Не клянитесь ни небом ни землей

Толкование Евангелия на каждый день года.Пятница 1-й седмицы по Пятидесятнице

Мф., 14 зач., 5, 33–41

Сказал Господь: еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

В этих словах Христа – раскрытие третьей заповеди: «Не употребляй имени Господа твоего напрасно». Именно это означает «не преступай клятвы». Ложная клятва – нечестие по отношению к Богу и неправда по отношению к человеку. Ложно клянущийся как бы говорит: «Господи, помоги мне», а сам желает, чтобы Господь ни за что не помог ему, поскольку дает лживую клятву. Это не означает, что всякая клятва – грех. В относительно недавние времена клятва в судах, военная присяга, приносимая с верой в Бога, означала, что люди воздают имени Божию подобающую ему честь. Они обращаются к высшей правде, к высшему знанию, к высшему суду – для устроения по справедливости земной человеческой жизни.

Что имеет в виду Христос, говоря: «Не клянись вовсе»? Прежде всего, ненужное употребление имени Божия в обыденном разговоре – признак безблагодатного, не знающего страха Божия, сердца. И мы должны избегать клятвенных обещаний в делах, которые не зависят от одного нашего произволения. Безумие призывать в свидетели нашей правды небо – это все равно, что клясться Самим Богом. «Не клянись ни землей, – говорит Христос, – потому что это тоже было бы клятвой ее Творцом и Владыкой; ни Иерусалимом – потому что его освящает Царь царствующих и Господь господствующих; ни головою твоею – потому что она принадлежит более Богу, чем тебе, со всеми ее дарованиями, и ты не можешь ни одного волоса сделать белым или черным». «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». От лукавого, от лжи, которая есть во всех людях, подвластных ему, ибо «всяк человек ложь». Ваше слово должно быть значимо само по себе: «да», если это действительно да, и «нет», если это действительно нет. Святость и правдивость ваша да будет известна всем человекам. Христос зовет к подлинности наших слов. Мы знаем, как мало прямоты и простоты в человеческих отношениях, искаженных изнутри двусмысленной сложностью, подменами, хитростью, лукавством, саморекламой. Господь не создает новой морали. Он ничего не упраздняет. Он раскрывает глубину того, что является подлинной человечностью. Но приобщиться ей по-настоящему могут только те, кто приходит ко Христу – истинному Богу и совершенному Человеку.

«Вы слышали, что сказано, – говорит Христос, – око за око и зуб за зуб». Этот ветхозаветный закон возмездия в свое время очень сильно ограничивал инстинкт мести, столь естественный для падшего человека. Но и его, пройдя через две тысячи лет христианства, человечество, казалось бы, давно уже должно было оставить позади. Увы, если бы сегодня оно оставалось хотя бы на уровне Ветхого Завета! Не надо искать примеры, углубляясь в историю. Сколько городов Югославии и Ирака на наших глазах было подвергнуто бомбардировкам в качестве «репрессивных мер» со стороны государств, по-прежнему именующих себя христианскими. Термины «эскалация военных действий», политика «с позиции силы» и нанесение «превентивного удара» постоянно звучат в западных СМИ. И мало кто замечает, что у этих постхристиан срабатывает тот же древний, доветхозаветный дикий инстинкт.

Что же означают слова Христа: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»? Евангелие не дает никогда готовых нравственных рецептов. Речь идет скорее о духе, чем о правилах. Сам Христос, когда Его ударил слуга первосвященника, не подставил другую щеку. Он ответил твердо и с достоинством: «Что ты бьешь Меня?» (Ин. 18, 23). И никто не имеет права, ссылаясь на эти слова Господа, покрывать несправедливость. Христос не предлагает здесь юридического закона, который можно было бы применять по отношению к гражданскому обществу. Это означало бы выпрашивание милости у торжествующего зла, поощрение насилия, ограждение безнаказанности преступников. Христос не отменяет закон возмездия – там, где правители должны употреблять меч правды для устрашения злодеев и защиты обиженных. И в гражданских судах этот закон должен по-прежнему быть мерилом для наказания преступников. Разумеется, Христос не может освящать беззаконие требованием от слабых безропотно уступать насилию.

Бывают обстоятельства, когда подлинные христиане должны сражаться. Покоряться неправде и несправедливости, в особенности, когда жертвой их являются другие, – абсолютно противоположно духу Христову. Господь говорит о прощении личных грехов и о том, чтобы в гражданских судах никто не требовал большего наказания, чем это необходимо для общественного блага. Христиане не должны быть мстительными. Закон правды у нас не может быть отделен от закона любви. Зло не побеждается, когда мы отвечаем на него таким же злом. Когда воздают злом за зло, с неизбежностью вступают в ничем не разрываемый адский круг. А когда, по милости Божией, мы прощаем личные обиды, зло становится внешним по отношению к нам. Когда же не прощаем, зло одерживает еще одну победу – оно входит в нас. Христос хочет открыть человечеству иной путь: победить зло добром, ответить на ненависть любовью.

Что значит подставить другую щеку? У святых отцов есть два толкования. Согласно первому, одна щека – наш ближний. Когда ему наносят обиду, мы должны быть готовы подставить другую щеку – себя – жизнь свою не пожалеть ради него. А когда нам наносят личную обиду, мы должны подставить другую щеку – смирение и твердость любви Христовой. Наш Господь ради нас принял заушения. Тем, кто захотел неправедно судиться с Ним, Он отдал и верхнюю, и нижнюю одежду. И взошел на Крест, обнаженный от Небесной славы. И Он прошел не одно, а два поприща по дороге к Голгофе, чтобы принять Крестную смерть не в ненависти, а в любви ко всему роду человеческому.

А Я говорю вам: не клянись вовсе. (Мф. 5.34)

Stanislav написал(а): Как вы понимаете смысл этой заповеди? Интересно ваше мнение.

Сейчас опять будем толочь воду в ступе. Господи, ты сказал не клянитесь, но и это люди не понимают. Как же тогда к тебе придти? Именно Христос сурово обличал всякое зло, всякое лицемерие и нерадивость к добру. Но нужно уметь распознавать, где возможно противление злу, и какие меры приложимы в каждом случае, неразумие в выборе их может повести к еще большему бедствию или разложению.
Если Господь сказал «не клянитесь», то надо выполнить, даже если непонятно.Хотя как тут не понять…)))))))))))))))))))))))))
Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: ‘да, да’ и ‘нет, нет’, дабы вам не подпасть осуждению.
Матфея 5:33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
Потому что это имеет губительные последствия для человека в случае невыполнения обещанного.Ты уже принадлежишь не себе, а клятве до исполнения её. Лучше к Богу более тянитесь, чем давать клятвы. А Бог, если сочтет нужным, даст вам и поможет.
Клятва — уверение другого в истинности сказанного или сделанного.
Иисус Христос словами «не клянитесь » отменил конкретный ветхозаветный обряд, ибо свидетелем верности слова или дела становится уже совесть.
Древние евреи не только часто произносили имя Бога напрасно, то есть для маскировки своей лжи, для оправдания корыстолюбия и стяжательства, но и открыто нарушали свои клятвы, скрепленные именем Бога. Такие поступки в еврейском государстве стали массовыми, потому что фарисеи, потворствуя клятвопреступлениям, измышляли многочисленные оправдания этого греха. Поэтому Иисус Христос со всей непримиримостью осудил фарисеев, заявив что такие клятвы в любом случае нарушают Закон Божий.
Зная природу человека, похожую на пьяную обезьяну с гранатой, Бог запретил кляться, дабы не навредить ни себе, ни другим.Поэтому нельзя клясться небом, так как человек не владеет им и потому что небо символ престола Божьего. Нельзя клясться землей, так как и она принадлежит Богу, являясь подножием ног Его. Землей нельзя клясться и потому, что земля является средой обитания человека и не должна быть запятнана ложной клятвой. А также потому, что земля не является символом святости, так как на ней много зла, греха, лжи и несправедливости.
Не знаю, что еще написать.Мир вам!

 КЛЯТВОПРЕСТУПЛЕНИЕ

Клятвопреступник есть тот, кто обещает Богу жить добродетельно, а потом… чрез неисполнение заповедей преступает заветный обет благочестной жизни.

Преподобный Максим Исповедник

Святитель Григорий Палама

Клятвопреступление есть отречение от Бога

Не возмеши имени Господа Бога твоего — всуе (Исх. 20:7), — ложно божась или клянясь ради чего-либо земного, или ради страха человеческого, или ради стыда, или ради собственной корысти. Клятвопреступление есть отречение от Бога. Потому не спеши божиться, но всячески избегай божбы, боясь как бы ради ее не впасть в клятвопреступление, от Бога отчуждающее, и к беззаконным причясляющее, но будь истинен во всех словах своих, и доставишь им чрез то твердость клятвы. Если же когда случится тебе без нужды связать себя клятвой, то, когда это будет в чем-либо сообразном с божественным законом, делай то, поколику оно законно, а вину свою, что так неосмотрительно поступил, очисть милостыней, молитвой, плачем и тела озлоблением, умилостивляя тем Христа, рекшего: не клянись, или не божись. — Когда же то будет в чем-либо беззаконом, то смотри из-за божбы своей (неразумной) отнюдь не делай дела беззаконного, чтоб не быть сопрочастну к пророкоубийцу Ироду. Но оставь эту беззаконную клятву неисполенною, положи потом себе законом не божиться и не клясться без разбора, спеша умилостивить Бога, приболезненнейше пользуясь вышеуказанными врачевствами.

Преподобный Максим Исповедник

Клятвопреступник преступает заветный обет благочестной жизни

Клятвопреступник есть (т. е. ложно клянется именем Господним) тот, кто обещает Богу жить добродетельно, а потом все попечение свое обращает на иное, чуждое обету, собственными устами изреченному, и чрез неисполнение заповедей преступает заветный обет благочестной жизни. И коротко сказать, предизбравший жизнь по Богу, и для настоящей жизни не ставший совершенно мертвым, лжец есть и клятвопреступник, как поклявшийся Богу, т. е. обещавший тещи непорочно путем Богоугодных подвигов и не исполнивший того.

Преподобный Серафим Саровский

Клятвопреступники Богом наказываются

Премудрый сын Сирахов о клятве и присяге между прочим учит так: «Человек, часто клянущийся, исполнится беззакония, и не отступит от дома его бич» (Сир.23:11). Что значат слова эти? Значат то, что Господь на клятвопреступников и на подстрекающих других к клятвопреступлению гневается, и они наказания от Него не избегнут. Правда ли это? В житии преподобного Серафима, как бы в подтверждение этого, рассказывается такой случай.

Один священник и диакон жили между собою в большом несогласии и друг друга во всем подозревали. Раз случилось им быть вместе в одном доме. Священник заметил в поведении диакона нечто, не приличествующее его духовному сану, и немедленно донес архиерею. Между тем диакон упросил домохозяина, бывшего свидетелем его недостойного поступка, скрыть суть дела перед следователем, и мнимая невиновность его подтвердилась присягой. Вследствие этого священника обвинили в ложном донесении, а диакона перевели в город.

Вскоре после этого события диакон пошел в Саровскую пустынь и, помолившись, отправился к отцу Серафиму, но прозорливый старец, выйдя из кельи навстречу диакону, мгновенно оборотил его к себе спиною, сказав: «Поди, поди от меня это не мое дело». Опечаленный диакон остался у дверей кельи и на вопрос одного подошедшего монаха рассказал о случившемся с ним, а также о суровом приеме старца. Тогда беседовавший с ним брат посоветовал сначала очистить свою совесть пред духовником и потом идти к отцу Серафиму. Но старец и в этот раз выгнал его с гневом, говоря: «Поди, поди, клятвопреступник, и не служи».

Возвратясь из Сарова, диакон рассказал об этом своим домашним, но ничего не сделал для очищения своей совести. Когда же ему пришла очередь служить в церкви, то во время произнесения слов псалма: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» (Пс.50:17) вдруг онемел и почувствовал, что у него как бы отнялся язык. Поэтому он должен был оставить службу и уйти из церкви. С этого времени в продолжение трех лет, лишь только он входил в церковь, сразу лишался владения языком, тогда как в другом месте мог говорить свободно. Этим трудным путем он дошел, наконец, до раскаяния, и Господь простил его.

Когда в день Вознесения Господня он начал молиться, то язык его разрешился от немоты, и он стал ясно выговаривать слова.

Итак, оказывается совершенно верным то, что на клятвопреступников и склоняющих других к клятвопреступлению Господь гневается и наказывает их. Но что же из этого для нас следует? То, что когда необходимость потребует от нас дать клятву или присягу, мы должны приступать к ней с благоговением и осмотрительностью, помышляя о важности дела.

Поэтому будем помнить, что мы призываем Бога в свидетеля истины слов наших и от Него получим или награду за верность, или наказание за нарушение данного слова. Да, братие, не забудем того, что если страшно солгать перед царем человеком, то во сколько же раз страшнее солгать перед Богом, Царем неба и земли, Судиею живых и мертвых! Аминь.

>Вопрос:

Что такое клятва и почему нельзя клясться?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Клятва – уверение другого в истинности сказанного или сделанного. В еврейском тексте Библии употреблены два слова: шевуа (Быт.21:31) и ала (26:28). Клявшийся призывал Бога стать свидетелем того, что он говорил (Вт.10:1-22). Этот обычай был закреплен законом Моисея: «Господа, Бога твоего, бойся и Ему одному служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись» (Вт.10.20). Священные книги Ветхого Завета содержат немало примеров установления соглашений с помощью клятвы.

«И пришло время Израилю умереть, и призвал он сына своего Иосифа, и сказал: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку на стегно (бедро) мое и клянись, что ты окажешь мне милость…» (Быт.47:29)». «И клялся Моисей в тот день и сказал: «земля, по которой ходила нога твоя…» (Нав.14:9). «Давид клялся и говорил: отец твой хорошо знает…» (1Цар.20:3). «Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста, говорящие неправду» (Пс.62:12). Приведенных мест достаточно, чтобы увидеть, что сам по себе этот обычай произносить клятву не содержал ничего греховного. Спаситель в Нагорной проповеди отменил этот ветхозаветный обряд, потому что дал новый закон — духовный. Теперь свидетелем верности в исполнении сказанного является совесть (слав. со-весть, со-вестник) — голос Божий в человеке. По слову апостола: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом» (Рим.9.1). Приведем и другие места из Посланий св. ап. Павла: «Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас» (Рим.1.9), «Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф» (2Кор.1:23), «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу» (2Кор.11:31), «Бог — свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа» (Фил.1:8), «Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!» (1Фес.2:5). «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет» (Откр.10:5-6). Иисус Христос словами «не клянитесь» отменил конкретный ветхозаветный обряд, ибо свидетелем верности слова или дела становится уже совесть.

  • Самые Популярные Разделы Проекта
  • ↳ Привороты и Любовная магия
  • ↳ Порчи
  • ↳ Бизнес магия и Магия денег
  • ↳ Обереги и Защитная магия
  • ↳ Молитвы
  • ↳ Обучение Каббале и Практической Магии ТАРО
  • ↳ Книга Тота
  • ↳ И.М.А.Т.
  • ↳ Дополнительный Материал
  • ↳ Дополнительный Материал 2
  • ↳ Магия Соломона. Легенды о Соломоне
  • ↳ Таро
  • ↳ Медитации на Таро
  • ↳ Эти разные колоды Таро
  • ↳ Магия Рун
  • ↳ Инициации в древнеславянские руны
  • ↳ Древние Легенды и Мифы
  • ↳ Гальдр ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
  • ↳ Сейд
  • ↳ Вирд
  • ↳ Рейки
  • ↳ ЛЕКТОРИУМ — ОНЛАЙН ЛЕКЦИИ ПО МАГИИ
  • ↳ Раздел к 9 Лекции — Эгрегоры
  • ↳ Магическая Помощь от Магистров и Мастеров проекта
  • ↳ Групповые Онлайн-Практикумы, Ритуалы, Инициации, Посвящения
  • ↳ Отзывы и Благодарности Участников Проекта
  • ↳ Новости, Объявления, Правила Проекта
  • ↳ Мастер Класс по Магии от Магистра
  • Отечественная Школа Мастерства
  • ↳ О СИБИРСКОМ МАСТЕРСТВЕ И ОБУЧЕНИИ
  • ↳ Сибирская Школа Мастерства
  • ↳ МАСТЕРСКОЙ ПОДХОД
  • ↳ Сибирское Мастерство 2
  • ↳ Сибирское Мастерство 3
  • ↳ СИБИРСКАЯ ШКОЛА МАСТЕРСТВА 4
  • ↳ СНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
  • ↳ Школа Знатких. Ступень 1
  • ↳ Подготовительный раздел к школе «Магические Атаки и Защита»
  • ↳ То что вы ищите
  • ↳ Ключи Для Постижения Мастерства
  • ↳ Методы и Подходы ОХЗДС
  • ↳ ЛЕЧЕБНЫЕ ПИСЬМА
  • ↳ ЧТО ЗНАТЬ НУЖНО. ПОВЕРЬЯ. ПРИМЕТЫ. ОТЧИТКИ. НАЧИТКИ.
  • ↳ МАГИЯ СОЗНАНИЯ И ОСОЗНАНИЯ
  • ↳ Мастера и Законы Магии
  • ↳ РОССИЙСКОЕ ЧЕРНОКНИЖИЕ
  • ↳ Старообрядство
  • ↳ Знахарство и Знахарское Искусство
  • ↳ СОВЕТЫ ЗНАХАРЯ
  • ↳ Магия от Степановой
  • ↳ МАСТЕРАМ НА ЗАМЕТКУ
  • ↳ Магия Крови
  • ↳ Славянское Язычество
  • ↳ ДРЕВНЕРУССКОЕ ПИСЬМО
  • ↳ СВЯТЫЕ ЛИКИ РОССИИ
  • ↳ Знахарям.Целителям.Мастерам.
  • ↳ ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ НА ЗАМЕТКУ МАСТЕРАМ
  • ↳ РИТУАЛЫ, ОБРЯДЫ, МАСТЕРСКОЙ ПОДХОД
  • ↳ Магия Священного Писания
  • ↳ Россия в Свете Православия
  • ↳ РЫБНАЯ МАГИЯ
  • ↳ «ТАРАКАНЬЯ МАГИЯ»
  • ↳ Жизненные истории о мастерах, знахарях
  • ↳ МАГИЯ НАРОДОВ РОССИИ
  • ↳ Поучительные Рассказы и Уроки
  • ↳ Методы и Подходы Старых Мастеров и Знатких
  • ↳ Жизненные Истории в Мастерстве Магии
  • ↳ КОЛДОВСКИЕ РЕЦЕПТЫ
  • ↳ Старообрядчество. Мастерство. Подходы.
  • ↳ Мракобесие
  • ↳ Сокровище Святых Старцев и Богословов
  • ↳ Пиковая Дама или Кровавая Мэри
  • ↳ Обряды и Подходы на Ивана Купалу 2016
  • ↳ Методы Одобренные Магистратом ОХЗДС
  • ↳ Эксклюзивное от Магистра Ипсиссимуса
  • ↳ Карма, Род, Энергия
  • ↳ ДРЕВНИЕ МАСТЕРСКИЕ МЕТОДЫ И СЕКРЕТЫ
  • ↳ НА ЛЫСОЙ ГОРЕ
  • ↳ РЕАЛЬНЫЕ ПИСЬМА — РЕАЛЬНЫЕ ИСЦЕЛЕНИЯ
  • ↳ Истории и рассказы для обучения и повышения знанй
  • ↳ Спецкурс Зеркальной Магии. Ступень 1
  • ↳ Уголок Розы
  • ↳ Орден Хранителей Знаний Древних
  • ↳ Семинар Шаманской Магии
  • ↳ Розенкрейцеры и их тайны
  • ↳ Славянская. Языческая Школа (Начало)
  • ↳ Луггарская Магия. Ступень 1
  • ↳ Уроки для пробуждения осознанности
  • ↳ Оккультные истории и Ваши вопросы по ним
  • ↳ Методики даваемые на короткое время
  • ↳ Методики даваемые на короткое время 2
  • ↳ Методики даваемые на короткое время 3
  • ↳ Методики даваемые на короткое время 4
  • ↳ Методики даваемые на короткое время 6. Рождественское Мастерство
  • ↳ Методики даваемые на короткое время 7. Крещение
  • ↳ Методики даваемые на короткое время 8
  • ↳ Один Мудрый Старик
  • ↳ Публикации Администрации ПЧМ
  • ↳ ТЕОРИЯ ОТ МАГИСТРА
  • ↳ СВЕДЕНИЯ О СИБИРСКОЙ ШКОЛЕ ОТ МАГИСТРА
  • ↳ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ И ВАЖНОЕ ОТ МАГИСТРА
  • ↳ МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ МАГИСТРА
  • ↳ МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ МАГИСТРА 2
  • ↳ Полные Методы с клона отз-ВИП
  • Белая Магия
  • ↳ Светлые Ритуалы
  • ↳ Экзорсизмы и Борьба с Подселенцами
  • ↳ Ангельская Магия
  • ↳ Отчитки
  • ↳ Кошачья Магия
  • Любовная Магия
  • ↳ ОДНОПОЛЫЕ ПРИВОРОТЫ
  • ↳ МУЖСКАЯ МАГИЯ
  • ↳ ЖЕНСКАЯ МАГИЯ
  • ↳ Для Милых Дам
  • ↳ Фагот и его магия
  • Школы Мастерства
  • ↳ Школа Магии Святого Киприана 1 поток
  • ↳ шмск 1п 2 месяц
  • ↳ Школа Практического Чернокнижия и Колдовства
  • ↳ шпч 6 месяц
  • ↳ Школа Продвинутого Мастерства 1 семестр
  • ↳ шпм1с 5месяц
  • ↳ Школа Мастерского Слова
  • ↳ Школа Мастерства Псалтири 1 поток
  • ↳ Школа Северной Традиции 3 месяц
  • ↳ Школа Мастерства Псалтири 2 поток
  • ↳ шмп2 1месяц
  • ↳ Школа Продвинутого Мастерства 2 семестр
  • ↳ ШКОЛА МУСУЛЬМАНСКОГО МАСТЕРСТВА
  • ↳ шмм4м
  • ↳ Школа Славянской Языческой Магии
  • ↳ шся 2м
  • ↳ Школа Магии Святого Киприана 2 поток
  • ↳ шмск 2п 2 месяц
  • ↳ Школа Каббалистической Магии
  • ↳ ШКМ 1 месяц
  • ↳ Дело Красоты
  • ↳ ШКОЛА РАЗБОРА СОРОКОВНИКОВ МАСТЕРСТВА 3
  • ↳ Штрафники ШРСМ
  • ↳ На исключение из школы ШРСМ
  • ↳ Ш
  • ↳ Магия Народов и Экзотическая Магия
  • ↳ Красная Горка 2016. Подходы, заговоры, обряды.
  • ↳ ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ Рейки
  • ↳ Штрафники Школы Сороковников
  • ↳ Школа Формульной Магии 3
  • ↳ Школа Формульной Магии 4
  • ↳ Школа Ангельской Магии
  • ↳ Школа Редких Заговоров и Молитв
  • ↳ Школа (Архангел Рафаил)
  • ↳ Школа Снов Пресвятой Богородицы 1
  • ↳ Школа Царственных Псалмов 2
  • ↳ Магия ведьмовства и Колдовства
  • ↳ Школа Мастерская Грамота
  • ↳ Школа Знатких. Ступень 2
  • ↳ Школа Знатких. Ступень 3
  • ↳ Семинар по работе с энергией и каналами денег
  • ↳ Избавление от духов бедности
  • ↳ Школа Ясновидения 4
  • ↳ Семинар Шаманской Магии 2
  • ↳ Семинар Шаманской Магии 3
  • ↳ Неофитский курс ОХЗДС
  • ↳ Неофитский курс ОХЗДС 2
  • ↳ Луггарская Школа 2 круга
  • ↳ Школа «Черное Колдовство»
  • ↳ Школа «Черное Колдовство» 2 ступень
  • ↳ Школа Магического Искусства «Брухо»
  • ↳ Школа Магического Искусства «Брухо» 2
  • ↳ Школа Магического Искусства «Брухо» 3
  • ↳ Пасхальное Мастерство 2017
  • ↳ Семинар практикум для похудения и коррекции фигуры
  • ↳ Семинар Ночного Ока
  • ↳ Школа Цыганской Магии 1
  • ↳ Школа Цыганской Магии 2
  • ↳ Погостная Магия
  • ↳ Семинар «Защитная руническая магия»
  • ↳ Купальское Торжество
  • ↳ Школа Купальской Магии 2017
  • ↳ Школа Скорого Слова
  • ↳ Семинар Туз Пентаклей
  • ↳ Семинар «Руническая магия благополучия и успеха»
  • ↳ Работа Мастера со Снами Богородицы
  • ↳ Школа Нумерологии и Мастерство Чисел
  • ↳ Семинар Аркан Жрица
  • ↳ Семинар 10 Кубков
  • ↳ Школа Мастера Эмиля
  • ↳ Семинар Император
  • ↳ Восточная Магия Первой Ступени
  • ↳ Тайноведение
  • ↳ Восточная Школа ИЛЬМ
  • ↳ Семинар Руническая Магия Турисаз
  • ↳ Крещенский Семинар-Практикум на Обретение Духовной Силы
  • ↳ Семинар Руническая Магия Ансуз
  • ↳ Практикум — Семинар Очищения Канала Родовой Силы.
  • ↳ Семинар Аркан Колесница
  • ↳ СВЯЩЕННАЯ ФОРМУЛА ДУХОВНОГО ПРОБУЖДЕНИЯ
  • ↳ Школа Снов Пресвятой Богородицы 2
  • ↳ Шакти — Черная Тара
  • ↳ Шакти — Багаламукхи
  • ↳ Энергетическая Подготовка Неофита ОХЗДС
  • ↳ Таро 9 Чаш
  • ↳ Спецкурс «Исцеляющая Псалтирь»
  • ↳ Шакти Бхайрави
  • ↳ Школа Сейчим Рейки 1 ступень
  • ↳ Шакти Лакшми
  • ↳ Аджна Чакра
  • Святая Магия
  • ↳ Святая Магия
  • Церемониальная Магия
  • ↳ Египетская Магия
  • ↳ Герметизм
  • ↳ Каббала
  • ↳ Алхимия
  • ↳ Демонология
  • ↳ ГРИМУАРЫ
  • ↳ Некромантия
  • ↳ Трансильванская Магия
  • ↳ Цыганская Магия
  • ↳ Мистерии
  • ↳ Ритуалы и Обряды
  • ↳ МАГИЯ АРБАТЕЛЯ И КЛЮЧИ СОКРЫТИЯ
  • ↳ МАГИЯ БОГОВ И БОГИНЬ
  • ↳ Теневая Магия
  • ↳ Стихийная Магия
  • ↳ Интересное о Знаменитых Магах
  • ↳ ЗНАМЕНИТЫЕ МАГИ,ПОСВЯЩЕННЫЕ,ЭЗОТЕРИКИ.
  • ↳ САЛЕМСКАЯ МАГИЯ И САЛЕМСКИЕ ВЕДЬМЫ
  • ↳ ВИККАНСТВО, НЕОВЕДЬМОВСТВО , НЕОЯЗЫЧЕСТВО
  • ↳ МАГИЯ ЗЕРКАЛ И ЗАЗЕРКАЛЬЯ
  • ↳ МИСТИЧЕСКИЕ ОРДЕНА
  • ↳ ПУБЛИКАЦИИ И МАТЕРИАЛЫ Р+К
  • ↳ Инвентарь Мага
  • ↳ Друидизм
  • ↳ Магия Киприана
  • ↳ СПИРИТИЧЕСКИЕ ИСТОРИИ
  • ↳ Иисус Христос и Мария Магдалина
  • ↳ Раздел Духов: Спиритуализм
  • ↳ Младшие Арканы Таро — Масть Динариев
  • ↳ Туз Динариев. Магия и Возможности.
  • ↳ Ключи Храма
  • Магия Востока
  • ↳ Шива
  • ↳ Работа в канале ШИВЫ
  • ↳ Тантра
  • ↳ ТАНТРИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ
  • ↳ Гуань Инь и ее Магия
  • ↳ КИТАЙСКАЯ МАГИЯ
  • ↳ РЕИНКАРНАЦИЯ И МЕТАПСИХОЗ. ПРОШЛЫЕ ЖИЗНИ.
  • ↳ КАРМА И КАРМИЧЕСКОЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО
  • ↳ АСТРАВИДЬЯ
  • ↳ Аюрведа и Тибетская Медицина
  • ↳ Мудры
  • ↳ Работа с Тонкими Огнями
  • ↳ Работа в канале Шивы
  • ↳ МАГИЯ ГАНЕШИ
  • ↳ МАНТРЫ ОТ МАГИСТРА
  • Развитие Магических Сил и Способностей
  • ↳ Магические Упражнения, Ритуалы, Комплексы и Техники
  • ↳ Энергетика. Развитие и Прокачка. Практика
  • ↳ Экстрасенсы и их методы. Экстрасенсорика
  • ↳ СВЕРХВОСПРИЯТИЕ
  • ↳ Истории из Астрала
  • ↳ Астрал и работа на внутренних планах
  • ↳ Паразиты Сознания
  • ↳ МАГИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ И МАНТРЫ
  • ↳ Формульная Магия
  • ↳ Ментальная Магия
  • ↳ Эгрегоры
  • ↳ ТАЙНА ИМЕНИ И ЕГО СИЛА
  • ↳ МАГИЯ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. НОВИЧКАМ В МАГИИ
  • ↳ ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
  • ↳ Интересные письма и мудрость
  • Мусульманская Магия
  • ↳ Мусульманская, Арабская Магия
  • ↳ Дуа, Молитвы
  • ↳ Арабские Заклинания
  • ↳ Мусульманские Талисманы
  • ↳ Лечение и исцеление в мусульманской магии
  • ↳ Обучение Мусульманской Магии
  • ↳ Суфизм
  • ↳ Мусульманские Духовные Практитки
  • ↳ Редкие Арабские Амулеты и Талисманы
  • ↳ Редкие Дуа
  • ↳ Ритуально-обрядная Мусульманская Магия
  • ↳ Интересные Статьи
  • ↳ ЧЕРНАЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ МАГИЯ
  • ↳ Мусульманская Видеотека
  • ↳ Поучительные истории и притчи
  • ↳ Интересное о исламе и мусульманстве
  • ↳ ДУХОВНЫЕ НАСЛЕДНИКИ ПРОРОКА ( САС )
  • ↳ КОРАН, СУРЫ, АЯТЫ.СИЛА и ПРИМЕНЕНИЕ
  • ↳ Подходы на все случаи жизни
  • ↳ Мусульманская любовная магия
  • ↳ Арабская и Мусульманская кухня
  • ↳ Покровы
  • ↳ Фикх и Указания Факихов
  • ↳ ШАМСУЛЬ МААРИФ
  • ↳ Культура и традиции Средней Азии
  • ↳ Шайтан. Иблис. Азазил
  • ↳ Суфии
  • ↳ Мусульманский Юмор
  • ↳ МУСУЛЬМАНСКАЯ МАГИЯ И ПОДХОДЫ
  • ↳ Школа Мусульманской Магии «Карамат» 1 ступень
  • ↳ Школа Мусульманской Магии «Карамат» 2 ступень
  • ↳ Школа Мусульманской Магии «Карамат» 3 ступень
  • ↳ Школа Мусульманской Магии «Карамат» 4 ступень
  • ↳ Школа Мусульманской Магии «Карамат» 5 ступень
  • ↳ Школа Мусульманской Магии «Карамат» 6 ступень
  • ↳ Школа Мусульманской Магии «Карамат» 7 ступень
  • ↳ Школа Мусульманской Магии «Карамат» 8 ступень
  • ↳ Школа Мусульманской Магии «Карамат» 9 ступень
  • ↳ Школа Мусульманской Магии «Карамат» 10 ступень
  • ↳ Школа Мусульманской Магии «Карамат» 11 ступень
  • ↳ Школа Мусульманской Магии «Карамат» 12 ступень
  • ↳ Школа Мусульманской Магии «Карамат» 13 ступень
  • ↳ МУСУЛЬМАНСКАЯ МАГИЯ ОТ МАГИСТРА
  • Ветви Шаманизма
  • ↳ Шаманизм
  • ↳ Вуду
  • ↳ Тольтеки
  • ↳ Магические аспекты работы со снами и сновидениями
  • ↳ СОЮЗНИКИ И ПОМОЩНИКИ МАСТЕРОВ МАГИИ
  • ↳ Афрокарибская Магия
  • Магия Символов
  • ↳ Руны Алхаинты
  • ↳ НЕБЕСНЫЕ ЗНАКИ И СИМВОЛЫ
  • ↳ Амулетостроение и талисманология
  • ↳ Магические Квадраты. От Абрамелина до Ану Бела
  • ↳ МАГИЧЕСКИЕ ПЕЧАТИ АЛОМ ЯХА
  • Система естественного исцеления Рейки
  • ↳ Нетрадиционные Направления Рейки
  • ↳ Каруна Рейки
  • ↳ Тибетское Рейки
  • ↳ ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ПО РЕЙКИ
  • ↳ Кундалини Рейки
  • ↳ Барака Рейки
  • ↳ РЕЙКИ — ЭНЕРГИЯ СВЕТА И ГАРМОНИИ
  • ↳ Традиционное Направление Рейки
  • ↳ Нетрадиционные Направления Рейки
  • ↳ Рейки Иггдрасиль
  • ↳ Видео и Аудиотека Рейки
  • ↳ Работа Символами Каруна Рейки
  • ↳ Сейчим Рейки
  • Целительство
  • ↳ Целебник
  • ↳ Лечение СПИДа и тяжелых заболеваний
  • ↳ Магия Исцеления
  • ↳ Духовное целительство
  • ↳ Здоровье и Целительство
  • Знахарство
  • ↳ Травник
  • ↳ Магия Камней
  • ↳ Магия Деревьев
  • ↳ ПОГРЕБОК
  • ↳ Магия Специй
  • ↳ ГРИБЫ В МАСТЕРСТВЕ И ЗНАХАРСТВЕ
  • Магия Быта
  • ↳ Магия для дома
  • ↳ Бытовая Магия
  • ↳ МАГИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • ↳ Кулинарная Магия
  • ↳ Магия для Сельского Хозяйства
  • ↳ ЖИВОТНЫЕ В МАГИИ И МАГИЯ ЖИВОТНЫХ
  • Магия Предсказаний
  • ↳ Хиромантия
  • ↳ Астрология
  • ↳ Оракульство
  • Магические Дни
  • ↳ Магический Календарь на каждый день
  • ↳ Календарь. Луна. Дни. Магические обряды.
  • ↳ Календарь
  • ↳ ВАЖНОЕ, НАСУЩНОЕ, БЛИЗКОЕ
  • ↳ НОВОГОДНЯЯ МАГИЯ. РИТУАЛЫ. ОБРЯДЫ. МЕТОДЫ.
  • ↳ Магия Рождества
  • ↳ Магия на Пасху — методы, ритуалы, обряды, заговоры.
  • ↳ МАГИЯ КРЕЩЕНИЯ ( БОГОЯВЛЕНИЯ )
  • ↳ Ведовство и Магия Масленицы
  • ↳ Магия на Вербное Воскресенье
  • ↳ Красная Горка, Антипасха, Фомино Воскресенье — Магия
  • ↳ Магия на Иван Купалу, Иванов День, Купальскую Ночь
  • Зароастризм
  • ↳ Мистические Учения и Течения Зароастризма
  • ↳ Традиция Вахви Даэна Маздаясна
  • Психология
  • ↳ Кабинет Психолога
  • ↳ Магия Бессознательного
  • ↳ КОДЫ,ПСИХОКОДЫ,ЧИСЛОВЫЕ КОДЫ
  • ↳ Безумие Рядом
  • Зал
  • ↳ Школы и Направления Магии
  • ↳ ВСЯКИЕ ИНТЕРЕСНОСТИ
  • ↳ О ЧЕМ МЫ МАЛО ЗНАЕМ
  • ↳ ЗАДУМАЙТЕСЬ ВОТ О ЧЕМ…
  • ↳ О Магии — Разное
  • ↳ Различные Практики
  • ↳ РАЗЛИЧНЫЕ РИТУАЛЫ ДЛЯ РАЗНЫХ ЦЕЛЕЙ
  • ↳ Вопросы
  • ↳ Интересное и познавательное
  • ↳ Нумерология
  • ↳ СИМОРОН ИЛИ МАГИЯ ЧУДЕС
  • ↳ РЕЛИГИИ И КОНФЕССИИ
  • ↳ AETERNAE VERITATES
  • ↳ SANCTUM SANCTORUM ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
  • ↳ Байки из Склепа
  • ↳ НЕПОЗНАННОЕ.ЗАГАДОЧНОЕ.ИНТЕРЕСНОЕ.
  • ↳ НЕБЕСНЫЙ ОГОНЬ
  • ↳ Ложные и еретические писания
  • ↳ ФИЛОСОФИЯ, РАЗМЫШЛЕНИЯ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ
  • ↳ ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ И ДУХОВНЫЕ КАЧЕСТВА
  • ↳ ЗАЛ ЦЕПИ И КРУГА
  • ↳ Зал Советов
  • ↳ АРТЕФАКТЫ ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (О ЧЕМ МОЛЧАТ ИСТОРИКИ И АРХЕОЛОГИ)
  • ↳ Тайна Тайн
  • ↳ Редкие раритеты, издания, книги
  • ↳ ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
  • ↳ Новости Магического Мира
  • ↳ Физиогномика
  • ↳ БЕСТИАРИЙ, МИФОЛОГИЯ И МАГИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА
  • ↳ Кинотеатр ПЧМ
  • ↳ О ТОМ,ЧТО МАЛО ИЗВЕСТНО…
  • ↳ ЭТО НАДО ПОМНИТЬ И ЗНАТЬ!
  • ↳ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ВСЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ
  • ↳ Что должен знать каждый Адепт Магии
  • ↳ Мистические практики и медитации
  • ↳ Магические эсенции, масла, бальзамы, эликсиры, снадобья и порошки
  • ↳ МАГИЯ ОБИХОДНАЯ ИЛИ ПРЕДМЕТНАЯ
  • ↳ ВИДЕО И АУДИО МАТЕРИАЛЫ
  • ↳ ГЕКАТА Богиня Колдовства
  • ↳ Полезное
  • ↳ Атлантида — наследие эонов
  • ↳ Тайные знания народов. Этническая магия
  • ↳ Мистерии Розы
  • ↳ Блаватская, Рерихи, Клизовский
  • ↳ Мистические истории в жизни
  • ↳ Праздники
  • ↳ Магия Хроноса
  • ↳ Информация для продвинутого уровня
  • ↳ О ДРЕВНИХ. СБОРКА. ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
  • ↳ Свободный Раздел
  • ↳ Темы по вашим Вопросам и Проблемам
  • ↳ Море из капель, магия из великих душ!
  • ↳ Следы Древних и их Магия
  • ↳ О Звездных Расах и Цивилизациях
  • ↳ Интересные мистические и магические документы
  • ↳ ЖИЗНЬ. ГУМАННОСТЬ. ПОЛЕЗНЫЕ ЗНАНИЯ.
  • ↳ Ритуалы и Обряды на Самхейн Хэллоуин
  • Магия Знаков Зодиака
  • ↳ Рыбы
  • Центр Помощи «Авалон»
  • ↳ Посвящения и настройки которые вы можете пройти
  • ↳ КАБИНЕТ МАГИСТРА ИПСИСИМУСА
  • ↳ КАБИНЕТ МАГИСТРА САМИРА
  • ↳ КАБИНЕТ МАСТЕРА БРУХО
  • ↳ КАБИНЕТ МАСТЕРА НИКИФОРА
  • ↳ Периодические издания
  • ↳ Заметки ПЧМ
  • ↳ Магазин Артефактов
  • Площадь
  • ↳ Практические Вопросы
  • ↳ Ответы на Вопросы для Изданий
  • ↳ Интервью с Основателями
  • ↳ ВОПРОСЫ ОСНОВАТЕЛЕЙ К ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
  • ↳ Программа Публикации Тем
  • ↳ Обратная связь
  • ↳ Книги и Тетради Лжемастеров
  • ↳ Разбор и анализ методов Лжемастеров
  • ↳ Книги и Тетради Истинных Мастеров
  • ↳ Платные Школы Магии
  • ↳ *Общение
  • ↳ Творчество
  • ↳ Помощь Магов
  • ↳ Первая Башня Магов
  • ↳ Вторая Башня Магов
  • ↳ Форум Практиков ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
  • ↳ Барахолка
  • ↳ Куплю. Продам. Обменяю
  • ↳ Архив
  • ↳ ЗАЛ ОБСУЖДЕНИЙ И СПОРОВ
  • ↳ Притчи
  • ↳ МАГИЧЕСКИЙ ДАМСКИЙ КЛУБ
  • ↳ Методы и Темы на Проверку

Не клянитесь, ведь там, где клятва, там преступление

В наше время многие люди, не задумываясь о страшных последствиях, дают клятвы, а затем, нарушив их, начинают метаться и не знают, что им делать.

Кроме проклятий и «слов-убийц» существуют такие слова, сказав которые, можно нанести непоправимый вред своей судьбе, особенно если произносить их сгоряча, необдуманно. Ими являются «слова-клятвы». Люди клянутся своей жизнью, родителями, здоровьем, детьми, удачей, Богом, накладывая на все эти дорогие понятия незримую печать запрещения, которая работает до тех пор, пока они не выполнят клятву. И не важно, дал ее человек шутя, вовсе не придавая особого значения сказанным им словам, или ее «вырвали» у него окружающие. Как только человек клянется, по словам экстрасенсов, в его кармическом теле безвозвратно нарушается ход событий. Ведь недаром у слова «клятва» и слова «проклятие» один корень.

Люди клянутся, не думая о последствиях. Например, говоря: «пусть у меня не будет денег», они не подозревают, что тем самым убивают собственную финансовую удачу. И до тех пор, пока не снимут с себя эту клятву, данную, скорее всего, по глупости, у них в жизни ничего не изменится к лучшему.

Фраза типа: «больше никогда не выйду замуж», которую может сказать в сердцах измученная в несчастливом браке женщина, сразу же накладывает на эту женщину венец безбрачия.

Страшнее всего, как говорят исследователи, на жизнь человека влияет клятва, в которой он отдает часть своей судьбы какому-нибудь человеку. Так экстрасенсам известно немало примеров того, когда родители, у которых болеют дети, в сердцах просят забрать у них здоровье и отдать его ребенку. Детям от этого, как правило, легче не становится, тогда, как сами родители начинают болеть, порой очень сильно. Как ни хочется помочь близкому человеку, нужно помнить: у каждого своя судьба, и, жертвуя своей судьбой, никому не удавалось приносить благо ни близкому, ни тем более себе.

Когда люди говорят, что отдадут жизнь или душу за кого-то, то они, как правило, долго не живут. А если кто-то клянется здоровьем собственных детей, то за нарушение клятвы расплачиваются дети, причем самым дорогим – здоровьем. Если человек клянется своими родителями и нарушает данный обет, то несчастья наваливаются на самых старших в семье, а значит, через них наказывается и сам дающий клятву.

Слово «клятва», согласно В. Далю, происходит от «клясть», означающего «проклинать» или «бранить». В других словарях клятвой определено обещание или долг, взятый на себя. Но одно очевидно: клятва, будучи нравственной категорией, накладывает на людей конкретно определенные ограничения.

В давние времена, когда человек давал клятву Богу и нарушал ее, то на воротах его дома свечой выжигали огромное распятие. Клятвопреступник целовал крест и произносил специальную молитву. После чего он съедал землю, столько горстей, сколько концов у распятья. Считалось, что если клятвопреступник оставался жив, то это означало, что Бог его простил, а если нет – значит не было ему прощения.

Пословица гласит: «Где клятва, там преступление!». На Руси клятвопреступление или клятвонарушение издавна считалось тяжким преступлением и большим грехом.

В Священном писании говорится о том, что, давая обет Богу своему, нужно немедленно исполнить его, поскольку Бог обязательно взыщет с человека и на нем будет грех. Пророк Экклезиаст же говорил, что лучше не клясться, нежели клясться и нарушать.

Христианина-клятвопреступника, даже покаявшегося, подвергали десятилетнему отлучению от церкви. Кстати, клятвопреступление Православным христианством относится к смертным грехам, за которые несут ответственность даже потомки грешников.

Недавно в одной из московских газет была напечатана история М., которая вызвала у читателей самые разные мнения. М., которому сегодня тридцать, пять лет назад потерял свою любимую девушку, с которой был вместе еще со школы. Девушка страдала эпилепсией. Она скончалась после очередного приступа. Стоя у гроба, М., будучи в состоянии прострации, поклялся умершей девушке, что никого не полюбит как её и что всю жизнь будет один. Однако после двух лет одиночества он понял, что это состояние начинает его тяготить, уходит молодость, а он не женат. Но странным образом он не мог связать свою жизнь ни с одной из понравившихся ему девушек, у него ничего не получалось. Но и это было не все: М., к которому каждую ночь во сне приходила его первая любовь, стал чахнуть, потерял блеск в глазах, стал слаб и потерян. Однажды, когда он дома был один, ему послышался стук в дверь. Открыв ее, М. увидел свою девушку – бледную, с локонами ниже пояса, она уверенным голосом попросила оставлять на ночь открытой дверь на балкон, чтобы ей легче было к нему приходить. М. отчетливо помнил, как держал ее за руку, а утром, проснувшись, увидел, что дверь на балкон открыта, а на столе стоят две чашки с чаем и фантики от любимых конфет его девушки. Постепенно состояние молодого человека настолько усугубилось, что родители его насильно отвели к психологу. Специалист провел с ним несколько сеансов и посоветовал мысленно отпустить свою любимую. Однако ничего не помогало. Сколько бы М. не старался, у него ничего не получалось. А однажды девушка во сне пригрозила ему отомстить, если он нарушит свою клятву. Видя гаснущее состояние сына, мама М. отвела его к экстрасенсу. Та провела какой-то обряд и наказала каждый день в течение определенного времени молиться и произносить определенные слова. Постепенно М. стало намного легче. У него все начало налаживаться. А однажды девушка во сне попросила принести ей на кладбище кольцо и несколько ее вещей, которые остались у возлюбленного. Через год М. женился. Перед свадьбой он в последний раз видел во сне свою бывшую девушку, которая пожелала ему счастья. Через газету, в которой был напечатан его рассказ, М. настоятельно советовал и просил всех читателей не давать клятвы, не клясться ничем дорогим, особенно у гроба, поскольку выполнить ее удается не всегда, и тогда жизнь превращается в мучение.

Клятву многие дают и сегодня. Правда, клятвопреступникам на дверях крест не выжигают, зато сами клятвопреступники, осознавая, что нарушили клятву, обращаются за помощью к знахаркам, ведуньям и гадалкам, чтобы те помогли бы им и освободили от клятвы.

«Клянусь своими детьми», «клянусь Господом», «клянусь здоровьем»…

Подобные обеты часто играют роль своего рода ударного козыря при выяснении отношений с супругом, возлюбленным и т.д. С их помощью некоторые пытаются произвести желаемое впечатление на человека и выиграть спор. Спор, может, и выигрывают, но войну с судьбой проиграют однозначно. Ведь такие клятвы всегда оборачиваются против того, кто их произносит, а также против его близких.

21 июня. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого

Аудио

5.33. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

5.34. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;

5.35. ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

5.36. ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

5.37. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

5.38. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

5.39. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

5.40. и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

5.41. и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

(Мф. 5, 33–41)

В Нагорной проповеди Господь часто напоминает иудеям о том, что им уже известно. Ветхозаветный закон запрещал клясться именем Божиим. Тем более, что третья заповедь закона Божия запрещала всякое упоминание имени Божиего всуе. Современные Господу иудеи, желая буквально исполнить эту заповедь, вместо этого клялись небом и землей, Иерусалимом, своей головой. Эти-то клятвы и запрещает Спаситель.

Святитель Кирилл Александрийский пишет: «Он запрещает нам клясться небом и землей для того, чтобы мы не воздали твари чести и не боготворили ее… Запрещает также клятву Иерусалимом, поскольку земной Иерусалим есть образ горнего Иерусалима, и только Бог клянется Самим Собой, то есть собственной славой. Поэтому ввиду того, что предмет нашего уподобления превосходит нас, мы не должны клясться ни собой, ни собственной славой. Ибо мы не свободны, как Бог, а находимся под Божией властью».

Таким образом, зная, что все сотворено Богом, клясться каким-либо Его творением – значит клясться Сотворившим. А потому Христос заповедует: Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5, 37).

И эти слова говорят о том, что у человека никогда не должно быть необходимости подкреплять истинность своих слов клятвами или гарантиями. Сам характер человека должен сделать клятву совершенно ненужной. Он сам и его поведение должны быть гарантией.

Борис Ильич Гладков поясняет: «Христос требовал от Своих последователей нравственности выше фарисейской: нищий духом, плачущий о своих и чужих грехах, кроткий, правдивый, милостивый, чистый сердцем и водворяющий мир достоин такого уважения, такого доверия, что ему никогда не придется подкреплять слова свои призывом Бога во свидетели; такому человеку должны безусловно верить все; от него никто не потребует клятвы; его слова да или нет будут вернее, надежнее клятвенных уверений грешника».

Продолжая сравнение Своих заповедей с ветхозаветными, Спаситель цитирует древнейший в мире принцип: Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб (Мф. 5, 38).

Этот принцип носит название «закон Талиона», от латинского слова «талио» – «возмездие». Принцип этот прост: человек, нанесший урон другому, должен получить равное по силе воздаяние.

Конечно, этот принцип не соотносился с идеалом высокой христианской любви, а потому Спаситель отменяет его действие. Господь призывает не воздавать злом за зло и приводит три примера христианского смирения: Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф. 5, 39).

Евфимий Зигабен отмечает: «Повелевает не только не мстить, а скорее подставлять себя ударяющему, чтобы обуздать его терпением и великодушием. Видя это, он не только не нанесет другого удара, но раскается и в первом и примирится, а если ты будешь противиться, то он еще больше воспламенится и ожесточится».

Приводя следующий пример, Спаситель замечает: и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду (Мф. 5, 40).

Дело в том, что иудеи по обыкновению носили две одежды: нижнюю рубашку или тунику, на которую накидывалась верхняя одежда, бывшая обыкновенно дороже первой. Спаситель и говорит, что если кто потребует менее ценное, то нужно отдать ему и более ценное, то есть уступить сверх того, что от тебя ожидают.

Следующий образ речи Спаситель заимствует от древнего обычая. Было установлено, что курьеры, везшие какие-либо приказания, имели право требовать себе проводников и в случае их нежелания ехать принуждать к тому силой.

А потому Господь наставляет: и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два (Мф. 5, 41), то есть если потребуется услуга, даже несправедливо и с принуждением, необходимо оказать ее вдвойне.

Все эти примеры дают понимание истинного смирения и любви Христовой, показывая нам, дорогие братья и сестры, высоту, на которую мы призваны подняться.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

33. Клятвы.

33. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

Заповедь изложена в Лев. 19:12; Чис. 30:3; Втор. 23:21, 23. И здесь опять Спаситель передает кратко только сущность ветхозаветного закона. В Лев. 19:12 запрещается не вообще всякая клятва, а только ложная. Перевод LXX почти согласен с еврейским текстом. В последних двух указанных местах говорится об обетах. Русский и латинский переводы: “не переступай клятвы;” Вульг. non perjurabis, не точны; слав: “не во лжу кленешися;” в евр. Лев. 19:12 прибавлено к слову “не клянись” лашакер – для лжи, что выражается греч. глаголом ????????, который, в отличие от простого ?????, значит клянусь ложно. Поэтому смысл слов Спасителя, по-видимому, таков: не клянись ложно, а когда клянешься (не ложно), то исполняй пред Господом (слав. точнее: “воздаси же Господеви”) клятвы твои.

Так приблизительно Иоанн Златоуст: “что значит исполняй пред Господом клятвы твои? Это значит: когда клянешься, ты должен говорить истину (?????????? ?????).” О клятвопреступлении здесь речи нет.

34. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;

35. ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

36. ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

37. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

Учение Христа о клятвах. Глагол ???????? (клянусь ложно) предыдущего стиха заменен здесь ??????. ?????, ????? соответствует евр. шаба, который производят от шеба, семь – священное число у евреев и на востоке, употреблявшееся при клятвах (Быт. 21:28 след.) и проклятия (Чис. 23:1), и шебуйя, клятва. ?????? соотвт. евр. нишба, т.е. тому же глаголу, но в форме нифал, имеющей возвратное значение в отличие от кал, нишба, следоват., я клялся, в отличиея клял или проклинал. Таким образом, предполагая, что Христос говорил на арамейском языке, можем допустить, что слова Его отличались только по форме и были, следовательно, по значению одинаковы; переводчик же выразил их по-гречески двумя разными глаголами.

Первое впечатление, которое получается при чтении 34-37 стихов, заключается в том, что Христос запретил всякую, какую бы то ни было, клятву вовсе и безусловно. Такое впечатление подкрепляется параллельным местом Иак. 5:12, где апостол говорит: “прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею и никакою другою клятвою (?? ????????… ????? ???? ?????); но да будет у вас: да, да, и нет, нет; дабывам не подпасть осуждению.” Так и поняла эти слова Христа древняя церковь, в смысле абсолютного воздержания от всякой клятвы.

Иустин муч. Apol 1:16: “Он (Иисус Христос) заповедал нам не клясться вовсе, но говорить всегда истину, в словах: не клянитесь вовсе и проч. (буквально приводятся слова 37 ст. с небольшими различиями).”

Евсевий (Церк. Ист. 6:5) рассказывает о мученике Василиде, что его товарищи, по какому-то случаю, требовали с него клятвы; но он утверждал, что клясться ему никак не позволено, потому что он христианин – и открыто исповедовал это. Исповедание Василида сперва принимали за шутку, но когда он твердо стоял на своем, то наконец отвели его к судье, который, выслушав то же самое, заключил его в темницу. Через несколько времени Василид был обезглавлен.

Иоанн Златоуст решительно вооружается против всякой клятвы, говоря, что она позволительна была только для древних, подобно тому, как сосцы позволительны только для детей, а не для взрослых. То, что прилично отроку, неприлично мужу. Одень отрока в одежду человека возрастного, – будет и смешно и опасно для него ходить, потому что он часто будет запутываться. Поручи ему производство гражданских дел, поручи торговлю, заставь сеять и жать, – опять будет смешно.

“Но как же быть, скажешь ты, если кто-нибудь требует клятвы, и даже принуждает к тому? Страх к Богу да будет сильнее всякого принуждения. Если ты станешь представлять такие предлоги, то не сохранишь ни одной заповеди.”

Феофилакт: “клятва, кроме: ей и ни, излишня и есть дело диавола. Но скажешь, неужели и закон Моисея, повелевая клясться, был худ? Узнай, что в то время клятва не составляла худого дела; но после Христа она – дело худое, подобно тому, как обрезываться и вообще иудействовать. Ведь и сосать грудь прилично младенцу, но не прилично мужу.”

Евфимий Зигабен: “пусть, говорит Он (Спаситель), слово ваше удостоверительное, когда что-нибудь утверждаете, будет да; а когда отрицаете: нет. И только этими словами пользуйтесь для удостоверения вместо клятвы, и не употребляйте ничего другого, кроме да и нет. Лишнее против этого (Спаситель) называет клятвою.”

У латинских отцов и церковных писателей встречаем некоторое колебание. Августин, правда, выражается в одном месте столь же категорически против клятвы, как и Иоанн Златоуст. “Господь не хотел, чтобы мы, не произнося клятвы, отступали от истины, а чтобы, произнося клятву в истинном, не приближались к клятвопреступлению.”

Но Иероним думал несколько иначе. Обращая внимание на то, что Спаситель не запрещал клясться Богом, Иероним говорит: “кто клянется, тот или почитает, или любит того, кем клянется. В законе дана заповедь, чтобы мы не клялись, разве только Господом Богом нашим (Втор. гл. 6 и 7)… Обрати внимание на то, что Спаситель здесь не запретил клясться Богом, а небом, землею, Иерусалимом и головою твоею.” Впрочем, замечает Иероним, “евангельская истина не обязывает к клятве (поп recipit juramentum), так как вся речь бывает правдивою и заменяет клятву (cum omnis sermo fidelis pr? jurejurando sit).”

По словам Толюка, “только с пятого столетия начали считать отказ от клятвы делом еретическим” (Bergpredigt, с. 284). И это понятно, почему. Сделавшись господствующей, христианская Церковь вступила в ближайшее отношение к гражданской власти и должна была сделать уступку, потому что клятва требовалась для подтверждения верности царям и правителям, также и в судах. Впоследствии мы встречаемся уже постоянно с многоразличными и интересными обходами положительного закона, данного Христом, в древнейшей Церкви признававшегося почти единогласно. Правда, и новейшие экзегеты иногда прямо и смело высказываются за незаконность клятвы. Так, немецкий комментатор евангелиста Матфея Мейер говорит: “христианство, каким оно должно быть по воле Христа, не должно знать никакой клятвы… Присутствие Божие должно быть настолько живо в совести христианина, что его да и нет, и для него самого, и для других в христианском общества, равняются по значению клятве.” Но, прибавляет Мейер, клятва бывает, однако, необходима при несовершенном состоянии христианства. Поэтому, напр., анабаптисты и квакеры неправильно отвергают совсем клятву, как это сделали Иустин, Ириней, Климент, Ориген, Иоанн Златоуст, Иероним и мн. др.

По словам Цана, “Иисус запрещает не только виды ложной клятвы, но и все роды ее.” Однако в среде протестантских и католических ученых раздается много голосов и в защиту клятвы. Указывают на Спасителя, который Сам не всегда употреблял только да (ей) или нет, но и сопровождал Свои слова более сильными уверениями (аминь и проч.). Когда первосвященник с клятвой потребовал от Него сказать, Он ли Сын Божий (Мф. 26:63), то Он будто бы повторил его клятву в выражении: ты сказал (?? ?????). Апостол Павел не только не учил воздерживаться от клятвы, но и сам произносил ее несколько раз, напр., Рим. 1:9; Флп. 1:8; 1 Фесс. 2:5,10; 2 Кор. 11:11, 31; Гал. 1:20; 1 Тим. 1:21; 1 Кор. 15:31; 2 Кор. 1:23; Евр. 6:16-18. Отрицание клятвы в древней церкви не было безусловным, но находило решительных защитников. Толюк указывает на пример (еретика) Новата (вторая половина 3 века), который, во время причащения, “принуждал бедных людей, вместо благодарения, клясться, и при этом, держа обеими руками руки приемлющего (дары), дотоле не выпускал их, пока тот не поклялся и не произнес известных слов и проч. (Церк. Ист. Евс. 6:43); и еще на Афанасия Александрийского, – который, как ни много избегал клятвы, клялся пред Константином, – и на постановления соборов (против пелагиан).

Отрицание клятвы, говорит Морисон, основывается на неправильном толковании ст. 34, где запрещена Спасителем клятва не абсолютно, а относительно – клятва теми предметами, которые перечисляются дальше. Сам Бог иногда произносил клятву (Пс. 109:4; Иез. 33: 11; Евр. 6:13-18), и Ангелы (Откр. 10:6). По природе вещей не может считаться неправильным подъем души к Богу, как Свидетелю, Покровителю, Защитнику истины и Мстителю за ложь. Человек, который находится в общении с Богом, не может освободиться от ссылок на Бога в той или другой форме.

Цан, утверждавший, что клятва противна христианству, пишет, что только непонимание 33-37 стихов ведет к мысли, что Христос будто бы запретил клятву по требованию гражданских властей, а вместе с тем и добровольное употребление удостоверительных формул в повседневной жизни. Такое мнение несовместимо с общею целью заповедей с 21 ст. Подобно тому, как Спаситель воздержался от всякого суждения о том, должна или не должна власть применить смертную казнь, или о том, в каких случаях развод недозволителен или дозволителен, так и теперь Он не сказал о том, что ученики должны исполнять законы, указанные в 33 стихе, буквально.

Слова мученика Аполлония (180-185 г. по Р. X.), который заявил своему судье, что произносить клятву для христианина есть нечто постыдное, и тут же прибавил: “если ты желаешь, чтобы я поклялся, что мы почитаем императора и молимся за его управление, то я принесу достоверную в этом клятву пред истинным Богом,” Цан называет превосходными. Соблюдая возможное беспристрастие, мы привели доводы рrо и contra клятв. Но какой же вывод может сделать читатель из всего вышеизложенного? Тот, что Спаситель не запрещал клятвы, но ограничил слова клятвенные только “ей ей,” “ни ни,” которые по значению равняются всякой клятве. Этого совершенно достаточно во всякой практике. Этому нисколько не противоречат вышеприведенные цитаты из посланий Апостола Павла и проч., потому что в словах его нет и следа каких-либо формальных иособенно принудительных клятв, и они являются простыми только удостоверениями, в которых апостол призывает имя Божие. Распространенные клятвенные формулы нисколько не служат большим и высшим удостоверением истины сравнительно с простыми “да” и “нет.” Подробные и распространенные клятвенные формулы, произнесенные или по ошибке, или по недоразумению, или вследствие практической невозможности их исполнять, имели иногда роковые последствия. Вообще же, как видно, в словах Спасителя речь идет о запрещении не клятвы, а только различных клятвенных формул, кроме “ей ей,” “ни ни.” Защита принудительных и распространенных клятвенных формул, если принять во внимание многочисленные злоупотребления, какие бывают при этом, показывает только, что защитники вращаются среди дел плоти, где “прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство” (Гал. 5:19-21). И для правительств, и для управляемых, в этой ветхозаветной области, свидетельствующей о продолжении жизни ветхозаветного человека, клятвы необходимы, как и убийства, которые являются противодействием убийствам же. Однако, опять повторим, что защитники как распространенных клятв, так и убийств, пусть никогда не говорят, что они стоят на чисто новозаветной почве, совершенно освободились от власти ветхозаветного человека и переступили в новую область, где любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. В этой новозаветной области, когда все люди войдут в нее, никаких клятв, креме простых удостоверений, не требуется и не будет требоваться. Выступая из Ветхого Завета и стремясь к новому, ветхозаветный человек все менее и менее делается наклонным к убийствам, казням, клятвам и проч. Наоборот, оставляя Новый Завет и стремясь к Ветхому, новозаветный человек проявляет все большую и большую склонность к ним – вследствие понятной практической необходимости, подтверждаемой всякого рода законодательствами.

Первое “да” в 37 ст. некоторые считают за подлежащее, а второе за сказуемое. Смысл: пусть “да” ваше будет “да,” т.е. истинно в утверждениях, а “нет” будет “нет,” т.е. истинно в отрицаниях. Но Цан возражает и считает такой перевод “грамматически недопустимым,” потому что ????, как связь, очевидно относится к ?????, а “да да” и “нет нет” связуемые. Поэтому Цан “осмеливается” повторить догадку, что переводчик здесь затемнил смысл оригинала, который вероятно гласил; “пусть ваше утверждение будет да, и ваше нет – нет,” т.е. пусть ваши да и нет будут истинными и достойными доверия, а не одновременными да и нет, или сегодня да, а завтра нет. Относительно ??? ??????? 37 стиха лучшие толкователи признают, что это средний род единственного числа и, следовательно, здесь разумеется не диавол, а вообще злое в мире. Вместо множественного ??? ??????? поставлено единственное потому, что это грамматически возможно, когда речь идет о коллективных понятиях.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *