Наука о сотворении мира

Научное объяснение сотворения мира. Вера и наука говорят о создании мира одно и то же

Мы часто слышим, что религия и наука противоречат друг другу. Учёный человек нашего времени не может верить в Бога, а верующий не может стать хорошим учёным. Как пример для такого утверждения часто приводят рассказ о сотворении мира в первой книге Библии «Бытие».
Библия, конечно же, никогда не предназначалась для того, чтобы отвечать на потребности знаний о мире с точки зрения науки,- возражают некоторые Христиане учёным. Однако, как раз можно говорить…о науке!

Это один из древнейших человеческих скелетов и реконструкция. Находка показывает, что древний человек выглядел не обезьянообразно, как утверждала Дарвиновская теория

Рассказ о сотворении в первых главах Библии – это научная статья! Научная статья написанная научным языком того времени с использованием знаний того времени, которые вполне можно считать научными! Речь то идёт о писаниях, которые возникли 4 – 5 тысячелетий назад! Для своего времени это было наипрогрессивнейшее писание! А как же в наше время? Может быть наука шагнула значительно вперёд, чтобы оспорить эту древнейшую «научную статью» о сотворении? Посмотрим, как рассказывается о сотворении мира в Библии, и как говорит об этом современная наука.
Быт 1:1 » В начале сотворил Бог небо и землю.»
Современные учёны полагают, что много миллиардов лет назад вселенная началась со взрыва. Этот взрыв стал источником огромного выброса энергии. Свет, с точки сзрения физики и есть энергия!
Быт 1:6 «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.»
Наша солнечная система начала существовать около 5 млрд. Лет назад. Сначало образовалось облако газов и паров. Под давлением внешних частиц это облако начало сжиматься и вращаться. Сначала образовались кольца из пыли и газов, потом кольца стали превращаться в комки жидкой массы, которые постепенно увеличивались. Так образовались солнце и планеты.
Быт 1:9 «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.»
Зсемля сначала была комком жидкой массы. Долгое время поверхность Земли была такой горячей, что вся вода сразу из неё испарялась. По мере того как поверхность Земли остывала, вода стала собираться в более низких местах.
Быт 1:11 «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.»
Пока вода на Земле была ещё тёплой, уже не кипящей, в ней образовались микроскопические живые клеточки. Постепенно из них образовались растения, живущие на влажной земле.
Быт 1:14-15 «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.»
Остывающая Земля была окружена густыми слоями паров. И только по мере того, как растительность на Земле стала поглощать углерод и выделять кислород, образовалась ясная, прозрачная атмосфера и стали видны светила небесные.
Быт 1:20 «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.»
Первые живые существа возникли в воде. Прошли миллионы лет до того как они выбрались на сушу и появились амфибии. За этот же период некоторые из пресмыкающихся развили способность летать по воздуху. Это были предки тех птиц, которых мы теперь знаем.
Быт 1:26-27 и 2:7) «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.» «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.»
Наш мир возник и всё в нём развивалось действием Божьей воли. Мы видим в книге «Бытие», что мир создавался Богом постепенно и жизнь в нём возникла постепенно. То, что для Бога было одним днём, то для земных людей является огромными периодами времени. Про создание человека сказано, что Бог произвёл его из «праха земного», то есть из чего-то, что уже существовало, но было бездушным и не было человеком. Все химические элементы, из которых состоит живая природа, находятся в Земле. Более того, слово «прах земной» на еврейском оригинале буквально означает «зола». А ведь наше Солнце и планеты прошли период радиоактивного распада веществ. На Солнце эти реакции до сих пор продолжаются. Наша Земля действительно является радиоактивной золой.

Как Земля держится в пространстве?
С древних времён люди строили предположения и догадки каким образом во вселенной расположена Земля? Из школьной программы мы помним изображения Земли на четырёх слонах или на черепахе. Видимо на слонах, потому, что должен был бы кто-то очень сильный её поддерживать, а на черепахе – потому, что люди видели медленное движение Земли относительно светил. Греческий учёный и философ IV века до Р.Х. Аристотель учил, что небесные тела крепились на поверхностях твёрдых прозрачных сфер, вставленных одна в другую. Он предполагал, что Земля является самой внутренней сферой, а на самой внешней сфере держаться звёзды.
А Библия – ещё за 1100 лет до Аристотеля – сказала «Бог повесил Землю ни на чём» (Иов 26:7). Однако всеми восхваляемая наука продолжала утверждать теорию Аристотеля, пока, накоенц, в 1687 году Исаак Ньютон опубликовал своё открытие, что Земля держится в пространстве благодаря силе притяжения между Землей и Солнцем. Но уже прошло 3200 лет с того времени, как Библия с изящной простотой заявила, что Земля «висит ни на чём». А в другой книге Библии («Евреям») сказано, что Бог всё содержит Словом Своим. Таким образом более глубже высказывание о том, что Земля «висит ни на чём», а держит её повеление Бога таким образом.

Квантовая физика располагает самыми новейшими открытиями. Квант — самое мелкое в природе, до чего на данный момент смог докопаться человек. Так вот квант – это волна! Звуковая волна! То есть всё, что нас окружает является по природе своей звуком! Поэтому так часто в первых главах Библии о сотворении говорится о том, что Бог говорил, создавая. А в Новом Завете Иисус учил Своих учеников тоже ГОВОРИТЬ, желая что-то изменить.

Форма Земли.
Согласно древним учёным – Земля плоская неподвижная платформа в центре вселенной. Концепция шарообразной Земли не имела широкого признания вплоть до эпохи Возрождения. Некоторые мореплаватели даже боялись уплыть за край плоской Земли. Только с изобретением компаса кругосветные морские экспедиции доказали, что Земля круглая, а не плоская.
Однако ещё за 2700 лет до этих экспедиций Библия сказала: «Он есть Тот, который воссядет над кругом Земли» (Исайя 40:22). Различные справочники отмечают, что слово, которое здесь переведено как «круг», можно перевести как «шар».

Мудрость человеческая всегда оборачивается безумием: каждое крупное открытие в науке превращается в первую очередь в создание оружия или бомбы и подхлёстывает гонку вооружений. Учёные сначала выдвигают теории, потом через некоторое время опровергают их своими открытиями. А Библия была написана однажды и не переписывалась с тех пор. Ни одна из теории Дарвина на сегодня не состоялась, а знаменитый учёный Исаак Ньютон воскликнул: «Я знаю, что я ничего не знаю!» Человеческое знание – относительно, неполно и очень часто ошибочно. При всём научно-техническом прогрессе человечество не стало жить лучше, а только усугубило проблемы экологии, ресурсов и войн. В наши дни отнюдь не перестали продавать людей в рабство, не меньше людй гибнет от войн и голода, не меньше стало неизлечимых болезней. И это потому, что не знание изменяет человечество в лучшую сторону, а Господь Неба и Земли. И потому человеку важно не просто научиться писать и читать, но и быть воспитываемым в Божьей Истине и Благодати посредством Божьего Слова – Библии.

Сотворение мира

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою

(Быт 1, 1–2).

Библейское учение о сотворении мира кратко называется Шестоднев. День означает сутки. В 1823 году англиканский священник Джордж Стэнли Фабер (1773–1854) выдвинул теорию «день — эпоха». Это мнение не имеет абсолютно никаких оснований. В еврейском языке для выражения слов неопределенный период времени или эпоха существует понятие олам. Слово йом в древнееврейском языке всегда означает день, сутки, но никогда не период времени. Отказ от буквального понимания дня сильно искажает библейское учение о сотворении мира. Если брать день как эпоху, то как определить вечер и утро? Как к эпохе применить благословение седьмого дня и отдых в нем? Ведь Господь заповедал отдых в седьмой день седмицы — субботу, потому что Сам почил: и благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих (Быт 2, 3). Господь сотворил растения в третий день, а солнце, луну и другие светила — в четвертый. Если принять идею «день — эпоха», получается, что целую эпоху растения произрастали без солнечного света.

Святые отцы понимали день первой главы книги Бытия буквально. Святой Ириней Лионский: «Восстановляя в Себе этот день, Господь пришел на страдание в день накануне субботы — то есть в шестой день творения, в который и создан человек, чрез Свое страдание даруя ему новое создание, то есть (освобождение) от смерти». Святой Ефрем Сирин: «Никто не должен думать, что шестодневное творение есть иносказание». Святой Василий Великий: «И бысть вечер, и бысть утро, день един… определяет сим меру дня и ночи и совокупляет в одно суточное время, потому что двадцать четыре часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь». Святой Иоанн Дамаскин: «От начала дня до начала другого дня — одни сутки, ибо Писание говорит: и был вечер, и было утро: день один».

Как же тогда происходило чередование дня и ночи до сотворения светил, которые появляются в четвертый день? Святитель Василий Великий пишет: «Тогда не по солнечному движению, но по тому, что первобытный оный свет в определенной Богом мере то разливался, то опять сжимался, происходил день и следовала ночь» (Шестоднев. Беседа 2).

Книга Бытия начинается с описания величественных дел Божьих — создания мира в течение шести дней. Господь сотворил Вселенную с неисчислимыми светилами, землю с ее морями и горами, человека и весь животный и растительный мир. Библейское откровение о сотворении мира возвышается над всеми существующими космогониями других религий, как истина возвышается над любым мифом. Ни одна религия, ни одно философское учение не могли подняться до превосходящей разум идеи о творении из ничего: В начале сотворил Бог небо и землю.

Бог обладает самодостаточностью и абсолютной полнотой. Для Своего бытия Он ничего не требует и ни в чем не нуждается. Единственной причиной сотворения мира явилась совершенная Любовь Бога. Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости».

Первыми были созданы бесплотные духи — Ангелы. Хотя Священное Писание не содержит повествования о сотворении ангельского мира, нет никаких сомнений, что Ангелы по своей природе принадлежат к тварному миру. Это воззрение основано прежде всего на ясном библейском понимании Бога как всемогущего Творца, положившего начало всему существующему. Все имеет начало, только Бог безначален. Некоторые святые отцы видят указание на создание невидимого мира Ангелов в словах сотворил Бог небо (Быт 1, 1). В подтверждение этой мысли святитель Филарет (Дроздов) замечает, что, согласно библейскому повествованию, физическое небо было создано во второй и четвертый день.

Первозданная земля была неустроенна и пуста. Созданная из ничего материя сначала явилась неупорядоченной и покрытой тьмой. Тьма была неизбежным следствием отсутствия света, который не был сотворен как самостоятельная стихия. Далее бытописатель Моисей пишет, что Дух Божий носился над водою (Быт 1, 2). Здесь видится указание на творческое и оживотворяющее участие в творении третьего Лица Святой Троицы — Святого Духа. Предельно краткое и точное определение — всё от Отца через Сына в Духе Святом. Упомянутая в вышеприведенном стихе вода является важнейшей стихией, без которой невозможна жизнь. В святом Евангелии вода является символом животворящего и спасительного учения Иисуса Христа. В жизни Церкви вода имеет особое значение, будучи веществом Таинства крещения.

Первый день творения

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет… И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт 1, 3–5).

По Божественному повелению возник свет. Из дальнейших слов: и отделил Бог свет от тьмы мы видим, что Господь не уничтожил тьму, а лишь установил периодическую смену ее со светом для восстановления и сохранения сил человека и всякой твари. Эту премудрость Божию воспевает Псалмопевец: Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Восходит солнце, они собираются и ложатся в свои логовища; выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Господи! (Пс 103, 20–24). Поэтическим выражением и был вечер, и было утро заканчивается описание творческих дел каждого из шести дней. Само слово день святые понимали буквально.

Сотворение мира. День 1,2,3. Христорождественский собор в Мытищах. Фото О. Савичева

Свет был создан Божественным словом, обладающим всемогущей творческой силой: ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 9). Святые отцы видят здесь таинственное указание на второе Лицо Святой Троицы — Сына Божия Иисуса Христа, Которого апостол называет Словом и при этом говорит: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин 1, 3).

При описании первого дня первым поставлен вечер, а потом утро. По этой причине у евреев в библейские времена день начинался с вечера. Этот порядок сохранился в богослужении новозаветной Церкви.

Второй день творения

И создал Бог твердь… <…> и назвал… твердь небом (Быт 1, 7, 8) и поместил небо между водой, которая находилась на земле, и водой над землей.

Во второй день Бог создал физическое небо. Словом твердь передается слово еврейского подлинника, означающее распростертие, ибо древние евреи метафорически сравнивали небосвод с шатром: простираешь небеса, как шатер (Пс 103, 2).

При описании второго дня говорится и о воде, которая находится не только на земле, но и в атмосфере.

Третий день творения

И собрал Бог воды под небом в одно место и открыл сушу. И назвал сушу землей, а собрание вод назвал морями. И повелел Бог произрастить земле зелень, траву и деревья, приносящие плоды. И покрылась земля растительностью. Господь отделил воду от суши (см.: Быт 1, 9–13).

В третий день были созданы океаны, моря, озера и реки, а также материки и острова. Позже это вызвало восторг у Псалмопевца: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 7–9).

В этот же день Бог сотворил весь растительный мир. Это было принципиально новым: Бог положил начало органической жизни на земле.

Произвести растительный мир Творец повелел земле. Святитель Василий Великий говорит: «Тогдашний глагол и первое сие повеление сделались как бы естественным некоторым законом и остались в земле и на последующие времена, сообщая ей силу рождать и приносить плоды» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5).

В книге Бытия говорится, что земля произрастила зелень, траву и деревья, сеющие семя по роду их. Святые отцы этому придавали принципиальное значение, ибо оно указывает на постоянство всего сотворенного Богом: «Что при первом сотворении изникло из земли, то соблюдается и доныне, чрез сохранение рода последовательностью преемства» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5). Как видим, третий день был посвящен устроению нашей планеты.

И увидел Бог, что это хорошо (Быт 1, 12). Бытописатель поэтическим языком выражает мысль, что Бог творит премудро и совершенно.

Четвертый день творения

И сказал Бог, чтобы появились светила на тверди небесной, для освящения земли и для отделения дня от ночи. По сотворенным светилам теперь будет вестись отсчет календаря и времени. И появились светила: солнце, луна и звезды (см.: Быт 1, 14–18).

В описании четвертого дня мы видим сотворение светил, их назначение и их отличия. Из текста Библии мы узнаём, что свет был сотворен во второй день до светил, чтобы, по объяснению святителя Василия Великого, неверующие не почитали солнце единственным источником света. Один Бог является Отцом светов (см.: Иак 1, 17).

Сотворение мира. День 4,5,6. Христорождественский собор в Мытищах. Фото О. Савичева

Создание светил имело три цели: во-первых, освещать землю и все, что на ней; устанавливается различие между светилами дневными (солнце) и ночными (луна и звезды). Во-вторых, отделять день от ночи; различать четыре времени года, упорядочить время с помощью календаря и вести летоисчисление. В-третьих, служить для знамений последних времен; об этом говорится в Новом Завете: солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф 24, 29–30).

Пятый день творения

В пятый день Господь сотворил первых живых существ, живущих в воде и летающих в воздухе. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею. Так появились обитатели вод, появились водяные животные, насекомые, рептилии и рыбы, а по воздушному пространству полетели птицы (см.: Быт 1, 20–21).

В начале пятого дня Бог обращает Свое творческое слово к воде (да произведет вода), тогда как в третий день — к земле. Слово вода берется в данном месте в более широком смысле, обозначая не только обычную воду, но и атмосферу, которая у священного писателя также называется водой.

В пятый день Бог создает более высокую по сравнению с растениями форму жизни. По Божьему повелению появились представители водной стихии (рыбы, киты, пресмыкающиеся, амфибии и другие обитатели вод), а также птицы, насекомые и все живущие в воздушном пространстве.

Творец создает первые существа каждого рода («по роду»). Он благословляет им плодиться и размножаться.

Шестой день творения

В шестой день творения Бог создал животных, живущих на земле, и человека, по образу и подобию Своему (см.: Быт 1, 24–31).

Описание шестого творческого дня пророк Моисей начинает теми же словами, что и предшествующие дни (третий и пятый): да произведет… Бог повелевает земле создать всех животных земли (душу живую по роду ее). Бог творил все в определенной последовательности возрастающего совершенства.

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (см.: Быт 1, 26-28).

Последним, как венец творения, был создан человек. Он сотворен особым способом. Святые отцы прежде всего отмечают, что творению его предшествовал Божественный совет между всеми Лицами Пресвятой Троицы: сотворим человека. Человек выделен из всего тварного мира и тем, как его творит Господь. Хотя его телесный состав был взят из земли, Господь не повелевает земле произвести человека (как это было с другими тварями), а Сам творит его непосредственно. Псалмопевец говорит, обращаясь к Творцу: Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс 118, 73).

Бог сказал, что не хорошо человеку быть одному.

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2, 21–22).

Господь, конечно, мог сотворить не только одну супружескую чету, но несколько и произвести от них весь человеческий род, но Он хотел, чтобы все люди земли были едины во Адаме. Ведь даже Ева была взята от своего мужа. Апостол Павел говорит: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли (Деян 17, 26). И поэтому мы все являемся родственниками.

На заре человеческой истории Бог установил брак как постоянный жизненный союз между мужчиной и женщиной. Он благословил его и скрепил самыми тесными узами: будут одна плоть (Быт 2, 24).

Создав человеческое тело, Бог вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. Самая главная отличительная особенность человека состоит в том, что его душа богоподобна. Бог сказал: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему (Быт 1, 26). О том, что такое образ Божий в человеке, мы говорили ранее. Когда Бог сотворил человека, Он привел к нему всех животных и птиц, человек дал им всем имена. Наречение имен было знаком господства человека над всей тварью.

Сотворение мира. Сотворение человека. Храм Рождества Богородицы в Костино

С сотворением человека заканчивается шестидневное творение мира. Бог сотворил мир совершенным. Рука Творца не внесла в него никакого зла. Это учение о первоначальной благости всего творения представляет собой возвышенную богословскую истину.

В конце времен будет восстановлено совершенство мира. По свидетельству тайнозрителя, святого апостола Иоанна Богослова, будет новое небо и новая земля (см.: Откр 21, 1).

Седьмой день

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт 2, 2).

Закончив творение мира, Бог почил от дел Своих. Бытописатель здесь употребляет метафору, ибо Бог не нуждается в отдыхе. Этим указывается тайна истинного покоя, который ожидает людей в вечной жизни. До наступления этого блаженного времени уже в земной жизни мы видим прообраз этого состояния — покой благословенного седьмого дня, который в Ветхом Завете был субботой, а для христиан является днем воскресным.

Библейская картина человека

Бахтин М. В.

1. Библейский монотеизм

Не ставя перед собой задачу осветить в столь кратком очерке всю глубину и весь сокровенный смысл библейской антропологии и этики, постараюсь проследить и охватить диалектику двух важнейших мотивов, принципов, доктрин, категорий, именующихся в Библии законом и благодатью. Начиная с известного творения первого русского митрополита, родоначальника русской философии Илариона (конец X в. – 1055 г.) «Слово о Законе и Благодати» (1051 г.) и вплоть до XX столетия (здесь можно упомянуть работу гениального русского мыслителя Бориса Петровича Вышеславцева (1877-1954) «Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати», 1920-е гг.) обозначенная тема звучит, в сущности, лейтмотивом всей отечественной традиции в философии.

На примере Священного Писания можно довольно отчетливо проследить проявление теологических и онтологических доктрин в библейской картине человека, и, в свою очередь, воздействие антропологических представлений Ветхого и Нового Заветов на формирование свода христианской этики. Мы видим, в какой степени и каким именно образом представления о Боге, космосе и человеке с необходимостью порождают конкретные этические выводы.

Главным отличием библейской метафизики от китайской, индийской и греческой является преодоление дуализма. Почти все названны учения являли собой онтологический и, как следствие этого, антропологический и этический дуализм. Правящие миром два равных по своему онтологическому статусу начала: Добро и Зло, Свет и Тьма, Космос и Хаос, Ян и Инь находятся в вечном противоборстве. Человек, как элемент мироздания, также подчинен закону единства и борьбы этих противоположностей, также состоит из двух антагонистических начал, в частности, тела и души. Следовательно, духовный рост, нравственное совершенствование человека рассматривается как преодоление тяжелого, темного, телесного начала.

Библейское Откровение дает принципиально иное понимание мира и человека. Основой как Ветхого, так и Нового Завета является теологический, онтологический и антропологический монизм. Теологический монизм известен под именем монотеизма (с греч. monos — один, единственный и teos — Бог).

Исторически первой монотеистической религией стала религия Ветхого Завета. Отличительная его особенность — понимание Бога как Единицы.

Самым существенным моментом монотеизма является единоначалие, которое можно осознать, по крайней мере, в двух аспектах:

Во-первых, под единоначалием можно понимать то, что Бог есть единое и единственное начало мира в том смысле, что Он, и только Он один, без чьей-либо помощи, не прибегая ни к каким средствам и материалам, создает мир. Вот как повествует об этом святой апостол и евангелист Иоанн Богослов:»В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».1

Во-вторых, в термине «единоначалие» звучит и мотив единоличного правления миром. И хотя однажды Христос и назвал сатану «князем мира сего»; всё же в метафизическом смысле именно Бог, и только Он является Верховным Господином мироздания, стратегически промышляющем о его метаисторической судьбе. Первая из десяти «моисеевых» заповедей посвящена именно этому:»Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».2

Другим принципиальным моментом монотеизма является понимание Бога как Личности. Язычество не знало личностного Бога и, как следствие, понимание человека, скажем, в античности, не носило личностной окраски. По мысли многих древнегреческих философов, над бесчисленными богами Эллады господствует «Необходимость» — высший мир красоты и безличного бытия. Напротив, Бог Библии — это всегда Личность, личностный Абсолют, к которому мы, по меткому замечанию выдающегося русского богослова XX века В.Н. Лосского, обращаемся на «Ты» в молитве. Православная традиция утверждает, что уже первым людям Бог дал чистое, адекватное представление о Себе Самом, однако в Ветхом Завете знание о Божественной Природе было дано человеку лишь прикровенно.

Следующая важная черта монотеизма состоит в характере онтологического соотношения Бога и тварного мира. Православная традиция утверждает, что Бог одновременно и трансцендентен и имманентен миру.

Первое отношение определяется Его сущностью, Которая запредельна миру и не доступна человеку. В данном отношении подчеркивается качественное различие двух природ: Божественной и тварной. Именно эта принципиально важная особенность христианского монотеизма отличает его от всего разнообразия дуалистических, пантеистических и прочих учений. Христианский монотеизм устанавливает строгую иерархию бытия: Бог есть Абсолютное Бытие, самобытное и самодостаточное.

Весь тварный мир, как видимый, так и невидимый, находится «рангом ниже», является бытием условным, производным, сотворенным. Более низкий онтологический статус тварного бытия определяется именно тем, что оно имеет начало в Боге — Абсолютном Бытии, порождающем тварный мир из ничего — «ex nihilo».

Второе отношение подчеркивает Божественное присутствие в мире посредством Его энергий, доступных познанию человека. Введение понятие нетварных энергией Божества позволило, возможно, православному богословию устоять от соблазна скатиться на позиции деизма, как это произошло со многими западными религиозными мыслителями. Действительно, как Бог может участвовать в дела мира и человека, если не обладает энергиями, связывающими Его с миром и позволяющими преодолеть онтологический разрыв между двумя противоположными природами: Божественной и человеческой?

Онтологический монизм, утверждающий изначальное единство бытия, а именно, Абсолютного Бытия, на корню подрывает языческие представления о субстанциальности зла — второго, темного, негативного, согласно языческим верованиям, начала мира. Зло в Библии, в отличие от восточных и античных учений, не обладает самостоятельным онтологическим статусом. Его нет как сущности, оно есть только как существование. Самостоятельной Субстанцией является лишь Добро и Любовь — Господь Бог. Библейское учение о зле наделяет его не субстанциальной, а всего лишь экзистенциальной природой.

Что же является онтологической основой зла? Сотворенная природа мира, ангелов и человека и их свободная воля, право самостоятельного выбора между добром и злом. Поэтому зло в библейском понимании является категорией не онтологической, а этической. Господь Бог не творил зла, его избрали красивейший ангел Люцифер, а вслед за ним человек, совершив акт своей свободной воли.

Информация о работе «Библейская картина человека» Раздел: Религия и мифология
Количество знаков с пробелами: 56070
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

32692 0 0

… около некоторых звезд второго поколения планетных систем типа Солнечной. В таких системах становится возможным протекание геологической и химической эволюции. 3. Возможность построения целостной картины мира. Важное значение для взаимопонимания между богословами и учёными, как считают многие христианские богословы, для теологии имеет принцип дополнительности. Как известно, …

75600 0 0

… одеться. Душа не больше ли пищи, и тело — одежды? …Всего этого ищут язычники…51 …жизнь человека не зависит от изобилия его имения.52 В то же время следует отметить, что христианское учение о человеке внутренне исполнено огромного оптимизма, поскольку говорит о том, что достижение счастья зависит от самого человека, от его нравственного уровня, и это возможно уже в земной жизни. Как мы …

25298 1 1

… человека. От того, какой в конкретный момент времени представляется общенаучная картина мира, во многом зависят мировоззренческие и методологические проблемы науки, а идеи и проблемы господствующей философской картины мира определяют перспективные направления развития научного знания. Например, в начале XX века признавались очевидными бесконечность и вечность Вселенной по всем четырем измерениям …

6703 0 0

… непосредственному наблюдению феноменов фундаментальные сущности. Эти сущности составляют реальность, совсем не похожую на то, что непосредственно видит наблюдатель. Классическое естествознание еще пыталось объяснить мир «видимых» явлений через наглядные представления: взаимодействие атомов, мыслимых как обычные частицы миниатюрных размеров, или движение материальных субстанций (теплород или эфир …

Библия и наука

Библейские научные факты флоры и фауны
– «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле… И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их» (Быт.1:11,25). Исследователи флоры и фауны земли затрудняются назвать количество разнообразия растительного и биологического мира, в среднем предполагают от 3 до 100 миллионов. Библия дает основные виды родов от которых произошло такое разнообразие. Только в прошлом веке были открыты хромосомы и генетический код, благодаря чему, такая наука как генетика категорически отвергает возможность перехода из вида в вид, из рода в род, что ставит «крест» на теории эволюции.
— «И создал Господь Бог человека из праха земного» (Быт.2:7). В человеческом организме нет ни одного элемента, которого бы не было в «прахе земном». Всё разнообразие жизни на Земле зависит от соподчиненной работы нуклеиновых кислот (ДНК или РНК) и белковых молекул. Различные их сочетания составляют прекрасную мозаику жизни планеты. Периодическая таблица Д.И.Менделеева — абсолютное подтверждение, что все элементы Земли не возникли из хаоса, а были созданы разумной силой – Богом. Посмотрите на таблицу: Номер 1 – Водород, 2 – Гелий, 3 – Литий, 4 – Берилий и тд. Атомный вес каждого элемента неповторяем. Когда учёные находили новые элементы – они просто заполняли пустые ячейки. Сейчас известно 105 элементов, и, если будет открыт какой-нибудь новый, он будет иметь заряд ядра – 106. Так, вселенная от космических высот до мельчайших атомных частичек обнаруживает удивительную гармонию и порядок.
— «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7). Бог вложил в человека Дух Свой – частицу Своей Личности, что Библия описывает как образ Божий. Это характер святости и разума способного творить и коммуницировать. «в сотворенного из праха Адама замечательную систему передачи сигналов ─ язык. С помощью языка Божий Дух общается с душой человека. Само существование этого инструмента является наиболее веским физическим доказательством того, что Бог любит не только человеческую душу, но и тело». Такое заявление сделал Михаил Идворский Пупин (1858–1935), который был выдающимся американским исследователем, автором многих научных открытий, включая изобретение флуороскопа и системы электрической передачи, лежащей в основе междугородного телефонного сообщения. Пупин писал, что самой потрясающей особенностью тела человека является его удивительный дизайн, позволяющий «принимать, передавать и распространять послания. Многочисленные пучки нервов, соединяющие глаз, ухо и любую другую часть нашего тела с мозгом, во многом напоминают телефонные провода».
— «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости» (1Фесс.5:23). Человек одновременно является и материальным и духовным существом. И если физиологию организма и психоло́гию (греч. ψυχή — душа), ученые пытаются как-то изучать, то до духовной субстанции человека (греч. nous, pneuma), до сих пор не дошли. «Самым удивительным во всей жизни, величайшим чудом из чудес является тот факт, что разум вообще существует, «сотворенный из праха земного. Эта фраза взята из Библии, и у современной науки не нашлось лучшего способа описать это», — заявил Роберт Эндрюз Милликен. Он часто подчеркивал, «люди – не животные, никто не может даже «вообразить себе животное, которое размышляет о своей будущей жизни, как это свойственно людям. Пропасть между людьми и животными настолько огромна, что «великие духовные силы, в различной степени присущие человеку … резко отличают человека от всего более низкого царства животных». Милликен называл «этот чудесный план творения» работой, задуманной Богом, — «великим Архитектором». Задаваясь вопросом о том, является ли жизнь и все творение всего лишь «слепой, неразумной случайностью», Милликен отвечал: «сказал глупец в сердце своем: «нет Бога».
— «и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Иоан.5:29). Человек как духовная личность вечен и хотя тело подвержено смерти дух и душа не исчезают а ожидают суда Вседержителя, чтоб определить вечное провождение.
— «И сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28). И мужчины и женщины обладают семенем жизни, по 23 хромосомы для продолжения рода, чего нет ни у каких духовных существ. (Быт. 3:15; 22:18)
— «Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его» (Иов.37:7). Идентификация по отпечаткам пальцев была известна еще после потопному человечеству.
— «душа всякого тела кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится» (Лев.17:14). (евр. слово душа переводится жизнь) Кровь необходима для жизни всякого тела (Открыто в 19-м веке).

Наука не противоречит Библии и ведет к Богу
Исаак Ньютон к своей «Optics» говорит: «Первоначальное устройство таких чрезвычайно искусных частей животных как глаза, уши, мозг, мускулы, сердце и прочее, также инстинкт зверей и насекомых, – все это не может быть произведением чего — нибудь другого, кроме мудрости и искусства могущественного, вечно живого Деятеля… Органы чувств не служат для того, чтобы ощущать образы вещей, а только для того, чтобы доводить эти образы до чувствительных, Бог же не имеет нужды в таких органах, так как Он повсюду присущ самым вещам… Ни у одной науки нет стольких доводов, как у учения Библии» — Исаак Ньютон.
Эволюционисты — атеисты считают, что Вселенная возникла в результате Большого взрыва, якобы случайно создавшего все многообразие мира с миллиардами тончайших связей, строгой иерархией и незыблемыми законами, что не только не подтверждается жизненным опытом, но напрямую противоречит ему, т. к. опыт показывает, что стихийный взрыв – всегда процесс разрушительный, а не созидательный. Они призывают людей к «здравомыслию», упрекая верующих в Бога в доверчивости, наивности, признании чудес. Какое же «здравомыслие» предлагают атеисты и что они называют «чудесами»? То, что «научный» атеизм предлагает принять на веру, есть еще большие чудеса, чем те, которые содержатся в Библии.
По мнению президента РАН академика Ю. С. Осипова, создание любой стройной научной системы неизбежно приводит к мысли о существовании Абсолютного бытия, или Бога. И мы ни в коей мере не должны относиться презрительно к богоискательству ученых, как это требовала атеистическая идеология.
М. П. Погодин (1800-1875), русский историк и писатель в книге «О модных толках», стр. 25–26 говорит: «в природе есть сила вездесущая, невидимая, потаенная, которая производит… Вот зерно, вот капля… Как из этого зерна вырастет пальма, розан, померанец или из этой капли – верблюд соловей, человек?.. Вы не понимаете, философы, а допускаете, ибо видите своими глазами это происхождение. А скажи вам – Бог – вы Его отрицаете. Бога нет? Что же есть? Вы есть. – Да откуда же вы? Сами сотворили вы себя, сотворились, произошли сами собою? Может ли быть что-нибудь нелепее таких положений, в которые вы упираетесь, идя путем логики ума?… Человек произошел сам собою, – таки курица сотворила самоё себя, сотворилась, произошла сама собою, и начала нести яйца. Но откуда же подлетел к ней петух с предложением своих услуг? Курица несет яйца, но ведь она сама вылупляется из яйца? Итак, яйцо было прежде курицы? Откуда же это первое яйцо? Как оно произошло? К таким простым вопросам и соображениям снисходит ли ваша наука?… Вы приписываете все творение какой-то силе: ну, вот это и есть Бог. Слово только другое. Или у вашей силы нет сознания, т. е. она творит чудеса премудрости, быв сама безумною?»
Блез Паска́ль (1623-1662), французский математил, механик, физик, литератор и философ писал: «Божество христиан не заключается просто в Боге, только Творце геометрических истин и системы элементов – это принадлежность язычников. Оно не заключается просто в Боге, Который влияет на жизнь и благосостояние людей, чтобы дать счастливое течение лет тем, которые пред Ним преклоняются – это удел иудеев. Но Бог Авраама и Иакова, Бог христиан есть Бог любви и утешения. Это Бог, наполняющий избранную душу и сердце, Бог дающий им чувствовать их нравственную нищету и Свое бесконечное милосердие, наконец, Бог, соединяющийся с их душою и наполняющий ее блаженством, радостью, доверенностью и любовью. Бог христиан есть Бог, дающий чувствовать душе, что Он ее единственное благо, что весь покой ее заключается в Нем и что радость ее – любить Творца, Который в то же время заставляет ее ненавидеть самолюбие и похоть, удерживающие нас любить Его всеми силами. Чтобы познавать Его, нужно проникнуться своей нравственной нищетой и своей гнусностью и знать, что имеешь нужду в посреднике. Познание Бога без понимания нашей нравственной нищеты зарождает гордость. Познание нашей нравственной нищеты без познания Христа, производит отчаяние, потому что в Нем мы находим Бога, нашу нищету и единственный путь к ее улучшению. Мы можем знать Бога, не зная наши слабости, или знать наши слабости, не зная Бога, или даже Бога и наши слабости, не зная средств избавиться от них. Но мы не можем знать Христа, не зная вместе Бога и наши слабости и средства от них, потому что Христос не только Бог, но и Посредник исправляющий наши слабости. Таким образом, ищущие Бога без Христа не находят удовлетворительного или истинно для себя полного света без Посредника. Следовательно, они впадают или в атеизм или в деизм – две вещи, почти одинаково не признаваемые христианскою верой». (Мысли, стр. 244-246).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *