Мы говорим по русски

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5-9 классов «Лингвистический турнир»

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5-9 классов

«Лингвистический турнир»

(командная игра)

Цели:

— развитие интереса учащихся к русскому языку как национальному языку;

— воспитание интереса к предмету «Русский язык»;

— закрепление знаний учащихся, полученных на уроках русского языка;

— расширение кругозора учащихся;

— воспитание любви к родному языку.

Оборудование: плакаты с высказываниями писателей о русском языке, карточки с заданиями для конкурсов, «чёрный ящик», бутылка с водой, шапка, игрушечный медведь, колесо от машинки, призы победителям.

Условия игры: в турнире принимают участие две сборные команды, состоящие из учащихся 5 – 9 классов (по одному — два представителя от класса в каждую команду), прошедших отборочный этап. Непосредственно перед игрой участники делятся на команды путем жеребьёвки, выбирают капитана и название команды.

За каждый правильный ответ на вопрос или выполненное задание команда получает по одному очку, которые суммируются в конце игры. Победительницей турнира становится команда, набравшая наибольшее количество очков.

В промежутках командного турнира проводится игра со зрителями. Участники этой игры за каждый правильный ответ получают жетоны, которые подсчитываются в конце игры. Наибольшее количество жетонов определяет победителя игры со зрителями.

Отборочный этап проводится заранее в форме диктанта на выявление самых грамотных учащихся в каждом классе. Текстом для диктанта является одно из высказываний о русском языке писателей-классиков (на усмотрение организатора турнира). Ученики, допустившие наименьшее количество ошибок в диктанте, становятся участниками турнира.

Ход игры

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя. Создание эмоционального настроя.

Здравствуйте, дорогие участники, болельщики и, конечно же, учителя! Я рада приветствовать вас в этом зале!

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Язык – это самая удивительная вещь на свете. Попробуйте представить себе, что было бы вокруг нас, если бы не было языка. Не было бы общения между людьми, не было бы общества в целом, не существовали бы письмо и печать, а с ними литература и наука; не было бы мысли, не было бы человека, не было бы культуры. К.Д. Ушинский писал когда-то: «Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке. Язык – это жизнь народа».

Мы говорили о языке вообще. А что такое русский язык? Это национальный язык русского народа, наш родной язык, на котором мы говорим с самого раннего детства, язык наших дедов и прадедов, наших отцов и матерей.

Итак, как вы уже, наверно, догадались, что сегодня наша встреча посвящена русскому языку. И мы собрались здесь не только с целью посоревноваться и определить победителя, но и затем, чтобы лишний раз убедиться в том, что » нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». (К.Г.Паустовский)

  1. Представление команд – участниц, жюри. Объяснение условий игры.
  2. Конкурсная программа.

Учитель: Предлагаю наши соревнования начать с шутливой, но хитрой разминки.

(команды по очереди отвечают на вопросы)

1 конкурс — разминка «Весёлые вопросы «

  1. Какое местоимение русского языка можно назвать самым хвастливым и самым скромным и почему? ( Местоимение я: говорит о себе, но стоит последним в алфавите)
  2. В каком глаголе сто отрицаний? (Стонет)
  3. Какое наречие предлагает кусок ткани на пальто или костюм? ( наречие наотрез — на отрез)
  4. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? ( Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
  5. Какие два личных местоимения мешают дорожному движению? (Я, мы – ямы)
  6. Какой знак препинания в русском языке часто «ставят ребром», после чего он часто «болеет»? (Вопросительный знак: сначала ставят «вопрос ребром» — получается «больной вопрос»)
  7. Когда руки бывают местоимениями? (Когда они вы-мы-ты)
  8. Какое личное местоимение нужно прибавить к другому личному местоимению, чтобы получить крупные плоды? (Ты к вы – тыквы )

Слово жюри для подведения итогов первого конкурса.

Учитель: Первый конкурс завершён, первые итоги подведены, и мы продолжаем наш турнир.

Могуч наш русский язык. Есть в нём такой раздел – фонетика, наука о звуках языка. Наш следующий конкурс проверит знания учащихся в области фонетики.

2 конкурс «Фонетические головоломки»

  1. 1 команде:

Я могу взбесить быка,

Нас весной летают тучи.

Заменив мне «М» на «К»,

Ты животное получишь.

«Р» добавь – и в тот же миг

Я в размерах уменьшаюсь,

Но в количествах больших

Кое-где употребляюсь.

Припиши мне «О» в начале –

Я, пожалуй, не совру, —

Ты откажешься едва ли

От еды такой в жару. (Мошка – кошка – крошка — окрошка)

2 команде:

Недалеко разгадка скрыта,

Не очень трудное задание:

Возьмём три буквы алфавита,

Из них легко построить здание.

Изменим букву мы в начале –

И пропадёт постройка вмиг.

Получим то, что мы встречали

Не раз на полочке для книг.

Теперь у найденного слова

Начало переменим снова,

И даже удивимся сами:

Какая рыбина с усами! (Дом – том – сом)

  1. 1 команде:

Первый слог стоит на море,

Там, где с ветром волны спорят.

Точно так же назовём мы

На компьютере разъёмы.

Слог второй в ковчег по паре

Взял с собою всякой твари,

Очень долго плыл куда – то

И причалил к Арарату.

Пораскинь теперь умишком:

Кто сошьёт тебе штанишки? (Порт – Ной – портной)

2 команде:

Чтоб шараду эту разрешить,

Надо старину поворошить.

Был когда-то на Руси налог,

С крепостных его помещик брал.

Букву первую отбрось – и первый слог

Для шарады ты уже узнал.

И второй нас в прошлое зовёт,

Он в народной памяти живёт:

В старом русском алфавите так

Называлась буква «твёрдый знак».

Вот теперь, решив шараду, ты узнал,

Кто коммерческий на биржах правит бал. (Брокер)

  1. Из звуков, входящих в слово палитра, ученик составил слова пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара.Найдите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра. (Лапа, пир, тир. )

(карточки с заданием обеим командам).

Пока команды выполняют задание, проведём игру для зрителей.

Найдите слова, в которых находятся рядом два гласных звука:

Театр, какао, каёмка, сиять, союз, струя, боец, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук. (Слова записаны на доске)

Слово жюри для подведения итогов второго конкурса.

Учитель: А теперь я предлагаю нашим участникам отправиться на поиски ошибок. Ваша задача – найти и исправить все ошибки в письме девочки Оли своему дяде. (карточки с заданием для каждой команды)

3 конкурс «Следопыты».

Дядя прашу тибя, памаги

Тваей плимянницы оле,

А то нибудит ейной наги

В этай пративнай школи.

Мне фчира за дектант на слава

Учитиль паставел два,

А сам сказал што маю работу

Дажи нисмог прочетать.

Папраси ево дядя исправеть двойку

И паставеть мне пять.

( Дядя, прошу тебя, помоги

Твоей племяннице Оле,

А то не будет её ноги

В этой противной школе.

Мне вчера за диктант на слова

Учитель поставил два,

А сам сказал, что мою работу

Даже не смог прочитать.

Попроси его, дядя, исправить двойку

И поставить мне пять.)

Пока наши участники ищут ошибки – игра со зрителями.

  1. Как правильно сказать: У рыбов нет зубов? У рыбей нет зубей ? Или у рыб нет зуб? (Правильный ответ: у рыб есть зубы)
  2. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных шестов с заострёнными концами? (Коля – колья)
  3. Название какого города содержит одно имя мальчика и сто имён девочек? (Севастополь)

Учитель: Завершился третий конкурс нашего турнира, и мы переходим к следующим конкурсам, которые проверят: так ли глубоки знания наших игроков в области лексики и фразеологии.

4 конкурс «А я с лексикой дружу»

Итак, проверим: хорошо ли вы знаете лексическое значение слов.

1 Команде:

— Всякий ли предлог и наречие являются частями речи? ( Нет: предлог – повод к чему-нибудь, наречие – совокупность диалектов какого-либо языка)

— Всякую ли точку нужно считать знаком препинания? (Нет: точка – след от прикосновения)

2 команде:

— Всякий ли пар способен подниматься к верху? (Нет: поле под паром – поле, оставленное на одно лето незасеянным)

— Всякие ли ноты предназначаются для певцов и музыкантов? (Нет: нота – дипломатическое обращение одного представительства к другому)

Жюри подводит итоги двух конкурса.

Учитель: Следующие конкурсы посвящёны фразеологизмам.

Наши соотечественники часто употребляют в речи устойчивые сочетания, но страшно подумать, какую картину представляет иностранец, когда слышит: «Он в этом деле собаку съел» или «Заруби себе на носу». Однако мы- то с вами – русские и, конечно же, знаем, что означают такие фразы. А вот насколько? Это нашему жюри и предстоит проверить. Сейчас вам, дорогие участники, предлагается проявить себя в следующих конкурсах.

5 конкурс «Перевёртыши»

Ваша задача – восстановить «перевёрнутые» поговорки .

(карточки с заданием )

1 команде:

  1. Воздух песок тупит. (Вода камень точит)
  2. Мни чугун, если холодно. ( Куй железо, пока горячо)
  3. Громче пара, выше леса. (Тише воды, ниже травы)
  4. Зубы из Минска выгонят. (Язык до Киева доведёт)
  5. На подлодку с дискотеки. (С корабля на бал)

2 команде:

  1. От одной мамки старик в очках. (У семи нянек дитя без глаза)
  2. Цыплёнок поросёнку не враг. (Гусь свинье не товарищ)
  3. Воробья фактами не морят. (Соловья баснями не кормят)
  4. Мыло в кульке спрячешь. (Шила в мешке не утаишь)
  5. Снимать пельмени с бровей. (Вешать лапшу на уши)

Пока команды выполняют задание, проводится игра со зрителями «Доскажи фразеологизм»

  1. Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь.

О них обычно говорят: … («Водой не разольёшь»).

  1. Мы исходили городок буквально … (вдоль и поперёк).

И так устали мы в дороге, что еле … (волочили ноги).

  1. Фальшивят, путают слова, поют … (кто в лес, кто по дрова).
  2. Товарищ твой просит украдкой

Ответ списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь … (медвежью услугу).

6 конкурс «Чёрный ящик»

Сейчас перед вами появится «чёрный ящик» с неким предметом. Я постараюсь намекнуть вам на то, что там находится. Ваша задача – угадать этот предмет. Итак, приступим.

1 команде:

Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в ней концы и водить по ней вилами. Она бывает мёртвая, живая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то её можно в рот набрать. Но в ваших же интересах на него ответить. Что это? (вода)

2 команде:

Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку, ими можно даже закидать! Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка)

1 команде:

Он может оказать услугу, а может наступить на ухо. А в целом на него похож один из персонажей бессмертной поэмы Н.В.Гоголя. Кто это? (медведь)

2 команде:

Оно бывает пятым у телеги, вопреки всякому здравому смыслу. И что самое удивительное, некоторые любят вставлять в него палки. На нём даже можно жить, а можно в нём вертеться. Но особенно его почему-то любят белки. Оно бывает причастно к ногам и груди. Что это? (колесо)

Жюри подводит итоги двух конкурсов.

Учитель: Для участия в нашем следующем конкурсе приглашаются капитаны команд.

7 конкурс «Капитаны»

Вопрос капитанам:

Один из героев произведения Н.С.Лескова «Смех и горе» писал: «…Я единожды встретился с господином начальником губернии и был изруган им подлецом и мошенником». Может ли быть у этого предложения двоякий смысл? От чего это зависит? (При изменении интонации и постановке запятой после дополнения им слова подлецом и мошенником становятся характеристикой (определением) начальника губернии).

( В этом конкурсе побеждает капитан команды, давший не только правильный, но и полный ответ)

Жюри объявляет итог капитанского конкурса.

Учитель: А я объявляю последний конкурс нашего турнира.

8 конкурс «Одна буква, марш!»

Задание: прочитайте текст на карточке, которая лежит перед вами. Подберите глагол, который можно было бы поставить вместо цифры в первом предложении. Отнимая по одной букве от этого глагола, заполните и остальные пропуски. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием и правильно заполнит все пропуски.

Охотники (1) в лесу дерево и вскоре двинулись в путь. Шедшие впереди (2) ветки, которые мешали идти. В пути охотники (3) двух гадюк, (4) их палками. «А гадюки ядовитые (5) нет?» — спросил молодой охотник. «Ты (6) это спрашиваешь? — укоризненно покачал головой старый охотник. – Пора бы (7) самому знать». (Срубили, рубили, убили, били, или, ли, и)

Пока команда работает, мы проводим последний конкурс игры со зрителями «Шарады»

  1. В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдёте,

В целом по мне на уроки пойдёте. (Расписание)

  1. Корень извлечь из начинки несложно,

Приставка в сосуде хранится надёжно,

Суффикс в черчении явно услышишь,

Всё вместе — на темы различные пишешь.(Сочинение)

Учитель: Наш турнир подошёл к концу. Кто же станет бесспорным победителем? Прошу жюри огласить результат последнего конкурса и общий итог.

Жюри объявляет победителей турнира и игры со зрителями. Награждение.

Учитель: Вот и закончился наш лингвистический поединок. Надеюсь, что он вам понравился. Я хочу поблагодарить всех ребят, принявших в нём участие. А завершить нашу встречу хочется словами И.С.Тургенева: » Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

Список использованной литературы

  1. Русский язык. 5-9 классы. Интеллектуальный марафон (познавательные игры, турниры, викторины, уроки знаний) / авт.-сост. Т.А. Курушина, В.А.Басистая, Л.В.Авдощенко, Н.Ю.Кадашникова, А.И.Жданова, Т.А.Батракова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Игровые технологии на уроках русского языка. 5 – 9 классы:игры со словами, разработки уроков / авт.-сост. В.Н.Пташкина и др. – Волгоград:Учитель,2009.
  3. Шкатова Л.А. Задачник по русскому языку: Учеб. Пособие для учащихся 5 – 9 кл.сред.шк. – Челябинск: Юж. Урал. КН. Изд-во, 1996.
  4. Слова и числа:занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях / ав.-сост. В.В.Трошин. – Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Загадки-шарады. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях / Авт.-сост. М.П.Филипченко. _Волгоград: Учитель, 2007.
  6. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5 – 9 классы. – М.: ВАКО, 2012.

Разработка внеклассного мероприятия «Конкурсная программа «Знатоки русского языка»

Конкурсная программа

«Знатоки русского языка»

Ведущий. Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч.

Он, как русский народ, многолик.

Он богат, велик и могуч.

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете

За круглым столом

Разговаривайте на нём:

Недвусмысленный и прямой.

Он подобен правде самой.

Приглашаем команды для участия в конкурсной программе «Знатоки русского языка».

1 конкурс «Представление и приветствие команд».

Команда «Умники».

Мы хотим всегда всё знать.

В знаниях нас никому не догнать.

И в умениях похоже

Превосходим многих тоже.

Нас умнее в школе нет.

Шлём соперникам привет!

Капитан: Команда «Умники» — моя,

А капитан, конечно, я.

Команда «Слововеды»

Мы со словом все дружны,

Знания для нас важны.

Изучаем, применяем –

Слово русское мы знаем.

Мы команда хоть куда,

Шлём вам вызов, господа.

Капитан вперёд ведёт –

Никогда не подведёт.

2 конкурс «Орфоэпическая разминка» (время – 1 мин., 1балл за каждый правильный ответ)

Задание: поставить ударение в словах.

Эксперт, договор, исчерпали, каталог, столяр, танцовщица, диспансер, занята, полиграфия, обеспечение, облегчить,

3 конкурс «Фонетический бум» (время – 3 мин., 1 балл за каждый правильный ответ)

Задание: прочитать слова, потом произнести звуки в обратном порядке, чтобы получить

из слова лён – цифру,

из слова лей – название дерева,

из слова лоб – название настила в доме,

из слова шёл – неправду,

из слова шей – просьбу, побуждение,

из слова лёд – материал для крыши, из слова куб – связку, охапку чего-нибудь;

из слова люк – большой мешок.

4 конкурс «Русское имя» (время – 1 мин., 2 балла за каждый точный правильный ответ, 1 балл за близкое по значению слово)

Задание: подобрать русский синоним к словам иноязычного происхождения.

Команда «Умники»

Команда «Слововеды»

Актуальный –

Дебаты –

Финал –

Лозунг –

Эпилог –

Шоссе –

Антракт –

Имитация –

Триумф –

Дилемма –

Иллюстрация –

Шеф –

5 конкурс «Берись дружно!» (время – 3 мин., 10 баллов за правильно выполненное задание)

Задание: прочитать текст; установить границы предложений, расставить все знаки препинания.

Воспитанный человек

Воспитанность это не только хорошие манеры воспитанный человек с глубоким уважением относится к другим людям быть воспитанным значит быть внимательным скромным тактичным человеком хорошее воспитание это дорогое наследие молодёжь должна беречь и развивать это наследие

6 Конкурс «Конкурс капитанов» (время – 2 мин., 6 баллов)

Задание 1: найти четвёртое лишнее, объяснить свой выбор.

Для капитана команды «Умники»

Для капитана команды «Слововеды»

1.Истолковать, история, истопить, исписать.

2. Подоконник, подстаканник, подъёмник, подсвечник.

3. Жаловаться, сетовать, роптать, хныкать.

1.Чтец, жилец, спец, певец.

2. Судить, присудить, суд, сосуд.

3.Красный, рубиновый, кумачовый, коралловый.

7 конкурс «Логика» (время – 3 минуты, 6 баллов за полный правильный ответ)

Команда «Умники»

Команда «Слововеды»

Заспорили ребята. Сергей говорит:

– Трудно тебя понять, Игорь! Ты вчера по телефону отвечал, так я почти ничего не понял: говоришь, как Саша, у которого во рту каща!

Обиделся Игорь:

– Зато я пишу грамотно, ошибок почти не делаю. А письменная речь важнее: что написано пером, того не вырубишь топором. Ну а устная речь – что? Слово не воробей: вылетит – не поймаешь!

Ребята местные танцы затеяли.

Из дома бабушки смех доносился.

Задание: прочитать текст; ответить на вопросы:

— Как вы думаете, кто прав?

— Какая речь важнее: устная или письменная?

— Почему вы так считаете?

Задание: объяснить, почему по-разному могут быть поняты предложения; прочитать предложения с интонацией.

8 конкурс «Домашнее задание» (наивысший балл – 10 баллов).

Задание: написать лингвистическую сказку (тема по выбору учащихся).

Ведущий: С благоговеньем прикасайся

К тому, чем ты вооружён,

Твори светло и упивайся

Безбрежным русским языком.

Воздушно лёгок, сочен, вкусен,

Суров и нежен, многолик,

Во всех мелодиях искусен

Наш удивительный язык.

Жюри подводит итоги и объявляет победителя конкурсной программы.

Таблица для жюри

Название команды

Представ-ление команд

Орфоэпи-ческая разминка

«Фонетический бум»

Русское имя

«Берись дружно!»

Конкурс капитанов

Логика

Домашнее задание

Всего

Итог

Всего

5 б.

Всего

11 б.

Всего

7 б.

Всего 12 б.

Всего

10 б.

Всего

6 б.

Всего

6 б.

Всего

10 б.

«Умники»

«Слово-веды»

«Слововеды»

«Умники»

Стартовал конкурс малых грантов «Мы говорим по-русски!»

20 февраля 2019 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла стартовал конкурс малых грантов «Мы говорим по-русски!».

Цель конкурса – содействие сохранению и развитию русского языка в России и его продвижению за рубежом на основе масштабного и разностороннего партнерства между Церковью, общественностью, предпринимателями и госструктурами, сообщает его организатор – Координационный комитет по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви.

Заявки на участие принимаются с 20 февраля 2019 года по 20 марта 2019 года (до 18:00 мск) на сайте конкурса.

Материал по теме

“Я говорю, ты говоришь, они говорят”

Дмитрий Соколов-Митрич о русском языке, праве говорить и пользе заимствований

В конкурсе принимают участие проекты, реализуемые на канонической территории Русской Православной Церкви и в странах, имеющих организации, связанные с укреплением традиционных нравственных ценностей и православной культуры.

Победители конкурса будут объявлены не позднее 10 апреля 2019 года. Реализация проектов начнется не ранее 28 апреля 2019 года, завершится не позднее 28 августа 2019 года.

Размер запрашиваемого гранта не может превышать 120 тысяч рублей. Грантовая поддержка победителям конкурса оказывается на условиях обязательного софинансирования расходов на реализацию проекта.

На конкурс могут быть представлены проекты следующих направлений:

– деятельность в сфере сохранения, развития и продвижения русского языка и русской словесности в России и за рубежом (проведение дней русского языка, словаря, письменности и культуры, интеллектуальных игр, литературно-музыкальных фестивалей, творческих конкурсов, научно-популярных лекций и т.п.);

– создание и развитие новых форм, практик и проектов в направлении сохранения и развития русского языка и русской культуры;

– поддержка мероприятий, направленных на формирование бережного отношения к речи, потребности в чтении русской литературы;

– поддержка в сфере популяризации современной русскоязычной литературы, литературного творчества и мотивации к чтению (проведение книжных ярмарок, встреч с писателями, писательских и поэтических семинаров);

– выявление лидеров и наиболее активных представителей сообщества, реализующих проекты по теме продвижения русского языка.

Конкурсный отбор поступивших заявок пройдет в соответствии с Положением о порядке проведения экспертизы проектов конкурса малых грантов «Православная инициатива».

Подробнее узнать о конкурсе и правилах участия в нем .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *