Музыкальный инструмент псалтирь

Псалтерий

Женщина, играющая на треугольной арфе (тригоне), которую древние греки вероятно называли «псалтерием». Краснофигурная пелика из Апулии, ок. 320 г. до н. э.Псалтерий (иллюстрация из чешской средневековой рукописи)

Псалте́рий, псалти́рь (греч. ψαλτήριον, от греч. ψάλλω — «щипать струны»; лат. psalterium) — общее название древних многострунных щипковых музыкальных инструментов. По названию этого инструмента названа (в христианской традиции) ветхозаветная книга Псалтирь.

Специфика

По распространённой точке зрения (см. исчерпывающую сводку у В. В. Петрова) древнегреческие и древнеримские авторы называли псалтерием арфы различной формы и конструкции (пектида, самбика, магадида, эпигоний), особенно треугольные (тригон, см. на иллюстрации). Например, Афиней (II в. н. э.) цитирует Аполлодора Афинского (II в. до н. э.): «то, что мы теперь называем псалтерием, это магадида» (636f). У Цицерона псалтерий описывается как женский «легкомысленный» инструмент, то есть примерно в том же контексте, как обычно описывалась арфа у греков:

Что же касается Публия Клодия, то он, носивший раньше платья шафранного цвета, митру, женские сандалии, пурпурные повязочки и нагрудник, от псалтерия (psalterio), от гнусности, от разврата неожиданно сделался популяром.

— Цицерон. Речь об ответах гаруспиков XXVIII, 44, 6

В Септуагинте словом ψαλτήριον переведены четыре разных еврейских инструмента — «невел», «псантэр» (псалтерий?), «угав» и «тоф» (последние два — духовой и ударный).

В христианском богословии псалтерию (как и некоторым другим музыкальным инструментам) придавали символический смысл. Ориген и Афанасий Великий сравнивали 10-струнный псалтерий с человеческим телом, поскольку он символизировал пять органов чувств и пять видов «деятельности души», в другой интерпретации — символизировал десять заповедей. Августин же (комментируя Псалом 42) так описывал сходство и различие псалтерия и кифары. Сходство в том, что оба инструмента держат в руках во время игры, и оба «символизируют наши телесные труды» (significant opera nostra corporalia). Различие же в том, что оптимально звучащий полый резонатор (concavum lignum, или tympanum) первого (то есть псалтерия) находится вверху, а второго (кифары) — внизу. Отсюда делается вывод, что игра на псалтерии ассоциируется с человеческим трудами, которые обращены к небу и по Божьей воле осуществляются без забот, игра же на кифаре — с «низкими» тяготами, уготованными людям в бренной жизни (Августин. Толкования псалмов 42). Кассиодор (со ссылкой на Иеронима) описывает псалтерий сходным образом:

Псалтерий, по словам Иеронима, есть звуковая полость из дерева, которому придана форма буквы Δ («дельта»). Расширение корпуса он имеет в верхней части, где закрепленные в определенном порядке нити струн под ударами плектра откликаются, как говорят, приятнейшей мелодией. Псалтерию, как кажется, противоположно устройство кифары, которая означенное имеет внизу, а псалтерий, напротив, — в головной части. Именно такого рода инструмент годится для песнопений, и он один подходит телу Господа Спасителя, поскольку, как псалтерий звучит от верхних частей, так и Он свыше величит тело в его славном устроении.

— Кассиодор. In Psalterium praefatio IV, PL 70, col. 15

Из описаний латинских отцов церкви кажется очевидным, что под псалтерием они, как и греки, имели в виду треугольную арфу.

Понимание псалтерия как цитровидного инструмента распространилось и утвердилось лишь в Средние века (как в Византии, так и западной Европе). Впрочем, в отсутствие конструктивного описания архетипического инструмента церковные писатели и теоретики музыки называли псалтерием (psalterium) различные струнные щипковые инструменты, в том числе семейства лир и семейства арф.

Местные аналоги псалтерия — арабо-тюркский канун, русские гусли и другие народные цитры. Родственный псалтерию инструмент — цимбалы (средневековый дульцимер, персидский сантур и т. п.), звук на котором извлекается ударами палочек.

Примечания

  1. То есть играть пальцами на струнном щипковом инструменте, см. LSJ: ψάλλω.
  2. Здесь — восточный головной убор, тюрбан.
  3. …P. Clodius a crocota, a mitra, a muliebribus soleis purpureisque fasceolis, a strophio, a psalterio, a flagitio, a stupro est factus repente popularis.

Литература

  • Петров В. В. Киннор, кифара, псалтерий в иконографии и текстах (к истолкованию одной англо-саксонской глоссы) // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. М., 2004, № 11, с. 293—343; № 12, с. 243—271; второе исправленное и дополненное издание — М., 2010, с. 589—718.
  • Петров В. В. Кифара и псалтерий в символической органологии античности и раннего средневековья // Историко-философский ежегодник, 2008. М., 2009, с. 27—51.

Ссылки

Словари и энциклопедии

Музыкальные инструменты Библии

В книге Псалтырь мы находим много призывов славить Бога на различных музыкальных инструментах. Например, в 150-ом псалме. Но представляем ли мы себе, хотя бы отдаленно, какие музыкальные инструменты использовал Израиль, чтобы славить Бога? Давайте попытаемся разобраться в этом, посмотрев, что кроется за названиями музыкальных инструментов в Библии.

Сразу скажу, что в статье присутствуют не все инструменты, на которых играли музыканты в те времена. Со времен, когда использовали эти инструменты, прошло довольно много времени и сейчас не представляется возможным реконструировать вид некоторых из них. Так же никто не может сказать, как именно звучали музыкальные инструменты Библии и какие мелодии на них исполнялись, все это утеряно за давностью лет, хотя слова Псалмов и остались.

Музыкальные инструменты описанные в Библии можно условно разделить на три группы: ударные, струнные и духовые музыкальные инструменты. Будем разбирать их по очереди.

Ударные музыкальные инструменты

Тимпан — бубен, или ручной барабан, разновидность тамбурина, который представлял собой деревянную или металлическую раму, обтянутую кожей животного, по краям был увешан бубенцами. На ручных тимпанах играли в основном женщины, но были и большие тимпаны, на которых играли мужчины. Игра производилась руками, без палочек.

Мозаика «Триумф Бахуса», Тунис, III в. н. э. Тимпан можно увидеть в руках у женщины в центре.

Чаще всего тимпан употреблялся для сопровождения танцев во время народных увеселений, но не чурались им и во время богослужений. Один из примеров применения тимпана можно прочитать в Исх.15:20, где описана радостная песня восхваления Бога, когда Он уничтожил войска фараона в море:

«И взяла Мариамь, пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариамь перед ними: Пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» (Исх.15:20,21)

Кимвалы — это тарелки. Обычно это были два медных тарелкообразных диска диаметром от 8 см., которыми, держа их в вертикальном или горизонтальном положении, ударяли друг о друга.

Бродячие музыканты. Мозаика из «Виллы Цицерона» в Помпеях.150-125 гг. до н.э. Кимвалы, в виде маленьких тарелок, держит мужчина посередине. Так же на мозаике присутствует тимпан у мужчины справа и флейта (халиль), о которой мы будем говорить ниже, у человека слева.

Кимвалы использовались как аккомпанирующие инструменты для создания сильного шумового эффекта, они имелись и в храмовых оркестрах.

«И отделил Давид и начальники войска на службу сыновей Асафа, Емана и Идифуна, чтобы они провещавали на цитрах, псалтирях и кимвалах; и были отчислены они на дело служения своего» (1Пар.25:1)

Систры — инструмент, заимствованный у египтян. При покачивании он издавал звеняще-дребезжащие звуки. Систры представляли собой снабженную ручкой деревянную или металлическую раму с отверстиями по обеим сторонам, куда вставлялись железные палочки или проволочки (обычно три). Видимо, к палочкам привешивались металлические колечки. Другая разновидность этого инструмента состояла из деревянной рамы с подвешенными к ней металлическими стержнями, на которые нанизывали небольшие металлические диски.

Нефертари с систром в руке. Фреска храма Абу-Симбела.

А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах. (2Цар.6:5)

Струнные музыкальные инструменты

В Библии упоминается несколько струнных музыкальных инструментов, но это все по сути разновидность одного и того же музыкального инструмента – лиры. Струнные музыкальные инструменты делали из кипарисового или сандалового дерева. Струны делали из кишок овец.

Арфа, или цитра , имела поперечную дугу, на которую натягивали струны — параллельно или перпендикулярно резонатору, если они не были собраны в пучок.

Кинор

Этот инструмент широко использовался как в богослужении, так и в обыденной жизни.

«При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди него, повесили мы наши арфы» (Пс.136:1,2)

Духовые музыкальные инструменты

Флейта — трубковидный духовой инструмент, имеющий в верхнем конце отверстие, в которое музыкант дует без посредства дульца. Применялась, как в быту, так и в богослужении. В синодальном переводе встречается в виде свирели и органа. Есть подозрения, что этим словом так же обозначали инструмент, похожий на волынку.

Флейта (угав)

Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. (Пс.151:4)

Флейта (халиль) — разновидность гобоя. Существовали как одинарные, так и двойные халили. Звук извлекался с помощью двойной трости, вставленной в верхнее колено. Одновременно исполнитель дул как в основную трубку, так и в дополнит. трубочку, причем обе они были снабжены узкими отверстиями. Двойная флейта позволяла играть мелодию на одной своей части, а аккомпанемент — на другой.

Флейта (Халиль)

«А у вас будут песни, как в ночь священного праздника, и веселье сердца, как у идущего со свирелью на гору Господню, к твердыне Израиля» (Ис.30:29)

Как мы видим, у Израиля был богатый набор инструментов для прославления Бога, у них были даже такие инструменты как барабаны и тарелки. Стоит сказать, что храмовый оркестр составляло огромное число людей, около четырех тысяч и прославление Бога было громким, шумным и радостным.

10 причин, почему вашей церкви следует петь Псалмы

Когда мы думаем о Псалмах, то большинство из нас думает исключительно об их чтении. Но нам следует их петь, особенно на собраниях в церкви. И так и есть, на протяжении 3000 лет Псалтирь был песенником для Божьего народа.

Ниже приведены десять причин, по которым нам важно сегодня петь Псалмы в церкви:

1. Библия говорит нам это делать

Это самый веский аргумент, которым мы располагаем. И как же он хорош! Если мы не относимся к Псалмам серьезно, наше посвящение Библии также ставится под вопрос.

2. Псалмы являются Словом Божьим

Дух Святой является вдохновителем Псалмов: они являются чистым Писанием. Огромным приобретением прошлого года для меня было то время, которое я провел в Писании, читая Псалмы. Я также радуюсь, когда слышу свою маленькую дочку, бегающую по дому и напевающую Псалом 8 и 138.

3. Псалмы это песни, которые пел Иисус

Будучи мальчиком, Иисус учил и запоминал большое количество Псалом, если вообще не все. Книга Псалтирь — это песенник Библии. Они стали саундтреком Его жизни. Они могут быть таковыми и в вашей жизни тоже.

4. Они открывают нам более «аутентичную» картину Бога

Люди сегодня жаждут «аутентичного поклонения», а если мы следуем современным тенденциям христианской музыки, то можем поддаться предубеждениям наших лидеров церкви или течениям, которым они следуют. Например, только 3% современных песен прославления вскользь упоминают вечность, и редко затрагивают те стороны Бога, которые доставляют нам неудобства. В то время, как Псалмы заставляют нас вздрогнуть, когда мы поем о Божьем суде и гневе. Они также открывают перед нами большую, более красивую и захватывающую картину Божьей славы.

5. Псалмы Христологичны

Посмотрите, как часто Новый Завет использует Псалмы, чтобы рассказать о жизни Христа. Хотите ли вы знать, что чувствовал Христос, когда был на кресте? Прочитайте Псалом 21.

6. Они раскрывают глубину и полноту человеческих эмоций

Псалмы прекрасным образом балансируют богословие и эмоции, суд и благовестие, глубоко сокровенное и коллективное. Одна женщина рассказала мне, что стала ходить в нашу церковь, потому что мы позволили ей не стесняться её депрессии. Хотя «церковь, позволяющая вам переживать депрессию» — не лучший рекламный слоган в современном мире, я понял, что она хотела этим сказать. У нее были проблемы с депрессией, и иногда мы пели песни, которые дали ей право озвучить свою депрессию и позволили ее выразить.

Несмотря на то, что в современном прославлении уделяют большое внимание публичному выражению эмоций, церковь, зачастую, значительно умаляет эмоциональные переживания человека.

7. Они преобразовывают прославление в кругу семьи

Псалмы изменят как ваше индивидуальное, так и семейное время поклонения. Много лет назад, вскоре после того, как я стал христианином, я навестил своего друга в приходе Тайн, Шотландия. После обеда, глава семьи обьявил: «Сейчас мы обратимся к книгам». Книги? Что он под этим подразумевал? Вскоре я понял. Кто-то вошел в комнату с Библиями и Псалтырем. Мы читали Слово, молились по Слову и пели Слово.

Этот опыт был для меня крайне трогательным, он помог мне понять, почему в этой конкретной семье были такие сильные в вере христиане. С тех пор, Псалмы стали ДНК моей жизни. Я читаю или пою по крайней мере один из них каждый день. Мой маленький красный Псалтирь всюду со мной. В 2011 году я был серьезно болен, находясь в больнице я то был в коме, то выходил из нее; моя семья не знала о чем и как молиться. Я и сам был сильно подавлен. Поэтому каждый вечер они молились Псалмами со мной. Мой друг напечатал для меня Псалом 90, наряду с другими Псалмами, и повесил их на стену рядом с кроватью. Они поддерживали меня.

8. Они объединят наши церковные семьи

В нашей современной церковной культуре, где немало «войн прославления», и присутствуют люди из разных церковных культур и традиций (а иногда и без церковного опыта вовсе!) — Псалмы объединяют христиан. Они также объединяют разные поколения верующих.

9. Они преобразуют нашу церковную семью

Ваша община — это то, что поют ваши люди. Мы запоминаем то, что поем. Если вы поете псалмы, то ваши прихожане обладают огромным запасом знаний Писания как в разуме, так и в сердце. Прошлым вечером мы пели в церкви Псалом 8 (а также отрывки из Псалмов 106 и 24). Это было прекрасно. Многие думают о нашей церкви как о той, что любит петь Псалмы. Один безукоризненно правоверный мужчина не без иронии отметил: «Никак не пойму значения пения Псалмов!»

Но почему же? Я не понимаю, почему каждая евангельская церковь не поет Псалмы. Если вы хотите поклоняться в Духе и истине, не будет ли полезным использовать песенник, который вдохновил сам Дух Истины?

10. Они имеют миссионерское предназначение

Псалмы прекрасны для проповеди Евангелия в сегодняшнем мире. Несколько лет назад хиппи средних лет забрел в нашу церковь. После собрания он сказал: «Дэйв, мне понравилось. Особенно пение. Петь слова 3000-летней давности из Палестины — это круто!» Псалмы это поэзия эмоций, которая говорит к сердцам всех людей.

Пойте псалмы в вашей церкви

Как же мы можем улучшить наши церкви в это воскресенье?

Песенное движение — это не что-то новое в прославлении. Когда мы стремимся обучить и воодушевить церкви в прославлении, мы, наибольшим образом, заинтересованы в том, чтобы вернуться к корням — а Псалмы являются самыми старинными и самыми Библейскими песнями, которые у нас есть.

Подписывайтесь:

Вот пять вещей, которые мы можем сделать, чтобы помочь себе вернуться к Псалмам:

  1. Читайте Псалмы дома ежедневно. Мы начали эту практику три года назад, и она принесла огромные изменения. Мы настоятельно рекомендуем книгу Тима Келлера «Песни Иисуса» для ежедневного чтения, чтобы помочь вам думать, молиться и петь Господу каждый день.
  2. Наполните свой дом песнями с Псалмами — позвольте им наполнить ваш разум, сердце, уста, воображение и душу.
  3. Читайте Псалмы каждое воскресенье на служениях, используйте их в качестве призыва к прославлению, позвольте вашей церкви читать Псалмы, если у вас нет литургии в церкви.
  4. Молитесь Псалмами. Используйте их, чтобы наполнить ваши молитвы.
  5. Пойте Псалмы. Попробуйте современные версии Псалмов, или, возможно, старые гимны, воодушевленные ими.

Псалмопевец сказал: «Слово Твое сокрыл я в сердце моем» (Псалом 118:11 НРП). Мы можем «сокрыть» Слово Божье в наших сердцах, поя его, и мы можем провозгласить это «сокрытое» Слово миру и ангелам, напевая его. Так чего же мы ждем?

Авторы — Кит Гетти, Дэвид Робертсон / thegospelcoalition.org
Перевод — Юлия Попова для ieshua.org

Последнее пожертвование: 17.11 (Россия)

Поделиться в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *