Может ли женщина

Ординация женщин в христианстве

Основная статья: Ординация женщин

Ординация женщин — возведение женщин в духовный сан, с правом предстоять при богослужении и таинствах. Особо дискутируется в протестантских церквях, разделяя их приверженцев на либералов и консерваторов. Острота вопроса связана с тем, что в отличие от исторических церквей протестанты не считают себя связанными «традицией» и отстаивают право на самостоятельное толкование Священного Писания. Кроме того, ординация женщин рассматривается некоторыми как следствие протестантского учения о священстве всех верующих.

Этимология термина ординация

Слово «ординация» (лат. ordinatio) — это латинский эквивалент греческого термина хиротония. Однако этимология этих слов различна. Хиротония (греч. χειροτονία) дословно означает возложение рук, а ординация — приведение в порядок, назначение. Оба термина имеют дохристианские корни. Слово χειροτονία происходит от χείρ (рука) и τείνω (вытягивать, простирать). То есть, дословно χειροτονία — это действие, производимое вытянутой рукой. В Древней Греции слово хиротония означало не только возложение рук, но и голосование путём поднятия руки (то есть избрание). Потому в первые века христианства этот термин имел двоякое значение: он означал как избрание, так и само поставление в священный сан (возложение рук). Известный византийский канонник Иоанн Зонара в своем разъяснении 1-го апостольского правила ясно говорит об этих двух значениях термина «хиротония». Тем не менее, в последующие столетия слово «хиротония» употреблялось почти исключительно для обозначения собственно посвящения в священнослужители (то есть возложения рук).

Аргументы за и против

Сторонники ординации женщин часто приводят слова апостола Павла, который утверждал, что во Христе половые различия упраздняются (Гал. 3:28), кроме того, в Ветхом Завете есть упоминание о пророчице Мириам, а в древней церкви существовали служения пресвитерид и диаконисс.

Противники говорят, что упразднение половых различий носит сотериологический, а не функциональный характер, и приводят в качестве контраргумента другие слова апостола Павла, в которых тот запрещает женщинам говорить в церквях (1Кор. 14:34), а также учить и властвовать над мужчинами (1Тим. 2:12) — со ссылкой на порядок творения и преимущественную вину Евы в грехопадении. Отмечается также тот факт, что, говоря о степенях служения в Церкви, апостол упоминает о епископах/пресвитерах и диаконах исключительно в мужском роде (1Тим. 3:2; 1Тим. 3:11), и что, согласно первоначальному Божьему замыслу, женщина была сотворена как помощница мужчины (Быт. 2:18). То есть если женщина (по ряду мнений) и может быть посвящена в священный сан, то только в диакониссы.

Практика

Первой женщиной, рукоположенной в священнический сан в христианской церкви была англиканская священница Флоренс Ли. Первая ординация женщин была произведена в Церкви Дании в 1948 году. Церковь Швеции впервые рукоположила женщину в 1960 году. В 1962 году её примеру последовала Церковь Норвегии, а в 1974 году — Церковь Исландии.

Сегодня практика ординации женщин в епископы принята в некоторых лютеранских, реформатских, англиканских и других церквях, например:

  • Евангелическая церковь Германии (объединение лютеранских и реформатских общин): Мария Йепсен, Маргот Кессман
  • Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии (лютеранство): Ирья Аскола.
  • Епископальная церковь (англиканство): Кэтрин Шори, Мэри Глэсспул
  • Церковь Швеции (лютеранство): Ева Брунне, Антье Якелен
  • Церковь Норвегии (лютеранство): Rosemarie Köhn

Также практика ординации женщин принята в некоторых баптистских, методистских, пресвитерианских, старокатолических, пятидесятнических и харизматических деноминациях, в том числе и в России.

Примечания

  1. Правила Святых Апостол, Святых Вселенских Соборов и Святых Поместных Соборов и святых отец с толкованиями. М., 2000. Т. 1. С. 13-14. (недоступная ссылка). Дата обращения 1 февраля 2012. Архивировано 5 февраля 2012 года.
  2. (недоступная ссылка). Дата обращения 1 февраля 2012. Архивировано 5 февраля 2012 года.
  3. Епископ Никодим (Милош). Правила поместных Соборов Святой Православной Церкви с толкованиями (недоступная ссылка). Дата обращения 28 ноября 2010. Архивировано 4 мая 2008 года.
  4. Епископ Никодим (Милош). Правила Святой Православной Церкви с толкованиями
  5. Девельт Д. Церковь в Библии. — М., 1994, с. 153
  6. Позняк О. С. Первая женщина-пастор в Исландии: путь к ординации (по материалам исландской прессы) // Аспирант. — 2015. — № 6-1 (11). — С. 7.
  7. Шведская Лютеранская Церковь отметила 50-летие первой женской хиротонии (недоступная ссылка). Дата обращения 26 ноября 2010. Архивировано 12 августа 2014 года.
  8. Позняк О. С. Первая женщина-пастор в Исландии: путь к ординации (по материалам исландской прессы) // Аспирант. — 2015. — № 6-1 (11). — С. 7—8.
  9. Женщина-пастор возглавила двухтысячную баптистскую церковь в Джорджии (недоступная ссылка). Дата обращения 26 ноября 2010. Архивировано 2 декабря 2008 года.
  10. Феминизм — есть ли проблема? (недоступная ссылка). Дата обращения 28 ноября 2010. Архивировано 1 декабря 2012 года.
  11. Первая священница Италии
  12. Польская католическая церковь Мариавитов
  13. В России рукоположена́ еще одна женщина-пастор

Ссылки

  • Может ли женщина быть пастором?
  • Локвуд, Грегори Дж. Ординация женщин
  • Проблема «женского священства» в современном протестантизме

Может ли женщина быть священнослужителем в Церкви

О разных видах служения в Церкви рассказывает епископ Сильвестр (Стойчев), ректор Киевской Духовной Академии.

Церковь осуществляет свое служение в окружении целого ряда философских, культурных, идеологических концепций, формирующих свое видение различных аспектов бытия человека и социума. На определенном этапе Церкви необходимо формировать ответ на возникшие, хотя и за ее пределами, но нередко, образно выражаясь, заходящие на Ее территорию идеи. Если возникают всякого рода запросы со стороны общества, Церковь, в принципе, должна давать на них отклики и объяснять свою позицию.

Таковым является вопрос о женском священстве, истоки которого за пределами Церкви, в феминистических движениях. Именно благодаря им возник вопрос о положении женщины в Церкви, в частности – вопрос женского священства. В любом случае во второй половине ХХ века вопрос о священническом служении женщин в Церкви стал одним из самых горячих вопросов во многих христианских конфессиях и остается таковым до сих пор.

Зачастую бытует мнение, согласно которому женщина испытывала определенного рода гнет в обществе и этот гнет всячески поддерживался Церковью. Однако необходимо отчетливо понимать, что на человеческие взаимоотношения всегда накладывают отпечаток существующие экономические, культурные, социальные отношения и правила. Церковь всегда являлась проповедником Евангелия в конкретном обществе. Если Церковь проповедовала в феодальном обществе с определенного рода взаимоотношениями, включая семейные, это не означает, что именно Церковь являлась источником этих отношений.

Церковь христианизировала народы, в том числе те, где исторически сложились особые отношения между мужчиной и женщиной, сформировалось особое положение женщины в обществе и т. д. И если Церковь несла там служение, то нельзя утверждать, что именно Церковь навязала или же поддерживала не всегда лояльное отношение к женщинам среди этих народов.

Важно понимать, что если бы Церковь, проповедуя среди этих народов, начала выступать против сложившихся, устоявшихся законов и правил, то она бы выступила в качестве детонатора революционных движений.

Это всегда было искушением для целого ряда деятелей разных эпох. Церковь же призывает человека изменить себя, в результате чего меняются все формы взаимоотношений вокруг.

Нередко звучат обвинения в адрес Церкви в навязывании и закреплении уничижительного отношения к женщине. Но это не так.

Священное Писание благоговейно свидетельствует о Богородице. Дева Мария почитается в Православной Церкви как Мать Господа нашего Иисуса Христа и ставится выше Серафимов и Херувимов. Кроме того, на страницах Евангелия образ женщины выглядит благороднее, чем образ мужчин: так, ученицы Христа оказались преданней и последовательней апостолов. Среди них не было предавших Учителя, не было сбежавших, не было отрекшихся.

Стоит вспомнить также эпизод из Писания, где одна из учениц помазывает ноги Христа миром. На возмущение учеников Господь отвечает: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26:13). Ни о ком из мужчин не было сказано таких слов, включая даже самых близких апостолов.

Что касается апостольских слов «Жены ваши в церквах да молчат» (1 Кор. 14:34). Это не означает, что женщина в храме даже спросить ничего не имеет права. В толкованиях святых отцов читаем, что женщины часто становились источником дискуссий прямо во время молитвы. Потому апостол далее говорит: «Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих» (1 Кор. 14:35). И это не потому, что муж умнее жены, а оттого, что они одна семья. И муж с женой должны друг другу всячески помогать. Если у вас возник богословский вопрос, решайте его с тем, кого вы выбрали себе в супруги, с самым близким человеком. Поэтому никаких уничижительных и унизительных коннотаций в этих словах апостола Павла нет.

Фраза из послания «Жена да убоится мужа» обычно используется в дискуссии как аргумент, все же остальные фрагменты Писания, которые говорят о женщине, не принимаются во внимание. Однако же в Посланиях апостолов сказано о том, что мужчина должен относиться к женщине как к собственной плоти, питать, греть ее и др.: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя» (Ефес. 5:33). Человек привязан к плоти своей: в холод мы ее греем, в голод – питаем. Мотив отношения человека к плоти был использован апостолом Павлом для того, чтобы засвидетельствовать, как должен муж любить и заботиться о своей жене.

В Священном Писании есть несколько важных текстов, касающихся формы служения женщины в Церкви. Собственно говоря, именно эти апостольские рассуждения интересуют нас больше всего в связи с анализируемой темой.

Вернемся к вопросу, который часто задают сторонники эмансипации и феминизма: «Почему женщина не может быть священнослужителем в Церкви? Не является ли это формой уничижения женщины?»

Для того чтобы ответить на него, мы должны исходить из принципов Священного Писания. Все дело в том, что в Церкви есть разные виды служений. Каждый служит общине и Православной Церкви в целом в том месте, куда его определил Господь по способностям и талантам. Кто-то священствует, кто-то имеет дар пророчества, молитвы, утешения и т. д.

В Церкви как в теле Христовом нет ущемленных, дискредитированных состояний. Каждый занимает такое положение, которое помогает ему максимально заботиться о других верующих.

Апостол Павел пишет: «Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу?.. Но Бог расположил члены, каждый в тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее… Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12:12–25). В соответствии с учением Церкви, каждый служит людям и Церкви теми дарами, которые дал нам Бог. Священство – это тоже один из видов служения Церкви.

В Библии достаточно много написано о служении разных людей в Церкви. К тому же совершенно не понятно, почему люди, так настойчиво ратующие за женское священство, считают положение священника в Церкви привилегированным. Это положение, связанное с особым видом служения, но отнюдь не с привилегиями.

И главное: у женщин есть свое служение в Церкви! И оно важно, и оно необходимо! На примере учениц Господних мы видим, что это служение заключается в том, чтобы проявлять заботу и невероятную преданность. Эти женщины воплощают дар милосердия, верности, преданности, дары, без которых трудно себе представить существование любой общины. Всегда есть те, которые требуют особого внимания и ухода: увечные, больные, одинокие люди. И милость, оказанная им, время им уделенное, особое о них попечение – одна из самых действенных и важных форм христианского служения.

Кто осуществляет разноплановую помощь в приходах? Кто занимается делами милосердия? Кто, в конце концов, заботится о благолепии храма и прихрамовой территории? Наши верующие женщины. Желание выйти за пределы этого служения – это попытка, чаще всего из-за гордыни, переформатировать формы служения в Церкви, пойти против тех даров, которые получены от Бога из-за эфемерных «прав» и «равенства».

Есть еще один важный момент в Священном Писании, по каким-то причинам вызывающий недовольство у феминисток: «…Впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2:15).

Как понимать этот текст? Его толковали многие христианские писатели и святые отцы. Так, Климент Александрийский говорит о том, что мужчина и женщина обладают одинаковой человеческой природой, но при этом отличаются друг от друга. Глубинная, правильная реализация природы конкретным индивидуумом происходит в определенного рода условиях. И возможность максимально развить себя как женщину дает именно материнство. В этом и есть главный смысл слов апостола. Женщина через материнство, через воспитание детей совершает свое служение. Даже если она не служит в Церкви, то реализует свое служение в рамках малой Церкви – своей семьи. И через это спасается.

Слова апостола Павла возвышают роль женщины. Не нужно их бояться или искать в них что-либо уничижительное. Служение женщины в Церкви – одно из самых достойных и важных, и нельзя себе представить Церковь без этого служения. Женщинам, которые пытаются поднять вопрос о женском священстве в Церкви, хорошо бы задать встречный вопрос: «Неужели вы готовы отказаться от самых радостных для женщины моментов, связанных с материнством, с воспитанием, с помощью окружающим, с милосердием, с заботой? Неужели Вам так не нравится быть женщиной и осуществлять свое бытие с теми талантами, которые Бог дал женщине?»

Епископ Сильвестр (Стойчев)

Может ли женщина быть священником?

Во время богослужения священник символизирует Христа, предстоя от Его имени за народ Божий, и со времен апостолов (которых поставил Сам Спаситель) это служение возлагается на мужчин. Есть ли в этом несправедливость по отношению к женщинам? Если бы речь шла о корпорации, в которой женщине не позволяют занять высокий пост или получить высокооплачиваемую работу, которую она могла бы выполнять, это было бы действительно несправедливо. Но Церковь принципиально отличается от мирского общества. В миру люди конкурируют из-за доступа к различным благам – например, к престижной и хорошо оплачиваемой работе. У людей при этом должны быть равные возможности добиваться этих благ.

В Церкви место священника не есть преимущество, которого добиваются в конкурентной борьбе; стать священником – это не приобретение, а жертва. Священство – это не престижная должность; это жертвенное служение, предполагающее суровое самоотречение. Можно возмутиться, если какая-нибудь компания запретит женщинам занимать руководящие должности; но едва ли стоит возмущаться тем, что какая-нибудь армия откажется посылать женщин на передовую.

Бывают ли женщины-священники? Особенности назначения священнослужителей в церкви

Олег Мальцев

Все чаще в сфере мужских профессий встречаются женщины. От руководящих должностей и политических постов и до таких специальностей, как водители общественного транспорта, токари и слесари. Но были и есть виды деятельности, которые женскому полу все-таки недоступны. Например, женщина не может исполнять обязанности священника в храме, эта должность возлагается только на мужские плечи. Истоки этой традиции берут начало из Библии.

Может ли женщина быть священником?

Можно выделить два основных пункта, почему женщина не может быть священником, исходя из почитания традиций, которые корнями уходят в древность:

  • Священник, в некоторой степени, является представителем Бога, а так как образ Всевышнего является мужским, то и служитель должен быть лицом мужского пола;
  • Женщина изначальна была создана в помощь и поддержку мужчине. Ей не следует главенствовать и управлять, ее задачей является помогать и поддерживать.

На литургии служитель участвует в символическом воссоздании событий Тайной вечери, во время которой Христос предлагал апостолам вино, как кровь Свою. Прихожане причащаются просфорой и вином из рук священника, а значит, он тоже должен быть мужчиной, как и Христос.

Что касается второго пункта, то женская помощь и поддержка являются важной задачей, в духовной жизни должен быть мир и порядок, для этого необходимо расставлять приоритеты по местам.

Священнослужитель — это в определенной степени управляющее и наставляющее прихожан высокопоставленное лицо, поэтому эта обязанность возлагается на мужчин.

Есть и физические причины для нежелания возлагать на женщину роль священника:

  • Менструации. Этот период у женского пола наступает ежемесячно, занимая от нескольких дней до недели. Конечно, с физиологией ничего не поделаешь, но если на обычном рабочем месте это почти не доставляет проблем, то в храме находиться во время кровотечения не следует. Могут быть исключения, но в основном, предписывается воздерживаться от посещения церкви в такие дни, потому что проливать кровь в храме нельзя;
  • Беременность и роды. Быть матерью — это очень важная и почитаемая роль в жизни, но есть предписанный срок, положенный для выжидания после рождения ребенка, не говоря уже о физической необходимости уходить в декрет.

Таким образом, множество рабочих дней в церкви из жизни женщины вычеркивается. Как бы ни были понятны эти причины, нельзя не признать, что значительную часть своей ответственной работы женщине-священнику пришлось бы пропускать. Частые сбои в работе священнослужителей могут не очень хорошо сказываться на порядке в храме, деятельность в котором всегда идет по графику.

Забота о своей семье — это почетная женская миссия, которая вовсе не рассматривается церковью пренебрежительно. Совсем наоборот, ей присваивается важное значение. Матери нужно постоянно иметь связь с детьми, часто звонить или отвечать на телефонные вызовы.

Работа священника нелегкая, требует самоотдачи и концентрации на своем деле. Во время службы люди обязательно выключают свои телефоны, и погружаются в атмосферу происходящего.

Женщины-священники в православии

Многие женщины почитаются в православии, среди числа святых есть много женских персон. Самая воспеваемая женщина в христианстве — Пресвятая Богородица, ей возносят много почестей и молитв.

Есть благочестивые уважаемые монахини, настоятельницы монастыря, но священников женского пола в православных храмах не найти.

Такое положение дел может не понравиться некоторым ярым феминисткам, которые практически везде стараются увидеть и искоренить унижение женского рода.

Однако, не стоит впадать в крайности, нужно уметь смотреть под разными углами, не ограничиваясь только несением флага феминистической революции.

Женщины священники в католицизме

В католической церкви также среди священников не найти женских лиц. Есть специальная энциклика, то есть документ от Папы Римского, посвященный вопросу значения пола человека для возможности его ординации (возведения в духовный сан).

Согласно этому письменному посланию, к священническому рукоположению можно допускать только мужчин.

Но ссылаясь на святость и авторитет Пресвятой Богородицы, в энциклике подчеркивается отсутствие во всей этой ситуации дискриминации, как таковой.

Люди различных полов играют разные роли в жизни и миссии Церкви, и следует толковать это не как дискриминацию, а как следование замыслу Божиему.

В каких направлениях христианства разрешена женская ординация

В настоящее время возведение женщины в духовный сан имеет место в некоторых других ответвлениях христианства, таких как протестантизм (реформатское направление), лютеранство и англиканство.
Некоторые из церквей, в которых производится женская ординация:

  1. Евангелическая церковь Германии;
  2. Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии;
  3. Епископальная церковь;
  4. Церковь Швеции;
  5. Церковь Норвегии.

Как в начале Библии упоминается различие между женским и мужским родом?

Согласно священному Писанию, первый человек – Адам был мужчиной, сотворенным Богом по Его образу и подобию. Женщина же была создана из ребра мужчины, как его жена, друг и помощница.

Первые люди были сотворены для мирной жизни в Эдемском саду, и отношение их друг к другу не должно было иметь тех эмоциональных оттенков, что присутствуют в современном гендерном обществе. Просто они были различны, но в то же время частями одного целого.

Не было плохого в том, что Ева была помощницей своему мужу, ведь она была и радостью для него.

Потом события развились уже более прискорбным образом, Ева послушала искусителя и подбила своего мужа на нарушение запрета. Она злоупотребила своим близким к равенству положением, повлияв на Адама, убедив его сделать то, что было делать нельзя.

Таковы религиозные истоки различного отношения к мужчине и женщине. Церковь представляет собой ядро института религии, и нельзя просто взять и перевернуть с ног на голову часть лежащей в основе информации в угоду современным веяниям.

Это не должно быть обидно, ведь женщины могут быть причастны к деятельности в храме, они лишь не могут совершать служения.

Ущемляет ли такое положение дел какие-либо женские права?

Феминисткам не стоит искать в этой ситуации несправедливость и ущемление прав. Церковная жизнь — это отдельная система, ее не следует путать с обычным мирским обществом.

Стремление к посту священника — это не обычная борьба за руководящую должность в организации или за высокооплачиваемую работу. Здесь не место тщеславию, желанию занять престижное место.

Человек, ставший священником, приобретает не просто значимую должность, ради этого он должен принести многое в жертву, в том числе и свою гордыню.

Ему придется вести строгую жизнь, отречься от немалого количества мирских утех, выслушивать человеческую боль во время исповеди, принимать на себя ответственность за свои слова, влияющие на разум и душу внимающих ему прихожан.

Это нелегкая работа, не предполагающая по своей сути большого земного вознаграждения. Сейчас, настроенная феминистически женщина может захотеть даже служить в армии. Но стоит ли ей возмущаться из-за того, что ее все же не отправят на передовую?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *