Митрополит кифирский и антикифирский Серафим

Серафим (Мендзелопулос)

В Википедии есть статьи о других людях с именем Серафим.

Митрополит Серафим

Митрополит Пирейский

c 19 марта 2006 года

Избрание

28 февраля 2006 года

Интронизация

19 марта 2006 года

Церковь

Элладская православная церковь

Предшественник

Каллиник (Карусос)

Секретарь Священного Синода

2005 — 2006

Церковь

Элладская православная церковь

Митрополит Христианопольский (титулярный)

2003 — 2006

Церковь

Элладская православная церковь

Предшественник

Павел (Лаиос)

Епископ Аделаидский,
викарий Австралийской архиепископии

21 января 2001 — 2002

Церковь

Константинопольская православная церковь

Рождение

29 декабря 1956 (62 года)

  • Афины, Греция

Принятие священного сана

1981 год

Принятие монашества

1980 год

Епископская хиротония

21 января 2001 год

Медиафайлы на Викискладе

Митрополи́т Серафи́м (греч. Μητροπολίτης Σεραφείμ, в миру Хри́стос Мендзело́пулос, греч. Xρήστος Μεντζελόπουλος; род. 29 декабря 1956, Афины) — епископ Элладской православной церкви; митрополит Пирейский (с 2003).

Известен своей политической активностью, регулярными публичными заявлениями против экуменизма и других явлений, которые, по его убеждению, противоречат христианской морали.

Биография

Родился 29 декабря 1956 года в Афинах.

В 1978 году окончил университет в Афинах. С 1978 по 1980 годы проходил военную службу. В 1980 году поступил на работу юристом.

В 1980 году поступил в монастырь Пендели, где был пострижен в монашество с именем Серафим и рукоположён во иеродиакона. В 1981 году рукоположён во иеромонаха архиепископом Афинским Серафимом. В 1984 году окончил богословский факультет Афинского университета. С 1981 по 2001 года настоятель приходов в Афинах и Секретарь Церковного Суда. В 1981 году возведен в сан архимандрита.

С 2000 по 2001 год — редактор издательства св. Антония.

Епископское служение

21 января 2001 года рукоположён во епископа Аделаидского, викария Австралийской архиепископии Константинопольского патриархата, где до 2002 года являлся помощником архиепископа Австралийского Стилиана (Харкианакиса).

В 2003 году вернулся в Грецию, где трудился в столичном регионе, будучи титулярным митрополитом Христианупольским. С 2005 года исполнял обязанности секретаря Священного синода Элладской православной церкви.

19 марта 2006 года во время своей интронизации на Пирейскую кафедру отказался принять преподносимые по традиции подарки, отметив, что не ищет славы и земных удовольствий, но что его девизом было никогда не желать ни золота, ни серебра, и что он предпочитает лучше давать, чем брать. В своей интронизационной речи митрополит Серафим подчеркнул, что сделает всё возможное, чтобы «стать отцом всех, переживать боль и печаль верующих, для которых мои двери будут всегда открыты».

В мае 2006 года он призвал бойкотировать фильм «Код да Винчи» и одноимённую книгу Дэна Брауна, по которой была снята картина, заявив: «Это антиисторический, абсолютно лживый и нелепый роман, из которого теперь ещё и голливудский фильм делают».

Выступил против визита папы Римского Бенедикта XVI на Кипр.

В марте 2010 года направил письмо королеве Великобритании Елизавете II и послу Великобритании в Афинах по поводу высказывания певца Элтона Джона о том, что якобы Иисус Христос был гомосексуалистом, заявляя, что певец этим высказыванием оскорбил религиозные чувства христиан.

Осудил решение Архиерейского синода Сербской православной церкви об отстранении от обязанностей епископа Рашско-Призренского Артемия (Радосавлевича), а также выступил с обращением в связи с готовящимся Всеправославным собором.

5 января 2011 года в поддержку заявлений митрополита Серафима выступила праворадикальная молдавская организация «Общество святой Матроны Московской».

30 марта 2012 года профессура Аристотелевского университета в Салониках обратилась с письмом к члена Священного синода Элладской православной церкви с требованием дать оценку высказываниям митрополита Серафима.

8 июля 2013 года в связи с поездкой патриарха Константинопольского Варфоломея в Милан для участия в экуменическом праздновании 1700-летия Миланского эдикта, выступил с негативным отзывом о деятельности патриарха как подрывающей единство православного мира.

В ноябре 2013 года в послании греческому Парламенту раскритиковал планы правительства о послаблении законодательства в отношении легализации однополого партнерства и предупредил, что любой парламентарий, решивший поддержать эту меру, будет незамедлительно отлучён от церкви.

Митрополит Серафим — противник «злонамеренной деятельности отлучённых, отделённых и нерукоположённых мирских лиц в расколе, которых антиканонично и без предписываемой священными канонами канонической процедуры ошибочно восстановил Святой и Священный Синод досточтимого Вселенского Патриархата»

Антисемитское выступление

В ответ на прозвучавшие 22 декабря 2010 года в эфире телеканала Mega TV «антисемитские высказывания» иерарха о роли евреев в финансовых проблемах Греции, члены Правительства 23 декабря осудили точку зрения митрополита:

«… преступная смычка евреев и масонов, типичным представителем которой выступает барон Ротшильд и другие „всемирные сионисты“, имеет целью порабощение Греции и Православной Церкви в целом. <…> Сионистский заговор также нацелен на разрушение традиционной семьи и замену этого института однополыми браками и родителями-одиночками. <…> Адольф Гитлер был инструментом в руках мирового сионизма, и дом Ротшильдов финансировал его с единственной целью: убедить евреев покинуть Европу и создать в Палестине свою новую империю».

Как отметил пресс-секретарь греческого правительства, кабинет выступает против проявлений расизма и ксенофобии, от кого бы они ни исходили. Помощник премьер-министра Греции Папандреу опубликовал заявление, в котором сообщил, что долг правительства осудить высказывания митрополита: «Это — оскорбление Греции, оскорбление нашей культуры, это оскорбление еврейской общины, которая является неотъемлемой частью общества».

Со своей стороны, Европейский еврейский конгресс (ЕЕК) также решительно осудил митрополита, потребовав применения строгих мер в его отношении: «Совершенно недопустимо, чтобы священник высокого ранга одной из основных религий в Европе делал такие отвратительные, полные ненависти заявления», — считает глава ЕЕК Моше Кантор. Публичные высказывания владыки, по его словам, «свидетельствует о том, что есть люди, которые не стыдятся высказывать такие взгляды перед широкой аудиторией». «Европейские страны и Европейский союз должны немедленно принять жесткую систему законодательных актов, запрещающих любые формы антисемитизма на любом уровне и устанавливающих соответствующие санкции», — считает глава ЕЕК, призвав правительство Греции «принять законы против таких речей, разжигающих национальную ненависть», а священноначалие Элладской Православной Церкви — «немедленно отстранить этого человека от занимаемой должности».

В своей статье греческому порталу Amen.gr подверг резкой критике раввина Салоник Морхедая Фризиса, обвинив приверженцев иудаизма в сатанизме. Сам митрополит не склонен считать свои высказывания антисемитскими.

Примечания

  1. Состоялась интронизация нового митрополита Элладской церкви
  2. В Греции экранизация «Код Да Винчи» оскорбляет чувства верующих
  3. Заявление митрополита Перейского Серафима относительно визита папы Римского на Кипр (недоступная ссылка). Дата обращения 27 декабря 2010. Архивировано 18 марта 2011 года.
  4. Митрополит Пирейский Серафим возмущен решением Синода Сербской Церкви
  5. Обращение православных верующих Молдовы в поддержку Митрополита Пирейского Серафима и Священного Синода Эладской Православной Церкви
  6. Aristotle University Professors Respond to Metropolitan Seraphim of Piraeus (англ.)
  7. Митрополит Пирейский Серафим: своими действиями патриарх Варфоломей создаёт угрозу единству Церкви
  8. Высший священнослужитель Греции грозит отлучить от церкви депутатов, голосущих за однополые браки.
  9. Митрополит Пирейский Серафим. Важность стояния в истине: по поводу высказываний митрополита Гортинского Иеремии. Московская духовная академия Русской православной церкви. Пер. с новогр. игумена Дионисия (Шлёнова).
  10. Правительство Греции осудило антисемитские заявления митрополита
  11. Слова архипастыря о роли евреев в финансовых проблемах Греции вызвали бурю негодования
  12. Bishop’s Jewish rant slammed
  13. Митрополит Серафим: «Адольф Гитлер был инструментом в руках мирового сионизма» // ruskline.ru 22.12.2010
  14. http://ruskline.ru/news_rl/2010/12/27/evropejskie_evrei_prizyvayut_uvolit_mitropolita_pirejskogo_serafima/
  15. Глава ЕЕК призвал уволить греческого священника-антисемита Архивировано 26 января 2011 года.
  16. Пирейский митрополит Серафим обвинил раввина Салоник в сатанизме
  17. Открытое письмо митрополита Пирейского Серафима госсекретарю США Хиллари Клинтон

Ссылки

  • Сайт Перейской митрополии (греч.)

Письмо митрополита Кифирского и Антикифирского Серафима Предстоятелю и членам Синода Элладской Православной Церкви от 29 мая 2019 года

Поделиться «Письмо митрополита Кифирского и Антикифирского Серафима Предстоятелю и членам Синода Элладской Православной Церкви от 29 мая 2019 года»

  • Twitter
  • LinkedIn
  • E-mail

В письме Блаженнейшему Архиепископу Афинскому и всей Эллады Иерониму и членам Постоянного Священного Синода Элладской Православной Церкви митрополит Кифирский и Антикифирский Серафим поделился размышлениями относительно украинского церковного вопроса. Текст письма приводится ниже полностью.

Письмо № 308/29.05.2019

Блаженнейший святый Председатель,

Благословите

По завершении заседаний нашего Священного Синода истекающего месяца мая с.г. я с уважением хочу поделиться с Вами и Священным Синодом своей следующей тревогой.

Бесспорно, приглашение Его Божественнейшего Всесвятейшества Вселенского Патриарха Варфоломея на открытие центра геронтологии Афинской Архиепископии создало добрые впечатления и дало хорошую возможность для восстановления добрых отношений и прекрасного о Господе общения нашей Святейшей Архиепископии с первопрестольным Константинопольским Патриархатом после леденящей атмосферы и событий октября прошлого года: «Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе?» (Пс. 132:1)

Однако, Ваше Блаженство, святый Владыка Председатель, по моему скромному мнению, а также по мнению прочих святых собратьев, в эти дни со стороны Синодальных Комиссий: а) по догматическим и номоканоническим вопросам и б) по межправославным и межхристианским отношениям как отдельно, так и совместно, были предприняли напряженные усилия и, возможно, поспешные действия с тем, чтобы каждая из них по отдельности и обе вместе высказалась в общем документе по животрепещущему украинскому вопросу и, согласно своих полномочий, представили нашему Священному Синоду доклад. За три дня пребывания Всесвятейшего Вселенского Патриарха в Афинах совещания следовали за совещаниями.

Я не располагаю ответственной информацией с этих обсуждений и совещаний. Только в Синоде от Преосвященного митрополита Маронийского и Комотинийского Пантелеимона, связующего звена между Синодальной Комиссией по догматическим и номоканоническим вопросам, мы слышали новость о том, что заслуженный профессор университета и член данной Комиссии сделал доклад в защиту автокефалии «новой Украинской Церкви».

Ваше Блаженство, признаюсь, что меня неприятно удивила эта информация о то, что данные Синодальные Комиссии поспешно, в течение трех дней сделали свои выводы и заключения. Я ощутил горечь, которую и Вы ощутили в октябре прошлого года, когда государственный совет поспешил принять благосклонное решение в пользу нашего Всесвятейшего Патриарха по вопросу о храме и владении в Пробонасе. «И вот, здесь больше (Пробонаса)» (ср. Лк. 11:31-32).

Ваши мнение и рекомендация по украинскому вопросу с самого начало были и остаются следующими: этот животрепещущий и сложный вопрос должны рассмотреть и всесторонне изучить указанные компетентные в этом деле Синодальные Комиссии Постоянного Священного Синода, Священный Синод, а затем наш епископат, который после того, как будет сделан общий обзор всей этой проблемы и тщательно изучены все соответствующие документы и комментарии, выскажется путем тайного голосования.

Я смиренно считаю, что этот сложный вопрос об украинской автокефалии, в том числе и из-за того, каким образом она была предоставлена, требует долгого и тщательного изучения, горячих и сокрушенных молитв, но, прежде всего, ясного просвещения Всесвятого Духа. Невозможно, чтобы мирянин, какими бы глубокими не были его научные и богословские знания, высказывался по столь чувствительному каноническому и экклесиологическому вопросу, когда лишенные общения: раскольники, изверженные из сана и анафематствованные епископы после указанных серьезнейших церковных прещений рукоположили других «епископов» и «клириков». Я уважаю профессора Власия Фидаса, как личность и как ученого, но считаю, что было бы неразумным и неполезным ограничиваться мнением одного единственного серьезного во всем прочем ученого. К тому же другой его коллега, заслуженный профессор по кафедре канонического права Панайотис Бумис имеет по украинскому вопросу иное мнение.

Вместе с этим да будет мне позволено считать, что указанная тема нуждается в дальнейшем исследовании и изучении, а потому я с уважением прилагаю еще два соответствующих исследования, которые были направлены мне лично, и я не знаю, пересылали ли их официально в наш Священный Синод для информирования и всестороннего рассмотрения украинской проблемы в ее совокупности их Преосвященные отправители. С одной стороны, речь идет о 23-х страничном меморандуме Преосвященного митрополита Видинского Даниила из Болгарского Патриархата (который, по его словам, он предварительно направил в Синод своего Патриархата) и, с другой стороны, о 4-х страничном письме Преосвященного митрополита Бориспольского и Броварского Антония, управляющего делами Украинской Православной Церкви, главой которой является Блаженнейший Митрополит Киевский и всей Украины Онуфрий. Оба этих достойных и важных документа, представляющие интерес с исторической и канонической точки зрения и отражающие текущую церковную ситуацию, могут еще больше и яснее осветить осуждаемую тему, если будут предложены вниманию вышеуказанных Синодальных Комиссий.

Блаженнейший святый Председатель,

Из-за теплого приема Всесвятейшего Вселенского Патриарха Варфоломея в церковных кругах создалось впечатление, что Элладская Церковь, предваряя все прочие автокефальные Церкви, которые сохраняют серьезную сдержанность и возражения в отношении этой канонической и экклесиологической проблемы, движется в направлении признания заявленной позиции Вселенского Патриархата по украинскому вопросу и остается лишь официальное ее утверждение нашим епископатом в октябре сего года. Ваше Блаженство, «станем добре, станем со страхом, вонмем». До недавнего времени, до приезда Его Всесвятейшества, действовал принцип: «поспешай медленно». Нам желательно не отступать от этой линии под влиянием принудительных действий и уговоров с применением давления. Если дело с имением Пробонаса является серьезным каноническим вопросом и представляет собой неканоническое вторжение в иную церковную юрисдикцию, то украинская проблема есть вопрос несравненно большего канонического значения, грозящий расшатыванием мира, единства и канонического порядка в Украинской Православной Церкви и во всей Православной Церкви.

Не буду более простирать свое слово, но в завершении настоящего письма да будет мне позволено немного остановиться на том информационном сообщении, с которым Вы выступили перед нашим Постоянным Священным Синодом на следующий день после приема Всесвятейшего Патриарха в Афинской Архиепископии. Среди прочего Вы просили нашего Вселенского Патриарха, чтобы Вселенский Патриархат не включал наименование «Северной Македонии» в название раскольнической до сего дня «Церкви» Скопье, но после предоставления ей автокефалии назвал бы ее Автокефальной Охридской Церковью.

Простите меня за два моих замечания по этому предложению. Если и наша Элладская Церковь признает украинскую автокефалию, как это определяет изданный патриарший томос, получится, что у нас нет возражений в отношении обретения церковного статуса и раскольниками Скопье, поскольку геополитические планы и сильные державы этого требуют (это одно), и что мы согласны с признанием их в качестве автокефальной Охридской Церкви (второе). Однако здесь возникают две больших проблемы и вопроса: 1) Соглашается ли Сербский Патриархат на такое решение и глубоко ли изучена проблема раскола «Церкви» Скопье? 2) Возможно ли, чтобы все без исключения Поместные Автокефальные Православные Церкви, которые относятся к «Церкви» Скопье, как к раскольнической, согласились с ее каноническим восстановлением и к тому же с наименованием Охридской Церкви, титул, который носит подвижник и мученик архиепископ Охридский Иоанн, которого все без исключения Православные Автокефальные Церкви принимают и признают в качестве канонического архиерея? Иными словами, неужели и здесь повторится недавно произошедшая на Украине с канонической точки зрения нелепость: решением Вселенского Патриархата потеряет свой статус и наименование канонически рукоположенный и возведенный на престол Митрополит или Архиепископ, которого отстранят от его пастырских и административных обязанностей и наподобие губернатора или главы крупного округа заменят на другого, принадлежавшего до той поры к группировке раскольников и лишенных церковного общения и носящего отныне тот же самый титул, а прочие Автокефальные Православные Церкви будут с этим несогласны. Что может быть прискорбнее этого?!

И в завершение, отвечая тем собратьям, которые возможно соблазнились моим отсутствием на официальном обеде, данном нашим Священным Синодом в честь нашего Всесвятейшего Вселенского Патриарха, отмечу следующее: я действительно опечалился тем, что, несмотря на всеобщее несогласие и настороженность всех Автокефальных Церквей в отношении предоставленной на Украине таким вот образом автокефалии, Его Всесвятейшество бескомпромиссно настаивает на принятом решении, пытаясь всеми способами переубедить их и склонить на свою сторону. Я также был глубоко опечален и огорчен признанием государства Скопье в качестве «Северной Македонии» и Всесвятейшим Патриархом, а также его намерением признать в качестве автокефальной раскольническую «церковь» Скопье, как будто в нашей Кафолической Святой Церкви ничего не случилось в похожем случае с т.н. украинским вопросом.

Когда Преосвященный владыка Маронийский некоторое время назад пригласил Вас, Ваше Блаженство, на торжества по случаю столетия освобождения Фракии, то под влиянием приема Вселенским Патриархом представителя правительства Скопье в качестве представителя государства «Северной Македонии» Вы сказали этому святом собрату, что в знак протеста против этого все митрополиты Северной Греции должны были бы подать в отставку.

С большой печалью по причине того, что из патриарших уст услышал официальное наименование государства Скопье «Северная Македония», а также из-за намерения предоставить автокефалию раскольникам Скопье, я смиренно рассудил, что совместная трапеза и обмен любезностями, когда каноническая Церковь Украины во главе со своим Блаженнейшим Предстоятелем Онуфрием, 90 архиереями, 12 500 приходами, 250 монастырями, пятью тысячами монашествующих и миллионами верующих находится во обстоянии, претерпевая гонения, не были бы угодны Богу. А потому предпочел, чтобы мое отсутствие стало молчаливым протестом против всего вышесказанного, что не означает неуважения и пренебрежения по отношении к Его Всесвятейшеству.

За сим, лобызая Вас о Господе и испрашивая Ваших Первосвятительских молитв,

С глубочайшим уважением

наименьший во епископах

† митрополит Кифирский Серафим

Поделиться «Письмо митрополита Кифирского и Антикифирского Серафима Предстоятелю и членам Синода Элладской Православной Церкви от 29 мая 2019 года»

«Решение принято: Украинская Церковь будет автокефальной!»

Фото: пресс-служба патриархии

Комментарии сторон по итогам переговоров не оставляют сомнений: Кириллу не удалось как-либо повлиять на позицию своего визави, автокефалия Украинской Церкви будет предоставлена. Московский патриарх отделался общими фразами: «Братская беседа… Разговор очень правильный… Разговор между двумя братьями… Хорошая встреча». И ни слова о ее содержании или итогах – со ссылкой на конфиденциальность. Красноречивая деталь: москвичи даже не остались на обед, а трапеза играет важную роль в церковной жизни. А вот секретарь Синода Константинопольского патриархата митрополит Эммануил рассказал об итогах встречи вполне четко и конкретно:

«Решение было принято в апреле, и мы уже имплементируем это решение, о чем Вселенский патриархат сообщил патриарху Кириллу».

«Вселенский Патриархат принял решение использовать все пути, чтобы решить вопрос предоставления автокефалии Украинской Православной Церкви», — митрополит Галльский Эммануил. #Громадское pic.twitter.com/xKb4TPayLx

— Громадское (@HromadskeRU) August 31, 2018

Переговоры проходили на Фанаре — в стамбульской резиденции Константинопольских патриархов. Со стороны Москвы, помимо Кирилла, в них участвовали лишь «министр иностранных дел» РПЦ митрополит Иларион (Алфеев) и его заместитель протоиерей Николай Балашов. Вселенский же патриархат был представлен сразу 15 архиереями, в числе которых было 2 этнических украинца.

Ощущение доминирования в зале переговоров гостей создавали десятки сотрудников ФСО, сопровождавшие Кирилла, — меры безопасности были беспрецедентными.

Начиная встречу, Варфоломей довольно трогательно напомнил Кириллу о его учителе митрополите Никодиме (Ротове) и двух других, ныне здравствующих иерархах РПЦ, которых так же называют «никодимовцами» — Ювеналии (Пояркове) и Филарете (Вахромееве). Присутствующие восприняли это как намек на отход Кирилла от либерально-экуменических принципов своего аввы…

Вселенский патриарх является «первым по чести» в православном мире, но не имеет прямой административной власти над другими поместными православными Церквами. «Экстерриториальное» положение патриарха в древнем Константинополе, где сегодня осталось не более 2 тысяч православных, ставит его в положение арбитра, не зависимого от властей какой-либо «православной» страны. Вместе с тем, в юрисдикции Вселенского патриархата находятся миллионы православных диаспоры — в первую очередь, Америки и Западной Европы.

Патриарх Константинопольский Варфоломей. Фото: РИА Новости

Ссылаясь на древние правила Вселенских соборов, Константинополь признает только за собой право наделять автокефалией (полной независимостью) новые православные Церкви, в том числе Украинскую. Тем более, как уже писала «Новая», Вселенский патриархат считает незаконным захват Московским патриархатом Киевской митрополии в конце XVII века.

Экспресс-визит Кирилла в Стамбул стал отчаянной, но запоздалой попыткой приостановить процесс отрыва православной Церкви Украины от Москвы. О том, что этот процесс вышел на финишную прямую, Киев и Константинополь заявили еще в апреле. Причем вполне официально. Поначалу Кремль и Данилов монастырь с присущим им постимперским снобизмом не восприняли это заявление всерьез. В мае-июне предпринимались поездки московских церковных дипломатов по греческим и славянским Церквам, чтобы как-то настроить их против Константинополя.

Лишь в конце июля, в ходе празднования в Киеве и Москве 1030-летия Крещения Руси, Кирилл осознал всю серьезность происходящего.

Приглашенные в Москву предстоятели поместных Церквей в основном проигнорировали приглашения (приехал лишь Александрийский патриарх), а высокая делегация Константинопольского патриархата в Киеве почти не контактировала с представителями Московского патриархата, которые утверждают, что под их духовной опекой все еще остается большинство православных Украины. Сразу же после празднования 1030-летия произошел показательный «отъем» силовиками главного производственного актива Московской патриархии – ХПП «Софрино». Украина — это тоже грандиозный актив РПЦ: в стране насчитывается более 12 000 приходов Московского патриархата, около трети от общего их числа.

У патриарха Кирилла был шанс поучаствовать в «цивилизованном» разделе Украинской Церкви. Когда осенью прошлого года лидер непризнанного Киевского патриархата (контролирует более 5 000 приходов) Филарет (Денисенко) обратился в Москву с просьбой о примирении, а официальная делегация этого патриархата была принята в Даниловом монастыре, подумалась, что некая компромиссная модель решения «украинского церковного вопроса» наконец нашлась. Архиерейский собор РПЦ, проходивший в храме Христа Спасителя, благосклонно принял письмо ранее анафематствованного этим же собором Филарета и даже сформировал комиссию по диалогу с «раскольниками».

Однако уже через несколько дней, под влиянием политических факторов, Кирилл дал обратный ход, комиссия так и не заработала, а риторика РПЦ в адрес украинских «раскольников» вновь обострилась. Возможно, теперь, когда украинская автокефалия неизбежна как никогда, Кирилл опять попытался «войти в процесс», но ему дали понять, что поезд уже ушел — церковная судьба Украины будет решаться без Москвы. А раз так, то тот самый патриарх Филарет является единственным реальным кандидатом на пост предстоятеля вновь создаваемой автокефальной Церкви.

Потеря Украины как эксклюзивной «канонической территории» РПЦ – большой удар по положению Московского патриарха не только в мировой церковной политике, но и внутри России. Секретарь Синода Киевского патриархата архиепископ Евстратий (Зоря) даже предполагает, что поражение Кирилла в Стамбуле приведет к его отставке с патриаршего престола.

При этом у Кремля уже есть готовый и раскрученный кандидат в патриархи с репутацией «царского духовника» — это Тихон (Шевкунов) Второй, недавно назначенный Псковским митрополитом.

Он гораздо более последовательно проповедует и даже формирует идеологию «русского мира» и московского мессианства, чем Кирилл со всеми его экуменическим прошлым и симпатиями к «западным еретикам». Кроме того, в условиях жесткой «вертикали власти» и тотального контроля над религиозной жизнью в России неуместны любые претензии церковного лидера на самостоятельную политическую роль.

Вселенский Патриарх дает Украине неполноценную автокефалию

Четверг, 6 декабря 2018 г.

В СМИ появились первые сведения о том, что под «автокефалией» подразумевает Вселенский Патриархат по отношению к Украине и новой «единой Украинской Церкви», которую фанариоты планируют создать на территории этой страны.

Об особенностях нового Устава, который на днях был принят на Синоде Вселенского Патриархата, рассказал политолог, директор Центра Политических Технологий, Алексей Макаркин. По словам эксперта, это будет «автокефалия без патриарха». ТО есть, во главе «единой поместной украинской Церкви» будет стоять митрополит. Впрочем, вопрос титулования здесь отступает на второй план, благо, такой опыт у Поместных Церквей есть. К примеру, в Греции предстоятелем Церкви традиционной является архиепископ, равно как и на Кипре.

Куда важнее административные ограничения, которые согласно Уставу, будет иметь «ЕПУЦ». Во-первых, отказ в самостоятельной канонизации святых. Утверждать канонизацию будет Фанар по специальному обращению синодальной комиссии Украинской Церкви. Стоит напомнить, что сейчас автономная Украинская Православная Церковь (Московского Патриархата) канонизирует своих святых самостоятельно, на основе своего Устава.

Второе ограничение — это право вмешательства Вселенского Патриархата в выборы предстоятеля Украинской Церкви, если с этим «возникнут проблемы». На практике это будет означать непосредственный контроль избрания предстоятеля со стороны Вселенского Патриархата.

На сегодняшний день, предстоятель УПЦ избирается украинским Собором самостоятельно, а впоследствии только утверждается и благословляется в Москве. При этом, кстати, митрополит Онуфрий, нынешний глава УПЦ является постоянным членом Синода РПЦ. А вот насчет нового «украинского митрополита» и участия его в заседаниях Синаксиса Вселенской Церкви, речи, кажется, не идёт. Ну, потому, что ЕПКЦ — это же отдельная, и «автокефальная» Церковь. А архиерей одной Поместной Церкви, да не вмешается во внутренние дела другой Поместной Церкви.

Следующий важный пункт — о церковном суде. В случае, если над тем или иным украинским архиереем прошел церковный суд, и он считает его решения неправомочными, то он будет обращаться в церковный суд Вселенского Патриархата, как финальной апелляционной инстанции.

Сейчас в УПЦ по отношению к Москве существует примерно такая же система, хотя в целом и она более либеральная, и по факту, делает церковный суд УПЦ МП максимально независимым в своих канонических решениях. У тому же УПЦ — это не автокефальная, а самоуправляемая Церковь с правом широкой автономии. То есть, вообще, обладающая отдельным каноническим статусом. Кстати, зафиксировано это и в Уставе РПЦ, где в 2017 году тезисы о положении УПЦ были внесены в отдельную главу.

Фактически, то что планирует Вселенский Патриархат на Украине не является автокефалией. Ну, то есть, если на двери морга написать ЗАГС, то от этого моргом он быть не перестанет. Примерно то же самое и с ЕПУЦ. Фанар попросту пытается создать на Украине свой, абсолютно зависящий от него экзархат. Или некую церковную структуру с крайне урезанной автономией.

И автономия эта тоже выглядит любопытно в контексте термина «автокефалия». По сути, когда будет выгодно, например, в случае каких-то скандалов и прочих проблем, фанариоты будут абстрагироваться от этих кризисов новой «Украинской Церкви», пеняя на её «независимый» статус. Она ж теперь отдельная и поместная Церковь. При чем тут Константинополь?

Но когда нужно будет жестко отрегулировать процессы в новосозданном образовании на Украине, слово «автокефалия» будет забыто потому, что в Уставе прописаны четкие рычаги непосредственного управления этой «автокефалией» Константинополем. Вот уж воистину, «грека обманет только чёрт».

При этом, при таких положениях в Уставе, если Вселенский Патриарх решит отозвать томос, как тут недавно произошло с Экзархатом Русских Церквей в Европе, то сделать это будет ещё легче и проще. Экзархат, кстати, еще сопротивляется, и проводит свой Собор по данному вопросу. А вот ЕПУЦ можно будет просто осудить Вселенским Церковным Судом, всем скопом, и по факту, вывести из границ канонического общения. Хотя, сейчас словосочетания «каноническое общение» и «Вселенский Патриархат» в одном предложении все больше похожи на оксюморон.

Интересно, кстати, и то, как воспримут украинские деятели от церковной независимости вести о таком Уставе. Потому, что эти меры разрушают всякие намеки именно на независимость, самодостаточность и самоуправляемость чаемой ими «независимой, национальной церкви». И да, стоит повториться, сейчас у УПЦ МП в статусе автономии куда больше реальной независимости, чем предполагает этот новый «стамбульский устав».

Четыре греческих митрополита призвали собрать всеправославный собор по проблеме ПЦУ

В письме отмечено, что «епископы и предстоятели церквей несут ответственность перед Богом за то, чтобы поддерживать и никоим образом не вмешиваться в каноническое, экклезиологическое и литургическое единство церкви». Митрополиты подчеркнули, что в случае с украинской «автокефалией» абсолютно безосновательны утверждения об успешном восстановлении единства церкви с введением в нее нераскаявшихся, лишенных сана, преданных анафеме и не имеющих рукоположения раскольников. В то же время это привело к прекращению церковного общения с канонической Украинской православной церковью митрополита Онуфрия и Русской православной церковью, имеющими тысячи приходов и миллионы верующих, указано в письме.

Говоря о решении Варфоломея отозвать томос 1686 года о передаче территории современной Украины в юрисдикцию Русской церкви, иерархи отметили, что сам Варфоломей признавал юрисдикцию РПЦ в письме патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

Митрополиты уверены, что решения патриарха Константинопольского о восстановлении нераскаявшихся и преданных анафеме представителей двух раскольнических структур Украины были недействительными.

Позиция главы Элладской церкви

Пока не известно, когда мог бы быть созван такой собор и какие поместные церкви приняли бы в нем участие. Однако 22 ноября архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима II спрашивали об инициативе патриарха Иерусалимского Феофила III провести встречу глав православных церквей в Иордании. На этот вопрос он ответил, что не каждый глава церкви может созвать всеправославную встречу. По его мнению, это прерогатива Константинопольского патриархах.

«Если вселенский патриарх призовет нас, мы не скажем «нет». Но если любое другое ответственное лицо какой-либо церкви нас позовет, то я скажу «нет», — заявил тогда Иероним.

Прекращение молитвенного общения

Архиерейский собор Элладской православной церкви 2 октября признал право патриарха Константинопольского предоставить автокефалию ПЦУ. Эта организация, созданная из двух неканонических структур — Украинской автокефальной православной церкви и Киевского патриархата, получила автокефалию в 2018 году по решению патриарха Варфоломея. Оно стало причиной разрыва молитвенного общения РПЦ с Константинопольским патриархатом.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл впервые не помянул архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима II, зачитывая диптих с главами поместных церквей на литургии 3 ноября в Москве. Прекращение поминовения предстоятеля Элладской церкви фактически стало прекращением евхаристического общения между церквями. Однако молитвенное общение с архиереями Элладской церкви, не признающими раскол церкви на Украине, будет сохранено, согласно решению Священного синода РПЦ.

Патриарх Александрийский Феодор II 8 ноября сообщил, что Александрийский патриархат внес главу ПЦУ Епифания в диптих в качестве предстоятеля новой автокефальной церкви. Другие поместные православные церкви ПЦУ не признают и считают единственным каноническим митрополитом Киевским Онуфрия.

Александрийский патриархат, хоть африканский по своей канонической территории, но исторически – церковь греческой диаспоры. Да и по составу священноначалия она преимущественно греческая. Соответственно – в той или иной степени заражена вирусом традиционного (с конца средневековья) греческого шовинизма, в Церкви проявляемого как ересь этнофилетизма.

И всё же до признания СЦУ греческим ересиархом Стамбула Варфоломеем у православных сохранялась надежда, что вера в неразделимость Тела Христова (Каковым является Церковь) возобладает в патриархе Александрийском Феодоре над земляческой солидарностью, высокомерием по отношению к единоверцам из славянских «варваров» (не зря в титуле африканского патриарха значится «Судия Вселенной»!) и ещё более приземлёнными факторами, о которых ниже.

Основания для такой надежды были, ведь Феодор всегда заявлял о своей поддержке УПЦ (МП), Блаженнейшего Владимира (Сабодана), а затем Блаженнейшего Онуфрия.

Даже в 2015 году, когда Экуменический патриархат впервые попытался провести нечто вроде «предсоборного совещания Киевского патриархата и УАПЦ» для подготовки «объединительного собора», патриарх Феодор огрызнулся: «Для меня как для Александрийского патриарха каноническим главой Украинской церкви является Блаженнейший митрополит Онуфрий. Я знаю, насколько он духовный человек. К сожалению, приходят какие-то люди извне (выделено мной. – Д.С.) и навязывают украинскому народу эти противоречия (между канонической Церковью и поддерживаемыми властью псевдоправославными группировками. – Д.С.). Как православный патриарх, я прошу верующих на Украине оставаться под омофором канонического главы Украинской церкви — митрополита Онуфрия».

Тогда, впрочем, КП и УАПЦ не сторговались насчёт того, сколько кому положено квот на «объединительном соборе».

И в 2018 г., когда Варфоломею удалось-таки запустить процесс подготовки к «объединительному собору СЦУ», Феодор, возглавив литургию в Одессе, произнёс на проповеди: «Апостол Петр в первом веке увидел разорванный хитон Христа. Этот хитон уже столько лет окровавленный, поэтому этот хитон нужно держать внутри наших сердец. Потому что в истории Церкви были очень сложные времена, однако мы верим, что в эти сложные дни в Украине есть каноническая Церковь». Как видим, сегодня и Феодор схватился за Хитон. А тогда он рассказывал, что Блаженнейший митрополит Онуфрий – «благословенный человек от Бога и настоящий монах». Присутствующим на службе патриарх открыл, что за неделю до того встречался с предстоятелем Польской церкви: «С Блаженнейшим митрополитом Саввой подписали один документ, что мы находимся вместе с канонической Православной Церковью в Украине».

Впрочем, после предоставления Фанаром Украине «томоса» Феодор стал более дипломатичным. Так, 6 апреля 2019 г. он лишь поделился с представителями МИД Украины беспокойством относительно того, насколько выдача Стамбулом «томоса» Украине «была продуманным с учетом интересов Православной Церкви». Хотя ещё за несколько месяцев до того, принимая главу МИД Климкина, патриарх, очевидно, был куда более категоричен. Об этом можно судить по тому, что данная встреча вообще не нашла отражения на сайте украинского внешнеполитического ведомства.

В том же апреле 2019-го Феодор подписал совместное с предстоятелями Иерусалимской, Антиохийской и Кипрской церквей коммюнике, в котором прозвучал призыв «работать над вопросом защиты верующих, а также святых храмов и монастырей от захватов и любых насильственных действий, откуда они не исходили бы» (таким образом, отметим, Александрийский патриарх уже прекрасно знал о захватах храмов и насилии над православными, которых он ещё за полгода перед тем призывал оставаться верными канонической УПЦ (МП) во главе с «человеком от Бога благословенным Онуфрием»).

Немаловажен и выраженный в коммюнике призыв к «достижению евхаристического единства, проявляющегося в руководстве Церковью Иисусом Христом». Что это, как не более чем прозрачный намёк на папистские амбиции Экуменического патриарха. Под шумок «украинской кампании» последний присвоил себе права «первого по власти», тогда как по канонам Глава вселенской Церкви (мирового Православия) – единственно Иисус Христос.

В числе вышеупомянутых предстоятелей Феодор поддержал тогда коммюнике заседания Кипрского синода, в котором указывалось: «Двухтысячелетний опыт… Православной Церкви дает нам основания сомневаться в возможности узаконивания “задним числом” тех хиротоний, которые были совершены запрещенными, отлученными и подданными анафеме епископами. Запрет, отлучение и анафему отдельных лиц, которые стали инициаторами украинского кризиса, признали все православные… Если мы будем искренне следовать изложенным принципам и проявим готовность соответствовать канонам Православной Церкви, то не только украинская проблема, но и все другие вопросы, которые приносят трудности Церкви, будут решены».

И вдруг, спустя какие-то два месяца, представители Александрийского и Иерусалимского патриархов молятся на службе в честь именин Варфоломея с украинским Епифаном… Да, как стало известно на следующий день, Варфоломей их банально подставил, не сообщив о появлении последнего. Однако служба-то длилась два дня. И хотя бы на второй можно было хлопнуть дверью. Увы, этого не произошло. Как и не последовало реакции ОВЦС Московского патриархата на вопиющее попрание канонов. Не это ли – отсутствие реакции из Москвы – придало уверенности сторонникам признания СЦУ в епископате Африканской церкви?

И они уже были обманываться рады. 12 сентября 2019 года на службе с участием епископа Мозамбикского Хризостома так же «неожиданно» появился «епископ СЦУ» Шлапак (это фамилия, не прозвище).

И тут ОВЦС в Москве проснулся. Митрополит Иларион (Алфеев) направил Хризостому письмо с выражением глубокой озабоченности. Слова в письме были на 100 % правильные, но сам факт такого послания сработал как провокация.

С ответным письмом (уже фактически открытым) к митр. Илариону обратился митр. Нигерийский. Он обвинил оппонента в нарушении субординации: глава ОВЦС РПЦ, обратившись напрямую к епископу Мозамбикскому, проигнорировал предстоятеля африканской церкви и тем самым «нанёс бесчестие всем её архиереям во главе с патриархом Александрийским». Конечно, митрополит Нигерийский и сам был неправ в том, что в свою очередь обращался к митр. Илариону «через головы» патриархов Александрийского и Московского. Более того, он повысил градус «дискуссии» до извращения тона и сути письма митр. Илариона и до оскорблений в его лице РПЦ в целом. Но благодаря шагу последнего Александрийский патриарх развязал себе руки и «вынужден был уступить» русофобскому крылу в епископате Африканской церкви, и без того греко-филетическом.

Наличие в ней русофобского лобби подтверждает и источник, близкий к Киевской митрополии УПЦ (МП): «На патриарха Феодора, который лично против признания украинских раскольников, оказывалось давление со стороны МИД Греции (через это ведомство проходит финансирование греческим государством Александрийского Патриархата). Данная структура угрожала прекратить финансирование, если Феодор не признает «ПЦУ». Это давление греческих дипломатов поддержала группа митрополитов Александрийского патриархата, которые угрожали сбросить Патриарха. Показательно, что сегодня в Каире объявление о признании «ПЦУ» состоялось в присутствии греческого посла в Египте. И сам патриарх Феодор в своей короткой речи перед объявлением официального сообщения особо упомянул посла».

Впрочем, по большому счёту так ли важно, какой рычаг давления был приведён в действие? В сухом остатке – предательство с далеко идущими последствиями. «Сначала они добьются, чтобы “СЦУ” признало как можно больше поместных церквей, а потом “СЦУ” соединят с униатами, – раскрывает планы кукловодов наш источник в Экуменическом патриархате. – И те, кто будет в общении с ПЦУ, окажутся в общении и с униатами. Папа римский радуется и хлопает в ладошки, притопывая ножкой».

В этом сценарии уже не выглядит ритуальным экивоком заявление Феодора восьмилетней давности. Он в 2011 г. назвал себя продолжателем дела своего предшественника Мелетия Метаксакиса. Тот, по словам Феодора, «открыл новую страницу в жизни Александрийской Православной Церкви, положив конец бедствиям и нищете патриархата». Скорее – епископата, заметим…

Именно Мелетий, бывший как Александрийским, так и Экуменическим патриархом, ввёл в греческих церквах новый богослужебный стиль, что привело к старостильному расколу. Метаксакис был также главным защитником теории о власти стамбульского патриарха над всей православной диаспорой. По его инициативе в 1923 году намечалось введение женатого епископата, введение второбрачия духовенства, сокращение богослужений, сокращение и ослабление постов, введение нового календаря, расширение «экуменических связей». В годы большевистских гонений на Русскую церковь, когда патриарх Тихон находился под арестом, Стамбул в лице Мелетия всячески поддерживал «обновленческую церковь», участвуя в обновленческих лжесоборах.

«Вообще, о “православной вере” патриарха Феодора очень убедительно свидетельствует его признание “Епифания” именно в увязке с годичной давности призывом к верующим Украины твёрдо стоять за Митрополита Онуфрия и каноническую УПЦ, – заключает член Синодальной Библейско-Богословской комиссии РПЦ протоиерей Андрей Новиков. – Что же ты благословлял быть верными Митрополиту Онуфрию, люди по твоему благословению сражались за свои храмы, терпели побои и унижения, страдали, а теперь ты просто, проигнорировав их существование, обнуляешь то, к чему требовательно призывал год назад? На самом деле, его религия – это выживание с сильнейшими и богатейшими мира сего плюс греческая национальная солидарность и превосходство над теми, над кем это можно продемонстрировать без ущерба и дискомфорта для себя… Думаю, он просто не верит вообще. Варфоломеи, феодоры, иеронимы – просто мелкие политиканы и дельцы, продающие Православие как бренд, пока есть ещё покупатель».

Покупатель, покупающий за тридцать сребреников.

Прошу прощения за этот штамп, но недавние поцелуи Феодора (официально именующего себя апостолом, кстати) слишком напоминают Иудин поцелуй.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *