Митрополит калужский климент

Русская Православная Церковь

Отмечая День православной книги, мы вновь говорим о роли литературы в жизни человека. Что такое книга? Учитель, как мы не раз читали в школьных учебниках? Друг? Советчик? Что делает книгу православной? Об этом рассуждает митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (№ 3, 2018, pdf-версия).

Мой читательский и жизненный опыт подсказывает, что на роль учителя подходит только духовная литература. Преподобный Иоанн Лествичник говорил, что чтение книг Священного Писания «немало может просвещать и собирать ум; ибо они суть глаголы Святого Духа». Он же — Господь Дух Святой — дышит в святоотеческих творениях. «И Слово Божие и толкование его — дар Святого Духа», — пояснял святитель Игнатий (Брянчанинов).

Но далеко не каждую книгу (и не каждого автора) можно воспринимать как безупречного наставника, советы которого неоспоримы, принципиально важны. Художественные произведения (и их авторы) — это собеседники читателя. Именно так, на мой взгляд, правильно их воспринимать. А собеседники, как известно, бывают разные. Одним можно доверять, к другим можно и нужно прислушаться, а от некоторых лучше держаться подальше.

Когда мы общаемся с людьми, чьи-то слова заставляют нас задуматься, чьи-то — улыбнуться или возмутиться. Ведь одни призывают к честности, добросердечию, достойным поступкам, а иные всегда готовы найти оправдание любым порокам, рисуют их привлекательными, воспевают все виды «свободы». Книги в этом удивительно похожи на людей. Книга может стать увлекательным рассказчиком, другом, добрым советчиком, который поставит новые вопросы и поможет найти на них ответы. Но книга может оказаться и недругом, сомнительным приятелем, подстрекателем, который будет тянуть во тьму, романтизировать совершаемое людьми зло или убеждать, что в жизни нет ничего привлекательнее гедонизма, призывать следовать всем своим желаниям, страстям, соблазнять на грех. По мнению преподобного Паисия Святогорца, можно распознать духовное состояние человека из того, что он читает. Его слова перекликаются с русской поговоркой: «Скажи мне, кто твой друг…».

С сожалением можно признать, что в наши дни книг-недругов выходит немало. От этих реалий нам никуда не деться, и каждый человек, каждый читатель должен быть внимателен в выборе литературы. Надо чаще задаваться вопросом: что приносит мне чтение этой книги? Она зовет меня вверх, к свету или тянет, хотя бы малозаметно, вниз? Начиная общаться с новым знакомым, мы хотим узнать, кто он, заслуживает ли этот человек доверия? Так же, встретив неизвестную книгу, мы должны узнать, насколько она полезна или хотя бы безвредна нашему уму и сердцу.

Книгопечатание в нашей стране началось с православной книги. Это не случайно. Православие — это основа нашей культуры: уже более 1000 лет Евангелие учит наш народ, как жить праведно, богоугодно, достойно своего призвания. Этой же цели изначально служила и печатная книга на Руси. Издавались богослужебная литература и книги духовного содержания. Впоследствии, с развитием светского образования, начался выпуск учебных пособий, научной и художественной литературы.

У современного читателя выбор книг еще шире. И неизбежно возникает вопрос: какую литературу можно назвать православной? Ограничивается ли она изданиями Священного Писания и святоотеческих творений, книгами по богословию, церковной истории, катехизической направленности и сборниками молитв? Только ли эти и подобного рода издания заслуживают внимания в День православной книги? Убежден, что это не так.

Православной можно назвать любую книгу, в основе которой заложены христианские, православные ценности. Это может быть и художественное произведение, и труд по истории, и исследование по культурологии, и так далее, но эта книга непременно транслирует православный взгляд на мир, полагает в основе всего евангельскую истину.

Уже несколько поколений в России успели вырасти без элементарных представлений о Православии, без изучения Закона Божия и вне церковной традиции. По этой причине в наши дни понимание произведений классической литературы и общее мировосприятие заметно отличаются от мировоззрения и культуры русских людей прошлых веков, когда религиозное образование было неотъемлемой частью процесса обучения. Наши классики знали Священное Писание, они читали Библию. Эти познания, библейские образы, естественным образом находили отражение в их творчестве. Беллетристы, поэты воспевали красоту Божиего мира, слагали стихотворные молитвы, взывали о милости к падшим, задавались вечными вопросами и напоминали о непреходящей ценности, актуальности христианских норм.

Примером могут служить вдохновенные строки Константина Бальмонта:

Все от Него — и жизнь, и смерть.

У ног Его легли, простерлись бездны,

О помыслах Его вещает громко твердь,

Во славу дел Его сияет светоч звездный.

Если автор искренне признает, что «все от Него» — от Бога, и, создавая свое произведение, исходит из этого представления, то велика вероятность, что у него получится православная книга.

Можем ли мы преодолеть ограниченность и скоротечность земной жизни? Рассуждая над этим вечным вопросом, Николай Гумилев написал:

Есть Бог, есть мир; они живут вовек.

А жизнь людей мгновенна и убога.

Но все в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Эти слова очень точно передают внутреннюю настроенность немалого количества русских писателей, их отношение к Богу и Его творению. Даже когда они явно не обнаруживают свою религиозность, в их произведениях присутствует и вера в Господа, и любовь к Божиему миру.

По моему наблюдению, для писателя, поэта, обладающего настоящим большим талантом, путь к вершинам творчества часто бывает и путем к Божией правде. Вспомним молодость Александра Сергеевича Пушкина. Наиболее талантливые, образованные, внимательные люди из его окружения уже по ранним его произведениям безошибочно поняли, что перед ними молодой автор с редким талантом.

Но они знали и другое: если не отдавать силы на развитие дарования, не учиться и не совершенствоваться, не стараться расти духовно и нравственно, а проводить все время в сомнительных развлечениях и растрачивать свой дар на легкомысленные тексты не всегда пристойного содержания, то выдающийся талант, данный Господом, не раскроется в полной мере. Даже самый одаренный автор не сможет создать подлинные шедевры, на которые он способен, если трудом не взрастит свой талант. Об этом они вели между собой переписку, об этом говорили и писали молодому Пушкину.

И по мере удаления от легкомысленного времяпровождения, свойственного ему в ранней молодости, поэт создает все более глубокие произведения. Пушкин растет как человек и как автор — и литература (не только русская, но и мировая) обогащается неповторимыми шедеврами. Взрослый Пушкин сам стыдился некоторых своих опусов, написанных в молодые годы. Он хотел бы забыть о них и сделать так, чтобы их не читали. А его зрелые сочинения — исторический роман «Капитанская дочка», стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны» — без всякой натяжки можно признать православными произведениями.

Сейчас, когда идет Великий пост, каждый христианин проживает особое время духовного обновления. Гениальный поэт в своеобразной форме передал чувства верующего человека при чтении известной великопостной молитвы.

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его

Cредь дольных бурь и битв,

Сложили множество Божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Все чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! Дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

Эти строки были написаны Великим постом 1836 года, в последний год земной жизни поэта. Данное стихотворение является итогом, подчеркивающим вектор в развитии его творчества: от слишком вольных стихов юности и молодости к молитве.

С уверенностью могу сказать: практически у каждого автора, книги которого вошли в сокровищницу русской литературы, есть произведения, которые созданы на основе православных ценностей и могут быть отнесены к православным книгам. Да, у некоторых есть и провокационные произведения, не вписывающиеся в рамки православной морали. Но такие тексты не стали вершиной их творчества и не являются основным вкладом талантливых авторов в отечественную и мировую словесность.

Как известно, в XX веке церковная тематика и христианские образы были практически изгнаны из отечественной литературы на несколько десятилетий. В советское время все произведения, которые получали официальное признание, дорогу в печать, многомиллионные тиражи, подвергались жесткой идеологической цензуре. Но разве можно волей «сверху» полностью уничтожить веру, заставить людей забыть о своих корнях, о родной культуре? Сможет ли по-настоящему талантливый автор остаться в рамках дозволенного, отметая вопреки совести богатство духовного наследия, чтобы обрести земную славу и успех? Захочет ли он потратить весь свой творческий потенциал на создание только того, что требуют от него власть имущие? Сегодня ответ очевиден: какими бы строгими ни были запреты, в настоящей литературе христианские ценности, христианские образы не исчезают.

Один из примеров — роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» со стихотворениями, наполненными библейскими образами. Автор «подарил» эти стихи своему герою Юрию Живаго, обозначив его как автора. Можно назвать и поэму Анны Ахматовой «Реквием». Сегодня мы без проблем можем купить эту книгу, взять ее в библиотеке или прочесть в Интернете. А пока эта поэма создавалась (она дорабатывалась в течение нескольких лет), были времена, когда Анна Андреевна, опасаясь обыска, изъятия, ареста, не рисковала хранить ее фрагменты и сжигала их сразу после прочтения самым близким людям. Только в памяти автора и первых, тщательно отобранных читателей, сохранялись написанные строки. В них с поразительной простотой раскрывалась глубина трагизма евангельских событий, и это свидетельствует о том, что вынести скорбь утраты близких, пережить страшные годы репрессий людям помогала осознанная вера. Эта поэма о человеческом страдании долгие годы не могла быть напечатана.

О христианских ценностях русская литература не забывала никогда. Мы знаем множество написанных в советские годы произведений, в которых нет упоминаний о христианских реалиях, но они при этом проникнуты евангельским духом.

Можно без преувеличения сказать, что в отечественной литературе число православных книг превышает количество изданий, в которых говорится о Православии как таковом. Как, например, не вспомнить в День православной книги повесть лауреата Патриаршей литературной премии Бориса Екимова «Пастушья звезда». Главный ее герой ни разу не цитирует Библию, но заповедь «не укради» живет в нем настолько глубоко и естественно, что ему и не требуется произносить ее вслух, это «не укради» — неотъемлемая часть его самого. Ему в голову не приходит мысль о возможности не только что-либо украсть, но и взять себе потерянное кем-то другим, не стараться вернуть это владельцу. Как не вспомнить рассказ «Говори, мама, говори», в котором тоже нет ни слова о заповедях, а на деле они есть, исполняются в жизни героев: и любят друг друга родные люди искренне, и понимают, и берегут, не жалея себя.

Книги по истории — отдельная важная тема. Такая уж у нас богатая история, что каждый год изобилует памятными датами, радостными или скорбными, юбилеями и годовщинами. С немалым их числом связаны споры и даже конфликты. Об исторических событиях и персонах обязательно надо говорить, но многое здесь зависит от личности повествователя, исследователя, профессионального историка или писателя.

Ко Дню православной книги мне хочется выразить благодарность лауреату Патриаршей литературной премии Юрию Михайловичу Лощицу, а среди его книг особенно выделить издания, рассказывающие о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, о благоверном князе Дмитрии Донском. Насколько хороши книги Юрия Михайловича Лощица, знают все его читатели. Мне же известно еще и о том, насколько серьезно и ответственно работает над ними автор. Каждое слово, вложенное автором в уста героев, подтверждено источниками.

Есть вопрос, который стоит перед каждым писателем-историком: как при изложении научных концепций и фактов не задеть чувства читателей, которые с благоговением относятся к историческим личностям, прославленным в лике святых? На этот вопрос в своих книгах и на семинаре прекрасно ответил доктор исторических наук Николай Борисов. Работая со множеством источников, он старается установить историческую правду, но всегда предупреждает читателя, что нельзя быть абсолютно уверенным в правильности именно такой художественной интерпретации событий древней истории.

Автор бережно относится к своим героям и, если нет документальных подтверждений, не приписывает им дурных поступков, чувств, мотивов, рассказывая читателям о разных версиях, которые на сегодняшний день высказываются учеными историками. Особенно важно, что автор с уважением относится к чувствам верующих читателей. В 2017 году книга Николая Сергеевича Борисова о князе Михаиле Тверском была отмечена на конкурсе «Просвещение через книгу».

В преддверии Дня православной книги обращаюсь ко всем читателям: не забывайте о самой главной в жизни любого христианина Книге — о Евангелии. Возвращайтесь к чтению Евангелия снова и снова. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что эта Книга решит нашу вечную участь: «по ней мы будем судимы, смотря по тому, каковы были здесь, на земле по отношению к ней».

Найдите время для чтения духовной литературы. Пусть она станет вашим наставником. Если вы неопытны, обратитесь за советом к священнику: он подскажет книги, прочитать которые вам по силам уже сейчас. Читайте книги по истории Церкви и родной страны. И не забывайте про художественную литературу, но пусть это будут книги, которые по праву могут быть отнесены к православным: основанные на христианской нравственности книги-друзья, которые помогут сделать еще один шаг к добру и свету — Христу (Ин. 12:35-36).

Митрополит Калужский и Боровский Климент

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) 24 Декабрь 2009

Дата рождения: 7 августа 1949 г.
Дата хиротонии: 8 августа 1982 г.
Дата пострига: 7 декабря 1978 г.
День ангела: 8 декабря

Биография:

Митрополит Климент (в миру Герман Михайлович Капалин) родился 7 августа 1949 г. в посёлке Удельная Раменского р-на Московской обл. По окончании средней школы поступил в Московский машиностроительный техникум. В 1970 г. поступил во 2-й класс Московской духовной семинарии. С октября того же года по ноябрь 1972 г. служил в рядах Советской Армии. Затем продолжил обучение в семинарии. В 1974 г. окончил семинарию и поступил в Московскую духовную академию. С 1977 г. принимал участие в работе Всемирной православной молодежной организации «Синдесмос» В 1978 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, и оставлен при ней помощником инспектора и профессорским стипендиатом. Одновременно поручено быть преподавателем сектора заочного обучения.

7 декабря 1978 г. инспектором МДА архимандритом Александром в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры был пострижен в монашество с наречением имени Климент в честь сщмч. Климента, епископа Римского. 24 декабря того же года архиепископом Дмитровским Владимиром рукоположен во иеродиакона. 7 апреля 1979 г. рукоположен во иеромонаха. В том же году назначен преподавателем Общей церковной истории в МДС. 14 октября 1981 г. возведен в сан игумена. В 1981-1982 гг. исполнял обязанности старшего помощника инспектора МДС.

На заседании Священного Синода 16 июля 1982 г. был избран епископом Серпуховским, викарием Московской епархии и назначен Управляющим патриаршими приходами в Канаде и временно в США. 18 июля 1982 г. Святейшим Патриархом Пименом за Божественной Литургией в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры был возведен в сан архимандрита. Епископская хиротония была совершена 8 августа 1982 г. в Свято-Духовском соборе г. Минска. Хиротонию совершили: митрополит Минский и Белорусский Филарет, архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим, епископ Тульский и Белевский Герман, епископ Пинский Афанасий.

23 марта 1987 г. освобожден от управления патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим патриаршими приходами в США. Указом Святейшего Патриарха Пимена от 19 мая 1989 г. возведен в сан архиепископа.

Решением Священного синода от 20 июля 1990 г. назначен архиепископом Калужским и Боровским и одновременно — заместителем Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, а с 1994 г. был первым заместителем Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

С 1993 по 1996 г. — член Общественной Палаты при Президенте РФ.

В 1996 года с преобразованием Калужского духовного училища в Духовную семинарию назначен ее ректором и одновременно преподаёт в ней Православную аскетику.

С 1997 по 2000 г. представлял РПЦ в межправославной комиссии по подготовке общеправославного празднования 2000-летия Рождества Христова, возглавлял секретариат по подготовке и проведению.

26 декабря 2003 г. назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода.

25 февраля 2004 г. возведен в сан митрополита.

С 2005 г. — Председатель Международных Образовательных Рождественских чтений и Председатель Комиссии по их подготовке и проведению.

С октября 2005 г. по январь 2010 г. — член Общественной Палаты Российской Федерации. C января 2006 г. — Председатель Комиссии по сохранению духовного и культурного наследия Общественной Палаты Российской Федерации.

Возглавлял оргкомитет по подготовке и проведению Церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России» (октябрь 2004 г.), Первого фестиваля православных СМИ «Вера и слово» (ноябрь 2004 г.), празднования 625-летия Куликовской битвы (май–ноябрь 2005 г.), празднования 90-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви (октябрь-ноябрь 2007 г.).

Председатель комиссии по проведению конкурса «За нравственный подвиг учителя» (2006-2009 гг.).

25 января 2009 года Архиерейским Собором РПЦ в Москве избран одним из трёх кандидатов на Московский патриарший престол.

31 марта 2009 года решением Священного Синода был освобождён от должности управляющего делами Московского Патриархата и назначен председателем Издательского совета Московского Патриархата

21 января 2010 года решением Диссертационного совета Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации присвоена учёная степень кандидата исторических наук по результатам защиты диссертации на тему «Деятельность Русской православной церкви на Аляске в 1741—1867 гг.» (специальность «Отечественная история»).

29 января 2010 года избран председателем комиссии Межсоборного присутствия Русской православной церкви по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности.

С 22 марта 2011 года член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 29 мая 2013 г. назначен (журнал № 61) ректором Калужской духовной семинарии и утвержден (журнал № 67) в должности настоятеля (священноархимандрита) Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутьева Боровского мужского монастыря г. Боровска Калужской обл. и мужской Успения Пресвятой Богородицы Калужской Тихоновой пустыни с. Льва Толстого Дзержинского р-на Калужской обл.

Решением Священного Синода от 2 октября 2013 г. (журнал № 109) назначен главой новообразованной Калужской митрополии.

С октября 2013 г. по май 2014 г. временно управлял Песоченской епархией.

16 сентября 2014 г. в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ защитил диссертацию на тему «Русская Православная Церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII-XIX вв. (по материалам Аляски)» на соискание ученой степени доктора исторических наук.

15 октября 2018 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент назначен Председателем комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации.

Награжден:

государственными наградами:

  • 1988 г. — орденом Дружбы народов;
  • 2000 г. — орденом Почета;
  • 2009 г. — орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени;
  • 1997 г. — медалью 850-летия Москвы;
  • 2010 г. — медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»;
  • наградами субъектов Российской Федерации:
  • 2004 г. — медаль «60 лет Калужской области»;
  • 2005 г. — медалью «За особые заслуги перед Калужской областью» III ст.;
  • 2007 г. — медалью «За особые заслуги перед Калужской областью» II ст.;
  • 2007 г. — Медаль «За вклад в дело увековечения памяти защитников земли Калужской», 1 ст.;
  • 2008 г. — Почетный гражданин Калужской области;
  • 2009 г. — юбилейной медалью «65 лет Калужской области»;
  • 2007 г. — Грамота Президента Республики Саха (Якутия);
  • 2014 г. — национальная премия «Лучшие книги и издательства года — 2013» за развитие книгоиздательского дела;
  • 2016 г. — юбилейная медаль «120 лет со дня рождения Г.К. Жукова»;
  • 2018 г. — орден им. министра внутренних дел Российской империи В.К. Плеве;

церковными наградами Русской Православной Церкви:

  • 1986 г. — орденом преподобного Сергия Радонежского II степени;
  • 1996 г. — орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени;
  • 1999 г. — орденом святителя Иннокентия Московского II степени;
  • 2000 г. — орденом мученика Трифона II степени;
  • 2004 г. — орденом святого равноапостольного князя Владимира II степени;
  • 2007 г. — орденом преподобного Серафима Саровского II степени;
  • 2009 г. — орденом Святителя Алексия Московского II степени;
  • 2009 г. — премия памяти митрополита Макария (Булгакова);
  • 2014 г. — орденом святителя Макария, митрополита Московского II степени;
  • 2017 г. ― медаль «За жертвенные труды» (Ижевская епархия);
  • 2017 г. ― медаль святого благоверного князя Андрея Боголюбского I-й степени (Владимирская епархия);
  • 2018 г. ― медаль «25 лет Кемеровской епархии»;
  • 2019 г. — орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени;

орденами Поместных Православных Церквей:

  • 1989 г. — орденом преподобного Германа Аляскинского Православной Церкви в Америке;
  • 1997 г. — орденом Святогробского братства I степени Иерусалимской Церкви;
  • 1998 г. — орденом Святого Климента Охридского I степени Болгарской Церкви;
  • 2000 г. — орденом апостола Марка Александрийской Церкви I степени.

общественными наградами:

  • 2001 и 2003 гг. — национальной премии Русского биографического института по номинации «Человек года»;
  • 2002 г. — медаль «За вклад в наследие народов России»;
  • 2005 г. — Орденской медалью Европейского комитета по наградам и премиям ООН С. Витте «За выдающиеся заслуги перед народами»;
  • 2006 г. — золотым почетным знаком «Общественное признание»;
  • 2007 г. — Медаль «За вклад в дело увековечения памяти защитников земли Калужской» 1 ст.;
  • 2008 г. — орден «За пользу отечеству», I ст.;
  • 2008 г. — национальная премия «Лучшие книги и издательства года — 2008» за книгу «Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года»;
  • 2009 г. — Орден «Единения» в честь 60-летия образования ООН;
  • 2010 г. — юбилейной медалью «50-летие освоения человеком космоса»;

Многочисленными церковными и общественными наградами, юбилейными медалями ипамятными знаками

Научные труды и публикации:

  • Особые черты миссионерской деятельности святителя Иннокентия, Митрополита Московского, в период его служения на Камчатке и Аляске // Церковный Вестник. — № 23(324). — 2005.
  • Миссионерское служение Русской Православной Церкви на Аляске.//Богословско-исторический сборник. № 1. 2003.
  • Святитель Иннокентий и рассвет православной миссии на Аляске. // Богословско-исторический сборник. № 2. 2004.
  • Особые черты миссионерской деятельности святителя Иннокентия, Митрополита Московского, в период его служения на Камчатке и Аляске // Церковный Вестник. — № 23(324). — 2005.
  • Истоки Православия на Аляске. «200 лет российско-американских отношений» (2007).
  • Святитель Иннокентий (Вениаминов) и возникновение книжной культуры алеутов // Библиотековедение. — № 5. — 2009. — С. 72 — 79;
  • Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. — 608 С., (Монография);
  • О причинах конфликта первых миссионеров на Аляске и администрации Российско-Американской компании // Вестник Поморского университета. — № 2. — 2010. — С. 17 — 21;
  • К вопросу об участии священнослужителей во Второй Камчатской экспедиции // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 2 (82). — С. 219 — 224;
  • Вопросы истории Кадьякского викариатства и синодальное управление миссионерской деятельностью на Аляске // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 3 (83). — С. 307 — 316;
  • Благоволите о том сообщить к нам мнение Вашего Преосвященства. Письма капитан-командора В.Беринга епископу Иркутскому и Нерченскому Иннокентию (Нероновичу). 1734 — 1735 гг. // Исторический архив. М. 2010. № 3. — С. 199 — 206;
  • Распространение русской духовной культуры среди индейцев тлинкитов в период Русской Америки // Вестник Тюменского Государственного университета. Серия История, Филология. Тюмень, 2010. № 1. — С. 119 — 126;
  • Распространение русской духовной культуры среди индейцев тлинкитов в период Русской Америки // Ученые записки Российского государственного социального университета. — № 2. — 2010. — С. 6 — 10;
  • Слово и Вера. // — 2-е изд. — Минск, Издательство Белорусского Экзархата РПЦ, 2012.— 495с.;
  • Социокультурный аспект миссионерского служения на Аляске святителя Иннокентия (Вениаминова). // Журнал Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина — № 1(129). 2014.

Книги и публикации:

  • В стране святых воспоминаний. Издательство Калужской духовной семинарии. 2004.
  • Возростание в вере. (Автобиографические заметки и богословские статьи) (2009)
  • Миссия Церкви сегодня. 2003
  • Православная семья в становлении Российского государства. Сборник докладов. Обнинск. 2004.
  • Мировоззрение и образ жизни современной молодежи. Сборник докладов. Обнинск. 2004.
  • Православная Аляска // Российский Кто есть Кто. — № 5(56). 2006.
  • Мировоззрение и образ жизни современной молодежи. // Шестые образовательные Богородично-Рождественские чтения. Сборник докладов. Обнинск. 2004. С. 9-19.
  • Задачи православных СМИ и нравственная ответственность журналиста. // Материалы Первого международного фестиваля православных СМИ 16-18 ноября 2004 г. Издательский Совет Русской Православной Церкви. Москва. 2005. С. 37-49.
  • Благополучие общества состоит в твердости веры, в духовном, нравственном росте. // Духовно-нравственные основы демографического развития России (материалы церковно-общественного форума) 18-19 октября 2004 г. Москва. 2005. С. 11-18.
  • Воскресные беседы о Евангелии. // — М.: Вечерняя Москва, 2014. — 355с.;
  • Вечные вопросы: Беседы о Боге, творении и человеке. // — М.: Никея, 2017. — 272 с.
  • Действуй сегодня. // — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2019. — 288 с.

Многочисленные публикации в центральной и местной печати — как церковной, так и светской.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *