Может ли священник жениться

Библейские требования к дьяконам и их обязанности

Кто может стать дьяконом? Чем следует заниматься дьякону согласно Библии?

ДВЕ БИБЛЕЙСКИЕ ДОЛЖНОСТИ: ПРЕСВИТЕРЫ И ДЬЯКОНЫ

Сопоставление должности дьякона с должностью пресвитера поможет нам ответить на эти вопросы. Основными духовными лидерами церкви являются пресвитеры, которые в Новом Завете также называются руководителями или пасторами. Пресвитеры учат и проповедуют Слово, а также заботятся о душах паствы, находящейся под их опекой (Ефесянам 4:11, 1 Тим. 3:2, 5:17, Титу 1:9, Евр.13:17). Дьяконы также играют значительную роль в жизни и здоровье поместной церкви, но их роль отличается от роли пресвитеров. Библейская роль дьяконов заключается в том, чтобы заботиться о физических, административных и хозяйственных нуждах церкви, чтобы пресвитеры могли сосредоточиться на своем основном призвании.

Это различие основано на образце, описанном в Деяниях 6:1-6. Апостолы пребывали «в молитве и служении слова» (стих 4). Поскольку это было их основным призванием, то для решения более практических нужд были избраны другие семь человек. Это дало апостолам свободу продолжать свою работу.

Такое разделение труда похоже на то, что мы видим с ролями пресвитера и дьякона. Подобно апостолам, главная роль пресвитеров — проповедовать Слово Божье. Подобно семи, дьяконы служат церкви в различных практических нуждах.

ТРЕБОВАНИЯ К ДЬЯКОНАМ

Единственный отрывок, в котором упоминаются требования к дьяконам, — это 1 Тимофею 3:8-13. В этом отрывке Павел дает формальный, но не исчерпывающий список требований к дьяконам.

Сходство требований для дьяконов и пресвитеров/руководителей в 1 Тимофею 3 поразительно. Подобно требованиям для пресвитеров, дьякон не должен иметь зависимостей (стих 3) или быть корыстолюбивым (ст. 3), но быть непорочным (ст. 2, Титу 1:6), мужем одной жены (ст. 2), способным хорошо управлять домом своим и воспитывать своих детей (ст. 4-5). Кроме того, основное внимание в требованиях уделяется характеру человека: дьякон должен быть зрелым и беспорочным. Основное различие между пресвитером и дьяконом — это различие в дарах и призвании, а не в характере.

Павел указывает девять требований к дьяконам в 1 Тимофея 3:8-12:

  1. Честны (ст. 8): Этот термин обычно относится к тому, что является почетным, уважаемым, ценным или достойным и тесно связано с «благочинностью», которая перечисляется среди требований к пресвитерам (1 Тим. 3:2).
  2. Не двоязычны (ст. 8): те, кто двоязычны, говорят одно определенным людям, но затем говорят что-то иное другим, или говорят одно, а подразумевают другое. Они двуличны и неискренни. Их словам нельзя доверять, поэтому на них нельзя полагаться.
  3. Не пристрастны к вину (ст. 8): Человек не подходит к должности дьякона, если он пристрастен к вину или другому алкогольному напитку. Такой человек лишен самоконтроля и недисциплинирован.
  4. Не корыстолюбивы (ст. 8): если человек любит деньги, он не может быть дьяконом, тем более что дьяконы часто занимаются финансовыми вопросами церкви.
  5. Здравый в вере и жизни (ст. 9): Павел также указывает, что дьякон должен «хранить таинство веры в чистой совести». Фраза «таинство веры» — это просто один из способов, которым Павел говорит о Евангелии (см. 1 Тим. 3:16). Следовательно, это утверждение относится к необходимости того, чтобы дьяконы, не колеблясь, держались за истинное Евангелие. Однако это требование включает в себя не только сами убеждения, поскольку он также должен придерживаться этих убеждений «в чистой совести». То есть поведение дьякона должно соответствовать его убеждениям.
  6. Беспорочны (ст. 10): Павел пишет, что диаконов необходимо «прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения» (ст. 10). «Безпорочны» — это общий термин, относящийся ко всему характеру человека. Хотя Павел не указывает, какое именно испытание необходимо провести, как минимум, следует изучить прошлое кандидата, его репутацию и богословские убеждения. Более того, церковь должна исследовать не только моральную, духовную и доктринальную зрелость потенциального дьякона, но должна также учитывать опыт и плод человека в служении церкви.
  7. Благочестивая жена (ст. 11): имеются различные мнения касательно того, относится ли стих 11 к жене дьякона или к диакониссе. В этой статье мы предположим, что стих говорит о требованиях к жене дьякона. Согласно Павла, жены дьяконов «должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем» (стих 11). Как и ее муж, жена должна быть достойной уважения. Во-вторых, она не должна быть клеветницей или человеком, который занимается распространением сплетен. Жена дьякона также должна быть трезвомыслящей или умеющей владеть собой. То есть, она должна быть в состоянии верно судить и не должна участвовать в вещах, которые могут помешать такому суждению. Наконец, она должна быть «верной во всем» (см. 1 Тим 5:10). Это общее требование, которое функционирует аналогично требованию, чтобы пресвитеры были «безупречны» (1 Тим. 3:2; Титу 1:6), а дьяконы были «беспорочны» (1 Тим. 3:10).
  8. Муж одной жены (ст. 12): Лучшее толкование этой трудной фразы заключается в том, чтобы понять ее как относящуюся к верности мужа к его жене. Он должен быть «мужчиной одной женщины». То есть, в его жизни не должно быть другой женщины, с которой у него была бы интимная связь: будь то эмоциональная или физическая.
  9. Хорошо управляющий детьми и домом своим (ст. 12): Дьякон должен быть духовным руководителем своей жены и детей.

В целом, если моральное качество указано для пресвитеров, но не для дьяконов, это требование также применяется и к дьяконам. То же самое касается тех требований, которые указаны для дьяконов, но не для пресвитеров. Например, дьякон не должен быть двоязычным (ст. 8). Павел не говорит об этом прямо в отношении пресвитеров, но, без сомнения, это относится к пресвитерам, поскольку Павел сказал, что пресвитеры должны быть «безупречны», что должно включать и это качество.

Тем не менее, мы должны отметить различия в требованиях, поскольку они либо означают качество, которое в особенности необходимо этой должности для выполнения своих обязанностей, либо что-то, что было проблемой в том месте, куда Павел пишет (в этом случай, Эфес). Это станет более ясным, когда мы перейдем к рассмотрению обязанностей дьякона.

ОБЯЗАННОСТИ ДЬЯКОНОВ

В то время как в современной церкви должность пресвитера зачастую игнорируется, то должность дьякона часто понимается неправильно. Основываясь на Новом Завете, роль дьякона в основном заключается в служении. Дьяконы нужны церкви для обеспечения административной, хозяйственной и материальной поддержки, чтобы пресвитеры могли сосредоточиться на Слове Божьем и молитве.

В Новом Завете нет подробной информации о роли дьяконов. Требования, изложенные в 1 Тимофею 3:8-12, касаются характера и семейной жизни дьякона. Однако мы можем найти некоторые подсказки относительно роли дьяконов, если сравним требования к ним и пресвитерам. Хотя многие из требований одинаковы или очень похожи, есть некоторые заметные отличия.

Возможно, наиболее заметное различие между пресвитерами и дьяконами заключается в том, что дьякон не должен быть «учителен» (1 Тим. 3: 2). Дьяконы призваны хранить «таинство веры в чистой совести», но они не призваны «учить» этой вере (1 Тим. 3:9). Это говорит о том, что дьяконы не имеют официальной учительской роли в церкви.

Как и пресвитеры, дьяконы должны хорошо управлять своим домом и детьми (1 Тим. 3:4, 12). Но, говоря о дьяконах, Павел исключает раздел, где он сравнивает управление своим домом с заботой о Божьей церкви (1 Тим. 3:5). Причина этого упущения, скорее всего, объясняется тем фактом, что дьяконы не имеют руководящей или лидерской должности в церкви — эта роль принадлежит пресвитерам.

Хотя Павел указывает, что человек должен быть испытан, прежде чем он сможет начать служение дьякона (1 Тим. 3:10), требование о том, чтобы он не был новообращенным, не включается. Павел отмечает, что, если пресвитер будет из новообращенных, то он может возгордиться (1 Тим. 3:6). Одно из последствий этого различия может заключаться в том, что те, кто занимают должность пресвитера, могут быть более искушаемы гордостью, потому что они осуществляют руководство над церковью. Напротив, у дьякона, которому принадлежит роль слуги, меньше вероятность попасть в этот же грех. Наконец, должность «руководителя» (1 Тим. 3:2, НРП) подразумевает общую опеку над духовным благополучием собрания, тогда как должность «дьякона» подразумевает того, кто осуществляет труд, ориентированный на служение.

Помимо того, что мы можем почерпнуть из этих различий в требованиях, Библия не указывает четких функций дьяконов. Однако, основываясь на образце, установленном в Деяниях 6 в случае с апостолами и семью помощниками, лучше всего рассматривать дьяконов в качестве служителей, которые делают все, что необходимо, чтобы пасторы могли выполнить свое Богом данное призвание пастырства и наставления церкви в Слове. Подобно тому, как апостолы передали административные обязанности Семи, так и пасторы должны передавать определенные обязанности дьяконам, чтобы пасторы могли сосредоточить свои усилия на другом. В результате каждая поместная церковь может свободно определять задачи дьяконов, основываясь на своих конкретных нуждах.

Какие обязанности дьяконы могут нести сегодня? Они могут нести ответственность за все, что не связано с учительством и пастырством церкви. Такие обязанности могут включать:

  • Имущество церкви. Дьяконы могут нести ответственность за управление церковным имуществом. Это может включать в себя обеспечение того, чтобы место поклонения было готово для богослужения, а также наведение порядка и управление звуковой системой.
  • Служение милосердия. Подобно тому, что происходило в Деяниях 6:1-6 с ежедневным распределением пищи среди вдов, дьяконы могут участвовать в управлении средствами или другой помощью нуждающимся.
  • Финансы. Хотя пресвитеры должны следить за финансовым делами церкви (Деян. 11:30), лучше всего, чтобы повседневными делами занимались дьяконы. Это будет включать сбор и подсчет пожертвований, ведение учета и т. д.
  • Служение приветствия. Дьяконы могут нести ответственность за раздачу бюллетеней, размещение людей по местам или подготовку причастия.
  • Логистика. Здесь дьяконы могут помочь различными способами, чтобы пресвитеры могли сосредоточиться на учительстве и пастырстве церкви.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В то время как Библия наделяет пасторов ответственностью за учительство и руководство церковью, роль дьяконов ориентирована на служение. То есть, они должны заботиться о физических или преходящих нуждах церкви. Заботясь об этих вопросах, дьяконы освобождают пресвитеров, чтобы те сосредоточились на заботе о духовных нуждах церкви.

И все же, несмотря на то, что дьяконы не являются духовными руководителями общины, их характер имеет первостепенное значение, поэтому дьяконов следует испытывать согласно библейским требованиям, изложенным в 1 Тимофею 3.

Кто из священников может быть женат, а кто нет?

Владимир Гурболиков Сентябрь 7, 2019 12:07

Аля, что значит “даже апостолы”? Церковь — не застывшая данность, а “больница”, способ помочь спасению в каждую конкретную эпоху, разным народам, а разных обстоятельствах. И наряду с Писанием, православные христиане признают и церковное Предание, выраженное в учении, менявшихся правилах, переменах структуры, трудах отцов Церкви и житиях святых. История Церкви — процесс, живое дело. В апостольские времена иначе распределены были служения, общины верующих были иные, с небольшим количеством людей, помалу, в-основном в нескольких крупных городах. Таинства совершались тоже иначе. Разве Вы бы хотели, чтобы сейчас человек на исповеди поворачивался (как было в те времена) ко всем собравшимся в храме и начинал вслух каяться Богу на глазах всех? Наверное, нет, и будете правы: тогда небольшая христианская община могла состоять из людей, знакомых между собой всю жизнь. А сейчас лишь часть прихожан хоть сколько-то знает друг друга. И что могло помочь и поддержать в те времена, сейчас может принести искушение всем – и кающемуся, и слышащим. Так и с апостольским служением. Вы можете, если захотите, узнать и понять, как менялась ответственность и расширялись обязанности епископа. И почему в итоге Церковь пришла к выводу, что епископ не в состоянии уже одновременно уделять время и своей пастве, и семье (в отличие от части священников и диаконов). Да: Церковь менялась. И в этом нет ничего зазорного. Она и тогда, и сейчас служит Христу и ведёт людей ко Христу.

Кто может стать женой священника?

Ирина Войко

Отвечает иерей Алексий Яланский:

– Согласно требованиям канона, невеста будущего священника должна быть православной веры (14-е пр. IV-го Вселенского собора), а так же, равно как и он сам, должна сохранить целомудрие до брака, а потому она не может быть вдовой, разведенной или находиться в блудном сожительстве (18-е Апостольское правило; 3 пр. VI-го Вселенский собора).

Желание быть матушкой – супругой и спутницей жизни священника – без сомнения, желание похвальное. Без натяжки, его можно назвать подвигом.

Как бывший семинарист, я помню немало сложившихся браков между моими знакомыми семинаристами и девушками, которые мечтали стать матушками.

Но, к сожалению, часто такие браки строились на идеализации жизни будущих матушки и батюшки, а жизнь часто открывала совершенно иные реалии: необеспеченность, неустроенность, переезд с места на место и т. п. Для многих молодых батюшек это было жизненной нормой, и только спустя несколько лет такие семьи добивались мало-мальски стабильного образа жизни. Честно скажу: бывали случаи, когда подобные трудности являлись для молодых матушек чем-то шокирующим, совершенно неожиданным, что приводило порой к трагическому распаду семей. А ведь после развода священник уже не имеет права жениться второй раз, и такие несчастные молодые люди становились целибатами поневоле.

Поэтому будущая матушка обязана не только быть готовой к несению всяческих трудностей и невзгод, но и быть ответственной за создаваемую семью, ведь из-за легкомыслия можно обречь будущего священника на одиночество.

Но и в стабильной, твердо ставшей на ноги семье священника у матушки не получится расслабиться: матушка всегда на виду и она должна помнить, что своими словами, поступками, и даже одеждой она может дать повод к пересудам и осуждению не только своей семьи, но и Православия в целом. Причем следить придется не только за собой, но и за своими детьми: в каких компаниях они вращаются, какими идеями живут. К сожалению, и в семьях священников дети часто попадают под каток искушений этого мира и теряют авторитет в лице Православия. И здесь львиная доля борьбы за сохранение чистоты веры лежит именно на матушке.

И самое важное: будущая матушка должна быть образцом православной христианки не только вступив в брак с кандидатом на священство, но и до этого брака. Этого требуют церковные каноны.

И напоследок, личный совет от меня: далеко не все семинаристы планируют стать в будущем священниками, ведь Семинария сама по себе – подготовительное испытание перед священством, которое проходят не все. Присмотритесь к своему избраннику: действительно ли в нем горит жертвенный огонь пастырства, или такой человек уже избрал для себя в Церкви иной путь?

Надеюсь, у вас с Божьей помощью все получится.

>Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Вопросы священнику ‹ О священниках

О священниках

Дата: 20.09.2009 в 19:44

— Простите за праздное любопытство. Интересно:
1. Может ли священник быть неженатым и не монахом? Может ли такой человек быть рукоположен в священники и жениться уже будучи в сане?
2. Как в неформальной обстановке называют друг друга священники? Как матушка с батюшкой обращаются друг к другу?
3. Трудно ли быть священником? Мне кажется, что очень трудно и безысходно. Каждый день одно и то же: службы, крестины, панихиды… Толпы исповедующихся и прочих людей с проблемами, которые хотят от тебя чего-то, не думая о твоих нуждах и проблемах, о твоем настроении. Сменить профессию, работу, как нам, мирянам, нельзя. Священник, по сути, человек подневольный. Или я ошибаюсь?
4. Мне всегда казалось, что священник — это просто профессия, работа такая. Если это так, то зачем же тогда брать личное благословение у священника? Или все-таки священники не совсем обычные люди и при рукоположении им предается особая сила?

—1. Да, таким может быть и называется это целибат. Жениться не может.
2. Они везде священники, и поэтому должны везде обращаться как и в храме, ведь называем мы так из-за уважения к сану. Матушки тоже должны называть как положено.
3. Трудно — да, а в остальном Вы ошибаетесь. Нет более лучшей жизни, чем служить Богу и людям. Смотреть нужно не на толпу, а на каждого в отдельности и любить его, тогда будет очень радостно, хоть и не без труда. Человек, который хочет жить для себя, будет тяготиться, и таким в священстве делать нечего.
4. Священство — это служение и сам образ жизнь, а у тех, у кого это профессия, действительно брать благословение, хоть и нужно, но духовно лучше не окормляться. Сила дается, но раскрывается она, если священник живет самоотверженно, жертвенно с верой и любовью к Богу и людям. Спаси Господь!

→ Как бороться с ревностью?

Задать вопрос

Замужем за батюшкой

Роль жены священнослужителя не каждой женщине под силу. Потому как это и не роль, а, наверное, особое состояние души. Быть матушкой почетно. Но ею надо именно быть, а не казаться, своим примером являя любовь, терпимость, верность, смирение, радость. Так какие они, эти женщины, помогающие нести мужьям священнический крест?

МАТУШКИНО СЧАСТЬЕ

Идеальных браков, как и людей, не бывает. Хотя поначалу любой девушке, мечтающей о замужестве, кажется, что очень легко быть верной и послушной женой, заботливой матерью. Но на деле не всегда получается. Скандалы, взаимные претензии – и вот уже пара на грани развода. Сохранить семью – тяжелый труд, а вот развестись действительно легко. Но если муж – священник, об этом речи быть не может. И не только потому, что «нельзя». Пообщавшись с матушками, понимаешь: для женщин, нашедших свое, не мирское счастье, мысли на эту тему уже неуместны. «Меня часто спрашивают: «Тяжело ли быть матушкой?,– говорит моя собеседница, матушка Галина, супруга священника Валерия Генсицкого, настоятеля храма во имя святого апостола Андрея Первозванного в г.Марксе.– Скажу так: матушкой быть – это счастье. Тяжело тем, кто без Бога. Особенно женщинам, семьи которых разваливаются, а они не знают, что делать. Один монах в Санаксарах, когда я обмолвилась о трудностях, сказал мне: «У тебя есть нерушимая опора – это Бог. Поэтому подумай лучше про тех, у кого ее нет». Это истина, к которой нечего добавить, и мне кажется, все матушки должны быть счастливы. Просто, выходя замуж за семинариста, нужно думать не о мирских утехах и развлечениях, а понимать, что в Церкви совсем другая радость, которая не поддается описанию. В миру радости молниеносны, они приходят и уходят, а здесь радость вечная… И нужно помнить, что священник женится один раз. А если девушку мирское притягивает больше, то не стоит такой шаг делать и связывать свою жизнь со священнослужителем».

Матушка Надежда, супруга священника Илии Кузнецова, клирика саратовского храма во имя преподобного Серафима Саровского, о реалиях семейной жизни со священником знает не понаслышке. Она родом из Челябинска, отец Илия – из Владимирской области, а их знакомство состоялось в Санкт-Петербурге, где будущая матушка училась в университете культуры и искусств, батюшка – в Духовной академии. По окончании учебы они оказались в незнакомом Саратове, куда направили служить мужа. Как говорит матушка Надежда: «В отношениях супругов в семьях священников больше терпения, смирения друг перед другом. Мы же понимаем, что наш брак навсегда, и поэтому мелким неурядицам уже не придаем значения. Матушка как бы растворяется в муже, детях, живет их нуждами, и в этом ее счастье. Мы понимаем, что у батюшки на первом месте служение Господу. Матушка должна быть тенью, которая ни в коем случае не мешает, но в то же время является надежным и верным тылом».

ПРАВАЯ РУКА

Вообще в какой-то мере доля священника перекликается с воинской службой: батюшки тоже часто не задерживаются надолго в одном храме, постоянно в переездах. У супруга матушки Галины, отца Валерия, например, в трудовой книге аж шестнадцать указов о переводах. И преимущественно по Саратовской области, хотя сами супруги родом из украинского села близ Почаевской лавры: «Первый приход у нас был в Хвалынске, куда мы попали еще молодыми и неопытными,– вспоминает матушка Галина.– Приезжаем впервые в чужую страну, в неизвестный городок, заходим в церковный дом, а там стол накрыт: наваристый борщ, тыквенная каша, пироги, и никого нет. «Как так?» – поразилась я. А оказалось, сестры приготовили и сразу ушли, чтобы нас не беспокоить. Такой прием, конечно, поразил. В Хвалынске батюшка прослужил 11 месяцев. Нашей дочке было всего две недели, как его перевели в Вольск. Оттуда в Новоузенск. Приобрели два дома, один для проживания, другой – под церковь. Но дома – громко сказано, это были две мазанки. Первые годы очень непросто нам пришлось. Там пустыня была в душах человеческих. Учили людей всему – брать благословение, обращаться к батюшке «отец Валерий». Стоило мне только назвать его Валерием, как все говорили точно так же. Нужно было учить продавцов правильно себя вести в церковной лавке. Ведь в храме распространение свечей, икон очень отличается от мирской торговли, где могут товар швырнуть на прилавок. И первое время, пока никто ничего не умел, и просфоры печь и всю работу хозяйственную в храме делать мне приходилось самой».

Как признается матушка Галина, она в то время хронически не высыпалась. Замесит тесто, затем поставит просфоры в духовку на пятнадцать минут, а сама ложится спать в кухне прямо на полу. Понимала, что если ляжет в кровать, то уснет и просфоры сгорят. Но постепенно с Божьей помощью жизнь наладилась. После восьми лет службы отец Валерий и матушка Галина оставили уже цветущий приход, а сами получили очередное назначение. Спрашиваю:

– Насколько тяжело давались все жизненные перипетии?

– Вы знаете, я очень люблю своего батюшку. У апостола Павла сказано про любовь, которая долготерпит, милосердствует, не превозносится. Прости, Господи, за эти слова, но мне кажется, моя любовь к нему такая и есть. И мне никогда не были в тягость переезды. Я всегда думала: а как батюшка будет один? Если любишь человека, храм и Господа, то всё, что делаешь, не считаешь за тяжелый труд. Переезды все были на мне – батюшка на службе, у него нет свободного времени. Дети тоже вырастают благодаря матушкам, потому что у их пап редко выдается свободная минутка. Особенно много забот, если батюшка – настоятель. Я порой пожалуюсь ему, что устала, а он в ответ просто скажет: «Тебя же матушкой называют». И как холодным душем обдаст. Или скажу, что кто-то из прихожан, как мне показалось, неправильно поступил, а он мне говорит, что я должна прихожанам кланяться, а не осуждать их.

На приходе порой матушку любят не меньше, чем батюшку. Возможно, к священнику кто-то стесняется подойти, поэтому идут к его супруге, она кажется мирянам более близкой, чем священнослужитель в рясе.

Не менее чем помощь в хозяйственных нуждах, священнику важна молитвенная поддержка, как рассказывает матушка Галина, за отца Валерия молились вместе с детьми на коленях. Дети даже жаловались, что коленки болят. Но матушка была неуступчива, отвечала: «Пока папе не будет хорошо, будем молиться».

И СТРОГОСТЬ В ПОМОЩЬ

Отдельный разговор – воспитание детей. У матушки Галины и отца Валерия их двое, сын учится в Духовной семинарии, дочь – студентка мединститута. С родителями они на «вы», так принято на Украине. Как привыкли с малых лет к такой форме общения, так и повелось, хотя никто из родителей на этом не настаивал. «Батюшка с детьми очень ласков, всегда выслушает, когда время есть. Я, наверное, скорее строгая мама, – улыбается матушка Галина. – Хотя сейчас дети говорят «спасибо», признаются, что теперь им легко идти по жизни. Но, может, это и правильно, когда один из родителей может побаловать, а второй более строг. Дети растут тогда более собранные, ответственные. Я сама росла в верующей семье. И когда приходило время молиться, нас, например, не спрашивали – устали мы или нет. Может, это и жестко, но в ребенке много лени, и порой его просто нужно заставлять. Пусть и не в строгой форме, а с любовью. Детям нужно прививать любовь к Богу, храму, молитве. Если у ребенка будет любовь к Богу, он в любой ситуации останется человеком».

В общем же, по словам матушки Галины, их детки росли, как все, ходили в детский сад, потом в школу. Разве что регулярно ходили на богослужения, причащались и еще совсем не болели. Когда матушка приходила с ними в больницу, врачи советовали другим мамам узнать у нее рецепт детского здоровья.

«К нам всегда, как к семье священника, приковано повышенное внимание, и благодаря нашим детям, – вспоминает матушка, – многие воспитатели, учителя впервые пришли в храм. Потому что по детям было видно, что семья живет в радости и здравии. Людей только собственным примером можно подтолкнуть сделать шаг навстречу Богу. Я когда перебираю в памяти события своей жизни, мне она кажется сплошным чудом, честно. И мы никогда не ощущали ни в чем нужды, все, что нужно, нам дал Господь».

У отца Илии и матушки Надежды – двухлетний сынок, через несколько месяцев они ждут очередного пополнения в семействе.

Матушка Надежда рассказывает, что маленькому двухлетнему Арсению супруги стараются сейчас в первую очередь прививать послушание, особенно по отношению к папе. Чтобы следовал сказанному с первого раза.

Матушка считает, что женщина совсем необязательно должна работать. Хотя она до замужества три года трудилась ризничной в храме и, если ее помощь будет нужна, когда подрастут детки, готова при необходимости приступить к работе. Но всё же считает – самое важное для женщины быть мамой, в этом ее призвание. А детишки должны быть обласканы, и как можно дольше, если есть такая возможность, воспитываться в семье, минуя детские сады.

«Стаж» супруги отца Илии как матушки пока небольшой, но главные выводы о своем «статусе» матушка Надежда уже сделала: «Главное – проявлять больше смирения, терпения и любви. Быть женой священника – большая ответственность, важно не выглядеть и не вести себя вульгарно, не сказать лишнего, не вводить людей в заблуждение, помогать по мере сил и возможностей. Но эта ответственность не угнетает, я счастлива в семье, и для меня большая радость помогать мужу и быть с ним рядом».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *