашей физический смерти, а именно возможность жить в вечно в невероятной радости и счастье.
Поскольку историчность личности Христа для современного грамотного человека не вызывает вопросов, вопросом является скорее «кем он был на самом деле»? Просто странствующим философом с сильной и необычной судьбой, или в самом деле кем-то большим? Иными словами, это «он» или все-таки «Он» — Бог, избравший столь неожиданную для нас форму контакта?
Мы готовы с огромным удовольствием читать книги доктора Моуди «Жизнь после жизни» или «Доказательства Рая» доктора Эбена Александра. Так почему же нам так трудно поверить в божественность Иисуса Христа? Ведь, как минимум, современные книги говорят «а жизнь то после смерти, похоже, есть». Конечно, в эти книги, отпечатанные в современной типографии, мы верим лучше, как будто само прикосновение высоких технологий в виде станка и высокотехнологичных чернил придают достоверность изложенным фактам.
Папирусы и древние свитки говорят о том, о чем сейчас говорят реаниматологи. После смерти есть нечто. В этом «нечто» есть жизнь. В этой жизни довольно часто есть суд. И тут как-то невольно задумываешься «кто же будет тебя судить»?
И хотя истины православия дошли до нас в виде не особо зрелищных пергаментов, изложенные там слова не выглядят полной ерундой. Максимум их можно признать необычными для нашего современного сознания, требующего обязательно «попробовать продукт перед покупкой». Но если реклама, внушающая нам, что «мы достойны всего» испортила нас, превратив в живые машины потребления, разве от этого идеи Православия становятся менее интересными и актуальными?

Православие говорит неприятные вещи

Вот это чистая правда. Кому нравится, когда его «называют грешным и обещают передислокацию в адскую печь». Вообще, сама роль морального цензора и блюстителя нравственности (хотя по факту Православие и не накладывает на себя таких задач, у Православной веры шире и глубже глобальные цели) раздражает общество куда сильнее всех других причин и, скорее всего, является основной и единственной причиной, по которой вокруг Православия так много негативного фона.
Люди радуются сказать про Православие нечто плохое, как будто найденные пятна позволяют с облегчением вздохнуть «и они не лучше меня, а еще пытаются учить». При этом забываются такие факты, как наличие в православии святых, известных всему миру.
Весь мир знает великомученика Георгия Победоносца. Весь мир знает Николая Угодника (здравствуй, Санта Клаус, дарящий подарки хорошо ведущим себя детям). Язык не поворачивается сказать про этих знаменитых личностей плохо, а ведь они были именно Православными христианами, ставшими известными именно благодаря своей вере (задумайтесь над значением слова «Санта» — Saint — Святой). Студенты отмечают 25 января Татьянин день, почему-то забывая, что великомученица Татьяна в 4м веке умерла за веру в Христа.

Именно наличие святых, наличие праведно живущих людей, выполняющих постулаты Православия, доказывает — Православие как минимум ярко положительный элемент, не несущий в себе никакого вреда. Конечно, часто Православие пытаются использовать те или иные силы в своем стремлении решить личные задачи. Например, часто Православию навязывают функции патриотического объединения людей.
Но истины самого Православия хотя и не отрицают любви к родине, говорят о более широком поводе объединить всех людей на планете. И именно по этому Православие нельзя привязывать к патриотизму. Верующий православный из Португалии ближе неверующего русского атеиста. И в этом нет ничего удивительного (даже обычный собиратель марок из Италии будет вам ближе соседа-алкаша, если вы любите марки).

Православие — это загадка

Люди, которые начали заниматься Православием (читать литературу, Евангелие, труды Святых Отцов), очень быстро убеждаются, что имеют дело с огромной сложности историческим артефактом. Каким-то образом на протяжении вот уже 2000 лет умы человечества не отпускает вопрос «что же случилось 2000 лет назад и как простой сын плотника сумел так взбудоражить всю планету».
У богословов уходит вся жизнь на понимание того, как глубок и необъятен океан Православной веры. Читать труды древних авторов столь же интересно, сколь является подлинным откровением.
Оказывается, в своем восхищении перед загадкой мы очень близки мыслителю-философу какого-нибудь третьего века, и в таком же восхищении пытаемся постигнуть непостижимую истину. Трепет перед загадкой соединяет руки единомышленников прямо через века и тысячи километров.
Да, мы умеем разрыхлять любую мысль и делать глубокие водоемы мелкими. Мы вырубаем леса и осушаем реки. Мы богатое делаем бедным и очень редко мы поступаем наоборот. Мы можем и океан Православия превратить общими стараниями в дешевую «попсу». Для этого достаточно лишь почаще повторять, что Православие — это «попы на мерседесах», «мракобесие» и «гости из 10 века». И вот тысячи томов глубочайших человеческих мыслей, и океан пролитых в отчаянном поиске истины слез превратится в уродливую ржачную карикатуру для трех-буквенных пабликов Вконтакте.
Каковы мы, таковы и наши ценности. Кем мы хотим стать? Смешными забавными человечками с комиксов, весело и мелко подтрунивающих над высоким, или носителями божественных ликов, подражателями святых и праведных людей. А ведь когда-то за Христа умирали…
Дмитрий Сиверс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *