Монастырь святой нино Грузия

Святая Нина

Святая Нина появилась на свет в богатой семье в Каппадокии (нынешняя турецкая территория). В возрасте 12 лет девочка была отдана на воспитание христианке, служащей при храме Гроба Господня. Та рассказала, что в Иверию (современную Грузию) перенесен Хитон Господень. Через два года произошло явление Нине во сне Богородицы, та поведала об избрании девушки для поиска Ризы и проповедования Слова Божьего в том краю.

Нино удалось силами молитв исцелить грузинскую царицу Нану и царя Мириана, ее мужа, после чего правитель принял Христа. Спустя несколько лет, в 324 г. Грузия стала православной. Святая же отправилась в Кахетию и прибыла в селение Бодбе, где несколько лет жила в палатке и обращала в христианскую веру грузин, жителей окрестностей. Умерла она примерно в 335 г., завещав похоронить ее в Бодбе, что и было сделано. На месте ее палатки в 50-е годы IV в. возвели храм (не сохранившийся до наших времен), в последующем разросшийся до монастыря.

По легенде, царь Мириан вознамерился переместить мощи усопшей Нино из Бодбе в храм Светицховели в Мцхете, однако двум сотням человек не удалось сдвинуть их с места.

История монастыря

Правители царских династий всегда почитали это место и проявляли особую заботу о его благосостоянии и процветании. Со временем культурное и религиозное влияние сделало Бодбийский монастырь центром Бодбийской епархии.

Время наивысшего расцвета Бодбе пришлось на XV век. Монастырь стал местом коронования кахетинских царей. После он пережил много разных событий:

  • В XVII в. монастырь Бодбе разорил персидский правитель Аббас; восстановивший ее царь Теймураз I открыл здесь семинарию. В ее стенах хранилось самое значительное в Грузии количество книг на религиозную тематику.
  • В XVIII в. монастырь Святой Нино стал мужской обителью.
  • В 1811, после того, как Грузия стала частью Российской империи, епархия была упразднена, земли изъяты, а место пришло опустело.

  • В 1889 г., побывавший здесь император Александр III, настолько был очарован Бодбе, что приказал восстановить религиозный центр. Монастырь стал женской обителью, ему были снова отведены земли. Здания Бодбе отреставрировали, открыли школу рукоделия и художественное училище. Первые монахини в количестве 12 человек приехали сюда из разных частей России. В последующем служительниц в Бодбе стало около 300.
  • В 1924 г. большевики, пришедшие к власти, закрыли святыню, упразднив службы и разрушив строения, в том числе сломав соборный купол. Монастыре был заброшен вплоть до 1991 г., когда его вновь начали возрождать.
  • В 1995 решено было обновить монастырь. В это время на территории Бодбе стали проводиться археологические раскопки, идущие по сей день и явившие на счет ценные реликвии и части старинных зданий.

С 1924 по 1991 гг. в Бодбийском монастыре работала больница. Одна из самых почитаемых в Грузии, икона Иверской Божией Матери, использовалась в качестве стола, на котором проходили операции, об этом свидетельствуют оставшиеся на ней следы скальпеля.

Территория монастыря

Монастырь Святой Нино в Грузии занимает большую площадь. На территории расположены основные постройки и ухоженный парк со большим количеством растительности и мощеными дорожками. По периметру построен небольшой забор, вход в монастырь закрывается в 19.00.

Перед монастырем Бодбе находится парковка. Рядом есть кафе «Пилигрим», где можно заказать национальные блюда, приготовленные по монастырским рецептам. По местным правилам здесь не подают блюда из мяса, а также под запретом алкоголь. Вырученные средства идут на нужды религиозного комплекса.

Изначально возведенный на месте палатки Святой Нины храм, в Бодбе не сохранился. На его месте в IX в. возвели кафедральный собор во имя Георгия-победоносца и равноапостольной Нины. Это главная достопримечательность комплекса, в южном пределе которого и расположены мощи Святой. Здание представляет собой кирпичную классическую базилику. Здесь находится икона Иверской Божией Матери, источающая миро, и останки военачальника Василия Гулякова. Генерал, герой кавказской войны, знаменит тем, что победил в битве с дагестанцами у реки Иори в 1803 г.

За храмом Святого Георгия в Бодбе расположена смотровая площадка. С нее можно полюбоваться живописными видами, открывающимися с высоты. Отсюда начинается спуск к источнику Святой Нины с целебной водой – второй по важности достопримечательности монастыря Бодбе.

Также на территории находятся:

  • Колокольня XIX в.
  • Церковная лавка.
  • Резиденция патриарха.
  • Кельи монахинь.
  • Кладбище.
  • Хозяйственный постройки.

БОДБИЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Бодбийский монастырь, август 2008 г.

Женский монастырь во имя святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии в Бодбе, ставропигия Грузинской Православной Церкви. Территориально расположен в пределах Бодбийской епархии.

  • Адрес: Грузия, в 2-х км. к югу от г. Сигнахи, ок. с. Кедели
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

По сведению грузинской летописи «Обращение Картли», постройка церкви над могилой святой равноапостольной Нины относится ко времени царствования св. блгв. царя Мириана: основав здесь женский монастырь, царь пожертвовал ему много селений и земель.

Царская династия Кахети и Картли особо заботилась о материальном обеспечении и благосостоянии монастыря. Можно полагать, что до 1230-х гг. Бодбийский монастырь оставался значительным христианским центром Грузии. С 1230-х гг. по XV в. сведений о монастыре не сохранилось, что связано с вторжениями монголов и сильным разрушением как епархии, так и монастыря. В XV в., с образованием самостоятельного царства Кахети, Бодбе вновь обрел былую славу религиозного центра. Однако, уже в XVI в. положение вновь резко ухудшилось в связи с иранской экспансией, что привело к упразднению женского монастыря.

Но правящая династия всегда проявляла особую заботу о Бодбе — своим попечением известны цари Леван (1520-1574), Александр II (1574-1605), Теймураз I (1606-1616, 1634-1648), Арчил II (1664-1675), Теймураз II (1709-1715, 1733-1744, 1744-1762), Ираклий II (1744-1762, 1762-1798), Георгий XII (1688-1703), а также другие члены царской семьи – царевич Теймураз, внук царя Левана, царевна Елена (сестра Ираклия II) и царица Кетеван (жена Георгия XII), что проявлялось в пожаловании драгоценной церковной утвари, рукописей и книг, укреплении и возобновлении монастырских церквей и помещений, в освобождении от государственного налогообложения, даровании сел и значительных земельных владений.

По сведению немецкого ученого и путешественника Иоганна Гюлдендштедта, ко времени посещения им Бодбе в 1772 г. здесь уже действовала мужская обитель, упраздненная после кончины последнего бодбели Иоанна (Макашвили) в 1837 г.

Начиная с XV-XVII столетия и до 1837 г. при бодбийской церкви жили епископы и митрополиты кахетинские, и на содержание ее были отведены обширные земли с церковными крестьянами. Бодбийские преосвященные имели значительное влияние на политические и общественные дела Кахетии. С 1837 г. по смерти последнего митрополита кахетинского Иоанна Бодбийская епархия была присоединена к общему управлению экзарха Грузии, а в бодбийской церкви были оставлены только несколько монахов. Вскоре крестьяне были освобождены, и многие земли отошли к ним и в казну… После этого церковь обеднела и в последнее время была до того запущена, что требовала постоянной казенной поддержки на ремонт зданий и содержание монахов.

7 мая 1889 г., по ходатайству населения Кахети, российский император Александр III Александрович издал указ о возобновлении женской обители св. Нины, которая была торжественно освящена архимандритом Николаем (Микеладзе) по особому благословению Экзарха Грузии Палладия (Раева). По свидетельству еп. Кириона (Садзаглишвили), активная деятельность игумении Ювеналии вскоре вывела монастырь в число самых крупных монастырей Грузии: на возобновление монастырского комплекса было истрачено 110.300 рублей, пожертвованных населением Кахети, в распоряжение монастыря было предоставлено 150 десятин пахотной земли и рыбная ловля по р. Алазани на 25-верстном расстоянии. Были восстановлены церковь, училищный корпус, настоятельский дом, дом монастырского духовенства, здания для сестер, странноприимница, ограда, разные хозяйственные постройки и подворье в Тифлисе. Первоначально в обители числилось 6 или 7 насельниц из России, но в скором времени число подвизающихся возросло до 200.

Бодбийский монастырь владел богатой библиотекой. По сведению Д. Пурцеладзе, из Бодбийского книгохранилища по распоряжению Грузино-Имеретинской Синодальной конторы Тифлисской духовной семинарии было передано (прибл. 1870-е гг.) 40 древних рукописей, а 12 были оставлены в монастырском книгохранилище. П. Иосселиани и Д. Пурцеладзе перечисляют особо примечательные из них: «Чин освящения церкви» (XVI в.), «Месячная минея» (XVI в.), «Требник» (XVII в.), «Шестоднев» Василия Великого (XVII в.), «Типикон» 1756 г., миниатюрное грузинское «Четвероевангелие», вероятно, редакции св. Евфимия Святогорца, в золотом переплете, пожертвованное царевичем Георгием (сыном Ираклия II) в 1776 г. (а само Евангелие какой древности?- вероятно, редакции Георгия Святогорца), «Евангелие» на грузинском языке, напечатанное в Москве и богато украшенное (XVIII в.), краткий «Требник» (XVIII в.), «Толкования» Евангелия от Матфея (2 экз.) и Евангелия от Иоанна, пожертвованные бодбели Онуфрием, «Слова» Григория Богослова и «Мартирика» Католикоса-Патриарха Антония I, подаренные монастырю Иоанном (Макашвили). Помимо церковной литературы, библиотека обладала такими трудами, как «Грузинская грамматика» Католикоса-Патриарха Антония I, «Гузинский лексикон», «Риторика» и др. (все утеряно в советские годы после национализации церковного имущества).

Общий вид Бодбийского женского монастыря св.Нины. Гравюра М. Рашевского с фотографии Н. Сильдерьянца

В журнале «Нива» №33 от 1898 года помещено красочное описание: «Монастырь этот находится в одном из самых красивых уголков Кавказа — в Кахетии, близ г. Сигнаха, Тифлисской губернии. Он расположен на горном склоне, на высоте около 3,000 футов над уровнем моря. С одной стороны возвышаются небольшие отроги гамбороцивского хребта, на которых приютились кахетинские деревни и г. Сигнах, а с другой тысячи на две футов ниже монастыря раскинута громадная Алазанская долина, окаймленная с противоположной, северной стороны главным хребтом кавказских гор, с его крутыми снежными вершинами. Долина эта близ Бодбибиского монастыря достигает наибольшей своей ширины — около 40 верст, видна в длину (с высоты 2,000 футов) на протяжении более 150 верст и в общем дает грандиозный, красивый вид, пред которым невольно останавливаешься. Покойный государь Александр III, будучи в Сигнахе в 1888 г., любуясь этим видом воскликнул: «Видели ли мы что-нибудь подобное в Швейцарии!?».

В 1924 году большевики закрыли монастырь. Последней настоятельницей была игумения Нина (Вачнадзе). Большевики неоднократно угрожали её жизни, но она чудом уцелела, хотя была вынуждена оставить Бодбе. Всю оставшуюся жизнь она провела в Тбилиси при храме Анчисхати.

С 1991 года началось возрождение монастыря.

В 1995 г. Священный Синод Грузинской Церкви принял решение об обновлении церкви св. Нины, в связи с чем католикос-патриарх Грузии Илия II благословил начать археологические раскопки, во время которых были обнаружены важные исторические реликвии. Археологические раскопки также выявили, что предание, рассказанное в 1920 г. игуменией монастыря Вачнадзе о перенесении мощей св. Нины из придела под престол главной церкви, предпринятое из боязни осквернения их лезгинами, не соответствует действительности. Также была обнаружена старая трапезная, состоящая из двух частей и схожая по форме с нижней трапезной, характерной для грузинского зодчества IX-X вв., что позволяет предположить о ее современности основанию церкви. Археологические исследования не завершены и в дальнейшем будут продолжаться.

На 2009 год в монастыре подвизалось около 30 сестёр. Монастырь, хотя и медленно, но всё же обретает свой прежний облик, благоустраивается и расширяется. Украшена гробница св. Нины, восстанавливаются полуразрушенные здания. У монастыря обширное подсобное хозяйство, действуют иконописная и золотошвейная мастерские. Для многочисленных паломников открыта трапезная “Пилигрим”. Сестры также занимаются традиционной для Грузинских монастырей литературной деятельностью: на основании древнейших рукописей готовят к изданию богослужебные книги.

В ущелье на северо-востоке от монастыря находится источник св. Нины («Нинос цкаро») с целебной водой. В настоящее время там построены купальня и маленькая церковь во имя родителей св. Нины, святых Завулона и Сусанны.

Грузия на праздник св.Нины, Святыни православной Грузии

Программа поездки

• Заезд: 26/01 – 31/01/19
• 6 дней/5 ночей
________________________________________
1 день. ТБИЛИСИ
Встреча в аэропорту города Тбилиси. Трансфер в гостиницу. Размещение в гостинице. Ужин.
2 день. ТБИЛИСИ – ПРАЗДНИК СВ. НИНО – ВЫНОС КРЕСТА В СИОНИ
Завтрак. Ознакомительная экскурсия по столице Грузии. Посещение храмов, имеющих наиболее важное духовное и историческое значение:
• Сиони – главный храм Тбилиси, назван так в честь Сионской горы в Иерусалиме и освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Главной святыней собора является крест равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, сделанный из виноградной лозы и перевязанный волосами святой.
Праздничная Литургия в честь св. Нино. В этот день крест выносится для поклонения верующих.
• Самеба – Собор Святой Троицы – главный кафедральный собор Грузинской Православной Церкви, находится на холме св. пророка Илии. В соборе 13 престолов, нижний храм – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; отдельно стоит звонница. Высота верхнего храма составляет 105,5 метров. В соборе находится кафедра Святейшего и блаженнейшего Патриарха-католикоса всея Грузии, Архиепископа Мцхетского и Тбилисского – предстоятеля Грузинской церкви Илии II;

• Храм Метехи, построенный в XII в. Здесь находится захоронение первой грузинской мученицы – Шушаник, царицы Ранской (V в.);
• Анчисхати – древнейший храм города (VI в.), который был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и прославился, как хранитель чудотворной иконы Спасителя.
3 день. ТБИЛИСИ – ДЖВАРИ – МЦХЕТА – АНТИОХИЯ – СВЕТИЦХОВЕЛИ – САМТАВРО – ШИО МГВИМЭ – САМТАВИСИ – ТБИЛИСИ
Завтрак. Встреча в холле отеля с гидом православного паломнического центра. В 8:30 отправление из Тбилиси в северо-западном направлении в сторону древней столицы Грузии Мцхета.
Посещение действующего монастыря Джвари (Крест), основанного в VI веке на месте, где воздвигла первый Крест святая Нина, просветительница Грузии.
Переезд в Мцхета, посещение женского монастыря Антиохия, где сохранился храм IV-V веков. На этом месте, на слиянии рек Арагвы и Куры, произошло Крещение народа Грузии.
Посещение кафедрального собора XI века Светицховели (Животворящий Столп), посвященный Двенадцати Апостолам. На этом месте по благословению равноапостольной Нины равноапостольным царем Мирианом была построена первая в Грузии христианская церковь. В храме хранится великая святыня – Хитон Господень.
В правом приделе храма находится плащ пророка Илии, сброшенный им во время вознесения на колеснице на Небо. Далее – посещение женского монастыря Самтавро, основанного в IV веке царем Мирианом на месте в царском саду, где жила святая Нина. В этой обители хранится множество святынь:
часть Животворящего Столпа, копия чудотворной Иверской иконы Божией Матери, чудотворная икона святой Нины.
Здесь же находятся могилы святых царей Мириана и Наны, мощи святого Шио Мгвимского, а также рака с мощами новопрославленного в лике святых старца Гавриила.
Посещение мужского монастыря Шио. Первая монашеская община была основана здесь в VI веке одним из 13 Ассирийских отцов, монахом Шио. Храм монастыря VI века посвящен св. Иоанну Крестителю.
Отправление в монастырь Самтависи, построенный в 1030 году Самтависским епископом Иларионом. Сегодня это женский монастырь.
Возвращение в Тбилиси. Ужин.
4 день. ТБИЛИСИ – ГАРЕДЖИ –ТЕЛАВИ
Завтрак. Продолжаем знакомство со святынями Тбилиси:
• Русский храм св. Александра Невского, где находится могила владыки Зиновия, одного из последних глинских старцев, прославленного в лике святых.
При храме сохранилась келья, где он жил в последние годы и принимал нескончаемый поток духовных чад и паломников. Тут же похоронен отец Виталий, известный в православном мире духоносный старец.
• Гора Мтацминда, откуда открывается великолепный вид на город и окрестности. Посещение храма прп. Давида Гареджийского, построенного на месте пещеры, в которой подвизался святой.
Отправление в Кахетию. Далее следует посещение монастырского комплекса Давида Гареджийского, отстоящего от Тбилиси на 60 км. Гареджи – это множество пещерных монастырей, вырубленных в скалах, протяженностью 25 км.
Первый из них был основан Давидом Гареджийским, одним из 13 Ассирийских отцов миссионеров, в первой половине VI века.
Переезд в город Телави. Размещение в гостинице. Ужин.
5 день. ТЕЛАВИ – БОДБЭ –ТБИЛИСИ
Завтрак. Посещение действующего женского монастыря Бодбе (IV – XI в.) Здесь находится могила равноапостольной Нины,
просветительницы Грузии.
Монастырь был основан первым христианским царем Грузии Мирианом.
В Бодбе находится святой источник, появившийся на месте, где молилась святая Нина. У паломников есть возможность искупаться в святом источнике.
Возвращение в Тбилиси. Свободное время. Ужин.
По желанию группы и за дополнительную плату посещение золотого фонда музея искусств, где хранятся древние чудотворные иконы. Ужин.
6 день. ТБИЛИСИ – АЭРОПОРТ
Завтрак. Отправление в аэропорт. Вылет.
27 января Русская православная церковь отмечает день памяти святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Равноапостольными Православная церковь называет святых, особо прославившихся проповедованием Евангелия и обращением народов в христианскую веру.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *