Монастырь в Подмосковье

Содержание

10 святых мест в Подмосковье, которые стоит посетить

На территории Москвы и Подмосковья сосредоточено множество святых мест. О многих из них сложены легенды, это те самые святые места, которые стоит посетить, и к ним не прекращается поток паломников, стремящихся здесь помолиться, поклониться святым и почерпнуть здесь жизненные силы.

1. Вознесенская Давидова пустынь

Этот мужской монастырь, основанный в XVI веке, расположен невдалеке от подмосковного посёлка Новый Быт. В обители хранятся многочисленные ковчеги с частицами мощей многих святых угодников. Паломники посещают этот монастырь, чтобы узреть святыни и помолиться о своём: кому исцеление, кому рождение ребёнка, а кому удержать супруга.
В Вознесенской Давидовой пустыни сконцентрировано множество православных святынь. Например, кусочек железа, который якобы был частью гвоздя от креста, на котором распяли Иисуса. Около двухсот мощей были свезены сюда не только из России, но из-за её пределов. Поэтому Вознесенская Давидова пустынь стала мощным источником упрочения веры для тех, кто особенно доверяет подобного рода артефактам. Паломникам и прихожанам здесь доступны все святыни. Говорят, что мощи еврейского пророка Елисея, появившиеся здесь первыми, могли даже оживлять мёртвых.

2. Собор Успения Пресвятой Богородицы

Собор Успения Пресвятой Богородицы находится в подмосковном городе Дмитров. Существующий в наше время комплекс был построен в начале XVI столетия, во времена правления Дмитровом князя Юрия Шуйского (1509-1523), приходившегося московскому князю Василию Шуйскому братом. Уникальна связь Успенского собора в Дмитрове с такими историческими фигурами, как Дмитрий Донской, Михаил Тверской, Александр Невский, Юрий Долгорукий.
Белокаменные подвалы в подклете являются фрагментами храма времён правления князя Петра Дмитриевича. Дошедшее до нас здание с правильными пропорциями строилось ростовским зодчим Георгием Борисовым в промежутке 1509-33 годов на деньги князя Юрия Ивановича. Там долгое время находится крест, который легенды называют чудотворным – якобы слепая девочка внезапно прозрела и увидела неподалёку от себя деревянное распятие. После этого крест перенесли в собор, куда стали стекаться паломники с проблемами зрения. В советское время крест забрали в Третьяковскую галерею, где поместили в запасник. Впрочем, в Дмитрове есть его список, который также считают чудотворным.

10 мест, которые стоит посетить в Воронеже
Расположенный в центре европейской части России город Воронеж является достаточно примечательным русским городом, привлекающим путешественников памятн…

3. Троице-Сергиева лавра

Крупнейший мужской монастырь в подмосковном Сергиевом Посаде знаком всем православным. Сюда приезжают паломники из разных стран, чтобы поклониться мощам святого Сергия Радонежского, который по легендам при жизни совершал много чудес. Они надеются, что он поможет им в разрешении их разнообразных проблем, поскольку ближе стоит к Богу.
История Свято-Троицкой пустыни началась с момента, когда Сергий в 1337 году поселился на холме Маковец, расположенном примерно в 80 км от Москвы. Несколько лет он там обитал в одиночестве, но потом к нему стали присоединяться другие насельники, пока пустынь не превратилась в монастырь.

4. Иосифо-Волоцкий мужской монастырь

Этот мужской монастырь стал одним из заметных религиозных центров севернее Москвы, от него 16 километров до Волоколамска. В 1479 году его основал преподобный Иосиф (носивший в миру фамилию Волоцкий), он оставил немалый след в истории русского православия.
Как было принято в ту пору, монастырь строился из дерева, но поскольку в те времена обители часто выполняли функцию оборонительных сооружений, то монастырь в скором времени был обнесён каменной стеной. XVI век стал периодом больших преобразований в монастыре. Здесь построили каменную церковь, освящённую в честь Успения Божьей Матери, выросли разнообразные хозяйственные и бытовые постройки. Были периоды, когда Иосифо-Волоцкий монастырь был на ведущих ролях в духовной жизни России. Одновременно он служил в качестве острога, например, в одной из келий томился царь Василий Шуйский, сиживали здесь и другие исторические личности.

5. Церковь Воздвижения Креста Господня

Целью многих экскурсий по святым местам Подмосковья является достопримечательность, расположенная к северо-западу от Москвы в селе Дарна – церковь Воздвиженья Креста Господня, которая появилась здесь по проекту С. Шервуда в 1895 году. Это очень красивое здание, в архитектуре которого гармонично сочетаются черты древнерусского зодчества и гораздо более позднего классицизма. Здание было построено из красного кирпича, с белокаменной декоративной отделкой, которая придаёт ему нарядный, праздничный вид.
Главная святыня находится не в самой церкви, а возле неё – это могила блаженной Александры, останки которой перенесли на церковный погост из села Онуфриева. Именно к её могиле приезжают те, кто задумал посетить важнейшие святые места столицы и Подмосковья. Считается, что если помолиться и обратиться к блаженной Александре со смиренным прошением, то она сможет исцелить от многих недугов. Факты имевших место чудесных исцелений скрупулёзно записываются в специальную книгу, которая каждый год пополняется новыми записями.

10 мест, которые стоит посетить в Сочи
Российский город Сочи стал одним из привлекательнейших туристических направлений. В нём и вокруг него есть очень много интересных мест, достопримечате…

6. Церковь и источник в селе Спирово

В село Спирово также часто прибывают экскурсии по святым местам Подмосковья. В нём находится церковь, посвящённая Введению во храм Пресвятой Богородицы. Само село Спирово является весьма старинным, поскольку известно, что ещё князь Дмитрий Донской пожаловал его в XV веке Иосифу Волоцкому, который сам стал очень почитаемым православным святым.
Преподобный Иосиф Волоцкий основал в селе обитель, где потом и была построена упомянутая церковь. Вначале она была деревянная, поэтому со временем обветшала, и в 1825 году деревянное здание заменили каменным, деньги на строительство которого были взяты из пожертвований паломников. Позднее при церкви стала работать приходская школа, предназначенная для детей из бедных семей, позднее к ней прибавилась земская школа. Благотворительные вклады сюда вносили семьи П. Н. Воронцова, А. С. Пушкина, В. Я. Телегина.
Но есть в селе Спирово и ещё одна важная с точки зрения паломничества по святым местам достопримечательность – расположенный не так далеко чудотворный Богородичный источник, при котором оборудована купальня. По легенде, возле него вначале и поселился преподобный Иосиф со сподвижниками, отсюда каждый день они ходили на строительство новой обители. В Подмосковье не так мало святых источников с купелями, но этот особенно прославился своими целительными свойствами, люди рассказывают о многих, кого он излечил от серьёзных недугов. Поэтому каждый год сюда приезжают сотни тысяч паломников.

7. Церковь Святой Троицы

Удивительное место есть и в Павлово-Посадском районе Подмосковья. Им является церковь Святой троицы, появившаяся в XVIII столетии на месте древнего языческого капища, которое называлось Чижи по названию древних славянских ритуальных игрищ. Имя району дали места поклонения наших предков и название православной церкви – урочище Троица-Чижи. Церковь и само место, где она стоит, связаны со многими легендами, её почитают как православные верующие, так и сторонники загадочного и мистического.
В. Чернобров в своей «Энциклопедии загадочных мест России» называет Чижи участком аномальной активности в геоактивной зоне и приводит разнообразные свидетельства наблюдения над ней неопознанных летающих объектов.

Интересные места в Подмосковье, которые стоит посетить
В такой огромной стране, как Россия есть множество красивых уголков. Причём многим соотечественникам не придётся ехать далеко, ведь есть интересные ме…

8. Успенский женский монастырь

В подмосковном Можайском районе находится деревня Колоцкое, возле которой расположен основанный в 1413 году знаменитый Успенский женский монастырь. В его летописи отмечены два важных события: появление чудотворной иконы Божьей Матери, а также посещение монастыря в 1812 году фельдмаршалом М. И. Кутузовым, поскольку перед Бородинским сражением штаб-квартира полководца находилась неподалёку отсюда. Благодаря находящейся в храме чудотворной иконе Богородицы, село Колоцкое стало популярнейшим направлением среди паломников и туристов. Широко распространено мнение, что молитва перед этой иконой приносит исцеление, отсюда и нескончаемые толпы страждущих.
В советский период монастырь упразднили и разрушили, но верующие в своих домах сумели сохранить чудотворный образ. Только после распада СССР монастырь возродился, а икона вернулась на предназначенное для неё место.

9. Святые источники в Мураново

В селе Мураново находится несколько источников с целебной водой, называемых святыми. Например, колодец Казанской иконы Божьей матери. Сюда приезжают люди со своими проблемами с целью просить помощи и заступничества у Бога, Богородицы и всех святых. Люди надеются, что здесь их просьбы будут скорее услышаны, и им будет дарована милость свыше. Чтобы добраться до Мураново, нужно выехать из Москвы по Ярославскому шоссе и в районе 44-го километра свернуть согласно указателю, оттуда до конечной цели всего несколько минут езды.

10. Святой источник в Сергиевом Посаде (Взгляднево)

В Сергиево-Посадском районе Подмосковья находится ещё одна святыня – водопад Гремячий ключ на речке Вондиге возле деревни Взгляднево. Источник приспособили для посещения паломниками, построили купель и прочие удобства, чтобы любой мог чувствовать себя комфортно на святом месте. Легенда расписывает чудесное появление этого источника по молитве преподобного Сергия Радонежского, и теперь люди на протяжении всего года могут омыться его струями. Вода здесь падает примерно с 50 метров, в ней содержится много радона. Говорят, что три струи источника имеют разное действие:

Места, которые стоит посетить во Владимире
Владимир является одним из древнейших российских городов и самым старым из числа «Золотого кольца России». В нём сконцентрировано много ар…

  • левая лечит женские детородные органы;
  • средняя – голову;
  • правая – сердце.

Святые места Подмосковья

На протяжении нескольких веков Россия свято чтит традиции православной веры и духовного мира. Самая значительная страница христианской летописи — Святые места Подмосковья.

Многие из них были свидетелями разрушительных войн, богоборчества, поругания, но выстояли и привлекают паломников со всего мира.

Оглавление:

  • Монастыри Подмосковья с чудотворными иконами
  • Места силы в Москве и Московской области
  • Святые источники Подмосковья с купальнями
  • Термальные источники в Подмосковье
  • Святые места Подмосковья помогающие забеременеть
  • Старцы в Москве и Московской области
  • Святые места Подмосковья, помогающие исцелиться
  • Экскурсии по святым местам Москвы и Подмосковья
  • Святые места Подмосковья, помогающие выйти замуж
  • Звенигородский чудо камень

Монастыри Подмосковья с чудотворными иконами

Успенский Колоцкий женский монастырь обрёл своё пристанище в начале 15 века. История храма начинается с чудесного обретения иконы Матери Божией. На этом месте и воздвигли мужской монастырь, который впоследствии стал женским.

После революции святую обитель разрушили, а икону спрятали верующие. Но в 70-е годы 20 века она была утеряна и сейчас в храме пребывает её копия. Верующие со всех концов стекаются сюда, дабы обрести исцеление от недугов.

На одном из холмов города Серпухов расположился Высоцкий мужской монастырь, отсюда и название.

Он был заложен в память о победе над татаро-монголами. Прославился иконой «Неупиваемая чаша», которая избавляет от греха пьянства.

Здесь же находится Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь, один из самых древних в Московской области.

С чудотворным списком иконы Богородицы «Утоли моя печали», которая здесь пребывает, связано предание, что в конце 19 века она сохранила небольшое село Малино от холеры. Так и повелось обносить святыней поселения.

Деревня Семёновское Можайского района известна многим паломникам чудотворной иконой Спаса Нерукотворного, которая была святыней Ревельского полка.

Спасо-Бородинский женский монастырь на свои средства выстроила вдова генерала Тучкова, погибшего в битве с французами.

Места силы в Москве и Московской области

Подобных оплотов земли Русской очень много.

В церковь мученика Иоанна Воина стекаются обманутые и обворованные.

В Покровском монастыре Москвы у мощей Матроны просят здоровья и долголетия.

Данилов Свято-Троицкий монастырь бережёт частицы останков Николая Чудотворца.

Здесь испрашивают молитвенной помощи путешественники, бедные и нуждающиеся.

Укрепиться в вере помогает гвоздь Господень, который свято хранится в серебряном ковчеге собора Успения Божией Матери Москвы. И по молитве его, всякому человеку воздаётся.

Святые источники Подмосковья с купальнями

С древних времён святые источники обладали силой исцеления различных болезней, как духовных, так и телесных. Искупавшись в них, православные получали благодать Божию.

На берегу реки Лопасни и сейчас бьёт источник Святого Давида. Сила его помогает исцелиться при заболеваниях глаз и органов пищеварения.

Недалеко от знаменитой Сергиево-Посадской святой обители с высоты 25 метров спускается мощный родник «Гремячий».

В народе его потокам дали символичные названия в честь православных мучениц — Веры, Надежды и Любови.

Каждый укрепляет живительной силой сердце, голову и женские недуги. Всего на подмосковной земле более 100 источников.

Термальные источники в Подмосковье

Вода таких святынь почитается как особая милость Божья.

Звенигородский источник преподобного Саввы Сторожевского

Здесь и Пятницкий с Успенским кладезем недалеко от Сергиева Посада, Звенигородский источник преподобного Саввы Сторожевского, колодец преподобного Ферапонта близ Можайского Лужецкого монастыря.

Святые места Подмосковья помогающие забеременеть

Деревня Качалово известна во всём мире.

В храме святой великомученицы Параскевы Пятницы молятся с просьбами о зачатии и благополучном разрешении от бремени.

А Коломенское славится своими чудотворными валунами.

Посидев на «Девичьем» камне, выпив чудотворной воды из святого ручья, просящим женщинам даровалось чадородие.

Чудеса случаются и возле икон старинной церкви в честь зачатия Девы Марии.

Она так и называется Анно-Зачатьевская Церковь города Чехов.

Старцы в Москве и Московской области

Самым почитаемым местом столицы и её окрестностей была и остаётся Троице-Сергиева Лавра. Старчество неотъемлемая составляющая крупнейшей святыни православия.

Начиная с основателя обители Сергия Радонежского, здесь подвязались известные духовники архимандриты Наум, Герман и Кирилл. Сюда привозят людей, страдающих одержимостью.

Святые места Подмосковья, помогающие исцелиться

Москва и сейчас остаётся не только культурным, но и духовным центром страны. Более полутора тысяч церквей, монастырей, часовен по милости Божьей даруют нам избавление от страстей и недугов.

В посёлке Взгляднево в водах источника Сергия Радонежского молятся от опухолей и телесных слабостей.

В Алексеевском чудотворная икона Богородицы «Тихвинская» помогает болящим детям.

Экскурсии по святым местам Москвы и Подмосковья

Сейчас православие в России набирает силу.

Повсюду создаются паломнические службы, которые помогают организовывать целые туры по святым местам. Московская земля не исключение.

Святые места Подмосковья, помогающие выйти замуж

В самом маленьком городе Подмосковья Верее высится храм Константина и Елены.

Со времён основания здесь чаще всего происходит таинство Венчания. У икон церкви молятся о даровании супружеского счастья.

Звенигородский чудо камень

Нет чёткого ответа на вопрос, откуда он появился и какого его предназначение. Этот гигант возлежит на территории храма Иконы Божьей Матери в Звенигороде.

Некоторые прихожане зарывают возле него записки, молятся, просят помощи. Священнослужители наоборот настроены скептически. Они считают, что языческим символам не место в православной жизни.

Каждый человек хотя бы раз должен побывать во святой подмосковной земле.

На майские к святыням: Топ-5 паломнических маршрутов Москвы и Подмосковья

Майские «длинные выходные» – всегда повод для серьезного выбора и размышления. Дача или диван? Диван или дача? Конечно, есть и те, для кого не представляет серьезной проблемы «рвануть на уик-энд» на какое-нибудь лазурное (или не очень лазурное) побережье, однако для абсолютного большинства моих соотечественников этого нет и в мечтах. И тем не менее, смена обстановки очень важна для каждого из нас, ведь полноценный отдых без этого просто невозможен.

Разумеется, есть и принципиальные домоседы, и те, для кого дела дачные столь долгожданны, что на них нельзя ничего променять. Здесь же я хочу обратиться к людям, желающим не только совершить небольшую туристическую поездку, но совместить ее с пользой для души. Нет, речь пойдет не о паломничестве в его традиционном виде: этаком древнерусском богомолье, когда человек очень долго молитвенно готовился к путешествию к святыне, а потом зачастую путешествовал к ней пешком с котомкой за плечами. И здесь нет ни капли иронии: в таком путешествии, безусловно, куда больше духовной пользы, чем в поездке на машине, поезде или самолете.

Однако для человека современного, отягощенного заботами века сего, подобное паломничество невозможно. А потому мы обычно предпочитаем ему «религиозный туризм», зачастую даже без подготовки к Таинствам Исповеди и Причастия, чтобы, поклонившись той или иной святыне, также принять участие в богослужении и причаститься Святых Христовых Таин. Большинство из нас, приезжая в далекий монастырь, успевают лишь быстро приложиться к ее почитаемой святыне (мощам и/или иконам), сделать несколько снимков на мобильный фотоаппарат, выложить их в блоги и соцсети, после чего уехать домой.

Упаси Бог, в моих словах нет ни доли осуждения, хотя бы потому, что от этих людей «первый есмь аз». И понимая неполноценность подобного богомолья, уверен, что и оно оставляет в душе очень важный след. А для кого-то, уверен, оно вполне может стать первым шагом на пути к воцерковлению. Ведь любое прикосновение к святыне, лишенное кощунства, не может не принести духовной пользы. Пусть не здесь и сейчас, но хотя бы со временем.

В ближайших двух материалах я предложу читателям «Царьграда» 10 паломнических маршрутов, наиболее удобных для жителей Москвы и Подмосковья, а также нашей Северной, Имперской столицы – Санкт-Петербурга и области, до сих пор именующейся «Ленинградской». Более сложных и многодневных путешествий здесь не будет, ведь даже «длинные» выходные – не многодневный отпуск.

Итак, первая часть – «TOP-5 паломнических маршрутов Москвы и Подмосковья»:

1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Игумен Земли Русской 8 октября – преставление преподобного Сергия Радонежского Святой дня 01:16 — 08 Октября

Этот главный монастырь России, основанный в XIV веке одним из самых почитаемых русских святых – преподобным Сергием Радонежским. Вот уже семь столетий Лавра является одним из ключевых символов Русского Православия. Местом, куда со всех концов Православного мира устремляются тысячи паломников, чтобы поклониться многочисленным лаврским святыням, и в первую очередь, честным мощам преподобного Сергия — аскета и молитвенника, учителя сонма русских святых и наставника князей, неслучайно именуемого «Игуменом Земли Русской».

Вид на Троице-Сергиеву Лавру. Фото: www.globallookpress.com

Так, именно Сергий Радонежский благословил великого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву, ставшую узловой точкой всей русской истории. Своими молитвами и наставлениями преподобный Сергий Радонежский сделал все, чтобы наша страна обрела политический суверенитет. Основанный на византийских государственных традициях и немеркнущем духовном идеале Святой Руси.

Далеко не всем паломником известно, сколько святынь содержит Лавра преподобного Сергия. Некоторым из них любой верующий может поклониться в лаврской Серапионовой палате, месте упокоения другого великого угодника Божия – святителя Серапиона, архиепископа Новгородского. Каждому верующему, побывавшему в Троице-Сергиевой лавре, стоит попасть и в Серапионову палату, где помимо места погребения святителя Серапиона Новгородского также хранятся многие величайшие христианские святыни. В том числе – частицы Ризы Пресвятой Богородицы и мощей святого апостола Андрея Первозванного.

Также каждому, кто интересуется историей Русской Православной Церкви, настоятельно рекомендуется посетить Церковно-археологический кабинет (ЦАК) Московской духовной академии, которая также находится в лаврских стенах. Относительно недавно это музейное собрание было реконструировано и теперь представляет современную экспозицию, наглядно рассказывающую о различных страницах русской церковной истории.

Добраться до Троице-Сергиевой Лавры можно:

  • Электричкой с Ярославского вокзала Москвы (ст. метро «Комсомольская») до ст. Сергиев Посад или электропоездами до ст. Александров или Балакирево, которые также останавливаются в Сергиевом Посаде. Время в пути — полтора часа.
  • Автобусом №388 от метро «ВДНХ» до города Сергиев Посад, в самом центре которого находится Лавра. Автобусы отправляются с интервалом 10-15 минут. Время в пути без пробок немногим более часа.
  • Личным автотранспортом: Ярославское шоссе (трасса М8), на 46 километре поворот на Сергиев Посад. Центральная улица – Проспект Красной Армии – приведет вас к Лавре.

2. Высоко-Петровский мужской монастырь

Один из самых известных и благолепных русских монастырей, чья история насчитывает уже более семи столетий. А самое главное – место, откуда есть пошла новая историческая реальность Святой Руси: роль Москвы как наследницы Царьграда. Первопрестольного града, который примет на себя великую миссию «Третьего Рима», удерживающего мир от воцарения антихриста.

Творец Третьего Рима 6 сентября – перенесение мощей святителя Петра Московского Святой дня 00:00 — 06 Сентября

Напомним, согласно многим церковным пророчествам, антихрист воцарится только тогда, когда не останется Удерживающего мир от беззаконий, по-гречески – «Катехона». Святитель Иоанн Златоуст утверждал, что в его времена «Удерживающим» была Римская Империя, которая еще в дохристианские времена препятствовала мировому злу и анархии силой государственного закона. Наследницей Второго Рима – Царьграда и всей Восточной Римской империи – Византии стала Россия. Так, еще в начале XVI века старец Спасо-Елеазаровского монастыря Филофей писал:

Два убо Рима падоша, а Третий стоит, а четвертому не быти…»

Промыслительным образом один из истоков Москвы как Третьего Рима берет начало в Западной Руси – на Волыни. Именно здесь в середине XIII века в благочестивой православной семье родился младенец, которому полвека спустя было суждено стать первым Московским Первосвятителем – митрополитом Петром. Духовным отцом зарождающегося Третьего Рима. В 1308 году игумен Петр стал митрополитом Киевским и всея Руси. В те годы в Русских землях шла борьба за великокняжеский престол, и святитель выступал в ней примирителем, но в итоге встал на сторону князя Юрия Московского. В 1315 году митрополит Петр впервые прибыл в Москву, где основал Высоко-Петровский монастырь и куда в итоге переехал окончательно.

На территории Высоко-Петровского монастыря. Фото: www.globallookpress.com

Словом, именно здесь, в Высоко-Петровском монастыре, Москва родилась духовно, и именно отсюда в XIV веке началось объединение Руси, ее избавление от междоусобиц и освобождение от ордынского ига. И роль святителя Петра в этом великом деле была основополагающей, что не потеряло актуальности и в наши дни. Сегодня честные мощи святителя Петра почивают в самом сердце Третьего Рима – в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Но каждый православный христианин может поклониться ему как в Кремле, так и в основанном этим великим русским святым Высоко-Петровском монастыре. Поклониться и испросить его молитв о единстве Земли Русской и всего Православного мира.

Добраться до Высоко-Петровского монастыря очень просто, он находится в центре Москвы, по адресу: улица Петровка, дом 28/2. Ближайшие станции метро: «Трубная», «Чеховская», «Пушкинская» и «Тверская».

3. Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь

Величайшая святыня Западного Подмосковья. История этой обители насчитывает более половины тысячелетия: монастырь был основан в 1479 году от Рождества Христова преподобным Иосифом Волоцким. Подвижником и просветителем, на века определившим будущее России и Русской Церкви. Святым, чьи честные мощи и сегодня почивают в созданной им обители.

Аскетичная строгость в сочетании с милосердием к окружающим стала основой учения преподобного Иосифа, чьи молитвы и поучения позволили Московскому царству одолеть смуту, связанную с распространением на Руси ереси жидовствующих, которая в своей сущности была попыткой совместить Православие, иудаизм и протестантизм. Это было крайне выгодно Западу в его деле ослабления стремительно укреплявшейся Московской Руси. В своем трактате «Просветитель» преподобный Иосиф Волоцкий жестко бичевал вероотступников. Но вместе с тем, находил самые теплые слова для утешения кающихся грешников. И сегодня его заветы лучше всего показывают, что настоящее христианство – это не либеральный гуманизм. А подлинная любовь к ближним не исключает борьбы с врагами России и Православия.

Иосифо-Волоцкая обитель также прославилась многими святынями. В их числе – Волоколамский образ Пресвятой Богородицы, который был доставлена в монастырь преподобного Иосифа Волоцкого из Звенигорода в марте 1572 года, на 2-й неделе Великого поста. Полтора десятилетия спустя Волоколамскому образу была посвящена надвратная церковь южных ворот Иосифо-Волоцкого монастыря. С тех пор икона считается чудотворной, по молитвам перед ней произошло немало чудес и исцелений. Но особенно Пресвятой Владычице молились о заступничестве за Землю Русскую.

Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь. Фото: www.globallookpress.com

Древний список этой иконы ныне пребывает в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва в Москве, но относительно недавно он был воссоздан в былом великолепии и для монастыря, уже проявив себя как чудотворный. И сейчас в Иосифо-Волоцкой обители каждый православный христианин может поклониться не только святым мощам ее великого основателя, но и этой чудотворной иконе, почитают которую ничуть не меньше, чем ее древний список.

Добраться до монастыря из Москвы несколько сложнее, чем до других святынь Москвы и Подмосковья, а потому столь значимая обитель находится несколько в стороне от популярных паломнических маршрутов.

  • На автомобиле: по Ново-Рижскому шоссе, на 98-м километре которого нужно свернуть направо в сторону станции Чисмена. Далее через железнодорожный переезд 22 км до перекрестка. На нем налево еще 2,3 км до перекрестка в Теряево. Здесь направо и еще около 1 км до монастыря, поворот на село Спирово на парковку. Начиная от Ново-Рижского шоссе, на каждом перекрестке стоят указатели на «Иосифо-Волоцкий монастырь».
  • Общественным транспортом: от Рижского вокзала Москвы электричкой до ст. Чисмена и ст. Волоколамск. От станции метро Тушинская, автобусом до города Волоколамска, далее автобусом до села Теряево. Далее около километра пешком.

4. Саввино-Сторожевский мужской монастырь

Главная святыня древнего Звенигорода, ровесника российской столицы, Саввино-Сторожевская обитель была основана в 1398 году от Рождества Христова преподобным Саввой Сторожевским, одним из любимых учеников Сергия Радонежского и духовником князя Юрия Звенигородского. С момента своего основания этот монастырь стал придворной обителью звенигородских князей, а затем и излюбленным местом русских царей. Савва Сторожевский неоднократно являлся в своей обители и ее окрестностях. Так, в XVII столетии преподобный спас царя Алексея Михайловича на охоте от медведя, а в 1812 году – избавил монастырь от разорения наполеоновскими войсками, явившись французскому полководцу Эжену Богарне, пасынку Наполеона.

Преподобный Савва не оставил свою обитель даже в годы богоборческих гонений, сохранив ее от полного разорения. А в последние десятилетия Саввино-Сторожевский монастырь удалось возродить практически в первозданном великолепии. Однако не менее сложной задачей, чем возрождение монашеской жизни в стенах обители, стало возвращение верующим памяти о ее святом основателе.

В Саввино-Сторожевском монастыре. Фото: www.globallookpress.com

Поистине титаническими усилиями настоятеля и братии Саввино-Сторожевской обители после возвращения в 1998 году в эти святые стены ее главной святыни – честных мощей преподобного Саввы, его почитание возродилось. И сегодня каждый верующий может приехать в обитель преподобного Саввы, чтобы помолиться в его святых стенах и поклониться мощам основателя этой дивной святыни.

Проезд:

1) Электропоездом: от Белорусского вокзала до станции «Звенигород», далее автобусом №23 или №51 до остановки «Монастырь»;

2) Автобусом: от станции метро «Кунцевская» до города Звенигорода, далее автобусом №23 или №51 до остановки «Монастырь»;

3) Автомобильным транспортом: по Новорижскому шоссе около 30 километров от МКАД до развязки на Звенигород. Далее, по «бетонному кольцу» еще 10 километров до Звенигорода. В Звенигороде, напротив спортивного комплекса «Звезда», свернуть направо на Московскую улицу, по ней доехать до конца (Т-образный перекресток), повернуть направо и далее вдоль Москвы-реки еще около 5 километров до первого светофора и указателя «Саввино-Сторожевский монастырь».

5. Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь

Одна из самых необычных русских монашеских обителей. Место, наиболее ярко отражающее Вселенский характер Русского Православия. Собственно, когда в 1656 году Предстоятель Русской Церкви Московский Патриарх Никон основал этот монастырь, он поставил именно такую задачу — создать в Подмосковье точное воспроизведение Иерусалимского храма Воскресения Господня (Храма Гроба Господня).

Ново-Иерусалимский монастырь. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

С одной стороны, Патриарх хотел, чтобы русские богомольцы могли, не удаляясь из родных мест, созерцать места Страстей Господних, Распятия и Воскресения Христова. А с другой – показать, что Русская Церковь – это Церковь Вселенская, и в нашем Новом Иерусалиме впоследствии будут места для Предстоятелей всех Поместных Церквей, а соответственно Московский Патриархат станет первым среди равных. В те далекие годы, когда практически все православные народы находились под мусульманским владычеством, ожидалось, что Русский Царь возглавит их освобождение. Последнему в те годы не было суждено осуществиться, но монастырь был возведен, действительно явив всему миру державную мощь Государства Российского и духовное величие Русской Церкви.

В советские годы Ново-Иерусалимский мужской монастырь серьезно пострадал, но в последние годы, благодаря совместному соработничеству государства и Церкви, эта подмосковная святыня была восстановлена в былом великолепии. И сегодня снова принимает множество паломников со всем концов Православного мира.

Адрес монастыря: Московская область, г. Истра, ул.Советская, д.2.

Доехать можно на автомобиле по Волоколамскому или Новорижскому шоссе (около 45 км от МКАД), через город Истру. На общественном транспорте — электропоездами Рижского направления до станции «Истра» или «Ново-Иерусалимская», далее автобусом до остановки «Монастырь» или пешком около 20 мин. Автобусом из Москвы № 372 от метро «Тушинская» до остановки «Почта», далее пересадка на автобус до остановки «Монастырь».

И в заключение традиционно хочется пожелать всем, кто решится на это маленькое путешествие Ангела-Хранителя в дорогу! Надеюсь, эта поездка станет для вас запоминающейся, а главное – душеполезной.

На территории центральной России религиозный туризм – одно из ведущих направлений. Среди прочего, Подмосковье – регион, богатый на монастыри и храмы. Так сложилось исторически, учитывая распространение православия, однако и в современности восстановление и строительство старых и новых обителей можно назвать поставленным на поток.

Монастыри различаются не только по году возведения, но и по ряду других признаков: от занимаемой площади до открытости в плане общения с внешним миром.

Некоторые примечательны событиями прошлого, другие хранят реликвии и артефакты, значимые для верующих людей. Объездить все монастыри Московской области за один раз – едва ли реальная задача, особенно, если путешествие будет осмысленным и подробным. Тем не менее, можно наметить для себя наиболее интересные объекты.

Московская область — действующие женские и мужские православные монастыри

Самые красивые и известные святые места с чудотворными иконами, список и описание!

Троице-Сергиева лавра

Находится в Сергиевом Посаде. Основана в 1337 году. У истоков стоял Сергий Радонежский. С подачи Елизаветы здесь открыли семинарию, тогда же получен статус лавры. После революции наступил упадок, однако восстанавливать обитель стали ещё в середине прошлого века. Над иконостасом работал Рублёв. Здесь хранятся мощи святых. Сейчас – мужской монастырь, обширное подворье, много паломников.

Новоиерусалимский монастырь

Мужской. Находится в Истре. Основан в 1656 году. Повторяет очертания храма Гроба Господня. После революции здесь открыли два музея. Во время ВОВ были уничтожены многие сооружения обители. Первый этап восстановления – середина прошлого века, второй – 90-е годы. Центральная постройка – Воскресенский собор. Сохранились крепостные стены и башни. Рядом находятся: музей деревянного зодчества и «Новый Иерусалим».

Николо-Угрешский монастырь

Мужской. Находится в Дзержинском, основан в 1380 году. Строительство связано с Куликовской битвой и появлением иконы Николая Чудотворца. До возвращения РПЦ в 90-х неоднократно разорялся, в том числе лишился Никольского собора. Его возродили в 2006 году. Сейчас в обители работает семинария. Есть гостиница для паломников. В центре архитектурного ансамбля – Спасо-Преображенский собор, расписанный вручную.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Мужской. Находится в Теряево. Основан в 1479 году. Основные постройки датированы XVI—XVII веками, более ранние не сохранились. В прошлом здесь содержались именитые узники, в том числе царь Василий Шуйский. В обители хранятся мощи святого Иосифа, а также его вериги. Во время ВОВ и позже в этих стенах был детский дом. Работает гостиница для паломников. Центральный собор – Успенский.

Саввино-Сторожевский монастырь

Мужской. Находится в Звенигороде. Основан в 1398 году. Одна из первых лавр на Руси. У истоков стоял ученик Сергия Радонежского. Из Москвы к обители проложили дорогу – Царский путь. Сейчас является частью музея-заповедника. Реставрация велась медленно. Нынешние постройки: пара церквей, два храма, собор и хозяйственные здания. Особенность монастыря – рецепт кваса на изюме.

Николо-Пешношский монастырь

Мужской. Расположен в Луговом. Основан в 1361 году. Расцвет пришёлся на XVI век: торговля хлебом приносила обители много денег. Началось каменное строительство. После революции часть территории отошла краеведческому музею. Возрождение началось в 2007 году. Заново изготовили иконостас, отреставрировали здания, приняли в дар церковную утварь прошлого. На территории находится шесть храмов.

Введенский владычный монастырь

Женский. Находится в Серпухове. Основан в 1360 году. У истоков стоял митрополит Алексий. В прошлом нередко терял самостоятельность. На территории располагаются хозяйственные корпуса, включая гостиницу. Главный храм – Введенский собор – постоянно перестраивался и менялся, нынешний облик создан в конце XVI века. Остальные храмы обители того же периода постройки или чуть позднее.

Старо-Голутвин монастырь

Мужской. Находится в Коломне. Основан в 1385 году. Посещал Иван Грозный. Была большая библиотека. Активно восстанавливается с начала 90-х. Тогда же здесь открыли семинарию, упразднённую в 2012 году. Главный храм – Богоявленский собор. Стены и башни сохранились, они возведены в разные исторические периоды. Западный и восточный корпуса отведены под жилые помещения, как для монахов, так и для паломников.

Белопесоцкий монастырь

Женский. Находится в Ступино. Основан в XV веке. Первоначальное назначение местных сооружение – военно-оборонительное. В XVII и XVIII находился в управлении другими монастырями. После революции частично стал музеем. В 90-х годах прошлого века передан РПЦ, но без земель, ранее входивших в подворье. Помимо церквей и храмов на его территории находится некрополь, некоторые надгробия вмурованы в стены.

Бобренев монастырь

Мужской. Находится в селе Старое Бобренево. Основан в 1381 году. Сергий Радонежский благословил строительство в честь победы в Куликовской битве. Серьёзная перестройка и замена обветшалых строений началась в 1790 году, появилась каменная стена. Полная самостоятельность обитель обрела 75 лет спустя. Храм «Поющих Ангелов» имеет уникальную акустику: пение одного человека, стоящего на хорах, слышится многоголосием.

Вознесенская Давидова пустынь

Мужской. Находится в посёлке Новый Быт. Основан в 1515 году. На его территории жило мало монахов, зато у них во владении было около сотни крестьянских домов и московское подворье. Среди реликвий в настоящее время в обители хранятся частицы мощей святых и мучеников. В 2005 году здесь произошло убийство: архимандрита Германа нашли в его келье с признаками насильственной смерти.

Покровский Хотьков монастырь

Женский. Находится в Хотьково. Основан в 1308 году. Изначально был смешанным, то есть для обоих полов. Здесь приняли постриг, а впоследствии умерли родители Сергия Радонежского. В нынешнее время работают богословские курсы и воскресная школа. Главный храм – Никольский собор – построен в русско-византийском стиле. Святые ворота сохранились в неизменном виде с середины XVII века.

Новоголутвинский монастырь

Женский. Находится в Коломне. Основан в XIX веке. Располагается на территории местного кремля. Из оригинальных построек сохранились две церкви, каменные палаты и колокольня. Уже в современный период возвели храм и часовню. Обитель активно принимает монахинь из ближнего и дальнего зарубежья. Есть гостиница и трапезная для паломников. Хор монастыря выезжает на выступления в другие города.

Борисоглебский монастырь Дмитрова

Мужской. Находится в Дмитрове. Известен с XV века, но, возможно, основан раньше. Самая старая постройка – Собор Бориса и Глеба, датированный XVI веком. В 1988 году рядом провели большие раскопки и обнаружили полуземлянку с керамикой и частью стеклянного браслета. Святыни: часть Креста Господня, ковчег с частицей мощей Бориса и Глеба, останки других святых и мучеников.

Высоцкий монастырь в Серпухове

Мужской. Основан в XIV веке. Один из самых старых, входит в число монастырей, строительство которых благословил Сергий Радонежский. Изначально причиной сооружения обители стало желание властей укрепить границы. Главная причина паломничества – икона «Неупиваемая Чаша», по преданию помогающая справиться с алкоголизмом. В ней содержится часть пояса Пресвятой Богородицы.

Успенский Брусенский монастырь

Женский. Находится в Коломне на территории кремля. Основан в 1552 году. Изначально был мужским. Только двести лет спустя начали появляться каменные здания, в том числе колокольня. После революции был закрыт и переоборудован в склад. С 1997 года идёт восстановление. Храм Успения Пресвятой Богородицы хорошо сохранился с момента основания обители. Позже появился собор и другие постройки.

Можайский Лужецкий монастырь

Мужской. Основан в 1408 году. В городе было 18 монастырей, сохранился лишь этот. Собор Рождества Пресвятой Богородицы – центр архитектурного ансамбля. Возведён в первой половине XVI века. Остальные сооружения моложе, и построены в разные исторические периоды. Одна из причин паломничества – «Колодец святого Ферапонта» – источник с целебной водой, находящийся поблизости.

Екатерининская пустынь (Видное)

Мужской монастырь. Основан в 1658 году. Назван в честь великомученицы, которая якобы явилась во сне к царю Алексею Михайловичу и предсказала рождение дочери. Многие периоды истории связаны с безденежьем: не было своих земель и дохода, жалования задерживались, обитель выводили за штат. В советское время пустынь числилась заповедником, а потом тюрьмой. В 1991 возвращена РПЦ. В 2010 здесь также открыт музей.

Спасо-Бородинский монастырь

Женский. Находится в Бородинском. Основан в 1839 году вдовой генерала Тучкова, погибшего в Бородинском сражении. Она получила часть суммы на строительство от Александра I. Вдова поселилась при монастыре, позже сюда стали съезжаться одинокие женщины. Позже Тучкова стала игуменьей Марией. После революции обитель успела побыть госпиталем, школой, складом . С 1994 началось восстановление.

Александро-Невский монастырь в Маклаково

Женский. Основан в 1892 году в честь спасения императора и его семьи после железнодорожной катастрофы. Главной ценностью была икона «Утоли Моя Печали». После революции обитель преобразовывали в почту, школу, больницу и т.д. К моменту возрождения в 1996 году монастырь находился в плачевном состоянии. Больше напоминая руины. Восстановили не только главный храм, и иконостас с керамическим декором.

Аносин Борисоглебский монастырь

Женский. Находится в селе Аносино. Основан в 1823 году тётей Тютчева в память о почившем муже. Княгиня держала при местном храме богадельню, позже преобразованную в общежитие, а уже потом здесь появился монастырь. После революции территория пришла в упадок. Возвращение РПЦ датировано 1993 годом. Монастырь же вновь заработал в 1999. Троицкий собор – главный храм обители.

Троице-Одигитриевская пустынь

Женский. Находится на территории посёлка Зосимова пустынь. До революции имел высокий статус. Потом здесь организовали артель и пионерский лагерь. В 90-е годы начал восстанавливаться в качестве подворья Новодевичьего монастыря. Впоследствии вернул самостоятельность. Частично сохранились оригинальные постройки, в том числе монастырские стены и башни. Основатель Зосима причислен к лику преподобных в 2000 году.

Колоцкий монастырь

Женский, раньше был мужским. Основан предположительно в 1413 году, хотя по этому поводу есть разночтения. Хранившаяся здесь икона считалась чудотворной, привлекала пожертвования и паломников. Иван Грозный брал её с собой в поход против Полоцка. В наше время в стенах монастыря хранится список этой иконы. Отреставрированы собор, часовня, часть хозяйственных зданий, работы продолжаются. Стен пока нет.

Колычевский Казанский монастырь

Женский. Основан во второй половине XIX века. Считается, что место выбрано неслучайно: якобы тут появилась икона Казанской Божьей матери. Строительство велось поэтапно и растянулось во времени. После революции часть монахинь сослали в Казахстан. В 2000-х годах началось активное восстановление, у монастыря появилось подворье. Сёстры помогают при доме-интернате, а также при тубдиспансере.

Покровско-Васильевский монастырь

Мужской, ранее был женским. Находится в Павловском Посаде. Основан в 1885 году. Много вложили в обитель Яков Лабзин и Василий Грязнов – верующие купцы. Последний причислен к лику местночтимых святых. В настоящее время в монастыре хранятся частицы мощей святых – более двухсот единиц. С момента возвращения обители РПЦ построено несколько зданий, отреставрирован главный храм, и работы продолжаются.

Спасо-Влахернский монастырь

Женский. Находится в посёлке Деденево. Основан в 1861 году. К моменту закрытия здесь жили около трёх сотен монахинь. В период ВОВ постройки обители были разрушены. В 90-х годах восстанавливать храмы и церкви пришлось практически из руин. Открытие состоялось в 2001 году. Главный храм – Спаса Нерукотворного Образа. Отстроены кельи и трапезная. Разработана экскурсия для паломников.

Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь

Женский. Находится в селе Лукино. Основан в 1865 году. Возник на месте женской богадельни. Преобразование произошло с подачи святителя Филарета и графини Головиной, на чьей земле обитель и возникла. На территории находится три храма и всевозможные хозяйственные постройки. Главной целью после восстановления в начале 90-х годов прошлого века объявлено дело благотворительности и милосердия.

Николо-Берлюковская пустынь

Мужской. Находится в деревне Авдотьино. Впервые упоминается в 1606 году. Обитель постоянно преобразовывалась и имела разные статусы. После революции здесь были дом инвалидов и санаторий. С 1992 года монастырь вновь действует. Работы велись медленно и растянулись до 2006 года, когда на колокольне поставили крест. Храм Христа Спасителя знаменит своим иконостасом, расположенным в подвале.

Николо-Радовицкий монастырь

Мужской. Находится в селе Радовицы. Основан в 1584 году. Ранее на этом месте существовала Акакиева пустынь. Главной святыней стал резной образ Николая Чудотворца. Монастырь посещал Есенин. Тут есть примечательные могилы известных людей. Восстановительные работы ведутся медленно из-за отсутствия финансирования. Подъезд к обители затруднён.

Гефсиманский Черниговский скит (подворье)

Является подворьем Троице-Сергиевой лавры. Находится в Сергиевом Посаде. Основан в 40-х годах XIX века. Центр архитектурного ансамбля – Черниговский храм. Под ним находится пещерная церковь, перестроенная в современный период. Она также выполняет функции алтаря. Хотя считается мужским монастырём, большая часть территории отдана под интернат для детей-инвалидов.

Москва

Оптина Пустынь. Калужская область

Дивеево. Нижегородская область

Владимирская область

Вологодская область

Костромская область

Ярославская область

Новгородская область

Республика Карелия

Санкт-Петербург

Троице-Сергиева Лавра и Московская область

Ленинградская область

Тверская область

Псковская область

«Святыни России» — это познавательный телевизионный проект о путешествии Антона и Виктории Макарских по святым местам России. Проект снят в легком формате видеоблога. Каждая серия проекта посвящена одному из регионов страны. Ведущие посещают самые почитаемые паломнические места, монастыри, храмы, узнают их историю и историю величайших святынь, которые там хранятся. А знакомство с местными священнослужителями — это всегда особая беседа на глубокие темы. В пути ведущие делятся и полезной информацией: где можно остановиться на ночь, где вкусно и недорого поесть.
Съемки телепередачи «Святыни России» проходят в рамках одноименного федерального проекта Ростуризма и Общественного совета при Федеральном агентстве по туризму при поддержке Патриаршего совета по культуре.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *