Мытарь

Словом «мытари» сейчас называют сборщиков налогов и пошлин. Это работники налоговых органов, судебные приставы, таможенники.

Кто такой мытарь

Слово пришло в русский язык из церковнославянского. При переводе Библии так назвали иудейских сборщиков податей. В современном русском языке ударение ставится на первый слог, в церковнославянском — на второй.

Происхождение слова

Представлено во всех группах славянских языков.

Есть две версии его происхождения:

  • заимствовано из древневерхненемецкого mutari;
  • образовано от общеславянского «пошлина», произошедшего от древневерхненемецкого muta (подать, пошлина).

В древнерусском языке «мыт» означал место остановки возов и лодок.

Государственные пошлины стали называть «мыто». Сборщиков — «мытниками». Таможню — «мытня», «мытница».

До нашего времени дошел договор от 911 года, заключенный между князем Олегом и Византией. Уже в нем есть упоминания о мыто.

Мытники в Древней Руси собирали с купцов плату за провоз и продажу товаров. Часто их называли лихоимцами и притеснителями.

Значение понятия в Библии

Для понимания библейских текстов необходимо знать, кто такие мытари и фарисеи.

Первые — сборщики податей в Иудее в пользу римской казны, алчные и жестокие. Сограждане презирали их за предательство.

Вторые — уважаемые народом, глубоко верующие люди, соблюдавшие все религиозные правила.

Бог милосерден ко всем. Избранный Христом апостол Матфей собирал подати.

История мытарства

В современном русском языке в память об истории мытарства осталось слово «мытарить» (мучить).

Появление мытарства

В Древнем Риме можно было купить разрешение на право собирать с населения пошлины и другие сборы. Откупщики вносили деньги в казну, а потом собирали их с населения.

Мытарство появилось, когда откупщики стали нанимать сборщиков.

Сборщики стремились побыстрее вытрясти из должников деньги. Угрожали расправой, унижали, отправляли в тюрьму.

В то время Иудея была провинцией Рима. Сборщиков податей нанимали из местного населения. Народ презирал их как прислужников иноверцев и язычников.

Сборщики брали гораздо больше положенного. Наживались за счет людей, не знавших таможенных тарифов.

В Евангелии от Матфея (Мф 5:46) они уравнены с грешниками.

Развитие и дальнейшая судьба

В Древней Руси в XII-XIII веках с появлением границ между княжествами появились таможенные заставы для контроля за перемещением товаров. Величину пошлин устанавливал князь. Мытники входили в княжескую дружину.

С купцов брали пошлину:

  • при проезде через внешние и внутренние заставы — «мыто» (сухое, водяное);
  • в городах за право торговли — «замыт».

От «мыто» произошло название подмосковного города Мытищи, где собирали пошлину при перевозе товаров через реку Яузу.

В XIII веке татаро-монголы ввели свою пошлину — тамгу. Впоследствии это название перешло на таможенные платежи и на место их сбора — таможню.

Единая таможенная политика начала складываться в Российском государстве в XVI веке. В 1653 году был принят Таможенный устав, в 1667 году — Новоторговый устав. Разрозненные сборы заменила единая система таможенных пошлин.

Сейчас таможенные платежи — важнейший источник государственного бюджета.

Современное положение

В толковых словарях кроме библейского значения есть и «сборщик мыта в Древней Руси», и «таможенник».

Похожа на мытарство деятельность современных коллекторов. Это посредники между кредитором и заемщиком, профессиональные сборщики долга за определенный процент.

Но в современном обществе так обычно называют работников налоговых органов.

Сложная система налогов и сборов обеспечивает функционирование государства. В России уплата налогов — крупнейшая экономическая и социальная проблема. Действующим законодательством (Налоговым и Уголовным кодексами) за неуплату предусмотрены наказания.

Притча о мытаре и фарисее

Притча Иисуса Христа о необходимости признания своих грехов. Упоминается в Новом Завете в Евангелии от Луки (Лк. 18-9-1).

Цель текста

Показать, что никто не должен утверждать, что праведен, и презирать других. Покаяние жизненно необходимо и явным грешникам — за их грехи, и считающим себя праведными — за их гордыню.

Суть и сюжет

«Фарисей» стало понятием, обозначающим ханжу и лицемера. Но фарисеем был апостол Павел.

Необходимо правильно понимать значение слова в Библии. «Фарисей» происходит от древнееврейского глагола, обозначавшего «отделять» (от нечистоты, от нечистых людей). Это были богобоязненные люди. Стремились точно осознать и исполнить Божий Закон.

В притче фарисей говорит себе и Богу, что соблюдает все правила. Постится дважды в неделю, отдает десятую часть дохода в жертву храму.

В молитве благодарит Бога за свою праведность и осуждает других.

В своей обычной жизни фарисей, вероятно, натерпелся от беззакония. Он высказывает презрение к сборщику податей.

Сборщик раздавлен своей греховностью:

  • приходит только к порогу храма;
  • не смеет поднять глаза на небо;
  • бьет себя в грудь и искренне молится;
  • просит Бога о милости.

Притча заканчивается тем, что грешник за свое смирение перед Богом вышел из храма более оправданным (помилованным), чем праведник.

Толкование

Фарисей судит и себя, и других вместо Бога. Ему свойственны самомнение и ложная успокоенность. Но все люди — грешники перед Богом.

Чтобы получить прощение, надо смириться, а возвышающий себя будет унижен.

В церковных проповедях часто говорят о современных фарисеях, считающих себя непогрешимыми, но замечающих грехи других.

Неделя о мытаре и фарисее

Название недели происходит от евангельской притчи о них. На литургии будут читать Евангелие от Луки (Лк. 18-9-1).

Слово «неделя» на церковнославянском языке обозначает воскресенье. После этой недели (воскресенья) начинается сплошная седмица, то есть дни с понедельника по субботу, в которых нет поста.

Даты и сроки

Это первое из четырех подготовительных воскресений к Великому посту. После этого воскресенья подготовка длится три календарных недели. То есть, притча о мытаре и фарисее вспоминается православной церковью за четыре недели до праздника Пасхи — Воскресения Христова — который имеет разные даты празднования каждый год.

Даты первого подготовительного воскресенья и Великого поста в 2018 — 2020 годах по новому стилю:

  • 2018 — 28 января, с 19 февраля по 7 апреля;
  • 2019 — 17 февраля, с 11 марта по 27 апреля;
  • 2020 — 9 февраля, с 2 марта по 18 апреля.

Значение недели

Напоминает о покаянии и смирении. Смирение — это умение видеть свои недостатки и обуздывать гордыню. Это трезвость, мудрость, уважение к другим. Искреннее раскаяние грешника лучше, чем фарисейская гордыня.

Начиная с этой недели за всенощной поют «Покаяния отверзи ми двери…». Это песнопение будет на каждой воскресной всенощной вплоть до пятого воскресенья Великого поста.

Видео о притче о мытаре и фарисее

В этом видео священник Александр Князюк говорит о евангельской притче и посвященной ей неделе.

30 ноября празднует свой день рождения прекрасный актёр, православный христианин – Александр Лыков. Предлагаем вам прочитать его интервью о его воцерковлении. – Александр, как вы стали духовным сыном отца Иоанна (Миронова)? – Знаете, перед встречей с батюшкой я оказался в таком жизненном тупике, что хотел даже уйти в монашество. Перенапряжение было страшное. В таких ситуациях люди иногда сходят с ума. Мир тебя выдавливает, худо тебе, душа страдает, а что делать – неизвестно, и очень легко совершить опрометчивый шаг. Возьмём монашество: сам по себе это правильный путь, но, когда диавол толкает на него неокрепший, неопытный ум, это может закончиться очень плохо. Поэтому нужно искать священника, слово которого будет тобой услышано. Ведь не каждому доверишься, но, когда нашёл духовного отца, тут уж слушай, и через него Господь тебя вразумит. Для меня таким священником стал отец Иоанн (Миронов). Привели меня к нему двое товарищей, которые в приходе не остались. А я остался. Так и началось моё воцерковление. – Как помог вам батюшка выйти из тупика? – У него главный совет: «Трудись и молись». Трудись там, где тебе Господь определил. Для меня это кино, театр. Но это не значит, что ничего не изменилось. Изменилось как раз очень многое. Батюшка сказал, что мне нужно делать. Это был шаг, связанный с профессиональной деятельностью. Нужно было отказаться от одной искусительной работы. Многие, в том числе и здесь, в храме, даже из числа причта, ничего плохого в этой работе не видели, да и я сам сомневался – зачем? Но батюшка сказал – сделай. И я сделал. Ведь не для того пришёл в Церковь, чтобы продолжить своевольничать. Послушание – это когда ты не в силах понять смысл совета, распознать его последствий, но всё равно его исполняешь. Можно, конечно, ломиться и дальше вперёд, опираясь исключительно на своё мнение. Только ничего хорошего из этого не выйдет. – Теперь кризис позади? – Нет, иногда кажется, что прошёл, на самом деле за ним вся твоя жизнь, от неё никуда не денешься. Просто ты начинаешь по-другому относиться к своим трудностям, через терпение, молитву преодолевать. – Какие ещё советы батюшки вам запомнились? Про жену говорит: «Люби как душу, тряси как грушу». Что такое «как грушу»? Чтобы плоды падали и их можно было собрать. Семья – это для людей в миру единственный путь спасения. – А наиболее памятная встреча, разговор? – Хотя мы с ним соседи, к батюшке просто так не попасть. Да и незачем: получил ответ в храме – иди дальше работай. Но однажды я захотел передать ему один подарок. А батюшка неожиданно пригласил к себе. Но дом его я так и не нашёл, хотя ездил вокруг полчаса. Отец Иоанн раз семь или восемь мне звонил, объяснял, как добраться, а я всё кружил вокруг. Наконец он сам вышел из дома и нашёл меня, сказав так добродушно-сердито: «Всё, не могу больше слушать, что ты всё понимаешь. Тупой какой-то». Там, в бывшей деревне, сейчас понастроили особняков, так что батюшкин домик с дороги не видно. Встретил он меня, привёл к себе, посадил за стол. И состоялся долгий-долгий разговор, радостный и важный для меня. Мне всегда радостно видеть его. Вернёшься из экспедиции – а отец Иоанн всё так же служит. Ну и слава Богу. – В детстве вы верили в Бога? – Трудно сказать. Время было комсомольско-пионерское, самый расцвет. Бабушка у меня была верующей, она меня крестила, но я испытывал страшную неловкость от того, что она каждую субботу-воскресение идёт в храм. Я не понимал, что стоит за этим. Всю блокаду бабушка работала на Дороге жизни. Мама моя уцелела, а её брат и сестра – младенцы Валентин и Валентина – умерли. Сейчас я за них молюсь и за всех наших. Ко мне перешла эта обязанность от бабушки. Унаследовал её. – А руку Божию вы чувствовали в детстве, юности? – Это ощущение, которое описать нельзя. Но кто ощущал, тот поймёт. Каждому по-разному Господь открывается. Аврааму Он явился в трёх Ангелах, кому-то невидимо, кому как. – Как восприняла семья ваше воцерковление? – Батюшка нас с женой обвенчал. Но за руку семью не возьмёшь, в храм не приведёшь. Это делает Господь, и не нам решать, кого и когда приводить. – На саму работу ваше воцерковление влияет? – Влияет в том смысле, что нет резона браться за всё подряд, нет прежней суеты. Конечно, влияет. Былые приоритеты перестали иметь значение. Ведь что такое работа актёра? Для нас честолюбие – это часть профессии, её составляющая. Нужно быть лучшим, первым во всём, благодаря этому выкладываешься, совершенствуешься. Так я раньше думал. А потом понял: нет, главное – это потрудиться для Господа Бога, вот настоящий стимул. И по-другому уже не получается, для себя работать – мучительно. – Приходилось отказываться от каких-то ролей в связи с этим? – Да, в том числе потому, что есть роли, для которых я просто ещё не созрел. Гордыня требует: давай берись за эту работу, но в то же время есть понимание – ты к этому не готов. То есть можно, конечно, щёки надуть, переть как тройка лошадей, но потом окажется, что нёсся ты не в ту сторону. Поэтому отказываться приходится часто. А есть и много такого, за что нет смысла браться, просто неинтересно. – Ваше мнение относительно сегодняшней ситуации в российском кинематографе? – Ситуация у нас в кино сейчас патовая. Мало такого, что удовлетворяло бы зрителя. Вот «Остров» – одна неплохая картина на сотни никаких, хотя я, безусловным, поклонником этой картины не являюсь. Несмотря на правильную ориентировку, она не стала достаточно глубоким ответом на главный вопрос, которым задаётся современный человек. – Почему так мало фильмов, подобных «Острову»? Ведь он очень хорошо был принят зрителем, обеспечил хороший прокат. – Не знаю. Если бы мог ответить, то уже работал над тем, чтобы воплотить это в кино. – Ведь православных людей много и в кинематографе, они даже что-то снимают, но всё это затирается. – Спаситель предупредил, что никто нам дорогу цветами выкладывать не станет. Сказано было: вас будут гнать – так и происходит, даже сегодня. Просто так у нас ничего не получится. Сделать кассовый фильм, развлекательный, с романтическими героями, якобы сохраняющими достоинство и честь, – это пожалуйста. А то кино, о котором я говорю, рождается с большим трудом. – Разве нельзя совмещать – чтобы было интересно и вместе с тем глубоко? Ведь примеры есть, когда это удавалось. – Очень-очень редко. Такого рода фильм требует отсутствия лжи, мечтательности, всё должно быть просто, ясно. Но это трудно, сценаристы просто боятся браться за это. – И всё-таки, что вы считаете необходимым, возможным реализовать через кинематограф? – Если говорить о моих пожеланиях, о мечте – хотелось бы донести через кинематограф мысль о том, как все мы соединены в теле Христовом, и верующие, и неверующие. Ни одно наше движение не может быть совершено без того, чтобы не повлиять на всё человечество. Это относится и тому, что совершается по нашим грехам, и по попущению Божию. Любое наше действие – часть той истории, которая ведёт нас к определённому событию, предсказанному в Новом Завете, – падению, исчерпанию мира сего и торжеству Христову. Все мы участники и свидетели этого движения, мы в ответе за всё, что происходит и произойдёт. Об осознании этой ответственности очень важно напоминать людям, которые вокруг тебя. Г. Донаров Православие.ру

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *