Молитвы ефрема сирина

Молитва Ефрема Сирина в Великий пост — когда и как нужно читать

Великий пост длится уже больше месяца, осталось немного до конца. Для христиан это прекрасное время переосмысления своей жизни, глубокого очищения, как духовного, так конечно и физического. Молитва Ефрема Сирена и в Великий пост обычно читается дома, она неотъемлемая часть духовного испытания.
Великий пост и молитвы
Духовная составляющая и делает пост особенным, люди не должны воспринимать его как простую диету, пусть даже долгую. Сам пост был введен церковью как возможность для верующих переосмыслить жизнь и пройдя самоограничения, понять что-то важное. Известно, добровольные посты держали многие великие люди. Постился регулярно Иоанн Креститель, особенно когда проводил время в жаркой пустыне. Постился Будда, как известно, постился частенько и пророк Мухаммед.
Добровольно постились изобретатели, некоторые художники. Они хотели найти вдохновение, расширить свое сознание. Интересно, что согласно записям, многих прошедших пост, мысли действительно меняются. Мышление очищается подобно телу, лишенному привычной мясомолочной пищи. Конечно, христианский пост не похож на мусульманский. В исламе люди не едят вообще ничего и не пьют, пока Солнце не скроется за горизонтом. И так ежедневно, пока пост не закончится. У христиан ограничения более мягкие. Им нельзя есть никакой мясной, также молочной пищи.

Нельзя воспринимать Пост как принудительное испытание, необходимое каждому христианину как посвящение или молитвы. В христианстве все только добровольное, люди должны прийти к решению поститься, когда внутренне будут полностью готовы. Существует несколько правил для постящихся:
Постится может только взрослый, здравомыслящий человек, не имеющий серьезных проблем в плане здоровья и морального состояния. Решение принимает он сам, оно добровольное и неспешное.
Нельзя поститься детям, подросткам, также беременным женщинам или кормящим мамам. Пожилые люди тоже проходят Пост аккуратно, ведь им нужно беречь себя. Так церковь просит не рисковать здоровьем, ведь это испытание, а не тяжелое бремя.
За период Поста налагаются ограничения не только в еде:
• Нельзя посещать развлекательные мероприятия: дискотеки или бары, клубы, рестораны, кафе, также кинотеатры;
• Никакого алкоголя, курения и других подобных вещей;
• Христианин должен по возможности совершать добрые дела, помогать окружающим;
• Позитивный настрой, не допускать темных мыслей;
• Посещать церковные службы, посвященные Посту, молится дома.

Обычно сидящие на какой-то программе для похудения считают дни до ее окончания, взвешиваются, отслеживая уходящие килограммы. Пост же время духовно переосмыслить собственную жизнь, прервать наконец ежедневный, сумасшедший бег, вглядеться внутрь себя, спросить свое сердце, правильный ли путь, насколько сейчас далек человек от Бога. Как исправить допущенные ошибки. Внимательней прислушиваться и к миру вокруг. Ведь он полон знаков судьбы.

Конечно, пост и без молитвы не будет полноценным постом. Нужно ежедневно работать над собой, духовно очищаясь от темных мыслей, бороться и с вредными своими привычками.

Молитва для Великого поста
Многие христиане молятся ежедневно и без поста. Но сейчас молитве нужно уделить больше внимания, сконцентрироваться. Читать сначала обычные утренние или вечерние молитвы, потом Псалтырь, например. Еще есть специальная молитва и Ефрема Сирина, Господи и владыка живота моего, от преподобного отца. Ее чаще остальных читают, пока длится Великий пост.
Она небольшая, легко запомнить, но лучше читать. Не обязательно вслух, можно произносить и про себя, главное ежедневно, не забывая:
«Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков.
Аминь».

Затем уже в конце сразу 12 раз еще прочесть «Боже, очисти мя, грешного», и сопровождая молитву поясными поклонами. Потом повторить молитву от Еврема Сирина, завершая общее чтение земным поклоном.
Молитва короткая, но там можно увидеть путь для духовного совершенствования человека, где люди просят подсказки, помощи, для борьбы с собственными внутренними пороками. Самые распространенные: уныние, конечно лень, гордыня, также празднословие, с ними обсуждение других. Также устранив пороки, люди просят дать им сил познать добродетель: смирения, также терпения и конечно, любовью.
Казалось бы, с момента появления молитвы прошло достаточно времени, но увы, пороки у человечества остались прежними. Что было актуально для времени прихода Моисея, то осталось и сейчас, в уже современном 21 веке. Гордыня и лень, уныние, у каждого свой, «набор» и бороться с любым из пороков крайне трудно. Ведь это борьба ежедневная, трудная, поэтому люди просят сил, вдохновения у Бога, поддержки. Наделить их смирением, чтобы принять совершенные ошибки, терпением, а любовью движется все.

Обычно в бешеной гонке жизни люди просто не успевают оглянуться, понять свою действительность, они не зря часто сравнивают собственные будни с вращением колеса, а себя – с белкой, вынужденной постоянно бежать, чтобы вращение не останавливалось. Пост не зря длится столько времени. Церковь дает каждому постящемуся достаточный период для глубоких, масштабных размышлений. Молитвы помогают усмирить дух, вернуть ясность мыслям и придают конкретику обращениям к Богу.
Также постящиеся по возможности часто посещают церковь, где все время Поста проходят особые службы.
Утренние молитвы
Ее как и молитву Архангелу Михаилу обычно читают ежедневно, чтобы встретить утро. Это легкие, короткие молитвы, которые помогают задать нужный ритм и настроение.
Молитва от мытаря, звучащая: «Боже, милостив буди мне грешному», с поклоном, это покаяние. Как написано в Евангелии (Лука), это действительно молитва покаяния, произносимая мытарем. Это история о мытаре с фарисеем. В ней Христос, узнав о покаянии мытаря приводил его молитв как образец искреннего раскаяния, прошения милости.
Да, для покаяния есть не только Прощеное воскресение. По христианству раскаяться не поздно никогда, главное осознать глубину совершенного проступка и простить. Сначала себя, смириться с произошедшим, молится. Увы, практически у каждого из миллиона людей есть вещи, за которые им стыдно, совершенные ошибки. Порой они не могут простить себя, не говоря о других людях.


В Пост можно читать разные молитвы ежедневно, смотря какие именно захочется, какие знаете, в каких больше нуждаетесь.
Есть утренние, дневные или вечерние молитвы. Самая распространенная конечно «Отче Наш», которую спокойно можно читать хоть утром, хоть вечером уже перед сном. Количество раз тоже не ограничено.
Вечерние молитвы
Обычно перед сном нужно прочесть сначала предначинательную, потом к Пресвятой Троице. Их читают и утром.
Потом идет молитва – обращение к Богу, после нее обращение к своему Ангелу Хранителю. Можно прочесть также молитвы-обращения к Спасителю или Богоматери, можно к Пресвятому Духу.
О покаянии
Одни считают, что жизнь человека – это путь, середина, проложенная между рождением и последующей смертью. Возможность исправить какие-то ошибки, правда чаще люди конечно совершают их. Нельзя постоянно корить себя, ведь человек смертен, он может поддаться слабости. Безгрешных людей увы нет. Даже признанные святые говорили о себе как о простых людях, которые имеют грехи и которым есть за что каждый раз просить прощения.

Интересно, что некоторые миряне полагают, молится можно лишь в церкви. Нет, молитва – это искреннее обращение, от души, крик или едва слышный шепот. Миряне молятся сколько хотят, где хотят. Тут главное чувствовать внутри желание или потребность, когда возникают темные, негативные мысли, когда хочется сделать что-то неправильное или глупое. Глубоко внутри у каждого из людей есть совесть, чувство внутренней справедливости.
Оно определяет степень правильности совершаемых поступков, даже мыслей. Поэтому мучает совесть, поэтому хочется что-то сделать, как-то исправить сложившуюся ситуацию. Молитва, даже короткая и простая всегда помогает очиститься, поднять настроение. Молятся даже не знающие тексты молитв, своими словами, прося дать им прощение, очистить мысли. Ведь Бог вокруг, Он слышит любое обращение, видит помыслы, поступки людей.

Почему чаще всего просят именно прощения? Память о свершенных ошибках порой лежит тяжким бременем, не дает покоя даже ночами, отгоняя сон. Люди молятся, пытаясь забыть, загладить вину. Поэтому в Прощенное воскресение принято каяться перед всеми, кого даже случайно, ненароком обидел. Ведь любое искреннее прощение обязательно подарит облегчение душе.
Рекомендуем: Молитва Николаю Чудотворцу, изменяющая судьбу
Священники советуют людям узнавать больше о христианстве и пока идет Пост, изучить Евангелия, читать Библию. Ведь трудно стать истинным христианином, не зная толком Святое Писание. Лучше читать его понемногу ежедневно, обязательно не спеша, в спокойной, мирной обстановке. Затем обдумывать прочитанное, можно обсудить это с близкими.

Слово о молитве преподобного Ефрема Сирина

«Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему»

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В предыдущей беседе мы с вами, дорогие братия и сестры, останавливались на молитве преподобного Ефрема Сирина и говорили, что эта глубоко содержательная молитва исполнена покаянного и смиренного чувства и что каждое слово ее находит отклик в нашей душе и помогает нам познать свои страсти, пороки и возжелать добродетели, без которой никто не может приблизиться к Богу. В прошлый раз мы разобрали первые четыре прошения, в которых преподобный Ефрем Сирин просит Господа, чтобы Он не дал ему духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия. И ныне мы продолжим нашу беседу.

В пятом прошении Преподобный просит Господа дать ему дух целомудрия. Под целомудрием в его общем понимании нужно разуметь общее благодатное неиспорченное состояние человека: его честность, правдивость, чистоту сердца и ума, благое направление его воли и т. д. У целомудренного человека вся жизнь целомудренна, он чужд лукавства, двоедушия и колебаний, грубых удовольствий и тайных вожделений. Основа такой жизни — в крепкой и непрерываемой жизни в Боге.

В более же узком и употребительном значении это слово означает чистое девственное состояние души человека, когда он хранит себя не только от плотского греха, но бережет и от всякого сладострастного помысла и желания. Ничто так не делает нас приятными и любезными Богу, как целомудрие, и ничто так не украшает человека во всяком возрасте, как чистое, целомудренное состояние его души. Как свежий, чистый цветок благоухает своей нежностью и бывает приятен для всех, так цел, свеж и чист целомудренный человек.

Между тем слово Божие открывает нам, что в мире господствует растление похотью (см.: 2 Пет.1:4), что в похоти превращаются самые заботы людей о плоти (см.: Рим.13:14), а потому увещевает нас оно, чтобы мы от плотских похотей удалялись (см.: 1 Пет.2:11) и злую похоть в себе умерщвляли (см.: Кол.3:5).

Слово Божие открывает нам также, что блудник есть не только тот человек, который и на самом деле блудит, но и тот, что с вожделением смотрит на женщину. Поэтому будем оберегать целомудрие, чистоту и девственность наших душ и сердец. Будем помнить, что целомудрие — это сокровище, больше того, это наша святыня, как говорит о сем святитель Иоанн Златоуст.

Как это делать? Людям свойственна стыдливость. Храните и развивайте ее. В ней — естественная основа нашего целомудрия, девственности душ и телес наших. Надо избегать любования своим телом, ибо это — источник тайных наслаждений и вожделений. Не надо всматриваться в лица и фигуры встречных лиц. Не надо ничего читать соблазнительного и худого. И наконец, необходимо подавлять и искоренять в себе похотливые помыслы и желания и, больше того, возненавидеть их как исчадия низших стихий нашей природы. Почаще надобно взирать на образ вечной и совершенной чистоты Приснодевы Марии и прибегать в молитвенном общении к Ней — корню девства и неувядаемому цвету чистоты, а самое главное — обращаться с молитвою к Господу: Господи и Владыко Живота моего, дух… целомудрия… даруй ми, рабу Твоему.

В шестом прошении преподобный Ефрем просит Господа дать ему дух смиренномудрия. Под смиренномудрием разумеется такое глубокое сознание человеком своей нищеты духовной, при котором он считает себя хуже всех и ниже всех, других же почитает выше и лучше себя, а потому никого никогда не осуждает и ни на кого не клевещет, говорит тихо, спокойно, редко, ни в чем не выставляет себя за меру, ни о чем не спорит, бывает в подчинении и гнушается своей воли, никогда не празднословит и не пустословит, не обманывает, с радостью переносит обиды, уничижения, любит труд, никого не огорчает и ничью совесть не уязвляет. Таковы признаки истинного смирения.

Без смирения нет и спасения, потому что только тогда все наши добродетели имеют цену в очах Божиих, когда утверждаются они на смирении. Смиренный человек чем больше получает, тем более бывает признателен Богу и тем более сознает свою собственную нищету. Только смиренномудрием приумножаются все дары благодати, и один только смиренномудрый не падает, потому что он держит себя ниже всех и ему нет места куда упасть.

Блаженны нищие духом (Мф.5:3), — говорит Спаситель. Сам Господь, начав наше спасение совершать, принял образ раба, смирил Себя и уничижил, а поэтому и нас призывает учиться у Него кротости и смирению: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф.11:29). Основа смирения — в самоуничижении ради Христа, в отказе от своей гордости и самопревозношения. Апостол Петр учит: Все… подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет.5:5). А нам как раз, дорогие, подчиняться друг другу и почитать других выше себя бывает очень нелегко, нелегко потому, что все мы явно или тайно ставим себя выше других, и оттого искренне, от глубины души признать себя хуже и грешнее, слабее, ничтожнее, виновнее всех для нас составляет большую трудность. Поэтому-то наша гордость и держит нас в самообольщении, заставляет давать своим качествам повышенную оценку.

А между тем ничто так не низводит на нас благодать Божию, как смирение. Смирение возвышает человека, гордость же, напротив, унижает его и делает противным для всех окружающих.

Преподобный Исаак Сирин пишет, что, как только человек смирится, немедленно его окружает милость Божия, сердце его ощущает Божественную помощь, ибо на кого воззрю, — говорит Господь Пророку, — токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих (Ис.66:2). Быть смиренным — великое блаженство, поэтому и должны мы просить Господа: Господи и Владыко живота моего, дух… смиреномудрия… даруй ми.

В седьмом прошении Преподобный просит, чтобы Господь даровал ему дух терпения. Терпение необходимо нам для получения вечного спасения, потому что только претерпевший до конца, — говорит Господь, — спасется (ср.: Мф.10:22). Только тот получит спасение, кто перенесет все напасти земной жизни с верою в Бога и Его милосердие. «Терпение нам потребно иметь», — говорит святой апостол Павел (см.: Евр.10:36), потому что узким путем надобно идти в Царство Небесное (см.: Мф.7:13-14).

И его, как всякой добродетели и всякого дара, должно просить у Бога, молясь Ему прилежно с надеждою на милосердие Его: «Господи, даруй ми терпение не для угождения людям и страстям, а для угождения Тебе, претерпевшему за меня неизмеримые скорби и страдания. Когда станут против меня нужды и печали житейские, когда встречу сильные оскорбления от неправды или зависти человеческой, когда понесу горькие для сердца моего утраты, тогда подкрепи меня, немощного, и предохрани от ропота на людей и на Тебя Самого. Когда болезни изнурят тело мое или внутренние смущения — дух мой, когда душа ослабеет в служении Тебе и тьма уныния покроет душу мою, тогда наипаче пошли мне, изнемогающему, Твою силу, и даруй терпение с упованием, и сохрани меня от отчаяния…»

В восьмом прошении преподобный Ефрем Сирин просит даровать ему дух любви. Ничто так не родственно нашей природе, как добродетель любви, потому что в наше естество вложено Творцом стремление к благорасположению, стремление любить друг друга. Сам Бог в Своем Существе есть Совершеннейшая Любовь, и ничто так не приближает нас к Нему и не делает Ему подобными, как добродетель любви.

Любовь есть корень и вершина, начало и венец всех добродетелей, союз совершенства (см.: Кол.3:14). Любовь есть источник жизни и сама жизнь, ибо без нее человеческая жизнь давно бы угасла. Сердце наше не может жить и развиваться без любви. Вне ее оно томится, тоскует, духовно замирает. И наоборот, любовью оно живится и ею привлекает благодать Божию и очищает себя от множества грехов (см.: 1 Пет.4:8).

Христианская любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (ср.: 1 Кор. 13, 4-7). Высокий пример такой любви показан нам в лице Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, Который, пригвожден будучи ко Кресту, молился за Своих распинателей. Он долготерпит нашим согрешениям, Он ниспосылает нам Свои милости. Ему противны гордость и бесчинство, раздражение и всякое зло. Он Один — Истина, Он всех и всегда любит. Поэтому и каждый из нас призывается подражать своему Господу и Учителю.

Возлюбите Бога, братия и сестры, за Его к нам милосердие; любите и Матерь Его Святую за Ее ходатайство о нас, грешных; любите и всех святых за их молитвы о нас, недостойных; любите отцов и матерей, вас родивших; любите и всех ближних ваших, даже и врагов ваших, и молитесь за них Богу, твердо памятуя, что в заповеди о любви к Богу и ближним состоит весь закон и пророки (Мф.7:12). Люби всех, и с Богом будешь, и Бог в тебе будет. А посему да не престанем молить Господа, чтобы Он даровал нам дух любви.

Дорогие мои, время быстро бежит, пробегают месяцы и годы, приближая нас к тому исходу, к тому концу, когда навечно решена будет наша участь. Добрая жизнь оправдает нас, худая, нерадивая — осудит. Поэтому будем с умилением просить Господа: Господи и Владыко живота моего, дух… целомудрия, смиреномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Аминь.

Молитва прп. Ефрема Сирина

(928 голосов: 4.34 из 5)

Го́споди и Влады́ка живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми. (Земной поклон)
Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́. (Земной поклон)
Ей, Го́споди, Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь. (Земной поклон)
Бо́же, очи́сти мя, гре́шнаго. (12 раз, с поясными поклонами)
(Молитва читается полностью ещё раз с одним земным поклоном в конце).

***

Живота моего — жизни моей; Даждь — дай; Ей, Господи — О, Господи; Даруй мне зрети — дай мне видеть, осознавать; Яко — поскольку; Еси — есть.

Аудио:

прп. Ефрем Сирин

  • Отцы пустынники и жены непорочны… А.С. Пушкин
  • Слова о молитве Ефрема Сирина свт. Иннокентий Херсонский
  • О молитве св. Ефрема Сирина прот. Александр Мень
  • Тюрьма приняла его грешником, а выпустила святым свт. Николай Сербский
  • Слова о молитве прп. Ефрема Сирина архим. Кирилл (Павлов)
  • Толкование на молитву св. Ефрема Сирина свт. Лука Крымский
  • Молитва прп. Ефрема Сирина на Руси В. Cтароверов
  • Молитва Ефрема Сирина: смена координат свящ. Ф. Людговский и О. Седакова
  • Молитва Ефрема Сирина. Православная энциклопедия свящ. Михаил Желтов
  • Молитва прп. Ефрема Сирина на греческом языке
  • АУДИО. Великая молитва Великого поста
  • ВИДЕО. Молитва прп. Ефрема Сирина

Моли́тва Ефре́ма Си́рина – покаянная молитва, составленная в IV в. преподобным Ефремом Сириным (сирийцем), которая читается на богослужениях Великого и Рождественского постов.

В Великом посту эта молитва читается в храме на Часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений; также в первые три дня Страстной седмицы. В эти же дни она включается в домашнее молитвенное правило. По субботам и воскресениям эта молитва не читается
В Великую среду в конце литургии на «Буди имя Господне…» молитва преп. Ефрема Сирина читается в последний раз. Начинаются особые богослужения Страстной седмицы.

В Рождественский пост молитва прп. Ефрема Сирина читается во дни, когда совершается вседневное богослужение, не отмеченное в Типиконе знаком. См. Типикон. Месяцеслов: 14 ноября.

Почему эта молитва читается во время богослужения в дни Великого поста?

Авторство молитвы принадлежит великому христианскому подвижнику, святому преподобному Ефрему Сирину.

В своё время Ефрем был призван к служению Богу особым вмешательством свыше — Сверхъестественным Откровением.

До этого времени он вёл довольно легкомысленную, в нравственном отношении, вольготную жизнь. Однажды его посадили в темницу по ложному обвинению в соучастии в краже скота, который, в действительности, был расхищен дикими волками.

Здесь его посетил некий таинственный муж, который засвидетельствовал, что хотя в настоящее время он, Ефрем, содержится в камере незаслуженно, однако высшая справедливость в этом всё-таки есть.

Муж посоветовал ему задуматься и освежить память, после чего узник-Ефрем, последовав совету, вспомнил, как однажды, он, ради бесшабашной забавы и юношеской шалости, выпустил из загона корову, принадлежавшую бедняку. В результате корову настиг хищный зверь, отчего и без того трудная, скорбная жизнь бедняка наполнилась дополнительными трудностями и страданиями. Тогда виновник не понёс наказания.

Затем Ефрему было обещано тем же мужем, что справедливость относительно того дела, по которому он обвинен, восторжествует, что и произошло. Истинный преступник был выявлен и наказан (им оказался пастух, не уследивший за стадом), а Ефрем был отпущен на свободу.

После этого случая он стал иначе смотреть и на свою личную жизнь, и на Божественный Промысл в целом, а затем, отложившись от суеты мира, обратился к подвижничеству.

Тема глубокого покаяния и благодарности Богу за все Его милости переживалась в сердце святого всю его дальнейшую жизнь.

Особый смиренный, покаянный настрой, характерный для истинного последователя Христова, выражен им и в молитве, известной под его именем.

Эта молитва хотя и кратко, но вместе с тем ёмко и выразительно отображает одни из наиболее важных прошений, с которыми верующим, сознающим свою духовную нищету, стремящимся преодолеть страсти и пороки, необходимо обращаться к своему Господу, Подателю жизни и всяческих благ (Иак.1:17).

В дни поста её уместно читать потому, что в этот период христианин должен прилагать особые усилия к преображению своей жизни. Но это достижимо лишь при содействии Божьем (Ин.15:5). Поэтому мы и молим Его о прощении, просим помощи в тех, в частности, прошениях, которые очерчены текстом молитвы святого Ефрема.

Что означают слова: «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми»? Неужели Господь является подателем духа грехов и страстей?

В наши дни нередко приходится слышать: если Бог свят и всемогущ, почему грешники совершают грехи; отчего вообще мир преисполнен беззаконием, злом? Неужели Бог недостаточно свят или же недостаточно всемогущ? Ещё большее недоумение могут вызвать упомянутые выше слова молитвы преподобного Ефрема, если воспринимать их с грубой буквальностью.
Что можно на это ответить? Бог есть Сам в Себе совершеннейший Дух (Ин.4:24), абсолютное Добро, и конечно же, Он никогда никого не подталкивает ко греху.
Учитывая это, мы, в то же время, должны понимать, что всё, что ни происходит в царстве творения, включая бесчисленные злодеяния, совершается не без Божественного произволения.
В воле Божьей следует различать два аспекта: благоволение и попущение. Добро Господь любит, всегда ему благоволит, всегда содействует всему доброму: помыслам, мыслям, делам.
Что же касается беззакония, его Бог, как абсолютно Святой (Лев.20:26), ненавидит зло (Пс.44:8).
Как это ни покажется странным, но возможность совершения грехов заложена в естество человека Самим Творцом. Для чего?
Не имей человек этой возможности, он бы не мог осознанно и свободно определяться к добру. А без этого он не мог бы стать праведным: ведь праведность зиждется и формируется на добровольном, но не насильственно навязываемом стремлении к Добру (см.: подробнее: Для чего Бог создал людей, имеющих мучиться в аду?).
Испытывая свободу человеческого произволения, Бог попускает человеку совершать злые дела (в той мере, в какой считает уместным), как по искушению от злых духов, так и по произвольному почину.
Стало быть, когда мы, вслед за преподобным Ефремом, просим у Господа «не давать» нам духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия, мы просим, по сути, уменьшить меру того попущения, в результате которого мы, как нравственно свободные, обладаем возможностью совершать этого рода грехи.
При этом мы молим Владыку жизни о благодатном содействии, чтобы смочь удержаться от искушений или же, в случае их возникновения, успешно их преодолеть.
В этом же смысле следует понимать и известное прошением из молитвы Господней: «и не введи нас во искушение».

***

См. труды прп. Ефрема Сирина в нашей библиотеке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *