Михаил князь черниговский

Когда Батый разрешил Черниговскому князю предстать с дарами пред свое лицо, пришли монгольские шаманы и по обычаю провели Михаила с его спутниками между священными огнями; затем приказали ему сделать земной поклон на юг тени Чингисхана. Тут Михаил объявил, что вера христианская повелевает кланяться только Святой Троице и запрещает поклонение кумирам. Донесли хану о таком ответе русского князя. Разгневанный Батый послал одного из вельмож, Елдегу, возвестить Михаилу, что он будет казнен, если не исполнит обычных обрядов. Михаил отвечал, что готов пострадать за правую веру. В Орде находился тогда юный ростовский князь Борис Василькович, по матери своей внук Михаила. Татары подослали Бориса, чтобы он уговорил своего деда не упорствовать. Со слезами начал. Борис упрашивать Михаила, склоняя его исполнить волю цареву. Бывшие с Борисом ростовские бояре также приступили к Черниговскому князю с просьбами и говорили, что они со всей своей областью примут на себя епитимию за него. Тут черниговский боярин Федор, опасаясь, чтобы слезы внука и любовь к дочери не поколебали старика, начал укреплять его мужество и решимость, напоминая завет духовного отца и данное ему обещание. Слова Федора устранили всякое колебание.
«Нет, не послушаю вас, не погублю своей души», – сказал Михаил. И, сняв с себя верхний княжеский плащ, бросил его ростовским боярам со словами: «Возьмите славу света сего; я не хочу ее».
Иловайский Д.И. – История России. В 5 томах. Том 1. Становление Руси

Михаил Всеволодович

Михаил Всеволодович


Лицевой летописный свод (том 5, стр. 417): «А по Ярославе сяде на Киеве на великом княжении князь Михаило Черниговский сынъ Всеволода Черемна»

Князь переяславский Предшественник

Ярослав Всеволодович

Преемник

Владимир Рюрикович

Князь черниговский

1223 — 1246

Предшественник

Мстислав Святославич

Преемник

Андрей Всеволодович

Князь новгородский

1225 — 1226

Предшественник

Всеволод Юрьевич

Преемник

Ярослав Всеволодович

1229 — 1231

Предшественник

Ярослав Всеволодович

Преемник

Ярослав Всеволодович

Князь галицкий

1235 — 1238

Предшественник

Даниил Романович

Преемник

Ростислав Михайлович

Великий князь киевский

1238 — 1239

Предшественник

Ярослав Всеволодович

Преемник

Ростислав Мстиславич

1241 — 1243

Рождение

1179

  • Киев, Киевское княжество

Смерть

20 сентября 1246

  • Старый Сарай, Золотая Орда

Место погребения

  • Архангельский собор

Род

Рюриковичи, Ольговичи

Отец

Всеволод Святославич Чермный

Мать

Мария (Анастасия), дочь Казимира Справедливого

Супруга

Олёна Романовна

Дети

Ростислав, Мария
по поздним родословным: Роман, Семён, Мстислав, Юрий

Вероисповедание

православие

Медиафайлы на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Михаил Всеволодович (князь пронский).

Михаи́л Все́володович (известный также, как Михаи́л Черни́говский, 1179—1246) — князь Переяславский (1206), Новгородский (1224, 1229), Черниговский (1223—1246), Галицкий (1235—1239), Великий князь Киевский (1238—1239, 1241—1243). Сын Всеволода Чермного и дочери польского князя Казимира II. Причислен к лику святых на Соборе 1547 года; дни памяти — 20 сентября (3 октября) и 14 (27) февраля.

Биография

После изгнания отцом из Переяславля сына Всеволода Большое Гнездо Ярослава ненадолго занял переяславский престол.

По сути неизвестно, какой стол занимал Михаил между 1206 и 1226 годами, несмотря на то, что он занимал довольно высокое место в княжеской лествице Ольговичей в это время (после отца, Глеба и Мстислава Святославичей). Под 1223 годом был единственным Ольговичем, упомянутым летописью после своего дяди, черниговского князя Мстислава Святославича. Войтович Л. В. считает, что Михаил владел неким княжеством вблизи Чернигова, не называя его, причём по его версии этим княжеством не были ни Стародубское, ни Вщижское, ни Сновское. Младшего же двоюродного брата Михаила, Мстислава Глебовича, в упомянутый период Войтович Л. В. считает новгород-северским князем, то есть владельцем второго по старшинству стола в Чернигово-Северской земле.

Участвовал в битве на Калке, после гибели в ней Мстислава занял черниговский престол. В 1224 году стал новгородским князем сразу после конфликта Юрия Всеволодовича Владимирского, женатого на его сестре, с новгородскими боярами, и организовал обмен пленными.

В 1226 году при помощи Юрия провёл поход против представителя северской ветви Ольговичей Олега Курского. Причину конфликта летопись не указывает, а Л.Войтович считает, что Олег Курский пытался изменить решение черниговского съезда.

В 1228 году совместно с Ростиславом Пинским и Владимиром Рюриковичем участвовал в неудачной осаде города Каменца — владения Даниила Романовича. В 1229 году в Новгородской земле отменил в связи с голодом забожничье на 5 лет для смердов, ушедших в новые земли, также назначил посадником в Новгороде Внезда Водовика, который привёз впоследствии оставленного Михаилом сына Ростислава в Чернигов, после изгнания их из Новгорода и Торжка в 1230 году. Отказался от борьбы за Новгород после похода владимиро-суздальских князей в Черниговскую землю (1231).

Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя (Смирнов В. С., 1883).

В 1234 году вмешался в борьбу за Киев на стороне Изяслава, в том же году Чернигов осаждался войсками Даниила Галицкого, а в 1235 году Михаил ответным походом захватил Галич, а Изяслав — Киев.

Осенью 1237 года к Михаилу за помощью против монголов обратились рязанские князья, послом прибыл Евпатий Коловрат. По версии летописи, Михаил отказался предоставить помощь, так как рязанские с ним на Калку не пошли Евпатий Коловрат вернулся на пепелище Рязани, затем догнал монголов в пределах земли Суздальской, нанёс им ощутимые потери, но и сам погиб вместе с отрядом.

В 1238 году после ухода во Владимир Ярослава Всеволодовича занял Киев, зимой 1238/1239 года организовал поход на Литву с участием своего старшего сына Ростислава и галицких войск, с которым Л.Войтович связывает гибель двух чернигово-северских князей: сына Романа Игоревича Михаила и внука Владимира Игоревича Святослава Всеволодовича. Воспользовавшись уходом галицких бояр, Даниил Романович Волынский смог окончательно завладеть Галичем.

На момент монгольского нашествия на чернигово-северские земли являлся великим князем Киевским, но был вынужден бежать в Венгрию вместе со своим сыном Ростиславом. Получил в кормление от Даниила Галицкого Луцк, впоследствии вернулся в опустошённый татарами Киев, где правил до 1243 года, когда во время его отъезда в Венгрию на свадьбу сына Ростислава, Киев перешёл во владение Ярослава Всеволодовича Владимирского по ярлыку. После этого Михаил Всеволодович вернулся в Чернигов, где правил до момента, когда, вместе с рядом других князей, был вызван в Орду.

Смерть и канонизация

Михаил Всеволодович


Михаил на иконе XVII века

Родился

1179

  • Киев, Киевское княжество

Умер

1246
Золотая Орда

Почитается

в Русской Православной Церкви

Прославлен

в 1572 году

В лике

мученика

День памяти

20 сентября (3 октября) и 14 (27) февраля

Медиафайлы на Викискладе

Перед входом в шатёр Батыя монгольские жрецы повелели ему пройти через священный огонь и поклониться их идолам, на что Михаил, истинный христианин, ответствовал: «Я могу поклониться царю вашему, ибо небо вручило ему судьбу государств земных; но христианин не служит ни огню, ни глухим идолам». За отказ от поклонения по приказу Батыя князь был казнён; следом принял смерть за веру и его верный боярин Феодор. Гибели мучеников посвящено «Сказание о убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора». Князя тайно похоронили верные ему приближённые, а затем его останки перенесли в Чернигов. После его смерти черниговский престол занял брат Михаила Андрей.

Практически одновременно (30 сентября) в Монголии предположительно был отравлен второй из трёх самых влиятельных русских князей — Ярослав Всеволодович Владимирский (почти годом ранее Даниил Галицкий при личном визите к Батыю признал зависимость от ханов).

Вскоре в Ростове был возведён в честь Михаила Черниговского деревянный храм, сгоревший от удара молнии в 1288 году.

В 1572 году останки Михаила Черниговского после его прославления были перенесены из Чернигова в Москву. В 1772 году его мощи помещены в серебряную раку в Архангельском соборе. В 1812 году во время нашествия Наполеона серебряная рака была похищена и впоследствии заменена бронзовой.

В 1987 году Михаил Всеволодович был включён в созданный Собор Тульских святых, празднование Собору совершается 22 сентября (5 октября).

Потомство

См. также: Верховские княжества

Потомки Михаила Черниговского правили во всех чернигово-северских землях, за исключением Посемья (где правили потомки Святослава Ольговича, впоследствии утвердившиеся и в Киеве и Переяславле). Брянские князья носили также титул великих черниговских князей, однако их династия пресеклась, в Брянске утвердилась смоленская княжеская династия, при этом верховские князья стали практически независимыми.

Широкая известность Михаила Черниговского в Русском государстве, особенно после торжественного переноса его мощей из Чернигова, привела к тому, что все служилые верховские князья при составлении родословцев указали его своим предком. Таким образом, в родословных книгах образовалось колоссальное «племя Михаила Черниговского», к которому относили себя, среди прочих, Долгоруковы, Волконские, Репнины, Горчаковы, Оболенские, Одоевские, Воротынские, Барятинские и все прочие потомки Ольговичей. При этом генетические исследования представителей этого клана, проведённые в XXI веке, показали, что они по мужской линии не происходят от того же предка, что и Мономашичи.

Семья и дети

Жена:

  • Олёна (или Мария) Романовна (ум. после 1241) — замужем с 1188/1190 (или с 1210/1211), дочь Романа Мстиславича Галицкого.

Дети:

  • Мария Михайловна (ум. 1271) — жена Василько Константиновича Ростовского,
  • Ростислав Михайлович, бан Мачвы,
  • святая Евфросиния Суздальская, в миру Феодулия.

Предполагамые дети (приписаны в поздних родословцах):

  • Роман Брянский,
  • Семён Глуховский,
  • Мстислав Карачевский,
  • Юрий Тарусский.

Предки

Михаил Всеволодович — предки

Олег Святославич (1052 — 1115) Всеволод Ольгович (1104 — 1146) Святослав Всеволодович (? — 1194) Мстислав Владимирович Великий (1076 — 1132) Мария Мстиславна (XII в. — 1179) Христина Ингесдоттер (XI в. — 1122) Всеволод Святославич Чермный (XII в. — 1212) Святослав Всеславич Василько Святославич (р. 1080) Софья Мария Васильковна (? — 1194) Михаил Всеволодович (1185 — 1246) Владислав I Герман (1043 — 1102) Болеслав III Кривоустый (1086 — 1138) Юдит Чешская (1056 — 1086) Казимир II Справедливый (1138 — 1194) Генрих I Бергский (? — 1132) Саломея фон Берг (1093 — 1144) Адельгейда фон Гинген-Фобург Мария Польская (1164 — 1194) Мстислав Владимирович Великий (1076 — 1132) Ростислав Мстиславич (1110 — 1167) Христина Ингесдоттер (XI в. — 1122) Литольд (XI в. — 1112) Конрад II Ида Бабенбергская (р. XI в.) Елена Зноемская (1141 — 1202) Урош I Вуканович (1080 / 1083 — 1131 / 1145) Мария Сербская (р. XII в.) Анна Диогениса (1075 — 1145)

> См. также

  • Междоусобная война в Южной Руси (1228—1236)
  • Война за объединение Галицко-Волынского княжества

Примечания

  1. Михаил упоминается вторым среди Ольговичей после своего дяди Мстислава Черниговского без указания удела.
  2. По другой версии, в 1226 году. См. Константин Ольгович
  3. Храпачевский Р. П. Военная держава Чингисхана. — М.: АСТ, 2005. — 557 с. — (Военно-историческая библиотека). — ISBN 5170279167.
  4. КНЯЗІВСЬКІ ДИНАСТІЇ CXIДНОЇ ЄВРОПИ.
  5. Галицко-Волынская летопись. В лето 6745
  6. М.Грушевский ХРОНОЛОГІЯ ПОДІЙ ГАЛИЦЬКО-ВОЛИНСЬКОГО ЛІТОПИСУ
  7. Здравомыслов К. Я. Феодор (мученик, боярин черниговский) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  8. Главная>Приходы>г.Тула. Официальный сайт Тульской епархии. — «Святые Тульского благочиния: В Собор Тульских святых входят:». Дата обращения 25 августа 2014.
  9. Rurikid Dynasty DNA Project (англ.). Дата обращения 2 сентября 2012. Архивировано 18 октября 2012 года.
  10. RUSSIA RURIKID. fmg.ac. Дата обращения 15 августа 2017.

Литература

  1. Экземплярский А. В. Черниговские, князья // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  2. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001 г.
  3. Богуславский В. В. Славянская Энциклопедия. Киевская Русь-Московия: в 2 т. — М.: Олма-Пресс, 2001., т.1, стр.728-729
  4. Русский биографический словарь: В 25 т. /А. А. Половцов. — М., 1896—1918.
  5. Жития Святых, на русском языке, изложенные по руководству четьих-минеи Св. Димитрия Ростовского. Книга третья. Издание Московской синодальной типографии. Москва. 1906. — Репринт: Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1993.
  6. Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора // В: Повести и сказания Древней Руси. Отв. ред. Д. С. Лихачев. СПб., Диля, 2001, 243—247.
  7. Горский А. А. Гибель Михаила Черниговского в контексте первых русских князей с Ордой // Средневековая Русь, 6, 2006, 138—154.
  8. Парунин А. В. Модель смерти и умирания в «Повести об убиении князя Михаила Черниговского» // http://krotov.info/libr_min/16_p/ar/unin_01.htm.
  9. Беспалов Р. А. «Новое потомство» князя Михаила Черниговского по источникам XVI—XVII веков (к постановке проблемы) // Проблемы славяноведения. Сб. научных статей и материалов. Брянск: РИО БГУ, 2011. Вып. 13. С. 63-97.

Ссылки

  • Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора (Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ)
  • Святой благоверный князь Михаил Черниговский — Православный Церковный календарь
  • Михаил Всеволодович Черниговский: сайт Хронос

Михаил Черниговский: мученик веры или жертва интриг?

XIII век — время крупнейших испытаний для Русской земли за всю предшествующую историю её существования. Монголо-татарское нашествие не шло ни в какое сравнение с набегами печенегов или половцев, русские князья столкнулись с гнетущей реальностью политической зависимости — теперь недостаточно было всего лишь откупиться деньгами от захватчиков. Рюриковичам необходимо отныне добиваться права на владение своей вотчиной у иноземного правителя — такого унижения Русь не знала никогда.
Множество князей побывало в Орде за почти двухсотлетнее иго. Первые десятилетия после нашествия были связаны с необходимостью правителей подтверждать своё владение у монгольских хозяев. Эти поездки сопровождались огромным риском — путешествие в страну, чуждую по культуре и религии, таило в себе множество опасностей. Немногие переживали эти аудиенции. Великий князь Ярослав Всеволодович, например, пал жертвой политических интриг в столице монгольского государства, Каракоруме. А Михаил Черниговский, по свидетельствам источников, был убит из-за своей приверженности христианской вере.

Иконописное изображение князя Михаила. (vlsobor.com)

От битвы на Калке до монгольского вторжения

«Домонгольская» биография Черниговского князя могла бы с успехом лечь в основу отечественного аналога «Игры престолов». Она полна битв, политических интриг, славных деяний и великих провалов. Политическая биография Михаила, впоследствии причисленного к лику святых, оказалась непродолжительной, чуть больше 20-ти лет, но очень насыщенной.
Она началась в 1223 году. В этот год многие русские князья нашли свою смерть либо на поле брани на реке Калке, либо под трапезным столом, за котором пировали монгольские захватчики. Немногим удалось спастись. Таким счастливчиком оказался и сорокачетырёхлетний Михаил. Гибель тогдашнего черниговского князя Мстислава Ярославовича помогла ему занять вакантное место в одной из сильнейших вотчин на территории Руси.

Эпизод битвы на реке Калке в интерпретации современного художника. (assets.discours.io)

С этого момента Михаил успеет побывать главой Новгорода, Киева и даже Галича. Неутомимый честолюбец, он настроил против себя, наверное, всех видных политических деятелей той эпохи — в первую очередь, Ярослава Владимирского и Даниила Галицкого. В борьбе за Юго-Западную Русь он даже использовал помощь венгров — своего сына, Романа, сосватал к дочери венгерского короля Белы IV Анне. В результате политических интриг и прямого военного вмешательства Михаил к моменту начала татаро-монгольского нашествия фактически контролировал всю Южную Русь — сам он сидел в Чернигове, а его сын — в Галиче.

Монгольское вторжение

С этого момента в биографии будущего святого появляются факты, не слишком хорошо согласующиеся с тем культом, который был сконструирован русскими духовными деятелями впоследствии. В 1237 году ко двору черниговского князя прибывают послы из Рязани с просьбой оказать им помощь в борьбе против иностранных захватчиков. Возглавлял делегацию небезызвестный Евпатий Коловрат, впоследствии вписавший золотыми буквами своё имя в страницу ратных подвигов Руси.

П. Литвинский «Евпатий Коловрат». (rounb.ru)

Однако Михаил напомнил посланцам о том, что в 1223 году, во время первого очного противостояния монголов и русских княжеств, рязанские полки на поле боя не явились, после чего отказал гостям в их просьбе. Трудно сказать, как бы сложилась история, пошли Михаил свои полки на помощь рязанцам. В любом случае, оставив на растерзание Северо-Восточную Русь, черниговский князь во многом накликал на себя беду, случившуюся через несколько лет уже в его владениях.
В 1239 году вторая волна монгольского нашествия обрушилась на Южную Русь. Орды захватчиков под командованием внука Чингисхана, Мунке, разорили Чернигов, Переяславль и подошли к Киеву, в котором в то время находился Михаил. Мунке предложил князю сдать город без боя и покориться Батыю. Однако на это последовал отказ, и, более того, монгольские послы были зверски убиты. Казалось бы — вслед за таким смелым поступком Михаил должен подготовить оборону города и оказать достойное сопротивление монголам. Но произошло всё в точности до наоборот — черниговский князь спешно покинул Киев и ушёл в Венгрию вместе с сыном, оставив киевлян на растерзание озлобленных захватчиков.

Монголы осаждают древнерусский город. (kubarev.ru)

Последующие несколько лет Михаил с семьёй банально бегал от армии Батыя, которая, казалось, преследует его по пятам. До 1240 года отсидевшись в Галиче (с разрешения князя Даниила), он, после захвата и разграбления монголами Киева, бежит в Венгрию. Когда же кочевники появляются у границ королевства Белы IV — Михаил отправляется вглубь Европы, в Германию.
Однако скитания по Европе ни к чему не приводят: союзников найти не удалось, да и отношение к беглому князю было совсем не гостеприимным. В 1241 году блудный Михаил возвращается в разорённый Киев, где продолжает править ещё два года. Во время его непродолжительной отлучки в Венгрию, где сын Ростислав справлял свадьбу с дочерью венгерского короля, Анной, киевское княжение по ярлыку переходит Ярославу Всеволодовичу. Михаил вынужден вернуться в родовое гнездо — Чернигов, где его и настигнет роковой вызов в ставку Батыя в 1246 году.

Древний Чернигов, реконструкция. (social.shorthand.com)

Михаил Черниговский и ярлык на княжение

В тот год русские князья массово вызывались к монголам для подтверждения права на управления своими владениями, а также, судя по всему, для выработки основных юридических моментов, связанных с зависимым отношением Руси. Ярослава Всеволодовича сразу после встречи с Батыем отправили в Каракорум, на курултай по случаю избрания нового хана. Даниил Галицкий, несмотря на свою нескрываемую антиордынскую позицию, подтвердил владение Галицким княжеством. Но Михаил Всеволодович живым из ставки Батыя не вернулся.
События, произошедшие с князем, описаны во множестве источников: это и «История монголов» Иоанна де Плано Карпини, и Галицкая летопись, и «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора». Попробуем восстановить хронологию событий того злополучного дня.

Русские князья в ставке Батыя. (grommus.com)

Все князья, претендовавшие на получение ярлыка, должны были пройти монгольский языческий обряд, который доказывал лояльность кандидата новым хозяевам. В сопровождении монгольских жрецов они должны проходили между двух костров, затем кланялись языческим идолам (среди которых было и изображение Чингисхана), а также бросали в огонь часть принесённых даров. Михаилу знал об этих процедурах — Московский летописный свод сообщает о том, что князь ещё перед поездкой в ставку Батыя принял решение отказаться от унизительных для истинного христианина действий.
Прибыв к монголам, Михаил сразу заявил языческим жрецам, что не собирается проходить обряды, однако не отказывался принести присягу Батыю. Уговоры не подействовали на черниговского князя. Тогда, по сообщению летописца, Батый пришёл в ярость и приказал лишить жизни строптивого русича. Примечательно, что на эти случаи у захватчиков были припасены особые исполнители из числа русских. Согласно летописи, последний штрих в расправе над князем и его слугой, боярином Фёдором, сделал некий Доман Путивльцев, отрезав отступникам головы.

Даниил Галицкий, Ярослав Всеволодович или хан Батый: кому была выгодна смерть князя?

Почему же Михаил Черниговский был наказан за отказ соблюдать языческий обряд? Не всех древнерусских князей наказывали за такой демарш — например, Даниил Галицкий обошёлся без этой процедуры и получил ярлык на княжение в Галиче. По всей видимости, причины убийства находились всё же в плоскости политической, нежели религиозной.
В наше время достоверно сказать о том, почему Михаил сложил голову в ставке Батыя, не представляется возможным. Однако можно описать возможные версии произошедшего. Батый мог наказать черниговского князя за его тесные связи с венгерским королевским домом. Венгрия пережила нашествие монгольских орд и занимала крайне агрессивную позицию по отношению к захватчикам. Но и Даниил Галицкий имел родственные связи с династией Арпадов и относился к Батыю отрицательно. За это он наказан не был.
Ещё одна гипотетическая теория — Михаил Черниговский пал жертвой интриг других древнерусских князей. Мотивы были и у Ярослава Всеволодовича, и у Даниила Галицкого. С Ярославом отношения у будущего святого были натянутые, сказывалось соперничество за новгородский и киевский столы. Даниил не мог забыть Михаилу захват Галича. Таким образом, вызов Батыем черниговского князя к себе мог таить потенциальную опасность возвышения соперника владимирского и галичского князей. Однако документальных подтверждений таких интриг нет. Можно только предполагать, что Ярослав и Даниил могли сообщить Батыю какую-нибудь негативную информацию относительно Михаила, дабы убрать его со своего пути.
Ещё один источник всевозможных заговоров — другие князья Черниговского дома. Они могли не питать особой любви к Михаилу из-за его авантюрной политики до монгольского нашествия, раз за разом подставлявшей Чернигов под прямой удар противника. Другие князья черниговского дома также бывали в ставке Батыя (один из них даже был убит по довольно странному обвинению в краже лошадей на границе) и могли дать свидетельские показания против Михаила.
Причин было много и все версии имеют право на существование. Что же стало с именем Михаила после его смерти? Уже в XIII веке было составлено «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора», впоследствии переработанное в житие. По всей видимости, почитание князя как местного святого, пострадавшего за веру Христову, началось на территории Черниговского княжества почти сразу после его смерти — в Ростове даже был возведён храм в его честь, до нашего времени, однако, не сохранившийся.

Михаил Черниговский и боярин Фёдор, иконописное изображение. (ruvera.ru)

Канонизация Михаила на общероссийском уровне произошла во время правления Ивана Грозного, в 1578 году и связана с именем митрополита Макария. С политической точки зрения создание «пантеона» общерусских святых в это время было весьма кстати — Русь объединилась и крепла день ото дня, а фигура Михаила как нельзя лучше подходила к новой идеологической парадигме Московского государства. Черниговский князь выполнил свою политическую функцию уже после смерти, однако его жизнь, полную нехристианского честолюбия и эгоизма, вряд ли можно назвать православным идеалом.

Православный Церковный календарь

Песнь 1

Ирмос: Моря чермную пучину невлажными стопами древний пешешествовав, Израиль крестообразныма Моисеовыма рукама Амаликову силу в пустыни победил есть.

Припев: Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Твоими молитвами страстотерпче Михаиле, благодать мне и просвещение с небесе даруй, яко да возмогу похвалити доблести и страдания твоя.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Божественным желанием разжигаемь, Михаиле святе, с Феодором болярином, паки к вашему отечеству возвращаетеся, идеже мучения венцы от десницы Вышняго приясте, изрядно поминайте вас почитающих.

Слава: Царствия вечнующаго, и никакоже мимотекущаго воспоминая наслаждение, святе, царство земное преобидев, и вместо скиптра крест взял еси, и самозван к подвигом устремился еси, купно со страдавшим с тобою Феодором болярином.

И ныне: Святых Святейшая была еси, Дево Чистая, святых Святаго на руку Христа носивши, Божественною силою тварь содержащаго.

Песнь 3

Ирмос: Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, зовущи: Ты моя крепость, Господи, и прибежище, и утверждение.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Яряся зверь нечестивый, убити вас повелевает, сего скверным повелением повинутися не хотящих, и твари паче Творца не послужисте, но Христу вопиясте: Свят еси, Господи.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Любовию твоего Владыки снедаемь быв Михаиле, купно с Феодором болярином, ничтоже земнаго вменисте, и Того желанием мучения чашу исписте усердно, Христу вопиюще: Свят еси, Господи.

Слава: Самозван от дальных стран отечество твое пришед посетити, и злоименитаго царя богоборную прелесть обличити, от негоже пострадав, жертва Богу принеслся еси.

И ныне: Возставила еси, Чистая, паки падший мой образ, рождшая Виновнаго паче естественнаго воскресения.

Господи, помилуй (трижды).

Седален, глас 1-й

Камение твердо явистеся, и непреборими бысте мучителей прещением, Михаиле славне и Феодоре премудре. Сего ради Российстии собори вопиют радостно: слава Укрепльшему вы, слава Венчавшему вы, слава Просвещшему вами весь мир.

Слава, и ныне: Проображаше таинственно древле Иисус Навин Креста образ, егда руце простре крестовидно, Спасе мой, и ста солнце, дондеже враги низложи противостоящия Тебе Богу; ныне бо зайде на Кресте Тя зря, и державу смертную разрушив, весь мир совоздвигл еси.

Песнь 4

Ирмос: Вознесена Тя видевши Церковь на Кресте, Солнце Праведное, ста в чине своем, достойно взывающи: слава силе Твоей, Господи.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Богомерзскаго и злочестиваго царя неправедна и лукавнейша паче всея земли, безбожную веру укористе, и лютаго беса обличивше прелесть, яко агнцы за Христа заклани бысте, и яко солнце по кончине просияли есте.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Усты светлыми витийствуя, исповедал еси благочестно Единаго Бога, Михаиле, с пострадавшим с тобою Феодором: и сего ради злочестивый царь не терпя, повелевает убити вас на самей кончине Христа исповедающия.

Слава: О, ярости царя злочестиваго и неправеднаго убиения! О, терпения непобедимых страдалец! Иже по вере добре подвигшеся, Христу вопияху: слава силе Твоей, Господи.

И ныне: Неискусобрачно родила еси, о, Дево! и по Рождестве явилася еси девствующи паки. Тем немолчными гласы, радуйся, Тебе, Владычице, верою несомненною вопием.

Песнь 5

Ирмос: Ты, Господи, мой Свет, в мир пришел еси, Свет Святый, обращаяй из мрачна неведения верою воспевающия Тя.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Дивлюся, о, царю! твоему безумию, и суетному глаголу, исповедниче Михаиле рекл еси, и с благородным Феодором: твари паче Творца никакоже да будет нам покланятися, она бо человека ради сотворена есть.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Злочестивый он законопреступный Доман, иже первее веры христианския отвергся, не терпя твоего исповедания, зле огорчися, ножем отрезует главу твою честную, исповедниче Христов Михаиле.

Слава: Аще честная святая телеса ваша и небрегома пребыша от кровоядец онех, повержена псом на снедение, но Бог соблюдаше оная, и столпом огненным осияваше, пресветлыми зарями.

И ныне: Бог в Тя, Богомати, вселися, человека назидая во тлю падшаго прелестию змия.

Песнь 6

Ирмос: Пожру Ти со гласом хваления, Господи, Церковь вопиет Ти, от бесовския крове очищшися ради милости от ребр Твоих истекшею Кровию.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Недоволен злочестивый быв мучитель, о убиении благочестиваго Михаила, покушашеся и страдальца Феодора лестию увещати: аще бо, рече, богом моим поклонишися, со мною во славе будеши, и имению господина твоего наследник будеши.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Мне да не будет, о, царю пребеззаконне! Христе отврещися, и ложным твоим богом поклонитися. Мне бо еже жити Христос, и еже умрети за Него, приобретение.

Слава: От юности житие твое чисто явися, Пресвятаго Духа дарованием Феодоре, посреде бо злочестивых мучителей, твоему господину поборник был еси, и с ним на небесех присно веселишися.

И ныне: Излияв первее яд во уши Евины змий вселукавый, ты же сего Едина оттрясла еси, Богомати, Истребителя сему рождши.

Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне:

Кондак, глас 8-й

Царство земное в ничтоже вменив, славу яко преходящую оставил еси, самозван пришед к подвигом, Троицу проповедал еси пред нечестивым мучителем, страстотерпче Михаиле, с доблим Феодором, Царю Сил предстояще, молите без вреда сохранити отечество ваше, град же и люди, да вас непрестанно почитаем.

Икос

Кто подвиги ваша и болезни возможет извещати, страстотерпцы, яже мужески претерпесте за веру Господню? и дарований, ихже сподобистеся, не довлеют уста человеческая исповедати. Премудростию бо украшени и мужеством, богатство и славу привременную возненавидесте, Михаиле славный, и с пострадавшим с тобою дивным Феодором, с ним не разлучастеся на земли и на небеси. Тем молите без вреда сохранити отечество ваше, град же и люди, да вас непрестанно почитаем.

Песнь 7

Ирмос: В пещи авраамстии отроцы персидстей, любовию благочестия паче, нежели пламенем, опаляеми, взываху: благословен еси в храме славы Твоея, Господи.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Ни любви сопружницы, ни чад разлучению внимал еси, но сия вся в руки предав Божия, яко Творца и Промысленника всех, вопиял еси: благословен Бог отцев наших (дважды).

Слава: Поревновав мужеству прежде бывших мучеников, тех блаженство и славу получил еси, достохвальне Михаиле, купно с Феодором, вопиюще: благословен Бог отцев наших.

И ныне: Вышняго Освященное Божественное Селение, радуйся, Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословена Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.

Песнь 8

Ирмос: Руце распростер, Даниил львов зияния в рове затче; огненную же силу угасиша, добродетелию препоясавшеся, благочестия рачители, отроцы, взывающе: благословите, вся дела Господня, Господа.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Взирая на воздаяния, сущая на небесех всечестне, яже любящим Христос предуготова, и вопиющим Ему от души: благословите, вся дела Господня, Господа.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Божественная мученик страдания воистинну превзыдоша похваления, паче слова и помышления, яко тленным телом безплотныя враги победиша, вопиюще: благословите, вся дела Господня, Господа.

Слава: Непоколебимь в подвизех пребыл еси, паче же нечестивых сердца поколебал еси, видевших тя непреклонна, святе Михаиле, купно с Феодором вопиюща: благословите, вся дела Господня, Господа.

И ныне: Таинство странно, истинно, под солнцем Едина показала еси, Бога бо родила еси, Чистая, Невидимаго и Безначальнаго, Невместимаго, всем Непостижимаго, Емуже вопием: благословите, вся дела Господня, Господа.

Песнь 9

Ирмос: Камень нерукосечный от несекомыя горы, Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества. Тем, веселящеся, Тя, Богородице, величаем.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Приидите чистым сердцем и трезвою совестию, великомученика Михаила, с советником крепким Феодором, паче злата светящася зряще величаем.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Светлая ваша, пребогатии, победная храборствия на врага, видев Всевидящее Око подвиги ваша, венцы одоления венчает Спас душ наших.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Воинства Ангелов удивишася, мучеников же лики и праведных собори согласно похвалиша Христа, таковое терпение вам даровавшаго.

Слава: Непобедимая честная мученик двоица, на небесех живущи, певцы своя поминай, совершающих во хвалении священная ваша страдания, вас непрестанно величающих.

И ныне: Земля избавися от клятвы древния Рождеством Твоим. Темже Тя, Богородительнице, величаем.

3 октября (20 сентября ст. ст.) Церковь чтит память мучеников великаго князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора. В 1245 году они были зверски замучены в Золотой Орде.

  • Князь Михаил Черниговский. Житие
  • Подвиг Михаила Черниговского и боярина Феодора
  • Прославление мучеников Михаила и Феодора Черниговских. Тропарь и кондак святым
  • Мученики Михаил Черниговский и Феодор. Иконы

Князь Михаил Черниговский. Житие

Святой благоверный князь Михаил Черниговский был сыном Всеволода Ольговича Чермного (ум. 1212). С детства Михаил отличался благочестием и кротостью, избегал шумных сборищ, а играм предпочитал душеполезное чтение.

С юных лет отличался он добродетельною жизнью; возлюбив Христа, он служил Ему от всего сердца, и все видели душевное незлобие князя — его кротость, смирение, обходительность со всеми и милосердие к бедным. Угождая всегда Богу молитвою и постом и всякими добрыми делами украшая свою душу, князь Михаил соделал ее прекрасным жилищем Бога, Творца своего.

С ранних лет княжич был слаб здоровьем, но, уповая на милость Божию и благодаря молитвам преподобного Никиты, Переяславского Столпника, в 1186 году исцелился от недугов. В 1190 году Михаил взял себе в жены дочь князя Галицкого Романа Мстиславича — Олёну, во святом крещении Елену.

Известно, что в 1223 году князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве. Здесь решался вопрос о помощи половцам, на которых шли татаро-монгольские полчища. 21 мая 1223 года в битве на реке Калке погиб дядя Михаила — Мстислав Черниговский. Михаил становится князем Черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение в Новгород.

Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего града Новгорода.

Особенно важным для новгородцев было княжение Михаила в новгородской земле, ибо это означало примирение с Новгородом великого князя Владимирского Георгия Всеволодовича (1188–1238 гг.), супруга которого, княгиня Агафья, была сестрой князя Михаила.

Однако князь Михаил весьма недолго княжил в Новгороде. Он собрался возвратиться в родной Чернигов. На мольбы новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители — братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов.

Князь Михаил ревностно занялся благоустройством своего удела.

Его деятельность вызвала беспокойство Курского князя Олега, и между князьями в 1227 году едва не вспыхнула междоусобица — их примирил Киевский митрополит Кирилл (1224 – 1233 гг.). В том же году благоверный князь Михаил мирно разрешил на Волыни спор между Киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и князем Галицким.

С 1235 года князь Михаил занимал Киевский великокняжеский престол. Наступали трудные времена. В 1238 году татары разорили Рязань, Владимир, Суздаль. В 1239 году татаро-монгольские полчища двинулись на южную сторону Русского государства, опустошили левобережье Днепра, черниговские и переяславские земли. Осенью 1240 года татаро-монгольские войска подступили к Киеву. Ханские послы предложили Киеву добровольно покориться, но князь Михаил отказался вести с ними переговоры. Он тут же предложил венгерскому королю объединить силы и дать отпор общему врагу, с такими же воззваниями князь Михаил обращался и к Польше, Германии.

Но уже было поздно, Русь была разгромлена, затем эта же участь постигла и Венгрию, и Польшу. Не получив поддержки от европейских государств, князь Михаил вернулся в разгромленный Киев и некоторое время жил неподалеку от города, а вскоре переселился в Чернигов. Все же черниговский князь не терял надежды на возможное объединение христианской Европы против азиатских варваров. В 1245 году на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный Михаилом его сподвижник митрополит Петр (Акерович). Петр считал единственно возможной защитой крестовый поход против Орды. Но этот Собор никаких решений об общем противодействии татаро-монгольскому нашествию не принял. Князь Михаил решил бороться самостоятельно, без поддержки иноземных властителей.

Подвиг Михаила Черниговского и боярина Феодора

Вскоре на Русь явились ханские послы, затем, чтобы провести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалась полная покорность хану, а на княжение князю нужно было получить разрешение — ярлык. Послы хана Батыя сообщили князю Михаилу, что и ему нужно отправиться в Орду для подтверждения прав на княжение ярлыком. Видя разоренную Русь, князь Михаил осознавал необходимость повиноваться хану, но как ревностный христианин он знал, что от веры своей перед язычниками не отступит. От своего духовного отца, епископа Иоанна, он получил благословение ехать в Орду и обещал ему, что он скорее умрет за Христа и святую веру, чем поклонится ханским идолам.

Вместе с князем Михаилом отправился в Орду его верный сподвижник боярин Феодор. В Орде, возможно, прознали о попытках князя Михаила организовать выступление против Орды совместно с Венгрией и другими европейскими державами. Когда в 1246 году князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали перед тем, как идти к хану, пройти через огненный костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклониться обожествляемым монголами стихиям — солнцу и огню. В ответ жрецам, повелевшим исполнить сей языческий обряд, черниговский князь ответил:

Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари.

Хану донесли о непокорности князя. Батый через своего приближенного передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, князь и его спутники будут замучены. Но и на это последовал решительный ответ князя Михаила:

Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам.

После ответа судьба мужественного князя была решена. Укрепляясь словами Господа: «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою Меня и Евангелия ради, тот сбережет ее» (Мк. 8, 35-38), князь и преданный его боярин Феодор приготовились к мученической кончине и приобщились Святых Христовых Таин, которые дал им с собой духовный отец — епископ Иоанн.

Ордынские варвары схватили князя и долго, жестоко избивали, пока земля не обагрилась кровью. Один из царских слуг, бывший прежде христианином, а потом отступивший от Христовой веры, отсек голову князю Михаилу. Боярину Феодору льстиво предлагали отступить от веры Христовой и выполнить языческий обряд, за это ему обещали княжеское достоинство замученного страдальца. Но боярин Феодор был непреклонен. После таких же зверских истязаний ему отрубили голову.

Так, честно пострадав, святые мученики Михаил и Феодор предали души свои в руки Господу, в 6753 году от сотворения мира, от Рождества же Христова в 1245 году, сентября в 20 день. Святые тела их брошены были на съедение псам, но в продолжение многих дней оставались целыми и никем не тронутыми. Так благодать Христова сохраняла их невредимыми. Кроме сего над телами мучеников появлялся огненный столп, сиявший ярким блеском, и каждую ночь виднелись горящие свечи. Видя всё сие, христиане, находившиеся в то время в Орде, взяли тайно тела мучеников и с честью погребли их.

Прославление мучеников Михаила и Феодора Черниговских. Тропарь и кондак святым

14 февраля 1572 года по желанию царя Иоанна Васильевича Грозного с благословения митрополита Антония мощи Михаила Черниговского и боярина его Феодора после их прославления были перенесены из Чернигова в Москву — в храм, посвященный их имени. Оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года — в Архангельский собор Московского Кремля, где и находятся ныне.

Житие и служба святых Михаилу и Феодору Черниговским были составлены в середине XVI столетия известным церковным писателем, иноком Зиновием Отенским.

Исповеднический подвиг великого князя Михаила черниговского и боярина его Феодора святого Феодора поразил даже их палачей. Борьба Руси против татаро-монгольского ига продолжалась еще долго. Церковь Христову украсили новые мученики и исповедники: в Орде в 1246 году был отравлен великий князь Феодор, замучены были великие князья — Роман Рязанский (в 1270 году) и Михаил Тверской (в 1318 году), сыновья Михаила Тверского — Димитрий (в 1325 году) и Александр (в 1339 году). Всех их укрепляли пример и святые молитвы святого благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора.

Тропарь, глас 4

Жизнь свою мученически совершивше, исповедания венцы украсившееся. К Небесным востекосте, Михайле премудре, с доблим Феодором. Молите Христа Бога, сохранити Отечество ваше, град же и люди, по велицей его милости.

Кондак, глас 8

Царство земное ни во что же вменив, и славу яко преходящую оставил еси. Самозван пришед к подвигом, Троицу проповедал еси пред нечестивым мучителем, страстотерпче Михайле, с доблим Феодором, цареви силам предстоящее. Молите без вреда сохранити Отечество ваше, град же и люди, да вас непрестанно почитаем.

Библиотека Русской веры
Канон князю Михаилу и боярину Феодору →

Читать онлайн

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *