Митрополит московский Алексей

Святители Московские и всея России чудотворцы. Православный календарь на 18 октября

18 октября (5 октября по церковному юлианскому календарю, более известному как «старый стиль»). Четверг 21-й седмицы по Пятидесятнице (двадцать первой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 12 Святителей Московских и всея России чудотворцев и еще 9 известных нам поименно святых. Далее коротко расскажем о них.

***

Святители Московские и всея России чудотворцы. Первосвятители Земли Русской, люди, чье служение и наследие связывают все эпохи бытия Святой Руси: от ее рождения в Днепровской купели до московского возвышения в преемственности от Второго Рима – Царьграда. Перечислим причисленных к лику святых московских архипастырей в хронологическом порядке.

Святитель Петр Московский, Митрополит всея Руси (1308-1326). Уроженец Волыни. Перенес русскую митрополичью кафедру в Москву. Именно при нем родился духовно будущий Третий Рим.

Ангелы Третьего Рима: 18 октября — память святителей Московских и всея России чудотворцев

Святитель Алексий Московский, Митрополит всея Руси (1354-1378). Дипломат и чудотворец. Укрепил русское духовное единство. Исцелив ханшу Тайдулу, получил ордынский ярлык, освобождающий Церковь от притеснений.

Святитель Иона Московский, Митрополит всея Руси (1448-1461). В условиях падения Константинополя и проникновения в греческие земли Флорентийской унии утвердил автокефалию Русской Церкви.

Святитель Макарий Московский, Митрополит всея Руси (1542-1563). Последователь Иосифа Волоцкого. На Стоглавом соборе 1551 года утвердил основы Русского Православия. Открыл первую московскую типографию.

Святитель Филипп Московский, Митрополит всея Руси (1566-1568). Старался смягчить суровые нравы своего времени. Как проповедью Слова Божия, так и личным примером – молитвенника, аскета и нестяжателя.

Святитель Иов Московский, Митрополит, а затем – Патриарх всея Руси (1586-1605). Первый русский Патриарх. Просветитель народов Поволжья и Сибири. Отказался признать самозванца Лжедмитрия I, и был изгнан им из Москвы.

Священномученик Ермоген Московский, Патриарх всея Руси (1606-1612). Патриарх воинствующей Церкви. Духовный лидер русского народного ополчения. Отдал жизнь за освобождение России от западных оккупантов.

Святитель Филарет (Дроздов), Митрополит Московский и Коломенский (1821-1867). Крупнейший православный богослов XIX века. Собеседник Пушкина, организатор перевода Библии на современный русский язык. И вместе с тем – убежденный консерватор.

Святитель Иннокентий (Вениаминов), Митрополит Московский и Коломенский (1868-1879). Великий миссионер и просветитель. Обратил в Православие десятки тысяч людей в Сибири, на Дальнем Востоке и в Русской Америке.

Святитель Макарий (Невский), Митрополит Московский и Коломенский (1912-1917). Многолетний руководитель Алтайской духовной миссии. Убежденный монархист. Беззаконно изгнан с Московской кафедры лево-либеральным Временным правительством.

Святитель Тихон Московский, Патриарх всея России (1917-1925). В условиях жесточайших богоборческих гонений смог сохранить Русскую Церковь. Прославился своей мудростью, кротостью и глубочайшей молитвенностью.

Священномученик Петр Крутицкий, Патриарший Местоблюститель (1925-1937). Бескомпромиссный борец с обновленцами. Строгий ревнитель церковных правил и бессребреник. Расстрелян богоборцами и погребен в безымянной могиле.

***

Мученица Харитина Амисийская (Понтийская). Святая страдалица начала IV столетия, принявшая мученический венец за верность Христу и Его Церкви в период антихристианских гонений императора-язычника Диоклитиана (Диоклетиана), царствовавшего в Римской империи в 284-305 годах от Рождества Христова. Мученицу Харитину подвергли страшным пыткам и истязаниям, она отошла ко Господу в 304 году.

Мученица Харитина Амисийская (Понтийская). Фото: www.pravoslavie.ru

Священномученик Дионисий, епископ Александрийский. Святитель Церкви Христовой III столетия, обращенный в христианство знаменитым учителем Церкви Оригеном. Но если Ориген впоследствии уклонился в ересь, то его ученик Дионисий, напротив, стал последовательным защитником христианской ортодоксии, был наставником Александрийской огласительной школы, а в 247 году от Рождества Христова – стал епископом Александрийским. Святитель Дионисий немало претерпел во времена антихристианских гонений императоров-язычников Декия и Валериана, а потому, несмотря на то, что скончался мирно в 264 или 265 году от Рождества Христова, был причислен к лику святых именно как священномученик.

Священномученик Дионисий, епископ Александрийский. Фото: www.pravoslavie.ru

Мученица Мамелхва Персидская. Языческая жрица, принявшая христианство и сразу после Таинства Святого Крещения забитая язычниками камнями до смерти. Святая Мамелхва приняла мученический венец за Христа и Его Церковь в 344 году от Рождества Христова.

Преподобный Григорий Хандзтийский. Святой Грузинской Православной Церкви, совершавший монашеские подвиги в IX столетии от Рождества Христова. Отстаивал Святое Православие в борьбе с еретиками-иконоборцами и монофизитами, утверждая грузинское монашество в чистоте православной веры. Многое сделал для укрепления церковно-государственных отношений, посетил разные святые места мира, привезя в Грузию множество святынь. Отошел ко Господу в 861 году от Рождества Христова.

Преподобный Григорий Хандзтийский. Фото: www.pravoslavie.ru

Преподобные Дамиан, Иеремия и Матфей Печерские. Русские святые, совершавшие монашеские подвиги в первом монастыре Святой Руси – легендарной Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре еще в XI столетии от Рождества Христова, на заре русского монашества.

Преподобная Харитина, княжна Литовская. Русская святая XIII столетия, княжна Литовской Руси, переселившаяся в Русь Новгородскую в те времена, когда в литовских землях стало широко распространяться католичество. Приняла монашеский постриг в Петропавловском монастыре Великого Новгорода, где совершала духовные подвиги вплоть до своей блаженной кончины в 1281 году от Рождества Христова.

Преподобноисповедник Гавриил (Игошкин). Православный священнослужитель, архимандрит, претерпевший немало страданий в эпоху советских богоборческих гонений, проведя многие годы в ссылках, тюрьмах и лагерях. Только в 1954 году отец Гавриил, впервые арестованный в 1931 году, был освобожден по болезни, а в 1955-м – полностью реабилитирован. Мирно скончался 18 октября 1959 года, прославлен в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

***

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

Русская Православная Церковь

Святой чудотворец Алексий, митрополит Российский, происходил из боярского рода. Родители его, Феодор и Мария, были бояре Черниговского княжества. Святой Алексий родился в Москве при московском князе Данииле Александровиче, сын и наследник которого, князь Иоанн Даниилович, тогда еще отрок, был восприемником Алексия во Святом Крещении, при котором младенцу было наречено имя Елевферий. Когда он подрос, его отдали учителям для книжного учения. Однажды, когда Елевферию было 12 лет, он как-то в поле расставлял сети для ловли птиц. В это время отрок случайно уснул и услышал голос: «Зачем, Алексий, ты напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом людей».

Пробудившись от сна, отрок никого не увидел вокруг и сильно удивился тому, что он слышал. С сего времени он стал много думать и размышлять, что должен значить этот голос. Возлюбив Бога с юного возраста, он оставил своих родителей, отказался от женитьбы, и, желая поработать единому Владыке Христу, пришел в Богоявленский монастырь в Москве, и здесь постригся в иноки, причем в пострижении ему дали то имя, которое он слышал в сонном видении, — Алексий. Тогда игуменом в Богоявленском монастыре был Стефан, брат великого чудотворца Сергия Радонежского; он сам постриг святого Алексия, которому шел тогда двадцатый год.

С того времени до сорокалетнего возраста святой Алексий неустанно трудился, постился, молился каждую ночь и упражнялся в других иноческих подвигах, так что многие дивились его ревности. За богоугодную жизнь все почитали и уважали святого Алексия, даже сам Великий князь Московский Симеон Иоаннович и митрополит Феогност сильно любили его. За многие добродетели он был поставлен епископом города Владимира.

Когда преставился митрополит Феогност, Великий князь Московский Иоанн Иоаннович, принявший бразды правления после брата своего, Великого князя Симеона, по соборному постановлению избрал митрополитом святого Алексия и послал его на посвящение в Царьград к Святейшему Патриарху Филофею. Филофей поставил святого Алексия митрополитом Киевским и всея России. По возвращении из Царьграда святой Алексий принял на себя управление Русской Церковью и еще более стал подвизаться, к одним подвигам прилагая другие, и был светильником для всех, подавая пример словом, делом и жизнью, верой и чистотой, духом и любовью.

Несмотря на все смуты, святитель Алексий всячески заботился о своей пастве — ставил епископов, устраивал общежительные монастыри (по образцу Троицкого, основанного преподобным Сергием), налаживал отношения с ордынскими ханами.

Слава о святителе Алексии распространилась не только между верующими христианами, но даже и среди неверных магометан, которые не знали Христа. В то время супруга хана татарского Джанибека Тайдула уже три года как лишилась зрения. Слыша, что Бог творит многие чудеса по молитвам святого Алексия, Джанибек послал к Великому князю Московскому Димитрию Иоанновичу с просьбой, чтобы он прислал к нему этого человека Божия, дабы тот, помолившись о его царице Богу, дал ей прозрение. При этом Джанибек дополнил: «Если царица получит исцеление по молитвам того человека, ты будешь иметь со мною мир. Если же ты не пошлешь его ко мне, то я разорю огнем и мечом твою землю».

Когда прошение Джанибека пришло в Москву, святой Алексий восскорбел, считая это делом выше своих сил. Но, по просьбам Великого князя Димитрия, он все-таки отправился к хану Джанибеку. Перед своим отшествием из Москвы он совершил с духовенством молитвенное пение в соборном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы. Во время этого молебствования свеча у гроба святого чудотворца Петра зажглась сама собой, и все видели это чудо. Из этого святой Алексий понял, что Господь благоволил ему возвестить, что путешествие его будет благополучным. Взяв некоторую часть воска от той свечи и изготовив из него малую свечу, святитель вместе со своим клиром стал готовиться в дорогу, твердо уповая на милость Божию.

Еще до прибытия блаженного в столицу монголов царица в сонном видении узрела святителя Божия Алексия в архиерейской одежде, в сопровождении иереев. Пробудившись, она тотчас приказала изготовить драгоценные облачения для архиереев и священников по тому образцу, как она видела в сонном видении. Когда святой Алексий приближался к столице татар, Джанибек вышел навстречу ему с великой честью и ввел его в свои палаты. Святитель, начав молебное пение, повелел возжечь ту малую свечу, которую он взял с собой. После продолжительной молитвы он окропил священной водой царицу, и та тотчас прозрела. Хан со своими вельможами и все бывшие там весьма изумлялись сему дивному и славному чуду и воссылали хвалы Богу. Почтив Алексия и бывших с ним и щедро наградив их, Джанибек отпустил их с миром.

Возвратившись из Орды, святой Алексий по прошествии некоторого времени принужден был снова отправиться в Орду. Хан Джанибек умер, а на его престол вступил жестокий и кровожадный сын его Бердибек. Убив своих 12 братьев, он хотел идти со своим войском на Русскую землю. Тогда, по просьбе Великого князя Иоанна, святой Алексий отправился в Орду к Бердибеку и своей кроткой, разумной беседой укротил ярость жестокого хана. Исходатайствовав пред грозным владыкой мир для христиан, святой Алексий возвратился в Москву, ибо сюда был перенесен святым Петром, митрополитом Киевским, престол Киевской митрополии вследствие частых войн и вторжений варварских народов.

Когда скончался Великий князь Иоанн, на плечи святителя легла опека над несовершеннолетним князем Московским Димитрием Иоанновичем (будущий вел. князь Димитрий Донской, память 19 мая/1 июня). Власть Великого князя выпросил себе в Орде суздальский князь Димитрий Константинович. Святитель должен был благословить суздальского князя на великое княжение, но отказался исполнить просьбу Великого князя жить во Владимире, оставаясь благопопечительным отцом для юного князя Димитрия Иоанновича. В Орде между тем шли смуты; каждый год являлось по нескольку ханов, истреблявших один другого; в 1362 году появилось два хана-соперника. Юный Димитрий выпросил у одного из них звание Великого князя Руси и заставил Димитрия Константиновича удалиться из Владимира. Святитель Алексий с радостью благословил питомца своего на великое княжение чудотворной Владимирской иконой Богоматери. Он был душой всех дел князя Димитрия, трудами святителя росла и крепла власть Великого князя Московского.

Святитель Алексий занимался строением обителей иноческих. Так, он построил на берегу реки Яузы храм во имя Господа нашего Иисуса Христа, в честь Нерукотворенного Его Образа, устроил при сем храме монастырь и ввел в нем общежительный устав. Старейшинство в новой обители он вручил Андронику, ученику святого чудотворца Сергия. Кроме этого монастыря, святитель Алексий построил и другие церкви и монастыри в Москве и в других городах русских. Так, он построил в Москве каменную церковь во имя святого Архистратига Михаила, в честь славного Чуда его, бывшего в Хонех, и устроил монастырь, доныне именуемый Чудовым; здесь святитель заповедал положить свое тело.

Святитель Алексий преобразовал женские монастыри, поставив во главе их независимых игумений. До его времени женские обители зависели от мужских. Своим новым уставом он довел их до процветания. При нем в Москве было создано несколько женских монастырей по его уставу. В Зачатьевском монастыре чтились могилы его сестер Евпраксии и Юлии. Одна из них была игуменьей. Устав митрополита Алексия был окончательно утвержден Стоглавым собором в 1551 г. и стал обязательным.

Много других дел, достойных памяти, славных и дивных, соделал святитель Алексий во славу Божию и добре пас свое словесное стадо до самой своей кончины.

Предузнав о своем отшествии к Господу, святитель совершил Божественную службу и причастился Святых Тайн. Пожелав всем пребывать в мире, он воздал всем последнее целование и спокойно предал Господу свою душу 12 февраля 1378 года. Святительский престол великий служитель занимал 24 года, всех же лет жизни его было 85. С подобающей честью тело его было погребено в созданном им храме во имя Архистратига Михаила в приделе Благовещения Пресвятой Деве в Чудовом монастыре.

Спустя много лет обретены были святые и многоцелебные его мощи вполне нетленными. Даже ризы на почившем святителе были совершенно целы, как будто их надели накануне.

Мощи святителя Алексия были перенесены в Архангельский собор, а в 1947 г, в связи с подготовкой к празднованию 800-летия Москвы, по просьбе Патриарха Алексия I перенесены в кафедральный Богоявленский собор в Елохове, где они покоятся и ныне.

От них и доселе источаются, как бы от неиссякаемого источника, многие исцеления и подается святыми его молитвами помощь всем с верой припадающим к ним.

По материалам сайта «Православие и современность»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *