Митрополит крутицкий и коломенский

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий – 45-лет архиерейской хиротонии!

26 декабря в Троицком Соборе Александро-Невской Лавры он был рукоположен во епископа Зарайского. Хиротонию возглавил митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, Председатель Отдела внешних церковных сношений.

Справка

Источник: Патриархия.ru

Родился 22 сентября 1935 года в городе Ярославле в семье служащих.

С 1946 года состоял в числе прислуживающих в алтаре Ярославского кафедрального собора при ярославских архипастырях.

В 1953 году, завершив среднее образование, поступил в Ленинградскую духовную семинарию, которую окончил по 1-му разряду.

9 октября 1956 года во время обучения в 4 классе Семинарии в академическом храме во имя св. Иоанна Богослова поставлен во чтеца епископом Старорусским Сергием (Голубцовым).

В 1957 году поступил в Ленинградскую Духовную Академию.

10 октября 1959 года в Иоанно-Богословском храме при Ленинградской Духовной Академии пострижен в монашество архимандритом Никодимом (Ротовым) с именем Ювеналий, в честь святителя Ювеналия, патриарха Иерусалимского.

4 ноября 1959 года митрополитом Ленинградским и Ладожским Питиримом (Свиридовым) в Князь-Владимирском Соборе города Ленинграда рукоположен во иеродиакона.

1 января 1960 года епископом Лужским Алексием (Коноплевым) в Николо-Богоявленском Соборе города Ленинграда рукоположен во иеромонаха.

В 1961 году в Патриаршем Богоявленском Соборе на праздник Благовещения Святейший Патриарх Алексий I возложил на иеромонаха Ювеналия наперсный крест и набедренник.

7 июля 1962 года за усердное служение Святой Церкви Святейший Патриарх Алексий I наградил иеромонаха Ювеналия саном игумена с возложением креста с украшениями, а 14 июля — правом ношения палицы.

21 февраля 1963 года — возведен в сан архимандрита в Ярославском Кафедральном соборе членом Священного Синода архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (Ротовым).

25 ноября 1965 года решением Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода архимандриту Ювеналию определено быть епископом Зарайским, викарием Московской епархии с оставлением в должности заместителя Председателя Отдела внешних церковных сношений.

25 декабря 1965 года в Иоанно-Богословском храме Ленинградской Духовной Академии состоялось наречение, а 26 декабря в Троицком Соборе Александро-Невской Лавры — архиерейская хиротония, которую возглавил митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, Председатель Отдела внешних церковных сношений.

20 марта 1969 года — назначен епископом Тульским и Белевским с оставлением в должности заместителя Председателя Отдела внешних церковных сношений.

18 июня 1971 года за усердные труды по проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви 30 мая — 2 июня 1971 года Святейшим Патриархом Пименом удостоен сана архиепископа.

27 апреля 1972 года удостоен Святейшим Патриархом Пименом сана митрополита.

30 мая 1972 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода назначен председателем Отдела внешних церковных сношений, постоянным членом Священного Синода.

16 апреля 1976 года в связи с празднованием 30-летия Отдела внешних церковных сношений удостоен Святейшим Патриархом Пименом права ношения двух панагий.

11 июня 1977 года назначен митрополитом Крутицким и Коломенским, постоянным членом Священного Синода.

Исполняя послушания Священноначалия, Преосвященный Ювеналий:

15 августа 1960 года назначается референтом Отдела внешних церковных сношений и переводится для обучения в Московскую Духовную Академию.

Летом 1960 года участвует в качестве наблюдателя в составе делегации Русской Православной Церкви на Экуменической Ассамблее европейской молодежи в Лозанне и затем проходит курсы для студентов-богословов в Экуменическом институте в Боссе (Швейцария).

Работая в Отделе внешних Церковных сношений, одновременно в 1961/1962 учебном году преподает Священное Писание Нового Завета в Московской Духовной Семинарии.

С 1961 года по 1983 год — участник III, IV, V, и VI Ассамблей Всемирного Совета Церквей.

16 июля 1962 года — назначается настоятелем храма во имя святых Константина и Елены в Тегеле (Западный Берлин) и редактором журнала Среднеевропейского экзархата «Stimme der Orthodoxie» (Голос Православия).

21 февраля 1963 года назначен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

В 1964 году возглавил первую после революции 1917 года паломническую делегацию Русской Православной Церкви, посетившую Святой град Иерусалим и Святую Гору Афон, Иорданию, Сирию, Ливан, Грецию и Израиль.

22 декабря 1964 года освобожден от должности начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений.

В 1967-1970 гг. — поручается окормление приходов Японского благочиния. В сентябре-октябре 1967 года совершил поездку в Японию для детального ознакомления с жизнью благочиния. 7 октября 1967 года по докладу епископа Ювеналия о поездке в Японию принято решение Священного Синода об упразднении благочиния и восстановления деятельности Православной Духовной Миссии в Японии. С 28 октября по 28 ноября 1968 года совершена вторая поездка в Японию. Во время пребывания в Японии состоялся первый собор клира и мирян Духовной Миссии в Японии, на котором было принято воззвание к клиру и мирянам Японской Православной Церкви, находившимся в расколе с Русской Православной Церковью. Устроение церковной жизни в Японии завершилось дарованием Русской Православной Церковью в 1970 году автономии Японской Православной Церкви и созданием Патриаршего подворья в Токио.

С 1968 года — принимал участие во всех Всеправославных совещаниях в составе делегации Русской Православной Церкви.

С 13 по 28 марта 1969 года посетил Грецию и Святую Гору Афон, где вел переговоры о пополнении монахами Русского Пантелеимонова монастыря.

10 апреля 1970 г. Священный Синод поручил епископу Ювеналию временное управление Патриаршими приходами в США и Канаде. В связи с провозглашением автокефалии Православной Церкви в Америке и упразднением экзархата Московского Патриархата епископ Ювеналий в мае-июне находился в США и занимался устроением церковной жизни в приходах Русской Православной Церкви в США, оставшихся в юрисдикции Московского Патриархата.

С 16 по 22 октября 1978 года возглавил делегацию Русской Православной Церкви на интронизации Предстоятеля Римско-Католической Церкви Папы Иоанна Павла II в Ватикане, Италия.

С 1973 года по 1990 год возглавлял делегации Русской Православной Церкви на собеседованиях с представителями «Пакс Кристи Интернационалис».

18-20 ноября 1979 г. по приглашению Предстоятеля Православной Церкви в Чехословакии Блаженнейшего Митрополита Пражского Дорофея посетил Православную Церковь в ЧССР.

С 24 по 28 августа 1989 года находился с рабочим визитом в Риме, Италия.

В мае 1990 года возглавлял делегацию Русской Православной Церкви на торжествах 20-летия автокефалии Американской Православной Церкви.

С 11 по 21 ноября 1991 года участвовал в работе 5-ой экуменической встрече «Миссия и евангелизация Европы» в Сантьяго де Кампостелла, Испания.

С 20 мая по 2 июня 1992 года принимал участие в юбилейных торжествах в Свято-Тихоновской Духовной Семинарии в США.

10 ноября 1992 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II направлен в город Ригу для обсуждения церковных вопросов с руководством Латвийской Республики.

С 31 марта по 4 апреля 1993 года участвовал в двусторонних переговорах представителей Константинопольского и Московского Патриархатов в Стамбуле, Турция.

С 21 по 28 января 1995 года во главе делегации Русской Православной Церкви участвовал в богословских собеседованиях представителей Русской Православной Церкви и Епископальной Церкви США в Америке.

Со 2 по 4 января 1996 года во главе делегации Русской Православной Церкви, по приглашению Патриарха Константинопольского Варфоломея, посетил Стамбул, Турция.

С 8 по 10 марта 1996 года участвовал в переговорах с Патриархом Сербским Павлом в Белграде, Югославия.

Со 2 по 4 апреля 1996 года возглавлял делегацию Русской Православной Церкви в переговорах с делегацией Константинопольского Патриархата в Цюрихе, Швейцария.

С 29 июля по 2 августа 1996 года возглавлял делегацию Русской Православной Церкви, участвовавшую на похоронах Блаженнейшего Парфения III, Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки в Александрии, Египет.

21-24 декабря 2000 года возглавлял делегацию РПЦ на погребении Блаженнейшего Патриарха Диодора I.

15-17 сентября 2001 года возглавлял делегацию РПЦ по случаю интронизации новоизбранного Патриарха Иерусалимского Блаженнейшего Иринея I.

С 7 по 9 декабря 2001 года во главе делегации Русской Православной Церкви принимал участие в торжествах, посвященных 50-летию дарования Автокефалии Православной Церкви Чешских Земель и Словакии в Праге, Чехия.

2 декабря 1977 года — назначен членом комиссии по подготовке и проведению празднования 60-летия восстановления Патриаршества на Руси.

23 декабря 1980 года — назначен Заместителем Председателя Юбилейной Комиссии по подготовке к торжественному празднованию и проведению юбилея 1000-летия Крещения Руси.

14 апреля 1981 года согласно поданному прошению был освобожден от должности председателя Отдела Внешних Церковных Сношений.

С 1993 по 1998 — член правительственной комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского императора Николая II и членов его семьи.

С 1995 по 1998 гг. — председатель комиссии по художественному убранству Храма Христа Спасителя в городе Москве.

Митрополит Ювеналий в минувшие годы являлся:

Членом Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства.
Членом Советского комитета защиты мира.
Членом Общественной комиссии Советского Комитета защиты мира по связям с религиозными кругами, выступающими за мир.
Членом Советского комитета за европейскую безопасность и сотрудничество.
Членом Совета Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами.
Членом Президиума Советского комитета солидарности стран Азии и Африки.
Вице-Президентом Общества СССР-США.
Заместителем председателя Правления Общества СССР-Кипр.
Вице-Президентом Общества дружбы СССР-ФРГ.
Членом Советского комитета поддержки народов Вьетнама, Лаоса и Кампучии.
Членом комитета советской общественности по правам человека и международному гуманитарному сотрудничеству.
Членом Российского Палестинского общества при АН СССР.
Членом Правления Фонда культуры РСФСР.
Членом комиссии СССР по делам ЮНЕСКО.

В настоящее время Митрополит Ювеналий является:

Постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви (с 30 мая 1972 года);
Митрополитом Крутицким и Коломенским (с 11 июня 1977 года), управляющим Московской епархией,
Председателем Синодальной комиссии по канонизации святых (с 11 апреля 1989 года);
С 1993 года сопредседатель оргкомитета по подготовке и проведениию Дней славянской письменности и культуры.

Ученые степени, звания

  • 4 июня 1961 года Ученым советом Московской духовной академии присуждена ученая степень кандидата богословия за кандидатское сочинение «Внешние сношения Русской Православной Церкви в период с 1917 по 1944 г.» по кафедре истории Русской Православной Церкви;
  • почетный член Ленинградской духовной академии (с 9 октября 1973 года);
  • почетный член Московской духовной академии (с 13 февраля 1974 года);
  • доктор богословия honoris causa Православного богословского факультета в Прешове, Чехословакия (18-20 ноября 1979 г).

>Русская Православная Церковь

Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, Патриарший наместник Московской епархии (Поярков Владимир Кириллович)

Дата рождения: 22 сентября 1935 г.

Дата хиротонии: 26 декабря 1965 г. Дата пострига: 10 октября 1959 г. День ангела: 15 июля

Страна: Россия Биография:

Постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви

Родился 22 сентября 1935 года в городе Ярославле в семье служащих.

С 1946 года состоял в числе прислуживающих в алтаре Ярославского кафедрального собора при ярославских архипастырях.

В 1953 году, завершив среднее образование, поступил в Ленинградскую духовную семинарию, которую окончил по первому разряду.

9 октября 1956 года во время обучения в 4-м классе семинарии в академическом храме во имя св. Иоанна Богослова поставлен во чтеца епископом Старорусским Сергием (Голубцовым).

В 1957 году поступил в Ленинградскую духовную академию.

10 октября 1959 года в Иоанно-Богословском храме при Ленинградской духовной академии пострижен в монашество архимандритом Никодимом (Ротовым) с именем Ювеналий, в честь святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимского.

4 ноября 1959 года митрополитом Ленинградским и Ладожским Питиримом (Свиридовым) в Князь-Владимирском соборе города Ленинграда рукоположен во иеродиакона.

1 января 1960 года епископом Лужским Алексием (Коноплевым) в Николо-Богоявленском соборе города Ленинграда рукоположен во иеромонаха.

В 1961 году в Патриаршем Богоявленском соборе на праздник Благовещения Святейший Патриарх Алексий I возложил на иеромонаха Ювеналия наперсный крест и набедренник.

7 июля 1962 года за усердное служение Святой Церкви Святейший Патриарх Алексий I наградил иеромонаха Ювеналия саном игумена с возложением креста с украшениями, а 14 июля — правом ношения палицы.

21 февраля 1963 года в Ярославском кафедральном соборе архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (Ротовым) возведен в сан архимандрита.
25 ноября 1965 года решением Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода архимандриту Ювеналию определено быть епископом Зарайским, викарием Московской епархии, с оставлением в должности заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений.

25 декабря 1965 года в Иоанно-Богословском храме Ленинградской духовной академии состоялось наречение, а 26 декабря в Троицком соборе Александро-Невской лавры — архиерейская хиротония, которую возглавил митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, председатель Отдела внешних церковных сношений.

20 марта 1969 года назначен епископом Тульским и Белевским с оставлением в должности заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений.

18 июня 1971 года за усердные труды по проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви 30 мая — 2 июня 1971 года Святейшим Патриархом Пименом удостоен сана архиепископа.

27 апреля 1972 года Святейшим Патриархом Пименом удостоен сана митрополита.

30 мая 1972 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода назначен председателем Отдела внешних церковных сношений, постоянным членом Священного Синода.

16 апреля 1976 года в связи с празднованием 30-летия Отдела внешних церковных сношений Святейшим Патриархом Пименом удостоен права ношения двух панагий.

11 июня 1977 года назначен митрополитом Крутицким и Коломенским, постоянным членом Священного Синода.

Исполняя послушания Священноначалия, Преосвященный Ювеналий:

15 августа 1960 года назначается референтом Отдела внешних церковных сношений и переводится для обучения в Московскую духовную академию.

Летом 1960 года участвует в качестве наблюдателя в составе делегации Русской Православной Церкви на Экуменической Ассамблее европейской молодежи в Лозанне и затем проходит курсы для студентов-богословов в Экуменическом институте в Боссе (Швейцария).

Работая в Отделе внешних церковных сношений, одновременно в 1961/1962 учебном году преподает Священное Писание Нового Завета в Московской духовной семинарии.

С 1961 года по 1983 год — участник III, IV, V, и VI Ассамблей Всемирного Совета Церквей.

16 июля 1962 года назначается настоятелем храма во имя святых Константина и Елены в Тегеле (Западный Берлин) и редактором журнала Среднеевропейского экзархата «Stimme der Orthodoxie» («Голос Православия»).

21 февраля 1963 года назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме.

В 1964 году возглавил первую после революции 1917 года паломническую делегацию Русской Православной Церкви, посетившую Святой град Иерусалим и Святую Гору Афон, Иорданию, Сирию, Ливан, Грецию и Израиль.

22 декабря 1964 года освобожден от должности начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме и назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений.

В 1967-1970 гг. — поручается окормление приходов Японского благочиния.

В сентябре-октябре 1967 года совершил поездку в Японию для детального ознакомления с жизнью благочиния. 7 октября 1967 года по докладу епископа Ювеналия о поездке в Японию принято решение Священного Синода об упразднении благочиния и восстановления деятельности Православной духовной миссии в Японии.

С 28 октября по 28 ноября 1968 года совершена вторая поездка в Японию. Во время пребывания в Японии состоялся первый собор клира и мирян Духовной миссии в Японии, на котором было принято воззвание к клиру и мирянам Японской Православной Церкви, находившимся в расколе с Русской Православной Церковью. Устроение церковной жизни в Японии завершилось дарованием Русской Православной Церковью в 1970 году автономии Японской Православной Церкви и созданием Патриаршего подворья в Токио.

С 1968 года принимал участие во всех Всеправославных совещаниях в составе делегации Русской Православной Церкви.

С 13 по 28 марта 1969 года посетил Грецию и Святую Гору Афон, где вел переговоры о пополнении монахами Русского Пантелеимонова монастыря.

10 апреля 1970 г. Священный Синод поручил епископу Ювеналию временное управление Патриаршими приходами в США и Канаде. В связи с провозглашением автокефалии Православной Церкви в Америке и упразднением экзархата Московского Патриархата епископ Ювеналий в мае-июне находился в США и занимался устроением церковной жизни в приходах Русской Православной Церкви в США, оставшихся в юрисдикции Московского Патриархата.

С 16 по 22 октября 1978 года возглавил делегацию Русской Православной Церкви на интронизации Папы Иоанна Павла II в Ватикане, Италия.

С 1973 года по 1990 год возглавлял делегации Русской Православной Церкви на собеседованиях с представителями «Пакс Кристи Интернационалис».

18-20 ноября 1979 г. по приглашению Предстоятеля Православной Церкви в Чехословакии Блаженнейшего Митрополита Пражского Дорофея посетил Православную Церковь в ЧССР.

С 24 по 28 августа 1989 года находился с рабочим визитом в Риме, Италия.

В мае 1990 года возглавлял делегацию Русской Православной Церкви на торжествах 20-летия автокефалии Американской Православной Церкви.

С 11 по 21 ноября 1991 года участвовал в работе 5-ой экуменической встречи «Миссия и евангелизация Европы» в Сантьяго де Кампостелла, Испания.

С 20 мая по 2 июня 1992 года принимал участие в юбилейных торжествах в Свято-Тихоновской духовной семинарии в США.

10 ноября 1992 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II направлен в город Ригу для обсуждения церковных вопросов с руководством Латвийской Республики.

С 31 марта по 4 апреля 1993 года участвовал в двусторонних переговорах представителей Константинопольского и Московского Патриархатов в Стамбуле, Турция.

С 21 по 28 января 1995 года во главе делегации Русской Православной Церкви участвовал в богословских собеседованиях представителей Русской Православной Церкви и Епископальной Церкви США в Америке.
Со 2 по 4 января 1996 года во главе делегации Русской Православной Церкви, по приглашению Патриарха Константинопольского Варфоломея, посетил Стамбул.

С 8 по 10 марта 1996 года участвовал в переговорах с Патриархом Сербским Павлом в Белграде, Югославия.

Со 2 по 4 апреля 1996 года возглавлял делегацию Русской Православной Церкви в переговорах с делегацией Константинопольского Патриархата в Цюрихе, Швейцария.

С 29 июля по 2 августа 1996 года возглавлял делегацию Русской Православной Церкви, участвовавшую на похоронах Блаженнейшего Парфения III, Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки в Александрии, Египет.

21-24 декабря 2000 года возглавлял делегацию Русской Православной Церкви на погребении Блаженнейшего Патриарха Диодора I.

15-17 сентября 2001 года возглавлял делегацию Русской Православной Церкви по случаю интронизации новоизбранного Патриарха Иерусалимского Блаженнейшего Иринея I.

С 7 по 9 декабря 2001 года во главе делегации Русской Православной Церкви принимал участие в торжествах, посвященных 50-летию дарования Автокефалии Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Праге, Чехия.

2 декабря 1977 года назначен членом комиссии по подготовке и проведению празднования 60-летия восстановления Патриаршества на Руси.

23 декабря 1980 года назначен заместителем председателя Юбилейной комиссии по подготовке к торжественному празднованию и проведению юбилея 1000-летия Крещения Руси.

14 апреля 1981 года согласно поданному прошению был освобожден от должности председателя Отдела внешних церковных сношений.

С 1993 по 1998 гг. — член правительственной комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского императора Николая II и членов его семьи.

С 1995 по 1998 гг. — председатель комиссии по художественному убранству Храма Христа Спасителя в городе Москве.

С 11 апреля 1989 года по 22 марта 2011 года — председатель Синодальной комиссии по канонизации святых; освобожден от этой должности решением Священного Синода согласно поданному прошению.

Митрополит Ювеналий в минувшие годы являлся:

  • членом Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства,
  • членом Советского комитета защиты мира,
  • членом Общественной комиссии Советского Комитета защиты мира по связям с религиозными кругами, выступающими за мир,
  • членом Советского комитета за европейскую безопасность и сотрудничество,
  • членом Совета Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами,
  • членом Президиума Советского комитета солидарности стран Азии и Африки,
  • вице-президентом Общества СССР-США,
  • заместителем председателя правления Общества СССР-Кипр,
  • вице-президентом Общества дружбы СССР-ФРГ,
  • членом Советского комитета поддержки народов Вьетнама, Лаоса и Кампучии,
  • членом комитета советской общественности по правам человека и международному гуманитарному сотрудничеству,
  • членом Российского Палестинского общества при АН СССР,
  • членом правления Фонда культуры РСФСР,
  • членом комиссии СССР по делам ЮНЕСКО.

В настоящее время митрополит Ювеналий является:

  • постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви (с 30 мая 1972 года),
  • митрополитом Крутицким и Коломенским (с 11 июня 1977 года), управляющим Московской епархией,
  • сопредседателем оргкомитета по подготовке и проведениию Дней славянской письменности и культуры (с 1993 года).

Ученые степени, звания:

  • 4 июня 1961 года Ученым советом Московской духовной академии присуждена ученая степень кандидата богословия за кандидатское сочинение «Внешние сношения Русской Православной Церкви в период с 1917 по 1944 г.» по кафедре Истории Русской Православной Церкви;
  • почетный член Ленинградской духовной академии (с 9 октября 1973 года);
  • почетный член Московской духовной академии (с 13 февраля 1974 года);
  • доктор богословия honoris causa Православного богословского факультета в Прешове, Чехословакия (18-20 ноября 1979 г).

Образование:

Ленинградская духовная семинария.

Московская духовная академия; кандидатская диссертация на тему «Внешние сношения Русской Православной Церкви в период с 1917 по 1944 гг.».

Место работы: Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской (Председатель) Епархия: Московская епархия (областная) (Патриарший наместник) Научные труды, публикации:

Третья Христианская Мирная Конференция в Праге. ЖМП, 1960 г., № 10, с. 27-32;

Христианская Мирная Конференция молодежи в Праге. ЖМП, 1960 г., №11, с. 35-40;

Встреча молодых христиан Европы в Лозанне. ЖМП, 1960 г., № 10, с. 63-70;

Доклад на Первом Всемирном общехристианском конгрессе в защиту мира в Праге 1348 июня 1961 г. ЖМП 1961 г., № 8, с. 55-58;
Встреча представителей Русской Православной Церкви с участниками Всемирного форума молодежи. ЖМП, 1961 г., № 9, с. 27-28;

«Из жизни Русской Духовной Миссии в Иерусалиме». ЖМП, 1964 г., № 2, с. 20-22; №6, с. 15-20;

Речь при наречении во епископа Зарайского 25 декабря 1965 г. ЖМП, 1966 г., №2, с. 1244;

Речь при открытии Консультации представителей Церквей — членов ХМК, Христианских и Экуменических советов и Региональных комитетов ХМК, апрель 1966 г. ЖМП, 1966 г., № 5, с. 34-39;

Речь на приеме в честь участников Консультации. ЖМП, 1966 г., № 5, с. 39-40;

О завершении стадии Второго Ватиканского Собора. ЖМП, 1966 г., № 3, с. 62-70;

Роль Кипрской Православной Церкви в национально-освободительном движении киприотов до провозглашения Республики. ЖМП, 1969 г., № 3, с. 39-46;

Проповедь на экуменическом богослужении в Севилье, 16 июня 1971 г. ЖМП, 1971 г., №8, с. 58;

Речь на открытии сессии Рабочего комитета ХМК в Москве 20-23 марта 1973 года. ЖМП, 1973 г., № 5, с. 35-36;

Доклад на сессии Комитета по продолжению работы ХМК в Загорске 25-28 мая 1973 года. ЖМП, 1973 г., № 8, с. 38-43;

Доклад на открытии III Богословского собеседования между представителями Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви в Загорске 4 июня 1973 года. ЖМП, 1973 г., № 8, с. 60-62;

Речь на заседании Рабочего Комитета ХМК в Москве. ЖМП, 1973 г., № 5, с. 35-36;

Доклад, произнесенный на сессии Комитета по продолжению работы ХМК. ЖМП, 1973 г., № 8, с. 38-43;

Письмо, направленное госпоже Ноуэлл Джонсон, в связи с 100-летием дня рождения X. Джонсона. ЖМП, 1974 г., № 3, с. 40;

Выступление на встрече религиозных участников Второй Ассамблеи за безопасность и сотрудничество в Льеже (Бельгия) 29 апреля 1975 года. ЖМП, 1975 г., № 7, с. 32;

Обращение к участникам заседаний Комиссии ВСЦ по участию Церквей в развитии. ЖМД 1975 г., № 8, с. 72;

Доклад на торжественном заседании, посвященном 30-летию ОВЦС МП в Троице-Сергиевой Лавре 6 мая 1976 года. ЖМП, 1976 г., № 7, с. 17-21;

Доклад на расширенном заседании Подготовительного комитета Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» в Москве в марте 1976 года. ЖМП, 1976 г., № 6, с. 42-46;

Интервью корреспонденту ТАСС об итогах V Генеральной Ассамблеи ВСЦ в Найроби 23 ноября — 10 декабря 1976 года. ЖМП, 1976 г., № 2, с. 55;

Приветственное послание юбилейному Конгрессу общества «Кипр — СССР», посвященному 60-й годовщине Великого Октября. ЖМП, 1977 г., № 7, с. 5;

Доклад на заседании Международного подготовительного комитета Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» в Москве 28 сентября 1976 года. ЖМП, 1977 г., № 1, с. 44-48;

Доклад на заседании Международного подготовительного комитета Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» в Москве 15-17 марта 1977 года. ЖМП, 1977 г., №5, с. 39-42;

Выступление на открытии Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» в Москве 6 июля 1977 года. ЖМП, 1977 г., № 8, с. 28-29;

Слово на отпевании Высокопреосвященнейшего митрополита Никодима в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Ленинграде 10 сентября 1978 года. ЖМП, 1979 г., № 4, с. 33-34;

Доклад на заседании представителей Церквей из СССР и США по разоружению в Женеве 27-29 марта 1979 года. ЖМП, 1979 г., № 6, с. 33-40;
Слово, произнесенное на заупокойном богослужении в Успенском храме Новодевичьего монастыря в связи с годовщиной кончины Митрополита Никодима. ЖМП, 1979 г., № 12, с. 25-26;

Доклад, произнесенный на консультации представителей Церквей из СССР и США по разоружению. ЖМП, 1979 г., № 6, с. 33-40;

Речь при вручении диплома доктора богословия Православного богословского факультета в Прешове. ЖМП, 1980 г., № 3, с. 43-47;

Слово в пасхальную ночь после заутрени. ЖМП, 1980 г., № 6, с. 28-30;

Слово, произнесенное в Богоявленском соборе города Коломны по случаю празднования 600-летия Куликовской битвы. ЖМП, 1980 г., № 12, с. 12-13;

Слово, произнесенное в Успенском храме города Богородицка, Тульской епархии, по случаю празднования 600-летия Куликовской битвы. ЖМП, 1980 г., № 12, с. 1344;

Выступление на IV Всесоюзной конференции Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами. ЖМП, 1981 г., № 6, с. 49-50;

Статья «Мир можно обеспечить только общими усилиями». ЖМП, 1983 г., № 1, с, 50-51;

Статья «Мир можно обеспечить только общими усилиями». ЖМП, 1983 г., № 2, с. 65-67;

Статья «К образованию новой Комиссии Советского комитета защиты мира». ЖМП, 1984 г., №3, с. 47-49;

Доклад: «Межрелигиозный вклад в решение ближневосточных проблем», произнесенный на заседании Российского Палестинского общества при Академии наук СССР. ЖМП, 1985 г., № 4, с. 59-60, № 5, с 51-54;

Книга «Человек Церкви» — к 20-летию со дня кончины и 70-летию со дня рождения Высокопреосвященнейшего Митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, Патриаршего Экзарха Западной Европы. Москва, Московская епархия, 1988 г.;

Книга «Человек Церкви» (второе издание) к 20-летию со дня кончины и 70-летию со дня рождения Высокопреосвященнейшего Митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, Патриаршего Экзарха Западной Европы. Москва, Московская епархия, 1999 г.;

Книга «От сердца к сердцу» к 25-летию управления Московской епархией Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Из архипастырского проповеднического опыта. Москва, «Раритет», 2002г.;

«Канонизация святых в XX веке». Сборник материалов и докладов митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Комиссии Священного Синода по канонизации святых. Москва, издательство Сретенского монастыря, 1999 г.;

«Канонизация святых в Русской Православной Церкви», выступление митрополита Ювеналия на XII Международных Рождественских Образовательных чтениях по теме «Подвиг новомучеников и исповедников Российских и духовное возрождение Отечества». 25 января 2004 года Москва, Государственный Кремлевский дворец. Москва, Московская епархия 2004 г.;

Доклад Митрополита Ювеналия по канонизации святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. 3-8 октября 2004 года в Храме Христа Спасителя.

Награды:

Церковные:

  • 2000 г. ― орден свт. Иннокентия Иркутского II ст.;
  • 2015 г. ― орден свт. Алексия Московского I ст.;
  • 2019 г. — орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
  • орден св. равноап. кн. Владимира I-II ст.;
  • орден прп. Сергия Радонежского I ст.;
  • орден прп. Серафима Саровского I ст.;
  • орден св. блгв. кн. Даниила Московского I ст.;
  • юбилейная Патриаршая грамота в ознаменование 2000-летия Рождества Христова;
  • Патриаршая грамота в ознаменование 700-летия со дня преставления св. блгв. кн. Даниила Московского;
  • Патриаршая грамота в ознаменование завершения воссоздания кафедрального собора Храма Христа Спасителя;
  • орден св. ап. и евангелиста Марка Александрийской Православной Церкви;
  • орден свв. апп. Петра и Павла Антиохийской Православной Церкви;
  • Великий крест Иерусалимской Православной Церкви;
  • орден св. равноап. Нины I ст. Грузинской Православной Церкви;
  • орден свв. равноапп. Кирилла и Мефодия I ст. Болгарской Православной Церкви;
  • орден св. прп. Иоанна Рыльского Болгарской Православной Церкви;
  • орден св. равноап. Марии Магдалины Польской Православной Церкви;
  • орден свв. равноапп. Кирилла и Мефодия I-III ст. Православной Церкви Чешских земель и Словакии;
  • орден Святого Агнца Финляндской Православной Церкви;
  • орден св. вмц. Екатерины Синайской Архиепископии;
  • медаль св. ап. Павла Элладской Православной Церкви.

Светские:

  • 1985 г. ― орден Дружбы народов;
  • 1988 г. ― почетная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР;
  • 1995 г. ― почетная грамота за большой вклад в миротворческую деятельность и духовное возрождение Московской области;
  • 2000 г. ― орден Почета;
  • 2000 г. ― почетный гражданин г. Подольска, почетный знак «За заслуги перед городом» высшей степени г. Подольска;
  • 2002 г. ― почетный гражданин Московской области, знак отличия «За заслуги перед Московской областью»;
  • 2002 г. ― почетный гражданин г. Коломны;
  • 2004 г. ― почетный гражданин г. Дмитрова;
  • 2004 г. ― почетный гражданин Подольского района;
  • 2005 г. — почетный знак «За заслуги перед Еврейской автономной областью»;
  • 2016 г. — орден «За заслуги перед Отечеством» II ст.;
  • медаль Всемирного совета мира;
  • медаль Советского комитета защиты мира;
  • медаль Советского фонда мира;
  • почетная грамота президиума Советского комитета солидарности;
  • медаль Советского комитета солидарности стран Азии и Африки;
  • медаль «В память 850-летия Москвы»;
  • медаль Министерства юстиции «За укрепление уголовно-исполнительной системы».

«В монастырь приводит только любовь к Богу»

Интервью из предыдущего номера журнала «Ведомости Удмуртской митрополии».

— Матушка Афанасия, Вы уже больше двадцати лет возглавляете монастырь, расскажите, пожалуйста, как вы пришли к этому? Как пришли в Церковь, как решили выбрать монашеский путь служения?

— Как приходят все люди в Церковь? Всех Господь призывает. В Церкви я уже с малых лет. Сколько себя помню, всегда молилась. Моя мама была верующим человеком – она с детства учила нас молиться. Детство было тяжелым, нас было четверо детей в семье, а мама во время войны осталась одна, одна поднимала такую большую семью. В тяжелых нуждах она всегда молилась Богу и учила этому же нас.

Детство мое прошло в Ульяновской области,до 13 лет мы жиле в деревне, после чего семья переехала в город. В Удмуртию я попала через отца Ювеналия (Архимандрит Ювеналий (Рожин) сейчас является клириком Александро-Невского кафедрального собора г. Ижевска – прим.ред.). В одно время он служил в Татарстане, в селе Большое Фролово, в полутора часах езды от Ульяновска.К нему ездили люди на исповедь и мне тогда рассказали о нем как об опытном духовнике, строгом монахе, и я решила съездить к нему на исповедь. В то время я посещала богослужения в Ульяновске, уже тогда там было много народу – храмов было мало, а люди начинали массово посещать церкви. А тут, у отца Ювеналия, было очень спокойно, он говорил очень хорошие проповеди, и я начала постоянно ездить к нему за духовным окормлением. В 1985 году отец Ювеналий направил меня нести послушание к владыке Пантелеимону (епископ Пантелеимон (Митрюковский) (1912-1993) с 1975 по 1988 годы был епископом Казанским и Марийским и одновременно управлял приходами Ижевской епархии — прим. ред.). Помню, тогда меня это очень расстроило, я молилась, чтобы Господь вразумил отца Ювеналия, но владыке нужна была помощь в хозяйственных делах, поэтому мне пришлось взять на себя это послушание. Так я попала в Ижевск, в совершенно незнакомый тогда для меня город. Когда владыка Пантелеимон ушел на покой, несла послушания у владыки Палладия (епископ Палладий (Шиман) был управляющим Ижевской епархией с 1988 по 1993 год – прим. ред), а потом и у владыки Николая (архиепископ Николай (Шкрумко) назначен управляющим Ижевской епархией в 1994 году – прим.ред). Потом, при владыке Николае, так получилось, что я продолжила свое служение Церкви уже в монастыре.

— Вы начали свое служение Церкви при владыке Пантелеимоне, расскажите подробнее, что это за был человек. Он, как известно, сам был родом из Удмуртии, родился и похоронен в Воткинске, много лет послужил на благо Церкви, его очень почитали и любили верующие, но сейчас, к сожалению, память о таких людях стирается.

— Владыка Пантелеимон был очень скромным, иногда даже стеснительным человеком. Всегда был тихим и спокойным. С людьми он всегда обращался по-доброму, меня всегда называл «Настенькой». Все помнят его как человека смиренного.

Помню, перед тем как приступить к выполнению своего послушания, я подходила к нему за благословением, а он всегда говорил: «помолись обо мне!». И сам владыка всегда, когда у него было свободное время, пребывал в молитве. Он был хорошим архипастырем и хорошим человеком.

— Монастырь, которым Вы управляете, относительно молодой. До Вас игуменьей монастыря была матушка Олимпиада (Осипова). Расскажите, пожалуйста, о ней.

— Матушку Олимпиаду я знала еще до ее монашества. Монашеский постриг она приняла тайно, в конце восьмидесятых, по благословению владыки Пантелеимона. Поначалу она никому не говорила о своем постриге, несла свои монашеские труды тайно. Как руководительница монастыря она была очень требовательной, даже строгой, но справедливой. В то время я иногда даже укоряла ее за такую строгость, говорила: «как же так, матушка! Нельзя же так!», но теперь и сама ее прекрасно понимаю — она все делала правильно. На ее плечи легло тяжелое послушание – созидание обители.

— Матушка, расскажите о том времени, когда Вы стали игуменьей. Как монастырь изменился за эти годы?

— Изначально я сюда была назначена старшей сестрой, игуменьей стала гораздо позже. Ну что можно сказать о тех временах? Времена тогда были тяжелые, середина девяностых. На долю матушки Олимпиады выпал непростой крест – организовать монастырь. Но, еще раз говорю, времена тогда были тяжелые, средств порой не хватало, к тому же и сам Вознесенский храм, при котором организована обитель, в Советские годы был действующим, но десятилетиями не ремонтировался, поскольку не было возможности. Поэтому, на нашу долю уже выпало облагораживание монастыря. В то время в храме не было отопления – он отапливался печкой-буржуйкой – осыпался потолок, пол в храме был бетонированный, холодный, стены уже были потемневшие, да и прихрамовая территория нуждалась в благоустройстве, приходилось самим выполнять тяжелую работу, при этом и насельниц было тогда очень мало.

Но все что сделано за это время – это сделано не нами, не благодаря нам, во всем этом нам помогала Матерь Божия. Моих трудов в этом нет. Тут были сестры, которые безропотно несли все тяготы монастырской жизни. Одна монахиня мне тогда с удивлением говорила: «Матушка, мы выполняем такую тяжелую работу! Как у нас еще сил хватает!». Я на это ей говорила: «Нам помогает Матерь Божия».

Конечно, не сказать, что то время было голодным временем. Но, у нас, в монастыре, порой не было даже овощей, чтобы сварить пищу. Бывало такое, что монахини, которые готовят еду, жалуются, что нет, например, моркови. Я им говорю: «Помолитесь». Помолимся вместе, и уже глядишь, к вечеру нам несут морковь!

Тяжелое было время, но и столько чудес совершалось, связанных с помощью Божией! Однажды поздно вечером к нам в монастырь пришла женщина с маленьким сыном и просит четыре рубля. Она нам говорила, что ей нужно наколоть дров для отопления дома, чтобы ребенок не замерзал, сама она не может и за деньги просит помочь местных мужиков. Хоть и у самих было тяжело с деньгами, но мы дали ей четыре рубля, а на следующий день нам пожертвовали пять тысяч!

Так, потихоньку, с Божией помощью монастырь жил и отстраивался. Постепенно появлялись люди, которые нам начали помогать.

— Расскажите о современной монашеской жизни. Как люди приходят в монастырь? Что заставляет людей выбирать этот путь?

— Часто люди светские удивляются и спрашивают: «по какой причине постригаются в монашество молодые девушки?». Люди часто считают, что в монастырь уходят только когда у человека не сложилась судьба. Но это не так! Среди наших матушек нет таких, у которых как-то неблагополучно сложилась жизнь. Я всегда говорю, что в монастырь приводит только любовь к Богу. У нас есть матушки с высшим образованием, кто-то даже с красным дипломом, они могли бы прекрасно устроиться вмиру, но по любви к Богу они выбрали путь монашеской жизни.

Конечно, к сожалению, бывает и такое, что монашествующие покидают монастырь. Враг рода человеческого не дремлет, в монастыре люди подвергаются наиболее сильным искушениям. Уходят, бывает, хорошие девушки, способные, молитвеннциы, не выдерживают искушений.

Владыка Николай часто интересовался: «как матушки поживают?». Я ему говорила, что матушки у нас все хорошие, как могут, несут тяжелый подвиг. А он спрашивал: «какой подвиг?». И я ему начинала рассказывать, что зачастую, особенно летом, за оградой монастыря громко играет музыка, молодежь гуляет, шумит; а у нас ведь есть молодые монахини, сверстницы этих молодых людей, которые там гуляют. И ведь эти монахини несут подвиг! И владыка соглашался с этим. Действительно, молодым не так-то просто справиться со всеми этими соблазнами. Но, я уверена, что нашим сестрам даже не хочется быть там, за пределами монастыря, им просто не интересна эта мирская суета. Когда долго живешь в монастыре, перестаешь даже слышать этот шум, доносящийся из-за ограды, потому что это все уже не наше, к нам это не имеет никакого отношения.

— Известно, что в каждом монастыре должен быть свой духовник. Какую роль он играет в жизни монастыря и есть ли сейчас хорошие духовники?

— Духовник играет важную роль в жизни обители. Его задача – направлять сестер на пути монашеской жизни, ведь враг постоянно искушает. Кто-то, например, начинает скучать по дому, по родным. Например, у нас есть монахини, которые пришли в монастырь в 14 или в 13 лет, но, что удивительно, они никогда не рвались домой. Но бывает, что матушки начинают скучать, становится тяжело. У кого-то не получается молиться, кто-то не справляется с послушанием, кого-то одолевает леность.

Бывают такие монахини, которые с момента как пришли в монастырь, ни разу не отлучались из него. Есть одна матушка, которая за двадцать лет жизни в монастыре, ни разу не выходила даже за ограду. Кому-то, конечно, такое тяжело и они отлучаются на некоторое время домой, повидаться с родными. Это не возбраняется. Но в любом случае, на этом поприще борьбы с искушениями, очень важна помощь духовного отца, который сможет дать совет и помолиться.

Духовно опытные люди есть и сейчас. Наших сестер сейчас окормляет отец Савватий (Игумен Савватий (Лучихин) является клириком монастыря – прим.ред.), который имеет большой опыт пастырского служения.

Хотя, надо сказать, что отсутствие хороших духовников – это бич для всех современных монастырей. Но, тем не менее, по милости Божией, монашество продолжает существовать, и монастыри живут духовной жизнью. Господь вразумляет тех священников, которые исповедуют монахов, даже если это священники без духовного опыта, и через них посылает помощь монашествующим. Каждый человек должен подходить к духовнику с молитвой, чтобы Господь через этого священника подал духовную помощь, поддержку. Только тогда мы сможем получить помощь, когда в молитве просим у Господа.

— Какие главные опасности подстерегают сегодня человека на монашеском пути?

— Самое опасное на монашеском пути – это искушения на пути сохранения целомудрия. Слава Богу, наш монастырь находится в сельской местности, и у нас нет таких соблазнов, как в городских монастырях. Но, все равно, у нас бывают тут и молодые трудники и паломники. Когда возникает искушение на этой почве, то монахинь подстерегает большая опасность, сестрам бывает очень тяжело удержаться в монастыре. Враг нашего спасения может навсегда увести из монастыря.

Других невыносимых искушений, например таких как, тяжелое послушание, почти не бывает. Невыносимых послушаний у нас уже сейчас нет, но раньше они были. Первое время, нам самим приходилось пилить дрова, колоть их, заготавливать лес, асфальтировать, бетонировать дорожки, строить корпуса, таскать бревна. Когда-то белье приходилось стирать вручную. На стирку всех комплектов белья уходила неделя!Сами косили и заготавливали сено, а сейчас все делает техника. Тогда были невыносимые работы, а сейчас у нас есть и газ, и электричество, есть стиральные машины. Сейчас в монастыре все удобства.

— Матушка, спасибо Вам большое за такой интересный рассказ. Монастыри всегда, во все времена притягивали не только желающих понести монашеский подвиг, но и мирских людей. Монастыри всегда имели большое значение не только для Церкви, но и для мира. Расскажите напоследок, как на Ваш взгляд, какую значимость имеет монашество и монастыри для современного секуляризированного мира?

— Конечно, жить с Богом и спасаться можно и вмиру, но монастыри – это пример. Каким бы ни был наш монастырь, может быть он еще довольно молодой, но к нам приезжают люди из разных мест и порой уезжают с такой благодарностью! Люди получают в монастырях благодать, успокоение, у них появляются жизненные силы. Бывает, приезжают наркоманы, алкоголики и, помолясь в монастыре, они получают силы и тягу к исправлению. Многие уезжают отсюда с благодарностью к Богу.

Монастырь для мира – это пример для подражания, пример пути ко спасению. Мы всегда просим у Господа, чтобы в монастыре жили мир и любовь, чтобы молитва всегда звучала здесь, чтобы у нас всегда была возможность встречать паломников с любовью, чтобы здесь они получали успокоение, душевное исцеление, и чтобы монастырь всегда был примером для мира.

А не преступник ли сам митрополит Ювеналий?

Указ №2949 от 19 июня 2017 года
КЛИРИКУ ПРЕОБРАЖЕНСКОГО ХРАМА ПОСЕЛКА ЛОТОШИНО
ЛОТОШИНСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СВЯЩЕННИКУ НИКИТЕ ОВЧИННИКОВУ
Настоящим Вы на основании 25-го правила святых Апостолов за нарушение священнической присяги и недостойное поведение, исходя из церковной икономии, освобождаетесь от обязанностей клирика Преображенского храма поселка Лотошино Лотошинского района Московской области, запрещаетесь в священнослужении без права преподания благословения, ношения наперсного креста и рясы сроком на 5 лет и направляетесь в клир Вознесенской Давидовой пустыни для несения покаянных трудов под надзор игумена упомянутого монастыря.
В случае, если Вы не принесете деятельного покаяния за свои грехи, то на основании вышеупомянутого правила и п. 1.2 «Положения о практике запрещения клириков в служении и почислении за штат», принятого Священным Синодом Русской Православной Церкви 22.03.2011 г., будет инициирован вопрос об извержении Вас из священного сана.
Прещение наложено на основании рапорта Епархиальной комиссии Московской епархии от 08.06.2017 г.
+Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский
http://mepar.ru/documents/decrees/2017/06/19/7995/
Статья про незаконное лишение свободы на митрополитов не распространяется?
Частные тюрьмы уже разрешены в РФ?
И как это соотносится с разрушением семьи (Лотошино и Чехов (Давидва пустынь) весьма разнесены в пространстве)? И чем же это не тоталитарная секта?
***
Священник Никита Овчинников
клирик Преображенского храма п. Лотошино
Родился в 1989 году в г. Макеевка Донецкой области. В 2007 году закончил физико-математический лицей №1557 г. Москвы. С 2012 года обучаюсь на заочном секторе Московской Духовной Семинарии. В 2016 митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием была совершена священническая хиротония, после чего был зачислен в штат Преображенского храма пос. Лотошино.
Член епархиальных отделов: миссионерский и экологической деятельности.
http://www.lotoshino-blag.ru/dukhovenstvo

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *