Митрополит питирим нечаев фото

ilipin

Рядом со старинным Вишерским трактом, который связывает бассейн Камы с Печорой, отец Питирим построил храм. Мы зашли к нему в гости, Питирим показал и храм, и свой дом, напоил святой водой.

Упомянул Питирим и про судьбу жившего на другом конце Семи Сосен отшельника Владимира, к которому мы заезжали в 2011 и 2012 году. А в 2014 году он примкнул к отшельникам поселившимся в заброшенной деревне Черепаново. Известная история, к ним администрация края на вертолете прилетала, помогала обустраиваться и уговаривала уезжать, а с ними целый пул журналистов.
Кстати, отшельники во главе с отцом Евстратием, в количестве почти 30 человек, в начале думали осесть как раз в Семи Соснах, а не в Черепаново. Со слов лично довозившего раскольников из Ныроба капитана катера Юры:

«Металлолом тогда вывозили из Чусовского (ныне нежилой, самый большой полностью заброшенный поселок края, мое примечание), грузили все собранное на прицепленный к катеру понтон. Вверх по реке, соответственно, поднимаемся с пустым понтоном.
И вот, стоят на причале около Ныроба «эти». Все какие-то сирые-убогие, в лохмотьях, бабы там, и еще дети с ними малые. Человек 20. Главный (о. Евстратий, раскольник, мое прим.) жирный такой, командует всеми. Рожа его мне сразу не понравилась! Говорит такой:
-«Что с нас возьмете за перевоз?» (от Ныроба до Семи Сосен 80 км по реке, мое прим.)
— А что с вас взять и зачем, и сами в лохмотьях, и с детьми в безлюдную тайгу собрались. Садитесь если так надо на понтон, на катере мест уже нет. Скоро отправляюсь. Так и довез их, высадил в Чусовском. Но что-то им там не понравилось, попросились обратно через несколько дней. Как добрались до Черепаново не знаю, уже без меня как-то.»

Примерно такой катер вывозил металлолом из Чусовского.
И вот Владимир за отшельниками-раскольниками и увязался, переехал в Черепаново в начале лета 2014 года. К осени журналисты и администрация подняли шум-гам, дети там, в тайге, и вообще как зимовать будут, помрут — а нам отвечай! Уговорили так или иначе, и разъехались к холодам почти все отшельники. Зимовали в Черепаново Владимир и еще один оставшийся мужик из «православной секты», вдвоем значит. Благо и дом у них был, и припасов на целую общину завезли, не голодали уж точно. Но затосковал Владимир по людям, не зря же к ошельникам прибился. Решил по весне, когда снег плотный, и наст держит, выйти к людям. Говорят, пошел на лыжах, собрав в котомку пожитки. Но к людям так и не вышел, что то случилось по неблизкой дороге. От Черепаново до ближайших людей в Верхней Колве — 40 км. Это по прямой, по реке раза в 2 больше, если не плутать. Весной, например, провалиться в ручей, или полынью — легче легкого, и даже для здорового человека в одного, в тайге, практически наверняка смертельно…

Мы с отшельником Владимиром

Отец Питирим говорит, что мог и выйти, поскольку несмотря на внешний вид вынослив и крепок. А дальее — уехал на юг, к морю, как мечтал, и мы просто об этом не узнали… Будем верить?

Tags: Озеро Ядерное, экспедиция

Архимандрит Тихон (Шевкунов) о Митрополите Питириме (Видео)

На литературном вечере архимандрита Тихона (Шевкунова) попросили несколько слов сказать о том, каким ему запомнился митрополит Питирим (Нечаев)?

Митрополит Питирим (Нечаев)

С 1963 года по 1994 возглавлял Издательский отдел Московской Патриархии, в 1980-е бывший наиболее влиятельным и профессионально укомплектованным структурным подразделением Патриархии и выполнявший, наряду с Отделом внешних церковных сношений, внешнеполитические функции. Как Председатель Издательского отдела, совершал многочисленные зарубежные поездки; владел английским языком на уровне, достаточном для частного общения и неофициального выступления перед публикой, хотя предпочитал обращаться к помощи переводчиков.

С Крещения 1972 года до конца жизни регулярно служил в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Брюсов переулок № 15/2). В конце 1980-х был заметной фигурой в московских интеллектуальных и музыкальных кругах. Никогда не был постоянным членом Священного Синода, но в 1980-х годах считался одним из наиболее влиятельных иерархов РПЦ.

– Митрополит Питирим был совершенно уникальный человек. Я его встретил первый раз еще до того, как поехал в Псково-Печерский монастырь. Мне нужно было зачем-то в Новодевичий монастырь. Там служил священник, историк по образованию. И вдруг я увидел, как подъехала машина, то ли победа, то ли волга, оттуда вышел поразительной красоты человек. Монах в рясе, огненный, потрясающий совершенно взор, и просто молниеносно взлетел по лестнице и куда-то пошел. Это мне запомнилось на всю жизнь. Я говорю: «Кто это?» Мне говорят: «Это архиепископ Питирим».

Он был человеком красивым и внешне, и внутренне. Бесконечное благородство и удивительная человеческая красота, порода, что называется. Одной только священнической династии у него было 400 лет. Трое святых в роду, в том числе Питирим Тамбовский.

Это была действительно совокупность таких совершенств. Это был настоящий монах. Это был настоящий деятель.

Дочь Эйзенхауэра в своих мемуарах написала: «Самый красивый мужчина, которого я встречала — это архиепископ Питирим».

Это была действительно совокупность совершенств. Настоящий монах. Настоящий деятель. Человек, который брал на себя тяжелейший груз стояния за Церковь в богоборческом государстве. Когда в этих архиереев кидают камнями, мне становится страшно больно не за них — потому что они святы — а за тех людей, которые позволяют себе это делать, страшно за людей, которых они соблазняют, ибо они, действительно, не ведают, что творят.

Вообще тема жизни Святой Церкви в богоборческом государстве — еще неисследованная тема, которую Русская Церковь, как некое приношение, может со временем обобщить и передать всему христианскому миру. Это же уникальный, потрясающий опыт! Если сейчас получится, если Господь благословит, я обязательно сделаю телевизионный художественный фильм, восьми или десятисерийный, о жизни Церкви в этот период. Скорее всего, там будет два героя: архиепископ Лука и Сталин. Два непересекающихся мира.

Так вот, митрополит Питирим — это непонятый, во многом оболганный человек, перенесший необычайные нравственные и духовные страдания, потому что в конце жизни с ним поступали несправедливо, причем иногда и церковный люд.

Это один из самых прекрасных людей, с которыми я встречался.

Сочинения

  • Значение любви в аскетических воззрениях преп. Симеона Нового Богослова. Диссертация на соискание степени кандидата богословия
  • Окончание учебного года в Московских духовных школах. ЖМП. 1960, № 7;
  • Во имя единения и мира. (Посещение Свят. Патр. Алексием Сербского, Болгарского и Румынского Патриархов). ЖМП. 1962, № 7;
  • Осенние праздники в Троице-Сергиевой Лавре в московской духовной школе. ЖМП. 1962, № 11;
  • Речь при наречении во епископа Волоколамского. ЖМП. 1963, № 2, с. 6;
  • Слово в день памяти Святителя и Чудотворца Алексия. ЖМП. 1963, № 2, с. 6;
  • Несколько дней паломничества. ЖМП. 1962, № 9;
  • Литературные труды Св. Патриарха Болгарского Кирилла. ЖМП. 1965, № 5;
  • Этические стороны быстрого экономического развития в мировой перспективе и развивающиеся страны». ЖМП. 1966, № 10. с. 64-70. Доклад на всемирной конференции «Церковь и общество». Женева, 12-25 июля 1966 года;
  • Арсений, архиепископ Элассонский, и его поэма об учреждении русского патриаршества. Богословские труды, 1968, сб. 4, с. 251-256;
  • Труды и странствование смиренного Арсения, архиеп. Эласонского и повествование об установлении Московского патриаршества. Богословские труды, 1968, сб. 4, с. 257-279;
  • Религиозные основы миротворчества. ЖМП. 1969, № 4, с. 42-46;
  • Патриарх Сергий в истории восстановления патриаршества. ЖМП. 1969, № 5, с. 63-71;
  • Слово в неделю русских святых. ЖМП. 1969, № 7, с. 15-16;
  • Этот день принадлежит Церкви. ЖМП. 1970, № 6, № 2, с. 25-29;
  • Надгробное слово при отпевании Свят. Патриарха Алексия (21 апр. 1970 г.). ЖМП. 1970, № 6, с. 26-29;
  • Основные проблемы современного богословского исследования в их развитии с конца ХIХ века. Богословские труды, 1970, сб. 5, с. 215-226;
  • О волоколамском Патерике (публикация). Богословские труды, сб. 10, с. 175-224;
  • Из древних сокровищ Эфиопской Церкви (публикация). Богословские труды, сб. 10, с. 225-251;
  • Некролог о прот. Бонифатии Ивановиче Соколове. ЖМП. 1971, № 4, с. 34;
  • У гроба Патриарха Грузинского. ЖМП. 1972, № 6, с. 57-63;
  • Слово на выпускном акте в Московских духовных школах 15 июня 1972 года. ЖМП. 1972, № 7, с. 12-13;
  • К 50-летию Союза ССР. ЖМП. 1972, № 12, с. 37-39;
  • Братские визиты Предстоятеля Русской Церкви. ЖМП. 1973, № 2, с. 12-20; № 3, с. 8-13; № 4, с. 10-17; № 5, с. 11-18;
  • У святителя Спиридона в Керхире. ЖМП. 1974, № 1, с. 44-46;
  • О душе воскрешенной. ЖМП. 1974, № 2, с. 30;
  • О поездке Патриарха Пимена в Эфиопию. ЖМП. 1974, № 5, с. 38-47;
  • Церковь как претворение Тринитарного Домостроительства. ЖМП. 1975, № 1, с. 58-63. Доклад, прочитанный на конференции «Церковные дни-74» в Упсале, Швеция, 30 авг.-3 сент. 1974 г.
  • Церковь и свершение творения. ЖМП. 1975, № 1, с. 64-67-76 (примечания). Доклад, прочитанный на конференции «Церковные дни-74» в Упсале, Швеция, 30 авг.-3 сент. 1974 г.
  • Слово в Неделю 16-ю по Пятидесятнице. ЖМП. 1976, № 1, с. 35-36. Произнесено 12 окт. 1975 года в Покровском храме МДА за Божественной литургией
  • О блаженном Августине. Богословские труды, 1976, сб. 15, с. 3;
  • Слово в Неделю Всех святых. ЖМП. 1977,. № 8, с. 66;
  • Максим, Патриарх Болгарский. (О сборнике статей и речей Патриарха Болгарского Максима»). ЖМП. 1977, № 10, с. 53;
  • Интронизация Блаженнейшего Патриарха Румынского Иустина I. ЖМП. 1977, № 11, с. 44-47;
  • Погребение Блаженнейшего Архиепископа Кирского Макария. ЖМП. 1977, № 11, с. 47-50;
  • Памяти Блаженнейшего Архиепископа Кипрского Макария. ЖМП. 1977, № 12, с. 39-44;
  • Перед панихидой в родительскую субботу. ЖМП. 1978, № 2, с. 28;
  • Слово в день поминовения святейшего Патриарха Алексия. ЖМП. 1978, № 2, с. 32;
  • В Неделю Всех святых. ЖМП. 1979, № 6, с. 27;
  • Лампада Преподобного Сергия. ЖМП. 1979, № 9, с. 32;
  • Слово перед панихидой (11 сентября 1980 г.) ЖМП. 1980, № 9, с. 52;
  • Слово на торжественном акте в Покровском храме МДА 21 сентября 1980 г. ЖМП. 1980, № 12, с. 17;
  • Слово под Новый год. ЖМП. 1981, № 1, с. 26. Произнесено в 1979 г. в храме воскресения Словущего в Москве
  • Слово в день памяти св. Иоанна Златоуста. ЖМП. 1981, № 2, с. 37;
  • Слово на Пассии 3 марта 1981 года. ЖМП. 1981, № 8, с. 43;
  • Слово о послушании. ЖМП. 1982, № 1, с. 44. Произнесено 29 нояб. 1981 г. в храме Воскресения Словущего в Москве
  • Рождественское письмо к христианам публицистам. ЖМП. 1982, № 1, с. 66;
  • Богословие свят. Патриарха Пимена. Его общественное и миротворческое служение. ЖМП. 1983, № 2, с. 20;
  • Слово на Вознесение Господне. ЖМП. 1983, № 9, с. 36;
  • Пастырская дидактика св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. ЖМП. 1984; № 3, с. 70. Речь при вручении ему диплома доктора богословия 22 нояб. 1983 г.
  • Слово в день памяти св. пророка Божия Елисея. ЖМП. 1984, № 8, с. 41. Произнесено 27 июня 1984 г. в храме Вокресения Словущего в Москве
  • Жертва вечерняя. ЖМП. 1985, № 1, с. 40. Произнес. в хр. Воскресения Словущего в Москве 29 июля 1984 г.
  • Свете Тихий. ЖМП. 1985, № 2, с. 41. Слово произ. после акафиста в хр. Воскресения Словущего в Москве, 25 нояб. 1984 г.
  • О званых и избранных. ЖМП. 1985, № 12, с. 34;
  • Ангела Хранителя у Господа просим (21 нояб. 1985 г.) ЖМП. 1986, № 1, с. 41;
  • Дидактические принципы Яна Амоса Коменского и их влияние на становление богословского образования в русской духовной школе. ЖМП. 1986, № 5, с. 69-72; № 6, с. 70-75.

Питирим (Нечаев)

В Википедии существуют статьи о других людях с именем Питирим и фамилией Нечаев.

Митрополит Питирим

Митрополит Волоколамский и Юрьевский

23 мая 1963 — 4 ноября 2003
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Василий (Кривошеин)
Преемник Иларион (Алфеев)

4-й Глава издательского отдела Московской патриархии

23 мая 1963 — 3 декабря 1994
Предшественник Никодим (Ротов)
Преемник Тихон (Емельянов)
Имя при рождении Константин Владимирович Нечаев
Рождение 8 января 1926
Козлов
Смерть 4 ноября 2003 (77 лет)
Москва, Россия
Похоронен
  • Даниловское кладбище
Принятие священного сана 4 декабря 1954
Принятие монашества 13 апреля 1959
Епископская хиротония 23 мая 1963
Награды
Митрополит Питирим на Викискладе

Митрополи́т Питири́м (в миру Константи́н Влади́мирович Неча́ев; 8 января 1926, Козлов, Тамбовская губерния — 4 ноября 2003, Москва) — епископ Русской православной церкви (РПЦ), митрополит Волоколамский и Юрьевский.

С 1963 по 1994 год возглавлял издательский отдел Московской патриархии, в 1980-х бывший наиболее влиятельным и профессионально укомплектованным структурным подразделением патриархии и выполнявший, наряду с отделом внешних церковных сношений, внешнеполитические функции.

С Крещения Господня 1972 года до конца жизни регулярно служил в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Брюсов переулок, № 15/2). В конце 1980-х был заметной фигурой в московских интеллектуальных и музыкальных кругах. Никогда не был постоянным членом Священного синода, но в 1980-х годах считался одним из наиболее влиятельных иерархов РПЦ.

Происхождение, детство, образование

Родился в семье священника. Согласно семейному преданию, в числе его предков были клирики-миссионеры, сопровождавшие епископа Питирима, посланного в новую Тамбовскую епархию в половине 1680-х годов

По окончании средней школы в 1943 году поступил в Московский институт инженеров транспорта.

В 1944 году стал одним из студентов первого набора открывшихся 14 июня в московском Новодевичьем монастыре Богословского института и Богословско-пастырских курсов, в 1946 году преобразованных в Московскую Духовную Академию и Семинарию.

В 1945 году был замечен патриархом Алексием I и стал его иподиаконом.

В 1951 году окончил Академию со степенью кандидата богословия, оставлен профессорским стипендиатом по кафедрам патристики и разбора западных вероисповеданий. С 1951 преподавал историю и разбор западных вероисповеданий в МДА.

15 февраля 1952 года патриархом Алексием рукоположён во диакона.

В 1953 году получил звание доцента; 4 декабря 1954 года рукоположён во священника. Проходил пастырское служение в крестовом патриаршем храме.

С 1957 года — преподаватель Священного Писания Нового Завета.

Архиерейство

23 мая 1963 года, в Вознесение Господне, хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии за литургией в Богоявленском патриаршем соборе. Хиротонию совершали: патриарх Алексий I, архиепископы: Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов), Можайский Леонид (Поляков), Калужский и Боровский Леонид (Лобачёв), Новгородский и Старорусский Сергий (Голубцов) и епископы: Киприан (Зёрнов) Дмитровский и Донат (Щёголев).

23 мая 1963 года одновременно с хиротонией во епископа был назначен председателем издательского отдела Московского патриархата и оставался на этом посту более 30 лет — до 3 декабря 1994 года, когда в связи с преобразованием издательского отдела в издательский совет был освобождён от должности его председателя. За этот период численность сотрудников выросла с 20 до 173 штатных и более 300 внештатных сотрудников.

Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим и супруга Михаила Горбачева Раиса Максимовна в 1989 год

В 1964—1965 годах временно управлял Смоленской епархией.

В ноябре 1971 года была образована английская редакция «Журнала Московской Патриархии», имевшая подписчиков более чем в 50 странах.

9 сентября 1971 года возведён в сан архиепископа.

Заботами архиепископа Питирима издательский отдел, ранее ютившийся под одной крышей с трапезным Успенским храмом Новодевичьего монастыря, получил в аренду здание на Погодинской улице, 20, с правом его реконструкции. Переезд состоялся осенью 1981 года. В новом здании, помимо чисто издательской деятельности, митрополит Питирим организовал работу отдела фотовыставок, киносъёмочной группы, отдела слайдфильмов, видеофильмов, звукозаписи, справочно-библиографического отдела, отдела переводов и др.

В 1986 году занял полугосударственную должность члена правления Советского фонда культуры, основанную Раисой Горбачёвой, что стало первым случаем назначения деятеля Церкви на столь высокую должность за сорок лет. Стал сопровождать её мужа в некоторых международных поездках.

30 декабря 1986 года возведён в сан митрополита с титулом «Волоколамский и Юрьевский». По воспоминаниям сотрудника «Журнала Московской Патриархии» Вячеслава Овсянникова, инициатива изменения титула исходила от патриарха Пимена, который, присваивая звание митрополита, сказал: «Преосвященнейший, у вас должен быть двойной титул, если вы митрополит! Неудобно быть митрополиту с одним только титулом: „митрополит Волоколамский“!» И владыка ему ответил: «Вот, у нас есть Середа Юрьевская, там храм!» — «Прекрасно! Вы будете Волоколамский и Юрьевский!»

В 1987 году назначен председателем редакционной коллегии сборника «Богословские труды».

Добился открытия сначала одного храма Иосифо-Волоколамского монастыря, а затем и всего монастыря, настоятелем которого был назначен в 1989 году и оставался в этой должности до смерти.

17 марта 1989 года избран народным депутатом СССР от Советского фонда культуры. Был членом комитета Верховного Совета СССР по делам воинов-интернационалистов, членом Комиссии Верховного Совета по вопросам депутатской этики.

13 сентября назначен членом Комиссии Священного синода по вопросам издательства и церковной печати.

7 июня 1990 года на Поместном соборе кандидатура митрополита Питирима была предложена в качестве одной из дополнительных к троим, избранным в качестве кандидатов на патриарший престол Архиерейским собором накануне, 6 июня. Получил поддержку 128 участников Собора из 316 — больше, чем прочие выдвинутые дополнительные кандидаты (митрополиты Филарет (Вахромеев) и Ювеналий (Поярков)), но меньше, чем было необходимо (половина голосов) для внесения в список для голосования.

После провала ГКЧП в августе 1991 года Глеб Якунин обвинил митрополита Питирима в сотрудничестве с органами госбезопасности и путчистами (недоступная ссылка).

На Архиерейском соборе, собравшемся 29 ноября 1994 года, издательская деятельность вообще и ситуация в редакции «Журнала Московской Патриархии» в особенности была подвергнута детальной критике патриархом Алексием II. Собор принял решение «считать Издательский отдел Московского Патриархата исполнившим своё первоначальное предназначение и благодарить Председателя и коллектив сотрудников за многолетние и полезные труды на благо Святой Церкви».

3 декабря в связи с преобразованием издательского отдела в издательский совет освобождён от должности его председателя. При передаче, после его ухода, редакционно-издательского комплекса «в непосредственное ведение Московской Патриархии» архив издательского отдела, собиравшийся десятилетиями, был расхищен.

27 декабря освобождён от должности главного редактора «Журнала Московской Патриархии» и председателя редакционной коллегии сборника «Богословские труды».

В 2001 году организовал в МИИТе первую среди технических вузов России кафедру теологии.

Смерть и похороны

Одно из последних публичных появлений владыки Питирима состоялось в пасхальную ночь с 26 на 27 апреля 2003 года, когда из-за болезни патриарха Алексия II он возглавил пасхальное богослужение в Храме Христа Спасителя. В тот же день ранее он принимал участие в чине Схождения Благодатного Огня в Иерусалиме, который и доставил в Москву к началу ночного пасхального богослужения.

В июне перенес тяжелую хирургическую операцию, но, несмотря на это, принял участие в торжествах, посвященных 100-летию канонизации преподобного Серафима Саровского, которые проходили летом этого года в Сарове и Дивееве. По возвращении из поездки болезнь вновь обострилась, и митрополит Питирим в течение нескольких недель находился в госпитале. 12 октября его в госпитале посетил патриарх Алексий II.

Скончался 4 ноября 2003 года в Центральном военном госпитале после тяжёлой болезни.

5 и 6 ноября гроб с телом митрополита Питирима находился в храме Воскресения Словущего на Успенском вражке. В храме совершались заупокойные богослужения в течение этих двух дней, люди приходили, чтобы проститься с почившим.

Утром 7 ноября в Богоявленском кафедральном соборе была совершена заупокойная литургия по почившему митрополиту Питириму, которую возглавил архиепископ Верейский Евгений (Решетников) в сослужении епископа Орехово-Зуевского Алексия (Фролова), Красногорского Саввы (Волкова) и Дмитровского Александра (Агрикова). После литургии Патриарх Алексий II в сослужении членов Священного Синода и собора архиереев совершил чин отпевания, перед которым произнёс надгробное слово, в котором отметил труды митрополита Питирима в его архипастырском и общественном служении. На отпевании присутствовали Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко, мэр Москвы Ю. М. Лужков, члены правительства Москвы, представители органов власти и общественных организаций, деятели науки и культуры.

Могила митрополита Питирима на Даниловском кладбище

Похоронен на Даниловском кладбище Москвы, рядом с могилами родителей и родственников.

В марте 2004 года по инициативе ректора МИИТа Б. А. Лёвина был создан фонд «Наследие митрополита Питирима».

При содействии Московского метрополитена 26 октября 2005 года на могиле был торжественно открыт памятник митрополиту Питириму. Установлены также барельеф с его изображением в домовом храме МИИТа и гранитный крест в Иосифо-Волоцком монастыре в память всех его строителей и игуменов.

Ежегодно организуются мемориальные «Питиримовские чтения».

Примечания

  1. Блаженной памяти митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима // Церковный вестник. — № 21(274). — Ноябрь 2003.
  2. Николай Бульчук. «В нашей семье было только так: “Церковь – это праздник!”» // Православие.Ru, 4.11.2016.
  3. Митрополит Питирим. «Святейший Патриарх Алексий и его окружение». На официальном сайте МП 8 ноября 2007 г.
  4. Дронов М., протоиерей. Главный редактор. Воспоминания очевидца. // Журнал Московской Патриархии. — 2011. — № 8—9.
  5. Митрохин Н. Русская православная церковь в 1990 году // НЛО : журнал. — 2007. — № 3.
  6. 1 2 Бульчук Н. «Мне все нравилось во владыке». Митрополит Питирим в воспоминаниях Вячеслава Петровича Овсянникова. Православие.ru.
  7. Евдокимов П. Митрополит в погонах. religare.ru, 10.2.2006.
  8. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 1994. — Изд. Московской Патриархии, 1995. — С. 33.
  9. Определение «Об издательской деятельности». Патриархия.ru.
  10. «Общение с владыкой Питиримом было всегда школой для любого думающего человека». Православие.ru.
  11. 1 2 Патриарх отпел митрополита: похороны. // Коммерсантъ, 10.11.2003.
  12. Святейший Патриарх совершил отпевание митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима. Седмица.ru
  13. Могила Питирима на Даниловском кладбище
  14. Настоятель русского храма Исландии на время отпуска передал икону в католическую церковь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *