Многие знания многие печали

Николай Заболоцкий — Лучшие стихотворения

Некрасивая девочка — 95115 О красоте человеческих лиц — 83603 Белая ночь — 47720 «Не позволяй душе лениться…» — 46706 Детство — 43645 Журавли — 36608 Последняя любовь — 34072 Встреча — 33151 Дождь — 31373 Все, что было в душе — 29861 «Я не ищу гармонии в природе…» — 29813 Признание — 27386 Утро — 27106 Жена — 25197 Болезнь — 24432 В кино — 23262 Голос в телефоне — 23094 Осень — 22577 Бетховен — 22301 «В этой роще березовой…» — 21632 Завещание — 21270 Ласточка — 19666 Это было давно — 19467 Читая стихи — 19152 Искушение — 18620 Метаморфозы — 18482 «Клялась ты — до гроба…» — 18433 Гроза идет — 18162 Вечер на Оке — 18031 «Во многом знании — немалая печаль…» — 17879 Одинокий дуб — 17862 «Меркнут знаки Зодиака…» — 17164 «Я воспитан природой суровой…» — 16988 Летний вечер — 16907 Сказка о кривом человечке — 16357 Болеро — 16347 Башня Греми — 16142 Лебедь в зоопарке — 16056 Смерть врача — 15858 На закате — 15838 Слепой — 15639 Сентябрь — 15302 Можжевеловый куст — 15282 Бродячие музыканты — 15163 Искусство — 14995 Прохожий — 14926 Неудачник — 14908 В тайге — 14854 Вечерний бар — 14675 Старая актриса — 14114 Бегство в Египет — 14040 «Где-то в поле возле Магадана…» — 13966 Лесное озеро — 13787 Городок — 13760 Прощание с друзьями — 13684 «Разве ты объяснишь мне — откуда…» — 13663 Игра в снежки — 13403 Осенний клен — 13235 Вопросы к морю — 13195 Шакалы — 12900 В жилищах наших — 12828 Свадьба — 12801 Поэт — 12688 Прощание — 12670 Старая сказка — 12624 «Уступи мне, скворец, уголок…» — 12426 Движение — 12276 Футбол — 12229 Поздняя весна — 12157 Лицо коня — 12088 Над морем — 11785 «Когда вдали угаснет свет дневной…» — 11459 Птицы — 11443 Возвращение с работы — 11374 Осенние пейзажи — 11283 «Когда бы я недвижным трупом…» — 11278 Зеленый луч — 11236 «Я шел сквозь рощу. Ночь…» — 11132 Голубиная книга — 11025 Поэма Весны — 10640 Начало осени — 10546 Соловей — 10541 «Облетают последние…» — 10215 Север — 10133 Человек в воде — 9946 Город в степи — 9761 «Еще заря не встала над селом…» — 9709 «Наступили месяцы дремоты…» — 9702 Отдых — 9613 Ночное гулянье — 9516 Чертополох — 9388 Одиссей и сирены — 9297 На лестницах — 9095 Гурзуф ночью — 9082 «Я трогал листы эвкалипта…» — 8976 Полдень — 8906 Ивановы — 8866 Морская прогулка — 8835 Лесная сторожка — 8752 Часовой — 8705 Самовар — 8643 Подмосковные рощи — 8422 Ходоки — 8417 На рынке — 8346 Творцы дорог — 8344 «Медленно земля поворотилась…» — 8337 У гробницы Данте — 8332 «При первом наступлении…» — 8322 Противостояние Марса — 8294 Пекарня — 8289 На рейде — 8150 «Кто мне откликнулся в чаще лесной…» — 8127 Гомборский лес — 8109 Рубрук в Монголии — 8041 Стирка белья — 7981 Тбилисские ночи — 7965 Светляки — 7945 Новый быт — 7891 Народный Дом — 7815 Рыбная лавка — 7797 Петухи поют — 7793 «Сквозь волшебный прибор Левенгука…» — 7694 Офорт — 7692 Обводный канал — 7668 Ночь в Пасанаури — 7663 «Читайте, деревья, стихи Гезиода…» — 7663 «Посредине панел…» — 7652 Седов — 7651

Соломон

В Википедии есть статья

Соломо́н (др.-евр. שְׁלֹמֹה, Шломо́; греч. Σαλωμών, Σολωμών в Септуагинте; лат. Solomon в Вульгате; араб. سليمان‎‎ Сулайман в Коране) — третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965—928 до н. э., в период его наивысшего расцвета.

Цитаты

  • Не стремись слышать всё, ибо ты услышишь, как твой раб злословит тебя. (парафраз Екк. 7:21)
  • Лучше щепоть с покоем, чем пригоршня с трудом и томлением духа. (парафраз Екк. 4:6)
  • Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь. (Екк. 1:18)
  • И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.
  • При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои разумен.
  • Придёт гордость придёт и посрамление; но со смиренными мудрость.
  • Не поможет богатство в день гнева, правда же спасёт от смерти.
  • Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная.
  • Кто любит наставление, тот любит знание, а кто ненавидит обличение, тот невежда.
  • Мудрая жена устраивает дом свой, а глупая разрушает его своими руками.
  • Есть пути которые кажутся человеку прямыми, но конец их — путь к смерти.
  • Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище и при нём тревога.
  • Предай Господу дела свои, и предприятия твои свершатся.
  • Как пёс возвращается в блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою.
  • Кто роет яму, тот упадёт в неё, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится.
  • Не хвались завтрашним днём; потому что не знаешь, что родит тот день.
  • Жесток гнев, неукротима ярость, но кто устоит против ревности?
  • Благоразумный видит беду и укрывается, а неопытные идут вперёд и наказываются.
  • Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека — от Господа.
  • Стремление познать суть вещей дано человеку как бич наказующий.
  • Что пользы человеку от его трудов?
  • Род уходит и род приходит, а Земля остаётся на век.
  • Что было, то и будет, и что творилось, то и творится, и нет ничего нового под Солнцем.
  • Бывает, скажут о чём-то: смотри, это новость! А уже было оно в веках, что прошли до нас.
  • От многой мудрости много скорби, и умножающий знание умножает печаль.
  • Ибо что может тот, кто следует царю? То, что делали раньше!
  • Увидел я, что полезнее мудрость, чем глупость, как полезнее свет, чем тьма.
  • Но и то я узнал, что единая участь постигнет и мудрого и глупого.
  • И возненавидел я сам весь труд, над чем я трудился под солнцем, потому что оставлю его человеку, что будет после, и кто знает, мудрый ли он будет или глупый, — а будет владеть моими трудами.
  • Все дни человека — печаль, и заботы его — это скорби.
  • Всему свой час, и время всякому делу под небесами: время родиться и время умирать… время разрушать и время строить… время разбрасывать камни и время складывать камни… время молчать и время говорить.
  • Я понял задачу, которую дал Бог решать сынам человека: всё он сделал прекрасным в свой срок, даже вечность вложил им в сердце, — но чтоб дела, творимые Богом, от начала и до конца не мог постичь человек.
  • Бог — ради человеков, чтобы их просветить, дабы поняли сами, что они — это скот, и только!
  • Всё — из праха, и всё возвратится в прах. (Экклезиаст)
  • Я увидел: нет большего блага, чем радоваться своим делам, ибо в этом и доля человека, — ибо кто его приведёт посмотреть, что будет после?
  • Благо тому, кто совсем не жил, кто не видел злого дела, что творится под солнцем.
  • Вдвоём быть лучше, чем одному… если двое лежат — тепло им; одному же как согреться?.. и втрое скрученная нить не скоро порвётся.
  • Обещал — исполни! Лучше не обещать, чем обещать и не исполнять.
  • От множества мечтаний много тщетных слов.
  • Ибо кто знает, что есть благо человеку в жизни в считанные дни его тщетной жизни?
  • Лучше слушать от мудрого порицанье, чем слушать человеку песню глупца.
  • Не очень будь праведным и не слишком мудрым зачем тебе ужасаться?
  • Не очень будь нечестивым и не будь глупцом — зачем тебе умирать до срока?
  • Мудрость поможет мудрому лучше, чем в городе десять могучих.
  • Думал: <Стану мудрым> — а мудрость от меня далека.
  • Мужа — одного из тысячи нашёл я, а женщины — ни одной из всех их не нашёл я.
  • Сделал Бог человека прямым, люди же ищут многих ухищрений.
  • Нет человека, властного над ветром, — удержать умеющего ветер, — и над смертным часом нет власти, и отпуска нет на войне, и не выручит нечестие нечестивца.
  • Бывает на земле и такая тщета: есть праведники, а дана им участь в меру деяния нечестивцев, и есть нечестивцы, а дана им участь в меру деяния добрых.
  • Не может человек найти суть дела, что делается под солнцем, — сколько б ни трудился искать человек — не найдёт; и если даже скажет мудрец, что сумеет, — не найдёт.
  • И ещё довелось мне увидеть под солнцем, что не быстрым — удача в беге, не разумным — богатство, не храбрым — удача в битве и не мудрым — хлеб, и не сведущим — благословенье, но срок и случай постигает их всех.
  • И я подумал: лучше мудрость, чем храбрость, но мудрость бедного презирают и не слушают его речей.
  • Поставлена глупость на высокие посты, а достойные внизу пребывают.
  • Копающий яму в неё упадёт, и сносящего стенку укусит змея. Разбивающий камни о них ушибётся, и колющему дрова от них угроза.
  • Точно так, как не знаешь ты, откуда стало дыханье и кости откуда в беременной утробе, так не знаешь ты дел Бога, создающего всё.
  • Даже в мыслях не кляни царя и в спальном покое не кляни богатых, ибо птицы небесные перенесут твою речь, и пернатые объявят дело.
  • Много книг составлять конца не будет, и много читать — утомительно для плоти.
  • Кто хранит уста свои — тот бережёт душу свою, а кто широко растворяет рот — тому беда.
  • Рты тех, кто говорит ложь, должны быть зажаты.
  • Муравьи народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою; горные мыши народ слабый, но ставят дома свои на скале; у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно; паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах.
  • Если притупится топор и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы; мудрость умеет это исправить.
  • Главное — мудрость: приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум.
  • Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.
  • Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа.
  • Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей.
  • Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, — и не будет услышан.
  • Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.
  • Кто хранит уста свои, тот бережёт душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.
  • Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.
  • Лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.
  • Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.
  • Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.
  • Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать это.
  • У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.
  • Честь для человека — отстать от ссоры; а всякий глупец задорен.
  • Благотворящий бедному — даёт взаймы Господу; и Он воздаст ему за благодеяние его.
  • Дающий нищему не обеднеет, а кто отвращает свои глаза от него — на том много проклятий.
  • Жизнь постоянно доказывает нам, что мёртвые счастливее живых. А самый счастливый тот, кто вообще не родился.
  • Всё пройдёт. И это пройдёт.

    Я нарцисс Саронский, лилия долин!
    Что лилия между тёрнами, то возлюбленная моя между девицами.
    Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени её люблю я сидеть, и плоды её сладки для гортани моей.

    — «Песнь песней», 2:1-3

    Цитаты о Соломоне

      Нарцисс Сарона — Соломон
      Любил Балькис, царицу Юга.
      Она была его супруга.
      Был царь, как раб, в неё влюблён.

      — Игорь Северянин, «Рондели», 1911

      Примечания

      1. Книга Екклесиаста, или Проповедника (Вики) на сайте Библия-центр, гл. 7
      2. Книга Екклесиаста, или Проповедника (Вики) на сайте Библия-центр, гл. 4
      3. Книга Екклесиаста, или Проповедника (Вики) на сайте Библия-центр, гл. 1
      4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 4,13 4,14 4,15 4,16 4,17 4,18 4,19 4,20 4,21 4,22 4,23 4,24 4,25 4,26 4,27 4,28 4,29 4,30 4,31 4,32 4,33 4,34 4,35 4,36 4,37 4,38 4,39 4,40 4,41 4,42 4,43 4,44 4,45 4,46 4,47 4,48 4,49 4,50 4,51 4,52 4,53 4,54 4,55 4,56 4,57 4,58 Научно-популярное издание. «Анатомия Мудрости» 120 Философов. Издательство «Таврия» 1996 г.
      Персонажи Ветхого Завета
      Аарон • Авель • Авессалом • Авраам • Адам • Амнон • Валаам • Гад • Голиаф • Давид • Дан • Ева • Евер • Енос • Енох • Завулон • Иаков • Иафет • Измаил • Иисус Навин • Иов • Исаак • Исав • Исмаил • Иуда • Каин • Каинан • Лаван • Ламех • Левий • Лот • Манассия • Мафусаил • Мелхиседек • Мириам • Моисей • Нахор • Неффалим • Нимрод • Ной • Рагав • Рахиль • Ревекка • Рувим • Саул • Соломон • Сарра • Серух • Сим • Симеон • Сиф • Фамарь • Хам

      >Вопрос:

      Нужно ли буквально понимать слова «Во многой мудрости много печали» (Еккл. 1: 18)? Действительно ли познание умножает скорбь?

      Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

      Слова эти являются частью стиха 1-й главы книги Екклесиаста. Точное понимание их требует прочтения всей книги и правильного ее толкования. Эта фраза, взятая вне богословской логики автора, воспринималась и воспринимается в соответствии с мировоззренческими настроениями людей: в духе философского (А. Шопенгауэр, Э. Гартман), литературного (Дж. Леопарди) или житейски-обыденного пессимизма, свойственного большинству неверующих людей. Екклесиаст же (евр. кохелет – «говорящий в собрании») учит видеть великое и единственно непреходящее благо только в Боге: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12: 13–14). Но прежде, чем привести тех, кого он поучает, к мысли, что «благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его» (Еккл. 8: 12), Екклесиаст, в традициях высокой библейской поэзии, показывает тщету земных благ и мирских преимуществ. Печаль на душу наводит и однообразная повторяемость смены поколений: «Род проходит, и род приходит» (Еккл. 1: 4). Печаль вызывает и созерцание бесконечной повторяемости явлений природы: «Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь» (Еккл. 1: 5–7).

      Но и занятия человеческие не утешают проповедника. Труд тоже не дает постоянного счастья. «Что пользы человеку от всех трудов его?» (Еккл. 1: 3). Это понятие пользы является как бы искомым, достижение чего сделало бы жизнь человека несуетной, имеющей смысл. В еврейском тексте употреблено существительное ithron. Во всей Библии оно встречается только в книге Екклесиаста. Переводчики на русский язык передают его словом «польза». Однако речь не идет о пользе в обычном значении. Честно исполненный труд не может быть бесполезным. Он жизненно необходим. Екклесиаст, несомненно, в слово итрон вкладывает высший непреходящий смысл. Речь идет о счастье, которое является не призрачным и скоро текущим, а устойчивым и вечным. Без этого все – «суета сует» (Еккл. 1: 2). Автор употребляет слово хэвэл (от халдейского habal – «дымиться, испаряться»). Первоначальное значение этого слова – «дыхание, дуновение», то есть то, что быстро исчезает, испаряется. Отсюда переносный смысл: «пустое, безрезультатное занятие». У пророка Исаии словом хэвэл названо дело, которое не приносит пользы, напрасное, тщетное (см.: Ис. 30: 7). Соломон, автор книги Екклесиаста, говорит не просто о тщетности земного, но употребляет превосходную степень: хэвэл хавалим («суета сует»). В еврейской грамматике словосочетание «хэвэл хавалим» («суета сует») называется status constructus, то есть сопряженное отношение; применяется оно для выражения предельной степени чего-либо. Например, в положительном значении: «небеса небес» (Втор. 10: 14; Пс. 67: 34), «царь царей» (Езд. 7: 12; Дан. 2: 37), «Святое святых» (Лев. 16: 33; Числ. 4: 4).

      Не принесло облегчение сердцу и познание земного: «И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем» (Еккл. 1: 13). Разочарование оказалось таким же горьким. К излюбленному выражению «хэвэл хавалим» он прибавляет «реут руах» («томление духа») (Еккл. 1: 14). Екклесиаст убедился, что земная мудрость и знания оказались такой же суетой, как и все в человеческой жизни. Он приходит к мысли: «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл. 1: 18).

      Однако воспитанный в вере отцов Екклесиаст не мог стать пессимистом. Он познал пути Божественного Промысла: «Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, – и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его» (Еккл. 3: 14). Обретший в своем сердце Бога вместе с мудростью обретает и истинную радость, а не печаль, как думают пессимисты, не познавшие Бога: «Кто – как мудрый, и кто понимает значение вещей? Мудрость человека просветляет лице его, и суровость лица его изменяется» (Еккл. 8: 1).

      Учение о мудрости в Псалтири, в книгах Екклесиаста и Притч, так же и в других ветхозаветных Писаниях, имело прообразовательное значение. Оно приготовляло к восприятию высшей премудрости, которая явилось в Иисусе Христе: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!» (Рим. 11: 33). Только соединившись с Христом, человек может обрести подлинную мудрость, которая не только не умножает печаль и скорбь, но дает блаженную радость познания новой жизни.

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *