Мощи святых

Содержание

Что такое мощи — как правильно прикладываться к мощам святых?

Мощи святых — мы часто слышим это словосочетание, но мало кто задумывается над тем, что же это такое. Между тем, с почитанием святых мощей напрямую связана история становления церкви. Святые праведники и великомученики всегда были примером великого служения делу веры, а после смерти стали предметом трепетного почитания.

Что такое мощи святых?

Людям, не имеющим отношения к религии, не всегда известно, что такое мощи. Слово «мощи» в прямом смысле означает останки, то, что осталось от человека после смерти. Ближайшие родственные слова – мочь, смочь, мощь – обозначают либо возможность совершить какое-то действие, либо большую силу, отсюда, видимо, нужно отталкиваться, когда мы называем мощами останки святых. Великомученики получили святой дар при жизни, особую Божественную Силу – Благодать, могли творить чудеса. Эта сила осталась в них и после смерти.

Что из себя представляют мощи святых – буквально – «останки, способные совершать действие». Действительно, очень часто около мощей святых происходят чудеса. Почему? Как объясняет Церковь, у праведного человека святы и душа, и тело, поэтому церковь почитает мощи как храм, как хранилище и источник божией благодати, которая может изливаться на всякого, кто обращается к нему с молитвой.

Как выглядят мощи святых?

Неверно мнение, что мощи – это исключительно тело, не подверженное тлению. Из чего состоят мощи святых и что значит мощи святых в православии — церковь разъясняет, что почитание мощей не связано с их нетлением, а только с наличествующей в них божьей силе, и отсутствие только телесного тления не является признаком святости.

  1. Во времена гонений Диоклетиана, мучеников за веру сжигали, отдавали зверям на растерзание, и поэтому верующими почитались любые останки – кости, пепел, прах.
  2. Императором Траяном святомученик Игнатий был брошен на растерзание зверям и остались от него только самые твердые кости, которые были благоговейно спрятаны почитателями.
  3. Священномученик Поликарп был зарублен мечом и после сожжен, но пепел и оставшиеся кости были бережно унесены верующими, как священный дар и залог благополучия

Было бы неправильно утверждать, что мощи существуют только в виде разрозненных костей.

  1. Когда были обретены мощи Сергия Радонежского, они оказались нетленны.
  2. У Матроны Московской была поговорка: «Держитесь за мою пяточку, и я приведу вас в царствие небесное». При обретении мощей Блаженной Матроны ее пятка оказалась не тронута тлением.

К лику святых причисляются только те праведники, на могилах которых совершаются многочисленные чудотворения, и только после открытия мощей можно увидеть, в каком виде они сохранились. Как свидетельствует Церковь, многие тела оказываются не тронутыми тлением, но ввиду отсутствия проявлений чудес, эти мощи святыми не признаются. На вопрос, как выглядят мощи, можно дать такой ответ — в широком смысле — это любые останки, в более узком – кости святых.

В чем хранятся мощи?

Что такое «обретение мощей»? Это обнаружение останков праведника и перенесение их в храм. Этот процесс сопровождается особым обрядом, а мощи помещают в специальный ящик, называемый «рака». Если мощи выставлены для почитания, они бывают облачены в парадные одежды, а сам ларец, в чем лежат мощи, изготавливается из ценных пород дерева, благородных металлов, как правило, в форме гроба. Его украшают, покрывают красивыми тканями. По большим праздникам раки выносят из храма. Небольшие раки называются ковчежцами или ларцами. Там находятся частицы мощей.

Чем отличаются мощи от частицы?

Древняя Церковь совершала таинство Причастия в катакомбах на мощах святых праведников. В конце VIII века было установлено, что богослужения могут проводиться только в той церкви, где есть мощи святых. С тех пор в храмах введены антиминсы – освященный плат с прямыми углами, с небольшим зашитым карманом, куда помещается частичка святых мощей. Антиминс должен находиться в алтаре любого православного храма обязательно.

Когда освящение церковного престола осуществляется епископом, там тоже должны быть святые мощи. Они располагаются в специальном ящике под престолом. Это означает, что все богослужения совершаются при прямом присутствии святых. Что такое частица мощей святого – это часть, отделенная от более крупных. Феномен частиц мощей в том, что не имеет значения, какого размера часть – и большая и малая, они одинаково несут в себе Благодать, которой наполнен праведник. Для того и разделяют мощи, чтобы как можно больше людей могло прикоснуться к Божественной Силе.

Что значит — мощи мироточат?

Мироточение известно уже давно. Ведутся ожесточенные споры — что такое миро от мощей. Это жидкость, неизвестным образом возникающая на святынях. Бывает прозрачная, густая, как смола или жидкая, как слеза. Может благоухать, бывает целебным. Анализы, проведенные в лабораториях, показывают, что миро — органического происхождения. В настоящее время мироточат мощи Киево-Печерской лавры, Мироточивые главы – черепа безымянных православных святых. Ученые пока не могут объяснить феномен Мироточивых глав.

Зачем поклоняться мощам?

Церковь утверждает, что Иисус воскрес и духовно, и телесно. Поэтому освящена не только душа, но и тело. Оно становится носителем Божественной Благодати и распространяет эту Благодать вокруг. Традиции поклонения мощам уже очень много лет. Седьмой Вселенский собор прямо говорит, что такое мощи — это спасительные источники, изливающие на достойных Силу Божью через Христа, который в них обитает. Ответ на вопрос — зачем прикладываться к мощам святых прост -посредством прикосновения к священным предметам, мы приобщаемся к Божественной Благодати.

Как правильно прикладываться к мощам святых?

К святым мощам люди прикладываются по разным причинам, кто-то ищет исцеления, кто-то просто хочет прикоснуться к святыне. В любом случае люди надеются на помощь, поддержку. Существует своеобразная инструкция, как прикладываться к мощам святых.

  1. При подходе к святыне нужно дважды поклониться, можно сделать земной поклон. Никогда нельзя задерживать людей, поэтому, прежде, чем поклониться, нужно убедиться, что нет очереди.
  2. Женщины должны быть без косметики.
  3. После поклона можно перекреститься и прикоснуться к раке.
  4. Прочитать молитву, обратиться к святому. Можно попросить совета, рассказать о своей беде, прикосновение к святому предмету – это еще один способ обратиться к богу.
  5. Еще раз перекреститься, поклониться и отойти.

Что просить у мощей?

Люди часто прибегают к помощи святых. На земле всегда есть болезни, страдания. Даже богатый человек, живущий в роскоши, не зная голода, смертен, подвержен унынию и страху. Где найти защиту и утешение, если вокруг такие же люди со своими страхами. В церкви человек может получить успокоение, помощь в своей духовной бедности, укрепление в добродетели. Зачем нужны мощи святых – в них присутствует Благодать, которой они делятся с нами, ведь мертвые святые исцеляют, изгоняют наших демонов. Прикасаясь к святым мощам, мы напрямую соприкасаемся с Божественной силой.

Мощи святых. Шокирующая правда

Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/metodo/public_html/EvgeniyaFirsova.ru/wp-content/plugins/wp-noref.php on line 142
Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/metodo/public_html/EvgeniyaFirsova.ru/wp-content/plugins/wp-noref.php on line 142
Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/metodo/public_html/EvgeniyaFirsova.ru/wp-content/plugins/wp-noref.php on line 142
Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/metodo/public_html/EvgeniyaFirsova.ru/wp-content/plugins/wp-noref.php on line 142
Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/metodo/public_html/EvgeniyaFirsova.ru/wp-content/plugins/wp-noref.php on line 142
Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/metodo/public_html/EvgeniyaFirsova.ru/wp-content/plugins/wp-noref.php on line 142
Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/metodo/public_html/EvgeniyaFirsova.ru/wp-content/plugins/wp-noref.php on line 142
Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/metodo/public_html/EvgeniyaFirsova.ru/wp-content/plugins/wp-noref.php on line 142
Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/metodo/public_html/EvgeniyaFirsova.ru/wp-content/plugins/wp-noref.php on line 142
Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/metodo/public_html/EvgeniyaFirsova.ru/wp-content/plugins/wp-noref.php on line 142
Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/metodo/public_html/EvgeniyaFirsova.ru/wp-content/plugins/wp-noref.php on line 142

Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней:
он должен очистить себя сею водою в третий день и в седьмой день, и будет чист; если же он не очистит себя в третий и седьмой день, то не будет чист;
всякий, прикоснувшийся к мертвому телу какого-либо человека умершего и не очистивший себя, осквернит жилище Господа: истребится человек тот из среды Израиля, ибо он не окроплен очистительною водою, он нечист, еще нечистота его на нем. (Числа 19:11-13).

Сегодня я в очередной раз предлагаю вам открыть глаза и проникнуть в суть вещей. Речь пойдет на тему крайне острую, а именно религиозному поклонению трупам или, как их еще называют в народе, мощам святых в Христианстве. В данной статье я покажу изображения и видео шокирующие здравомыслящего человека, поэтому слабонервных просьба покинуть данную страницу!

Очень прибыльный бизнес

Ежедневно мы можем наблюдать тысячи людей, устремленных в православные храмы, дабы облабызать чью то подгнившую руку, ногу, пальчик или еще бог знает что и кого, лежащее под видом святыни. Руки, ноги и головы «гастролируют» по разным приходам и данный театр никого не удивляет, напротив, люди сломя голову мчатся припасть к чудотворным мощам. И удивительно, что ни у кого при этом не возникает сомнения в адекватности данных явлений. Как стадо баранов послушно идет народ туда, куда ему укажут попы.

Мощи Мотроны

Такое массовое помешательство можно наблюдать в Храме Матроны Московской, где хранятся Мощи Матроны. Ежедневно туда выстраивается очередь материалистов-попрошаек, желающих поклянчить здоровье, ребеночка, денег, славы, богатства и т.п

Даже лютый мороз не может остановить наш доверчивый люд в очереди, достигающей нескольких часов, чтобы добраться до заветного гробика. Какой кошмарный обман наших доверчивых граждан. Вот вам и идеальный бизнес! Непрерывный поток благ мирских, добровольно приносимые доверчивыми людьми лжецерквям. А как иначе! По другому вас как еще заставить отдать свои кровные денежки? По праву одна из лучших бизнес идей нашего тысячелетия. Такой вот

Очередь к Храму Матроны Московской — в ожидание чудес. Да, по истине поле чудес в стране дураков!Мощи Матроны Московской. Снаружи красивый ларец, а внутри…. полный трындец!
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты
Евангелие от Матфея 23:27 – Мф 23:27:

И это не стеб какой то над верующими, мне искренне больно наблюдать за всем этим дурдомом, который охватил весь мир, но когда не помогает шепот любви, не слышен голос разума, тогда Всеблагой использует рупор страданий. Возможно именно в такой форме выражения мысли, я смогу хоть как-нибудь разбудить Божественных людей, готовых проснуться, отрезвиться и начать мыслить самостоятельно, остальные пусть закидают меня камнями.

Мощи Святых


1 И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им: да не оскверняют себя прикосновением к умершему из народа своего;
10 Великий же священник из братьев своих, на голову которого возлит елей помазания, и который освящен, чтобы облачаться в священные одежды, не должен обнажать головы своей и раздирать одежд своих;
11 и ни к какому умершему не должен он приступать: даже прикосновением к умершему отцу своему и матери своей он не должен осквернять себя.
Левит 21 глава – Библия:
Если соблюсти определенные условия, можно добиться мумифицирования человеческих останков. Это хорошо было известно в древнем Египте.
Их любовь, их ненависть и их ревность уже исчезли, и никогда более они не будут участвовать во всем, что происходит под солнцем.
Екклесиаст 9:6 – Еккл 9:6:
Они променяли правду о Боге на обман и поклонялись рукотворным вещам и служили им, а не Творцу, вовеки благословенному. Аминь.
Послание к Римлянам 1:25 – Рим 1:25: Поцеловаться не желаете? Были люди, которые были нечисты от прикосновения к мёртвым телам человеческим, и не могли совершить Пасхи в тот день; и пришли они к Моисею и Аарону в тот день

Числа 9:6 – Чис 9:6:
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; » (Евангелие от Матфея).
Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
Псалтирь 145 псалом – Сравнение переводов: ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?

Вот такие вот дела, мои дорогие, вот такие…. У кого-нибудь проснулось желание припасть и облабызать сии части тел? А сами Святые давали свое согласие на расчленение своих тел? Думаете им понравилось бы такое поклонение их трупу? Да и вообще, откуда вы знаете чьим конкретно останкам вы поклоняетесь? Может это кости с соседнего кладбища, вы же не проводили экспертизу самостоятельно, просто доверились чьим то убеждениям, вам просто сказали что вот это — мощи святого человека, они творят чудеса, к ним стоит очередь и вы слепо поверили и пошли, как ослики за морковкой. Стадное чувство.

Думаю не у многих вдруг возникло страстное желание припасть к мертвечине. Хотя у некоторых, не спорю, вполне могло быть. Эта болезнь называется некрофилия. Но кто и зачем приучает к этому весь Христианский люд?

Wikipedia
Некрофили́я (от др.-греч. νεκρός — «мёртвый» и φιλία — «любовь») — любовь ко всему мёртвому, в многочисленной литературе выраженная как сексуальная девиация, являющейся половым влечением к трупам, что является только частным случаем. Может рассматриваться в том числе как разновидность фетишизма или как самостоятельное расстройство полового предпочтения. Является противоположностью биофилии.

Признаки некрофилии:

  • Совершение сексуальных действий с трупами.
  • Возникновение полового возбуждения при виде трупа.
  • Влечение к похоронной атрибутике и обрядам.
  • Расчленение трупов и иное надругательство над мёртвыми телами.
  • Стремление видеть или обонять разлагающуюся плоть.

Откуда у мощей «ноги растут»

Начало было положено еще в древнем Египте, но сейчас мы не будем разбирать до атомов всю линию зарождения и трансформации рабской религии. Возьмем за точку отсчета дату 33г от Р.Х. когда появился первый христианский мученик Стефан, происходивший из диаспоры евреев. После его смерти, начались страшные гонения христианской церкви. В христианских общинах того времени имена мучеников заносились в списки местных церквей. В некоторых общинах эти списки оглашались при совершении Вечери Господней, как примеры непоколебимой верности учению Христа.

В дни годовщин, верующие собирались у могил мучеников, чтобы послушать сказания очевидцев об их мученической кончине. В ту пору никому ещё не приходила мысль обращаться в молитве к умерщвлённым членам общины и просить их ходатайства пред Богом. В представлении тогдашних христиан подобная молитва могла бы исходить только из уст язычника, не знающего истины, а воздавание Божеских почестей «останкам мучеников» (мощам) показалось бы кощунственным.

Второй Никейский собор (787 г.) утвердил поклонение останкам мучеников, наперекор Священному Писанию и отцам церкви.

И что мы видим теперь в результате?

Как всегда, нам следует здесь задать один очень важный вопрос! Кому и зачем все это было выгодно? Вообще этот вопрос следует всегда задавать себе при рассмотрении различных тем и мифов, потому что ответы на такие вопросы могут привести нас к шокирующим выводам.

Мы также можем услышать из разных источников о чудесных исцелениях, изменении жизни людей и т.д и т.п после соприкосновения с мощами, а также многочисленные чудеса, сопровождающиеся различными историями, но неужели вы думаете,что это кости делают? Только вы сами создаете с собой эти чудеса, это вообще человеческая природа такая, творить. Захотел — заболел, захотел-выздоровел. Но я продолжу абсолютно все ставить под сомнение!

Смотрите же ныне, что только Я Бог, и нет Бога, кроме Меня. Я умерщвляю и оживляю, Я ранил и Я исцелю, и никто не может избавить от Моей руки.
Второзаконие 32:39 – Втор 32:39:

Откуда, от кого именно вы узнали, услышали, увидели о чудесных исцелениях? Лично вы видели? испытали? у вас на глазах что-то произошло?Представляете, сколько сил необходимо вкладывать ежесекундно в прибыльный церковный бизнес, чтобы поддерживать иллюзию чудес?! Что если бы это был ваш бизнес?

того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными
2-е послание Фессалоникийцам 2:9 – 2Фес 2:9:

Представляете, сколько сил необходимо вкладывать ежесекундно в прибыльный церковный бизнес, чтобы поддерживать иллюзию чудес?! Что если бы это был ваш бизнес?

Представьте, что к вам домой, например, зашла очень набожная соседка в гости и вдруг увидела, что у вас икона «мироточит», а если вы еще и легенду к этому придумаете красивую и расскажете ей, то будьте уверены, то на следующий день к вам организуется целое паломничество. Кто будет проверять чем вы ее там смазываете, пока на ночь паломничество прекращается?

Вот так и здесь!А если от этого зависит финансирование прихода, представляете? Чудеса есть — люди идут, чудес нет — не идут и деньги не несут. Что остается? Творить чудеса, а что еще делать!

Обретение мощей

Разрытие, осквернение мест захоронения, путем вскрытия людских могил, расчленение человеческих останков в христианстве завуалировано называется «Обретение Мощей» Спрашивается, а сам человек вас об этом просил? На каком основании вы вообще лезете в чужую могилу, роетесь там, достаете останки, несете их куда-то и демонстрируете окружающим? Аж блевать хочется.

Вот, сами посмотрите! Лежал себе, лежал архиепископ Андрей, никого не трогал, но нет же! Вскрыли!

Этот акт вандализма сопровождается молитвами и все люди смотрят на это как будто так и надо! Скажите дорогие христиане, где в Библии указано вскрывать могилы умерших, доставать оттуда останки. Хоть одно слово об этом мне покажите?

УК РФ . Надругательство над телами умерших и местами их захоронения

Вот и тело Ленина до сих пор держат в склепе, не отдают земле. Вот такое всеобщее помрачение рассудка.

Так и «гастролирует» расчлененка по свету и удивляемся мы потом почему столько маньяков, убийц, насильников развелось на земле……

Причем невозможно изъять и захоронить эти останки. В христианских храмах они числятся как музейные экспонаты, за них идет настоящая борьба. А гастролирующие части тел приносят такую баснословную прибыль, что тебя скорее самого убьют, чем позволят что то предать земле. Что поделаешь, пока существует спрос на мертвечину, будет и предложение.

Христианская церковь, полностью собранная из костей.

Черная магия

Все обряды, существующие в христианстве — это обряды черной магии, вуду если хотите. От начала и до конца- все сплошная ложь. Главная цель — это одурачивание людей. Начиная от крещения и заканчивая погребением. Только человек, который не хочет по настоящему разобраться что есть что, попадается в эту всеобщую ловушку. Понимаете, очень сложно усомниться в адекватности происходящего, если ложь льется просто тотально отовсюду, она окружает человека прямо с детства и нужно действительно иметь очень упорный ищущий ум, чтобы разобраться а что происходит на самом деле.

В момент крещения человеку обрубают возможность развития, хуже это выглядит у евреев, им обрезают крайнюю плоть. Хороший вопрос зачем и кому это выгодно?

В момент обрезания на живую крайней плоти, ребенок испытывает такую сильную боль, что у него сразу закрываются все каналы, после этого получается зомби, существо неспособное к различению, боевая машина. Обряд крещения чуть помягче, но суть та же. Это подключение божьего человека к христианскому эгрегору, чтобы сосать с него энергию. В момент крещения, младенцу обрывают связь с родом, родственниками а кто об этом знает? Все ведут своих детишек на заклание, мол обряд такой, так принято, все так делают, так надо, положено, мы же христиане. Никто не разбирается откуда это все взялось? Откуда и зачем пришло, с какой целью? Нужно ли это делать на самом деле? Слепая вера!

Обряд каннибализма-причастие. Только врагам человеческим могло прийти в голову так переписать Бибилию

«Если не будете есть плоти сына человеческого и пить его крови, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий плоть мою и пиющий кровь мою имеет жизнь вечную» (Ин., 6:53-54 или Мк., 14:22-24).

Христианство учит людей мысленно есть тело Иисуса и пить его кровь. Каково? Это уже действительно не мракобесие, а гораздо хуже. Этот обряд у христиан называется евхаристией — преображение хлеба и вина во время литургии (основного богослужения христианской церкви) в тело и кровь Христа. Богоедство у христиан — наиглавнейшее «сокровенное таинство»

А как вы хотели? Пришел к ним духовный учитель Иисус Христос с посланием мира и любви, мало того, что они его беспощадно убили, так им показалось мало, решили еще и съесть! Вот это поистине мракобесие, даже африканские племена до такого не додумались жрать сынов Божьих!

И это все происходит прямо сейчас, люди, на наших глазах! Зри в корень.

Картина Репина -«ПРИПЛЫЛИ»

Странно, что христианские попы не додумались предложить истинно верующим есть христовы фекалии и пить христову мочу (мысленно конечно). Не волнуйтесь, еще предложат. И истолкуют высшую «святость» такого обряда. Кушайте на здоровье, дорогие христиане. Приятного вам аппетита от чистого сердца!

Люди, включайте голову, хоть иногда. Старайтесь мыслить здраво! Если мы сами не очухаемся, не начнем думать своей головой, анализировать, задавать вопросы, если не прекратим соглашаться и принимать как данность всю ту мерзостью, которая вокруг нас творится, никто не сможет нам помочь, понимаете, никто.

Удачи Вам и Успехов!

Хранилище останков святых, 4 буквы, сканворд

  • «Мощная» церковная ёмкость
  • Анаграмма к слову «арак»
  • Большой ларец для хранения святых мощей называется
  • Большой сундук для хран. св. мощей
  • В христианской церкви- гробница, в которой хранятся мощи святых
  • Вместилище для мощей
  • Гроб для святых
  • Гроб с мощами
  • Гробница в храме
  • Гробница в церкви
  • Гробница для мощей
  • Гробница для хранения святых мощей
  • Гробница с мощами
  • Гробница с мощами святых
  • Гробница святого
  • Гробница святых
  • Гробница, саркофаг для мощей святых
  • Захоронение в храме
  • Как известно, беда человека не красит. А кого беда красит, согласно русской пословице
  • Как ни парадоксально, качество медицины в определенной стране тем выше, чем больше уровень смертности от… (Из книги «Лексикон популярных заблуждений»)
  • Ковчег с мощами святого
  • Ковчег с мощами святого угодника
  • Ковчег с мощами святого.
  • Ковчег с мощами святых
  • Ковчег с мощами святых, изготавливаемый обычно в форме гроба
  • Ларец для мощей
  • Ларец для мощей святых
  • Ларец для мощей.
  • Ларец для святых мощей
  • Ларец для хран. св. мощей
  • Ларец для хранения мощей
  • Ларец для хранения мощей святых
  • Ларец для хранения святых мощей; первая выгонка вина из барды
  • Ларец с мощами
  • Ларец с мощами святых
  • Ларец со святыми мощами
  • Мавзолей непорочных останков
  • Мавзолей непорочных останков.
  • Массивная гробница для хранения останков, мощей тех, кого христианская церковь признавала святыми или угодниками
  • Мешанина из слова «арак»
  • Мешанина из слова «кара»
  • Первач на Кавказе
  • Первая выгонка вина из барды
  • Погребальный ларец
  • Последний «приют» святого
  • Похоронный ларец
  • Сосуд для мощей
  • Сосуд для святых мощей
  • Сундук для мощей святых
  • Хранилище останков святых
  • Церковная гробница
  • Церковный ларец
  • Церковный ларец.
  • Церковный саркофаг.

Зачем и как большевики инспектировали мощи святых

С самого начала существования советской власти её политика обрела ярко выраженную антирелигиозную направленность. Первым серьёзным шагом стал декрет об отделении церкви от государства. Не удовлетворившись этим, правительство большевиков развернуло широкую просветительскую работу с целью так называемого освобождения трудящихся масс от религиозных предрассудков. Действенным средством для этого должна была стать кампания по вскрытию мощей почитаемых Русской православной церковью святых.

Как большевики планировали разоблачить контрреволюционную сущность православной церкви

После прихода к власти большевиков церковно-государственные отношения в России обострились. Главной задачей нового правительства стало изживание религиозных чувств народа и разрушение церкви как таковой. Духовенство и верующие, объявленные очагом инакомыслия, повергались гонениям, христианские ценности подменялись классовыми. Сложившаяся ситуация была весьма благоприятна для проведения мероприятий, которые, как указывалось в партийных документах, были призваны раскрыть вековой обман народа духовенством и разоблачить контрреволюционную сущность церкви.
Большевики не брезговали ни насильным насаждением безбожия, ни откровенными репрессиями в отношении священнослужителей и членов их семей, ни обвинению их в контрреволюции. Пиком антицерковной деятельности стала кампания по вскрытию рак с мощами почитаемых русских святых. Удобным поводом для начала акции послужило происшествие в Петрозаводской (Олонецкой) губернии: в процессе учёта богослужебного имущества Александро-Свирского монастыря было произведено вскрытие раки с мощами преподобного Александра Свирского, а в ней обнаружена восковая фигура. Информация быстро стала достоянием гласности. Газеты запестрели призывами провести осмотры хранилищ святых мощей. Представители Народного комиссариата юстиции особо подчеркнули, что требование ревизии содержимого гробниц исходит от трудящихся масс. И с осени 1919 года кампания приобрела массовый всероссийский характер.

Мощи святых – отличная мишень

Святые мощи были выбраны объектом нападок не случайно. Это было психологически точно просчитанное мероприятие. Большевики воспользовались недостаточной духовной грамотностью большей части верующих.
Согласно церковным канонам, святые мощи – это не только неразложившаяся плоть почивших угодников. Такое же почитание воздаётся и неистлевшим костям. Ставка безбожников делалась на то, что, увидев вместо сохранившегося тела останки скелета, не разбирающиеся в этих тонкостях люди усомнятся в правдивости священнослужителей и отрекутся от церкви. Очень часто так и случалось, что давало основание рапортовать: ликвидация варварского пережитка, коим является культ мёртвых тел, проходит успешно.

Запоздалое решение патриарха Тихона

Антирелигиозная кампания 1918-1920 годов показала, что случай с останками преподобного Александра Свирского был, к сожалению, не единственным. Чаще всего к подмене мощей некоторых священников вынуждала их собственная халатность, следствием которой могли стать утрата презентабельного вида святынь или даже их пропажа. Скандальные разоблачения грозили скомпрометировать служителей церкви.
Чтобы не допустить подрыва авторитета православия и оградить святыни от кощунств, в феврале 1919-го Патриарх Тихон довёл до епархиальных архиереев указ, согласно которому им надлежало устранить любой повод к глумлению над мощами, то есть выполнить предварительное освидетельствование гробниц и очистить их от посторонних предметов. Однако многие местные архиереи сочли выполнение распоряжения делом не только затруднительным, но и рискованным. Такая позиция некоторых представителей духовенства сыграла на руку государственным службам.

Как проводилось вскрытие мощей на местах и что было выявлено в ходе инспекции

Порядок инспектирования святых мощей был определён специальным постановлением Наркомата юстиции. Проверки должны были проводиться специальными комиссиями с привлечением представителей рабочих организаций, местных советов, профсоюзов. Одним из требований являлось соблюдение такта и корректного отношения к чувствам верующих. Например, непосредственно вскрытие раки, снятие облачения с мощей и их извлечение рекомендовалось поручать священнослужителям.
Однако кампания по вскрытию мощей, как и другие антирелигиозные мероприятия, не избежала перегибов. Были в комиссиях лояльно настроенные люди, которые спокойно ожидали, пока представители духовенства выполнят вскрытие. Но существуют также свидетельства очевидцев о разнузданном поведении ярых атеистов, которые позволяли себе хулительные высказывания и оскорбительные действия по отношению к православным святыням.
Результаты проверок были неоднозначными. Помимо действительно нетленных мощей, которые нередко изымались и выставлялись на всеобщее обозрение в музеях, в гробницах находили самые безобразные фальсификации.

Вот несколько примеров из сводки вскрытия мощей в период 1918-1920 годов. В гробу с предполагаемыми останками праведного Артемия Веркольского обнаружили мелкий кирпич, уголь и обожжённые гвозди. Вместо мощей святителя Тихона Задонского в раке находились человеческий череп; высохшая часть берцовой кости, рассыпавшаяся при прикосновении; выкрашенный в телесный цвет картон; муляжи рук и ног из картона и ваты; имитирующий грудную клетку железный каркас; дамские чулки, ботинки и перчатки. Останки преподобного Павла Обнорского заменили доски, щепки, стружки, старые монеты, банка с фиксатуаром, кирпичи и земля.

Естественно, когда святые мощи оказывались совершенно нетленными, результаты вскрытия замалчивались. Если же останки угодников Божиих обнаруживались в неполном составе (кости, отдельные ткани), то эти факты немедленно предавались широкой огласке. Это серьёзно дискредитировало представителей духовенства в глазах простого народа. Но, тем не менее, массовое вскрытие рак почитаемых РПЦ святых можно считать грубым нарушением права на существование освящённого культа почитания мощей и, соответственно, одного из главных положений декрета об отделении церкви от государства.
Все эти гонения привели к появлению

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Кто и зачем разделяет мощи святых на «частицы»?

В любом храме вы можете найти частички мощей разных святых. Они символизируют собой особое молитвенное присутствие почившего праведника, к которому обращаются с просьбой или благодарностью пришедший в церковь человек.

Кто и когда занимался разделением мощей? Можно ли подтвердить их подлинность, узнать об происхождении?

На эти вопросы и не только отвечает Тимофей Китнис, историк и руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

Зачем нужны мощи?

Мощи – это останки святых, то есть тех, кого Бог прославил после их кончины и чье присутствие в мире верующие постоянно ощущают. Святость Земной Церкви проявляется в человеческом почитании этих людей, в их явлениях живым, в чудесных событиях сопряженных с их участием, в исцелениях и помощи, которые приходят после молитвы им. Останки святого становятся источником божественной силы или, говоря церковным языком, – благодати. Точную формулу почитания мощей, которой придерживается Церковь до сих пор, мы находим в решениях Седьмого Вселенского Собора (787 год): «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает». Свидетельства почитания мощей можно найти уже в Ветхом Завете (4 Цар.13:21). Письменные документы II века подтверждают наличие этой традиции в Церкви еще с древнейших времен.

Церковь непреклонно утверждает – Христос воскрес не только духовно, но и телесно, поэтому христианское богословие всегда говорило о том, что человек должен быть свят во всей полноте своего существа. Освящается не только душа, но и тело. Отсюда вытекает обоснование почитание мощей – человеческая плоть праведника так же освящена благодатью, как и его душа.

Со времен раннего христианства таинство Евхаристии и Причастие Святых Христовых Таин совершалось в катакомбах, на гробницах мучеников, то есть на их мощах. В современной Церкви это Таинство также совершается на святых останках. Так называемый Антиминс, – четырехугольный плат, в который зашивается частица мощей, – всегда в обязательном порядке присутствует на престоле в алтаре любого православного храма. Без него не может совершаться главное христианское богослужение – литургия. Таким образом Церковь указывает на то, что каждая литургия проходит как при видимом участии живых, то есть верующих, присутствующих в это время в храме (Церковь Земная), так и при участии усопших, то есть святых (Церковь Небесная), которые присутствуют не только невидимым образом, но и зримо и ощутимо – в мощах в алтаре на святом престоле

Нетленность мощей не обязательное условие. О святости человека в первую очередь свидетельствует его жизнь и чудеса, которые происходят по его молитвам. На Афоне, например, мощи – это кости почившего. При этом если тело монаха после его кончины не истлевает это считается плохим знамением – за такого человека начинают усиленно молиться.

Для чего мощи разделяют на частицы?

Феномен разделения мощей состоит в том, что не само по себе тело святого является источником исцеления и чудес, а именно сила Божия, которая в нем живет, на что и указывает Седьмой Вселенский Собор «…И это чрез Христа, Который в них обитает..». Эта сила неделима.

Любая даже самая маленькая частица позволяет прикоснуться к самому святому и ко всей полноте той божественной благодати, которая пребывает в самом праведнике. Поэтому для того, чтобы как можно больше людей получили возможность прикоснуться к этой Силе, христиане мощи разделяют. Многие из тех, кто удивляется этой традиции, не задумываются о том, что происходит на Литургии. Когда священник раздробляет Тело Христово перед Причастием на частички и опускает их в Чашу, то верующие вкушают не часть Христа, но принимают Его в свою жизнь целиком, и сами, во всей полноте, становятся частью единого, неделимого Тела Христова.

Когда началась традиция разделения мощей?

Это происходило издревле. Документально мы можем проследить такую традицию уже в IV веке, читая дошедшие до нас письменные источники. Вот, например, что говорит на проповеди святитель Иоанн Златоуст (ок. 347 – 407 года): «Святые мощи — неисчерпаемые сокровища и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии (они – Т.С.) разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют своё богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются».

Святыни прятали, переносили, теряли, обретали. Есть мощи, которые до сих пор остаются нетленными (святитель Спиридон Тримифунтский, преподобный Александр Свирский), а есть и те, которые со временем истлели. Чем более велика слава почившего святого, тем больше будет храмов и монастырей, которые захотят себе частичку его мощей. Однако не у всех святых оставались мощи. Иногда случалось так, что после кончины мучеников, язычники уничтожали их тела, сжигая их или выбрасывая в воду.

Существует ли порядок перенесения мощей?

Существует. Этот порядок менялся со временем. И в Византии, и на Руси, и в наше время, как правило, это делалось по запросу епископа. Он отправлял официальную письмо в храм или монастырь другой епархии (церковная административно-территориальная единица) с просьбой отделить часть мощей. Эта просьба рассматривалась и, если была такая возможность, частицу отделяли, после чего через доверенного священника, или торжественным крестным ходом, привозили ее туда, откуда поступил запрос. Затем мощи вставляли в икону, либо для них изготовляли так называемый мощевик или реликварий (вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение) и с благоговением хранили в храме.

Бывали ли случаи, когда мощи выкрадывали?

Саркофаг, в котором находились мощи святителя Николая

Да, такие примеры есть. Самый хрестоматийный из них – перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари. На деле – это было самое настоящее похищение. При этом похитители руководствовались вполне благочестивыми целями. В ту эпоху Византия находилась под постоянной угрозой оккупации турок, и итальянские христиане боялись, что мощи святого в конце концов могут быть подвержены поруганию. Кроме того все мореплаватели средиземноморского бассейна почитали Николая Чудотворца, как своего особого покровителем. Отсюда и возникло желание получить мощи святого в свой родной город. В 1087 году торговый корабль с барийцами причалил к порту Мир Ликийских. Моряки пробрались в храм, в котором покоились мощи святого, и, схватив тамошних монахов, стали допрашивать их, где находится гробница святителя. Один из моряков, – Маттео, – увидев на полу храма мозаику, стал пробивать ее ломом и вскоре обнаружил под ней пустое пространство, где и лежали мощи Николая Чудотворца. Быстро погрузив свое сокровище на корабль, моряки отправились обратно – домой. Уже в Бари частички мощей святителя были направлены в разные места. Одна находится теперь в соборе святителя Николая в Риме, другая во Франции – в Сен-Николя де Порт, третья в Венеции. Похожая история случилась и с «перенесением» мощей апостола Марка из Александрии в Венецию (829 год) и с телом Спиридона Тримифунтского, которое выкрали из Константинополя и привезли на остров Корфу (1456 год).

Существуют ли научные методы проверки исторической подлинности мощей?

Существуют. Один из них – радиоуглеродный метод, с помощью которого можно датировать возраст мощей. Любая органика содержит в себе углероды, которые с момента смерти биологического существа, начинают распадаться с известной скоростью – так называемый период полураспада. Ученые измеряют количество углерода, которое остались у изучаемого объекта и затем сравнивают его с тем, сколько его должно было быть изначально. Таким образом удается определить примерную дату смерти, по количеству распавшегося углерода. Этот метод успешно применили во время исследования главы Иоанна Предтечи в городе Амьен. Он показал, что возраст черепа – около 2000 лет. Существует и антропологический (Антропология – совокупность дисциплин, изучающая человека, его происхождение, существование и развитие в природных и культурных средах. – Прим. ред.) анализ, который также применялся во время этих исследований. Он определил, что это голова человека между 35-45 годами, а тип черепа – семитский, что дополнительно указывало на подлинность Главы Иоанна Предтечи.

Кроме того может использоваться индивидуальный историко-канонический анализ. Он осуществляется на основе комплекса различных исторических документов и археологических артефактов. В частности такой анализ требуется для того, чтобы подтвердить, что именно этот город, место или епархия имеет особые права на хранение мощей того или иного святого. Например, через такой историко-канонический анализ было подтверждено, что мощи апостолов Петра и Павла действительно были обретены в Риме, а значит этот город является «родиной» этих святых мощей. Но подобный анализ не всегда представляется возможным. За 2000-летнюю историю существования Церкви, со всеми потрясениями, падениями империй, крестовыми походами и прочими событиями, определить путь той или иной святыни подчас крайне затруднительно. Иной раз исследователи обладают только лоскутками косвенной информации, с помощью которой можно хоть как-то восстановить историю мощей.

Однако важно отметить, что церковное сознание всегда полагалось на свидетельства своего Предания, и такое доверие было оправданным. Все данные научных исследований всегда рассматривались как вспомогательные аргументы, никак не определяющие вопроса о подлинности мощей. В научных кругах долгое время подвергались сомнению многие персонажи и места из Священного Писания. Археологические открытия же XX века большую часть этих сомнений рассеяли. А что будет открыто завтра неизвестно, но Церковь знает своих святых лучше, чем кто либо другой, пусть он и будет держать в руках лупу или измерительный прибор. Для Церкви принципиальным остается только одно свидетельство – признание подлинности мощей самой Церковью через решения церковных соборов и народное почитание.

Проводят ли сами христиане исследования мощей?

Фото Романа Яровицына

Да. Католики, после Второго Ватиканского Собора (1962 – 1965 года), создали целую комиссию, которая должна была определить подлинность всех мощей и реликвий, хранящиеся в монастырях и храмах. За 10 лет были перепроверены все документы, по возможности восстановлена история каждой святыни. В результате проведенная работа отделила те мощи и святыни, чье происхождение и подлинность документально подтверждена, от тех, которые мы можем почитать только верой.

Такие исследования знает и Православная Церковь. Например, в этом году празднуется 25-летие второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, которые были похищены властями в Советский период. Тогда надежды найти его святые останки почти не осталось. Когда в 1990 году поступила информации о том, что возможно в Музее атеизма и религии эти мощи все таки найдены, то была создана комиссия которая провела антропологический и историко-канонический анализы. В результате было достоверно установлено, что найденные останки – мощи преподобного Серафима Саровского. Постоянно появляются противоречивые свидетельства об исследованиях останков Царской семьи.

Важно отметить, что ни в случае с известной католической комиссией, ни в случае научных исследований мощей по запросу Русской Православной Церкви их результаты не были и не могут быть основанием для решения вопроса о подлинности мощей. Последнее, определяющее слово всегда остается за самой Церковью, только Она сама хранит в себе святость и может распознавать ее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *