Милостивая икона божией матери

Содержание

Икона Божией Матери “Милостивая” в чем помогает, когда нужно молиться?

Древняя легенда утверждает, что икона Божией Матери «Милостивая» была нарисована евангелистом Лукой. Второе название своё – «Киккотиса» – она получила благодаря горе Киккос, которая находится на острове Кипр. Здесь она хранится в храме, в императорской обители, построенной в её честь.

Где же путешествовал этот чудесный образ Небесной Царицы, прежде чем оказался на острове Кипр? Сперва им владела одна из первых христианских египетских общин. После его перевезли в Константинополь, где он хранился до времён правления Алексия Комнина (начало XII века). Именно тогда отшельнику Исаие в чудесном знамении было сказано, что его стараниями чудотворный образ, который написал евангелист Лука, будет храниться на острове Кипр.

Много сил потратил старец, прежде чем выполнил Божественное откровение. Когда икона Божией Матери «Милостивая» прибыла на остров, она стала творить чудеса. И доныне в обитель необыкновенного образа со всех сторон света приезжают одержимые всевозможными болезнями: исцеление они получают по вере своей.

Интересно, что в чудодейственную силу этой иконы веруют не только христиане, но и иноземцы, которые в бедах и болезнях также просят у неё помощи. Бесконечна милость Пресвятой Девы, покровительницы всех страждущих: неспроста её образ носит имя «Милостивая». Чудесная «Киккская» икона Царицы Небесной владеет сногсшибательным качеством: она, неизвестно с какого времени, прикрыта пеленою до середины – от правого нижнего угла до верхнего левого. Из-за этого покрывала никто не может видеть ликов Девы Марии и младенца Христа, да и не пытаются.

Изображение Пресвятой Девы на иконе похоже на образ Одигитрии, как и лик Смоленского образа Царицы Небесной: её глава увенчана короной. Необходимо отметить, что сегодня список с этого изображения особо чтят в Никольском женском монастыре города Мукачева.

Монастырь Киккос

А давайте изучим Киккский монастырь? Это ставропигиальный мужской монастырь православной Кипрской церкви, одна из богатейших и известнейших обителей Кипра. Его именуют Священным царским монастырём Киккского образа Богородицы.

Данный скит был основан в конце одиннадцатого века византийским повелителем Алексеем I Комнином. Он находится недалеко от горной системы Троодос на высоте 1140 метров над уровнем моря.

История обители

Легенда гласит, что древний отшельник, которого звали Исаия, жил в пещере горы Киккос. Однажды в деревню Маратаса приехал византийский сатрап Кипра Мануил Вутомитис. Необходимо отметить, что эта персона каждое лето приезжала отдыхать в это местечко. И вот наместник отправился на охоту в лес и неожиданно сбился с пути. Он долго искал дорогу, ведущую к дому, и случайно встретил Исаию. Сатрап попросил его помочь отыскать ему дорогу, но удалившийся от мирской жизни отшельник промолчал. Мануил очень рассердился и ударил Исаию.

Прошло немного времени, и наместник возвратился в Никосию, где его внезапно свалила неизлечимая болезнь «шатика»: её считали некоей разновидностью паралича. Он страшно мучился, каждая клетка его тела страдала от боли, и вдруг он вспомнил, как поступил с отшельником. И в тот же час несчастный начал молить Господа о выздоровлении, ведь лишь тогда он мог бы встретиться с Исаией и попросить у него прощения.

Бог услышал мольбы сатрапа, и тот исцелился. Вскоре Господь явился к отшельнику и сообщил ему, что он встретил наместника по Божьей воле. Кроме всего прочего, Всевышний велел Исаие попросить Мануила Вутомитиса привезти ему икону Богородицы, которую нарисовал апостол Лука на Кипре. Известно, что эта реликвия хранилась в константинопольском императорском дворце.

Услышав просьбу отшельника, Мануил Вутомитис очень огорчился, так как считал невозможным исполнение данной просьбы. Тогда Исаия рассказал ему о воле Всевышнего и предложил Мануилу вместе поехать в Константинополь. Они приехали в столицу и долгое время по ней гуляли, но наместник никак не мог собраться с духом и предстать перед императором. Не желая изнурять Исаию, он велел ему отправляться на Кипр, снабдив различным церемониальным убранством и иконами. Он также успокоил его, пообещав, что обязательно встретится с императором.

Немного погодя дочь правителя заболела тем же недугом, что и ранее Мануил Вутомитис. Наместник, воспользовавшись этим случаем, тот час же отправился к повелителю Алексею I Комнину. Он сообщил ему о монахе Исаии и о том, что произошло с ним. Мануил заверил правителя, что если он разрешит перевезти икону на Кипр, то ребёнок моментально выздоровеет. Император очень горевал, поэтому послушался Мануила, и вскоре его дочь была здорова.

Необходимо отметить, что императору очень нравилась икона Божией матери «Милостивая», и он не желал с ней расставаться. Алексей приказал лучшим художникам империи нарисовать её точную копию, которую он планировал отправить на Кипр. Ночью властителю явилась во сне Царица Небесная: она сказала, что желает на острове видеть оригинал своего образа, а копии пусть он хранит у себя.

На следующий день чудотворная икона Божией матери «Милостивая» отправилась на корабле на Кипр, где её ожидал Исаия. К горам Троодос от побережья образ несли пешком: деревья склоняли свои ветви и стволы, приветствуя его, кивали макушками, здороваясь с ним. Итак, икону доставили на остров, и император приказал построить в горах из дерева монастырь и молельню для хранения столь драгоценной реликвии.

В 1365 году случился пожар, и монастырь пришлось выстраивать заново. Во второй раз его возвели из камня и дерева. К сожалению, в 1541 году скит вновь был сожжён, и вновь его отстроили, но теперь из камня. Ранее здание было однонефным, но в 1745 году его увеличили, и оно превратилось в трёхнефное. Необходимо отметить, что средний неф предназначался Деве Марии: именно поэтому монастырь отмечает церковный праздник Рождество Богородицы 8 сентября и Успение Богородицы 15 августа. Левый неф посвящён архангелам Михаилу и Гавриилу, а правый – Всем Святым.

Кстати, колокольню построили в 1882 году, намного позже монастыря. Это связано с тем, что во времена владычества Османской Империи христианам был запрещён бой колоколов. Колокольня имеет шесть колоколов: один из них выплавлен в России, его вес равен 1280 кг.

Современное состояние

Постройки монастыря Киккос относятся к различным эпохам. Храм расположен в центре. Вокруг него построены соборная комната, дом настоятеля, библиотека, кельи монахов, музей, приёмные залы и прочие здания. Здесь также имеется колодец, вырытый в центре большого вымощенного двора. Как отмечалось выше, изначально и монастырь, и все его здания были срублены из дерева: вершина горы Киккос находится недалеко от пафского леса, поэтому местность не испытывает недостатка в пиломатериалах.

Скит украшают фрески и мозаики, созданные в 1991-1993 годах иконописцами братьями Кипола и иными мастерами из Румынии и Греции.

Образ Богородицы

На протяжении многих столетий икона Божией матери «Милостивая» была почитаема местными жителями, которые творившиеся на острове чудеса объясняли лишь её присутствием. К примеру, считают, что избавление местности в 1760 году от саранчи произошло благодаря влиянию этого образа.

Вообще Киккская «Милостивая» икона Божией матери служила образцом для огромного количества изображений Царицы Небесной в православном обществе. В 1975 году образ украсили серебряным окладом, полностью накрывшим её лик, который с тех пор никто не видел. Икона Девы Марии и по сей день хранится в монастыре, её волшебные свойства привлекают туда колоссальное количество паломников.

Подворье монастыря

Подворье монастыря Киккос находится в пригороде Никосии, называемом Метохион Киккос. Ранее это была окраина города, но со временем земли Никосии расширились, и подворье расположилось около городских строений. В этой обители в 1974 году прятался от преследовавшей его военной хунты архиепископ Кипра Макарий III: именно по этой причине строения атаковали танки и некоторые из них были разрушены.

Музей монастыря Киккос – уникальное хранилище истории и культуры Кипра. С 1992 года это заведение ежедневно открыто для многочисленных паломников и путешественников: с 10 до 16 часов с ноября по апрель и с 10 до 18 часов с мая по октябрь. Музей владеет несколькими залами, в которых находятся произведения христианского искусства. Изумительные экспонаты: иконы, вышивки, святыни, резьба по дереву, рукописи, облачения и другие реликвии – выражают часть живого почитания Господа и истории монастыря. Вообще, с историей Кипра посетителей знакомит внушительная коллекция антиквариата. Обзор сокровищ музейной экспозиции сопровождается византийской музыкой.

Чудотворная икона «Милостивая»

Итак, мы выяснили, что Киккская «Милостивая» икона Божией матери имеет множество дубликатов. Ознакомимся с одним из них, размещённом в соборе Зачатьевской обители. Образ хранится в старинном киоте в белокаменном шатре и источает токи чудес прибегающим с верой под благодатный покров Богородицы.

Интересно, что монастырская легенда связывает этот образ с древней иконой Девы Марии «Милостивая-Киккская». Вообще, её называют Елеуса, что значит «родник милосердия». Данный образ является одним из базовых типов изображения Царицы Небесной в русской иконописи.

Впервые икона Божией матери «Милостивая-Кикская» упоминается в монастырских каталогах XVIII века. До закрытия скита этот образ находился в его соборном храме, возведённом в честь Рождества Пречистой Девы.

В 1909 году настоятельницей обители игуменией Марией (Коробкой) была составлена опись, в которой икона «Божья Матерь Милостивая» отмечена как одна из особо чтимых святынь Зачатьевского скита. Написано, что перед ней по средам исполнялось молитвенное пение с акафистом.

Советская власть

В 1918 году Советская власть издала декрет о национализации церковного имущества и земель, церковные ценности начали конфисковывать. Игумения Мария решила защищать святыни и богоугодные заведения монастыря. Для этой цели она основала братство во имя Девы Марии, в честь её иконы «Милостивая», под защитой Всероссийского Святейшего патриарха Тихона. В 1923 году монастырь решили закрыть, поэтому икона Божья матерь «Милостивая» вместе с иными почитаемыми образами была перенесена в храм пророка Илии, который находился в Обыденском переулке.

Со святыни сняли дорогую серебряную ризу, отделанную золотом, и спрятали, чтобы предупредить глумление. На последний молебен перед иконой «Богородица Милостивая» игумения Мария созвала сестёр. Со слезами, с чувством сердечной скорби возносили они горячие молитвы к Пресвятой Деве: они осознавали, что для них начинается новая, полная страданий и испытаний жизнь.

Всем известно, какие чудеса творит «Милостивая» икона Божией матери. Молитва закончилась, и игумения Мария промолвила последнее слово: она поручила монахинь и весь скит попечению Высочайшей Игумении – Пресвятой Деве. Она сообщила, что отныне Богоматерь будет и наставницей, и игуменией, и руководительницей для сестёр. Затем матушка свой игуменский жезл оставила у образа в подтверждение своих слов.

Последующая история обители

Далее Зачатьевскую обитель закрыли, и большую часть сестёр отправили этапом в лагеря Сибири и Казахстана. Некоторых насельниц выселили из монастыря на улицу, немногим сёстрам удалось уехать к родственникам и знакомым, живущим в деревнях. Кстати, насельницы неустанно читали акафист «Милостивой» иконе Божией матери: именно так они пытались облегчить свои страдания. Необходимо отметить, что часть изгнанниц всё-таки осталась в Москве, но им пришлось ютиться по подвалам и чердакам, зарабатывая на пропитание любой подвернувшейся работой. Некоторые стегали одеяла, а некоторые занимались шитьём.

Маленькая община послушниц Зачатьевского монастыря тайно вела монашескую жизнь в миру, сохраняя по возможности традиции монастыря. В Ильинском храме находилась «Милостивая» икона Божией матери – молитва драгоценному сокровищу совершалась с безграничной любовью. Образ хранился в правом приделе во имя святых апостолов Петра и Павла.

Сёстры ухаживали за иконой. К примеру, монахиня Магдалина из дворянского рода до закрытия обители выполняла послушание заведующей паспортным столом обители. Она до конца своей жизни поддерживала в чистоте киот и образ, поправляла лампадки. Во время богослужений сёстры в храме всегда стояли на особом месте.

Среди монашествующих весьма почитаема была икона Божьей матери «Милостивая». Значение её в их жизни невозможно измерить. День празднования образа назначен на 25 ноября. Ежегодно в этот день обитатели Зачатьевского скита собирались на службу в Ильинский храм. По монастырскому обычаю, намедни совершалось всенощное торжественное бдение, сопровождаемое пением акафиста.

После Божественной литургии священнослужители и зачатьевские сёстры отправлялись на торжественную трапезу к одной из монахинь. Они сохраняли монастырский обычай, постоянно читая акафист «Милостивой» иконе Божией матери. Святыню монастыря и прихожане Ильинского храма благоговейно почитали: в пятидесятые годы они для неё изготовили позолоченную серебряную ризу с драгоценными камнями и чеканкой.

В честь этой иконы в 1991 году было создано сестринство, а немного позже началась подготовка по возрождению Зачатьевской обители. Далее сёстры начали думать о возвращении святынь обители, и в первую очередь они хотели, чтобы возвратилась главная реликвия – икона Божья матерь «Милостивая». В чём помогает она, слышит ли все молитвы и сетования, приносимые ей – о её чудесах могла рассказать каждая монахиня. И после длительного ожидания 25 ноября 1999 года образ появился в монастыре.

«Услышательница»

Молитва Божьей матери «Милостивая» весьма часто читается верующими, притекающими в Зачатьевскую обитель под её благодатный покров. Эту икону иногда в народе называют «Услышательница», потому что ушко у Девы Марии на изображении приоткрыто. Богоматерь все мольбы, возносимые ей, слышит и являет свою материнскую любовь и милость.

Акафист иконе «Милостивая» читают тогда, когда хотят избавиться от засухи или исцелиться от бесплодия, кровотечений. Произнося молитвенные строки, многие просят её об укреплении в печалях и нуждах, о даровании чадородия, об исцелении от головной боли, выздоровлении расслабленных. А ещё этот образ может помочь нести ионический крест и избавить от семейной скорби.

Кстати, икону «Милостивую» можно увидеть и во Всехсвятском храме, который находится в Кулишках. Его точный адрес: Москва, Славянская площадь, д. 2. Отличительной чертой этого образа является пчела, изображённая на окладе.

И в государственном Рыбинском архитектурно-историческом и художественном музее-заповеднике (г. Рыбинск, Волжская набережная, д. 2) имеется икона «Богоматерь Киккская». Данный образ написан иконописцем Леонтием Яковлевичем Тюменевым в начале восемнадцатого века. В те времена Леонтий служил в церкви Обновления храма Воскресения Христова (село Борзово Рыбинского района). Примечательно, что «Милостивая» всегда внимательно слушает молитвы, возносимые к ней, и по вере исполняет их.

Молитва Божьей Матери «Милостивая» возносится от всех страждущих с верой и надеждой на её всесильное заступление. Некоторым помощь приходит немедленно, а у иных изменения в жизни происходят лишь через месяцы или годы. Иногда Пречистая Дева совершает нечто удивительное, совершенно не связанное с тем, что просится или ожидается. Но её любовь к грешным чадам видна всем без исключения.

Богоматерь наставляет и исцеляет, помогает в самых безвыходных житейских ситуациях. Многие люди, посещая скит, рассказывают о благодатной помощи, полученной ими от Царицы Небесной через её образ «Милостивая».

Ведьмочка.net

Празднование иконы Милостивая “Киккская” происходит 25 ноября, 8 января (12 ноября, 26 декабря по старому стилю).

О чем молятся иконе Милостивая “Киккская”: молятся в семейных скорбях, в нуждах и печалях; об исцелении расслабленых; при головной боли; при бесплодии; при засухе; о помощи в иночестве.

Молитва иконе Богородицы Милостивая “Киккская”

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Милостивая Богородице и Приснодево Марие! Припадая к святей и чудотворней иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, Благой и Милосердой Заступнице нашей: вонми гласу грешных молений наших, не презри воздыханий от души, виждь скорби и беды нас обышедшия, и яко любвеобильная воистину Мати потщися на помощь нам безпомощным, унылым, во многия и тяжкия грехи впадшим и присно прогневляющим Господа и Создателя нашего, егоже умоли, Предстательнице наша, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но явит нам человеколюбную Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости его, телесное здравие и душевное спасение, благочестное и мирное житие, земли плодоносив, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, и якоже древле призрела еси милостивно на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшего Ти песнь хвалебную пред Пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Архангела Гавриила научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя ангели горе, сице приими благоутробно и наше ныне усердно приносимое Тебе молитвословие, и принеси е Сыну Твоему и Богу, да милостив будет Он нам грешным, и пробавит милость Свою всем чтущим Тя и с верою покланяющимся Святому Образу Твоему. О Царице Всемилостивая, Мати Божия Всеблагая, простри к Нему Богоносныя Твои руки, имиже его, яко младенца носила еси, и умоли его вся ны спасти и избавити погибели вечныя. Яви нам, Владычице, Твоя щедроты: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози: благопоспешй всем нам носити иго Христово в терпении и смирении, сподоби нас благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити, и Небесное Царствие унаследити, Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, емуже со Безначальным его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона Божией Матери «Милостивая»

Образы Божией Матери обладают невероятной силой, они способны помочь человеку в момент жизненных трудностей. Искренне помолитесь перед ликом Богоматери, и она обязательно ответит на ваши просьбы.

Сложно сосчитать точное количество существующих на Земле образов Божией Матери. Каждый из них имеет свою богатую историю. Некоторые из них явились в нашу жизнь чудесным образом, но все они без исключения написаны талантливыми иконописцами, которые вложили в свои творения частицу души. Одним из таких является чудотворный образ Божией Матери «Милостивая». Долгое время икона странствовала по миру, переходя из одного храма в другой, и наконец-то нашла свое место.

История образа Богоматери

Образ Божией Матери «Милостивая» является одним из творений евангелиста Луки. Также икону называют «Киккская» — так она была названа в честь горы Киккос, которая расположена на Кипре. Изначально икона находилась в Египте, но после бунта против верующих была отправлена в Константинополь, где на тот момент правил император Алексий Комнин. Однажды его дочь заболела страшной и неизлечимой болезнью, и ни один врач не мог ей помочь. В то же время в Константинополь прибыл правитель Кипра Мануил Вутомит. Он получил приказ выпросить образ Девы Марии и забрать его в монастырь, который был построен на горе Киккос. После того как император Алексий дал свое согласие, чудесным образом его дочь пошла на поправку. Однако после этого ему стало жалко отдавать чудотворную икону, и выполнение своего обещания он стал оттягивать. После этого он и сам стал сильно болеть, и однажды во сне к нему явилась Богородица. Она потребовала незамедлительно послать образ Девы Марии «Милостивая» на Кипр, а себе оставить его копию. Не долго думая, император исполнил ее просьбу.

Описание иконы Богоматери «Милостивая»

На иконе мы можем увидеть Деву Марию, которая держит на руках Иисуса Христа. Оба они в красном одеянии, а рука младенца находится на ладони Богоматери, что показывает искреннюю любовь сына к матери. Лицо Богородицы обычно закрыто пеленой, которая буквально вшита в образ. Покров открывают всего лишь один раз в год, когда монахи поднимаются на гору Киккос. В этот день они просят Божью Матерь защитить их от засухи, чтобы год был урожайным. Только в этот момент они могу взглянуть на лик Богоматери.

Где находится чудотворный образ Божией Матери

Оригинал образа до сих пор хранится на Кипре, в монастыре, который расположен на вершине горы Киккос. Монастырь неоднократно подвергался нападениям, но никто так и не смог его разрушить.

Копии икон можно увидеть во многих странах, в их числе Грузия, Болгария, Эфиопия и так далее. На данный момент в России вы можете помолиться перед чудотворным образом Божией Матери «Милостивая» в Зачатьевском монастыре, который также неоднократно становился жертвой безбожников, но все же смог устоять, а его служителям удалось сохранить икону Богоматери.

В чем помогает чудотворная икона Богоматери «Милостивая»

За всю историю существования иконы люди, которые обращались за помощью к Божией Матери, неоднократно замечали настоящие чудеса. Как и большинство образов Девы Марии, икона «Милостивая» помогает в излечении недугов и тяжелых болезней.

Люди, занимающиеся сельским хозяйством, просят Богоматерь о защите от засухи и о хорошем урожае.

Бесплодные женщины молятся о зачатии ребенка. Беременные просят подарить им здоровое и счастливо чадо.

Многие православные верующие, столкнувшиеся с жизненными трудностями и серьезными проблемами, также просят Царицу Небесную о помощи перед иконой «Милостивая».

К образу Девы Марии можно обратиться, если у вас головная боль и сильная слабость. Она поможет вам избавиться даже от незначительных заболеваний.

Дата празднования иконы Богоматери «Милостивая»

В году установлено две даты празднования иконы Божией Матери «Милостивая» — 25 ноября и 8 января. В эти дни желательно посетить храм, в котором вы сможете помолиться перед иконой и попросить Деву Марию о помощи. Если у вас нет такой возможности, просто произнесите молитву дома. Из-за этого она не потеряет силу, если ваша вера в могущество Небесной Царицы искренняя.

Молитва перед иконой Божией Матери

«О Пресвятая Богородица, Матерь Божия и Хранительница наша! Припаду я к Твоему образу и поделюсь с Тобой самым сокровенным. Увидь все мои скорби печали, узнай о том, что беспокоит меня. Пошли мне Свое благословение и силы, чтобы я смогла пережить все трудности и невзгоды. Умоли Господа Бога избавить меня от грехов и злодеяний. Попроси Его быть милостивым ко мне. Почитаю я Отца Небесного и верю в могущество Его. Помоги же мне, Владычица Небесная. Услышь мои просьбы молитвенные. Аминь!».

В жизни для человека нет ничего важнее, чем семья. Нам важно, чтобы наши близкие всегда были здоровы и счастливы. Иногда мы не можем обеспечить им максимальную защиту, и в этом случае вам поможет сильная молитва, обращенная к Богоматери. С ее помощью в вашем доме всегда будет царить счастье и благополучие. Желаем вам успехов в жизни и искренней любви, и не забывайте нажимать на кнопки и

КИККСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Средник иконы Божией Матери «Киккотиссы». 1-я пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)
Средник иконы Божией Матери «Киккотиссы». 1-я пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) В научный оборот введено ок. 20 икон типа «Киккотисса», датируемых XII-XVI вв. Древнейшим из сохранившихся списков является икона из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (48,5×41,2 см), созданная в 1-й пол. XII в. (Mouriki D. Icons from the 12th to the 15th Cent. // Sinai: Treasures of the Monastery / Ed. K. E. Manafes. Athens, 1990. P. 105, 385. Not. 26-28. Pl. 19) или в середине этого столетия (Παπαμαστοράκης Τ. Εικόνα Παναγίας Βρεφοκρατούσας με μορφές της Παλαιάς και της Καινής Διαθήκης // Μήτηρ Θεού: Απεικονίσεις της Παναγίας στη βυζατινή τέχνη / Επιμ. Μ. Βασιλάκη. Γενεύη; Μιλάνο, 2000. Σ. 314-316). По мнению Х. Бельтинга, композиция этой иконы не столько повторяет, сколько развивает до тронного варианта иконографию чудотворного образа, написанного ап. Лукой (Бельтинг. 2002. С. 330-333). В центре изображена Богоматерь на престоле, сидящая в 3/4-ном повороте влево и склонившая голову к Младенцу. Их образы вписаны в арку, в верхних углах средника помещены медальоны с полуфигурами архангелов, поклоняющихся Пресв. Богородице. Над аркой изображен Христос Судия в славе с символами евангелистов и ангельскими силами, по сторонам в клеймах — святые (апостолы, пророки, праотцы и Богоотцы). Необычна поза Младенца, сидящего на левой руке Богоматери: Его ручки и ножки раскинуты, что напоминает иконографический тип «Взыграние». Правой рукой Он опирается на руку Матери, левой, завернутой в складку мафория, держится за Нее, левая ножка выставлена вперед. Большинство исследователей относят эту икону к к-польской школе (Д. Мурики, Т. Папамасторакис и др.), но П. Л. Вокотопулос отметил выполнение нимбов и медальонов др. оттенком золота, чем фон, что является характерным приемом синайской мастерской (Βοκοτόπουλος Π. Λ. Βυζαντινὲς Εἰκόνες. ᾿Αθήνα, 1995. Σ. 48-49, 196-197). Общая композиция этой иконы, в т. ч. средника с Богоматерью и Младенцем на престоле, достаточно близко повторена на списке К. и. кон. XII в. почти такого же размера (48,5×37 см) из ГЭ, где поверх мафория голова Богородицы покрыта дополнительным платом и поза Младенца изменена — Он обращен ликом к Матери (Искусство Византии в собр. СССР: Кат. М., 1977. Т. 3. № 883; Этингоф О. Е. Образ храма в иконах «Богоматерь с пророками» XII в. // Она же. Образ Богоматери: Очерки визант. иконографии XI-XIII вв. М., 2000. С. 179. Ил. 11). Появление плата Л. Хадерман-Мисгиш связывала с влиянием итал. искусства в эпоху крестоносцев (Hadermann-Misguich. 1991), хотя наличие этой детали на визант. памятниках более раннего времени оставляет вопрос открытым (напр., красный плат есть уже на иконе Божией Матери «Феоскепаста» из одноименной церкви в Пафосе, к-рая датируется кон. XII в.- Weyl Carr. 2005. P. 171). А. Вейл Карр предположила, что цвет плата может быть связан с производимой на Кипре пурпурной тканью с золотыми нитями, к-рой славился остров (Eadem. 1997. P. 114).Божия Матерь с Младенцем, со святыми на полях. Часть диптиха. Ок. 1280 г. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)
Божия Матерь с Младенцем, со святыми на полях. Часть диптиха. Ок. 1280 г. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

Среди памятников посл. четв. XIII в. известен диптих небольшого формата, хранящийся также в монастыре вмц. Екатерины на Синае (51×39,7 см), к-рый, согласно М. Аспра-Вардаваки, был изготовлен в синайской мастерской ок. 1280 г. (᾿Ασπρᾶ-Βαρδαβάκη Μ. Δίπτυχο. Α´. ῾Αγιος Προκόπιος. Β´. Παναγία Κυκκώτισσα και άγιοι // Μήτηρ Θεού. 2000. Σ. 444-446). На левой створке диптиха помещено изображение вмч. Прокопия, на правой — Богоматери с Младенцем. Этот образ традиционно ассоциируется с «Киккотиссой» из-за плата на мафории, несмотря на отличие в позе Младенца, к-рая восходит не к типу «Взыграние», а скорее к изводу «Спас Недреманное Око»: Богомладенец почти лежит на обеих руках Матери, Его головка склонена к плечу, ручки и ножки опущены. Ярко-красный плат, покрывающий мафорий Богоматери, расшит жемчугом и узорным золотым орнаментом. Этот вариант композиции, связанный с взаимными влияниями в иконографии Византии и лат. Запада, получил почитание в Европе и послужил образцом для некоторых уникальных икон. Так, напр., происходящая из Бржезнице и созданная в 1396 г. по заказу кор. Вацлава IV икона Богоматери с Младенцем (Национальная галерея, Прага) повторяет чудотворный, написанный, по преданию, ап. Лукой образ из Роуднице, к-рый, как считает Бельтинг, был привезен из Византии (Бельтинг. 2002. С. 377-379).

На иконе из ц. преподобных Варнавы и Илариона в Перистероне (96,5×62,5 см), к-рую искусствоведы относят к XIII в. (῾Ιερὰ Μητρόπολις Μόρφου. 2000. Σ. 254), повторена иконография синайского диптиха. Сходны не только позы, но и плат на голове Божией Матери, имеющий такой же ярко-красный цвет и крестообразный золотой узор. Тем не менее в деталях есть отличия (напр.,белый по цвету свиток в опущенной руке Младенца). О том, как были изображены Его ноги, нельзя судить из-за утраты красочного слоя в нижней части иконы. Константинидис считает, что эта икона могла быть создана в той же мастерской, что и синайский диптих (Κωνσταντινίδης. 2002. Σ. 65), хотя ее живописное исполнение не столь высокого качества.

Икона Божией Матери с Младенцем. XIII в. (ц. преподобных Варнавы и Илариона в Перистероне)
Икона Божией Матери с Младенцем. XIII в. (ц. преподобных Варнавы и Илариона в Перистероне)

Вероятно, на ранних стадиях почитания нек-рые детали в облике «Киккотиссы» могли меняться, а сами иконы укрупнились в размерах, по-видимому, в связи с предназначением для местного ряда иконостаса. На иконе из ц. Панагии Асину (Византийский музей в Никосии) (72,5×56 см), датируемой Папагеоргиу посл. четв. XIII в. (Παπαγεωργίου. 1991. Σ. 55, 57), Богородица поддерживает 2 руками Сына прямо перед Собой; одна ножка Младенца обнажена (положение ног плохо различимо из-за утрат), изгиб Его правой руки близок к изображенному на синайской иконе XII в., киноварный свиток в левой руке, др. концом лежит на ладони Матери. Взгляды обоих устремлены на молящегося. Плат поверх мафория отсутствует, на золотистом хитоне Младенца — красная перевязь и синий гиматий.

Тем же веком датируются списки К. и., на к-рых композиция дается в зеркальном варианте, когда Младенец находится не на левой, а на правой руке Матери, как на местной иконе из собора мон-ря Пресв. Богородицы Саламиниотиссы близ Пафоса (96×64 см), к-рую после реставрации датировали XIII в. (Χατζηχριστοδούλου, Γερασίμου. 2001. Σ. 55). Цветовое решение изменяется: помимо ярко-красного плата в темно-красный цвет окрашены хитоны Богоматери и Младенца и Ее мафорий. На этой иконе в отличие от синайских прототипов XII-XIII вв. Младенец смотрит в сторону, в то время как Богородица — на молящегося; фон золотой, нимбы и кайма плата с лепным рельефом (пастилья) и позолотой.

Данный иконографический извод, как отмечает Вейл Карр, стал рано известен за пределами Кипра: напр., икона Божией Матери «Знаменская» или «Победная» (Мадонна del Vessillo) кон. XIII — нач. XIV в. из собора в Пьяцца-Армерине на Сицилии. По композиции она очень похожа на синайскую икону XII в.: наклон головы Богоматери, движения Младенца характерные для «Взыграния», Его красная длинная туника надета поверх полупрозрачной рубашки с крапчатым узором. Одеяния закрывают ножки до колен, а на груди образуют V-образную складку, наподобие диаконского ораря. В отличие от большинства древних и более поздних списков К. и. на этой иконе Богоматерь держит обеими руками Младенца перед Собой, плат на мафории серого цвета. По преданию, икона была прикреплена к знамени, которое папа Римский Николай II подарил норманнскому гр. Рожеру I при подписании договора в Мельфи (1059). С угасанием династии норманнских правителей Сицилии знамя было утеряно, и лишь в 1348 г. оно было обретено во время эпидемии чумы, помещено на деревянную основу и перенесено в Пьяццу (ныне Пьяцца-Армерина). О том, что икона привезена скорее всего с Кипра, свидетельствует не только сходство с К. и., но и накладной тисненый орнамент на полях и нимбах, к-рый не соответствует датировке ранее кон. XIII в. Сходство с «Киккотиссой» имеют и др. иконы, почитаемые в Юж. Италии и на Сицилии, прежде всего те, происхождение которых связано со Св. землей и с крестоносцами: напр., «Мадонна дельи Алеманни» («Немецкая Богородица») из ц. Санта-Мария-делла-Неве в Нуоро (нач. XIV в.). Дополнительный плат встречается на сицилийских иконах, в т. ч. других иконографических изводов, напр. «Млекопитательницы», как на иконе «Мадонна дель Пилерио», где он красного цвета (2-я пол. XIII в., Национальная галерея, Козенца), и на иконе Богоматери с Младенцем и ангелами (2-я пол. XIII в.) из ц. Сан-Франческо в Аверсе, где он светло-голубой.

Киккская икона Божией Матери. XIII в. (Визант. музей им. архиеп. Макария III в Никосии, Кипр)
Киккская икона Божией Матери. XIII в. (Визант. музей им. архиеп. Макария III в Никосии, Кипр)

Е. Цигаридас считает, что использование для главного Богородичного образа Афона иконы «Достойно есть» из собора Протата в Карее (к-рую он датирует 2-й пол. XIV в.) иконографического типа «Киккотиссы» свидетельствует о ее широком почитании. При этом исследователь не исключает, что образцом для «Достойно есть» могла послужить к-польская икона, восходящая к написанному ап. Лукой образу Божией Матери «Елеусы» из дворца имп. Алексея I (Τσιγαρίδας. 2001. Σ. 187).

Для кипрских храмов, расположенных недалеко от Киккского мон-ря, в долине Маратаса, особенно для церквей с. Калопанайотис, был создан целый ряд списков К. и., однако до XV в. ни один из них не имел надписи с наименованием извода. Все списки принадлежат к одному варианту данного иконографического типа, но неодинаковы по размерам, деталям иконографии и колорита. Вейл Карр отметила, что эти ранние повторения «Киккотиссы» не совпадают в точности с окладом 1576 г. и различаются между собой (Weyl Carr. 2004. Σ. 107). В датировке иконы из ц. Панагии в Калопанайотисе (109×72,2 см; Музей мон-ря прп. Иоанна Лампадиста) имеются значительные расхождения: кон. XIII — 1-я пол. XIV в. или кон. XIV в. (Ibid. Pl. 6; Eadem. 2005. P. 169). Младенец облачен в короткий золотой хитон, под к-рым надета прозрачная рубашка, и препоясан красной перевязью, обвитой впереди дополнительной синей лентой; киноварью написан свиток с золотыми шнурами, который вместе держат Мать и Сын, плат, покрывающий плечи Богородицы, и сандалии Младенца. Богатое узорочье, воспроизводящее золотое шитье, украшает также края мафория, поручи, синее платье. Взгляды Матери и Богомладенца устремлены на молящегося. О почитании иконы свидетельствуют золотой фон и нимбы из посеребренной меди. Изображение Христа на этой иконе, как и на большинстве списков К. и. из селений долины Маратаса, имеет такую отличительную деталь, как длинные волосы, характерные не для младенческого, а для отроческого возраста. На данной иконе они спускаются до плеч, на других — за спину.

Киккская икона Божией Матери. Кон. XIV в. или ок. 1400 г. (собор мон-ря прп. Иоанна Лампадиста)
Киккская икона Божией Матери. Кон. XIV в. или ок. 1400 г. (собор мон-ря прп. Иоанна Лампадиста)

Икона из ц. мучеников Сергия и Вакха в Калопанайотисе (91,5×61,3 см; Музей мон-ря прп. Иоанна Лампадиста) до реставрации датировалась XVI в. (Eadem. 2004. Σ. 112), в наст. время ее относят к XIV в. Крестообразный 4-лепестковый узор на красном плате напоминает орнамент плата синайского диптиха посл. четв. XIII в. Одежды Иисуса Христа и свиток красного цвета, на груди Младенца — синяя перевязь с красной обвивающей лентой, на ногах — красные сандалии. Одежды покрыты золотым ассистом, под коротким хитоном, как и на предыдущей иконе,- прозрачная рубашка. Утраты живописи, появившиеся, очевидно, в результате особого почитания (целования, омовения) образа, не позволяют уточнить положение левой руки Богоматери. Папагеоргиу считал, что икона из ц. вмц. Марины в Калопанайотисе (119×84 см; Византийский музей им. архиеп. Макария III в Никосии) выполнена в XIV в. (Παπαγεωργίου. 1991. Σ. 72-73), Вейл Карр уточняет эту датировку — кон. XIV в. (Ibid. Σ. 110). Образ является 2-сторонним (на обороте «Снятие с креста»), т. е. использовался в крестных ходах. Красочный слой имеет серьезные утраты. Изображение Божией Матери сопровождается надписью: «Афанасиотисса». Образ сходен с иконой из ц. мучеников Сергия и Вакха (позы, детали рисунка, расцветка одежд, в т. ч. перевязи синего цвета на груди Младенца); среди некоторых отличий — перевязь без дополнительной обвивающей ленты. Медальоны с 2 ангелами, руки которых покрыты покровами-сударями, могут восходить к к-польским образцам или обозначать особое почитание данной иконы, уподобляющее ее чтимому образу «Одигитрии»; возможно, икона почиталась как покровительница города, селения или церкви. Незаурядное живописное качество указывает на ее создание в мастерской крупного художественного центра.

Икона из ц. Пресв. Богородицы Галоктисты между Като-Пиргосом и Пано-Пиргосом (105×82,5 см; Музей Киккского мон-ря), созданная в кон. XIV в. или несколько ранее (Ibidem), по композиции близка к спискам К. и. из храмов Панагии и мучеников Сергия и Вакха в Калопанайотисе: сходны положение Младенца и наклон головы Богоматери, жесты, цвета одежд и свитка. Отсутствует дополнительная лента на перевязи хитона. С. К. Пердикиc отмечает высокие художественные достоинства иконы, что, по его мнению, указывает на образец к-польского происхождения (῾Ιερὰ Μητρόπολις Μόρφου. 2000. Σ. 282-283).

Икона из парекклисиона Пресв. Богородицы Феоскепасты в Калопанайотисе (113×82,5 см; находится в Латинской капелле собора мон-ря прп. Иоанна Лампадиста), написанная, как считает Вейл Карр, в кон. XIV в. или ок. 1400 г. (Weyl Carr. 2004. Σ. 110), иконографически очень близка к образу из ц. Пресв. Богородицы Галоктисты. Отличия: перевязь хитона и свиток белого, а не красного цвета, на ногах — черные сандалии; перекрестье на нимбе Христа выделено красным, оба нимба имеют окантовку из цветных точек, имитирующих обнизь из драгоценных камней. Эта икона, судя по сохранившейся ручке с 3-частной вилкой, тоже использовалась как выносная и принимала участие в крестных ходах, подобно «Афанасиотиссе» и К. и. из ц. Пресв. Богородицы Галоктисты.

Киккская икона Божией Матери. Ок. 1500 г. (Музей Киккского мон-ря)
Киккская икона Божией Матери. Ок. 1500 г. (Музей Киккского мон-ря)

На Кипре также существовали иконы, где средник с изводом К. и. окружали клейма со сценами из Жития Богоматери, как на иконе из ц. Пресв. Богородицы Хрисалиниотиссы в Никосии (72,5×56 см; Византийский музей им. архиеп. Макария III в Никосии), которую исследователи относят к 1-й пол. XV в. (Papageorgiou A. Icones de Chypre. P.; Gen.; Münch., 1969. P. 48; Weyl Carr. 2004. Σ. 110. Pl. 7). Как и на иконе из ц. Пресв. Богородицы Галоктисты, художник использовал один цвет для плата Богоматери, перевязи на хитоне Младенца и свитка. Тема буд. страданий Спасителя подчеркнута не только ярким красным оттенком в одеждах, но и цветом перекрестий на Его нимбе.

В XV в. появились иконы, на которых приводится именование чудотворного первообраза — «Киккотисса», но при этом они могли отличаться и от более древних кипрских икон, и между собой. На иконе из ц. св. Параскевы в Мутуласе (101,3×71,4 см; Музей Киккского мон-ря), датируемой XV-XVI вв. (Byzantine Medieval Cyprus. 1998. P. 212-213) или ок. 1500 г. (Weyl Carr. 2004. Σ. 112), надпись: «Η ΚΗΚΗΟΤΙΣΑ» — располагается слева от нимба Богоматери. Волосы Младенца уложены косицей. Из-под хитона видны рукава прозрачной рубашки. Здесь, как и на иконе Божией Матери «Саламиниотисса», Богородица держит Младенца на правой руке. Такова же особенность композиции иконы из ц. Пресв. Богородицы в с. Лемиту (109×70,7 см), к-рая, как считает Вейл Карр, была создана в XV-XVI вв. (Weyl Carr. 2004. Σ. 109. Pl. 8; С. Софоклеус датировал ее кон. XIII в.- Σοφοκλέους. 1993. Σ. 336). На этой иконе как нимб, так и головной покров Богоматери выполнены лепным рельефом (пастилья), характерным для кипрского иконописания.

Киккская икона Божией Матери. 1-я пол. XVI в. (Визант. музей в дер. Педулас)
Киккская икона Божией Матери. 1-я пол. XVI в. (Визант. музей в дер. Педулас)

К этому же времени восходят примеры повторения чудотворного образа «Киккотиссы» в монументальной живописи, напр. фреска в ц. мучеников Кирика и Иулитты в Летимбу ок. 1500 г. (Weyl Carr. 2004. Σ. 109. Pl. 8) или XV-XVI вв. (Papageorgiou A. Letymbou and the Church of Saint Kerykos and Ioulitta at Letymbou. Letymbou, 2008. Fig. 40). Сохранившийся медальон в правом верхнем углу с надписью: «Μ(Η)Τ(Η)Ρ Η ΚΥΚΚΗ…» — указывает на осознанное воспроизведение иконографии почитаемого образа. Утрачена нижняя часть композиции, но характерный наклон фигур, изгиб правого локтя Младенца и красный плат повторяют извод, к-рый был типичным для списков К. и. XIV в. Фреска в ц. Пресв. Богородицы Хриселеусы в Лисо также датируется ок. 1500 г. или XVI в. (Weyl Carr. 2004. Σ. 109, первоначально она вслед за Софоклеусом придерживалась датировки XIII в.- Σοφοκλέους. 1993. Σ. 330, 333). Она воспроизводит вариант, наиболее близкий к кипрским иконам из Калопанайотиса и к иконе из ц. Пресв. Богородицы Галоктисты: прозрачная рубашка под хитоном, белого цвета перевязь и свиток, обилие орнаментов, красный плат Богоматери, украшенный крестообразным 4-лепестковым узором. Необычно изображен высокий лоб Младенца — с 2 отступающими «мысками» волос. Хотя фреска не имеет поясняющей подписи, ее расположение в храмовом интерьере не оставляет сомнений в местном почитании или воспроизведении уже чтимого оригинала. Фигуры помещены в нишу, обрамленную, подобно иконе, красной полосой-опушью, потолок углубления украшен растительным орнаментом по белому фону, боковые стенки имеют изображения, напоминающие укрепленные в «держателях»-подставках круглые рипиды с образами херувимов на тех же синих фонах, что и образ на центральной стене ниши. Возможно, под влиянием европ. живописи ликам Богоматери и Младенца приданы черты особенной умилительности, земной красоты — округлые щеки, улыбающиеся губы, большие глаза.

Иконы XVI в. сопровождаются эпитетом «Киккотисса» гораздо чаще, что свидетельствует об уже сформировавшейся традиции почитания. Как правило, это выносные иконы — напр., образ из ц. Пресв. Богородицы «тис Кивоту» в с. Айос-Теодорос в Пицилье (100,4×65,3 см), созданный, по мнению Вейл Карр, в XVI в. (Weyl Carr. 2004. Σ. 112, она опровергает датировку Софоклеуса — кон. XIII в.- Σοφοκλέους. 1993. Σ. 329-348; Sophocleus S. Icon of Cyprus, 7th-20th Cent. Nicosia, 1994. P. 90, 156). Эпитет «ΚΗΚΗΟΤΗΣΑ» написан справа от нимба Богоматери. В технике пастилья сделаны фон, нимбы и кайма на плате Богоматери, полностью покрытом крестообразным 4-лепестковым орнаментом, а также каймы ворота и рукавов синего платья Пресв. Богородицы. Свиток в руках золотистого цвета, синяя перевязь на груди Христа дополнительно перевита красной лентой, что роднит икону с образами XIV в. из нек-рых храмов Калопанайотиса.

Иконы XVI в., сопровождаемые эпитетом «Киккотисса», имеют отличия между собой. Икона с надписью: «῾Η ΚΥΚΗΟΤΙΣΑ» — в 3 строки из ц. Честного Креста в Педуласе (89,5×54,4 см; Византийский музей с. Педулас) создана «смиренным Лукой», по мнению Папагеоргиу, в 1-й пол. XVI в. Этот исследователь усматривает в ней влияние итал. живописи (Παπαγεωργίου. 1991. Σ. 130, 136), тогда как Вейл Карр указывает на следование палеологовским традициям (Weyl Carr. 2005. P. 172). В отличие от цветового решения более ранних икон колорит этого списка темнее: золотой фон, насыщенный сине-зеленый цвет плата Богоматери, украшенного не крестообразным, а сердцевидным золотым орнаментом, синий свиток. Рукава рубашки, надетой под красным хитоном, изображены непрозрачными, как на более ранних списках: положенные сеточкой штрихи белил создают эффект белой полупрозрачной ткани. Синяя перевязь на груди имеет 2 узла, напоминая о перевязях на воинских доспехах. Русые локоны Младенца ниспадают до плеч. Вейл Карр считает эту икону наиболее близкой по иконографии к окладу 1576 г. чудотворной К. и. (Eadem. 2004. Σ. 107). Кроме того, по-видимому, к XVI в. следует отнести список К. и. из мон-ря свт. Николая Чудотворца в Орунде, на котором Пресв. Богородица держит Младенца на правой руке. Одежды Богоматери и Младенца выполнены разными оттенками красных цветов, хитон отличается от изображенных на более ранних списках глубоким V-образным вырезом.

Православный Церковный календарь

Кондак 1

Избранная от всех родов Дево Мати Господа Бога Вышняго, в лучезарней славе небесней превыше Херувимов и Серафимов Царице Владычице, приклони милость Твою к нам грешным, утоли печаль сердец наших; простри над нами покров Твой честный, посети скорбную жизнь нашу, не имамы бо иныя помощи, не имамы бо иныя надежды разве Тебе, Мати рода нашего. В страхе и в трепете пред величием милосердия Твоего, коленопреклонше, ходатайства Твоего пред безсмертным Сыном Твоим просим, со умилением зовуще:

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Икос 1

Архангел благовестник с небесе послан бысть праведному Иоакиму радость рождества твоего возвестити, и возрадовавшася старец святый, величие Твое в мире Божием провидя, тем же и мы Богородице, с ним радостно вопием Тебе:

Радуйся, всего мира Владычице;

Радуйся, Ангелов царице;

Радуйся, Пречистая;

Радуйся, всех цветов благоуханнейшая;

Радуйся, любвеобильная;

Радуйся, кротости и милосердию научающая;

Радуйся, покров Твой святый над всеми нами простирающая;

Радуйся, Дево светозарная;

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Кондак 2.

Видяще Тя на облацех, честный покров Твой простирающую, и тем нас соблюдающую, благодарственно вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум наш обуреваемый плотскими помышлениями, оковы земные сокрушити тщашеся. Немощныя и ленивыя во грехах наших валяемся, но слезно к Твоему милосердию взываем: воздвигни из бездны греховныя, настави нас на путь спасения, да со ангелы Тебе, Мати Пречистая, просвлавляем:

Радуйся, покрове наше и спасение;

Радуйся, ко благочестию нас наставяеши;

Радуйся, грешников молитвеннице;

Радуйся, воздыханий наших не отвергающая;

Радуйся, наши слезы утирающая;

Радуйся, Мати милосердия;

Радуйся, Живоприемный Источнице;

Радуйся, многие немощи наши исцеляющая;

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Кондак 3

Сила Вышняго храняше Тя, егда младенческими стопами творила еси восхождение лествицы храма Господня и мы, грешнии, уповая на Матернюю милость Твою, горестно молим: возведи нас по лествице спасения; да приблизимся ко престолу славы Божия, Благодарственно зовущи: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще сердце всех дев чистейшее и разум, устремленный в Горнее, Дево Марие, в храме Божием пребывающе, о земном не помышляя, все существо свое к восприятию Царя царей приготовила еси. Силы небесныя пред чистотою Твоею приклоняются, и весь род человеческий радостную песнь Тебе возсылает:

Радуйся, Пречистая Дево всех дев чистейшая;

Радуйся, разум плотским грехом не повредившая;

Радуйся, кроткая лампада всему миру сияющая;

Радуйся, сердце Твое всех сердец чистейшее;

Радуйся, Богоизбранная отроковице;

Радуйся, красото неизреченная и неописанная;

Радуйся, украшение всего неба и земли;

Радуйся, всем святым радость;

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Кондак 4

Бури отчаянные в сердцах наших претерпевая, во грехах житие свое иждившии к Тебе, Богородице прибегаем и смиренно молим: подай нам силу духа, подай нам кротость и смирение, терпение и мудрость к перенесению всех скорбей наших, да воспоим Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Смиренномудренно Ты приняла благую весть архангелом Гавриилом принесенную и, уразумев час сей святый, рекла еси: «Се раба Господня, буди ми по глаголу Твоему», — о, Пресвятая Дево, научи и нас хранити покорность воле Божией и безропотно перенести ниспосылаемыя нам Богом испытания, да очистятся души наша огнем страданий; да измятутся из сердец наших вся скверны грехов наших; восстанем бодры и чисты сердцем, воссылая Богу благодарственныя восхваления: благодарим Тя Боже, Царю небеси и земли, вся премудростию Твоею строяй и сокровенная человеков яве предведый, се достойное по делом нашим приемлем. Да будет над нами святая воля Твоя. Тебе же, Преблагословенная Дево, Бога всех рождшая, умиленно прославляем:

Радуйся, смиренная раба Господня;

Радуйся, нас примером Своим ободряющая;

Радуйся, Дево Пресвятая;

Радуйся, юность Свою Богу посвятившая;

Радуйся, кротость неизглаголанная;

Радуйся, столп веры непоколебимый;

Радуйся, упование всех концев земли;

Радуйся, любви море неизмеримое;

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Кондак 5

Боготечная звезда волхвам на небеси явившася, и дивным вертеп озарившая , показа Царя славы в яслех лежаща; и с ним Матерь Его, Деву чистую и святую, в сердце Своем песни ангелом слагающую. О, Дево кротости и смирения, вознеси Господу и наше славословие: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще волхвы славу предвечнаго младенца Христа, нас ради плотию рождшагося, воздали Ему Божеское поклонение. Ангел же Господень старцу Иосифу явися, повелев безсмертное Отроча и Матерь Его во Египет от ярости Иродовой спасти. Со умилением помышляя, Богородице, о многотрудном пути Твоем, мы, грешнии, смиренно к Тебе прибегаем: облегчи наш земный путь, скорбями исполненный, подыми падающих духом, поддержи слабых и болящих, простри руку спасения унывающим, укрепи Православие в стране нашей, кровию истекающее. О, Пресвятая, Всепетая Дево Богородице, буди милостива ныне к нам грешным о грехах своих плачущим; умоли Сына Твоего излитии милость Его на нас грешных и немощных: да радостно во умилении сердец наших вопием Тебе:

Радуйся, Богородице, материнския скорби утоляющая;

Радуйся, вдовиц и сирых покрывающая;

Радуйся, людей Твоих спасение;

Радуйся, молитвенников похвало;

Радуйся, старцев утешение;

Радуйся, юности ободрение;

Радуйся, убогих призрение;

Радуйся, всему миру веселие;

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Кондак 6

Проповедь любви, кротости и всепрощения мирови возвещающая со Христом, Сыном Твоим, все горести земные претерпевшая. Апостола Иоанна и с ним весь род христианский Своему материнскому сердцу усыновившая. О, Приснодева Пренепорочная, буди нам Материю нашею небесною, утешения и материнскаго тепла нуждающихся, да со благодарением зовем Господу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявши всей вселенней, яко дивный благоуханный храм Божий, исполненный Божественныя славы и благодати, о, Дево Мати Пречистая, Царица небесная, Царица человеков и ангелов, апостолов и мучеников; буди и нам путеводною звездою во мраке скорбных дней наших, возвесели сердца наша, тьмою страстей объятыя; восстави силы наши во страстях иссякшия; умножи веру нашу, крепи надежду нашу и согрей огнем пламенныя любви ожесточенныя и озлобленныя души наша, да зовем Ти со умилением:

Радуйся, Мати рода христианского;

Радуйся, страны нашея защитнице;

Радуйся, призывающим Тя скорая помощнице;

Радуйся, грешников упование;

Радуйся, праведных веселие;

Радуйся, паче всех светил сияющая;

Радуйся, едина благословенная;

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Кондак 7

Хотящи с Сыном твоим единородным до крестныя смерти неразлучно быти, Ты возпоследовала еси невинному Страдальцу до самыя Голгофы и у подножия Креста слышала вопли сонмища разъяренного, и в молчании страдала еси. И Тебе самой душу Твою наполни сия скорбь великая. Мы же, удивляяся Твоему неизреченному материнскому мужеству, зовем: Аллилуиа.

Икос 7

Новую весть архангел Господень возвести Тебе, Богородице, о Воскресении Сына Твоего; с ним же и вся воинства небесныя велегласно славят безсмертнаго Христа. Сподоби и нас, Христе Боже, срадоватися ныне Матери Твоей, умиленно восклицая:

Радуйся, Благодатная, яко Господь с Тобою;

Радуйся, Дево чистая;

Радуйся, слава бо Господня на Тебе возсия;

Радуйся, о возстании Рождества Твоего;

Радуйся, незаходимая заря Истины;

Радуйся, путеводная звезда;

Радуйся, к правде Божией ведущая нас;

Радуйся, души наши умиротворяющая;

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Кондат 8

Великое и преславное таинство вознесением Твоим, Христе Боже, миру явивый и одесную Бога Отца седяй и нам, живущим на земли, о селениях райских скорбящим, низпосли Утешителя, Духа Истины и всели в ны, Жизнодавче, молитвами Матери Твоея, да зовем: Аллилуиа.

Икос 8

Весь наш земный путь испытаний и скорбей преисполненный, но к Тебе вопием, Богородице Дево, умилосердися над нами, Божественная наша покровительнице, и приюти нас под Твоим честным покровом, укрепи старцев немощных, уврачуй болящих, насыти нас алчущих, напои нас жаждущих, воодушеви юношей к светлым подвигам стремящимся, вразуми родителей воспитанию детей своих, сохрани младенцев от всякия беды, осени благодатию Твоею наших пастырей духовных, вознеси наши молитвы ко престолу Всевышняго, да славословим Тя Матерь Божию зовуще:

Радуйся, Отрада наша и утешение;

Радуйся, скорбящих светлая радость;

Радуйся, Мати всем ищущим спасение;

Радуйся, ограждение девства;

Радуйся, правды небесныя поборице;

Радуйся, неистощимый источниче святыни;

Радуйся, благодатию нас питающая;

Радуйся, непрестанная ходатаице о душах наших;

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Кондак 9

«Всяк, иже призовет имя Господне, спасется, и на всяку плоть излию от Духа Моего», — рече Господь. На Тебе же, Мати Божия, излияся благодать Святаго Духа превыше всякия меры. Зане Творца и Зиждителя нашего вместила еси. Излей же и на наши страждущия души милость Сына Твоего, да облегченным сердцем вопием: Аллилуиа.

Икос 9

Святии апостолы, ничто земное не помышляя, с благоговением и трепетом славят преславное Твое Успение. Царь бо царствующих и Господь господствующих, сошед на землю, восприят святую Твою душу, и в великой славе вознесе Ея на Небо, идеже уготова одесную престола Своего обитель Тебе. Мы же к Твоему милосердию, Богородице, взываем: подаждь приют нам бездомным, собери воедино всех нас, пошли нам мир и благословение, да поем Тебе:

Радуйся, нас погибающих спасающая;

Радуйся, за нас молящаяся;

Радуйся, Божественный покров рабом Твоим;

Радуйся, людей твоих спасение;

Радуйся, молитвенников похвало;

Радуйся, светлый лик Твой от нас не отвращающая;

Радуйся, по Успении Своем мир не оставляющая;

Радуйся, яко Тобою род христианский хвалится;

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Кондак 10

Спасти хотя мир, Пастырь Добрый всех ко спасению зовущий и всяк к себе привлекающий; праведныя любяй и грешныя милуяй, спаси нас грешных молитвами Богородицы, да поем: Аллилуиа.

Икос 10

Покров и предстательство всех кающихся грешников, прими и наше покаяние о, Всеблагая Дево Марие, умягчи сердца наша, исцели болезненное блуждание умов наших, низвергни гордость нашу в пучину смирения, подыми горе очи наша, землею скованныя; разомкни уста наша, да воспоем славословие сие:

Радуйся, Живоносный Источниче;

Радуйся, нас росою живительной окропляеши;

Радуйся, гласом молящихся внемлющая;

Радуйся, погибающим руку спасения простирающая;

Радуйся, скорби человеческой страждущая;

Радуйся, яко утешение Твое нам подаеши;

Радуйся, прекрасный цвете райский;

Радуйся, дверь нашего спасения;

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Кондак 11

Ангельское пение сопровождает праведных, отходящих после смерти. Како же и мы, грешнии, обрящем спасение, како предстанем пред Судиею праведным; но на Тя, Богородице, надеющиеся умиленно просим: спаси Твоим Материнским предстательством души наша поющия: Аллилуиа.

Икос 11

Поющи о милости Твоей, Благодатная между женами, едина благословенная, Спасителя мирови даровавшая, и тем вечную славу и поклонение стяжавшая, буди ходатаицею и заступницею о нас, грешных, и рцы Сыну Твоему: Господи, покрый их милостивым промыслом Твоим и исполни их сердца радости и утешения, мы же благодарнии Тебе, Владычице, восклицаем:

Радуйся, Свете небесный неугасимый;

Радуйся, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш;

Радуйся, непостижимая тайна Боговоплощения;

Радуйся, невместимаго Бога вместившая;

Радуйся, одесную Бога Сына Твоего седящая;

Радуйся, сил небесных превысшая;

Радуйся, простых умов утешение;

Радуйся, возводящая грешников на Небо;

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Кондак 12

Благодать Сына Твоего мирови явила еси Приснодево Пренепорочная, спаси и нас грешных, зовущих о милости Твоей: Аллилуиа.

Икос 12

О, Всемилостивая Мати Божия, Ты изливаеши Материнскую любовь Твою на всех к Тебе притекающих, и наши сердца любовию Твоею наполняеши. Како мы, грешнии, возблагодарим Тебя за Твои неизреченныя милости к нам недостойным детям Твоим; дай нам с благоговением и со смирением воспети Тебе:

Радуйся, сердца наши любовию соединяющая;

Радуйся, едиными усты и единым сердцем пети Сына Твоего нас научающая;

Радуйся, умиление и радость в души наша изливающая;

Радуйся, и ненавидящих нас возлюбити научающая;

Радуйся, любовию души наша от грехов и болезней очищающая;

Радуйся, на Тебе бо наше упование;

Радуйся, и на земли райское блаженство любящим Тя подающая;

Радуйся, благодатную сладость в сердца молящихся Тебе влагаеши;

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Кондак 13

О, всепетая Мати, о, Мати, благодати исполненная. Приими наши слезныя молитвы к Тебе, еже в нынешнее время на милосердие Твое дерзающе, из глубины душевныя Тебе приносим песнь: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1.

Молитва

О, Заступнице мира, Мати всепетая. Со страхом, верою и любовию припадаем пред честною иконою Твоею и усердно молим Тя: не отвари лица Твоего от прибегающих к Тебе. Умоли, милостивая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, сладчайшего Господа Иисуса Христа, да сохранит страну нашу в мире, да утвердит державу нашу в благоденствии и да избавит нас от междоусобныя брани, да укрепит нашу Православную Церковь и незыблему сохранит ю от неверия и раскола, и ересей. Не имамы бо мы иныя помощи, разве Тебе, Пречистая Дева. Ты бо еси всесильная христианам заступнице пред Богом, праведный гнев Его умягчающая. Избави всех Тебе молящихся от падений греховных, от наветов злых человек, от глада, от скорбей. Даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправление согрешений наших, да вси благодарно воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя в Троице Единаго Бога – Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *