На реках вавилонских

>На реках Вавилонских

Псалом на реках Вавилонских

136 псалом повествует о страданиях еврейского народа в вавилонском рабстве при царе Навуходоносоре. Десятки тысяч израильтян лишились своего отечества после проигранного иудейского восстания в 598 году до н.э. Вавилонское пленение длилось до правления Царя Кира, который позволил рабским народам вернуться в свои земли. Новозаветная Церковь толкует псалом как плач о греховном пленении и изгнании из Рая.

Когда поют “На реках Вавилонских”

Песнопение «На реках Вавилонских» – это одна из покаянных молитв, готовящих нас кВеликому Посту. С недели о блудном сыне (вторая подготовительная неделя перед Великим постом) и две последующих недели до недели о Страшном суде мы слышим это песнопение в субботу вечером на центральной части Всенощного бдения (полиелее) после 134 (“Хвалите имя Господне”) и 135 (“Исповедуйтеся Господеви, яко Благ”) хвалебных псалмов.

“На реках Вавилонских” – текст:

На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона; на вербиих посреде eго обесихом oрганы наша.

На реках Вавилона, там мы сидели и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, среди него, повесили арфы наши.

Пленённые евреи жили вне городов Вавилонского царства, среди рек, оплакивая потерянную родину. Как пишет блаженный Феодорит, «предающиеся скорби обыкновенно уходят в места пустынныя, и там оплакивают собственныя свои бедствия. Посему и Иудеи, сидя на утесистых берегах рек, и размышляя о запустении своего столичнаго города, проливали обильныя слезы, уподоблявшияся речным потокам» . Среди ветвей они повесили свои инструменты, потому что лишь в Иерусалиме они могли использовать их для богослужебных песнопений.

Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней, и ведшии нас о пении; воспойте нам от песней Сионских. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебe, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего.

Там пленившие нас требовали от нас слов песней; и притеснители наши – веселия: пропойте нам из песней сионских. Как мы споём Господню песнь на чужой земле? Если забуду тебя, Иерусалим, пусть забудет меня моя правая рука, пусть прилипнет к гортани язык мой, если не вспомню тебя, если не будет Иерусалим причиной радости моей.

Ради забавы и глумления иноплеменники хотели слышать священные тексты иудеев, но не ради того, чтобы научиться славить Бога. Униженные пленники отвечали отказом, чтя законы своих предков. Они возглашают в сильном исступлении, насылая на себя проклятия, если перестанут вспоминать Иерусалим: «Как они, когда лишены были города, тогда и стали искать его, так многие и из нас испытают то же, когда в тот день лишатся горнего Иерусалима» (Свт. Иоанн Златоуст, беседы на псалмы, 46).

Помяни, Господи, сыны eдомския в день Иерусалимль глаголющия; истощайте, истощайте до оснований eго. Дщи вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, eже воздала eси нам; блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.

Помяни, Господь, Едомским сыновьям, когда они говорили в день разрушения Иерусалима: «Разрушайте, разрушайте его до основания». Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за твои деяния, которые ты совершила с нами; блажен, кто возьмёт и разобьёт твоих младенцев о камень.

Сыновья Едома – идумеяне, родственный иуедеям народ, в день разгрома Иерусалима злорадствовали и желали большего разрушения города. Дочь Вавилона – столица всего царства. Всем им предрекаются страшные несчастия и отмщение от Бога. Вавилон являет собой воплощение мира, потому дети его – грехи, и счастлив тот, кто сможет искоренить страсти в своей душе ещё в зародыше.

Блаженный Августин говорит: «Мы являемся пленниками, лишенными святости и Иерусалима. Кто нас взял в плен? – Диавол и бесы. А Кто нас спас и искупил? – Христос. Дщи Вавилоня с раннего детства губила наши души всевозможными пороками, и ей следует воздать тем же, т.е. разбить о камни ее порождения. Что это за порождения? – Это рождающиеся дурные вожделения. О какой Камень разбить их? – “Камень же бе Христос” (1 Кор 10, 4). Вот это Какой Камень» (Р. Lat. t. 37 col. 17773-4).

Великий пост

<<<Другие ноты>>>

Покаяния отверзи ми двери

Покаяния, обиход, на 8 и 6 гласы

Покаяния, Бекаревич, e-m, 4-гол

Покаяния, Бекаревич, g-m, 3-гол

Покаяния, Лаврское, e-m, смеш.хор

Покаяния, Новосибирск.нап., e-m, смеш.хор

Покаяния, Афонское, e-m, смеш.хор

Покаяния, Аллеманова, d-m, смеш.хор

Покаяния, старинный напев

Покаяния, на «Помощник и Покровитель», Д.Бортнянский

Покаяния, AV_Prof

Покаяния, гарм Ионафана (Елецких)

На реках Вавилонских

На реках, на Царице моя Преблагая

На реках, Крупицкий (упрощенный вариант)

Хвалите имя, Озеров (перед Крупицким)

На реках, валаамский напев (F-dur)

На реках, валаамский напев (D-dur)

На реках, знаменный распев, обр. Тамберга (то же самое, вар.2)

На реках, киевкий распев

На реках, зосимовой пустыни

На реках, Мироносицкий

На реках, на Объятия, a-m

На реках, на Объятия, e-m

На реках, из старинных нот

Неделя о мытаре и фарисее

Стихиры

Кондак

Неделя о блудном сыне

Стихиры, кондак

Катавасия Недели о блудном сыне

Объятия Отча, монастырский напев

Суббота Мясопустная

на Парастасе, тропари, 17 кафизма

Тропари по Непорочных (панихида для клироса, вариант 1)

(панихида для клироса, вариант 2)

Ирмосы Песнь возслем

Неделя Мясопустная

Стихиры, кондак

Катавасия Помощник и покровитель

Помощник и покровитель, Бортнянский (мелко)

Помощник и покровитель, Бортнянский

Помощник и покровитель, на Волною, Г.Смирнова (смеш. хор)

Помышляю день страшный, Ломакин

Стихира Божией Матери, гл. 6, арх. Матфея, пер. смеш.хор

Аще и всегда распинаю Тя, П.Григорьев

Сырная седмица

Краткий устав-схема служб Сырной седмицы, Кустовский

Неделя Сыропустная

Стихиры, кондак

Седе Адам, монастырское (a-m)

Седе Адам, монастырское (e-m)_1

Седе Адам, монастырское (e-m)_2

Милостиве, помилуй мя (окончание кондака и икоса), из Постной Триоди и напева Оптиной пустыни

Милостиве, помилуй мя, Шишкин

Вечерня

Последование служб ВП, Кустовский

Не отврати и Дал еси

Не отврати, Дал еси, обиходн. (e-m)

Не отврати, Дал еси, монастырский напев (e-m)

Не отврати, Дал еси (d-moll)

Не отврати, Дал еси, знам.р., Григорьев

Не отврати, Дал еси, монаст. (e-m)

Не отврати, Дал еси, монаст. (a-m)

Не отврати, Дал еси (F-dur)

Не отврати, Дал еси (D-dur)

Дал еси, знам. р. (D-dur)

Не отврати, Дал еси, Тверской нап. (D-d)

Не отврати, Дал еси, Е.Близнюкова

Богородице Дево_1

Богородице Дево_2

Утреня

Постовые ектении

Аллилуиа, Троичны 4 гласа (смеш.хор)

Аллилуиа, Троичны 4 гласа (клирос)

Светильны-троичны 4 гласа (смеш.хор)

Светильны-троичны 4 гласа (клирос)

Светильны-троичны 6 гласа (смеш. хор)

Светильны-троичны 6 гласа (клирос)

На кафизмах, перед каноном

Часы

Тропари на часах

Стопы моя, сибирский напев

Прокимны великого поста

Чин изобразительных

Во Царствии Твоем (g-moll)

Во Царствии Тврем (e-moll)

Помяни нас, простой напев (midi)

Великий канон Андрея Критского

Помощник и покровитель, Бортнянский (мелко)

Помощник и покровитель, Бортнянский

Помощник и покровитель, на Волною, Г.Смирнова (смеш. хор)

Припевы на каноне А.Кр. (с распевом)

Припевы на каноне А.Кр. (без распева)

Душе моя, Бекаревич, 4-гол

Душе моя, Азеев, 3-гол. и 4-гол

Великое повечерие

С нами Бог, простое

С нами Бог, киевск. расп_1

С нами Бог, киевск. расп_2

День прешед, Соловецкого мон., Матфея

День прешед, Ильинского скита

Пресвятая Владычице

Помилуй нас (a-m)

Помилуй нас (e-m)

Господи сил, киевский распев (a_m)

Господи сил, киевский распев (e_m)

Господи аще, знамен.расп

Литургия Преждеосвященных Даров

Прокимны великого поста

Достойно есть

Да исправится трио

Да исправится, афонское

Да исправится, Борнянский №2 (с расписанными форшлагами) (жен) midi (муж)

Да исправится, Геронтий, e-m (жен) midi (муж, g-m)

Да исправится, Гольтисон, e-m (жен) midi (муж, g-m)

Да исправится, Знаменный (жен) midi (муж)

Да исправится, кавказское

Да исправится, киевское (жен, g-m) midi (муж, a-m)

Да исправится, КПЛ (жен, g-m) midi (муж, a-m)

Да исправится, Липаев (жен) midi (муж)

Да исправится, Лирин №1 midi

Да исправится, Ломакин (жен) midi (муж)

Да исправится, Никольский

Да исправится, Соломин midi

Да исправится, Турчанинов

Да исправится, Речкунов (жен) midi (муж)

Да исправится припев

Да исправится (припев)

Да исправится (припев), из сб. Бекаревича

Да исправится (припев), из сб. Кустовского

Да исправится (припев), из сб. Новосиб

Ныне Силы, киевский распев

Ныне Силы, неизв.авт.

Ныне Силы, тихое

Отче наш, Един свят

Един Свят, из сб. Кустовского

Един свят, из сб. Лапаева

Един свят, из сб. Новосиб

Вкусите и видите, киевский распев

Тело Христово

Окончание ЛПД (Един свят-Буди имя), сибирский напев

Хлеб Небесный, Да исполнятся

Благословлю Господа, Хлеб Небесный_2

Окончание ЛПД (ект., Буди имя), из сб. Кустовского

33_пс., сибирский напев

Великаго Господина

Ис полла, постовое

на Литургии ПД

Суббота Федора Тирона

Ирмосы канона Ф.Тирону, греческий распев

Ирмосы канона Ф.Тирону, греческий распев (СПб. традиция)

Неделя Торжества Православия

Стихиры

Тропарь, кондак

молебен в Неделю православия

Анафема, из старинных напевов

Тебе Бога хвалим, 3 гл., сокращ. греческий распев

Тебе Бога хвалим, красногорского мон.

ПАССИЯ

Последование

Пассия 1 порядок

Пассия 1

Пассия 1 с акафистом

Пассия 2

Пассия 2 с акафистом

Тебе одеющагося

Тебе одеющагося 5 гл. на Радуйся

Тебе одеющагося, 5 гл. на Радуйся, Гончаров, смеш.х

Тебе одеющагося

Тебе одеющагося, Турчанинов

Разделиша ризы

Прокимны Великой Субботы

Разделиша ризы, иерод. Мефодий

Разделиша ризы

Опевы Евангелия

Днесь висит на древе

Приидите ублажим

Приидите ублажим, e-moll_1

Приидите ублажим, e-moll_2

Приидите ублажим, a-m_1

Приидите ублажим, a-moll_2

Приидите ублажим, Бортнянский

Приидите ублажим_trio

Акафист Страстям

Кондак Страстям, на «Волною морскою»

Припев на акафисте

припев акафиста Страстям_1, лаврский напев

припев акафиста Страстям_2, киевский распев

припев акафиста Страстям_3

Сборник Пассия

Сборник Пассия, Никифора

Сборник Пассия, Смирнова

Неделя 2, свт. Григория Паламы

Стихиры

Тропарь, кондаки

Неделя Крестопоклонная

Стихиры

Тропарь, кондак

Катавасия Крестопоклонной, 1 гл., греческий распев (придворный обиход)

Катавасия Крестопоклонной, 1 гл., сокращ.греческий распев

Погребальное трисвятое (5 вариантов)

Кресту Твоему, Кастальский (женское трио)

Приидите вернии, Смирнов

Стихира Креста. 5 гл., нап. оптиной пустыни

Стихира Креста. 8 гл., нап. оптиной пустыни

Седмица Крестопоклонная

Катавасия триоди,Чт. 4 седмицы

Неделя 4, прп. Иоанна лествичника

Стихиры

Тропарь, кондак

Четверг пятой седмицы

Постовые ектении

Припев к стихирам в среду 5-й седмицы Вел.поста (различных напевов)

Помощник и покровитель, Бортнянский (мелко)

Помощник и покровитель, Бортнянский

Помощник и покровитель, на Волною, Г.Смирнова (смеш. хор)

Припевы на каноне А.Кр. (с распевом)

Припевы на каноне А.Кр. (без распева)

Душе моя, Бекаревич, 4-гол

Душе моя, Азеев, 3-гол. и 4-гол

Блаженны (e-m)

Величит душа

Взбранной Воеводе

Великаго Господина

Стояние М.Е., Кустовский

Суббота Акафиста

Бог Господь, Тропарь 8 глас, Припев на Акафисте

Тропарь, подобен «Повеленное тайно»

Катавасия Триоди, гл. 5, знаменный распев

Стихира акафиста

О, Всепетая Мати (e-m)

Хвалитные стихиры

Сборник Суббота Акафиста, Кустовского

Суббота Лазарева

Елицы, обычн. нап. и нап КПЛ (F-d)

Елицы, обычн. нап. и нап КПЛ (G-d)

Тропарь, кондак, Сб. Лазарева

Канон и катавасия, Сб. Лазарева

<<<Другие ноты>>>

<< — вернуться на главную

Ноты — подготовка к Великому посту.

СБОРНИКИ

Избр. песноп. Постной Триоди, Страстной и Пасхи (Н.В.Лебедев)

«ПОКАЯНИЯ ОТВЕРЗИ МИ ДВЕРИ»

«Русское монастырское», Гл. 8 знам. распев (гарм. архиепископа Ионафана): для см/х — открыть, для м/х — открыть

Киев. распев (гарм архиепископа Ионафана): для см/х — открыть, для м/х — открыть

Покаяния отверзи ми двери на муз. Д.Бортнянского (PDF)

Покаяния отверзи ми двери, муз. П. Чеснокова, в ред. А. Шебалина (PDF)

Покаяния отверзи ми двери (В.Ковальджи) стр. 1 2 3 4 полностью: zip

Покаяния отверзи ми двери (А.Ведель, обр. П.Григорьева)

Покаяния отверзи мне двери (П.Чесноков, пер. для ж/х Е.Субботкиной)

Покаяния отверзи ми двери (Д.Ильин №1)

Покаяния отверзи ми двери (Д.Ильин №2)

Покаяния отверзи ми двери (знам. р.)

Покаяния отверзи ми двери(В.Ковальджи, №3)

Покаяния отверзи ми двери (В.Пономарев)

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ

«НА РЕКАХ ВАВИЛОНСКИХ»

Демественный распев (гарм. архиепископа Ионафана) открыть

На реках Вавилонских, муз. В. Крупицкого (PDF)

На реках Вавилонских, муз. Е. Кустовского (PDF)

На реках Вавилонских, старинного напева, обр. А. Кастальского (PDF)

На реках вавилонских (знам. роспев, гарм. Н.Римского-Корсакова)

На реках вавилонских (Н.Бутомо)

На реках вавилонских (Д.Ильин)

На реках вавилонских (КПЛ)

НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ

Объятия Отча (киевский распев) Пер. Г. Львовского (общая ред. архиепископа Ионафана) открыть

Объятия Отча, монастырского распева (PDF)

Объятия Отча (М.Шмелькова)

НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ

Помышляю день страшный, муз. Г. Ломакина (PDF)

Помышляю день страшный (А.Архангельский)

Помышляю день страшный (М.Шмелькова)

Помышляю день страшный (А.Ведель, пер. протод. Тарасия Мудрака)

Стихира Божией Матери, в ред. арх. Матфея (PDF)

Кондак в неделю мясопустную (из библ. Соф. собора Новгорода), в формате Finale

НЕДЕЛЯ СЫРОПУСТНАЯ

Седе Адам, Валаамского распева (PDF)

Седе Адам (В.Ковальджи)

Псалом 136

Миниатюра из Хлудовской псалтири

Сто тридцать шестой псалом — 136-й псалом из книги Псалтырь (в масоретской нумерации — 137-й). Известен по первым словам «Super flumina Babylonis» (лат.) и «На реках вавилонских» (церк.-слав.). Один из самых известных библейских псалмов, получивший вторую жизнь в многочисленных произведениях художественной культуры.

Авторство и время написания

В еврейской Библии псалом не имеет надписания имени автора, в латинской и греческой Библии стоит имя Давида, в славянской Библии надписан так: Давиду Иеремием. Архиепископ Ириней (Клементьевский) считал, что псалом написан Давидом, предвидевшим пленение Вавилонское, которое пророк Иеремия после проповедывал и предсказал. Однако современные ученые считают, что надписание «Давиду Иеремием» указывает на сборник псалмов с именем Давида, имевшийся у пророка Иеремии и дополнявшийся после него и через него сохранившийся и переданный собирателям псалмов. Блаженный Феодорит Кирский отмечал, что пророк Иеремия не был в Вавилоне и поэтому не мог написать этот псалом и также считал, что псалом написан иудеями, возвратившимися из вавилонского плена. Также по мнению авторов Толковой Библии А. П. Лопухина и профессору П. А. Юнгерову, псалом написан после возвращения из вавилонского плена. Согласно протоиерею Григорию Разумовскому, псалом написан в Вавилоне кем-либо из пленных иудеев, а имя Иеремии поставлено потому, что он предсказывал о плене. Также профессор и библеист Андрей Десницкий считает, этот псалом не мог написать пророк Давид, однако он является богодухновенным.

Псалом 136 «На реках вавилонских» представляет собой песню еврейских изгнанников, томящихся в вавилонском плену после падения Иерусалима и разрушения Первого Храма. Первая часть псалма (ст. 1-6) выражает скорбь евреев о потерянной родине, вторая (ст. 7-9) — надежду на возмездие захватчикам и угнетателям.

«Реки вавилонские», упоминаемые в тексте, — это Евфрат, Тигр и, возможно, Ховар (упоминается у Иезекииля), на пустынных берегах которых предавались скорби евреи, вспоминая Иерусалимский храм и совершавшиеся там богослужения. По толкованию Феодорита Киррского вавилоняне требовали от евреев исполнения священных песен не для того, чтобы научиться почитанию истинного Бога, но для того, чтобы посмеяться над пленёнными. Чтобы не давать повода для насмешек, а также потому, что священные песни нельзя было исполнять вне Храма, евреи отказывались «петь песнь Господню на земле чужой». Десница, которая забудет того, кто подвергнет забвению Иерусалим, — это, по толкованию Афанасия Великого и блаженного Феодорита, помощь свыше от Бога; тот, кто забудет Иерусалим и, соответственно, завет между Богом и Его народом, сам будет забыт Богом.

В новозаветном контексте псалом 136 понимается как скорбь христианина, из-за своих грехов и страстей удалённого от Бога, ставшего пленником своих страстей и пороков. В святоотеческом и богословском понимании трудные для истолкования последние стихи псалма, содержащие молитву о возмездии сынам Едомовым, дочери Вавилона и её младенцам, обретают свой смысл — младенцами Вавилона являются греховные пожелания, которые должны быть безжалостно искоренены в зародыше. Буквальное истолкование этих стихов в православной традиции также встречается: по св. Иоанну Златоусту, таким образом пророк изображает страстную, недостойную христианина, мстительность пленных, будучи сам далёким от неё, а по блаж. Феодориту, стих можно понимать не как молитву, а как пророчество о завоевателях.

В иудаизме

  • В иудаизме псалом 136(137) поют по будням после вкушения хлеба перед биркат ха-мазон, а псалом 125(126) поют по субботам и праздникам.
  • Псалом обычно поётся на Девятое ава, а некоторыми — в течение девяти дней, предшествующих девятому ава, в память разрушения иудейского храма.
  • Стих 7 есть в повторении молитвы амида на Рош ха-Шана
  • Стихи 5 и 6 произносит жених в конце еврейской свадебной церемонии.

Псалом 136 в богослужении Православной церкви

Для удобства богослужебного использования Псалтирь разделена на 20 кафизм. Псалом 136 входит в состав 19-й кафизмы и в обычное время года читается в её составе, еженедельно на утрене пятницы. В шесть недель Великого поста эта кафизма читается на утрене среды и третьем часе пятницы.

Особую роль псалом 136 приобрёл в богослужениях, готовящих верных к Великому посту. На утренях трёх приготовительных воскресений (неделя о блудном сыне, неделя о Страшном суде (мясопустная) и Прощёное воскресенье (неделя сыропустная)) этот псалом поётся с «аллилуйей красной» до чтения Евангелия. Этот порядок отражен в богослужебных указаниях на официальном сайте Московского патриархата: «К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й».

Псалом 136 в культуре

В академической музыке

Стихи Пс. 136 использовали многие композиторы. Они встречаются, например,

  • в мотете «Super flumina Babylonis» Дж. П. Палестрины
  • в парафразе данного псалма соль минор op.52 «Super flumina Babylonis» («У рек Вавилонских») Ш. В. Алькана
  • в вокальном цикле А. Дворжака «Библейские песни» (op. 99 № 7).

Парафразом Пс. 136 считается «У рек Вавилонских» op.52 Ш. В. Алькана и хор «Va, pensiero» из оперы «Набукко» Дж. Верди.

В эстрадной музыке

  • «Rivers of Babylon» — песня группы «Boney M» (1978), кавер-версия песни ямайского вокального трио «The Melodians».
  • «Babylon» — песня Дона Маклина на текст первой строфы псалма, исполняемая в стиле канон в сопровождении банджо.
  • В различных вариантах песню исполняли Олег Погудин, Елена Камбурова и Юлий Ким.

В кино

  • «По рекам вавилонским» — рабочее название фильма российского исторического художественного фильма «Поп» режиссёра Владимира Хотиненко (2010). Колокольным перезвоном «По рекам вавилонским» заканчивается этот фильм, перебивая «Rivers of Babylon» группы «Boney M».

В литературе

  • На псалме основана редондилья Луиша де Камоэнса Sôbolos rios que vão.
  • В главе 53-й романа Жорж Санд «Лелия» главная героиня после своего монашеского пострижения поёт этот псалом вместо положенной по чину первой молитвы монахини.
  • Название романа Уильяма Фолкнера «Если я забуду тебя, Иерусалим» (1939) — точная цитата Пс. 136:5.
  • «By Grand Central Station I Sat Down and Wept» — поэма в прозе Элизабет Смарт (1945).
  • У реки Рио-Пьедра села я и заплакала… — роман Паоло Коэльо (1994).
  • Принц Корвин в романе Роджера Желязны «Ружья Авалона» цитирует балладу, текст которой — смесь немного видоизмененного 136-го псалма и известной детской песенки о Лондоне: «Давным-давно читал мне стихи один странствующий бард, и я их запомнил: „На берегу реки благословенной сидели мы, и, вспомнив Авалон, заплакали. В руках остались сломанные шпаги, щиты развесили мы на деревьях. Разрушены серебряные башни, утоплены в потоках крови. Так сколько миль до Авалона? И все, и ни одной. Разрушены серебряные башни.“»
  • В десятой книге романа Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы» капитан Снегирёв цитирует псалом: «— Не хочу хорошего мальчика! не хочу другого мальчика! — прошептал он диким шёпотом, скрежеща зубами, — аще забуду тебе, Иерусалиме, да прильпнет…» Там же Алексей Карамазов поясняет: «Это из Библии: „Аще забуду тебе, Иерусалиме“, — то есть если забуду всё, что есть самого у меня драгоценного, если променяю на что, то да поразит…»
  • Название повести Артура Кларка «И если я, земля, тебя забуду…» (англ. «If I Forget Thee, Oh Earth»).

Ссылки

Текст молитвы псалом 136 известен больше как «На реках Вавилонских». Благодаря тому, что художественная культура напомнила о хвалебной песне, Псалом получил вторую жизнь. Он используется в кино и литературе, в эстрадной и академической музыке.

Текст молитвы псалом 136

Самыми популярными версиями текста псалма 136 являются еврейская, старославянская и латинская. В храмах используют церковнославянский вариант, а в домашних условиях верующий может зачитывать текст на русском языке.

На церковнославянском языке с ударениями

Дави́ду Иереми́ем.

1 На река́х Вавило́нских, та́мо седо́хом и пла́кахом, внегда́ помяну́ти нам Сио́на.

2 На ве́рбиих посреде́ eго́ обе́сихом орга́ны на́ша.

3 Я́ко та́мо вопроси́ша ны пле́ншии нас о словесе́х пе́сней и ве́дшии нас о пе́нии: воспо́йте нам от пе́сней Сио́нских.

4 Ка́ко воспое́м песнь Госпо́дню на земли́ чужде́й?

5 А́ще забу́ду тебе́, Иерусали́ме, забве́на бу́ди десни́ца моя́.

6 Прильпни́ язы́к мой горта́ни моему́, а́ще не помяну́ тебе́, а́ще не предложу́ Иерусали́ма, я́ко в нача́ле весе́лия моего́.

7 Помяни́, Го́споди, сы́ны Едо́мския, в день Иерусали́мль глаго́лющыя: истоща́йте, истоща́йте до основа́ний eго́.

8 Дщи Вавило́ня окая́нная, блаже́н и́же возда́ст тебе́ воздая́ние твое́, е́же воздала́ еси́ нам.

9 Блаже́н и́же име́т и разбие́т младе́нцы твоя́ о ка́мень.

На русском языке

Давида, через Иереми́ю.

1 При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;

2 на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.

3 Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: «пропойте нам из песней Сионских».

4 Как нам петь песнь Господню на земле чужой?

5 Если я забуду тебя, Иерусалим,- забудь меня десница моя;

6 прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.

7 Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его».

8 Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!

9 Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!

История написания

Во многих вариациях авторство царя Давида не подписано. В греческом и латинском варианте все же есть имя царя. Псалмы были написаны во времена правления царя Давида.

Тогда иудейский народ переживал непростые времена. Данная хвалебная песнь рассказывает о жизни евреев в момент падения Иерусалима. Случилось это в VI веке до Рождества Христова. Войско Вавилона силой вторглось в древний город, уничтожив при этом все, даже Храм Господень. Это был единственный храм, в котором поклонялись Богу. Все жители города были пленены. Люди были потеряны, они лишились не только своего дома, но и религии.

Толкование псалма 136

Текст молитвы псалом 136, толкование которого мы предлагаем, несет в себе боль всего еврейского народа. В каждой строчке чувствуется пустота и плач людей.

Стихи 1-3: Рассказывается о быте вавилонян. Описывается удивительная природа рек Евфрат и Тигр. И берега этих рек стали излюбленными для еврейских племенников. Многие знают, что евреи были очень музыкальны. Они с песней засыпали и просыпались. Почти все песни и стихи народа прославляли Господа и были религиозны.

Стихи 4-6: Каждый еврей не может позволить себе забыть свой город и дом. Первая и самая главная мечта народа – восстановить свой город, чтобы с ним расцвела и жизнь.

Стихи 7-9: Не смотря на то, что еврейский народ всегда был добр и не воинственен, у него всегда были враги. Одними из них является народ идумеяне. Они злорадствовали при падении Иерусалима.

Правила чтения

Все Псалмы разделены на кафизмы. Псалом 136 «На реках Вавилонских» является частью 19-й кафизмы. Текст зачитывается в Православной церкви каждую неделю во время утренней пятничной молитвы. Также песнь используется в богослужениях к Великому посту. В домашних условиях можно читать текст на русском языке еженедельно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *