Митрополит московский Тихон

СЛУЖБА ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦУ НАШЕМУ СВЯЩЕННОИСПОВЕДНИКУ ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ ВСЕРОССИЙСКОМУ

НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ
Блажен муж: 1-й антифон.
На Господи, воззвах: стихиры, глас 6:
Земля Псковская прославися, / яко в малем селении Клине / от благочестиваго корене плод благокрасен прозябе, / Василий, отроча благонравное, / святителю Великому тезоименитое. / В сем же имени велий, яко царственный, / путь ему преднаречеся.
Благочестивый иерей Иоанн, отец твой, святителю, / откровения дивнаго сподобися, / егда мати его почившая / во сне ему явися / и тя, еще ти отроку сушу, / единаго от триех братий / велика преднарече.
Измлада церковь Божию возлюбив / и благочестия вожделев, святе, / в духовном вертограде / во слове Божий / и отеческих и благочестивых писаниих, / начат поучатися.
Что убо сотворю, / киим образом жития моего / Тебе, Владыце и Богу, добре послужу, / киими подвиги, Тебе содействующу, / душу мою от грех очищу? / – в меру возраста пришед, / слезно взывал еси ко Господу, блаженне.
Слава, глас 8:
Путь девства, нищеты, / своея воли отсечения / избрал еси, блаженне, / иноческое пострижение прияв, / в немже именем Тихон наречен бе, / да путем благочестия святителя Задонскаго шествуеши.
И ныне, Богородичен: Царь Небесный:
Вход. Прокимен дне. И чтения 3.
На литии стихиры, глас 3:
Во граде Торопце, / во храме Божии, / идеже родитель твой служаше, / благочестию в юных летех / поучался еси, святителю.
Тих нравом, / кроток и смирен сердцем / воистинну пред Богом и людьми явился еси, / иго Христово чрез все житие добре пронеся, / во обителех небесных упокоился еси, блаженно, / молися ныне и о нас, / да и мы на земли добре поживше, / Царствия Божия наследники быти сподобимся.
Слава, глас 8:
Бог тя возвеличи, святителю отче Тихоне, / Первоиерарха Церкви Своея поставив, / ты же жребий служения сего / яко волю благую Его восприим, / в первосвятительстем подвизе твоем / присно ревновал еси о славе, — / Отца и Сына и Святаго Духа — / Троицы Единосущныя и Нераздельныя.
И ныне, Богородичен, глас тойже:
К Тебе, о Богомати, / вси ныне слезно взываем: / вонми предстательству святителя Тихона о нас / и Сыну Твоему молитвы вознеси / о спасении душ наших.
На стиховне, стихиры, глас 2:
Якоже свеща на свещнице светит всем, / тако ты, благочестием сияющь, блаженне, / поставлен бысть Господем во епископа земли Холмския, / да светом Христова учения / осияваеши люди, в ней живущия.
Стих: Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум.
Бог благослови и освяти тя, земле Американская, / православным бо людем твоим во ограде Российския Церкве сущим / блаженнаго Тихона епископа даде, / той многими храмы лице твое украси / и яко богомудрый священноначальник / паству свою ко Христу приведе.
Стих: Благовестих правду Твою / в церкви велице.
Святии вси земли Ярославския, / сретайте иерарха добра, / Тихона блаженнаго, / той бо, якоже и вы, многия труды зде понесе, / и ныне тщится вкупе с вами молитися Христу Богу / спастися душам нашим.
Слава, глас 4:
Земля Литовская прославися / пришествием твоим, блаженне, / людие же православнии, / в ней сущий, / яко светильника веры и благочестия тя прияша / и в поклонении Триединому Богу тобою утвердишася, / святительский же омофор твой / надежный покров и защита / от злых обстояний тем явися.
И ныне, Богородичен, глас тойже:
Призри на моления Твоих раб, Всенепорочная, / утоляющи лютая на ны востания, / всякия скорби нас изменяющи, / Тя бо едину твердое и известное утверждение имамы / и Твое предстательство стяжахом, / да не постыдимся, Владычице, Тя призывающии, / потщися на умоление Тебе верно вопиющих: / радуйся, Владычице, всех Помоще, / Радосте и Покрове, / и Спасение душ наших.
Тропарь, глас 1:
Апостольских преданий ревнителя / и Христовы Церкве пастыря добраго, / душу свою за овцы положившаго, / жребием Божиим избраннаго / Всероссийскаго Патриарха Тихона восхвалим / и к нему с верою и упованием возопиим: / предстательством святительским ко Господу / Церковь Русскую в тишине соблюди, / расточенная чада ея во едино стадо собери, / отступившия от правыя веры к покаянию обрати, / страну нашу от междоусобныя брани сохрани / и мир Божий людем испроси.
НА УТРЕНИ
На Бог Господь: тропарь святителю, дважды.
Слава, и ныне, Богородичен.
По 1-м стихословии седален, глас 2:
Жезл первосвятительский дерзновенно приял еси, святе, / да яко добрый пастырь, небоязненно в подвизе твоем шествуя, / заблуждшая горохищная овчата обрящеши, / татиями похищенная во двор овчий паки возвратиши, / многоразличными болезньми и недуги обдержимыя добре уврачуеши / — и все Христово стадо словесных овец / в истине и правде упасеши.
Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже:
Покрый нас всемощным Покровом Твоим, / Всемилостивая Владычице Богородице, / защити нас от всяких сетей вражиих, / дадеся бо Ти благодатная сила, / яко рождшей Владыку Христа и Спаса душ наших.
По 2-м стихословии седален, глас 5:
Благодарение Богу / воздадите, людие российстии, / Той бо пробавил есть милость Свою вам, / Тихона блаженнаго / Первоиерарха Церкви Своея постави, / да во дни испытаний / обрящете в нем образ веры / от наветов вражиих неколеблемы, / неложнаго упования на помощь Божию / и любовию Христовою исполненный.
Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже:
Утоли, Владычице, / болезни душ наших. / Радостию благодатною о Тебе исполни сердца наша, /на Тя бо надеющийся / причастницы жизни вечныя будем.
По полиелеи седален, глас 8.
Подобен: О преславнаго чудесе.
Приидите, вернии, / согласно вей восхвалим святителя предивнаго, / священноначальника Церкви Российския богомудраго, / Тихона блаженнаго, / иже достойно иго Христово / чрез все житие свое понесе, / и ныне во обителех Отца Небеснаго водворився, / молится о спасении душ наших.
Слава, и ныне, Богородичен:
Буди благословен день и час, / вонь же благоволи Господь Тобою, Пречистая Богородице, / явити Спаса мiру, / сим же нам имети Тя яко дерзновенную Предстательницу и Ходатаицу пред Сыном Твоим / о спасении душ наших.
Степенна, 1-й антифон 4-го гласа.
Прокимен, глас 4: Вознесох избраннаго / от людей Моих.
Стих: Елеем Моим помазах его.
Всякое дыхание:
Евангелие от Иоанна, зачало 36.
По 50-м псалме стихира, глас 6:
Церковь Божию и чад ея преискренне любяй, / и к пользе тых деяния своя всемерно направляя, / жертвенно и дерзновенно, / якоже древле Моисей, / Господу взывал еси, святителю: / уне мне, Владыко, / да забвению предастся имя мое в человецех, / но спасена будет Церковь Твоя во отечестве моем / и иссякнут потоцы крови мучеников, / землю Российскую обильно обагрившия.
КАНОН Святителю, глас 6
Песнь 1
Ирмос: Яко по суху пешешествова Израиль, / по бездне стопами, / гонителя фараона / видя потопляема, / Богу победную песнь поим, вопияше.
Якоже плод красный спасительнаго сеяния Божия / явился еси в Церкви, святителю Христов, / родителей благочестивых, иерея Иоанна и Анны, быв отрасль предивная.
Предречение дивное во сне отцу твоему о грядущем величии твоем, еще ти отроку сушу, по мнозех летех сбыстся, / зане воистинну Великим Господином Российския Церкве явился еси, блаженне.
Образ кротости, смирения и любви о Господе являя, / добрый помощник юным другом твоим был еси, блаженне, / сего ради и тыя, еще ти отроку сушу, архиерея Божия прорекоша тя.
Богородичен:
Спаси нас от всяких бед, / Всемилостивая Владычице Богородице, / и Твоими молитвами к Сыну Твоему и Богу нашему / исцели от греховныя болезни страждущия души наша.
Песнь 3
Ирмос: Несть свят, / якоже Ты, Господи Боже мой, /вознесый рог верных Твоих, Блаже, / и утвердивый нас на камени / исповедания Твоего.
В вертоградех духовных, православно богословити и слово Божие иными языки глаголати поучался еси прилежно, блаженне, / и сие в церковном служении твоем добрый плод принесе.
Егда Владыка Господь объятия отча отверзе ти и яко возлюбленна сына, во иночестве Тихона прият тя, / таже и начальника в вертоградех духовных Пскова и Казани поставити тя благоволи, / да православныя отроки богомудрию и христианскому благочестию научиши, блаженне.
Холмскую паству добре управити призва тя Владыка Христос, / темже и начало положи святительским подвигом твоим, / да в них укрепляяся, изряден архиерей Всероссийския Церкве явишися, блаженне.
Богородичен: Множества грехов люто обдержат души наша. / Ты же, Пречистая Богомати, молитвами Твоими ко Иже от Тебе Рождшемуся, пленения сего греховнаго избави и на стезю спасения настави нас.
Седален, глас 1:
Доброму евангельскому пастырю подражая, / дерзновенно во двор овчий вшел еси, святителю, / и своя овцы глашая по имени, / во ограде церковней тыя невредимо соблюл еси.
Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже:
К Тебе, о Богомати, / молитвенно мы ныне прибегаем / и предстательства Твоего пред сыном Твоим / усердно просим / от греховнаго ловительства сохрани нас / и на путь спасения настави.
Песнь 4
Ирмос: Христос моя сила, / Бог и Господь, / честная Церковь боголепно поет, взывающи / от смысла чиста, о Господе празднующи.
Смотрению Божию следуя, / велению матере Церкве повинуяся, / земли дальния Американския достигл еси / и тамо новую паству — людей алеутских, креольских, кенарских — во ограде Христовы Церкве яко добрый пастырь соблюл еси, / Тихоне блаженне.
Радуйтеся и веселитеся верныя чада Церкве Российския, иже в Пенсильвании, Калифорнии, Флориде и иных землех Американских сущии, / святитель бо Тихон ныне престолу Божию предстоит и молится о спасении душ наших.
Кронштадтскаго пастыря / собеседник быти сподобился еси, блаженне, / еще сый епископ града Ярославля, / и той ти всероссийское пастырство предуказа. / Темже и ныне с ним престолу Божию предстоя, / моли спастися душам нашим.
Богородичен:
Достойно есть прославляти Тя, Владычице, / присно спасающую землю Российскую. / Се бо и святитель Тихон в Ярославстем храме Успения Твоего, / государя Николая, яко истиннаго помазанника Божия срете / и благодарственныя молитвы вкупе с ним о заступлении отечества нашего / Тебе и Сыну Твоему принесе.
Песнь 5
Ирмос: Божиим светом Твоим, Блаже, / утренюющих Ти души любовию озари, молюся, / Тя ведети, Слове Божий, / Истиннаго Бога, / от мрака греховного взывающа.
Егда по грехом нашим нашествие иноплеменных Господь попусти, / и земля Российская кровию обагрися, / ты, святителю, покаяние проповедуя, / и врачевству душевному и телесному страждущих добре содействуя, / крепце стояти за веру православную, / царя благовернаго и отечество святое призывал еси.
Ополчению вражеску у стен града Вильно стоящу, / цельбоносныя мощи святых мученик Антония, Иоанна и Евстафия / из обители Святаго Духа благоговейно изнесл еси, святителю, / и во граде Москве / от поругания иноземных невредимы сохранил еси.
Благоволением Божиим и народа Божия избранием / Московским архипастырем поставлен был еси, святе, / темже и достойный преемник Московских святителей явился еси.
Богородичен:
Ангельский собор и человеческий род о Тебе радуется, Благодатная Марие, / Мати Неискусомужная, / Невместимаго бо во чреве вместила еси / и родила еси Спаса мiру.
Песнь 6
Ирмос: Житейское море, / воздвизаемое зря напастей бурею, / к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: / возведи от тли живот мой, / Многомилостиве.
Пустынножитель-старец пред образом Владычицы усердно моляся, / жребий со трепетом из ковчезца извлече, / на немже имя твое, / яко Богом избраннаго Первосвятителя, начертано бе, / сего ради и мы ныне, якоже тогда иерархи Собора, немолчно «аксиос» тебе, архипастырю наш, вопием, / сотвори и нас яко словесныя овцы достойны быти пажити твоея.
О глубины богатства и премудрости Божия! / Изволися Духу Святому со иерархи / поставити тя, блаженне, Патриарха Церкве Российския, / да во дни испытания веры / свидетельствующи крепкое в ней стояние / и паству твою неврежденну / от наветов вражиих добре соблюдеши.
О неизреченныя любве и милосердия Божия! / святитель Тихон во главу Российския Церкве поставляется / и мнозии людие / добраго пастыря обретают, / и во ограде церковней соблюдаются.
Богородичен:
Радуются и ликуют людие российстии, Приснодево, / Введение Твое во храм празднующе, / и возведение святителя Тихона Патриархом Российским / в сей же день благодарно воспоминающе, / усердно взывают Ти: / О Владычице Державная, / молитвами святителя Тихона / Церковь и землю Российскую / от всех наветов вражиих спаси / и вся верныя в чертоги небесныя введи.
Кондак, глас 2:
Тихостию нрава украшен, / кротость и милосердие кающимся являяй, / во исповедании православныя веры и любве ко Господу / тверд и непреклонен пребыл еси, / святителю Христов Тихоне. / Молися о нас, да не разлучимся от любве Божия, / яже о Христе Иисусе, Господе нашем.
Песнь 7
Ирмос: Росодательну убо пещь / содела Ангел / преподобным отроком, / халдеи же опаляющее / веление Божие, / мучителя увеща вопити: / благословен еси, Боже отец наших.
Плач, стенание и горе великое, / грядущия на Церковь Российскую предзрел еси, Первосвятителю, / обаче Христовою любовию укрепляем, / мужественно взывал еси: / благословен еси, Боже отец наших.
В лютую годину / первосвятительский жезл со страхом и трепетом прияв, блаженне, / Церковь Российскую яко корабль нерукотворный добре управил еси, / верныя же научил еси взывати: / благословен еси, Боже отец наших.
Пророку древнему Илии, / взыскующу не преклоньших колена пред Ваалом, / подражал еси первосвятителю, / да взыщеши, / яже не преклониша выю ловительству безбожных, / таже и падших из глубины греховныя воздвигнеши, / и верныя научиши в скорбных обстояниих / взывати Господу: / благословен еси, Боже отец наших.
Богородичен:
Помощницу надежную имамы Тя, Богородице, / многажды бо в скорбных обстояниих / предстательство о людех российских / пред Сыном Твоим являла еси.
Песнь 8
Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси / и праведного жертву водою попалил еси: / вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети, / Тя превозносим во вся веки.
Во образ твоего усерднаго подражания / служению первосвятителей Московских, / в священныя одежды тех достойно облачен был еси, блаженне, / темже с ними о нас молися, да и мы достойны будем превозносити Господа во вся веки.
Жезл Первосвятителя Петра / со дерзновением приял еси, блаженне, / да образ власти предстоятеля в Церкви Российстей воставиши. / Мы же ведяще сицевую милость Божию к нам, / Господа превозносим во вся веки.
Грехом нашим умножившимся, / попусти Господь братоубийству / и междоусобным бранем в земли Российстей быти. /Ты же, святителю, / людей враждующих к покаянию и примирению призывал еси, / научая превозносити Христа во веки.
Богородичен:
В дому Твоем, Пречистая Дево, / храме Успения Твоего, / поставление блаженнаго Тихона в Первосвятителя Российскаго свершися. / Темже молитвы того, / яко вернаго избранника служителя Твоего, / к Богу вознеси и спаси души наша.
Песнь 9
Ирмос: Бога человеком невозможно видети / на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати, / Тобою же, Всечистая, явися человеком / Слово Воплощенно, / Егоже величающе, / с небесными вои Тя ублажаем.
Плачем и рыданием / земля Российская огласися, / кровь святых мученик и исповедник Христовых потоки по ней излияся, / храмы Божий осквернишася и попранию предашася. / Увы мне, Земле моя! / — взывал еси, святителю, / кое врачевание прилежит ти, / да всех сих избавишися.
Увы мне, людие российстии! — взывал еси, блаженне. / Господа забыхом, / в делех наших осуетихомся, / попечение же о души николиже имехом. / Ей, глаголю вам, / благоволения Божия не обрящем, / аще души наша слезами покаяния пред Господом не потщимся очистити.
В темнице томящуся ти, святителю, / о Церкве премного болезновал еси, / иерарси бо и священницы нецыи / на стезю Иуды предателя ступивше / и неправедно власть в Церкви восхитивше, / злохудожная деяния своя, яко обновления благая нарекоша; / и сим паству Российскую в смятение приведоша / и в нестроениих церковных тяжце повинни быша.
Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, / ни глад, ни нагота, / ниже беда, ни меч не возмогут разлучити верных чад Христовых от любве Его / — апостольски рекл еси, святителю.
Богородичен:
Кия похвалы возгласим Ти, Пречистая. / Киими словесы / величие Твое восславим, / яко Спаса родила еси душ наших.
Светилен, глас 1:
Первосвятителя Российскаго Тихона днесь прославим, / память его благочестно почитающе, / той бо, яко светильник пресветлый, просиял есть / и образом пресветлаго жития своего / ревностному служению Богу люди научает.
Слава, и ныне, Богородичен:
Радуйся, Богородице Дево, / Владычице Державная, / Светодавца Христа миру Рождшая; / радуйся, похвало всея вселенныя; / радуйся, Пречистая Мати Божия Благословенная.
На хвалитех стихиры, глас 4:
Вере в людех оскудевшей, / любви истощившейся, / надежди иссякнувшей, / попусти Господь / мор жесток, болезнь и глад на люди отечества нашего. / Ты же, святителю, / святыни Божия от поругания неверных защищая, / о страждущих болезновал еси / и к милосердию и жертве посильней / от щедрот своих для оных / всероссийскую паству призывал еси.
Словеса премудра / о еже не леты, но деяньми благими / полнота жития человеческаго пред Богом измеряется, / на тебе исполнишася святителю. / Темже душу добродетельми обогащену имея, / в Небесныя обители вселился еси, / идеже молишися о нас присно.
Внимайте убо себе, / людии российстии! / Пробави бо Господь ныне милость Свою нам: / потоки крови мученик иссякоша, / пленения от власти безбожных свободихомся, / попраннныя храмы Божий восставляются / — бежим всемерно приражения греховнаго, / да не паки гнев Божий наведем на ся, / и не будет нам последняя горша первыя.
Слава, глас 8:
Кровми святых мученик / Церковь Христова древле утвердися, / такожде и во дни твоя, святителю Тихоне, / во отечестве нашем яко потоцы водныя, / кровь святых мученик пролияся, / обаче смотрением Божиим / сия семенем явися, / из негоже прозябе благосеннолиственное древо Руси Православныя.
И ныне, Богородичен:
Пречистая Дево Мати, / благоволила еси святителю Тихону в день благовестия Ти Архангела Гавриила / поприще земнаго пути его скончати / и яко избранника Твоего в небесных чертозех вселити. / Темже, о Богомати, / молитвы святителя Тихона / о страждущей стране Российстей и людех ея / к Сыну Твоему и Богу вознеси / и спаси души наша.
Славословие великое и отпуст.
НА ЛИТУРГИИ
служба святительская

Праздничная Минея

Тексты приводятся по изданию: Минея Праздничная. — Донской монастырь, Издательский отдел Московской Патриархии, Москва, 1993. — Репринтное воспроизведение издания 1914 г.

1 сентября: Начало индикта

8 сентября: Рождество Пресвятой Богородицы

14 сентября: Воздвижение честного и животворящего Креста *

25 сентября: Преподобного Сергия, игумена Радонежского **

26 сентября: Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова

1 октября: Покров Пресвятой Богородицы

5 октября: Святителей московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа

22 октября: В честь Казанской иконы Божией Матери *

26 октября: Святого и славного великомученика Димитрия мироточивого

8 ноября: Собор святого архистратига Михаила и прочих бесплотных сил

21 ноября: Введение во храм Пресвятой Богородицы **

6 декабря: Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца **

Неделя святых праотцев **

Неделя святых отец **

24 декабря: Предпразднство Рождества Христова

Великие Рождественские Часы

25 декабря: Рождество Христово

Неделя по Рождестве

1 января: Обрезание еже по плоти Господа нашего Иисуса Христа

5 января: Предпразднство Богоявления **

Часы навечерия Богоявления **

6 января: Святое Богоявление *

30 января: Трех Святителей

2 февраля: Сретение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

25 марта: Благовещение Пресвятой Богородицы *

23 апреля: Великомученика и победоносца Георгия **

9 мая: Перенесение мощей святителя Николая, Мирликийского Чудотворца **

11 мая: Равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских **

21 мая: Святых равноапостольных царей Константина и Елены **

24 июня: Рождество Иоанна Крестителя

29 июня: Святых первоверховных апостолов *

10 июля: Преподобного Антония Печерского

15 июля: Святого равноапостольного князя Владимира

20 июля: Святого славного пророка Илии

22 июля: Святой равноапостольной Марии Магдалины

1 августа: Происхождение честных древ честного и животворящего Креста

6 августа: Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа *

15 августа: Успение Святой славной Владычицы нашей Богородицы *

16 августа: Перенесение нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа

29 августа: Усекновение главы Иоанна Предтечи

30 августа: Святого благоверного князя Александра Невского

Приложение

Паремии общие святым

* Службы, помеченные звездочкой, составлены с использованием материалов, наработанных Владом Дорошем http://vvdorosh.narod.ru

** Службы, помеченные двумя звездочками взяты с сайта Сергея Скоморохова “Праздничная Минея” http://minea.narod.ru. К сожалению, в настоящее время этот проект уже закрыт.

Из других источников

23 сентября: Зачатие святого славного пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

26 сентября: Святителю Тихону, Патриарху Российскому и исповеднику (оцифровка: Максим Е. Плякин)

27 сентября: Преподобному Савватию Соловецкому (источник: “Православная страница” Николая и Елены Андрущенко)

27 сентября: Тропарь и кондак сщмч. Петру, митрополиту Крутицкому (оцифровка: прот. Н. Диваков)

19 октября: Святому мученику Уару (конвертация из гражданского текст в церковнославянский; только для домашней молитвы)

11 ноября: Преподобному Мартирию Зеленецкому

15 ноября: Преподобному Паисию Величковскому (оцифровка: Виктор Лысенко): служба из Миней издательства Сретенского монастыря, и служба из Ново-Нямецкого монастыря в Приднестровье (не полностью*)

23 ноября: Святителю Митрофану Воронежскому (оцифровка: Даниил Дремачев)

26 ноября: Отрывок службы святителю Иннокентию Иркутскому

28 ноября: Тропарь и кондак сщмч. Серафиму, митрополиту Санктпетербурскому (оцифровка: прот. Н. Диваков)

30 ноября: Святого апостола Андрея Первозванного, без канона (источник: Московская Регентско-Певческая Семинария)

18 декабря: Тропарь и кондак сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского и Кашинского (оцифровка: прот. Н. Диваков)

20 декабря: Предпразднству Рождества Христова и святому священномученику Игнатию Богоносцу

20 декабря: Праведному Иоанну Кронштадскому, без канона (источник: Московская Регентско-Певческая Семинария)

30 декабря: Святителю Макарию, митрополиту Московскому, без канона (источник: Московская Регентско-Певческая Семинария)

2 января: Преподобному Серафиму Саровскому: служба из Миней издательства Сретенского монастыря и по Великому сборнику

9 января: Святителю Филиппу, Митрополиту Московскому, без канона (источник: Московская Регентско-Певческая Семинария)

25 января: Священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому, без канона (источник: Московская Регентско-Певческая Семинария)

19 февраля: Преподобному Феодору Санаксарскому служба с акафистом, (оцифровка: Максим Е. Плякин)

24 февраля: Служба на первое и второе обретения главы Иоанна Крестителя, без канона (источник: Московская Регентско-Певческая Семинария)

В неделю третью по Пятидесятнице: Собору Псковских святых (Оцифровка: Максим Е. Плякин)

1 августа: Происхождение честных древ честнаго и животворящего Креста и святых семи маккавейских мучеников

8 августа: Служба на первое (1566 г.) и второе (1992 г.) перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (источник: “Православная страница” Николая и Елены Андрущенко)

13 августа: Святителя Тихона Задонского (оцифровка: Даниил Дремачев)

31 августа: Святителю Геннадию, патриарху Цареградскому без канона (источник: Московская Регентско-Певческая Семинария)

Святитель ТИХОН, патриарх Московский (†1925)

Патриарх Ти́хон (в миру Василий Иванович Белавин) — епископ Православной Российской Церкви; с 21 ноября (4 декабря) 1917 года Патриарх Московский и всея России, первый после восстановления патриаршества в России. Канонизирован Русской Церковью в лике святителей Архиерейским собором Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года.

Детство и юность

Василий Иванович Белавин (будущий Патриарх Московский и всея Руси) родился 19 января 1865 года в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в благочестивой семье священника с патриархальным укладом. Дети помогали родителям по хозяйству, ходили за скотиной, все умели делать своими руками.

В 9 лет Василий поступает в Торопецкое Духовное училище, а в 1878 году, по окончании, покидает родительский дом, чтобы продолжить образование в Псковской семинарии. Василий был доброго нрава, скромный и приветливый, учеба давалась ему легко, и он с радостью помогал однокурсникам, которые прозвали его «архиереем». Закончив семинарию одним из лучших учеников, Василий успешно сдал экзамены в Петербургскую Духовную академию в 1884 году. И новое уважительное прозвище — «Патриарх», полученное им от академических друзей и оказавшееся провидческим, говорит об образе его жизни в то время. В 1888 году закончив академию 23-летним кандидатом богословия, он возвращается в Псков и 3 года преподает в родной семинарии.

Принятие монашества

В 26 лет, после серьезных раздумий, он делает первый свой шаг за Господом на крест, преклонив волю под три высоких монашеских обета — девства, нищеты и послушания.

14 декабря 1891 года он принимает постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского, на следующий день его рукополагают в иеродиакона, и вскоре — в иеромонаха.

Холмско-Варшавская епархия

В 1892 году о. Тихона переводят инспектором в Холмскую Духовную семинарию, где скоро он становится ректором в сане архимандрита. А 19 октября 1899 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония его во епископа Люблинского с назначением викарием Холмско-Варшавской епархии. Только год пробыл святитель Тихон на своей первой кафедре, но, когда пришел указ о его переводе, город наполнился плачем — плакали православные, плакали униаты и католики, которых тоже было много на Холмщине. Город собрался на вокзал провожать так мало у них послужившего, но так много ими возлюбленного архипастыря. Народ силой пытался удержать отъезжающего владыку, сняв поездную обслугу, а многие и просто легли на полотно железной дороги, не давая возможности увезти от них драгоценную жемчужину — православного архиерея. И только сердечное обращение самого владыки успокоило народ. И такие проводы окружали святителя всю его жизнь.

Служение в Америке

В 1898 г., 14 сентября, владыка Тихон был направлен для несения ответственного служения за океан, в далекую Американскую епархию в сане епископа Алеутского и Североамериканского.

Кафедральный собор во имя святителя и чудотворца Николая в Нью-Йорке

Находясь на этой должности, он воздвигнул новые храмы, и среди них ― кафедральный собор во имя святителя и чудотворца Николая в Нью-Йорке, куда и перенес из Сан-Франциско кафедру Американской епархии, организовал Миннеаполисскую духовную семинарию для будущих пастырей, приходские школы и приюты для детей. В течение 7 лет епископ Тихон мудро руководил паствой: преодолевая тысячи миль, посещал труднодоступные и отдаленные приходы, помогал обустраивать их духовную жизнь. Его паства в Америке возросла до 400 000 чел.: русские и сербы, греки и арабы, обращенные из униатства словаки и русины, коренные жители — креолы, индейцы, алеуты и эскимосы.

Филлип Москвитин. Прощание с Америкой святителя Тихона

19 мая 1905 года епископ Тихон был возведен в сан архиепископа. В Америке, как и в предыдущих местах службы, архиепископ Тихон снискал себе всеобщую любовь и преданность. Он очень много потрудился на ниве Божией. Паства и пастыри неизменно любили своего архипастыря и глубоко чтили. Американцы избрали архиепископа Тихона почетным гражданином Соединенных Штатов.

Ярославская епархия

В 1907 году он был назначен на Ярославскую кафедру, которую возглавлял на протяжении 7 лет. Одним из первых распо­ряжений по епархии архипастыря было категорическое запрещение духовенству при личных к нему обращениях класть вошедшие в обычай земные поклоны. В Ярославле святитель быстро приобрел любовь своей паствы, оце­нившей его светлую душу и теплую заботу о всех своих пасомых. Все полюбили доступного, разумного архипастыря, охотно откликавшегося на все приглашения служить в многочисленных храмах Ярославля, в его древних монастырях и при­ходских церквах обширной епархии. Часто посещал он церкви и без всякой пышности ходил пешком, что в ту пору было необычайным делом для русских архиереев. Святитель Тихон верхом на лошади, пешком или на лодке добирался в глухие села, посещал монастыри и уездные города, приводил церковную жизнь в состояние духовной сплоченности. В посещении церквей вникал во все подробности церковной обстановки, под­нимался иногда на колокольню, к удивлению батюшек, непривычных к такой простоте архиереев. Но это удавление скоро сменялось искренней любовью к архипастырю, разговаривавшему с подчиненными просто, без всякого следа начальственного тона. Даже замечания обыкновенно делались добродушно, иногда с шуткой, которая еще более заставляла виновного ста­раться устранить неисправность.

Литовская кафедра. Первая мировая война.

С 1914 года по 1917 год он управляет Виленской и Литовской кафедрой. В Первую мировую войну, когда немцы были уже под стенами Вильно, он вывозит в Москву мощи Виленских мучеников, другие святыни и, возвратившись в еще не занятые врагом земли, служит в переполненных храмах, обходит лазареты, благословляет и напутствует уходящие защищать Отечество войска.

Москва. Февральская революция

Для преосвященного владыки Тихона, верного своему архиерейскому долгу, интересы Церкви всегда были дороже всего. Он противился любым пося­га­тельствам государства на Церковь. Это, конечно, влияло на отношение к нему правительства. Именно поэтому он довольно редко вызывался в столицу для при­сутствия в Святейшем Синоде. Когда же произошла февральская революция и был сформирован новый Синод, архиепископа Тихона пригласили в число его членов. 21 июня 1917 года Московский епархиальный съезд духовенства и мирян избрал его, как ревностного и просвещенного архипастыря, широко известного даже за пределами своей страны, своим правящим архиереем.

Незадолго до своей кончины, в 1908 г. в Петербурге, святой Иоанн Кронштадтский в одной из бесед со святителем Тихоном сказал ему: «Теперь, Владыко, садитесь Вы на мое место, а я пойду отдохну». Спустя несколько лет пророчество старца сбылось, когда митрополит Московский Тихон жребием был избран Патриархом.

Поместный Собор 1917 года

15 августа 1917 года в Москве открылся Поместный Собор, и архиепископ Мос­ковский Тихон был удостоен сана митрополита, а затем был избран пред­седате­лем Собора.

Патриаршество

В России было смутное время, и на открывшемся 15 августа 1917 года Соборе Русской Православной Церкви был поднят вопрос о восстановлении патриаршества на Руси. Мнение народа на нем выразили крестьяне: «У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».

На Соборе все тревожились о судьбе московских святынь, подвергавшихся обстрелу во время революционных событий. И вот, первым спешит в Кремль, как только доступ туда оказался возможным, митрополит Тихон во главе неболь­шой группы членов Собора. Как волновались чле­ны Собора из опасения за его судьбу: некоторые из спутников мит­рополита вернулись с полпути и рассказали о том, что они видели, но все свидетельствова­ли, что митрополит шел совершенно спокойно и побывал везде, где было нужно. Высота его духа была тогда для всех очевидна.

Вступление Святейшего Тихона на патриарший престол свершилось в самый разгар революции. Государство не просто отделилось от Церкви — оно восстало против Бога и Его Церкви.

Время было такое, когда все и всех охватила тревога за будущее, когда ожила и разрасталась злоба и смертельный голод заглянул в лицо трудовому люду, страх перед грабежом и насилием проник в дома и храмы. Предчувствие всеобщего надвигающегося хаоса и царства антихриста объяло Русь. И под гром орудий, под стрекот пулеметов поставляется Божией рукой на Патриарший престол Первосвятитель Тихон, чтобы взойти на свою Голгофу и стать святым Патриархом-мучеником. Он горел в огне духовной муки ежечасно и терзался вопросами: «Доколе можно уступать безбожной власти?» Где грань, когда благо Церкви он обязан поставить выше благополучия своего народа, выше человеческой жизни, притом не своей, но жизни верных ему православных чад. О своей жизни, о своем будущем он уже совсем не думал. Он сам был готов на гибель ежедневно. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», — говорил он, идя вослед за своим Божественным Учителем до конца.

Патриарх не уклонялся от прямых обличений, направленных против го­нений на Церковь, против террора и жестокости, против отдельных безумцев, которым он провозглашает даже анафему в надежде разбудить этим грозным словом их совесть. Каждое послание патриарха Тихона, можно сказать, дышит упованием на то, что и в среде богоборцев возможно еще покаяние — и к ним обращает он слова обличения и увещания. Описывая в послании от 19 января 1918 года гонения, воздвигнутые на истину Христову, и зверские избиения ни в чем неповинных людей без всякого суда, с попиранием всякого права и законности, патриарх говорил: «Все сие преисполняет сердце наше глубокою болезненною скорбью и вынуждает нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с гроз­ным словом обличения. Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это — поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей, загробной, и страшному проклятию потомства в жизни настоящей, земной».

Для подъема в народе религиозного чувства, по его благословению устраивались грандиозные крестные ходы, в которых неизменно принимал участие Святейший. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству. Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние.

Неизмеримо тяжел был его крест. Руководить Церковью ему пришлось среди всеобщей церковной разрухи, без вспомогательных органов управления, в обста­новке внутренних расколов и потрясений, вызванных всевозможными «живо­цер­ковниками», «обновленцами», «автокефалистами». «Тяжелое время пережи­вает наша Церковь», — писал в июле 1923 года Святейший.
Сам же Святейший Тихон был настолько скромен и чужд внешнего блеска, что очень многие при его избрании патриархом сомневались, справится ли он со своими великими задачами.

Но его безукоризненная жизнь была примером для всех. Нельзя без волнения читать призыв к покаянию патриарха, обращенный им к народу перед Успенским по­стом: «Еще продолжается на Руси эта страшная и томительная ночь, и не видно в ней радостного рассвета… Где же причина?.. Вопросите вашу православную со­весть… Грех — вот корень болезни… Грех растлил нашу землю… Грех, тяжкий, нераскаянный грех вызвал сатану из бездны… О, кто даст очам нашим источники слез!.. Где ты, некогда могучий и державный русский народ?.. Неужели ты не возродишься духовно?.. Неужели Господь навсегда закрыл для тебя источники жизни, погасил твои творческие силы, чтобы посечь тебя, как бесплодную смо­ковницу? О, да не будет сего! Плачьте же, дорогие братьи и ча­да, оставшиеся верными Церкви и Родине, плачьте о великих грехах вашего отечест­ва, пока оно не погибло да конца. Плачьте о самих себе и тех, кто по ожесто­чению сердца не имеет благодати слез».

Допросы и арест

Большевики в Успенском соборе Кремля. 1918 г.

На основании циркуляра Комиссариата Юстиции от 25 августа 1920 года власти на местах «проводили полную ликвидацию мощей». За полгода было вскрыто около 38 гробниц. Мощи подвергались поруганию. Патриарх
Тихон обращается к В.Ленину: «Вскрытие мощей нас обязывает стать на защиту поругаемой святыни и отчески вещать народ: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам».

Дело на патриарха Тихона

Сначала его начинают вызывать на многочисленные допросы по делу об изъятии церковных ценностей в качестве главного свидетеля. Патриарха Тихона обвиняли в преступлениях, за которые предусматривалась высшая мера наказания. Вот описание очевидца допроса патриарха и поведения обвиняемых и слушате­лей: «Когда в дверях зала показалась величавая фигура в черном облачении, сопро­вождаемая двумя конвойными, все невольно встали… все головы низко склони­лись в глубоком почтительном поклоне. Святейший Патриарх спокойно-велича­во осенил крестом подсудимых и, повернувшись к судьям, прямой, вели­чествен­но-строгий, опершись на посох, стал ждать допроса».

Арест патриарха Тихона

В результате он был арестован и с 16 мая 1922 года по июнь 1923 года находился в заточении в Донском монастыре в одной из квартир маленького двухэтажного дома рядом с северными воротами. Теперь он находился под строжайшей охраной, ему запрещалось совершать богослужение. Только раз в сутки его выпускали на прогулку на огороженную площадку над воротами, напоминавшую большой балкон. Посещения не допускались. Патриаршая почта перехватывалась и изымалась.

В апреле 1923 г. на заседании Политбюро ЦК РКП(б) было принято секретное постановление, по которому Трибунал должен был вынести святителю Тихону смертный приговор.

В это время Патриарх Тихон обладал уже всемирным авторитетом. Весь мир следил с особенным беспокойством за ходом судебного процесса, мировая печать была полна возмущениями по поводу привлечения Патриарха Тихона к суду. И позиция власти изменилась: вместо вынесения смертного приговора Патриарх был «лишен сана» обновленцами, после чего власти начали усиленно добиваться от него покаяния. Не имея достоверной информации о положении Церкви, Патриарх должен был получить из газет представление о том, что Церковь гибнет…Патриарху Тихону было предложено освобождение из-под ареста при условии публичного «покаяния», и он решил пожертвовать своим авторитетом ради облегчения положения Церкви.

Журнал Красная деревня, 1923 год, публикация о патриархе Тихоне

16 июня 1923 г. Патриарх Тихон подписал известное «покаянное» заявление в Верховный Суд РСФСР, запомнившееся словами: «… я отныне советской власти не враг». Таким образом, расстрел Патриарха не состоялся, но в застенках Лубянки было получено «покаянное» заявление Патриарха Тихона.

Но любовь народная к Патриарху Тихону не только не поколебалась в связи с его «покаянным» заявлением, но стала еще больше. Власти не сломили святителя и были вынуждены выпустить его, однако стали следить за каждым его шагом.

Обновленцы

На долю патриарха Тихона выпало возглавление Русской Православной Церкви во время ее перехода к новой, самостоятельной жизни, в условиях но­вого госу­дарственного строя. Этот переход, сопровождавшийся открытым столкновением двух противоположных мировоззрений (религиозного и атеисти­ческого), был крайне тяжелым и болезненным.

В годы Гражданской войны в среде духовенства произошло расслоение: появились обновленческие группировки, призывавшие к революции в Церкви. Патриарх подчеркивал недопустимость богослужебных нововведений. Но в результате усиленной работы ГПУ был подготовлен обновленческий раскол. 12 мая 1922 г. к Патриарху Тихону, находившемуся под домашним арестом на Троицком подворье, явились три священника, лидеры так называемой «Инициативной группы прогрессивного духовенства». Они обвинили Патриарха в том, что его линия управления Церковью стала причиной вынесения смертных приговоров и потребовали от Святителя Тихона оставить патриарший престол.

Обновленческий раскол развивался по плану, согласованному с ВЧК, и быстро втянул все неустойчивые элементы, которые были в Церкви. В короткое время по всей России всем архиереям и даже всем священникам поступили требования от местных властей, от ЧК, чтобы они подчинились ВЦУ. Сопротивление этим рекомендациям расценивалось как сотрудничество с контрреволюцией. Патриарх Тихон был объявлен контрреволюционером, белогвардейцем, и Церковь, которая осталась ему верна, была названа «тихоновщиной».

Обновленцы

Во всех газетах того времени ежедневно печатаются большие погромные статьи, которые обличают Патриарха Тихона в «контрреволюционной деятельности», а «тихоновцев» во всяких преступлениях.

В мае 1923 года обновленцы проводят «лжесобор» под названием «Второй Поместный Собор Русской Церкви», на котором лишают патриарха Тихона монашеского достоинства и Первосвятительского сана. Главари «Собора» Крас­ницкий и Введен­ский собрали для совещания епископов, и когда начались многочисленные возражения против предложенной резолюции о низложении патриарха, Красницкий совершенно открыто заявил: «Кто сейчас же не подпишет этой резолюции, не выйдет из этой комнаты никуда, кроме как прямо в тюрьму». Половина архиереев принимает обновленчество.

Глава обновленцев митрополит Александр Введенский

В пол­ной уверенности, что теперь патриарх и политически, и церковно умер для народа, власти объявили ему, что он свободен в области церковной жизни предпринимать, что сочтет нужным. Однако Советская власть, как безбожная, не учла одного и решитель­ного фактора в церковной жизни — того, что Дух Божий правит Церковью. Слу­чилось совсем не то, что ожидалось по чисто человеческим расчетам.

«Покаянное» заявление патриарха, напечатанное в советских газетах, не про­из­вело на верующий народ ни малейшего впечатления. «Собор» же 1923 года не имел для него никакого авторитета; плохо разбираясь в кано­ни­ческих тонкостях, простой народ, однако, интуитивно почувствовал всю фальшь его постановлений. Подавляющая масса православных людей открыто приняла освобожденного патриарха как своего единственного законного главу, и патри­арх предстал пред глазами властей в полном ореоле фактического духовного вождя верующих народных масс.

Выход на свободу Святейшего принес огромную пользу Церкви, восстановив и утвердив в ней законное церковное управление.

После освобождения из заточения патриарх проживал не в Троицком подворье, а в Донском монастыре, к нему со всех концов России приезжали разные лица и в его при­­ем­ной можно было увидеть епископов, священников и мирян: одни приезжали по делам церковным, другие — за получением патриаршего благословения и за утешением в горе. Доступ к нему был свободным, и келейник его лишь спрашивал посетителей о цели прихода. Патриарх помещался в трех комнатах, первая из коих в указанные часы служила приемной. Обстановка патриарших покоев поражала своей простотой, а беседа с ним, по словам ви­девших его, производила сильное впечат­ление. Святейший находил всегда несколько слов для каждого, даже приходяще­го только за благословением.

Покушения на убийство

Враги Православной Церкви ненавидели ее главу, Свя­тейшего Тихона. Он был истинным избранником Божиим и на нем оправдались слова Христа: «Поносят вам и ижденут, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради» (Мф. 5:11).

Мало того — враги Церкви покушались на жизнь Святейшего Патриарха.
Первое покушение было 12 июня 1919 года, второе — 9 декабря 1923 года. При втором покушении несколько преступников ворвались в комнаты патриар­ха и убили первым вышедшего на шум его келейника Якова Полозова.

Яков Сергеевич Полозов, келейник Патриарха Тихона. Убит 9.12.1923г.

Несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединенно жил, и люди шли нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или пешком преодолевая тысячи верст.

Болезнь и кончина

Внешние и внутренние церковные потрясения, обновленческий раскол, непрестанные первосвятительские труды и заботы по устроению и уми­ротворению церковной жизни, бессонные ночи и тяжелые думы, более чем годичное заключение, злобная гнусная травля со стороны врагов, глухое непо­нимание и неумная критика со стороны подчас и православной среды подточило его когда-то крепкий организм. Начиная с 1924 года, Святейших Патриарх стал настолько сильно недомогать, что в день Рождества Христова написал свое завещание, в котором, указывает себе преемника по управлению Русской Цер­ковью. (В силу этого распоряжения Святейшего Тихона после его кончины патриаршие права и обязанности перешли к митрополиту Крутицкому Петру.)

Завещание патрирха Тихона

Усилившаяся болезнь — сердечная астма — вынудила Святейшего лечь в боль­ницу доктора Бакунина (Остоженка, дом 19). Однако, находясь там, пат­риарх Тихон регулярно выезжал по праздничным и воскресным дням для служения в храмах.

В воскресенье, 5 апреля, за два дня до своей кончины, Святейший Патриарх, несмотря на болезнь горла, выехал служить литургию в церковь Большого Воз­несения на Никитской. Это была его последняя служба, последняя литургия.

Кончина патриарха Тихона

Патриарх Тихон умер в день праздника Благовещения, во вторник, 25 марта/7 апреля 1925 года.

Примечательно, что в больнице, где нахо­дился перед кончиной патриарх Тихон, не было иконы. Он попросил принести икону, не указав, какую именно, его просьбу исполнили — из Зачатьевского монастыря принесли икону Благовещения Пресвятой Богородицы.

Перед похоронами Патриарх Тихон был перевезен в Донской монастырь. На похороны его съехались почти все епископы Русской Церкви, их было около шестидесяти. Прощание с Патриархом было открытое. Невиданные толпы людей шли прощаться с ним день и ночь. Останавливаться у гроба было нельзя, по подсчетам мимо гроба прошло около миллиона человек. Не только весь Донской монастырь, но и все окружающие улицы были полностью запружены людьми.

Перенесение мощей патриарха Тихона или Благовещение в Донском монастыре

Прославление

Прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года, в день преставления Апостола Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысл Божий. «Дети, любите друг друга! — говорит в последней проповеди Апостол Иоанн. — Это заповедь Господня, если соблюдете ее, то и довольно».

В унисон звучат последние слова Патриарха Тихона: «Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»
Прошло 67 лет со дня кончины святителя Тихона, и Господь даровал России святые его мощи в укрепление ее на предлежащие трудные времена. Покоятся они в большом соборе Донского монастыря.

Рака с мощами патрирха Тихона в Донском монастыре

Источник: Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 8-й:
В годину тяжкую Богом избранный в совершенной святости и любви Бога прославил еси, во смирении величие, в простоте и кротости силу Божию являя, положил душу за Церковь, за люди своя, исповедниче патриарше святе Тихоне, моли Христа Бога, Емуже сораспялся еси, и ныне спасти землю Русскую и паству Твою.

Кондак, глас 4-й:
Тихостию нрава украшен, кротость и милосердие кающимся являяй, во исповедании православныя веры и любве ко Господу тверд и непреклонен пребыл еси, святителю Христов Тихоне. Молися о нас, да не разлучимся от любве Божия, яже о Христе Иисусе, Господе нашем.

Молитва святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси:
О, пастырю наш добрый, святый великий патриарше Тихоне, яко град горний ты явился еси — добрая дела твоя и доныне светятся пред человеки. Вемы, яко ты, предстоя престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах пред Господем. Воззри и ныне на нас, грешных и недостойных чад твоих, к тебе бо, яко имущему велие дерзновение пред Творцем всяческих, ныне припадаем и усердно молимся: умоли Господа, да подаст нам решимость стяжать благочестие отцев наших, его же ты стяжал еси от юности твоея. Ты в житии своем ревностный защититель и хранитель истинныя веры был еси, помози и нам незыблемо соблюсти веру православную. Тихая бо душа твоя зело преуспела в Божественном смиренномудрии, научи и нас разум наш питати не многомятежной мудростию человеческой, но смиренным познанием воли Божией. Ты пред лицом лютых врагов Христовых Ис­тинного Бога дерзновенно исповедал еси, молитвою своею укрепи нас, малодушных, да и мы всегда и всюду противостанем духу безбожия и льсти. Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, ибо не токмо от бед и скорбей избавление просим, но силы и твердости, великодушия и любви просим, дабы переносить оные напасти, восстающия на ны. Испроси нам неослабное терпение даже до конца жития нашего, мир с Господом и грехов отпущение. Отче святый! Укроти в стране нашей ветры неверия и смуты, да водворит Господь на земле Российстей тишину и благочестие и любовь нелицемерную. Молитвами твоими да сохранит ю от междуусобныя брани, да укрепит Святую Церковь нашу Право­славную, да не оскудеет она истинными пастырями, добрыми делателями, право правящими слово евангельской Истины. Упаси и за­блуд­шие овцы стада Христова. Наипаче же моли Господа сил, да возродится Русская земля святым покаянием и единым сердцем и едиными усты прославит Дивнаго во святых Своих Бога, в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

>Святой Патриарх Тихон: Без лукавства и святошества

«Он же антисоветчик!»

Архиерейский собор 9—11 октября 1989 года, проходивший в московском Даниловом монастыре, был приурочен к празднованию 400-летия установления патриаршества в Русской Церкви. Именно на этом соборе было принято решение о канонизации Патриарха Иова — первого русского патриарха, избранного в 1589 году, и Патриарха Тихона — первого предстоятеля Церкви после восстановления патриаршества Поместным собором 1917 /18 годов.

Для большинства верующих людей Советского Союза канонизация Патриарха Тихона была актом смелым и чрезвычайно прогрессивным. Если личность Патриарха Иова для большинства советских граждан была на тот момент малоизвестным «преданьем старины глубокой», то фигура Патриарха Тихона была, в общем-то, широко известной. И канонизация его была шагом, как сейчас говорят, «неполиткорректным».

Журнал «Красная деревня», 1923 год, публикация о Патриархе Тихоне

«Канонизация Патриарха произвела на народ ошеломляющее впечатление, — вспоминает Сергей Беляев (археолог, историк, сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук, при участии которого были обретены святые мощи Патриарха Тихона). — Надо помнить, что основу населения Советского Союза составляли люди, которые всю свою сознательную жизнь прожили в эпоху богоборчества. Когда был поднят вопрос о канонизации Патриарха Тихона, даже в церковной среде раздавались возгласы опасения: «Да вы что! Он же антисоветчик!»

По мнению Сергея Беляева, тогда, в конце 1980-х годов, для верующих людей канонизация Патриарха Тихона, безусловно, давала надежду на возвращение России к ее историческим корням:

«Он был знамением старой России; старой в смысле жить по евангельскому завету — это добро, порядочность, честность, любовь к людям и к своей Отчизне. И для того поколения, для тех людей, которые все это видели и пережили, для них канонизация — это было нечто чудесное, неожиданное, как дар Божий».

В то же время для многих православных людей, в особенности для тех, кто знал подробности большевистских гонений на Церковь, праздник этот был с оттенком грусти. Канонизация Патриарха Тихона, как и вообще канонизация новомучеников, началась в Русской Православной Церкви слишком поздно. Несмотря на то, что сведения о пострадавших за веру при советской власти начал собирать еще Поместный собор 1917/18 годов, — ведь первые кровавые расправы над верующими начались сразу после Октябрьской революции, с убийства в Киеве священномученика Владимира Богоявленского, вплоть до конца советского периода ни один из новомучеников не был «вслух» прославлен Церковью.

Почти 60 лет, с момента воссоздания Московской Патриархии в 1944 году, церковная иерархия публично отвергала само существование гонений за веру в СССР. В этом смысле канонизация Патриарха Тихона была запоздалым, но честным шагом на пути к исторической правде.

«Всё хи-хи, ха-ха и гладит кота»

Личность Патриарха Тихона не укладывается в рамки традиционного житийного стиля. В образе святителя нет гладкости и сусальности, присущих многим дореволюционным архиереям. Патриарх был выходцем из духовного сословия — то есть был священником далеко не в первом и не во втором поколении, — однако многие из сохранившихся свидетельств о нем резко контрастируют с рассказами о «кастовом» духовенстве старой России. Выражение архимандрита Тихона (Шевкунова), использованное применительно к подвижникам веры нашего века, — «несвятой святой», — вполне можно было бы отнести и к святителю Тихону.

Один из первых снимков святителя Тихона в сане патриарха. Фото: ng-religion.ru

По словам современника, с детства Тихон был «богобоязненным без лукавства и святошества». Его однокурсник, впоследствии протопресвитер Константин Изразцов, миссионер в Южной Америке, вспоминал о нем:

«Во все время академического курса он был светским и ничем особенным не проявлял своих монашеских наклонностей. Его монашество после окончания академии поэтому для многих его товарищей явилось полной неожиданностью».

Известно, что в общении Тихон был прост и доступен.

«Недавно я взял на себя смелость посетить Его Святейшество Патриарха Тихона и был им принят без особенных предварительных хлопот и препятствий, — писал корреспондент харьковской газеты в 1918 году. — … Его Святейшество, благословив меня, пригласил сесть и мимолетно взглянул на меня. Взгляд тихий, добрый… в то же время как бы робкий. Заговорил Патриарх… Голос простой, негромкий, обыкновенный, я бы сказал — „обывательский“»…

Святейший был не чужд светской культуре, читал художественную литературу. Врач Эмилия Бакунина, наблюдавшая его в последние дни жизни, вспоминает:

«Когда он чувствовал себя лучше, то много читал, сидя в кресле у кровати. Читал Тургенева, Гончарова и „Письма Победоносцева“.

Подчас Тихон легче находил общий язык со светскими людьми, нежели с монашеством. Выпущенный в 2007 году издательством ПСТГУ двухтомник «Современники о Патриархе Тихоне» содержит много свидетельств того, как Святейший легко устанавливал контакт даже с теми людьми, кто плохо знал церковный этикет и побаивался иерархии. Так, И. И. Василевский рассказывает о духовном концерте, на котором должна была выступать светская актриса — О. Л. Книппер-Чехова.

Ольга Леонардовна очень волновалось, так как выступать нужно было в храме, а в числе присутствующих был сам Патриарх. Устроитель концерта разыскал Святейшего перед началом и, рассказав о том, как нервничает актриса, просил его разрешения представить ее. Патриарх согласился, и когда актриса подошла к Святейшему, он «благословив, сказал ей тут же, без предисловий: „Ну вот, говорят, вы что-то пугаетесь нас. Не пугайтесь. Мы не очень-то уж страшные. Успокойтесь, все пройдет хорошо“, — и он с разговорами увлек ее в зал, где предложил ей место рядом с собою, так что она, сидя рядом с Патриархом и беседуя с ним, прослушала все первое отделение концерта».

Есть свидетельства о том, что Патриарх Тихон был страстным «кошатником».

«Но вот из внутренних архиерейских покоев выходит… большой серый кот, ложится на ковер и, мурлыча, принимает самые беззаботные позы. Отлегло у нас от сердца, ибо невольно думалось, что если даже домашние животные чувствуют себя в покоях владыки спокойно, то тем более окружающие его и встречающиеся ему люди должны были чувствовать себя так же.

Значит, со всеми ласков владыка, и нам нечего попусту страшиться его. И действительно, владыка, вышедший к нам вслед за упомянутым животным, обошелся со всеми нами кротко, приветливо, просто и добродушно, внимательно и участливо выслушивая просьбы», — вспоминал о святителе протоиерей Николай Князев.

Светский стиль общения Патриарха Тихона, его склонность к юмору подчас даже раздражали консервативное монашество. Так, архиепископ Феодор (Поздеевский), после аудиенции у Патриарха Тихона, остался недоволен «несерьезностью» Святейшего. «Все хи-хи, ха-ха и гладит кота», — ответил он одному из своих приверженцев на вопрос о том, как он нашел Патриарха.

Патриарх Тихон служит молебен у Никольских ворот, Москва, 1918 год. Фото: oldmos.ru

Святейший, в свою очередь, сам подшучивал над лукавством монашеской братии. Сергей Волков оставил любопытную зарисовку о том, как он ходил к Патриарху хлопотать об устройстве академического храма:

«— Вот вы просите отца Евгения в настоятели. Но теперь ваш храм приходской, настоятель должен будет крестить и венчать, а отец Евгений вряд ли умеет это делать. Он все время сидит за книгами, так что и литургию, говорят, совсем недавно научился совершать. Как же вы будете устраиваться?

Я ответил, что после закрытия лавры многие монахи приходят к нам в храм, служат в нем, они помогут отцу Евгению совершать требы.

— Так, так, — задумчиво произнес Святейший и неожиданно улыбнулся, как будто вспомнил что-то забавное. — Ох уже эти мне монахи! Они не только венчать — сами венчаться готовы!»

«Архипасторям» и «пасторям»

Один из самых трудных моментов в понимании личности Патриарха Тихона (и то, что нередко ставится ему в вину церковными публицистами), — это его так называемое «Завещательное послание». Оно было опубликовано через неделю после смерти Патриарха, 15 апреля 1925 года, в газетах «Правда» и «Известия». Религиозная публицистика давно разобрала его текст на цитаты:

— «призываем всех возлюбленных чад богохранимой церкви российской в сие ответственное время строительства общего благосостояния народа слиться с нами в горячей молитве ко всевышнему о ниспослании помощи Рабоче-Крестьянской власти в ее трудах для общенародного блага»;

— «молим вас со спокойной совестью, без боязни погрешить против святой веры, подчиниться советской власти не за страх, а за совесть»,

— «не питать надежд на возвращение монархического строя и убедиться в том, что Советская власть действительно — Народная Рабочая Крестьянская власть, и потому прочная и непоколебимая»…

Текст «Послания» режет глаз и советской орфографией (написанием слов «ЦЕРКОВЬ», «БОГ» со строчных букв, а «РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАЯ», «СОВЕТСКАЯ» и пр. — с прописных), и своеобразной смесью синодальных и большевистских канцеляризмов. Но главное — в этом тексте четко заявлена примирительная позиция Святейшего по отношению к советской власти, готовность подчиниться ей «не за страх, а за совесть».

Послание называет советскую власть не только данной Богом, но и «искренне приветствуемой» Патриархом. Говорит о возношении молитв «о ниспослании благословения Божьего» на советскую власть. Духовенство и миряне, участвующие в любой антисоветской деятельности, решительно осуждаются в этом тексте и призываются к покаянию.

Большинство историков, в том числе представителей Церкви, склонны считать, что данный текст Патриарх Тихон написал под давлением властей. Что на такой шаг Патриарх Тихон пошел ради спасения вверенной ему паствы от преследований со стороны большевиков. Тем самым и известная «Декларация» митрополита Сергия (Страгородского) от 1927 года, приветствующая советскую власть от лица Церкви («ее успехи — наши успехи»), рассматривается как «продолжение линии Патриарха Тихона» в плане церковно-государственных отношений.

И все же в опубликованном советскими газетами тексте много того, что заставляет задуматься о его принадлежности Патриарху. В частности, обращает на себя внимание написание слов: «архипасторям», «пасторям»… Мог ли такой текст быть составлен церковным человеком, не говоря уже о Патриархе?

Вопросом подлинности «Послания» Патриарха Тихона детально занимался современный церковный историк Дмитрий Сафонов (в 2004 году он защитил кандидатскую диссертацию под названием «Патриарх Тихон и советская власть: к проблеме государственно-церковных отношений в 1922—1925 гг.»). Он убедительно доказывает, что текст «Послания», опубликованный в советских газетах, не был подписан Патриархом Тихоном.

Патриарх незадолго до смерти и в самом деле написал послание к пастве, однако в следственном деле оно не сохранилось. О том, что подлинное послание Тихона действительно было, свидетельствует его характеристика, сделанная одним из сотрудников ГПУ, возможно, самим Е. Тучковым, которая пришита к делу. Судя по пересказу тихоновского текста, который приводится в этой характеристике, он имел очень мало общего с тем документом, который от имени Патриарха был опубликован 15 апреля 1925 года.

Так, общий смысл первой части патриаршего послания выражен сотрудником ГПУ следующим образом: «Советская Власть терпима только как попущение Божие». В опубликованном варианте это положение отсутствует. Далее, судя по характеристике ГПУ, в подлинном тексте Патриарха имелись слова, в которых было «художественно, в артистически тонких намеках упомянуто о приниженном состоянии церкви, при царе главенствовавшей, а ныне сравненной со всяким обществами, члены коих „могут веровать во что угодно“». Причем сотрудником ГПУ отмечалось: «Намеренно вульгарные отношения здесь оттеняют презрительно нетерпимое отношение к самому духу Сов. Власти и соврежима». Очевидно, что в опубликованной версии «Послания» ничего подобного нет.

Также, судя по характеристике ГПУ, в подлинном патриаршем тексте совершенно иначе трактовалась позиция Патриарха в отношении церковно-приходских советов. Согласно опубликованному тексту «Послания», в состав церковно-приходских советов Патриарх советовал выбирать людей, «искренно расположенных к советской власти». В то же время, согласно характеристике ГПУ, Тихон писал о людях, искренно настроенных не допускать никаких компромиссов в области внутренней церковной жизни. Таким образом, и в этом вопросе патриарший текст был заменен на текст, выгодный властям.

В целом, по словам автора характеристики, в подлинном «Послании» Тихона было проявлено «презрительно нетерпимое отношение к самому духу Сов. Власти и соврежима». Закономерно, что подлинное послание Патриарха намеренно не было подшито в дело, так как являлось доказательством того, что послание от 7 апреля не было подписано Тихоном.

Известно, что в последние дни жизни Святейшего Тучков отчаянно пытался склонить его к подписанию выгодного советским властям текста. Переговоры Тучкова с Патриархом происходили во время визитов Тучкова в больницу, а также при посредничестве митрополита Петра (Полянского). Врач Бакунина сообщает, что перед посещениями Тучкова, которых было несколько, Патриарх волновался, но старался шутить, говорил: «Вот завтра приедет ко мне „некто в сером“»… Лишь неожиданное известие о смерти Патриарха сделало работу Тучкова по «обработке» Тихона ненужной и позволило ГПУ запустить в печать не согласованный с Патриархом вариант «Послания».

По всей видимости, тот текст, что был опубликован в газетах после смерти Тихона, все же был ему показан, и, скорее всего, митрополитом Петром. Однако, как показывает Дмитрий Сафонов, Патриарх этот текст решительно отверг. Так, в деле имеется копия «Послания», которая имеет очень незначительные расхождения с опубликованным 15 апреля вариантом. По тексту сделана карандашная правка, и той же рукой текст перечеркнут крест-накрест.

«Нужно отметить, что, судя по документам 6-го отделения, ни Тучков, ни кто-либо из работников ГПУ не пользовались карандашом для исправления документов, — пишет Дмитрий Сафонов, — поэтому карандашная правка не могла принадлежать этим лицам. Карандашная правка, по всей видимости, принадлежит Патриарху либо митрополиту Петру, перечеркивание текста означает его непринятие. Вероятно, что именно с этим документом ездил митрополит Петр к Патриарху».

В подлинность опубликованного газетами «Послания» Патриарха не верили и современники.

«Решительно никто в Москве не хотел поверить, что Патриарх подписал его добровольно и собственноручно, — вспоминает врач Эмилия Бакунина, — текст был написан не им, но на подлинности подписи газеты настаивали». В воспоминаниях Бакуниной содержится характерное наблюдение: «Странно было то, что в одной газете при подписи стояла пометка „Донской монастырь“, а в другой „Остоженка“».

Эту коллизию также разрешают историки. Так, по мнению Дмитрия Сафонова, подлинное послание было написано в период со 2 по 4 марта 1925 г., то есть после выхода Патриарха из больницы. Текст был составлен в Донском монастыре, где Патриарх проживал в эти дни и где совершал ежедневные богослужения, — соответственно, именно этот монастырь был указан в подписи. С этой подписи в ГПУ была сделана факсимильная копия, она и была помещена в ряде газет под фиктивным «Посланием» от 7 апреля, когда Патриарх, как известно, находился в больнице на Остоженке.

Сапоги от рабочих

Пожалуй, самые пронзительные воспоминания о Патриархе Тихоне составлены теми его современниками, кто не был посвящен в тонкости церковно-государственных отношений тех лет и просто видел в Святейшем гонимого пастыря Церкви Христовой.

Анастасия Цветаева в своих воспоминаниях («О чудесах и чудесном») уже в 1990 году вспоминала, как они с сыном ходили к Донскому монастырю — поддержать заключенного Патриарха Тихона.

«Тогда Патриарх Тихон находился в Донском монастыре (Москва), — пишет Анастасия Цветаева, — в не совсем понятном для его паствы положении, но в определенные часы дня он выходил на прогулку по длинному возвышению над двором, — и верующих, приехавших увидеть его, он обходил сверху — благословлял. Вот и я с моим тогда десятилетним или одиннадцатилетним сыном поехала в Донской монастырь.

Мы (москвичи) не знали, как Патриарха кормят, и кто мог, старался что-нибудь привезти ему: годы в стране были нелегкие, после гражданской войны, революции и разрухи, начинался, должно быть, НЭП (новая экономическая политика, введенная после голода Лениным). Потому я (после лет, когда я с сыном питалась подолгу сушеной картошкой — живые овощи были недостижимым лакомством) раздобыла где-то 400 грамм сахарного песку.

А еще, не зная, как Патриарх там живет, есть ли у него иконы, я взяла с собой цветную, на картоне — 30×20 сантиметров, икону Божьей Матери с Младенцем, за Ее плечом была даль и, мелко — Голгофа, 3 креста, осиянные светом. Двор был полон народом. Я передала икону вместе с мешочком сахару, радуясь его радости этой иконе. Но… разочарование, огорчение! Мне вернули икону. Но в одно мгновение огорчение стало — счастием! На обороте, на картоне было написано: „БЛАГОСЛОВЛЯЮ. Патриарх Тихон“.

Сын Андрей тянул икону к себе. Я прикладывалась, приложился за мной и сын. Он держал икону, к нам шли люди и, один за другим, в очередь, люди прикладывались — под подписью, и смотрели на икону Божьей Матери, которую держал мальчик с детской челкой русых волос, серыми большими глазами, правильными чертами и радостью на лице. Он был похож на отрока Варфоломея (с картины Нестерова), которому было видение ангела в образе старца. Икона эта была у меня цела до часа моего ареста в 1937 году».

Святой Патриарх Тихон в заточении в Донском монастыре. Источник: days.ru

Врач Бакунина рассказывает, что, когда Патриарх был в больнице на Остоженке, верующие люди со всей Москвы выражали ему свою поддержку:

«В приемной была всегда толпа, которую приходилось убеждать дать больному покой. Дважды приходили к нему депутации от рабочих фабрик, бывшей Прохорова и какой-то другой. Приносили ему подарки. Рабочие поднесли ему пару хороших сафьяновых сапог на белом кроличьем меху, в которых позже он всегда выезжал на церковные службы и которыми очень гордился. В морозную зиму эти сапоги были для него действительно спасением. От другой рабочей депутации он получил церковное облачение».

По словам врача, по смерти Тихона сотрудники ГПУ изъяли из его палаты многочисленные подарки от верующих:

«Когда тело Патриарха увезли, его комната была опечатана. Несколькими днями позже приехал Тучков и в присутствии администрации лечебницы и митрополита Петра произвел опись вещей.

Среди вещей были найдены 4000 рублей, которые Тучков взял со словами: „Они нам пригодятся“. Это были деньги, собранные прихожанами и отданные Патриарху. Лежали они в корзиночке около кровати, и Патриарх говорил мне про них: „Вот хотят прихожане устроить мне домик, собрали деньги. А то в монастыре помещение низкое, тесное и очень неудобное. Как соберется много народу — дышать нельзя“. Любимые сапожки Патриарха, подарок рабочих, взял себе митрополит Петр».

Как вспоминает Бакунина, в день похорон Патриарха Тихона, несмотря на опасность преследований, люди нескончаемым потоком шли проститься со Святейшим, причем среди них были представители всех сословий:

«В Донском монастыре, где тело Патриарха было выставлено в течение четырех дней, днем и ночью толпился народ. Живая очередь запрудила всю Донскую улицу. В день похорон к монастырю лился людской поток почитателей покойного, и были в толпе люди всех классов и возрастов. Самый монастырь был черен от людей: был занят весь двор, лестницы, приступки, ниши стен».

В то же время, по словам Бакуниной, в советской печати была представлена совершенно обратная картина: «В газетах о смерти Патриарха была напечатана маленькая заметка петитом среди остальной хроники. Было сказано, что похороны Патриарха привлекли мало публики, причем бросилось в глаза „полное отсутствие среди этой публики рабочих и крестьян“».

«Саккос Патриарха Тихона»

Характерно, что, несмотря на то, что для советских людей Патриарх Тихон был человеком совсем недавнего прошлого, для многих — в буквальном смысле современником, — об истории его жизни и смерти в советскую эпоху бытовало множество заблуждений и слухов. Относительно многих вещей ошибочные представления были даже у высшей церковной иерархии.

Например, вопрос о святых мощах Патриарха на соборе 1989 года даже не ставился — все участники собора были уверены, что никаких мощей не существует, так как в 1930-е годы прах Святейшего был вывезен из Донского монастыря и уничтожен.

«Все были уверены, — рассказывает археолог Сергей Беляев, — что место, которое в Малом соборе Донского монастыря обозначено как могила, — это не что иное, как просто обозначение места, где Патриарх был когда-то погребен. Потому что были свидетели того, как в одну из зимних ночей в начале 30-х годов от Малого собора Донского монастыря в сторону крематория отъехали сани с гробом».

Храм святителя Тихона в Донском монастыре. Фото: fotki.yandex.ru

С этим связана и история о «саккосе Патриарха Тихона». Так, в 30-е годы на плечах обновленческого митрополита Александра Введенского появился зеленый саккос. Кто-то из «тихоновцев» предположил, что это тот саккос, в котором был погребен святейший Тихон. Поэтому после кончины Введенского саккос был приобретен Святейшим Патриархом Алексием I, отреставрирован и помещен в церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии. Принадлежность облачения Патриарху Тихону подтверждала соответствующая надпись на музейной витрине…

«Мнение, будто тела Патриарха нет в могиле, было настолько стойким, что даже митрополит Николай Ярушевич, служивший панихиду по святителю Тихону в Малом Донском соборе в 1948 году, сказал после окончания службы: «Мы молились сейчас только над могилой Святейшего, тела его здесь нет», — вспоминает архимандрит Тихон (Шевкунов) (его рассказ опубликован в «Московском Церковном вестнике» в 1992 году, № 4 (70)).

Мощи святителя Тихона были обретены только в результате несчастного случая. Так, в 1991 году в Малый собор Донского монастыря была брошена бутылка с зажигательной смесью. Собор серьезно обгорел, была вскрыта большая часть пола. Тогда-то на дне трехметрового склепа археологами и был обнаружен дубовый гроб с мраморной доской: «Святейший Тихон. Патриарх Московский и всея России».

Патриарх Алексий II у склепа с мощами святителя Тихона. Фото: pravoslavie.ru

«Это случилось 17 февраля 1992 года в 23.15, — вспоминает Сергей Беляев. — Я позвонил Патриарху Алексию. Он был в Чистом, где проходило заседание Священного Синода. Сообщил, что гроб Святейшего Патриарха Тихона в полной сохранности находится на своем месте. Он помолчал довольно продолжительное время. Спросил: „А Вы в этом уверены?“ Я ответил: „Да, Ваше Святейшество. Вы можете тоже быть в этом уверены, если приедете“. Пауза была уже короче. Святейший сказал: „Хорошо“. И в 00.15 Патриарх Алексий прибыл. После того как он все увидел, он поздравил братию, поблагодарил всех, кто участвовал в обретении».

Келья Патриарха Тихона в Донском монастыре

В настоящее время рака с мощами святителя Тихона находится в Большом соборе Донского монастыря, слева от Царских врат. В монастырской келье, где жил святитель, недавно был создан дом-музей. В нем хранятся оставшееся нетленным облачение, в котором был погребен Патриарх Тихон, а также фотографии, документы, личные вещи Патриарха.

Вы прочитали статью Святой Патриарх Тихон: без лукавства и святошества. Читайте также:

9 лет Патриарха Тихона при Советской власти

Послание Патриарха Тихона по поводу эксцессов, имевших место при изъятии церковных ценностей

Интервью с Патриархом Тихоном: «Не так легко свергнуть Царя Небесного, как царя земного»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *