Можно ли поместить

Современная кухня – это филиал магазина бытовой техники. Здесь есть плиты, тостеры, комбайны, холодильники, грили, электроножи и открывалки, мясорубки и прочие необходимые приборы. Разместить их оптимально — чтобы и под рукой было необходимое, и пространство не загромождать — сложнейшая задача. В результате холодильники обзавелись «антресолями» в виде хлебниц, на микроволновки ставят тостеры, а на кухонном столе хозяева с трудом находят место для кружки с чаем.

Но не все электроприборы безболезненно выдерживают близкое соседство. Например, СВЧ-печь – весьма капризный гаджет. Чтобы продлить срок эксплуатации приборов, важно знать, какие предметы можно ставить на микроволновку, а какие – категорически нельзя.

Основные правила размещения различных предметов на СВЧ-печи

Первое, на что стоит обратить внимание владельцам микроволновок – это вентиляционные отверстия прибора. Если они расположены только по бокам и на задней стенке, нетяжелые предметы печке не повредят.

Когда вентиляция обеспечивается через верхнюю крышку, ничего на прибор ставить нельзя, иначе это приведет:

  • к перегреву микроволновки;
  • попаданию внутрь воды, пыли, мелкого мусора.

И в том и в другом случае прибор выйдет из строя.

Интересное на сайте:

Можно ли поставить микроволновую печь на подоконник

Можно ли поставить СВЧ рядом с холодильником

Можно ли поставить микроволновку рядом с телевизором

Можно ли ставить чайник на микроволновку

Самое опасное – попадание воды внутрь СВЧ-печи. Это вызовет короткое замыкание, возгорание, неполадки с электроникой.

Даже новый чайник может «забарахлить». Например, не сработает или не сразу сработает кнопка выключения. Кипящая вода выплеснется через носик и попадет на микроволновку.

Вторая причина, по которой лучше не ставить электрический чайник на микроволновку, – высокая температура. Его разъем питания нагревается при эксплуатации и может вызвать повреждение микроволновки. Как минимум – трещины и пузыри на краске верхней панели.

Справка. Приготовление чая в СВЧ-печи – опасное занятие. Вода внутри не кипит, а вот при попытке достать ее мгновенно начинает булькать и переливаться через край. Поэтому ставьте в микроволновку наполовину наполненную емкость.

Можно ли ставить ноутбук на микроволновку

Если в верхней крышке нет вентиляционных отверстий, ноутбук ставить на СВЧ-печь можно. Но не забывайте, что ноутбук – техника, работающая от электричества, т. е. греется в процессе эксплуатации. Это негативно скажется на сроке службы обоих приборов.

К тому же сам ноутбук не любит близкого соседства греющихся приборов. Это приведет к быстрому выгоранию термопасты на процессоре или кулере охлаждения. Результат – выход из строя дорогостоящей техники.

Если хочется во время ужина посмотреть фильм или послушать музыку, ничего страшного. Только на этот период стоит отказаться от использования микроволновки.

Интересное на сайте:

Можно ли поставить СВЧ на стиральную или посудомоечную машину

Можно ли пользоваться СВЧ, если внутри облезла эмаль

Еще одна опасность – высота. Как правило, СВЧ-печь установлена на высоте 1,5-2 м над уровнем пола. И если она размещена, например, на подоконнике, риск уронить ноутбук увеличивается.

Если у микроволновки слабое экранирование или она старая, ее излучение попросту уничтожит матрицу ноутбука. Экран перестанет функционировать.

Можно ли ставить мультиварку на микроволновку

Редкая кухня обходится без этого прибора. Очень удобно – сложил все ингредиенты, включил нужный режим и занимаешься своими делами. Но те, кто активно используют мультиварку, прекрасно знают, что при работе она изрядно «потеет». То есть влага, подтекающая из прибора, неизбежно попадет на микроволновку, поэтому такой прибор на СВЧ-печь ставить нельзя.

Совет. Если налить в мультиварку чистой воды, включить самый минимальный нагрев и поставить в комнате, получится прекрасный увлажнитель воздуха. Это актуально в отопительный период и при простудных заболеваниях.

Не опасно ли ставить живые цветы на микроволновку

Современные печи не представляют никакой опасности ни для человека, ни для флоры или фауны. Но поскольку цветы поливают регулярно, вода рано или поздно протечет в электронные мозги или в другие части микроволновки. Поэтому над СВЧ-печкой размещать орхидеи или фикусы категорически нельзя.

Справка. Группа школьников провела эксперимент. Они в течение месяца поливали одинаковые цветы кипяченой водой и водой, подогретой в микроволновке. В результате растения, которым доставалась влага из СВЧ-печки, погибли.

Чтобы не было мучительно больно за потраченные деньги, внимательно читайте инструкции по эксплуатации бытовых приборов. В них написано, на какой высоте их устанавливать, какого соседства избегать, чтобы продлить срок службы техники.

Микроволновка — не предмет интерьера, а тонкий и чувствительный к внешним воздействиям прибор. Чтобы сохранить ее эксплуатационные характеристики как можно дольше, лучше всего ничего и никогда на нее не ставить.

Можно ли ставить на машину разные шины?

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о правилах дорожного движения, регламентирующих использование шин (покрышек) на автомобиле.

Чаще всего на легковые автомобили устанавливают комплекты, состоящие из четырех одинаковых покрышек. Такие комплекты не вызывают проблем и их можно использовать без ограничений. Вопросы у водителей возникают в том случае, если требуется заменить одну или несколько покрышек.

Например, если одна из покрышек повреждена после попадания колеса в яму, то требуется ее замена. Покупать полный комплект резины водитель не хочет, особенно если оставшиеся покрышки почти новые. В идеале водитель хочет купить единственную покрышку, аналогичную имеющимся. Однако это может вызвать серьезные проблемы, т.к. многие продавцы отказываются продавать одну шину из комплекта резины.

В этой статье будут рассмотрены особенности использования разных покрышек на автомобиле:

  • Использование разной резины в соответствии с ПДД.
  • Разные шины на передней и задней оси автомобиля.
  • Разные покрышки на одной оси автомобиля.
  • Штраф за разные шины на автомобиле.

Использование разной резины в соответствии с ПДД

Ограничение на использование разной резины установлено в пункте 5.5 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств:

5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.

Рассмотрим данный пункт подробнее.

Разные шины на передней и задней оси автомобиля

Пункт 5.5 не накладывает полный запрет на использование разных шин на передней и задней осях автомобиля. Единственное исключение — одновременное использование шипованных и нешипованных шин на колесах транспортного средства. Подобная установка покрышек запрещена.

Таким образом, все шины автомобиля должны быть либо ошипованными, либо неошипованными. Комбинировать данные типы резины нельзя.

Кроме того, рассмотрим пункт 5.5 Приложения 8 к Техническому регламенту таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»:

Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.

Вернемся к примеру из начала данной статьи. Если попадание в яму уничтожило одну из покрышек, а идентичную замену найти не удается, то можно приобрести пару одинаковых покрышек и поставить их на одну из осей автомобиля. При этом покрышки на разных осях могут существенно отличаться.

Однако законодательство запрещают установить на переднюю ось автомобиля зимние нешипованные шины (липучку), а на заднюю ось обычные летние шины. Все шины на автомобиле должны быть либо зимними, либо летними.

Естественно, на практике не стоит проводить эксперименты по комбинированию зимних и летних шин, т.к. сцепление покрышек с дорожным покрытием будет сильно различаться, а это может привести к непредсказуемым последствиям (развороту автомобиля).

В любом случае нужно подбирать покрышки таким образом, чтобы они имели минимум различий.

Например, если повреждена одна из зимних покрышек, а аналогичной в продаже нет, то следует купить пару зимних покрышек и установить их на одну из осей. В этом случае спереди и сзади будут установлены разные зимние шины, но это не будет нарушением.

Разные покрышки на одной оси автомобиля

Пункт 5.5 требует, чтобы на одной оси автомобиля были установлены полностью идентичные шины. Таким образом, на практике запрещается использовать:

  • Шины разных размеров на одной оси. Например, производитель разрешает использовать на автомобиле шины следующих размеров 165/80R14 и 185/65R15. Комбинировать такие покрышки на одной оси нельзя.
  • Покрышки разных конструкций. Нельзя, чтобы на одной оси были установлены одновременно шины радиальной и диагональной конструкции, либо камерная и бескамерная шины.
  • Шины разных моделей.
  • Шины с разными рисунками протектора.
  • Морозостойкие и неморозостойкие покрышки.
  • Новые и восстановленные шины.
  • Новые покрышки и покрышки с углубленным рисунком протектора.

Если обобщить приведенную выше информацию, то можно сказать, что в пределах одной оси шины должны быть полностью идентичными.

Обратите внимание, правила не запрещают использование шин с разным износом на одной оси.

Ограничения накладываются только на использование новых и восстановленных шин, а также новых покрышек и покрышек с углубленным рисунком протектора.

Восстановление шин происходит следующим образом. Полностью изношенная покрышка отправляется на завод, где на нее наносится новый слой резины с протектором.

Углубление рисунка протектора — это обратная операция. Изношенная покрышка отправляется в мастерскую, где на специальном оборудовании в ней нарезают новый протектор, т.е. углубляют канавки.

Восстановленные и углубленные шины нельзя использовать одновременно с новыми. Что касается шин с разным износом, то их использование на одной оси возможно.

Например, если автомобиль повредил 2 правых колеса, то оставшиеся левые покрышки можно установить на одну из осей. На другую ось нужно поставить пару новых покрышек. В этом случае износ передних и задних колес не одинаковый, поэтому сцепление покрышек будет различаться. Так что, хоть это и не запрещено правилами, без крайней необходимости устанавливать шины с разным износом на одну ось я не рекомендую.

Штраф за разные шины на автомобиле

Штраф за использование разных покрышек на автомобиле предусмотрен частью 1 статьи 12.5 КоАП:

1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Таким образом, водитель может получить предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

Наказание может быть наложено в следующих случаях:

  • На автомобиле одновременно установлены шипованные и нешипованные шины.
  • На одной оси автомобиля установлены различные покрышки.

В завершение хочу еще раз подчеркнуть, что использование различных покрышек на автомобиле ведет к тому, что разные колеса имеют разный коэффициент сцепления с дорогой. А это может привести к развороту автомобиля или к ДТП. Так что при установке резины в первую очередь нужно думать о собственной безопасности, а не о небольшом штрафе за указанное нарушение.

Удачи на дорогах!

Максим Калашников Последнее обновление: 10 октября 2018 Раздел: Автомобили

Запрещена эксплуатация ТС с различными шинами. Но доехать до места ремонта или стоянки можно. У многих автомобилей вместо запаски, докатка.

Так и не понял, если этой зимой будет стоять спереди зимняя без шипов, сзади летняя резина, могут оштрафовать или нет?

Юрий-128, почитайте вот и статьи.

Юрий, пока что за указанную комбинацию шин штраф не накладывается.

Удачи на дорогах!

будет стоять спереди зимняя без шипов, сзади летняя резина, могут оштрафовать или нет?

Если летнюю ошипуете — точно оштрафуют.

А если на заднюю ось зимние, на передней — всесезонка? Привод 60\40

Будут ли считаться разными покрышки kumho i zen kw 31 и marshal i zen kw 31? Покрышки производит Kumho tyres на одном заводе, но для разных рынков. Рисунок протектора, скоростные и нагрузочные характеристики идентичны. Можно ли их ставить на одну ось?

5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.

Если по указанным параметрам шины совпадают, то можно ставить. Один производитель или разные, роли не играет.

Макс, если все перечисленные шины неошипованные, то это возможно и не будет нарушением.

Удачи на дорогах!

Хотелось бы узнать, о каких осях на легковом авто идет речь? На грузовых авто тут понятно, на заднем мосту на одной оси установлены по 2, а то и 3 колеса. На легковом авто есть полуоси по одному колеса на каждой, есть задний мост — там тоже по одному колесу на оси?

Сейчас 2018, вроде не каких изменений больше не вводили ? или я что то пропустил ? у нас ведь ПДД чуть ли не каждый месяц меняют .

На легковом авто есть полуоси по одному колеса на каждой, есть задний мост — там тоже по одному колесу на оси?

По одному колесу — на ПОЛУоси, задний мост состоит из двух полуосей, соответственно на два (оба) задних колеса должны быть установлены шины одинаковых размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. Как и на оба передних.

Сергей, по данной теме ничего нового не вводилось.

А вообще, если Вы хотите просмотреть последние изменения автозаконодательства, рекомендую зайти в раздел Альманах.

Удачи на дорогах!

можно ли ставить резину с Газели Ц грузовую на Ниву

Рекомендую Вам изучить статью про изменение конструкции ТС. Если производитель не предусмотрел использование резины указанной размерности (от Газели), то использовать такую резину можно только после внесения изменений в регистрационные документы автомобиля.

Удачи на дорогах!

«Единственное исключение — одновременное использование шипованных и нешипованных шин на колесах транспортного средства. Подобная установка покрышек запрещена»

«Таким образом, все шины автомобиля должны быть либо ошипованными, либо неошипованными. Комбинировать данные типы резины нельзя.»

Где авторы статьи это нашли в регламенте?

Олег, пункт 5.5 перечня неисправностей процитирован в тексте статьи.

Удачи на дорогах!

Разрешен ли такой вариант: период — летний, спереди летняя резина (переднеприводный авто), сзади зимняя с вылетевшими всеми шипами?

Разрешён, если на осях (причём, отдельно — передняя ось, отдельно — задняя ось) одинаковые шины. Ну и шипы прямо ВСЕ вылетели. Напомню, протектор — не менее 1.6 мм.

Здравствуйте, подскажите, пробил одно колесо, но шин таких нигде не купить, завод их не выпускает. Производитель начал выпускать новую модель идентичной старой, с такими же характеристиками и рисунком протектора. На машине стоят 3 шины SX 205/55/r16, а производитель начал выпускать шины SX2 205/55/r16, модель идентичной старой, с такими же характеристиками и рисунком протектора.. Разрешена ли установка одной такой шины ?

Андрей, здравствуйте.

Пункт 5.5 перечня неисправностей запрещает использование шин разных моделей на одной оси.

Если покрышку починить невозможно, то придется приобрести 2 новых шины (для одной из осей).

Обратите внимание, шины разных моделей могут быть одинаковы внешне, однако различаться к составу, т.е. тормозить по-разному. А это может привести к неприятностям (ДТП).

Удачи на дорогах!

Добрый день! Можно ли на пепеднеприводный авто установить зимнюю резину на перед 195/60 а назад 195/65?

Сергей-819, посмотрите в тех описание модели Вашего ТС — какие модели шин могут быть установлены.

Запрещена экслуатация ТС, если: 5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.

Здравствуйте.

Подскажите пж,хочу поставить на зад липучку(остались 2 колеса),а на перед шиповку купить(авто переднепривод),можно ли так сделать?

Добрый вечер.

Использование разной резины в соответствии с ПДД

Ограничение на использование разной резины установлено в пункте 5.5 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств:

5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.

Дмитрий, здравствуйте.

Так делать нельзя. На автомобиле не могут одновременно использоваться шипованные и нешипованные шины.

Удачи на дорогах!

Тайная вечеря

У этого термина существуют и другие значения, см. Тайная вечеря (значения).

Тáйная вéчеря (церк.-слав. вéчерѧ — ужин) — событие новозаветной истории, последняя трапеза Иисуса Христа со своими двенадцатью ближайшими учениками, во время которой он установил таинство Евхаристии, преподал заповеди о смирении и христианской любви, предсказал предательство одного из учеников и будущие судьбы христианской церкви и всего мира.

Новозаветная история

Тайная вечеря — событие последних дней земной жизни Иисуса Христа, о котором повествуют все Евангелия, а также Первое послание апостола Павла коринфянам.

Синоптические Евангелия повествуют, что в первый день опресноков Иисус отправил двух учеников — апостолов Петра и Иоанна — в город, то есть в Иерусалим, приготовить всё к празднованию Пасхи (пасхальную трапезу), и они приготовили. Вечером Иисус возлёг с двенадцатью учениками (апостолами) на трапезу, во время которой он предсказал предательство одного из них. На Тайной вечере Христом было установлено главное таинство христианской веры — Евхаристия, что в переводе с греческого означает «благодарение».

Тайная вечеря и богослужение

Православная церковь вспоминает установление таинства Евхаристии, которое произошло во время Тайной вечери, в Великий четверг.

Кроме того, в течение года (а не только в Великий четверг) на литургии перед причащением читается молитва, составленная Иоанном Златоустом и начинающаяся словами: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…» Таким образом, события Тайной вечери постоянно вспоминаются во время совершения каждой литургии. Слова Иисуса Христа «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое…» и «Сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов» произносятся священником на литургии во время Евхаристического канона.

Тайная вечеря в произведениях искусства

В живописи

Тайная вечеря является сюжетом множества икон и картин, из которых самое, вероятно, известное произведение — это «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Однако многие эксперты считают, что картина Александра Иванова более точно изображает восточные традиции того времени. В Палестине времён Иисуса стулья еще не были распространены, поэтому во время приёма пищи люди сидели по-восточному.

Галерея

  • Фрагмент фриза Никольского храма в Царево

В литературе

  • Анализ фрески Леонардо помогает в решении загадки убийства Жака Соньера в романе «Код да Винчи» (2003).

В кинематографе

  • Анализ «Тайной вечери» помогает в решении загадки убийства Жака Соньера в фильме «Код да Винчи» (2006).
  • Главные герои находят свои лица на фреске в фильме «Очень эпическое кино» (2007).
  • Сюжет фрески пародируется в эпизоде «Маргаритавилль» (2009) мультсериала «Южный парк». Сцена в пиццерии: «Христос» — Кайл, его «апостолы» — Крэйг, Тимми, Джейсон, Картман, Токен, Джимми, Баттерс, Кенни, Твик, Айк, Клайд.
  • В киноверсии рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» участники тайной вечери принимают в начале сцены позы, повторяющие позы апостолов на картине Леонардо да Винчи.
  • В пародии Мела Брукса «Всемирная история, часть первая» Иисус с учениками усаживаются в позу «Тайной вечери», по просьбе самого Леонардо Да Винчи, который затем делает свою картину со скоростью фотоаппарата.

> См. также

  • Вечеря Господня
  • Базилика Святого Вита в Мёнхенгладбахе, где хранится часть скатерти с Тайной вечери

Примечания

  1. Вечеря тайная // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Григорий (Дьяченко). Полный церковнославянский словарь
  3. Мф. 26:17-30, Мк. 14:12-26, Лк. 22:7-39.
  4. 1Кор. 10:16 и 1Кор. 11:23-25.
  5. Мф. 26:17, Мк. 14:12, Лк. 22:7.
  6. Мк. 14:13.
  7. Лк. 22:8.
  8. Мф. 26:18, Мк. 14:13, Лк. 22:10.
  9. Мф. 26:19, Мк. 14:16, Лк. 22:13.
  10. Мф. 26:20, Мк. 14:17.
  11. Мф. 26:20, Мк. 14:17-18, Лк. 22:14.
  12. Мф. 26:21, Мк. 14:18.
  13. Мф. 26:26-28, Мк. 14:22-24, Лк. 22:19-20.
  14. Тайная вечеря: Александр Иванов против Леонардо да Винчи, Тинторетто и пр.

> Литература

  • Вечеря тайная // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

  • Тайная вечеря в русской живописи. Портал «Россия и христианский восток»

Это заготовка статьи о христианстве. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

(22 голоса: 4.5 из 5)

См. также раздел ПАСХА

священник Георгий

В каждом православном храме над Царскими вратами помещается икона с изображением Тайной Вечери.

В Евангелиях от Матфея, от Марка и от Луки, а также в Первом Послании к Коринфянам о Тайной Вечере рассказывается достаточно подробно. В Евангелии от Марка сказано: «В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдём и приготовим» (Мк. 14:12).

Пасха в ветхозаветной Церкви – это праздник воспоминания об исходе из Египта, из дома рабства, о первой ночи свободы. Вчерашние рабы, покидая Египет, обретают свободу, контуры которой им ещё не понятны. По иудейскому лунному календарю Пасха празднуется в один и тот же день, 15 нисана. По нашему лунно-солнечному – юлианскому или григорианскому – календарю этот день приходится на разные числа.

Заповедь о праздновании Пасхи есть уже в книге Исход:

«Наблюдай праздник опресноков… ибо в оном ты вышел из Египта» (Исх 23: 15).

В ирмосе первой песни одного из канонов, который поётся во время утрени, так повествуется об этом событии: «Яко посуху, пешешествовал Израиль по бездне стопами…»

В этот день евреи выпекали пресный хлеб – мацот – в знак того, что они спешили, покидая Египет, и поэтому не могли испечь хлеб квасной. Кроме того, закваска – это символ брожения, разложения; опреснок же, наоборот, символ чистоты, нетронутости разложением. Поэтому в иудейских семьях с глубокой древности и доныне за два дня до Пасхи – 13 числа месяца нисана – хозяин уничтожает закваску, чтобы в доме не осталось квасного хлеба. В этот день в Иерусалимском храме закалывался пасхальный агнец. После разрушения Храма этот обычай был упразднён. Но до сих пор в память о том, как евреи первый раз испекли мацот, каждую весну, к каждой Пасхе печётся этот пресный хлеб.

Пасхальная трапеза на иврите называется словом седер (порядок). На ней обязательны пасхальный агнец (после разрушения Храма императором Юстинианом агнец стал заменяться кусочком мацы), мацот; чаша солёной воды, символизирующая слезы, пролитые евреями в Египте, и вместе с тем – солёные воды Красного моря, через которое «яко посуху» перешёл Израиль, уходя из рабства на свободу; набор горьких трав (марор), напоминающий о горечи рабства; хорошет – паста из яблок, фиников, веточек корицы и ореха – в память о тех кирпичах из соломы и глины, которые иудеи делали в Египте, когда были рабами; четыре чаши вина – как символ четырёх обещаний Бога Своему народу: вывести его из-под ига, спасти, принять к Себе и быть его Богом.

Главное в празднике Пасхи у иудеев – циккарон (воспоминание). В одном из талмудических трактатов, где говорится, как надо праздновать Пасху, есть такие слова: «Во всяком поколении всякий человек должен почувствовать, будто это он сам вышел из Египта». Не его далёкие-далёкие предки три с лишним тысячи лет назад, а именно он сам.

…Ученики спрашивают Христа, где им приготовить пасху. Спаситель посылает их в дом, где они должны найти – и находят – верхнюю горницу, устланную коврами. В этой горнице, «когда настал час, Он возлёг, и двенадцать апостолов с Ним» (Лк. 22:8-14). Глагол «возлечь» указывает на одно очень важное обстоятельство. За пасхальной трапезой возлежали, подчёркивая тем самым, что это трапеза свободных людей. Раб ест стоя, в спешке заглатывая куски, – у него нет времени для трапезы. Свободный человек за трапезой может полулежать. О том, что «Он возлёг» и «они возлежали», говорится ещё в двух стихах – в Евангелиях от Матфея (26: 20) и от Марка (14:18).

Иисус берёт хлеб, затем вино. Хлеб и вино – два центральных элемента Тайной Вечери, как и на пасхальном седере у иудеев. Евангелист Лука упоминает чашу – по-гречески она названа триблион, а святые Кирилл и Мефодий перевели это слово как «солило». Солило – чаша с солёной водой. Славянские первоучители перевели это слово по смыслу, а не буквально. Из Евангелия от Иоанна понятно, что это была чаша с какой-то жидкостью, ибо Иисус обмакнул в неё хлеб. По-гречески прямо о жидкости не говорится, но употреблено причастие бапсас, то есть «обмакнув» (в какую-то жидкость) кусок хлеба. Затем Иисус дал его Иуде.

Совершая Тайную Вечерю, Господь говорит: «Сие творите в Моё воспоминание» – это значит, что Он употребил слово циккарон, которое так важно в пасхальном ритуале иудеев. Наконец, в Евангелии от Луки (22: 17-18)говорится ещё об одной чаше с вином, кроме той, которую Иисус взял в конце Тайной Вечери и благословил со словами: «…сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк 22: 20). В самом начале Вечери Он, «взяв чашу и благодарив, сказал: примите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие». И затем, «взяв хлеб и благодарив, преломил». Для прежних толкователей Евангелия это место, где говорится о первой чаше, всегда было очень трудным. Зачем она, эта чаша, в начале трапезы? Но если мы заглянем в пасхальную Агаду (практическое руководство, по которому совершается пасхальная трапеза у иудеев), то узнаем, что трапеза начинается с обычая, именуемого кидуш (освящение). Глава семьи берёт чашу, благословляет, читает над ней молитву, и затем эта чаша передаётся по кругу. И каждый читает над чашей примерно такую молитву: «Благословен Ты, Бог Вседержитель, Царь Вселенной, сотворивший плод виноградный». В Евангелии же Спаситель говорит: «Не буду пить от плода виноградного» (Лк. 22:18), т.е. как бы повторяет слова из этой молитвы. Чаша, с которой начинается пасхальная трапеза у иудеев, и есть, без сомнения, та чаша, о которой идёт речь в Евангелии от Луки.

Сравнивая евангельский рассказ с пасхальной Агадой, мы видим, что Господь на Тайной Вечере совершает пасхальный седер; вместе с тем на этой трапезе – как мы знаем из Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки, из Первого Послания к Коринфянам апостола Павла – нет пасхального агнца, хотя в это время Иерусалимский храм ещё не был разрушен и бытовал обычай заклания. Возникает вопрос: почему же нет агнца на Тайной Вечере? Ответить на него нам помогает апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор. 5:7); иными словами, Иисус – наш пасхальный Агнец. До апостола Павла об этом же говорит Иоанн Предтеча, прямо называя Спасителя Агнцем Божиим: «Вот Агнец Божий, Который берёт на себя грех мира» (Ин. 1:29). Общеизвестно, что в первые века церковной истории Христос обычно изображался в виде Агнца. Сегодня просфора, на которой во время Литургии совершается таинство Евхаристии, называется агничной, из неё вырезается евхаристический хлеб – «агнец».

Итак, Иисус берёт хлеб и благословляет его, произнеся молитву, и затем говорит: «…сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся» (Лк 22:19). «Сие есть Тело Моё» – это восклицание напоминает фразу из Агады: «Сие есть скудный хлеб, который ели наши предки в земле египетской». Это ещё одна параллель Тайной Вечери с пасхальной трапезой иудеев.

Как и положено по пасхальной Агаде, Христос в конце Тайной Вечери, это подчёркивает апостол Павел, берёт чашу с вином и благословляет её. Этим кончается пасхальная трапеза. Благословляя чашу с вином, Христос произносит: «…сие есть Кровь Моя нового завета» (Мф. 26:28), цитируя слова из книги Исход (24: 8). Итак, Иисус осуществил ритуал, который тысячу с лишним лет ежегодно совершался в Палестине. Но при этом Он дал людям не хлеб и вино, а Себя Самого в виде хлеба и вина: «Приимите, ядите…» Не скудный хлеб, а Тело Своё и Кровь Свою.

В конце XIX – начале XX века русские философы В. Соловьёв, Н. Бердяев и другие задавались вопросом: чем христианство отличается от всего остального, что накоплено человечеством за тысячелетия истории? И приходили к одному и тому же ответу: западные (римские, греческие) и восточные (индийские, китайские, египетские) учителя – все предлагали людям своё учение. Христос же предложил Самого Себя. Эта главная отличительная черта христианства наиболее полно проявилась именно в Тайной Вечере. Ещё раньше Христос говорил об этом прямо, восклицая: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, Которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6:51). И далее: «…истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53-54).

В повторении той Тайной Вечери, когда накануне Своих страданий Господь научил учеников таинству Евхаристии, заключается основа христианской жизни. «Сие творите в Моё воспоминание», – говорит Иисус в конце Тайной Вечери (Лк. 22:19), поэтому повторение Тайной Вечери по этим Его словам становится Литургией нашей Церкви.

Подобно тому как иудей, совершающий седер, ощущает, что это он сам ушёл из египетского плена, так и христианин чувствует себя во время Евхаристии участником Тайной Вечери. Мы выражаем это чувство в молитве, которая читается перед причастием: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника (причастницу) мя приими».

В пасхальную ночь древняя трапеза приобретает у Христа и Его учеников новый, мистический смысл. Известный французский богослов Луи Буйе сказал об этом: «Всю новизну Евангелия Господь ввёл в тщательно соблюдённые линии торжественного чина, насыщенного самыми чтимыми преданиями Израиля». И это действительно так.

Важно иметь в виду, что евхаристическая мистика – это не мистика для элиты, узкого круга посвящённых, это мистика, доступная каждому. Потому что даже тот, кто в силу каких-то причин не может поверить в пресуществление, преложение Святых Даров, приступает к Святым Тайнам, причащается по слову Иисуса: «Сие творите в Моё воспоминание». И каждый, кто любит Христа, становится подлинным участником Тайной Вечери, творя сие в воспоминание об Иисусе, даже если не понимает до конца, в чём смысл Евхаристии.

Но всё же – пасхальный ли седер совершил Господь в тот вечер со Своими учениками?

В некоторых комментариях к Новому Завету утверждается, что между синоптическими Евангелиями – от Матфея, от Марка и от Луки – и Евангелием от Иоанна существуют серьёзные противоречия в датировке трапезы Христа. Я уже говорил о некоторых чертах иудейского седера. Так вот, из начала 14-й главы Евангелия от Марка становится ясно, что Иисус совершает пасхальную трапезу в первый день опресноков. Можно найти и другие детали, подтверждающие, что в рассказах трёх евангелистов речь идёт именно о пасхальном седере.

Но что говорит евангелист Иоанн?

Иисус схвачен, и Его ведут от Каиафы в преторию. «Было утро; и они (иудеи. –Г.Ч.) не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» (Ин. 18:28).

Значит, Господь уже под стражей, а пасхальная трапеза ещё не началась. Следующая глава: «Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат иудеям: се, Царь ваш!» (Ин. 19:14).

Значит, Иисус уже под стражей, а ещё только пятница перед Пасхой. Ранее, в начале 13-й главы, тоже подчёркивается, что Вечеря совершается перед праздником Пасхи. Евангелисту Иоанну вторит Талмуд, где в одном из трактатов говорится, что Иешуа бен Пантере, то есть Иисус Сын Девы, был казнён вечером накануне Пасхи. Встаёт вопрос: кто же прав – синоптики или Иоанн и, соответственно, Талмуд?

Светские учёные пытаются ответить именно на этот вопрос: кто прав? Мы же знаем, что Священное Писание не ошибается. Значит, просто нужно понять, в чём суть данного несоответствия. Если читать евангельский текст неглубоко, поверхностно, то может показаться, что в Писании есть противоречия. Но если изучать его углублённо, то оказывается, что противоречий в нём нет.

Похоже, что Иисус действительно умер накануне Пасхи, потому что, во-первых, рассказ о страстях Христовых в Евангелии от Иоанна в высшей степени надёжен. Как показывают исследования текста, это очень древний рассказ. Во-вторых, такие не похожие один на другой источники, как Евангелие от Иоанна и Талмуд, говорят об одном и том же. А когда два как бы взаимоисключающих источника сообщают одну и ту же информацию, это достаточно надёжное свидетельство её подлинности.

С другой стороны, у синоптиков описана, конечно, пасхальная трапеза. Но на этой пасхальной трапезе нет агнца…

Его и не могло быть, потому что эта трапеза совершена Спасителем заранее. Если мы откроем любой пророческий текст – книги пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, – то увидим, что многие речения пророков устремлены в будущее. Они говорят о том, что будет в далёком будущем, через восемь, девять, десять веков. В Евангелиях же как раз наоборот, ключевые слова в них – «ныне», «сегодня». Иисус говорит: «Ныне прославился Сын Человеческий»(Ин. 13:31); «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23: 43); «Ныне пришло спасение дому сему» (Лк. 19:9); «Ныне исполнилось писание сие» (Лк. 4:21)… «Но настанет время, и настало уже», – дважды говорит Иисус в Евангелии от Иоанна (4:23; 5: 25). Иными словами, всё христианство – это будущее, которое осуществляется ныне. «И Царство Твое, – молимся мы во время Литургии, – даровал еси (то есть уже даровал. – Г.Ч.) будущее». Христиане средних веков считали, что Царство Божие – это то, что ждёт человека когда-то в будущем, после смерти. Но мы знаем, что это Царство уже даровано нам. Христианство и есть наше сегодняшнее бесстрашное вхождение в будущее. Подчёркивая это, Господь и совершает трапезу заранее, показывая, что Он с апостолами входит в будущее.

Мы становимся гражданами будущего через евхаристическое общение. Если это понять, то станет ясно, что противоречий в текстах синоптиков и Иоанна нет – потому что синоптики рассказывают нам об обстоятельствах Тайной Вечери, а Иоанн точно датирует её и повторяет слова Спасителя: «Настанет время, и настало уже». Это и есть наше вхождение в будущее.

В Евангелии от Луки (гл. 24) есть рассказ ещё об одной трапезе. По дороге в Эммаус Иисус толкует ученикам Писание, а затем берёт хлеб, благословляет, преломляет и даёт им. Сравним этот рассказ с повествованием о том, как совершает таинство Евхаристии апостол Павел. В Троаде, «когда ученики собрались для преломления хлеба», Павел «беседовал с ними и продолжил слово до полуночи», а затем преломил хлеб (Деян. 20:7). Святой Иустин Мученик, живший во II в., рассказывает о том, что во время таинства Евхаристии сначала читались одно из Посланий апостола Павла и пророческие тексты, затем произносилась проповедь, после чего совершались молитвы и Евхаристия.

Таким образом, таинство Евхаристии, или Преломления хлеба, соединялось с чтением Писания и проповедью. И доныне Литургия состоит из двух частей: Литургии оглашенных, или Литургии слова, когда поются 102-й и 145-й псалмы, начало Нагорной проповеди – «Блаженны нищие духом», а затем читается текст одного из апостольских Посланий и произносится проповедь; иЛитургии верных, когда, собственно, и совершается таинство Евхаристии. Тексты из 20-й главы Деяний святых апостолов и свидетельство Иустина Мученика показывают, что структура обедни восходит к апостольским временам. Об этом же делении Литургии на две равнозначных части говорит и латинское её название – missa; блаженный Августин объясняет, что после проповеди бывает «мисса (от латинского глагола mittere – «отпускать») для катехуменов» (оглашенных, ещё не крещённых), они отпускаются, и «остаются верные». Слово «верные» употреблено здесь не случайно – служба, совершаемая после того, как катехумены отпущены, называется Литургией верных.

Итак, Господь использует древний ритуал, который к моменту Тайной Вечери насчитывает уже более тысячи лет истории. Если мы посмотрим богослужебные книги иудеев, то обнаружим там те же элементы службы, которые присутствуют в Литургиях Иоанна Златоуста или Василия Великого. Это и приношение даров, и каждение, и омовение рук, и диалог того, кто совершает службу, с молящимися. У иудеев раввин говорит: «Принесём благодарение». «Да будет благословенно имя Господне», – отвечают ему молящиеся. «Благодарим Господа!» – восклицает сегодня священник Православной Церкви. «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельней», – отвечает ему хор. «Вашим согласием мы благословим Того, Кто дал нам участвовать в Его благах!» – восклицает затем возглавляющий службу у иудеев. И это тоже напоминает наше священническое восклицание: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа… буди со всеми вами!»

Важно понять, что Христос всю новизну Евангелия вкладывает в древний ритуал. Возможно, именно благодаря этому литургическая мистика оказывается доступной не избранным, но каждому. Литургия даёт верующему возможность жить в полноте мистического единения со Христом. Через неё достигается глубокое мистическое и интимное единение каждого со Христом.

Но в то же время – и в этом коренное отличие мистики христианства от любой другой мистики – через неё достигается не только единение верующего с Богом, но и единение всех участников таинства друг с другом, причём равно живых и умерших. Христос – Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова – не Бог мёртвых, но Бог живых. У Бога – все живы! В Евангелии от Иоанна говорится, что Иисус умер, чтобы рассеянных чад Божиих собрать воедино.

«Дидахе» – учение двенадцати апостолов – древний христианский текст, датируемый примерно концом I в., когда ещё были живы непосредственные ученики апостолов, даёт нам замечательный литургический текст, молитву: «Подобно тому, как этот хлеб был разбросан по горам, а затем собран воедино, так даруй, Господи, чтобы Церковь собралась воедино со всех концов земли в единое Царство». Апостол Павел говорит: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор. 10:17).

Это мистическое единение всех в единое тело очень непохоже на нехристианские мистические системы, где человек восстанавливая связь с Богом, наоборот, рвёт связи с окружающими его людьми; оставаясь наедине с Богом, он уходит, отрывается от людей, противопоставляет себя им. В христианстве, в православии этого нет, никогда не было и, будем надеяться, не будет – иначе это уже будет не православие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *