Митрополит нижегородский и арзамасский

Настоятели Вознесенского Печерского мужского монастыря

Николай (Кутепов)

Митрополит Нижегородский и Арзамасский

(1977 — 2001)

Высокопреосвященнейший митрополит Николай, в миру Николай Васильевич Кутепов, родился 4 октября 1924 года на хуторе Кутепове Больше-Калмыкского сельсовета Болоховского района Тульской области, в семье крестьянина-однодворца, позже зачисленного большевиками в кулаки. Родители: Василий Ильич и Варвара Ивановна Кутеповы, сестры — Нина и Римма (Римма Васильевна Спирина (Кутепова) проживала с Владыкой до самой его кончины, заботясь о нем и ведя все хозяйственные и домашние дела). 3

Отец Василий Ильич Кутепов

Мать Варвара Ивановна Кутепова

Младенец Коля Кутепов

свернуть

Две тетки будущего митрополита были монахинями в Тульском Успенском монастыре. Дяди по линии отца до революции служили в царской гвардии. Один из них, Семен Федорович Кутепов, остался и в рядах РККА, воевал в Великую Отечественную войну (будучи заметной личностью, он даже послужил прообразом генерала Серпилина в романе К. Симонова «Живые и мертвые»). Род Кутеповых вообще славился силой и могучим телосложением. И главное — благочестием. Слово «Бог» в семье Кутеповых всегда оставалось незыблемым и священным, и это определяло все мысли, чувства, устремления. Никогда эти люди не забывали своих корней и не предавали своей веры. Велика была и сила материнского примера благочестивой христианской жизни для всех троих детей в семье Николая (отца они потеряли рано, он умер в 1943 году).

О своих ранних годах Владыка Николай говорил: «Меня с детства влекло церковное служение… 6-7-летним мальчиком, играя с сестренкой, я подражал диакону… Мать, будучи сугубо верующим человеком, прививала веру ненавязчиво, давала внутренний фундамент богопочитания. Вместе с тем у нас поощрялось чтение литературы, любили поэзию».

Иподиакон Николай Кутепов

По окончании средней школы в Туле в 1941 году Николай Кутепов был призван в ряды Советской Армии и направлен в Тульское оружейно-пулеметное училище, откуда через два месяца и отбыл на фронт, в 1942 году. Воевал рядовым, под Сталинградом, в Первой гвардейской армии. В одном из боев получил два пулевых ранения, был контужен (рядом разорвался снаряд, и Николая почти полностью засыпало землей). Стояла суровая морозная зима. Николая Кутепова, пролежавшего несколько часов без сознания, нашли товарищи по полку и доставили в госпиталь. Оттуда, после ампутации трети ступней обеих ног, он был демобилизован осенью 1943 года в Тулу. Награжден медалью «За боевые заслуги» и орденом Отечественной войны 2-й степени.

В сентябре 1944 года Николай поступил в Тульский механический институт. Будучи студентом, он одновременно прислуживал за архиерейскими богослужениями архиепископу Тульскому Виталию (Введенскому), в должности иподиакона. «Пришел с фронта и первым делом пошел в церковь, — вспоминала позднее Римма Васильевна, сестра Владыки. — Стал часто туда ходить. Раз зашел в алтарь, да так и остался там. Видимо, что-то было у него внутри, в душе, с самого детства. То, что отличало его от всех нас, то, что заставило его остаться в Церкви на всю жизнь». 3

Владыка Антоний (Марченко) на веранде архиерейского дома в Туле. Третий слева иподиакон Николай Кутепов

Архиепископ Антоний (Марченко) с личным секретарём Николаем Кутеповым

Перед выездом на приход

свернуть

Секретарь Архиепископа Антония — Николай Кутепов

После кончины архиепископа Виталия, в октябре 1946 года, прибывший на Тульскую кафедру архиепископ Антоний (Марченко) назначил иподиакона Николая Кутепова своим личным секретарем и вторым келейником. Архиепископ Антоний был человеком сложной судьбы: некоторое время, еще до назначения в Тулу, он служил за границей; и уже в Тульской епархии, когда начался последний этап в жизни «отца народов» И. Сталина, Преосвященный Антоний был арестован и осужден на 25 лет лишения свободы. В то время ему было 67 лет. Молодой иподиакон любил Владыку, своего духовного наставника, и был ему предан, он очень сильно переживал эту разлуку, писал письма Владыке Антонию в места заключения, что было далеко небезопасно. Тогда же Николаю впервые пришла мысль принять монашество, но , по его словам, он во всем решил положиться на волю Всевышнего. В связи с арестом Преосвященного Антония иподиакона Николая Кутепова, его личного секретаря, почти месяц держали под домашним арестом. Ежедневно в 9 часов утра он был обязан являться в органы государственной безопасности, где его не отпускали до 2 часов ночи: лишь ночью начинался допрос. Однако через месяц бесплодных допросов интерес к нему в органах все-таки потеряли: Николая отпустили. (А Владыка Антоний погиб в лагерях).

Фотография выпускников Ленинградской духовной академии 1958 г.

В 1947 году Николай Кутепов выбыл из числа студентов Механического института, чтобы начать подготовку для поступления в Духовную семинарию. В 1950 году, успешно сдав экзамены, он был зачислен сразу на третий курс Московской духовной семинарии, которую окончил в 1952 году, по первому разряду. Новый тульский архиерей отказался принять его в свою епархию и даже написал об этом рапорт в Синод, поэтому в год окончания семинарии Николай Васильевич уволился с должности секретаря архиепископа Тульского. В этот сложный момент участие в судьбе будущего митрополита принял архиерей Вологодской кафедры Гавриил (Огородников). В 1953 году Николай Кутепов был принят в клир Вологодской епархии и назначен на должность сверхштатного псаломщика при Череповецком кафедральном соборе.

Иерей Николай Кутепов

Еще когда его учеба в семинарии подходила к концу, Николай должен был определиться — принять ли ему монашество или вступить в брак. Со своим товарищем они решили отправиться за советом в город Козельск, где доживал свой век последний из Оптинских старцев Мелетий. В беседе со старцем, которая продолжалась довольно длительное время, Николай получил благословение на монашеский постриг, и этого благословения старца нарушить уже не мог.

12 июля 1953 года Владыка Гавриил рукоположил Николая Кутепова в сан диакона с назначением в Казанскую церковь города Устюжны.

В 1954 году диакон Николай Кутепов был отпущен из клира Вологодской епархии для продолжения богословского образования и поступил в Ленинградскую (ныне Санкт-Петербургскую) духовную академию, которую окончил в 1958 году со степенью кандидата богословия. Распоряжением священноначалия он был определен на должность помощника инспектора и преподавателя Киевской духовной семинарии.

Игумен Николай (Кутепов). 1961 год

В ноябре 1959 года диакон Николай Кутепов был рукоположен в сан иерея — митрополитом Киевским и Галицким Иоанном, а 20 декабря того же года митрополит Иоанн постриг иерея Николая Кутепова в мантию, с оставлением имени Николай. Это был последний монашеский постриг в древней обители Киева перед ее закрытием (Киево-Печерская Лавра была закрыта в начале 1960 года). Иеромонаха Николая назначили инспектором Саратовской духовной семинарии. 3

Шествие по главной улице села

Патриарх Алексий I с духовенством. Епископ Николай четвёртый справа. г. Одесса, 1961 г.

Епископ Николай на службе с Патриархом Алексием I. 1961 г.

свернуть

Епископ Мукачевский и Ужгородский Николай (Кутепов)

14 августа 1961 года на заседании Священного Синода, под председательством Святейшего Патриарха Алексия I, иеромонаху Николаю (Кутепову) определено было стать епископом Мукачево-Ужгородской епархии. Святейший Патриарх возвел его в сан архимандрита. 10 сентября 1961 года за Божественной литургией в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Николай (Кутепов) был хиротонисан во епископа Мукачевского и Ужгородского. Хиротонию совершали митрополит Крутицкий и Коломенский Питирим, митрополит Херсонский и Одесский Борис, архиепископ Эдмонтонский и Канадский Пантелеймон, архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим, епископ Подольский Киприан, епископ Костромской и Галичский Никодим и епископ Таллинский и Эстонский Алексий.

В 1963 году Преосвященнейший Николай был решением Синода переведен на Омскую кафедру, с титулом епископа Омского и Тарского.

Съезд выпускников Московской духовной семинарии

В 1969 году последовал перевод его в Ростовскую епархию, с титулом епископа Ростовского и Новочеркасского. Владыка Николай управлял этой епархией только один год, и здесь ожидало его первое труднейшее испытание на поприще архиерейского служения. «В Ростове ситуация сложилась тяжелая, — вспоминал впоследствии сам Владыка. — Уполномоченным по делам религий был здесь поставлен бывший начальник управления КГБ. Запрещены были земные поклоны, запрещено было ездить по епархии, запрещено причащать ребятишек. Я это все нарушил, за что тут же был назван религиозным фанатиком, мракобесом и так далее. Меня без конца вызывали к уполномоченному, дебаты с ним шли по 5-6 часов. Закончилось все это моим переводом из Ростова во Владимир».

Съезд выпускников Московской духовной семинарии

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), однокурсник и друг Владыки Николая, также вспоминал об этом периоде деятельности Преосвященного: «Это необыкновенно прямой, бесхитростный человек, великолепный организатор, талантливый руководитель… Господь судил так, что я дважды менял Владыку Николая на двух кафедрах. Первый раз я его сменил в Ростове. В те времена там была жуткая обстановка. Владыка даже книги не разбирал. Ящики как стояли год неразобранными, так и остались стоять. Владыка Николай был опытный человек, умный. Он сразу стал просить любую другую епархию, только бы уехать из Ростова: здесь был лютый уполномоченный, я с ним встречался. И когда мне в Берлине сказали, что я поеду в Ростов менять Владыку Николая, я тоже Христом-Богом просил любую другую епархию, потому что понимал — если Владыка Николай, такой мужественный, умный и опытный человек, не смог противостоять здешнему тугодумию и тупому упорству богоборческой власти, то я тем более ничего не смогу…»

В 1970 году епископ Николай прибыл в древний город Владимир. На этой кафедре он трудился в течение шести лет, и вновь Владыке пришлось отстаивать права и собственность Святой Матери Церкви. Он принял активнейшее участие в деле восстановления Владимирского Успенского собора (наибольшая часть средств на реставрацию уникальных фресок Рублева поступала, благодаря ему, от Церкви), но при этом полностью поддержал протест верующих против закрытия собора — «временного», по уверениям властей, якобы только на период реставрации (с вероятной последующей передачей храма, памятника XII столетия, под музей). Опасения паствы, которые разделял Владыка, не были беспочвенны: многие храмы и монастыри, включая Киево-Печерскую Лавру, были в те годы окончательно закрыты для православных именно таким способом.

9 сентября 1972 года епископ Николай был удостоен Святейшим Патриархом Пименом сана архиепископа. Его деятельность на благо епархии и «исключительно высокая религиозная активность», как сообщал в своих отчетах уполномоченный, весьма беспокоила Совет по делам религий. В 1976 году архиепископа Владимирского и Суздальского Николая за поддержку верующих, протестующих против закрытия Успенского собора, вызвали к уполномоченному, где произошел серьезный разговор и уполномоченный пригрозил «несговорчивому» архиерею, отстаивающему интересы Церкви и своей паствы, высылкой из города «в 24 часа». И угрозы эти не были пустыми. Действительно, вскоре пришла телеграмма от Святейшего Патриарха, где сообщалось о переводе архиепископа Николая в Калужскую епархию с титулом Калужский и Боровский. На сборы ему дали 72 часа.

(Заметим, что, несмотря на драматичные для Владыки Николая последствия, это его совместное с паствой противостояние владимирским властям имело успех: собор в 1979 году после обширного ремонта не передали музею, а все-таки вернули верующим, что вряд ли было бы возможно при пассивном поведении архиерея и паствы. — Прим. Ред.).

На новой кафедре архиепископ Николай прослужил всего несколько месяцев. 11 июня 1977 года он был назначен на Горьковскую кафедру с титулом Горьковский и Арзамасский.

Архиепископ Горьковский и Арзамасский Николай (Кутепов)

«Здесь поначалу было всё то же самое, — с горечью вспоминал Владыка впоследствии, имея в виду отношения с богоборческими властями в те тяжкие годы, так называемые «годы застоя» в стране. — Помню, уполномоченный Совета по делам религий (к которому меня почти ежедневно вызывали), когда я являлся на прием и просиживал по несколько часов, в конце концов передавал мне через секретаря: „Принимаю только членов партии“. А на следующий день все повторялось: мне звонили по телефону и вызывали к уполномоченному. И все же я его пересидел…»

Архиепископ Горьковский Николай (Кутепов)

«Когда Владыка Николай уезжал в Нижний Новгород (тогда Горький), — рассказывал митрополит Владимир (Котляров), — и, конечно, был расстроен и по-человечески обижен, он мне сказал: „Всё, я больше ничего не буду строить и ничего не буду делать…“ Я ему тогда ответил: „Будешь строить и будешь делать, ты не тот человек, ты не сможешь просто сидеть молча. И потом, помогут люди…“ И когда он приехал в Горький, епархия была в ужасном состоянии. Ничего не было. Квартиры не было, машины нормальной тоже не было. Сам Владыка жил на этаже в каком-то доме… И слава Богу, он не сломался, не согнулся. Он начал, в который уже раз, возрождать епархию… Владыка полюбил Нижний Новгород, как свой родной город, а нижегородцы полюбили его».

Владыка Николай не просто, как сам он выразился, «пересидел» местного уполномоченного Совета по делам религий (и не одного). За годы самоотверженного своего служения он возродил Горьковскую (с 1990 года — Нижегородскую) епархию.

Приведем отрывки из характеристики, которую составлял на правящего архиерея уполномоченный М. И. Юров в начале 1980-х годов. «Руководя несколькими епархиями (имеется в виду последовательное руководство. — Прим. Ред.), архиепископ Николай приобрел довольно значительный опыт руководства подчиненным ему духовенством. Дело свое знает хорошо и ведет его властно и настойчиво. Не являясь фанатиком, в духовной религиозной деятельности он видит основное свое призвание и к церковной службе относится с большим усердием… С приходом в епархию архиепископ Николай активизировал религиозную жизнь религиозных объединений и духовенства. Он довольно часто проводит архиерейские богослужения, причем выезжает и в самые отдаленные сельские приходы… Сам лично часто выступает с проповедями перед верующими, требуя этого и от духовенства приходов. В результате за последние годы в определенной степени активизировалась проповедническая деятельность духовенства епархии. Об активизации религиозной жизни в епархии свидетельствует и тот факт, что архиепископу Николаю удалось укомплектовать все действующие храмы духовенством. Причем богослужения в церквях не прекращаются и в случае временного отсутствия штатного священника (болезнь, отпуск и т. д.). В этом случае управляющий епархией временно командирует в данный приход священника из прихода, где несколько священнослужителей, или из заштата».

Совершенно очевидно, что даже местный уполномоченный, то есть идеологический соперник и заведомо противник Владыки, все больше узнавая нового правящего архиерея и наблюдая за его действиями, вынужден был относиться к нему с уважением и признать его высокий авторитет в епархии.

В отчетах в Совет по делам религий отражается и непрерывная внутренняя борьба, противостояние фактически бесправного в те годы архиерея и местной власти: «Нередко, когда архиепископ Николай получал отказ от уполномоченного Совета по тому или иному необоснованному предложению (курсив наш. — Прим. Ред.), то он сразу вскакивал и заявлял, что поедет в Совет по делам религий. Особенно это проявлялось в первые годы его деятельности в епархии. За последнее время в результате проводимой с ним работы таких конфликтных ситуаций стало значительно меньше, взаимоотношения с уполномоченным Совета стали более уравновешенными… епископ правильно ориентируется в политической обстановке… Известно, что архиепископ Николай неоднократно в составе делегаций от Русской православной церкви выезжал в заграничные поездки». (С мая 1981 года Владыка Николай стал членом Совета Общества по культурным связям с соотечественниками за рубежом — общества «Родина»).

Архиепископ Николай приобретал мудрость и опытность, но отнюдь не позицию пассивности и покорности в отношениях с власть предержащими. Господь судил ему архиерейское служение на рубеже сменявшихся эпох в жизни страны: на смену временам «застоя» шли годы так называемой «перестройки» (политической, экономической, «перестройки» в умах и сердцах). «Изменилось отношение партийных и советских органов на местах к духовенству и верующим, что способствовало установлению правильных взаимоотношений между ними, — заявлялось в информационном отчете уполномоченного в 1989 году. — Местные органы печати, радио, телевидение стали широко освещать с положительной стороны деятельность религиозных организаций, особенно миротворческую и благотворительную работу (которая была наконец-то официально разрешена Церкви! — Прим. Ред.)… В связи с процессами демократизации, гласности, перестройки в обществе активизировалась деятельность религиозных объединений всех религиозных конфессий».

На самом деле все было не так просто, как следовало из отчетов и докладов. 1990-е годы действительно стали поворотными в мировоззрении целой страны. Но это были лишь первые ростки, только начало длительного процесса, полного новых драматических событий в жизни народа и Русской Православной Церкви. Богоборческие силы в России не собирались ни сдавать, ни ослаблять своих позиций.

Митрополит Николай на службе в Печерской церкви

Однако уже в 1988 году в стране открыто прошли юбилейные торжества, посвященные 1000-летию христианства на Руси. После десятилетий гонений на Церковь в СССР казалось чудом, что подготовка и само празднование проходили с широким положительным освещением событий в СМИ, при активном и открытом участии духовенства и верующих. Владыка Николай выступил по горьковскому телевидению, интервью с ним было опубликовано в областной газете. В Горьком по -прежнему действовали лишь три небольших по площади храма, на окраине города, поэтому праздничные богослужения, в которых участвовало все духовенство области, состоялись в кафедральном соборе города Арзамаса.

В дни праздника архиепископ Горьковский Николай был торжественно награжден светскими властями — орденом Трудового Красного Знамени за активную миротворческую деятельность и «Золотой медалью» Советского фонда мира.

Митрополит Николай с Митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием. Арзамас. 1988 г.

Росло количество прихожан в горьковских храмах, значительно вырос поток ходатайств о регистрации православных религиозных обществ и о передаче верующим церквей. В апреле 1989 года решением Совета по делам религий Горьковскому епархиальному управлению был передан Спасский собор — для его реставрации и использования в качестве кафедрального. В Спасском соборе немедленно и интенсивно начали реставрационные работы, с одновременным проведением в нем богослужений по субботним и воскресным дням.

В том же году Владыка Николай поставил вопрос перед руководством области о передаче Церкви комплекса зданий Печерского Вознесенского монастыря. И вскоре древнейший монастырь города, находившийся на тот момент в совершенно разоренном состоянии, был передан управлению епархии. 3

Митрополит Николай на рыбалке

Митрополит Николай на отдыхе

свернуть

С 1 октября 1990 года титул архиерея «Горьковский и Арзамасский» был заменен на «Нижегородский и Арзамасский» (в связи с переименованием города и области).

Начинались годы, когда открылись возможности для активного созидания в Церкви, когда личная позиция архиерея, его усилия, соединенные с мудростью, бесстрашием и самоотречением, могли изменить и полностью преобразить церковную жизнь в епархии.

С именем Владыки Николая (Кутепова) всегда будет связываться возрождение Нижегородской епархии после богоборческих десятилетий, труды второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, превращение Нижегородского края в один из основных духовных центров России. Об этом красноречиво свидетельствуют и статистические данные о состоянии епархии на момент назначения Владыки (1977 год) и на июнь 2001 года (время, когда осиротевшая нижегородская паства прощалась со своим почившем в Бозе архипастырем).

В 1977 году в Горьковской епархии было только 43 прихода; монастыри, все до одного, были закрыты и практически разрушены; не существовало ни одной духовной школы или просветительского православного учреждения, не говоря уже о православных средствах массовой информации.

Пребывание Патриарха Алексия II на Саровской земле

В 2001 году в Нижегородской епархии имелось уже 376 приходов. Были возрождены 9 монастырей: среди них — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский — один из православных центров мирового значения, древний Макарьевский монастырь, Благовещенский и Вознесенский мужские монастыри в самом Нижнем Новгороде. Трудами Владыки Николая открылась Нижегородская духовная семинария, а также Нижегородское епархиальное женское училище, Выксунское духовное училище, более сотни воскресных школ для детей и взрослых. Появилось 20 православных периодических изданий (среди них — возрожденная газета «Нижегородские епархиальные ведомости», историческое издание Вознесенского Печерского монастыря «Нижегородская старина»), 3 теле- и радиопередачи для православных.

Пребывание Патриарха Алексия II на Саровской земле

Во все годы управления епархией Преосвященным Николаем шел процесс открытия храмов для верующих, а в 1990-е годы — передачи разрушенных или занятых светскими организациями в советские годы церквей, процесс возвращения, хотя бы и частично, имущества и ценностей, принадлежащих когда-то Церкви. Это была чрезвычайно сложная работа, которая потребовала самоотверженности и огромных усилий от архиерея и всего духовенства. И даже спустя десятилетие Владыка Николай в интервью в общероссийской газете «Независимая газета — Религии» говорил об этой проблеме как о сложнейшей и требующей больших трудов, внимания и понимания:

«Вот возьмите нижегородскую действительность. Я ходил к шести главам города с вопросом о передаче церковного дома в три квартиры в ветхий фонд. „Да-да! Всё сделаем“. Потом: „Ой, забыли, простите, знаете, приходите завтра…“ А один из начальников сказал: „Ну, ты это еще мало ходишь“. Что это? Как понимать? Чем же это отличается от прежних времен?.. И говорят, что Указ предусматривает передачу только церковных разбитых зданий; больше, мол, ничего вы не получите. Убавилось ли для архиерея забот и хлопот? Ничуть. Они только, может быть, нивелировались и получили другое направление…

Митрополит Николай освящает колокол в Печерском монастыре

У нас такая проблема есть (проблема — на какие средства содержать передаваемые храмы. — Прим. Ред.). Но мы просим только то, что нам по силам, то, что мы сможем содержать. И притом просим то, что в конце концов будет служить благу того же государства… Теперь дальше. Почему мы не всё можем содержать?.. Русская Православная Церковь была ограблена на 9 триллионов золотых рублей! Дайте хотя бы половину. Если мы собираемся строить демократическое общество, справедливое, неудобно же , разграбив своих, не дав им ничего, еще с них шкуру драть в виде налога?.. Вот сейчас встает вопрос о Земельном кодексе. Русская Православная Церковь имела землю. Земля кормила и давала что-то. Я разговаривал с депутатами, кто благословение берут и прочее, на эту тему, но они уходят от ответа. Так где же тогда справедливость?» (Опубликовано в «НГ — Религии», 25 апреля 2001 года).

8 мая 1990 года Преосвященный Николай вошел в состав Синодальной Библейской комиссии. С 22 ноября 1990 года работал в Комиссии Священного Синода по подготовке изменений в Уставе об управлении РПЦ. С 29 января 1991 года он был назначен председателем Комиссии по систематизации и описи документов Патриарха Тихона, переданных Русской Православной Церкви из Архива КГБ СССР.

Владыка Николай имел церковные награды: орден святого князя Владимира 2-й степени (1963), орден Преподобного Сергия Радонежского 2-й степени (1981).

25 февраля 1991 года определением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода архиепископ Нижегородский Николай (Кутепов) был возведен в сан митрополита. 2

Почётный гражданин Н. Новгорода Митрополит Николай (Кутепов)

Знак «Почётный гражданин Н. Новгорода», принадлежавший Митрополиту Николаю

свернуть

На Архиерейском Соборе 1997 года Высокопреосвященнейший митрополит Николай выступил против канонизации последнего императора России Николая II, считая, что ответственность за гибель новомучеников российских лежит и на совести царя, «в здравом уме, в твердой памяти отрекшегося от престола».

Благословение Владыки Николая

Из почти сорокалетнего архиерейского служения своего Владыка митрополит Николай более двадцати последних лет возглавлял Нижегородскую епархию. Он внес огромнейший вклад в духовное развитие Нижегородского края, развитие культуры, благотворительной деятельности, социальных программ, в укрепление гражданского мира в регионе. Для нижегородцев он был наставником, духовным пастырем, патриотом, был и остается Почетным гражданином Нижнего Новгорода.

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЖИЗНИ И КОНЧИНА

Свои последние архиерейские службы Высокопреосвященнейший митрополит Николай отслужил в Вознесенском Печерском монастыре (24 мая 2001 года), где после Божественной литургии освятил большой соборный колокол, и в Высоковской Троицкой церкви (4 июня, в день Святого Духа). 5 июня Владыка Николай принял участие в работе VI Международного богословско-философского симпозиума «Единство и этнокультурное разнообразие мира. Диалог мировоззрений», проходившего в Нижнем Новгороде. Преосвященный произнес приветственное слово и присутствовал на пленарных и секционных заседаниях.

Вечером того же дня Владыка отбыл в Москву для участия в торжествах по случаю 10-летия восшествия на Патриарший престол Святейшего Патриарха Алексия II. Самочувствие Владыки по прибытии его в Москву резко ухудшилось. Он был госпитализирован в Центральную Кремлевскую больницу с диагнозом инфаркт миокарда. После проведенного лечения Его Высокопреосвященство почувствовал себя лучше и настоял на выписке из ЦБК. 19 июня он вернулся в Нижний Новгород.

20 июня Владыка Николай вновь почувствовал себя плохо и был госпитализирован в реанимационное отделение 1-й Градской клинической больницы. Вечером того же дня Высокопреосвященнейший митрополит Николай принял Таинство елеосвящения.

21 июня 2001 года в 8 часов 05 минут сердце архипастыря, святителя Земли Нижегородской, остановилось. Господь призвал Владыку Николая в Свои Небесные Обители. Нижегородская епархия овдовела.

О случившемся скорбном событии был немедленно извещен Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Весть о кончине архипастыря облетела все пределы Нижегородского края. По благословению Святейшего Патриарха, временное управление Нижегородской епархией принял Высокопреосвященнейший Евгений (Ждан), архиепископ Тамбовский и Мичуринский. Для организации похорон была образована комиссия, которую возглавили секретарь Нижегородской епархии протоиерей Николай Быков и вице-губернатор Нижегородской области А. В. Батырев.

Тело почившего митрополита Николая было доставлено из больницы в Архиерейский дом и в Крестовой церкви облачено старшими священнослужителями в святительские одежды, там же была отслужена первая лития. В Архиерейский дом начали приходить люди, чтобы отдать последний долг своему почившему святителю. В тот же день было положено начало чтению над усопшим митрополитом Николаем Святого Евангелия — старшим духовенством епархии, а ночью — иеромонахами Благовещенского и Печерского монастырей.

Утром 22 июня гроб с телом покойного был перенесен в Спасский кафедральный собор, где в течение суток паства и духовенство прощались с почившим Владыкой. Над гробом, как и положено по церковному уставу, непрестанно читалось священнослужителями Евангелие, звучали истины, которые в жизни Высокопреосвященнейшего Николая всегда были определяющими. Священники сменяли друг друга, а поток людей ко гробу Владыки не прекращался ни днем, ни ночью: тысячи нижегородцев шли в собор помолиться и сказать слова прощания своему архипастырю.

Митрополит Николай в рабочем кабинете

23 июня была совершена заупокойная Литургия, которую возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), в сослужении Преосвященных архипастырей: архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения, архиепископа Ульяновского и Мелекесского Прокла, архиепископа Истринского Арсения, а также протоиереев, священников, диаконов Нижегородской и других епархий. После Божественной литургии совершено было отпевание усопшего, прозвучали проникновенные добрые слова о почившем Архипастыре Земли Нижегородской.

Под перебор соборных колоколов и пение ирмосов Великого Канона «Помощник и Покровитель» гроб с телом усопшего Владыки был обнесен на руках священнослужителей вокруг Спасского собора. 3

Похороны Митрополита Николая

свернуть

Много храмов открыл и освятил Преосвященный за время управления епархией, но все знали, что Спасский кафедральный собор — любимое детище его: в этот собор много вложил он сил и энергии своей души. Здесь, близ придельного алтаря во имя святого преподобного Макария Желтоводского, он и упокоился.

Могила Митрополита Николая

По благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Евгения, преемника Высокопреосвященнейшего Николая, над могилой почившего Владыки в 2002 году была устроена часовня.

С кончиной митрополита Николая (Кутепова) ушла для Нижегородской епархии целая эпоха. Он выполнил свое назначение на земле, теперь же предстоит в Небесной Церкви Христовой. Скорбя о великой утрате, осиротевшая паства надеется и уповает, что он не оставит ее своими молитвами у Престола Отца Небесного.

Вечная память приснопоминаемому митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Николаю.

Высокопреосвещеннейший Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский

21 июня отошел ко Господу Высокопреосвященнейший Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский, третий по старшинству архиерейской хиротонии иерарх Русской Православной Церкви.

Высокопреосвященнейший Николай (в миру — Николай Васильевич Кутепов) родился на хуторе Кутепове Больше-Кал­мык­ского сельсовета Болоховского района Тульской области в семье крестьянина. Две его тетки были монахинями в Тульском Успенском монастыре, дяди служили в императорской гвардии. Один из них, Семен Федорович Кутепов, остался служить в РККА и стал прототипом генерала Серпилина в романе К. Симонова “Живые и мертвые”.

Окончив школу в Туле, Николай Кутепов был призван в армию и зачислен в Тульское оружейно-пулеметное училище, из которого в 1942 г. отправился на фронт. Воевал под Сталинградом, получил два пулевых ранения и обморожение ног; демобилизован в 1943 г. после ампутации пальцев ног. Был награжден медалью “За боевые заслуги”, орденом Отечественной войны II степени.

В 1944 г. поступил в Тульский механический институт. Будучи студентом, прислуживал за архиерейскими богослужениями как иподиакон, а в октябре 1946 г. был назначен секретарем Тульского архиепископа. В 1947 г. Н. Кутепов выбыл из института и начал готовиться в семинарию. В сентябре 1950 г. поступил в III класс Московской Духовной семинарии, которую окончил в 1952 г. В том же году Николай Васильевич уволился с должности секретаря архиепископа и в 1953 г. был принят в штат Вологодской епархии и назначен сверхштатным псаломщиком Череповецкого кафедрального собора. 12 июля рукоположен в сан диакона Казанского храма г. Устюжны.

В 1954 г. был отпущен для продолжения образования и поступил в Ленинградскую (ныне — Санкт-Петербургская) Духовную академию, которую окончил в июле 1958 г. Со званием кандидата богословия диакон Николай Кутепов в августе 1958 г. был назначен помощником инспектора и преподавателем Киевской Духовной семинарии; в ноябре 1959 г. рукоположен в сан священника. В декабре отец Николай принял монашество, став последним постриженником Киево-Печерской Лавры (закрытой в 1960 г.), и в начале 1960 г. был назначен инспектором Саратовской Духовной семинарии.

Определением Святейшего Патриарха и Священного Синода 14 августа 1961 г. постановлено быть иеромонаху Николаю Епископом Мукачевско-Ужгородской епархии. 10 сентября он был хиротонисан во епископа в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре с наречением епископом Мукачевским и Ужгородским.

В 1963 г. Преосвященный Николай был переведен на Омскую кафедру с титулом епископа Омского и Тарского, а в 1969 г. — в Ростов-на Дону с титулом епископа Ростовского и Новочеркасского. В 1970 г. Его Преосвященство был назначен на Владимирскую кафедру с титулом епископа Владимирского и Суздальского; ее он возглавлял до 1976 г. 9 сентября 1972 г. епископ Николай был возведен в сан архиепископа. До 11 октября 1972 г. Преосвященнейший Николай временно управлял Рязанской епархией. Деятельность архиепископа Николая беспокоила коммунистическую власть, и в 1976 г. он, получив предписание в 72 часа покинуть пределы Владимирской области, был переведен в Калужскую епархию с титулом архиепископа Калужского и Боровского.

С 11 июня 1977 г. архиепископ Николай переведен на Горьковскую (ныне — Нижегородскую) кафедру с титулом архиепископа Горьковского (с 1 октября 1990 г. — Нижегородского) и Арзамасского. 25 февраля 1991 г. возведен в сан митрополита.

С 22 мая 1981 г. Его Преосвященство был членом совета Общества “Родина” (общество по культурным связям с соотечественниками за рубежом); в 1988 г. был членом избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР.

8 мая 1990 г. Его Высокопреосвященство вошел в состав Синодальной Библейской комиссии; с 22 ноября того же года — в состав комиссии Священного Синода по подготовке изменений в Уставе об управлении Русской Православной Церкви; с 29 января 1991 г. был председателем Комиссии по систематизации и описи документов Святейшего Патриарха Тихона, переданных Церкви из архива КГБ.

Кроме воинских наград, Его Высокопреосвященство был на­гражден в 1963 г. орденом Святого равноапостольного князя Владимира II степени и в 1981 г. — орденом Преподобного Сергия Радонежского II степени, а в 1988 г к 1000-летию Крещения Руси получил орден Трудового Красного Знамени.

С 1944 г. вся жизнь владыки Николая была связана с Церковью; сам он говорил, что с этого времени никого не боится — только Бога.

Трудные послевоенные годы были временем торжества Русской Церкви. Изменение взаимоотношений Церкви и государства воспринималось современниками как победа Церкви, победа новомучеников и исповедников, духовно противостоявших безбожному насилию. План физического уничтожения Церкви провалился, и это свидетельствовало о правильности той линии, которой придерживалась Церковь в предшествующие десятилетия. Зримыми символами победы были избрание Святейшего Патриарха Алексия I, уврачевание расколов.

Пришедшие с фронта юноши по праву ощущали себя в Церкви непосредственными преемниками новомучеников, несли в себе пасхальное торжество их победы, их преданность Церкви, их высокую требовательность к себе и к людям и отчетливое сознание того, что Церковь и их самих, вступивших на служение ей, ведет рука Божия, мановение которой умели видеть на войне и в мирное время, в радостях и скорбях.

По словам Владыки Николая, церковную деятельность определяли две противоборствующие тенденции: власти стремились “держать и не пущать”, свести жизнь Церкви к формальному минимуму. А люди Церкви делали все возможное для того, чтобы церковная жизнь развивалась. Силы для этого они черпали в ощущении причастности подвигу предыдущего поколения. Их жизнь тоже стала мученическим подвигом, но уже бескровным. Владыка вспоминал, что самый трудный и самый запоминающийся момент его архиерейского служения — борьба против передачи под музей Владимирского Успенского кафедрального собора в 1976 г. Владыке удалось отстоять собор, построенный князем Всеволодом Большое Гнездо и расписанный преподобным Андреем Рублевым. Его упорство в этой борьбе опиралось и на то, что храм, дом молитвы, дом Божий, и как архитектурное сооружение держится молитвенной жизнью в нем; и действительно, впоследствии оказалось, что храмы, переданные во временное пользование музеям, затем выглядели подчас значительно хуже, чем те, которые двадцать лет простояли без крыши. И вот, храм, возвышавший душу русского человека в далеком XIII веке, был сохранен для молитвы и в веке XX. Конечно, Владыка был удален с Владимирской кафедры жестким предписанием властей, но собор ни одного дня не был под музеем.

В Нижегородской епархии Владыка продолжал бороться за храмы, а с конца 80-х годов — и за другое церковное имущество. Кроме того, здесь в полной мере проявились подлинно архипастырские качества Владыки, он был подлинным пастырем душ для своих пасомых, епископом, который право правит СловоИстины и недаром держит свой жезл, а умеет пользоваться им по назначению. Он великодушно миловал падших, сурово карал провинившихся и обычно снова покрывал их покровом своей отеческой милости. Испытывая чувство ответственности за каждую, даже малую овцу своего стада, он охранял его и воспитывал своим архипастырским словом и собственным примером.

О слове Владыки необходимо сказать отдельно. Его речь была подлинно великолепной русской речью, живой, образной, которая в своей прямоте и искренности доходила не только до сознания, но и до сердца слушавших и читавших. В то же время слова владыки были всегда исполнены внутреннего достоинства и ответственности, подобающих православному иерарху. Все, что Владыка говорил и писал, было окрашено неповторимым отпечатком его личности, отражало ее драгоценные качества и шло от сердца к сердцу.

А личный пример Владыки проявлялся в том числе и тогда, когда любой священник или мирянин, позвонивший вечером в митрополичью резиденцию, слышал не секретаря, а непосредственно Митрополита, его характерное слушаю, сын мой. А ведь в последние годы Нижегородская епархия включала в себя более 400 приходов, и каждого из священников владыка Николай знал лично, помнил обстоятельства его жизни. Простота и доступность были для Владыки осознанными и принципиальными. По свидетельству самого Владыки, эта простота, создававшая определенную атмосферу, облегчала контакты с приходами и способствовала тому, что в епархии царило спокойствие, насколько это возможно в наше неспокойное время. Так, никаких особых волнений вокруг ИНН не было, как не было и никакого принуждения в этом вопросе. Владыка не признавал модного слова команда; все епархиальное управление состояло по сути из немногих помощников, которые действительно помогали, а ответственность за принятие решений на них не перекладывалась.

В свои годы Владыка продолжал непосредственно управлять епархией, вникал своим живым и острым умом во все трудности, принимал решения, выступал на общественных мероприятиях. Когда создавалось Братство святого равноапостольного князя Александра Невского, ставившее своей целью восстановление второго по величине (после Храма Христа Спасителя) православного собора в России, Владыка не только благословил эту деятельность, но и стал соучредителем Братства. А в 1995 г. он перед выборами в Государственную думу публично заявил о своем выходе из общественного движения “Нижегородский край” после того, как движение это заявило о своем единстве с националистической организацией, принципов которой Владыка не одобрял.

В епархии со сложной межконфессиональной обстановкой — с мощным исламским движением, со значительным присутствием старообрядцев и протестантов — Владыка много сделал для сохранения межрелигиозного мира, будучи всегда готовым к переговорам и никогда не идя на компромисс, способный омрачить православную совесть. Его часто спрашивали, как ему удается сохранять добрые отношения с мусульманами. “Очень просто, — отвечал Владыка, — Пришел в Духовное управление, поговорили — никаких проблем”. И контакты эти были постоянными, завязавшись в 1977 г.

Необходимо отметить, что, будучи ярчайшей индивидуальностью, владыка Николай всегда мыслил и действовал на службе Православной Церкви, в ее интересах, соразмеряясь с ее традициями и канонами. Справедливость его суждений, их глубокая церковность были широко известны и способствовали тому, что авторитет Владыки в церковных кругах был общепризнанным. Его мнение по поводу внутрицерковных нестроений и неустройств зачастую признавалось как решающее. Глубокого уважения заслуживает и то, что Владыка не злоупотреблял весомостью своего слова и умел, придерживаясь церковных правил, подчинить свое мнение мнению Церкви. Тем самым он являл нам пример того, как должно православному совмещать смирение и послушание с высоким саном, дающим право на власть.

В отпевании Митрополита Николая 23 июня 2001 г. в Спасском Староярмарочном Кафедральном соборе Нижнего Новгорода принимали участие иерархи и священники, представители администрации и научной общественности. Множество мирян всех возрастов пришли проститься со своим Владыкой, так много сделавшим для их церковной жизни, через которую они надеются обрести спасение. Отдали последний долг Митрополиту и мусульмане.

Митрополит Николай принадлежал к тому церковному поколению, которое непосредственно наследовало новомученикам. Ныне это поколение отходит ко Господу. Но Владыка до конца своих дней сохранил дерзновение, дарованное ему духовной связью с предшественниками, и хочется верить, что передал семена этого дерзновения тем, кто последует ему в более чем двухтысячелетней череде служителей Божиих. Уповаем, что Владыка, много лет предстоявший пред алтарем, ныне предстательствует за Русскую Церковь и всех православных христиан пред Престолом Божиим.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *