Неделя о блудном сыне

Проповедь в Неделю о блудном сыне

Архимандрит Феофилакт (Безукладников)

Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Евангелие от Луки. Глава 15, стихи 11-32

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святая Церковь нас возводит на следующую ступеньку в подготовительный период перед Великим постом, Святой Четыредесятницей. И в этот воскресный день Святая Церковь предлагает нам притчу, сказанную Господом Иисусом Христом, которая записана у евангелиста Луки в 15 главе. Это притча о блудном сыне. Она всем известна. Не будем ее просто повторять, но постараемся увидеть главные, ключевые моменты в этой притче, выделить для себя самое важное и полезное.

Притча говорит о том, что у отца было два сына и младший сын потребовал положенную ему часть имения и, взяв половину отцовского наследства, удалился в далекую страну, где жил распутно, блудно и расточил все свое имение, растратил все отеческое наследство.

Этот сын каждый день пышно пировал и у него было много друзей, которые приходили разделить с ним это торжество и, по сути дела, проедали отцовское наследство. А этот сын наивно полагал, что сегодня он приглашает этих людей к себе на пир и это его настоящие друзья, а завтра они пригласят его к себе, и так они будут жить весело, пышно, торжественно и долго…

Но этого не случилось, потому что, когда закончилось все его имение, богатство, друзей почему-то тоже не стало, они все куда-то испарились. И лишь один из тех, кто с ним пиршествовал, согласился принять его к себе в качестве работника, причем, на самую позорную, унизительную должность — пасти свиней. Это был, видимо, какой-то землевладелец, который принял его с такими условиями на работу, на которые грустно смотреть — он даже не обеспечил его необходимым пропитанием. И, когда этот сын блудный попытался «наполнить чрево свое рожками» (Лк. 15, 16) — зелеными стручками, которые падали с деревьев, — то ему не давали. Кто не давал? Ему не давали свиньи, они его отталкивали и он не мог кушать даже эти рожки.

Казалось бы, этот младший сын потерял все, что он получил от отца, но в его душе еще теплился маленький огонек, который до конца не погас. И, находясь в бедственном положении, в тяжелых обстоятельствах, он все-таки вспомнил о том, что у него есть отец, что он его законный сын, и что там, в доме отца даже последние слуги живут лучше, чем он сейчас.

И он отрезвился, пришел в чувство и сказал себе: «встану, пойду к отцу моему и скажу ему… уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк, 15, 18-19). Так сын смог оценить себя, свое поведение, свою жизнь, увидел, что прожил ее греховно, блудно, нечестиво, расточительно… Он истрезвился.

В таком устроении он возвращается в отчий дом. И отец, который вначале ничего не возражал сыну на его требование взять наследуемую им часть имения, понимал, что, если он вырастил сына и сын, став взрослым, самостоятельным говорит: «дай мне половину того, что ты имеешь», то, пожалуй, возражать уже поздно. Что-то говорить и воспитывать взрослого сына совсем ни к чему, приходится пожинать те плоды, которые были заложены при воспитании. И он отдает сыну подобаюшую ему часть молча, не удерживая, не препятствуя ему уйти из дома с этой половиной наследства.

Но отец не отсек в своем сердце младшего сына, не позабыл его… Он его ждал, любил, за него молился… И, видимо, эти молитвы отеческие дошли до неба, потому что сын возвращается в отчий дом, где отец его ждет. И отец, только увидев его на горизонте, бежит ему навстречу и, услышав первые слова сына: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк. 15,18-19), перебивает его, останавливает, не дает ему до конца произнести этой исповеди. И, наоборот, обращается с распоряжениями к своим слугам: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 22-23). Так проявляется отеческая любовь, позволяющая отцу все простить сыну без всякого упрека.

Далее мы видим образ старшего сына, который никуда не уходил из дома, всегда слушал своего отца, усердно работал в его доме. Возвращаясь в очередной раз с трудного дня, он слышит ликование, радость в доме отца, слышит, что происходит пиршество. И он спрашивает слуг, что случилось в доме отца и почему такое пышное ликование? Слуги отвечают, что пришел его младший брат, который нашелся и отец велел заколоть лучшего теленка и устроить пир. И мы видим, что старший сын в этот момент внутри себя сломался. Сказано, что он возскорбел и не захотел войти на этот пир, это торжество, чтобы его разделить, поучаствовать в нем.

Слыша и видя это, отец выходит и к старшему сыну. Выходит навстречу сам, первый и слышит от него упрек: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка» (Лк. 15, 29-30).

И на этот раз мы видим позицию отца, который очень скромно, тактично, мудро и глубоко отвечает теперь уже старшему сыну. Он говорит ему: «…сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое!» (Лк. 15,31). Ты всегда находился в отчем доме, а теперь говоришь о козленке, которого ты, якобы, не получил, чтобы пиршествовать с твоими товарищами. Но спрашивается — ты хотел пиршествовать, веселиться, заколов этого козленка, забыться в весельи, но от чего забыться? От той отеческой любви, в которой ты пребывал?» Он говорит: «да, я сегодня устроил пир, но каков был мотив? Твой младший брат умер и воскрес, погибал и нашелся. Вот это основание, это достойный повод для того, чтобы устроить в нашей семье пир».

Итак, мы видим, что между старшим и младшим братом возникло недоверие. Причиной тому, братья и сестры, является наш эгоизм. Сегодняшняя притча Господня, по сути, есть продолжение той притчи, которая читалась в прошлое воскресенье. Старший сын очень четко выражает собой образ фарисея, который, как будто бы, все соблюдает, ничего не нарушает. А младший сын являет образ мытаря, который во всем виноват, но кается искренне, глубоко и серьезно.

И мы видим образ Отца — олицетворение той Церкви, которую Господь создал на земле. Что делает Отец? Он преодолевает рознь, недоверие, вражду между его чадами — старшим и младшим сыном. Он помогает каждому из них вернуться в свое достоинство или устоять в своем достоинстве. Помогает не потерять мир, доверие и согласие между собой, которое утрачивается между людьми вследствие эгоизма, себялюбия, стремления моментально исполнить все намерения и желания, которые возникают.

Вот это, братья и сестры, приводит, к полному разъединению в нашем обществе. И под образом Отца мы понимаем Святую Церковь, которая равно с любовью принимает тех, которые когда-то отпали от Святой Церкви, ушли в безбожие, а потом вернулись. А также принимает и тех с любовью, которые никуда из этой Церкви не уходили, всегда были в ней. И Святая Церковь призывает к тому, чтобы между нами, членами ее, независимо от того, кто как до этого жил, были бы мир, союз, любовь, понимание и доверие.

Это очень тяжело сделать, потому что люди, видя эгоизм друг друга, разъединяются. И Святая Церковь призывает нас сегодня и всегда молиться о мире всего мира, собирая нас на службу и говоря нам, что никакая сила дьявольская не сможет противостоять силе молитвы, молитвы церковной. Она нас также научает прощать друг другу, прощать искренне, глубоко, серьезно, приучает нас не упрекать друг друга. Приучает нас к общению друг с другом, чтобы мы не замыкались, не разъединялись.

Именно на это толкает нас страх. Казалось бы, как я пойду на какую-то встречу, какое-то совещание, если меня там все обманывают, когда у меня от их поведения возникает полное недоверие ко всем. Как там решать вопросы и проблемы? И Святая Церковь отвечает нам, как это делать — надо молиться о тех людях, с которыми мы живем, общаемся, трудимся или отдыхаем. И молитва с верой способна изменить их души.

Кроме того, когда мы хотим с теми людьми общаться, мы должны молиться, чтобы Господь укрепил их души, силу их души, чтобы они, общаясь с нами, не врали, не обманывали нас. А сказали ту нужную правду, которая нужна мне и ему.

Вот этому научает нас сегодняшняя притча и мы видим ее более глубокий смысл, под образом Отца подразумевая Святую Церковь, которая хочет, чтобы под своды Святой Православной Церкви вернулись и собрались все ее чада. И пускай нам в этом поможет Господь и Царица Небесная. Аминь.

This post is also available in: Украинский

Проповедь говорит протоиерей Павел Рафальский. 28.02.2016.

https://petra-pavla.church.ua/files/2016/05/2016-02-28-Отец-Павел-проповедь-О-блудном-сыне.mp3

Скачать запись: Проповедь о блудном сыне

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Любовь Отца нашего небесного постоянно пытается дать нам все условия жизни, чтобы мы наконец-то вспомнили, откуда мы пришли и куда идем. А пришли мы от Бога, потому что Он нас сотворил. Сотворил нас для вечной, счастливой, блаженной жизни. Естественно, мы в нашей жизни все счастье ищем. Все наши мысли, все наши чувства, вся наша воля действительно направлена на то, чтобы делать так, чтобы все споспешествовало к приобретению счастья в этой жизни. Каждый счастье понимает по-своему и соответственно своему разумению и пониманию направляет все свои силы и телесные, и душевные к приобретению этого искомого счастья. Но сегодняшний день особенный и в том смысле, что Господь нам напоминает, не просто что мы дети Божии, а что наше настоящее счастье заключается в жизни с Богом. Поэтому необходимо жизнь потратить для того, чтобы в этой жизни найти Бога. Поэтому Господь нам и приводит в пример сегодня двух сыновей одного отца.

Один сын старший, другой сын младший. Старший сын, как мы видим, остается постоянно в доме отца своего, наслаждается всеми благами, которые есть у отца его, и причем, наслаждается даром, потому что отец любит своего сына и все дал ему во владение. Но младший сын, мы видим, в одно мгновение пытается сбросить с себя иго заботы отеческой, говорит:

– Отче, отдай мне все, что мне принадлежит, и я сам буду распоряжаться всем, как мне угодно.

Мы знаем трагические последствия, которые встретил на своем пути младший сын. Он взял все, что дал ему отец по праву, что ему принадлежало и отправился в далекую страну. Пока он был богат, пока в его кармане были деньги, он жил весело, ни о чем не заботился. Используя дар своего отца, не задумываясь о том, что необходимо трудится, чтобы заработать себе на пропитание, необходимо благоразумно использовать средства. Но пришел тот момент, когда младший сын растратил все свое имущество, растратив все отеческое придание, вдруг обнищал. Нищета заставила его скитаться и голодать, одежда износилась, тело требовало питания. А где было взять? Где было взять одежду? Думает сын: «Наймусь я работником, чтобы зарабатывать и питаться». Но кто возьмет и даст хорошую работу тому, кто отказался уже однажды от заботы, от пользования даром, благами, кто однажды нарушил верность своей любви к родителям? Такой человек в глазах посторонних людей был уже ненадежен. Потому что, если он не почтил своих родителей, то тем более не почтит чужих людей. Поэтому работа, которая ему досталась, была – пасти свиней. И вот, изнурившись, за целый день на пастбище, младший сын хотел напитаться даже рожками, которыми питались свиньи. Но свиньи все съедали. Можно только представить себе бедственное состояние этого юноши. И вот, наконец-то, настает тот момент прозрения, когда он вспоминает, откуда он ушел. Он вдруг вспоминает ту заботу, ту радость которую он имел в доме отца своего и говорит: «Вот здесь я наемник, вот здесь хотя я работаю с утра до вечера, и не имею чем напитаться. Разве у отца моего нет наемников? Пойду. Он, конечно, не захочет меня восстановить меня в числе своих сынов, но я хотя бы наймусь к нему, и, возможно, отеческая его любовь, будет щедрой, и мне хотя бы выплатят заработную плату».

Он думает о себе очень плохо, он действительно осознает свою вину, и понимает, что простить его отцу очень сложно. Но что он видит? Как только отец услышал о возвращении своего блудного сына, как говорит Священное писание, он выбежал навстречу своему сыну. Не просто идет, не спеша, но выбегает с величайшей радостью, падает к сыну своему заблудшему на плечи обнимает и целует его. Говорит слугам: «Принесите ему лучшую одежду, наденьте ему царский перстень на его палец. Потому что, вот мой сын был мертв и ожил».

Для чего, возлюбленные, Господь нам рассказывает эту притчу? Для чего обращается к нам с такими поучениями? Да потому, возлюбленные, что он верит, что в наше время повторяется то же, что произошло со старшим сыном, и что, по большей части, происходит с нами, как произошло в жизни с младшим сыном.

Под двумя сынами подразумеваются люди праведные, которые знают своего Бога, знают закон Божий. Которые, живя по закону Божиему, не подпадают под тяжесть греха, не подпадают под тяжкие последствия греха, но живя всегда с Богом – источником всех благ, они постоянно пользуются его любовью, его заботой, его милосердием, всегда успевают в своем деле, и нет у них плача и слез.

Младший сын символизирует людей грешных. Потому, что когда младший сын говорит: «Отдай мне мое имение»,- Святые отцы говорят, что под имением подразумевается наш разум, который нам, каждому, Господь даровал.

Еще в зачатии, еще в утробе матери, когда образуется тело и душа человека, Господь уже вознаграждает будущую личность, будущего человека разумом и свободой действия. Когда приходим в сознание, мы используем свой разум и пользуемся своей свободой, и это зависит только от нас. И вот мы видим, что младший сын только до определенного возраста пользовался благами отца своего, был послушным ему, но пришло время, когда он сам, самостоятельно, свободно выбрал жизнь без отца. Вот так, возлюбленные, и в нашей жизни происходит: никто нас не заставляет грешить. И невозможно оправдать свой грех обстоятельствами. Мы своей свободной волей выбираем или следовать закону Божьему, или следовать своему желанию.

И что мы видим? Отец отпускает своего неразумного сына. Так и Бог, когда мы согрешаем, когда мы свободно выбираем грех, он не препятствует нам это делать. Потому что сам даровал нам разум, которым мы должны разумно пользоваться и даровал нам свободу выбора.

Отсюда и следует то, что всякий грех, который мы сами делаем, мы сами за него отвечаем. Никто не виноват, ни Господь, никто не виноват из окружающих, только мы сами, своим свободным выбором, своим разумом определяем, согрешим мы или нет. И что же происходит, возлюбленные, с нами, когда мы выбираем жизнь не с Богом, а выбираем жизнь с собой? Мы удаляемся, по слову писания, в «страну далечу». То есть мы удаляемся от Бога, от источника любви и всех благ, мы своими силами начинаем жить в этом греховном мире. Мы думаем, что нашего разума достаточно, чтобы все знать. Мы думаем, что наших сил достаточно, чтобы нашими силами достигнуть долгожданного счастья. Но на деле, в жизни оказывается совершенно по-другому. Так как и младший сын постепенно обнищал, так и мы погрязаем в грехах, чувствуем эту нищету духовную. Грех настолько поглощает нас, что в душе поселяется не радость, а пустота. И человек еще больше начинает искать истину, еще больше начинает стремится к счастью, но к сожалению не может понять, где же оно. Вот и работаю, вот и все силы направляю к достижению, одно достиг – оно не удовлетворяет, другого достиг – оно не удовлетворяет. Пустота в душе еще больше усиливается, угрызения совести еще больше усиливаются. Бедственное нищее духовное состояние, потому что источник всякого блага далеко. А человек, который добровольно выбирает служить не Богу, а твари, обожествляет, возможно, свое чрево, которому постоянно угождает, всю жизнь свою устраивает так, чтобы хорошо и вкусно питаться, чтобы завтрак, обед и ужин был полноценным, чтобы на его столе присутствовали какие-то иностранные блюда. А другой, наоборот, видит свое счастье в том, чтобы приобретать все больше и больше имущества, день и ночь не спит, приобретая великие богатства. Но чем больше приобретает, чем вкуснее ест, тем больше убеждается, что это не приносит никакого удовлетворения. Душа еще тем больше опустошается. Кто-то делает идолов, а кто-то начинает искать счастье или подсказку к счастью у бесов, начинает верить снам, начинает верить Луне или звездам, доверяет гороскопам, доверяет гадалкам и экстрасенсам и т.д. и т.п. И еще больше удаляется от Бога. И Господь не препятствует человеку. Ты выбираешь это свободно. Но за все к чему ты придешь, отвечать будешь ты сам.

Недаром Священное Писание выбирает образ свиньи. Потому что каждый внешне уподобляется виду свиньи. Это животное выбрано не случайно – не потому что оно плохое, а потому что его анатомия устроена так, что глаза его постоянно обращены вниз. Свинья не может смотреть вверх. И вот человек грешный уподобляется свинье в том случае, когда все его устремление завязано или привязано к своему чреву. Грешник не может поднять глаза к небу, вспомнить, что там есть Бог, что есть какой-то высший закон, которому необходимо следовать для приобретения настоящего счастья. Опытные люди знают, что для того, чтобы свинью укротить, ее необходимо перевернуть вверх ногами, чтобы она посмотрела вверх. И поразительный эффект происходит. Она как будто впервые видит небо и затихает.

Так, возлюбленные, происходить с человеком, который приходит к покаянию, он вдруг вспоминает, что не только земное существует, что существует над ним небо, а на небе есть Бог. И есть закон, которому необходимо следовать, чтобы найти настоящее счастье. И вот начинается обращение человека к Богу. И в этот момент необходимо понимать, что нет такого греха, которым мы согрешили бы, а потом искренно в нем раскаялись бы, и Бог бы нам его не простил. Господь целует за всякое намерение к покаянию всякого человека.

Какой бы тяжкий грех в глазах людей не совершил человек, Бог его всегда прощает. Он как будто выбегает навстречу грешнику со своей помощью, со своей любовью, милосердием и прощает ему, чтобы человек снова пришел к Богу, прощает, чтобы человек снова вернулся в свое отечество небесное, чтобы снова обнаружил в себе источник счастья, потому что источник счастья добровольного и свободного выбора находится внутри нас. Но мы, возлюбленные, знаем,, что старший сын, когда увидел, что младший пришел, и отец его простил, то вознегодовал. О ком это говорится? Это говорится о всех людях лицемерно праведных, которые имеют только внешний вид праведности, а внутренне Его отвергающие. Такие люди, когда видят, что грешный человек кается, не радуются о нем, а, наоборот, печалятся. Потому, что думают, что они праведные, достойные любви Божией, а Господь прощает вот такого недостойного человека. Многие есть люди, которых мы не любим, много есть людей, на которых мы смотрим с гневом, которых называем антихристами, в которых видим источник всех наших несчастий. И, не дай Бог нам подумать, что такие люди могут покаяться. Мы уже сейчас их определили в ад. Уже сейчас они достойны мучения и всяких наказаний уже в этой жизни. Вот эти люди, подразумеваются под старшим сыном. Негодование за покаяние свойственно нам – недостойным, считающим себя ложно праведными.

Потому что, возлюбленные, любовь, милосердие и доброта, как их понимают, и как их к нам применяет Бог, выше нашего представления о добре и зле. Поэтому сегодня, возлюбленные, Господь нас призывает вспомнить, что мы от него вышли, и к нему должны придти. Но препятствием к этому является наш грех.

А самое главное, наша свобода – свобода воли. Поэтому необходимо принудить свою свободу, принудить свой разум избрать Бога. И тогда Господь выбежит нам навстречу со своей милостью, со своей любовью. И нет такого греха, в котором бы человек покаялся, а Господь бы его не простил. Помним это! И с таким чувством приступим к Великому посту. Чтобы действительно очиститься от всех наших грехов и прегрешений и быть достойными любви Отца нашего небесного

Аминь.

Просмотры(58)

Неделя о блудном сыне

Рембрандт. «Возвращение блудного сына». Около 1666—1669 года. Государственный Эрмитаж)

Неде́ля о блу́дном сы́не, Неде́ля блу́дного сы́на (греч. κυριακὴ τοῦ ἀσώτου) — второе из четырёх воскресений подготовки к Великому посту в Православных церквях, которое следует после Недели о мытаре и фарисее и пред Неделей о Страшном Суде.

Евангельское чтение

В этот день на литургии читается Евангелие от Луки, зачало 79 (Лк. 15:11–32), притча о блудном сыне, откуда и берется название этого дня (на церковно-славянском «неделя» это воскресение). В притче рассказывается о двух детях, живших у отца. Старший сын всё время жил со своим отцом; а младший сын взял часть имущества, с согласия отца, и ушел в далёкую страну, где потратил его, живя блудно. Вскоре в той далёкой стране наступил голод, и младший сын был вынужден пойти в наёмники к жителю той страны, у которого он стал свинопасом. Желая утолит свой голод, он хотел есть рожки (стручки), которыми питались свиньи, но ему это сделать не дали. Вспомнив, что наёмники у отца живут лучше его, он решил вернутся в отеческий дом. Когда он приближался к дому, но был еще далеко, то отец увидел его и вышел к нему навстречу; отец обнял сына и поцеловал его. Младший сын принес покаяние перед отцом, сказав, что согрешил перед небом и перед отцом и уже не достоин называться сыном. Тогда отец дал ему лучшую одежду, сапоги и перстень, зарезал тельца и устроил пир в честь возвращения блудного сына. Вскоре с поля вернулся старший сын, узнав о веселии он возмутился и стал высказывать отцу, что он всю жизнь помогал отцу и не получил того, что дал в данный момент младший блудный сын от отца. Примиряя его с братом, отец объяснил ему, что младший брат погибал, а теперь спасся, поэтому надо радоваться о возвращении заблудшего брата.

Другие особенности богослужения

На православном богослужении в этот день, начиная с вечерни, поют песнопения — стихиры, а на утрени поют канон и хвалительные стихиры, связанные с притчей о блудном сыне. В песнопениях церковь сравнивает всех без исключения христиан с блудным сыном по причине греховных поступков каждого без исключения и от имени верующих приносит покаяние и просит прощения грехов перед Отцом Небесным — Богом.

Кроме того, на утрени в Неделю Блудного сына сразу после полиелея поется псалом 136: «На река́х вавило́нских», с аллилуйей красной. А после чтения Евангелия на утрени покаянные тропари, первый из которых: «Покая́ния отве́рзи ми́ две́ри Жизнода́вче, у́тренюет бо дух мой ко хра́му свято́му Твоему́, храм нося́й теле́сный весь оскверне́н: но яко щедр, очи́сти благоутро́бною Твоею́ ми́лостию.». Эти тропари будут петь затем в продолжении всего Великого поста на утрени по воскресеньям до пятой Недели Великого поста — Марии Египетской, включительно.

Конда́к в неделю блудного сына

На греческом На церковнославянском
(транслитерация)
На русском
Кондак глас 3. Подобен: Дева днесь: ( Ἦχος γ’ Ἡ Παρθένος σήμερον) : Τῆς πατρῴας, δόξης σου, ἀποσκιρτήσας ἀφρόνως, ἐν κακοῖς ἐσκόρπισα, ὅν μοι παρέδωκας πλοῦτον· ὅθεν σοι τὴν τοῦ Ἀσώτου, φωνὴν κραυγάζω· Ἥμαρτον ἐνώπιόν σου Πάτερ οἰκτίρμον, δέξαι με μετανοοῦντα, καὶ ποίησόν με, ὡς ἕνα τῶν μισθίων σου. Оте́ческия сла́вы Твоея́ удали́хся безу́мно, в злых расточи́в е́же ми пре́дал еси́ бога́тство. Те́мже Ти блу́днаго глас приношу́: согреши́х пред Тобо́ю О́тче ще́дрый, приими́ мя ка́ющася, и сотвори́ мя я́ко еди́наго от нае́мник Твои́х. От отеческой славы Твоей удалившись безумно, я расточил в пороках данное мне Тобой богатство. Потому вопль блудного сына обращаю к Тебе: «Согрешил я пред Тобою, Отче милосердный, прими меня, кающегося, и поступи со мной, как с одним из наемников Твоих!»

Примечания

  1. в переводе: Покаяния врата отверзи мне, Податель жизни, ибо с рассвета стремится дух мой ко храму святому Твоему, / нося весь оскверненный телесный храм. / Но Ты, как сострадательный, очисти его благосердною Твоею милостью.
  2. Богослужебные книги на греческом. Постная Триодь, Неделя блудного сына (недоступная ссылка)
  3. Богослужебные книги. Постная Триодь, Неделя блудного сына Архивировано 22 февраля 2014 года.
  4. Богослужебные книги, переводы. Постная Триодь, Неделя блудного сына

Литература

  • Блудного сына неделя
  • Неделя о блудном сыне
  • Григорий Двоеслов Сорок бесед на Евангелия Беседа 34
  • Толковая Библия под ред. Лопухина. Новый завет. Том 1 Евангелие от Луки Глава 15
  • Феофилакт Болгарский Толкование на Евангелие от Луки. глава 15
  • Синаксарь в неделю о блудном сыне

Пасхальный цикл в православном календаре

Неделя память святых отцов седьмого Вселенского собора • Дмитриевская суббота • Подготовительные недели к Рождеству Христову • Неделя святых праотец • Неделя святых отец • Неделя по Рождестве Христовом: Неделя святых богоотец • Неделя новомучеников и исповедников российских. • Неделя о Закхее-мытаре • Подготовительные недели и седмицы к Великому посту • 1-я Неделя: О мытаре и фарисее • 2-я Неделя: О блудном сыне • Вселенская родительская суббота (мясопустная) • 3-я Неделя: О Страшном суде • Сырная седмица • Суббота сырной седмицы: Собор всех преподобных отцов, в подвиге просиявших • 4-я Неделя: Прощёное воскресенье (Память Адамова изгнания) •

Великий пост • 1-я седмица Великого поста • 1-я Суббота Великого поста: Память Феодора Тирона • 1-я Неделя Великого поста: Торжество Православия • 2-я седмица Великого поста • 2-я Суббота Великого поста родительская • 2-я Неделя Великого поста: Память Григория Паламы • 3-я седмица Великого поста • 3-я Суббота Великого поста родительская • 3-я Неделя Великого поста: Крестопоклонная • 4-я седмица Великого поста • 4-я Суббота Великого поста родительская • 4-я Неделя Великого поста: Память Иоанна Лествичника • 5-я седмица Великого поста • Четверг 5-й седмицы Великого поста: «Мариино стояние» • 5-я суббота Великого поста: Похвала Пресвятой Богородицы • 5-я Неделя Великого поста: Память Марии Египетской • 6-я седмица Великого поста • Лазарева суббота • Вход Господень в Иерусалим • Страстная седмица • Великий понедельник • Великий вторник • Великая среда • Великий четверг • Великая пятница • Великая суббота •

Пасха • 1-я седмица по Пасхе: Светлая седмица • Светлый понедельник • Пятница Светлой седмицы: Живоносный Источник • 2-я Неделя по Пасхе: Неделя апостола Фомы • 2-я седмица по Пасхе • Вторник 2-й седмицы по Пасхе: Радоница • 3-я Неделя по Пасхе: Память Жён-мироносиц, Иосифа Аримафейского и Никодима • 3-я седмица по Пасхе • 4-я Неделя по Пасхе: О расслабленном • 4-я седмица по Пасхе • Среда 4-й седмицы по Пасхе: Преполовение Пятидесятницы • 5-я Неделя по Пасхе: О самаряныне • 5-я седмица по Пасхе • Среда 5-й седмицы по Пасхе: Отдание Преполовения Пятидесятницы • 6-я Неделя по Пасхе: О слепом • 6-я седмица по Пасхе • Среда 6-й седмицы по Пасхе: Отдание праздника Пасхи • Четверг 6-й седмицы по Пасхе: Вознесение Господне • 7-я Неделя по Пасхе: Память святых отцов Первого Вселенского собора • 7-я седмица по Пасхе • Пятница 7-й седмицы по Пасхе: Отдание праздника Вознесения Господня • Суббота 7-й седмицы по Пасхе: Троицкая родительская суббота • 8-я Неделя по Пасхе: Пятидесятница • 1-я седмица по Пятидесятнице • Понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице: День Святого Духа • Суббота 1-й седмицы по Пятидесятнице: Отдание праздника Пятидесятницы • 1-я Неделя по Пятидесятнице: Собор всех святых •

Петров пост • 2-я Неделя по Пятидесятнице: Неделя всех святых, в земле Русской просиявших • Неделя святых отцов шести Вселенских соборов •

Сказал Господь притчу сию: У некоего человека было два сына. И сказал младший из них отцу: «Отец, дай мне причитающуюся мне часть состояния». И он разделил им имение. И спустя немного дней, собрав все, младший сын отбыл в дальнюю страну и там растратил имение свое, живя беспутно. И когда он израсходовал все, настал сильный голод в стране той, и он начал нуждаться. И пошел, прибился к одному из граждан той страны, и тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был бы наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, он сказал: «Сколько наемников отца моего имеют хлеб в избытке, а я погибаю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отец, согрешил я против неба и пред тобою; я больше не достоин называться сыном твоим; прими меня, как одного из наемников твоих». И встав, он пошел к отцу своему. И когда был он еще далеко, увидел его отец его и сжалился. И побежав, пал на шею ему и расцеловал его. Сказал же ему сын: «Отец, согрешил я против неба и пред тобою; я больше не достоин называться сыном твоим». И сказал отец рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: будем есть и веселиться, ибо этот сын мой мертв был – и ожил; пропадал – и нашелся». И начали веселиться. А сын его старший был в поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал он музыку и пляски; и подозвав одного из слуг, он спрашивал, что бы это могло быть. И тот сказал ему: «Брат твой пришел, и заколол отец твой откормленного теленка, так как принял его здоровым». Он рассердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, упрашивал его. А он в ответ сказал отцу: «Вот, я столько лет как раб служу тебе, и никогда заповеди твоей не преступал; и мне ты никогда не дал козленка, чтобы мне с друзьями моими повеселиться. А когда пришел сын твой этот, проевший имение твое с блудницами, ты заколол для него откормленного теленка». Он же сказал ему: «Дитя мое, ты всегда со мною, и все мое – твое; но надо было возвеселиться и возрадоваться, что этот брат твой мертв был – и ожил; пропадал – и нашелся». Лк 15:11–32

– И все совпало?

– Более чем в семидесяти случаях из ста. Но ведь даже по телефону, бывает, не расслышишь некоторые слова, приходится переспрашивать. Не забывайте, что между ними было две тысячи километров расстояния, толща морской воды, корпус подводной лодки, всевозможные изолирующие переборки.

– Но если все мы что-нибудь излучаем, если импульсы летают в эфире, почему же мы их не слышим?

– Я уже говорил: не умеем пользоваться приемником. В эфире, например, мечутся радиоволны, самые разнообразные: и музыка, и речи, и сигналы бедствия. Но нужно нажать клавишу, чтобы приемник начал работать, потом нужно при помощи рукоятки поймать волну. Я говорил вам, что в нашем организме поставлены некоторые тормозящие устройства. Знаете ли вы, что люди с так называемой расстроенной психикой утверждают и настаивают, будто они постоянно испытывают на себе действие посторонней воли? Некий голос им приказывает совершить те или иные поступки. Тысячи фактов, подтверждаемых медициной. Что ж, может быть, иногда перегорают предохранители.

Однако мы отвлеклись. Значит, давайте заключим союз в пользу науки и прогресса. На пять сеансов. Сейчас поясню. Когда вы уедете к себе в город, мы с вами осуществим пять сеансов биосвязи. В определенные дни, в определенный час и определенную минуту вы уединитесь (за час до сеанса), сосредоточитесь и в нужное мгновение нарисуете на бумаге то, что я вам в это время пошлю. Сначала это будет простенькая геометрическая фигура: квадрат, треугольник, круг, крест, ромб или даже простая линия. Второй раз сложнее (мы условимся), потом еще сложнее. В конце концов вы напишите целую фразу. Например, «Я вас не люблю», или «Волга впадает в Каспийское море», или что-нибудь в этом роде, я придумаю. Тотчас после сеанса вы запечатаете результат в конверт и пошлете мне. А я вам. Будем сверять наши рисунки и каракули. Вы согласны?

– Конечно, это так интересно и необыкновенно.

– Когда вы выезжаете в свой город?

– Одиннадцатого июля.

– Отлично. Шестнадцатого июля, в последнюю минуту десятого и в первую минуту одиннадцатого часа по московскому времени, у нас будет первый сеанс биосвязи. Только вы уж не подведите меня, любезная Надежда Петровна. Вы умеете держать свое слово?

– Я обещаю вам, Казимир Францевич, что бы ни случилось (если, конечно, буду жива), шестнадцатого в десять часов… Короче говоря, я обещаю.

Мы начали наш рассказ именно с того, что этот самый день, 16 июля, не удивил Надю с утра ничем необыкновенным, хотя она, как только проснулась, подумала о предстоящем опыте. Опыт не выходил у нее из головы ни когда она умывалась, ни когда завтракала, ни по дороге в редакцию. У нее был маленький уютный кабинетик с окном на старинную церквушку. Надя не разглядывала церквушку, как не разглядывают у себя в квартире давно висящую картину, но все же замечала, что немудреный пейзажик успокаивает, если очень устанешь, что он хорош, может быть, именно своей неназойливостью, тем, что нет в нем ничего лишнего. Нужно только смотреть как можно дольше. Она радовалась, что ей не досталось окно другого сотрудника газеты, Миши Кулебякина. У того за окном пыльная бугристая улица и учреждение с вывеской «Леспромхоз».

Зайдя в кабинетик, Надя открыла стол, разложила бумаги, мянут пять по привычке поглядела в окно, чтобы успокоиться с дороги, и принялась за работу. Но все ее мысли были о том, что вот здесь же, за этим столом, сегодня в 10 часов вечера должно произойти чуть ли не чудо. Она примет сигнал из Крыма, зафиксирует его на бумаге. Наверное, все это чепуха. Что ж, тем интереснее проверить этот опыт.

В дверь кабинетика громко постучали, и на пороге появился незнакомый Наде человек. Он шагнул вперед, и в кабинетике сразу же стало тесно. Вместе с тем в нем стало как будто светлее, – может быть, от выгоревших соломенных волос парня, может быть, от его улыбающихся глаз, может быть, от его приветливой и доброй улыбки.

Он был одет по-дорожному, но со вкусом. Просторная мягкая куртка. Случайно ли, нет ли, носки и рубашка одинакового терракотового тона. «Не наш, приезжий», – в первую секунду отметила Надя. Да и держится как-то… и скромно, и свободно. Чаще случается – либо уж не гнутся ни руки, ни ноги, либо уж неприятная развязность, как на шарнирах.

– Здравствуйте, – все еще улыбаясь, заговорил вошедший. Однако не полез с рукой, а выдержанно дождался, когда Надя сама первая решилась протянуть руку. – Я – молодой поэт. Зовут меня Иваном. Мне сказали, что все молодые поэты – ваше ведомство. Значит, я прямо к вам.

– Ну что же… Это правда… А стихи у вас с собой или вы хотите прочитать и получить консультацию? Вы не стесняйтесь, прочитайте какое-нибудь стихотворение, разберемся.

Иван улыбнулся.

– Стихи потом. Я по другому поводу. Собственно, я приезжий. Из Москвы. Скорее даже не приезжий, а проезжий, потому что сегодня же вечером сажусь на пароход и еду дальше по Ледовитому океану. Мне хотелось бы днем хорошенько познакомиться с городом. Старина и прочее. Я думал, если бы вы пожелали помочь. Вы ведь давно уж в этом городе.

– А почему, собственно, я должна играть роль экскурсовода? Есть музей, у него свои сотрудники.

– Все это так. Но очень уж эти сотрудники доскональный народ. Заговорят. Хотелось бы более непринужденно. И потом, лучше, когда тоже литератор. Ваш главный редактор, например, встретил меня более сердечно. Между прочим, именно он посоветовал мне обратиться к вам.

– Простите, вы сказали, что вы московский поэт. Как ваше полное имя?

Наде хотелось уязвить добродушного парня. Мол, что-то не приходилось слышать. Но вместо того она вспыхнула и закраснелась. Имя ей было хорошо знакомо. Она даже написала однажды небольшую рецензию на книгу стихов Ивана Спешнева, она даже знает наизусть два его стихотворения! «Боже мой, а я ему предлагала, чтобы он прочитал стихи, хотела проконсультировать. Боже мой, какой конфуз!»

– Ну так что же, согласились бы вы подарить проезжему москвичу несколько часов вашего драгоценного времени? Начальство не возражает.

– Я, конечно, могу. Но в смысле пользы… Я, право, не знаю – все эти монастыри, церкви…

– Польза будет. Спасибо, что соглашаетесь. Значит, начнем с Никиты Мученика.

– С какого Никиты? – переспросила Надя.

– Да вон с того, что смотрит на вас через окно ежедневно с девяти до семнадцати.

– Ну вот, а я не знала, что это мученик. – Ей хотелось добавить для каламбура: «Разве уж так мучительно смотреть на меня с девяти до семнадцати?» – но она вовремя спохватилась, что острота получилась бы дешевенькая и пошленькая.

Они пошли по городу. Собственно, показывал и рассказывал больше приезжий, а Надя только хлопала глазками и удивлялась. У Никиты Мученика оказались какие-то необыкновенные кокошники над окнами. В Ризо-положенском монастыре в Успенском соборе прекрасно сохранились фрески, будто бы школы Дионисия. Дионисий же будто бы ни много ни мало – Моцарт русской живописи.

Надя часто ходила мимо монастыря, но ей почему-то больше нравилась высокая причудливая колокольня, нежели простенький, с узкими окнами собор. А оказалось, что колокольня построена сто лет назад и не имеет никакой ценности по сравнению с собором.

Они долго ходили по собору, разглядывая яркую роспись. Иван рассказывал ей разные библейские сюжеты. И то, что казалось раньше цветными пятнами, пробежало бы мимо глаз и сознания, разворачивалось в стройную картину, приобретало смысл. Насмешила их одна фреска. Художник иллюстрировал известное изречение: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата своего, в своем же глазе бревна не зришь». Так и нарисовано было большое сосновое суковатое бревно, как бы торчащее из глаза.

– А это притча о блудном сыне, – толковал Иван. – Самый емкий литературный жанр – притча. Квинтэссенция мудрости. Она приложима к тысячам случаев в жизни во все века, при любом социальном укладе.

Когда ходили по городу, Надя стала вдруг замечать то старинный домик, на который раньше не обращала внимание, то необыкновенные наличники, то необыкновенный фонарь над крыльцом – крупицы красоты, дошедшие из прошлой жизни. Она поймала себя на том, что ей интересно с Иваном, что за эти полдня она узнала о городе больше, чем за предыдущие два года. Да и не в том дело, что узнала, – что-то такое поняла. Как бы появился новый взгляд, который теперь уж останется навсегда. Чувство благодарности к высокому плечистому человеку, уверенно шагающему по деревянным окраинным тротуарам, тепло разлилось в сердце.

LiveInternetLiveInternet

ЦЕРКОВНЫЙ ГОД

ТОЛКОВАНИЕ НА ПРИТЧУ О БЛУДНОМ СЫНЕ
Святитель Григорий Палама, архиеп. Фессалонитский
См. также:

  • Церковный год >> Неделя о блудном сыне
  • Церковный год >> Неделя 2-ая Великого поста, свв. Григория Паламы

У некоторого человека, — говорит Господь, — было два сына. Здесь под тем человеком Господь говорит о Самом Себе, и тут нет ничего удивительного. Ибо если воистину Он стал ради нашего спасения Человеком, то что удивляться, если ради нашей пользы Он представил Себя (в притче) одним из людей.

Итак, у некоторого человека, — говорит Он, — было два сына; так различие нрава разделило на двое единое естество; как и различие между добродетелью и греховностью множество разбило на две группы. И у нас бывает, что мы говорим, что одно лицо двойственно, когда оно имеет двуличный нрав, и, опять же, говорим, что множества представляют одно, когда они солидарны друг с другом.

И сказал младший из них отцу — действительно младший, потому что он представил требование юношеское (несерьезное) и полное безрассудства; так и грех, замышляемый кем-либо, рождая отступление от Бога, является более новым по происхождению и более поздним рождением злого нашего произволения; а добродетель — первородна, от вечности сущая в Боге, вложенная же в наши души от начала от Бога, как следствие благодати. Дай мне следующую мне часть имения. Вот какое безрассудство: не припал коленопреклоненно, не попросил, но просто сказал, и не только это, но как бы долг требует от Того, Который всем туне дает.

Что же сделал Посылающий дождь на праведных и неправедных и Заповедующий солнцу светить на дурных и добрых? — Он разделил им, говорится, средства к жизни. Видишь ли, что ни в чем не испытывает недостатка Сей Человек и Отец? — Ибо иной не разделил бы только на двоих и не только на две части, но третью часть средств к жизни сохранил бы и для себя. Но Он, как Бог, как говорит Пророк Давид, не нуждающийся в наших благах (Пс. XV, 2), только этим двум сыновьям, говорится, разделил имущество, т. е. весь мир: ибо как одно естество разделяется различной настроенностью, так и единый мир — различным использованием.

По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону, говорит Христос. Почему же он не немедленно ушел, но по прошествии немногих дней, т. е. после нескольких дней? — Потому, что лукавый обольститель диавол не сразу предлагает человеку свой собственный образ действия и грех, но понемногу убеждает, нашептывая нам и говоря: И ты, живя своим умом, не посещая храма Божия и не внимая учению Церкви, можешь и сам по себе видеть, что надо делать, и не удаляться от добра. — Когда же он отделит кого от священных богослужений и от слушания священных учителей, тем самым отдаляет его от Божественного хранения, предав его злым делам. Бог-то везде присутствует, но единственное, что — далеко от добра, это — зло, в котором, оказываясь из-за греха, мы далеко отходим от Бога.

Таким образом, младший сын удалился от своего Отца и ушел в страну, далеко сущую, и там расточил имение свое, живя распутно. Каким же образом он расточил имение свое? — Прежде всего, наше имение и богатство это — врожденный наш ум. До тех пор, пока мы держимся спасительного пути, мы имеем его сосредоточенным в отношении самого себя и в отношении Первого и Высочайшего Ума — Бога; когда же откроем двери страстям, тогда немедленно он расточается, блуждая вокруг плотских и земных вещей, вокруг многовидных услаждений и связанных с ними страстных помыслов. Его богатство — это здравый смысл, который до тех пор пребывает в нем и проводит различие между добром и злом, доколе он сам пребывает в заповедях и единении с Богом, повинуясь Высочайшему Отцу. Если же он сбросит узду, тогда он расточается на блуд и безрассудство, расточается по частям на то и другое зло.

Тогда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. Он стал голодать, но еще не обратил взор к обращению, потому что он был распутным. Посему-то: пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней. Кто же — граждане и правители той страны, которая далеко от Бога? — Конечно, бесы, под властью которых содержателем притона и главным мытарем, и атаманом разбойников, и вождем мятежников стал он — сын Небесного Отца: ибо всякая страсть из-за крайней нечистоты называется свиноподобной.

Свиньями являются те, которые валяются в грязи страстей, и младший сын стал их водителем, как превосходящий их в отношении услаждения себя, поскольку он не может насытиться от тех рожков, которые они ели, т. е. не может насытиться своею страстью.

Как это так, что естество плоти недостаточно для служения страстям распутного? — Золото или серебро, увеличившись у златолюбивого или сребролюбивого, принесло и увеличение недостатка, и, насколько бы оно не прибавилось, настолько же и настраивает более жаждать его; чуть ли не целый мир, а, пожалуй, и целый мир, не будет достаточным для одного корыстолюбивого и властолюбивого. Поскольку же людей такого типа много, а мир — один, то как возможно кому из них насытиться своею страстью? — Посему-то так и оный, отступивший от Бога, не мог насытиться: ибо — никто не давал, говорится, насытиться ему.

Да и кто бы ему дал? — Бог был далеко, единственно в созерцании Которого бывает для созерцающего радостное насыщение, по реченному: пробудившись, буду насыщаться образом Твоим (Пс. XVI, 15). Диавол же не хочет дать человеку насытиться низменными вожделениями, поскольку в душах, склонных к изменению, насыщение обычно производит перелом в отношении к ним. Итак, по справедливости, никто не дал ему насытиться.

Тогда-то только, придя в себя и поняв, в какое бедственное положение он попал, этот, отколовшийся от своего Отца, сын оплакал себя, говоря: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода.

Кто эти наемники? — Это те, которые за слезы покаяния и за смирение получают как бы некую плату — спасение. Сыновья же это — те, которые по любви к Нему подчиняются Его заповедям; как и говорит Господь: Кто любит Меня, тот соблюдет Слово Мое (Иоан. XIV, 23).

Итак, тот младший сын, лишившись сыновнего достоинства, и по своей воле изгнав себя из священного Отечества и впав в голод, осудил себя и смирился, и в покаянии сказал: Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою. Справедливо вначале мы сказали, что оный Отец (в притче о блудном сыне) это — Бог; ибо как бы тот, отступивший от отца сын, согрешил против неба, если бы это не был Небесный Отец? Итак; он говорит: я согрешил против неба — т. е. против Святых на небе, и которых жительство на небе, — и пред Тобою, Который обитает с Твоими Святыми на небе.

И уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Прекрасно, в смирении прибавляя, он говорит: Прими меня, — ибо никто сам своими силами не вступает на ступень, ведущую к добродетели, хотя бы это и было не без его свободного выбора воли.

Встал — говорится, — и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко… Как надо понимать, что он пошел, и, в то же время, был далеко; почему и Отец его, сжалившись, вышел навстречу ему? — Потому, что от души кающийся человек, тем, что имеет благое произволение и отступил от греха, приходит к Богу. Но, находясь в тирании злого навыка и дурных понятий, он еще далеко от Бога; и для того, чтобы он спасся, необходима большая свыше милость и помощь.

Поэтому-то и Отец щедрот, сойдя, вышел ему навстречу и, обняв, целовал и приказал слугам, т. е. священникам, одеть его в первичную торжественную одежду, т. е. сыновнее достоинство, в которое он был облечен ранее чрез святое крещение; и дать перстень на руку его, т. е. на деятельность души, деятельность, которая представляется в образе руки, наложить печать созерцательной добродетели, залог будущего наследия; также и обувь приказывает дать на ноги его — божественное охранение и твердость, дающая ему силу наступать на змей и скорпионов и на всякую силу вражию. Затем велит привести откормленного теленка и заколоть его и предложить в пищу. Этот Телец — Сам Господь, Который выходит из сокровенности Божества и от находящегося превыше всего престола, и как Человек, явившись на земле, как Телец закалается за нас грешных, и как насыщенный Хлеб предлагается нам в пищу. К тому же Бог устраивает общую радость и пиршество со Святыми Своими, по крайнему человеколюбию воспринимая свойственное нам и говоря: приидите, станем есть и веселиться.

Однако старший сын гневается. Мне думается, что здесь Христос изобразил иудеев, гневающихся за призвание язычников, и книжников и фарисеев, соблазняющихся тем, что Господь принимает грешников и ест с ними.

Если же желаешь понять это и в том смысле, что это говорится относительно праведников, то что тут удивительного, если и праведник не познает превосходящее всякий ум богатство милосердия Божия? Посему общий Отец утешает его и приводит к сознанию справедливости, говоря ему: ты всегда со мною, участвуя в неизменной радости; о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся: он был мертв по причине греха; воскрес благодаря покаянию; пропадал, потому что не находился в Боге; быв же обретен, он наполняет радостью небеса, согласно написанному: на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся (Лк. XV, 7). Что же это такое, что особенно удручает старшего сына?

Ты никогда не дал мне — говорит он, — и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточив имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка; ибо до такой степени преизбыточествует милость Божия по отношению к нам, что, как говорит корифей Апостолов Петр, сами Ангелы желали приникнуть в назначенную нам благодать, которая подается нам в Его воплощении. Но также и праведники желали, чтобы из-за этих благодеяний Христос пришел раньше времени, положенного для Воплощения, как и Авраам желал видеть день Его. Но Он тогда не пришел; а когда пришел, Он не пришел призвать праведников, но грешников к покаянию, и особенно ради них распинается Взявший на Себя грех мира; ибо благодать преизбыточествовала там, где умножился грех. А то, что, несмотря на требования праведников, Он не дал им ни одного из козлят, т. е. из грешников, очевидно для нас, как на основании не малого числа иных примеров, так, особенно, и из видения священного и блаженного Карпа. Ибо он, проклиная некоторых дурных людей и говоря, что не справедливо, чтобы оставались жить беззаконники и развратители правых путей Божиих, не только не был услышан, но и испытал неудовольствие Божие и услышал некие приводящие в трепет слова, приводящие к познанию неизреченного и превосходящего ум долготерпения Божия, и убеждающие не проклинать людей, живущих в грехе, потому что Бог дает им еще время для покаяния. Итак, Бог кающихся и Отец щедрот для того, чтобы показать это и к тому же представить, что обращающимся чрез покаяние Он дарует великие и вызывающие зависть дары, таким образом изложил эту притчу. Аминь.

Источник: Екатеринбургская епархия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *