Можно ли фотографировать в церкви

Можно ли фотографировать в церкви?

КОММЕНТАРИИ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ

Отец Николай: По законодательству Российской федерации фотографирование в общественных местах не запрещены, за исключением некоторых нюансов. Например, нельзя фотографировать определенные картины и животных со вспышкой, так как это может наносить вред. Что касаемо можно ли фотографировать в храмах, то с законодательной точки зрения это не запрещено, но со стороны православия и веры перед тем, как начать фотографировать в храме, стоит спросить об этом разрешение либо у настоятеля храма, либо у одного из его служащих.

Отец Никадим: В нашем храме фотографирование разрешено. Единственное, когда мы не разрешаем фотографировать в церкви, это когда проходят обряды таинства, например, крещения, но и то в том случае фотосъемка запрещена, когда окрещаемые или его родители против фото и видеосъемки. Если же в храме имеется предупредительная надпись о запрете фотографирования, то стоит соблюдать такой запрет, ведь настоятель храма уведомляет вас, что в церкви фотографировать нельзя, значит на это есть свои божьи причины. Рекомендуем ознакомиться, МОЖНО ЛИ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ КРЕСТНЫХ?

Юрист: Можно ли фотографировать в храме? Да, конечно, можно согласно Конституции России, но стоит помнить, что есть еще вера и верующие и если в храме по каким-то причинам просят не фотографировать, то стоит это соблюдать и уважать чувства верующих людей.

В храмах и церквях разрешают фотографировать Крещение, Венчание и богослужения, которые хочется запомнить навсегда. Прихожане часто сами запечатлевают Таинства посредством фотоаппарата или телефона. О том, какие правила и советы следует учитывать, чтобы не помешать батюшке и чтобы фотографии получились качественными, передали атмосферу светлого праздника, рассказала фотограф Елена Белоус. Она уже более пяти лет фотографирует Таинство Крещения. Елена подобрала 10 советов для тех, кто решил не приглашать фотографа и обойтись своими силами.

Фото Елены Белоус

1. Разрешение и благословение на фотосъемку в храме

Перед Таинством стоит обратиться в церковь и узнать, можно ли там проводить съемку, а перед самой съемкой нужно подойти к священнику и попросить благословения на проведение фото- или видеосъемки.

«Перед обрядом я всегда стараюсь показать свои работы и попросить святого отца работать со мной заодно – не закрывать ребенка во время подстригания, окунания в купель и других крайне важных моментов Таинства Крещения», – рассказывает Елена.

2. Одежда и обувь

У женщин должна быть покрыта голова, закрытые плечи и зона декольте, юбка ниже колена.

«Для того чтобы не бороться со спадающим платком, рекомендую надеть баф, он уж точно не станет предательски сползать с головы. Ели Вы-таки решили надеть платок, хорошенько закрепите его невидимками, – рекомендует Елена. – Стоит отметить, если Вы девушка и собираетесь быть фотографом, лучше наденьте брюки. Во время фотосъёмки могут обнажаться ноги, а этого стоит избегать в храме».
Мужчинам следует выбрать удобную одежду, которая не сковывает движения. Главное – она не должна скрипеть, звенеть, шелестеть и т. д.

«Откажитесь от пайеток, металлических украшений, лишнего декора на поясах и обуви. Фотографу необходимо бесшумно передвигаться по церкви, не задевая лишними элементами своей одежды иконы, свечи и людей, находящихся в храме, – рассказывает Елена. – Опыт показал, что фотографировать лучше в кроссовках. Это наиболее бесшумная, мягкая обувь. Но самое главное – устойчивая».

3. Не стоит ходить перед священником и перед иконой, расположенной в центре храма. Также нельзя заходить на солею

Никогда не ходите между священником и крестными (венчающимися). Это запрещено!

«Я много снимала Крещение и видела разных фотографов. После таких действий к ним подходят служители храма и просят прекратить съемку, – отмечает Елена. – Обходите крещаемых или венчаемых за их спиной».

4. Во время отречения от сатаны нельзя стоять перед крестными!

Во время Таинства Крещения крестные отрекаются от сатаны. Они должны повернуться к выходу из храма, трижды дунуть и плюнуть на него. Стоять, а тем более фотографировать стоя на входе в храм запрещено. Если Вы в этот момент каким-то образом окажетесь там, Таинство могут остановить и сделать Вам замечание, а фотограф не должен обращать на себя столько внимания.

5. Съемку Крещения лучше вести сбоку, ближе к алтарю.

С этой точки вы сможете фотографировать всех – священника, гостей и, собственно, крещаемых или венчаемых.

Стоит зайти в храм на несколько минут раньше, чтобы освоиться, определить удачные ракурсы и спросить священника, где Вы не будете ему мешать.
Часто Крещение происходит не в главном зале храма, а в отдельном помещении – крестильне. Там, двигаясь буквально вокруг своей оси, Вам нужно сделать красивые кадры. Лучше к этому подготовиться заранее.

6. Техника

Если фотографируете для себя, лучше это делать с помощью хорошего беззеркального фотоаппарата. Эта техника совсем не издает шума. У таких фотоаппаратов нет звука затвора, как у профессиональных зеркальных камер.

«Непрофессиональные фотографы часто делают по 10 кадров в секунду. Частое клацанье затвора убивает атмосферу Таинства, мешает священнику и отвлекает гостей от магии, которая происходит в момент Крещения, – делится Елена. – Так что если у Вас зеркальная фотокамера, лучше ограничиться 200 кадрами, снимая по чек-листу. Опытный фотограф знает, когда лучше фотографировать и на чем акцентировать внимание во время Крещения».

Фотоаппарат должен позволять задавать высокие значения ISO. В церкви может быть достаточно темно. Фотографируйте в ручном режиме. Вручную нужно будет выставлять абсолютно все настройки.

«Камере очень тяжело понять, что Вы от нее хотите в таких условиях, – отмечает Елена, – свет в церкви «грязный» (зачастую 3-4 источника света с разной температурой). Вам необходимо выставить баланс белого, определить желаемую температуру можно изучив шкалу цветовой температуры Кельвина. Также для фотосъемки в храме Вам понадобятся светосильная оптика, объектив 50 мм 1.2/1.4. Если у Вас имеется только стандартный объектив со светосилой 4 и больше, лучше поискать другую технику, иначе фотографии могут получиться темными или «шумными» (за счет увеличения ISO)».

7. Вспышка. За и против

Во многих храмах вспышка запрещена. Почему так?

Во-первых, вспышка мешает священнику и посетителям храма. Люди приходят помолиться, в спокойствии поговорить с Богом.

Во-вторых, иконы не терпят яркого света. Как и в музеях, в церкви есть древние иконы, которым противопоказан интенсивный свет.

В-третьих, неправильное использование вспышки может испортить все фотографии.

8. Когда источник света сзади

Лучше не фотографировать портреты на фоне окна, когда источник света сзади. Отойдите на 10-20 градусов в сторону и сделайте портрет на фоне стены. Так изображение будет более резким, гармоничным.

«Если же окна (или открытой двери) избежать сложно, попробуйте правильно настроить камеру, – рекомендует Елена. – Для такой съемки лучше выбрать точечный режим экспозамера – камера в этом случае будет замерять количество света по главному объекту съемки, на который попадает точка замера. Нужно помнить, однако, что придется пожертвовать яркостью фона: фон будет пересвеченным, объекты на нем будет плохо видно (или не видно вообще), но лишь при фотографировании, в контровом же свете все выглядит естественно».

9. Чередуйте общие, крупные и средние планы

Чтобы передать атмосферу действия, стоит чередовать общие, средние и крупные планы. Также не нужно забывать о деталях, таких как свечи, кружево или вышивка на крыжме, крестик и волосы, которые срезали с головы крещаемого.

10. После Таинства Крещения фотографу необходимо подойти и поблагодарить священника за работу, а также предложить сделать общую фотографию в храме или возле него.

Надеемся, что эти советы помогут в фотосъемке и у Вас получится много интересных, эмоциональных фотографий.

Елена Белоус

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (3079)

Про разные фотографические приметы, свадебные явления, или Почему нельзя фотографировать спящих людей?

by Alexandr Marynkin

Фотографам в процессе работы приходится общаться с самыми разными людьми, а значит сталкиваться и с невероятным количеством примет, поверий и суеверий. Хорошо, если человек занимается предметной фотографией и для заказчика важным является только то, чтобы нумерация фотографий товаров не содержала числа 666 или 13, а как же выкручиваются свадебные или детские фотографы? Например, существует ведь поверье среди обывателей, что нельзя фотографировать спящих людей, потому что считается, что во время сна душа человека отлетает от тела, и если сделать в этот момент фотографию, то всякие колдуны, ведьмы, чародеи и прочая магическая сила может через снятое изображение наложить проклятье, заклятье, приворот, заговор и прочие колдовские штучки, чем, несомненно, и навредить живому человеку.

К великому сожалению, статистические данные по этому поводу отсутствуют. И нельзя с известной долей вероятности сказать, что сфотографировали спящего человека, и случилось с ним непоправимое. А вот этот живет и здравствует только потому, что родители в свое время не разрешили делать «сонные фотографии», когда ребенок спал. Именно поэтому фотографы должны понимать и знать некоторые суеверия, чтобы выполнить свою работу и, в частности, сделать милые, хорошие фото спящих младенцев.

by Олег Марченко

Современные суеверия возникают из совпадений и переиначивания старых примет. Нередко они заимствуются из других культур, особенно сейчас, когда мир стал гораздо меньше, благодаря телевидению и открытым границам. Чем старше люди, тем больше они обрастают (в среднем) приметами и суевериями. И свадебному, и детскому фотографу приходится не только хорошо ориентироваться в человеческих предубеждениях, но и хорошо знать их, быть готовым, чтобы вовремя суметь развеять мистические сомнения.

by Nathaniel-Smalley

Например, когда появляются прекрасные фото новорожденных, которые вызывают умиление у зрителей, миф исчезает сам собой!

А если рассмотреть свадебные приметы, то бороться с ними вообще долг каждого здравомыслящего фотографа, ведь свадьба – дело тонкое и подход к участникам торжества должен быть предельно аккуратный.

Давайте рассмотрим самые распространенные свадебные приметы и подумаем, что с ними делать, чтобы они не осложняли фотосъемку.

  • Нельзя фотографировать невесту одну.

На самом деле – это полный бред от невестиных мамаш. Девушка мечтала о дне свадьбы, чтобы побыть принцессой, нельзя же лишить ее возможности иметь прекрасные портреты, которые потом будут еще долгие годы мотивировать человека быть красивой и необыкновенной!

  • Если не рассчитаться с фотографом, то муж свекрови уйдет к теще.

Истинная правда! Каких только бед не свалится на голову того, кто решит не отдавать обещанный гонорар за фотосъемку.

  • Нельзя фотографировать молодых на фоне храмов.

В данном случае необходимо уточнить, какую религию исповедуют жених и невеста. Вполне вероятно, что для них вообще не имеет значения, что располагается на заднем плане, главное, чтобы фотография была красивой. В противном же случае – храм должен соответствовать религии молодоженов.

  • Вообще нельзя фотографировать молодых в день свадьбы.

Это явные происки видеооператоров.

  • Если фотографа покормить на свадьбе, то это к хорошим фотографиям.

Вполне логичное умозаключение. Главное, его нужно вовремя донести до руководителя торжественного события.

  • Никому нельзя быть в черном на свадьбе.

Этого нельзя понять, это нужно просто запомнить. Возьмите на заметку, что даже фотографа за черную футболку могут выгнать.

  • Невеста не должна выпускать букет из рук до конца свадьбы.

by Marcel Sander

История умалчивает суть этой приметы, но бороться с ней легко. Объясните невесте, что все фотографии будут однотипными. Букет может держать незаинтересованное особо доверенное лицо, например, ассистент фотографа.

  • Нельзя фотографироваться между женихом и невестой.

by Louis Felix

Нельзя, значит, нельзя! Тут уже, как говорится, – третий лишний.

  • Нельзя выходить замуж в мае – всю жизнь будут маяться.

А если выходить замуж в апреле, то всю жизнь будут апрелиться! Но на самом деле примету придумали сами фотографы. Должен же быть отпуск хоть когда-нибудь у фрилансеров.

  • Нельзя фотографировать невесту в зеркале.

by Сергей Миннигалин

Одни из лучших фотографий обычно получаются, когда снимают с отражениями. Чтобы убедить невесту в бессмысленности подобного, спросите:»А не поменять ли вам зеркальную камеру на какую-нибудь мыльницу». Такие заявления обычно звучат очень угрожающе.

  • Подружка невесты должна целоваться со свидетелем.

Вполне хорошая примета. Если подружка симпатичная, то еще и с фотографом, если не очень – с оператором.

  • Нельзя фотографировать молодых, стоящих по разные стороны дерева.

Не заморачивайтесь с этим, они вам и сами скажут, если в такую чушь верят.

  • Особым перлом можно считать придумку одной мамаши невесты, что нельзя фотографироваться молодым, если в кадре есть здание: мозги у молодых окаменеют; если есть деревья: ноги откажут; да и вообще – в Древней Руси не фотографировались и жили счастливо.

by Adam Ludwik

Против аргумента, что было в Древней Руси особо не возразишь, но главная задача фотографа все-таки следить, чтобы на снимках из головы молодоженов ничего не торчало. За это можно получить по первое число и в худшем случае лишиться даже гонорара.

  • Первая фотография у невесты в свадебном платье должна быть с матерью или женихом.

Прекрасная примета! Стоит крикнуть: «Да на здоровье!»

Естественно не забывайте придумывать приметы сами. Например, что мол все, кого вы снимали – живут долго и счастливо и только одни развелись, потому что не заплатили аванс. Это добавит вам очков и +20 к красивости вашего портфолио.

Вообще против примет очень хорошо помогают другие приметы. Надо только не забывать говорить бабушкам, тещам, свекровям, что у вас счастливый объектив, специальная свадебная накамерная вспышка, а штатив для фотоаппарата – вообще лучший друг стабильности отношений молодых.

«Как-то с товарищем мы проходили мимо Успенского храма. По сути, ничем не примечательная церковь в спальном районе города. Есть только один забавный факт: до храма это был кинотеатр. Незло пошутили, что после революции власть приватизировала церковное имущество, а сейчас настало новое время:) По этому поводу решили сфоткать церковь. Зашли во двор, успели сделать один кадр, как из храма буквально вылетел брутальный лысый дядечка. Со словами «Сюда идем», сам ринулся навстречу. На «нейтральной территории» он суровым, но спокойным голосом спросил, для чего мы фотографировали храм. Спорить с ним не хотелось, поэтому честно сказали, что у здания интересная история. Охранник вроде бы успокоился…»

(история из Интернета)

Такие истории сегодня нередки. Казалось бы, чего такого, что ты запечатлел красивое здание, тем более, если оно является памятником архитектуры? Но нет, порой служители храма так ревностно утверждают, что съемка запрещена, будто держат за пазухой военную тайну!

Разбор изнутри

Для начала хочется отметить – чтобы не попасть в подобную ситуацию, лучше заручиться благословением на съемку. Его можно взять у настоятеля храма или монастыря, а если их нет – у лиц, исполняющих их обязанности (например, ключаря или наместника). Если же и их вы не можете найти, тогда обратитесь к братии или служащим храма – они точно все расскажут и объяснят.

Согласно как законодательству, так и церковным правилам, фотографировать внутри храма можно. Конечно, есть несколько нюансов, но о них расскажу ниже.

Важно помнить, что когда вы находитесь в церкви – вы в гостях. А значит, какое-либо ваше самовольство должно вами же и пресекаться. Подойдите к батюшке, сообщите о своих намереньях поснимать внутри храма – скорее всего вам не откажут. Могут лишь указать те места, куда не стоит лезть с камерой.

Некоторые спрашиваю, можно ли фотографировать Таинства. В 90% из 100 священники дают на это добро. Разумеется, при условии, что вы знаете фотографируемых людей. В конце концов, такие Таинства, как Крещение или Венчание, проходят раз в жизни. Поэтому иметь в домашнем альбоме несколько фотографий с этого замечательного события точно не лишне. Снимок станет памятным документальным свидетельством. К тому же и через фотографию Господь может донести определенные блага! Возможно, просматривая ваши изображения люди обретут душевное спокойствие, или вообще откроют для себя Церковь.

Если вы получили разрешение на съемку Таинства, нелишним будет поинтересоваться у священника, где лучше стоять, с какого ракурса снимать, на какие детали обратить внимание. Вопросы эти не случайны. Так вы предугадаете сразу несколько аспектов. Во-первых (уже говорилось), вы находитесь в Доме Божьем, и лишняя, беспричинная, суета тут неприемлема. Из этого вытекает следующее: не надо демонстративно показывать, что вы фотограф и вам ничего не надо, окромя выполнения своего профессионального долга. Когда вы в храме – вы в гостях, и вы не знаете наверняка, для чего тут собрались остальные прихожане. Не ломайте отношения человека и Бога, не мешайте священнику грамотно проводить обряд. Лучше всего воспринимать сьемку, как некое послушание. Во-вторых, священники от вашей фотосъемки тоже имеют определенную выгоду. Самое меньшее – вы прославляете их храм, а значит — увеличиваете поток прихожан. В-третьих, кроме общих композиций следует уделить особое внимание и деталям. Просто потому, что это красиво.

В идеале фотографировать надо либо до Таинства, либо после, чтоб во время проведения самого обряда молитвенно поприсутствовать с собравшимися. Но обычно право выбора остается за вопрошающим.

Со «внутренним миром» мы разобрались.

Что касается внешнего облика храма, то его фотографировать не запрещено. Зачастую храмы – это настоящие произведения искусства, поэтому оставлять их вез внимания – это как минимум глупо. В наши дни именно с фотографий церковных зданий люди начинают интересоваться религией: выясняют, что это за храм, где он расположился. И так, шаг за шагом, приходят к вере.

Иногда священники говорят о небольшом моменте, который, кстати, не лишен смысла. Фотографировать сам храм можно и нужно, но вот фотографироваться на фоне храма все-таки не следует. В этом случае идет некая «игра образов». Для христианина на первом месте стоит Бог. Фотографируясь же на фоне храма, человек в первую очередь выставляет себя. Таким образом, Господь словно бы отодвигается на второй план. Хотя и тут все на совести людей.

Табу на фото

Несмотря на то, что по всем правилам фотографировать в стенах храмов и монастырей можно, все таки не следует пренебрегать запрещающими знаками. Если вы увидели табличку, что снимать на территории запрещено, лучше не вступать в дискуссии, а принять все как есть. Вывешивать подобные знак будут только с напутствия настоятеля, значит и заперт идет от него.

Священники могут запретить фотографировать по ряду причин.

В первую очередь это касается храмов, с большим количеством прихожан. Ваши действия (как уже неоднократно говорилось выше) могут нарушить незримую связь Бога и человека. Как следствие, люди могут разозлиться, что в храме недопустимо. К тому же и вам стоит задуматься – так ли важна для вас эта фотография? Что вы потом будете с ней делать? Выложите в Интернет? Будете созерцать долгими зимними вечерами? Вряд ли… Скорее всего, вы забудете о ней сразу же после «щелчка затвора».

Во-вторых, запрет накладывается на церкви со старой росписью, иконами, деталями интерьера или иными старинными предметами. Вспышки фотоаппарата могут принести непоправимый вред краскам, а значит вы, сами того не осознавая, разрушите святыню.

В-третьих, не следует самовольно фотографировать торжественные богослужения, в том числе Божественную Литургию. Несмотря на всю тожественность и нарядность обрядов, люди, принимающие в них участие, сконцентрированы на молитве. Не надо мешать им. К тому же есть вероятности, что большая часть кадров получится бракованной.

Есть и личные причины для запрета на сьемку. Например, в монастырях. Обитель – это не только территория незримого обитания Бога, но и место жительства братии. В буквальном смысле! Поставьте себя на место монахов – вам точно будет неприятно, если в ваш дом придут посторонние люди (хоть и по вашему приглашению) и станут фотографировать каждую мелочь.

А еще среди пришедших в храм есть люди с грешными помыслами. К сожалению, исключать этого не стоит. Из разговоров с церковными охранниками понимаешь две детали – каждый из служащих в храме боится пострадать от нечистых на руку.

Ни для кого не секрет, что сегодня ряд средств массовой информации (в том числе, Интернет-ресурсов) пытается очернить Церковь. И один из самых простых, но действенных способов – это клевета. Один из служащих как-то поведал мне (имя просил не называть): «На прихрамовую территорию зашли молодые люди. Они долго ходили вокруг церкви, фотографировали его, выбирали ракурс. Мы не мешали им. Да и что им предъявить, когда формального запрета на съемку нет? А спустя какое-то время, в Сети появились изображения нашего храма, которые никак не соответствовали действительности. На одном фото у крыльца стоял дорогой автомобиль. А возле него наш, якобы позирующий у своей модной тачки, батюшка. На другой фотографии – на колоколенке храма расположилась спутниковая тарелка. И так далее. Фотомонтаж творит чудеса. И этим «чудесам» почему-то верят? Особенно, если под ними есть характерная надпись: «Вот куда идут деньги прихожан!» К слову, батюшка, до храма всю жизнь на трамвае добирался». К сожалению, такие случаи не единичные, и лжесвидетельства из серии «Прихожанин, подай на машину» еще долго будут ходить в Сети. Хоть правда и не на стороне провокаторов, служителям церкви все равно неприятно.

Другой аспект касается церквей, где есть действительно ценные святыни. Например, старинные иконы или утварь из драгметаллов. Не идеализируйте людей приходящих в храм. Вполне возможно, что потенциальные воры захотят присвоить себе церковное имущество. Или перепродать вещи по своим каналам. Фотографирование в данном случае может стать ни чем иным, как «разведкой». При помощи фотоаппарата могут быть выявлены такие мелочи, как расположение похищаемого предмета, охранные системы, недостатки внутренних конструкций храма. На улице камера может запечатлеть места возможного отхода: лазы, дыры в заборе, — а также места экстренного схрона украденного. Все-таки церковь – это не квартира, и к ее ограблению преступники заблаговременно готовятся.

Встречается и еще один схожий момент, но наиболее часто он касается старых городских храмов, которые после революции выполняли нехрамовую роль и недавно были переданы РПЦ. Не секрет, что земля для застройки безумно дорога и иные люди пытаются заполучить ее незаконным путем. Фотографируя реставрируемый объект, можно определить его слабые места, систему коммуникаций и другие мелочи. А затем, такие люди, например, устраивают небольшой пожар, который «сам собой» достигает колоссальных размеров. Здание выгорает, и у застройщиков есть новое место для возведения очередного бизнес-центра или торгово-развлекательного предприятия.

Не игнорируйте запрет на съемку! Если в данном месте так заведено, то не надо устраивать бурю в стакане, и пытаться доказать свою правоту. Вы находитесь в гостях, а со своим уставом в чужой монастырь не лезут!

Однако, если вам прямо «смерть как охота» пофотографировать, то лучше заручитесь поддержкой настоятеля храма.

Кроме того, священнослужители называют запрет на фотосъемку не иначе как необходимой мерой безопасности. И, как выясняется, не зря. К примеру, по словам того же Игоря Палкина, многие настоятели знают немало историй, когда кражам древних икон и других религиозных предметов предшествовал именно приход человека с фотоаппаратом. Это не значит, что именно фотограф и оказался тем самым вором. Иногда для того, чтобы привлечь преступников достаточно выставить снимки в социальных сетях.

Несмотря на перечисленные выше обстоятельства, возможность сделать несколько кадров в помещении храма все-таки есть. Для этого священники рекомендуют обратиться за благословением к служителям данной церкви.

Если же батюшка не даст своего благословения, а в лавке не окажется открыток с заветным храмом, священник Игорь Палкин призывает: «Сложите все, что увидели, в своем сердце, а Господь за мирное сердце и смирение вполне вас утешит».

Почему нельзя фотографировать в храме?

Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

Часто в храмах можно увидеть объявление, запрещающее фотографировать иконы. Во многом этот запрет происходит из соображений благочестия: фотографирование во время богослужения отвлекает прихожан от молитвы. Именно поэтому на проведение фотосъемки лучше всегда заранее попросить благословение у священника.
Но иногда запрет на фотосъемку в храме объясняют тем, что это может повредить древним фрескам и иконам. Попробуем с этим разобраться. Как влияет фотографирование на старинные росписи и иконы? Можно ли таким образом испортить их? Иконы пишутся темперными красками или маслом. Фрески — темперой. Эти краски считаются относительно светостойкими. Самый опасный свет для них — прямой солнечный. А гораздо сильнее, чем свет, на сохранность влияет влажность и температура воздуха.
Фотографирование как таковое не приносит вреда произведениям искусства. Дискуссия ведётся лишь по поводу использования вспышки. Хотя импульс и длится доли секунды, вспышка может повредить красочный слой старинных росписей. Поэтому в храмах, где находятся уязвимые росписи, как в музеях, использование вспышки под запретом.
Впрочем, сегодняшняя техника позволяет делать хорошие фото и без вспышки: цифровые фотоаппараты могут давать хорошее изображение при слабом освещении.

Можно ли фотографировать людей в церкви. В храме нельзя фотографировать

В этом году я с семьей путешествовал по Крыму, был во многих храмах и монастырях. Конечно, хотелось сделать фотографии на память, но почти всюду были свои запреты. В одном монастыре нельзя фотографироваться рядом со святынями, во многих храмах запрещена съемка во время богослужения. Оправдан ли этот запрет? Федор

Отвечает священник Игорь ПАЛКИН, клирик храма мученицы Татианы при МГУ, фотограф:
— В Деяниях апостолов рассказывается, как тень апостола Петра исцеляла больных, лежавших рядом с дорогой, по которой он шел. Тень — это тоже фотография. Причем в самом прямом смысле — рисунок, сделанный светом. Сегодня известны случаи мироточения иконочек, исполненных типографским способом. То есть в основе этих иконочек — тоже фотография.

Поэтому святыни фотографировать, конечно, можно. Цель таких фотографий — сохранить память о местах, где мы прикоснулись к благодати. И когда нам плохо или мы унываем, взгляд на эти снимки вполне может укрепить в нас веру или побудить к молитве.
Почему же во многих храмах и монастырях не разрешают фотографировать? На это есть несколько ответов. Храм — место молитвы, и запрет на съемку во время богослужения указывает именно на это. Не очень-то хорошо своим хождением и вспышками мешать молиться нескольким десяткам человек. Даже если в храме всего один человек, его молитва дороже прекрасной фотовыставки.

Монастырь же — не просто несколько храмов, но и место, где живут монахи — люди, ушедшие из мира ради молитвы. Монастырь для них — дом в самом прямом смысле. Наверное, мало кому понравится, если у него в квартире будут его фотографировать без разрешения? Поэтому лучше взять благословение на съемку. Правда, иногда благословение предлагают купить (мне лично предлагали). Вот это, уверен, недопустимо. Конечно, необходимо объяснять паломникам значение жертвы и побуждать к ней, но не заставлять. Об этом неоднократно на епархиальных собраниях говорил Святейший Патриарх.
Еще часто не разрешают фотографировать из соображений безопасности. Архиереи древних епархий и настоятели старых храмов не понаслышке знают о том, что кражам святынь часто предшествует их фотосъемка. Увы.

Что же делать, если у вас не получилось взять благословение у настоятеля или идет служба, а уже пора уходить? Зайдите в книжную лавку. Там почти всегда в продаже есть фотографии, открытки или книжки про это святое место. Причем фотографии в них сделаны профессионалами в разное время года и наверняка будут лучшего качества, чем вы сделаете сами за пять минут. Я, например, поступаю именно так. А если уж и в лавке ничего нет — сложите все, что увидели, в своем сердце, а Господь за мирное сердце и смирение вполне вас утешит.

На дверях многих православных храмов имеется знак, изображающий перечеркнутый фотоаппарат. Понятно, что это означает запрет на съемку внутри помещения. Но для чего необходимо такое правило? Почему в церкви нельзя фотографировать?

Кроме того, священнослужители называют запрет на фотосъемку не иначе как необходимой мерой безопасности. И, как выясняется, не зря. К примеру, по словам того же Игоря Палкина, многие настоятели знают немало историй, когда кражам древних икон и других религиозных предметов предшествовал именно приход человека с фотоаппаратом. Это не значит, что именно фотограф и оказался тем самым вором. Иногда для того, чтобы привлечь преступников достаточно выставить снимки в социальных сетях.

Несмотря на перечисленные выше обстоятельства, возможность сделать несколько кадров в помещении храма все-таки есть. Для этого священники рекомендуют обратиться за благословением к служителям данной церкви.

Запрещено ли снимать в церквях и монастырях ?

Любая церковь — это обычная общественная организация. Устанавливать какие-то правила поведения, обязательные для посторонних, она не может. Так называемые «внутренние установления» религиозных организаций, предусмотренные законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 15), не могут противоречить законодательству.

Кроме того, при оказании церковью услуг (крещение, отпевание, и.т.п.) применим закон «О защите прав потребителей», шестнадцатая статья которого запрещает устанавливать какие-либо ограничения, помимо тех, что установлены федеральным законом или постановлениями Правительства. (Это не относится к отсутствию чеков: церквям разрешено торговать без кассовых аппаратов). Большинство церковных услуг имеют все признаки так называемой «притворной сделки», то есть, такой сделки, которая совершена с целью прикрыть другую, настоящую. Как правило, возмездное оказание услуги маскируется под «пожертвование», которое потребитель должен сделать в пользу прихода, причем размеры таких «пожертвований» чаще всего строго определены.

К сожалению, на практике добиться соблюдения закона от священника православной церкви, скорее всего, будет нереально, даже с помощью жалоб в контрольные органы. Политика тотального «оцерковления» приводит к тому, что государство смотрит «сквозь пальцы» на это и другие нарушения законодательства служителями православного культа (такие, например, как торговля без лицензии алкоголем и ювелирными изделиями, а также несоблюдение закона «О защите прав потребителей» при торговле в церквях, замаскированной под «сбор пожертвований»).

Многие церкви и монастыри являются объектами культурного наследия, и ограничения на доступ к ним могут устанавливаться только по согласованию с соответствующим надзорным органом: этого требует закон «Об объектах культурного наследия…» (ст. 57). Статьей 7 указанного закона доступ к таким объектам гарантирован всем.

На практике церковная администрация часто это правило нарушает, устанавливая произвольные ограничения на доступ и обработку информации о таких объектах, к которым относится и запрет на съемку. К тому же, такой запрет может преследовать еще одну цель: затруднить фиксацию нарушений режима содержания памятников культуры (самовольный ремонт, разрушение, и т.п.)

Кроме того, недавно добавленная в закон статья 474, детально описывающая порядок доступа к объектам культурного наследия, содержит дополнительные послабления для религиозных организаций: определяя такие условия, им можно учитывать «требования к внешнему виду и поведению лиц, … соответствующие внутренним установлениям религиозной организации». Требования эти не должны противоречить закону, а запрет на съемку ему противоречит. Но такое послабление неминуемо станет оправданием для многих незаконных ограничений на территории церквей (чаще всего церкви эти будут православными).

Возможны ситуации, когда снимать на территории религиозных учреждений действительно нельзя, но они определяются на основе законодательства, а не внутренних церковных правил. Например, в монашеские кельи вас, скорее всего, не пустят, ссылаясь на тайну частной жизни.

Делаются попытки объявить «тайной частной жизни» и сам факт молитвы в церкви, но критики они не выдерживают. Такую тайну может составлять само содержание молитвы, а содержание исповеди является «тайной исповеди». Но фотография или видеозапись таких сведений не содержат, а сам факт нахождения лица в общественном месте «тайной» быть не может. К тому же, большинство запретов исходят не от самих верующих, а от администрации церквей.

Учтите, что хотя закон может быть и на вашей стороне, но до его торжества хорошо бы ещё дожить, а эта информация не делает вас неуязвимым.

Продолжение следует.

Часто туристы, посещая различные церкви, храмы, соборы или костелы попадают в неловкую ситуацию, когда начинают фотографировать различные церемонии или внутреннее убранство храма, и к ним с требованием прекратить съемку подходит служитель… О том как не попасть в такую неприятную ситуацию и пойдет речь в нашей статье.

Как правило, фото- и видеосъемка в костёлах () не запрещена, однако если это территория музея, то придется заплатить за право съемки.

Итак, если на входе в костёл не вывешен запрещающий знак, то снимать можно. Знак фотоаппарата с перечёркнутой вспышкой допускает проведение фотосъемки , но запрещает использовать вспышку. Все же по возможности рекомендуется спросить у служителя (смотрящего за порядком) разрешения на съемку в костёле. По личному опыту и опыту моих товарищей могу заметить, что если мы вежливо обращаемся за разрешением, то в 75 ‰ случаев получаем положительный ответ. Напротив, в 90 ‰ случаях, когда мы вели фото- или видеосъемку без предварительного разрешения, служитель сам подходил к нам и просил прекратить съемку.

В рамках приличия запрещается фото- и видеосъемка во время службы. Однако вы все же можете снимать, если будете делать это очень аккуратно и тихо, пользуясь бесшумной техникой в режиме без фотовспышки.

Всегда помните, что костёл это «дом Божий». Не стоит сильно размахивать своей техникой и проводить фотосессии на темы «я и святой Иисус», «я в молитве» и т.п. Не рекомендуется также снимать на фото или видео людей в костёле.

Но всегда есть исключения. Памятные снимки и видео будут очень уместны при проведении свадьбы, празднования совершеннолетия и других торжеств, когда собирается множество родственников, чтобы поздравить друг друга. На таких мероприятиях вы сможете провести любую съемку как вам удобно, и все будут считать вас гостем торжества. Однако в этом случае следует играть роль до победного конца, никто не должен догадаться, что вы турист, который с интересом снимает происходящее.

Вопрос: «Как фотографировать в церкви ?» – в принципе сводится к вопросу: » ?». Однако, учитывая ситуацию, в которой проводится обряд крещения или венчания, существует множество нюансов, которыми нельзя пренебрегать.Во-первых – храм, церковь или костел – это место, в котором весьма необычно соединяются источники света. Как правило, это маленькие окна и тусклое освещение. Свет источают лишь высоко подвешенные люстры и свечи. В любом случае фотографу предстоит столкнуться с тем обстоятельством, что для проведения съемки будет недостаточно света. Это в свою очередь грозит либо поднятием ISO и, как следствие сильными шумами, либо использованием вспышки, о чем будет рассказано ниже.

Во-вторых, церковь — это место, представляющее собой религиозную святыню, будь-то православный храм или католический костел. Это необходимо учитывать во время проведения фотосъемки. Поэтому, съемка в церкви должна проводиться с почтением к святому месту.

В-третьих – фотографу приходится сталкиваться со сложностью работы в маленьком помещении, особенно это имеет отношение к съемке крестин.

Если есть возможность, то необходимо осмотреть будущее место съемок и учесть степень его освещенности. Желательно захватить фотокамеру с собой, и прикинуть какую выдержку надо установить чтобы получилась корректная . Если же света действительно недостаточно, то придется использовать один из двух нижеприведенных вариантов, при которых съёмка в храме окажется удачной. Итак,

1. Использовать светосильные объективы
В этом случае вряд ли понадобятся зумы типа 24-70 2.8 и прочие дорогие 17-35 2.8. Наиболее простой стандартный объектив 50 мм со светосилой — 1.4 будет здесь более полезен. Как свидетельствует практика, хорошие снимки можно также получить светосильной и резкой оптикой — Nikkor AF-S 35mm f/1.8G DX и менее резкой — Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor. Не важно, какую систему предполагается использовать, и какая светосила приемлема. Если обычного китового зума со стабилизатором будет достаточно для съемки в помещении с плохим освещением, то можно использовать и его. Если же освещение совсем плохое, то надо будет поднять ISO до невероятных высот. При этом, стоит оговориться, что снимать придётся в RAW, а затем нужно будет подавить шумы в фоторедакторе. Зато, таким образом, сохранится атмосфера места съемки, что весьма важно. Кроме того, в случае необходимости можно поставить поправку экспозиции на минус треть или на минус единицу.

2. Аккуратно воспользоваться вспышкой
Если же по какой-либо причине отсутствует светосильный объектив, но есть внешняя вспышка, можно использовать ее. Но со вспышкой работать в церкви еще сложнее, нежели со светосильной оптикой. Обусловлено это тем, что сооружение имеет достаточно большую высоту. Это обстоятельство не дает возможности использовать внешнюю вспышку с отражением от потолка. Кроме того, отраженный свет будет иметь не самый приятный цветовой оттенок. Дело в том, что в церкви стены и потолки расписаны картинами, иконами или же покрыты фресками. Так что лучше использовать заполняющий свет с карточным отражателем или специальной рассеивающей насадкой. Рассеиватель позволит смягчить тени, однако нужно быть готовым к тому, что фотографии будут сделаны в стиле «вспышка в лоб». Иной раз с аналогичным результатом можно использовать и встроенную вспышку. В том случае если всё-таки разрешено использовать вспышку, то для того чтобы получить резкие снимки необходимо будет прикрыть диафрагму.

Можно ли фотографировать в церкви? Можно ли фотографировать в храме.

Большинство событий пасхальной недели происходят внутри помещения. Поэтому сделать хорошее пасхальное фото не так просто. Предлагаем вам быстрые рецепты нашей фотокухни, как запечатлеть на фото.

  • Используйте светосильный объектив. Он поможет выполнить качественное пасхальное фото в условиях слабой освещенности
  • Фотографируй в режиме RAW , это поможет эффективнее обработать снимки, улучшить экспозицию, баланс белого и т.д
  • Откройте диафрагму, при этом на сенсор попадет больше света. Можно использовать режим приоритета диафрагмы, если вам это удобно
  • Используйте штатив . Особенно удобен монопод, так как он позволяет легко передвигаться в людской толпе и не занимает много места
  • Увеличь ISO , не бойся поднять ISO до максимальных пределов, когда шум не портит фото.
  • Сдвиньте компенсацию экспозиции до — 1 Это позволит уменьшить экспозицию, снимать с меньшим значением ISO
  • Постарайтесь не использовать вспышку . Это позволит воссоздать реальную обстановку действия

Рассказать о правилах поведения, можно или нельзя фотографировать в церкви, мы попросили Анну Рудакову — регента православной церкви в Белозерске.

Как фотографировать в церкви. Анна Рудакова

Анна Рудакова: В церкви фотографировать можно, но перед службой, конечно, лучше спросить разрешения у священника, так потом легче снимать в психологическом плане. Если батюшки нет, то можно попросить старшего из служек. Я стараюсь спрашивать разрешения, иначе, боюсь, что введу в смущение. Можно попросить благословение на съемку.

Анна Рудакова: Очень удобно снимать с клироса (где поют). Во время службы происходит много действий: священник благословляет, обратите внимание на взаимоотношения с дьяконом или алтарником. Например, недавно приметила, как батюшка передает поднос с хлебами освященными. Интересно, когда кадит. Можно заснять дымок, это очень красиво. Еще красиво помазание, батюшка вначале помазывает себя сам. А в Пасху очень красиво происходит освящение куличей. Можно поймать кропление их святой водой. И крестные ходы каждое воскресение после Пасхи.

Анна Рудакова: В церкви женщинам фотографам желательно быть в юбке и в головном уборе. Нельзя женщинам заходить в алтарь и на солею (возвышенность рядом с алтарем).

Надеемся, что эти простые советы помогут вам сделать хорошие пасхальные фотографии!

И в заключении — подборка красивых фотографий, сделанных в церкви.

Вопрос: «Как фотографировать в церкви ?» – в принципе сводится к вопросу: » ?». Однако, учитывая ситуацию, в которой проводится обряд крещения или венчания, существует множество нюансов, которыми нельзя пренебрегать.Во-первых – храм, церковь или костел – это место, в котором весьма необычно соединяются источники света. Как правило, это маленькие окна и тусклое освещение. Свет источают лишь высоко подвешенные люстры и свечи. В любом случае фотографу предстоит столкнуться с тем обстоятельством, что для проведения съемки будет недостаточно света. Это в свою очередь грозит либо поднятием ISO и, как следствие сильными шумами, либо использованием вспышки, о чем будет рассказано ниже.

Во-вторых, церковь — это место, представляющее собой религиозную святыню, будь-то православный храм или католический костел. Это необходимо учитывать во время проведения фотосъемки. Поэтому, съемка в церкви должна проводиться с почтением к святому месту.

В-третьих – фотографу приходится сталкиваться со сложностью работы в маленьком помещении, особенно это имеет отношение к съемке крестин.

Если есть возможность, то необходимо осмотреть будущее место съемок и учесть степень его освещенности. Желательно захватить фотокамеру с собой, и прикинуть какую выдержку надо установить чтобы получилась корректная . Если же света действительно недостаточно, то придется использовать один из двух нижеприведенных вариантов, при которых съёмка в храме окажется удачной. Итак,

1. Использовать светосильные объективы
В этом случае вряд ли понадобятся зумы типа 24-70 2.8 и прочие дорогие 17-35 2.8. Наиболее простой стандартный объектив 50 мм со светосилой — 1.4 будет здесь более полезен. Как свидетельствует практика, хорошие снимки можно также получить светосильной и резкой оптикой — Nikkor AF-S 35mm f/1.8G DX и менее резкой — Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor. Не важно, какую систему предполагается использовать, и какая светосила приемлема. Если обычного китового зума со стабилизатором будет достаточно для съемки в помещении с плохим освещением, то можно использовать и его. Если же освещение совсем плохое, то надо будет поднять ISO до невероятных высот. При этом, стоит оговориться, что снимать придётся в RAW, а затем нужно будет подавить шумы в фоторедакторе. Зато, таким образом, сохранится атмосфера места съемки, что весьма важно. Кроме того, в случае необходимости можно поставить поправку экспозиции на минус треть или на минус единицу.

2. Аккуратно воспользоваться вспышкой
Если же по какой-либо причине отсутствует светосильный объектив, но есть внешняя вспышка, можно использовать ее. Но со вспышкой работать в церкви еще сложнее, нежели со светосильной оптикой. Обусловлено это тем, что сооружение имеет достаточно большую высоту. Это обстоятельство не дает возможности использовать внешнюю вспышку с отражением от потолка. Кроме того, отраженный свет будет иметь не самый приятный цветовой оттенок. Дело в том, что в церкви стены и потолки расписаны картинами, иконами или же покрыты фресками. Так что лучше использовать заполняющий свет с карточным отражателем или специальной рассеивающей насадкой. Рассеиватель позволит смягчить тени, однако нужно быть готовым к тому, что фотографии будут сделаны в стиле «вспышка в лоб». Иной раз с аналогичным результатом можно использовать и встроенную вспышку. В том случае если всё-таки разрешено использовать вспышку, то для того чтобы получить резкие снимки необходимо будет прикрыть диафрагму.

Отдельно следует рассказать о фотосъемке крестин. Крайне важно предварительно осмотреть место предстоящей съемки обряда. Для того чтобы в небольшом помещении наилучшим образом запечатлеть церемонию, следует захватить с собой монопод, кусок пластиковой трубы, лыжную палку, швабру, в общем что найдете в качестве упора. Для проведения съемки лучше всего использовать настройки ISO в 800-1600, с диафрагмой F3.5-4. Выдержку следует подобрать по лицам. Во время съемки нужно стараться как можно больше двигаться, чтобы уловить все нюансы обряда. Камеру следует фокусировать то на ребенке, то на горящей свече в руках, то на спине батюшки. Хорошие снимки можно получить, опустив камеру вниз к полу или же сверху. Например, стоя на табуретке (если, конечно, позволят). Неплохо использовать мелкие серии. Также интересными будут кадры алтаря, а после окончания обряда — батюшки с младенцем и крестными родителями на фоне икон.

Используя эти нехитрые советы, получится запечатлеть древние христианские обряды, которые имеют большое значение в жизни виновников этих событий.

Запрещено ли снимать в церквях и монастырях ?

Любая церковь — это обычная общественная организация. Устанавливать какие-то правила поведения, обязательные для посторонних, она не может. Так называемые «внутренние установления» религиозных организаций, предусмотренные законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 15), не могут противоречить законодательству.

Кроме того, при оказании церковью услуг (крещение, отпевание, и.т.п.) применим закон «О защите прав потребителей», шестнадцатая статья которого запрещает устанавливать какие-либо ограничения, помимо тех, что установлены федеральным законом или постановлениями Правительства. (Это не относится к отсутствию чеков: церквям разрешено торговать без кассовых аппаратов). Большинство церковных услуг имеют все признаки так называемой «притворной сделки», то есть, такой сделки, которая совершена с целью прикрыть другую, настоящую. Как правило, возмездное оказание услуги маскируется под «пожертвование», которое потребитель должен сделать в пользу прихода, причем размеры таких «пожертвований» чаще всего строго определены.

К сожалению, на практике добиться соблюдения закона от священника православной церкви, скорее всего, будет нереально, даже с помощью жалоб в контрольные органы. Политика тотального «оцерковления» приводит к тому, что государство смотрит «сквозь пальцы» на это и другие нарушения законодательства служителями православного культа (такие, например, как торговля без лицензии алкоголем и ювелирными изделиями, а также несоблюдение закона «О защите прав потребителей» при торговле в церквях, замаскированной под «сбор пожертвований»).

Многие церкви и монастыри являются объектами культурного наследия, и ограничения на доступ к ним могут устанавливаться только по согласованию с соответствующим надзорным органом: этого требует закон «Об объектах культурного наследия…» (ст. 57). Статьей 7 указанного закона доступ к таким объектам гарантирован всем.

На практике церковная администрация часто это правило нарушает, устанавливая произвольные ограничения на доступ и обработку информации о таких объектах, к которым относится и запрет на съемку. К тому же, такой запрет может преследовать еще одну цель: затруднить фиксацию нарушений режима содержания памятников культуры (самовольный ремонт, разрушение, и т.п.)

Кроме того, недавно добавленная в закон статья 474, детально описывающая порядок доступа к объектам культурного наследия, содержит дополнительные послабления для религиозных организаций: определяя такие условия, им можно учитывать «требования к внешнему виду и поведению лиц, … соответствующие внутренним установлениям религиозной организации». Требования эти не должны противоречить закону, а запрет на съемку ему противоречит. Но такое послабление неминуемо станет оправданием для многих незаконных ограничений на территории церквей (чаще всего церкви эти будут православными).

Возможны ситуации, когда снимать на территории религиозных учреждений действительно нельзя, но они определяются на основе законодательства, а не внутренних церковных правил. Например, в монашеские кельи вас, скорее всего, не пустят, ссылаясь на тайну частной жизни.

Делаются попытки объявить «тайной частной жизни» и сам факт молитвы в церкви, но критики они не выдерживают. Такую тайну может составлять само содержание молитвы, а содержание исповеди является «тайной исповеди». Но фотография или видеозапись таких сведений не содержат, а сам факт нахождения лица в общественном месте «тайной» быть не может. К тому же, большинство запретов исходят не от самих верующих, а от администрации церквей.

Учтите, что хотя закон может быть и на вашей стороне, но до его торжества хорошо бы ещё дожить, а эта информация не делает вас неуязвимым.

Продолжение следует.

На дверях многих православных храмов имеется знак, изображающий перечеркнутый фотоаппарат. Понятно, что это означает запрет на съемку внутри помещения. Но для чего необходимо такое правило? Почему в церкви нельзя фотографировать?

Кроме того, священнослужители называют запрет на фотосъемку не иначе как необходимой мерой безопасности. И, как выясняется, не зря. К примеру, по словам того же Игоря Палкина, многие настоятели знают немало историй, когда кражам древних икон и других религиозных предметов предшествовал именно приход человека с фотоаппаратом. Это не значит, что именно фотограф и оказался тем самым вором. Иногда для того, чтобы привлечь преступников достаточно выставить снимки в социальных сетях.

Несмотря на перечисленные выше обстоятельства, возможность сделать несколько кадров в помещении храма все-таки есть. Для этого священники рекомендуют обратиться за благословением к служителям данной церкви.

Обряд крещения — важное семейное событие, и многие родители хотят сохранить память о нем на всю жизнь. Поэтому они приглашают в церковь фотографа, печатают альбом. Семейный фотограф Ляля Гарбуз уже восемь лет снимает крещения. В этой статье она делится ценными советами по технике съемки таинства.

Перед съемкой

Крещение хорошо снимет человек, который сам верит в Бога, с уважением относится к церкви. Человек, далекий от православия, не знает важных особенностей пребывания в храме, может наделать массу ошибок. Это отношение обязательно проявится на снимках. Поэтому, если к вере у вас отношение негативное, лучше отказаться от съемки. С другой стороны, если человек знает, как принято вести себя в храме, вопросов, что ему надеть и как подготовиться, не возникнет.

А подготовиться, конечно, нужно. Женщине следует надеть кофту, закрывающую плечи, и юбку либо платье длиной не выше колена. Минимум косметики. И обязательно покрыть голову платком. Мужчине не следует надевать шорты. Войдя в храм, мужчина снимает головной убор.

Диафрагма: f/2.2
Выдержка: 1/320
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/250
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Чего делать в церкви нельзя? Поворачиваться спиной к алтарю: во время съемки стараемся встать как бы вполоборота. Проходить между купелью и крестными с ребенком: тут может ходить лишь батюшка. Между купелью и алтарем также перемещаться нельзя. Получается, если фотограф снимает справа от алтаря и хочет поменять точку съемки, сместившись налево, ему нужно обойти всю группу присутствующих — крестных, гостей — сзади.

В церкви есть канун — особый стол с распятием со Спасителем, куда ставятся свечи для поминания усопших. Незнающие фотографы любят фотографировать малыша с родителями или крестными на фоне этих свечей и распятия. Священнослужители не скажут вам, что этого делать нельзя, но это как минимум неуместно, ведь вы фотографируете жизнь, а здесь поминают усопших.

Женщину с ребенком лучше фотографировать возле иконы Богоматери. Но только буквально несколько кадров, без усердного позирования, не стоит превращать таинство в позерство.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/160
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

С батюшкой родители обычно разговаривают заранее: узнают, можно ли фотографу снимать таинство. Редко, но бывает, что священнослужитель против или может попросить не снимать момент погружения младенца в купель. Поэтому лучше, чтобы родители о таких нюансах узнали заранее. Я стараюсь брать благословение у батюшки перед съемкой. Правда, это не всегда получается — часто священник появляется в последний момент, занимается родителями, и отвлекать его неудобно.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/320
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Важные нюансы обряда

Фотосъемка крещения – это репортаж. Важно понимать, что в разных храмах обряд может проходить по-разному. Например, все знают, что мальчика вносят в алтарь. Батюшка входит с младенцем на руках с одной стороны, а выходит с другой — в этот момент можно сделать красивые снимки. На моей практике однажды батюшка вышел с той же стороны, откуда и зашел, что стало полной неожиданностью, ведь я ждала его в другом месте. Главное для фотографа — не теряться в такие моменты.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/320
ISO: 500
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

В процессе крещения мы снимаем не только погружение в купель, но и все важные моменты таинства: отречение от сатаны, помазание елеем, погружение в воду, надевание белой одежды и креста, миропомазание, хождение вокруг купели, смывание мира и пострижение пряди волос, внесение в алтарь мальчиков и поднесение к царским вратам девочек, иногда и первое причастие. Стараемся найти лучший ракурс и делаем несколько дублей, ведь возможности переснять уже не будет. Важно не переборщить со съемкой, поскольку работу затвора очень хорошо слышно в церкви — старайтесь работать понемногу, деликатно. Например, снимать не во время чтения молитвы, а когда совершается какое-то действие: скажем, когда батюшка совершает миропомазание младенца, или малыш вам улыбается. Не упустите возможность сфотографировать крестных на фоне алтаря в момент отречения от сатаны.

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Бывает крещение индивидуальное — это самый лучший вариант, — когда в церкви присутствуют только родители, ребенок и небольшое количество гостей. Но иногда приходится снимать групповой обряд, когда присутствуют несколько детей, их крестные, гости. В таких условиях работать сложнее – «чужие» люди могут в самый неподходящий момент перекрыть кадр, и фотографу придется быстро менять точку съемки. В условиях слабой освещенности требуется больше времени, чтобы поймать фокус… а это драгоценные секунды!

Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/320
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Впрочем, и плюсы свои в этом тоже есть: группу крестных выстраивают в шеренгу и детишек крестят по очереди. Я в таком случае прошу клиентов не быть первыми — тогда я могу «пристреляться» на «чужом» младенце, когда батюшка его окунает в купель, выбрать наилучший ракурс, уточнить выдержку. Разные батюшки по-разному окунают малышей в купель. Кто-то делает это очень быстро, раз-раз — и все закончилось. Чаще всего ребенка окунают с головой, и у фотографа есть буквально доля секунды схватить момент, когда из воды показывается мокрое личико. Но иногда лишь поливают воду ребенку на голову, в лучшем случае рукой, а часто и просто из пластикового ковшика. Может оказаться, что батюшка будет окунать младенца в купель не три раза, как обычно, а всего один, и лучше о таком моменте знать заранее. Конечно, при индивидуальном крещении батюшка часто сам немного «подыгрывает» фотографу — может развернуть малыша личиком на камеру. Но все предусмотреть наперед нельзя, и лучше быть готовым работать в любых, самых непростых условиях.

Еще один положительный момент группового крещения — это забавные задние планы. Например, когда «твой» ребенок зевает, а другой на заднем плане заливается слезами. Однажды я снимала крещение мальчика, а рядом стояли крестные с девочкой, наряженной настоящей принцессой. Она уснула, забавно уронив голову набок. Я использовала этот момент в качестве заднего плана, получилось очень трогательно.

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/200
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Предварительная беседа с родителями и крестными

Обычно я заранее прошу родителей и крестных обращать внимание на меня во время обряда, хотя бы изредка разворачивать ребенка в мою сторону, не закрывать его.

Всегда предупреждаю, что во время крещения малыш будет плакать. В этом нет ничего страшного: плачут все, и если вдруг ребенок совсем не захочет успокаиваться, батюшка позволит маме взять его на руки. Но очень некрасиво выглядит на фотографиях момент, когда взрослые, пытаясь успокоить малыша, вытягивают губы в трубочку. Лучше всего улыбаться ребенку, это и для фотографий хорошо, и малыш быстрее остановится — ваша улыбка передаст ему нужное настроение, позитив.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/160
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Вообще, крещение — радостное событие в семье. Это по-настоящему торжественный момент, и излишне серьезные лица в кадре искажают настроение, это может выглядеть угрюмо. Крещение часто называют вторым рождением, в этот день человек рождается духовно, и это должно вызывать только светлые, радостные эмоции.

Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/125
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Свет и техника для съемки в храме

Есть просторные храмы со множеством больших окон, и если повезет и будет солнечный день, снимать в таком месте — невероятно красиво, даже волшебно. А бывают так называемые крестильные комнаты — помещения, иногда даже отдельно стоящие от самого храма, внутри довольно скромные, крошечные. Здесь не будет той сильной атмосферы, старинных икон, росписи, свечей. Света в таких крестильных комнатах бывает совсем мало — для фотографа и его техники это настоящее испытание.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/250
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

В такой ситуации не обойтись без фотоаппарата с качественной матрицей, который позволит выставить высокие значения ISO, и светосильной оптики. Я люблю снимать на камеру Nikon D810. На ней можно «задирать» чувствительность: могу снимать на ISO 6400, но такое бывает редко.

Иногда я открываю диафрагму до 2.0, хотя я не любитель работать на открытой диафрагме. Знаю, многие обожают красивое боке, я же больше ценю несколько планов на фотографии, по возможности стараюсь «прикрываться» хотя бы до f/4.0. Если использую объектив AF NIKKOR 20mm f/2.8D для общих планов, то для него значение диафрагмы 2.8 вполне нормально, в кадре не будет сильной размытости. Он позволяет снимать общие, воздушные планы, передавать атмосферу — можно сфотографировать весь храм: и людей, и интерьер, и даже потолок. Второй объектив, который я использую — AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G для средних и крупных планов. Иногда в ход идет AF-S NIKKOR 35mm f/2D.

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Выдержки в церкви будут довольно длинные — это может быть 1/125 и длиннее, скажем, если люди в кадре стоят без движения. Момент погружения в купель — очень важный, здесь выдержка короче — 1/320, значение ISO — выше. И, разумеется, вспышка недопустима. Не только потому, что она мешает священнику, но и потому, что свет от вспышки наносит вред старинным иконам.

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/320
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Следите за тем, чтобы у вас были общие, средние и крупные планы. Что можно снять крупно? Например, момент причастия, погружение в купель, пострижение волос, помазание, портреты. Очень здорово, когда на крещении со стороны семьи присутствуют ребята постарше, и они всячески проявляют нежность к младенцу, тискают, целуют его. Конечно, это тоже великолепные крупные планы.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/250
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/320
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Фотоальбом

Я делаю съемку в двух форматах: RAW + JPEG, чтобы отдать фотографии родителям сразу после события. У Nikon D810 отличный баланс белого, кадры в JPEG получаются очень гармоничными. RAW необходим для последующей обработки, цветокоррекции и ретуши.

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Формат моих книг – 20х20 и 25х25 см, это удобно. Ограничение по количеству снимков для книги — не более 60. Когда их больше, альбом получается перенасыщенным мелкими кадрами, которые очень тяжело рассматривать.

Каждая семья уникальна, и их история тоже, поэтому такой важный процесс, как верстка альбома, я не могу доверить никому. Я использую простую классическую верстку, подложка — белый фон. Выбираю сильные кадры и поддерживающие, меняю количество снимков на странице, выстраиваю нужную композицию.

Бывает, не могу выбрать один кадр из нескольких, тогда прошу помощи родителей. Это важно, пусть даже не всегда наши мнения совпадают. В конце концов, это их семейный альбом, и только им принадлежит право решать, что важно, а что второстепенно.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/320
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Часто туристы, посещая различные церкви, храмы, соборы или костелы попадают в неловкую ситуацию, когда начинают фотографировать различные церемонии или внутреннее убранство храма, и к ним с требованием прекратить съемку подходит служитель… О том как не попасть в такую неприятную ситуацию и пойдет речь в нашей статье.

Как правило, фото- и видеосъемка в костёлах (христианских храмах) не запрещена, однако если это территория музея, то придется заплатить за право съемки.

Итак, если на входе в костёл не вывешен запрещающий знак, то снимать можно. Знак фотоаппарата с перечёркнутой вспышкой допускает проведение фотосъемки, но запрещает использовать вспышку. Все же по возможности рекомендуется спросить у служителя (смотрящего за порядком) разрешения на съемку в костёле. По личному опыту и опыту моих товарищей могу заметить, что если мы вежливо обращаемся за разрешением, то в 75 ‰ случаев получаем положительный ответ. Напротив, в 90 ‰ случаях, когда мы вели фото- или видеосъемку без предварительного разрешения, служитель сам подходил к нам и просил прекратить съемку.

В рамках приличия запрещается фото- и видеосъемка во время службы. Однако вы все же можете снимать, если будете делать это очень аккуратно и тихо, пользуясь бесшумной техникой в режиме без фотовспышки.

Всегда помните, что костёл это «дом Божий». Не стоит сильно размахивать своей техникой и проводить фотосессии на темы «я и святой Иисус», «я в молитве» и т.п. Не рекомендуется также снимать на фото или видео людей в костёле.

Но всегда есть исключения. Памятные снимки и видео будут очень уместны при проведении свадьбы, празднования совершеннолетия и других торжеств, когда собирается множество родственников, чтобы поздравить друг друга. На таких мероприятиях вы сможете провести любую съемку как вам удобно, и все будут считать вас гостем торжества. Однако в этом случае следует играть роль до победного конца, никто не должен догадаться, что вы турист, который с интересом снимает происходящее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *