На реке диктант

Гидрологи проверяют уровень Селенги два раза в сутки. Сейчас вода в среднем поднимается в час по сантиметру. Почему это происходит, каков критический уровень, дойдет ли до него вода, и чем это грозит городу? Наш корреспондент спросил у специалистов.

– Замеряем по сваям. Приводка на ней 180. Отнимаем минус два. На данный момент, значит, у нас уровень 178.

Гидрометеонаблюдатель Валерий Щепин проверяет уровень Селенги ежедневно в восемь утра и в восемь вечера. Но в последние дни замеры снимает с опаской, вода прибывает с пугающим нарастанием.

Например, 30 июля уровень был 119 сантиметров, а сегодня уже 171. За три дня вода поднялась более чем на полметра. А сегодня всего за полдня аж на семь сантиметров. Уровень в 178 сантиметров зафиксировали в три часа дня. И по прогнозам гидрологов это только начало.

Николай Иванов, начальник отдела гидрологии и гидрологических прогнозов Бурятского центра гидрометеорологии: Ближайшие сутки подъём продолжится. Завтра уровень должен достигнуть отметки 196 сантиметров, послезавтра 236 сантиметров и так далее. Пока идет подъём по реке Селенга.

Когда отметка достигает 230 сантиметров, начинается подтопление на поймах. Исходя из прогноза, это произойдет уже в воскресенье. И тогда гидрологи перейдут на усиленный режим. Отслеживать уровень воды будут каждые четыре часа.

– На Селенге критической считается отметка в 330 сантиметров. Это от сваи это еще 150. Вот так. Если уровень воды достигнет этой отметки, затопит ближайшие дома и начнется эвакуация жителей. А вообще в Улан-Удэ фиксировали самый высокий уровень в 1936 году. Он составлял 532 сантиметра. Здесь мне не хватит даже линейки, чтобы показать этот уровень.

Между тем уже вчера в Центр управления в кризисных ситуациях МЧС поступило сообщение о том, что в селе Сотниково произошёл подмыв береговой линии Селенги. В зоне возможного подтопления 368 жилых домов.

Власти обращаются к жителям с просьбой вывезти технику, крупногабаритные и ценные вещи в безопасное место. Все оперативные службы проверяют запас сил и средств, определяют места парковки автобусов на случай эвакуации и места размещения. В городе введён режим повышенной готовности.

Виктория Гарманова

Диктант «На реке» для 9 класса

Перед вами текст диктанта «На реке» для 9 класса.

  • Количество слов в диктанте: 139 слов
  • Источник: По И. Бунину
  • Класс: 9 класс

На реке

На реке еще было прохладно и тихо. В синеющей роще куковала кукушка. У берега зашуршали камыши, и из них медленно выплыла лодка. Старичок в очках и соломенной шляпе сидел в ней, рассматривая удочку. Он поднял ее и соображал что-то, лодка остановилась и вместе с его белой рубашкой и шляпой отразилась в воде. А из купальни слышались крики, плеск и хохот. По гнущимся доскам бежали с берега гимназисты, студенты.

Грише не хотелось возвращаться, и он стал нырять, раскрывать глаза в темно-зеленой воде, и его тело казалось ему чужим и странным, словно он глядел сквозь стекло. Вода мягко, упруго сжимала и качала тело, и приятно было чувствовать под ногами жесткий песок и раковины. А наверху уже припекало. Неподвижная вода блестела кругом как зеркало. С зеленых прибрежных лозин в серых сережках тихо плыл белый пух, тянуло запахом тины и рыбы.

Контрольно-измерительные материалы

Диктанты1
Диктант 1. Повторение изученного в 5—8 классах
По реке

В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух всё это нехорошо воздействовало на нас.

В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперёд.

Ранним утром мы надеялись быть в незнакомой деревеньке. Мы плыли медленно по течению реки, почти не работая вёслами. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защёлкал соловей, за ним другой. Казалось, весь воздух пронизан чарующими звуками. Мы восхищались соловьиным пением и красотой ночи и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костёр и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.

(174 слова)
Грамматическое задание (по вариантам)

1. Фонетический разбор:

1) птичьим; 2) обсуждали.

2. Словообразовательный разбор и разбор слова по составу:

1) прерываемая; 2) натолкнувшись.

3. Морфологический разбор:

1) в течение; 2) никому.

4. Синтаксический разбор предложений (1-й абзац):

1) В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке.

2) Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух — всё это нехорошо воздействовало на нас.

5. Определить тип предложений:

1) найти односоставное предложение (Сначала было жутко ехать незнакомой рекой… — безличное);

2) найти неполное предложение (Где-то защёлкал соловей, за ним другой.)
Диктант 2
Железяка

Безоблачной ночью плавает над Чистым Дором луна, отражается в лужах, серебрит крытые щепой крыши. Тихо в деревне.

С рассветом от берега Ялмы раздаются глухие удары, будто колотит кто-то в заросший мохом колокол. За вербами темнеет на берегу кузница — дощатый сарай, древний, закопчённый, обшитый по углам ржавыми листами жести. Отсюда слышны удары.

Рано я выхожу на рыбалку. Темно ещё, темно, и странно выглядит этот сарай в пасмурном ольховнике.

Вдруг открывается дверь, а там — огонь, но не яркий, как пламя костра, а приглушённый. Такого цвета бывает калина, когда её ударит мороз. Огненная дверь кажется пещерой, которая ведёт, может быть, и внутрь земли.

Из неё выскакивает на берег маленький человек. В руках — длинные клещи, а в них зажата раскалённая драконья кость. Он суёт её в воду — раздаётся шипение похлеще кошачьего или гадючьего. Облако пара вырывается из воды.

— Здравствуй, Волошин, — говорю я.

В полдень, возвращаясь, я снова прохожу мимо. Вокруг кузницы теперь полно народу: кто пришёл за гвоздями, кто лошадь подковать.

Внутри пылает горн. Шурка Клеткин, молотобоец, раздувает меха — выдыхает воздух в горн, на уголья. В самом пекле лежит железная болванка. Она так раскалилась, что не отличишь её от огня.

Длинными клещами Волошин выхватывает её, ставит на наковальню. Шурка бьёт по ней молотком, и болванка сплющивается, а Волошин только поворачивает её под ударами. Шурка Клеткин крепкий малый; плечи у него тяжёлые, как гири. Он силач, а Волошин — мастер.

(233 слова) (Ю. Коваль)
Грамматическое задание:

1) сделать морфологический разбор слов заросший, закопчённый;

2) сделать схемы сложных предложений, определить вид придаточных в сложноподчиненных предложениях.
Диктант 3
Дуб

Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, ехал опять в ту берёзовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики ещё глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад; всё было полно, тенисто и густо, и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами…

«Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны», — подумал князь Андрей. «Да где он?» — подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги, и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображённый, раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя — ничего не было видно. Сквозь жёсткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные молодые листья, таз что верить нельзя было, что этот старик произвёл их. «Да, это тот самый дуб», — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления.

(165 слов) (Л. Н. Толстой)

Грамматическое задание:

1) сделать словообразовательный разбор и разбор по составу слов раскинувшись, беспричинное;

2) сделать схемы сложных предложений, определить вид придаточных в сложноподчинённых предложениях.
Диктант 4
Певец родной природы

Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.

Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). Во всяком случае, он вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии. На это у него просто не хватило бы времени.

Если внимательно прочесть всё написанное Пришвиным, то остаётся убеждение: он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал.

О Пришвине писать трудно. Сказанное им нужно выписывать в заветные тетрадки, перечитывать, открывая всё новые ценности в каждой строке, уходя в его книги, как мы уходим по едва заветным тропинкам в дремучий лес с его разговором ключей и благоуханием трав, погружаясь в разнообразные мысли и состояния, свойственные этому чистому разумом и сердцем человеку.

Книги Пришвина — это «бесконечная радость постоянных открытий». Несколько раз я слышал от людей, только что отложивших прочитанную пришвинскую книгу, одни и те же слова: «Это настоящее колдовство».

(183 слова) (К. Г. Паустовский)
Грамматическое задание:

1) сделать синтаксический разбор первых двух предложений;

2) сделать схемы сложных предложений, определить вид придаточных в сложноподчинённых предложениях.
Диктант 5
Скворцы

Все его знают. И каждый с самого детства, когда в апреле возле скворечника появляется неутомимый и жизнерадостный певец в чёрной одёжке. Говорят, что весну делают ласточки. Нет, ласточки «делают лето», а весну на крыльях в наши края приносят грачи, скворцы, жаворонки, чибисы, зяблики, трясогузки. Скворцы из них — самые заметные. Появляясь, они вытряхивают из скворечников воробьёв и с песнями справляют новоселье. «Нет птицы живее, веселее, бодрее скворца», — написал Брем. Откуда скворец, становясь соседом нашим с ранней весны до поздней осени, прилетает?

Четыре года назад, путешествуя в Южной Африке, на мысе Игольном мы увидели наших знакомых и поразились: так далеко долетают! Я написал об этом. И ошибся. Дальше северной каёмки африканского континента, где скворцы на зимовку собираются миллионными стаями, они не летят. В нижнюю часть материка завезли любимую птицу европейские поселенцы, и она великолепно тут прижилась рядом с антилопами, страусами и многочисленными ткачиками. Завезли скворцов из-за любви к ним также в Америку, Австралию, Новую Зеландию. К нам скворцы прилетают, конечно, не из этих стран. Наши зимуют в Западной и Южной Европе. Не так уж далеко. И всё-таки как не удивляться способности скворцов находить, скажем, Московскую область, какую-то деревеньку в ней и родимый скворечник. «Здравствуйте, я прилетел!» — заявляют скворцы о себе незатейливой жизнерадостной песней.

(205 слов) (В. М. Песков)

Грамматическое задание:

1) подчеркнуть фрагменты с парцелляцией (необычным членением предложений);

2) сделать схемы сложных предложений, определить вид придаточных в сложноподчинённых предложениях.
Диктант 6
Удивительный перекрёсток

Из Замоскворечья мне нужно было в центр. Вот я и решал: по какому мосту идти — по Каменному или Москворецкому?

Оба варианта были одинаково приемлемы, так как я стоял на углу Лаврушинского переулка. Он выходит на Кадашёвскую набережную примерно в её середине, и от этого места расстояние одно — что в сторону Каменного моста, что в сторону Москворецкого.

Вопрос сводился к тому, по какому мосту интереснее идти. Я подумал, что если я пойду по Москворецкому, то Кремль будет как бы выплывать на меня… Да, это похоже на то, как будто на вас выплывает гигантский белый лебедь, чья шея — колокольня Ивана Великого, а спина — соборы с золотыми перьями куполов. Я уже готов был выбрать Москворецкий мост, как вдруг мне представилось чрезвычайно заманчивым увидеть этого лебедя, уплывающего вдаль из таинственного полумрака сада, картина, которая открывается перед нами, когда мы идём по Каменному мосту.

(145 слов) (Ю. Олеша)
Грамматическое задание:

1) сделать фонетический разбор слов: гигантский, перьями;

2) сделать схемы сложных предложений, определить вид придаточных в сложноподчиненных предложениях.
Приложение 4
Тексты для изложений
Текст 1

В глухой подземной пещере царствует полное безмолвие: ни ветерка, ни шороха… Только один звук нарушает зловещую тишину: одна за другой падают и рассыпаются при ударе о камень водяные капли. Уже много десятков лет монотонно и неустанно отсчитывают они время в этом заброшенном уголке земли. И добровольный пленник пещеры учёный-спелеолог научился считать по каплям дни своего пребывания под землёй.

Но вода ведь уже давно помогает людям определять время. Почти одновременно с солнечными появились и водяные часы, клепсидры, как назвали их древние греки. Часы эти представляли собой большой сосуд, из которого медленно вытекает вода. Уровень её понижается от одной метки к другой. Так можно прочесть, сколько прошло времени.

Греческий механик Ктезибий сделал очень точные водяные часы, которые и сегодня могли бы украсить любую квартиру. Работают они так: натекающая в красивую вазу вода поднимает поплавок, и крылатый мальчик, соединённый с поплавком, показывает время изящной указкой. Вода поднимается, а указка скользит по длинной веренице цифр. Второй крылатый мальчик утирает слёзы. Ему очень грустно — ведь время уходит безвозвратно.

Водяных часов теперь уже нигде не встретишь. Они ветераны измерения времени. Им больше двух тысяч лет.

В Средние века монахи определяли время по числу прочитанных молитв. Способ этот, конечно, был далеко не точным. Затем в монастырях, да и просто в быту стали пользоваться для счёта времени огненными часами. Брали свечу и наносили на неё деления, каждое из которых соответствовало определённому отрезку времени.

В Китае ещё задолго до европейских часов были свои интересные конструкции. Приготовленное из растёртого в порошок дерева тесто, сдобренное благовониями, раскатывали в палочки и придавали им самую разнообразную форму. Например, спирали. Некоторые огненные часы достигали в длину нескольких метров и горели месяцами. Иногда к палочкам подвешивали металлические шарики. Как только свеча сгорала, шарик со звоном падал в фарфоровую вазу. Чем не огненный будильник!

С веками люди усовершенствовали способы измерения времени. В наши дни самые точные часы — атомные. Их используют в качестве эталона.

(309 слов)
Задания

I. Озаглавьте текст и перескажите его подробно.

Ответьте на вопрос: «К какому типу речи относится текст?» Докажите своё мнение.

II. Озаглавьте текст и перескажите его сжато.

Расскажите о других известных вам способах измерения времени.
Текст 2

Даже широко образованный зоолог затруднится дать исчерпывающий ответ, кто сильнее: лев или тигр, ибо в саванне, где царствует лев, нет тигров, а в джунглях, где властвует тигр, нет львов.

Тигра нет в Африке, Австралии, Америке и Европе. Его местожительство — Юго-Восточная Азия и наша дальневосточная тайга. Тигры отличаются и величиной, и окраской, и «теплотой» шубы. Например, южно-китайскому и бенгальскому видам вовсе не нужна густая шерсть: они будут в ней изнывать от жары. А вот нашему красавцу — уссурийскому тигру — она необходима, чтобы противостоять морозам.

Лев не живёт в Америке, Австралии и Европе. Африка — его дом. Но и там сейчас львы встречаются не везде. Севернее Сахары царя пустыни истребил единственный его враг — человек. В Азии лев тоже истреблён. Лишь в Индии сохранилось небольшое количество азиатских львов.

Повадки льва и тигра резко отличаются друг от друга. Роднит их только то, что они самые крупные представители семейства кошачьих нашей планеты. Различий же у них куда больше. У льва круглый зрачок, а у тигра — продольный. Лев живёт на земле, а тигр, кроме того, лазает по деревьям. Лев — стадное животное, а тигр бродит всегда один. Львы хорошо уживаются с другими зверями. Они приручаются быстрее и лучше, гораздо послушнее тигра. Тигр же чужаков не терпит.

И всё же кто сильнее — тигр или лев? Физически лев сильнее, но тигр проворнее. Если звери и схватываются в условиях неволи, то побеждает царь зверей. Ему помогает грива, которая мешает тигру схватить его за шею. Только один вид тигров сильнее льва это наш уссурийский тигр. Сильнее этого хозяина тайги только белый полярный медведь.

(259 слов)
Задания

I. Озаглавьте текст и перескажите его подробно.

Ответьте на вопрос: «На каком приёме построен этот текст? Докажите своё мнение.

II. Озаглавьте текст и перескажите его сжато.

Нравятся ли вам книги о животных? Какую из них вы бы посоветовали прочитать? Расскажите о ней.
Текст 3

Край России — Владивосток. Рассыпанный по сопкам город…

Тут нет прямых улиц — они смяты распадками во всех мыслимых и немыслимых направлениях: и вверх, и вниз, и вкривь, и вкось. Проспект здесь — понятие чисто условное, в нем явно больше желаемого, чем реально существующего.

Конечно, рельеф усложняет жизнь. Но зато, как ни уродуй город стандартными коробками, единообразия не получается. Бунтующие разломы городского абриса взрывают унылую одномерность новых кварталов. Сопки и море, окружающие город со всех сторон, сопротивляются безликости современной архитектуры и побеждают её.

Старые города не похожи друг на друга. Они, в отличие от нынешних близнецов что на юге, что на севере, что в степи, что в горах, имеют своё лицо, свой норов. Наверное, потому и не спутаешь коренных питерцев с москвичами, одесситов с нижегородцами, туляков с «пскопскими», поморов с чалдонами и всех вместе — с дальневосточниками, носителями духа которых являются старожилы Владивостока.

Спросите у старожила, где начинается город и что он вообще называет Владивостоком? В ответе можете не сомневаться — он назовёт вам старый город. Современные же кварталы Санкт-Петербурга, Москвы и прочих городов и весей матушки России взаимозаменяемы, как гайки на конвейере, и потому они прижились везде. Не приживаясь в то же время нигде. В них никогда не будет характера города, потому что они так задуманы — безликими. Ну разве может здесь возникнуть у человека чувство Родины? Большой ли, малой — всё равно…

(216 слов) (По Б. Дьяченко)
Задания:

I. Озаглавьте текст и перескажите его подробно. Ответьте на вопрос: «Согласны ли вы с автором текста в том, что чувство Родины не может возникнуть в безликих городах?» Обоснуйте своё мнение.

II. Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Расскажите о своём городе (селе).
Ключи к тестам

№ теста Вариант А1 А2 А3 А4 А5 В1
1 1 2 4 1 2 единению, пронизывает
2 3 4 2 4 Игореве, не
2 1 3 1 4 2 лоб
2 4 2 3 2 зрачок (глаз)
3 1 4 3 3 1 сложение
2 1 2 4 1 суффиксальный
4 1 2 2 1 3 прилагательные в сравнительной степени
2 2 1 3 4 зря, взирая
5 1 1 3 2 4 4 рассуждение
2 3 2 1 3 1 цепная

№ теста Вариант А1 А2 А3 А4 А5 А6 В1 В2 В3 В4
6 1 4 1 3 2 составное именное краткое причастие суетные земные Глубоко нравственным, истинно человеческим
2 4 3 2 2 1 3 предлог высокого литературного глубоким и острым продвинул вперед

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *