Митрополит омский Владимир

16 апреля 2016 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил преобразовать Омское епархиальное духовное училище в Омскую духовную семинарию (Журнал № 20). О семинарии, духовном образовании и выборе жизненного пути мы беседуем с ректором семинарии, Преосвященным митрополитом Омским и Таврическим Владимиром.

— Владыка Владимир, как Вы считаете, что является необходимыми составляющими эффективного учебного процесса? По каким критериям можно понять, что семинария дает хорошее образование? Какова цель духовного образования?

— Учебный процесс, особенно в духовных учебных заведениях, это не просто процесс передачи некоей информации, расширяющей кругозор учащегося; не только ознакомление студентов с основами Богословских и прочих наук; но – прежде всего – воспитание и образование в самом прямом смысле этих слов.

Воспитание – духовное, то есть приобщение к основам духовной жизни по Евангелию, которое вместе со всеми книгами Священного Писания и творениями святых отцов и учителей Церкви, должно серьёзно изучаться – не поверхностно, не формально, а глубоко, с осуществлением в жизни заповедей Христа Спасителя по примеру Его учеников и верных последователей.

Образование же – это помощь в возрастании человека, будущего пастыря, в возрастании его как образа Божия. Ведь все мы – носители образа Божия, однако в большинстве из нас этот образ затуманен грехами, страстями и пороками. Духовное образование призваны дать будущим священнослужителям опытные наставники. Для самих же наставников преподаваемые ими науки при этом должны быть не просто «дополнительной нагрузкой» к основным обязанностям, но – живым профессиональным интересом, наполняющим как интеллектуальную жизнь преподавателя, так и влияющим на его собственную духовную жизнь. Только при этом условии учебный процесс в семинарии будет эффективным, а правильнее – полезным не только для студентов, но даже и для самих преподавателей, согласно с древним афоризмом «Dum doceo, disco» — «Пока учу – учусь».

Отсюда вытекает и цель духовного образования. Она – не просто в накоплении некоей суммы знаний, но – в воплощении этих знаний в жизнь с целью изменить её, ну а потом и с другими поделиться этим опытом.

— Что повлияло на Ваш собственный выбор жизненного пути и учебного заведения, в котором Вы получали образование? Что запомнилось из лет учебы?

— Я родился в очень Богобоязненной православной семье. Родители сызмальства водили меня в храм Божий и брали меня с собою в паломничества по древним монастырям Молдавии. Можно сказать, что я с молоком матери впитал веру во Христа, Сына Божия, проникся любовию к Нему до такой степени, что, будучи ещё маленьким мальчиком, решил стать священником. В раннем детстве я надевал на себя подобие Богослужебных облачений, из консервной банки мастерил «кадило» и по-своему, по-детски совершал нечто, похожее на Церковную службу… В школе надо мною и над моей верою всегда смеялись, я был одним из главных персонажей атеистической школьной стенгазеты…

Когда же я вырос, и пришло время выбирать профессию, я решил сначала, до поступления в семинарию, получить мирскую профессию и не какую-нибудь… Я решил стать летчиком. Подал документы в летное военное училище, однако моя мама (Царство ей Небесное!) со слезами на глазах стала уговаривать меня бросить эту затею, говоря: «Сыночек, самолёты так часто падают, а ты у меня единственный сын, я не вынесу, если потеряю тебя»… Из любви к маме, я оставил желание стать летчиком и окончательно решил поступить в духовную семинарию. Ею стала Одесская семинария, после окончания которой я учился в Московской духовной академии и аспирантуре при ней.

За все годы учебы больше всего мне запомнились мои преподаватели и наставники. Пока я учился у них, я считал, что мои преподаватели – самые лучшие на свете учителя. Так я считаю и поныне… До сих пор с трепетом вспоминаю уроки, данные ими мне и моим сокурсникам, их голоса до сих пор звучат для меня, особенно когда я готовлюсь к проповеди в храме…

— Почему Вы приняли постриг?

— Как я уже говорил, с детства с родителями я посещал древние обители Молдавии, там я настолько пропитался святым воздухом этих монастырей, вдохновился примером подвижнической жизни насельников, что никогда в жизни не мыслил себе никакой другой жизни, кроме монашеской. Когда же я учился в Московской духовной академии в стенах Святейшей Троице-Сергиевой Лавры, желание мое принять постриг, наконец, осуществилось.

— По Вашему мнению, если человек после школы не знает, в какой вуз идти и выбирает между светским вузом и семинарией, как не ошибиться? А если человек хочет поступить в семинарию, скажем, лет в 30, как быть?

— В таких случаях нужно слушать свое сердце… Ведь это серьезный выбор. Образование, полученное в семинарии, ко многому обязывает, поэтому если человек окончательно не знает, куда ему поступить, тогда тем более нужно повременить. Может, действительно, сначала поступить в светский вуз, получить профессию, и если по окончании светского вуза желание поступить в семинарию не пропадет, то, думаю, никогда не поздно…

У некоторых молодых людей после университета желание стать священнослужителем еще более возрастает, и в этом случае, по моему мнению, голоса своего сердца точно нужно послушаться.

Однако и тем, кто поступает в семинарию после светского вуза, и тем, кто учится там сразу после средней школы, хочу напомнить слова преподобного Антония Великого: «Если бы мир знал, сколько скорбей у инока, то никто бы не захотел идти в монахи; если бы мир знал, сколько радости у монаха, то все бы стремились к постригу». То же самое можно сказать и о священстве…

— Все-таки будущему священнику необходимо иметь и светское образование?

— Думаю, не помешало бы. Светское образование, светская профессия могут пригодиться священнику в его служении и деятельности. Ведь священникам приходится не только совершать Богослужения, но и строить храмы, — как бы им пригодились профессии строителя, архитектора и прочие… Священнику нужно не только говорить проповеди с амвона, но и выступать на телевидении, общаться с высокообразованными, интеллигентными людьми, с учеными, его задача – говорить грамотно и содержательно, ведь по его поведению и речи судят обо всей Церкви, — и здесь бы ему помогло хорошее светское образование.

Но главное, — священник должен быть открытым ко всем людям, каким бы социальным статусом они не обладали. Он должен быть искренним, добрым, отзывчивым, заботливым… И для этого нужно образование, но такое образование должны ему дать в детстве и юности в семье, поэтому самая большая ответственность за нравственное образование будущих пастырей, да и не только их, но и всего нашего подрастающего поколения, лежит на родителях и старших. Если семья – это настоящая школа жизни, то из такой семьи выйдет и хороший врач, и хороший учитель, и хороший полицейский, и хороший воин, и хороший ученый, и хороший священник…

— Каковы Ваши ближайшие планы и действия по организации работы Омской духовной семинарии?

— О планах говорить не буду… Человек предполагает, а Бог располагает… Например, когда пять лет назад я только приехал в Омск и давал первую пресс-конференцию, один журналист спросил меня о моих планах. Я ответил, что намерен обязательно открыть в Омске высшее духовное учебное заведение – семинарию, на что тот журналист только посмеялся надо мною, сказав: «До Вас никому из Омских архиереев это не удалось сделать, не удастся и Вам». Как видите, с Божией помощью удалось. Теперь я о своих планах не говорю вслух, пока их не осуществлю.

Призываю на Вас и Ваших читателей Божие благословение.

Беседовала Ольга Богданова.

Источник: Учебный комитет Русской православной церкви

Владимир (Иким)

В Википедии существуют статьи о других людях с именем Владимир и фамилией Иким.

Митрополит Владимир

Митрополит Омский и Таврический
до 6 июня 2012 года — Омский и Тарский

c 27 июля 2011 года
Предшественник Феодосий (Процюк)

временно управляющий
Исилькульской епархией

6 июня 2012 — 25 июля 2014
Предшественник епархия учреждена
Преемник Феодосий (Гажу)

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский
до 25 февраля 2002 года — архиепископ,
до 25 февраля 1991 года — епископ

20 июля 1990 — 27 июля 2011
Предшественник Лев (Церпицкий)
Преемник Викентий (Морарь)

Епископ Подольский,
викарий Московской епархии

30 июня 1985 — 20 июля 1990
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Серапион (Фадеев)
Преемник Виктор (Пьянков)
Имя при рождении Василий Захарович Иким
Рождение 1 февраля 1940 (79 лет)

  • Вэрзэрештий Ной, Каларашский район, Молдавия
Принятие священного сана 1 августа 1965 года
Принятие монашества 27 июля 1965 года
Епископская хиротония 30 июня 1985 года
Награды

Митрополит Владимир на Викискладе

Митрополи́т Влади́мир (в миру Василий Захарович Иким; 1 февраля 1940, село Вэрзэрештий Ной, Бессарабия) — епископ Русской православной церкви, митрополит Омский и Таврический.

Биография

Ранние годы

Родился 1 февраля 1940 года в селе Ново-Варзарешты в крестьянской семье. Дед по матери имел до 1939 года 15 000 гектаров земли и подвергся раскулачиванию. Отец служил в румынской армии и погиб в 1945 году. С раннего детства совершал паломничества по монастырям Молдавии, часто оставаясь в них на послушание.

В 1958 году окончил школу в родном селе и поступил в Одесскую духовную семинарию.

В 1959 году призван в ряды Советской армии с четырьмя другими семинаристами. Проходил службу в частях стройбата, размещавшихся в г. Алексино Тульской области. В подразделении, куда попали семинаристы, были собраны верующие военнослужащие (в основном баптисты). В армии Василий приобрел специальности водителя, экскаваторщика, фельдшера.

По возвращении из армии в 1961 году продолжил обучение в Одесской духовной семинарии. Нёс послушание иподиакона у митрополита Одесского и Херсонского Бориса (Вика).

В 1963 году окончил Одесскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию.

Монашество и священническое служение

В мае 1965 года поступил в число братии Троицке-Сергиевой лавры, где 27 июля того же года её наместником архимандритом Платоном (Лобанковым) был пострижен в монашество с наречением имени Владимир в честь равноапостольного князя Владимира.

1 августа 1965 года в Богоявленском кафедральном соборе в Москве митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом (Извековым) рукоположён в сан иеродиакона.

4 февраля 1966 года ректором МДА епископом Дмитровским Филаретом (Денисенко) рукоположен в сан иеромонаха.

В 1967 года окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за диссекртацию «Исихастские споры в XIV веке в Византии». После окончания академии ему год отказывали в прописке в Загорске. В 1968 году поступил в аспирантуру при МДА.

В 1969 году назначен в Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата референтом по протокольным вопросам.

В 1970 года включён в международную комиссию ОВЦС по изучению римо-католицизма; в частности занимался вопросами, относящимися к деятельности секретариата Римской курии по связям с неверующими и положению римо-католицизма в Латинской Америке.

В 1971 году окончил аспирантуру при МДА и возведён в сан игумена.

В 1972 года назначен членом ОВЦС по зарубежным учреждениям Московского Патриархата.

В 1975 года в составе делегации Русской православной церкви присутствовал на освящении нового здания представительства Московского Патриарха при Патриархе Антиохийском в Дамаске.

19 апреля 1978 года направлен в ведение Предстоятеля Чехословацкой Православной Церкви Митрополита Пражского и всей Чехословакии Дорофея и назначен настоятелем Петропавловской церкви в Карловых Варах.

1 апреля 1979 года возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем созданного на основе Петропавловской церкви в Карловых Варах в подворья Русской Православной Церкви, став таким образом клириком Русской православной церкви.

Викарий Патриарха Пимена

26 июня 1985 года решением Священного Синода по просьбе Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея, просившего «повысить уровень настоятельства в подворье РПЦ в Карловых Варах», определён быть епископом Подольским, викарием Московской епархии.

30 июня 1985 года хиротонисан в епископа Подольского, викария Московской епархии. Хиротонию совершали: патриарх Московский и всея Руси Пимен, митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер), митрополит Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев), митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), архиепископ Волоколамский Питирим (Нечаев), архиепископ Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов), епископ Солнечногорский Сергий (Фомин).

В апреле 1988 года временно отозван в Москву и назначен начальником штаба по празднования 1000-летия Крещения Руси.

27 мая 1988 года определением Священного Синода освобождён от обязанностей настоятеля подворья Русской Церкви в Карловых Варах и назначен заместителем председателя ОВЦС.

4 июля 1988 года за успешную организацию празднования 1000-летия крещения Руси награжден именной панагией.

В 1989 году осуществлял организацию празднования 400-летия Патриаршества на Руси.

3 мая 1990 года, в день смерти Патриарха Пимена, назначен членом Комиссии по организации и проведению его погребения. Возглавлял штаб по проведению Поместного Собора 1990 года.

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский

20 июля 1990 года на первом заседании Священного Синода под председательством нового Патриарха Алексия II назначен епископом Ташкентским и Среднеазиатским.

В августе 1990 года возглавлял делегацию Русской Православной Церкви на Святую Гору Афон.

Епископу Владимиру была вверена одна из самых обширных епархий Московского Патриархата, в которую входили Узбекистан, Киргизия, Туркменистан и Таджикистан. Столкнулся с проблемой нехватки духовенства: на 56 приходах епархии не хватало 35 священнослужителей.

25 февраля 1991 года возведён в сан архиепископа.

Поэтому среди первых шагов епископа Владимира было открытие Ташкентского духовного училища. 9 апреля 1998 года Ташкентское духовное училище реорганизовано в семинарию и архиепископ Владимир назначен её ректором. Так исполнилась давняя мечта туркестанских архипастырей о создании в крае собственной духовной семинарии.

25 февраля 2002 года возведён в сан митрополита. Член оргкомитета мирового общественного форума «Диалог цивилизаций».

Попечением митрополита Владимира воздвигнут Духовно-административный центр в Ташкенте и подобный ему в Бишкеке, построено множество новых храмов, открыты монастыри. Учреждены печатные органы епархии — газета «Слово Жизни» (1991) и журнал «Восток Свыше» (2001). К 2003 году число приходов в епархии возросло до 105, клир епархии составили 133 священнослужителя.

Митрополит Омский и Таврический

27 июля 2011 года назначен митрополитом Омским и Тарским.

5 октября 2011 года решением Священного Синода от освобождён от должности ректора Ташкентской духовной семинарии.

6 июня 2012 года назначен главой Омской митрополии; титул изменён на Омский и Таврический.

5 мая 2015 года Священный Синод, рассмотрев его прошение о почислении его на покой, подаваемое архиереями Московского Патриархата в связи с достижением 75-летия, постановил благословить продолжить управление в Омской и Таврической епархией.

16 апреля 2016 года был назначен ректором Омской духовной семинарии преобразованной из духовного училища.

Награды

  • Церковные:
    • Крест с украшениями (1974 год)
    • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира I степени (1988 год, 1990 год)
    • Орден святого князя Владимира II степени (1984 год)
    • Орден святого князя Владимира III степени
    • Орден преподобного Сергия Радонежского I степени
    • Орден преподобного Сергия Радонежского II степени (2005 год)
    • Орден преподобного Серафима Саровского I степени (2010 год)
    • Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени
    • Орден святого князя Даниила Московского III степени (дважды)
    • Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского II степени
    • Именная панагия (1988 год)
    • Орден святых равноаппостольных Кирилла и Мефодия I, II (дважды) и III степеней (Чехословацкая ПЦ)
    • Орден святых апостолов Петра и Павла (Антиохийская ПЦ)
    • Орден святой равноапостольной Нины III степени (Грузинская ПЦ)
    • Медаль Элладской ПЦ
    • Медаль Иерусалимской ПЦ
  • Государственные:
    • Орден Дружбы (от правительства Чехословакии, 1988 год)
    • Орден Дружбы народов (3 июня 1988 года) — за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием крещения Руси
    • Орден «Дустлик» (Узбекистан, 2000 год)
    • Орден «Данакер» (Киргизия, 2011 год)
    • Медаль «Данк» (Киргизия, 2000 год)
    • Памятный знак «Узбекистон Республикаси мустакиллигига 20 йил» (Узбекистан, 2011 год) — за активную и плодотворную деятельность по развитию двустороннего и многостороннего торгово-экономического, инвестиционного, культурного и научно-образовательного сотрудничества с Узбекистаном и в связи с двадцатой годовщиной независимости Республики Узбекистан.
  • Региональные:
    • Юбилейная медаль «Омск. 300-летие» (Омская область, 2016 год)
  • Ведомственные:
    • Медаль «За содружество во имя спасения» (МЧС, 2016 год)
  • Общественные:
    • Международная премия Фонда святого апостола Андрея Первозванного с возложением ордена святого апостола Андрея Первозванного.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Митрохин Н., Тимофеева С. Епископы и епархии Русской Православной Церкви по состоянию на 1 октября 1997 г. М.: Панорама, 1997. стр. 102
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ВЛАДИМИР // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — Т. VIII. — С. 651-652. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-014-5.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Владимир, митрополит Омский и Таврический (Иким Василий Захарович)
  4. Священный Синод назначил правящих архиереев на ряд кафедр Русской Православной Церкви
  5. Журналы заседания Священного Синода от 5—6 октября 2011 года, Журнал № 120
  6. Журналы заседания Священного Синода от 6—7 июня 2012 года, Журнал № 45
  7. http://www.patriarchia.ru/db/text/4067545.html
  8. http://www.patriarchia.ru/db/text/4434244.html
  9. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1988 года № 9057—XI «О награждении орденами СССР религиозных деятелей»
  10. Митрополит Владимир (Иким) награждён государственным орденом Киргизии «Данакер»
  11. Митрополит Владимир (Иким) награждён памятным знаком к 20-летию Республики Узбекистан
  12. Митрополит Омский и Таврический Владимир награжден юбилейной медалью «Омск. 300-летие» Архивная копия от 18 марта 2017 на Wayback Machine
  13. Митрополит Владимир награжден медалью МЧС России Архивная копия от 18 августа 2016 на Wayback Machine

Ссылки

  • Владимир, митрополит Омский и Таврический (Иким Василий Захарович)
  • Публикации на сайте «Русская линия»
  • Доклад Митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира на конференции «Александр Невский», МГИМО, 4 декабря 2007 г. (недоступная ссылка)
  • Труды и награды Митрополита Владимира
  • В годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла ряд архиереев Русской Православной Церкви удостоены церковных наград

Митрополиты

  • Владимир (Иким) (с 2012)

Решение о замещении Омской кафедры
(Из журналов Священного Синода от 27 июля 2011 года)

ЖУРНАЛ № 66

ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о замещении Омской кафедры.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. На основании пункта 26 главы Х Устава Русской Православной Церкви, согласно которому вопрос о времени удовлетворения прошений об уходе на покой, подаваемых архиереями по достижения ими 75-летнего возраста, решается Священным Синодом, почислить Преосвященного митрополита Омского и Тарского Феодосия на покой, удовлетворив прошение, представленное им к заседанию Священного Синода от 12-13 марта 2002 года.

2. Благодарить Преосвященного митрополита Феодосия за многолетние труды по возрождению Омской епархии, выразившиеся в открытии и строительстве новых храмов и монастырей.

3. Просить Патриарха Московского и всея Руси Кирилла определить место пребывания Преосвященного митрополита Феодосия по согласованию с ним.

4. Преосвященным Омским и Тарским быть митрополиту Ташкентскому и Среднеазиатскому Владимиру.

Епархиальный архиерей
(Из Устава Русской Православной Церкви)

1. Епархиальный архиерей, по преемству власти от святых апостолов, есть предстоятель местной церкви ‒ епархии, канонически управляющий ею при соборном содействии клира и мирян.

2. Епархиальный архиерей избирается Священным Синодом, получая о том Указ Патриарха Московского и всея Руси.

3. По мере надобности в помощь епархиальному архиерею Священным Синодом назначаются викарные епископы с кругом обязанностей по усмотрению епархиального архиерея.

4. Архиереи носят титул, включающий наименование кафедрального города. Архиерейские титулы определяются Священным Синодом.

5. Кандидаты в архиереи избираются в возрасте не моложе 30 лет из монашествующих или не состоящих в браке лиц белого духовенства с обязательным пострижением в монашество. Избираемый кандидат должен соответствовать высокому званию епископа по нравственным качествам и иметь богословское образование.

6. Архиереи пользуются всею полнотою иерархической власти в делах вероучения, священнодействия и пастырства.

7. Епархиальный архиерей рукополагает и назначает клириков на место их служения, назначает всех сотрудников епархиальных учреждений и благословляет монашеские постриги.

8. Епархиальный архиерей имеет право принимать в клир своей епархии духовенство из других епархий при наличии отпускных грамот, а также отпускать священнослужителей в иные епархии, предоставляя по запросу архиереев их личные дела и отпускные грамоты.

9. Без согласия епархиального архиерея ни одно решение органов епархиального управления не может быть проведено в жизнь.

10. Епархиальный архиерей может обращаться с архипастырскими посланиями к клиру и мирянам в пределах своей епархии.

11. В обязанность епархиального архиерея входит представление Патриарху Московскому и всея Руси ежегодного отчета по установленной форме о религиозном, административном и финансово-хозяйственном состоянии епархии и о своей деятельности.

12. Епархиальный архиерей является полномочным представителем Русской Православной Церкви перед соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам, относящимся к деятельности епархии.

13. Осуществляя управление епархией, архиерей:

а) заботится о хранении веры, христианской нравственности и благочестия;

б) наблюдает за правильным отправлением богослужения и соблюдением церковного благолепия;

в) несет ответственность за осуществление положений настоящего Устава, постановлений Соборов и Священного Синода;

г) созывает Епархиальное собрание и Епархиальный совет и председательствует на них;

д) применяет право «вето» на решения Епархиального собрания с последующей передачей соответствующего вопроса на рассмотрение Священного Синода;

е) утверждает гражданские уставы приходов, монастырей, подворий и иных канонических подразделений, входящих в епархию;

ж) согласно канонам, посещает приходы своей епархии и осуществляет контроль за их деятельностью непосредственно или через своих полномочных представителей;

з) имеет высшее начальственное наблюдение за епархиальными учреждениями и входящими в его епархию монастырями;

и) наблюдает за деятельностью епархиального клира;

к) назначает на должность (освобождает от должности) настоятелей, приходских священников и иных клириков;

л) представляет на утверждение Священного Синода ректоров Духовных учебных заведений, настоятелей (настоятельниц) и наместников монастырей епархиального подчинения;

м) утверждает состав Приходских собраний;

н) частично или полностью изменяет состав приходского собрания при отступлении членов приходского собрания от канонических правил и установлений Русской Православной Церкви, а также при нарушении ими устава прихода;

о) принимает решение о созыве Приходского собрания;

п) утверждает в должности (освобождает от должности) председателей ревизионных комиссий и казначеев приходов, избранных приходским собранием;

р) выводит из состава Приходских советов членов Приходских советов, нарушающих канонические нормы и уставы приходов;

с) утверждает финансовые и прочие отчеты Приходских советов и ревизионных комиссий приходов;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *