Научная литература для детей

Содержание

10 книг про науку, от которых дети не заскучают

Научно-художественная литература для детей — одно из многих отечественных изобретений в области культуры, столь же уникальное, как «русский классический роман». Этот вид познавательной литературы буквально расцвел в нашей стране в 30-е годы ХХ века благодаря усилиям редактора, поэта и переводчика С. Я. Маршака.

Стараниями отечественных авторов и редакторов наука в таких книгах встретилась с поэзией, техника с искусством, породив полноценные художественные произведения. В этих книгах происходят приключения особого рода — приключения мысли. Мы предлагаем обзор нескольких таких книг, который составил детский писатель и редактор альманаха «Хочу всё знать» Сергей Ив. Иванов.

Ян Ларри. «Приключения Карика и Вали»

Эта научно-фантастическая сказка (и одновременно увлекательный трактат о жизни насекомых — энтомологии, о ботанике и экологии) была написана бывшим беспризорником, журналистом и биологом по образованию Яном Ларри по заказу Маршака и впервые вышла в свет в 1937 году. С тех пор она постоянно переиздается.

Тайком выпив созданный соседом-энтомологом эликсир, брат и сестра Карик и Валя уменьшились до размера булавочной головки и очутились в таинственном мире насекомых. Стрекоза уносит их на пруд, где дети попадают в колокол подводного паука, а освободившись из плена, сталкиваются с другими обитателями водоемов, лугов и почвы. Они ведут борьбу с агрессивной медведкой, знакомятся с жуками и тлями, хищными растениями. Уменьшившийся вслед за ними изобретатель эликсира помогает детям избавиться от опасностей, учит их (и читателей) находить съедобные растения, выживать в экстремальных условиях и, главное, знакомит в подробностях с окружающими нас малыми живыми организмами. Повесть наполнена приключениями, мягким юмором и пронизана уважением к «человеку знающему».

Подходит для чтения детям с 6 лет.

Виталий Бианки. «Лесная газета»

В книжном виде «Лесная газета» впервые вышла в 1928 году. Книга постоянно переиздается в разных редакциях.

Бианки исследует мир живой природы с помощью газетных жанров: репортажа, новостей, телеграммы, объявления, фельетона. Герои «Лесной газеты», как в сказке, разговаривают на «человеческом языке», спорят, рассуждают, повествуют о своей жизни. В то же время в содержании книги нет ничего сказочного: каждый факт из жизни животных и растений научно точен.

Организует все повествование календарь: книга описывает годовой цикл в жизни природы. Она разделена на главы по месяцам и показывает читателю неразрывную связь небесных явлений (движения Земли по орбите) с миром живой природы.

Произведения Бианки близки нам ещё и потому, что он рассказывает о природе родного края — российского Северо-Запада.

Подходит для чтения детям с 6 лет.

Александр Свирин, Михаил Ляшенко. Цикл «Книга знаний»

Книги цикла («До Земли ещё далеко», «На этой планете можно жить», «Операция «Океан», «Большая охота», «Экспедиция к предкам») издавались в издательстве «Малыш» в 1962–1970 годах, первые три переизданы в 2016–2018 годах. Михаил Ляшенко участвовал в создании только первых двух книг серии.

История началась с того, что заболевшую девочку Лену пришли навестить одноклассники Генка и Витька. Но дома у Лены оказался ее дедушка, ученый, и не без его участия Генка, Витька и Ленка превратились в инопланетян, которых звали Каген, Тькави и Нкале. «Пришельцы» исследовали Солнечную систему, нашу планету, подводный и животный мир, историю человечества. Возглавил восьмилетнюю экспедицию (столько выходили книги серии) инопланетянин «Лендед». Участники экспедиции ведут «научные тетради», куда записывают все полученные сведения. Несмотря на устарелость некоторых данных по астрономии, включенных в первый выпуск, и следы «научного атеизма», эти книги остаются прекрасным способом пробудить в ребенке любознательность и представить окружающий мир в его объеме и красках.

Подходит для чтения детям с 7 лет.

Павел Клушанцев. Станция «Луна»

Книга ленинградского кинорежиссёра, сценариста и мастера комбинированных съёмок П. Клушанцева выходила в 1965 и 1974 годах.

Павел Клушанцев работал одновременно над научно-художественным фильмом и детской книгой о Луне, и может быть, поэтому читатель с первых же станиц чувствует себя настоящим космическим путешественником. Автор начинает с рассказа о том, почему люди стремятся на Луну, повествует о лунной гонке между СССР и США и о лунной программе «Аполлон», которая тогда ещё не была воплощена. Затем читатель вместе с автором разгадывает, каким может быть лунный грунт, как разработать оптимальный маршрут до Луны, как передвигаться по Луне и оборудовать на ней жилища… Одновременно даются элементарные сведения по астрономии, баллистике, ракетостроению. Завершает книгу прогулка по Луне — правдоподобное описание того, что почувствуют и увидят лунные исследователи и жители. Клушанцев придумал и поместил в книге оригинальный мнемонический способ запоминания названий лунных морей и заливов. Как и многие книги Клушанцева («К другим планетам», «О чём рассказал телескоп», «Дом на орбите»), «Станция «Луна» представляет собой цветную книгу-альбом и до сих привлекает внимание детей качественным оформлением.

Подходит для чтения детям с 7 лет.

Владимир Крепс, Климентий Минц. «Клуб знаменитых капитанов. Фантастическая история, записанная гусиным пером в клеенчатых тетрадях, с приложением частной переписки одного городского воробья с конструктором планетоходов серии ВВН»

Книга по мотивам знаменитого цикла радиопередач вышла в 1974 году с иллюстрациями А. Медведева.

Из нее мы узнаём, что Знаменитые капитаны проводили свои собрания в одной из школьных библиотек подмосковных Химок (наверное, потому, что Химки хотя и речной, но все-таки порт). Но сотого собрания клуба решил не допустить коварный Негоро. Конечно, капитаны преодолевают все воздвигнутые врагами препятствия и вдобавок знакомятся с еще одним, двенадцатилетним капитаном волейбольной команды Петей Синицыным. Таково содержание первой из пяти клеенчатых тетрадей, найденных в дупле дуба московским школьником Сережей во время краеведческого похода по Подмосковью.

В этой книге сохранены замечательные качества радиопередачи «Клуба знаменитых капитанов» — уникальное сочетание литературоведения, истории и географии, пафос познания и этика, поучительность и юмор, уважение к другим народам и патриотизм.

Подходит для чтения детям с 10 лет.

Александр Семёнов. «Путешествия Мурзилки. Научно-фантастические сны»

«Научно-фантастические сны» художника и писателя (или, как написано в «руководстве по эксплуатации книги» — писателя-изобретателя) А. Семёнова первоначально печатались с продолжением в журнале «Мурзилка» в 1979 году. В ожидании смешных познавательно-детективных историй А. Семёнова, снабженных его рисунками, многие юные подписчики «Мурзилки» каждый день проверяли почтовый ящик. В виде книги «Путешествия Мурзилки» впервые вышли в 2013 году.

Книга состоит из двух частей: «Путешествие в космос» и «Путешествие в атом». Вместе с племянником знаменитой (благодаря другим произведениям А. Семёнова) волшебницы Ябеды-Корябеды по имени Шиворот-Навыворот Мурзилка развивает сверхсветовую скорость, исследует Черную Дыру и спасает ее обитателей от тяги к вещам, жадности (которая и стала причиной невероятного притяжения Черной Дыры). А во второй части герои попадают в микромир, знакомятся с протонами, нейтронами и античастицами. Научные сведения и гипотезы автора, которые не поместились в основной текст, располагаются в сносках на полях книги. Вместе с игрой, шутками и наукой читателю этой книги постоянно предлагаются нравственные вопросы, от правильного решения которых зависит жизнь героев и читателя.

Подходит для чтения детям с 6 лет.

Николай Сладков. «Капли Солнца»

Сборник «Капли Солнца» выпущен в 1978 году и наиболее полно отражает творчество Н. Сладкова. Продолжая традицию своего учителя Виталия Бианки, Сладков при этом не ограничился описанием родной природы. Книга разделена на несколько разделов: «В лесу», «Под землей», «Под водой», «В горах» и содержит наблюдения автора за обитателями разных стран и широт. Значительную часть жизни писатель провел в путешествиях, но сохранял постоянный контакт с читателями благодаря теле– и радиопередачам, для которых готовил свои сценарии и выступления. В «Каплях Солнца» перед читателем открывается гармоничный и в то же время беззащитный мир живой природы, для которой человек приходится старшим братом. Многие наблюдения автора уникальны и неповторимы. Лирические рассказы чередуются с юмористическими диалогами лесных обитателей в духе народных сказок. Эти диалоги содержат природоведческие задачи для читателя и открывают новые факты из жизни животных.

Подходит для чтения детям с 7 лет.

Владимир Лёвшин. «В поисках похищенной марки. Новые приключения Магистра Рассеянных наук»

Одна из множества математико-приключенческих книг В. Лёвшина и третья в цикле «Приключения Рассеянного Магистра» вышла впервые в 1969 году и переиздается до сих пор.

Действие книги происходит в далеких заморских странах Терранигугу и Сьерранибумбум, куда Рассеянный Магистр (великий, но страшно рассеянный московский математик) отправляется на поиски уникальной похищенной марки. С помощью арифметики, алгебры и девочки Единички Рассеянный Магистр пытается раскрыть детективную загадку, но постоянно попадает впросак. Его ошибки исправляет математический кружок — Клуб Рассеянного Магистра — заседания которого состоят из поедания пирожных и решения нерешенных Магистром задач.

Подходит для чтения детям с 12 лет.

Николай Голь, Геннадий Григорьев. «Приключения академика Пятитомова и профессора Синицына»

Приключения и диалоги двух выдуманных ученых публиковались много лет в журнале «Костёр» и выходили в 90-е годы на «Радио России», а в книжном виде впервые опубликованы в 2015 году.

Они посвящены всему на свете — тайне НЛО, египетским пирамидам, истории денег, языкознанию: темам, которые входят в школьную программу и выходят за ее пределы. А главное, с академиком и профессором постоянно что-то происходит, потому что они обладают беспокойным характером, а также имеют много друзей и близких, которым тоже не сидится на месте. Особый фирменный стиль «Костра» воссоздают веселые иллюстрации Ю. Александрова, очень напоминающие детские рисунки в школьных тетрадях.

Подходит для чтения детям с 10 лет.

Александр Шибаев. «Язык родной, дружи со мной»

Книга вышла впервые в 1981 году, переиздана в 2008 и 2014 годах.

На первый взгляд сборник веселых стихов и рассказиков, посвященных правописанию и языковым играм, может показаться далеким от науки. Однако грамматика — самая настоящая наука, просто изучать ее начинают раньше других. В этой книге о языковой науке рассказано настолько художественно, что дальше некуда — в стихах. Причём в таких стихах, от которых ребенка за уши не оттащишь.

Открывают книгу поэтическая азбука, а продолжается она стихотворными загадками о заблудившихся буквах, стихами о знаках препинания, предлогах и частицах и мастерскими литературными шутками. Многие пытались давать уроки грамматики в стихах, но удалось немногим. А. Шибаев входит в этот узкий круг.

Подходит для чтения детям с 5 лет.

>Научно-художественная литература

Понятие «научно-художественная литература»

Замечание 1

Под термином «научно-художественная литература» понимают определенный вид литературы, в произведениях которого рассказывается о науке, научных открытиях, исследованиях, ученых и их достижениях.

Произведения научно-художественной литературы понятны широкой аудитории. Научно-художественная литература возникла на стыке:

  • художественной литературы
  • документально-публицистической литературы
  • научно-популярной литературы

Несмотря на то что этот вид имеет непосредственную схожесть с этими тремя видами литература, он все-таки развивается в своём собственном направлении. Современные литераторы до сих пор не пришли к единому мнению относительно его сущности.

Научно-художественная литература отличается от научно-популярной тем, что она сосредоточена на человеческой стороне науки, духовном состоянии исследователей, психологизме творчества, философии и итогах научной деятельности, в то время как научно-популярная литература сосредоточена на познании, воспитании и обучении.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 2

Главное различие этих двух видов литературы заключается в том, что научно-художественная помимо интеллектуальной функции несет в себе еще и эстетическую нагрузку.

Специфика этого направления в литературе состоит в том, чтобы совместить в себе интерес для широкой аудитории и научность, повествование и документальность.

История возникновения научно-художественной литературы

Первые произведения в рамках научно-художественной литературы стали появляться в 20 веке. Ее предшественниками приято считать дидактическую литературу – вид литературы, который содержит себе поучение в художественной форме, в ее основе лежат философские, религиозные, моральные идеалы. В качестве примеров дидактически литературы можно привести такие произведения как «Труды и дни» Гесиода, «О природе вещей» Лукреция Кара, «Метаморфоз растений» Гёте и биографии ученых, которые вели свою научную деятельность в 19 веке.

Научно-художественная литература в России начинает формироваться в 20-30 гг. 20 века. О важности этого жанра начинает говорить уже М. Горький. В тот период популярными авторами этого жанра были Б. С. Житков, В. В. Бианки, К. Г. Паустовский, М. М. Пришвин, М. С. Шагинян. Подъем этого жанра приходится на 50-60 гг., известные авторы научно-художественных произведений этого периода Д. С. Данин, О. Н. Писаржевский, В. Н. Орлов, Б. Н. Аганов, Ю. Г. Вебер.

Особую роль научно-художественная литература играла для детей. В период с 50-80 годов публикуется достаточно большое количество научно-художественных произведений для детей. По объему книги были достаточно разными: были как книжки-картинки, объем которым не превышал 18 станиц, так и достаточно объемные произведения объемом в 500 страниц, например, В. Бианки «Лесная газета». По формату книги тоже отличались: большеформатные, нестандартные, книжки-игрушки.

Книги были абсолютно разные, их градация шла от простых к сложным, от общего содержания к частному, от условного знания о мире к безусловному.

Для научно-художественной литературы характерно наличие художественного образа героя. Речь в такой книге обычно идет о конкретных событиях и о конкретных персонажах. Целью научно-художественных произведений является развитие у ребенка тяги к познавательному процессу, навыков научного мышления.

Известными произведениями этого вида литературы являются:

  • «Охотники за микробами» П. де Крайфа,
  • «Ярче тысячи солнц» Р. Юнга,
  • «Майкл Фарадей» Н. Шаховская, М. Шик,
  • «Приключения Атома» К. Циолковский,
  • «Дневник чайного мастера» Эмми Итяранта

«Охотники за микробами» П. де Крайф.

Впервые книга была издана в 1926 году, а в 1927 уже была переведена на русский язык. Книга имела большой успех. Эта книга посвящена микробиологам, их вкладу в науку. В произведении ведётся речь о великих открытиях микробиологов, о их неистовой борьбе с инфекционными заболеваниями; благодаря работе микробиологов удалость спасти жизни многим миллионам людей. Книга рассказывает о смелых и благородных ученых, которые, не жалея своих сил ведут борьбу с болезнетворными микроорганизмами. Книга рассказывает об ученых разных исторических периодов и из разных стран.

«Приключения Атома» К. Циолковский.

Константин Циолковский знаменитый русский ученый-самоучка и изобретать. В своей книге «Приключения Атома» он рассказывает об истории частицы, ее переходе из одного организма в другой, ее впечатлениях о нахождении в растениях, животных, людях. В тексте произведения Циолковский излагает свое мнение по поводу устройства Вселенной, а также устройства человеческого общества.

«Дневник чайного мастера» Эмми Итяранта.

Эмми Итяранта – популярная финская писательница, ее роман стал победителем конкурса научно-популярной и фантастической литературы. Произведение является романом- антиутопией, в нем идет повествование о некотором мире, который вполне может стать реальным. Представьте во что превратится жизнь людей если с нашей планеты исчезнут реки, а земля превратится в пустыню. Именно о таких событиях рассказывает книга: в этом мире правят военные, которые сделали из обычно пресной воды механизм управления людьми.

«Ярче тысячи солнц» Р. Юнг.

Роберт Юнг – австрийский писатель-журналист, написал книгу о создании в США атомной бомбы. Произведение было впервые опубликовано 1956 году на немецком, затем было переведено на другие языки. Книга является документальной и описывает представления об атомном оружие, рассказывает о неудавшихся испытаниях атомного оружия Германией, и об изобретении атомного оружия в США.

«Майкл Фарадей» Н. Шаховская, М. Шик.

Произведение представляет собой биографию известного английского ученого Майкла Фарадея. Его жизнь была достаточно непростой. Он родился в бедной семье, но благодаря своему упорству сумел достичь невероятных высот в науке. Он внес неоценимый вклад в развитие естествознания. Прогресс общества был бы невозможен без открытий этого великого ученого.

Наука о детской литературе на рубеже веков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

сделать вывод о том, что при проведении мор-фсмного и морфологического разбора постепенно нивелируется различие в их терминологии, содержании и поэтапности между начальной и средней ступенями образования.

Но еще многие вопросы остаются нерешенными. Почти все учителя, ведущие русский язык, сталкиваются с проблемой: какой статус имеет аффикс ть в неопределенной форме глагола? В языковедении не существует единого мнения по этому поводу.

Безусловно, принцип дозированности и доступности изучения языкового материала по-прежнему остается актуальным. Учителя начальных классов выбирают для морфемного анализа слова с прозрачным составом, а учителя-сло-вссники проводят данный вид упражнения на более высоком уровне трудности. В средней школе учитываются морфонологические явления, наблюдающиеся на стыке мор(}>см: историческое чередование, апгсгацированное объединение морфем в слове. Сведения о названных фактах довольно полно представлены в учебнике по русскому языку В.В. Бабайцевой. Однако при разбо-

рс конкретных лексических единиц могут возникнуть сомнения и выдвигаться спорные мнения.

Синтаксические учения, если их сравнить в научной и школьной грамматиках, тоже изобилуют разнообразием точек зрения. Это касается вопросов об основной синтаксической конструкции, о количестве подобных единиц, их классификациях и взаимоотношениях.

Таким образом, школьные программы отражают те спорные моменты, которые существуют и в научном мире. Некоторые из этих дискуссий ведутся очень долгое время. В связи с появлением новых учебников по русскому языку многие из них возникают как перед учителями начальных классов, так и перед учителями-словесниками.

Но не нужно забывать в данной ситуации о детях, которые усваивают эти сложные лингвистические теории, овладевают их терминологией и метаязыком учебных пособий. На наш взгляд, обращение к антропоцентрическому направлению в языкознании поможет понять затронутую тему с иных позиций — позиций изучающего, усваивающего спорные положения науки о языке.

НАУКА О ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ Г.М. Первопа

Известно, что изучением литературы как вида искусства занимается литературоведение, включающее теорию, историю литературы и литературную критику, а основным предметом исследования в науке о литературе является художественный текст. Не столь определенно номинируется предмет детской литературы. На сегодня это, пожалуй, детская книга, представляющая собою синтез нескольких искусств — слова, живописи (книжной графики) и дизайна. Сложность предмета исследования в науке о детской литературе экстраполируется также опосредованностью восприятия искусства читателем-ребенком.

Наука о детской литературе, зародившись в 30-е гг. XIX в. как маргинальная часть литературоведения, формируется в XX в. как интегративный, культурологически ориентированный предмет, объединяющий по типу восполнения знаний несколько научных дисциплин, точнее их разделов: базовой наукой остается литературоведение, а кроме него, искусствознание, книговедение, психолого-педагогичсские знания, а также сведения из библиографии и текстологии. Наука о детской литературе изучает создание, оформление и типологию книг, эстетическую взаимозависимость искусств в детской книге, основы творческого чтения и восприятия искусства детьми; особый раздел составляет педагогическая критика

детской литературы; решаются проблемы перевода, пересказа и адаптации произведений для детского чтения. Описание и систематизация круга детского чтения в соответствии с особенностями возрастных читательских групп также составляет специфику науки. Отличительной чертой стал мультипарадигмальный уровень развития науки о детской литературе. Несколько предметов исследования: литературное произведение, детская книга, круг чтения детей разновозрастных читательских групп — придают науке о детской литературе универсальный характер.

На рубеже веков определились два основных направления в развитии изучаемой научной дисциплины. Во-первых, это создание прочного теоретического фундамента, который бы позволил ей называться вполне самостоятельной отраслью знаний, разработка и систематизация собственного понятийного аппарата. Науку о детской литературе часто называют «детским» литературоведением, имея в виду прикладной характер отношения базовой науки к литературе для детей, и это явление, развивающееся как единство и борьба противоположностей, должно, наконец, приобрести новое качество, выражающееся в «словаре детской литературы», в обобщении представлений о ее специфике.

Во-вторых, как культурологический объект, детская литература является сложным продуктом коллективного творчества. Между ребенком и книгой есть посредники, которые создают, анализируют и доносят до адресата детскую литературу. Это люди самых разных профессий и творческих интересов. Разработка критериев, выявление закономерностей и особенностей каждого раздела науки, преодоление синкретизма становится актуальной задачей развития литературы для детей в XXI в.

В науке о детской литературе на сегодня наиболее успешны два раздела: 1) история, фиксирующая этапы формирования и расширения круга детского чтения; 2) литературно-педагоги-ческая критика отдельных выходящих в свет произведений, а также оценка творчества детских писателей и поэтов в целом. Набирают рост «детское» книговедение и библиография. Наибольший интерес для педагогов представляют классификации, описания типовых и внетиповых для читателя данного возраста разновидностей детских книг. Весьма немногочисленны исследования о том, как соотносятся словесный и изобразительный ряды книги в восприятии читателя.

На рубеже веков изменились читательские потребности, и сегодня собственно детскую литературу читают и слушают в первое десятилетие жизни, — подростки и юношество воспринимают любые книги, издания, публикации. Наметилась тенденция избирательности и одновременного расширения круга детского чтения произведе-

ниями, ранее не включавшимися в детский репертуар. Перспективные задачи науки — исследовать, как воздействуют на ребенка-читателя виды ис-кусств, представленные в книге, в совокупности; что хотят читать современные дети, а что не любят читать и почему; насколько правомерны адаптированные варианты произведений, включенных в детское чтение; каковы «детские» страницы в творчестве «хороших и разных» авторов, не создававших поэзию и прозу специально для дошкольников и младших школьников.

Итак, наука о детской литературе есть новообразование, возникшее на стыке наук. Она развивается в настоящее время как своеобразный конгломерат предметов, среди которых главным признается литературоведение, присоединяющее к себе пограничные области знаний, связанные и искусством и детством. Пользуясь методами, известными в смежных науках, она синтезирует знания о литературе и о детях, воспринимающих литературу через детские книги как особую форму издания и искусства. Она решает проблему сохранения такой отрасли культуры, как чтение книг на досуге и в образовательном процессе.

Наука о детской литературе изучает процесс бытия произведения искусства от зарождения его по коллективному или индивидуальному замыслу через реализацию словесного творчества в материальном объекте культуры в виде детской книги до восприятия издания читателями определенного возраста и образования в их сознании копии задуманного проекта.

РОЛЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ДЛЯ ПЕРВИЧНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

И.К. Носова

В последнее время из таких общепризнанно важных для речевого и мыслительного развития младших школьников единиц языка, как слово, словосочетание, предложение, текст, — именно последний рассматривается как главное средство. Справедливость данного решения подтверждается практикой школьного преподавания русского языка и литературы. Возможны различные варианты рассмотрения тех путей, которыми текст воздействует на психику человека, в основном же выделяют частичный и полный анализ художественного текста. Для первичного чтения текста и на уроках русского языка важен частичный анализ, когда внимание читателя или слушателя обращено на общее впечатление от знакомства с текстом.

Учителям при этом полезно осознавать некоторые определяющие особенности текста. Среди них первая — это род литературного произведения: проза, стихи, драма, фольклорное произве-

дение (особо следует рассматривать малые стихотворные формы, а также басню). В данной работе рассматриваются основные особенности стихотворной и прозаической речи, влияющие на восприятие детьми литературного произведения при первичном чтении; за единицу анализа берегся предложение.

Общий фактор, который определяет характер речевого исполнения текста, — это строфа: для поэзии явление общеизвестное, в прозе же ее определили недавно в теории текста, а се сущность сводится к выделению сложных синтаксических целых как композитивной единицы построения и воспроизведения текста.

При чтении прозаических произведений художественная, эстетическая цель состоит прежде всего в интонационном оформлении речи. Само же оно связано с содержательными разновидностями прозы, именно, с повествованием, описанием и рассуждением.

>Наука о детской литературе

1. МДК 03.06 Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Актуальность
Образовательная область «Художественно-эстетическое
развитие»
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и
понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

2. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Основные цели и задачи
Формирование:
интереса к эстетической стороне окружающей действительности,
эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира,
произведениям искусства,
элементарных представлений о видах и жанрах искусства.
Воспитание:
интереса к художественно-творческой деятельности,
умения понимать содержание произведений искусства.
Развитие:
эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на
литературное произведение, красоту окружающего мира, произведения
искусства.
Приобщение:
к народному словесному профессиональному искусству через
ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового
искусства

3. Эстетическое отношение к миру

способность оценивать явления действительности как прекрасные
или безобразные, возвышенные или низменные, трагические или
комические. Оно определяет мироощущение, духовный мир,
поведение, проявляется во всем образе жизни человека.
включает не только отношение к эстетическим ценностям, но и
нравственное отношение ко всему, что связано с осмыслением
эстетической реальности. Прекрасное и творческое не могут быть вне
духовно-нравственной направленности. Истинные произведения
человеческого труда (и не только в сфере искусства) заставляют
переживать, поражаться той глубине проникновения в суть вещей,
которой обладает творчески мыслящий человек. Эмоциональная
окрашенность эстетических ценностей неотделима от их сущности,
ибо только гармония, красота могут взволновать человека,
пробудить в нем стремление к совершенству.

4. Аристотеля

древнегреческий философ, ученик Платона, с 343 до н. э. — воспитатель
Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Ликей.
Эстетика – наука, изучающая эстетическое отношение человека к
внешнему миру, общие закономерности и принципы
художественного творчества; сущность, происхождение и развитие
искусства: литературы, живописи, музыки, скульптуры и др. Эстетика
раскрывает роль искусства в жизни общества. Родоначальником
эстетики, как самостоятельного раздела философии, считают
Аристотеля.

5. Наука о детской литературе

Предварительный этап становления науки о
детской литературе – XIX в.
1878 г. – первый научно-критический опыт
исторических очерков детской литературы,
предпринятый П.В. Засодимским.
1948 г. – “История русской детской литературы”
А.П. Бабушкиной.

6. Объективные критерии вычленения детской литературы из общих границ литературы

Некоторые литературоведы
не различают детскую
литературу, настаивая
на её общих
эстетических свойствах
Из личного опыта читателей
легко различить детские и
недетские тексты
Некоторые литературоведы
различают детскую литературу,
но как разновидность массовой,
обращая внимание на её
невысокий художественный уровень
Детская литература
более сложный вид творчества:
дети из безбрежного океана
литературы выбирают нужное им
на данном этапе их духовного
становления
Вывод:
Объективным критерием вычленения детской литературы из состава общей
литературы является категория читателя-ребёнка

7.

Детская литература –
одно из социокультурных явлений,
сопровождающих развитие в
обществе детской субкультуры

8. Современное понятие о детской литературе

I. Обиходно-бытовое (все произведения, которые читают
дети – “детское чтение”)
II. Научное
Произведения,
адресованные детям
(К. Чуковский, С. Маршак,
А. Барто, С. Михалков, Е.
Благинина, Э. Успенский)
Произведения,
созданные для
взрослых
читателей, но
вошедшие в круг
детского чтения
(А. Пушкин, П.
Ершов, Дж. Свифт,
Д. Дефо)
Произведения
собственно детской
литературы,
сочинённые самими
детьми – “детское
литературное
творчество”
(сочинения детского
фольклора: стихи,
сказки, рассказы,
чёрный юмор)

9. Детская литература

Устное творчество
Письменно-книжная литература
С. Аксаков “Аленький цветочек” (“Красавица и
чудовище”)
• Антоний Погорельский “Чёрная курица, или Подземные
жители”
• Д. Мамин-Сибиряк “Алёнушкины сказки”
• А. Линдгрен “Три повести о Карлсоне”
• Братья Гримм “Детские и семейные сказки”
• Ш. Перро “Золушка”, “Красная шапочка”

10. Жанровая классификация детской литературы (статичная система)

Литературные
роды
Литературные
жанры
Эпос
повесть-сказка
новелла-сказка
поэма-сказка
Лирика
колыбельнаясказка
Драма
пьеса-сказка
отсутствие
жанра трагедии
Трансформация традиционных литературных жанров
Образование жанровых модификаций

11. Двуплановое значение произведений детской литературы

«Детский» и «взрослый» планы перекликаются, образуя диалогическое
единство текста.
Лирика и лироэпические жанры тяготеют к фольклоризму.
Эпические жанры исторической и нравственно-социальной тематики
испытывают влияние со стороны классической повести о детстве.
Рассказы и новеллы являются формами «краткими»: отчетливо
прорисованные персонажи, однозначная основная мысль, простая фабула.
«Детская» система драматических жанров не приемлет жанра трагедии.
Детское произведение должно возвращать читателя-ребёнка в мир гармонии.
В детском произведении должно быть “всё как в жизни”, даже если им
представлен совершенно фантастический персонаж.
Читатель-ребёнок должен быть солидарен с автором в этических оценках
героев и событий.
Автор имеет средства склонить читателя-ребёнка на свою сторону, но это не
должно привести к перекосам в представлениях ребёнка о добре и зле.

12. Классификация видов детской книги (статичная система) (вид детской книги определяются её функцией)

Научнопознавательная
детская литература
учебные пособия
словари
справочники
энциклопедии
Этическая детская
литература
Развлекательная
детская литература
(литература,
утверждающая систему
моральных ценностей)
(стоит в оппозиции по
отношению к другим
видам литературы и
близка детскому
фольклору)
Сказочнофантастическая
Приключенческая
Художественноисторическая
Приключенческая
повести
рассказы
стихотворения
поэмы
“Вредные советы”
Григория Остера
анекдотические истории
из жизни детей и
подростков

13. Практическая классификация детской литературы (динамичная система)

Детская
Детская
Детская
литература для литература для литература для
дошкольников
младших
учеников
школьников
средних
классов
Подростковоюношеская
литература

14. Круг детского чтения меняется с каждой эпохой

Факторы, влияющие на формирование круга
детского чтения:
• изменение исторических условий
изменение идеологических установок
изменение социальных традиций
изменение религиозных традиций
изменение традиций семейного воспитания
изменение художественных вкусов
изменение требований, предъявляемых к воспитаннику
детского дошкольного учреждения, школьнику
• обновление программ воспитания и образования

15. Специфика детской литературы

Два взгляда на детскую литературу
Детская литература –
это “педагогика в
картинках”
Отличие детской
литературы от
литературы общей
кроется лишь в
тематике
70-е годы XX в. развернулась дискуссия на страницах журнала
“Детская литература”:
• Детская литература – это особая форма общественного сознания
• В произведениях, написанных для детей существует свой путь
художественного отображения мира
• Феномен детской литературы

16.

Детская литература возникает на пересечении художественного
творчества и учебно-воспитательной деятельности
Функции детской литературы: доставлять эстетическое наслаждение,
способствовать формированию личности
Детская литература
Художественное
творчество
Учебно-воспитательная
деятельность
Специфика детской литературы прежде всего обусловлена возрастом читателяребёнка: стихи
сказки
проза
драма

17. Художественные критерии детской книги

Не все писатели могут быть детскими писателями
Особое качество писательского дарования
Высокий уровень художественности детской книги
“Поэзия для маленьких и для взрослых должна быть тоже поэзией” К.
Чуковский
Детская литература должна быть классикой
Язык детской книги должен быть образно богатым и выразительным
(повышенная речевая одарённость ребёнка)
Язык детской книги должен быть доступным ребёнку (в идеале даже
прозаическое произведение должно легко запоминаться наизусть,
становиться частью речевого опыта ребёнка)
Талантливое создание художественного образа: самый короткий путь
главной мысли писателя к сердцу ребёнка
Конкретность в детской книги позволяет ребёнку яснее понять сюжет
Контекст в детской книге: детская книга должна быть на вырост
Динамический сюжет и юмор в детской книге развивает в ребёнке
чувство комического
Иллюстрации в детской книге играют одну из главных ролей в
понимании текста

18. Устное народное творчество Детский фольклор

УСТНОЕ НАРОДНОЕ
ТВОРЧЕСТВО
ДЕТСКИЙ
ФОЛЬКЛОР
ФОЛЬКЛОР – ВИД ИСКУССТВА (В
ОТЛИЧИЕ ОТ МИФОВ)
ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА “ФОЛЬКЛОР”:
FOLK– “НАРОД” И LORE –
“МУДРОСТЬ”
ИСТОКИ ФОЛЬКЛОРА: ПОТРЕБНОСТЬ
ЛЮДЕЙ В ОСОЗНАНИИ
ОКРУЖАЮЩЕГО ИХ МИРА ПРИРОДЫ
И МЕСТА, КОТОРОЕ ЗАНИМАЕТ В
ЭТОМ МИРЕ САМ ЧЕЛОВЕК

19. Черты фольклорного произведения

ЧЕРТЫ ФОЛЬКЛОРНОГО
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
НЕ ИМЕЮТ ПОСТОЯННОЙ, РАЗ И НАВСЕГДА
УСТАНОВЛЕННОЙ ФОРМЫ
ЕСТЕСТВЕННАЯ НАРОДНАЯ РЕЧЬ, БОГАТАЯ
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ (ЭПИТЕТЫ,
МЕТАФОРЫ, ГИПЕРБОЛЫ, ЛИТОТЫ, МЕТОНИМИИ И ДР.) ,
НАПЕВНАЯ
СТИЛИСТИКА ТЯГОТЕЕТ К ГИПЕРБОЛАМ,
ПАРАЛЛЕЛИЗМАМ, ПОСТОЯННЫМ ЭПИТЕТАМ
ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИМЕЕТ ЧЁТКИЙ,
УСТОЙЧИВЫЙ ХАРАКТЕР С СОБЛЮДЕНИЕМ
ЗАКОНОВ КОМПОЗИЦИИ (ЗАЧИН, СРЕДИННАЯ
ЧАСТЬ И КОНЦОВКА)

20. Фольклор Первобытный, древнейший Синкретизм видов искусств

ФОЛЬКЛОР
ПЕРВОБЫТНЫЙ, ДРЕВНЕЙШИЙ
СИНКРЕТИЗМ
ВИДОВ РАЗНЫХ
ИСКУССТВ
– НЕРАСЧЛЕНЁННОСТЬ
ВИДОВ ТВОРЧЕСТВА
НАРОДНАЯ ПЕСНЯ ВКЛЮЧАЛА: СЛОВА, МЕЛОДИЮ,
ТАНЕЦ, ОБРЯД.
«ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА» РУССКОГО УЧЁНОГО,
ФИЛОЛОГА, АКАДЕМИКА АЛЕКСАНДРА
ВЕСЕЛОВСКОГО: «…ИСТОКИ ПОЭЗИИ В
НАРОДНОМ ОБРЯДЕ. … ПОЭЗИЯ ПРЕДСТАВЛЯЛА
СОБОЙ ПЕСНЮ, ИСПОЛНЯЕМУЮ ХОРОМ И
СОПРОВОЖДАВШУЮСЯ МУЗЫКОЙ И ПЛЯСКАМИ. …
СЛОВА ПЕСЕН ИМПРОВИЗИРОВАЛИСЬ, ПОКА НЕ
СТАЛИ ТРАДИЦИОННЫМИ, НЕ ПРИОБРЕЛИ
УСТОЙЧИВЫЙ ХАРАКТЕР…»

21. Классификация фольклора

КЛАССИФИКАЦИЯ
ФОЛЬКЛОРА
ЭПОС
ЛИРИКА
ДРАМА
БЫЛИНЫ ЛЮБОВНЫ НАРОДНЫ
ЛЕГЕНДЫ
Е,
Е ДРАМЫ С
ИСТОРИЧЕ СВАДЕБНЫ ПЕТРУШКО
СКИЕ
Е,
Й,
ПЕСНИ
КОЛЫБЕЛ ОБРЯДОВ
СКАЗКИ
ЬНЫЕ
ЫЕ ИГРЫ –
ПЕСНИ,
ПРОВОДЫ
ПОХОРОН
ЗИМЫ,
НЫЕ
ВСТРЕЧА

22. Детский фольклор: коллективная нравственная мудрость и эстетическая интуиция, выработавшие национальный идеал человека

КОЛЛЕКТИВНАЯ
НРАВСТВЕННАЯ МУДРОСТЬ
И ЭСТЕТИЧЕСКАЯ
ИНТУИЦИЯ,
ВЫРАБОТАВШИЕ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИДЕАЛ
ПРОИЗВЕ
ПРОИЗВЕ ПРОИЗВЕ
ДЕНИЯ, ЧЕЛОВЕКА
ДЕНИЯ,
ДЕНИЯ,
СОЗДАН ПЕРЕШЕ СОЧИНЁН
НЫЕ
ДШИЕ К
НЫЕ
ВЗРОСЛ
ДЕТЯМ САМИМИ
ЫМИ
ИЗ
ДЕТЬМИ
СПЕЦИА УСТНОГО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *