Мощи Димитрия солунского

Великомученик ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ (†306)

Великомученик Димитрий Солунский — один из наиболее чтимых святых в православном мире, небесный покровитель г. Салоники.

Житие

Он родился в богатой и знатной семье римского проконсула в городе Солуни в Греции (Фессалоники, ныне — Салоники) в правление нечестивых царей-богоборцев Диоклетиана и Максимиана. Родители его, тайные христиане, долго не имели детей. Они усердно молили Господа о даровании им наследника. Всемилостивый Господь внял их молитвам и даровал им сына, которого они назвали Димитрием. Когда отрок подрос, они, призвав священника, тайно крестили его в своем потаенном домашнем храме и постоянно наставляли в вере.

Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе. Димитрий был красивым, целомудренным, умным и смелым юношей, и император, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области, основной обязанностью которого являлось оборонять города от варваров и истреблять христиан. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: «Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого».

Вместо того чтобы казнить христиан, Дмитрий стал обращать в новую веру жителей Салоник. Он стал открыто учить их христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Его прозвали вторым Апостолом Павлом, так как сам Апостол основал здесь первую общину верующих.
Слух о сем скоро дошел и до самого Максимиана — гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни, полный желания расправиться с солунскими христианами.

Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: «Раздели богатство земное между ними — будем искать себе богатства небесного». А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.

Император вошел в город и призвал к себе своего проконсула. Димитрий смело исповедал себя христианином и стал порицать языческое многобожие. Император заключил его в темницу.

Как в светлом чертоге святой Димитрий сидел в темнице, хваля и прославляя Бога. Дьявол, желая устрашить святого, обратился в скорпиона и хотел ужалить его в ногу. Осенив себя крестным знамением, святой безбоязненно растоптал нападавшего. Также он сподобился посещения Ангела Божьего, принесшего ему мир и ободрившего его перед страданиями.

Между тем император устроил гладиаторские игры и стал забавляться зрелищами. Был у него один любимый силач, выдающийся борец по имени Лий, родом вандал. Приказав построить для него высокие подмостки, Максимиан с большим удовольствием смотрел, как Лий борется со своими противниками и предает их мучительной смерти, низвергая на копья. В числе погибших было много христиан, которых насильно заставляли вступать в бой.

Отважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. Осенив Нестора крестным знамением, святой Димитрий предсказал: «Ты одержишь победу над Лием и претерпишь муки за Христа!» Затем, вступив в бой с Лием, он одолел царского борца и сбросил его вниз с помоста на острые копья. Гибель Лия сильно опечалила царя: он тотчас же приказал предать смертной казни блаженного Нестора. Но эта казнь не утешила Максимиана, весь день и всю ночь он жалел о смерти Лия. Узнав, что святой мученик Нестор вступил в единоборство с Лием по совету и благословению святого Димитрия, император повелел пронзить святого Димитрия копьями.

Ранним утром 26 октября 306 года в темницу вошли воины. Они застали святого стоящим на молитве и тут же пронзили его копьями. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле.

Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитрия, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его.

История с мощами

По житию, после казни Димитрия его тело было брошено на съедение зверям, но те не тронули его и останки были погребены солунскими христианами.

При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь, в которой совершалось множество чудес и исцелений.

Базилика Святого Димитрия

А через 100 лет один иллирийский вельможа по имени Леонтий, получив в том храме исцеление от тяжкого, неизлечимого недуга, захотел в знак благодарности построить новый величественный храм.

Прежний небольшой храм, был разобран, и когда стали копать ров для фундамента, были обретены мощи святого великомученика Димитрия совершенно целыми и нетленными. Из них истекало благовонное миро, так что весь город наполнился благоуханием, в связи с чем великомученик Димитрий получил церковное именование Мироточивого.

Раковина для сбора мира в крипте базилики

С великим благоговением святые мощи были взяты с земли, причем множество больных получало исцеление через помазание истекавшим миром. Леонтий радовался не столько о своем исцелении, сколько об открытии святых мощей. Скоро окончил он начатое дело и построил на том месте прекрасный храм во имя святого Димитрия. Здесь, в ковчеге, окованном золотом и серебром, украшенном драгоценными камнями, и были положены честные мощи великомученика.

Киворий для раки с мощами святого Димитрия (расположен в левом нефе базилики)

Когда пришло время Леонтию возвратится на родину, он задумал взять некоторую часть мощей святого, чтобы и в своем городе построить церковь во имя великомученика Димитрия. Но святой, явившись, запретил ему отделять какую бы то ни было часть мощей. Тогда он взял только обагренную кровью святого плащаницу, с помощью которой он чудесно перешел через встретившуюся ему на пути волнующуюся и многоводную реку. Вернувшись в Иллирию, Леонтий построил и там храм во имя святого великомученика Димитрия, и там тоже творились чудеса: правитель Иллирии получил исцеление от струпов и гноя, покрывавших его тело, множество бесновавшихся и недужных навсегда исцелились.

Мироточение

Мощи святого Димитрия с древности почитались как мироточивые. Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные ампулы. Воины натирали тело священным миром перед битвой. Миро почиталось не только христианами. Иоанн Анагност, описавший захват города турками, сообщает что миро набирали и мусульмане, считавшие его медицинским снадобьем от любых болезней. В древности истечение мира было очень обильным — византийский историк и писатель Никита Хониат описывает, как норманны, захватившие в 1185 году Салоники, кощунственно набирали миро в кастрюли, жарили на нём рыбу и мазали им обувь. Хоть мироточение мощей в настоящее время прекратилось, раку святого открывают на вечерни в канун дня памяти святого и раздают верующим вату, пропитанную ароматной жидкостью.

Сказания о чудесах

Базилика Святого Димитрия в г.Салоники

Существует несколько собраний рассказов о чудесах Димитрия Солунского, созданные в начале и в конце VII в. в Фессалонике, Они считаются древнейшими и легли в основу всех последующих. Особенно много чудес было в Солуни, где почивали мощи великомученика Димитрия.

Чудо о серебряном троне. Однажды в храме, посвященном святому, произошел пожар. От сильного огня расплавилась серебряная сень над мощами святого. Архиепископом Солуни в то время был Евсевий, который хотел восстановить серебряную сень. Но у него, было слишком мало серебра. В этом храме находился серебряный трон, оставшийся совершенно неповрежденным во время пожара. Архиепископ решил перелить трон на сень для гроба святого, но пока еще не сообщал никому о своем намерении. В то же самое время при храме был один благочестивый пресвитер по имени Димитрий. Святой великомученик трижды являлся ему со словами: «Иди и скажи епископу города: не переливать трон, который находится в моем храме… я сам позабочусь о моем храме и городе, предоставьте мне самому попечение о них.» И лишь на третий раз епископ поверил пресвитеру и велел не переливать трон. Вскоре пришел один солунский гражданин, по имени Мина, и принес с собой 75 фунтов серебра. Он пожелал, чтобы это серебро было истрачено для сени над гробом святого. Затем явились и другие граждане Солуни, которые также принесли серебро. Из пожертвований была сделана прекрасная сень к гробнице великомученика Димитрия.

Чудо об осаде города. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене и, поразив копьем, сбросил со стены первого из неприятелей, который поднялся на стену. Падая, тот увлек за собой других наступавших, и 100-тысячное войско осаждавших в ужасе обратилось в бегство. Но спустя некоторое время неприятель опомнился и снова осадил город. В это время некий благочестивый житель Солуни по имени Иллюстрий горячо молился в храме святого великомученика Димитрия об избавления города от врагов. И вдруг он увидел двух ангелов, вошедших в храм и направившихся ко гробу святого. По их призыву святой «вышел в своем подобии, лицо его сияло сильнее солнечного луча». Ангелы поцеловали его и передали повеление Господа выйти из города, ибо город будет взят погаными. Дмитрий заплакал, огорченный, и попросил передать Владыке: он не может оставить свой город в такой беде и смотреть на его гибель со стороны. «Если погубишь город, и я с ним погибну; если спасешь, и я спасен с ним буду». Ангелы были недовольны решением святого и ушли, предупредив, что ему за непослушание угрожает Божий гнев. Святой же лег в гроб. Утром Иллюстрий рассказал о видении своим согражданам, чем очень их ободрил и обрадовал. На седьмой день осады враги без всякой видимой причины обратились в бегство, побросав свои палатки и метательные орудия.

Чудо о помощи великомученика в голоде. После снятия осады города оказались уничтоженными все хлебные запасы и в городе начался голод. Святой несколько раз являлся на кораблях, плававшиих по морю, обходил пристани и острова, повелевая повсюду кораблям с пшеницей плыть в Солунь. Так город был спасен от голода.

Чудо о востребовании мощей мученика. Когда благочестивый царь Юстиниан выстроил великолепный храм в Константинополе во имя Софии – Премудрости Божьей, он послал в Солунь честных мужей, чтобы они принесли оттуда некоторую часть мощей святого великомученика Димитрия на украшение и освящение вновь воздвигнутого храма. Придя в Солунь, посланные приблизились к священному ковчегу, где почивали мощи великомученика, дабы исполнить царское повеление; вдруг из ковчега вырвался столп пламени, осыпав всех целым снопом искр, и из огня послышался голос: «Стойте и не осмеливайтесь прикасаться ко мне». Все присутствовавшие при этом упали на землю, объятые страхом; затем посланные, взяв лишь немного земли у того места, где находились мощи, возвратились к царю и рассказали ему обо всем случившемся с ними. Все слушавшие их рассказ были поражены. Половину взятой земли посланные передали царю, а остальную часть положили в церковную сосудохранительницу.

Чудо о пономаре Онисифоре. Не позволял святой Димитрий расхищать пожертвования, сделанные его храму. Однажды юноша по имени Онисифор, исполнявший послушания в солунском храме, по научению дьявола придумал красть свечи, возжигаемые у раки с мощами и вновь продавать их, присваивая вырученные деньги себе. Святой Димитрий явился во сне Онисифору и с величайшим снисхождением обличил его. Это произвело впечатление на юношу, но ненадолго. Вскоре он опять вернулся к прежнему занятию. И вот, когда он в очередной раз протянул руку к свечам, из гроба раздался громогласный голос: «Опять ты делаешь это?!» Юноша упал на землю и лежал, пока его не подняли, после чего он рассказал присутствовавшим о своей греховной страсти и об обличениях святого Димитрия и покаялся.

Чудо об освобождении пленных. Житие святого Димитрия повествует также, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни. Так две прекрасные девицы, попав в плен и получив повеление от иноземного князя вышить образ святого Димитрия (князь-язычник много слышал о чудесах святого и хотел поклониться его изображению, словно идолу). Когда утомленные девицы заснули за работой, они были чудесным образом перенесены вместе с вышитым ими образом в солунский храм, где как раз совершалось бдение в честь праздника святого Димитрия. Проснувшиеся девицы прославили Бога, а образ был поставлен над алтарем.

Заступничество от набегов славян-язычников. Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. С другой стороны, греки считали святого Димитрия как бы славянским святым по преимуществу.

Сербы и болгары с древнейших времен почитают великомученика Димитрия как покровителя славян, называют «отечестволюбцем» славянских народов, связывая это со славянским происхождением святого. Неслучайно первым сочинением на славянском языке святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после создания ими славянской азбуки был «Канон Димитрию Солунскому». Этот канон считается отправным местом в рождении великой славянской литературы.

Почитание святого Димитрия Солунского на Руси

Множество чудес совершил святой великомученик Димитрий и в нашем Отечестве. Его имя в самых древних русских летописях упомянуто прежде, чем другие имена святых: преподобный Нестор летописец рассказывает, что греки, побежденный великим князем Олегом под Константинополем в 907 г. приписывали свое поражение не храбрости славян, а заступничеству за них их покровителя святого Димитрия.

На Руси св. великомученик Димитрий Солунский почитался как покровитель патриотизма и всех ратующих за Отечество. Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению — так сливался этот образ с душой русского народа.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси.

В XI веке был основан Дмитриевский монастырь в Киеве, известный впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее.

Дмитриевский собор во Владимире

В XII веке воздвигнут Дмитриевский собор во Владимире, который и доныне является украшением этого древнего города.

В XIII веке святой благоверный князь Даниил Московский воздвиг храм во имя святого великомученика Димитрия, который стал первым каменным храмом Московского Кремля. Позже при князе Иоанне Калите он был разобран, а на его месте был воздвигнут Успенский собор с приделом Димитрия Солунского.

В 1197 году была перенесена из Солуни во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем икона святого великомученика Димитрия, написанная на гробовой доске святого, и это событие было внесено как праздник в древние святцы. Эта чудотворная икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире, а накануне Куликовской битвы в 1380 году была торжественно перенесена в Москву как великая святыня святым благоверным князем Димитрием Донским и поставлена в Успенском соборе Московского Кремля (ныне находится в Третьяковской галерее). Одним из ценнейших изображений святого Димитрия является также фреска на столпе Успенского собора во Владимире, написанная преподобным Андреем Рублевым.

Об особом почитании на Руси святого Димитрия свидетельствует и традиция русских князей называть своих первенцев его именем. Так было у Ярослава I, Юрия Долгорукого, Александра Невского, Иоанна II, Иоанна Грозного, Алексея Михайловича. В древней Руси день великомученика Димитрия считался в числе больших праздников, службу совершал обычно сам патриарх, в присутствии царя. Святой благоверный великий князь Димитрий Донской был ревностным почитателем святого Димитрия.

Предстательством святого великомученика Димитрия Солунского и молитвенным ходатайством преподобного чудотворца Сергия Радонежского русскими воинами была одержана важнейшая в истории нашего Отечества победа над иноверной татаро-монгольской ордой и началось собирание Земли Русской. После победы в Куликовской битве в память о русских воинах, павших в сражении с Мамаем, была установлена для общецерковного поминовения Дмитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена 20 октября 1380 года в Троицком монастыре преподобным Сергием Радонежским в присутствии святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Эта церковная традиция жива и по сей день.

Иконография

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. Иконография святого близка изображениям другого христианского воина-мученика — Св. Георгия Победоносца. Как и св. Георгий, Димитрий Солунский не участвовал ни в каких военных действах и не одержал ни одной победы на поле брани. Их подвиг состоял в отваге и силе духа, с которыми они отстаивали свою веру перед языческими мучителями и, самое главное, в безропотном принятии смерти.

Встречаются и житийные иконы. Среди них — «Чудо Дмитрия Солунского» — представляет святого воина (иногда в образе всадника с копьем), попирающего дьявола в виде скорпиона, либо языческого царя Колояна, с именем которого связано одно из многочисленных чудес св. Димитрия. Болгарский царь Калоян (1197-1207), разорив множество городов во Фракии и Македонии, собрался захватить и Фессалонику, где хранились мироточивые мощи св. Димитрия. Он подошел к городу и расположился на отдых. Ночью ему явился великомученик Димитрий на белом коне и ударил копьем в сердце. Калоян проснулся с глубокой раной и рассказал о видении военачальнику Манастыру. Калоян умер, а его войско, охваченное ужасом, бежало, забрав тело царя.

Мощи вмч. Димитрия Солунского в Салониках

Мощи великомученика Димитрия находятся в Салониках в Базилике Святого Димитрия, которая в 1988 году включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник. В средние века мощи были вывезены в Италию и вернулись обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году — честная глава, а в 1980 году — основная часть мощей (в Италии осталось шесть больших частиц).

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 3:
Велика обрете в бедах / тя поборника вселенная, страстотерпче, / языки по беждающа. / Якоже убо Лиеву низложил еси гордыню, / и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора, / тако, святе Димитрие, / Христу Богу молися / даровати нам велию милость.
Кондак, глас 3:
Кровей твоих струями Димитрие, церковь Бог обагри, давый тебе крепость непобедимую, и соблюдая град твой невредимь: того бо еси утверждение.

Молитва великомученику Димитрию Солунскому:
Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя с дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, обитель сию и всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Царя Царствующих на враги победу и одоление православным христианам, всей державе православной мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоутробное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь.

САЛОНИКИ (второй город Греции)
Согласно преданию, город основал македонский царь Кассандр и назвал в честь своей жены Фессалоники. Она же, в свою очередь, была названа Фессалоникой от слияния двух слов — Фессалия и Ника (греч. Θεσσαλοί + Νίκη, есть Фессалия + победа).
Аэропорт «Македония» . Расположен в 15 км к юго-востоку от города. Из Афин в Салоники билет на самолёт стоит 80 евро. В Салоники летают самолёты из Латвии. От аэропорта пассажирский автобус за 2 евро довезёт за 30 минут, такси в два раза быстрее за 15-20 евро. Камера хранения 3 евро за 6 часов.
аэропорт Салоников считается военным, потому фотографировать запрещено.

Салоники связаны с железнодорожном пассажирским сообщением с Афинами и с Белградом, Константинополем, Бухарестом, Софией и Скопье. Пригородные поезда связывают Салоники с городами Лариса и Эдесса. Из Афин в Салоники в день ходят 5 поездов и 1 ночной поезд , время в пути 5 часов 20 минут. Билеты: общий =20 евро, плацкарт = 31 евро и купе = 50 евро
Новая широтная автострада европейского значения «Эгнатия Одос», идущая как и древняя римская «Via Egnatia» от Адриатического-Ионического морей к Босфору, проходит чуть севернее города и пересекается здесь с меридиональной автодорожной осью Афины-Белград.

Автомобильные дороги: до Афин 5 часов, до границ: Сербии — 7 часов, Турции — 8 , Албании — 6, Болгарии — 4, Румынии — 8.
Парковка за 3 часа 4 евро.

Между Афинами и Салониками ходят междугородние автобусы , которые доставят вас в пункт назначения за 6 часов 30 минут. Билеты всегда есть в продаже в кассах на местах. Билеты очень низкие цены, но и комфорт очень низкий. Автобусы переполнены.
Из Салоников можно уехать в Белград (билет 45 евро), Скопье, Тирану, Софию (билет 25 евро), Стамбул (45 евро). Из Афин очень безопасно отправиться в Стамбул (ходят в день 2 автобуса), а вот в Софию ехать рискованно, автобусы Греции в Болгарии грабят болгарские банды.
В Салониках городской автобус единственный городской транспорт и их насчитывается 80 маршрутов. Работают автобусные линии с 5.00 до 24.00.
В торговых точках билет на городской автобус стоит 1 евро и 1,10 евро купить в автобусе. Студенты, школьники и пенсионеры имеют скидки в 50%
Велосипед в аренду 1 час = 1 евро, однако велосипедисты должны быть крайне внимательны, в Салониках почти нет велодорожек.
Салоники называют «Матерью Израиля» , из-за некогда процветающей еврейской общины которая здесь существовала ещё до римского периода и значительно выросла после того, как Османская империя приняла в еврейских беженцах, изгнанных из стран Испании, Португалии, и Италии; эти евреи известны как «сефарды». Сефарды составляли значительную долю населения города и инфраструктуры до Второй мировой войны, когда, весной 1943 года, почти все они были депортированы нацистами в концентрационный лагерь в Освенцим . Тем не менее, есть еще два Синагоги, и вы можете увидеть еврейский музей.

В городе очень много православных храмов 5 — 11 века. Главный храм, конечно с мощами Св.Димитрия. В храме можно фотографировать.
Собор Св. Димитрия Солунского, в соборе покоятся мощи святых: муч. Димитрий Мироточивый, Солунский (IV в.), мц. Анисия (IV в.), свт. Григорий Ираклийский (ХХ в.), муч. Евфимий Новый, Солунский (часть мощей), муч. Елена (XVIII в.) и Димитрий Триполийский (XIX в.) (главы)

За мощами святого Димитрия было много «охотников». Вселенские Патриархи желали мощи перенести в Константинополь, но святой не разрешал тревожить его мощи. Воля Божья была, чтобы Святой Димитрий оставался на севере Греции в Солуни (Солониках).

Вот НА ФОТО крипта, это сохранённое место , где находилось погребено тело святого Димитрия.
Когда же мощи были обретены и положены в гробницу, то из них стало обильно истекать миро (благоухающее масло). Для сбора масла была сделана большая раковина . При этом, первое мироточие от мощей было зафиксировано в 1040 году и это миро почиталось не только христианами за святость, но и мусульмане почитали миро, как лекарство чудесной силы от всех болезней.

В 1185 году храм осквернили Норманы. Этот дикий народ захватив храм миро от мощей святого использовали в качестве масла на котором жарили рыбу и миром чистили свою обувь.
В 1493 году мощи мироточить прекратили, а причиной тому послужил захват города Солоники турками.. Более 400 лет этот храм являлся мусульманской мечетью. Впрочем перед захватом города, итальянцы выкрали мощи святого Димитрия и вывезли их в Италию, в город Сан-Лоренц. В храме же оставалась пустая гробница, находящаяся в специальной мраморной часовенки внутри храма, куда мусульмане беспрепятственно допускали помолиться православных христиан. Это место сохранилось до настоящего времени .
То, что мощи святого были в Италии, христианский мир узнал об этом в 1520 году.
Надо сказать, что турки отдали храм грекам в 1907 году, а в 1912 году в день памяти святого Димитрия , турки оставили Салоники Греции и с тех пор в храме по сей день продолжаются богослужения.
В 1978 году, католическая Церковь передала в Салоники Греческой Православной Церкви голову святого Димитрия, а в 1980 году передала и основную часть мощей. При этом сегодня в Италии у Католической Церкви находится шесть частиц мощей святого, а в Венеции в базилики святого Марка вывезенные из Салоников древние иконы и фрески святого Димитрия.
Особое почитание святого всегда было в древне-русском городе Суздаль. Тамошний русский князь Всеволод Большое Гнездо был крещён под именем Димитрий и он в городе Владимире построил своему небесному покровителю собор освещённый в честь Димитрия Солунского. А его отец, князь Георгий Долгорукий, в честь святого Димитрия назвал под Москвой город Дмитров, так как именно там родился его сын, князь Всеволод (во святом крещении Димитрий).
В честь этого события из Солуни в город Владимир была передана надгробная доска святого Димитрия Солунского, которая во Владимире замироточила! В 1380 году эту мироточивую доску передали в Успенский собор Московского кремля, где и сегодня она пребывает в иконостасе, а иконописец на ней написал икону святого Димитрия.

У Полоцкой княгини, святой Ефросиньи Полоцкой был крест, в котором были частицы крови святого Димитрия Солунского, что тоже говорит о почитании святого Димитрия русскими князьями.
Святитель Алексий митрополит Московский в 1369 году установил недельный пост перед праздником святого Димитрия. Пост не прижился в практики Российской Церкви, однако на кануне этого праздника в субботу православная Церковь вспоминает всех умерших и эта суббота называется Родительская Димитриевская суббота.
Мощи святого Димитрия сегодня в Салониках не мироточат как ранее. Но раз в год, 8 ноября гробница вскрывается и из неё изымают кусочки ваты пропитанные благоухающей росой. Известно много исцелений от помазания больных мест этой ваткой.
КАКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ ИМЕЮТСЯ В ХРАМАХ ГОРОДА САЛОНИКИ
(На фото, рака с мощами Св.Димитрия Солунского)
САЛОНИКИ.
Кафедральный собор Св. Григория Паламы: свт. Григорий Палама (XIV в.).
Собор Св. Димитрия Солунского: муч. Димитрий Мироточивый, Солунский (IV в.), мц. Анисия (IV в.), свт. Григорий Ираклийский (ХХ в.), муч. Евфимий Новый, Солунский (часть мощей), муч. Елена (XVIII в.) и Димитрий Триполийский (XIX в.) (главы).
Храм Св. Софии: свт. Василий Солунский (Х в.).
Храм Панагия Ахиропиитос: икона Божией Матери «Останавливающая поток» («Надежда всех христиан»).
Храм Св. Феодоры: преп. Давид (VI в.) и Феодора (IX в.) Солунские.
Храм Св. Константина: прмч. Кирилл Солунский (XVI в.) (часть мощей).
В Салониках множество музеев, именно в этом городе родился Кемаль Ататюрк (дом-музей при консульстве Турции).
Набережная вдоль моря в Салониках растянулась на 12 км. За городом имеются пляжи для нудистов . В городе много мест отдыха отведено специально для геев.
В городе очень шумная ночная жизнь. Это самый оживлённый город Греции.
В Салониках лучшая греческая кухня для гурманов. Цены: кукурузной початок 2 евро, булочка 50 центов, пиво 3 — 7евро, спиртные напитки 5 -10 евро, кофе 3 — 5 евро.
Дешёвые отели Салоников. это в пределах ночи в 60 — 75 евро на двоих
В Салониках неудобство могут доставлять карманники и многочисленные бордели. Серьёзные преступления в городе крайне редки.
Следует быть внимательным и к очень интенсивному солнцу.
В Салониках известный университет, здесь учатся студенты со всего мира.
Медицина дешёвая, но не на высоком уровне. Лекарства тоже дешёвые и большинство без рецептов.
В Салониках очень узкие улицы, город очень мобильный, дома стоят тесно друг от друга. В городе трудно ориентироваться, но есть одно правило, если улица идёт под горку, значит к морю.
В городе стоят таксофоны прямо на улицах
Здесь одна из самых высоких безработицы в Греции и маленькие зарплаты.
В городе воду можно пить прямо из под крана.
Мэр города Салоники: политик и бизнесмен Яннис Бутарис (75 лет).

Димитрий Солунский (дмитровская икона XII века)

Димитрий Солунский. XII век

Дерево, паволока, левкас; яичная темпера. 156 × 108 см

Третьяковская галерея, Москва

«Димитрий Солунский» — русская икона домонгольского периода, написанная в XII веке. В настоящее время находится в собрании Государственной Третьяковской галереи.

История

Икона происходит из Успенского собора города Дмитрова в котором находилась в нижней церкви святого Димитрия Солунского, устроенной в 1714 году. Из церкви икона в 1919 году поступила в краеведческий музей Дмитрова. Раскрыта в 1924—1928 годах Г. О. Чириковым, В. О. Кириковым и П. И. Юкиным в Центральных государственных реставрационных мастерских. В 1930 году из краеведческого музея икона поступила в собрание Государственной Третьяковской галереи.

Икона датируется концом XII — началом XIII века. Её происхождение связывают Владимиро-Суздальской Русью. Предание связывает икону с заказчиком строительства первого Успенского собра Дмитрова — князем Всеволодом Большое Гнездо, в крещении Дмитрием. Возможным подтверждением этого является владельческий знак Всеволода, изображённый на троне святого Димитрия, однако он был переписан в XVI веке. По мнению директора музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва Г. В. Попова икона являлась храмовой в древней Димитровской церкви Дмитрова. Академик В. Н. Лазарев отмечает, что крупный размер иконы указывает, что она относится к настенным или настолпным образам, которые ставили в киотах у северной и южной стен церкви, а также у восточных столбов.

В популярных изданиях тиражируется предположение В. И. Антоновой о том, что святой наделён портретным сходством с князем Всеволодом-Дмитрием. В. Н. Лазарев считал это предположение необоснованным.

Иконография

На иконе Димитрий Солунский представлен сидящим на троне с венцом на голове. В руках у него меч, наполовину извлечённый из ножен. В левом верхнем углу иконы находится фигура Иисуса Христа на фоне облачного неба, а в правом верхнем углу — ангел, несущий Димитрию мученический венец.

Икона сильно пострадала от времени и записей. От первоначальной живописи XII века сохранилось: образ Спас в облаках, голова, правая рука с мечом, торс, левая рука до локтя, тельник и ноги до ступней святого Димитрия. Остальные части изображения святого, летящий ангел и трон относятся к XIV—XVI векам. Первоначально икона имела серебряный фон. При раскрытии иконы в 1920-е годы было уничтожено оригинальное изображение XII века в виде киноварного гайтана с энколпием, находившееся на шее святого, которое было ошибочно отнесено к позднейшей записи.

Относительно образа святого Димитрия на иконе академик В. Н. Лазарев указывает, что «художник, видимо, хотел подчеркнуть душевную стойкость воителя и его бесстрашие. Монументальная, спокойная фигура полна силы; в жесте правой руки, вынимающей меч из ножен, чувствуется огромная внутренняя собранность».

Икона написана на липовой доске. Сохранилась древняя набивная шпонка, прибитая деревянными гвоздями к верхнему торцу. На задней стороне иконы — врезные шпонки позднего происхождения. Иконная доска имеет ковчег, на неё наклеена паволока.

Примечания

  1. 1 2 3 Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М.: Искусство, 1963. — Т. I, № 10. — С. 71-73, илл. 15-16.
  2. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. — Москва: Красная площадь, 1995. — Т. Т. 1. Древнерусское искусство X – начала XV века. — С. 66-67. — 272 с.
  3. 1 2 Живопись домонгольской Руси: Каталог выставки. — М.: Советский художник, 1974. — С. 89-93. кат. № 20.
  4. Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси: Домонгольский период. — М.: Азбука, 2007. — С. 459-462. — (Новая история искусства). — ISBN 978-5-352-02088-3.
  5. Попов Г. В. Из истории древнейшего памятника Дмитрова // Художественная культура домонгольской Руси. — М.: ДРИ, 1972. — С. 198—216.
  6. 1 2 3 Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 2000. — 41, 241, № 20 с.
  7. Культура России, IX-XX вв: учебное пособие. — Простор, 1996. — С. 41. — ISBN 5900451178.

Греческие
(корсунские)

Новгородские

Владимиро-
суздальские

1Иконы спорного происхождения либо датировки отмечены курсивом

Где в Москве можно поклониться мощам Димитрия Солунского?

В четверг, 5 февраля, из Греции в Москву доставили ковчег с десницей (правой рукой) святого Димитрия Солунского. Поклониться мощам вплоть до 18 февраля можно будет в Новоспасском монастыре. Он располагается по адресу Москва, Крестьянская площадь, 10, ст. метро «Пролетарская».

В какой церкви будут находиться мощи?

Димитрий Солунский, болгарская икона, 1824 г. Фото: Commons.wikimedia.org

До 18 февраля ковчег с десницей святого будет находиться в церкви преподобного Романа Сладкопевца.

В какое время верующие могут поклониться мощам?

Верующие смогут поклониться святыне с 08:00 до 20:00. При этом, как заверили в Новоспасском монастыре, «в случае необходимости обитель будет закрываться не раньше, чем последний паломник приложится к святыне».

>К чему приурочено принесение мощей?

Принесение святыни приурочено к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Что известно о святом Димитрии Солунском?

Димитрий Солунский жил в III веке в Фессалониках. Он родился в семье военачальника и сам впоследствии получил должность эпарха города. Димитрий Солунский приложил много усилий для распространения христианства, он приобщал жителей города к вере, искоренял языческие обычаи и идолопоклонство. Однажды по доносу был приведён к императору Диоклетиану, перед которым открыто поведал о своей вере. За это он был предан мученической смерти — его пронзили копьями.

Где хранятся мощи святого?

Мощи святого Димитрия Солунского хранятся в греческом монастыре Панагия Довра.

Рака с мощами святого Дмитрия Солунского. Фото: Commons.wikimedia.org

За что почитают святого?

На Руси память святого Димитрия Солунского с древнейших времён связывалась с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Он считается святым покровителем воинства. Русские князья и цари часто называли своих первенцев именем этого святого. Так поступили Ярослав I, Юрий Долгорукий, Иоанн II, Иоанн Грозный, Алексей Романов.

В Москве первый каменный храм при князе Иване Калите был возведён именно в честь святого Димитрия Солунского. Впоследствии на этом месте был построен Успенский собор Московского Кремля.

День памяти святого Православная церковь совершает 26 октября. Ещё со времен древней Руси день великомученика Димитрия считался в числе больших праздников, службу обычно в присутствии царя совершал сам патриарх.

Известно, что икона Димитрия Солунского охраняла войско Дмитрия Донского во время Куликовской битвы. В память о погибших в том сражении была установлена Димитриевская родительская суббота. Подробнее о празднике читайте >>

Столица встретила десницу святого Димитрия Солунского

В четверг 5 февраля в Новоспасский монастырь Москвы была принесена из Греции святыня православия – десница (правая рука) святого великомученика Димитрия Солунского, который считается покровителем воинов.

По словам организаторов принесения святыни, это событие открывает торжества, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и должно укрепить духовные связи греческого и русского народов, передает РИА Новости.

Нетленную десницу в столичный монастырь доставила делегация Элладской Церкви во главе с митрополитом Верии, Науссы и Камбании Пантелеимоном.

– Это событие дает нам хорошую возможность духовного общения – двум братским народам, православным христианам Греции и России, оно показывает наше литургическое единство и единство наших народов. Я очень рад, что столько людей пришло сюда в этот день, – сказал владыка Пантелеимон после молебна в честь принесения святыни.

Молебен греческим архиереем был совершен совместно с наместником Новоспасского монастыря епископом Воскресенским Саввой в храме Покрова Божией Матери.

Напомнив, что постоянно ковчег с мощами святого пребывает в греческом монастыре Панагия Довра, митрополит отметил, что ранее десницу святого Димитрия Солунского уже привозили в Россию – в Санкт-Петербург, Дмитров и некоторые другие города.

В свою очередь, наместник столичной обители епископ Савва заявил, что принесение десницы святого в Москву является для всей страны «особым благословением Божиим».

– В этом году отмечается 70-летие Победы нашего воинства в Великой Отечественной войне, поэтому мы, в общем-то, так начинаем торжества, посвященные этому великому событию в нашей истории, и весьма, может быть, и скорбному, поскольку мы потеряли много наших соотечественников… Святой великомученик Димитрий своего рода благословляет начало этих торжеств, празднование этой памятной даты, – сказал владыка Савва.

Ковчег со святыней будет пребывать до 18 февраля в церкви преподобного Романа Сладкопевца Новоспасского монастыря (г. Москва, Крестьянская площадь, д. 10, ст. м. “Крестьянская застава”). Храм будет открыт для верующих ежедневно с 08.00 до 20.00.

Справка

Житие Димитрия Солунского

Святой великомученик Димитрий Солунский (Мироточец, Фессалоникийский; +306 г.) жил в III-IV веках в городе Солуни (Фессалоники). Родился будущий святой в семье военачальника – его отец был римским проконсулом в Солуни. Родители Димитрия были тайными христианами, тайно в свою веру они крестили и сына. В вере они воспитывали его с самого раннего возраста.

После смерти отца Димитрия, который также пошел по военной стезе, император назначил на место родителя. С самого начала своего служения святой Димитрий открыто заявил о себе, как о христианине – он проповедовал в городе и приобщил к вере множество жителей.

Однажды на святого донесли императору-язычнику Максимиану (правил совместно с гонителем христиан Диоклетианом), который вызвал воина к себе. Димитрий открыто исповедовал свою веру перед императором, за что был предан мученической смерти. Сначала его заставили сражаться в гладиаторских боях, а когда Димитрий победил в них, его пронзили копьями.

Местные христиане подобрали тело святого и похоронили с почестями. На Руси святого стали почитать сразу же после ее Крещения. Память его совершается в Православной Церкви 26 октября (8 ноября).

Мощи Димитрия Солунского

Во время крестовых походов мощи святого Димитрия Солунского были украдены и увезены в Италию, и на протяжении многих веков их судьба была неизвестна. Они были обнаружены археологами только в 1978 году в храме итальянского города Сан-Лоренцо-ин-Кампо, откуда затем их вернули обратно в Грецию. Сейчас они постоянно пребывают в греческом монастыре Панагия Довра.

Икона Димитрия Солунского

По количеству икон среди святых Димитрий Солунский уступает в православном мире только великомученику Георгию Победоносцу. Изначально святого Димитрия изображали как мученика, но в богатых, знатных одеждах. Однако с XI века его образ стали чаще писать в военном облачении с копьем и мечем, так как он все-таки был воином. По традиции святого Димитрия изображают молодым и безбородым человеком.

Наиболее известные иконы великомученика находятся сегодня в Государственной Третьяковской галерее Москвы: мозаичная икона святого из Дмитриевского монастыря Киева, чудотворная икона из иконостаса Дмитриевского собора во Владимире. Сохранилась также уникальная фреска святого на столпе Владимирского Успенского собора работы преподобного Андрея Рублева.

Храм Димитрия Солунского

Одним из самых известных храмов в честь святого является Димитриевский собор во Владимире, построенный в 1194-1197 годах великим князем Владимирским Всеволодом III Большое Гнездо. Благоверный князь Даниил Московский в 1280-х годах также построил храм в честь великомученика, который стал первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе Иване Калите, он был разобран, а на его месте возвели нынешний Успенский собор.

В наши дни в Москве, области и в целом в стране есть немало храмов в честь святого Димитрия Солунского. Так, в столице, известен храм на Благуше, постройки начала ХХ века; в области – в городе Руза, возведенный в XVIII веке. В Санкт-Петербурге есть храм в честь великомученика в Коломягах (1905-1906 гг.). Есть также храмы в Великом Новгороде (1462 г.), в Туле (1776-1825 гг.) и других городах России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *