Можно ли предохраняться православным

Каких-то сто лет тому назад никому и в голову не мог прийти вопрос, как регулировать количество детей в семье. Это касалось как бедных, так и богатых. Беременная женщина воспринималась, как обычное жизненное явление. Бог дает столько детей, сколько Он считает нужным. Бесплодие одного из супругов, как правило, в этом винили женщину, считалось проклятьем, позором или наказанием Божьим.

На вопрос: «Грех ли предохраняться православным» можно ответить вопросом: «Грех ли плодить беспризорников и попрошаек?». Главное, разобраться, что об этом говорит Библия, и в чем воля Творца при создании семьи.

Планирование семьи от Бога?

Живя в православном государстве, большинство людей считают себя христианам, носят маленькие крестики и огромные кресты, а Бога не знают. Поэтому и не боятся, живя в гражданском браке, убивают не родившихся детей, оправдываясь, что это еще не человек.

Контрацепция в православии вызывает издавна споры, многие христиане даже не пытаются разобраться в этом вопросе, категорически осуждая планирование семьи.

В незапамятные времена люди жили за счет сельского хозяйства, что произвели, вырастили, то продали, и так выживали. Современная жизнь намного сложнее, и здесь уже человек не может выйти в поле и убить зверя, чтобы прокормить семью в случае потери работы. Детей тогда рожали дома, и это не стоило огромной суммы, а современным христианам приходится думать, сколько детей они в состоянии не только родить, но и воспитать.

О рождении детей:

  • Какой иконе молиться, чтобы забеременеть и родить ребенка
  • Обязательно ли православным семьям быть многодетными
  • Об усыновении детей

Адам и Ева

В Библии нет четкого ответа на этот вопрос. Создав Адама и Еву, Творец пожелал им плодиться и размножаться. Изгнанная из рая пара не имела роскошных домов, достаточно пищи, но они были под покровительством Создателя.

Творец никогда не оставляет Своих детей без ведения, если они послушны Ему. Читая Библию, Бытие, легко проследить, что до конца жизни Адама на земле было множество народа, который жил небольшими селениями, все они были потомками Богом созданной пары. Невозможно ответить на вопрос, почему бедным людям Бог дает много детей, а те, кто богат и тщательно все просчитал, в результате остаются без наследников.

Спланировав одного ребенка, а потом, потеряв его, родители часто винят себя, что не дали родиться еще одному дитяти. Как можно судить людей, у которых первенец даун, и врачи не гарантируют рождение здорового второго?

У молодой, истинно любящей Творца, пары родился желанный ребенок, мальчик, его назвали по имени пророка Даниила, пророчествуя мудрость и любовь к Богу в жизни сына. Молодая мать, выросшая единственной дочерью в семье, и думать не могла о втором малыше, чтобы не расплескать любовь к своему Данечке.

Гром грянул не сразу, только через несколько лет пара узнала, что их сын болен страшной болезнью, которая не лечится во всем мире. Безусловно, встал вопрос о втором малыше, и снова страшный ответ — 50/50. Молитвы, посты, пребывание в храме, полное доверие Создателю, и на свет явился Давид, здоровый, крепкий сын.

Через 13 лет Даниил ушел к ангелам.

Вера в Бога, вечную жизнь и будущую встречу с сыночком в раю дала родителям силы дальше жить, а отрадой для них остался младший мальчик. Кстати, пара дальше ничего не планировала, просто у них больше не было детей. Такова была воля Божья.

В притчах 19:21 сказано, что человек может планировать много, но состоится только то, что определил Создатель.

Нигде в православных постулатах не сказано, сколько нужно иметь детей и можно ли планировать этот процесс, если при этом не нарушаются основные законы. Каждая семья сама даст ответ в день Суда, почему и по каким причинам планировалось число детей. Нельзя судить людей, не пройдя их путь.

200 дней поста, когда, как говорится в народе, и кровать пуста. Супруги воздерживаются от сексуальных отношений во время молитв, постов и больших праздников. Далее несколько дней разрешенного церковью секса могут припасть на менструальный период, дородовое, послеродовое время. Получается, что сама православная жизнь вносит свои коррективы в планирование семьи.

Читайте о супружеских отношениях:

  • Об интимных отношениях православных супругов
  • О супружеской близости во время поста
  • О грехе рукоблудства

Как православие относится к сексу у супружеской пары

Некоторые особо религиозные люди утверждают, что занятие сексом позволительно только для рождения детей. Как же быть супругам, у которых не может быть потомства? Секс создан самим Богом, для того, чтобы супруги стали одним целым, и в этом нет ничего постыдного.

Супружеская пара

Лицемерно утверждать, что секс дан только для деторождения. Ответ дает Книга Мудрости — Библия через Притчи царя Соломона (Пр. 5:19) говорит, чтобы муж постоянно услаждался своей женой.

Здесь ничего не сказано о рождении малыша, только об усладе взаимных отношений. Бог сотворил брак для того, чтобы двое стали одним, помогая друг другу. Рождение детей, если таковые появляются, является важным аспектом подвига спасения.

Супруги призваны наставлять друг друга в духовной жизни, секс для мужа и жены есть:

  • благословение небес;
  • глубокое единение;
  • любовь;
  • нежность;
  • забота;
  • жертвенность.

Важно! В близких отношениях, как и во всем остальном, что приносит удовольствие, надо уметь ставить ограничения, чтобы не стать рабом неконтролируемых желаний, когда секс становится грехом.

Хочется напомнить, что православная церковь под понятием семьи имеет в виду супружеские пары, прошедшие Таинство Венчания и получившие Божье благословение. Никаких добрачных пробных или гражданских браков церковь не признает, все это грех прелюбодеяния.

Венчание супругов

Является ли контрацепция грехом

Прежде чем говорить о контрацепции, нужно разобраться в ее действии. Почему считается грехом предохраняться православным, какие законы Божьи при этом нарушаются?

Православие выступает против абортов и предохранений, во время которого уничтожается плод после периода оплодотворения. Контрацепция, основанная на уничтожении оплодотворенной яйцеклетки, относится к убийству не рожденного младенца, ибо с момента оплодотворения в маленькое существо вселяется душа.

Церковь осуждает контрацепцию, основанную на мини абортах, никакие доводы в этом случае не оправдывают грех убийства. В 12 недель зародыш выглядит, как полностью сформированный человечек.

Многие противозачаточные средства являются гормональными, при их приеме наносится вред женскому организму, который является храмом Божьим. (1Кор.3:16-17). В этом грех контрацепции с точки зрения православия.

Некоторые противозачаточные средства основаны на том, что не дают созревать женской яйцеклетке или увеличивают слизь в матке настолько, что сперматозоиды полностью лишены подвижности. При этом нет оплодотворения, нет зачатия.

Создание православной семьи не заключается только в том, чтобы нарожать кучу детей, ведь их еще надо воспитать здоровыми, полноценными христианами. Эгоистическое отношение к рождению детей, как к проблеме, мешающей наслаждаться жизнью, строить бизнес или что-то в этом роде, является явным грехом и обесцениваем брака.

Планирование семьи без контрацепции

Каждый гинеколог знает, что женщина может определить период овуляции, в это время надо просто ограничить половую жизнь, но не отказаться от нее навсегда, чтобы не было искушения у мужчин искать утех на стороне.

Четко зная физиологический цикл женщины, пара по обоюдному согласию отказывается от секса, находя наслаждение друг в друге на более высоком уровне.

«Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5).

Многие священники основываются на посланиях святого Василия, Климента Александрийского, которые выступали против прерывания беременности, не разобравшись в новых методах планирования беременности.

Важно! Духовные наставники должны научать молодые пары уважать один другого, чтобы они смогли наслаждаться естественной супружеской жизнью, зная, как предохраняются православные семьи.

Вопрос контрацепции настолько тревожит православную церковь, что эта проблема обсуждалась на Священном Синоде Русской православной Церкви в 1998 году, осудившему священников, которые принуждали к отказу от сексуальных отношений.

Западные ученые разработали новый метод распознавания плодности (МРП), который никоим образом не нарушает законов православной церкви, но с высокой точностью определяет период возможной беременности.

Предохранение это грех? Протоиерей Андрей Ткачев

Как Церковь относится к средствам контрацепции?

В церковной среде очень распространен взгляд, что самой главой целью взаимоотношений мужа и жены является продолжение рода. И использование контрацепции расценивается многими священниками как прямое нарушение Божьей заповеди плодиться и размножаться. В принципе, такой подход не противоречит библейской традиции, но если попытаться вникнуть в суть учения Церкви, то можно увидеть, что не все так однозначно, как кажется на первый взгляд.

Отношение к контрацепции нужно рассматривать в ином ключе. Физическая близость играет важную роль в жизни супругов, и лишать их радости телесного общения церковная традиция не советует. Наоборот, апостол Павел пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» (1 Коринф. 7: 5).

Важно помнить, что Бог есть Любовь. И весь акт божественного творения пропитан ею. Господь творит мир, потому что любит его. Более того, эту великую способность любить Он даровал и нам с вами. Именно поэтому человеческие отношения, а особенно – отношения мужа и жены, мыслятся христианством в ключе Любви, а брачный союз всегда понимался, прежде всего, как союз двух любящих людей, которые живут единым сердцем, чувствами, эмоциями, желаниями и мыслями. И дети – это воплощение этой любви, ее продолжение и умножение.

К сожалению, использование контрацепции таит в себе опасность подмены. Зачастую применение противозачаточных средств означает, что пара настроена на «удовольствие без последствий», когда возможная беременность начинает восприниматься как «досадное недоразумение». Именно осознание этой опасности заставляет Церковь очень настороженно относиться к средствам защиты.

Но бывают ситуации, когда женщине вообще нельзя беременеть. Что же делать тогда? Вообще лишить себя радости брака? В таких случаях Православная Церковь допускает использование контрацепции. Главное, чтобы противозачаточные средства не были абортивными и не убивали уже сформировавшийся в женском организме зародыш. Не абортивные средства допускаются, но перед их использованием стоит поговорить с духовником и попытаться разобраться, что движет супругами – эгоизм или все-таки любовь. Или супруги просто не желают быть ответственными за новую жизнь, которая зародится в лоне матери, или же они все-таки не готовы дать ребенку то, что хотели бы дать. Это очень сложный вопрос, но ответить на него очень важно, и чем искреннее будет ответ, тем лучше.

Как относиться к контрацептивам? Ответ протоиерея Андрея Ефанова

О контрацепции в православии

— Инстинкт или сознательный подход?

Но, с другой стороны, что делать, когда условия жизни семьи настолько тяжёлые, что встаёт реальная проблема дальнейшего рождения детей? Крайние ответы известны: применять контрацептивы, преимущественно абортивные, делать аборты или, как советуют некоторые «старцы», жить в браке без брака – «как брат с сестрой».

Но неужели нет выхода?

Есть. Уже давно разработан метод распознавания плодности (МРП), который позволяет любой женщине, независимо от особенностей её организма, проводя несложные наблюдения, определять плодные дни с точностью 98–99,8%. (Важно не путать МРП с обычным календарным методом, который неэффективен, поскольку основан на среднестатистических наблюдениях). На Западе МРП активно используется, в России же пока мало известен. Применение данного метода не предполагает никаких действий, противоречащих требованиям христианской жизни.

Он просто с большой точностью указывает на периоды кратковременного воздержания от супружеских отношений. И этим полностью избавляет супругов от греха убийства зародившейся жизни со всеми его последствиями: духовными, физическими и психическими, нередко приводящими к семейным трагедиям.

Важно при этом отметить, что Церковь в то же время совсем не поощряет стихийность, бесконтрольность в супружеских отношениях. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» даются прямые рекомендации по этому вопросу. В параграфе XII.3 читаем: «Супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определённое время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращённые к христианским супругам: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 5).

Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может “вместить” высокие требования воздержания, от тех, кому это не “дано” (см. Мф. 19, 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи».

Однако использование этого метода не может ли для какой-то части людей стать средством достижения эгоистических целей (чтобы дети не мешали есть, пить и веселиться)? «Социальная концепция» отвечает и на этот вопрос: «Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом».

Конечно, нет такой доброй вещи, которую нельзя было бы испортить. Но, как говорили древние римляне, «abusus non tollit usum». И здесь нетрудно сопоставить возможные злоупотребления этим методом с той пользой, которую он принесёт в случае его правильного применения. Он имеет очевидные преимущества перед теми «методами», которые калечат множество женщин и с помощью которых совершается тягчайший грех убийства миллионов нарождённых жизней.

Статистика говорит, что семьи, использующие МРП, более открыты продолжению рода и потому чаще осознанно многодетны. Разводы в таких семьях большая редкость. Разными исследователями констатируется не более одного процента разводов в семьях, практикующих использование этого метода. Дети из таких семей гармонично развиты и легче адаптируются в изменяющихся условиях современного мира.

***

Из беседы директора Института демографических исследований, социолога Игоря Белобородова с профессором Рене Экошаром, основателем Европейского института семейного образования: «Семья – это место, где любовь и жизнь взаимосвязаны» (Российский институт стратегических исследований, 13 ноября 2013 года) .

– Многие молодые люди не знают о вреде аборта и контрацепции, и хуже того – они не знают о современных альтернативах. Не могли бы вы сказать несколько слов об этом?

– Контрацепция – это как раз разделение между жизнью и любовью. Это способ проживать сексуальную жизнь без зарождения новой жизни. Если прибегать к образам природы, то в этом случае мы получаем цветок без стебля. Отрезая стебель (основу), мы получаем источник боли в виде абортов. Во Франции совершается 250 тысяч абортов в год. В основном это последствия контрацепции, которая не даёт стопроцентного результата. Само слово «контрацепция» подразумевает борьбу с зачатием, и происхождение этого слова (оно переводится как «противозачатие») свидетельствует об этом. Уже в этом нет радости.

Я думаю, что надо помогать людям жить в браке согласно физиологическому циклу. В цикле каждой женщины есть плодные и неплодные периоды. Когда зачатие возможно – это плодная фаза цикла, и если пара, желая отложить зачатие, ограничивает свою сексуальную жизнь в этот период, то это прекрасное время для продвижения супружеских отношений на новый уровень. И тогда не возникнет ситуации, которая приведёт к аборту. Однако этому необходимо обучать. Сегодня нужны обученные люди, которые будут информировать, направлять и сопровождать пару на этом пути. Невозможно это сделать без обучения, так же как мы не можем водить машину необученными. Это же касается и естественной семейной жизни. Есть даже специальный термин – «естественное планирование семьи» (Natural Family Planning). Чередование плодного и неплодного периодов является частью женской природы. Как правило, всё хорошее было хорошо спланировано.

Литература:

Пултавская В. Влияние прерывания беременности на психику женщины». М., 2002.

Добросельский П.В. Супружеские отношения и грань греха. М.: Благовест, 2009.

Баракова Л.И. Брак и дети сегодня. М., 2010.

Проблемы биоэтики // Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001. Гл. XII.

Anna M. Flynn, Melissa Brooks. Natural Family Planning. London, 1997.

Духовно подготовить рождение

Пользуясь этим простым методом наблюдения и разумного воздержания, супруги могут избежать стихийной подчинённости биологическим инстинктам и выбрать время для зарождения новой жизни в наиболее благоприятных условиях. Это очень важно, поскольку родители должны не только материально, но и духовно и нравственно подготовить себя к дарованию жизни новому человеку.

Первая заповедь человеку – возделывать и хранить (Быт. 2, 15) – относится, конечно же, прежде всего к заботе о своей душе, своём теле, своей семье, а не только к окружающей природе.

В вопросе деторождения Православная Церковь указывает на необходимость нравственно контролируемых супружеских отношений. Она благословляет их и не требует отказа в них (как это делают некоторые самочинные наставники) от тех супругов, которые по объективным причинам (например, бесплодие) не могут иметь детей. Продолжение таких отношений имеет существенное значение для поддержания единства и сохранения нормальной семейной жизни. Основанием этого являются приведённые выше слова апостола Павла (1 Кор. 7, 5). Искушение от сатаны невоздержанием означает здесь такую власть инстинкта над разумом человека, когда он оказывается не в состоянии воздержаться на малое время даже при такой серьёзной необходимости, оправдываясь, будто это противоречит Божию благословению брака. Но Церковь в таком важном вопросе, как рождение детей, призывает супругов быть разумными, а не без-умными.

К сожалению, находятся «старцы», благословляющие неконтролируемое отношение к супружеской жизни. Они, видимо, не ведают, сколько миллионов в России бездомных детей, которых родителям «вырастить уже не под силу», но которые родились и пополняют ряды алкоголиков, наркоманов, преступников, заключённых и прочих «людей дна»! И если бы всё зависело только от Бога, тогда и заповеди были бы не нужны. Но человек создан свободным, и Бог позволяет людям творить свою волю! Недаром народная мудрость предупреждает: «Бог-то Бог, да сам не будь плох».

А что святые говорят об отношении к старцам и духовникам?

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Полезно открывать свои помыслы отцам, но не каким попало, а старцам духовным, имеющим рассуждение, старцам не по телесному возрасту и сединам. Многие, увлёкшись наружным видом старости и высказав свои помышления, вместо врачевства получили вред».

Преподобный Иоанн Лествичник: «Когда мы желаем вверить спасение наше иному, то ещё прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека обладаемого страстями, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели».

Святитель Феофан Затворник (†1894): «При определении их до́лжно употреблять великую осмотрительность и строгое рассуждение, чтобы вместо пользы не нанести вред, вместо созидания разорение».

Поэтому, если воздержание для упражнения в посте и молитве полезно, то не столь же ли оно похвально ради любви к тому, кто, получив жизнь, погибнет и душой, и телом? Сам Господь дал ответ искусителю на его лукавое предложение положиться на Божественный Промысл и броситься с крыши храма: Не искушай Господа Бога твоего (Мф. 4, 7). И в вопросе деторождения так же недопустимо искушать Бога («как Бог даст»), безрассудно подчиняясь слепому инстинкту, не глядя, на какие страдания будет обречена новая жизнь. Бог призывает человека к разумной и по совести жизни во всём, в том числе и в столь важном вопросе, как рождение ребёнка.

Однако есть наставники, которые живущим в браке, но не имеющим возможности иметь детей связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи (Мф, 23, 4), благословляя их (фактически приказывая): «Не хочешь плодить нищету – не плоди, кто заставляет? Живи целомудренно, как брат с сестрой». Как будто супружеская жизнь, которую благословил Сам Христос в Кане Галилейской и которую Его Церковь благословляет самым торжественным таинством, является нарушением целомудрия. (Как живуча старая манихейская ересь!)

«Социальная концепция» напоминает: «Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на “недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к отказу от супружеской жизни в браке”». Предлагаемый метод распознавания плодности (МРП) открывает возможность избавить миллионы наших женщин от зарождения той жизни, которую они, увы, продолжают губить, губя себя.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. ХII.3.

Там же.

Злоупотребление не отменяет правильного употребления (лат.).

Методы МРП являются инструментом, используемым в практике естественного планирования семьи.

Цит. по: Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты // Полное собрание творений в 8-ми томах. М.: Паломник, 2006. Т. 1. С. 456.

Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 4. §6.

Феофан Затворник, свт. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. М.: Новая книга, МДА, 1995. С. 87.

Манихейство – религиозное учение, возникшее в III веке. Рассматривало бытие как борьбу двух начал – добра и зла, света и тьмы, носителем которой является материя, а в человеке – его тело. Поэтому проповедовало строжайший аскетизм, отвергало брак.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, Х.4.

В СССР, как известно, с сексом всё было просто: его не было. А потом СССР развалился, и на волне огульной демократии и возрождающейся духовности, произошло то, что сейчас называют «сексуальной революцией».
Я давно хотел узнать: как оплот русской души, самая массовая и исторически укоренившаяся в России религия — православие относится к допустимости применении контрацепции вообще, и в семейной супружеской жизни в частности.
Во-первых, ветхозаветную притчу об Онане можно толковать весьма широко. Во-вторых, в большинстве посланий «святых отцов» красной нитью проходит мысль о всяческой борьбе со страстью, греховным началом, об усмирении плоти, и укреплении духа. Применение контрацептивов сводит половой акт исключительно к плотским удовольствиям, стремление к которым по мнению церкви суть грех.
• Вот, что пишет священник Максим Обухов в статье «Что надо знать православному христианину о планировании семьи»:
Значительная часть так называемых контрацептивов представляет собой настоящие абортивные средства — это ряд гормональных препаратов и спирали (ВМС). Отличие от обычного хирургического аборта только в способе убийства и возрасте убиваемого ребенка. Здесь мы опять встречаемся с ложью: данные средства распространяются как противозачаточные, но не являются таковыми, ибо зачатие все же происходит. Во втором правиле святителя Василия Великого говорится: «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению как за убийство» (под это осуждение подпадает всякий, кто производит, выписывает, продает и использует эти контрацептивы).
Другая часть контрацептивов — действительно противозачаточные средства. Их применение является косвенным убийством и извращением, поскольку извращает замысел Божий о человеке. Вот что говорит Церковь: «Еда ношаху былие во еже не сотворити отроча, или аще кая напои ложесна, еже не зачати… убийца есть, и запрещается яко убийца. …Аще же яде былие, или ино что, и отрави ложесна своя, и к тому дети не раждает, яко убийца запрещается» (Требник, чин исповедания). О том, что применение контрацепции — тяжелый грех, писали Климент Александрийский и блаженный Августин. О контрацепции упоминается в Библии, где это деяние осуждается: «Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его» (Быт. 38, 10).
• А вот поучения старца Паисия Афонского:
Старец подчеркивал, что нужно иметь абсолютное доверие к Промыслу Божию, а не устанавливать человеческую программу, ибо детей дает Бог. Он один знает, дать ли, когда дать, и сколько детей дать — и никто иной. Некоторые решаются, поскольку жизнь стала трудной, иметь от силы одного ребенка и с трудом его вырастить, поэтому они предохраняются, чтобы не иметь другого. Однако это великий грех, поскольку они показывают, что сами устраивают свои дела лучше, чем Бог.
Если семья бедная и едва хватает на содержание одного ребёнка, то родители боятся заиметь другого и всячески избегают этого, и таким образом противостоят воле Божией, что не является разумным решением, но надо верить, что если благой Бог хочет принести другого или других детей в мир, то Тот, Кто “знает, что мы имеем нужду, прежде прошения нашего к Нему”, позаботится и о экономическом укреплении семьи.
• Вершиной же обличительной мысли можно считать поистине душеспасительную книгу «Исповедаю грех, батюшка», автор которой — кандидат педагогических наук, священник Алексий Мороз, а издана она в 2006 году «по благословению Преосвященнейшего Епископа Тернопольского и Кременецкого Сергия»:
Принятие мер для избежания зачатия (предохранение). Одна из таких мер изобличается в библейской истории. Об Онане сказано: «…когда входил к жене…, изливал семя на землю (погублял семя пролитием на землю, не довершая плотского сообщения), чтобы не дать семени (чтобы не последовало оплодотворения)». И такое дело Онана «зло было пред очами Господа» (Быт. 38, 9-10). В настоящее время используются различные виды контрацепции. Но суть их одна. Грех здесь заключается в том, что в супружеских отношениях человек хочет получать только телесное наслаждение, только плотское удовольствие. Человек хочет жить только для себя, для своей плоти, не желая произведения потомства (хотя сказано: «чадородием спасается женщина»), потому что появление детей может прервать ход эгоистической жизни, целью которой, является погоня за наслаждениями.
Затрагивая вопросы о дозволенности или недозволенности контрацепции, необходимо отметить мнение некоторых, что «естественный метод использования для супружеских отношений периодов, когда зачатие женщиной ребенка невозможно, — можно считать допустимым, при мотивированном его использовании». Данное утверждение абсолютно неверно. Что таится за использованием для интимной жизни определенных дней? Желание получить удовольствие и не зачать ребенка. Тот же мотив лежит и при использовании презервативов и противозачаточных гормональных средств. Какая же здесь качественная разница? Да никакой! То и другое в равной степени является грехом. И пользующийся данными средствами не должен себя обманывать.
Пользующийся контрацептивами должен ясно себе сказать: «Да, я грешу. Я хочу плотских удовольствий, а ребенка (по тем или иным причинам, в большей или меньшей степени уважительным) не хочу. Я понимаю, что это грех, но мое сегодняшнее духовное состояние таково, что иначе я поступать не могу. Прости и помоги мне исправиться, Господи!». По крайней мере, это будет честно перед Богом и самим собой. Приведет к смирению и избавит от лицемерия.
Оценили фишку? Кандидат педагогических наук рекомендует нам… супружескую близость, сопровождающуюся осознанием собственной греховности! Это же просто неисчерпаемый источник психических заболеваний, лучше и не придумаешь! «Медленно и печально..» — как в том анекдоте.
• А теперь заходим на официальный сайт московского патриархата, и читаем принятый 13-16 августа 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви — документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Главу XII «Проблемы биоэтики».
XII.3. Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.
Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи.
Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к… отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни».
Что фактически, официально разрешает применение неабортивной контрацепции в супружеской жизни, для реализации «ответственного отношения к рождению и воспитанию детей».
Внимание, вопросы:
• Знали ли отец Алексий Мороз и «преосвященнейший (!) Епископ Тернопольский и Кременецкий Сергий», что издавая через пять лет после утверждения «Основ социальной концепции РПЦ» подобную книгу, они противоречат официальному документу собственной церкви?
• Верно ли утверждение, что православие как религия стремится «идти в ногу со временем», чтобы не потерять численность своих адептов — и потихоньку начинает позволять им некоторые, ранее запрещённые «радости жизни»? Вздыхая, и объясняя это «нынче народ совсем немощный пошёл..»
• Как определить ту тонкую грань, где заканчивается Вера в Бога — совершенно личное дело каждого человека, и начинается Религия с её ритуалами, преосвященнийшими служителями, самоистязанием (для умерщвления собственных грехов, разумеется) и всем вышеописанным неадекватом?

Совместима ли вера с «планированием семьи»?

Автор Ольга Гуманова Обновлено: 03.03.2011 10:07 Опубликовано: 03.03.2011 07:02

Один из первых вопросов, который задают новообращенные верующие разных конфессий, — это вопрос о контрацепции. Разрешает ли Бог супружеские отношения без цели зачать ребенка? А если нет, то как быть — становиться многодетными, несмотря на любые жизненные обстоятельства, или жить «как брат и сестра», позволив себе любовные утехи лишь несколько раз в жизни?

Фото: AP

Если к аборту и абортивным средствам контрацепции православная церковь относится однозначно — считает их применение детоубийством, то относительно неабортивных средств «планирования семьи» среди православных кипят бурные споры и высказываются порой диаметрально противоположные мнения. В «Основах социальной концепции Русской православной церкви» о средствах, не прерывающих жизнь уже зачатого эмбриона, сказано довольно уклончиво, и данная там формулировка оставляет большое пространство для толкований: «Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом».

«Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей», — сказано далее в тексте того же документа, и многие видят в этих словах намек на «ответственное родительство» и даже призыв «не плодить нищету».

: Католикам и православным разрешили презервативы

Именно на этом фрагменте текста одни православные радостно восклицают: «Вот, вы убедились? Церковь разрешает неабортивную контрацепцию!» А другие тут же спешат им возразить: «Да где же разрешает? В документе лишь сказано, что предохранение от беременности не является таким же тяжелым грехом, как аборт, но ведь там не говорится, что это вовсе не грех!»

Фото: AP

Бурные споры на эту тему разгораются потому, что теория здесь категорически не хочет согласовываться с практикой. Взять, к примеру, мнение такого известного отца Церкви, как преподобный Максим Исповедник: «Правильное суждение о совокуплении целью его поставляет деторождение. Но кто имеет при этом в виду одну сласть похотную, тот погрешает в суждении, недоброе почитая добрым. И таковой, совокупляясь с женой, злоупотребляет сим». Из этого ведь никоим образом не получится сделать вывод о допустимости для христиан контрацепции, не правда ли? Или прислушаться к мнению святого Климента Александрийского: «Поскольку люди, несомненно, участники Божественного Примышления, они не имеют права выбрасывать и оскорблять свое семя. Если даже в браке целью становится наслаждение без естественного последствия — рожать детей, то эта цель и, значит, брак — беззаконный, несправедливый и не имеющий логики. Брак установлен и предназначен для других вещей, законных. Господь хочет, чтобы род человеческий размножался. Но Он нигде не говорит, чтобы люди предавались неистовым страстям с целью избежать появления детей. Ведь даже у бессловесных животных есть определенные периоды размножения, и они «воздерживаются» какое-то время. Но когда в законном браке супружеские отношения не служат рождению детей, такая пара ведет себя нагло и самовольно перед тем, чего требует природа. Ведь брак предполагает желание иметь детей, а не беспорядочное разбрасывание семени, что само по себе нелогично и противозаконно. Вся жизнь тех, кто называет себя христианином, должна быть согласована с природой, как установил Сам Творец». Тоже не получается увидеть в этом оправдание презерватива?

В чине исповеди из Требника абортивные и неабортивные средства контрацепции перечисляются в одном греховном ряду: «Аще же яде былие, или ино что, и отрави ложесна своя, и ктому дети не раждает, яко убийца запрещается».

Что же остается делать после подобной тяжелой бомбардировки святоотеческими цитатами? Логика позволяет сделать только один вывод — никакая контрацепция для православных супругов не допустима. Но вот как с этим жить практически? Как перестать предохраняться от беременности не абстрактно-идеальной «православной супруге», а вполне конкретной тете Мане, которой после третьего кесарева сечения врачи не разрешают больше беременеть? Или тете Тане, у которой муж считает религию «блажью» и ставит условие: «Еще раз забеременеешь — или аборт, или развод». При этом воздерживаться от исполнения супружеского долга он вовсе не настроен. Или конкретной семье Ивановых, которая живет с тремя детьми в однокомнатной квартире, причем улучшения жилищных условий у них никак не предвидится?

Старец Паисий Святогорец на подобные вопросы отвечал: «Ты меня спрашиваешь о супружеских отношениях женатых священников, а также и мирян. Почему святые отцы не дают совершенно точных определений? Это значит, что существует нечто неопределимое, ибо не могут все люди жить по одному шаблону. Отцы многое предоставляют нашей рассудительности, духовному чутью, возможностям и старанию каждого.

Фото: AP

Чтобы быть более понятным, приведу примеры из жизни женатых иереев и мирян, которые и сейчас живы и которых я знаю. Среди них есть такие, кто, заключив брачный союз, родили одного, двоих, троих детей, а затем живут в чистоте. Другие вступают в супружескую близость лишь на время деторождения, а остальное время живут как брат и сестра. Иные воздерживаются от близости лишь в период постов, а в остальное время имеют близкие отношения. Некоторым и того не удается исполнять».

В то же время, по словам старца, «Бог же видит тщание каждого христианина и знает силу, которую Он дал христианину, и спрашивает соответственно».

Не случайно Русская церковь в своей соцконцепции советует своим чадам по столь деликатным вопросам советоваться с опытным духовником, а не с анонимными «экспертами» на интернет-форумах. Кроме того, следует иметь в виду, что «уравнение решаемо» и «миссия выполнима» — ведь умудряются же как-то жить на свете, оставаясь при этом православными, миллионы людей, которые приходят каждое воскресенье в храм со своими детьми и супругами.

Быть может, готовый ответ на вопрос о контрацепции имеется в иудаизме, где, как известно, на все случаи жизни есть предписания и правила? «Интимная жизнь в иудаизме имеет собственную ценность, вне зависимости от заповеди «плодитесь и размножайтесь». Есть отдельная заповедь — доставление мужем интимной радости жене, и это вне зависимости от того, может ли она забеременеть или нет», — рассказал «Правде.Ру» пресс-секретарь главного раввина России Андрей Глоцер.

По его словам, «в случае беременности, грудного вскармливания, бесплодия муж должен быть в интимных отношениях со своей женой». «Более того, у нас не только не запрещена супружеская жизнь во время периодов беременности и грудного вскармливания, но, наоборот, поощряется», — продолжил Андрей Глоцер.

«Если супруг отказывает другому в интимной жизни — это повод для развода, причем условия развода не в пользу отказывающего (вне зависимости от того, кто отказывает — муж или жена). Воздержание не приветствуется, а попросту запрещено», — отметил он.

В иудаизме, как рассказал Андрей Глоцер, «супружеская интимная жизнь — это огромное благо, святость и чистота, только она должна осуществляться в чистоте. Контрацепция разрешена, но запрещены средства мужской контрацепции (презерватив, прерванный половой акт, также стерилизация). В вопросах контрацепции принято советоваться с компетентным раввином».

«Как осуществлять интимную жизнь — это личный выбор супругов, единственное ограничение — семя должно попасть куда должно, согласно природе, и никуда больше. Не должно быть преграды между телами (простыни, одежда)», — сообщил он.

В исламе отказ от рождения детей из стремления к большему комфорту не приветствуется. Но контрацепция считается допустимой, если у супругов есть веские причины отложить беременность на будущее: например, оба они бедные студенты или жене по состоянию здоровья нужно сделать между родами паузу.

В отличие от христиан, мусульмане считают допустимым аборт на ранних сроках при некоторых обстоятельствах. Женщине, беременной менее сорока дней от законного мужа, сделать аборт порицательно, но не запрещено. Если же плоду более сорока дней, то его убийство уже считается грехом. На более позднем сроке аборт считается допустимым при трех условиях: согласие мужа, согласие жены, разрешение врача.

В одном из хадисов пророка Мухаммеда сказано, что младенец сорок дней пребывает в утробе в виде капли семени, потом еще столько же в виде сгустка крови, «а затем Творец направляет к нему ангела, который вдыхает в него душу». По мнению исламских богословов, с этого срока уничтожение человеческого эмбриона категорически запрещено (харам) и является преступлением.

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Темы контрацепция

Клин православный

диакон Иоанн Иванов

Существует не вполне правильное представление, что Церковь запрещает любые способы предохранения от рождения детей.

Позиция Русской Православной Церкви по вопросам брака и семьи выражена в документе, принятом юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 г.: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (Издательство Московской Патриархии, 2000 г.). В нем сказано: «Человеческое тело является дивным созданием Божиим и предназначено стать храмом Святого Духа. Осуждая порнографию и блуд, Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общности, «единодушие душ и телес» супругов, о которых Церковь молится в чине брачного венчания… Зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно… Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не дано, и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи».

О проблемах контрацепции в представленном документе сказано: «Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнять нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует понимать, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистичных побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом».

Таким образом средства контрацепции, связанные с убийством уже зародившейся жизни в чреве матери, являются преступлением и абсолютно недопустимы. Иные формы предохранения, включая и наименее духовно вредные – механические средства неабортивного действия, – в большей или меньшей степени несут элементы греха. Поэтому, если невозможно обойтись без большого греха, надо идти по линии наименьшего греха. При использовании средств контрацепции, не связанных с убийством, важно каждому понимать, что все же это хоть и наименьший, но грех. Поэтому надо молить Бога о прощении своих грехов, совершаемых по телесной немощи, и каяться в этом на исповеди.

Фото: Татьяна Балашова

Сложные вопросы: супружеские отношения, контрацепция, период беременности
Протоиерей Борис Балашов
В современном обществе очень болезненно стоят вопросы, связанные с семьей. Иногда приходится даже слышать, что сам институт семьи отмирает. Многие люди хотели бы иметь прочные семьи, в которых тепло и уютно, однако ничего не получается. Огромный процент разводов в настоящее время просто удручает.
Большое количество молодых людей рано начинает половую жизнь, но при этом они долго не могут вступить в брак или очень быстро разводятся — всем известно выражение «сбегать замуж». Да и те семьи, что остались на плаву, тоже не очень радуют. Почему так происходит? Да и возможно ли сейчас строить семьи надолго с доброжелательными взаимными отношениями супругов? Может быть, мы все-таки что-то делаем не так?

Смысл семьи и смысл жизни
Протоиерей Игорь Гагарин
Самым строгим, самым лучшим экзаменатором здесь становится для человека семейная жизнь… Не так уж трудно совершать добрые дела, говорить слова любви тому, с кем мы встречаемся время от времени. Чем дальше человек находится от нас, тем легче проявлять к нему любовь. Чем человек становится ближе, тем делать это уже сложнее.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ».
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *