Молитва об умирающем

Содержание

Как правильно молиться за тяжело больного близкого человека?

Да, часто случается так, что единственным целителем в тяжелой болезни является Сам Господь Бог. Но раз так, тогда болезнь – это сфера личных взаимоотношений больного с Богом. Значит что-то не так в области покаяния, исправления жития и образа мыслей страдающего человека. То, что болезнь – есть следствие греха, известно абсолютному большинству. Это как бы «защитная» реакция Богом созданного организма направленная исключительно ко благу. Это как бы ступенька к совершенствованию, тому совершенствованию, к которому призывает нас Христос: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). Человек должен принести покаяние и изменить, быть может, привычный до болезни образ жизни с более-менее праздного на совершенно вдумчивый и, если угодно, аскетически-подвижнический (молитвенный, богомысленный и духовно-радостный). Только тогда, поднявшись на эту первую ступень, будет иметь смысл, а самое главное, реальную пользу молитвенное обращение к Пресвятой Богородице пред Ее чудотворными иконами и к святым. В противном случае человек, продолжая, допустим, курить, пить, сквернословить, осуждать, засыпать и просыпаться без молитвенного правила, будет видеть в молитвах лишь заклинания, некие заговоры, магические формулы способные принести какое-то выздоровление. Согласитесь, даже звучит абсурдно, но в подавляющем большинстве обывательского сознания это имеет место! Хочу предостеречь Вас от этого.
1. Вообще в любом болезненном состоянии следует прежде всего молитвенно взывать ко Господу Богу.
Тропарь Христу о исцелении болящего: Скорый в заступлении един сый, Христе, скорое свыше покажи посещение страждущему рабу Твоему и избави от недуг и горьких болезней; и воздвигни во еже пети Тя и славити непрестанно, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.
Кондак Христу о исцелении болящего: На одре болезни лежащаго и смертною раною уязвленнаго, якоже иногда воздвигл еси, Спасе, Петрову тещу и расслабленнаго на одре носимаго; сице и ныне, Милосерде, страждущаго посети и исцели: Ты бо един еси недуги и болезни рода нашего понесый и вся могий, яко Многомилостив.
Молитва Господу Богу о исцелении болящего: Владыко, Вседержителю, Святый Царю, наказуяй и не умерщвляяй, утверждаяй низпадающия и возводяй низверженныя, телесныя человеков скорби исправляяй, молимся Тебе, Боже наш, раба Твоего (имя) немощетвующа посети милостию Твоею, прости ему всякое согрешение вольное и невольное. Ей, Господи, врачебную Твою силу с небесе низпосли, прикоснися телеси, угаси огневицу, укроти страсть и всякую немощь таящуюся, буди врач раба Твоего (имя), воздвигни его от одра болезненнаго и от ложа озлобления цела и всесовершенна, даруй его Церкви Твоей благоугождающа и творяща волю Твою. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
2. Именно при болезнях рук и ног следует молиться Пресвятой Богородице перед Ее иконой Троеручица.
Молитва Пресвятой Богородице перед Ее иконой Троеручица: О Пресвятая и Преблагословенная Дево Богородице Мария! Припадаем и покланяемся Ти пред святою троеручною иконою Твоею, воспоминая преславное чудо Твое исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина от иконы сея явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней, во образе третия руки к изображению Твоему приложенные. Молимся Ти и просим Тя Всеблагую и Всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас молящих Ти ся, и якоже блаженного Иоанна в скорби и болезни к Тебе возопившаго услышала еси: так и нас не презри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных, и к Тебе от души сокрушенные и смиренныя усердно прибегающих. Ты зриши, Госпоже всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, потребу нашу в Твоей помощи и заступлении, яко отвсюду врагами окружени есмы, и несть помогающаго, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас Владычице. Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую православную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедях Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити, и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Сына Твоего и Бога нашего, Егоже умоли за нас матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченней милости Своей. О Всеблагая! услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и рождшагося » Тебе Искупителя нашего, Господа Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом всегда ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
3. Также обращаются к преподобному Иоанну Дамаскину. Этот святой, родившийся около 675 года и умерший около 750 года в Византии, был богословом, философом и поэтом. Являлся ведущим идейным противником иконоборчества. Его труды, проповеди обратили против него влиятельные круги двора. По клевете на него князь Дамасский приказал отсечь его руку. Преподобный Иоанн слезно молился пpeд иконой Божией Матери, чтобы рука его, которая писала духовные сочинения во славу Божию, снова приросла к суставу. И что же? Отсеченная рука в короткие минуты сна, во время которого Иоанн Дамаскин удостоился видения Божией Матери, срослась! Тогда преподобный с благодарностью к Небесной Целительнице добавил к той же иконе, ставшей именоваться «Троеручицей», изображение руки и снова стал писать духовные сочинения, из которых первой была песня канона к Богородице «Твоя победительная десница…».
Молитва преподобному Иоанну Дамаскину: Преподобне отче Иоанне! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
4. В болезнях ног можно обращаться к праведному Симеону Верхотурскому (12/25 сентября и 18/31 декабря). Праведный Симеон помогает в этих болезнях, поскольку сам он не мог не чувствовать болей в ногах, потому что пеший совершил путь из России в Сибирь (по случаю смутных дел в великороссийских городах).
Молитва праведному Симеону Верхотурскому: О, святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же телом твоим нетленно почиваяй по данней ти благодати от Господа молитися о нас. Милостиво призри на нас мгногогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием ко святым и цельбоносным мощем твоим притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюше тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
5. В таких случаях обращаются и к преподобному Серафиму Саровскому, всея России чудотворцу, единственному из святых, изображаемому на иконах в пешем виде.
Молитва преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу: О, пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе’явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концом земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь.
6. Можно обращаться и к преподобному Александру Свирскому (17/30 апреля). Александр Свирский настолько был свят и чист душою, что удостоился видения Пресвятой Троицы, как и ветхозаветный Авраам: Пресвятая Троица явилась ему в виде трех мужей. Более двадцати чудес совершил этот преподобный, и почти половина относится к исцелению расслабленных.
Молитва преподобному Александру Свирскому: О, священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобие и богоносне отче наш Александре, изрядный угодниче Пресвятыя и Единосущныя Троицы, многия милости живущим во святей обители твоей и всем, с верою и любовию притекающим к тебе, являяй. Испроси нам вся к житию сему временному благопотребная, паче же к вечному спасению нашему нужная. Пособствуй предстательством твоим, угодниче Божий, правителем страны нашея России. И да в мире глубоце пребудет святая Православная Церковь Христова. Буди всем нам, чудотворче святый, во всякой скорби и обстоянии скорый помощниче. Наипаче же в час кончины нашея явися нам, заступниче благосердый, да не предана будем на мытарствах воздушных власти злобнаго миродержца, но да сподобимся непреткновеннаго восхода в Царствие Небесное. Ей, отче, молитвенниче наш присный! Не посрами упования нашего, не презри смиренных молений наших, но присно о нас пред Престолом Живоначальньи Троицы предстательствуй, да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми, аще И недостойны еемы, в селениих райских славити величие, благодать и милость Единаго в Троице Бога, Отцаи Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
7.Вообще в любых болезнях обращаются к великомученику и целителю Пантелеймону.
Молитва великомученику и целителю Пантелеймону: О, святый велкомучениче и целителю Пантелеймоне, Бога милостиваго подражателю! Призри благосердием и услыши нас грешных, пред святою твоею иконою усердие молящихся, испроси нам у Господа Бога, Емуже со ангелы предстоиши на небеси, оставление грехов и прегрешений наших: исцели болезни душевныя и телесный рабов Божиих, ныне поминаемых, зде предстоящих и всех христиан православных, ко твоему заступлению притекающих: се бо, грех наших ради, люте одержими есмы многими недуги и не имамы помощи и утешения: к тебе же прибегаем, яко дадеся ти благодать молитися за ны и целити всяк недуг и всяку болезнь: даруй убо всем нам святыми молитвами твоими здравие и благомощие души и тела, преспеяние веры и благочестия и вся к житию временному и ко спасению потребная, яко да сподобившеся тобою великих и богатых милостей, прославим тя и Подателя всех благ, дивнаго во святых Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Молитва великомученику и целителю Пантелеймону (от лица болящего): О, великий угодниче Христов, страстотерпче и врачу многомилостивый Пантелеймоне! Умилосердися надо мною, грешным рабом, услыши стенание и вопль мой, умилостиви Небеснаго, Верховнаго Врача душ и телес наших, Христа Бога нашего, да дарует ми исцеление от недуга, мя гнетущаго. Приими недостойное моление грешнейшаго паче всех человек. Посети мя благодатным посещением, не возгнушайся греховных язв моих, помажь их елеем милости твоея и исцели мя; да здрав сый душею и телом, остаток дней моих, благодатию Божиею, возмогу провести в покаянии и угождении Богу и сподоблюся восприяти благий конец жития моего. Ей, угодниче Божий! Умоли Христа Бога, да предстательством твоим дарует здравие телу моему и спасение души моей. Аминь!
8. Также в болезнях расслабления (малоподвижности) и вообще в болезненном состоянии взывают к помощи Ангела Хранителя.
Молитва Ангелу Хранителю (от лица болящего): Ангеле Христов святый, к тебе припадая молюся, хранителю мой святый, преданный мне на соблюдение души и телу моему грешному от святаго крещения, аз же своею леностию и своим злым обычаем прогневах твою пречистую светлость и отгнах тя от себе всеми студными делы: лжами, клеветами, завистию, осуждением, презорством, непокорством, братоненавидением и злопомнением, сребролюбием, прелюбодеянием, яростию, скупостию, объедением без сытости и опивством, многоглаголанием, злыми помыслы и лукавыми, гордым обычаем и блудным возбешением, имый самохотение на всякое плотское вожделение. О, злое мое произволение, егоже и скоти безсловеснии не творят! Да како возможеши воззрети на мя, или приступити ко мне, аки ко псу смердящему? Которыма очима, Ангеле Христов, воззриши на мя, оплетшася зле во гнусных делех? Да како уже возмогу отпущения просити горьким и злым моим и лукавым деянием, в няже впадаю по вся дни и нощи и на всяк час? Но молюся ти, припадая, хранителю мой святый, умилосердися на мя грешного и недостойнаго раба твоего (имярек), буди ми помощник и заступник на злаго моего сопротивника, святыми твоими молитвами, и Царствия Божия причастника мя сотвори со всеми святыми, всегда, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Эти молитвы, примерно в таком порядке, в котором они приведены мною (начиная с Господа Бога, затем Матери Божией и святых) нужно читать дома всякий раз, когда будет необходимость в течении дня, и регулярно, добавляя к утреннему и вечернему молитвенному правилу. При посещении храма (в обычном состоянии – не реже одного раза в неделю, в болезненном состоянии – по мере сил) необходимо заказывать молебны либо сразу всем вышеперечисленным святым, либо поочередно.
И, конечно же, не забывайте о самом главном лекарстве – Причастии и предшествующем ему Покаянии. В обычном состоянии – не реже одного раза в месяц, в болезненном состоянии – в продолжительные постные периоды (ближайший – Успенский пост с 14 по 28 августа). При трудности перемещения можно вызвать священника на дом.

протоиерей Святослав Зулин

Сегодня мы продолжаем тему христианского отношения к смерти и остановимся на том, как молитвенно помочь умирающему в этот единонадесятый час, какие церковные напутствия он может получить.

Последние напутствия перед смертью

В своей известной книге «Переход» П. Калиновский пишет: «…Жизнь человека на земле — это только начало, только подготовка к тому, что ждет нас всех после смерти тела. Начатое здесь будет продолжаться там; …ждут …ответственность и возмездие за сделанное во время земной жизни. Об этом говорят все великие религии. …очень важно перейти порог в состоянии беззлобности, умиротворенности и покоя, не унося с собой ни одного темного пятна на своей совести.

Христианство всегда знало это, поэтому и советовало каждому перед смертью исповедаться и причаститься. Состояние личности в момент смерти важнее всей предыдущей жизни человека.

Об этом говорит и евангельское повествование от Луки (см.: Лк. 23, 32–33, 39–43) о разбойниках. Вот оно: Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Жизнь разбойника была плохой, но раскаяние в последние часы перед смертью обещает хорошее начало будущего существования <…>»

Православная Церковь напутствует своих чад в загробную жизнь Таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения. Родственники тяжелобольного обязаны позаботиться о том, чтобы во все протяжение болезни член Церкви не оставался лишенным этих христианских Таинств. Если болезнь продолжительна, нужно попросить священника из ближайшего храма посещать больного для регулярного совершения над ним Таинств. Когда же конец жизни человека видимо приближается, нужно срочно позвать священника для напутствия умирающего в жизнь вечную.

У одра умирающего священник заботится о том, чтобы у него не осталось на совести какого-либо забытого или неисповеданного греха или злобы к кому-либо из близких. Поэтому, если умирающий находится в сознании, священник задает ему соответствующие вопросы для исповеди в такой форме, чтобы ответ мог быть односложным. Конечно, такая исповедь в форме вопросов не может быть полной и всеобъемлющей: она должна быть заключительной, последней, которой предшествовало бы подробное и полное очищение совести больного в те дни, когда он был еще способен на тщательную исповедь. И об этом также должны были позаботиться родственники умирающего.

После совершения Таинства Покаяния священник приобщает умирающего запасными Святыми Дарами, которые он приносит в специальной дароносице. Церковные каноны, заботясь о доброй христианской кончине человека и соединении его со Христом Спасителем, в предсмертные часы дозволяют причащать умирающих даже после принятия лекарств и вкушения пищи , а женщин — и в период месячного или родильного очищения (чего не дозволяется совершать над лицами, не находящимися в смертельной опасности).

Однако правила запрещают причащать Святых Таин людей, впавших в беспамятство или безумие, до их выздоровления, кроме смертных случаев . В исключительных случаях можно приобщать и беснуемых, при условии, если они в бесновании не богохульствуют .

Как во время болезни, так и пред самой кончиною, над христианином целесообразно совершать Таинство Елеосвящения, предавая в руце Божии жизнь болящего. Болен ли кто из вас,— пишет апостол,— пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 14–15). По верованию Православной Церкви, Елеосвящение — это Таинство, в котором при помазании освященным елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. В этом Таинстве христианину прощаются те грехи, о которых он забыл или которых по неведению и невниманию не считает за грех. Вот что пишет о Таинстве Соборования Московский святитель Филарет: «Из слов Апос­тола (Болен ли кто из вас… и т. д. — Иак. 5, 14–15) видно, что Таинство Елеопомазания имеет двоякий плод: 1) отпущение грехов, и 2) выздоровление болящего: и воздвигнет его Господь. Таким образом, на точном основании Священного Писания Православная Церковь учит, что Елеопомазание может быть совершаемо как над приближающимся к смерти для испрошения ему прощения грехов, так и над всяким больным для испрошения ему прощения грехов и выздоровления от болезни <…>» .

Канон на исход души

Молчат уста умирающего, но Церковь от его лица изображает всю немощь грешника, готового покинуть мир, и поручает его Пречистой Деве, помощь Которой призывается в молитвах. Может быть, умирающий уже не слышит молитвословий, но, как при крещении младенца отсутствие у него сознания не умаляет благодатного действия Таинства, так и затухание сознания не препятствует спасению отходящей души по вере и молитве близких, собравшихся у его смертного одра.

Церковь, имевшая попечение о каждом православном с момента его рождения, не может оставить его и в этот последний страшный час. В лице духовника умирающего она спешит к его одру и прежде всего прилагает старание о том, чтобы у умирающего не осталось на совести какого-либо неисповеданного греха, в особенности злобы к кому-либо из братий. А затем духовник от лица человека, с душою разлучающегося и не могущего глаголати, глаголет «Канон молебный ко Господу Богу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице, Матери Господней». Уста умирающего молчат и язык не глаголет, но сердце вещает: Огнь бо сокрушения внутрь возгорается и гласы немолчными призывают прежде всего Матерь Господню . Канон на исход души преисполнен этими вещаниями от сердца умирающего, который хорошо сознает, что «нощь смертная постиже (его) неготова, мрачна же и безлунна, препущающи неприготовлена к долгому оному пути страшному» . По 6-й песни канона — кондак Великого канона, побуждающий душу умирающего воспрянуть, пока еще не поздно, как разбойник благоразумный в последний момент воздохнуть о своих грехах и воззвать ко Господу, да пощадит Христос Бог: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши, конец приближается, и нужда ти молвити: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, Иже везде сый и вся исполняяй» .

За кондаком следует и икос того же Великого канона, утешающий трепещущую душу тем, что «Христова врачебница всем открыта», всем дана возможность очищать душу свою исповеданием грехов своих и Таинством Покаяния , что и сам диавол, видя эту «врачебницу… пострадав уязвися», и в сознании своего бессилия признается: «убивает мя Вифлеемлянин, Иже везде сый и вся исполняяй» .

Все последование заканчивается молитвою от иерея, глаголемой на исход души, о разрешении ее от всяких уз, освобождения от всякой клятвы, о прощении грехов и упокоении в обителях святых.

Чин на разлучение души от тела

Кроме «Канона на исход души» в Большом Требнике и в «Иерейском молитвослове» есть другой умилительный канон, творение Андрея Критского, который входит в «Чин, бываемый на разрешение души от тела, внегда человек долго страждет». Большие страдания умирающего побуждают усилить молитву: душа долго страждущего молитвенно ищет помощи у всей Церкви небесной и земной, призывает «ангельстии собори, и человецы вси христолюбцы» , «всех благочестиво в житии поживших», призывает «вси земнии концы совоздохнуть и соплакать». В особенности обращается она к добрым друзьям и знакомым, к возлюбленным братиям, просит их в «память еже к ним дружбы» молить Христа о ней, просит всех их явить благоутробие, оказать милосердие к ней, злосчастной и окаянной, ибо она верит в силу молитвы Церкви: «Если бы вси единем гласом провещали бысте к Владыце, тьмы избавили мя бысте».

В конце Чина приводятся две молитвы: первая «о душе судимей», та самая, что и в «Каноне на исход души», только с некоторыми небольшими сокращениями. Вторая молитва — «О долго страждущем умрети» — нарочитая молитва. В ней прежде всего раскрывается та мысль, что смерть дана Господом как средство против развития зла. Неизреченною мудростию созданный от персти Адам был украшен образом Божиим и добротою и как честное и небесное стяжание предназначался к постоянному славо­словию и благолепию Божией славы и Царства, «но понеже заповедь преступи и Божия Его повеления, приим образ и не сохранив» и таким образом в свою богоподобную природу человек внес начало зла, «сего ради, да не зло безсмертное будет», Господь по человеколюбию лишил человека бессмертия по телу, установил разлучение души от тела, причем тело обращается в то, из чего образовано было, то есть в землю, а душа, вдохнутая Господом, возвращается к Нему, и в определенном Им месте пребывает «даже до общего воскресения». Присутствуя теперь при таком разлучении души от тела одного из рабов Божиих, «долгостраждущего умрети», служитель Божий со смиренным сознанием своего личного недостоинства, но дерзновенно как представитель Церк­ви просит Господа разрешить сему рабу его нестерпимые болезни и содержащие его немощи горькие и упокоить его, идеже праведных дуси.

Оба канона на исход души в случае отсутствия священника могут (и должны) быть прочитаны у одра умирающего мирянином, разумеется, с соответствующей заменой возгласов и опущением молитвы, предназначенных для чтения только от иерея. И кроме положенных в богослужебных книгах канонов близким умирающего должно молиться об отходящем брате.

По книгам:

1. Калиновский П. Переход. Последняя болезнь, смерть и после. М., 1991. С. 169–176;

2. Со святыми упокой: О церковном поминовении усопших: Сборник / Сост. мон. Иулиания (Самсонова). Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2007.

Калиновский П. Переход. Последняя болезнь, смерть и после. М., 1991. С. 37–38.

Кормчая книга. Ч. II; Номоканона пункт 166.

Служебник. Известие учительное о подаянии и приятии Божественных Таин.

Правило 3-е Тимофея, архиеп. Александрийского (Кормчая книга. Ч. I).

Филарет, митр. Московский и Коломенский. Собрание мнений и отзывов по учебным и церковно-государственным вопросам: В 5 т. Т. V. Ч. 2. СПб., 1888. С. 558.

См.: Канон на исход души. Песнь 6, тропарь 1.

Ср.: Канон на исход души. Песнь 7, тропарь 1.

Кондак по 6-й песни канона, творение прп. Андрея Критского.

Ср. с увещанием пред исповедью: «Пришел еси во врачебницу».

Канон на исход души. По 6-й песни икос.

Здесь далее цитаты из «Канона на разлучение души…»..

Случаются ситуации, когда умирающему человеку, перед тем как уйти, необходимо простить самого себя и эмоционально отпустить членов своей семьи, но сознательно он этого сделать не может вследствие своего тяжелого характера, физической или умственной немощи. Вы можете провести для него следующий ритуал прощения и отпускания в своем внутреннем мире.

Прощение (для «трудных» людей)

Сначала помедитируйте. Пригласите всю семью в свой Заповедник (Безопасное Место), на рабочую площадку. Если этот человек очень сильно вас обидел или мучил в течение жизни, пусть каждый из членов семьи выскажет ему свои чувства и попросит его ответить. Разговор должен помочь каждому из вас облегчить свое сердце; но следите за тем, чтобы он не перешел в перебранку.

Через некоторое время этот человек будет готов попросить у вас прощения, и к этому моменту вы тоже будете готовы простить его за все прошлые обиды. Простите его и попросите у него прощения. Прощение не означает одобрение его поведения. Это – эмоциональное освобождение для каждого из участников. Вы ощутите невероятное чувство свободы и радости. Эмоциональное содержимое ситуации растворится, но сам опыт останется с вами как жизненная мудрость.

Если же вы решите не прощать этого человека, знайте, что вы будете «тащить» его энергии в своей ауре по всей жизни. Хуже того, обиды кармически приковывают людей друг к другу на протяжении многих жизней.

Скажите, «Мы прощаем тебя на всех уровнях и с любовью отпускаем тебя!»

Следующий этап – прощение самого себя. Спросите этого человека, может ли он простить самого себя. Не торопите его, дайте ему время все осмыслить. В конце концов, он произнесет: «Да». Простите и вы себя. Каждый из вас действовал согласно своему уровню сознания.

Можно добавить: «Всевышний, прости нас – как и мы прощаем друг друга, ибо Ты – само Прощение.»

Подумайте, какой энергетический Дар (подарок) вы могли бы сейчас подарить этому человеку. Дар материализуется мгновенно в любой форме. Подарите Дар этому человеку. Обычно люди очень рады получить Дар. Вероятно, Дар восполняет энергетические потребности принимающего их человека.

Отпустите человека: «Иди с миром!»

Это – модифицированный и сокращенный метод эмоционального отпускания, используемый в гипнотерапии. Его можно применять для прощения «трудных» людей во всех случаях жизни.

Пишет Экта:
«Я обучилась у Юлии очень интересному методу работы со своими негативными эмоциями. После этого я научила ему многих других людей – как духовных, так и мало духовных. И каждый человек рассказал, что это помогает. Эта техника прощения не только помогла мне нормализовать мои отношения с начальником, мой знакомый смог простить свою бывшую подругу за один раз.» (Экта, Нью-Дели, февраль 2011 г.)

Праническая процедура для облегчения перехода умирающих людей (по Мастеру Чоа)

1. Обратитесь к Всевышнему за благословениями.

2. Внутренне обратитесь к уходящему за разрешением.

2. Перережьте все нити спереди и сзади, на всех чакрах и энергетическом теле, на всех уровнях.

3. Проведите общую чистку:

  • Светло-зеленой праной – 3 раза.
  • Светло-сиреневой праной – 7 раза.
  • Электрической фиолетовой праной – 2 раза.

4. Можно мягко почистить все основные чакры для облегчения выхода Души из тела.

5. Высвободите энергию.

6. Поблагодарите Всевышнего.

Повторяйте процедуру раз в день в течение 3-х дней, если необходимо.

Можно очень мягко, практически неслышно, проигрывать в комнате диск «ОМ» Мастера Чоа для поднятия вибраций и (или) зажечь лампу мягкого фиолетового света.

(Юлия Пал, февраль 2011 г.)

Находясь рядом с умирающим человеком, люди могут быть в растерянности, не понимая, как ему можно помочь. Психолог Оксана Орлова, психотерапевт фонда «Живи сейчас», рассказала порталу «Про паллиатив» о том, как можно поддержать умирающего человека.

«Ох…», «RIP», «ужасно»Что россияне думают о боли, смерти и уходе за тяжелобольными людьми

– Что важно для человека, который находится при смерти?

– Прежде всего, умирающим людям страшно, им не хочется уходить из жизни в одиночестве. Важно, чтобы рядом с ними был кто-то, кому они доверяют. Может быть, кто-то из близких держал за руку. Кому-то необходимо, чтобы близкие не просто присутствовали в комнате, а разговаривали с ним. Но есть и те, кто в последние часы жизни хотят побыть в одиночестве.

Если пациент считает, что смерть – это его личный опыт, оставьте его наедине, не нужно ему мешать, но будьте при этом поблизости. Рядом с умирающим человеком не должно быть спешки, паники, истерики. Нужно дать возможность спокойно подойти к смерти. Это очень важный отрезок жизни человека, который должен пройти ровно, не скомкано, без ажитации.

– Как определить, чего человек хочет: чтобы с ним поговорили, или молчали? Есть ли какие-то признаки?

– Человек может нуждаться во внимании близких, но не уметь напрямую сказать об этом. Он может попросить о помощи – поднять голову, повернуть одеяло, поправить ногу. Это тоже может быть признаком того, что он хочет поговорить. Невербальный человек может взглядом, звуком пригласить близких к разговору или для того, чтобы они подошли к нему поближе.

– Расскажите, пожалуйста, о страхах, которые могут сопровождать умирающего человека.

– Страх, что сделают плохо, причинят вред, не поймут потребности, и человек никак не сможет это обозначить. Страх того, что никак не получится влиять на ситуацию и ухаживать за собой. Человек боится, что тело станет медицинским объектом, и медперсонал будет относиться к нему как к предмету, который нужно иногда переворачивать, мыть и кормить. Умирающий человек как будто находится в полной власти других людей, не может защитить себя, сохранить чувство собственного достоинства. Очень силен страх быть униженным.

У пациентов с БАС есть своя специфика – часто смерть наступает от недостаточности дыхания. И когда они понимают, что ситуацию изменить нельзя, болезнь будет только прогрессировать, появляется страх умереть от удушья. Человек может смириться со смертью, но сам факт, как именно наступит смерть, пугает.

Есть некоторые способы увеличить жизнь человеку с БАС. Например, установить трахеостому: к организму подключается дыхательная труба, через которую организм дышит. Я думаю, что у человека есть право выбора, устанавливать ее или нет, поэтому желательно заранее поговорить об этом с близкими, которые помогают в уходе. Это сложная тема, в ней очень много споров о том, у кого есть право принимать решение об отказе в реанимации – сам пациент, родственники, врач или юрист. Чтобы в сложный момент не было истерик, вызывать реанимацию или не вызывать, близкие должны выяснить, как больной хочет уйти.

Я встречала ситуации, когда людям с БАС хочется жить несмотря ни на что, потому что, например, у них маленький ребенок, и им важно наблюдать, как он растет. А бывает, что люди настолько измучены болезнью, что хотят поскорее умереть, и поэтому отказываются от помощи, от медикаментов, от питания. Некоторые пациенты могут быть против установки гастростомы, но наши врачи все равно всячески пытаются…

Питание в терминальной стадии, при деменции или в состоянии бодрствующей комыОтрывок из книги врача Жана Доменико Боразио «О смерти»

– Переубедить?

– Договориться, да, чтобы все-таки поставить гастростому. Врачи считают, что если в наше время человек умирает от голода, то это никуда не годится. Но хорошо бы с человеком поговорить, насколько ему нужна эта помощь, хочет ли он жить обездвиженным, встречать посетителей. С течением болезни у человека может измениться ценность его жизни.

И это его жизнь, не в нашей власти принимать решения за него и делать то, что мы хотим. На деле иногда близкие люди все равно из эгоизма начинают спасать человека, который умирает, переходить к активным действиям, и даже трясти человека с криками: «Живи! Ради нас ты не должен умирать».

– Если говорить о страхах близких людей умирающего, чего они еще боятся?

– Присутствовать при факте смерти. Им кажется, что они этого не вынесут. И конечно же, они очень боятся быть виноватыми, за то, что случайно причинят боль, что-то сделают не так, и не смогут этого исправить. Или что человек умрет у них на руках. Если говорить про сиделок, они боятся, что их обвинят в смерти больного.

И еще важный момент – ухаживающие люди боятся встретиться с чувствами другого человека и со своими собственными, боятся не справиться, испытывать вину, терять своего близкого и расставаться с ним.

– Почему родственникам так хочется накормить умирающего человека? Почему они боятся, что человек умрет голодным, даже если знают, что биологически ему уже не требуется питание?

– Мне кажется, это история про то, что символизирует пища – это метафора тепла и жизни. Когда люди пытаются покормить своего близкого, они хотят наполнить его теплом или, может быть, дать то, что они человеку не додали. Они могут думать, если человек не поест, он как будто не получит необходимого. Когда близкий человек болеет – это невыносимо. Когда ты находишься рядом, ты как бы становишься свидетелем, и от этого бывает очень много отчаяния и бессилия.

Когда я вела группы поддержки для родственников по переживаниям утраты, люди, у которых умерли уже близкие, часто подробно рассказывали, у каких врачей они были, какие они выбили субсидии, какие усилия применили. Им было важно еще раз проговорить, что они сделали все возможное, и объяснить себе, что человек ушел из жизни хорошо и без боли.

– Расскажите, пожалуйста, про действия, которые можно было бы сделать близким тяжелобольного, чтобы потом у них не было чувства вины.

– Самое важное – это контакт. Во-первых, нужно поговорить с умирающим о том, что происходит. Понимает ли он, что с ним, как он к этому относится и что чувствует, страшно ли ему. Можно спросить, что он думает о людях, которые рядом с ним, какого ему с ними расставаться. Может быть важным разговор о том, все ли человек успел в жизни сделать, как ему кажется.

Все-таки, люди к смерти подходят по-разному. Бывает, с обидой, злостью, они думают: «Почему я? Вы все счастливые, здоровые, а я на койке лежу». Бывает так, что человеку важно выговориться и услышать от людей то, что он давно хотел услышать. Может быть человеку хочется попросить прощения или он ждет, что кто-то попросит прощения у него. Бывает, что люди сожалеют об упущенных возможностях и о том, что они больше никогда не успеют сделать.

Возникает вопрос, можно ли что-то сделать, чтобы довершить действия больного человека? По опыту общения с людьми с БАС, они очень часто молчат, поэтому идет большая социальная работа, чтобы понять их желания.

– Какие желания вы имеете в виду?

– Допустим, человек никогда не был в каком-то городе или никогда не был на каком-то концерте, не слышал вживую любимую группу. Или ему хочется посмотреть на город с высоты. Важно понять это до того, как человек окажется при смерти. Например, для басовцев фонд «Живи сейчас» устраивал вечер в Москва-сити. У некоторых была мечта подняться на небоскреб. И они поднялись вместе со своими семьями. Это было очень здорово. Возможности ограничены, но мечты остаются, и замечательно, когда они реализуются. Еще наши стилисты и косметологи приезжают к человеку, чтобы сделать ему прическу, макияж. Для самоуважения это крайне важно, это дает силы и энергию жить.

И еще очень важно обозначить след человека в вашей жизни, сказать, что его вклад важен для вас, что он для вас дорог и вам тяжело расставаться с ним. Сложнее всего, мне кажется, умирать людям, которым по 30-40 лет. Еще недавно они находились на взлете, у них планов громадье, и вдруг надо уходить. Если полет рано прерывается, важно, чтобы человек успел оглядеть свою жизнь, независимо от того, сколько ему лет, почувствовал, что он в чем-то реализовался.

Пять стадий переживания болезниПсихолог Наталья Горожанина о том, как поддержать близкого человека с онкологией и помочь ему справиться с переживаниями

– Можно ли близким что-то сделать для того, чтобы человек «созрел» для смерти. Чтобы он не умер в отрицании, а был готов к этому?

– Вы, наверное, знаете про динамику переживания по Кюблер-Росс? Человек переживает стадии отрицания, гнева, торга, депрессии и принятия. На каждом этапе есть своя задача, которую человеку нужно решить. И для начала важно понять, что это происходит с ним, что это лично его опыт и история, которую он не в силах изменить. Человек может злиться, впадать в апатию, но внутренняя работа по этим стадиям все равно будет происходить. Важно, чтобы человек двигался от этапа к этапу, не застревал на каком-то моменте, и для этого родственники должны говорить с человеком о том, что происходит, чтобы позволить человеку переживать. Самая сложная, последняя задача – встретиться с фигурой смерти.

Молчание, уход от разговоров о смерти, фразы «нет-нет, ты будешь жить вечно» могут блокировать эти переживания. Это такое игнорирование и неуважение к чувствам другого человека, которое может привести к тому, что человек не будет двигаться по этим стадиям, не будет динамики. Умирающему человеку важно, чтобы близкие люди видели его чувства, распознавали и понимали их.

– Иногда сами болеющие люди говорят, что они чувствуют приближение смерти. Как объяснить, что это за чувство?

– Сложно отвечать на этот вопрос, потому что истории бывают разные. Бывает так, что человек длительное время это чувствует, при каждом проявлении ухудшения или без особого повода это чувствует. Болезнь тянется и тянется, все вокруг собираются, прощаются, но ничего не происходит.

Есть, конечно, физические симптомы, признаки того, что человек медленно ухудшается, а потом наступает быстрая динамика. Я знаю достаточно много случаев, когда болезнь тянулась-тянулась и, казалось, что она еще будет долго тянуться, но потом резко произошел обрыв.

– Это, наверное, проблема для семьи, когда все попрощались, а ничего не произошло?

– Люди привыкают, понимают, что для болеющего человека важно вокруг себя собирать семью. Вот только в какой-то момент, когда человек несколько раз за короткий период времени всех собирает, люди перестают обращать внимание на просьбу попрощаться. Как в сказке: «Волки! Волки!», – и ничего не происходит. Человек по-прежнему хочет быть в центре, и поэтому собирает всех вокруг себя. Отзываться на просьбы о внимании важно, но в тоже время нужно обозначить, что у родственников есть свои тяготы, заботы и потребности.

– Процесс ухода можно назвать стрессовой ситуацией для умирающего человека?

– Я думаю, да. Это сильно зависит от того, что с телом в этот момент происходит и что он чувствует физически. Бывает так, что человек уходит во сне, не мучаясь. Или уходит ровно и спокойно, будто переходит в жизнь вечную. А бывает, что что-то невыносимое происходит с телом, и человек испытывает от этого страдания.

И разумеется, стресс, если человек не хотел, чтобы к нему приехала реанимация, но родственники все равно ее вызывают и ищут последние попытки зацепиться за человека.

– Когда к вам обращаются родственники умирающих, какие вопросы они задают? О чем они говорят?

– Говорят о бессмысленности своих усилий. Говорят, что им сложно жить своей жизнью, об усталости. Иногда они могут злиться на умирающего человека. Они не имеют морального права злиться при нем, и получается, что должны свои потребности задвигать на задний план. А психологу они могут рассказать, что они измотаны, выдохлись и им обидно, что они чувствуют себя обслуживающим персоналом. То есть, бывают не очень красивые чувства, скажем так.

– Как помочь с этим справиться?

– Легализовать это. Говорить, что злиться нормально, что никто не виноват в том, что произошло. Я сочувствую людям, которые попали в эту ситуацию. Мы говорим об умирании близкого не только как об опыте потери, но и как об опыте приобретений. Ухаживающим людям после смерти близкого очень сложно встать, отряхнуться и пойти дальше – так практически не бывает. Их новый опыт сильно влияет на восприятие жизни и на ее ценность. Когда человек болеет, ухаживающие посвящают ему все свое время и забывают о своей жизни. Когда объект заботы уходит, наступает момент, когда человек думает, как ему жить дальше, и здесь тоже иногда нужна помощь психолога.

– А в каких ситуациях умирающий человек обращается к психологу?

– Все-таки психолог не священник, которого зовут верующие люди, когда чувствуют, что они на грани. Бывает, что умирающему человеку достаточно разговора с близкими людьми, и никто другой не нужен. Но часто психолог действительно необходим. В отличие от священника, психолог не выносит суждения, что в жизни человека было правильно, что неправильно. Психолог может дать только понимание.

Когда человек понимает, что он умирает, у него наступает время мемуаров, когда он подводит итоги своей жизни и смотрит на нее в историческом разрезе. Думает, что успел, что не успел, что удалось, а где оказался бессилен. Чтобы сожалеть о том, что не произошло, чтобы выговориться, нужен другой человек, не близкий.

Близких берегут, потому что и так много на них ложится. Или во время болезни в семье могла возникнуть большая трещина, потому что все и так извели друг друга, и больше на разговоры не остается сил. «Давай поговорим о чем угодно, только не о смерти», – говорят больному. Человек боится нервировать родных, все время делает вид, что бодрится. Из-за невозможности поговорить возникает чувство одиночества. С этим чувством может справиться психолог, с которым можно обо всем поговорить.

– Если умирает взрослый человек, бабушка и дедушка, могут ли в комнате в последние часы находится дети?

Похороны: смерть и небытиеАнтрополог Светлана Адоньева о похоронных обычаях в традиционной русской деревне и новшевствах советского времени

– Это зависит от состояния и комментариев взрослых, которые находятся рядом. Если рядом есть человек в панике, который не контролирует свои чувства, то ребенок будет воспринимать эту смерть как ужас. Он может думать, что жизнь закончится для всех присутствующих. Тон отношения к умиранию задают взрослые. Если рядом взрослый, который может проговаривать, что происходит и быть стабилизатором, дети вполне могут присутствовать.

В культуре все-таки традиционно умирающий человек находился дома, к нему подходили и дети, и взрослые. Не было никаких моргов – все прощались дома. Для ребенка это очень важный опыт, потому что понимание того, что твоя жизнь конечна, задает динамику жизни и качество жизни. Смерть близкого – это опыт, который важно правильно пройти.

– Можно ли вас попросить еще раз проговорить, что входит в понятие хорошей смерти для человека?

– Ужасная ситуация, если человек умирает один в реанимации. Все-таки важно, чтобы человек либо умирал дома, либо в месте, где рядом находятся близкие люди. Находясь рядом, люди фактически провожают человека на край жизни. Все, что можно было сделать, уже сделано, остается только быть рядом и показать человеку, что он значим для близких и они будут помнить о нем.

Важно, чтобы умирающему не было страшно, чтобы рядом был близкий, который мог бы своим присутствием обеспечить защиту. Чтобы человека избавили от боли, спазмов и одышки, уменьшили мучительные симптомы. Иногда умирающему человеку хочется смотреть в окно, видеть природу вместо мирской суеты. Солнце встает и заходит, а деревья, ветер – это признаки вечной жизни.

Ну и наконец, принятие смерти. Чтобы человек как будто со стороны посмотрел на жизнь и подумал: «Как хорошо, что я ее прожил». И как бы был готов закончить эту жизнь.

Помощь умирающим

В буддийском учении говорится, что помочь другому человеку умереть в мирном, спокойном состоянии ума ? это один из величайших добродетельных поступков. Это объясняется тем, что момент смерти является ключевым для определения следующего перерождения, которое, в свою очередь, окажет влияние и на последующие перерождения.

Однако помощь умирающему ? нелегкая задача. Когда люди умирают, они переживают множество трудностей и изменений, что естественным образом вызывает беспокойное состояние ума, а также болезненные эмоции. У умирающих есть физические потребности: они нуждаются в избавлении от боли и дискомфорта, в помощи в осуществлении самых простых действий, таких как утоление жажды, прием пищи, испражнение, купание и т.д. У них также есть и эмоциональные потребности: им нужно, чтобы к ним относились с почтением, добротой и любовью, чтобы их выслушивали, разговаривали с ними, а иногда они хотят, чтобы их оставили одних и позволили побыть в тишине. Есть у них и духовные потребности: они стремятся найти смысл жизни, понять причину страданий, смерти; они хотят обрести надежду на то, что после смерти есть какое-то продолжение; почувствовать, что о них будут заботиться и за порогом смерти их будет направлять что-то более мудрое, более могущественное, нежели они сами.

Таким образом, одно из наиболее важных умений в помощи умирающему ? научиться понимать его потребности и стараться по возможности их осуществить. Лучше всего, навещая умирающего, отложить в сторону свои собственные нужды и желания и настроиться на то, что мы полностью посвящаем себя этому человеку и готовы сделать все, чтобы он чувствовал себя более комфортно, счастливо и спокойно.

Есть очень много прекрасных книг, рассказывающих о том, как заботиться об умирающем человеке с учетом его физических и эмоциональных потребностей. В этой книге мы сосредоточимся на духовных потребностях и на том, как попытаться их удовлетворить.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Умирающие от рака – 10 советов близким людям

Терминальная стадия рака – это приговор. Момент, когда врачи разводят руками и признают свое поражение становится для близких самым страшным. И здесь возникает дилемма – сообщать ли самому больному о том, что надежды не осталось? Как себя вести? Где найти силы для поддержки? И как помочь самому больному прожить оставшееся время?

  • Самое первое, о чем стоит вспомнить – это свобода выбора. Когда мы пытаемся решить, даже за очень близкого и любимого человека, как он отреагирует на то или иное событие, мы берем на себя ответственность большую, чем можем себе позволить. Каждый проживает свою жизнь. Поэтому если вы спрашиваете себя стоит ли сообщать о том, сколько осталось времени – лучше сообщить. Человек должен сам решить, как он проведет это время. Возможно, у него есть планы и дела, которые он откладывал на последний момент. Не забывайте, что человек и сам знает, что он страдает от болезни, которая может быть смертельной. Значит он уже рассматривал вариант того, что может умереть.
  • Второе – будьте искренни в своих эмоциях. Нет ничего более пугающего для умирающего человека, чем трусость близких. Если вы понимаете, что не можете справиться с эмоциями – подключите психотерапевта. Присутствие не включенной эмоционально фигуры помогает сохранить равновесие всем.
  • Третье – не избегайте разговоров о смерти. Если Ваш близкий человек хочет поговорить – будьте рядом, говорите с ним об этом. Смерть пугает всех. Для человека, понимающего, что ему осталось жить ограниченное количество времени, мысль о смерти не дает покоя. Попытки близких отвлечь приводят лишь к тому, что умирающий замыкается в себе и погружается в свой страх в одиночестве. Проговаривая из раза в раз свои мысли и чувства, он делает попытки принять неизбежное.
  • Четвертое – помогите ему сохранить достоинство. Если он не хочет никого видеть, то не настаивайте. Смерть редко бывает красивой. Смерть от рака еще и болезненна. Если Ваш близкий просит оградить его от контактов – позвольте ему это, позаботьтесь о нем.
  • Пятое – заботьтесь о себе. Если умирает Ваш любимый человек, Вы не обязаны сидеть рядом с ним круглосуточно. Это трудно понять и осмыслить. Эта фраза может вызвать гнев, но находясь постоянно рядом, Вы лишаете себя сил для его поддержки. Вы “падаете” в жалость к себе и к нему. Периодически отлучаясь, разрешая себе продолжать жить, Вы избавляете себя и больного от чувства жалости к себе, чувства вины.
  • Шестое – если Ваш близкий человек готов, предложите ему обсудить его похороны и его распоряжения относительно имущества. Выслушайте все пожелания. Дайте ему возможность почувствовать, что он может что-то еще контролировать и чем-то управлять. Церемония похорон – это символ. Символ перехода к другому существованию, символ прощания. Попрощайтесь с ним так, как это нравится ему.
  • Седьмое – предложите Вашему близкому человеку написать письма тем, с кем он хотел бы попрощаться. Не просто письма, а напутствия, которые могут остаться и после смерти. Которые сохранят его в памяти людей.
  • Восьмое – если позволяет физическое состояние больного, попробуйте исполнить его заветное желание.
  • Девятое – если Вы – люди верующие, то позвольте Вашему близкому исповедаться и принять причастие. Общение с духовником может помочь справиться со страхом смерти и обрести надежду на бессмертие души.
  • Десятое – составьте для себя четкий план действий на время похорон и обязательно после. Время после похорон – самое тяжелое. Когда у вас есть четкий план действий, то первое время Вы можете просто придерживаться его пунктов. Это создает ощущение контроля и безопасности. Смерть близкого человека неизбежно сталкивает нас с мыслью о собственной уязвимости и смертности.

Лежачий больной: признаки перед смертью. Перемены с человеком перед смертью

Если в доме есть лежачий больной, который находится в тяжелом состоянии, то совсем не помешает родственникам знать признаки приближающейся смерти, чтобы быть хорошо подготовленными. Процесс умирания может происходить не только в физическом, но и психическом плане. Учитывая тот факт, что каждый человек индивидуален, то для каждого больного будут характерны свои признаки, но все же существуют некие общие симптомы, которые будут указывать на скорый конец жизненного пути человека.

Что может чувствовать человек с приближением смерти?

Речь идет не о том человеке, для которого смерть бывает скоропостижной, а о пациентах, которые долгое время болеют и являются прикованными к постели. Как правило, такие больные долгое время могут испытывать душевные терзания, ведь находясь в здравом уме человек отлично понимает, что ему предстоит пережить. Умирающий человек постоянно ощущает на себе все изменения, которые происходят и с его организмом. И все это в итоге способствует постоянной смене настроения, а также утрате психического равновесия.

Большинство лежачих больных замыкается в себе. Они начинают много спать, а ко всему, что происходит вокруг них, остаются равнодушными. Нередкими бывают и случаи, когда перед самой смертью у пациентов здоровье вдруг идет на поправку, но через некоторое время тело становится еще слабее, вслед за чем происходит отказ всех жизненно важных функций организма.

Признаки скорой смерти

Предугадать точное время ухода в мир иной невозможно, но вот обратить внимание на признаки приближающейся смерти вполне реально. Рассмотрим основные симптомы, которые могут указывать на скорый летальный исход:

  1. Больной теряет свою энергию, много спит, а периоды бодрствования с каждым разом становятся все меньше и меньше. Иногда человек может проспать целые сутки и прободрствовать всего пару часов.
  2. Меняется дыхание, больной может дышать либо слишком часто, либо слишком медленно. В некоторых случаях, даже может показаться, что человек и вовсе перестал дышать на некоторое время.
  3. У него теряется слух и зрение, при этом иногда могут возникать галлюцинации. В такие периоды больной может слышать либо видеть то, чего на самом деле не происходит. Часто можно заметить, как он разговаривает с людьми, которых уже давно нет в живых.
  4. Лежачий больной теряет аппетит, при этом он не только перестает употреблять белковую пищу, но и еще отказывается от питья. Чтобы хоть как-то дать влаге просочиться ему в рот, можно окунуть в воду специальную губку и смачивать ею пересохшие губы.
  5. Меняется цвет мочи, она приобретает темно- коричневый или даже темно – красный цвет, при этом ее запах становиться очень резким и токсичным.
  6. Часто меняется температура тела, она может быть высокой, а потом резко сильно понизиться.
  7. Пожилой лежачий больной может потеряться во времени.

Конечно, боль близких от скорой потери своего родного человека затушить невозможно, но подготовиться и настроить себя психологически, все же реально.

На что указывает сонливость и слабость лежачего больного?

Когда смерть приближается, то лежачий больной начинает много спать, и дело не в том, что он чувствует большую усталость, а в том, что такому человеку просто сложно проснуться. Больной часто находиться в глубоком сне, поэтому реакция у него заторможенная. Это состояние является приближенным к коме. Проявление чрезмерной слабости и сонливости замедляет естественным путем и некоторые физиологические способности человека, поэтому для того, чтобы перевернуться с одного бока на другой или сходить в туалет, ему потребуется помощь.

Какие изменения происходят в дыхательной функции?

Родственники, которые ухаживают за больным, могут заметить, как частое дыхание у него иногда будет сменяться на бездыханность. А со временем дыхание больного может стать влажным и застойным, из-за этого при вдохе или выдохе будет слышен хрип. Он возникает от того, что в легких собирается жидкость, которая естественным путем с помощью откашливания уже не удаляется.

Иногда больному помогает то, что его переворачивают с одного бока на другой, тогда жидкость может выйти изо рта. Некоторым больным, чтобы облегчить страдания прописывается кислородная терапия, но она не продлевает жизнь.

Как меняются зрение и слух?

Минутное помутнение сознания тяжелых больных может быть напрямую связано с изменениями зрения и слуха. Часто такое происходит в их последние недели жизни, например, они перестают хорошо видеть и слышать или же наоборот слышат вещи, которые кроме них никто не может услышать.

Самыми распространенными являются визуальные галлюцинации перед самой смертью, когда человеку кажется, что его кто-то зовет или он кого-то видит. Врачи в таком случае рекомендуют согласиться с умирающим, чтобы хоть как-то его подбодрить, не стоит отрицать то, что видит или слышит больной, иначе это может его сильно расстроить.

Как меняется аппетит?

У лежачего пациента перед смертью может занижаться процесс метаболизма, именно по этой причине он перестает хотеть есть и пить.

Естественно, что для поддержки организма все же следует давать больному хоть какую-то питательную пищу, поэтому рекомендуется кормить человека маленькими порциями, пока он сам способен глотать. А когда эта способность теряется, то здесь уже не обойтись без капельниц.

Какие изменения происходят в мочевом пузыре и кишечнике перед смертью?

Признаки скорой смерти больного напрямую связаны с изменением в работе почек и кишечника. Почки перестают производить мочу, поэтому она становиться темно – коричневого цвета, ведь нарушается процесс фильтрации. В маленьком количестве мочи может содержаться огромное количество токсинов, которые пагубно действуют на весь организм.

Такие изменения могут привести к полному отказу в работе почек, человек впадает в кому и через некоторое время умирает. За счет того что понижается и аппетит, происходят изменения в самом кишечнике. Стул становится твердым, поэтому возникает запор. Больному необходимо облегчить состояние, поэтому родственникам, которые за ним ухаживают, рекомендуется раз в три дня ставить пациенту клизму или следить за тем, чтобы он принимал вовремя слабительное.

Как меняется температура тела?

Если в доме имеется лежачий больной, признаки перед смертью могут быть самыми разнообразными. Родственники могут заметить, что температура тела у человека постоянно меняется. Связано это с тем, что участок мозга, который отвечает за терморегуляцию, может плохо функционировать.

В какой-то момент температура тела может подняться до 39 градусов, но через полчаса она способна значительно понизится. Естественно, в таком случае необходимо будет дать больному жаропонижающие препараты, чаще всего используют «Ибупрофен» или «Аспирин». Если у пациента отсутствует функция глотания, то можно поставить жаропонижающие свечи или же сделать укол.

Перед самой же смертью температура моментально понижается, руки и ноги становятся холодными, а кожа на этих участках покрывается красными пятнами.

Почему у человека перед смертью часто меняется настроение?

Умирающий человек, сам того не осознавая, постепенно подготавливает себя к смерти. У него достаточно времени, чтобы проанализировать всю свою жизнь и сделать выводы о том, что было сделано правильно или неправильно. Больному кажется, что все, что он говорит, неправильно растолковывается его родными и близкими, поэтому он начинает замыкаться в себе и перестает общаться с окружающими.

Во многих случаях происходит помутнение сознания, поэтому человек может вспомнить все, что происходило с ним давно в самых мелких деталях, а вот что было час назад, он уже не вспомнит. Страшно бывает, когда такое состояние доходит до психоза, в таком случае необходимо проконсультироваться с врачом, который сможет прописать пациенту успокаивающие препараты.

Как помочь умирающему облегчить физическую боль?

Лежачий больной после инсульта или человек, который потерял дееспособность вследствие иного заболевания, может испытывать сильные боли. Чтобы хоть как-то облегчить его страдания, необходимо использовать болеутоляющие средства.

Обезболивающее может прописать врач. И если у пациента нет никаких проблем с глотанием, то препараты могут быть в виде таблеток, а в других случаях придется использовать инъекции.

Если у человека серьезное заболевание, которое сопровождается сильными болями, то здесь необходимо будет использовать препараты, которые отпускаются только по рецепту врача, например, это могут быть «Фентанил», «Кодеин» или же «Морфин».

На сегодняшний день существует множество препаратов, которые будут действенными при болях, некоторые из них выпускаются в виде капель, которые капаются под язык, а иногда значительную помощь больному может оказать даже пластырь. Существует категория людей, которая очень осторожно относится к болеутоляющим средствам, мотивируя это тем, что может возникнуть зависимость. Чтобы не возникала зависимость, как только человек начинает чувствовать себя легче, можно на некоторое время прекращать прием препарата.

Эмоциональный стресс, который испытывает умирающий

Перемены с человеком перед смертью касаются не только его физического здоровья, но задевают и его психологическое состояние. Если человек испытывает небольшой стресс, то это нормальное явление, но если стресс затягивается надолго, то скорее всего это глубокая депрессия, которую испытывает человек перед смертью. Дело в том, что у каждого могут быть свои эмоциональные переживания, и появятся свои собственные признаки перед смертью.

Лежачий больной будет испытывать не только физическую боль, но и душевную, что крайне негативно скажется на его общем состоянии и приблизит момент смерти.

Но даже, если у человека смертельное заболевание, родственники должны постараться вылечить депрессию своего родного человека. В таком случае врач может назначить антидепрессанты или консультации с психологом. Это естественный процесс, когда человек впадает в уныние, зная, что ему осталось совсем немного жить на свете, поэтому родственники должны всячески отвлечь больного от горестных мыслей.

Дополнительные симптомы перед смертью

Надо отметить, что существуют разные признаки перед смертью. Лежачий больной может ощущать те симптомы, которые не определяются у других. Например, некоторые пациенты часто жалуются на постоянную тошноту и позывы к рвоте, хотя их заболевание никак не связано с желудочно-кишечным трактом. Такой процесс легко объясняется тем, что из-за болезни организм становиться слабее и не справляется с перевариванием пищи, от этого могут возникать определенные проблемы с работой желудка.

В таком случае родственникам потребуется обратиться за помощью к врачу, который сможет выписать лекарства, облегчающие это состояние. Например, при постоянных запорах, можно будет применять слабительное, а при тошноте выписываются другие действенные препараты, которые будут притуплять это неприятное чувство.

Естественно, ни один такой препарат не сможет спасти жизнь и продлить ее на неопределенное время, но вот облегчить страдания дорогого человека все же возможно, поэтому будет неправильно не воспользоваться таким шансом.

Как заботиться об умирающем родственнике?

На сегодняшний день имеются специальные средства по уходу за лежачими больными. С помощью них человек, который ухаживает за больным, значительно облегчает себе работу. Но дело в том, что умирающий требует не только физического ухода, но и большого внимания — он нуждается в постоянных разговорах, чтобы отвлекаться от своих грустных мыслей, а обеспечить душевные разговоры могут только родные и близкие.

Больной человек должен быть абсолютно спокойным, и лишние стрессы будут только приближать минуты его смерти. Чтобы облегчить страдания родственника, необходимо обращаться за помощью к квалифицированным врачам, которые смогут прописать все необходимые препараты, помогающие побороть многие неприятные симптомы.

Все признаки, перечисленные выше, являются общими, и следует помнить, что каждый человек индивидуален, а значит, и организм в разных ситуациях может повести себя по-разному. И если в доме имеется лежачий больной, признаки перед смертью у него могут оказаться и вовсе непредвиденными для вас, так как все зависит от заболевания и от индивидуальности организма.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *