Митрополит сурожский антоний

26 цитат митрополита Антония Сурожского

  1. Мы не всегда доверяем тому, что Бог в нас верит; и поэтому мы не всегда способны верить в себя. («Человек перед Богом»)

  2. Только тот может другого учить и вести, кто сам является учеником и послушником. («Человек перед Богом»)

  3. Ближний, в понимании Евангелия, это тот, кто нуждается в нас. («Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия»)

  4. … требовательность в любви сказывается, прежде всего, в том, чтобы любимого человека вдохновлять, чтобы его уверить в том, что он бесконечно значителен и ценен, что в нем есть все необходимое, чтобы вырасти в большую меру человечности. («Человек перед Богом»)

  5. Дело пастыря – вглядываться в своих пасомых, вглядываться молитвенно, вглядываться смиренно и им помочь стать тем, чем они призваны Богом. («Пастырство»)

  6. Когда тебя хвалят, ты делай две вещи. Первое: запомни, за что тебя хвалят, и старайся стать таковым. А во-вторых, никогда не старайся людей разубедить, потому что чем больше будешь разубеждать, тем больше люди будут видеть в тебе смирение, которого в тебе вовсе нет…(«Пастырство»)

  7. Ставьте перед собой вопрос, как вас судит Евангелие. Евангелие меня не осуждает, оно меня зовет к вечной жизни. Как я отвечаю на этот зов к вечной жизни Евангелия, и что мне мешает ответить на него? («Пастырство»)

  8. Мы все находимся во власти времени, но по своей вине, время тут ни при чем. То, что время течет, и то, что мы куда-то спешим, – две совсем разные вещи. Спешить – это внутреннее состояние; действовать точно, метко, быстро – это дело совсем другое. («Пастырство»)

  9. Поспешность заключается в том, что человек хочет быть на полвершка перед собой: не там, где он находится, а все время чуть впереди. И пока человек так живет, он молиться не будет, потому что тот человек, которого здесь нет, не может молиться, а тот, который есть здесь, не молится.(«Пастырство»)

  10. Мы забываем, что есть грех в нашей жизни, делаемся к нему нечуткими, забываем его легко, скорбим о нем мало. А вместе с тем, это – единственное несчастье человеческой жизни.(«Проповеди»)

  11. Грех убивает. Он убивает нашу душу, делая ее нечуткой и черствой, он убивает отношения наши с Богом и с людьми; он убивает совесть нашу и жизнь в других, он убивает Христа на Кресте. («Проповеди»)

  12. Вечность не заключается в том, что когда-то после смерти мы будем жить без конца. Вечность – это наша приобщенность к Богу. («Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия»)

  13. Чудо заключается в том, что Бог посредством веры человека восстанавливает гармонию, которая раньше существовала и была нарушена человеческой злобой, безумием, грехом. («Начало Евангелия…»)

  14. Покаяние заключается в том, чтобы прийти в сознание, принять решение и действовать соответственно. Плакаться – недостаточно, больше того – бесплодно. («Начало Евангелия…»)

  15. Любить всегда стоит дорого; потому что любить по-настоящему – это значит так отнестись к другому, что твоя жизнь тебе уже не дорога – его жизнь дорога, его душа дорога, его судьба дорога. («Проповеди»)

  16. Не только умирать трудно – жить трудно. Иногда жить труднее, чем умирать, потому что это значит умирать изо дня в день. Умереть разом порой легче. («Проповеди»)

  17. Грех убивает все в жизни – и меньше всего мы ощущаем его как смерть. Плачем мы обо всем, сетуем обо всем, горюем обо всем, кроме как о том, что заживо умираем, что постепенно вокруг нас образуется непроходимое кольцо отчужденности и от грешника, и от праведника, и от Бога, что это кольцо не может разомкнуться даже любовью других, потому что нам тем более стыдно и страшно, чем больше нас любят… («Проповеди»)

  18. Иногда малая капля сердечности, одно теплое слово, один внимательный жест могут преобразить жизнь человека, который иначе должен был бы справляться со своей жизнью в одиночку (Беседа на Притчу о милосердном самарянине)

  19. Кто наш ближний? Кто тот, ради которого я должен отвлечься от глубочайших переживаний сердца, от высших интересов ума, от всего лучшего, что я переживаю? – то ответ Христов прямой и простой: Всякий! Всякий, кто в нужде, на любом уровне; на самом простом уровне пищи и крова, нежности и сердечности, внимания и дружбы. («Беседа на Притчу о милосердном самарянине»)

  20. Все в жизни – милость, и все в жизни может быть радостью, если радостным сердцем равно воспринимать то, что дается, и то, что отнимается. («Проповеди»).

  21. Мы должны помнить, что всякий человек, кого мы встретим в течение нашей жизни, даже случайно, даже находясь в метро, в автобусе, на улице, на кого мы посмотрели с сочувствием, с серьезностью, с чистотой, даже не сказав ни слова, может в одно мгновение получить надежду и силу жить.

    Есть люди, которые проходят через годы, никем не опознанные, проходят через годы, будто они ни для кого не существуют. И вдруг они оказались перед лицом неизвестного им человека, который на них посмотрел с глубиной, для которого этот человек, отверженный, забытый, несуществующий — существует. И это начало новой жизни. Об этом мы должны помнить.
    С сай

  22. Я предлагаю вам сейчас: в течение какого-нибудь получаса посидеть в церкви молча, не разговаривая друг с другом, лицом к лицу с самим собой, и поставить себе вопрос: справедливо ли то, что сейчас было сказано? Не стою ли я преградой на своем пути? Не набрасываю ли я свою тень на все то, что вокруг облито солнцем? Не прожил ли я всю свою жизнь, весь ее простор и глубину сводя только к себе, думая о том, что мне отрадно, что мне страшно, что мне полезно, что мне нужно? А если так — не могу ли я найти в своем кругу, в кругу своих интересов и людей несколько человек или несколько предметов, на которых я мог бы, в виде упражнения, с усилием, против всех своих привычек, сосредоточить взор и внимание так, чтобы их поставить в центр моей жизни? И спросить себя: кому я могу сделать добро? Кому я могу послужить на пользу опытом своей жизни — и добрым, и злым опытом жизни? («Труды»)

  23. Как перед лицом гроба можно начать молиться словами Благословен Бог наш? Сколько нужно веры, доверия, почитания Бога, принятия Его путей, смирения — или хотя бы воли ко всему этому, — чтобы благословить Бога в момент, когда все самое дорогое у нас отнимается… Вот это момент предельной, может быть, трезвости православного богослужения. Благослови Господа — потому что центр в Нем, не в тебе, даже не в том любимом человеке, которой лежит теперь мертвый перед тобой. Этот человек нас собрал не своей смертью, а своей жизнью, и привел пред лицо Божие созерцать пути Божии, тайны Божии, поклониться в ужасе и благоговении перед Богом, Который остается и в эти страшные моменты Богом любви.

  24. Когда мы стараемся понять, какое значение Сам Бог придает человеку, мы видим, что мы куплены дорогой ценой, что цена человека в глазах Божиих — вся жизнь и вся смерть, трагическая смерть Его Единородного Сына на кресте. Вот как Бог мыслит человека — как Своего друга, созданного Им для того, чтобы он разделил с Ним вечность.

  25. Каждый человек — это икона, которую нужно отреставрировать, чтобы увидеть Лик Божий.

  26. Мне пришлось раз стоять в ожидании такси около гостиницы «Украина». Ко мне подошел молодой человек и говорит: «Судя по вашему платью, вы верующий,священник?» Я ответил: «Да». — «А я вот в Бога не верю…» Я на него посмотрел,говорю: «Очень жаль!» — «А как вы мне докажете Бога?» — «Какого рода доказательство вам нужно?» — «А вот: покажите мне на ладони вашего Бога,и я уверую в Него…» Он протянул руку, и в тот момент я увидел, что у него обручальное кольцо. Я ему говорю: «Вы женаты?» — «Женат» — «Дети есть?» — «И дети есть» — «Вы любите жену?» — «Как же, люблю» — «А детей любите?» — «Да» — «А вот я не верю в это!» — «То есть как: не верю? Я же вам говорю…» — «Да, но я все равно не верю. Вот выложите мне свою любовь на ладонь, я на нее посмотрю и поверю…» Он задумался: «Да, с этой точки зрения я на любовь не смотрел!…»

Подготовила Мария Хорькова

Владыка Антоний имел невероятный дар слова. Искать в его беседах и проповедях наиболее яркие места – дело неблагодарное, потому что каждая буква, каждый звук в его словах неслучайны, выстраданы и глубоко продуманы. Наша подборка, таким образом, не является сколько-нибудь попыткой найти лучшее среди того, что говорил митрополит Антоний. Это всего лишь некоторые его слова, которые, возможно, для кого-то станут поводом для новой Встречи с Владыкой.

  1. Мы не всегда доверяем тому, что Бог в нас верит; и поэтому мы не всегда способны верить в себя. («Человек перед Богом»)

  2. Только тот может другого учить и вести, кто сам является учеником и послушником. («Человек перед Богом»)

  3. Ближний, в понимании Евангелия, это тот, кто нуждается в нас. («Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия»)

  4. … требовательность в любви сказывается, прежде всего, в том, чтобы любимого человека вдохновлять, чтобы его уверить в том, что он бесконечно значителен и ценен, что в нем есть все необходимое, чтобы вырасти в большую меру человечности. («Человек перед Богом»)

  5. Дело пастыря – вглядываться в своих пасомых, вглядываться молитвенно, вглядываться смиренно и им помочь стать тем, чем они призваны Богом. («Пастырство»)

  6. Когда тебя хвалят, ты делай две вещи. Первое: запомни, за что тебя хвалят, и старайся стать таковым. А во-вторых, никогда не старайся людей разубедить, потому что чем больше будешь разубеждать, тем больше люди будут видеть в тебе смирение, которого в тебе вовсе нет…(«Пастырство»)

  7. Ставьте перед собой вопрос, как вас судит Евангелие. Евангелие меня не осуждает, оно меня зовет к вечной жизни. Как я отвечаю на этот зов к вечной жизни Евангелия, и что мне мешает ответить на него? («Пастырство»)

  8. Мы все находимся во власти времени, но по своей вине, время тут ни при чем. То, что время течет, и то, что мы куда-то спешим, – две совсем разные вещи. Спешить – это внутреннее состояние; действовать точно, метко, быстро – это дело совсем другое. («Пастырство»)

  9. Поспешность заключается в том, что человек хочет быть на полвершка перед собой: не там, где он находится, а все время чуть впереди. И пока человек так живет, он молиться не будет, потому что тот человек, которого здесь нет, не может молиться, а тот, который есть здесь, не молится.(«Пастырство»)

  10. Мы забываем, что есть грех в нашей жизни, делаемся к нему нечуткими, забываем его легко, скорбим о нем мало. А вместе с тем, это – единственное несчастье человеческой жизни.(«Проповеди»)

  11. Грех убивает. Он убивает нашу душу, делая ее нечуткой и черствой, он убивает отношения наши с Богом и с людьми; он убивает совесть нашу и жизнь в других, он убивает Христа на Кресте. («Проповеди»)

  12. Вечность не заключается в том, что когда-то после смерти мы будем жить без конца. Вечность – это наша приобщенность к Богу. («Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия»)

  13. Чудо заключается в том, что Бог посредством веры человека восстанавливает гармонию, которая раньше существовала и была нарушена человеческой злобой, безумием, грехом. («Начало Евангелия…»)

  14. Покаяние заключается в том, чтобы прийти в сознание, принять решение и действовать соответственно. Плакаться – недостаточно, больше того – бесплодно. («Начало Евангелия…»)

  15. Любить всегда стоит дорого; потому что любить по-настоящему – это значит так отнестись к другому, что твоя жизнь тебе уже не дорога – его жизнь дорога, его душа дорога, его судьба дорога. («Проповеди»)

  16. Не только умирать трудно – жить трудно. Иногда жить труднее, чем умирать, потому что это значит умирать изо дня в день. Умереть разом порой легче. («Проповеди»)

  17. Грех убивает все в жизни – и меньше всего мы ощущаем его как смерть. Плачем мы обо всем, сетуем обо всем, горюем обо всем, кроме как о том, что заживо умираем, что постепенно вокруг нас образуется непроходимое кольцо отчужденности и от грешника, и от праведника, и от Бога, что это кольцо не может разомкнуться даже любовью других, потому что нам тем более стыдно и страшно, чем больше нас любят… («Проповеди»)

  18. Иногда малая капля сердечности, одно теплое слово, один внимательный жест могут преобразить жизнь человека, который иначе должен был бы справляться со своей жизнью в одиночку (Беседа на Притчу о милосердном самарянине)

  19. Кто наш ближний? Кто тот, ради которого я должен отвлечься от глубочайших переживаний сердца, от высших интересов ума, от всего лучшего, что я переживаю? – то ответ Христов прямой и простой: Всякий! Всякий, кто в нужде, на любом уровне; на самом простом уровне пищи и крова, нежности и сердечности, внимания и дружбы. («Беседа на Притчу о милосердном самарянине»)

  20. Все в жизни – милость, и все в жизни может быть радостью, если радостным сердцем равно воспринимать то, что дается, и то, что отнимается. («Проповеди»).

  21. Мы должны помнить, что всякий человек, кого мы встретим в течение нашей жизни, даже случайно, даже находясь в метро, в автобусе, на улице, на кого мы посмотрели с сочувствием, с серьезностью, с чистотой, даже не сказав ни слова, может в одно мгновение получить надежду и силу жить.

    Есть люди, которые проходят через годы, никем не опознанные, проходят через годы, будто они ни для кого не существуют. И вдруг они оказались перед лицом неизвестного им человека, который на них посмотрел с глубиной, для которого этот человек, отверженный, забытый, несуществующий — существует. И это начало новой жизни. Об этом мы должны помнить.
    С сай

  22. Я предлагаю вам сейчас: в течение какого-нибудь получаса посидеть в церкви молча, не разговаривая друг с другом, лицом к лицу с самим собой, и поставить себе вопрос: справедливо ли то, что сейчас было сказано? Не стою ли я преградой на своем пути? Не набрасываю ли я свою тень на все то, что вокруг облито солнцем? Не прожил ли я всю свою жизнь, весь ее простор и глубину сводя только к себе, думая о том, что мне отрадно, что мне страшно, что мне полезно, что мне нужно? А если так — не могу ли я найти в своем кругу, в кругу своих интересов и людей несколько человек или несколько предметов, на которых я мог бы, в виде упражнения, с усилием, против всех своих привычек, сосредоточить взор и внимание так, чтобы их поставить в центр моей жизни? И спросить себя: кому я могу сделать добро? Кому я могу послужить на пользу опытом своей жизни — и добрым, и злым опытом жизни? («Труды»)

  23. Как перед лицом гроба можно начать молиться словами Благословен Бог наш? Сколько нужно веры, доверия, почитания Бога, принятия Его путей, смирения — или хотя бы воли ко всему этому, — чтобы благословить Бога в момент, когда все самое дорогое у нас отнимается… Вот это момент предельной, может быть, трезвости православного богослужения. Благослови Господа — потому что центр в Нем, не в тебе, даже не в том любимом человеке, которой лежит теперь мертвый перед тобой. Этот человек нас собрал не своей смертью, а своей жизнью, и привел пред лицо Божие созерцать пути Божии, тайны Божии, поклониться в ужасе и благоговении перед Богом, Который остается и в эти страшные моменты Богом любви.

  24. Когда мы стараемся понять, какое значение Сам Бог придает человеку, мы видим, что мы куплены дорогой ценой, что цена человека в глазах Божиих — вся жизнь и вся смерть, трагическая смерть Его Единородного Сына на кресте. Вот как Бог мыслит человека — как Своего друга, созданного Им для того, чтобы он разделил с Ним вечность.

  25. Каждый человек — это икона, которую нужно отреставрировать, чтобы увидеть Лик Божий.

  26. Мне пришлось раз стоять в ожидании такси около гостиницы «Украина». Ко мне подошел молодой человек и говорит: «Судя по вашему платью, вы верующий,священник?» Я ответил: «Да». — «А я вот в Бога не верю…» Я на него посмотрел,говорю: «Очень жаль!» — «А как вы мне докажете Бога?» — «Какого рода доказательство вам нужно?» — «А вот: покажите мне на ладони вашего Бога,и я уверую в Него…» Он протянул руку, и в тот момент я увидел, что у него обручальное кольцо. Я ему говорю: «Вы женаты?» — «Женат» — «Дети есть?» — «И дети есть» — «Вы любите жену?» — «Как же, люблю» — «А детей любите?» — «Да» — «А вот я не верю в это!» — «То есть как: не верю? Я же вам говорю…» — «Да, но я все равно не верю. Вот выложите мне свою любовь на ладонь, я на нее посмотрю и поверю…» Он задумался: «Да, с этой точки зрения я на любовь не смотрел!…»

Подготовила Мария Хорькова

Антоний Сурожский

В Википедии есть статьи о других людях с именем Антоний. В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Блум.

Антоний Сурожский

1-й Митрополит Сурожский

10 октября 1962 — 30 июля 2003
Церковь Русская православная церковь
Преемник Василий (Осборн) (в/у)
Елисей (Ганаба)

Патриарший экзарх Западной Европы

14 января 1963 — 5 апреля 1974
Предшественник Николай (Ерёмин)
Преемник Никодим (Ротов)

Епископ Сергиевский,
викарий Западно-Европейского экзархата Московского Патриархата

30 ноября 1957 — 10 октября 1962
Предшественник Иоанн (Леончуков)
Преемник Василий (Осборн)
Учёная степень доктор богословия (31 января 1983), доктор богословия (24 сентября 1999) и доктор богословия (1996)
Имя при рождении Андрей Борисович Блум
Рождение 19 июня 1914

  • Лозанна, Швейцария
Смерть 4 августа 2003 (89 лет)

  • Лондон, Великобритания
Похоронен
  • Бромптонское кладбище
Принятие священного сана 27 октября 1948 года
Принятие монашества 17 апреля 1943 года
Епископская хиротония 30 ноября 1957 года
Награды
Медиафайлы на Викискладе

Митрополи́т Анто́ний (в миру Андре́й Бори́сович Блум; 6 июня 1914, Лозанна — 4 августа 2003, Лондон) — епископ Русской православной церкви, митрополит Сурожский. В 1965—1974 годы — Патриарший экзарх Западной Европы.

Автор многочисленных книг и статей о духовной жизни и православной духовности, мемуаров. Один из наиболее популярных православных проповедников XX века; его проповеди и выступления вызвали значительный интерес как у православных читателей (главным образом в странах бывшего СССР), так и в инославной среде.

Биография

Андрей Блум родился 6 (19) июня 1914 года в Лозанне, в семье сотрудника российской дипломатической службы. Отец — Борис Эдуардович Блум (1882—1937) — имел шотландские корни. Мать — Ксения Николаевна Скрябина (1889—1958), единокровная сестра композитора Александра Скрябина. Детство Андрея прошло в Персии, где его отец был консулом.

После революции 1917 года в России семья была вынуждена эмигрировать из страны, несколько лет скиталась по Европе и в 1923 году поселилась в Париже (Франция).

В 14-летнем возрасте Андрей прочёл Евангелие и обратился ко Христу, состоял активным членом РСХД, был прихожанином Трёхсвятительского подворья в Париже.

В 1931 году был посвящён в пономари для служения в храме Трёхсвятительского подворья, единственного тогда храма Московского патриархата в Париже.

По завершении курса школы поступил в Сорбонну и окончил там биологический и медицинский факультеты (1938).

10 сентября 1939 года тайно принял монашеские обеты и отправился на фронт в качестве армейского хирурга (1939—1940), затем работал врачом в Париже. Во время оккупации Франции участвовал в движении Французского сопротивления, был врачом в антифашистском подполье.

17 апреля 1943 года был пострижен в мантию с именем Антоний в честь преподобного Антония Киево-Печерского. Постриг совершал настоятель подворья и духовник постригаемого архимандрит Афанасий (Нечаев).

Андрей Блум работал врачом вплоть до 27 октября 1948 года, когда митрополит Серафим рукоположил его во иеродиакона.

14 ноября 1948 года митрополитом Серафимом рукоположён во иеромонаха и направлен в Великобританию в качестве духовного руководителя англо-православного Содружества Святого Албания и Святого Сергия (1948—1950).

С 1 сентября 1950 года — настоятель патриаршего храма святого апостола Филиппа и преподобного Сергия в Лондоне.

7 января 1954 года возведён в сан игумена. 9 мая 1956 года возведён в сан архимандрита. В декабре этого же года назначен настоятелем патриаршего храма Успения Божией Матери и Всех святых в Лондоне. На должности настоятеля данного храма, впоследствии кафедрального собора, он оставлялся до своей кончины.

29 ноября 1957 года — наречён, а 30 ноября 1957 года в Лондоне хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Западно-Европейского экзархата Московского патриархата с местопребыванием в Лондоне. Архиерейскую хиротонию совершили архиепископ Клишинский Николай (Ерёмин) и епископ Апамейский Иаков (Вирвос), викарий экзарха патриарха Константинопольского в Западной Европе.

В 1958 году был участником богословских собеседований между делегациями Православных церквей и представителями Англиканской церкви.

В 1961 году в составе делегации Русской православной церкви участвовал в работе съезда Всемирного совета церквей (ВСЦ) в Нью-Дели.

В 1962 году возведён в сан архиепископа с поручением окормления русских православных приходов в Великобритании и Ирландии во главе учреждённой 10 октября 1962 года Сурожской епархии Русской православной церкви (РПЦ) в Великобритании. Его проповеди привлекли в лоно Православной церкви сотни англичан.

В 1963 году — член делегации РПЦ на праздновании 1000-летия православного монашества на Афоне.

В январе 1963 года после ухода на покой экзарха митрополита Николая (Ерёмина) Антоний был назначен исполняющим обязанности главы экзархата.

27 января 1966 года возведён в сан митрополита и утверждён на посту экзарха.

В 1968 году в составе делегации РПЦ участвовал в работе съезда ВСЦ в Уппсале. С 1968 по 1975 год — член Центрального комитета ВСЦ.

Участник Поместного собора Русской православной церкви 1971 года.

В 1972—1973 годах читал лекции в Кембриджском университете.

31 января 1983 года совет Московской духовной академии (МДА) присудил митрополиту Антонию степень доктора богословия honoris causa за совокупность его научно-богословских и проповеднических трудов, опубликованных с 1948 года и по настоящее время в «Журнале Московской патриархии» и в других изданиях. 3 февраля в актовом зале МДА состоялось торжественное вручение докторского креста и диплома учёной степени доктора богословия. Было отмечено, что за 34 года пастырского служения он прочитал в инославных общинах, храмах, студенческих и иных группах свыше 10 тысяч лекций.

Часто выступал на Британском радио и телевидении. Неоднократно приезжал в СССР, где активно проповедовал, участвовал в собраниях единомышленников на квартирах.

На Поместном соборе Русской православной церкви в июне 1990 года был предварительно выдвинут в качестве дополнительного кандидата на Патриарший престол; кандидатура была отведена председательствовавшим в первый день Собора митрополитом Филаретом в связи с тем, что у предложенного кандидата не было гражданства СССР (что было требованием Устава к кандидату в Патриархи). Был председателем счётной комиссии на Соборе, избравшем митрополита Ленинградского Алексия.

Решением учёного совета Киевской духовной академии от 24 сентября 1999 года «за выдающиеся труды на богословской ниве и в знак глубокого уважения к святительским заслугам на благо Святой Православной Матери-Церкви» митрополиту Антонию Сурожскому присуждена степень доктора богословия honoris causa.

За годы своего служения в Великобритании трудами митрополита Антония на основе единственного небольшого русского прихода в Лондоне образовалась целая епархия. В епархии читались лекции, проводились ежегодные приходские собрания, общеепархиальные съезды и собрания духовенства. Митрополит Антоний активно участвовал в церковной и общественной жизни и пользовался известностью в разных странах.

Как в последние годы его жизни, так и после его кончины выходили книги с его беседами. Однако сам он их не писал; книги представляли собой отредактированную расшифровку записей его бесед. Когда ему однажды кто-то принёс на подпись книгу, он сказал: «Представляете, я понятия не имею о том, что в этой книге».

После того как в 1996 году был удостоен звания почётного доктора Кембриджского университета, высказал мысль о создании в Кембридже православного института, который был основан в 1999 году.

Захоронение митрополита Антония в Лондоне

После смерти в 1999 году митрополита Леонтия был старейшим по хиротонии епископом РПЦ.

Последний, 2002 год, управления епархией был омрачён острыми конфликтами, в особенности епископа Василия (Осборна) с новопоставленным викарием епархии — епископом Иларионом (Алфеевым). По поводу конфликта митрополит Антоний написал открытое письмо епископу Илариону.

В начале 2003 года перенёс хирургическую операцию, после чего 1 февраля 2003 года подал прошение об уходе на покой по состоянию здоровья, а 30 июля 2003 года постановлением Священного синода РПЦ освобождён от управления Сурожской епархией и уволен на покой.

Скончался 4 августа 2003 года в Лондоне в хосписе. Отпевание состоялось 13 августа в лондонском кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы и Всех Святых; его совершили митрополит Минский и Слуцкий Филарет в сослужении архиепископа Фиатирского Григория (Феохаруса-Хадзитофи) (Константинопольский патриархат), архиепископа Керченского Анатолия (Кузнецова), архиепископа Корсунского Иннокентия (Васильева) и епископа Сергиевского Василия (Осборна), клира Сурожской епархии, других епархий Русской православной церкви в Европе и в России, а также представителей греческого и сербского духовенства. Похоронен на Бромптонском кладбище.

К моменту его смерти Сурожская епархия была самой малочисленной епархией Русской православной церкви: в последнем епархиальном избирательном списке — 1122 человека, из них в Лондоне — 333. Епархия насчитывала около 25 приходов и малых общин, при этом только приходы в Лондоне и Оксфорде имели более ста прихожан. В епархии служили 23 священника и 9 диаконов, из которых лишь 5 имели русские корни и единицы — богословское образование. Монастырей в епархии не было.

После смерти митрополита Антония его ближайший помощник викарий Василий (Осборн) сделал попытку разделить Сурожскую епархию, впоследствии самовольно перешёл в Константинопольский патриархат, а позднее был лишён сана и монашества по собственному прошению из-за желания вступить в брак.

Награды

  • Медаль Общества поощрения добра (1945, Франция, «за активную деятельность на благо Православной Церкви»)
  • Орден святого равноапостольного князя Владимира I степени (1961)
  • Орден святого Андрея (1963, Константинопольский Патриархат),
  • Ламбетский крест (1975, Англиканская Церковь)
  • Орден преподобного Сергия Радонежского 2-й степени (5 июля 1979 года)
  • доктор богословия honoris causa (1973, Абердинский университет, «за проповедь слова Божия и оживление духовной жизни в стране»)
  • почётный доктор Московской Духовной академии (1983)
  • почётный доктор Кембриджского университета (1996)
  • почётный доктор Киевской духовной академии (1999)

Библиография

статьи

  • О созерцании и подвиге // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1953. № 15. стр. 138—155.
  • Христос раждается, — славите! // Журнал Московской Патриархии. М., 1955. № 1. стр. 36-37.
  • Les stigmates // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1963. № 44. стр. 192—203.
  • Eis polla eti despota // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1963. № 44. стр. 190—191.
  • Message de Noël // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1963. № 44. стр. 185—187.
  • Послание (Париж, 19 марта 1963 г.) // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1963. № 41. стр. 12-13.
  • Послание (Париж, 19 марта 1963 г.) // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1963. № 41. стр. 10-11.
  • Приветственная речь на торжественном акте в Московской Духовной Академии, посвященном 50-летию архиерейского служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия // Журнал Московской Патриархии. М., 1963. юбилейный номер. стр. 43-44.
  • Declaration // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1966. № 53. стр. 6-8.
  • Рождественское послание (Рождество Христово 1967/68) // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1967. № 60. стр. 195—197.
  • О Церкви (катихизическая беседа) // Журнал Московской Патриархии. М., 1967. № 9. стр. 73-79.
  • Сущность молитвы // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1968. № 61. стр. 41-47.
  • О богослужении и стиле христианской жизни (мысли участника IV Ассамблеи Всемирного Совета Церквей) // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. № 9. стр. 67-72.
  • Message // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1968. № 62-63. стр. 69.
  • Слово о Предтече // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. № 7. стр. 31-33.
  • Слово на Преображение Господне // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. № 8. стр. 33.
  • Беседа о молитве // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. № 1. стр. 73-74.
  • Молитва и жизнь (Предисловие. I. Сущность молитвы. II. Молитва Господня) // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. № 3. стр. 58-73.
  • Молитва и жизнь (III. Молитва Вартимея. IV. Богомыслие и молитва) // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. № 4. стр. 63-73.
  • Молитва и жизнь (V. Молитвы и прошения, оставшиеся без ответа. IV. Иисусова молитва) // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. № 5. стр. 56-64.
  • Молитва и жизнь (VII. Трудническая молитва) // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. № 6. стр. 71-73.
  • Молитва и жизнь (VIII. Безмолвная молитва. IX. Молитва для начинающих) // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. № 7. стр. 58-71.
  • Новогодняя проповедь // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. № 12. стр. 42-44.
  • О Матери Божией // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. № 9. стр. 34-35.
  • О диаконском служении // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. № 8. стр. 34-35.
  • Exposé sur les ргoblemes de la diaspora orthodoxe // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1968. № 61. стр. 5-7.
  • Слово в праздник Вознесения Господня 30 мая 1968 года // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. №спец.номер. стр. 66-68.
  • La prière // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1969. № 65. стр. 16-24.
  • La Prière et vie // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1970. № 72. стр. 251—260.
  • La parabola de l’enfant prodigue // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1970. № 69. стр. 12-26.
  • Le Patriarche Alexis : Souvenirs personnels // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1970. № 70-71. стр. 89-92.
  • La Prière et vie. II. La prière du Seigneur // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1971. № 73-74. стр. 5-23.
  • Prière et vie. III. La prière de Bartimée; IV. Meditation et adoration // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1971. № 75-76. стр. 134—150.
  • Пасхальное послание // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1972. № 78-79. стр. 101—103.
  • Проповедь на открытии заседаний ЦК ВСЦ в Берлине, август 1974 г. // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1974. № 85-88. стр. 18-21.
  • Homélie au Culte d’ouverture du Comité Central du Conseil Oecuménique des Eglises à Berlin, aout 1974 // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1974. № 85-88. стр. 14-17.
  • Sermon, Paques 1974 // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1974. № 85-88. стр. 9-12.
  • Пасхальная проповедь, Лондон 1974 // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1974. № 85-88. стр. 5-8.
  • La mise en question de Dieu // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1976. № 93-96. стр. 3-14.
  • Connaissance de soi : Conférence faite à une réunion de jeunes // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1978. № 97-100. стр. 7-21.
  • De la Liberté : Conférence faite en 1969 // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1979. № 101—104. стр. 18-26.
  • L’Archimandrite Athanase (Netchaev) // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1981. № 105—108. стр. 23-31.
  • Quelques réflexions sur «Des fidèles sont perplexes» // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1981. № 105—108. стр. 69-77.
  • Об архимандрите Афанасии (Нечаеве) // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1981. № 105—108. стр. 147—156.
  • Проповедь… в день Трех Святителей, 12 февраля 1981 г., на торжественной литургии по случаю основания Трехсвятительского Патриаршего подворья // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1981. № 105—108. стр. 137—138.
  • Размышления по поводу «Недоумений верующих» : Пер. с франц. // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1981. № 105—108. стр. 200—208.
  • De l’Eglise : Essai catéchétique // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1982. № 109—112. стр. 25-35.
  • «Жизнь для меня — Христос» : Речь по случаю присуждения докторской степени «Гонорис кауза» // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1983. № 113. стр. 109—114.
  • Что значит быть христианином по апостолу Павлу (речь при вручении ему диплома доктора богословия гонорис кауза в Московской Духовной Академии 3 февраля 1983 года) // Журнал Московской Патриархии. М., 1983. № 6. стр. 75-77.
  • «Pour moi, vivre, c’est le Christ» — Discours à l’occasion du doctorat Honoris causa // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1983. № 113. стр. 3-8.
  • De la Recontre. Causerie // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1983. № 113. стр. 9-18.
  • О слепом Вартимее // Журнал Московской Патриархии. М., 1983. № 6. стр. 42-43.
  • О пасхальной радости // Журнал Московской Патриархии. М., 1988. № 4. стр. 45-46.
  • Духовность и духовничество // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1988. № 117. стр. 183.
  • Жить вечностью // Журнал Московской Патриархии. М., 1988. № 9. стр. 66-68.
  • Как жить с самим собой. Очерк практического пастырского богословия // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1988. № 117. стр. 215.
  • О проповеди // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. № 6. стр. 38.
  • Слово на Воздвижение Креста Господня // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. № 9. стр. 35-36.
    • Слово на Воздвижение Креста Господня // Журнал Московской Патриархии. М., 2003. № 9. стр. 57-58.
  • Слово о Божией Матери // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. № 11. стр. 36-37.
  • О Евхаристии // Журнал Московской Патриархии. М., 1990. № 9. стр. 53-54.
  • О любви к Богу // Журнал Московской Патриархии. М., 1991. № 7. стр. 33.
  • О некоторых категориях нашего тварного бытия // Церковь и время. М., 1991. № 2. стр. 1-36.
  • Соблазн разъединения. О взаимоотношениях РПЦ и РПЦЗ // Церковь и время. М., 1991. № 1. стр. 1-2.
  • Преподобный Сергий Радонежский // Журнал Московской Патриархии. М., 1992. № 10. стр. 34.
  • Рождество Христово // Журнал Московской Патриархии. М., 1993. № 1. стр. 33-34.
  • Вера // Журнал Московской Патриархии. М., 1993. № 10. стр. 2-3.
  • О единении христиан: Беседы, документы // Альфа и Омега. М., 1994. № 3. стр. 87-103.
  • Уроки Ветхого Завета // Альфа и Омега. М., 1994. № 1. стр. 7-24.
  • Проповеди на темы Нового Завета // Альфа и Омега. М., 1994. № 2. стр. 17-27.
  • Крещение Господне // Журнал Московской Патриархии. М., 1994. № 1. стр. 5-6.
  • О жизни христианской // Путь Православия. М., 1995. № 4. стр. 195—212.
  • Введение в чтение Евангелия (Мк. 1-4) // Альфа и Омега. М., 1995. № 3(6). стр. 17-22.
  • Христос воскресе!: // Альфа и Омега. М., 1995. № 1(04). стр. 67-68.
  • «…Быть православным в Англии»: О Сурожской епархии / публ.: Майданович Е. Л. // Альфа и Омега. М., 1995. № 2(05). стр. 93-116.
  • Проповедь на погребение архим. Льва / пер.: Иогансон Ф. А. // Альфа и Омега. М., 1996. № 1(08). стр. 85-87.
  • Проповедь в Неделю перед Рождеством Христовым / пер.: Майданович Е. Л. // Альфа и Омега. М., 1996. № 4(11). стр. 5-7.
  • Зов Божий и путь спасения // Альфа и Омега. М., 1996. № 2/03(09/10). стр. 5-15.
  • О Церкви и о причащении // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 8. стр. 70-71.
  • Разговор о молитве / пер.: Майданович Е. Л. // Страницы. М., 1997. №Т.2. ь 4 (Страницы). 596—605.
  • О Божией Матери и о усопших // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 8. стр. 68-69.
  • Разговор о молитве / пер.: Майданович Е. Л. // Страницы. М., 1997. Т.2. № 4 (Страницы). 596—605.
  • О стоянии в вере // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 9. стр. 75.
  • Письмо Святейшему Патриарху Алексию и Архиерейскому Собору 1997 года // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 5. стр. 9-13.
  • Слово в Неделю о Страшном Суде // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 9. стр. 76.
  • Церковь как пристанище и как крепость // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 8. стр. 69.
  • Размышления на пути к Пасхе // Альфа и Омега. М., 1997. № 1(12). стр. 5-18.
  • Мысли при чтении Священного Писания // Альфа и Омега. М., 1997. № 3(14). стр. 5-15.
  • Проповеди // Альфа и Омега. М., 1997. № 2(13). стр. 5-11.
  • О святых завтрашнего дня / пер.: Майданович Е. Л. // Страницы. М., 1998. Т.3. ь 3 (Страницы). 441—448.
  • Беседа о притчах / пер.: Майданович Е. Л. // Альфа и Омега. М., 1998. № 4(18). стр. 14-23.
  • Канонизация Царской семьи: за и против // Церковь и время. М., 1998. № 4(07). стр. 192—196.
  • Об экуменической встрече (Женева, 1968 г.) / пер.: Майданович Е. Л. // Церковь и время. М., 1998. № 3(6). стр. 10-31.
  • Православное свидетельство в инославном мире: Беседа с корр. журн. «Церковь и время» (Лондон, 14 июля 1998 г.) // Церковь и время. М., 1998. № 3(6). стр. 44-62.
  • Служение христианина в секулярном обществе (Женева, 1969 г.) / пер.: Майданович Е. Л. // Церковь и время. М., 1998. № 3(6). стр. 32-43.
  • Первые прошения молитвы Господней // Альфа и Омега. М., 1998. № 2(16). стр. 5-17.
  • Проповеди // Альфа и Омега. М., 1998. № 3(17). стр. 5-15.
  • Царственное священство мирян // Альфа и Омега. М., 1998. № 1(15). стр. 5-19.
  • Эволюция образа Отца и христианская вера / пер.: Шохина Е. В. // Альфа и Омега. М., 1999. № 3(21). стр. 5-10.
  • Пасхальные проповеди // Альфа и Омега. М., 1999. № 2(20). стр. 29-34.
  • Проповеди // Альфа и Омега. М., 1999. № 4(22). стр. 5-13.
  • Три проповеди // Альфа и Омега. М., 1999. № 1(19). стр. 3-9.
  • Проповеди на Апостольские чтения // Альфа и Омега. М., 2000. № 2(24). стр. 5-15.
  • Бог под вопросом / пер.: Майданович Е. Л. // Альфа и Омега. М., 2000. № 4(26). стр. 264—274.
  • Диалог атеиста с христианином: Интервью, данное корр. ВВС Марганите Ласки / пер.: Майданович Е. Л. // Альфа и Омега. М., 2000. № 1(23). стр. 277—297.
  • Память всех святых Великобритании и Ирландии // Альфа и Омега. М., 2000. № 3(25). стр. 5-7.
  • О Матери Божией // Журнал Московской Патриархии. М., 2003. № 9. стр. 56-57.
  • Что значит быть христианином по Апостолу Павлу // Журнал Московской Патриархии. М., 2003. № 9. стр. 58-61.

книги

  • Труды. — М.: Практика, 2002. — 1080 с. — ISBN 5-89816-033-7. (Текст)
  • Вера. — Киев: Пролог, 2004. 271 с.
  • Наблюдайте, как вы слушаете… / Сост. Е. Майданович. — М.: Альфа и Омега, 2004. 544 с.
  • Пастырство. — Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2005. 460 с.
  • Слово Божие. — Киев: Пролог, 2005. 340 с.
  • Об исповеди. — М.: Дом надежды; Новые мехи, 2007. 272 с.
  • Человек перед Богом. — М.: Практика, 2006. — 348 с.
  • Труды. Книга вторая. — М.: Практика, 2007. — 968 с. — ISBN 978-5-89816-072-2.
  • Уверенность в вещах невидимых. — М.: Никея, 2011. — 288 с. — ISBN 978-5-91761-120-4.
  • Труды. Книга вторая. — М.: Практика, 2012. — 968 с.
  • Хаос. Закон. Свобода. Беседы о смыслах. — Никея, 2019. — 368 с. — ISBN 978-5-91761-982-8.

Примечания

  1. 1 2 Митрополит Сурожский Антоний. От издателей // Школа молитвы / Т. Л. и Е. Л. Майданович. — М.: Молодая гвардия, 2002. — С. 5-6. — 497 с. — 7000 экз. — ISBN 5-93313-016-8.
  2. Александр Соколов: Иконопись – удел маргиналов // pravmir.ru, 27 февраля 2015
  3. Открытое письмо Митрополита Антония Сурожского епископу Подольскому Илариону (Алфееву).
  4. В Лондоне совершено отпевание и погребение блаженнопочившего митрополита Сурожского Антония (Блума) (недоступная ссылка). Русская православная церковь.
  5. Церковный вестник / Комментарии
  6. Василий (Осборн). Древо.
  7. Канонический конфликт с епископом Василием (Осборном) полностью урегулирован. Патриархия.ru.
  8. Епископ Василий (Осборн) лишен сана и монашества. Архивная копия от 28 февраля 2010 на Wayback Machine Богослов. Ru.
  9. Журнал Московской Патриархии

Литература

  • Антоний / Кырлежев А. И. // Анкилоз — Банка. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 71. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3.
  • Майданович Е. Л. Антоний // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — Т. II. — С. 617-618. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
  • священник Андрей Дорохин Поместная Церковь в Великобритании: шаг вперед или назад? // «Встреча». 2007. — № 1 (24). — C. 48-52

Ссылки

В родственных проектах

  • Цитаты в Викицитатнике
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Сайт митрополита Сурожского Антония
  • Антоний (Блум) на сайте «Русское православие»
  • Антоний, митрополит Сурожский на сайте «Азбука веры»
  • Архив митрополита Сурожского Антония. Собрание видео и звукозаписей, текстов и фотографий
  • Беседы и проповеди Антония, митрополита Сурожского в формате mp3
  • Православные подданные Её величества. Интервью к 89-летию митрополита Сурожского Антония (Блума)
  • Игумен Вениамин. Объединивший Восток и Запад. Русская Православная Церковь на фоне кончины митрополита Антония Сурожского
  • В Москве прошла конференция, посвященная наследию митрополита Антония Сурожского NEWSru.com 1 октября 2007 г.
  • Биография митрополита Антония Сурожского
  • Сурожская смута. Официальный сайт митрополита Илариона (Алфеева)
  • Metropolitan Anthony of Sourozh (Bloom). Sermons, lectures and books. Biography.
  • Митрополит Сурожский Антоний
  • Биография и религиозное становление митрополита Антония (Блума)
  • «Пути христианской жизни», сборник бесед митрополита Сурожского Антония
  • Выдержки из материалов Комиссии по расследованию ситуации в Сурожской епархии

>Русская Православная Церковь

Антоний, митрополит (Блум Андрей Борисович)

Дата рождения: 19 июня 1914 г.

Дата смерти: 4 августа 2003 г. Дата хиротонии: 30 ноября 1957 г. Дата пострига: 16 апреля 1943 г.

Страна: Англия Биография:

Андрей Борисович Блум родился 19 (6) июня 1914 г. в Лозанне в семье сотрудника российской дипломатической службы. Предки по линии отца — выходцы из Шотландии, обосновавшиеся в России в петровское время; по линии матери состоял в родстве с композитором А.Н. Скрябиным.

Раннее детство прошло в Персии, где отец семейства был консулом. После революции в России семья Блумов оказалась в эмиграции и после нескольких лет скитаний по Европе осела во Франции в 1923 г. Мальчик рос вне Церкви, но однажды подростком услышал беседу о христианстве видного богослова. Эта встреча определила всю последующую жизнь будущего владыки.

После средней школы он окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны.

В 1931 г. был посвящен в стихарь для служения в храме Трехсвятительского подворья, в то время единственного храма Московского Патриархата в Париже.

10 сентября 1939 г., перед уходом на фронт хирургом французской армии, тайно принес монашеские обеты; 16 апреля 1943 г. был пострижен в монашество с именем Антоний в честь прп. Антония Киево-Печерского. Постриг совершил настоятель Трехсвятительского подворья, духовник постригаемого архимандрит Афанасий (Нечаев).

В период немецкой оккупации исполнял обязанности врача в антифашистском подполье. По окончании войны продолжал медицинскую практику до 1948 г.

27 октября 1948 г. митрополитом Серафимом (Лукьяновым), в то время Экзархом Московского Патриарха, был рукоположен во иеродиакона, 14 ноября — во иеромонаха и направлен на пастырское служение в Англию в качестве духовного руководителя Православно-англиканского Содружества св. мч. Албания и прп. Сергия.

С 1 сентября 1950 г. — настоятель храмов св. ап. Филиппа и прп. Сергия в Лондоне; храм св. ап. Филиппа, предоставленный приходу Англиканской церковью, со временем был заменен храмом в честь Успения Божией Матери и Всех святых, настоятелем которого отец Антоний стал 16 декабря 1956 г.

В январе 1953 г. возведен в сан игумена, к Пасхе 1956 г. — в сан архимандрита.

30 ноября 1957 г. хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе. Хиротонию совершили в Лондонском соборе Экзарх Патриарха Московского в Западной Европе архиепископ Клишийский Николай (Еремин) и епископ Апамейский Иаков, викарий Экзарха Вселенского Патриарха в Западной Европе.

В октябре 1962 г. назначен на вновь образованную на Британских островах в рамках Западноевропейского экзархата Сурожскую епархию, с возведением в сан архиепископа.

С января 1963 г., после ухода на покой митрополита Николая (Еремина), назначен исполняющим обязанности Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе.

В мае 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке.

27 января 1966 г. возведен в сан митрополита и утвержден в должности Экзарха в Западной Европе. Это служение нес до весны 1974 г., когда было удовлетворено его прошение об освобождении от административных обязанностей Экзарха для более полного посвящения себя устроению епархиальной жизни и пастырскому окормлению умножающейся паствы.

За годы служения владыки Антония в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленную группу эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию, канонически организованную, со своим уставом и разнообразной деятельностью.

В России слово владыки звучало многие десятилетия благодаря религиозным передачам русской службы «Би-би-си»; его приезды в Россию становились значительным событием, магнитофонные записи и самиздатские сборники его проповедей расходились по всей стране. Первые книги митрополита Антония о молитве, о духовной жизни вышли на английском языке в 1960-е гг. и были переведены на многие языки мира; одну из них («Молитва и жизнь») удалось опубликовать в «Журнале Московской Патриархии» в 1968 г.

Был почетным доктором богословия Абердинского университета (1973 г.), факультетов Кембриджа (1996 г.), а также Московской духовной академии (1983 г., за совокупность научно-богословских проповеднических трудов). 24 сентября 1999 г. Киевская духовная академия присудила митрополиту Антонию степень доктора богословия honoris causa.

Участник богословских собеседований между делегациями Православных Церквей и представителями Англиканской церкви (1958 г.), член делегации Русской Православной Церкви на празднованиях тысячелетия православного монашества на Афоне (1963 г.), член комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросам христианского единства, член Центрального комитета Всемирного совета церквей (1968-75 гг.) и Христианской медицинской комиссии ВСЦ; участник Ассамблей Всемирного совета церквей в Нью-Дели (1961 г.) и Уппсале (1968 г.), член Поместных Соборов Русской Православной Церкви (1971, 1988, 1990 гг.).

В начале 2003 г. перенес хирургическую операцию, после которой 1 февраля 2003 г. подал прошение об уходе на покой по состоянию здоровья. 30 июля постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви освобожден от управления Сурожской епархией и уволен на покой.

Скончался 4 августа 2003 г. в Лондоне в хосписе. Отпевание состоялось 13 августа в кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы и Всех святых. Похоронен на Бромптонском кладбище Лондона.

Антоний

  1. Не о любви прошу, не о весне пою Георгий Иванов
  2. Первоначальные наброски к III редакции \»Демона\» Михаил Лермонтов
  3. Паж, или Пятнадцатый год Александр Пушкин
  4. К N. N. (Ты посетить, мой друг, желала) Кондратий Рылеев
  5. Имя твоё Николай Добронравов
  6. Одна звезда меж всеми дышит Афанасий Фет
  7. К черте черта Игорь Северянин
  8. Твое лицо бледней, чем было Александр Блок
  9. Амур, вот светоч славы яснолицей — Сонет 192 Франческо Петрарка
  10. Я бы дорого дал за прощенье твое Игорь Северянин
  11. Смотри! (РОСТА №944) Владимир Маяковский
  12. Как яблонь цвет, краса твоя Василий Лебедев-Кумач
  13. Одиночество в квадрате окна Вера Павлова
  14. Черта горизонта Мария Петровых
  15. На луга-поляны Василий Лебедев-Кумач
  16. Стихи о силе любви Василий Тредиаковский
  17. Заключение спора Александр Блок
  18. Хочу любовь провозгласить страною Расул Гамзатов
  19. Философы, вникающие в Суть! Новелла Матвеева
  20. Любовь одна Зинаида Гиппиус
  21. Земной, желанный сердцу рай Федор Сологуб
  22. Ты прохладой меня не мучай Сергей Есенин
  23. Элегия (И тесно и душно мне в области гор) Николай Языков
  24. Люблю тебя Владимир Бенедиктов
  25. Сей старец, что всегда летает Константин Батюшков
  26. К Кюхельбакеру Евгений Баратынский
  27. На льдине Марина Цветаева
  28. Шекспир — О, как любовь мой изменила глаз — Сонет 148 Уильям Шекспир

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *