Мифы о религии

«50 религиозных идей, которые никогда не понравятся Богу» — так называется книга, где «под одной обложкой» собраны выступления в защиту христианства, иудаизма и язычества от клеветы и штампов. «Это смелая книга, — по словам создателей, — с провокационным названием была издана для того, чтоб люди разных религий могли лучше услышать друг друга».
«Смелый проект с провокационным названием» — так охарактеризовал новую книгу ее редактор Андрей Богословский, руководитель направления «Религия» издательства «ЭКСМО». Тезис о «взрывоопасном потенциале» сборника подтвердили и другие участники конференции. В него вошли статьи о язычестве, иудаизме, протестантизме, православии и католичестве: по 10 мифов о каждом религиозном направлении. «Впервые под одной обложкой собраны описания ключевых религиозных мифов», — сообщается в аннотации.

По словам авторов, мифы выбирались по принципу наибольшей злободневности и вредоносности. Чтобы определить их, авторы сами проводили опросы среди верующих и мониторили Интернет-форумы и блоги. Составители сборника не ставили перед собой задачи систематизировать подборку и подачу материала. Возможно, поэтому сборник оставляет после себя неприятное впечатление недоработанности.
Основная задача сборника — просвещенческая: опровергнуть сложившиеся о религиях стереотипы и проверить, насколько истинно то, что мы о них знаем. «Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой», — процитировал Геббельса автор раздела о католичестве Евгений Розенблюм. Вывести на чистую воду эту ложь, которая точно не понравилась бы Богу, — так можно понять название новой книги. Кроме того, перед книгой стоит и коммуникативная задача: помочь людям разных вероисповеданий услышать друг друга вопреки политическим и идеологическим разногласиям. Как отметил священник Эдуард Шатов, за каждым мифом стоят определенные цели. Мифы о религии всегда кому-то идеологически выгодны. Однако, к сожалению, в сборнике не нашлось места идеологическим и историческим причинам возникновения того или иного мифа.

Православный раздел написала для сборника философ, «агрессивный» миссионер и активист православного сектора ЖЖ Мария Сеньчукова. «О православии больше мифов, чем правды», — сказала она в своем выступлении и признала, что защита православной веры и «подпольное миссионерство» были ее основными мотивами. По ее мнению, самый вредоносный миф о православии, миф № 1 — это «патриотический» миф о том, что русский народ является единственным хранителем православной веры в мире.

Однако развенчание мифов связано с определенными опасностями. «Всегда есть риск, развенчивая какой-нибудь миф о своей религии, создать миф о чужой религии», — отметил директор культурного центра «Покровские ворота» Жан-Франсуа Тири. Фактически многие тексты сборника имплицитно полемичны по отношению друг к другу. Да и может ли быть иначе, если речь идет о таких разных религиозных направлениях, как, например, протестантизм, иудаизм, язычество? Какой (чей?) Бог имеется в виду в заглавии книги? Особенно странно звучит фраза «идеи, которые никогда не понравятся Богу» в контексте язычества, подразумевающем многобожие. Что вообще может объединять все эти статьи под одной обложкой? Каков был принцип подбора авторов, если о каждой религии писал ее представитель, а об иудаизме писал христианин?

Все эти вопросы прозвучали на конференции. Мифы, как и авторы, выбраны по какому-то непонятному принципу. Строгих критериев не было, и выбор «десяти главных мифов» оставлялся на усмотрение каждого автора. В результате среди опровергаемых мифов есть и непосредственно связанные с вероучением каждой религии, есть и культурные, и исторические. В результате — общее ощущение «сборной солянки».

Удивляет и набор религий, включенных в сборник. Издатели декларировали свое стремление представить голоса разных вер «без гнева и пристрастия», одинаково по качеству и объему. Однако в книге никак не представлены ислам и буддизм. Как объяснил Богословский, статья об исламе не вошла в сборник, так как ее автор безответственно подошел к заданию и вместо творческого текста сдал в редакцию перепечатку из Интернета. Богословский сообщил, что планируется издание второго тома сборника, в который войдут статьи об исламе, буддизме, а также продолжение статей о христианстве и иудаизме.

С другой стороны, христианство рассмотрено в сборнике в «тройном размере». Каждое из основных христианских течений занимает 1/5 сборника, то есть вместе они составляют 3/5 сборника, а иудаизм, внутри которого также есть разнообразные течения, занимает только 1/5 часть. Бросается в глаза и тщательность, с которой был подготовлен раздел о католичестве. Его писали четыре автора, в то время как каждый из остальных разделов написан лишь одним. Авторы католического раздела пожаловались, что им пришлось существенно урезать свой текст. А изложить опровержение мифа, скажем, о крестовых походах в объеме пяти страниц, по словам Розенблюма, невозможно. Складывается впечатление, как будто книга изначально была задумана как сборник одних только мифов о католичестве, но затем расширена до «полуэкуменического» состава. Богословский на презентации отверг эту идею, сказав, что это очередной миф. По его словам, если бы мифы были только о католичестве, книга не стала бы продаваться. Сейчас, наоборот, большая часть тиража сборника уже раскуплена.

читать в Татьянином Дне

Алена ЧЕПЕЛЬ

Православие

Православие (от греческого «правильное служение», «правильное учение») — одна из основных мировых религий, представляет собой направление в христианстве. Православие оформилось в первом тысячелетии от Р. Х. под предводительством кафедры епископа Константинополя — столицы восточной Римской империи. В настоящее время православие исповедуют 225–300 миллионов человек во всём мире. Кроме России православное вероисповедание получило широкое распространение на Балканах и восточной Европе. Интересно, что наряду с традиционно православными странами приверженцы данного направления христианства встречаются в Японии, Таиланде, Южной Корее и др. странах Азии (причём не только люди со славянским корнями, но и местное население).

Православные верят в Бога-Троицу, в Отца, Сына, и Святого Духа. Считается, что все три божественные ипостаси пребывают в неразрывном единстве. Бог является творцом мира, который был им создан изначально безгрешным. Зло и грех при этом понимаются как искажения устроенного Богом мира. Первородный грех непослушания Адама и Евы Богу был искуплён через воплощение, земную жизнь и крестные страдания Бога-Сына Иисуса Христа.

В понимании православных Церковь — это единый богочеловеческий организм во главе с Господом Иисусом Христом, объединяющий общество людей Святым Духом, Православной Верой, Законом Божиим, иерархией и Таинствами.

Высшим уровнем иерархии священников в православии является чин епископа. Он возглавляет церковную общину на своей территории (епархии), осуществляет таинство рукоположения священнослужителей (посвящения), в том числе других епископов. Череда рукоположений непрерывно восходит к апостолам. Более старшие епископы называются архиепископами и митрополитами, а верховным является патриарх. Более низкий чин церковной иерархии, после епископов, — пресвитеры (священники), которые могут совершать все православные таинства кроме рукоположения. Далее идут диаконы, которые сами не совершают таинств, но помогают в этом пресвитеру или епископу.

Духовенство подразделяется на белое и чёрное. Священники и дьяконы, относящиеся к белому духовенству, имеют семьи. Чёрное духовенство — это монахи, дающие обет безбрачия. Сан диакона в монашестве носит название иеродиакон, а священника — иеромонах. Епископом может стать только представитель чёрного духовенства.

Иерархическая структура православной церкви приемлет определённые демократические процедуры управления, в частности поощряется критика любого духовного лица, если оно отступает от православной веры.

Свобода личности относится к важнейшим принципам православия. Считается, что смысл духовной жизни человека в обретении изначальной подлинной свободы от грехов и страстей, которыми он порабощается. Спасение возможно только под действием благодати Божией, при условии свободного соизволения верующего, приложения им усилий на духовном пути.

Для обретения спасения есть два пути. Первый — монашеский, заключающийся в уединение и отрешении от мира. Это путь особого служения Богу, Церкви и ближним, связанный с напряжённой борьбой человека со своими грехами. Второй путь спасения — это служение миру, прежде всего семье. Семья в православии играет огромную роль и называется малой церковью или домашней церковью.

Источником внутреннего права православной Церкви — основным документом — является Священное предание, которое содержит Священное Писание, толкование Священного Писания, составленное Святыми Отцами, богословские сочинения Святых Отцов (догматические их труды), догматические определения и деяния Святых Вселенских и Поместных Соборов Православной Церкви, богослужебные тексты, иконопись, духовное преемство, выраженное в трудах писателей-подвижников, их наставлениях о духовной жизни.

Отношение православия к государственности строится на утверждении, что всякая власть от Бога. Даже во время гонений на христиан в Римской империи, Апостол Павел заповедует христианам молиться за власть и почитать царя не только страха ради, но и ради совести, зная, что власть есть установление Божие.

К православным таинствам относятся: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Покаяние, Священство, честный Брак и Елеосвящение. Таинство евхаристии или причащения, является самым важным, оно способствует приобщению человека к Богу. Таинство крещения — это вход человека в Церковь, избавление от греха и возможность начать новую жизнь. Миропомазание (обычно следует сразу за крещением) заключается в передаче верующему благословения и даров Святого духа, которые укрепляют человека в духовной жизни. Во время Елеосвящения тело человека помазывают освящённые елеем, что позволяет избавиться от телесных недугов, даёт оставление грехов. Соборование — связано с прощением всех грехов, совершённых человеком, прошением об освобождении от болезней. Покаяние — прощение греха при условии искреннего раскаяния. Исповедь — даёт благодатную возможность, силу и поддержку к очищению от греха.

Молитвы в православии могут быть как домашними, так и общими — церковными. В первом случае человек перед Богом раскрывает своё сердце, а во втором — сила молитвы многократно возрастает, так как в ней участвуют святые и ангелы, являющиеся также членами Церкви.

Православная Церковь считает, что история христианства до великого раскола (разделение православия и католицизма) является историей именно православия. Вообще отношения между двумя основными ветвями христианства всегда складывались достаточно сложно, порой доходя до откровенной конфронтации. Причём даже в 21-м веке ещё рано говорить о полном примирении. Православие считает, что спасение может быть обретено только в христианстве: при этом неправославные христианские общины считаются частично (но не полностью) лишёнными божьей благодати. В отличие от католиков православные не признают догмат о непогрешимости папы римского и его главенство над всеми христианами, догмат о непорочном зачатии Девы Марии, учение о чистилище, догмат о телесном вознесении Божией Матери. Важным отличием православия от католичества, оказавшим серьёзное влияния на политическую историю, является тезис о симфонии духовной и светской властей. Римская Церковь выступает за полный церковный иммунитет и в лице своего Первосвященника обладает суверенной светской властью.

Православная Церковь организационно представляет собой сообщество поместных Церквей, каждая из которых пользуется полной самостоятельностью и независимостью на своей территории. В настоящее время существуют 14 автокефальных Церквей, например, Константинопольская, Русская, Греческая, Болгарская и др.

Церкви русской традиции, придерживающиеся старых обрядов, общепринятых до Никонианской реформы, носят название Старообрядческие. Старообрядцы подвергались гонениям и притеснениям, что было одной из причин, которая вынуждала их вести обособленный образ жизни. Старообрядческие поселения существовали в Сибири, на Севере европейской части России, к настоящему времени старообрядцы расселились по всему миру. Наряду с особенностями исполнения православных ритуалов, отличных от требований Русской православной церкви (например, количество пальцев, которыми крестятся), старообрядцы имеют особый жизненный уклад, например, не употребляют алкоголь, не курят.

В последние годы, в связи с глобализацией духовной жизни (распространение религий по всему миру, независимо от территорий их изначального зарождения и развития), сложилось мнение, что православие как религия, проигрывает конкуренцию буддизму, индуизму, исламу, католичеству, как недостаточно адаптированная для современного мира. Но, возможно, сохранение истинной глубокой религиозности, неразрывно связанной с русской культурой, и есть главное предназначение православия, которое позволит в будущем обрести спасение русскому народу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *