На бога уповаем

Отрывки для чтения: Второзаконие 30, Исаия 2 и Деяния 28.

В основе сегодняшней проповеди лежит слово «надежда». Это слово несколько раз употреблено в Деяниях. Давайте начнем с главы 23 книги Деяний. В этой главе рассказывается, как Павел защищался перед синедрионом. Когда Павел узнал, что перед ним фарисеи и саддукеи (стих 6), он провозгласил: «Мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят». Хотя это обращение привело слушателей к разделению на две части, они не поддержали его надежду на воскресение.

Павел был убежден, что Иисус воскрес из мертвых. Он уже говорил об этом, когда проповедовал в Антиохии Писидской. Это описано в Деяниях 13:32-37. Так как Христос воскрес из мертвых, обетования Бога истинны. На это надеялся Павел и не сомневался. Давайте спросим себя: «Наша надежда на воскресение такая же сильная, как и у Павла?»

Теперь давайте откроем Деяния 24:13-15. Здесь Павел предстал перед Ананией и снова ссылается на Бога Авраама, Исаака и Иакова (Исход 3:15), чтобы доказать им, почему его вера в воскресение так сильна. К тому же Павел видел воскресшего Господа Иисуса, явившегося ему в видении (Деяния 9:3-6). Этот факт подтвердил, что Бог не может не выполнить своих обетований.

Нет сомнений в том, что Павел помнил, что обетование Аврааму включало и то, что он навечно унаследует землю с обещанным семенем Иисусом Христом. А чтобы это произошло, Авраам должен воскреснуть из мертвых. Возможно, Павел также подумал о том, что написано в Иове 19:25-26: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога». Искупителем Иова (и нашим) является Иисус. Когда он воскрес, он явился Павлу (Деяния 9:3-6). Христос учил его тому же евангелию, которое он знал из Ветхого Завета, в центре которого сам Иисус. После того, как Павел увидел в видении Иисуса, он был убежден, что Иисус был центром Божьих обетований.

Ко всему этому мы должны относиться так же, как и Павел. Поскольку никто из нас не видел Иисуса в видении, как это было с Павлом, у нас в Библии есть полное Божье откровение. Божье откровение должно убедить нас, что у нас должна быть сильная вера и надежда на то, что если Бог пообещал, он это исполнит. Мы должны осознавать, что лучшее еще впереди.

Теперь откройте Деяния 26:6-8. Здесь Павел снова упоминает воскресение, как необходимое событие для верующих, которые заснули во Христе, чтобы наследовать обетование вечной жизни с Авраамом. Этот факт может нас сильно утешить после смерти наших братьев и сестер. Они уснули в Иисусе и когда он возвратится, он воскресит их из мертвых и мы увидим их снова. Всё это было бы невозможным, если бы Господь Иисус не подчинился бы Божьей воле и не стал совершенной жертвой за грех. В Евреям 9:15, когда говорится о том, что Иисус стал жертвой и пролил кровь, есть такие слова: «И потому Он есть ходатай нового завета, дабы… призванные к вечному наследию получили обетованное».

В свете этой темы «надежды» перейдем к Деяниям 28:20. Когда Павел жил два года в Риме в съемном доме, проповедуя царство Бога и об Иисусе Христе, он сказал: «Ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами». Павел никогда не забывал, что его народ, евреи, были богоизбранным народом, даже несмотря на то, что он проповедовал язычникам. Несмотря на то, что евреи противились его проповедованию, он всё же написал в Римлянам 11:1: «Неужели Бог отверг народ Свой? Никак». Он знал от ветхозаветных пророков, что будущее Царство Божье будет Царством восстановленного Израиля, а на троне Давида будет править Иисус. На это надеялся Павел, на это надеемся и мы. Давайте не забывать, что наша надежда на вечную жизнь основана на обетованиях еврейским патриархам – Аврааму, Исааку и Иакову. Как Иисус сказал в Иоанне 4:22: «Спасение от Иудеев». Поэтому тема проповеди для нас – мы должны остаться сильны в надежде Израиля. Мы знаем, что они частично возвратились на свою историческую родину в 1948 году. Мы не должны сомневаться в том, что скоро будет установлено Божье Царство, центром которого будет Израиль.

Теперь давайте разберем надежду Авраама, как об этом говорится в Римлянам, ее последствия для него и уроки для нас. Прочтите Римлянам с 4:18 до 5:2. Пример Авраама очень ободряет нас. Он не был слаб в вере. Хотя он знал, что он уже стар и что Сара уже стара, чтобы рожать детей, это не препятствовало ему верить, что Бог исполнит то, что пообещал (Римлянам 4:20-21). Здесь говорится, что он был силен в вере, славя Бога. Мы можем задать себе такие вопросы: «Могу ли я сравнить свою веру с верой Авраама?» и «Как бы я поступил, если бы я оказался в такой же ситуации?» Что касается меня, я уверен, что в моей душе возникли бы сомнения. Вопреки всем фактам у Авраама и Сары не могло быть детей, но он верил, что это возможно, потому что если Бог пообещал, Он это сделает. Вера Авраама вменилась ему в праведность (Бытие 15:6). Мы знаем, что не только Авраам считался праведником. Наша вера позволит нам тоже считаться праведными, если мы верим в Бога, который воскресил Иисуса из мертвых.

Теперь откройте Ефесянам 1:18. Здесь Павел молится за верующих, которым он пишет: «И просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых». Мы тоже должны сильно надеяться быть в Иисусе Христе. Как говорится в Ефесянам 2:12, когда-то мы были «без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире». Но, продолжает он, мы были приближены к Богу жертвой Господа Иисуса (стих 13). Если мы повинуемся Ему, отражает ли наша вера и наше повседневное поведение то, что мы ценим Божьи обетования? Как Павел написал в Галатам 3:29: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники». Что произойдет когда возвратится Иисус и установится Божье Царство, описано в Данииле 7:18-27. Это наша надежда, братья и сестры. Поэтому имея великую надежду, мы остаемся сильными в вере, признавая как и Авраам, что то, что пообещал Бог, он исполнит. В Писании также ясно сказано, что наши поступки должны отражать нашу веру, иначе мы не наследуем Божье Царство.

В Ветхом Завете мы читаем о таких людях, как Авраам, которые не только верили в обетования, сделанные Богом, но и повиновались. Наша вера основана не только на вере, но и на действиях, которые угодны Господу Богу и которые дополняют нашу веру. В этом смысле Павел несколько раз вспоминает случаи из Ветхого Завета. Например, в 1 Коринфянам 10:7 он вспоминает непослушание народа Израиля, особенно в пустыне. Народ сел есть и пить, а потом встал играть (см. Исход 32:6). Эта «игра» не была безвинным развлечением или спортом, это была половая распущенность и, следовательно, противоречила Божьему закону морали. Это записано, чтобы мы обратили на это внимание; как пишет Павел в 1 Коринфянам 10:11-12: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть».

Послание понятно; мы должны учиться на ошибках израильтян, чтобы не повторять их. Не надо бахвалиться, что мы никогда такого не сделаем. При определенных обстоятельствах все мы можем легко поддаться влиянию толпы и совершить грех (Исход 23:2). В современном мире на нас оказывают влияние средства массовой информации, призывая нас присоединиться к той или иной группе, которая может принести социальные и политические перемены. Нас могут просто призывать не покупать товары определенной компании в знак протеста против их обращения с животными или поставить палатки на городской площади в знак протеста против капитализма или коррумпированных правителей. Являясь последователями Христа, мы не присоединяемся к протестам против властей. Иисус не пытался сбросить коррумпированных правителей Рима, хотя он знал, что они собираются казнить его, невиновного человека! Во всем мы должны равняться на его поведение. Глава 13 Римлянам является ключевой главой, она является мудрым путеводителем, как мы должны быть хорошими гражданами, даже живя при коррумпированном режиме. Мы должны верить Богу, Он контролирует всё.

Когда Павел писал Титу в Титу 2:11-14, он включил ссылку на нашу «веру». Чтобы получить Божий дар вечной жизни, мы должны жить благочестиво и праведно (стих 12). Мы знаем, что мир вызывает у нас греховные желания, но мы должны отвергнуть безбожность и мирские похоти. Ожидание возвращения Иисуса (стих 13) помогает нам справляться с нашим коррумпированным миром. Наша надежда стала возможной благодаря Иисусу. Давайте вспомним о нем с помощью символов хлеба и вина, как он заповедал нам (Луки 22:19).

Гордон Ролингс (13.05.2012г.)

>Упование на Бога

Свою проповедь об уповании на Бога я разбил на три части:
1. О внутреннем уповании на Бога.
2. О внешнем проявлении внутреннего упования на Бога.
3. Об уповании

1. О внутреннем уповании на Бога

В этой части проповеди я хочу сказать об уповании на Бога, которое должно быть в сердце каждого христианина — уповании, которое может быть не всегда видно людям, но которое видит Господь.

«Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце моё; и я прославлю Его песнью моею» (Пс. 27:7).

Здесь Давид рассказывает о том плоде, который принесло его сердечное упование на Господа — это радость и помощь от Господа, за которые он возблагодарил Бога. Это большие темы — радость, приходящая от Бога, помощь Господа и Его прославление, но здесь я хочу лишь показать взаимосвязь этих тем с темой упования на Господа.

«Да будет милость Твоя, Господи, над нами, как мы уповаем на Тебя» (Пс. 32:22).

Оказывается, и милость Божия связана с упованием на Него.

«Вкусите и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!» (Пс. 33:9). Тут даже и комментарии излишни — остаётся только последовать этому призыву. «Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину… Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит… Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь» (Пс. 36:3,5,34).

Ещё одно обетование для уповающих на Бога — вознесение для наследования земли и избавление от погибели среди истребляемых нечестивых. «Твёрдо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои, и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему. Увидят многие, и убоятся, и будут уповать на Господа» (Пс. 39:2-4).

Здесь Давид приводит реальный пример того, как его упование на Бога привело к избавлению от погибели, и он ободряет своим примером других: как же это здорово — уповать на Бога! «Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление, Он избавит Израиля от всех беззаконий его» (Пс. 129:7,8).

Апостол Павел учил, что «благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников» (Гал. 3:14), и что не тот Иудей, кто таков по наружности, но тот Иудей, кто внутренне таков (Рим. 2:28,29), так что благословение избавления от беззаконий человека по причине его упования на Господа распространяется сегодня на всех верующих — аллилуия!

И ещё вот что Господь обещает всякому уповающему на Него: «Благословен человек, который надеется на Господа и которого упование — Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестаёт приносить плод» (Иер. 17:7,8).

А вот и ещё один пример того, как Господь благословил человека, уповающего на Него: «К Иеремии, когда он ещё содержался во дворе темничном, было слово Господне: иди, скажи Авдемелеху Ефиоплянину: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я исполню слова Мои о городе сем во зло, а не в добро ему, и они сбудутся в тот день перед глазами твоими; но тебя Я избавлю в тот день, говорит Господь, и не будешь предан в руки людей, которых ты боишься. Я избавлю тебя, и ты не падёшь от меча, и душа твоя останется у тебя вместо добычи, потому что ты на Меня возложил упование, сказал Господь» (Иер. 39:15-18).

Может быть, никто из людей не замечал, что этот Авдемелех Ефиоплянин уповает на Господа, но это замечал Господь, видящий как тайное, так и явное. До сих пор я приводил места только из Ветхого Завета. Но об уповании на Господа написано также и в Новом Завете: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1Пет. 1:3).

«Посему, возлюбленные, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа» (1Пет. 1:13).

Апостол Пётр намекает на интересную мысль, что упование может быть как живым, так и мёртвым, как совершенным, так и несовершенным. Развитие этой идеи можно увидеть у Апостола Павла: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам всё обильно для наслаждения» (1Тим. 6:17).

Павел прямо говорит о том, что бывает упование не на Бога, а на богатство — мёртвое, несовершенное упование (выражаясь в терминах Апостола Петра), и утверждает необходимость правильного наставления относительно упования — не на богатство, а на Бога. «В Нём мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего всё по изволению воли Своей, дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа» (Еф. 1:11,12). То есть те, кто имеют правильное упование — на Христа — служат к Его похвале.

«Твёрдого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он. Уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная» (Ис. 26:3,4). Здесь Господь высказал великую истину, что человек, который уповает на Господа, который знает, что Господь — это вечная твердыня, такой человек имеет совершенный мир. В противоположность этому состоянию совершенного мира Священное Писание говорит о мятущихся язычниках: «что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?» (Деян. 4:25). Метание, отсутствие чувства стабильности — вот что присуще язычникам и языческому мировоззрению, в котором нет идеи о вечном Боге, контролирующем всё и вся, поперёк воли Которого ничего не бывает. В моменты жизни, когда кризисы, случающиеся в нашем земном греховном мире, постигают нас, в людях очень ясно проявляется, уповают ли они на Бога, или же они уповают на что-то другое. Так было в России в августе 1998 во время дефолта — люди бросились скупать доллары и продукты. 11 сентября 2001, после атаки террористов в Америке, некоторые люди в Москве стали продавать доллары. Во время политических, финансовых, церковных или иных потрясений как раз и проявляется внутреннее упование на Господа — и те, у кого живое упование на Господа, не мечутся как язычники, а имеют совершенный мир, о котором говорил Господь через пророка Исаию. Такой мир имел, например, пророк Аввакум, который говорил о себе: «Хотя бы не расцвела смоковница, и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (Авв. 3:17,18). Пророк Аввакум говорил о своём спокойствии во время неурожая и истребления скота, то есть во время экономического кризиса, на первый взгляд подрывавшего основы его хозяйства. Но он знал, что в основании процветания и неуспеха его экономической деятельности лежит фактор воли Господа, на Которого он и надеялся.

Когда пришло испытание в жизнь Иова, он не метался как язычник, а остался твёрд в своём уповании на Бога: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19:25-27).

Через пророка Исаию Бог сказал: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю всё это» (Ис. 45:7). «Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют» (Иов. 5:18). То есть Библия утверждает, что всё, что происходит в жизни людей, в том числе и все кризисы, бедствия и несчастья, являются результатом Божиих действий. Эту же мысль проповедовал и Апостол Иоанн: «Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3).

Как благополучие, так и несчастья приходят в жизнь людей только по воле Бога, Которому всё подконтрольно. Вседержитель Господь Бог, Иегова Адонай весь мир держит словом силы Своей (Евр. 1:3) — это та идея, которой нет в языческих культах, в которых мир рассматривается как место взаимодействия человека с различными богами и как арена противоборства человека с различными духами.

Так и христиане, которые не верят в то, что всё находится у Бога под контролем, верят, что дьявол может действовать против воли Бога, забывая о том, что Бог всеведущ и заранее знает все будущие действия дьявола. Более того, как открывает нам книга Иова, дьявол не может действовать вопреки воле Господа, а только до определённых Господом пределов.

«Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:28,29). Эти слова Христа часто используются при евангелизации как обращение к неверующим людям, чтобы они пришли к Христу. Однако первоначальный их смысл немного другой — это было обращение к Израилю, к людям, знавшим Бога. И эти же слова актуальны сегодня для всех христиан, в жизни которых имеет место какая-либо кризисная ситуация. Вообще одно из свойств Слова Божьего — это универсальность, то есть применимость всегда и везде. И те же слова, которые сказал Христос в Галилее, могут быть сегодня проповеданы и в Чечне, и в Афганистане, и в Ираке, и везде, где только есть возможность проповедовать Евангелие.

Если не знать исторической обстановки, в которой Христос сказал эти слова, то может показаться, что Его слова были сказаны в условиях мира и благополучия, когда Он спокойно ходил куда хотел, и только к этому времени и относятся — когда нет ни экономических, ни политических потрясений, когда единственное, о чём остаётся думать — это о вечной жизни. Но на самом деле эти слова были сказаны в условиях политической нестабильности, когда никто не мог жить, не опасаясь за свою жизнь. В Евангелии говорится о галилеянах, кровь которых Пилат смешал с их жертвами (Лк. 13:1). Иосиф Флавий писал, что после смерти царя Ирода Великого, который умертвил младенцев некоторое время спустя после рождения Иисуса, в Иудее стали действовать отряды претендентов на царскую корону Ирода.

После кончины своего отца сын Ирода, Архелай, убил в иерусалимском храме около 3000 иудеев, пришедших на праздник. В Иудее действовали отряды зилотов — религиозных фанатиков, которые останавливали путешественников-евреев, и проверяли, обрезаны они или нет, а необрезанным евреям они предлагали выбор — обрезание или смерть.

Сама по себе история человечества является наглядным примером того, что в этом мире нет ничего стабильного: постоянно изменяются границы государств, сменяются правительства и политические системы, и в такой обстановке Иисус говорит: «Я успокою вас».

Учение Иисуса о покое позже развил Апостол Павел: «Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой… Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак, видим, что они не могли войти за неверие» (Евр. 3:10-11;18-19).

«Посему будем опасаться, чтобы, когда ещё остаётся обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим… А входим в покой мы, уверовавшие… Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне… Ибо, кто вошёл в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак, постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность» (Евр. 4:1,3,8,10-11).

То есть душевный мир и покой при внешних катаклизмах и потрясении — это удел верных, познавших Господа, покорных Ему и доверяющих Ему. Через осознание этой истины Господь хранит в совершенном мире тех, кто на Него уповает: «в тишине и уповании крепость ваша» (Ис. 30:15).

В Священном Писании также описывается состояние людей, которые отвергли упование на Господа: «Горе городу нечистому и осквернённому, притеснителю! Не слушает голоса, не принимает наставления, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается», и последствия этого — «Князья его посреди него — рыкающие львы, судьи его — вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости. Пророки его — люди легкомысленные, вероломные; священники его оскверняют святыню, попирают закон» (Соф. 3:1-4).

Аналогичный пример есть и в книге псалмов: «Но они (Сыны Ефремовы) продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне: искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей, и говорили против Бога, и сказали: «может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?» Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. «Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?» Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его» (Пс. 77:17-22).

Итак, мы видим, что отсутствие у этих людей упования на Господа привело их к тому, что они грешили, раздражали и искушали Бога, а первопричиной их такого состояния было то, что они не веровали в Бога и не уповали на Его спасение.

2. О внешнем проявлении внутреннего упования на Бога

«И вывел Авия на войну войско, состоявшее из людей храбрых, из четырехсот тысяч человек отборных; а Иеровоам выступил против него на войну с восьмьюстами тысяч человек, также отборных, храбрых. И стал Авия на вершине горы Цемараимской, одной из гор Ефремовых, и говорил: послушайте меня, Иеровоам и все Израильтяне! Не знаете ли вы, что Господь, Бог Израилев, дал царство Давиду над Израилем навек, ему и сыновьям его, по завету соли? Но восстал Иеровоам, сын Наватов, раб Соломона, сына Давидова, и возмутился против господина своего. И собрались вокруг него люди пустые, люди развращённые, и укрепились против Ровоама, сына Соломонова; Ровоам же был молод и слаб сердцем, и не устоял против них. И ныне вы думаете устоять против царства Господня в руке сынов Давидовых, потому что вас великое множество и у вас золотые тельцы, которых Иеровоам сделал вам богами. Не вы ли изгнали священников Господних, сынов Аарона, и левитов и поставили у себя священников, какие у народов других земель? Всякий, кто приходит для посвящения своего с тельцом и с семью овнами, делается у вас священником лжебогов. А у нас — Господь, Бог наш; мы не оставляли Его, и Господу служат священники, сыны Аароновы, и левиты при своем деле. И сожигают они Господу всесожжения каждое утро и каждый вечер, и благовонное курение, и полагают рядами хлебы на столе чистом, и зажигают золотой светильник и лампады его, чтобы горели каждый вечер, потому что мы соблюдаем установление Господа, Бога нашего, а вы оставили Его. И вот, у нас во главе Бог, и священники Его, и трубы громогласные, чтобы греметь против вас. Сыны Израилевы! не воюйте с Господом, Богом отцов ваших, ибо не получите успеха. Между тем Иеровоам послал отряд в засаду с тыла им, так что сам он был впереди Иудеев, а засада позади их. И оглянулись Иудеи, и вот, им битва спереди и сзади; и возопили они к Господу, а священники затрубили трубами. И воскликнули Иудеи. И когда воскликнули Иудеи, Бог поразил Иеровоама и всех Израильтян пред лицом Авии и Иуды. И побежали сыны Израилевы от Иудеев, и предал их Бог в руки им. И произвели у них Авия и народ его поражение сильное; и пало убитых у Израиля пятьсот тысяч человек отборных. И смирились тогда сыны Израилевы, и были сильны сыны Иудины, потому что уповали на Господа, Бога отцов своих» (2Пар. 13:3-18).

Эта история показывает нам, что когда люди уповали на Господа, то Господь им помог, и они одержали победу даже в условиях двукратного численного превосходства противника, и даже в условиях, когда противник послал им сзади войска, желая обеспечить себе тактическое превосходство. В чём же заключалось их упование и в чём оно выражалось? Авия очень подробно рассказал об этом: они не оставляли Господа, служили Ему, священники и левиты были на своём месте, служа Господу, сжигая всесожжения и делая всё остальное, что было предписано в Торе. То есть их точное следование предписаниям и заповедям Божиим и было проявлением их упования на Господа.

Похожий пример также приведён и в следующей главе этой книги: «И было у Асы военной силы: вооруженных щитом и копьем из колена Иудина триста тысяч, и из колена Вениаминова вооруженных щитом и стрелявших из лука двести восемьдесят тысяч людей храбрых. И вышел на них Зарай Ефиоплянин с войском в тысячу тысяч и с тремястами колесниц и дошел до Мареши. И выступил Аса против него, и построились к сражению на долине Цефата у Мареши. И воззвал Аса к Господу Богу своему, и сказал: Господи! не в Твоей ли силе помочь сильному или бессильному? помоги же нам, Господи, Боже наш; ибо мы на Тебя уповаем, и во имя Твое вышли мы против множества сего. Господи! Ты Бог наш: да не превозможет Тебя человек. И поразил Господь Ефиоплян пред лицом Асы и пред лицом Иуды: и побежали Ефиопляне» (2Пар. 14:8-12).

И ещё: «У потомков Рувима и Гада и полуплемени Манассиина было людей воинственных, мужей, носящих щит и меч, стреляющих из лука и приученных к битве, сорок четыре тысячи семьсот шестьдесят, выходящих на войну. И воевали они с Агарянами, Иетуром, Нафишем и Надавом. И подана была им помощь против них, и преданы были в руки их Агаряне и все, что у них было, потому что они во время сражения воззвали к Богу, и Он услышал их за то, что они уповали на Него» (1Пар. 5:18-20).

Эти примеры объединяет одна общая деталь — Бог помогал в критических ситуациях из-за того, что люди уповали на Него. При этом важно отметить, что упование на Бога в этих случаях — это не результат паники, не сиюминутное движение человеческой души, а повседневное служение Богу, следование Его заповедям, исполнение Его воли. Именно это является внешним проявлением упования на Господа.

Именно эту мысль подчёркивали и Апостолы в посланиях Нового Завета, когда говорили о практическом выражении упования. Вот, например, что писал Апостол Пётр: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям: так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети её, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (1Пет. 3:3-6). Апостол Пётр утверждал, что проявление в жизни упования у святых жён — это украшение себя повиновением мужу, украшение себя почтительным отношением к своему мужу. И Апостол противопоставляет это внешним украшениям. С чего бы это? А с того, что замужние женщины, не имеющие упования на Бога, украшаются для того, чтобы продолжать нравиться своим мужьям, и они надеются через это сохранять любовь мужа к ним. Не секрет, что женщины украшают себя украшениями, чтобы выглядеть поэффектней, попривлекательней для мужчин — незамужние это делают, чтобы выйти замуж, а замужние — чтобы удержать мужа возле себя. Это упование женщин, не знающих Бога. А святые жёны, уповающие на Господа, надеются сохранить любовь своего мужа к ним через приближение к Господу, то есть через послушание своему мужу и почтительное отношение к нему.

А вот как о своём уповании на Господа писал Апостол Павел: «Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1Тим. 4:10).

То есть в его жизни упование на Господа выражалось в том, что он трудился для Господа и терпел поношения из-за этого.

3. Об уповании

«И Моисей верен во всём доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить. А Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца» (Евр. 3:5,6).

Если мы имеем упование на Бога, мы Его дом, а если нет, то мы уже не являемся Его домом. Поэтому-то Апостол Павел и призывал: «будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший» (Евр. 10:23). «Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние» (Евр. 10:35).

Также написано: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию сделались наследниками вечной жизни» (Тит. 3:5-7). То есть мы становимся наследниками вечной жизни по упованию. Следовательно, без упования вечную жизнь не получить. «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей» (Пс. 117:8,9).

Здесь псалмопевец высказал интересную мысль, что упование на Господа превосходит даже упование на власти (князей). Например, министров или церковных деятелей. В кризисной ситуации, происходящей в сфере экономики или политики, для плоти естественно опереться и уповать на свои связи с министрами. В кризисной ситуации церковной жизни для плоти естественно опереться на авторитет церковных лидеров. Но псалмопевец говорил не с позиции греховной плоти, а с позиции возрождённого духа.

Христиане могут по-разному реагировать на одни и те же события, проявляя свои внутренние мотивы служения Богу. Так, например, Апостол Павел описывал реакцию христиан на его арест: «и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие. Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа. Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих; а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование» (Фил. 1:14-17).

Интересную картину он описывает: большая часть христиан ободрилась его узами, следовательно, были и те, кто не ободрился его узами. Далее, из тех, кто ободрился, часть стала проповедовать Христа по зависти, а часть – из любви. Также и сегодня те христиане, которые не имеют живого упования на Бога, смотрят на происходящие события с позиции плоти. Да благословит нас Господь иметь живое упование на Него. Аминь.

Андрей Марин, г. Москва

Критика

Некоторые атеисты и сторонники разделения церкви и государства зачёркивают или заменяют девиз на американских банкнотах самодельным штампом.

  • Свобода вероисповедания, закреплённая в конституции Соединённых Штатов, подразумевает также право не верить в Бога. Таким образом, по некоторым мнениям, девиз нарушает права неверующих граждан страны. Несмотря на это, подавляющее большинство населения США поддерживают использование этого девиза на монетах.
  • Ветхий Завет запрещает использовать имя Божье всуе, то есть напрасно, что вызывает критику девиза со стороны верующих. В частности, 26-й президент США Теодор Рузвельт высказался в 1907 году против использования девиза на монетах, расценив это как неуважение, близкое к святотатству.
  • Ироническое отношение к культу денег породило перефразирование девиза: In God We Trust, All Others Pay Cash (книга Жана Шепарда, вышедшая в 1966 году. Название можно перевести как «Богу доверим в кредит, все остальные платят наличными»).
  • Американская Christian glam-metal группа Stryper в одноимённой песне 1988 года отчасти обыгрывает данную ситуацию с деньгами.

> Интересные факты

Фраза была обыгранна в названии фильма In gold we trust (рус. Мы верим в золото). Но в российском кинопрокате фильм известен под названием»600 килограммов золота».

> Примечания

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *