Митрополит татарстанский феофан

Топ-пастырь: какие пути привели Феофана в Казань

Митрополиту Феофану пока везёт: хотя православные в Татарстане ропщут на него всё чаще, нет никаких признаков, что почва уходит у него из-под ног.

Впервые недовольство паствы митрополитом Казанским и Татарстанским перешло в публичную плоскость весной 2016 года. В мае в газете «Московской комсомолец Поволжье» было опубликовано письмо верующих патриарху Кириллу – оригинал с множеством десятков подписей под ним «делегация» из Татарстана доставила в Москву. Передавались жалобы Кириллу на Феофана и во время июльского визита Патриарха Московского и Всея Руси в Казань. Очередной скандал с участием Феофана вспыхнул этой осенью и, кажется, вновь разрешился в его пользу. Оппонент Феофана — настоятель Богородице-Успенского монастыря в Свияжске игумена Силуан (Хохиашвили) — отстранен от должности. Митинг противников Феофана, назначенный на 30 октября, в итоге отменен по непонятным причинам. Правда, новых сторонников продолжает собирать размещенная две недели назад на ресурсе change.org петиция с просьбой «призвать митрополита к порядку». На момент сдачи материала она насчитывала 2993 голоса.

Если учесть, что «выездным» он стал еще при Брежневе, неудивительно, что многие считают Феофана агентом компетентных органов

По крайней мере, в Татарстане Феофану уже удалось продержаться дольше, чем в Симбирской митрополии. Там он правил год и полтора месяца, в Казани – год и три с половиной месяца. В отличие от своего предшественника на посту митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия Феофан за свою церковную карьеру вообще довольно много успел поездить по стране и миру. А если учесть, что «выездным» он стал еще при Брежневе, неудивительно, что многие считают Феофана агентом компетентных органов.

«Idel.Реалии» изучили досье на Феофана и убедились, что его имя фигурирует в скандалах не впервые.

СКАНДАЛ С МОНАХИНЕЙ

1977г. — определением Священного Синода Феофан (Ашурков) направлен в Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме, где нес послушание до 1982 года. С Иерусалимом связан первый скандал с участием Феофана. Скандал – тихий, внутрицерковный, но отголоски его, тем не менее, дошли до наших дней.

Вот как описывает эту историю диакон Андрей Кураев:

«Из журналов Священного Синода:

Слушали:

доклад преосвященного митрополита Минского и Белорусского Филарета, председателя Отдела внешних церковных сношений, о Русской духовной миссии в Иерусалиме.

Постановили:

архимандрита Николая (Шкрумко) в связи с истечением срока командировки освободить от обязанностей начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме;

игумена Феофана (Ашуркова), в связи с истечением срока командировки, освободить от обязанностей члена Русской духовной миссии и направить в Троице-Сергиеву лавру для продолжения иноческого послушания.

Начальника Миссии вместо епископства тогда на три года сослали в Почаев, а игумена Феофана на тот же срок вернули простым монахом в Лавру.

Зато репутация у нового казанского митрополита точно не голубая, и в Казани он птичек погоняет

Одновременно из Иерусалима отозвали монахиню Горненского монастыря Варвару Третьяк в её родной киевский Покровский монастырь (её опала была дольше: лишь через через 6 лет её назначат толгской игуменьей). Причем официальная её биография говорит, что она поехала учиться в Московскую регентскую школу — хотя и до этого была прекрасным регентом. То есть классическая операция прикрытия: иерусалимским сестрам сказали, что она в Киеве; киевским — что она в Москве. А она в эти годы занималась самым настоящим, трудным и самым святым женским делом…

Зато репутация у нового казанского митрополита точно не голубая, и в Казани он птичек погоняет. Если разрешат…»

Если вчитаться между строк, то сложится следующая картина. Игумена вернули из длительной командировки за связь с монахиней, закончившуюся, как можно понять, беременностью. Архимандрита вернули на Родину за то, что допустил это.

Игумена вернули из длительной командировки за связь с монахиней, закончившуюся, как можно понять, беременностью

В братстве Троице-Сергиевой лавры Феофан пробыл до сентября 1984 года, после чего был направлен в Экзархат Центральной и Южной Америки в Аргентину, где служил секретарём данного экзархата.

В СССР Феофан возвращается в марте 1987 года. Следующие этапы карьеры:

1987-1989 гг. — нёс послушания в ОВЦС (Отдел внешних церковных сношений, с 2000 г. – связей) Московского Патриархата.

1989-1993 гг. — Экзарх Патриарха Московского при Патриархе Александрийском и всея Африки (Египет).

1993-1999 гг. — заместитель председателя ОВЦС Московского Патриархата, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.

ДЕЛО — ТАБАК

Именно с ОВЦС был связан табачный скандал, разразившийся в девяностые. Напомним, этим термином обозначают события, связанные с беспошлинным ввозом в Россию подакцизных товаров структурами, близкими к РПЦ. По данным российской таможни, меньше чем за год в страну было ввезено 18 млрд беспошлинных сигарет (это 6,6% отечественного рынка табачной продукции в 1996 году).

Феофан, хотя и оставался в тени, всплыл как минимум в одной публикации журналиста «МК» Сергея Бычкова, который как раз и раскрутил табачный скандал

Как известно, под шквал обвинений тогда попал митрополит Кирилл (Гундяев), возглавлявший ОВЦС Московского патриархата с 1988 по 2009 гг.

Феофан, хотя и оставался в тени, всплыл как минимум в одной публикации журналиста «МК» Сергея Бычкова, который как раз и раскрутил табачный скандал. Правда, непосредственно на сайте газеты статью «Грехи табачного митрополита» обнаружить почему-то не удалось. Она имеется на ресурсе CompromatWiki.

Паломнический бизнес принес Феофану квартиру на Старом Арбате в элитном доме, коттедж на Николиной Горе, престижную иномарку

В статье, вышедшей, судя по всему, в первой половине нулевых, Феофану приписывается роль специалиста по финансам. Так же там упоминается темная история с паломническим отделом, развязкой которой тоже стал скандал. Якобы накануне визита Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Иерусалим вдруг выяснилось, что деньги за паломников в Израиль не перечислялись уже полгода. Впрочем, Феофан, пишет Бычков, исправился и быстро замял скандал. Паломнический бизнес, утверждается в публикации, принес Феофану неплохие дивиденды: квартиру на Старом Арбате в элитном доме, коттедж на Николиной Горе, престижную иномарку…

ЮБИЛЕЙ С РАЗМАХОМ

Недоброжелатели Феофана рассматривали это его назначение епископом Магаданским и Синегорским как ссылку, предположительно связанную с деятельностью в ОВЦС. А вот назначение его спустя три года, в мае 2003-го, епископом Ставропольским и Владикавказским было воспринято ими уже как добрый знак для Ашуркова. В Ставрополе Феофан пробыл до 2011 года. Причем скандалы начали сотрясать епархию с 2007 года.

Местное духовенство оказалось настроено против Феофана и попросило Синод «вернуть его обратно на Колыму».

Во всех крупных или курортных городах арх. Феофан возводит себе роскошные резиденции, и даже в несчастной Южной Осетии, еще не оправившейся от войны, он построил себе целый дворец

«Два года назад в своем обращении мы писали об астрономических суммах, потраченных арх. Феофаном на празднование своего шестидесятилетнего юбилея. Но чартерные самолеты из Москвы, астрономические суммы за банкет и перекрытие центральных улиц Ставрополя меркнут перед масштабами строительства, развернутого Ашурковым по всей епархии. Во всех крупных или курортных городах арх. Феофан возводит себе роскошные резиденции, и даже в несчастной Южной Осетии, еще не оправившейся от войны, он построил себе целый дворец», — цитирует обращение Ставропольского духовенства издание «Век».

При этом оппоненты Феофана ставят ему в вину «прогибание» перед властью, и хамство по отношению к духовенству, стоящему ниже его по рангу:

«Постоянные издевательства над священниками, особенно рукоположенными при Владыке Гедеоне, вымогание у них денег на фоне многомиллионных потемкинских деревень – это и есть наша епархиальная жизнь. Повторим, что о благочестии пастырей правящий архиерей Ставропольской епархии еп. Феофан (Ашурков) судит лишь по величине взносов в епархиальную казну».

Это всё кругом моё! Эти храмы все мои! А вы здесь все никто! Вы тут все вместе взятые – временное явление! Я, я здесь хозяин!

Публикация в «Открытой газете» подливает масла в огонь, описывая ряд других скандалов с участием Феофана.

«…руководство РПЦ получило еще одно коллективное письмо по поводу Феофана – на этот раз от духовенства неканонической Южноосетинской (Аланской) епархии, которое требовало «применить самые строгие адекватные санкции в отношении епископа Феофана, поведение которого совершенно не соответствует не только епископскому сану, но и званию рядового гражданина».

Поводом стало вызывающее поведение епископа на праздновании 15-летия независимости Южной Осетии: он-де грубил и панибратствовал с местными архиереями, а также (видимо, в крепком подпитии) позволил себе разоблачительную эскападу: «Это всё кругом моё! Я, русский архиерей, здесь хозяин! Эти храмы все мои! А вы здесь все никто! Вы тут все вместе взятые – временное явление! Я, я здесь хозяин!».

Но «самую серьезную критику, — пишет «Открытая», — вызвал его амбициозный проект перестройки трагически известной школы №1 Беслана в православный центр. Ведь хорошо известно, что из 364 погибших во время бесланского теракта 178 были мусульманами.

Кроме того, Ашурков намеревался оборудовать в горах Северной Осетии некий «реабилитационный центр» для матерей Беслана – были собраны огромные суммы денег от спонсоров, но ни единого кирпичика в основу будущего центра не легло».

Именно после этого, считает обозреватель газеты, «несчастные матери, разуверившись в епископе, перелетели под крыло скандально известного «воскрешателя» Григория Грабового».

ЦЕРКОВНАЯ ЧЕТВЕРТИНА

В марте 2011 года Феофан становится архиепископом Челябинским и Златоустовским. Этой очередной епархии на его пути тоже не обходится без скандала.

Зимой 2012-го ресурс URA.ru публикует выдержки из письма «некоего гражданина, назвавшегося настоятелем одного из южноуральских храмов».

фото — Ura.ru А еще он любит демонстративно жертвовать на строительство или ремонт храма свои личные деньги. А потом, через церковную кассу, эти деньги возвращает себе!

В письме критикуется финансово-экономическая политика нового владыки:

«Он обложил все приходы высокой ставкой. При Иове (предшественнике Феофана – ред.) мы отдавали епархии 10%, сейчас — 25. Не отчитывается перед нами, куда идут эти деньги… А еще он любит демонстративно жертвовать на строительство или ремонт храма свои личные деньги. А потом, через церковную кассу, эти деньги возвращает себе!»

В письме упоминается, как под Новый год в храме Александра Невского Феофан пустил по кругу свой клобук, предварительно положив в него немаленькую сумму: «На нужды храмов!». В URA.ru утверждают, что нашли еще как минимум одного свидетеля этой сцены.

Клобук-то, между прочим, украшен золотым крестиком в бриллиантовой оправе. Уж очень смешно там смотрелись мятые десятирублевки!

«Батюшки просто растерялись, когда Феофан пустил клобук по рядам. Что могли из карманов выгребали, в том числе и те, что в сельских приходах служат. Клобук-то, между прочим, украшен золотым крестиком в бриллиантовой оправе. Уж очень смешно там смотрелись мятые десятирублевки! Кто-то в рядах робко пытался спросить, а будет ли отчет? Но на него цыкнули: «Ты что? Владыке не доверяешь?», — цитирует ресурс слова очевидца.

ПЫШНАЯ ВСТРЕЧА ПАТРИАРХА

30 мая 2014 года Феофан возглавляет Симбирскую митрополию. Это самая короткая «остановка» в его карьерном маршруте.

«С его приездом в Ульяновск цены на церковные требы и продукцию взлетели кратно, люди стали возмущались от таких поборов. Если раньше, к примеру, каждый приход в регионе сам закупал крестики, иконки и прочую продукцию, пытаясь найти подешевле, то с приездом Феофана в поставки всего этого были поставлены на поток, причем лишь строго через Епархию. Несмотря на, казалось бы, оптовую закупку, цены на всё взлетели. Епархия под руководством Феофана, накручивала стоимость на первоначальном этапе, а потом требовала еще и с каждого прихода от продаж порядка 20-25% возврата. То же самое произошло с церковными требами: отпеть покойника, крестить новорожденного – на всё это была установлена новая, более дорогая такса» — пишет ресурс ulnovosti.ru.

фото — ulnovosti.ru С его приездом в Ульяновск цены на церковные требы и продукцию взлетели кратно, люди стали возмущались от таких поборов

По этой причине, пишет сайт, приходы едва сводят концы с концами.

Феофану обычно ставят в заслугу визит патриарха Кирилла в Ульяновск. Однако и тут не обошлось без скандала. «Заштатный клирик РПЦ священник Димитрий Свердлов», как называют его СМИ, поделился у себя в блоге пикантной подробностью:

«дополнительная информация, которая не вошла в новости:
с каждого настоятеля собрали по 160 000 руб. на визит его святейшества

во избежание перевозбуждения в каментах:

мне, лично, всё равно. у меня нет ни злорадства от того, что вскрылся «грязный» факт. ни злобы. факт, просто нейтральный факт, который может помочь несведущим составить представление о системе. опять же, во избежание болезненных разочарований.

потому что, например, когда ты входишь в храм помолиться, а упираешься в лавку — не разочаровывайся: так надо. когда твой духовник внезапно, посреди полного здоровья, как говорится, начинает у тебя выцыганивать деньги — не удивляйся: так надо.

так – надо».

Другие блогеры умножили эту сумму на количество приходов, сообщает ресурс Vlasti.net, подытоживая: «при наличии в Ульяновской епархии РПЦ 145 приходов, общая сумма собранных «на визит» средств составила примерно 23 миллиона рублей».

Впрочем, как считают Ulnovosti.ru, именно визит в Ульяновск Кирилла и положил в итоге конец владычеству Феофана в Симбирской митрополии.

«…во время приезда в Ульяновск ульяновским православным удалось передать патриарху РПЦ Кириллу «челобитную», в которой они излили всё свое негодование по поводу деятельности Феофана, в том числе и коммерческой. Говорят, якобы после этого в регион из РПЦ нагрянула проверка, многие из фактов, указанных в письме, нашли свое подтверждение».

Феофан ведёт себя как топ-менеджер, а не как пастырь. Причем – топ-менеджер, явно рассчитывающий выжать все соки.

Впрочем, перевод в Казанскую епархию для Феофана является не ссылкой, а скорее повышением.

Так что, можно сказать, патриарх Кирилл убил своим решением сразу двух зайцев. И нижайшую просьбу исполнил, и одновременно отправил Феофана в более «хлебный» регион, который к тому же и к Москве поближе будет.

Недовольные Феофаном татарстанцы жалуются в общем на то же, на что и прихожане в других регионах. Феофан ведёт себя как топ-менеджер, а не как пастырь. Причем – топ-менеджер, явно рассчитывающий выжать все соки.

Услышит ли патриарх Кирилл мольбы татарстанцев? В ближайшее время — вряд ли. В конце концов, не стоит забывать, кто в девяностые был его замом в ОВЦС.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​

Феофан (Ашурков)

В Википедии существуют статьи о других людях с именем Феофан и фамилией Ашурков.

Митрополит Феофан
Архиепископ Феофан в Алагире, июль 2009 г.

68-й Митрополит Казанский и Татарстанский

c 13 июля 2015 года
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Анастасий (Меткин)

25-й Митрополит Симбирский и Новоспасский

30 мая 2014 — 13 июля 2015
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Прокл (Хазов),
Зиновий (Корзинкин) (в/у)
Преемник Анастасий (Меткин)

13-й Митрополит Челябинский и Златоустовский
до 1 августа 2012 года — архиепископ

22 марта 2011 — 30 мая 2014
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Иов (Тывонюк)
Преемник Никодим (Чибисов)

26-й Архиепископ Ставропольский и Владикавказский
до 25 февраля 2008 года — епископ

7 мая 2003 — 22 марта 2011
Предшественник Гедеон (Докукин)
Преемник Кирилл (Покровский)

5-й Епископ Магаданский и Синегорский

26 ноября 2000 — 7 мая 2003
Избрание 7 октября 2000 года
Предшественник Анатолий (Аксенов)
Преемник Гурий (Шалимов)

Заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата

1993 год — 1999 год

Экзарх патриарха Московского при патриархе Александрийском

1989 год — 1993 год
Имя при рождении Иван Андреевич Ашурков
Рождение 21 мая 1947 (71 год)
Дмитриев-Льговский, Курская область, РСФСР, СССР
Принятие священного сана 1974 год
Принятие монашества 19 декабря 1973 года
Епископская хиротония 26 ноября 2000 года
Награды

Митрополит Феофан на Викискладе

Митрополи́т Феофа́н (в миру Ива́н Андре́евич Ашурко́в; род. 21 мая 1947, Дмитриев-Льговский, Курская область, РСФСР, СССР) — епископ Русской православной церкви, митрополит Казанский и Татарстанский.

Член Общественной палаты Российской Федерации в 2006—2010 годах.

Биография

Образование, начало служения

Родился 25 мая 1947 года, в городе Дмитриев-Льговский Курской области, в семье служащих.

После школы поступил в училище города Новотроицка, где учился на электрослесаря. После училища был призван в армию, служил в Ульяновске, в этом городе посещал храм, где и принял решение после срочной службы принять монашество.

В 1969—1970 годах нёс послушания у епископа Смоленского и Вяземского Гедеона (Докукина) .

В 1970 году поступил во второй класс Московской Духовной семинарии, которую окончил в 1972 году и был зачислен в Московскую Духовную академию. В 1973 году был принят послушником в братство Троице-Сергиевой Лавры.

19 декабря 1973 года наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) был пострижен в монашество с именем Феофан в честь преподобного Феофана Исповедника.

14 января 1974 года архиепископом Сергием (Голубцовым) рукоположен в сан иеродиакона.

7 апреля 1976 года в кафедральном соборе города Тулы рукоположен в сан иеромонаха митрополитом Тульским и Белевским Ювеналием (Поярковым).

В 1976 году окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия, присвоенной за кандидатскую работу «Догматическое учение Василия Великого», и был зачислен в аспирантуру при Московской Духовной академии.

Церковно-дипломатическая деятельность

В 1977 году определением Священного Синода направлен в Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме, где нес послушание до 1982 года.

В 1979 году, в праздник Успения Божией Матери, возведён в сан игумена с возложением креста с украшениями.

С 1982 года по 1984 год пребывал в братстве Троице-Сергиевой лавры.

6 сентября 1984 года направлен для пастырского служения в Экзархат Центральной и Южной Америки в Аргентину, где служил секретарём данного экзархата.

В 1985 году, в Неделю всех святых, в Земле Российской просиявших, возведён в сан архимандрита.

23 марта 1987 года освобождён от пастырского послушания в Аргентине.

В 1987—1989 годах нёс послушания в Отделе внешних церковных сношений (ОВЦС) Московского патриархата.

С 1989 по 1993 год — экзарх патриарха Московского при патриархе Александрийском и всея Африки (Египет).

Во время противостояния в 1993 году в Москве активно участвовал в переговорах конфликтующих сторон. Неоднократно лично проводил переговоры в Доме Советов с вице-президентом Российской Федерации А. В. Руцким, председателем Верховного Совета Российской Федерации Р. И. Хасбулатовым и другими участниками событий.

Во время событий сентября-октября 1993 года приезжал в осажденный Верховный Совет России и просил депутатов направить делегацию для переговоров с представителями Бориса Ельцина.

С 1993 года по 1999 год — заместитель председателя ОВЦС, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева).

28 декабря 1999 года назначен представителем Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском и всего Востока (Сирия).

Архиерейство

7 октября 2000 года решением Священного Синода архимандриту Феофану (Ашуркову) определено быть епископом Магаданским и Синегорским. 8 октября 2000 года освобождён от должности представителя Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском и всего Востока.

25 ноября 2000 года состоялось его наречение во епископа Магаданского и Синегорского в домовом храме Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре.

26 ноября 2000 года в Богоявленском кафедральном соборе Москвы состоялась его епископская хиротония, которую совершили: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), митрополит Солнечногорский Сергий (Фомин), архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон (Долганов), архиепископ Тверской и Кашинский Виктор (Олейник), архиепископ Бронницкий Тихон (Емельянов), епископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), епископ Красногорский Савва (Волков).

Как отмечается на сайте «Православие на Дальнем Востоке», «с приездом нового владыки епархия буквально в считанные месяцы просто поднялась на более высокий уровень». Были проведены первые, а затем и последующие, Рождественские чтения с участием А. И. Осипова, диакона Андрея Кураева, режиссёра Николая Бурляева. Традиционным стал и крестный ход на бухту Гертнера в праздник крещения Господня. Были заключены договора о сотрудничестве с управлением образования Магаданской области и вскоре в школа города стали действовать факультативы «Основы православной культуры». Были открыты молитвенные комнаты в УВД Магаданской области и в колонии особого режима в посёлке Уптар. Было начато строительство кафедрального собора в честь Живоначальной Троицы в самом центре Магадана.

7 мая 2003 года назначен епископом Ставропольским и Владикавказским

Митрополит Феофан в Казанском Кремле в первый день своего пребывания в Казани (20 июля 2015 года)

С 30 июля 2003 года — ректор Ставропольской духовной семинарии.

С 2005 года проводил массовые крещения жителей Северной Осетии. Всего было крещено несколько десятков тысяч человек. Основал первый в послереволюционной Осетии женский монастырь, освящённый в честь Богоявления Господня, и восстановил несколько в Ставропольском крае. Улучшил отношения с государственными органами, иными конфессиями Северного Кавказа. Вместе с тем критиковался некоторыми представителями духовенства Ставропольской епархии в анонимной статье за строительство «роскошных резиденций», постоянные «прогибания» под власть имущих и издевательства над священниками.

25 февраля 2008 года, в день тезоименитства Патриарха Алексия, возведён в сан архиепископа.

Во время военных действий в Южной Осетии в августе 2008 года, по указу архиепископа Феофана, Богоявленский Аланский женский монастырь в Северной Осетии открыл реабилитационный центр для пострадавших детей.

С 22 марта 2011 года — архиепископ Челябинский и Златоустовский.

26 июля 2012 назначен главой новообразованной Челябинской митрополии, а также временно управляющим Троицкой епархией.

1 августа 2012 года соборной площади города Сарова Патриархом Кириллом возведён в сан митрополита.

Издание znak.com отмечает: «Феофан, возглавивший в 2011 году епархию Челябинскую и Златоустовскую, показал себя умелым политиком: именно при нем сдвинулся с мертвой точки вопрос о возвращении РПЦ челябинского храма Александра Невского на Алом поле и выноса оттуда органа (решение значимое, как бы к нему не относились поклонники искусства и противники „засилья“ церкви). Именно при Феофане были подписаны ряд важных соглашений о сотрудничестве — с другими конфессиями, с силовыми структурами. При нем открылся ряд новых храмов, активизировалась реконструкция старых. Наконец, именно Феофан, несмотря на мрачные прогнозы скептиков, сумел без лишних скандалов продвинуть в челябинские школы изучение четвероклассниками нового предмета — формально факультативного религиоведения, в подавляющем большинстве случаев оказавшегося все-таки историей православия <…> Плюс ко всему прежний владыка сумел наладить отношения церкви с теперь уже бывшим губернатором Михаилом Юревичем и добиться превращения Челябинской и Златоустовской епархии в митрополию из трех — Челябинской, Магнитогорской и Троицкой — епархий».

30 мая 2014 года назначен митрополитом Симбирским и Новоспасским, главой Симбирской митрополии.

13 июля 2015 года назначен митрополитом Казанским и Татарстанским, главой Татарстанской митрополии.

С 22 октября 2015 года — ректор Казанской духовной семинарии. 12 января 2017 года на заседании Учёного совета семинарии единогласно избран заведующим кафедрой исламоведения.

В 2016 году возглавлял делегацию Русской православной церкви на X заседании Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие — ислам».

Участие в деятельности государственных и общественных структур

С 14 июля 1995 года — член Российского организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий в связи с памятными событиями военной истории Отечества и по делам ветеранов

С 23 декабря 2006 года — член организационного комитета по подготовке и проведению празднования 450-летия добровольного вхождения Кабардино-Балкарии в состав Российского государства

С 2006 года — член Общественной палаты Российской Федерации. Руководитель рабочей группы по международным связям по линии международных религиозных организаций, рабочей группы по миротворческой деятельности на Северном Кавказе, председатель подкомиссии по вопросам свободы совести.

В 2008 году вошёл во второй созыв Общественной палаты Российской Федерации. Член комиссии Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести, член Межкомиссионной рабочей группы по международной деятельности Общественной палаты и член с правом совещательного голоса комиссии Общественной палаты по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей.

В созыв 2010 года не вошёл.

Награды

Государственные:

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (18 мая 2017 года) — за большой вклад в укрепление межнационального и межконфессиального мира и согласия в обществе
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 апреля 2007 года) — за большой вклад в развитие духовных и культурных традиций
  • Орден Дружбы (11 августа 2000 года) — за большой вклад в развитие духовных и культурных связей зарубежной общественности с Россией
  • Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (28 декабря 1995 года) — за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в реализации комплексной программы строительства, реконструкции и реставрации исторических и культурных объектов города Москвы
  • Благодарность Президента Российской Федерации (14 августа 1995 года) — за активное участие в подготовке и проведении празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
  • Медаль Во Славу Осетии (Северная Осетия, 2005 год) — за мужество, проявленное в Беслане и деятельность по укреплению мира и добра в многонациональной республике
  • Почётная медаль «За заслуги в деле защиты детей России» (24 июля 2015 года) — за личный вклад в дело защиты детей
  • Почётный гражданин Ставрополя (2006)
  • Почётный гражданин Черкесска (2005)
  • Почётный гражданин Владикавказа (2009)

Церковные:

  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (1995 год)
  • Орден святого преподобного Серафима Саровского II степени (2012 год)
  • Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени (2006 год)
  • Орден преподобного Сергия Радонежского III степени (1985 год)
  • награды Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Православных Церквей

Общественные

  • Почётный памятный знак «Орден Великого князя Сергея Александровича» (4 июня 2015 года, Императорское православное палестинское общество).

Отзывы

Протодиакон Андрей Кураев в июле 2015 года:

«Это человек очень умный, с огромным опытом работы именно в мусульманских регионах. До того как стать епископом, он много лет служил в Иерусалиме, в Египте, очень хорошо знает Ближний Восток и мусульманский мир. Кроме того, он был епископом в Ставрополе несколько лет, а это тоже такой пограничный регион, и Северный Кавказ входил в его епархию. Он на руках выносил раненых детей из школы в Беслане. Это человек, который для вашего региона в этом смысле идеален».

Протоиерей Всеволод Чаплин:

Преосвященный Феофан был и заместителем председателя отдела внешних церковных связей, работал в таких разных регионах России, как Магаданская и Челябинская область, Ставропольский край, Ульяновская область. Так что, безусловно, это человек очень опытный, с крепкой волей, всегда стремящийся сделать максимум для развития церковной жизни. Он умеет выстраивать отношения с представителями других религий, главным образом с представителями ислама и иудаизма, как об этом свидетельствует уже упомянутая мною работа владыки Феофана в Израиле. Еще раз повторюсь: Феофан — яркий православный иерарх, практик и строитель церковной жизни.

Ссылки

  • Биография на официальном сайте Московского Патриархата
  • Биография на сайте Татарстанской митрополии

интервью

  • Конец глобализации. Соединенные Штаты раскалывают мир, считает епископ Магаданский Феофан (Ашурков) // Независимая газета
  • Епископ Феофан: Я почувствовал свою сродненность с людьми // Ставропольская правда.
  • Митрополит Феофан: «Первое, что увидел, – направленные прямо на меня автоматы со штыками».

Митрополиты

  • Анастасий (Меткин) (2012—2015)
  • Феофан (Ашурков) (с 2015)

XX век

XXI век

Список разбит по векам исходя из даты начала епископства. Курсивом выделены временно управляющие.
Мелким шрифтом выделены викарные епископы Челябинские до образования самостоятельной Челябинской епархии.

Российская
империя

РСФСР

  • Александр (Трапицын)
  • Виссарион (Зорин)
  • Герман (Кокель) (в/у, епископ Ибресинский)
  • Виссарион (Зорин)
  • Александр (Трапицын)
  • Иоаким (Благовидов)
  • Митрофан (Гринёв)
  • Стефан (Знамировский)
  • Серафим (Зборовский) (в/у, епископ Мелекесский)
  • Аркадий (Ершов) (в/у, епископ Мелекесский)
  • Владимир (Горьковский)
  • С 1937 по 1941 год кафедра вдовствовала.
  • Иоанн (Соколов)
  • Варфоломей (Городцев)
  • Димитрий (Градусов)
  • Иларий (Ильин)
  • Софроний (Иванцов)
  • Серафим (Шарапов)
  • Паисий (Образцов)
  • Иоанн (Братолюбов)
  • С 1959 по 1989 год кафедра управлялась архиереями Куйбышевской епархии.
  • Прокл (Хазов) (по 2014 год).

Российская Федерация

  • Зиновий (Корзинкин) (в/у, митрополит Саранский)
  • Феофан (Ашурков)
  • Анастасий (Меткин) (с 13 июля 2015 года).

История

Казанская епархия Русской Православной церкви была учреждена 3 апреля 1555 года, через три года после покорения Казанского ханства. Первым правящим архиереем стал игумен тверского Селижарова монастыря Гурий, отправившийся в Казань с архимандритами Варсонофием и Германом.

Важнейшими событиями в жизни Казанской епархии были обретение в 1579 году иконы Казанской Божией Матери, участие казанцев в ополчении Минина и Пожарского по благословению патриарха Гермогена, бывшего Казанского митрополита и всероссийское прославление Казанской иконы Божией Матери.

В течение 1741 года миссионеры сумели крестить по всей губернии 9159 человек, татар и башкир было среди них всего 143 (см. А. Чулошников). Так или иначе, миссионерство в Казанском крае имело в последующее время довольно вялый характер, а деятельность Казанской Духовной Академии сводилась в основном к глубокому изучению лингвистических и культурологических аспектов бытия народов Востока.

В начале XIX века было открыто Казанское отделение Библейского общества для переводов Священного писания на местные языки. В 1814 году на татарский язык был переведён Новый Завет, а в 1819 году — первая из ветхозаветных книг (Бытие). В 1847 году при Казанской духовной академии открывается переводческий комитет, в 1854 году — три миссионерских отделения. Для поддержки миссионерского образования 4 октября 1867 года было учреждено православное братство святителя Гурия.

Согласно данным, которые приводит профессор Н. П. Загоскин, в конце XIX века в Казани «числятся 4 собора, 28 приходских церквей, 2 церкви, приписанные к монастырям, 3 церкви военные и 22 домовые церкви, всего 59 православных церквей» и 7 монастырей в черте города, из которых к настоящему моменту 4 переданы епархии, Фёдоровский полностью уничтожен в XX веке (на его месте НКЦ Казань); Спасо-Преображенский монастырь (сохранился братский корпус, ограда XIX века, цоколь Преображенского собора) и Воскресенский (также именовался Новый Иерусалим, сохранился храм XVIII века) не действуют.

11 июня 1993 года из состава Казанской епархии была выделена Йошкар-Олинская епархия в пределах республики Марий Эл.

6 июня 2012 года были выделены самостоятельные Альметьевская и Чистопольская епархии с включением их и Казанской епархии в состав новообразованной Татарстанской митрополии, после чего в составе Казанской епархии осталась северо-восточная половина Татарстана.

Епископы

  • Гурий (Руготин) (3 февраля 1555 — 5 декабря 1563)
  • Герман (Садырев-Полев) (12 марта 1564 — 6 ноября 1567)
  • Лаврентий I (2 февраля 1568 — 13 июля 1574)
  • Вассиан (14 февраля — 21 мая 1575)
  • Тихон (Хворостинин) (5 июля 1575 — 14 июня 1576)
  • Иеремия (1576—1581)
  • Косма (29 декабря 1581—1583)
  • Тихон II (1583 — 23 марта 1589)
  • Ермоген (13 мая 1589 — 3 июля 1606)
  • Ефрем (Хвостов) (август 1606 — 26 декабря 1613)
  • Матфей (7 февраля 1615 — 13 января 1646)
  • Симеон (или Симон) Серб (7 февраля 1646 — 26 сентября 1649)
  • Корнилий I (13 января 1650 — 17 августа 1656)
  • Лаврентий (26 июля 1657 — 11 ноября 1672)
  • Корнилий II (16 марта 1673 — 6 августа 1674)
  • Иоасаф (6 сентября 1674 — 30 января 1686)
  • Адриан (21 марта 1686 — 24 августа 1690)
  • Маркелл (8 сентября 1690 — 21 августа 1698)
  • Тихон (Воинов) (25 марта 1699 — 24 марта 1724)
  • Сильвестр (Холмский-Волынец) (август 1725 — 30 декабря 1731)
  • Иларион (Рогалевский) (16 апреля 1732 — 25 марта 1735)
  • Гавриил (Русской) (17 сентября 1735 — 9 марта 1738)
  • Лука (Конашевич) (9 марта 1738 — 9 октября 1755)
  • Гавриил (Кременецкий) (20 октября 1755 — 25 июля 1762)
  • Вениамин (Пуцек-Григорович) (25 июля 1762 — 17 марта 1782)
  • Антоний (Герасимов-Зыбелин) (25 апреля 1782 — 5 марта 1785)
  • Амвросий (Подобедов) (27 марта 1785 — 16 октября 1799)
  • Серапион (Александровский) (21 октября 1799 — 11 декабря 1803)
  • Павел (Зернов) (18 декабря 1803 — 14 января 1815)
  • Амвросий (Протасов) (7 февраля 1816 — 6 ноября 1826)
  • Иона (Павинский) (6 ноября 1826 — 3 февраля 1828)
  • Филарет (Амфитеатров) (25 февраля 1828 — 19 сентября 1836)
  • Владимир (Ужинский) (19 сентября 1836 — 1 марта 1848)
  • Григорий (Постников) (1 марта 1848 — 1 октября 1856)
  • Афанасий (Соколов) (3 ноября 1856 — 9 ноября 1866)
  • Антоний (Амфитеатров) (9 ноября 1866 — 8 ноября 1879)
  • Сергий (Ляпидевский) (11 января 1880 — 21 августа 1882)
  • Палладий (Раев-Писарев) (21 августа 1882 — 29 сентября 1887)
  • Павел (Лебедев) (29 сентября 1887 — 23 апреля 1892)
  • Владимир (Петров) (7 мая 1892 — 2 сентября 1897)
  • Арсений (Брянцев) (4 октября 1897 — 8 февраля 1903)
  • Димитрий (Ковальницкий) (8 февраля 1903 — 26 марта 1905)
  • Димитрий (Самбикин) (25 марта 1905 — 17 марта 1908)
  • Никанор (Каменский) (5 апреля 1908 — 27 ноября 1910)
  • Иаков (Пятницкий) (10 декабря 1910 — 8 апреля 1920)
  • Анатолий (Грисюк) (сентябрь 1918 — апрель 1920, июль 1920 — февраль 1921)
  • Кирилл (Смирнов) (8 апреля 1920 — 2 января 1930)
  • Иоасаф (Удалов) (21 марта 1921 — 4 января 1922, 21 августа 1922 — 15 мая 1923) в/у
  • Митрофан (Поликарпов) (нач. — ноябрь 1925) в/у, еп. Бугульминский
  • Иоанн (Широков) (1930) в/у, еп. Марийский
  • Афанасий (Малинин) (7 мая 1930 — 23 марта 1933)
  • Ириней (Шульмин) (23 марта — 11 августа 1933) в/у, еп. Мамадышский
  • Серафим (Александров) (11 августа 1933 — 15 ноября 1936)
  • Венедикт (Плотников) (20 декабря 1936 — февраль 1937)
  • Никон (Пурлевский) (5 июня 1937 — 9 января 1938) 1937—1942 — кафедра вдовствовала
  • Андрей (Комаров) (26 августа 1942 — 12 февраля 1944)
  • Иларий (Ильин) (26 мая 1944 — 18 февраля 1946) в/у, еп. Ульяновский
  • Гермоген (Кожин) (18 февраля 1946 — 19 октября 1949)
  • Иустин (Мальцев) (20 октября 1949 — 4 апреля 1950)
  • Сергий (Королёв) (26 сентября 1950 — 18 декабря 1952)
  • Иов (Кресович) (28 января 1953 — март 1960)
  • Михаил (Воскресенский) (июнь 1960 — 7 октября 1967)
  • Сергий (Голубцов) (7 — 23 октября 1967)
  • Михаил (Воскресенский) (23 октября 1967 — 25 июля 1975) повторно
  • Мелхиседек (Лебедев) (25 июля — 19 августа 1975) в/у
  • Пантелеимон (Митрюковский) (19 августа 1975 — 30 ноября 1988)
  • Анастасий (Меткин) (11 декабря 1988 года — 13 июля 2015 года)
  • Феофан (Ашурков) (c 13 июля 2015 года)

Современное состояние

В настоящее время в Казанской Епархии совершают служение 280 священников и 59 диаконов. Епархия поделена на 22 благочиннических округа, в которых действует 176 приходов, из них: городских — 59, сельских — 117, приписных — 23. В епархии восстановлено 9 монастырей, из которых: 7 мужских (в том числе Раифский Богородицкий, Седмиозёрный Богородицкий, Кизический Введенский, Казанский Богородицкий, Казанский Иоанно-Предтеченский, Вознесенский Макарьевский, Свияжский Успенский, Свияжский Иоанно-Предтеченский (сейчас — подворье Свияжского Успенского) и 2 женских (Зилантов Успенский и Елабужский Казанско-Богородицкий).

Развиваются национальные (кряшенские, чувашские) приходы Казанской епархии. Так, Тихвинский кряшенский приход г. Казани, возглавляемый протоиереем Павлом Павловым занимается издательской, а также переводческой деятельностью, осуществляя совместно с Российским библейским обществом переводы Священного Писания на кряшенский язык.

В декабре 2013 года в епархии разгорелся гомосексуальный скандал после проверки инспекции Учебного комитета Русской православной церкви во главе с протоиереем Максимом Козловым, связанной с жалобами студентов Казанской духовной семинарии на гомосексуальные домогательства со стороны руководства семинарии.

Примечания

  1. Загоскин Н. П. Спутник по Казани — Казань: «Типо-литография Императорского Университета», 1895
  2. Старая Казань
  3. Воскресенский мужской монастырь Новый Иерусалим Архивная копия от 25 февраля 2010 на Wayback Machine
  4. За что же уволили протодиакона-блогера Кураева? // Комсомольская правда.
  5. Пресс-секретаря Татарстанской митрополии обвиняют в гомосексуализме
  6. За что уволили Андрея Кураева
  7. Одинокий дьякон в контексте истории // Известия, 4 января 2014.
  8. Протодьякон Кураев сообщил о наставлении митрополита Анастасия казанским семинаристам

> См. также

  • Православные храмы Казани
  • Собор Казанских святых

> Литература

  • Казанская епархия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Фото и Видео на Викискладе

  • Татарстанская митрополия Русской Православной Церкви. Официальный сайт
  • Казанская и Татарстанская епархия на сайте Патриархия.Ru
  • Казанская епархия // Открытая православная энциклопедия «Древо»
  • Липаков Е. В. Архипастыри Казанские 1555—2007 на сайте КДС
  • Материалы по истории епархии на сайте КДС
  • Рощектаев А. В. Путеводитель по святыням Казанской епархии

Митрополиты

  • Анастасий (Меткин) (2012—2015)
  • Феофан (Ашурков) (с 2015)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *